Как возникают иллюзии восприятия? | PSYCHOLOGIES
Познать себяЧеловек среди людей
Давным-давно философов интересовало, насколько то, что мы воспринимаем, соответствует тому, каков мир на самом деле. Например, древнегреческий философ Демокрит считал, что от вещей, которые нас окружают, отделяются тоненькие оболочки. Они летят и попадают на сетчатку глаза, и там получается точный отпечаток.
Примерно так же считал много веков спустя Рене Декарт. Но даже простейшие опыты показывают, что этот отпечаток неполон и может соответствовать чему угодно. На самом деле то, что мы видим, определяется не только глазами, но и мозгом.
От ошибок — к механизмам
Еще в XVII–XVIII веках стали появляться картинки, которые показывали, что одно и то же может восприниматься по-разному. Этим активно занимались фокусники и иллюзионисты, которые первыми обнаружили, что нашим вниманием можно управлять.
В начале XXI века было заявлено целое направление — нейромагия. Она предлагала двигаться от неоднозначностей, ошибок, иллюзий нашего восприятия к тем механизмам, которые за ними стоят.
Ученые создали целую классификацию того, что может порождать ошибки в нашем восприятии. Они могут быть связаны с вниманием, памятью, работой мышления — по сути, со всеми познавательными процессами. И оказывается, что повлиять на них можно очень сильно.
Восприятие или построение образов — процесс очень эффективный. Он работает за доли секунды и позволяет очень точно схватить смысл любой, даже очень сложной ситуации. В силу того что наше восприятие заточено под очень широкий круг задач (опознания предметов, людей и их действий, в том числе в непривычных ситуациях), такое быстрое схватывание может выдавать ошибки.
Эти ошибки восприятия — иллюзии — оказались хорошим ключом к пониманию того, как восприятие работает
Определяют иллюзию очень просто: как искажение в восприятии любого признака объекта — формы, названия, положения в пространстве. Все эти признаки очень зависят от контекста.
К примеру, яркость объекта или его цвет не воспринимаются сами по себе, а задаются контекстом, в котором мы видим этот объект. Ставшая знаменитой иллюзия с платьем, которое одни пользователи видели черно-синим, а другие бело-золотым, связана именно с тем, как мозг интерпретирует источник света и силу освещения.
А если объект движется, мы видим не его текущее положение в пространстве, а ту позицию, в которой он окажется через долю секунды. Эволюция наделила нашу зрительную систему способностью предугадывать будущее. Вероятно, это было нужно для выживания.
А есть иллюзии, которые абсолютно и полностью определяются накопленным нами опытом и знаниями о мире.
Под диктовку мозга
Если мы посмотрим на то, как устроен процесс восприятия, мы увидим, что это всегда два встречных потока — восходящий и нисходящий.
- Восходящий включает внешнее воздействие — информацию о цвете, свете и форме, попадающую на сетчатку и передаваемую на следующие уровни анализа информации.
- Нисходящий определяется тем, что от нас хотят, что мы знаем, в каком контексте эта информация предъявлена. И только как результат взаимодействия этих потоков мы получаем то, что мы в конечном счете увидим.
Идея о том, что восходящая линия важнее, появилась очень давно, в XIX веке, в работах физика и физиолога Германа Гельмгольца, который придумал теорию бессознательных умозаключений.
Он считал, что восприятие устроено по аналогии с мышлением, то есть представляет собой скорее умозаключение
У нас есть некоторая малая посылка: то, что на нас сейчас воздействует. Мы сопоставляем это воздействие с большой посылкой — всем нашим прошлым опытом. Поэтому, если мы что-то воспринимаем не так, как оно есть, на самом деле это ошибка умозаключения.
Главный источник иллюзий — наши знания о мире. Поэтому нашему восприятию свойственна так называемая предметность. Это значит, что мы воспринимаем не цвета, не форму или угол наклона. Мы воспринимаем объекты. Если мы смотрим на лицо, мы видим не набор линий и участков разной яркости, а именно лицо.
Когда внешнее воздействие и наши знания вступают в конфликт, наш опыт в большинстве случае оказывается подавляющим, и конфликтов не возникает. Например, возьмем то же лицо. Оно не бывает вогнутым. Поэтому если нам показывают вращающуюся маску, мы видим ее выпуклой с одной и с другой стороны.
Вижу, потому что хочу
Восприятие определяется не только нашим опытом, но и нашей готовностью определять ситуацию так, а не иначе, то есть нашими установками. Эти установки, в свою очередь, могут задаваться контекстом (нам показали знакомую форму, и мы готовы увидеть то, что ожидаем увидеть), нашими желаниями и переживаниями.
Например, пословица «У страха глаза велики» говорит именно об этом: нечто пугающее будет казаться большим, чем есть на самом деле. То же самое относится к объектам, которые для нас привлекательны.
Один из основателей когнитивной психологии Джером Брунер в 1940-е годы проводил опыты с восприятием. Он сравнивал, как дети оценивают размер картонных кружочков и размер монеток. Любому ребенку монетка важнее, чем картонка.
Мы увидим, что по сравнению с оценками кружочков монетки существенно переоцениваются
Более того, все зависит и от того, из какой среды ребенок. Брунер специально брал детей из богатых семей, которые имеют карманные деньги, и детей из бедных семей, которые их не имеют.
Бедные дети переоценивают монетки больше, чем богатые. И вот что интересно: десятицентовую монету они переоценивают больше, чем двадцатицентовую. Возможно, потому, что таких денег они просто не видели.
Об эксперте
Мария Фаликман — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Центра когнитивных исследований филологического факультета МГУ, ведущий научный сотрудник психологического факультета МГУ, ведущий научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ.
Текст:Антон СолдатовИсточник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
«Весь в меня»: как характер родителей влияет на жизнь детей — ответ психологов
Как понять, что партнер собирается сделать чек-аут из брака: 5 признаков — спасите отношения
Не до секса: почему в трудные времена пропадает желание и как его вернуть
Наследники Туве Янссон запретили использовать образы муми-троллей в России
«Муж говорит, что его измены — ошибки юности. Как ему доверять?»
Как общаться с пассивными и пассивно-агрессивными людьми: 3 инструмента
«Как будем делить квартиру?» 7 мифов о брачном договоре — объяснения адвоката
Проклятье родителей: 8 главных ошибок в выборе профессии для подростка
что это такое, виды иллюзий
Иллюзия – это человеческое восприятие предмета либо явления искаженным образом. Понятие иллюзия появилось от латинского illudere – обманывать. Иначе говоря, основные причины иллюзии – это следствия обманов восприятия. Чтобы раскрыть эти обманы, изменить заведомо ошибочные действия от них, для этого сегодня изучаются и раскрываются причины иллюзии психологами. Также это популярная и любопытная тема для обычного человека, она сродни игре с органами наших чувств. Наиболее известны, легко наблюдаемые иллюзии зрения, они происходят из-за особенностей глазного строения, переоценки величины, неправильного восприятия движения, контраста.
Что такое иллюзия
В психологии это формирование нового предметного надмодального образа взамен образа настоящего, реального предмета. Если сказать просто, это когда человек воспринимает одно вместо другого.
Понятие иллюзия также используется иногда для обозначения самих конфигураций раздражителей, от которых выстраивается неадекватное восприятие.
В психологии иллюзия это явление, свойственное здоровым людям. Тогда как галлюцинации и бред уже изучаются психиатрами и психоаналитиками.
В чем назначение иллюзорного восприятия, какова функция, отведенная ему в психической реальности человека? Иллюзии возникают, чтобы снять некоторую неопределенность, разрешить какую-то спорную ситуацию. Подобно процессу опредмечивания тревоги, когда человек переживает о чем-то и ищет объяснение, повод, выход своей тревоге и находит этот предмет, то посредством образовавшегося предметного образа через иллюзию человек получает упорядоченную организацию воспринятого материала. Тем самым иллюзии отыгрывают компенсаторную роль, помогают разрешить неопределенность, напряжение и беспокойство, появляющиеся от неоднозначности происходящего. Даже если появившийся предметный образ негативно окрашен, то психика стремится к его созданию, так как тогда человеку хотя бы ясно, чего нужно бояться, и можно перейти к действиям. Конечно, действия на базе иллюзорного восприятия будут ошибочными.
Возникновение иллюзорного восприятия обусловлено также и социально. Проводился не один эксперимент, когда на изначально верное восприятие испытуемого направленно влияли поведением остальной массы людей и подавляющее большинство испытуемых теряли остроту восприятия под давлением социума. На искажение восприятия влияет наша мотивация, поскольку в зависимости от желаний и бессознательных устремлений у человека могут сформироваться ложные образы. Также имеет значение прошлый опыт, когда человек уже привык к восприятию того или иного явления определенным образом.
При изменении стимула образ предмета может остаться прежним или получить искажения, что особенно заметно при профессиональной деформации. Благодаря привычкам человек не только сокращает время и ресурсы на выполнение знакомой задачи, но и теряет способность живо, свежо и полностью правильно воспринимать ее даже при незначительных отклонениях от привычного хода событий. В зависимости от потребностей, находясь в стремлении их удовлетворить, также можно получить неправильный образ объекта. Примером здесь служит мираж в пустыне, который видится уставшим и жаждущим путникам. Конечно же, на количество ошибок восприятия реальности влияет и уровень интеллектуального развития, ведь известно, что незнание тех или иных явлений порождает слухи и легенды.
Значимо участвует в создании иллюзорного восприятия и эмоциональное состояние, в грусти и в радости в одной картине можно увидеть разные детали и смыслы. В трансформации образов действительности участвуют установки, картина мира, смысловые образования. Интересно, что особенности иллюзий человека могут говорить о его типологических особенностях как личности, свойствах характера, психологическом состоянии, самооценке, подверженности внушению, патологических нарушениях. Также на возникновение иллюзорного восприятия может влиять актуализация в сознании образа значимой другой личности или ситуация взаимодействия с ней.
Виды иллюзий
Вслед за Карлом Ясперсом мы рассмотрим такие виды иллюзий.
Первый – это аффективные, связанные с эмоциональным состоянием, чаще всего страхом. Например, по темному переулку ночью идет девушка, спеша и остерегаясь всего, и видит в темном углу маньяка. Однако это лишь мусорный бак. Чтобы развеять иллюзорное восприятие, нужно улучшить условия контакта с этим объектом, например, подойдя поближе и получше его разглядев, девушка бы поняла, что никакого маньяка нет. Однако она это не сделает и иллюзорное восприятие будет влиять на ее поведение.
Второй вид – это иллюзии внимания. Их можно сравнивать с иллюзиями установки, у них схожие механизмы. Внимание может быть повышено либо снижено. Повышенное внимание тоже часто появляется в связке с эмоциональным состоянием. Они часто возникают при ожидании чего-то важного – звонка, сообщения, прихода человека. Ситуации же сниженного внимания – это, к примеру, когда уставший студент ночью готовится к экзамену и читает одно слово вместо другого.
Связь иллюзии с установкой можно показать на шуточном примере. Психолог идет по улице, видит в окне магазина книгу «Душевные установки». Заходит, с желанием полистать и, возможно, купить, но видит, что книга называется «Душевые установки».
И третий вид – парейдолические иллюзии, также их называют парейдолиями. Название произошло от греческих слов para – рядом и eidolon – образ. В качестве примера такой иллюзии можно привести ситуацию, когда человек смотрит на ковер, а вместо узора видит, что не изображено: животных, лица. Из элементов рисунка он выстраивает нечто другое, переструктурирует рисунок. Такие иллюзии наблюдают люди с сильно развитым воображением, в пограничных состояниях или с заболеваниями.
Парейдолические иллюзии могут быть статическими или двигаться – например, в узоре можно увидеть стадо скачущих оленей. В отличие от остальных иллюзорных восприятий, парейдолии сложно развеять. Присматриваясь все больше, человек воспринимает иллюзию только еще более реальней.
Однако можно достичь некоей точки иллюзорности, позволяющей переключать эти образы восприятия.Парейдолические иллюзии наиболее убедительно иллюстрируют, что в основе искажений восприятия лежит перестройка системы внутрипредметных отношений, что хорошо объясняют гештальт-психологи. Когда на элементы рисунка накладывают другую форму, переосмысливают связи между элементами, то получают новый образ, он встраивается в систему межпредметных отношений. Например, мусорный бак в темной стороне переулка, который был вместо маньяка в воображении девушки, при рассмотрении находится там же, где виделся маньяк и так же освещен.
Иллюзии также можно классифицировать и по модальности. Можно выделять отдельно вербальные иллюзии. Хороший пример вербального восприятия видно в произведении «Лолита» Набокова. Гумберт привозит Лолиту в гостиницу, ночь, идет дождь, лопается фонарь – напряженная атмосфера, Гумберт в раздумьях слышит голос незнакомца: «Как же ты ее достал?». Он переспрашивает: «Простите?».
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
иллюзий | Введение в психологию
Цели обучения
- Объяснить, как и почему психологи используют иллюзии
Почему иллюзии?
Психологи анализируют системы восприятия уже более века. Зрению и слуху уделялось наибольшее внимание, но другие системы восприятия, такие как обоняние, вкус, движение, равновесие, осязание и боль, также широко изучались. Специалисты по восприятию используют различные подходы для изучения этих систем: они планируют эксперименты, изучают неврологических пациентов с поврежденными областями мозга и создают перцептивные иллюзии, которые играют с попытками мозга интерпретировать сенсорный мир.
Рисунок 1 . Это трехмерное уличное искусство демонстрирует, как художники используют иллюзии для изображения глубины на двухмерном тротуаре.
Создание и тестирование иллюзий восприятия было плодотворным подходом к изучению восприятия, особенно визуального, с первых дней психологии. Люди часто думают, что зрительные иллюзии — это просто забавные уловки, которые развлекают нас. Многие иллюзии интересно испытать, но ученые, занимающиеся восприятием, создают иллюзии, основываясь на своем понимании системы восприятия. Создав успешную иллюзию, ученый может исследовать, что испытывают люди, какие части мозга участвуют в интерпретации иллюзии и какие переменные увеличивают или уменьшают силу иллюзии. Ученые не одиноки в этом интересе. Визуальные художники веками открывали и использовали множество принципов создания иллюзий, что позволило им создавать ощущение глубины, движения, света и тени и относительного размера на двухмерных полотнах.
Иллюзии глубины
Когда мы смотрим на мир, мы не очень хорошо различаем абсолютные качества вещей — их точный размер, цвет или форму. В чем мы очень хороши, так это в оценке объектов в контексте других объектов и условий. Давайте взглянем на несколько иллюзий, чтобы увидеть, как они основаны на понимании нашего восприятия. Посмотрите на рисунок 2 ниже. Какая из двух горизонтальных желтых линий выглядит шире, верхняя или нижняя?
Рисунок 2 . Иллюзия Понцо.
Большинство людей воспринимают верхнюю линию как более широкую. Они оба абсолютно одинаковой длины. Этот опыт называется иллюзией Понцо. Даже если вы знаете, что линии имеют одинаковую длину, их трудно увидеть идентичными. Наша система восприятия принимает во внимание контекст, используя здесь сходящиеся «железнодорожные пути», чтобы создать ощущение глубины. Затем, используя некую впечатляющую ментальную геометрию, наш мозг корректирует воспринимаемую длину верхней линии, чтобы она соответствовала размеру, который она имела бы, если бы находилась так далеко: если две линии одинаковой длины на моей сетчатке, но на разном расстоянии от меня , более дальняя линия должна быть на самом деле длиннее. Вы испытываете мир, который «имеет смысл», а не мир, отражающий реальные объекты перед вами.
Есть много иллюзий глубины. Рисунок слева внизу сложно рассматривать как двухмерную фигуру. Сходящиеся линии и меньший квадрат в центре, кажется, уговаривают наши системы восприятия видеть глубину, даже если мы знаем, что рисунок плоский. Это стремление видеть глубину, вероятно, так сильно, потому что наша способность использовать двухмерную информацию для вывода о трехмерном мире необходима для того, чтобы мы могли действовать в мире. На картинке справа внизу показан автомобильный туннель, который вам нужно было бы обрабатывать на высокой скорости, если бы вы ехали по нему в машине. Ваше быстрое и детальное использование сходящихся линий и других подсказок позволяет вам понять этот трехмерный мир.
Рисунок 3 . Понимание глубины позволяет нам функционировать в трехмерном мире.
Иллюзии света и размера
Глубина — не единственное качество в мире, которое показывает, как мы приспосабливаем то, что переживаем, к окружающему миру. Посмотрите на два серых квадрата на рисунке ниже. Какой из них выглядит темнее?
Рисунок 4 . Какой серый квадрат выглядит темнее?
Большинство людей воспринимают квадрат справа как более темный из двух серых квадратов. Вы, наверное, уже догадались, что квадраты на самом деле идентичны по оттенку, но окружающая область — черная слева и белая справа — влияет на то, как наши системы восприятия интерпретируют серую область. В этом случае большая разница в оттенках между белой окружающей областью и серым квадратом справа приводит к более темному квадрату.
Ниже приведен еще один пример. Две треугольные фигуры идентичны по оттенку, но треугольник слева выглядит светлее на темном фоне креста по сравнению с треугольником в белой области справа.
Рисунок 5 . Benary Cross
Наши зрительные системы работают не только с контрастом. Они также используют наши знания о том, как устроен мир, чтобы скорректировать наше восприятие. Посмотрите на шахматную доску ниже. В них есть два квадрата с буквами, один с пометкой «А», а другой «В». Какой из этих двух квадратов темнее?
Рисунок 6 . Что выглядит темнее, А или В?
Это кажется простым сравнением, но правда в том, что квадраты A и B идентичны по оттенку. Наша система восприятия корректирует наш опыт, принимая во внимание некоторую визуальную информацию. Во-первых, «А» — это один из «темных квадратов», а «В» — «светлый квадрат», если принять во внимание шахматную доску. Возможно, еще более впечатляющим является то, что наши зрительные системы замечают, что буква «Б» находится в тени. Объекты в тени кажутся темнее, поэтому наш опыт корректируется с учетом эффекта тени, в результате чего квадрат В воспринимается как более светлый, чем квадрат А, находящийся в ярком свете. А если вы действительно не верите своим глазам, посмотрите видео, демонстрирующее плитку такого же цвета здесь.
Попробуйте
Последняя иллюзия возвращает нас к настройке размера.
Посмотрите на два набора кругов ниже. Ваша задача состоит в том, чтобы отрегулировать центральный круг слева так, чтобы он был того же размера, что и центральный круг справа. Окружающие круги не изменятся в размере, хотя правая часть кругов расширится, чтобы соответствовать размеру центрального круга. Используйте ползунок с меткой «Размер левого круга», чтобы внести коррективы. Когда вы будете удовлетворены своей регулировкой, проверьте точность, нажав кнопку «Проверить диаметр». Нажмите «Сброс», чтобы повторить попытку.Эту иллюзию называют иллюзией Эббингауза, созданной Германом Эббингаузом, одним из первых основателей экспериментальной психологии.
Вот еще один пример иллюзии Эббингауза:
В этой версии иллюзии большинство людей видят круг справа больше, чем круг слева. Два оранжевых круга абсолютно одинакового размера. Иллюзия Эббингауза снова иллюстрирует тенденцию наших систем восприятия приспосабливать наше восприятие мира к окружающему контексту.
Попробуйте
Ссылка на обучение
Если вы хотите узнать больше о визуальных иллюзиях, посетите этот веб-сайт с десятками интересных иллюзий, созданных Майклом Бахом.
Поддержите!
У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.
Улучшить эту страницуПодробнее
Зрительные иллюзии: значение, виды и примеры
Оглянитесь вокруг себя; что ты видишь? Вам все кажется нормальным? Что происходит, когда мы воспринимаем вещи иначе, чем они есть на самом деле? Различия в восприятии можно объяснить в психологии с помощью зрительных иллюзий! Иллюзии связаны с неправильной интерпретацией визуальных стимулов в окружающей среде и того, что наш мозг думает об этой информации. Наше восприятие, кажется, отличается от реальности, и нам трудно разобраться в том, что мы видим.
Сначала мы кратко рассмотрим восприятие и зрительные иллюзии в психологии.
Затем мы рассмотрим некоторые виды зрительных иллюзий.
После этого мы увидим визуальные иллюзии.
Далее мы найдем объяснения для примеров зрительных иллюзий.
Наконец, мы кратко рассмотрим некоторые теории восприятия возможных причин зрительных иллюзий.
Визуальные иллюзии Психология восприятия
Зрительное восприятие является важным аспектом нашего выживания. Это позволяет нам исследовать окружающую среду и реагировать на нее. Зрительные иллюзии могут сбивать с толку наш мозг, заставляя его упускать визуальную информацию или думать, что мы видим что-то, чего не обязательно там, но что именно мы подразумеваем под зрительными иллюзиями?
Зрительные иллюзии — это изображения или объекты, которые изменяют наше восприятие, чтобы оно отличалось от реальности изображения, поскольку «иллюзия» не имеет логического смысла для нашего мозга.
Восприятие можно исследовать с психологической точки зрения, используя визуальные иллюзии, изучая, какие неверные интерпретации стимулов влияют на большинство людей и почему. Это может помочь понять, почему люди развили определенные когнитивные и дальновидные способности, и может способствовать созданию элементов дизайна, которые люди находят легкими и приятными для просмотра.
Мы также можем начать понимать, почему зрительные иллюзии влияют на всех нас.
Виды визуальных иллюзий
Зрительные иллюзии могут различаться по тому, как и почему они влияют на наше восприятие. Некоторые из них могут быть довольно тонкими, и их трудно различить между реальным и воспринимаемым изображением. Напротив, на другие чрезвычайно сложно смотреть, где идентифицировать определенный образ или узор почти невозможно.
Несколько типов зрительных иллюзий включают в себя:
- Когнитивные зрительные иллюзии — наиболее распространенный вид зрительных иллюзий. Они полагаются на обман подсознания, основанный на том, как вы обычно делаете выводы и связываете то, что видите, с тем, что вы уже знаете о мире. Это заставляет ваш мозг думать, что присутствует определенный образ, даже если его нет или это что-то совершенно другое.
- Физиологические зрительные иллюзии — эти геометрические изображения содержат так много визуальных сигналов, что мозг видит разные глубины и направления движения. Часто они каждый раз выглядят по-разному, и некоторые из них могут казаться движущимися.
- Буквальные визуальные иллюзии — они состоят из двух изображений, присутствующих одновременно. Люди могут изначально воспринимать их по-разному и часто нуждаются в другом изображении в иллюзии, указывающей на них, чтобы отличить первое замеченное изображение.
Примеры визуальных иллюзий
Несколько видов визуальных иллюзий были созданы и использованы психологами в исследованиях восприятия на протяжении многих лет. Фантастические изображения, которые проверяют способность мозга понимать нелогичный или двусмысленный контент, были созданы для изучения восприятия. Примеры визуальных иллюзий:
- Иллюзия Понцо
- Иллюзия Мюллера-Лайера
- Ваза Рубина
- Комната Эймса
- Треугольник Канижи
- Куб Неккера
Иллюзия Понцо
Можете ли вы угадать визуальный трюк в этой иллюзии от итальянского психолога Марио Понцо?
В зрительной иллюзии Понцо горизонтальные линии имеют одинаковую длину. Attribution-ShareAlike 3.0 Unported (CC BY-SA 3.0)
Обе параллельные горизонтальные линии в иллюзии Понцо имеют одинаковую длину! Верхняя горизонтальная линия кажется длиннее из-за того, что она сходится в верхней части более узкой части вертикальных линий.
Иллюзия Мюллера-Лайера
Вы заметили что-нибудь особенное в трех линиях иллюзии ниже?
Пример иллюзии Мюллера-Лайера, все параллельные линии имеют одинаковую длину, Attribution-ShareAlike 3.0 Unported (CC BY-SA 3.0)
Все три длинные параллельные линии имеют одинаковую длину, как показано на нижнее изображение с линиями, выделенными красным цветом. Многие считают, что некоторые строки длиннее из-за направления стрелок на конце — часто говорят, что направленные наружу стрелки содержат более длинные линии, хотя это не так.
Ваза Рубина
Посмотрите на изображение ниже. Вы видите вазу или два лица?
Ваза Рубина Визуальная иллюзия, можете ли вы различить вазу или два лица? Attribution-ShareAlike 3. 0 Unported (CC BY-SA 3.0)
Желтая часть изображения показывает вазу, а черные части изображения составляют силуэт двух лиц, одного слева и одного справа.
Комната Эймса
Можете ли вы найти различия между тремя кругами ниже? Как вы думаете, где здесь визуальная иллюзия?
Визуальная иллюзия Комнаты Эймса, Атрибуция — Алекс Валаванис, Общественное достояние, через Wikimedia Commons
Иллюзия возникает из-за розового круга (видимое положение человека А), который кажется прямо противоположным и меньшим с точки зрения, чем зеленый круг ( человек Б). Фактическое положение человека А отстает от кажущегося положения. Из-за формы комнаты и угла обзора расстояние воспринимается как более короткое и, следовательно, меньшее.
Человек А будет выглядеть ужасно маленьким рядом с человеком Б.
Треугольник Канижа
Посмотрите на изображение ниже. Сколько треугольников вы видите?
Сколько треугольников вы видите в иллюзии треугольника Канижа? Attribution-ShareAlike 3. 0 Unported (CC BY-SA 3.0)
На этом изображении нет треугольников! Ваш мозг заполняет промежутки, создавая большой белый треугольник между промежутками между черными кругами. Люди также часто заполняют пробелы, говоря, что есть три меньших треугольника с черной линией или один большой треугольник с черным контуром.
Куб Неккера
Какую сторону куба вы заметите первой?
Куб Неккера, с какой стороны вы видите куб? Attribution-ShareAlike 3.0 Unported (CC BY-SA 3.0)
Люди могут воспринимать куб как наклоненный влево и вправо.
Визуальные иллюзии и объяснения
Существует несколько объяснений того, почему мы можем неверно интерпретировать информацию, увиденную в зрительных иллюзиях, подобных приведенным выше. Вот некоторые из распространенных объяснений:
- Неоднозначность — образ зрительной иллюзии может быть воспринят несколькими различными способами, каждый из которых имеет смысл. Как и в случае с иллюзией вазы Рубина, здесь нет четкого правильного ответа, и оба изображения можно увидеть, если смотреть на них достаточно долго.
- Сигналы глубины — наша зрительная система использует восприятие глубины, чтобы определить, насколько далеко или велик объект. Зрительные иллюзии вызывают неправильную интерпретацию визуальной информации, обманывая мозг, заставляя его думать, что часть изображения находится дальше или больше, чем оно есть на самом деле. Например, в иллюзии Понцо горизонтальные линии кажутся разного размера, потому что угол двух вертикальных линий заставляет верхнюю часть сходящихся линий казаться дальше.
- Вымыслы — когда мы воспринимаем что-то как часть образа, которого на самом деле нет, например, белый треугольник в иллюзии треугольника Канижи.
- Визуальное постоянство — размер, цвет и форма объекта могут казаться разными из-за условий окружающей среды, но в действительности объект не изменился. Например, в иллюзии комнаты Эймса человек А кажется меньше, хотя он никоим образом не уменьшился. Они просто воспринимаются под углом, из-за которого это кажется таким.
- Искажения — возникают, когда аспекты объекта кажутся иными, чем они есть на самом деле. Например, линии в иллюзии Мюллера-Лайера кажутся разной длины.
Индикаторы глубины могут быть монокулярными (для одного глаза), которые дают двухмерное изображение, или бинокулярными (для двух глаз), которые создают трехмерное изображение.
Возможные причины зрительных иллюзий
Существуют две основные теории восприятия, которые мы кратко рассмотрим и которые могут объяснить некоторые возможные причины того, почему визуальные иллюзии работают:
- Теория прямого восприятия Гибсона (1966) предполагает, что мы воспринимаем мир нашими глазами, используя информацию, которую мы видим непосредственно. Природа влияет на наше восприятие мира. Гибсон упомянул, как эта прямая информация о мире посылается в наш мозг из наших глаз как восходящая обработка .
- Грегори (1970) Конструктивистская теория восприятия предполагает, что мы используем информацию, хранящуюся в нашем мозгу из предыдущего опыта, для восприятия окружающего мира. То, как мы воспринимаем мир, зависит от воспитания и внешних факторов нашего окружения. Грегори упомянул об этой хранимой информации, доводимой до наших зрительных органов чувств для интерпретации, как о обработка сверху вниз .
Обе эти теории могут объяснить, почему мы впадаем в зрительные иллюзии, потому что изображение, которое мы видим, также не совпадает с информацией, которую мы уже храним. Так что это нелегко интерпретировать и понять, потому что мы автоматически доверяем тому, что видим перед собой, как истине.
В любом случае наша зрительная система легко перегружается и неправильно интерпретирует изображение.
Визуальные иллюзии — основные выводы
- Зрительные иллюзии — это изображения или объекты, которые изменяют наше восприятие, чтобы оно отличалось от реальности изображения, поскольку «иллюзия» не имеет логического смысла для нашего мозга.
- Типы зрительных иллюзий включают когнитивные, физиологические и буквальные иллюзии.