Психология отношений группа в мой мир: Психология отношений — My World Groups

Содержание

Психология отношений — My World Groups

Психология отношенийСтатусы, обсуждения, шутки и юмор — вот чем живет наша группа! Присоединяйтесь к нам!

Подписаться

Психология отношений

27 December 2019 at 19:05

  • Удалить
:boom::boom:НОВИНКА:boom::boom:

ЭКСПРЕСС ПОХУДЕНИЕ + ОЧИЩЕНИЕ ЗА 5 ДНЕЙ.

Подробнее https://mleads.biz/bx1sq37v

Все еще думаете, как успеть в последний вагон:bullettrain_front: и обрести чувство легкости к праздникам?:thinking: У вас есть как минимум ⃣ дней, чтобы привести себя и свой организм в порядок.
*Почему Express Detox Box?*

:fire:*Это работает*. Специально подобранные продукты эффективно:cloud_tornado:

Like

Психология отношений

27 December 2019 at 18:05

  • Удалить

Нaйди в чeловеке тo, что нaпомнит тeбя, и ты не смoжешь eго рaзлюбить.

Like

Психология отношений

27 December 2019 at 16:05

  • Удалить
Cтав мaтepью, женщина навсегда лишаeт себя пpaва быть слабой.

Диас де Мируд

Like

Психология отношений

27 December 2019 at 15:05

  • Удалить
:tulip:Ура! Девчонки…:tulip:
:star2:Долгожданная палетка глиттеров CLEOF COSMETICS!
со скидкой аж в 53%
:tada:Для тех, кто всегда хочет выглядеть потрясающе:tada:
⠀ Подробнее :arrow_right: https://mleads.biz/apbjya

:ribbon:24 роскошных блестящих оттенка
:ribbon:Легко наносятся благодаря инновационной структуре
:ribbon:Не осыпаются в течении всего дня
:ribbon:Компактная палетка поместится в любую

Like

Психология отношений

27 December 2019 at 14:05

  • Удалить

Для всех святым не будешь…

Like

Психология отношений

27 December 2019 at 12:05

  • Удалить

Просто если у меня будет такой же уpoвень везения, то мнe больше ничего и не нужно

Like

Психология отношений

27 December 2019 at 10:05

  • Удалить

Именно мужчина строит счастьe женщины

Like

Психология отношений

27 December 2019 at 09:05

  • Удалить

Корректирующий корсет Hot Trainer.
Утягивающий корсет для похудения
ссылка Единственное, что не зависит от нас и размеры чего мы не в силах
корректировать — это животик.
https://mleads.biz/grcnjmy3h

Like

Психология отношений

27 December 2019 at 08:05

  • Удалить
Удалите из своей жизни эти 10 ненужных вещей, вы почувствуете прилив счастья и удовольствия.

Не просто прочитай… попробуй!

1.Освободитесь от потребности всегда доказывать свою правоту.
Среди нас так много тех, кто даже под угрозой разрыва прекрасных отношений, причиняя боль и создавая стресс, не может смириться и принять другую точку зрения. Оно того не стоит.

2. Отпустите контроль.
Будьте готовы

Like

Психология отношений

27 December 2019 at 07:05

  • Удалить
Овощерезка 5 в 1 с контейнером Nicer Dicer Quick.

Предновогодняя акция!Почти даром!
Заказать тут: https://mleads.biz/a2ruedvgmd

Nicer Dicer Quick может нарезать множество овощей и фруктов. Все преимущества овощерезки и измельчителя в одном устройстве 5 в 1.
Особо острые усиленные лезвия из нержавеющей стали, производящиеся по особой технологии G-NOX.
Толстые ломтики, тонкие ломтики, кубики, палочки

Like

Читать онлайн «Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников», Марина Ростиславовна Битянова – Литрес

Предисловие

Уважаемые старшеклассники!

Эта книга адресована вам.

Скажем честно, перед нами, авторами, стояла непростая задача. С одной стороны, мы хотели простым, «человеческим» языком передать те современные психологические знания, которые могут быть вам сегодня действительно интересны и нужны. (Каждое из выделенных слов имеет свою ценность.) С другой стороны, мы не хотели создавать упрощенный вариант академического учебника по психологии, этакие научные комиксы, скорее – путеводитель по внутреннему миру. В этом путеводителе есть определенное количество научной информации, немного проблемных или спорных вопросов, некоторые авторские ответы на эти вопросы известных и уважаемых людей… Все то, что помогает нам понимать и разбираться в устройстве Вселенной, отношений между людьми, самих себя. В нем нет непреложных истин и аксиом, так как внутренний мир – и это нам очень важно было донести до читателя – принципиально познаваем только тем человеком, который им владеет и кто его ежечасно и ежеминутно создает – своими поступками, своими желаниями, своими переживаниями.

У этой книги есть определенная структура. Каждая глава посвящена тому или иному аспекту нашего Я и нашей ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ в полном смысле этого слова. Внутри главы есть информационная часть. Она разделена на некоторые тематические блоки, многие из которых заканчиваются проблемными вопросами. Нам кажется, это те вопросы, которые очень полезно задавать самому себе время от времени. После информационной части следуют различные тематические рубрики. Психологическая консультация, самоисследование– это возможность проанализировать себя или получить психологический совет. Лаборатория, психология в жизни – это факты, полученные в экспериментах, проявления психологических закономерностей в жизни – все то, что позволяет увидеть психологию в реальных явлениях. Лирика – еще один психологический взгляд на мир и на самого себя: не научного характера, но не менее значимый и глубокий. Великая литература подарила нам множество образцов серьезнейших психологических исследований.

Мы, авторы, постарались решить те задачи, которые перед собой поставили. И надеемся, что эта книга поможет вам, уважаемые читатели, решить те задачи самопознания и саморазвития, которые вы перед собой ставите.

Удачи!

Марина Битянова, Игорь Вачков

Глава 1


Человек и его Миры (начало)

Мир внешний и мир внутренний

Цивилизация, к которой все мы – люди рубежа второго-третьего тысячелетия – принадлежим, существует и развивается на Земле уже довольно давно. Конечно, по нашим, человеческим меркам. Значительно старше ее мир Земли: он видел закаты и рассветы, встречал весны и зимы задолго до рождения первого представителя нашего рода. Мы появились, создали свою цивилизацию, особый человеческий мир и назвали себя homo sapience («человек разумный»). Тем самым мы подчеркнули, выделили среди прочих одну из самых ценных для нас, самых ярких и значительных способностей: способность мыслить, познавать, целенаправленно и осознанно строить свою жизнь.

Разумность – это предмет гордости вида «Человек». Но она далеко не исчерпывает уникальность каждого его представителя, каждого из нас. Более того, даже уводит несколько в сторону от понимания этой уникальности. В сторону от открытия главной тайны Человека.

Что же это за тайна? Как ни парадоксально, на словах она известна практически всем, но по-настоящему может быть открыта только каждым из нас в отдельности, как Личная Тайна. Что обязательно и происходит с человеком в какой-то момент его жизни. Иногда довольно рано, иногда на склоне лет, часто – через сильные переживания, душевную боль. Приходит понимание того, что Человек – житель двух хотя и взаимосвязанных, но все же самостоятельных миров. В одном мире он рождается и существует в своем физическом облике. Этот мир дарует ему тело, в котором заложены свойства и возможности. Он же определяет среду, в которой человеку предстоит существовать: дышать, развиваться, стареть и умирать. Имена этого мира – Вселенная, галактика, Земля, эпоха, страна. Второй мир постепенно раскрывается перед человеком богатством своих возможностей, красок, просторов. Человек открывает этот мир в себе, развивает, совершенствует, расширяет его границы. Имя ему – внутренний мир, или мир собственного Я, или же душа…

Непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой.

Сократ

Во внешнем мире развивается цивилизация людей. Каждый из нас учится жить в этом мире: постигать его, изменять, приспосабливаться к нему. Что знали мы о Земле и галактике тысячу лет назад и что знаем сейчас? А что будем знать еще через сотню лет! Человечество придумало множество способов для изучения и изменения свойств окружающего мира, оно создало науку, технику, технологии, помогающие ему разговаривать с внешним миром, миром предметов и природных явлений.

Но и внутренний мир также открыт для познания, понимания, принятия и изменения. Что я знаю о себе сейчас? Что буду знать завтра? В русском языке, как и в любом другом, существует множество словосочетаний, обозначающих разные приемы общения человека со своим внутренним миром. Мы говорим: «понять себя», «поговорить с самим собой», «разобраться в себе», «разрешить себе», «забыться» (забыть себя), «жить с собой в ладу», «быть недовольным собой» и т. д.

Какой мир важнее, значительнее? Можно ли вообще ставить вопрос таким образом? Наверное, нет, ведь в каждый миг своего существования мы пребываем в удивительном пространстве, в котором эти миры пересекаются, дополняют и определяют друг друга. Как это происходит? А вот смотрите.

Все мы очень разные. То, что радует одного, оставляет равнодушным другого, то, от чего один взорвется, другой воспримет спокойно и т. д. На первый взгляд, все определяется особенностями личности, особенностями Я каждого из нас. Это так, да не совсем. Потому что есть еще чисто физиологические свойства нашего организма, данные нам природой, – особенности нервной системы, обмена веществ, физической конституции, которые задают нам наши реакции – их силу, продолжительность, последствия.

Скажем, два друга решили целый день заниматься ремонтом старенького мотоцикла. Один и через пять часов работы полон сил и энтузиазма и с осуждением смотрит на товарища, который уже двигается и вникает в технические подробности с видимым трудом. Первый в обиде: разве мне одному это нужно? Решили же вместе… Конечно.

Но есть такое свойство психики – утомляемость. И у одного она от природы низкая, а у другого, увы, высокая. Он так устроен. И лень здесь ни при чем.

Или другой пример: подруги поругались, был для этого повод. Незначительный, но все же. Одна вспылила и очень быстро успокоилась. Она уже готова говорить о другом. А вторая «завелась». По пятому разу она твердит одно и то же, никак не может успокоиться, забыть. Первая чувствует, как раздражение снова начинает накапливаться в ней, требуя быстрого и сильного выплеска эмоций. В чем дело? В воспитании? Во вредности второй подруги, неумении ее дружить? Скорее все гораздо проще. Разные типы нервной системы: гибкая и «застревающая».

Плюсы и минусы есть у каждой, речь сейчас не об этом. Речь о том, что свойства внутреннего мира, наши действия, оценки, желания, существенно зависят от тех качеств, которые дарованы природой нашему телу. Порой кажется: я веду себя так, как считаю нужным (Я! Лично я!). А на самом деле это природные свойства тела задают нам наши реакции. Внешний мир вмешивается во внутренний.

Но есть и обратная связь. Внутренний мир – наши желания, устремления, чувства – определяет, в каком внешнем мире мы будем жить. Нет, дело не в магии. Не в том, что свойства внешнего мира меняются в соответствии с нашими представлениями о нем.

Во-первых, человек будет стараться организовать окружающее пространство так, чтобы оно отвечало его устремлениям. Тот, кто очень любит общение и суету, быстрое течение жизни, не поедет жить в маленький поселок у края тайги. Тот, кому дороги покой и уединение, не выберет профессию журналиста. Питающий страсть к достатку в доме лучше сэкономит на билетах в театр, чем на красивой «финтифлюшке» для убранства комнаты. Стремящийся к духовному обогащению поступит наоборот.

Во-вторых, наш внутренний мир, состояние души влияет на то, как мы видим, воспринимаем внешний мир. Если для одних он юдоль земная и источник вечных проблем, то для других – расцвечен радостью, удивлением, жаждой познания.

Как вы думаете, пессимист и оптимист живут в одном мире или в разных?

Познание внутреннего мира

Мы уже говорили о том, что для постижения внешнего мира человек придумал множество способов. Прежде всего это наука. Биология и химия, физика и география занимаются познанием внешнего мира, разрабатывают основы тех технологий, с помощью которых человек изменяет его свойства (увы, часто поспешно и непродуманно). Но не только наука. Каждый из нас постигает окружающий мир, используя для этого замечательный инструмент – органы чувств.

Внутренний мир тоже доступен изучению. Но есть определенные трудности. Внутренний мир – штука тайная, особая. Он принадлежит только одному человеку. Каждый из нас – обладатель собственного уникального внутреннего мира. Поэтому естественным образом он открывается только своему обладателю, который при желании может поведать о нем другим, приоткрыть завесу своей тайны. Так поступают писатели, художники, композиторы, создавая свои творения, так поступают влюбленные, друзья и все те, кто чувствует близость своих душ, своих внутренних миров.

Итак, мы можем познавать свой внутренний мир, общаясь с самими собой. Мы можем постигать внутренний мир других людей (общаясь, читая книги, наслаждаясь музыкой или живописью) и благодаря этому раскрывать новые стороны своей собственной души. Но человеку разумному этого кажется мало. Ему нравится обобщать, выводить закономерности, постигать всеобщие законы. Поэтому были созданы особые науки, пытающиеся понять свойства внутреннего мира человека. Свойства, присущие большинству людей, и свойства редкие, почти уникальные. Среди этих наук особое место принадлежит психологии и философии. Философия пытается ответить на самые главные вопросы, волнующие человека и человечество: «Что есть человек?», «Каковы цели и смысл его существования?», «Каковы его роль и место в мире?».

Вопросы, на которые пытается ответить наука психология, чуть проще: «Как устроена психика человека?», «Какими психологическими свойствами человек наделен?», «Чем все люди похожи и чем они отличаются друг от друга?», «Как мы думаем, чувствуем, действуем?».

 

Самое главное в человеке – то, что нельзя потрогать руками, увидеть глазами, нельзя взвесить и измерить.

Александр Мень

Психологи проводят исследования, обобщают их данные, пытаются установить общие закономерности психологической жизни человека. Но все же научная психология – лишь один из путей познания собственного внутреннего мира, так же как естественные науки – лишь один из путей познания внешнего мира. Каждый человек – психолог своего собственного внутреннего мира. В постижении его свойств человеку могут помочь:

♦ психологические и философские науки;

♦ литература, искусство;

♦ открытое, доверительное общение с другими людьми;

♦ общение с самим собой, опыт собственной жизни.

Да, все эти знания, чужой и собственный опыт находятся в распоряжении того, кто решил открыть внутри себя целый мир, вторую Вселенную, скромно и коротко именуемую Я.

Какими источниками для познания собственной души сегодня пользуетесь вы?

Зачем познавать свой внутренний мир? Два образа жизни

А нужно ли вообще задумываться о своем внутреннем мире? Во-первых, многия знания – многия печали, как говаривал царь Соломон. А во-вторых, общеизвестна истина: самокопание до добра не доводит. Хорошо, коли там клад. А коли залежи, так сказать, естественных удобрений? И самому нюхать неприятно, а другим, которым сдуру открылся, – вообще тошно.

Психология – наука опасная и бесполезная. Опасная – по описанным только что причинам, а бесполезная – вот почему: узнать о себе человек может прекрасно и без нее. Ведь никто лучше самого человека его душу не знает. И не сумеет узнать, поскольку для постороннего она, как известно, потемки. Для нас – и только для нас! – открыты наши психические явления.

И не надо туда лезть со специальными научными методами и инструментами, всякими психологическими штангенциркулями и прочими тестами. Нам-то самим эти самые явления без труда видны, а другому никакие приспособления не помогут. Верно это или нет?

Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?

Козьма Прутков

Неверно. Потому что непосредственность восприятия многих переживаний и психических явлений иллюзорна. Первым это показал великий австрийский психолог Зигмунд Фрейд. Ошибка думать, что ты знаешь себя лучше, чем кто-либо другой. Разве ни с кем из нас не случалось, когда подлинные мотивы наших поступков другие люди объясняли гораздо точнее и правильнее, чем мы сами? Ведь наши внутренние защиты так заботливо выстраивают прочные заслоны от той информации, которая может разрушить старательно созданный нами и потому любимый образ себя. И в результате – «я сам обманываться рад». Так, может, и не надо трогать эти защиты?

Представляется, что ответ на этот вопрос можно найти внутри себя или в диалоге, общении с интересным, думающим собеседником. А в помощь вам предлагается следующее рассуждение.

Человек рождается, живет и умирает. Так устроен внешний мир. Человек обладает психикой, сознанием и свободой воли. Человек так устроен. Познаем ли мы законы жизни и собственного устройства или нет – от этого ничего не меняется. В том смысле, что внешний мир остается таким, какой он есть, и внутренний мир дан каждому из нас.

Но есть два способа жизни, которые возможны при таком мироустройстве. И нам дано право выбирать один из них.

Представим океан. Все его обитатели могут быть разделены на две неравные группы. Первые – это те, кто всю жизнь проводит в подводных глубинах. Они добывают пищу, спасаются от врагов, охотятся за более слабыми и… представления не имеют, что есть и абсолютно другой мир, другое – воздушное – пространство. Им оно недоступно, а подавляющему большинству – попросту неинтересно.

Но есть особая группа океанских жителей – летающие рыбы. Кто наградил их крыльями – Бог, судьба, собственное любопытство, – трудно сказать. Однако благодаря крыльям они могут выходить – пусть ненадолго! – в иное пространство. Иногда они вылетают из толщи воды и парят над поверхностью. Они видят, что происходящее в глубинах – это лишь часть огромного мира. Они получают уникальную возможность осмыслить то, что они делали под водой, посмотреть на свою жизнь со стороны, из другого пространства. Конечно, они вновь нырнут в воду и погрузятся в привычную суматоху. Но они умеют останавливаться. Они способны к рефлексии.

Первый способ жизни – это жизнь внутри обстоятельств. «Так сложилась жизнь», «такое нынче время», «как все, так и я»… Человек полностью погружается в текущие события. Ему некогда и незачем отслеживать их ход, он не верит в то, что может серьезно повлиять на них. Утро, день, вечер… Радость, обида, разочарование, успокоение… Поел, попил, поучился, погулял, а завтра будет завтра. Все понятно. Жизнь течет, человек растет, изменяется, стареет. Ему ни к чему задумываться о том, почему именно так развивается его жизнь. Так получается, так складывается. Человек растворяется в природе, добывании хлеба насущного, в отношениях с другими людьми. Такая жизнь вполне может приносить умиротворение и чувство наполненности. И такой образ жизни явно не предполагает серьезного интереса к своему Я.

Другой способ жизни – жизнь над обстоятельствами. Этот способ предполагает совсем другие отношения с миром и с самим собой. Осознание своих целей и желаний, затем – анализ своих реальных возможностей и условий жизни, затем – свободный выбор и принятие на себя ответственности за все последствия выбора, то есть пристальный интерес к самому себе, постоянное соотнесение своих планов с жизненными планами других людей. Жизнь теряет плавность, в ней появляются взлеты и падения, временные остановки (для осмысления сделанного) и периоды бурного развития. Человек ощущает себя ответственным за то, как и чем он живет. Такая жизнь может приносить радость, чувство осмысленности бытия. И она основана на глубоком знании себя, своего внутреннего мира.

Так надо ли постигать свой внутренний мир и почему?

Устройство внутреннего мира

Об этом – все последующие тематические блоки этой главы, все упражнения, разговоры и споры на уроках психологии. Как устроен внутренний мир? Сложно, красиво, удивительно тонко и гармонично. А как именно устроен внутренний мир – человека вообще и наш, личный, собственный?

Некоторые общие представления о том, как устроен внутренний мир человека, разработаны в философских и психологических теориях разных авторов. На их основе мы и построили эту книгу. Но главная ее задача не в том, чтобы рассказать вам об устройстве внутреннего мира абстрактного homo sapience. Ее задача – помочь вам раскрыть свой собственный внутренний мир, узнать о его свойствах, научиться с ним разговаривать. А наука психология, одноклассники и близкие люди, произведения искусства и ваш опыт исследования этого мира будут в этом помогать.

Пока человек существует, он будет себя открывать.

Евгений Богат

В чем может состоять их помощь? Ведь мы несколько раз повторили, что открытие внутреннего мира, его уникальных свойств – это личная работа каждого. Только я могу до конца понять свое Я. Но опыт других людей поможет увидеть разнообразие внутренних миров, найти их созвучие и различия. Науки о человеке дадут знание о тех общих закономерностях, на которых построен внутренний мир каждого. Произведения искусства дадут возможность ощутить всю глубину внутреннего мира через сильные, настоящие переживания. Но только работа собственной души позволит каждому из нас заговорить на общем языке с личным Я.

Каждый ли способен к познанию своего внутреннего мира? Всем ли это нужно?

Социальная психологияРомантические отношения | Разум-общество: от мозга к социальным наукам и профессиям

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Mind-Society: From Brains to Social Sciences and ProssionsCognitive PsychologyOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Mind-Society: From Brains to Social Sciences and ProssionsCognitive PsychologyOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Фейсбук
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • Электронная почта

Укажите

Тагард, Пол, «Социальная психология: романтические отношения», Mind-Society: From Brains to Social Sciences and Professions (

New York , 2019; онлайн-издание, Oxford Academic, 21 марта 2019 г. ), https://doi .org/10.1093/oso/9780190678722.003.0004, по состоянию на 30 июня 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Mind-Society: From Brains to Social Sciences and ProssionsCognitive PsychologyOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Mind-Society: From Brains to Social Sciences and ProssionsCognitive PsychologyOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

Теория романтических отношений должна объяснять, почему и как они развиваются, почему они успешны и почему терпят неудачу. Психические механизмы индивидуального мышления и социальные механизмы вербальной и невербальной коммуникации дают начало ответам на эти вопросы. Теория семантических указателей эмоций объясняет центральные эмоции, такие как любовь, доверие и приверженность. Он предлагает способ понимания взаимодействия между людьми как передачи и выявления эмоций посредством вербального и невербального общения. Формирование межличностных взаимодействий с помощью бессознательных правил хорошо согласуется с аккомодацией семантических указателей полимодальных правил, использующих невербальные восприятия и эмоции. Многие из правил, которые помогают создавать и поддерживать отношения, касаются доверия, нейронного процесса, который связывает представления о себе, других и ситуации с положительным эмоциональным результатом оценки и физиологии.

Ключевые слова: обязательство, общение, любовь, невербальное общение, отношения, романтика, правила, доверие

Предмет

Когнитивная психология

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов учреждения

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Важность позитивных отношений на рабочем месте

Рабочее место сохраняет центральную роль в жизни многих людей.

Поскольку многие люди проводят на работе больше времени, чем на любой другой повседневной деятельности, крайне важно, чтобы сотрудники любой организации чувствовали связь и поддержку со стороны коллег, подчиненных и руководителей.

Психосоциальные опасности, связанные с культурой внутри организации, такие как плохие межличностные отношения и отсутствие политики и практики, касающихся уважения к работникам, в значительной степени способствуют стрессу на рабочем месте (Stoewen, 2016).

В то время как длительное воздействие этих психосоциальных опасностей связано с усилением психиатрических и физиологических проблем со здоровьем, позитивные социальные отношения между сотрудниками являются способом выполнения работы.

Будут ли организации и их сотрудники барахтаться или процветать, во многом зависит от качества социальных отношений в них.

В этой статье мы рассмотрим научное обоснование позитивных отношений на работе и важность позитивного социального взаимодействия, а также обсудим некоторые способы внедрения и поощрения позитивного взаимодействия сотрудников на рабочем месте.

Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших коуч-упражнения по работе и карьере. Эти подробные, научно обоснованные упражнения помогут вам или вашим клиентам определить возможности для профессионального роста и построить более значимую карьеру.

Эта статья содержит:

  • Наука о позитивных отношениях на работе
  • Каковы преимущества социального взаимодействия на работе?
  • Почему позитивное взаимодействие на рабочем месте так важно?
  • Как способствовать взаимодействию сотрудников на рабочем месте
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Наука о позитивных отношениях на работе

Психологи уже давно определили желание чувствовать связь с другими как основную потребность человека, а межличностные отношения оказывают значительное влияние на наше психическое здоровье, поведение в отношении здоровья, физическое здоровье и риск смерти ( Умберсон и Монтес, 2010). Наши физиологические системы очень чувствительны к положительным социальным взаимодействиям.

Гейбл и Госнелл (2011) предположили, что люди наделены отдельными рефлексивными сетями мозга для социального мышления. Близкие отношения связаны со здоровьем, поскольку они создают определенные биологические системы, которые могут защитить от неблагоприятных последствий стресса. Их исследование показало, что в ответ на социальный контакт мозг вырабатывает окситоцин, мощный гормон, связанный с надежностью и мотивацией помогать другим на рабочем месте.

Данбар и Данбар (1998) предположили, что когда люди испытывают социальную боль на рабочем месте из-за чувства изоляции, например, область мозга, которая активируется, такая же, как если бы они испытывали физическую боль.

И наоборот, когда отношения на рабочем месте характеризуются сотрудничеством, доверием и справедливостью, активируется центр вознаграждения в мозгу, который поощряет будущие взаимодействия, которые способствуют доверию, уважению и уверенности сотрудников, когда сотрудники верят друг в друга только лучше и вдохновлять друг друга в своих выступлениях (Geue, 2017).

Позитивные социальные взаимодействия на работе напрямую влияют на физиологические процессы в организме. Согласно Heaphy and Dutton (2008), позитивное социальное взаимодействие способствует повышению физиологической изобретательности, укрепляя сердечно-сосудистую, иммунную и нейроэндокринную системы за счет немедленного и стойкого снижения реактивности сердечно-сосудистой системы, усиления иммунных реакций и более здорового гормонального фона.

Проще говоря, когда сотрудники вступают в позитивные отношения, способность организма строить, поддерживать и восстанавливать себя улучшается как на рабочем месте, так и вне его.

Каковы преимущества социального взаимодействия на работе?

1. Вовлеченность сотрудников

Социальные взаимодействия играют важную роль в благополучии, что, в свою очередь, положительно влияет на вовлеченность сотрудников.

Организации с более высоким уровнем вовлеченности сотрудников указали на более низкие бизнес-затраты, более высокие результаты деятельности, более низкую текучесть кадров и невыходы на работу, а также меньшее количество инцидентов, связанных с безопасностью (Gallup, 2015).

2. Совместное использование знаний

Социальное взаимодействие может привести к распространению знаний и производительности от обученных к необученным работникам в условиях совместной работы в команде или между старшими и младшими работниками, особенно в низкоквалифицированных задачах и профессиях (Cornelissen, 2016).

Например, Мас и Моретти (Mas and Moretti, 2009) обнаружили, что производительность повышается, когда сотрудникам назначают работать вместе с более быстрыми и знающими коллегами.

3. Удовлетворенность сотрудников

Сотрудники, которые удовлетворены общим качеством своих отношений на рабочем месте, скорее всего, будут более привязаны к организации.

Лидеры, которые поощряют неформальные взаимодействия, такие как общественные собрания в нерабочее время, могут способствовать развитию более позитивных отношений и значительно влиять на удовлетворенность сотрудников и повышать ее (Sias, 2005).

4. Снижение риска для здоровья

Отсутствие социального взаимодействия на рабочем месте может иметь потенциально негативные последствия в отношении социальной поддержки.

Несколько исследований показали, что чувство изоляции, возникающее из-за отсутствия социальной поддержки, связано с массой негативных последствий для здоровья, включая более высокий риск сердечно-сосудистых заболеваний, ослабленный иммунитет, повышенный риск депрессии и сокращение продолжительности жизни (Holt -Lunstad et al., 2015; Cacioppo, Hawkley, Norman, & Berntson, 2011; Mushtaq, Shoib, Shah, & Mushtaq, 2014).

5. Инновации

Прочные внутригрупповые связи с коллегами (характеризующиеся частыми социальными взаимодействиями) открывают возможности для инновационного мышления.

Согласно Wang, Fang, Qureshi и Janssen (2015), прочные связи, возникающие в результате социальных взаимодействий, помогают новаторам в поиске вдохновения, спонсорства и поддержки на рабочем месте.

6. Связь

Социальные взаимодействия на рабочем месте помогают убедиться, что все в группе находятся на одной волне. По словам Сиаса, Крона и Джаблина (2002), отношения со сверстниками (также называемые отношениями эквивалентного статуса) представляют собой наиболее распространенный тип взаимодействия сотрудников.

Эти отношения со сверстниками существуют между коллегами, не имеющими формальной власти друг над другом, и служат важным источником информационной и эмоциональной поддержки сотрудников. Коллеги, которые обладают знаниями и пониманием своего конкретного опыта работы, получают возможность чувствовать себя связанными и вовлеченными благодаря обмену информацией посредством регулярных социальных взаимодействий.

7. Позитивные чувства

Было обнаружено, что социальное взаимодействие на рабочем месте повышает самооценку положительных эмоций в конце рабочего дня (Nolan & Küpers, 2009).).

8. Доверие

Повторяющиеся позитивные социальные взаимодействия способствуют большему обмену опытом и постепенному развитию более доверительных отношений (Oh, Chung, & Labianca, 2004). Когда между членами команды существует доверие, они с большей вероятностью будут вести себя позитивно и сообща, что, в свою очередь, расширяет доступ сотрудников к ценным ресурсам.

9.
Альтруизм

Сотрудники, которые участвуют в позитивном социальном взаимодействии, также склонны проявлять более альтруистическое поведение, предоставляя коллегам помощь, руководство, советы и отзывы по различным вопросам, связанным с работой (Hamilton, 2007).

10. Эффективность команды

Информация, собранная посредством социального взаимодействия, может помочь команде коллективно улучшить свою работу и точность своих оценок (Jayles et al., 2017).

11. Улучшение мотивации

Социальное взаимодействие и позитивные отношения важны для различных результатов, связанных с отношением, благополучием и производительностью. Басфорд и Офферманн (2012) обнаружили, что сотрудники как с низким, так и с высоким статусом сообщали о более высоком уровне мотивации, когда межличностные отношения с коллегами были хорошими.

Почему позитивное взаимодействие на рабочем месте так важно?

Как и любые межличностные отношения, те, которые формируются на рабочем месте, отражают меняющийся и динамичный спектр качества.

В лучшем случае взаимодействие может быть источником обогащения и жизненных сил, которые помогают и поощряют отдельных лиц, группы и организации в целом к ​​процветанию и процветанию.

И наоборот, негативное взаимодействие на рабочем месте потенциально может стать источником психологического стресса, истощения и дисфункции.

Позитивные социальные взаимодействия часто называют аппетитом. Они характеризуются стремлением к вознаграждению и желательным результатам, в то время как негативные вызывают отвращение и обычно характеризуются нежелательными и карающими результатами (Reis & Gable, 2003).

Было показано, что позитивное взаимодействие на рабочем месте повышает удовлетворенность работой и положительно влияет на текучесть кадров, поскольку сотрудники, пользующиеся поддержкой коллег, с большей вероятностью останутся в организации на длительный срок (Hodson, 2004; Moynihan & Pandey, 2008).

Кроме того, позитивное взаимодействие между поддерживающими коллегами, которые помогают и разъясняют задачи, может улучшить понимание человеком своей роли, тем самым уменьшая неопределенность роли и рабочую нагрузку, что, согласно Чиабуру и Харрисон (2008), может в конечном итоге повысить удовлетворенность работой и организационные обязательство.

Позитивное взаимодействие на рабочем месте характеризуется доверием, взаимным уважением и активной вовлеченностью. Согласно Росалесу (2016), взаимодействие, охарактеризованное таким образом, может улучшить осведомленность сотрудников о других, способствовать развитию положительных эмоций, таких как сочувствие и сострадание, и повысить вероятность доверительного и уважительного взаимодействия между людьми.

Напротив, негативные связи между двумя людьми на работе характеризуются враждебностью, исключением или избеганием, что может вызвать стресс и неудовлетворенность работой (Rosales, 2016).

Неудивительно, что это может оказать пагубное влияние на эмоциональное состояние сотрудника; социальные отношения на работе, которые отличаются неуважением, недоверием и отсутствием взаимности, являются независимыми предикторами диагностированной с медицинской точки зрения депрессии (Oksanen, Kouvonen, Vahtera, Virtanen, & Kivimäki, 2010).

Служащие, как правило, вовлечены во многие диадические отношения на рабочем месте, причем люди обычно имеют как отрицательные, так и положительные связи. Однако, когда у людей больше негативных ассоциаций с коллегами, чем позитивных, они могут испытывать негативное настроение, эмоции и другие неблагоприятные последствия, такие как социальный остракизм (Venkataramani & Dalal, 2007).

Mastroianni and Storberg-Walker (2014) указали, что благополучие улучшается благодаря рабочему взаимодействию, когда это взаимодействие носит доверительный, совместный и позитивный характер и когда сотрудники чувствуют, что их ценят и уважают. Было обнаружено, что взаимодействия, лишенные этих характеристик, ухудшают самочувствие и негативно влияют на режим сна и питания, общение, физические упражнения, личные отношения, карьеру и энергию.

Учитывая то количество времени, которое мы проводим на работе, крайне важно, чтобы сотрудники чувствовали связь и поддержку через позитивные социальные отношения. Seligman (2011) отметил, что счастье не может быть достигнуто без социальных отношений, и хотя социальные отношения не гарантируют счастья, без них счастье не часто бывает (Diener & Seligman, 2002).

Такие связи и взаимодействия придают энергию отдельным людям и организации, в которой они работают, в то время как негативные отношения могут истощать энергию и приводить к личным и корпоративным затруднениям (Ragins & Dutton, 2007).

Как стимулировать взаимодействие сотрудников на рабочем месте

Принимая во внимание организационные и личные преимущества позитивных отношений на рабочем месте, создание возможностей и поощрение позитивного социального взаимодействия должно быть первостепенной задачей для руководителей групп и менеджеров.

Согласно отчету «Удовлетворенность работой сотрудников и отчету сотрудников » Общества управления человеческими ресурсами за 2016 год, отношения с коллегами были главным фактором вовлеченности сотрудников, при этом 77% респондентов назвали связи на рабочем месте приоритетом.

Поэтому крайне важно, чтобы лидеры и менеджеры определяли пути развития позитивных отношений на рабочем месте. При этом организации могут лучше принять более ориентированный на отношения взгляд, в котором поощрение позитивного взаимодействия сотрудников становится самоцелью. Согласно Geue (2017), «повышение уровня взаимодействия» является критическим требованием для создания позитивной рабочей среды.

В целом максимальное повышение уровня вовлеченности можно свести к двум ключевым понятиям: устранение барьеров, ограничивающих социальное взаимодействие на рабочем месте, и создание возможностей для взаимодействия сотрудников друг с другом. Эти результаты могут быть достигнуты несколькими способами, и хотя не все подходы подходят для всех типов организаций, концепции остаются верными.

Способствуйте общению лицом к лицу

С появлением цифровой связи мы теперь всего в нескольких кликах от контакта практически с любым человеком в любой точке мира. В то время как Интернет упростил общение в непревзойденном масштабе, многое можно сказать о традиционном личном общении. Электронное письмо может быть проще, но мы теряем нюансы невербальных сигналов и тона.

Для традиционных рабочих мест рассмотрите планировку общих рабочих сред. Планировка офиса способствует взаимодействию сотрудников? Учитывая стереотипную офисную среду «бычьего загона», буквальное устранение барьеров между сотрудниками может открыть двери для возможностей социального взаимодействия.

Включить удаленных сотрудников

А как насчет сотрудников, работающих удаленно? Ожидается, что в ближайшие годы тенденция к удаленной работе сохранится, и все больше сотрудников будут работать из дома (или иным образом удаленно), что создаст новые проблемы для организации, ориентированной на отношения.

В то время как организации стремились воспользоваться преимуществами доступа к более широкому кадровому резерву и сокращения офисных расходов, удаленные работники создают проблемы для рабочего места, ориентированного на отношения.

Там, где личное взаимодействие невозможно, общение лицом к лицу можно облегчить с помощью социальных технологий. Регулярное использование программного обеспечения для видеоконференций может способствовать развитию позитивных социальных отношений между удаленными работниками.

Планирование совместных мероприятий

Уделение времени целенаправленной пропаганде позитивных социальных взаимодействий на рабочем месте может стать мощным средством обеспечения того, чтобы подход, ориентированный на отношения, не отошел на второй план из-за давления со стороны организации.

Выделите время для общения сотрудников; сосредоточиться на интересах и опыте вне работы, чтобы привлечь внимание к общим интересам, чтобы сотрудники могли обнаружить общие черты и родство.

Эффективно разрешать конфликты

Как работники, так и работодатели нуждаются в конструктивных отношениях с другими людьми на рабочем месте, однако этим потребностям могут препятствовать контрпродуктивные и деструктивные методы работы на рабочем месте (Bolden & Gosling, 2006).

Руководители организаций должны попытаться свести к минимуму негативное взаимодействие между сотрудниками, активно выступая посредниками и разрешая разногласия и создавая культуру открытого общения, которая способствует доверию и построению отношений.

Подавать пример

Создание физической среды, способствующей позитивному социальному взаимодействию между сотрудниками, является важным первым шагом, но для развития отношений хороший руководитель группы, руководитель или менеджер должен следовать тому, что проповедует.

Установив последовательные модели поведения, которые иллюстрируют желаемую культуру, вы можете создать эмоциональную атмосферу инклюзивности и позитивности.

Модель PERMA, отца-основателя позитивной психологии Мартина Селигмана (2011), выделяет пять важнейших элементов психического благополучия, которые бизнес-лидеры могут принять для продвижения позитивной культуры, поощряющей принадлежность.

Пять элементов модели PERMA:

  1. Положительные эмоции
  2. Помолвка
  3. Положительные отношения
  4. Значение
  5. Достижение/достижение

Здесь вы узнаете, как применить модель PERMA на практике.

Сообщение на вынос

Рабочее место — одна из немногих сред, где людей «вынуждают» вступать в отношения. По самой своей природе среда на рабочем месте состоит из смеси различных групп людей, многие из которых были бы очень мало заинтересованы в свободных встречах или общении за пределами рабочего места. Хотя самым большим активом компании являются ее сотрудники, эти сотрудники не всегда работают слаженно.

Однако существуют действия, которые может предпринять любое лицо или организация для поощрения взаимодействия сотрудников и развития инклюзивной культуры на рабочем месте. Поощряя позитивные социальные взаимодействия, отношения на рабочем месте могут стать источником индивидуального и коллективного роста, обучения и процветания.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно загрузить три наших упражнения коучинга по работе и карьере.

  • Басфорд, Т. Е., и Офферманн, Л. Р. (2012). Помимо лидерства: влияние отношений с коллегами на мотивацию и намерение сотрудников остаться. Журнал управления и организации , 8 , 807–817.
  • Болден, Р., и Гослинг, Дж. (2006). Лидерские компетенции. Лидерство, 2 , 147–163.
  • Качиоппо, Дж. Т., Хоукли, Л. К., Норман, Г. Дж., и Бернтсон, Г. Г. (2011). Социальная изоляция. Анналы Нью-Йоркской академии наук , 1231 (1), 17–22.
  • Чиабуру, Д. , и Харрисон, Д. А. (2008). Сверстники делают место? Концептуальный синтез и метаанализ латеральных социальных влияний на восприятие, отношение, OCB и производительность. Журнал прикладной психологии , 93 , 1082–1103.
  • Корнелиссен, Т. (2016). Приводят ли социальные взаимодействия на рабочем месте к распространению производительности среди коллег? ИЗА «Мир труда» , 314 , 1–10.
  • Динер, Э., и Селигман, М.Э. (2002). Очень счастливые люди. Психологические науки , 13 , 81–84.
  • Данбар, Р., и Данбар, Р.И.М. (1998). Стрижка, сплетни и эволюция языка . Издательство Гарвардского университета.
  • Гейбл, С.Л., и Госнелл, К.Л. (2011). Положительная сторона близких отношений. В К. М. Шелдон, Т. Б., Кашдан и М. Ф. Стегер (ред.), Разработка позитивной психологии: подведение итогов и продвижение вперед, (стр. 265–279). Издательство Оксфордского университета.
  • Гэллап. (2015). Состояние мировой рабочей силы [Отчет]. Получено с https://www.gallup.com/workplace/238079/state-global-workplace-2017.aspx
  • .
  • Geue, PE, (2017). Положительные практики на рабочем месте: влияние на командный климат, вовлеченность в работу и выполнение задач. Путешествие к новым лидерам , 10 , 70–99.
  • Гамильтон, EA (2007). Крепкая дружба: изучение функций и результатов дружбы на рабочем месте среди сотрудников юридической фирмы (неопубликованная докторская диссертация). Бостонский колледж, Бостон, Массачусетс.
  • Хифи, Э. Д., и Даттон, Дж. Э. (2008). Позитивные социальные взаимодействия и человеческое тело на работе: связывание организаций и физиологии. Academy of Management Review, 33 , 137–162.
  • Ходсон, Р. (2004). Трудовая жизнь и социальная реализация: социальная принадлежность на работе отражает кнут или пряник? Ежеквартальный журнал социальных наук , 85 , 221–239.
  • Холт-Лунстад, Дж., Смит, Т.Б., Бейкер, М., Харрис, Т., и Стивенсон, Д. (2015). Одиночество и социальная изоляция как факторы риска смертности: метааналитический обзор. Перспективы психологических наук 10 (2), 227–237.
  • Джейлс, Б., Ким, Х-Р., Эскобедо, Р., Сезера, С., Бланше, А., Камеда, Т., … Тераулаз, Г. (2017). Как социальная информация может повысить точность оценки в группах людей. Труды Национальной академии наук , 114 , 12620–12625.
  • Мас, А., и Моретти, Э. (2009). Коллеги на работе. American Economic Review , 99 , 112−145.
  • Мастроянни, К., и Сторберг-Уокер, Дж. (2014). Имеют ли значение рабочие отношения? Характеристики взаимодействия на рабочем месте, которые улучшают или ухудшают представление сотрудников о благополучии и поведении в отношении здоровья. Психология здоровья и поведенческая медицина, 2, 798–819.
  • Мойнихан, Д. П., и Пандей, С. К. (2008). Связи, которые связывают: социальные сети, соответствие ценности человека и организации и намерение оборота. Журнал исследований и теории государственного управления , 18 , 205–227.
  • Муштак Р., Шойб С., Шах Т. и Муштак С. (2014). Связь между одиночеством, психическими расстройствами и физическим здоровьем? Обзор психологических аспектов одиночества. Журнал клинических и диагностических исследований , 8 (9), WE01–04.
  • Нолан, Т. и Кюперс, В. (2009). Организационный климат, организационная культура и отношения на рабочем месте. В Р. Л. Моррисон и С. Л. Райт (ред.), Друзья и враги в организациях (стр. 57–77). Пэлгрейв Макмиллан.
  • О, Х., Чанг, М.-Х., и Лабианка, Г. (2004), Групповой социальный капитал и групповая эффективность: роль неформальных социальных связей. Academy of Management Journal, 47 , 860–875.
  • Оксанен Т., Коувонен А., Вахтера Дж., Виртанен М. и Кивимяки М. (2010). Проспективное исследование социального капитала на рабочем месте и депрессии: одинаково ли важны вертикальный и горизонтальный компоненты? Journal of Epidemiology and Community Health , 64 (8), 684–689
  • Рагинс, Б. Р., и Даттон, Дж. Э. (2007). Позитивные отношения на работе: введение и приглашение. В J. E. Dutton & B. R. Ragins (Eds.), Исследование позитивных отношений на работе: построение теоретической и исследовательской базы (стр. 29–45). Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс.
  • Рейс, Х.Т., и Гейбл, С.Л. (2003). К позитивной психологии отношений. В CL Keyes & J. Haidt (Eds.), Процветание: позитивный человек и хорошая жизнь (стр. 129–159). Американская психологическая ассоциация.
  • Росалес, Р. М. (2016). Активизация социальных взаимодействий на работе: исследование отношений, которые способствуют процветанию сотрудников и организации. Открытый журнал социальных наук , 4 , 29–33.
  • Селигман, М. (2011). Процветание: дальновидное новое понимание счастья и благополучия. Свободная пресса.
  • Сиас, П. (2005). Качество взаимоотношений на рабочем месте и информационный опыт сотрудников. Коммуникационные исследования, 56 , 375–395.
  • Сиас, П.М., Кроун, К.Дж., и Джаблин, Ф.М. (2002). Взгляд экологических систем на отношения на рабочем месте. В ML Knapp & J. Daly (Eds.), Справочник по межличностному общению (3-е изд.) (стр. 615–642). Мудрец.
  • Общество управления человеческими ресурсами. (2016, 18 апреля). 2016 г. Удовлетворенность работой и вовлеченность сотрудников: оживление меняющейся рабочей силы. Получено с https://www.shrm.org/hr-today/trends-and-forecasting/research-and-surveys/pages/job-satisfaction-and-engagement-report-revitalizing-changing-workforce.aspx
  • Стоуэн Д.Л. (2016). Оздоровление на работе: Создание здоровых рабочих мест. Канадский ветеринарный журнал, 57, 1188–1190.
  • Умберсон, Д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *