что это такое, виды иллюзий
Иллюзия – это человеческое восприятие предмета либо явления искаженным образом. Понятие иллюзия появилось от латинского illudere – обманывать. Иначе говоря, основные причины иллюзии – это следствия обманов восприятия. Чтобы раскрыть эти обманы, изменить заведомо ошибочные действия от них, для этого сегодня изучаются и раскрываются причины иллюзии психологами. Также это популярная и любопытная тема для обычного человека, она сродни игре с органами наших чувств. Наиболее известны, легко наблюдаемые иллюзии зрения, они происходят из-за особенностей глазного строения, переоценки величины, неправильного восприятия движения, контраста.
Что такое иллюзия
В психологии это формирование нового предметного надмодального образа взамен образа настоящего, реального предмета. Если сказать просто, это когда человек воспринимает одно вместо другого.
Понятие иллюзия также используется иногда для обозначения самих конфигураций раздражителей, от которых выстраивается неадекватное восприятие.
В психологии иллюзия это явление, свойственное здоровым людям. Тогда как галлюцинации и бред уже изучаются психиатрами и психоаналитиками.
В чем назначение иллюзорного восприятия, какова функция, отведенная ему в психической реальности человека? Иллюзии возникают, чтобы снять некоторую неопределенность, разрешить какую-то спорную ситуацию. Подобно процессу опредмечивания тревоги, когда человек переживает о чем-то и ищет объяснение, повод, выход своей тревоге и находит этот предмет, то посредством образовавшегося предметного образа через иллюзию человек получает упорядоченную организацию воспринятого материала. Тем самым иллюзии отыгрывают компенсаторную роль, помогают разрешить неопределенность, напряжение и беспокойство, появляющиеся от неоднозначности происходящего. Даже если появившийся предметный образ негативно окрашен, то психика стремится к его созданию, так как тогда человеку хотя бы ясно, чего нужно бояться, и можно перейти к действиям. Конечно, действия на базе иллюзорного восприятия будут ошибочными.
Возникновение иллюзорного восприятия обусловлено также и социально. Проводился не один эксперимент, когда на изначально верное восприятие испытуемого направленно влияли поведением остальной массы людей и подавляющее большинство испытуемых теряли остроту восприятия под давлением социума. На искажение восприятия влияет наша мотивация, поскольку в зависимости от желаний и бессознательных устремлений у человека могут сформироваться ложные образы. Также имеет значение прошлый опыт, когда человек уже привык к восприятию того или иного явления определенным образом.
При изменении стимула образ предмета может остаться прежним или получить искажения, что особенно заметно при профессиональной деформации. Благодаря привычкам человек не только сокращает время и ресурсы на выполнение знакомой задачи, но и теряет способность живо, свежо и полностью правильно воспринимать ее даже при незначительных отклонениях от привычного хода событий. В зависимости от потребностей, находясь в стремлении их удовлетворить, также можно получить неправильный образ объекта. Примером здесь служит мираж в пустыне, который видится уставшим и жаждущим путникам. Конечно же, на количество ошибок восприятия реальности влияет и уровень интеллектуального развития, ведь известно, что незнание тех или иных явлений порождает слухи и легенды.
Значимо участвует в создании иллюзорного восприятия и эмоциональное состояние, в грусти и в радости в одной картине можно увидеть разные детали и смыслы. В трансформации образов действительности участвуют установки, картина мира, смысловые образования. Интересно, что особенности иллюзий человека могут говорить о его типологических особенностях как личности, свойствах характера, психологическом состоянии, самооценке, подверженности внушению, патологических нарушениях. Также на возникновение иллюзорного восприятия может влиять актуализация в сознании образа значимой другой личности или ситуация взаимодействия с ней.
Виды иллюзий
Вслед за Карлом Ясперсом мы рассмотрим такие виды иллюзий.
Первый – это аффективные, связанные с эмоциональным состоянием, чаще всего страхом. Например, по темному переулку ночью идет девушка, спеша и остерегаясь всего, и видит в темном углу маньяка. Однако это лишь мусорный бак. Чтобы развеять иллюзорное восприятие, нужно улучшить условия контакта с этим объектом, например, подойдя поближе и получше его разглядев, девушка бы поняла, что никакого маньяка нет. Однако она это не сделает и иллюзорное восприятие будет влиять на ее поведение.
Второй вид – это иллюзии внимания. Их можно сравнивать с иллюзиями установки, у них схожие механизмы. Внимание может быть повышено либо снижено. Повышенное внимание тоже часто появляется в связке с эмоциональным состоянием. Они часто возникают при ожидании чего-то важного – звонка, сообщения, прихода человека. Ситуации же сниженного внимания – это, к примеру, когда уставший студент ночью готовится к экзамену и читает одно слово вместо другого.
Связь иллюзии с установкой можно показать на шуточном примере. Психолог идет по улице, видит в окне магазина книгу «Душевные установки». Заходит, с желанием полистать и, возможно, купить, но видит, что книга называется «Душевые установки».
И третий вид – парейдолические иллюзии, также их называют парейдолиями. Название произошло от греческих слов para – рядом и eidolon – образ. В качестве примера такой иллюзии можно привести ситуацию, когда человек смотрит на ковер, а вместо узора видит, что не изображено: животных, лица. Из элементов рисунка он выстраивает нечто другое, переструктурирует рисунок. Такие иллюзии наблюдают люди с сильно развитым воображением, в пограничных состояниях или с заболеваниями.
Парейдолические иллюзии могут быть статическими или двигаться – например, в узоре можно увидеть стадо скачущих оленей. В отличие от остальных иллюзорных восприятий, парейдолии сложно развеять. Присматриваясь все больше, человек воспринимает иллюзию только еще более реальней. Однако можно достичь некоей точки иллюзорности, позволяющей переключать эти образы восприятия.
Парейдолические иллюзии наиболее убедительно иллюстрируют, что в основе искажений восприятия лежит перестройка системы внутрипредметных отношений, что хорошо объясняют гештальт-психологи. Когда на элементы рисунка накладывают другую форму, переосмысливают связи между элементами, то получают новый образ, он встраивается в систему межпредметных отношений. Например, мусорный бак в темной стороне переулка, который был вместо маньяка в воображении девушки, при рассмотрении находится там же, где виделся маньяк и так же освещен.
Иллюзии также можно классифицировать и по модальности. Можно выделять отдельно вербальные иллюзии. Хороший пример вербального восприятия видно в произведении «Лолита» Набокова. Гумберт привозит Лолиту в гостиницу, ночь, идет дождь, лопается фонарь – напряженная атмосфера, Гумберт в раздумьях слышит голос незнакомца: «Как же ты ее достал?». Он переспрашивает: «Простите?». «Дождь перестал», – говорит незнакомец. И дальше в разговоре Гумберт говорит: «Она моя дочь». «Врешь, не дочь», – снова слышится ему ответ, он переспрашивает. «Дождь перестал», – говорит незнакомец. Это прекрасная иллюстрация того, что мы слышим то, что хотим либо опасаемся услышать.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Иллюзии мышления или как мы обманываем себя и других по жизни. Воздушные замки и как снять розовые очки? Психологические ловушки мышления, реальность и восприятие
– Ты суслика видишь?
– Нет!
– И я не вижу, а он есть!
(с) диалог из фильма «ДМБ»
Поговорим сегодня про иллюзии. Не те иллюзии, которые вы видите на представлениях фокусников, но те иллюзии, которые мы сами создаем и видим каждый день вокруг. В самом начале, хотелось бы оговориться, что тема эта настолько обширная и спорная, что нет ни малейшей возможности раскрыть данный вопрос в одной единственной статье.
Как только мы начинаем говорить про реальность и иллюзии, мы сразу же попадаем в ловушку нашей психики. Дело в том, что мы устроены таким образом, что субъективно воспринимаем окружающий мир через наши органы чувств.
Мы не воспринимаем мир таким, каков он есть, мы создаем свою собственную модель этого мира. Широко известен такой тезис: «карта – не есть территория».
Откуда мы берем свои знания о реальности вокруг?
С самого раннего детства, когда мы совершенно открыты и наивны, не обладаем способностью критически относится к происходящему, в нас начинают загружать “различные карты”. Сперва, это делают наши родители и близкие, затем, продолжают посторонние люди, школа, СМИ, друзья, общество, институт. Потом мы выходим в реальную жизнь, и порой оказывается, что мир не такой, каким мы его себе представляли. Здесь мы сталкиваемся с крушением своих иллюзий. Но какой бы болезненный этот процесс не был, не стоит беспокоиться, очень быстро на этом месте мы создадим новую иллюзию.
Я еще раз хотел бы подчеркнуть, что люди не делятся на тех, кто живет в реальности и тех, то пребывает в иллюзиях. В той или иной степени, мы все живем в собственных иллюзиях.
С практической точки зрения, важнее насколько ваши иллюзии оказываются жизнеспособными и позволяют вам иметь хорошее качество жизни, быть счастливым, либо наоборот, делают нас несчастными заложниками собственных неврозов. Наше сознание – это самый великий иллюзионист, который с одной стороны, защищает нас от хаоса Вселенной, отбирая только ту информацию, которую считает нужной и безопасной, но с другой стороны, выполняет роль тюремщика, не позволяя выйти за рамки созданного мира.
В каждую секунду времени на нас воздействует огромное количество информации, но только наше сознание искажает, обобщает, а что-то и вовсе пропускает, чтобы не дай Бог вы не заподозрили неладное. Самым частым и действенным механизмом, который контролирует наше поведение – является страх во всех его проявлениях.
Помните интернет-мем про платье, которое часть людей видели как белое-золотое, а часть людей были уверены в том, что оно сине-черное. Мне кажется, уже не осталось ни одного офиса, в котором бы не успели обсудить этот феномен.
Но давайте теперь перейдем от космических масштабов, к нашей повседневной жизни. Что нам эти черные дыры и гравитационные поля и искажение пространственно-временных континуумов? Здесь бы со своей жизнью разобраться!
Я могу похвастаться, что каждый день встречаюсь с другими реальностями и другими Вселенными. Как? Да очень просто – я встречаюсь с людьми. Когда человек мне рассказывает про свою жизнь, я не перестаю удивляться, насколько все по-другому у него там устроено.
Каждый из нас является для другого окном в иной мир.САМЫЕ БОЛЬШИЕ ИЛЛЮЗИИ ЧЕЛОВЕКА В ЖИЗНИ
Иллюзия бессмертности.«Что за бред?» – скажите вы. Казалось бы, все люди понимают, что они смертны, но в то же время, в нас существует этот самый страх смерти. И главную роль, которую он выполняет – это попытка всяческими путями уберечь нас от опасностей, в конечном счете, обмануть смерть. Одна проблема, этот самый страх проявляется каждый день во всех сферах жизни. «Я не пойду туда, потому что это может быть опасно для моего здоровья. Я не стану это делать, потому что это опасно для моего благополучия. Я, в принципе, избегаю любых опасностей»
Однажды я наблюдал за своим 3-летним сыном, который пытался взобраться на кучу щебня. Там лежали довольно большие камни, мой сын без всякого страха пытался взобраться на самый верх. Я беспокоился за его жизнь и здоровье, и начал одергивать, говоря, «это опасно, не лезь туда, сейчас же прекрати, осторожно ты оступишься и упадешь!». И в эту минуту я задумался «а как он сможет взбираться на свои жизненные горы, если я его научу бояться?» Ведь как часто мы в жизни подходим к «своей горе» и отказываемся даже от попытки на нее взобраться, потому что боимся падения.
Вот так и работает наш страх смерти.
Иллюзия всемогущества.Где-то в глубине души, нам кажется, что на самом деле мы все можем, что все от нас зависит, мы практически идеальны, осталось совсем чуть-чуть. Мы гоним от себя даже саму мысль, что мы всего лишь человек, и при этом весьма ограничены, нам слишком многое неподвластно, и мы никогда не станем идеальными.
Иллюзия личной ответственности.Удивительно, но одновременно с иллюзией всемогущества, в нас существует и иллюзия нашей ответственности за свою жизнь. Ведь каждый человек, не моргнув и глазом, скажет, что, конечно же, он отвечает, и за свои мысли, и решения, и действия. И в большинстве случаев – это будет наглая ложь! Достаточно начать расспрашивать такого человека о его жизни, и он с удовольствием все начнет списывать на обстоятельства, случай, судьбу или наследственность. «Мне не повезло, виноваты родители, общество, государство, так случилось, я не знаю, почему так вышло, что-то нашло на меня» Вот маленький перечень из большого списка оправданий, который есть у каждого. Даже в отношениях, всегда виноват кто-то другой, он был плохой, а собственного вклада никто не замечает. Не секрет, что сегодня многие люди лишь наблюдают, как мимо проходит жизнь. Спросите себя «как я прожил последнюю неделю, последний месяц?» Как много удастся вспомнить, и как много вы принимали АКТИВНОЕ участие в своей жизни? Хорошо, если ваш рассказ за неделю уложиться в час, у некоторых и того меньше.
Иллюзия свободы выбора.Еще одна «милая ложь». Для того чтобы выбирать, мы должны иметь альтернативы, но ни в своих мыслях, ни в своих чувствах, большинство из нас не имеют такой роскоши. Люди даже свои чувства описывают как «меня охватило чувство», как будто это объект материального мира, который пришел, ударил по голове, связал и утащил в рабство. Человек испытывает чувство, а не наоборот, чувство испытывает человека. Очень многое в нашем поведении, в наших решениях подвержено эмоциональным мотивам.
Вы, наверняка, наблюдали, что в одной и той же ситуации, разные люди ведут себя по-разному, и могут испытывать довольно разные чувства. А не задумывались почему? Большинство людей в конкретной ситуации просто рефлектируют (выдают одну-две эмоциональных реакций, которым они научились в своей жизни), практически не осознавая, что происходит в конкретную секунду их жизни. С этим феноменом сталкиваются все, кто когда-либо обращался за психологической помощью. Поэтому осознавание своих чувств и эмоций – это первое чему учатся клиенты на своей психотерапии, это то, что в конце концов, и дает в последствии реальную свободу выбора. Примерно та же картина и с нашими ментальными схемами: мы привыкли так думать и так поступать, потому что у нас нет другого опыта, и это сила привычки.
Иллюзия отдельности.Нам кажется, что мы можем существовать отдельно от остальных, что мы не имеем ничего общего с остальными 6 миллиардами людей на планете, а также тех, кто жил до этого. Но хотим мы этого, или нет, однако мы являемся существами социальными, которые не могут существовать отдельно, более того, длительная изоляция без всякого контакта, способна разрушить нашу психику. В истории достаточно таких примеров. Мы склонны упускать из вида, что являемся результатом генов, воспитания, обучения, окружения и других факторов. Мы плохо знаем свои семейные истории, чтобы могли проследить некоторые жизненные сценарии, которые реализуются из поколения в поколение. Сколько мне приходилось быть свидетелем того, как люди, начав рассказывать про своих родителей, бабушек и дедушек, с удивлением, вдруг обнаруживали 100% совпадение отдельных жизненных сценариев, а начав во взрослом возрасте расспрашивать подробнее о своей семье, были просто поражены этим историческим совпадениям.
Иллюзия счастья.Большинство из нас живет с твердой уверенностью, что счастье – это что-то, что находится вне меня, что для этого чувства, мне необходимо чем-то обладать. Современные маркетологи отлично знают про этот обман, поэтому стараются выпустить как можно больше товара, который по их заверениям, должен сделать вас счастливыми. Но ни один предмет на свете не способен вас сделать счастливее, скорее вы будете чувствовать себя несчастным, потому что у вас его нет. Все, что есть в нашей жизни, мы склонны обесценивать и воспринимать как несущественное. Мы даже не умеем быть благодарными за это. И, как правило, начинаем ценить только тогда, когда безвозвратно теряем (здоровье, отношения, родственников, просыпаться каждое утро и просто жить). В сегодняшнем мире принято считать «нормальным» состояние «несчастного человека». Несчастным быть, в принципе, несложно, для этого ничего не нужно делать, а вот чтобы быть счастливым, придется поработать над собой. Порой, быть счастливым или несчастным – это на самом деле вопрос лишь нашего РЕАЛЬНОГО выбора. Но пока в нас жива иллюзия счастья, мы никогда не испытаем настоящего счастья.
Иллюзия вины или жертвы.В наших действиях присутствует иллюзия ответственности, и когда эти действия приводят к «плохому» результату, приносят «вред себе или другим», автоматически возникает ощущение вины. «Я виноват, потому что принял такое решение и поступил соответственно». Иллюзия вины заставляет человека страдать, быть жертвой, которая искупает свою вину. Здесь стоит вспомнить проблемы воспитания. С каким количеством «мракобесия» порой приходится сталкиваться, общаясь с людьми. Порою, женщины готовы испытывать вину за любые свои проявления и чувства. Хочет выглядеть ярко, привлекательно и сексуально? Добро пожаловать в «проститутки»! Никто, никто этой женщине в реальности не скажет таких слов, может только в детстве мама с горяча, но она всю жизнь проживет с этим чувством. Подверглась сексуальному насилию? Конечно, сама виновата, ведь пословица гласит «сучка не захочет, кобель не вскочит»! Пьет муж? Естественно, виновата плохая жена!
Я говорил в начале, что эта тема очень большая, поэтому возможно, мы вернемся к продолжению в следующий раз. А сегодня, на этом позвольте закончить, надеюсь, пищи для размышлений у вас хватит.
читать другие статьи на этом сайте:
социальные роли, которые мы играем
про сильных женщин и слабых мужчин
детская психологическая травма
почему мужчины уходят от женщин
психология метеринства
чем иллюзии отличаются от галлюцинаций?
Пришедшее с латинского языка слово «иллюзия» переводится как обман или заблуждение. Это и остается самым точным описанием этого термина. Яркий красочный мир иллюзии — не всегда вымысел, но всегда это обманчивое ощущение, которое вырывает из реальности и мешает жить обычной жизнью. Причин возникновения иллюзий много, равно как и ее видов.
Что такое иллюзия?
Подобное явление может создать умелый фокусник или сама мать — природа, но случается, что человек сам вводит себя в обман. Иллюзия это, когда реальный объект ли явление воспринимаются в искаженном виде и понимаются неоднозначно. Считается, что иллюзия спутник каких-либо психических болезней, но это не совсем верно, здоровый человек так же способен на себе ощутить иллюзию. Как можно увидеть иллюзию?
- Вследствие оптического обмана.
- Находясь в непривычном для человека состоянии (наркотическое опьянение, при патологии или стояния аффекта).
В житейском понятии, под иллюзией подразумевают надежды и мечты. Нереальный мир, который создает иллюзия, является миром самообмана, и служит как средство, которое облегчает человеку жизнь или вовсе является полётом его фантазии. Человеческое сознание всегда стремится оградить себя от потрясений и стремиться к иллюзии, побуждает мечты о чуде, создает образы «красивой жизни» или идеальных людей.
Чем иллюзии отличаются от галлюцинаций?
Жизненные ситуации могут создавать такие условия, при которых у людей будут наблюдаться расстройства восприятия. Вызывать подобные расстройства могут иллюзии и галлюцинации, от них не огражден даже здоровый человек. Как отличить одно от другого:
- Вследствие иллюзии можно увидеть реальные вещи совершенно с другой стороны или с большим искажением действительности. Обычные ошибки, с которыми человек может что-то увидеть, к примеру, в сумраке принять одни вещи и предметы за другие, яркий лист с дерева принять за грибную шляпку, могут быть у вполне здоровых людей. Следует отличать подобные ошибки от болезненного восприятия действительности.
- Галлюцинации появляются там, где ничего нет. Преследующие образы могут возникнуть на фоне психоза. У здоровых людей возникают, если они находятся в состоянии, когда их сознание изменено.
Иллюзии восприятия
Восприятие человека несовершенно, и порой можно увидеть образ, услышать звук, почувствовать вкус не такой, каким он является на самом деле. Нормальное явление, что на фоне искаженного восприятия головной мозг выстроит образы не соответствующие реальности. Человек способен создать видимость того, чего нет в реальности или напротив не заметить очевидность. Иллюзия восприятия в психологии — это наблюдение явлений, даже если человек понимает, что это на грани возможного. Так можно увидеть мираж, искажение объекта в воде и многое другое.
Какие бывают иллюзии?
На каждый орган чувств найдется минимум одна иллюзия, их очень много. Виды иллюзий, которые может переживать человек имеют свое подразделение:
- оптические – это ошибочное зрительное восприятие;
- звуковые – сбой в слухе;
- физиологические – периферические или центральные звенья органов чувств заработали не правильно;
- осознаваемости – ощущение присутствия, относят и к формам галлюцинации;
- физические – связаны с явлениям природы;
- аффективные – могут появиться при резкой смене настроения;
- органические – ошибочное восприятие цветов, размеров и форм;
- парейдологические – создание при помощи мысли картин.
Парейдолические иллюзии
Иллюзорные восприятия реальных объектов называются парейдологической иллюзией. Такие иллюзии могут возникнуть, когда человек рассматривает рисунок обоев, ткани, пятна или трещины, облака. Можно увидеть не только лица или предметы, но и фантастические образы. Происходит это в результате эффекта двойственного изображения, когда иллюзия возникновения глубины или распознавательных образов создана специально, для провокации. Такой вид может наблюдаться у нескольких людей сразу при рассмотрении, какого-то общеизвестного предмета, например культурного достояния.
Аффективные иллюзии
Находясь в определенном эмоциональном состоянии души, и при этом, оказавшись в незнакомом месте, человек способен увидеть почти невероятное. Яркий пример – ночное посещение кладбища. Находясь под действием страха и в ожидании чего-то недоброго, любой человек способен увидеть аффективную иллюзию. Или при боязни пауков, и наличии нового, незнакомого места, человек будет опасаться их появления отовсюду. Многие люди способны увидеть разные разновидности иллюзий. Аффективная иллюзия может появиться даже у здорового человека.
Физические иллюзии
Некоторые летчики в своих рассказах акцентируют внимание, что если лететь над морем, когда в нем отражаются звезды, то возникает ощущение перевернутого полета. Основная особенность физических иллюзий, это их зависимость от психического состояния. Иллюзии физиологические или физические — это кратковременные явления, они эпизодичны. Если человек способен критически оценить ситуацию, понять, что это иллюзия, то это свидетельствует о его психологическом здоровье.
Как создаются физиологические иллюзии? Яркий пример – это нарушение глазомера, когда «на глаз» очень сложно определить расстояние от человека до объекта. Реальные показатели и ложное восприятие расстояния и порождают такой тип иллюзии. Почти все люди сталкиваются с подобным типом иллюзии и зная, что это иллюзия, легко корректируют ее. Подобный тип иллюзий это особенность строения глаза и световые эффекты.
Когнитивные иллюзии
Возникают такие явления благодаря тому, что человек начинает строить предположения о мире, которое приводит к анализу, порой бессознательному. Когнитивные иллюзии это ошибочное мышление, оно складывается в результате ментального поведения. Такая иллюзия человека — это пример быстрого мышления, если бы человек изначально провел анализ своих мыслей, то она бы не возникла. Когнитивные искажения активно изучает психотерапия потому, что они несут в себе последствия личностного и социального характера.
Иллюзии — психология
Все люди склонны к переживаниям, принятию сложных решений, ищут ответы на вопросы. Иллюзий у людей возникают, что бы снять неопределённость в некоторых вопросах. Что такое иллюзия в психологии? Это формирование собственного образа видения и подмена его, взамен настоящему и реальному. Иллюзии могут помочь человеку снять беспокойство и напряжение. Даже если в иллюзиях образ будет негативно окрашен, то человек будет предупрежден, чего ему следует опасаться.
Такое мышление изначально ошибочно и может ничего общего с реальностью не иметь. Психологи не относят такие иллюзии к болезням человека, но рекомендуют перестать жить в иллюзорном мире. Жить иллюзиями постоянно, по меньшей мере, глупо. Если человек живет и питает постоянно иллюзии в отношении других людей, то ему необходимо обратиться к психологу.
Причины иллюзий
Когда человек наблюдает, как ложка согнулась при погружении в стакан с водой, то это не нарушение психики. Это иллюзия, которая может возникнуть у любого здорового человека. Иллюзии чаще возникают у человека с бурной фантазией, посещают людей творческих. От напряжения или усталости люди могут увидеть и услышать что-либо неправильно. Но если иллюзия уже верная подруга и наведается с завидной периодичностью, то это скорее уже заболевание психики.
Значение имеет и какая конкретно иллюзия приходит к человеку. Звук капающей воды из закрыто крана, это еще не повод бежать к врачу, куда серьезнее, если периодически слышатся голоса. О причинах многих иллюзий не известно и по сегодняшний день, научного объяснения они не имеют. Жить в мире иллюзий — это осуществлять строительство своей жизни так, как будто существование человека происходит в другом мире. Не имеет значения, лучше иллюзорный мир или хуже, главное то, что он другой.
Как перестать жить в иллюзиях?
- Стоит совершить попытку прогнуть мир иллюзии под самого себя. С ним надо начать войну в своем подсознании и выжечь все те представления, которые далеки от реальности. Люди, которые продолжают жить в придуманном мире, это будущее демонстранты. Они готовы излить свой гнев на всех, кто под рукой. Они жалуются на жизнь случайным людям, попутчикам, в социальных сетях.
- Человеку следует понять, что реальность такая, какая есть, другой она не будет. Все неудачи вызваны не тем, что плох человек, а тем, что он неправильно действует, оглядываясь на свои иллюзии. Человеку стоит повзрослеть. Стать взрослым это не отказаться от своих целей и перестать хотеть видеть свою жизнь лучше, это значит принять правду, познать мир, научиться его правильно понимать.
иллюзий | Введение в психологию
Цели обучения
- Объяснить, как и почему психологи используют иллюзии
Почему иллюзии?
Психологи анализируют системы восприятия уже более века. Зрению и слуху уделялось наибольшее внимание, но другие системы восприятия, такие как обоняние, вкус, движение, равновесие, осязание и боль, также широко изучались. Специалисты по восприятию используют различные подходы для изучения этих систем: они планируют эксперименты, изучают неврологических пациентов с поврежденными областями мозга и создают перцептивные иллюзии, которые играют с попытками мозга интерпретировать сенсорный мир.
Рисунок 1 . Это трехмерное уличное искусство демонстрирует, как художники используют иллюзии для изображения глубины на двухмерном тротуаре.
Создание и тестирование иллюзий восприятия было плодотворным подходом к изучению восприятия, особенно визуального, с первых дней психологии. Люди часто думают, что зрительные иллюзии — это просто забавные уловки, которые развлекают нас. Многие иллюзии интересно испытать, но ученые, занимающиеся восприятием, создают иллюзии, основываясь на своем понимании системы восприятия. Создав успешную иллюзию, ученый может исследовать, что испытывают люди, какие части мозга участвуют в интерпретации иллюзии и какие переменные увеличивают или уменьшают силу иллюзии. Ученые не одиноки в этом интересе. Визуальные художники веками открывали и использовали множество принципов создания иллюзий, что позволило им создавать ощущение глубины, движения, света и тени и относительного размера на двухмерных полотнах.
Иллюзии глубины
Когда мы смотрим на мир, мы не очень хорошо различаем абсолютные качества вещей — их точный размер, цвет или форму. В чем мы очень хороши, так это в оценке объектов в контексте других объектов и условий. Давайте взглянем на несколько иллюзий, чтобы увидеть, как они основаны на понимании нашего восприятия. Посмотрите на рисунок 2 ниже. Какая из двух горизонтальных желтых линий выглядит шире, верхняя или нижняя?
Рисунок 2 . Иллюзия Понцо.
Большинство людей воспринимают верхнюю линию как более широкую. Они оба абсолютно одинаковой длины. Этот опыт называется иллюзией Понцо. Даже если вы знаете, что линии имеют одинаковую длину, их трудно увидеть идентичными. Наша система восприятия принимает во внимание контекст, используя здесь сходящиеся «железнодорожные пути», чтобы создать ощущение глубины. Затем, используя некую впечатляющую ментальную геометрию, наш мозг корректирует воспринимаемую длину верхней линии, чтобы она соответствовала размеру, который она имела бы, если бы находилась так далеко: если две линии одинаковой длины на моей сетчатке, но на разном расстоянии от меня , более дальняя линия должна быть на самом деле длиннее. Вы испытываете мир, который «имеет смысл», а не мир, отражающий реальные объекты перед вами.
Есть много иллюзий глубины. Рисунок слева внизу сложно рассматривать как двухмерную фигуру. Сходящиеся линии и меньший квадрат в центре, кажется, уговаривают наши системы восприятия видеть глубину, даже если мы знаем, что рисунок плоский. Это стремление видеть глубину, вероятно, так сильно, потому что наша способность использовать двухмерную информацию для вывода о трехмерном мире необходима для того, чтобы мы могли действовать в мире. На картинке справа внизу показан автомобильный туннель, который вам нужно было бы обрабатывать на высокой скорости, если бы вы ехали по нему в машине. Ваше быстрое и детальное использование сходящихся линий и других подсказок позволяет вам понять этот трехмерный мир.
Рисунок 3 . Понимание глубины позволяет нам функционировать в трехмерном мире.
Иллюзии света и размера
Глубина — не единственное качество в мире, которое показывает, как мы приспосабливаем то, что переживаем, к окружающему миру. Посмотрите на два серых квадрата на рисунке ниже. Какой из них выглядит темнее?
Рисунок 4 . Какой серый квадрат выглядит темнее?
Большинство людей воспринимают квадрат справа как более темный из двух серых квадратов. Вы, наверное, уже догадались, что квадраты на самом деле идентичны по оттенку, но окружающая область — черная слева и белая справа — влияет на то, как наши системы восприятия интерпретируют серую область. В этом случае большая разница в оттенках между белой окружающей областью и серым квадратом справа приводит к более темному квадрату.
Ниже приведен еще один пример. Две треугольные фигуры идентичны по оттенку, но треугольник слева выглядит светлее на темном фоне креста по сравнению с треугольником в белой области справа.
Рисунок 5 . Benary Cross
Наши зрительные системы работают не только с контрастом. Они также используют наши знания о том, как устроен мир, чтобы скорректировать наше восприятие. Посмотрите на шахматную доску ниже. В них есть два квадрата с буквами, один с пометкой «А», а другой «В». Какой из этих двух квадратов темнее?
Рисунок 6 . Что выглядит темнее, А или В?
Это кажется простым сравнением, но правда в том, что квадраты A и B идентичны по оттенку. Наша система восприятия корректирует наш опыт, принимая во внимание некоторую визуальную информацию. Во-первых, «А» — это один из «темных квадратов», а «В» — «светлый квадрат», если принять во внимание шахматную доску. Возможно, еще более впечатляющим является то, что наши зрительные системы замечают, что буква «Б» находится в тени. Объекты в тени кажутся темнее, поэтому наш опыт корректируется с учетом эффекта тени, в результате чего квадрат В воспринимается как более светлый, чем квадрат А, находящийся в ярком свете. А если вы действительно не верите своим глазам, посмотрите видео, демонстрирующее плитку такого же цвета здесь.
Попробуйте
Последняя иллюзия возвращает нас к настройке размера. Посмотрите на два набора кругов ниже. Ваша задача состоит в том, чтобы отрегулировать центральный круг слева так, чтобы он был того же размера, что и центральный круг справа. Окружающие круги не изменятся в размере, хотя правая часть кругов расширится, чтобы соответствовать размеру центрального круга. Используйте ползунок с меткой «Размер левого круга», чтобы внести коррективы. Когда вы будете удовлетворены своей регулировкой, проверьте точность, нажав кнопку «Проверить диаметр». Нажмите «Сброс», чтобы повторить попытку.
Эту иллюзию называют иллюзией Эббингауза, созданной Германом Эббингаузом, одним из первых основателей экспериментальной психологии.
Вот еще один пример иллюзии Эббингауза:
В этой версии иллюзии большинство людей видят круг справа больше, чем круг слева. Два оранжевых круга абсолютно одинакового размера. Иллюзия Эббингауза снова иллюстрирует тенденцию наших систем восприятия приспосабливать наше восприятие мира к окружающему контексту.
Попробуйте
Ссылка на обучение
Если вы хотите узнать больше о визуальных иллюзиях, посетите этот веб-сайт с десятками интересных иллюзий, созданных Майклом Бахом.
Поддержите!
У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.
Улучшить эту страницуПодробнее
12 умопомрачительных иллюзий восприятия — Наутилус
Все любят хорошие оптические иллюзии. Большинство людей впервые сталкиваются с ними в детстве и мгновенно завораживают. И большинство из нас так и не перерастают их. Кажется, что даже кошкам иногда нравятся оптические иллюзии!
Хорошая новость для людей и нелюдей заключается в том, что наши иллюзии со временем становятся лучше. В эпоху социальных сетей многие люди создают и делятся ими, и лучшие из них быстро становятся вирусными и устанавливают новый стандарт. По сути, наши иллюзии культурно развиваются, становясь все более и более сильными.
Но хотя иллюзии восприятия забавны, они также имеют важное философское значение. Они ясно и недвусмысленно показывают нам, что мы не воспринимаем окружающий мир напрямую. Перцептивный опыт — это симуляция, мысленная модель, которая не всегда соответствует той реальности, которую призвана изобразить.
Следующие иллюзии — одни из моих любимых. Наслаждаться!
1. Сила нисходящей обработки
Чтобы сдвинуться с мертвой точки, вот хороший пример того, как ожидания управляют восприятием.
Легкая одеждаМы настолько привыкли к тому, что слова расположены в определенном порядке, что, когда слова перепутаны, мы часто не замечаем: мы ошибаемся в своих ожиданиях от мира. Вот почему вычитка собственных эссе так сложна.
2. Иллюзия стены кафе Skye Blue
Эта иллюзия, созданная художницей Викторией Скай, стала одной из лучших работ на конкурсе «Лучшая иллюзия года 2017». Хотите верьте, хотите нет, но все горизонтальные линии идеально параллельны. Чтобы доказать это себе, достаточно прищуриться на изображение или посмотреть на него со стороны.
Виктория СкайОбратите внимание, что даже после того, как вы полностью убедитесь, что линии параллельны, иллюзия продолжает работать. Восприятие в значительной степени непроизвольно и во многом отделено стеной от нашего абстрактного знания о мире.
3. Конфетти
Это вариация иллюзии Мункера, созданная Дэвидом Новиком. Все круги на изображении одного цвета. Единственное, что отличается, это цвет линий вокруг них.
Дэвид НовикИллюзия — это яркая демонстрация того факта, что мы не воспринимаем непосредственно цвета объектов в мире. Вместо этого система восприятия делает обоснованную «догадку», основанную на окружении объектов.
4. Иллюзия волны риса
Это может выглядеть как анимированный GIF, но это не так. Все движения в вашей голове.
Акиёси КитаокаЗатенение и последовательность желтых пятен активируют области движения мозга, создавая ощущение движения в стимуле, который на самом деле является статичным. Интересно, что около 5 процентов людей невосприимчивы к этой иллюзии.
5. Иллюзия наклонной дороги
Это выглядит как две фотографии одной и той же дороги, снятые под разными углами. Но на самом деле это одна и та же фотография дважды.
Даниэль ПиконСудя по всему, зрительная система воспринимает изображение так, как будто это одна фотография двух разных дорог. Контуры двух дорог параллельны друг другу на двухмерном изображении. Чтобы это было так на изображении, настоящие дороги в реальном мире должны сильно наклоняться друг от друга. Итак, это то, что делает зрительная система.
6. Иллюзия легкости
Создатель иллюзий Акиёси Китаока (@AkiyoshiKitaoka).
Пытаясь понять смысл видео, зрительная система действует так, как будто серый квадрат перемещается из тени в яркий свет, а затем в темную тень. Чтобы квадрат выглядел таким оттенком при ярком освещении, он должен быть довольно темным — поэтому вечная система делает вывод, что это так. И наоборот, чтобы квадрат выглядел таким оттенком в темной тени, он должен быть очень светлым — вместо этого система восприятия делает вывод об этом.
Ваш мозг выполняет за кулисами много работы — больше, чем вы могли себе представить!
7. Динамический Эббингауз
Еще одна отмеченная наградами иллюзия. Оранжевый круг на самом деле не меняет размер.
Как и в случае с цветом и яркостью, мы не воспринимаем напрямую размер объектов. Система восприятия делает вывод об их размере, основываясь на подсказках наших чувственных данных, включая относительный размер других близлежащих объектов.
8. Динамическая иллюзия Мюллера-Лайера
Это одна из лучших иллюзий, которые я видел. Синие и красные линии имеют одинаковую длину; никто не движется и не меняет размер, и все они находятся на одном уровне. Только стрелки двигаются.
Иллюзия — это новая вариация на старую тему: иллюзия Мюллера-Лайера. Есть много теорий о том, как это работает, но никто не уверен на 100%. Ведутся даже споры о том, работает ли это для всех людей во всем мире или же это феномен, специфичный для культуры.
9. Иллюзия поезда
Вы можете заставить поезд изменить направление силой своего разума… и у вас это получится лучше с практикой.
Восприятие всегда предполагает выход за пределы показаний органов чувств. В этом случае свидетельства относительно скудны, так что есть две правдоподобные интерпретации: поезд приближается или поезд уходит. Мы можем выбрать, чтобы увидеть это в любом случае.
10. Вращающиеся кольца
Многих это пугает. Каждый раз, когда вы переключаетесь с взгляда на красную точку на желтую или наоборот, оба колеса начинают вращаться в противоположном направлении. Иллюзия использует различия в том, как мы интерпретируем движение в центре поля зрения и на периферии.
11. Вращающаяся танцовщица
Одна из моих самых любимых игр. Если вы посмотрите на танцора слева и на танцора посередине, то тот, что посередине, вращается по часовой стрелке. Если вместо этого вы посмотрите на танцовщицу на 9-м0176 справа и тот, что посередине, тот, что посередине, начинает вращаться против часовой стрелки.
Как и в случае с иллюзией поезда, секрет в том, что центральное изображение неоднозначно: его можно интерпретировать как танцора, вращающегося в любом направлении. Танцоры слева и справа, напротив, включают дополнительные детали, которые вызывают ту или иную интерпретацию. Эта вынужденная интерпретация направляет наше восприятие средней двусмысленной фигуры.
12. Звездная ночь
Посмотрите в центр верхнего изображения в течение 30 секунд, затем посмотрите Ван Гога Звездная ночь …
Это пример последействия движения. Когда вы смотрите на спираль, ваша зрительная система начинает компенсировать движение, чтобы игнорировать этот предсказуемый стимул. Но затем, когда вы смотрите на стационарную картину, система продолжает компенсировать движение: движение, которого больше нет. Это создает ложное восприятие движения в противоположном направлении, которое взаимодействует с деталями картины.
Стив Стюарт-Уильямс является автором книги «Обезьяна, познавшая Вселенную: как развивается разум и культура » (Cambridge University Press, 2018).
Дополнительное чтение
Моя исходная ветка в Твиттере, которая вдохновила меня на написание статьи в блоге.
Получайте информационный бюллетень Nautilus
Самые новые и самые популярные статьи доставляются прямо на ваш почтовый ящик!
Иллюзии | Введение в психологию |
Цели обучения
- Объясните, как и почему психологи используют иллюзии
Почему иллюзии?
Психологи анализируют системы восприятия уже более века. Зрению и слуху уделялось наибольшее внимание, но другие системы восприятия, такие как обоняние, вкус, движение, равновесие, осязание и боль, также широко изучались. Специалисты по восприятию используют различные подходы для изучения этих систем: они планируют эксперименты, изучают неврологических пациентов с поврежденными областями мозга и создают перцептивные иллюзии, которые играют с попытками мозга интерпретировать сенсорный мир.
Рисунок 1 . Это трехмерное уличное искусство демонстрирует, как художники используют иллюзии для изображения глубины на двухмерном тротуаре.
Создание и тестирование иллюзий восприятия было плодотворным подходом к изучению восприятия, особенно визуального, с первых дней психологии. Люди часто думают, что зрительные иллюзии — это просто забавные уловки, которые развлекают нас. Многие иллюзии интересно испытать, но ученые, занимающиеся восприятием, создают иллюзии, основываясь на своем понимании системы восприятия. Создав успешную иллюзию, ученый может исследовать, что испытывают люди, какие части мозга участвуют в интерпретации иллюзии и какие переменные увеличивают или уменьшают силу иллюзии. Ученые не одиноки в этом интересе. Визуальные художники веками открывали и использовали множество принципов создания иллюзий, что позволило им создавать ощущение глубины, движения, света и тени и относительного размера на двухмерных полотнах.
Иллюзии глубины
Когда мы смотрим на мир, мы не очень хорошо различаем абсолютные качества вещей — их точный размер, цвет или форму. В чем мы очень хороши, так это в оценке объектов в контексте других объектов и условий. Давайте рассмотрим несколько иллюзий, чтобы увидеть, как они основаны на понимании нашего восприятия. Посмотрите на рисунок 2 ниже. Какая из двух горизонтальных желтых линий выглядит шире, верхняя или нижняя?
Рисунок 2 . Иллюзия Понцо.
Большинство людей воспринимают верхнюю линию как более широкую. Они оба абсолютно одинаковой длины. Этот опыт называется иллюзией Понцо. Даже если вы знаете, что линии имеют одинаковую длину, их трудно увидеть идентичными. Наша система восприятия принимает во внимание контекст, используя здесь сходящиеся «железнодорожные пути», чтобы создать ощущение глубины. Затем, используя некую впечатляющую ментальную геометрию, наш мозг корректирует воспринимаемую длину верхней линии, чтобы она соответствовала размеру, который она имела бы, если бы находилась так далеко: если две линии одинаковой длины на моей сетчатке, но на разном расстоянии от меня , более дальняя линия должна быть на самом деле длиннее. Вы испытываете мир, который «имеет смысл», а не мир, отражающий реальные объекты перед вами.
Есть много иллюзий глубины. Рисунок слева внизу сложно рассматривать как двухмерную фигуру. Сходящиеся линии и меньший квадрат в центре, кажется, уговаривают наши системы восприятия видеть глубину, даже если мы знаем, что рисунок плоский. Это стремление видеть глубину, вероятно, так сильно, потому что наша способность использовать двухмерную информацию для вывода о трехмерном мире необходима для того, чтобы мы могли действовать в мире. На картинке справа внизу показан автомобильный туннель, который вам нужно было бы обрабатывать на высокой скорости, если бы вы ехали по нему в машине. Ваше быстрое и детальное использование сходящихся линий и других подсказок позволяет вам понять этот трехмерный мир.
Рисунок 3 . Понимание глубины позволяет нам функционировать в трехмерном мире.
Иллюзии света и размера
Глубина — не единственное качество в мире, которое показывает, как мы приспосабливаем то, что переживаем, к окружающему миру. Посмотрите на два серых квадрата на рисунке ниже. Какой из них выглядит темнее?
Рисунок 4 . Какой серый квадрат выглядит темнее?
Большинство людей воспринимают квадрат справа как более темный из двух серых квадратов. Вы, наверное, уже догадались, что квадраты на самом деле идентичны по оттенку, но окружающая область — черная слева и белая справа — влияет на то, как наши системы восприятия интерпретируют серую область. В этом случае большая разница в оттенках между белой окружающей областью и серым квадратом справа приводит к более темному квадрату.
Ниже приведен еще один пример. Две треугольные фигуры идентичны по оттенку, но треугольник слева выглядит светлее на темном фоне креста по сравнению с треугольником в белой области справа.
Рисунок 5 . Benary Cross
Наши зрительные системы работают не только с контрастом. Они также используют наши знания о том, как устроен мир, чтобы скорректировать наше восприятие. Посмотрите на шахматную доску ниже. В них есть два квадрата с буквами, один с пометкой «А», а другой «В». Какой из этих двух квадратов темнее?
Рисунок 6 . Что выглядит темнее, А или В?
Это кажется простым сравнением, но правда в том, что квадраты A и B идентичны по оттенку. Наша система восприятия корректирует наш опыт, принимая во внимание некоторую визуальную информацию. Во-первых, «А» — это один из «темных квадратов», а «В» — «светлый квадрат», если принять во внимание шахматную доску. Возможно, еще более впечатляющим является то, что наши зрительные системы замечают, что буква «Б» находится в тени. Объекты в тени кажутся темнее, поэтому наш опыт корректируется с учетом эффекта тени, в результате чего квадрат В воспринимается как более светлый, чем квадрат А, находящийся в ярком свете. А если вы действительно не верите своим глазам, посмотрите видео, демонстрирующее плитку такого же цвета здесь.
Последняя иллюзия возвращает нас к корректировке размера. Посмотрите на два набора кругов ниже. Ваша задача состоит в том, чтобы отрегулировать центральный круг слева так, чтобы он был того же размера, что и центральный круг справа. Окружающие круги не изменятся в размере, хотя правая часть кругов расширится, чтобы соответствовать размеру центрального круга. Используйте ползунок с меткой «Размер левого круга», чтобы внести коррективы. Когда вы будете удовлетворены своей регулировкой, проверьте точность, нажав кнопку «Проверить диаметр». Нажмите «Сброс», чтобы повторить попытку.
Эту иллюзию называют иллюзией Эббингауза, созданной Германом Эббингаузом, одним из первых основателей экспериментальной психологии. Он снова показан ниже.
В этой версии иллюзии большинство людей видят круг справа больше, чем круг слева. Два оранжевых круга абсолютно одинакового размера. Иллюзия Эббингауза снова иллюстрирует тенденцию наших систем восприятия приспосабливать наше восприятие мира к окружающему контексту.
Ссылка на обучение
Если вы хотите изучить больше визуальных иллюзий, посетите этот веб-сайт с десятками интересных иллюзий, созданных Майклом Бахом.
Как вы думаете, как психолог может использовать иллюзию Эббингауза , чтобы узнать о психических процессах или поведении (показано снова ниже)? Читайте дальше, чтобы увидеть реальный пример от психолога из Университета штата Колорадо.
Эббингауз в реальном мире
Представьте, что вы участвуете в соревновании по гольфу, в котором вы играете против кого-то с таким же опытом и навыками, как у вас. Есть одна проблема: ваш противник может попасть в лунку, которая на 10% больше, чем лунка, которую вы должны использовать. Вы, вероятно, думаете, что конкуренция была несправедливо предвзятой против вас.
Рисунок 7 . Вы подозреваете, что воспринимаемый размер лунки для гольфа повлияет на эффективность паттинга?
Теперь представьте несколько другую ситуацию. Вы и ваш противник примерно равны по способностям, и отверстия, которые вы используете, имеют одинаковый размер, но отверстие, которое использует ваш противник , выглядит на 10 % больше, чем то, которое используете вы. Будет ли сейчас ваш противник иметь несправедливое преимущество?
Если вы читали предыдущий раздел об эффекте Эббингауза, у вас есть представление о том, как психологи могут использовать вашу систему восприятия (и систему вашего оппонента), чтобы проверить этот самый вопрос. Психолог Джессика Уитт и ее коллеги Салли Линкеногер и Деннис Проффитт привлекли участников исследования, не имевших необычного опыта игры в гольф, для выполнения задачи по паттингу. Они соревновались скорее с собой, чем с другим человеком.
Экспериментаторы усложнили задачу, использовав отверстие диаметром 2 дюйма, что примерно вдвое меньше диаметра отверстия на поле для гольфа. Проектор, установленный на потолке их лаборатории, позволял им проецировать круги Эббингауза вокруг отверстия для мячей. Некоторые участники видели отверстие для паттинга, окруженное кружками, которые были меньше отверстия в центре; другая половина видела окружающие черные круги, которые были больше.
Участников толкают с расстояния около 11,5 футов. Они взяли 10 ударов в одном состоянии, а затем 10 в другом состоянии. Половина участников сначала поставила большие окружающие круги, а половина сначала увидела маленькие окружающие круги. Эта процедура называется уравновешивающий . Если есть какое-либо преимущество (например, улучшение с течением времени с практикой) или недостаток (например, усталость от класть), уравновешивание гарантирует, что оба условия в равной степени подвержены положительным или отрицательным эффектам того, какая задача стоит первой или второй. Неспособность принять во внимание этот тип проблемы означает, что у вас может быть смешанная переменная — практика или усталость, — которая влияет на производительность. Вмешивающаяся переменная — это то, что могло бы влияют на производительность, но не являются частью исследования. Мы пытаемся контролировать (то есть нейтрализовать) потенциально мешающие переменные, чтобы они не могли быть причиной различий в производительности. Так, например, если бы все сначала выполняли условие больших окружающих кругов, а затем маленькие окружающие круги, то различия в производительности могли бы быть связаны с порядком условий (ведущим к практике или эффектам усталости), а не с размером окружающих кругов. Уравновешивая, мы не избавляемся от последствий практики или усталости для какого-либо конкретного человека, но для всех участников практика или усталость должны одинаково влиять на оба состояния (оба типа кругов Эббингауза).
Экспериментаторы хотели узнать две вещи. Во-первых, действительно ли они создали иллюзию Эббингауза? Помните: нет никакой гарантии, что люди видят или думают так, как говорит ваша теория. Таким образом, непосредственно перед тем, как участник начал ставить определенное условие, он или она нарисовали круг с помощью компьютеризированного инструмента для рисования, пытаясь соответствовать точному размеру отверстия для паттинга. Это лучше, чем просто спросить: «Вы видите иллюзию?» Задача рисования пытается напрямую измерить то, что они воспринимают.
Во-вторых, экспериментаторы хотели посмотреть, влияет ли воспринимаемый размер отверстия на точность попадания. Они зафиксировали успех или неудачу каждого удара. Каждый участник мог получить от 0 до 10 успешных ударов в каждом условии.
Сводка методов
Повторите шаги, о которых вы уже прочитали:
- Участник тренируется, чтобы привыкнуть к задаче.
- Участник выполняет первое условие (большие окружающие круги для половины участников и маленькие окружающие круги для другой половины).
- Участник рисует круг, соответствующий его или ее оценке фактического размера лунки для паттинга. Это позволяет экспериментаторам определить, действительно ли возник эффект Эббингауза.
- В этом состоянии участник делает 10 ударов.
- Участник выполняет второе условие (независимо от того, какое условие он еще не выполнил).
- Участник рисует круг, соответствующий его или ее оценке фактического размера лунки для паттинга.
- В этом состоянии участник делает 10 ударов.
Попробуйте
Теперь, когда вы знаете подробности эксперимента Джессики Уитт, посмотрите, сможете ли вы ответить на следующие вопросы. Нажмите на вариант, который вы считаете правильным, а затем нажмите ссылку «Показать ответ», чтобы проверить, правы ли вы.
Вопрос 2: Что является зависимой переменной в этом исследовании?
- Количество успешных ударов является зависимой переменной.
- Размер круга, нарисованного участником, является зависимой переменной.
- Размер отверстия для паттинга является зависимой переменной.
- Имеются две зависимые переменные: количество успешных паттов и размер круга, нарисованного участниками, являются зависимыми переменными.
Показать Ответ
ЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННАЯ – это некоторое поведение или мыслительный процесс, измеряемый экспериментатором. Это исследование имело две зависимые переменные:
- (а) размер круга, нарисованного участником
- (b) количество успешных ударов
Обе зависимые переменные были измерены для каждого условия, поэтому каждый участник нарисовал 2 круга и имел от 0 до 10 успешных ударов как в условиях больших окружающих кругов, так и в условиях маленьких окружающих кругов.
Теперь посмотрим, сможете ли вы угадать результаты этого исследования.
Попробуйте
Вопрос 3: Как участники восприняли отверстия?
Измените размер столбцов ниже, нажав и перетащив их, чтобы показать прогнозируемые результаты, когда испытуемых попросили нарисовать круги. Сделайте общий прогноз, основанный на вашем понимании эксперимента.
Показать ответ
Этот вопрос проверял, возникал ли в этом эксперименте эффект Эббингауза. Если между полосами нет разницы, это будет означать, что участники не испытали иллюзию Эббингауза. Точная высота столбцов здесь не важна, но относительные высоты должны выглядеть примерно так:
Более высокая полоса справа означает, что центральное отверстие для паттинга выглядит больше, когда оно окружено меньшими кругами, чем когда то же самое отверстие окружено большими кругами: иллюзия Эббингауза.
Этот результат был важен, потому что причина эксперимента зависела от успешного создания иллюзии Эббингауза. Существует технический термин для зависимой переменной, который используется для определения того, действительно ли работает ваша независимая переменная: проверка манипуляции 9.0014 . Хорошие экспериментаторы используют проверки манипулирования, чтобы убедиться, что они не обманывают себя, полагая, что они сделали что-то, что на самом деле не сработало.
Вопрос 4: Можете ли вы угадать, насколько хорошо поставили участники?
Измените размер столбцов ниже, щелкнув и перетащив их, чтобы отобразить прогнозируемые результаты, когда испытуемые положили.
Показать Ответ
Этот вопрос позволит вам проверить свои навыки психолога. В описание эксперимента не вошла гипотеза исследователей, поэтому вы должны сами решить, что, по вашему мнению, должно произойти. Три возможных шаблона результатов показаны ниже. График, который вы нарисовали, соответствует одному из этих шаблонов.
Попробуйте
Прежде чем мы покажем вам фактические результаты исследования, напишите наш прогноз. Как вы думаете, повлияла ли иллюзия на производительность сдачи? Почему или почему нет? Объясните свой ответ в текстовом поле ниже:Показать ответ
До сих пор мы не говорили вам, как именно иллюзия Эббингауза повлияет на паттинг — только то, что экспериментаторы полагали, что она будет иметь некоторый вид влияние. Итак, вот что они сказали.
Экспериментаторы думали, что воспринимаемый размер отверстия повлияет на САМОУВЕРЕННОСТЬ человека, как он выразился. Если вы попадаете в большую лунку (или то, что ВОСПРИЯТНО как большая лунка), вы должны быть более уверены, что вы забьете свой удар. Помните, что это всего лишь прогноз, основанный на рассуждениях экспериментаторов. Их идеи пришли из интервью с опытными спортсменами, которые утверждали, что объекты кажутся больше, а время замедляется по мере того, как они приобретают навыки. Если мяч, который вы должны поймать, больше или человек, блокирующий вас, медленнее, вы можете работать на более высоком уровне.
Экспериментаторы могут быть правы, а могут и ошибаться. Ваши собственные рассуждения могут отличаться от рассуждений экспериментаторов. Например, возможно, вы думали, что люди будут БОЛЕЕ ОСТОРОЖНЫ, если им покажется, что отверстие меньше. Это было бы прекрасной гипотезой. Интересно, что он делает предсказание, противоположное гипотезе самоуверенности экспериментаторов. Эта теория «осторожного удара с меньшими отверстиями» предсказывает, что люди должны бить лучше, когда они воспринимают отверстие как меньшее (т. Е. Когда окружающие круги большие). Гипотеза экспериментаторов «больше уверенности с большими отверстиями» предсказывает, что люди должны лучше бить, когда они воспринимают отверстие как большее.
Вот фактические результаты. Во-первых, отверстие воспринималось как большее, когда оно было окружено меньшими отверстиями, поэтому есть свидетельства того, что они успешно создавали иллюзию Эббингауза. Во-вторых, экспериментаторы предсказали, что участники будут более успешными, когда отверстие будет казаться больше (то есть окружено меньшими кругами). В соответствии с этими предсказаниями результаты выглядели следующим образом:
Это не единственный эксперимент, в котором использовался спортивный контекст для изучения эффектов иллюзий. Другие эксперименты показали, что люди лучше бьют по софтбольным мячам, когда мячи воспринимаются как большие. Люди набирают больше очков в дартс, когда доска кажется больше. Спортсмены бьют по воротам с игры и возвращают теннисные мячи более успешно, когда стойки ворот или теннисные мячи кажутся больше. Во всех этих исследованиях мячи, доски или стойки ворот на самом деле не были больше, но они воспринимались как большие, потому что экспериментаторы создавали иллюзии. Опытные спортсмены часто сообщают, что цели кажутся больше или время замедляется, когда они находятся «в зоне», как будто практика и мастерство создают свои собственные иллюзии восприятия, которые повышают уверенность и облегчают выполнение сложных задач.
Ссылка на обучение
Посмотрите это интервью с психологом Джессикой Уитт, чтобы узнать, как ее исследование с использованием иллюзии Эббингауза влияет на восприятие и производительность игрока в гольф. Вы также можете прочитать больше о подобных вариациях ее исследований здесь.
Последнее замечание: наука не всегда дает простые результаты
Исследование профессора Витта дало интересные результаты; однако они были не так просты, как нам кажется. На самом деле у исследователей было два разных размера отверстий: 2 дюйма и 4 дюйма. Круги Эббингауза были скорректированы таким образом, чтобы они были относительно больше или меньше отверстия для паттинга.Иллюзия Эббингауза работала для меньших (2 дюйма) отверстий для паттинга, но не для больших (4 дюйма) паттинговых отверстий. Другими словами, когда люди рисовали круги так, как они их воспринимали (зависимая переменная «проверка манипулирования»), они рисовали круги разного размера для 2-дюймовых отверстий (иллюзия Эббингауза), но круги одинакового размера для 4-дюймовых отверстий ( отсутствие иллюзии Эббингауза).
Для отверстий большего размера (4 дюйма) точность установки была одинаковой для двух различных условий. Это не беспокоило экспериментаторов, потому что, как мы уже отмечали, участники не испытывали иллюзию Эббингауза с большими отверстиями. Если бы отверстия воспринимались как одинаковые, то уверенность в себе не должна была бы пострадать и, в свою очередь, ставить в одних условиях не должно было быть лучше, чем в других.
В исследовательской работе экспериментаторы предлагают несколько технических причин того, что большая дыра могла не вызвать иллюзию Эббингауза, но они признают, что у них нет окончательного объяснения. Это нормально. Наука часто дает запутанные результаты, и они могут стать основой для новых экспериментов, а иногда и для действительно интересных открытий. Мир не так прост, как пытаются представить наши теории. К счастью, в науке, как и во многих аспектах жизни, вы узнаете больше о своих неудачах, чем о своих успехах, поэтому хорошие ученые не пытаются скрыться от результатов, которых они не ожидают.
Лицензии и атрибуты
Содержимое по лицензии CC, ранее опубликованное изображение
- Mond-Vergleich. Автор : Фибоначчи. Расположен по адресу : https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Mond-vergleich.svg. Проект : Викимедиа. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Дыра в голове: гольф и восприятие. Автор: : sciencentral. Лицензия : Другое . Условия лицензии : Стандартная лицензия YouTube
- изображение гольфа. Автор : кофе. Предоставлено : Pixabay. Лицензия : CC0: Права не защищены
- Ponzo Illusion. Автор : Википедия. Расположен по адресу : https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ponzo_illusion.gif. Лицензия : Общественное достояние: неизвестно Авторское право
- Контрастная иллюзия. Автор : Paaliaq. Предоставлено : Wikimedia. Расположен по адресу : https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Contrast_illusions#/media/File:Simultaneous_Contrast.jpg. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Benary Cross Illusion. Предоставлено : Wikimedia. Расположен по адресу : https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Contrast_illusions#/media/File:Benary_Cross.svg. Лицензия : Общественное достояние: неизвестно Авторское право
- Иллюзия шахматной доски. Автор : Адриан Пингстоун. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Optical.greysquares.arp.jpg. Лицензия : Общественное достояние: неизвестно Авторское право
- Горизонтальные 3D граффити. Предоставлено : Wikimedia. Расположен по адресу : https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Horizontal_3d_graffiti,_%C5%81%C3%B3d%C5%BA_Schillera_Passage.jpg. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
Контент, являющийся общественным достоянием
- Туннель в гавани Балтимора. Автор : ErgoSum88. Предоставлено : Wikimedia. Расположен по адресу : https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Centered_tunnel_perspective#/media/File:Baltimore_Harbor_Tunnel_I-895_02.JPG. Лицензия : Общественное достояние: Неизвестно Copyright
- Простая квадратная оптическая иллюзия.