Тема: психология групп.
Цель: сформировать основное представление о малых и больших социальных группах, процессах межгруппового и внутригруппового взаимодействия.
План:
Психология групп. Понятие группы.
Классификация групп. Структура группы.
Виды и структура малой группы.
Психология больших социальных групп.
Психология внутри- и межгрупповых конфликтов.
Текст:
Психология групп. Понятие группы
Во всех определениях личности подчёркивается её принадлежность к обществу, её включённость в ту или иную систему социальных отношений. Любая личность подвержена воздействиям со стороны общества на макро- и микроуровне. Макроуровень – это широкая социальная среда, вплоть до уровня всей мировой общественной системы. Микроуровень – это ближайшее окружение личности – семья, друзья, коллеги, соседи и пр.
Являясь членом группы, человек выполняет ту или иную социальную роль, которая трактуется как нормативная система действий, ожидаемых от индивида в соответствие с его социальной позицией, т.е. роль обусловлена конкретным местом человека в структуре социальных связей и не зависит от его индивидуально-психологических свойств.
Классификация ролей.
Приписанные (обусловлены дифференциацией людей по половому признаку – гендерные роли).
Достигнутые (выполняются в той или иной профессиональной области).
Специфические (взаимоотношения на основе особых четко ограниченных целей).
Диффузные (не имеет особой специальной направленности).
Итак, группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.
Классификация групп. Структура группы.
Классификация групп.
1. Первичные и вторичные группы. Первичные – это контактные группы, в которых взаимодействие осуществляется «лицо к лицу» и её члены объединены эмоциональной близостью (семья, друзья). Вторичные группы – характеризуются безличным взаимодействием её членов, которое обусловлено официальными организационными отношениями. Члены такой группы объединены с целью получить какие-либо экономические, политические или другие выгоды (профсоюз, политическая партия).
2. Формальные и неформальные. В основу этого деления кладётся характер структуры группы. Под структурой имеется ввиду существующее в ней относительно постоянное сочетание межличностных отношений. Формальная группа характеризуется обеспечением выполнения определённых официальных задач. Связи, составляющие формальную структуру безличны. Неформальная структура определяется внутренними факторами и является следствием личного стремления индивидов к тем или иным контактам и отличается большей гибкостью по сравнению с формальной.
Классификация групп:
1. По размеру:
1) большие
2) малые
3) микрогруппы (диады, триады)
2. По общественному статусу:
1) формальные
2) неформальные
3. По непосредственности взаимосвязей:
1) реальные (контактные)
2) условные
4. По уровню развития:
1) низкого уровня развития (ассоциации, диффузные группы, корпорации)
2) высокого уровня развития (коллектив)
5. По значимости:
1) референтные
2) группы членства
Функции групп.
Социализация – в группе индивид овладевает рядом необходимых социальных умений и навыков.
Инструментальная – осуществление в группе совместной деятельности, которая не возможна в одиночку.
Экспрессивная – удовлетворение потребностей людей в одобрении, уважении, доверии, получение удовлетворения от общения с психологически близкими людьми.
Поддерживающая – в трудных ситуациях люди стремятся к объединению для получения психологической поддержки.
Одним из важных факторов, определяющих свойства группы, является её размер и численность. Группа начинается с диады (соединение двух лиц). Диада представляет собой специфическое человеческое образование: межличностные связи отличаются большой прочностью и принадлежность к диаде вызывает более высокую степень удовлетворённости её членов; хотя диаде свойственна особая хрупкость, т.к. любая другая группа может существовать, если лишается одного из её членов, чего нельзя сказать о диаде. Группа, состоящая из трёх лиц – триада. Триаде также свойственна специфичность, т.к. каждый из её членов может действовать в двух направлениях: способствовать укреплению этой группы или стремиться к её разъединению.
Малая группа – это группа, которая состоит из небольшого числа лиц (от 2-х до 10), имеющих общую цель и дифференцированные ролевые обязанности. Эта цель проистекает из общих интересов членов группы, которые проявляют удовлетворённость своим взаимодействием, которое осуществляются на основе сравнительно частых непосредственных контактов (лицом к лицу).
Группа, состоящая из 30-40 человек и больше – большая группа. Характеризуется непостоянством неформальных контактов, и внутри такой группы может возникать несколько неофициальных подгрупп.
Факторы, влияющие на структуру группы.
Цели группы
Степень автономности группы
Социально-демографические, социальные и психологические особенности членов группы
Величина
Психология групп
12.07.2012Группа — звено системы общественных отношений, преломляющихся в специфике непосредственных («лицом к лицу») межличностных контактов, развитие которых, опосредованное фактором совместной деятельности, ведет далее к обретению группой разнообразных социально-психологических характеристик.
Выделяют следующие признаки, отличающие группу от простого скопления людей:
- некоторая продолжительность существования,
- наличие общей цели или целей,
- взаимодействие членов группы,
- развитие хотя бы рудиментарной групповой структуры,
- осознание входящими в группу индивидами себя как «мы» или своего членства в группе.
Признаки группы как целостной микросистемы социальных и психологических отношений описываются через ее структурные, динамические и феноменологические характеристики.
Структура группы описывается через статус входящих в нее индивидов. Статус (от лат. statys — положение, состояние) — это положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах (в зависимости от уровня их развития и от содержания деятельности и общения) один и тот же индивид может иметь разный статус.
Наивысшим статусом в группе характеризуется ее лидер и руководитель.
Лидер (от англ. leader — ведущий):
- за ним признается право принимать решения в значимых для группы ситуациях,
- играет ведущую роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе,
- обычно выдвигается стихийно,
- может не иметь официальных прав и обязанностей в группе,
- ему не даны официальные санкции воздействия на подчиненных,
- в сфере своей активности ограничен в основном внутригрупповыми отношениями,
- не несет официальной ответственности за состояние дел в группе.
Выдвижение в лидерскую позицию обусловлено в конечном счете эффективностью вклада члена группы в решение групповой задачи (т. е. в сферу инструментальной активности группы) или в сферу эмоциональной активности группы. Соответственно указанным сферам рассматриваются две лидерские роли: роль инструментального (целевого) и роль экспрессивного (эмоционального) лидера (Bales R. F., Sloter P. F., 1955).
Лидирование в сфере ведущей (чаще всего — инструментальной) деятельности группы нередко сопряжено с реализацией действий, имеющих выраженную управленческую окраску. Выделяют следующие лидерские роли: лидер-организатор (осуществляет функцию групповой интеграции), лидер-диспетчер (своего рода дирижер внутригруппового взаимодействия), лидер-генератор идей, лидер-мотиватор, лидер-идентификатор (идентификация — следование поведенческим и личностным характеристикам другого лица как их реальное воспроизведение либо в сходных поведенческих актах, либо в символических эквивалентах поведения), лидер-эрудит и др.
Лидерская роль может и не нести в себе организационного начала. Основу лидерского влияния могут составить эмоциональные, нравственные и просто сугубо профессиональные характеристики личности лидера. Лидерство выступает в качестве существенного механизма саморегуляции внутригрупповой жизни. Посредством лидерства упорядочивается система неформальных отношений.
В качестве фактора организации официальной структуры выступает руководство.
Руководитель:
- обычно назначается официально,
- ему официально предоставляются некоторые права и обязанности,
- обладает определенной системой официально установленных санкций для воздействия на подчиненных,
- представляет свою группу во внешней организации и решает вопросы, связанные с ее официальными отношениями вовне,
- несет официальную ответственность за состояние дел в группе.
Основные функции руководителя:
- организация и контроль деятельности подчиненных,
- принятие решения,
- представительство во внешней социальной среде,
- воспитательная функция,
- экспертно-консультативная функция.
Психологическое влияние, оказываемое руководителем на членов группы выражается в том, что он выступает для них не лидером (лидером является кто-то из партнеров «по горизонтали»), а скорее авторитетом, или, лучше сказать, лидирующим авторитетом. Причем авторитет бывает официальным (авторитет должности) и реальным (фактическое уважение, доверие подчиненных и то влияние, которым пользуется руководитель). Должность автоматически не обеспечивает реального авторитета, который нужно завоевывать, подкреплять, отстаивать.
Изучение структуры группы возможно не только через выявление статуса отдельных составляющих ее индивидов, но и через анализ межличностных отношений в группе.
Межличностные отношения — субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т. е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения. При этом возможно рассогласование субъективно переживаемых и реально существующих связей индивида с другими людьми.
Для изучения структуры группы используется социометрическая методика
Ключевые слова: ГруппаИсточник: Творогова Н.Д., Общая и социальная психология
Материалы по теме |
---|
Мотивы объединения молодежи в неформальные малые группы Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. — Москва; Берлин :… |
Взаимодействие в группе Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов |
Ролевая структура детского коллектива Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. — Москва; Берлин :… |
Формирование групп и команд Столяренко Л.Д. — психология управления (Высшее образование) |
Сущность, содержание, основные причины групповых конфликтов Н. А. Лобан. Конфликтология УМК — Минск.: Изд-во МИУ, 2008 |
Группа как объект управления Полюшкевич О.А., Введение в психологию управления |
Структурные характеристики группы Занковский А.Н., Психология деловых отношений |
Природа социальных групп в организациях Фролов С.С., Социология организаций |
Групповая психология и групповая психотерапия
Групповая психология и групповая психотерапия — специальность, основанная на фактических данных, которая готовит лидеров групп к выявлению и использованию возможностей развития и исцеления, заложенных в межличностном/внутриличностном функционировании отдельных членов группы, а также коллективно для группы. . Акцент делается на использовании групповой динамики для оказания помощи и лечения отдельных членов группы. Специальность применима ко всем возрастным группам, детям, подросткам, взрослым и пожилым людям, для самых разных состояний и проблем, а также в многочисленных и разнообразных условиях.
Специализированные знания
Специальность требует базы знаний, в которой особое внимание уделяется следующему:
- Групповое и индивидуальное развитие участников.
- Групповые интервенции в целом, чтобы включить групповой процесс и комментарий к процессу.
- Эффективные групповые принципы и практики, основанные на фактических данных, такие как терапевтические групповые факторы.
- Применение теории и практики групповой психологии и групповой психотерапии к различным группам.
- Навыки эффективного группового фасилитации.
- Консультации, супервизия и интервенции по групповым и членским вопросам, проблемам и опасениям.
Решенные проблемы
Группы используются для решения проблем, вопросов и проблем для многих и различных аудиторий всех возрастов. Примеры проблем, рассматриваемых по группам, следующие:
- Эмоциональные и психические расстройства согласно определению в Диагностическом и статистическом руководстве (DSM).
- Медицинские болезни.
- Поведенческие проблемы и опасения.
- Трудности в межличностных отношениях и общении.
- Жизненные переходы.
- Поддержка и развитие навыков преодоления и управления развитием состояний.
- Травма и кризис.
- Стресс и снижение стресса.
Население, обслуживаемое
Группа населения, обслуживаемая групповой психологией и групповой психотерапией, включает:
- Подростки, дети, взрослые, пожилые люди.
- Заключенные уголовники.
- Стационарные больные.
- Пациенты, злоупотребляющие психоактивными веществами.
- Пациенты общежития.
- Ветераны и действующая военная служба.
- Колледжи, университеты и школы.
Используемые навыки и процедуры
Оценка состоит из индивидуальной и групповой оценки. Индивидуальная оценка делает упор на оценку пригодности человека для конкретной группы (скрининг), такую как уровень навыков межличностного общения и способность участвовать в групповом процессе, а также психологическую оценку проблем, мотивации, диагнозов и аналогичных вопросов, связанных с успешными результатами. Групповая оценка включает оценку групповых факторов, таких как групповой климат, групповая сплоченность, групповая динамика и то, как члены группы относятся друг к другу и к лидеру группы. Оценка также помогает выявить научно обоснованные предикторы преждевременного прерывания беременности, а также факторы, побуждающие к положительным результатам лечения.
Вмешательство заключается в продвижении положительных изменений эмоционального, когнитивного, реляционного и физического благополучия с использованием стратегий, основанных на доказательствах. Интеграция теорий (таких как межличностная, поведенческая, когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), диалектико-поведенческая терапия (ДПТ), психодинамическая, экзистенциальная терапия, терапия принятия и приверженности (ACT) с практикой применительно к состояниям, проблемам и проблемам.
Консультация включает специалистов в области групповой психологии и групповой психотерапии, консультирует других специалистов в области здравоохранения, сервисных агентств, юридических лиц, медицинских больниц, военных и ветеранских учреждений, школ, колледжей и университетов, бизнеса и промышленности, спортивных и спортивных специалистов, профессиональных организаций, исправительных учреждений. , реабилитационные учреждения, а также религиозные и духовные организации.
Страница не найдена | О Лидерах
Попробуем вернуть вас на правильный путь. Попробуйте найти нужный вам контент.
Или… Попробуйте другие популярные материалы здесь…
5 самых простых языков программирования для изученияКарьера в разработке программного обеспечения — достойный выбор. Так как спрос на хороших разработчиков с каждым годом растет и зарплаты растут
Читать далее
5 самых простых языков программирования для изучения
Привить ответственность вашей команде
Видеоинструкция по воспитанию подотчетности Доктор Мэри Кэй – о лидерах Соучредитель и Создатель системы успеха высшего лидера Привитие подотчетности Подотчетность! Как часто
Читать далее
Привить ответственность вашей команде
Укрепление доверия в вашей команде
Построение доверия Обучающее видео Доктор Мэри Кэй — о лидерах Соучредитель и абсолютный лидер Создатель системы успеха Несмотря на важность построения
Читать далее
Укрепление доверия в вашей команде
Фитнес и лидерство
Связь между физической подготовкой и лидерством восходит к тысячелетию назад, когда фраза «пригоден для лидерства» буквально означала, что человек был
Читать далее
Фитнес и лидерство
Невозможные конфликты на рабочем месте разрешены – примерно за час
Представьте, что у менеджеров есть процесс разрешения неразрешимых конфликтов на рабочем месте. Не любые конфликты, а неприятные, глубоко укоренившиеся и долгосрочные
Читать далее
Невозможные конфликты на рабочем месте решены примерно за час
Обучение лидерству и управлению имеет решающее значение
Обучение лидерству и управлению имеет решающее значение для любой руководящей должности. Если у вас большая команда или вы только что получили работу,
Читать далее
Обучение лидерству и управлению имеет решающее значение
10 Примеры анализа управления эффективностью сотрудников
Компании должны время от времени проверять эффективность своих сотрудников. Это один из самых эффективных способов определить, что нужно
Читать далее
10 примеров обзора управления эффективностью сотрудников
10 областей воздействия ИИ Практика управления эффективностью
В вихре ежегодных личных оценок многие сотрудники отдела кадров работают над завершением оценки эффективности своей команды и составлением плана на
Читать далее
10 областей влияния ИИ на методы управления эффективностью
Как легко вести откровенный разговор
У меня была возможность поработать с несколькими лидерами над откровенными разговорами и их общими лидерскими качествами.