Доценко е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита
Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.— М.:, Издательство МГУ, 1997. — 344 с. ISBN 5-88711-038-4
Научная монография посвящена межличностной манипуляции. Проблема психологического воздействия разрабатывается на пересечении таких разделов психологии как психология общения и психология личности.
Будет интересна не только для психологов, но и для психотерапевтов, политологов, философов. Окажется полезной также для учителей, менеджеров и представителей других профессий, имеющих дело с людьми.
ISBN 5-88711-088-4
© Е. Л. Доценко, 1997 © ЧеРо, 1997
Оглавление |
МАНИПУЛЯЦИЯ С РАЗНЫХ СТОРОН |
Глава 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ |
1. 1. Выбор парадигмы |
1.1.1. Парадигмальные координаты |
1.1.2. Соотношение парадигм |
1.1.3. Почему герменевтика? |
1.2. Герменевтика действия |
1.2.1. Действие как текст |
1.2.2. Доступность контекстов |
1.2.3. Квалификация толкователя |
1.2.4. Проблема языка описания |
Глава 2. ЧТО ТАКОЕ МАНИПУЛЯЦИЯ |
2.1. Феноменологическое описание |
2. 1.1. Феноменологическая представленность или усмотрение? |
2.1.2. Происхождение термина «манипуляция» |
2.1.3. Метафора манипуляции |
2.2. Психологическое определение манипуляции |
2.2.1. Исходные рубежи |
2.2.2. Выделение признаков |
2.2.3. Формирование критериев |
2.2.4. Определение манипуляции |
Глава 3. ПРЕДПОСЫЛКИ МАНИПУЛЯЦИИ |
3.1. Культурные предпосылки манипуляции |
3.2. Манипулятивная природа социума. |
3.3. Межличностные основания |
3.3.1. Межличностная общность |
3.3.2. Деформации общения |
3.3.3. Манипулятивные уклонения |
3.4. Имя ему — легион (Манипулятор в каждом из нас) |
3.4.1. Множественная природа личности |
3.4.2. Внутриличностное взаимодействие |
3.4.3. Внутренний мир манипулятора и его жертвы |
3. 5. Технологические требования |
3.6. Место манипуляции в системе человеческих отношений |
Предчувствие прокуратора, или Исполнительность начальника тайной стражи |
Глава 4. МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ |
4.1. Основные составляющие манипулятивного воздействия |
4.1.1. Целенаправленное преобразование информации |
4.1.2. Сокрытие воздействия |
4.1.3. Средства принуждения |
4.1.4. Мишени воздействия |
4.1.6. Роботизация |
4. 2. Подготовительные старания манипулятора |
4.2.1. Контекстуальное оформление |
4.2.2. Выбор мишеней воздействия |
4.2.3. Установление контакта |
4.3. Управление переменными взаимодействия |
4.3.1. Межличностное пространство |
4.3.2. Инициатива |
4.3.3. Направленность воздействия |
4.3.4. Динамика |
4.4. Информационно-силовое обеспечение |
4.4.1. Психологическое давление |
4. 4.2. Информационное оформление |
5.1. «Технология» и психологические «механизмы» — совпадение реальности и метафоры |
Глава 5. МЕХАНИЗМЫ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ |
5.2. Механизмы психологического воздействия |
5.2.1. Удержание контакта |
5.2.2. Психические автоматизмы |
5.2.3. Мотивационное обеспечение |
5.3. Виды и процессы манипулятивного воздействия |
5.3.1. Перцептивные марионетки |
5.3.2. Конвенциональные роботы |
5. 3.3. Живые орудия |
5.3.4. Управляемое умозаключение |
5.3.5. Эксплуатация личности адресата |
5.3.6. Духовное помыкание |
5.3.7. Приведение в состояние повышенной покорности |
5.3.8. Комбинирование |
5.4. Обобщение модели психологической манипуляции |
5.5. Деструктивность манипулятивного воздействия |
Опыт «изготовления» трагического Моцарта |
Глава 6. ЗАЩИТА ОТ МАНИПУЛЯЦИИ |
6. |
6.1.1. Психологическая защита в разных теоретических контекстах |
6.1.2. Семантическое поле и определение понятия «психологическая защита» |
6.2. Виды психологических защит |
6.2.1. Межличностные защиты и защиты внутриличностные |
6.2.2. Базовые защитные установки |
6.2.3. Специфические и неспецифические защиты |
6.3. Механизмы психологических защит |
6.3.1. Неспецифические защитные действия |
6. 3.2- Протекция личностных структур |
6.3.3. Защита психических процессов |
6.3.4. Навстречу манипулятивной технологии |
6.4. Проблема распознавания угрозы манипулятивного вторжения |
6.4.1. Возможные индикаторы |
6.4.2. Распознавание манипуляции в живом общении |
6.5. Надо ли защищаться от манипуляции? |
Начальник тайной стражи при Понтии Пилате защищается |
Глава 7. ИССЛЕДОВАНИЕ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ |
7.1. Защитные действия в условиях манипулятивного воздействия |
7. 1.1. Планирование |
7.1.2. Процедура |
7.1.3. Результаты |
7.1.4. Обсуждение |
7.1.5. Свободное истолкование видеофрагмента |
7.2. Мошенник и жертва: кому больше досталось? |
7.2.1. История о том, как великий комбинатор прибирал к рукам бывшего предводителя дворянства |
7.2.2. Был ли великий комбинатор великим манипулятором? |
7.3. Диалог как метод исследования |
Глава 8. ОБУЧЕНИЕ ЗАЩИТЕ ОТ МАНИПУЛЯЦИИ |
8. 1. Нужна ли защита? |
8.2. Создание «радара» |
8.2.1. Чувственный уровень |
8.2.2. Рациональный уровень |
8.3. Расширение мирного арсенала |
8.4. Психотехники совладания |
8.5. Личностный потенциал |
Глава 9. МОЖНО ЛИ НАУЧИТЬСЯ НЕ МАНИПУЛИРОВАТЬ? |
9.1. Управление или помыкание? |
9.2. Образование или развитие? |
9.3. Коррекция или нормирование? |
Заключение |
Приложения |
Литература. |
Предметный указатель |
Summary |
МАНИПУЛЯЦИЯ С РАЗНЫХ СТОРОН
(вместо введения)
«Я работаю главным редактором регионального телевидения. Недавно мне срочно понадобилась одна из уже прошедших в эфире передач: хотелось освежить в памяти некоторые детали, чтобы не получилось разночтений… Захожу в студию и объясняю, что мне требуется, режиссеру, которая в это время занималась личными делами. Понятно, что ей не хотелось разыскивать нужную мне пленку, поэтому она сделала вид, что ничего подобного не помнит. Я пробую объяснить, о чем была та передача. Режиссер все так же продолжает «не понимать». Не сдержался — что-то грубое сказал ей и вышел.
В коридоре злость отхлынула и мне в голову пришла великолепная идея. Захожу в отдел редакторов и как бы ни к кому не обращаясь, говорю, что недавно у нас в эфире прошла неплохая передача о. .. Надо посмотреть, можно ли ее на конкурс представить. Автор этой передачи чуть не срывается с места: «Это моя передача. Сейчас принесу.» Не успел кофе себе приготовить — пленка уже была у меня на столе.»
История, описанная работником телевидения, примечательна тем, что в ней один и тот же человек в течение короткого времени побывал в двух ситуациях, содержащих успешную манипуляцию. Разница лишь в том, что в первой он оказался потерпевшей стороной, а во второй сам превратился в манипулятора.
Манипулятор и его жертва — основные роли, без которых манипуляция не состоится. Соответственно, и подходы к манипуляции у этих двоих будут различны… Однако, если для реализации манипулятивного воздействия достаточно указанных двух позиций, то при рассмотрении манипуляции количество точек зрения увеличивается. К позициям манипулятора и жертвы, включенных в процесс взаимодействия, добавляется множество внешних. В рассматриваемом контексте выделим позицию психолога-исследователя, психотехника и философа-моралиста.
Предоставляю слово всем, чьи позиции только что были упомянуты. Каждый из них по-своему сможет объяснить, зачем написана данная книга.
Итак, психолог-исследователь.
Начиная с В. Вундта, разрабатывавшего раздельно физиологическую психологию и психологию народов, психологическая наука развивалась с двух платформ: со стороны отдельной человеческой психики — в индивидуальном аспекте, и со стороны культуры — в социальном аспекте. Одновременно происходило их постепенное сближение, а стык между ними нередко оказывался одной из точек роста психологии. Современное состояние интересующей нас области подтверждает эту мысль: в последние годы интенсивно разрабатывались как психология общения, так и психология личности, а на их стыке обнажилась малоисследованная зона, содержащая тайну психологического взаимодействия. Соответственно, можно выделить три возможных точки рассмотрения.
Во-первых, манипуляция может быть рассмотрена как социально-психологический феномен. Основные проблемы проистекают из вопросов: что такое манипуляция, когда она возникает, для каких целей используется, при каких условиях наиболее действенна, каковы производимые ею эффекты, возможна ли защита от манипуляции, как последняя может быть организована?
Во-вторых, манипуляция представляет собой узел, в котором сплелись важнейшие проблемы психологии воздействия: преобразование информации, наличие силовой борьбы, проблемы истина-ложь и тайное-явное, динамика перемещения ответственности, изменения баланса интересов и другие. Литература по психологическому воздействию содержит множество интересных эмпирических исследований и наблюдений, еще ждущих своего теоретического осмысления, вскрытия закономерностей, стоящих за этим многообразием. Есть надежда, что решение пакета проблем применительно к ма-нипулятивному воздействию даст средства решения подобных задач и для всего круга проблем психологии воздействия.
И в-третьих, интерес к механизмам защиты от манипуляции перемещает нас в область психологии личности, поскольку предполагает пристальное внимание к внутрипсихической динамике, связанной с процессами принятия решений, внутриличностной коммуникацией, интеграцией и диссоциацией. Изучение манипуляции в данном аспекте высвечивает новые грани проблемы взаимопереходов между внешней и внутренней активностью, смещая предмет исследования в плоскость общей психологии.
Таким образом, изучение манипуляции затрагивает широкий спектр проблем, начиная от фундаментальных теоретических и завершая прикладными и описательными.
Практический психолог (часто как психотехник).
Уже более десяти лет мы являемся свидетелями ранее невиданного для отечественной психологии процесса активного участия психологов в выполнении прямых заказов «со стороны». В дополнение к трудноуловимому социальному заказу психологи стали получать вполне конкретные финансово подкрепленные заявки на выполнение работ, отличительная черта которых — организованное воздействие на людей: групповые тренинги, групповая психотерапия, деловые игры, обучение методам управления, делового общения и т. п. Наличие готовых технологий такого воздействия создает возможность использования их и неспециалистами. Производимый этими технологиями психотехнический эффект создает у заказчика впечатление высокой профессиональной подготовки исполнителя-технолога. В результате технология, начав самостоятельную жизнь по законам рынка, допускает возможность своего употребления как средства достижения и негуманных целей. При каких условиях технология психологического воздействия становится манипулятивной — вопрос, поиск ответа на который составляет одну из задач настоящей работы.
Нередко и сам психолог — хочет он того или нет — становится наемным манипулятором. Это случается, например, когда ему заказывают психодиагностическое обследование с тем, чтобы уже принятому администрацией решению придать вид научно (или психологически) обоснованного. Подобное порой наблюдается и при аттестации кадров или формировании резерва на руководящие должности — обследование становится средством оказания давления на подчиненных или даже сведения счетов с неугодными. Манипулятивные нотки довольно часто слышатся уже в самом запросе заказчиков: научи управлять, скажи как воздействовать, посоветуй, что мне/нам с ним/ней/ними сделать и т. п. В большинстве случаев психолог находится в сложной ситуации выбора: с одной стороны, нельзя становиться инструментом в чужой игре, а с другой, отказать — значит самоустраниться, уступив место непрофессионалу, потерять возможность изменить представления заказчика на более конструктивные и гуманные. Знание закономерностей манипулирования позволяет специалисту более грамотно выстраивать свою линию поведения в подобных условиях.
Немало случаев, когда сами клиенты ожидают от психолога манипулирования ими, а иногда и прямо ставят его в позицию манипулятора по отношению к себе. Несколько образцов типичных манипуляций по отношению к психологу-консультанту описаны у Э. Берна. Иногда психолога просят научить или помочь защититься от чьих-либо манипуляций. Примером может послужить жалоба клиентки на то, что муж запугивает ее, делает жизнь несносной. Находясь в формальном разводе, не уходит, более того — намерен переселиться к ней в получаемую ею квартиру. Выяснилось, что все сцены начинаются с его «особого взгляда», приводящего эту женщину в состояние страха и готовности снести все издевательства. Довольно часто проблема защиты от манипуляции является составной частью других, комплексных проблем. Поэтому знание закономерностей манипулирования поможет практическому психологу повысить свой профессионализм.
Философ-моралист.
Волшебная сила слов проявляется в их «живучести» и « напористости ».
Первое означает, что раз появившееся понятие нельзя уничтожить — можно лишь видоизменить. С одной стороны, понятие задает бытие обозначаемого явления — порождает его «жизнь» в представлениях людей. Как только широкой публике становится известно, что в мире существует, скажем, манипуляция, то эту манипуляцию начинают замечать везде. И тогда возникает соблазн — особенно у заинтересованных исследователей или политиков от науки — растянуть это понятие на возможно больший класс явлений. При желании манипуляцию — или по меньшей мере ее элементы — можно обнаружить практически в любом фрагменте взаимодействия. Но так ли это на самом деле — вопрос, требующий ответа.
С другой стороны, содержание понятия гибко подстраивается под запросы новых поколений и задачи нового времени. С манипуляцией, первоначально обозначавшей лишь ловкость и квалифицированные действия, случилось то же самое — сейчас этот термин употребляется по отношению к взаимодействию людей. Смена поразительна тем, что в первом значении к манипуляциям (например, медицинским или инженерным) относились с почтением к мастерству выполнявших их людей. Во втором же значении манипуляция обозначает нечто предосудительное.
Это относительно «живучести». «Напористость» слов отражает их поразительную активность и действенность. Практика использования какого-либо термина со временем ведет к видоизменению других понятий, особенно смежных. Как только одно и то же явление из «макиавеллианизма» перекрасилось в «манипуляцию», оно начало придавать новые оттенки таким понятиям как «управление», «контроль», «программирование» и т. п.
Кроме того, понятие, обозначившее какое-нибудь явление, требует, чтобы с этим явлением что-то делали. В случае с манипуляцией нередко возникает желание испытать ее силу в чистом виде — и это не может не настораживать. Вместе с тем параллельно разговорам о манипуляции возникает и проблема того, как от нее можно защититься — а это уже следует признать позитивным результатом появления термина «манипуляция» в данном значении. Исследовать отмеченные моменты — также в ряду задач настоящей монографии.
Манипулятор.
Почему-то принято считать, что манипуляция — это плохо. Вы помните, зачем красавица Шехерезада рассказывала сказки своему грозному повелителю Шахриару? С помощью манипуляции она в течение почти трех лет (!) спасала от смерти не только себя, но и самых красивых девушек своей страны. Таких примеров только в фольклоре можно найти десятки. Не только во времена сказок «1001 ночи», но и в нашей обыденной жизни манипуляция выполняет роль средства мягкой защиты от самодурства правителей, перегибов руководителей, дурного характера коллег или родственников, недружественных выпадов со стороны тех, с кем случайно довелось общаться.
В значительной степени поэтому манипуляция вызывает интерес не только исследователей, но и широкой публики. Еще одна причина такого интереса заключается в том, что многим людям, управленцам в частности, пока еще трудно представить себе эффективное управление без использования манипуляции. Взгляды как идейных так и стихийных манипуляторов устремляются за помощью к психологии в надежде найти подсказки. Армия заинтересованных читателей перерывает массу литературы в поисках сведений о том, как влиять на людей. Неудивительно, что появление книг, специально посвященных данному вопросу, неизменно встречает и внимание, и поддержку.
Психологические знания действительно помогают эффективней управлять людьми. Например, если известно, что толстяки как правило добродушны и любят поесть, то имеет смысл учесть это, чтобы в случае необходимости суметь настроить такого человека на благосклонное отношение к себе. Или наоборот — привести его в дурное расположение духа, если то необходимо. Другой пример. Если, скажем, принять положение К. Юнга о том, что род души человека и его биологический пол не совпадают, то становится понятно, как можно помыкать мужчиной, мужественность которого вне всяких сомнений. Достаточно в нужный момент ставить эту мужественность под сомнение — и мужчина снова и снова будет бросаться доказывать свою мужественность.
Короче, почти любая книга по психологии — пока последняя находится в нынешнем своем состоянии — помогает эффективней манипулировать людьми. Тем более это справедливо по отношению к данной книге о манипуляции. Поскольку многие манипуляторы — всего лишь самоучки, то несомненна польза в книгах, которые помогли бы манипуляторам повысить свое мастерство. Вопрос ведь не в том манипулировать или нет — все люди регулярно делают это. Важно научиться манипулировать аккуратно, не вызывая подозрений со стороны своих жертв — зачем рубить сук, на котором сидишь…
Жертва манипуляции.
Почти вся академическая психология строится на мани-пулятивных основаниях. Человек в ней мыслится как испытуемый, нередко вообще как объект — восприятия, получения информации, воздействия, образования, воспитания и т. п. Примеров много: стремление разделить людей на типы, выявить корреляционные связи, позволяющие прогнозировать поведение человека в зависимости от тех или иных условий, стремление установить всеобщие (верные для всех людей) закономерности и т. п. Все это ведет к стереотипному подходу, к унификации знаний о человеке. Психология индивидуальных различий в таком контексте выглядит как слабое исключение, подтверждающее Большое Правило.
Спору нет — получаемые академической наукой сведения полезны и нужны. Сейчас же речь о том, что эти знания и подходы — великолепный подарок манипуляторам. А раз уж так получилось, то, возможно, психологии пора заняться еще и тем, как от обученных ею манипуляторов защищаться.
С одной стороны, важно выяснить, что происходит в душе человека, на которого оказывается манипулятивное давление. Бывает ни сейчас, ни потом, когда тебя уже одурачат, не удается понять, откуда появляется та или иная эмоциональная реакция, почему возникает желание взорваться и наговорить глупостей, хотя внешне все выглядит так мирно… Детальный анализ внутренних процессов, как известно, способствует овладению ими.
С другой стороны, не менее важно также изучить опыт успешной защиты: как происходит совладание с внешним давлением, откуда черпается сила для отпора, какими средствами и приемами люди при этом пользуются и т. д. Все это поможет нам научиться решать задачу защиты от манипуляции практически: в чем можно найти опору для организации отпора агрессору, какие для этого средства могут быть использованы, каким образом такие средства могут быть созданы, какие тактики могут быть употреблены и т. п.?
Не менее важна также проблема создания условий, в которых необходимость защиты от манипуляции была бы снижена. Такая проблема возникает там, где создаются психологические службы. Известно, что всякая психологическая служба, если она стремится стать полноценной, развивается в сторону тотального охвата людей, для воздействия на которых она создается. Как сделать, чтобы служба обслуживала, а не подавляла — пусть и несколько утопический, но не лишенный смысла (особенно здравого) вопрос.
Итак, уважаемые читатели, теперь вам известен круг проблем, относящихся к теме межличностной манипуляции. Решающим соображением, которое подтолкнуло меня к работе над данной темой, было то, что хорошая манипуляция, имеющая точно намечавшийся и достаточное время сохраняющийся эффект, является произведением искусства — искусства влиять на людей. В манипулятивном спектакле восхитительным образом сбалансированы самые различные элементы, иногда в довольно причудливом сочетании. Разрушить столь искусственную (сколь и искусную) конструкцию в большинстве случаев несложно, тогда как придумать и успешно воплотить хорошую манипуляцию труднее, чем от нее защититься. Поэтому защита от манипуляции — это в значительной степени технология. А как известно, технологией (или ремеслом) овладевать легче, чем искусством. Поэтому пристальное рассмотрение проблемы манипуляции, как мне представляется, дает больше преимуществ жертвам манипулятив-ного вторжения, а не манипуляторам.
Принципы манипуляции сознанием и защита от неё
8 декабря 2009 года в рамках регионального Центра чтения «Читающий мир» прошел семинар «Речевая коммуникация: теория и практика» по теме «Принципы манипуляции сознанием и защита от нее». Мероприятие было организовано при участии Ставропольского государственного университета.
Магистранты факультета филологии и журналистики СГУ представили серию докладов по теме занятия. Выступления о механизмах манипуляции сознанием и способах защиты сопровождались тренингами и ролевыми играми. В конце семинара его ведущий доцент кафедры истории новейшей отечественной литературы СГУ Максим Григорьевич Подопригора обратил внимание слушателей на книгу Сергея Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием».
Помимо базовой книги Кара-Мурзы тему манипуляции сознанием отражают и другие источники, представленные на книжной выставке. Бесспорно, заслуживают внимания следующие издания.
Гойхман О.Я. Речевая коммуникация: учебник / О.Я. Гойхман, Т.Н. Надеина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 272 с.
Учебник посвящен основам коммуникативной деятельности и нацелен на обучение речевому общению путем совершенствования навыков всех видов речевой деятельности – чтения, слушания, письменной и устной речи.
В книге излагаются основные понятия речевой коммуникации, теоретические сведения, необходимые для повышения эффективности речевой деятельности во всех ее проявлениях, приводится система упражнений, направленных на улучшение речи и навыков общения, на освоение речевых тактик и психологических приемов взаимодействия с собеседником.
Горянина В.А. Психология общения: учеб. пос. для
студ. высш. учеб. заведений / В.А. Горянина — 5-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 416 с.
В пособии рассматривается сущность общения, его происхождение и функции. Особое внимание уделяется взаимосвязи общения с процессами развития и самопознания личности. Отличие данной книги от других — в ее психотерапевтической направленности. Также в книге представлены технологии продуктивного общения.
Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е.Л. Доценко. – М.: «ЧеРо», «Юрайт», 2000. – 344 с.
Данная научная монография посвящена межличностной манипуляции. Проблема психологического воздействия разрабатывается на пересечении таких разделов психологии как психология общения и психология личности. Автор книги – профессиональный психолог, профессор Тюменского государственного университета.
Левин, Роберт В. Механизмы манипуляции: защита от чужого влияния: пер. с англ. / Роберт В. Левин. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. – 432 с.
Автор знакомит читателей с эффективными, но практически незаметными непосвященным способами успешной манипуляции людьми и рассматривает множество уловок, к которым прибегают в сфере торговли и рекламы.
Маликова Т.В. Психологическая защита: направления и методы: учеб. пос. / Т.В. Маликова, Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, О.В. Шатровой. – СПб.: Речь, 2008. – 231 с.
В центре внимания данного учебного пособия – такие вопросы, как факторы, обусловливающие возникновение психологических защит, способы психологической защиты, детально обсуждаются внутриличностные и межличностные психологические защиты.
Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация: практич. руководство / В.Н. Панкратов – М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2000. – 208 с.
В книге анализируются три группы уловок-манипуляций: организационно-процедурные, логические и психологические, так называемые «хамские» приемы в общении. Предлагается механизм нейтрализации в общении, рассматриваются приемы, стимулирующие общение, даются рекомендации по технике аргументации, анализируются приемы, позволяющие войти в доверие к собеседнику и бесконфликтно склонить его к своей точке зрения.
Рамендик Д.М. Тренинг личностного роста : учеб. пос. / Д.М. Рамендик. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ, 2009. – 184 с.
Книга посвящена тренингу личностного роста, включенному в учебный процесс в качестве одного из специальных предметов. В ней кратко изложены теоретические основы тренинга, его этические и организационные принципы, описаны отличия тренинга личностного роста от других форм группового психологического воздействия. Отдельная глава посвящена методам диагностики и развития памяти, приемам саморегуляции и расслабления.
Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию / Е.В. Сидоренко – СПб.: Речь, 2007. – 256 с.
В книге излагается авторская концепция «цивилизованного» и «варварского» влияния, описывается оригинальная программа тренинга с алгоритмами и психологическими тренажерами.
Книга будет интересна не только специалистам в области психологии, но и всем, кто хочет усовершенствовать свою способность влиять на окружающих и противостоять их нежелательному влиянию.
Разумеется, это лишь малая часть книг, имеющихся в библиотеке по данному вопросу. Поэтому присутствие на занятиях семинара даст каждому читателю возможность войти в мир информационного пространства библиотеки, предназначенный решению интеллектуальных задач.
УЯЗВИМОСТЬ К МАНИПУЛЯЦИИ И ЕЕ СВЯЗЬ С КОГНИТИВНЫМИ И ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ПОДРОСТКОВ — Шейнов
Полный текст
- Реферат
- Об авторах
- Ссылки
- Статистика
Abstract
В статье предложен подход к решению междисциплинарной проблемы поиска когнитивных и личностных особенностей подростков 14-16 лет, подверженных манипулятивному влиянию со стороны окружающих. Выявлен ряд качеств подростков, способствующих их уязвимости перед манипулированием, установлены связи между этими признаками. Показано, что характер влияния этих качеств существенно зависит от биологического пола и половой принадлежности подростков. Уязвимость мальчиков к манипулированию положительно коррелирует с показателями их интернальности, маскулинности, андрогинности, уверенности в себе, социальной смелости, предрасположенности к работе с людьми, к эстетической, экстремальной или экономической деятельности. Уязвимость девушек к манипулированию отрицательно коррелирует с показателями их интернализации, мужественности, уверенности в себе и словесно-логическом мышлении, но положительно связана с их предрасположенностью к работе с людьми. Интернальность юношей и девушек положительно коррелирует с мужественностью, уверенностью в себе, социальной смелостью; у мальчиков также коррелирует с творческим мышлением и предрасположенностью к экстремальным видам деятельности. Мужественность у мальчиков и девочек положительно связана с уверенностью в себе, социальной смелостью, инициативностью в социальных контактах и предрасположенностью к экстремальным видам деятельности. У юношей и девушек уверенность в себе положительно связана с творческим мышлением, предрасположенностью к экстремальным действиям и инициативностью в социальных контактах. У юношей и девушек выявлены положительные корреляции между уверенностью в себе, социальной смелостью и инициативностью в социальных контактах. По сравнению с девочками мальчики более уязвимы для манипуляций, более замкнуты и самоуверенны, обладают большей социальной смелостью. Девочки имеют более высокие средние показатели наглядно-образного и словесно-логического типов мышления, проявляют склонность к работе с людьми и к эстетической деятельности. У мальчиков выше средние показатели абстрактно-символического мышления, склонность к исследовательской, практической и экстремальной деятельности. Имеются признаки феминизации юношей.
Ключевые слова
подверженность манипулированию, маскулинность, андрогинность, интернальность, когнитивные типы, таланты, подростки
Об авторах
Шейнов Виктор П.
Республиканский институт высшей школы
Автор для переписки.
Email: [email protected]
доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогического мастерства Национального института высшего образования (Минск, Беларусь)
ул. Московская, 15, г. Минск, Республика Беларусь, 220001
Ссылки
Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License.
Тактика манипуляции — PubMed
. 1987 июнь; 52 (6): 1219-29.
doi: 10.1037//0022-3514.52.6.1219.
Д. М. Басс, М. Гомес, Д. С. Хиггинс, К. Лаутербах,
- PMID: 3598864
- DOI: 10.1037//0022-3514.52.6.1219
Д. М. Басс и др. J Pers Soc Psychol. 1987 июнь
. 1987 июнь; 52 (6): 1219-29.
дои: 10.1037//0022-3514.52.6.1219.
Авторы
Д. М. Басс, М. Гомеш, Д. С. Хиггинс, К. Лаутербах
- PMID: 3598864
- DOI: 10. 1037//0022-3514.52.6.1219
Абстрактный
Манипуляция — это одно из средств, с помощью которых окружающая среда изменяется в соответствии с характеристиками индивидуумов. Мы провели два исследования, чтобы определить тактику манипулирования, которую люди используют, чтобы вызвать и прекратить действия других. Факторный анализ четырех инструментов выявил шесть типов тактик: обаяние, молчаливое обращение, принуждение, причина, регрессия и унижение. Тактика манипулирования показала сильную согласованность индивидуальных различий в разных контекстах. Тактика очарования, однако, чаще использовалась для стимуляции поведения, тогда как тактика принуждения и молчаливого обращения чаще использовалась для прекращения поведения. Тактика манипулирования значительно различалась в зависимости от источников данных, основанных на самом себе и на основе наблюдателей, с личностными шкалами Нейротизм, Экстраверсия, Амбициозный-Ленивый, Высокомерный-Скромный, Склочный-Приятный и Расчетливый, а также с характеристиками социальной среды субъектов. Мы делаем выводы для интеракционистской структуры соответствия личности и среды, для расширения таксономической задачи, стоящей перед психологией личности, и для выявления связей между личностью и другими научными дисциплинами.
Похожие статьи
Манипуляции в близких отношениях: пять личностных факторов в контексте взаимодействия.
Бусс ДМ. Басс Дм. J Перс. 1992 июнь; 60 (2): 477-99. doi: 10.1111/j.1467-6494.1992.tb00981.x. J Перс. 1992. PMID: 1635051
Отбор, вызывание и манипулирование.
Бусс DM. Басс Дм. J Pers Soc Psychol. 1987 декабрь; 53 (6): 1214-21. doi: 10.1037//0022-3514.53.6.1214. J Pers Soc Psychol. 1987. PMID: 3320336 Обзор.
Макиавеллизм и тактика манипулирования больными с пограничным расстройством личности в повседневной жизни и в терапии.
Мандал Э., Кокур Д. Мандал Э. и др. Психиатр Пол. 2013 июль-август;47(4):667-78. Психиатр Пол. 2013. PMID: 24946473 польский.
Тактика удержания партнера в Испании: личность, половые различия и статус отношений.
де Мигель А., Бусс Д.М. де Мигель А. и др. J Перс. 2011 июнь; 79 (3): 563-85. doi: 10.1111/j.1467-6494.2011.00698.x. J Перс. 2011. PMID: 21534964
Скрытые чувства: эмоциональность у мальчиков и мужчин.
Ларсон Р., Плек Дж. Ларсон Р. и др. Небр Симп Мотив. 1998;45:25-74. Небр Симп Мотив. 1998. PMID: 10752058 Обзор. Аннотация недоступна.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Родительское вмешательство в выбор партнера потомством: наборы действий и противодействий, основанные на обеих точках зрения.
Фишерова А., Гавличек Ю., Урбан М., Урбан К., Штербова З. Фишерова А. и соавт. Arch Sex Behav. 2023 фев 17:1-17. doi: 10.1007/s10508-023-02544-3. Онлайн перед печатью. Arch Sex Behav. 2023. PMID: 36800066 Бесплатная статья ЧВК.
Темная сторона распознавания эмоций — данные кросс-культурных исследований в Германии и Китае.
Шмитт Х.С., Зиндерманн С., Ли М., Ма Ю., Кендрик К.М., Беккер Б., Монтаг С. Шмитт Х.С. и др. Фронт Псих. 2020 июль 9;11:1132. doi: 10.3389/fpsyg.2020.01132. Электронная коллекция 2020. Фронт Псих. 2020. PMID: 32733302 Бесплатная статья ЧВК.
Повреждающее воздействие воспринимаемых крокодиловы слез на образ глашатая.
ван Ройен И., Рим ММЕ, Тончич М., Вингерхутс AJJM. ван Ройен I и др. Фронт Псих. 2020 18 фев; 11:172. doi: 10.3389/fpsyg.2020.00172. Электронная коллекция 2020. Фронт Псих. 2020. PMID: 32132947 Бесплатная статья ЧВК.
Загадка человеческого эмоционального плача: задача для исследователей эмоций.
Vingerhoets AJJM, Bylsma LM.