Соотношение понятий развитие созревание рост: 2. Соотношение понятий рост, развитие, созревание.

Созревание и рост . Психология человека от рождения до смерти

Обычно о созревании и росте говорят тогда, когда хотят подчеркнуть генетический (шире – биологический) аспект психического развития. Созревание – это процесс, течение которого «зависит от унаследованных особенностей индивидуума», – писал К. Коффка (1934, с. 29). Этой точки зрения придерживаются и современные психологи. В частности, Г. Крайг дает следующее определение: «Процесс созревания состоит в последовательности предварительно запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функции» (2000, с. 18).

Рост – это процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции. «Если не удается обнаружить качественных изменений – это рост», – уточняет Д. Б. Эльконин (1989).

Развитие, созревание и рост взаимосвязаны следующим образом: созревание и рост – изменения количественные, служащие основой для развития качественных изменений. На это указывал еще С. Л. Рубинштейн: «В окончательной своей форме организм является продуктом

не самого по себе функционального созревания, а функционального развития (курсив наш. – В. А.): он функционирует, развиваясь, и развивается, функционируя» (Рубинштейн С. Л., 1940, с. 74).

Развитие – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Необратимость – способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими.

Направленность – способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития.

Закономерность – способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

Генетическая психология – изучает проблемы возникновения и развития психических процессов, отвечая на вопрос, как происходит то или иное психическое движение, как происходят процессы, результатом которых является мысль.

Сравнительная психология – изучает процессы происхождения человека как вида Homo sapiens, происхождения человеческого сознания, общее и различное в психической деятельности человека и животных.

Психогенетика – изучает происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль генотипа и среды в их формировании.

Психология развития – изучает возрастные изменения в поведении людей и закономерности в приобретении ими опыта и знаний в течение всей жизни. Иными словами, она сосредоточивает внимание на изучении механизмов психического развития и отвечает на вопрос, почему так происходит.

Акмеология

– изучает объективные и субъективные факторы, психологические механизмы и закономерности достижения человеком вершин (успеха) в своей деятельности.

Созревание – процесс, течение которого зависит от унаследованных особенностей индивидуума.

Процесс созревания состоит в последовательности предварительно запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функций.

Рост – процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции.

Личностный рост или развитие личности

Фильм «Как добиваться результатов в личностном росте? Н.И. Козлов»

«Личностный рост» и «Развитие личности» — как понятия, это достаточно разные вещи, но на практике их различает мало кто. Даже специалисты их называют, путаясь, и так и так.

Ростом называют количественные изменения, и если в процессе изменений чего-то у человека становится больше (уверенности, силы, скорости реакции) при том, что эти изменения происходили изнутри, естественно — в этом случае говорят о процессе личностного роста. Например, все дети в силу естественного биологического созревания и заботам родителей подрастают по своему психологическому и образовательному уровню до детского сада, потом до школы, школа их растит до института, потом жизнь подталкивает их к последующему взрослению. .. Это — естественный, или пассивный личностный рост.

Конечно, в процессе роста могут иногда происходить качественные скачки — превращения. Гусеница растет — и вдруг превращается в куколку, а куколка — в порхающую бабочку. Также и ребенок, растет-растет, и вот уже на месте малыша — подросток, потом — молодой человек, а через какое-то время молодой человек станет взрослым человеком. Однако эти превращения — не естественный рост в чистом виде, реальные Маугли остаются только зверенышами, сами по себе в человека дети не превращаются. Ребенок превращается в человека только при условии воспитывающего влияния человеческой культуры. Соответственно, это уже был не только рост, это уже было — развитие человека и личности.

Что же такое развитие?

Помним классическое: рост — это количественные изменения, развитие — изменения качественные. Если вы видите книгу «Развитие личности детей дошкольного возраста», вы знаете, что встретите там описание того, как качественно меняется личность ребенка год от года, какие когда у ребенка возникают новообразования. Главные вопросы к теме результатов развития личности, это «О каких новообразованиях можно говорить как о качественно новых?», «Как можно проверить, что развитие действительно произошло?», «Можно ли говорить об уровне развития той или иной личности, сравнивать людей по уровню личностного развития!» и «Каковы вершины развития личности?»

В отличие от количественного роста, развитием называют качественные изменения. Если в процессе изменений человек становится в чем-то важном уже другим, с ним происходили качественные изменения, говорят о процессе развития личности. В практике, по жизни, источником этих качественных изменений обычно являются влияния извне: мальчик был невоспитанным, с ним позанимались — и мальчик стал другим — воспитанным. Девушка была необразованной, но пошла в школу, училась, и стала — девушкой образованной. Качественные изменения в нас не сваливаются с неба и не самозарождаются изнутри — это кем-то создаются. Кем-то, кто нами занимался — или нами самими, если мы мы стали менять себя.

Это не самозарождение, это деятельность в отношении нас.

Соответственно, можно дать другой, более практичный критерий отличия роста от развития:

Рост происходит изнутри, из себя, развитие же — результат специального влияния извне.

Соответственно, личностный рост — это увеличение потенциала личности из-за внутренней динамики ядра личности и его взаимодействия с окружением. Можно сказать и так: это преимущественно количественные изменения, понимаемые как происходящие изнутри. В отличие от этого развитие личности производится кем-то — т.е. самим человеком, его близкими или обществом. Если влияние извне на человека оказалось результативным, привело к качественным изменениям — развитие личности состоялось.

Мама меня кормила, а я ел и рос. Я прибавлял в весе не потому что я себя укрупнял или меня укрупняла мама, я рос, потому что при наличии еды в моем возрасте мой организм растет сам. Это — рост. Или: учитель приучил меня учиться самостоятельно и с желанием.

Учился я, но сделал меня любящим учиться — учитель. Это — развитие.

С точки зрения практики, самое важное отличие между «личностным ростом» и «развитием личности» — в психологическом арсенале возможных средств влияния на происходящие процессы. Что в нашем арсенале, если мы хотим помочь личностному росту человека? — Только три вещи: вера в человека, создание свободной поддерживающей среды и — психотерапия, то есть поддержка и лечение в случае проблем. Немного. Что же в арсенале специалиста-психолога, занимающегося развитием личности воспитанника, клиента, участника тренинга? Тут арсенал существенно богаче: сотрудничество в его саморазвитии, учеба, тренировка, передача знаний, предъявление образцов, отработка умений и навыков. А также — награды и наказания, внушение и заражение, вовлечение и другие позитивные манипуляции, все разновидности позитивного и другого подкрепления, в целом все разновидности классического и оперантного обусловливания.

В таблице различия «личностного роста» и «развития личности» можно увидеть более наглядно.

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​Понятно, что рост и развитие — взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Рост — естественная база развития. Развивать можно только то, для чего уже есть естественная база. Если молодой человек по уровню деловой ответственности еще только Исполнитель, не дорос даже до уровня Специалиста, то развивать в нем Руководителя — бесполезно. Он еще — маленький. Скорость развития всегда ограничена необходимостью дорастания человека до того, что он приобрел в процессе учебы на тренинге. Новые личностные роли должны прорастать в душе, прирастать к душе, только тогда они становятся не внешними масками, а новой гранью личности. Только «развивать», не глядя на рост, постоянно нельзя: развитие должно поддерживаться естественным ростом. Учеба должна чередоваться жизнью, чтобы новые знания обогащались реальным опытом, практикой.


Взаимосвязь между ростом, развитием, созреванием и обучением

Назад к: Обучение и преподавание – Раздел 1

5 шагов в процессе исследования Tut. ..

Включите JavaScript

5 шагов в учебном процессе по процессу исследования

Содержание

  • 1 Рост
  • 2 Развитие
  • 3 Созревание
  • 4 Взаимосвязь между ростом, развитием, созреванием и обучением
  • 5 Заключение

Рост

Рост, развитие, взросление и обучение тесно связаны между собой. Рост означает увеличение размеров. Это процесс роста чего-либо. Это физический и количественный процесс. Например, увеличение вашего роста или веса.

Развитие

Развитие относится к процессу развития или эволюции. Например, превращение гусеницы в бабочку.

Созревание

Созревание относится к процессу взросления с течением времени и достижения полной фазы развития. Например, сделать карьеру, когда станешь взрослым. Под обучением понимается приобретение новых навыков и знаний.

Взаимосвязь между ростом, развитием, созреванием и обучением
  1. Рост тела важен для определения вашего поведения. Нормальный рост важен для нормального развития поведения. Это поможет в правильном развитии мозга, что будет способствовать обучению и, следовательно, поможет достичь зрелости.
  2. Рост определенных мышц у человека важен для того, чтобы человек мог заниматься определенной деятельностью и проходить процесс созревания.
  3. Известный психолог Пиаже считал, что развитие ведет к обучению, но эта мысль до сих пор обсуждается, поскольку многие исследователи считали, что обучение ведет к развитию.
  4. Социальное взаимодействие происходит, когда ребенок находится в присутствии других, а не когда он находится в изоляции. Они начинают учиться через это взаимодействие, которое помогает в процессе развития, а также помогает им достичь зрелости.
  5. Рекламные ссылки
  6. Рост ребенка необходим для правильного развития органов тела, что важно для процесса взросления. Как только они достигнут надлежащего роста, созревания и развития, может начаться эффективное обучение.
  7. Детский опыт играет важную роль в развитии личности, а природа и изменения, через которые им необходимо пройти, могут быть поняты только ими, когда они проходят процесс обучения.
  8. Обучение позволяет людям понять процесс роста, различные модели развития и изменения, через которые человек проходит во время взросления. Это позволяет им адаптироваться к новой среде.

Заключение

Хотя концепции роста, развития, созревания и обучения различны, они взаимосвязаны и эффективны только в присутствии друг друга.

Рекламные ссылкисообщить об этом объявлении

Связь между ростом, созреванием и обучением

Статьей поделились

РЕКЛАМА:

Прочитав эту статью, вы узнаете о связи между ростом, созреванием и обучением.

Рост тела является важным фактором, определяющим модель поведения. Нормальный рост необходим для нормального поведения. Люди с задержкой роста, задержкой роста или ускоренным ростом демонстрируют разные модели поведения. Таким образом, у человека, у которого мозг недостаточно вырос, поведение также оказывается недоразвитым.

Процесс созревания тесно связан с процессом роста. Нервы и мышцы человека должны вырасти до определенной стадии и быть готовыми к определенной деятельности, прежде чем можно будет проявить конкретное поведение. Например, трудовая деятельность и речь не появляются до определенного возраста.

РЕКЛАМА:

Также было замечено, что люди различаются по скорости своего взросления. Было обнаружено, что любое количество стимуляции или практики бесполезно, если человек не достигает определенного оптимального уровня зрелости. На самом деле любая попытка преждевременного обучения и практики может быть даже вредной. Таким образом, рост и созревание, а также процессы, создающие или не создающие необходимые базовые внутренние условия для возникновения различных моделей поведения, являются врожденными процессами и устанавливают границы поведения.

Хотя рост и созревание представляют собой предопределенные или предрасполагающие факторы, сами по себе они не могут обеспечить появление различных моделей поведения. В то время как рост и созревание обеспечивают основные условия готовности, фактический уровень и тип поведения, по-видимому, определяются факторами окружающей среды, такими как опыт, стимулы, возможности и т. д.

Изменения, вызванные этими факторами в поведении, описываются как обучение. Таким образом, процесс обучения относится к тем изменениям в поведении, которые можно отнести к опыту, практике и стимуляции.

Можно с уверенностью заключить, что поведение конкретного человека в определенный момент является продуктом взаимодействия между ростом, созреванием и обучением. Есть много детей и взрослых, которые выросли и повзрослели, но плохо владеют определенными аспектами поведения. Точно так же есть люди, которые менее зрелы и развиты, но поведение которых свидетельствует о более высоком уровне развития в определенных аспектах.

РЕКЛАМА:

Примеры, подобные этим, подчеркивают сложную природу развития поведения и трудности, связанные с предсказанием реакций и действий человека. Именно это сложное взаимодействие обеспечивает гибкость, а также приводит к индивидуальным различиям в поведении. Хотя у разных людей общие схемы, два человека редко бывают идентичными.

Нормальное, субнормальное или сверхнормальное развитие — все это результат постоянного взаимодействия между этими факторами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *