Психология имиджа перелыгина е б: Перелыгина, Елена Борисовна — Психология имиджа : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Психология»

Альтшуллер а.А. Суперменеджер: имидж и самопрезентация

  1. Аверченко Л. К. Имидж и личностный рост: Учебное пособие. — Новосибирск, 2009.

  2. Алехина И. Имидж и этикет делового человека. — М., 2006.

  3. Альтшуллер а.А. Суперменеджер: имидж и самопрезентация

  4. Апраксина М. В. Имидж воспитателя дошкольного учреждения как педагогическая проблема. — М., 2010.

  5. Богданов е. Н., Зазыкин в.Г. Психологически основы «Паблик рилейшнз». — м., 2003.

  6. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2002.

  7. Браун Л. Имидж — путь к успеху. — Спб.: Питер, 2000.

  8. Дэвис Ф. Создай себе имидж. — Минск, 2008.

  9. Нефедова И., Власова Е. Я и мой имидж. — М., 2004.

  10. Орлова Е. А. Формирование позитивного имиджа государственного деятеля (социально-психологический аспект). — М., 2007.

  11. Панасюк А. Ю. Наука «имиджелогия»: современное состояние и перспективы развития. — М.: РИЦ «Альфа», 2003.

  12. Панасюк А. Ю. Я — ваш имиджмейкер и готов сформировать ваш профессиональный имидж. — М., 2003.

  13. Патлусова В. М. Профессиональный имидж. — Пермь, 2001.

  14. Петрова Е. А. Имиджелогия: современное и состояние и перспективы развития. — М.: РИЦ «Альфа», 2003.

  15. Поченцов Г. П. Имиджелогия. — М., 2000.

  16. Рабинович Л. А. Имидж человека и организации. — Иркутск, 2001.

  17. Рябикина З.И. Психология имиджа: проблемы и перспективы.

  18. Спиллейн М. Создай свой имидж. — М., 2006.

  19. Федоров И. А. Имидж как программирование поведения человека — Рязань: Новое время, 2010.

  20. Хачанян Е. Ваш имидж. — М.: АСТ, 2001.

  21. Шепель в. М. Имиджелогия: как нравится людям, секреты личного обаяния.

    — м., 2004.

Интернет-ресурсы по теме.

  1. http://vneshnii-oblik.ru/psyhologiya/pereligina-imidg.html — Перелыгина Е. Б. Психология имиджа: Учебное пособие. Раздел

    I. Параграф №1: Понятие имиджа (с сокращениями). М.: Аспект Пресс, 2002. Стр. 11-23.

  2. http://www.sunhome.ru/psychology/16565 — Психология имиджа и особенности его формирования

  3. http://briviana.my1.ru/load/v_l_bozadzhiev_124_imidzh_psikhologa/3-1-0-15 — психология имиджа.

  4. http://www.iworld.ru/attachment.php?barcode=978588782382&at=exc&n=0 — Богданов Е. Н., Зазыкин В.Г. Психологически основы «Паблик рилейшнз». — М., 2003.

  5. http://biblios.newgoo.net/t5853-topicРябикина З.И. Психология имиджа: проблемы и перспективы.

Тема 15. Психологические условия эффективной коммуникации.

План.

  1. Основные подходы в отечественной и зарубежной психологии к проблеме изучения коммуникативных навыков.

  2. Виды, уровни и функции коммуникаций.

2.1. Понятия кооперации и конкуренции.

  1. Факторы успешной коммуникации.

    1. Понятие социального интеллекта.

    2. Условия коммуникативной компетентности.

Рекомендуемый глоссарий по теме: Понятие и направления становления коммуникативных навыков личности. Общение как социально-психологический феномен. Виды коммуникации. По субъектам: политическая, корпоративная, некоммерческая, государственно-административная, международная. По масштабам объектов: массовая, групповая, межличностная. По характеру объектов: внутренняя, внешняя, деловая. По вектору движения: горизонтальная, вертикальная. По используемому коду: вербальная, невербальная. По характеру сообщения: деструктивная, конструктивная, нейтральная.

Рис.1. Виды коммуникаций

Уровни коммуникаций: Семиотический уровень — (передача инфо с помощью знаков. Виды знаков по Пирсу – 1. Знаки, которые обозначают объект, например нарисован костер; 2 знаки, которые обозначают свойство, например нарисован дым; 3. Знаки по соглашению, например знак радиации.). Лингвистический (языковой) — Передача инфо при помощи слов. Металингвистический (метаязыковой) — передача инфо при помощи слов, значение которых предварительно зафиксировано. Как правило, речь идет о терминологии. Термины всегда понимаются однозначно, а обычные слова чаще многозначно. Паралингвисгический уровень. передача инфо говорящим невербальными средствами, например мимика, жесты). Синтетический (передача инфо с помощью устойчивых конструктов, объединяющих элементы перечисленных выше уровней).

По количеству участников коммуникация делится на: межличностную

(коммуникантом является один человек), групповую (коммуникантами является небольшая аудитория численностью не более 10 человек) и массовую (имеет численно большую аудиторию).

Ключевые условия эффективной коммуникации следующие: 1. Цели коммуникации. Отправитель должен четко знать, каких аудиторий он хочет достичь и отклик какого типа получить . 2. Подготовка обращения. Необходимо учитывать предшествующий опыт пользователей товара ( услуги ) и процедуру декодирования сообщений , которой придерживается целевая аудитория. 3. Планирование каналов . Отправитель должен передавать свое обращение по каналам , которые эффективно доводят его до целевой аудитории. 4. Эффективность обращения . Отправитель должен по сигналам обратной связи оценивать отклик целевой аудитории на передаваемые сообщения.

Факторы успешной коммуникации. Трудности в общении личности. Возможности развития коммуникативных навыков личности.

Рис. 2. Структура коммуникативного процесса

Основная литература.

ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ОСОБЕННОСТЯМИ ИМИДЖА СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ И УСПЕШНОСТЬЮ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

||||||

ИСТОЧНИК:   Альманах современной науки и образования.
Тамбов: Грамота, 2012. № 2. С. 79-82.
РАЗДЕЛ:   Психологические науки
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

Елисеева Жанна Михайловна
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Аверченко Л. К. Психологические аспекты формирования имиджа // Реформируемая Россия: социологический аспект: материалы II научной конференции. Новосибирск, 1994. С. 152-154.
  2. Алехина И. Имидж и этикет делового человека. М., 1996.
  3. Бехтерев В. М. Объективная психология. М.: Владос, 2007. 387 с.
  4. Браун Л. Имидж — путь к успеху. СПб., 1996.
  5. Васищева А. В. Имидж: определение центрального понятия имиджелогии / А. В. Васищева, А. В. Ненашева // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 4. С. 311-317.
  6. Викентьев И. Л. Приемы рекламы и Public Relations. М.: Деловая книга, 2005. 457 с.
  7. Горчакова В. Г. Имидж: розыгрыш или код доступа. М.: ЭКСМО, 2007.
  8. Грачев Г. В., Мельник И. К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М.: Сфера, 2006. 245 с.
  9. Гуревич П. С. Приключения имиджа: технология создания телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М.: Филинъ, 2005. 214 с.
  10. Зазыкин В. Г. Психология в рекламе. М., 1992.
  11. Калюжный А. А. Теоретико-методологические предпосылки исследования имиджа как социально-психологического явления // Проблемы социальной психологии личности. 2005. № 4. С. 52-60.
  12. Ковальчук А. С. Основы имиджелогии и делового общения. 3-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 256 с.
  13. Кузин Ф. А. Имидж бизнесмена. М.: Ось-89, 1996.
  14. Лосев А. Ф. Форма. Стиль. Выражение. М.: Мысль, 1995.
  15. Панасюк А. Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том как создавать свой имидж. М.: Юр-райт, 2008. 235 с.
  16. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа. М.: Логос, 2004. 211 с.
  17. Почепцов Г. Г. Имиджмейкер. Киев: Наукова думка, 2005. 415 с.
  18. Сергиенко С. К. Центр оценки: групповая деятельность, управленческая технология, исследовательская лаборатория. М.: Нута, 2004. 345 с.
  19. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2007. 350 с.
  20. Спивак В. А. Организационная культура. СПб.: Издат. дом «Нева», 2004. 224 с.
  21. Феофанов О. США: реклама и общество. М., 1974.
  22. Шепель В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М.: Фильнъ, 2007. 325 с.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2023 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru

Имидж как социально-психологический феномен: методология исследования — Психолого-педагогические исследования — 2011.

Том. 3, нет. 1

Психолого-педагогические исследования
2011. Том. 3, нет. 1
ISSN: 2587-6139 (онлайн)

‘; для (var i = 0; i

2453

Реферат

В статье рассматривается вклад нескольких методологических подходов в изучение такого сложного и многоаспектного социально-психологического феномена, как имидж, раскрытие его природы, закономерностей формирования и функционирования. К достижениям социально-психологического подхода автор относит глубокую разработку понятия «имидж», разграничение понятия от традиционно смешанного с ним, а также описание структуры и механизмов формирования имиджа на основе теории социальной психологии. представления. Развитие акмеологического подхода к изучению образа, по мнению автора, является своевременным ответом на социальный заказ российского общества, связанный с подменой глубинного содержания образа субъекта его поверхностной формой, стремлением « не быть, а казаться», превращение политика, лидера, профессионала в «товар» на соответствующем рынке. Эвристическая ценность акмеологического подхода к изучению образа состоит из включения показателей профессионализма и компетентности, способности к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию и самоактуализации. Таким образом, переход от объектно-манипулятивной методологической парадигмы к гуманистической и интерсубъективной можно считать значительным достижением последних десяти лет в изучении образа.

Ключевые слова: имидж, социальная презентация, самопрезентация, социальная роль, имиджмейкинг.

Рубрика журнала: Эмпирические исследования

Тип статьи: научная статья

Для цитирования: Дагаева Е. А. Имидж как социально-психологический феномен: методология исследования [Электронный ресурс]. Психологическая наука и образование psyedu.ru, 2011. Vol. 3, нет. 1 (на рус., реферат на англ.)

Каталожные номера

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высш. учеб. заведения. М., 2001.

  2. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие: 2-е изд. М., 2000.

  3. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические основы «паблик рилейшнз». СПб., 2003.

    .
  4. Быстрова Т.Ю. Определение имиджа: аналитика и феноменология. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.taby27.ru/tvorcheskie_raboty/50/imagelogija_statji/image_analytic.html.

  5. Володарская Е.А. Социально-психологическая концепция имиджа науки: Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 2009.

  6. Горбаткин Д.А. Имидж организации: структура, механизмы функции, подходы к формированию: Дис. … канд. психол. наук. М., 2002.

  7. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000.

  8. Давыдов Д.Г. Социально-психологические особенности имя вооруженных сил России в молодежной среде: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2005.

  9. Костенко Е.П. Акмеологическая концепция развития имидж политика: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2008.

  10. Леонтьев Д.А. Образ, по которому нас встречают // Рекламный мир. 1995. № 6.

  11. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учеб. пособие. М., 2002.

  12. Перелыгина Е.Б. Имидж как феномен интерсубъектного взаимодействия (Содержание и пути развития): Дис. … д-ра психол. наук. М., 2003.

  13. Шкуратова И.П. Исполнение социальных ролей как механизм создание имиджа личности // Имиджелогия-2005: Материалы третьего международного симпозиума по имиджелогии /Под ред. Е.А.Петровой. М., 2005.

Дагаева Елена Анатольевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры рекламы факультета психологии и социальных коммуникаций Таганрогского института управления и экономики, Таганрог, Россия, e-mail: dagaeva@yandex. ru

Интенсивность психологического здоровья и психологическая устойчивость личности Научная научная статья по психологии

Доступно на сайте www.sciencedirect.com Российское психологическое общество

Напряженность психологического здоровья и личности Психологическая

Резистентность

Секач М.Ф.,а* Перелыгина Е.Б.а**, Зотова О.Ю.а***

Гуманитарный университет, ул. Сурикова, 24а, Екатеринбург, 620144, Россия

Реферат

Увеличение количества фрустрирующих и стрессогенных факторов усилило важность психологического здоровья и устойчивости личности. Убедительно доказано, что психологическое здоровье необходимо для полноценного функционирования и развития личности на протяжении всей жизни. Основное внимание в исследовании уделяется содержанию психологического благополучия/неблагополучия студентов. Выборка состояла из 98 учеников разного возраста. Полученные результаты позволяют говорить об этом с точки зрения разных возрастных групп.

© 2013TheAuthors.Издательство ElsevierLtd.

Подбор и/или рецензирование под ответственностью Российского психологического общества Ключевые слова: психологическое здоровье, психологическая устойчивость, стрессоустойчивость, психическая регуляция потребности общества, лежащие в основе направленности личности на выполнение жизненных задач. Здесь под жизненной задачей следует понимать то, что необходимо сделать именно этому человеку с его специфическими способностями и потенциалом для окружающих его людей. Психологическую устойчивость следует понимать как соразмерность, баланс личностной состоятельности и изменчивости. Последовательность обращается к основополагающим принципам и целям, доминирующим мотивам, способам поведения, в типичных реакциях на ситуации. Изменчивость проявляется в динамике мотивов, появлении новых моделей поведения, поиске новых видов деятельности, выработке новых ответов на

* Секач М.Ф. Тел.: +7-343-269-54-87; факс: +7-343-251-00-73

Адрес электронной почты: MFSekach@yandex. ru

** Перелыгина Е.Б. Тел.: +7-343-269-54-87; факс: +7-343-251-00-73 Адрес электронной почты: [email protected]

*** Зотова О.Ю. Тел.: +7-343-269-54-87; факс: +7-343-251-00-73 Адрес электронной почты: [email protected]

1877-0428 © 2013 Авторы. Издано ООО «Эльзевир»

Отбор и/или рецензирование под ответственность Русского психологического общества

doi:10.1016/j.sbspro.2013.08.530

ситуации. Под этим углом зрения ядром психологической устойчивости является гармоническое (пропорциональное) единство постоянства и динамики личности, дополняющих друг друга. Жизненный путь человека строится на основе последовательности, без нее невозможно достижение поставленных целей. Поддерживает и укрепляет самооценку, повышает самопознание. Динамика и адаптивность личности тесно связаны с самой ее эволюцией и существованием. Развитие вряд ли может происходить без изменений в отдельных аспектах личности и в целом, они определяются как внутренней динамикой, так и средствами воздействия. В сущности, развитие личности представляет собой совокупность этих модификаций. «Часть внутри целого проявляет иные черты, чем вне его. Для этого типа системы характерно развитие, в ходе которого один тип саморегуляции сменяется другим». [1] Действительно, жизнь человека можно представить себе как бесконечную последовательность достижения такого равновесия, как непрекращающееся стремление к стабильности под влиянием различных невзгод и конфликтов. Так, по мнению многих ученых, например, «глобализация умножает риски, обусловленные процессом трансформации в стране и связанные с резким увеличением рисков, порождаемых опасной средой обитания» [2]. и стрессогенных факторов усилило значение психологической устойчивости личности, попытка решения которой означает, по сути, поиск выхода из проблемных, кризисных и экстремальных ситуаций9.0005

Эти вопросы имеют и большое практическое значение, так как психологическая устойчивость предохраняет личность от распада и личностных расстройств, создает основу для внутренней гармонии, полного психического здоровья, высокой продуктивности. Распад личности мыслится как сбой высшей ступени психики в регуляции поведения и деятельности, распад иерархии смыслов, ценностей, мотивов, целей. Психологическая устойчивость человека напрямую определяет его жизненный тонус, психическое и соматическое здоровье.

Для выяснения путей развития психологического здоровья необходимо определить саму норму психологического здоровья. В этом отношении нормой является наличие определенных личностных характеристик, позволяющих человеку не только приспосабливаться к обществу, но и быть способным к самопомощи, способствуя тем самым общественному развитию. Норма есть некий образ, служащий точкой отсчета для организации педагогических условий достижения нормы. Альтернативой нормы при психологическом здоровье является отсутствие возможности развиваться в процессе жизнедеятельности, неспособность выполнять жизненное предназначение.

Критерии психологического здоровья рассматриваются во многих современных научных трудах. В настоящее время часто используется уровневый подход. РС. Роговин [3] основывает уровни на сохранении внутренней и внешней регламентации. Б.С. Братусь [4] выделяет следующие способности, относящиеся к высшему уровню: способность строить адекватные смысловые устремления и нейрофизиологические особенности деятельности психики. ПРОТИВ. Мухина, О.В. Хухлаева, Т.Н. Счастная [5] исходили из положения, что развитие есть необратимый процесс, направленный на изменение типа взаимодействия с окружающей средой. Эти изменения проходят через все уровни развития психики и сознания, где формируется качественно новая способность интегрировать и обобщать полученный опыт. С этой точки зрения осмысление нормы должно основываться на анализе взаимодействия человека и среды, что предполагает способность человека не только приспосабливаться к внешним условиям, но и приспосабливать их в соответствии со своими потребностями. Пропорция не является простым равновесием, она зависит не только от конкретной ситуации, но и от возраста человека.

Психологическая устойчивость личности — сложный «биопсихосоциальный» конструкт, включающий в себя психологическую устойчивость человека, социальную роль и статус личности, конфессию (веру), профессию, культуру, мировоззрение и психосоматическое здоровье. Его центр представляет собой психологическую устойчивость человека, которая объединяет три психологических процесса (компонента): эмоциональный, интеллектуальный и волевой. Наделенный психологической устойчивостью от рождения человек либо обостряет, либо понижает эти процессы (компоненты). Ослабленная психологическая устойчивость приводит к негативным последствиям в плане психосоматического здоровья, развития личности, межличностных отношений, когда человеку приходится справляться с рискованной ситуацией (трудностями, потерями, социальной депривацией и др.).

В древнем Китае и Греции здоровье считалось не только отсутствием отрицательного состояния, но и наличием положительного созидания. Во многих культурах неотъемлемым условием здоровья считается состояние гармонии с природой в течение жизни и при выполнении различных социальных ролей. Благодаря этому балансу может быть достигнуто определенное благоприятное состояние

— синергия человека и природы — которое называется здоровьем. Во всем мире получило признание мнение, согласно которому не только отсутствие неблагоприятного состояния, но и наличие положительного. Основные причины неорганизованного поведения неуравновешенных людей связаны с отсутствием эффективных способов преодоления трудностей и переживания угроз личности. У некоторых неуравновешенных людей иногда наблюдается явление самоиндукции отрицательного эмоционального стресса: беспорядочное поведение усугубляет стресс, что усугубляет дезорганизацию поведения, что, в свою очередь, приводит к полной беспомощности личности как по отношению к вызовам, так и по отношению к собственному поведению в трудных ситуациях. Психологическая устойчивость – целостная черта личности, повышающая его устойчивость к фрустрирующим и стрессогенным воздействиям сложных ситуаций.

Многоаспектность понятия «стабильность» определяется, прежде всего, тем, что этот термин можно использовать применительно к процессам формирования и развития личности, к характеристике аспектов поведения и деятельности. В современной научной литературе встречаются такие терминологические сочетания, как «устойчивость личности», «устойчивость поведения», «устойчивость (профессиональной) деятельности», «выносливость к нагрузкам», «эмоциональная устойчивость», «волевая устойчивость», «психологическая устойчивость». », «психическая устойчивость», «моральная устойчивость». Под психологической устойчивостью понимается сохранение психологических особенностей при возмущающих психику воздействиях. Это совокупность эмоционально-волевых, интеллектуальных, нравственных и правовых аспектов. Речь идет о способности психики человека не просто функционировать, а выдерживать или сохранять устойчивость в неблагоприятных условиях и факторах. Отсюда следует, что в процессе жизни человек оказывается в различных обстоятельствах, что и составляет ту или иную социальную ситуацию его развития. Вовлекаясь в различные виды деятельности и соответствующие системы отношений с определенными социальными функциями (ролями), человек формируется как субъект деятельности и отношений. Эти преобразования охватывают всю психологическую структуру личности: черты, состояния, процессы и функции. [6]

Понятие «психологическое сопротивление» все чаще подвергается тщательному изучению и обсуждению, поскольку до сих пор не получило четкого статуса. Множество его интерпретаций вытекает из диапазона его использования — от исследований по анализу индивидуального состояния до проблем становления и развития личности, следовательно, существуют разные подходы к рассмотрению данного феномена. Считается, что источником процессов психической регуляции является (постоянно возникающее и преодолеваемое человеком) несоответствие между объективной реальностью и ее психическим отражением. Индивид, естественно, стремится преодолеть или разрешить это несоответствие, и это стремление направляет его последующую деятельность через организацию и актуализацию различных психических функций, что собственно и составляет содержание процессов психической регуляции. Системы оперативного регулирования формируются в процессе деятельности. Субъект ориентируется на происходящие изменения через избирательное отношение к окружающему миру и к себе.

2. Методика

Цель исследования: определить содержание характеристики психологического благополучия/неблагополучия студентов разных возрастных групп.

Так, зарубежные исследователи указывают на то, что студенты вузов как социальная группа очень уязвимы к различным психологическим расстройствам, в частности депрессии [7], [8]. Как указывалось в ряде исследований, причинами нарушения психологического здоровья могут быть финансовые проблемы, неуспеваемость [9], эмоционально-волевая неустойчивость [10].

Опрос проводился в Гуманитарном университете г. Екатеринбурга с участием 98 студентов заочного отделения факультета социальной психологии. Группы выборки по возрасту включали 32 студента в возрасте 18-24 лет, 33 студента в возрасте 35-44 лет и 33 студента в возрасте 45-54 лет.

Респондентам было предложено заполнить бланк самоанализа, в котором оценивается уровень выраженности 25 психологических показателей, характеризующих психологическое здоровье, методом шкалирования. Шестнадцать показателей характеризуют критерии психологического благополучия: оптимизм, уравновешенность, уверенность в себе, чувство юмора, креативность, адекватное мировосприятие, интеллектуальный потенциал, психологический комфорт, адекватную самооценку, адекватное самовосприятие, интерес к другим, стрессоустойчивость.0005

резистентность, направленность на саморазвитие, веру в себя и свои возможности, творческий потенциал) и 9 вопросов о характеристиках психологического неблагополучия (гипервнушаемость, иррациональная злость, враждебность, пассивная жизненная позиция, вредные привычки, жестокость, гипертревожность, конфликтность, бессердечность) [11].

3. Результаты

Полученные результаты показали, что в качестве ведущих были выделены следующие показатели психологического здоровья: направленность на саморазвитие (5,78 баллов), адекватное мировосприятие (5,56 баллов), оптимизм (5,56 баллов). 53), вера в себя и свои способности (5,5 баллов), самовосприятие (5,41 баллов). К показателям, которые были отвергнуты, к тем, которые мы определяем как психологическое неблагополучие, относились вредные привычки (2,69 балла).), конфликтность (2,69 балла), враждебность (2,63 балла), пассивная жизненная позиция (2,56 балла), жестокость (2,16 балла), бессердечие (1,81 балл).

Таблица 1. Содержание психологического благополучия/неблагополучия в глазах респондентов разных возрастных групп

1-я группа (18-24 года) 2-я группа (35-44 года) 3-я группа (45-54 года)

Психологическая здоровье Психологическое неблагополучие Психологическое здоровье Психологическое неблагополучие Психологическое здоровье Психологическое неблагополучие

адекватное мировосприятие Пассивная жизненная позиция Чувство юмора Вредные привычки оптимизм враждебность

Адекватное самовосприятие Жестокость Враждебность Жестокость Бессердечность Конфликтность Творческий потенциал Направленность на саморазвитие Вера в себя и личные способности Конфликтность Жестокость Бессердечность

Примечание: в тесте М=4,31, где o=l ,26; для группы 1 М=4,34, где а=1,28; для группы 2 М= 4,22, где а =1,21; для 3-й группы М=4,55,

, где а =1,58

В самой младшей возрастной группе (18-24 года) отмечены следующие наиболее значимые психологические показатели: адекватное мировосприятие (5,70 баллов) и ( оценка 5,70). Наименее существенными показателями психологического неблагополучия являются: пассивная жизненная позиция (2,00 балла) и жестокость (2,00 балла). Выявлена ​​также достоверная корреляция критериев психологического здоровья: «адекватное мировосприятие» и «интеллектуальный потенциал» (r=0,9).12, где p<0,01) и «адекватное самовосприятие» и «адекватная самооценка» (r=0,79, где p<0,01). Полученные результаты могут свидетельствовать о том, что респонденты этой группы способны осознавать собственные недостатки и недостатки окружающего мира, а их деятельность направлена ​​на преобразование мира.

Вторая группа в возрасте 35-44 лет указала на такой важный показатель психологического благополучия, как чувство юмора (6,00 баллов). Это дает основание предположить, что респонденты подвержены феномену «апперцептивной слепоты», т.е. как бы игнорируют другие критерии психологического здоровья. Наименее существенными показателями психологического неблагополучия являются: вредные привычки (2,71 балла), жестокость (2,29 балла). ), конфликтность (2,29 балла), бессердечность (2,29 балла). В этой группе прослеживается тесная связь критерия психологического здоровья «уверенность в себе» с показателем психологического неблагополучия «жестокость» (r=0,72, где p<0,01).

В третьей группе 45-54 лет ярко выражены такие критерии психологического здоровья, как оптимизм (6,67 балла), творческий потенциал (6,67 балла), направленность на саморазвитие (6,33 балла), вера в себя и личные способности (6,33 балла). Между этими критериями психологического здоровья «оптимизм» и «творческий потенциал» наблюдалась сильная корреляция (r = 0,79).4, где р<0,01). Можно сделать вывод, что

респондентов данной группы демонстрируют выраженное стремление к личностному росту, что способствует формированию целостной личности, закреплению системы социальных ролей с доминированием одних и ослаблением других, обретению уверенной жизненной позиции и стабильности.

4. Дискуссия

Психологический анализ, направленный на оценку уровня интенсивности психологического здоровья с привлечением студентов разной возрастной группы, показывает, что при работе со студентами необходимо учитывать особенности уровня интенсивности психологического неблагополучия, что может быть основанием для проведения профилактических мероприятий укреплять и сохранять психологическое здоровье студентов. Они могут включать в себя ряд психологических тренингов, метод групповой терапии, а также консультации в центре неотложной психологической поддержки.

Таким образом, психологическое благополучие является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека на протяжении всей жизни. Поэтому, с одной стороны, необходимо обеспечить адекватное выполнение индивидом своих возрастных, социальных и культурных ролей. С другой стороны, психологическое здоровье дает возможность развития на протяжении всей жизни.

Литература

[1] Зинченко Ю.П., Первичко Е.И. Методология синдромного анализа в рамках парадигмы «Качественные исследования в клинической психологии». Психология в России: современное состояние. Научный ежегодник: Т. 5. М.: МГУ им.0005

[2] Донцов А.И., Зинченко Ю.П. Корпоративная безопасность в условиях глобализации. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. Москва 2011. №4. стр. 13.

[3] Роговин М.С. Научные критерии психической патологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *