16.Общая психология как наука и ее структура
Общая психология — раздел психологии, обобщающий теоретические и экспериментальные психологические исследования, интегрирующий психологические знания, изучающий наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй в их современном состоянии и историческом развитии. Результаты исследований в области общей психологии являются фундаментальной основой всех отраслей психологической науки. Общая психология имеет важное значение для других наук: философии,социологии, физиологии, информатики, языкознания, педагогики, искусствоведения, юриспруденции.
Теоретическая часть подготовки по общей психологии включает углубленное изучение конкретных тематических разделов, современных направлений отечественных и зарубежных психологических исследований, истории психологии, методологических основ и проблем психологии.
Практическая часть
Предметом общей психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.
Задача общей психологии — исследование психических явлений.
Общая психология изучает следующие психические процессы: Ощущение, Восприятие, Представление, Память, Воображение, Мышление, Речь, Внимание, Воля, Мотивация, Эмоции
Особое положение среди всех направлений занимает общая психология, объединяющая различные отрасли в целостное научное знание. Изучая сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики, она представляет собой методологическую и теоретическую основу всех психологических дисциплин. Важное место в структуре психологических знаний занимает история психологии, в центре внимания которой находятся процессы развития представлений о природе и сущности психики от древнейших времен до наших дней.
Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям.
Отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:
психология труда исследует психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда;
медицинская психология изучает психологические аспекты здоровья и болезни, психологические основы деятельности медицинского персонала;
педагогическая психология рассматривает психологические закономерности процессов обучения и воспитания;
юридическая психология подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса, криминальную психологию,
проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления, а также пенитенциарную психологию, изучающую психологию заключенного в исправительных учреждениях;
инженерная психология анализирует процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств, решение проблем инженерно-психологического проектирования в системе «человек — машина»;
спортивная психология рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки;
отрасли, которые занимаются психологическими аспектами рекламы, бизнеса, управления, творчества и многих других видов деятельности человека.
Отрасли психологии, изучающие различные аспекты психического развития:
возрастная психология прослеживает развитие психики в онтогенезе — ее разделами являются детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология;
сравнительная психология изучает закономерности, происхождение и развитие психики животных и человека;
психология аномального развития, или специальная психология, исследует нарушения психического развития ребенка.
Отрасли психологии, изучающие отношения личности и общества:
социальная психология исследует психические явления в процессе взаимоотношения людей друг с другом;
этнопсихология акцентирует внимание на этнических особенностях психики людей, этнических стереотипах и т.д.
Глава 1 Психология как наука. Общая психология
Глава 1 Психология как наука
Несмотря на то что психология является сравнительно молодой наукой, ее роль в современном обществе велика.
Психология – это наука, изучающая законы, закономерности развития и функционирования психики. Термин «психология» образован из двух слов: «психе» (греч. ????’ — душа) и «логос» (греч. ??’??? — слово, знание, мысль). Таким образом, психология является наукой о душе человека.
Предметом изучения психологии на разных этапах развития научного знания считались различные явления.
Например, уже с древних времен в качестве предмета психологии рассматривалась душа. Древнегреческие философы выдвигали идею о душе, находящейся в единстве с телом человека. Считалось, что душа обусловливает все телесные процессы, контролирует мысли и чувства человека.
Позже предметом психологии стало считаться сознание. Сознание – способность субъекта соотносить себя с миром, противопоставлять себя ему. Таким образом, в качестве предмета науки стало рассматриваться активное взаимодействие человека с внешней средой.
В рамках первой психологической школы, созданной Вильгельмом Вундтом, предметом психологии стал считаться опыт человека. Вундт использовал для исследования метод интроспекции – наблюдения за собственными психическими процессами (самонаблюдения). Психология как наука должна была изучать не только отдельные особенности ощущения или восприятия, но и суждения, эмоциональные оценки.
В дальнейшем в качестве предмета науки стали рассматривать деятельность и поведение человека, исходя из того, что узнать человека проще всего по его поступкам.
Согласно противоположной точке зрения предметом психологии являются бессознательные мотивы и потребности человека; считается, что человеком движут инстинкты и вытесненные из сознания побуждения.
В самом общем виде предметом психологии можно считать закономерности формирования, развития и становления психики человека, связи человека с природой и обществом .
Психика – это способность отражать объективный мир с его связями и отношениями, совокупность душевных процессов.
Можно выделить две основные стадии развития психики – элементарную сенсорную и перцептивную .
Для каждой стадии можно выделить несколько уровней развития:
– низший уровень элементарной сенсорной психики присущ простейшим существам, многоклеточным организмам. Он характеризуется слаборазвитой чувствительностью, реакцией только на значимые свойства среды путем изменения скорости и направления движения. Движения на данном этапе не имеют целенаправленного характера;
– высшим уровнем элементарной сенсорной психики обладают черви, моллюски и ряд беспозвоночных. Данный уровень характеризуется наличием ощущений, реакций как на непосредственно воздействующие, так и на нейтральные раздражители, способностью избегать неблагоприятных условий;
– низший уровень перцептивной психики присущ рыбам, низшим позвоночным существам, насекомым. Данный уровень характеризуется разнообразием и сложностью движений, поиском положительных раздражителей и избеганием негативных факторов внешней среды;
– высшим уровнем перцептивной психики обладают высшие позвоночные животные – птицы и ряд млекопитающих. На данном этапе у животных проявляется стойкая способность к научению, они поддаются дрессуре;
– наивысший уровень перцептивной психики характерен для приматов, собак, дельфинов. Данный уровень означает возможность как действовать по уже известному шаблону, так и искать новые способы решения проблемы, а также возможность использования различного рода орудий.
Человеческая психика является высшей точкой эволюции психики живых существ в силу наличия сознания, речи, культурных особенностей.
Психика человека является достаточно сложным образованием. Выделяют три основные группы психических явлений:
– психические процессы;
– психические состояния;
– психические свойства.
Психические процессы – отражение действительности в различных формах психических явлений. Психические процессы могут вызываться извне или быть результатом действия внутренних раздражителей.
Все психические процессы, в свою очередь, можно разделить на три группы:
а) познавательные процессы – ощущение, восприятие, память, мышление, воображение;
б) эмоциональные процессы – эмоции, чувства, переживания;
в) волевые процессы – воля, принятие решений и т.д.
Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой, обеспечивают получение информации о внешнем мире и формируют деятельность человека.
Помимо индивидуальных существуют межличностные психические процессы (общение, межличностные отношения) и групповые процессы (формирование групповых норм и морально-психологического климата, конфликты, сплоченность).
Психическое состояние – устойчивая на определенном промежутке времени характеристика психической деятельности человека. Психическое состояние проявляется в снижении или повышении активности личности. Например, психическими состояниями можно назвать состояния бодрости или усталости; различные эмоциональные состояния – грусть, печаль, жизнерадостное настроение. Такого рода состояния возникают в результате воздействия на человека целого рода факторов – особенностей общения с другими людьми, степени и характера удовлетворения потребностей, получения того или иного результата и т.д.
Психические свойства – устойчивые образования, обеспечивающие типичный для человека стиль деятельности и особенности его поведения.
Среди психических свойств человека можно выделить:
а) жизненную позицию – систему потребностей, убеждений, интересов, влияющую на жизнь человека;
б) темперамент – систему природных свойств личности, таких как подвижность и уравновешенность нервной системы, влияющих на восприятие человеком внешнего мира и его взаимоотношения с другими людьми;
в) способности – систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности;
г) характер – систему психических свойств личности, определяющую особенности поведения личности и взаимоотношений с другими людьми.Психология связана с целым рядом наук, так или иначе изучающих человека, – с философскими, социальными и естественными науками, – занимая между ними промежуточное место.
Философию можно считать прародительницей целого ряда наук, в том числе и психологии. Именно в рамках философии впервые зашла речь о человеке, его природе, личностных особенностях. Психология как отдельная наука поставила человека в центр своего внимания, изучая роль психики в его жизни. Помимо душевных процессов психология изучает и особенности эволюционного развития человека, его телосложение и нервную систему. В рамках физиологии и анатомии центральной нервной системы (ЦНС) рассматривается вопрос о связи между психическими процессами и ЦНС человека. Помимо изучения отдельной личности психология рассматривает вопросы группового взаимодействия, поведения человека в обществе.
Психология содержит в себе целый ряд дисциплин – направлений, изучающих различные грани психических явлений, человеческого поведения.
Общая психология изучает общие закономерности психики человека и животных.
Дифференциальная психология — раздел психологии, изучающий индивидуально-психологические различия между людьми.
Социальная психология изучает закономерности образования групп, поведения и общения людей в группах, проблемы лидерства в группе. В рамках социальной психологии изучаются большие (народы, классы и т.д.) и малые (рабочие коллективы, семьи и т.д.) группы.
Педагогическая психология изучает закономерности становления личности в процессе обучения и воспитания, особенности развития учащихся, взаимодействия между учениками и учителями, а также факторы, влияющие на успешность обучения.
Возрастная психология изучает закономерности и особенности развития личности человека, присущие тому или иному возрастному периоду.
Психодиагностика изучает с помощью методов исследования психики некоторые индивидуальные особенности человека. Наиболее известными методами диагностики являются тесты, опросники, анкеты.
Психология труда изучает особенности трудовой деятельности человека и позволяет определить особенности формирования и развития у человека трудовых навыков и умений, работоспособность и выносливость трудящихся. Психология труда имеет ряд разделов в зависимости от вида деятельности и выполняемой работы. Например, можно выделить инженерную, авиационную, космическую психологию.
Юридическая психология рассматривает особенности поведения участников досудебного и судебного процесса, личности правонарушителя. Выделяют несколько разновидностей юридической психологии: судебную, криминальную и исправительно-трудовую психологию.
Медицинская психология изучает вопросы, связанные с нарушением здоровья и психики людей. Помимо этого в рамках медицинской психологии рассматриваются вопросы протекания различных нормальных и патологических состояний – стресса, аффекта, тревоги. К медицинской психологии относятся такие разделы, как нейропсихология и психотерапия.
Парапсихология не считается многими научной дисциплиной, однако остается достаточно популярной. Парапсихология изучает особенности возникновения и проявления различных паранормальных способностей человека, таких как телепатия, телекинез, ясновидение.
Необходимо отметить, что в связи с появлением новых наук или социальных феноменов число направлений психологии возрастает. Например, относительно недавно возникла экологическая психология .
Литература1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: Издательство МГУ, 1988.
2. Годфруа Ж. Что такое психология. – М.: Мир, 1997.
3. Лурия А.Р. Общая психология. – СПб.: Питер, 2004.
4. Немов Р.С. Психология. Кн.1. – М.: Центр ВЛАДОС, 2003.
5. Першина Л.А. Общая психология. – М.: Академический проект, 2004.
6. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1989.Данный текст является ознакомительным фрагментом.
1. Клиническая психология как: самостоятельная наука. Определение клинической психологии
1. Клиническая психология как: самостоятельная наука. Определение клинической психологии Клиническая психология является отраслью психологической науки. Ее данные имеют теоретическое и практическое значение как для психологии, так и для медицины.В некоторых странах
Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии
Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии Психология – и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает
НАУКА И ТРАНСПЕРСОНААЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
НАУКА И ТРАНСПЕРСОНААЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Кен Уилбер Скорее всего, важнейшим из стоящих сегодня перед трансперсональной психологией вопросов является ее отношение к эмпирической науке. Ни сфера деятельности трансперсональной психологии, ни главный ее предмет, ни ее
40 ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О НЕПОСРЕДСТВЕННОМ ОПЫТЕ
40 ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О НЕПОСРЕДСТВЕННОМ ОПЫТЕ Субъективный опыт – совокупность воспринятых человеком смысловых, понятийных взаимосвязей.Факторы влияния на субъективный опыт человека:1) объекты и явления окружающей реальности. С рождения ребенок приобретает новый
ЛЕКЦИЯ № 1. Психология как наука
ЛЕКЦИЯ № 1. Психология как наука 1. Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы исследования 1. Определение психологии как науки.2. Основные отрасли психологии.3. Методы исследования в психологии.1. Психология – это наука, которая занимает двойственное положение в
1. Юридическая психология как наука
1. Юридическая психология как наука Как наука юридическая психология появилась в начале XX в. под названием психология следственной деятельности, или судебная психология. В конце 1960-х гг. ее было предложено переименовать в юридическую психологию, так как со временем
1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ, ЗАДАЧИ
1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ, ЗАДАЧИ С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. Идея неразделимости души и живого тела, которую выдвинул великий философ Аристотель в
Социальная психология как наука
Социальная психология как наука Научный метод, вне зависимости от того, приложим ли он к физике, химии, биологии или социальной психологии, является наилучшим из тех, которыми мы, люди, обладаем, чтобы удовлетворить наше стремление к знанию и пониманию. Говоря более
ГЛАВА 1. Психология как наука. Ее предмет и практическое значение
ГЛАВА 1. Психология как наука. Ее предмет и практическое значение Человек живет и действует в окружающей его социальной среде. Он испытывает потребности и пытается их удовлетворить, получает информацию от окружающей среды и ориентируется в ней, формирует сознательные
Магистр | Психология | Юго-восточный университет Нова
Фонд выдающихся психологов
НГУ М. С. в общей психологии повышает эффективность профессиональных специалистов, работающих во многих различных отраслях, помимо традиционной клинической психологии, а также готовит студентов-традиционалистов-психологов к продвинутым докторским программам.
Что я могу сделать со степенью магистра общей психологии?
Независимо от выбранной вами области, чем лучше вы умеете общаться и сотрудничать с другими людьми в нашем все более разнообразном обществе, тем большего успеха вы, вероятно, добьетесь в своей карьере.
Эта неклиническая программа обеспечивает всестороннюю основу психологической теории и исследований, а также охватывает все обязательные курсы, необходимые для перехода в докторскую программу. Отправляйтесь на наш курс «Общая психология» или на курс «Прикладная наука о здоровье» для тех, кто работает в сфере здравоохранения.
Наши выпускники применяют преимущества, полученные в магистратуре. в общей психологии в юридических фирмах, правоохранительных органах, больницах и клиниках, в социальных службах, корпоративном HR, и это лишь некоторые из профессиональных арен.
Онлайн-удобство: карьера не прерывается
Эта программа для выпускников психологии предлагается полностью онлайн: она дает вам возможность участвовать из любого места, где есть подключение к Интернету, по графику, который лучше всего подходит для вас.
Подать заявку Запросить информацию
Концентрация прикладных медицинских наук
Изучение психологических аспектов лечения болезней; развивать более эффективные навыки проведения собеседования по клинической оценке; и узнайте больше о деловой стороне психологии.
Подробнее
Почему стоит выбрать NSU?
- 100 % онлайн: получите степень по расписанию
- Две специальности, включая прикладную науку о здоровье
- Эмпирически основанный
- Всего 30 кредитов (10 курсов)
- Покрывает предпосылки для докторской степени 32 GRE не требуется
- Не требует степени бакалавра психологии
Запрос информации
в общей психологии дает фундаментальные знания, чтобы быть более эффективными в карьере неклинической практики или подготовиться к докторским программам. Однако сама по себе эта степень не приводит к сертификации или лицензированию во Флориде. Если вашей целью является клиническая работа или психологические услуги в качестве практикующего врача, мы предлагаем следующие варианты:
- Хотите стать консультантом по психическому здоровью на уровне магистра? Исследуйте М.С. в Консультации вместо этого. Эта программа обеспечивает требования для лицензирования во Флориде.
- Продвиньте свое образование, получив одну из этих четырех степеней: все они ведут к получению лицензии и дают вам право занимать должности более высокого уровня:
- Psy.S. в школьной психологии
- Psy.D. в школьной психологии
- Psy.D. в клинической психологии
- Ph.D. кандидат клинической психологии
Не знаете, какой вариант вам подходит? Мы здесь, чтобы помочь ответить на ваши вопросы. Свяжитесь с нами:
Прием выпускников
(954) 262-7563
800-541-6682 доб. 27563
[email protected]
Бакалавр общей психологии | Кафедра психологии и наук о мозге
Студенты с сильным научным образованием, зачисленные на несколько курсов естественных наук и математики, могут объявить степень бакалавра наук (BS). Обратитесь к консультанту отдела, чтобы внести изменения.
Это обычный путь для студентов, изучающих медицину или нейробиологию; однако существуют значительные различия в требованиях факультетов к студентам, изучающим нейробиологию в области психологии. Для получения дополнительной информации см. ссылку на BS in Neuroscience Track.
- Студенты должны иметь минимальный средний балл 2.0 по специальности и в целом.
- Курсы, пройденные P / F, не могут быть засчитаны в счет специальности, за исключением стажировок, стажировок научных ассистентов и ассистентов преподавателей.
Ведомственные требования не различаются между бакалавром и бакалавром общей психологии. Вы можете скачать контрольный список основных требований для получения степени бакалавра общей психологии.
Требования колледжаСпециалисты, получающие степень бакалавра общей психологии, должны получить 60 кредитов по курсам, преподаваемым на факультетах Колледжа естественных наук. Посетите веб-сайт CNS, чтобы узнать о курсах, на которые можно подать заявку. Для получения дополнительной информации о требованиях уровня колледжа или узнать, выполнили ли вы требования, обратитесь в консультационный офис CNS в Моррилле.
Ведомственные требования1. Психология 100: Введение в психологию
- Психология 100 является обязательным условием для всех других курсов психологии с номером 200 и выше.
- Оценка C- или выше по Psych 100 является обязательным условием для поступления на Psychology 240. Учащиеся могут предварительно зарегистрироваться на Psych 240 во время прохождения Psych 100, но если итоговая оценка не C- или выше, регистрация будет отменена.
2. Психология 240: Статистика в психологии .
- Учащиеся должны выполнить предварительные требования по математике для поступления на Psych 240: Math 101 и 102 или выше, или Stat 111, или балл по алгебре для размещения по математике 20 или выше.
- Оценка C- или выше по психологии 240 является обязательным предварительным условием для поступления на психологию 241. Учащиеся могут предварительно зарегистрироваться на психологию 241 во время прохождения психологии 240, но если итоговая оценка не будет C- или выше, регистрация будет отменена.
- Параметр 240 можно взять вместо Психического 240.
3. Психология 241: Методы исследования в психологии
- Для успешного завершения основного в течение четырех лет Методы должны быть завершены к концу младшего года.
4. One Core A Course: Psychology 314. Когнитивная нейробиология ИЛИ психология 315. Когнитивная психология ИЛИ психология 320. Learn and Think
- Психология 240 и 241 необходимы для поступления на Психологию 315 или 320. Психология 100 и 330 необходимы для поступления на Психологию 314.
5. Основной курс B: Psych 330 Introduction to Neuroscience (ранее Behavioral Neuroscience)
6. Два базовых курса C:
- Психология 350 Психология развития
- Психология 360 Социальная психология
- Психология 380 Аномальная психология
7. Детское письмо:
- Психология 392A Письменный семинар для младших классов
8. Одна продвинутая психологическая лаборатория, семинар или небольшой курс (минимум 3 кредита):
- Выберите из психологии: 391*, 430, 480, 481, 486, 491*, 530, 535, 580, 581, 586, 591*.
- За некоторыми исключениями, если таковые имеются, завершение психологии 240 и 241 является предварительным условием для поступления на эти курсы.
- *За этими классами обычно следуют буквы в SPIRE, поэтому не ищите по «точно». Используйте «начинается с» в качестве критерия поиска.
9. Два факультатива по психологии под номером 200 и выше
- Каждый должен иметь как минимум 3 кредита, и один должен быть оцениваемым, независимым учебным курсом.
10. Психология 494P Профессиональное развитие в области психологии (требование к интегративному опыту)
- В сочетании с семинаром Psych 391 курс Psychology 494P удовлетворит интегративный опыт для специалистов по психологии.
- Эквиваленты семинаров не принимаются; студенты должны записаться на семинар Psych 391, чтобы соответствовать требованиям IE.