Психология бессознательного (часть 1)
- Мои публикации
Обзор классических психоаналитических концепций
Классический психоаналитическй подход Зигмунда Фрейда, теория объектных отношений Мелани Кляйн, аналитическая психология Карла Юнга, теория травмы Отто Ранка, взгляды Карен Хорни
Тема сегодняшней лекции – психология бессознательных процессов. Как правило, многие из нас имеют представление о том, что сознательно человек предлагает и предполагает одно, а бессознательно – что-то совершенно другое. Более продвинутые люди понимают еще и то, что сам человек может и не догадываться о том, что планирует его бессознательное.
Итак, мы понимаем, что при таком положении дел мы не можем быть уверенными в том, что мы распоряжаемся собой, как и всегда звучит до боли знакомый вопрос «Кто в доме хозяин». Этот вопрос звучит и вокруг нас и внутри нас самих. Конечно, есть люди, которые не имеют привычки к анализу самих себя, к саморефлексии, и они могут совершенно искренне воскликнуть, что ничто, кроме внешних обстоятельств, на них не давит.
Целью нашей лекции является попытка осмысления основных понятий психологии бессознательного с точки зрения основных психоаналитических концепций, а также анализ структуры бессознательного и его роли в психической жизни человека.
Сегодня мы попробуем рассмотреть теоретическую подоплеку этого вопроса, и, так сказать, ее преломление в реальной душевной жизни человека. Мы рассмотрим, что нам говорит о бессознательном современная психологическая наука, и какими мы располагаем возможностями в связи с этим знанием.
Мы рассмотрим модели психики, предложенные классическими психоаналитическими концепциями Зигмунда Фрейда, Карла Густава Юнга, Альфреда Адлера, Отто Ранка, Мелани Кляйн, Карен Хорни, Эриха Фромма и, наконец, Эрика Берна.
Терминология
Главные герои нашей сегодняшней беседы – эго, оно (бессознательное) и суперэго. Эго – это структура, поддерживающая существование человека на текущем уровне как сознательного существа, суперэго – часть Эго, функция которой призвана тормозить инстинктивную активность эго, принимать решения о приемлемости побуждений, осуществлять самоограничение и самокритику, Оно (далее везде бессознательное) – бессознательная часть психики, совокупность неосознаваемых влечений человека (т.
е. содержаний бессознательного).Сами эти структуры неоднородны по своей сути. Не следует думать, что все, что осознаваемо, относится к эго, а то, что не осознаваемо — к подсознанию. Все гораздо сложнее. Существуют глубинные слои эго, которые бессознательны. Переход от Оно (бессознательное) к эго плавный и бывает крутым только там, где имеются конфликты. При возникновении конфликтов даже осознаваемые и высокодифференцированные силы эго снова становятся бессознательными (происходит так называемый процесс регрессии).
Согласно классическим психоаналитическим концепциям все вышеобозначенные психические структуры личности топографически могут располагаться в трех гиперпространствах: бессознательном, предсознательном, сознательном.
Бессознательное — в широком смысле — те содержания психической жизни, о наличии которых человек либо не подозревает в данный момент, либо не знает о них в течение длительного времени, либо вообще никогда не знал. Выделяются два вида бессознательного: предсознательное и собственно бессознательное. Бессознательное – это те содержания душевной жизни, доступа к которым у сознания нет.
Предсознательное — содержания душевной жизни, которые в данный момент неосознаваемы, но могут легко стать таковыми, если привлекут к себе взоры сознания. Топографически слой предсознательного располагается между слоем бессознательного и сознанием. Это следы памяти, которые могут быть осознаны простым привлечением внимания. Следует добавить, что именно материал предсознательного используется при проведении психоаналитического сеанса, и анализ этого материала способствует осознанию вытесненного, поэтому для нас структура предсознательного имеет крайне важное значение.
В сферу бессознательного попадают как самые высокие проявления душевной жизни, так и самые низкие (сексуальные и агрессивные инстинкты, влечения). Итак, термин «бессознательное» обозначает психические процессы, которые протекают без отображения их в сознании и помимо сознательного управления.
Бессознательное обладает огромной силой и властью над человеком, всегда подвергая цензуре и адаптируя любую поступающую к человеку энергию и информацию из внешнего или из внутреннего мира к виду, пригодному для восприятия сознанием, согласованным с его картиной мира, с его субъективными представлениями о себе и о мире.
Наше бессознательное насквозь мифологично, это те мифы, которые мы усвоили от своих предков, вынесли из детства, из общества, творили сами, проживая нашу жизнь.
Сознание — это поверхностный слой душевного аппарата, воспринимающий и перерабатывающий информацию о внешнем и внутреннем мире. Сюда относятся ментальные структуры человека, осуществляющие интеллектуальные функции, наблюдение, выбор, принятие решений, организацию стимулов и побуждений, рефлексию. Создание задает общее направление нашему мыслительному процессу, а также является центром, принимающим решения.
Ретроспективный обзор классических психоаналитических концепций
Итак, мы переходим к ретроспективному обзору классических психоаналитических концепций.
Намеки, указывающие на существование подсознания, нам известны еще с древности, это, в частности, известный тезис «познай самого себя».Зигмунд Фрейд
В науку же термин «бессознательное» вошел на стыке XIX-XX веков. Первым человеком в психологии, который сделал попытку вывести подсознание на чистую воду, был всемирно известный ученый – Зигмунд Фрейд. История психоанализа начинается с Фрейдовских и Брейеровских исследований истерии. В результате научной и практической медицинской работы доктора Фрейда в основной фокус его исследовательского внимания попало подсознание человека. Основным достижением теоретической психологии ХХ века было именно открытие подсознания, т.е. скрытых от человека психических процессов, в большой мере влияющих на его мотивацию, восприятие, ощущения и поведение.
Зигмунд Фрейд показал, что человек не является хозяином собственного душевного мира и собственного интеллекта.
Фрейд исследовал и подробно описал пути, с помощью которых можно проникнуть в бессознательное и что-то о нем узнать. С позиции Фрейда наша психика – это некое пространство. Ландшафт нашей психики описывается с помощью трех пространственных структур – сознания, предсознания и бессознательного. В этом пространстве существует нечто, что формируется на протяжении жизни человека, и оно продолжает оказывать на нас свое влияние. Силы, определяющие наше поведение, принадлежат миру бессознательного, и благодаря открытиям Фрейда мы можем постигать наше бессознательное. Бессознательное проявляет себя, сигнализирует о своих намерениях посредством наших снов, фантазий, импульсов, побуждений, наших влечений, желаний, оговорок, ошибочных действий. И задача психоаналитика – быть внимательным слушателем и улавливать эти тончайшие послания.
Фрейд считал, что все, что происходит с человеком, его определенные сюжеты жизни обусловлены его детскими переживаниями. В основе психосексульной динамики и фундаментальных конфликтов человеческой психики лежат детские переживания.
Основным методом, которым пользовался при исследовании бессознательных процессов Фрейд, является метод свободных ассоциаций, а также анализ сновидений человека. Проводя исследования с использованием метода свободных ассоциаций, ученый пришёл к выводу, что источником неврозов и подавленности большинства людей является нереализованная энергия сексуального желания (либидо). Чтобы человек обрел психическое равновесие необходимо вернуть вытесненный материал в сознание – «где было Оно (бессознательное), должно стать Я» — утверждал Фрейд.
Чрезвычайно важной заслугой Фрейда является то, что он создал язык, на котором можно описывать движения души. Мы получили язык, с помощью которого мы можем исследовать душевные процессы, глубоко анализировать человеческую природу, получать информацию о бессознательном, о внутренних глубинных процессах, происходящих в человеке. Мы начали озвучивать для себя то, что находится за гранью реальности, за очертаниями предметного мира. Это повлияло и на наше восприятие человека, на представление о человеческом существе как таковом.
Таким образом, мы можем подвести итог. Фрейд открыл динамическое бессознательное, описал первичные и вторичные процессы – противоположно направленные динамические механизмы, которые подавляют нашу психическую жизнь. Это основное, что содержит в себе ортодоксальный или классический психоанализ.
Карл Густав Юнг
Фрейд создал целую школу, у него было очень много талантливых учеников, многие из которых впоследствии отрывались от своего великого учителя и создавали собственные школы и направления. Я вкратце расскажу о некоторых из них. Карл Густав Юнг. Юнг тесно сотрудничал с Фрейдом на протяжении четырех лет, но в какой-то момент их позиции разошлись. Юнг погрузился в глубинное исследование мифов, легенд, сказок, сочетая эти исследования с исследованиями психики человека. Он совершал путешествия по всему миру, подробнейшим образом изучал мифологию, древнюю символику, описал мандалу (круг) как символ самости (внутреннего Я человека).
Карл Густав Юнг обогатил представления о бессознательном понятием коллективного бессознательного. По словам Юнга «коллективное бессознательное содержит все духовное наследие человеческой эволюции, рождаемое каждый раз заново в мозговой структуре отдельного человека».
Согласно Юнгу человек не может охватить своим сознанием сферу бессознательного. Задача психоаналитика по Юнгу – наладить диалог между сознанием и бессознательным пациента с помощью психоаналитических методов. Психика действует по принципу полярности, полярных образований, дихотомий, один полюс которой – в сознании, другой – в бессознательном. Поэтому у любого позитивного проявления человека есть свой негативный полюс, и наоборот. Сознание и принятие себя как носителя таких противоположных тенденций позволяет разрешать психологические конфликты, снимать внутреннее напряжение.
Альфред Адлер
Еще один талантливый ученик Фрейда — Альфред Адлер. Также как и Юнг, Адлер не был удовлетворен сексуальной теорией Фрейда. Адлер акцентировал внимание на социальной сущности человека, считая главным социальные интересы человека. Решающим для решения многих проблем человеческой личности он считал способность к взаимодействию с другими людьми. Адлер определяет три глобальных ценности человека: работа, дружба и любовь, и все они взаимосвязаны, если страдает одно из них, то другие тоже страдают. Препятствия к росту Адлер видел в органической неполноценности ребенка, его избалованности и отверженности – все это может породить изоляцию и недостаток социального интереса, формирование нереалистической цели личного превосходства.
Психологический подход, описанный в работах Адлера, представляет полную противоположность подходу Фрейда. Главная проблема у Адлера касается внутренней жизни человека, его мышления и чувствования, его ценностей. Адлер создал термин «комплекс неполноценности», он полагал, что все дети глубоко испытывают чувство неполноценности, являющееся неизбежным следствием их физических размеров и недостатка сил и возможностей. Комплекс неполноценности согласно Адлеру основан на чувстве фрустрированных ценностей: человек чувствует себя неполноценным и реагирует на это комплексом превосходства, бравадой эго, философией преувеличенного оптимизма и самоуверенности. У Фрейда же главная проблема связана с фрустрированными желаниями. Согласно Фрейду человек страдает не столько от собственной неполноценности, сколько от препятствий со стороны общества и культурной традиции.
Адлер считает, что комплекс служит линзой, собирающей психическую энергию в определенном направлении, и тем самым может способствовать выдающимся личным достижениям. Серьезные творческие успехи возможны, если человек работает через комплекс, а иначе комплекс отщепляется от целостного бытия человека и употребляет жизненную энергию на то, чтобы проецировать свое фрагментарное, лишенное равновесия сознание во внешний мир, способствуя деструктивным процессам.
Адлер рассматривал также агрессию и волю к власти как проявление более общего мотива к превосходству или совершенствованию, т.е. побуждения улучшать себя, развивать свои способности, свою потенциальность. По Адлеру борьба за личное превосходство, проявляющееся как господство над другими – невротическое извращение, результат преобладания чувства неполноценности и отсутствия социального интереса, т.е. желания быть полезным людям. При этом накопление успеха, престижа и похвал становится для человека более важным, чем конкретные достижения. Чрезмерная фиксация на себе неизбежно приводит к чувству поражения. «Вместо того, чтобы заниматься внешним миром, они занимаются собой». Адлер при этом сравнивает невротическое желание превосходства с состоянием нарциссизма у Фрейда и крайними формами проявления интроверсии у Юнга.
Следующий важный аспект подхода Адлера – формирование жизненных целей. Согласно Адлеру жизненные цели, которые направляют и мотивируют нас, сформировались в раннем детстве, и остаются несколько неясными и в основном бессознательными. Формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, небезопасности и неуверенности в мире взрослых. Если чувство неполноценности слишком сильно, цели становятся нереалистичными и могут быть невротически преувеличенными. У невротика всегда имеется значительное расхождение между сознательными целями и бессознательными жизненными целями, которые вращаются вокруг фантазий личного превосходства и самопочитания вместо целей, которые вели бы к реальным достижениям.
Еще одно понятие, рассматриваемое Адлером, — стиль жизни – уникальный способ, выбранный индивидуумом для следования своей жизненной цели. Это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще. По Адлеру эта сила телеологична, она выражает себя в стремлении к цели. При этом кажущиеся изолированными привычки и черты поведения получают свое значение в полном контексте жизни и целей индивидуума.
По Адлеру особую роль в человеческой жизни играет чувство общественного, о.к. посредством сотрудничества с другими, мы можем преодолеть действительную неполноценность или наше чувство неоплноценности. Адлер подчеркивал, что работы великих гениев всегда были общественно ориентированы. Недостаток кооперации и сотрудничества является по Адлеру корнем всех невротических и плохо приспособленных стилей жизни. «Ели человек сотрудничает с людьми, он никогда не станет невротиком». Психологический рост – вопрос движения от центрированности на себе и целей личного превосходства к задачам конструктивного овладения средой и социально полезного развития.
Творческая сила Я, избирательно преобразующая и интерпретирующая опыт, позволяет человеку строить свою судьбу, основываясь на жизненных целях и индивидуальном стиле жизни. Адлер считал, что Фрейд недостаточно уделяет внимание уникальности индивидуума, его способности управлять своей судьбой. Адлер подчеркивает «Индивидуум – и картина, и художник. Он – художник своей собственной личности». Адлерианский психоаналитик помогает трансформировать цели жизни клиента, сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми.
Альфред Адлер и Карл Густав Юнг являются наиболее яркими и известными фигурами в психоанализе, создавшими свои направления, известные как аналитическая психология Юнга и Адлерианская психотерапия. Следующие психоаналитики являются последователями Фрейда, поддерживающими психоаналитическую главную парадигму о том, что детские переживания определяют дальнейшую судьбу человека.
Отто Ранк
Один из первых учеников Фрейда — Отто Ранк. Им сформулирована очень интересная концепция «травмы рождения», которая подчеркивает значение акта рождения и отделения ребенка от матери. Он рассматривает акт рождения как первичную травму, приводящую младенца в состояние шока. Причина последующих проблем и кризисов кроется в содержании родовой тревоги. Отделение при рождении запечатлевается в мозге младенца настолько сильно, что в дальнейшем может служить препятствием для любого удовлетворения.
Согласно Отто Ранку изгнание плода из материнского чрева является «основной травмой», определяющей развитие неврозов. Любое наслаждение в своем первоначальном виде стремится к воссозданию первичного внутриутробного блаженства, утраченного при рождении. Отто Ранк утверждал, что каждому человеку присуще подсознательное стремление возвратиться в материнское лоно.
Мелани Кляйн
Нельзя обойти своим вниманием, рассматривая классические теории психоанализа, известнейших женщин-психоаналитиков. Одна из них — Мелани Кляйн – британский психоаналитик, которая считается одним из основателей теории объектных отношений. Она выдвинула идею о возникновении эдипова комплекса в более раннем возрасте, чем это предполагал сам Фрейд. Согласно модели Кляйн основные процессы развития психики ребенка разворачиваются в первый год жизни, на основе взаимодействия ребенка с грудью матери, которая выступает в качестве первичного опыта.
В своей практической работе, наблюдая за младенцами, она зафиксировала появление тревоги и чувства вины в самых ранних отношениях ребенка с матерью и в его отношении к материнской груди. Мелани Кляйн относила зарождение основного источника неврозов и конфлитности человека к периоду младенчества. Она много уделяла внимания младенцам и обнаружила, что их эмоциональная жизнь насыщена драматическими переживаниями.
В развитии младенца Кляйн выделяла две базовые позиции. Шизоидно-параноидная позиция – для нее характерно отсутствие границ между ребенком и внешним объектом (матерью). В силу этого ребенок еще не может воспринимать объект целостно, объект в его восприятии расщепляется, и ребенок имеет дело с частичными объектами – частями тела матери. Соответственно расщеплению подвергаются положительные и отрицательные переживания ребенка, т. к. они еще не могут быть интегрированы во внутреннем опыте, поэтому в его восприятии складывается образ плохой груди и отдельно образ хорошей груди. Эти два образа сосуществуют параллельно друг другу. Плохой груди ребенок приписывает свои негативные ощущения и образы, хорошей — положительные. Кляйн описывает механизм проективной идентификации – вариант одной из самых примитивных защит, к которой и прибегает младенец.
В процессе построения отношений ребенка с первичным объектом и по мере развития ребенка граница между его Я и объектом усиливается, это создает возможность ребенку интегрировать положительные и отрицательные переживания в целостный образ. Он теперь понимает, что его агрессивные импульсы направлены на тот же самый объект, что и положительные, и его агрессивные импульсы способны причинить ущерб любимому им объекту. Таким образом, шизоидно-параноидная позиция переходит в депрессивную позицию, для которой характерна тревога по поводу собственной агрессии. Ребенок начинает переживать чувство вины за собственную агрессию и чувство благодарности по отношению к матери. При шизоидно-параноидной позиции базовым чувством по отношению к объекту была зависть, т.к. ребенок ощущал, что все хорошее расположено вовне, а в нем самом нет ничего ценного. Чувство благодарности лежит в основе репарационных переживаний и жестов (действия, направленные на восстановление поврежденного объекта).
Итак, развитие ребенка зависит от динамики двух фундаментов его психики – зависти и благодарности. Переживание чувства зависти, не скомпенсированное чувством благодарности, приводит к развитию отклонений, к развитию у индивида депрессивной позиции. Врожденная зависть, согласно М.Кляйн, — фактор, блокирующий креативность. Зависть переживается психикой с большим трудом, поэтому у человека вырабатываются защиты. Как вариант защит от деструктивных ощущений может возникать чувство ярости — в качестве реакции на чувство вины, порожденное завистью. Другой вариант защиты – обесценивание объекта, т.к. объект, потерявший свою ценность больше не вызывает зависти. И еще один вариант защиты от деструктивного ощущения зависти – присваивание себе силы, принадлежащей объекту, мысленное перенесение на себя свойств объекта. Этот вариант защит приводит к самовозвеличиванию. И, наконец, недооценка собственного Я, невротическое самоуничижение также является защитой от чувства вины, порожденного завистью.
Основной терапевтический эффект достигается за счет того, что пациенту предоставляется возможность отыгрывать конфликтные элементы опыта, открыть и проявить сдерживаемые агрессивные импульсы, благодаря чему человек способен, наконец, достичь подлинной интеграции.
Теперь мы перейдем к рассмотрению другой психоаналитической парадигмы. Неофрейдизм — это получившее распространение главным образом в США направление современной философии и психологии, сторонники которого соединили классический психоанализ 3. Фрейда с американскими социологическими теориями. К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся Карен Хорни, Гарри Салливен и Эрих Фромм. Неофрейдисты подвергли критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но сохранили при этом важнейшие компоненты его концепции (учение об иррациональных мотивах человеческой деятельности, изначально присущих каждому индивиду). Неофрейдисты особое внимание уделяли исследованию межличностных отношений. Они сделали это, стремясь ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что он должен делать. Неофрейдисты по существу «социологизировали» психологию.
Карен Хорни
И еще одна дама — Карен Хорни – основательница науки о женской психологии. В отличие от Зигмунда Фрейда она не считала необходимым фокусировать исключительное внимание на детстве, усматривая в этом односторонность и считая, что Фрейд зачастую объясняет социальные явления биологическим факторами (в частности, связь войн с инстинктом смерти). В своем подходе Карен Хорни оказалась от теории сублимации и учении о либидо Зигмунда Фрейда. Неврозы, считала она, порождаются не только переживаниями человека, берущими начало в детстве, но и специфическими культурными условиями, в которых живет человек. В характере невротических переживаний человека она усматривала связь с особенностями, присущими данной культуре и времени. Она рассматривала взаимосвязь между культурой и неврозом «с точки зрения того, какие психологические затруднения структура культуры ставит перед человеком» (Хорни К.). Неврозы она считала ценой, которую приходится платить человечеству за развитие цивилизации.
Карен Хорни рассматривала неврозы, как невротические деформации характера, связанные с патогенным конфликтом, спрятанным глубоко внутри человека и не осознаваемым им. Она выделила несколько типов неврозов и описала специфичные особенности деформации характера, присущие каждому из них.
В основе любого невроза лежит внутренний конфликт. Невротический конфликт по Фрейду — борьба вытесненных сил (инстинкты) и вытесняющих сил (культура). Невротический конфликт по Хорни — борьба несовместимых сочетаний между несколькими невротическими наклонностями. Хорни ввела термин «невротические наклонности», под которым понимала компульсивные (навязчивые) влечения, которые являются основой невроза. Одними из главных невротических наклонностей Хорни считала невротическую потребность в любви и невротическое стремление к соперничеству. Соревновательность – господствующий фактор в существующих социальных отношениях, она может приводить к враждебному напряжению между людьми, что порождает у человека страх, неуверенность и сниженное самоуважение. Все эти факторы вместе приводят к тому, что человек чувствует себя изолированным.
Чувство собственной эмоциональной изоляции, согласно Хорни, человек хочет преодолеть, получив любовь и привязанность, при этом любовь превращается в своего рода лекарство от глубинного невротического одиночества. Роль любви переоценивается в современной культуре. Человек взращивает иллюзию, что любовь является решением всех его проблем, и ждет от любви больше, чем она может ему дать. Отсюда проистекают разочарования, так называемые «крушения иллюзий», трудности достижения любви. Такая ситуация дает обильную почву для развития неврозов.
В основе неврозов лежат противоречия, которые человек не может разрешить. В обществе заложены определенные противоречивые установки: например, противоречие между соперничеством и успехом, с одной стороны, и потребностью быть любимым, с другой. Стремление к успеху порождает в человеке напористость, способность выдержать конкуренцию, агрессивность. А потребность в любви и человечности требует от человека уступчивости, способности поступиться своими эгоистическими интересами. Таким образом, специфичные культурные противоречия общества лежат в основе типичных невротических конфликтов людей. Противоречия, заложенные в культуре, отражаются в конфликте невротика. Нормальный человек способен преодолевать эти трудности, не терпя при этом урона, у невротической же личности эти конфликты делают приемлемое решение невозможным.
Согласно Карен Хорни универсальных психических норм нет: поведение, расцениваемое как невротическое в одной культуре, может быть совершенно нормальным для другой, и наоборот. Таким образом, о норме можно судить только в том случае, если мы рассматриваем личность человека в контексте культурных условий, в которых он родился и живет.
Итак, согласно Хорни, невроз формируют воздействие окружающей социальной среды и разрушение человеческих взаимоотношений. Ортодоксальный психоанализ Зигмунда Фрейда ориентируется на генетические и инстинктивные причины. В силу этого отличия смысл терапии в подходе Карен Хори иной. Цель ортодоксального психоанализа — помочь справиться со своими инстинктами. По Хорни цель терапии состоит в восстановлении отношений с людьми и собой, поиска точки опоры в себе, избавления от невротических защитных механизмов, лишь отчасти помогающих человеку справляться с жизненными трудностями, но при более глубоком взгляде закрывающими возможность нормальной жизни.
Психология бессознательного — часть 2
Рефераты по психологии — турбо рефераты
21 Января 2012, контрольная работа
Объект — методы психологии
Предмет — беседа, как метод психологи
Цель: рассмотреть беседу, как метод психологии
14 Ноября 2011, курсовая работа
Первая группа фактов связана с самоотчетами творческих людей о процессах творчества. Эти самоотчеты, вызывающие доверие своей согласованностью, подчеркивают значительную роль бессознательного. Приводимые свидетельства, однако, выявляют разную картину в сферах художественного и научного творчества. Поэтическое творчество. Почти общим местом у поэтов оказывается утверждение о том, что творчество происходит у них как бы само по себе, без их участия, под чью-то диктовку.
Следствием непроизвольности творчества, независимости от сознательного намерения становится деление жизни человека на две части: личную и творческую.
03 Января 2012, реферат
Фрейд, Зигмунд (1856 — 1939) — венский профессор психиатрии, знаменитый ученый, автор нового психологического учения о бессознательном (психоанализ). Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Психологические и социологические взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию первой половины ХХ в. Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году, а в 1897 он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 году появилась его книга “Толкование сновидений”, в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции, дополненные в его последующих книгах “Психопатология обыденной жизни” (1901), “Я и Оно” (1923), “Тотем и табу” (1913), “Психология масс и анализ человеческого «Я»” (1921). Постепенно его идеи приобретали признание, в 1910 году его приглашают читать лекции в Америке, где его теория приобретает особую популярность. Его работы переводятся на многие языки. Вокруг Фрейда постепенно складывается кружок его почитателей и последователей, в который входят К.Юнг, А.Адлер, Ш.Ференчи, О.Ранк, К.Абрахам. После организации психоаналитического общества в Вене, его филиалы открываются во всем мире, психоаналитическое движение расширяется, приобретая все большее количество сторонников. В то же время Фрейд становится все более ортодоксальным и догматичным в своих взглядах, он не терпит ни малейших отклонений от своей концепции, пресекая все попытки самостоятельной разработки и анализа некоторых положений психотерапии или структуры личности, ее взаимоотношений с окружающим, предпринимаемые его учениками. Это приводит к отдалению, а потом и к разрыву с Фрейдом самых талантливых его последователей — Адлера, Юнга, Ранка.
01 Декабря 2011, курсовая работа
СОДЕРЖАНИЕ
Цель данной работы определяется как исследование сознания и бессознательного человеческой психики, их формирование, проявление и значение.
Задачи исследования:
Раскрытие вопроса становление сознания как предмет психологии;
Разобрать определение сознания с точки зрения различных ученых – психологов;
Увидеть сущность психологии сознания и метод ее исследования;
Рассмотреть бессознательное в психике человека, а также связь сознания и бессознательного.
28 Апреля 2012, реферат
Современные психологи считают, что психика человека носит как осознанный, так и неосознаваемый характер. Неосознаваемый характер психики принято называть бессознательным.
Бессознательное – это совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль над совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.
14 Ноября 2011, реферат
Бехтерев внес огромный вклад в развитие отечественной психологии
18 Апреля 2012, курсовая работа
В данной работе мы рассмотрим структуру и методику библиотерапевтического метода. Являясь одной из форм арт-терапии, в тоже время он имеет свои специфические черты, знание которых необходимо профессионалу для осуществления коррекционной работы в ходе консультации. Часто библиотерапию рассматривают через призму психиатрии. Использование этого метода требует от специалиста не только глубокой профессиональной компетенции, но и широчайшего кругозора в сфере литературы.
15 Января 2012, реферат
Прежде чем говорить на эту тему, обратим внимание на важную семантическую тонкость, которая может оказать существенное влияние на восприятие материала данного раздела. В данной главе мы будем часто употреблять термины «богатство», «богатый». С одной стороны, они представляются достаточно естественными и широко употребляемыми словами, хотя истинный бизнесмен с его «счетным» мышлением может заинтересоваться: а с какой именно цифры человек начинает считаться богатым, а не просто заработавшим кое-какие деньги, состоятельным и т. п.?
23 Октября 2011, реферат
Педагогика беспрерывно обращалась к детской психологии с вопросами, что же такое процесс детского развития и каковы его основные законы. Попытки объяснения этого процесса, делавшиеся детской психологией, всегда были обусловлены общим уровнем психологических знаний. Сначала детская психология была описательной, феноменалистической наукой, не способной раскрыть внутренние законы развития.
09 Декабря 2011, биография
Биография гения — это нечто большее, чем просто вклад в историю науки или искусства, большее, чем просто описание успешных или безуспешных усилий человека следовать своему внутреннему зову. Внутренняя потребность в творчестве нередко вступает в противоречие с борьбой за средства к существованию. И если не удается справиться с ними обеими и согласовать основные жизненные задачи между собой, то возникающие конфликты нередко имеют трагическое завершение. В этом смысле известны лишь немногие судьбы, потрясающие своим трагизмом более, чем судьба Германа Роршаха. Слишком ранняя смерть унесла ученого из жизни через 9 месяцев после появления его книги — Психодиагностики.
09 Октября 2011, реферат
На фоне ситуации, сложившейся в науке конца XIX века, особняком стоит одна из наиболее важных и влиятельных фигур в истории психиатрии, а, пожалуй, и вообще в истории западной цивилизации — Зигмунд Фрейд. Невозможно переоценить вклад Фрейда в науку о природе человека. Еще в начале своей карьеры он сделал вывод, что для лечения психического заболевания необходимо понять его природу, а для того, чтобы разобраться в отдельном феномене, необходимо наблюдать и исследовать его систематически. Это привело к открытию жизненно важного принципа психоанализа как действенного метода исследования.
20 Октября 2011, реферат
Ранние годы
Зигмунд Фрейд родился в семье галицийских евреев. В 1860 году семья Фрейда в связи с финансовыми затруднениями перебралась в Вену. В 9-летнем возрасте Фрейд поступил в гимназию Сперл (среднюю школу), где был одним из лучших учеников, и с отличием окончил ее в 17 лет.
13 Марта 2012, биография
История петербургской психологической школы, возникшей благодаря организаторскому таланту, энергии, панорамности исследовательского мышления В. М. Бехтерева, без упоминания имени и оценки вклада А. Ф. Лазурского (1874-1917) была бы существенно неполной. Два плана анализа — общепсихологический и индивидуально-психологический и две цели
20 Января 2011, курсовая работа
При написании курсовой работы по выше указанной теме, я поставила перед собой достижение следующей цели: изучить биологические и социальные потребности, их развитие на основании удовольствия (удовлетворения). Предмет нашего рассмотрения—общество, взаимодействие людей, а потому мы выделяем биологическое не вообще, а в человеке, в отношениях людей друг к другу и притом сначала по преимуществу биологическое как условие, предпосылку социального, т. е. с точки зрения процесса познания биологическое в человеке и в отношениях людей друг к другу выделяется так, как оно выступает до специальной характеристики социального, или в относительной (но не абсолютной) независимости от социального. Так как это независимость относительная, а не абсолютная, так как это рассмотрение предпосылки, предпосылка же не существует без того, предпосылкой чего она служит, то связь, единство биологического с социальным при такой характеристике уже здесь присутствует, но она не освещается специально.
16 Октября 2011, реферат
Темперамент является одним из наиболее значимых и популярных в современном мире свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования некоторых различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности и относится темперамент.
06 Октября 2011, курсовая работа
Цель работы состоит в анализе влияния этих факторов на развитие
личности.
11 Апреля 2013, реферат
Существует четыре основных метода теоретического исследования личности: биологический, экспериментальный, социальный и психометрический. Прежде чем перейти непосредственно к биологическому методу, дадим краткую характеристику трём остальным методам, чтобы понять главные различия между ними.
15 Мая 2012, реферат
Существует четыре основных метода теоретического исследования личности: биологический, экспериментальный, социальный и психометрический. Прежде чем перейти непосредственно к биологическому методу, дадим краткую характеристику трём остальным методам, чтобы понять главные различия между ними.
. Биологический метод включает в себя биографический метод, который является как историческим, так и генетическим методом. Именно о биографическом методе и пойдёт речь в данном реферате.
18 Декабря 2010, реферат
Наследственность и воспитания
Единство биологического, социального и духовного в человеке.
16 Января 2011, курсовая работа
Хорошо известно, что биологические системы обладают свойствами саморегуляции, то есть способностью перестраиваться в зависимости от внешних воздействий так, чтобы сохранился оптимальный уровень их функционирования.
19 Сентября 2011, контрольная работа
Бихевиоризм (behaviorism, от англ. behavior — поведение) — особое направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. В своей современной форме бихевиоризм представляет продукт исключительно американской науки, зачатки же его можно найти в Англии, а затем и в России. В Англии в 90-х годах Ллойд Морган начал производить эксперименты над поведением животных, порвав, таким образом, со старым антропоморфическим направлением в зоопсихологии. Антропоморфическая школа устанавливала у животных такие сложные действия, которые не могли быть названы «инстинктивными».
17 Ноября 2012, реферат
Изучение поведения, анализ его формирования путем образования связи S-R. Наблюдение за естественным становлением поведения, эмоций, понятий, речи. Доказательство прижизненное образования основных знаний, умений, переживаний человека и возможности повлиять на их содержание.
Э. Толмен
28 Октября 2013, контрольная работа
, определивший облик американской психологии в XX столетии, радикально преобразовал всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. (Отсюда и название – от англ. behavior, поведение.)
14 Марта 2012, доклад
Бихевиоризм возник в США и явился реакцией на структурализм В. Вундта и Э.Титченера и на американский функционализм. Его основоположником был Джон Уотсон (1878 — 1958), статья которого «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) положила начало направлению. В ней автор критиковал психологию за субъективизм, называя «…сознание с его структурными единицами, элементарными ощущениями, чувственными тонами, вниманием, восприятием, представлением одними лишь неопределенными выражениями» 1, а также за практическую бесполезность. Предметом бихевиоризма он провозгласил изучение поведения2 объективным путем и с целью служить практике. «Бихевиоризм полагает стать лабораторией общества»
13 Марта 2012, доклад
В отличие от предыдущих теорий, где источником развития ребенка выступают врожденные инстинкты, в центре теории научения находится социальная среда, воздействия которой формируют человека и являются источником его психического развития. Предметом исследования этого направления психологии является не внутренний мир человека (не его эмоции, переживания или умственные действия), а внешне наблюдаемое поведение. Поэтому это направление получило название бихевиоризм (от английского слова behaviour — «поведение»).
22 Марта 2012, реферат
Исторический обзор бихевиоризма. Принципы классического бихевиоризма. Бихевиоризм и агрессия.
27 Апреля 2012, доклад
Согласно учению бихевиористов, причинные связи, закономерно определяющие поведение человека, лежат во взаимодействии внешних физических факторов с действиями человека. Ни желания, ни чувства человека не могут служить причиной его действий, так как действия в своей основе материальны и могут быть вызваны только материальными причинами. Такими причинами могут быть либо звук, в сторону которого человек повернулся, либо какое-нибудь зрительное или температурное раздражение, действующее на организм и закономерно вызывающее в нем соответствующие нервно-мышечные процессы, в результате которых человек совершает то или иное действие.
12 Декабря 2011, контрольная работа
Цель данной работы — рассмотреть бихевиоризм, как одно из направлений психодиагностики.
25 Января 2012, реферат
Цель – рассмотрение бихевиоризма как направления психологии.
Задачи:
— рассмотреть зарождение и развитие бихевиоризма как направления психологии;
— описать необихевиоризм Б.Ф. Скиннера;
— Проанализировать бихевиоризм и агрессию.
07 Ноября 2011, контрольная работа
Психогенетика – сравнительно новая самостоятельная научная дисциплина. Основной задачей психогенетических исследований является изучение причины происхождения индивидуальных различий и выяснение роли наследственных и средовых факторов, лежащих в основе разительного несходства людей по самым разнообразным характеристикам (скорость реакции, память, успешность обучения, уровень интеллекта и т.д.).
Сделать бессознательное явным, чтобы развить науку о сознании
Введение
Если мы хотим понять, как и почему происходит сознательная обработка, нам нужно сравнить ее с бессознательной обработкой и посмотреть, чем они отличаются (Baars, 1988). Таким образом, точная характеристика бессознательной обработки имеет решающее значение для дальнейшего прогресса в науке о сознании. Масштабы и пределы бессознательной обработки активно исследуются уже более века (см., например, Kouider and Dehaene, 2007, историческую перспективу), но консенсус еще не достигнут. В то время как некоторые утверждают, что бессознательная обработка очень ограничена (например, Holender and Duscherer, 2004), другие предполагают, что все, что можно сделать сознательно, можно сделать и бессознательно (Hassin, 2013; но см. Hesselmann and Moors, 2015). Споры продолжаются отчасти по методологическим/техническим причинам, например, по поводу того, что нетривиально предъявлять стимул ниже уровня сознания, сохраняя при этом возможность мозга обрабатывать информацию. Здесь мы утверждаем, что этот аспект особенно важен для рассмотрения при оценке возможности бессознательных когнитивных функций высокого уровня: если определенный уровень обработки входного стимула не может быть проверен с самого начала, отсутствие связанного с ним высокоуровневого познания будет ожидал. Такая ситуация дает мало доказательств против возможности определенного типа бессознательного высокоуровневого познания. Мы также утверждаем, что доказательства против определенных бессознательных функций высокого уровня должны быть сформулированы в экспериментальном контексте, в котором может быть продемонстрирован хотя бы сознательный аналог — в противном случае доказательства снова будут слабыми. Наконец, мы отмечаем, что эксплицитная характеристика бессознательного имеет решающее значение и в исследованиях нейронных коррелятов сознания.
Соответствующие контрольные показатели увеличивают вес доказательств против высокого уровня бессознательного познания
Согласно нескольким исследованиям, бессознательная обработка может происходить на высоком перцептивном (см. Kouider and Dehaene, 2007) и когнитивном уровнях (см. Soto and Silvanto, 2014). Однако в других исследованиях не удалось подтвердить бессознательную обработку высокого уровня (например, Schlossmacher et al., 2017; Biderman and Mudrik, 2018). Демонстрация бессознательной обработки на любом уровне нетривиальна в том смысле, что нельзя считать само собой разумеющимся, что стимул был зарегистрирован и обработан просто потому, что он был «бессознательно» представлен участнику; возможно, сигнал слишком слаб, чтобы его вообще можно было обработать. Различные методы перевода стимулов в бессознательное, по-видимому, позволяют обрабатывать их на разных уровнях (Breitmeyer, 2015). Например, Фаренфорт и др. (2017) обнаружили, что моргание внимания позволяет перцептивной интеграции невидимых индукторов Канижи, тогда как обратное маскирование этого не делает.
Существует много возможных причин для нулевых результатов (например, недостаток силы, методологическая путаница, неправильный выбор парадигмы), но в контексте бессознательного высокоуровневого познания следует предпринять попытки, по крайней мере, продемонстрировать бессознательные процессы на каком-то соответствующем уровне. для обоснования утверждений о том, что та или иная высокоуровневая функция не может быть реализована бессознательно. Например, Шлоссмахер и др. (2017) исследовали, могут ли выражения эмоций на лице обрабатываться бессознательно во время непрерывного подавления вспышек. Несмотря на высокую мощность, индивидуальную настройку контраста стимула и одновременное измерение мозговой активности (которое может выявить процессы, не проявляющиеся в поведении), они не обнаружили разницы между нейтральным и положительным/отрицательным выражением лица. Важно отметить, что они не включали контрольные условия низкого уровня (например, перемешанные лица или другие подходящие испытания на отлов, см. Moors et al., 2019).), и, таким образом, неясно, были ли нулевые эффекты вызваны неспособностью обрабатывать выражения лица как таковые, или экспериментальная установка также не допускала обработки более низкого уровня, вопрос, который они сами широко обсуждают (см. также Sterzer et al. др., 2014). Они действительно показывают некоторое изменение сигнала во время бессознательных испытаний (рис. 4 в Schlossmacher et al., 2017), но без соответствующего референтного условия неясно, связано ли это изменение с бессознательной обработкой, ожиданием, накоплением паттернов Мондриана, используемых во время непрерывного исследования. процедура подавления вспышки или что-то еще.
Аналогичным образом, Бидерман и Мудрик (2018) оценили бессознательную интеграцию объекта и сцены, используя процедуру маскирования в сочетании с праймингом в попытке воспроизвести предыдущие результаты (Мудрик и др. , 2011; Мудрик и Кох, 2013). Они оценили, может ли бессознательный прайм, включающий конгруэнтный или неконгруэнтный объект, влиять на поведенческие характеристики, чтобы классифицировать целевую сцену как конгруэнтную или неконгруэнтную. Они не наблюдали никакого эффекта прайминга и, таким образом, не утверждали доказательств бессознательной интеграции объектов и сцен. Однако, как и в случае с Schlossmacher et al., Biderman и Mudrik не включили эталонное условие, чтобы можно было проверить обработку более низкого уровня. Они включали «пост-тест на видимость», когда один и тот же набор стимулов предъявлялся либо в вертикальном, либо в перевернутом виде. Здесь участники могли работать лучше, чем случайно, что авторы интерпретировали как указание на частичное осознание в соответствии с объективными критериями бессознательного восприятия. В качестве альтернативы можно было бы утверждать, что прямое/перевернутое задание требует более низкого уровня обработки по сравнению с заданием на интеграцию объекта и сцены, и более чем случайная производительность в сочетании с субъективной мерой, используемой параллельно Бидерманом и Мудрик, также может быть интерпретирована. что указывает на бессознательную обработку более низкого уровня. Включение специального эталонного условия для специфического исследования низкоуровневой бессознательной обработки (например, состояния, когда цель и прайм идентичны, для эталонного прайминга) в рамках одного и того же эксперимента могло бы предоставить ценную информацию в этом отношении.
В более ранней попытке воспроизвести бессознательную интеграцию объекта и сцены Moors et al. (2016) также не нашли подтверждения интеграции, но продемонстрировали корреляцию между временем подавления нарушения и низкоуровневыми свойствами изображения. Если бы также были доказательства интеграции, корреляция с низкоуровневыми свойствами изображения могла бы оказаться проблематичной из-за риска искажения интеграции с нерелевантными свойствами изображения (Moors et al., 2019). Однако в контексте нулевой поддержки интеграции корреляцию с конкретными свойствами изображения можно было бы считать свидетельством того, что по крайней мере содержимое изображения обрабатывалось бессознательно. Являются ли выводы Moors et al. (2016), что достаточно, чтобы утверждать, что интеграция объекта и сцены не может осуществляться бессознательно? В идеале для конкретного вопроса объекта-сцены интеграция , хотелось бы видеть доказательства не только какой-либо формы бессознательной обработки изображений, но и конкретно для идентификации объекта и сцены — только тогда можно было бы подтвердить/опровергнуть интеграцию обоих. Это действительно трудная задача, но эта проблема показывает, что то, что представляет собой «соответствующий эталон» или «соответствующий уровень обработки», может различаться в зависимости от вопроса исследования.
Еще один момент, который следует учитывать при исследовании обработки бессознательной информации более высокого порядка, заключается в том, может ли план эксперимента выявить сознательный аналог интересующего процесса. Например, в недавнем исследовании рабочей памяти с помощью магнитоэнцефалографии (МЭГ) Trübutschek et al. (2019) использовали процедуру маскирования, чтобы представить едва заметный квадрат в разных местах, при этом 20% испытаний были испытаниями «отсутствие цели» (что является эталонным условием для исследования также низкоуровневой бессознательной обработки, как обсуждалось выше). Задача состояла в том, чтобы удержать положение целевого квадрата и после инструктивного сигнала указать исходное положение или мысленно повернуть запомненное положение по часовой стрелке или против часовой стрелки. Таким образом, в испытаниях с вращением от участников требовалось манипулировать содержанием, хранящимся в кратковременной памяти, что позволяло проверить, может ли ключевая функция рабочей памяти (то есть манипуляция) также выполняться бессознательно. Поведенческие результаты показали лучшую, чем случайность, производительность в бессознательных испытаниях, что подтверждает возможность сохранения и манипулирования бессознательной информацией. Нейронные маркеры сознательной обработки были выявлены во время поддержания сознания по сравнению с бессознательными и отсутствующими пробами, но не было очевидной разницы между бессознательными и отсутствующими пробами, что свидетельствует о хранении в памяти «безмолвной активности» (Trübutschek et al., 2017; но см. Bergström and Eriksson). , 2014, 2018; Кинг и др., 2016). Важно отметить, что нейронная активность после предъявления сигнала инструкции (т. Е. Во время манипуляции) не выявила различий между сознательными или бессознательными пробами и отсутствующими. Эти результаты были интерпретированы как эффективное кратковременное бессознательное хранение, но сознательное восстановление запомненной позиции, позволяющее впоследствии манипулировать (до этого) бессознательной информацией.
Однако тот факт, что не было различий в МЭГ-сигналах между состояниями сознания и отсутствия, дает возможность для альтернативной интерпретации, а именно, что экспериментальная парадигма была субоптимальной для характеристики связанной с манипуляцией активности. В частности, кажется, что отсутствующие испытания требовали такой же нагрузки на соответствующую когнитивную обработку, как и сознательные (и бессознательные) испытания, что делало нейронные маркеры манипуляции неразличимыми между состояниями. Поскольку не было маркера сознательного манипулирования содержимым рабочей памяти, неудивительно, что его не было и для бессознательного манипулирования. Трюбучек и др. конечно, могут быть правильными в их интерпретации, но, поскольку не было явных демонстраций мозговой активности, связанной с манипуляциями, вывод о том, что бессознательные репрезентации памяти необходимо преобразовать в сознательные репрезентации, чтобы ими можно было манипулировать, остается спекулятивным.
Нейронные корреляты сознательной и бессознательной обработки
Подробная характеристика бессознательных процессов также весьма желательна в исследованиях нейронных коррелятов сознания (NCC). За последнее десятилетие сформировался консенсус, утверждающий, что многие традиционные парадигмы рискуют смешивать фактический NCC с предварительными (например, внимание) и последующими (например, отчетность) процессами (например, Aru et al., 2012; Koch et al. ., 2016). Соответственно, были предприняты усилия по уменьшению влияния таких путаниц, например, путем разработки парадигмы отсутствия отчетов (см. Tsuchiya et al., 2015). Однако общепринятой практикой остается предположение о бессознательной обработке, а не явная демонстрация ее. Если нейронные корреляты и сознательных процессов (NCU) явно охарактеризованы и сравнены с сознательными процессами, любое утверждение NCC останется гипотетическим. К сожалению, NCU много раз оставался неизведанным.
Например, при использовании бинокулярного соперничества (или других бистабильных стимулов) экспериментальное обоснование обычно состоит в том, что нейронная активность, которая следует за сдвигами в сознательном восприятии, а не за временем самого стимула (которое является постоянным), будет маркировать NCC (предположение ранее сделанный также одним из авторов). Однако не все нейронные процессы, которые коррелируют с перцептивным переключением, должны быть связаны с сознанием, как отмечалось ранее (Aru et al., 2012; De Graaf et al., 2012; Blake et al., 2014; Giles et al., 2016). ). Действительно, недавно было продемонстрировано, что бинокулярное соперничество может возникать и при бессознательных стимулах (Zou et al., 2016). Хотя есть примеры, когда характеризуют и активность, связанную с подавленным стимулом (например, Fries et al. , 1997; Tononi et al., 1998), существуют и другие методы диссоциации параметров стимула и сознательного восприятия, помимо бистабильных стимулов, которые могут лучше подходить для исследования NCC, например, с использованием пороговых стимулов, манипуляций с вниманием, слепого зрения и т. д. (см., например, , Ким и Блейк, 2005 г.; Джайлз и др., 2016 г.).
Аналогичный аргумент можно привести в отношении относительно распространенного в настоящее время подхода к манипулированию состоянием сознания — обычно со ссылкой на уровень бодрствования — для исследования NCC (см. Macdonald et al., 2015). Манипуляции с состоянием сознания позволили по-новому взглянуть на NCC путем сравнения когнитивных и/или мозговых изменений, связанных с различными уровнями бодрствования (например, с седацией и без седации; Boveroux et al., 2010) или во время сознания. переходы в бессознательное состояние (например, Cavanna et al., 2018). Тем не менее, один решающий фактор, который следует учитывать при исследовании NCC, заключается в том, что манипуляция глобальным состоянием сознания не только изменит сознательные процессы, но также может изменить некоторые другие функции мозга. Таким образом, нельзя исключать, что сниженный уровень бодрствования также может влиять на бессознательную обработку. До тех пор, пока взаимосвязь и/или различия между сознательными и бессознательными состояниями не будут лучше поняты, представляется разумным контролировать эффекты, не характерные для сознательной обработки (Koch et al., 2016). Чтобы иметь возможность утверждать, что нейронный коррелят связан конкретно с сознательной обработкой, можно манипулировать как содержанием (осознание), так и состоянием сознания (бодрствование) в рамках одного и того же эксперимента (Overgaard and Overgaard, 2010; Bachmann and Hudetz, 2014).
Заключительные замечания
Прогресс в любой области науки зависит от воспроизводимых результатов, в том числе и в науке о сознании. Возможно, на протяжении всей истории исследований бессознательных процессов больше внимания уделялось возможным ложноположительным результатам, чем ложноотрицательным. Однако истинный прогресс требует контроля над обоими. Здесь мы утверждали, что в отношении исследования бессознательного высокоуровневого познания следует принимать дополнительные меры, чтобы вес доказательств нулевых результатов значительно увеличился, если они были представлены в контексте соответствующих критериев. Это включает в себя проверку того, что экспериментальная парадигма может и действительно поддерживает основные процессы, необходимые для соответствующего процесса более высокого уровня. Например, при изучении высокоуровневой интеграции или высокоуровневой перцептивной обработки релевантным критерием будет сначала показать, что информация, подлежащая интеграции/обработке, по крайней мере распознается мозгом. Из-за нетривиального характера реализации бессознательного представления стимула такую обработку базового уровня не следует воспринимать как должное, и в каждый эксперимент следует включать соответствующую проверку.
Четко демонстрируя бессознательные процессы базового уровня, можно снизить риск ложноотрицательных результатов. Мы также утверждали, что можно много выиграть, явно демонстрируя нейронные корреляты бессознательных процессов, что может снизить риск ложноположительных NCC. Ранее было много написано о том, как сделать сознательные и бессознательные состояния сопоставимыми. Остается неясным, возможно ли это вообще, но мы здесь выступаем за то, чтобы , по крайней мере , нейронные корреляты бессознательных процессов были явно продемонстрированы, чтобы путем сравнения обосновать NCC. К сожалению, это не является обычной практикой при использовании бистабильных стимулов или при манипулировании состоянием сознания.
В заключение, мы полагаем, что прогресс в науке о сознании увеличится, если бессознательные процессы станут явными, в том смысле, что релевантные данные (поведенческие или нейронные) сообщаются явно для поддержки того, что в настоящее время слишком часто является неявными фоновыми предположениями.
Вклад авторов
JE, AF и TP написали рукопись.
Финансирование
Это исследование было поддержано Шведским исследовательским советом (грант № 2016-02931) и Riksbankens Jubileumsfond (грант № P17-0772:1).
Конфликт интересов
Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.
Ссылки
Ару, Дж., Бахманн, Т., Сингер, В., и Меллони, Л. (2012). Выделение нейронных коррелятов сознания. Неврологи. Биоповедение. Ред. 36, 737–746. doi: 10.1016/j.neubiorev.2011.12.003
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Академия Google
Баарс, Б.Дж. (1988). Когнитивная теория сознания . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
Реферат PubMed | Google Scholar
Бахманн Т. и Худетц А. Г. (2014). Пришло время объединить две основные традиции в исследованиях нейронных коррелятов сознания: C=LxD. Фронт. Психол. 5:940. doi: 10.3389/fpsyg.2014.00940
Полный текст CrossRef | Google Scholar
Бергстрём Ф. и Эрикссон Дж. (2014). Поддержание неосознанно представленной информации задействует префронтальную кору. Фронт. Гум. Нейроски . 8:938. doi: 10.3389/fnhum.2014.00938
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Бергстрём Ф. и Эрикссон Дж. (2018). Нейронные доказательства бессознательной рабочей памяти. Церебр. Кортекс 28, 3217–3228. doi: 10.1093/cercor/bhx193
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Бидерман Н. и Мудрик Л. (2018). Доказательства имплицитной — но не бессознательной — обработки отношений объект-сцена. Псих. науч. 29, 266–277. doi: 10.1177/0956797617735745
CrossRef Full Text | Google Scholar
Блейк Р., Браскэмп Дж. и Хигер Д. Дж. (2014). Может ли бинокулярное соперничество выявить нейронные корреляты сознания? Филос. Транзакция. Р. Соц. В 369:20130211. doi: 10.1098/rstb.2013.0211
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Boveroux, P., Vanhaudenhuyse, A., Bruno, M.-A., Noirhomme, Q., Lauwick, S., Luxen, A. , et al. (2010). Нарушение связи функциональной магнитно-резонансной томографии в состоянии покоя внутри и между сетями во время индуцированной пропофолом потери сознания. Анестезиология 113, 1038–1053. doi: 10.1097/ALN.0b013e3181f697f5
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Брейтмейер, Б.Г. (2015). Методы психофизического «ослепления» выявляют функциональную иерархию бессознательной обработки зрительных образов. Конс. Познан. 35, 234–250. doi: 10.1016/j.concog.2015.01.012
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Каванна Ф., Вилас М. Г., Палмуччи М. и Тальязукки Э. (2018). Динамическая функциональная связность и метастабильность мозга при измененных состояниях сознания. НейроИзображение 180, 383–395. doi: 10.1016/j.neuroimage.2017.09.065
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Де Грааф, Т. А., Хси, П. Дж., и Сак, А. Т. (2012). «Корреляты» в нейронных коррелятах сознания. Неврологи. Биоповедение. Ред. 36, 191–197. doi: 10.1016/j.neubiorev.2011.05.012
CrossRef Полный текст | Google Scholar
Фаренфорт, Дж. Дж., Ван Леувен, Дж., Оливерс, К. Н. Л., и Хогендорн, Х. (2017). Перцептивная интеграция без сознательного доступа. ПНАС 114, 3744–3749. doi: 10.1073/pnas.1617268114
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Фрайс П., Рулфсема П. Р., Энгель А. К., Кениг П. и Сингер В. (1997). Синхронизация колебательных ответов в зрительной коре коррелирует с восприятием при межокулярном соперничестве. ПНАС 94, 12699–12704. doi: 10.1073/pnas.94.23.12699
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Джайлз Н., Лау Х. и Одегаард Б. (2016). Какой тип осведомленности оценивает бинокулярное соперничество? Познание тенденций. науч. 20, 719–720. doi: 10.1016/j.tics.2016.08.010
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Хассин, Р. Р. (2013). Да может: на функциональных возможностях человеческого бессознательного. Персп. Психол. науч. 8, 195–207. doi: 10.1177/1745691612460684
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Хессельманн Г. и Мурс П. (2015). Определенно может быть: могут ли бессознательные процессы выполнять те же функции, что и сознательные? Фронт. Психол. 6:584. doi: 10.3389/fpsyg.2015.00584
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Холендер Д. и Душерер К. (2004). Бессознательное восприятие: необходимость смены парадигмы. Восприятие. Психофиз. 66, 872–881. doi: 10.3758/bf03194980
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Ким С.-Ю. и Блейк Р. (2005). Психофизическая магия: превращение видимого в «невидимое». Тенденции Cogn. науч. 9, 381–388. doi: 10.1016/j.tics.2005.06.012
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Кинг Дж. Р., Пескетелли Н. и Дехане С. (2016). Мозговые механизмы, лежащие в основе кратковременного сохранения видимой и невидимой сенсорной информации. Нейрон 92, 1122–1134. doi: 10.1016/j.neuron.2016.10.051
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Кох, К., Массимини, М., Боли, М., и Тонони, Г. (2016). Нейронные корреляты сознания: прогресс и проблемы. Нац. Преподобный Нейроски. 17, 307–321. doi: 10.1038/nrn.2016.22
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Куидер С. и Дехане С. (2007). Уровни обработки во время бессознательного восприятия: критический обзор визуальной маскировки. Филос. Транс. Р. Соц. Лондон . 362, 857–875. doi: 10.1098/rstb.2007.2093
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Макдональд А. А., Наси Л., Макдональд П. А. и Оуэн А. М. (2015). Анестезия и нейровизуализация: исследование нейронных коррелятов бессознательного состояния. Познание тенденций. науч. 19, 100–107. doi: 10.1016/j.tics.2014.12.005
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Мурс, П., Боленс, Д., Овервалл, Дж., Ван и Вейджманс, Дж. (2016). Интеграция сцены без осознания: нет убедительных доказательств обработки конгруэнтности сцены во время непрерывного подавления вспышки. Психолог. науч. 27, 945–956. doi: 10.1177/0956797616642525
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Академия Google
Moors, P., Gayet, S., Hedger, N., Stein, T., Sterzer, P., van Ee, R., et al. (2019). Три критерия оценки высокоуровневой обработки при непрерывном подавлении вспышки. Тенденции Cogn. науч. 23, 267–269. doi: 10.1016/j.tics.2019.01.008
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Мудрик Л., Бреска А., Лами Д. и Деуэлл Л. Ю. (2011). Интеграция без осознания: расширение границ бессознательной обработки. Психолог. науч. 22, 764–770. дои: 10.1177/0956797611408736
Реферат PubMed | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Мудрик Л. и Кох К. (2013). Дифференциальная обработка невидимых конгруэнтных и неконгруэнтных сцен: случай бессознательной интеграции Лиад Мудрик. J. Vision 13, 1–14. doi: 10.1167/13.13.24
Полный текст CrossRef | Google Scholar
Овергаард М. и Овергаард Р. (2010). Нейронные корреляты содержания и уровней сознания. Фронт. Психол. 1, 1–3. дои: 10.3389/fpsyg.2010.00164
Реферат PubMed | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Шлосмахер И., Юнгхёфер М., Штраубе Т. и Брухманн М. (2017). Отсутствие дифференциальных эффектов на выражение лица при непрерывном подавлении вспышек: исследование потенциалов, связанных с событием. НейроИзображение 163, 276–285. doi: 10.1016/j.neuroimage.2017.09.034
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Сото Д. и Сильванто Дж. (2014). Переоценка отношений между рабочей памятью и осознанием. Познание тенденций. науч. 18, 520–525. doi: 10.1016/j.tics.2014.06.005
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Стерцер П., Штейн Т., Людвиг К., Роткирх М. и Хессельманн Г. (2014). Нейронная обработка зрительной информации при межокулярном подавлении: критический обзор. Фронт. Психол. 5:453. doi: 10.3389/fpsyg.2014.00453
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Тонони Г., Шринивасан Р., Рассел П. Д. и Эдельман Г. М. (1998). Исследование нейронных коррелятов сознательного восприятия с помощью частотно-меченных нейромагнитных ответов. ПНАС 95, 3198–3203. doi: 10.1073/pnas.95.6.3198
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Трюбучек Д., Марти С., Охеда А., Кинг Дж. Р., Ми Ю., Цодыкс М. и др. (2017). Теория рабочей памяти без сознания или постоянной активности. ELife 6:e23871. doi: 10.7554/eLife.23871
Полный текст CrossRef | Академия Google
Трюбучек Д. , Марти С., Убершер Х. и Дехане С. (2019). Зондирование пределов деятельностно-молчаливой бессознательной рабочей памяти. ПНАС 116, 14358–14367. doi: 10.1073/pnas.1820730116
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Цучия Н., Вилке М., Фрессле С. и Ламме В. А. Ф. (2015). Парадигмы отсутствия отчетов: извлечение истинных нейронных коррелятов сознания. Тенденции Cogn. науч. 19, 757–770. doi: 10.1016/j.tics.2015.10.002
Реферат PubMed | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Цзоу Дж., Хе С. и Чжан П. (2016). Бинокулярное соперничество из невидимых узоров. Проц. Натл. акад. науч. США 113, 8408–8413. doi: 10.1073/pnas.1604816113
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Психологи обнаруживают, что мы недооценивали подсознание – Ассоциация психологических наук – APS
Что делает сознание? Теории различаются, но большинство неврологов и когнитивных психологов согласны с тем, что для интеграции нам необходимо осознание. То есть бессознательная обработка может воспринимать один объект или слово за раз. Но когда дело доходит до объединения разрозненных стимулов в связную, сложную сцену, в дело вступает сознание.
Новое исследование, проведенное четырьмя израильскими психологами — Лиадом Мудрик и Домиником Лами из Тель-Авивского университета, а также Ассафом Бреска и Леоном Ю. Деуэллом из Еврейского университета в Иерусалиме — предполагает, что ученые недооценивают возможности бессознательного. «Интеграция может произойти, даже если мы не осознаем стимула», — говорит Мудрик. «Бессознательные процессы намного сложнее и глубже, чем считалось ранее».
Результаты будут опубликованы в июньском номере от Psychological Science , журнал Ассоциации психологических наук.
Чтобы проверить эту идею, исследователи поместили своих испытуемых — 18 мужчин и женщин с нормальным зрением — перед стереоскопом, который позволяет вводить стимулы в каждый глаз отдельно. В одном глазу непрерывно мелькали «мондрианы» — меняющиеся узоры цветных блоков, подавляющие восприятие других объектов. В другом глазу испытуемые видели изображения людей, взаимодействующих с объектами. Некоторые сцены были «конгруэнтны»: женщина ставит еду в духовку; игрок, работающий с баскетбольным мячом. Другие были «неконгруэнтными»: женщина, ставящая шахматную доску в духовку; игрок держит арбуз. Изображения присутствовали в течение всего просмотра, но их контраст увеличивался в течение нескольких секунд по мере того, как мондрианцы становились более размытыми на заднем плане.
Участников проинструктировали нажимать одну из двух кнопок, как только они обнаруживали полуполе или сторону зрения одного глаза, в которой появлялось изображение. Экспериментаторы сравнили время реакции участников на конгруэнтные и неконгруэнтные сцены.
Несоответствующие сцены пробивались сквозь визуальный шум и осознавались значительно быстрее, чем созвучные.
Почему? «Во время бессознательной обработки субъекты могут интегрировать объект и фон без необходимости осознания», — объясняет Мудрик. «Однако, когда происходит интеграция неконгруэнтной сцены, это не имеет смысла».