Психология позитивного мышления: Формирование позитивного мышления у детей и взрослых

Формирование позитивного мышления у детей и взрослых

Многим знаком стишок: «Кто не мыслит позитивно, тому в жизни жить противно. Не приходит счастье в дом… там, где ноют день за днем». Автор неизвестен, но замечание его вполне справедливо. Так что же такое позитивное мышление и как научиться мыслить позитивно?

Позитивное мышление – это способность видеть положительные стороны в сложных и даже негативных ситуациях. Оно позволяет человеку быть независимым от обстоятельств, научиться управлять своим поведением и образом мыслей. Позитивное мышление связано с решением внутренних проблем, умением человека контролировать свои эмоции, мысли, действия. Оно является важным фактором психологического и физического здоровья.

Различные исследователи, характеризуя позитивное мышление, употребляют следующие близкие по содержанию термины: гармоничное, саногенное, рациональное, оздоравливающее т.д.

По мнению Ю.М. Орлова, доктора психологических наук, профессора педагогики, психологии, философии,  позитивное мышление – особый вид мышления, обладающий рядом специфических признаков.

Такими признаками являются: позитивное восприятие себя и окружающих, положительная Я-концепция, направленность на конструктивное решение проблем, высокий уровень эмоциональной грамотности и эмоциональной саморегуляции, а также наличие позитивных жизненных перспектив.

Проблема развития позитивной направленности мыслительной деятельности школьников для нашей страны на сегодняшний день является актуальной и малоразработанной.

Младшие школьники

Результаты исследований у учащихся уровня развития позитивного мышления показал, что у большинства младших школьников невысокий уровень развития позитивного мышления, при этом в большинстве исследований наблюдается отрицательная динамика его проявления от первого класса к четвертому. Исследования проводились в школах Санкт-Петербурга, Пскова, Ярославля, Барнаула.

Полученные результаты подтверждают необходимость специальной работы по развитию и укреплению позитивного мышления у учащихся. В силу возрастных особенностей младший школьный возраст наиболее благоприятен для этого.

Ученики 1-4 классов доверчивы, эмоциональны, пластичны. Кроме всего, младшие школьники уже достаточно подготовлены к  формированию позитивного мышления и соответствующего ему поведения.  Этому способствуют следующие умения ребенка: повышение с каждым годом уровня саморегуляции поведения, повышение уровня речевого развития, становление словесно-логического мышления, умение  соотносить воспринимаемую информацию с тем, что должно быть.

Формировать позитивное мышление, по мнению Орлова  Ю.М., важно успевать  начинать тогда, когда ребенок осознает свои эмоции, когда ментальный механизм, вырабатывающий ту или иную эмоциональную реакцию, еще не стал автоматизмом, т.е в возрасте 9-10 лет. Поэтому уже в начальной школе важно показать ребенку, что смысл одного и того же события меняется в зависимости от вида мышления – позитивного или негативного.

У  младших школьников для развития позитивного мышления можно использовать игры, упражнения, содействующие развитию эмоциональной грамотности, эмоциональной саморегуляции. Посредством ролевых игр, проигрывания этюдов, анализа конкретных ситуаций необходимо развивать способность конструктивно решать проблемы, формировать у учащихся навыки эффективного жизненного планирования.

Подростки

В жизни подростков позитивное мышление выполняет очень важные функции и является залогом нервно-психического здоровья. Оно не только укрепляет психическое и физическое здоровье, способствуя дальнейшему развитию личности;  оно предполагает использование адекватных способов реагирования и поведения, что позволяет подростку адаптироваться в современном динамичном мире. Так же позитивное мышление участвует в формировании активной жизненной позиции личности, не позволяя ей подвергаться влиянию неблагоприятных жизненных обстоятельств и негативных эмоций.

 Подростковый период характеризуется проявлением талантов, поиска самого себя, своего внутреннего “Я” и формированием у каждого собственных представлений об окружающем мире, свободой выбора формы образования, самостоятельностью.

Для подросткового возраста характерно направленность поиска на собственную личность, самоисследование и самоанализ, на развитие самопознания и сознания.  В связи с этим  формой работы с подростками являются различные занятия (классные часы, уроки психологии, социально-психологические тренинги, круглые столы, ролевые игры), направленные на  развитие самосознания, как внутреннее освоенного опыта социальных отношений, позволяющего глубже понять других и себя.

 Развивать позитивное мышление у подростков можно посредством анализа фильмов, художественных произведений, игр, релаксационных упражнений.  Большое значение в формировании позитивного мышления подростка играет пример авторитетного человека. Этот факт говорит о необходимости развития позитивного мышления у родителей и учителей.

Врослые

«Человек всегда получает от жизни то, что ожидает.

Или получает подтверждение своих опасений»

Человек с позитивным мышлением – это не слепой оптимист. А скорее уверенный в себе реалист. Потому что ожидание позитивных событий в своей жизни приводит к их исполнению, не только благодаря силе мыслей человека, а его действиям, силе духа. Здесь очень важно не путать позитивное мышление с бездумным ожиданием подарков судьбы.

Если  Вы твердо решили преобразовать собственную жизнь с помощью позитивного мышления, вот несколько практических рекомендаций как начать делать это.

  1. В течение 7 дней постарайтесь мыслить только в позитивном ключе. Что бы с Вами не происходило, вы все равно старайтесь увидеть положительное.
  2. Быстро отсекайте все негативные мысли. Не позволяйте негативным мыслям захватить вас более чем на 30 сек. Скажите себе – да, это случилось, и на этом остановитесь. Затем переходите к рассмотрению ситуации с более рациональной позиции – что можно предпринять и как сделать это наилучшим образом.
  3. Ограничьте общение с неприятными людьми.
  4. Старайтесь общаться больше с людьми позитивного настроя и склада ума. Учитесь у них, как они справляются с ежедневными заботами, проблемами.
  5. Научитесь проигрывать разные варианты поведения.
  6. Разрушайте стереотипы.
  7. Признайте и примите ограничения.
  8. Планируйте заранее и ставьте реальные достижимые цели.
  9. Правильно и активно отдыхайте.
  10. Научитесь методам релаксации

В статье использованы результаты исследований С.В. Колесовой, к.п.н., доцента кафедры теории и методики начального образования Алтайского государственного университета.

Педагог-психолог ГБУДО ЦППМСП Колпинского района СПб

Буракова Людмила Владимировна

7 упражнений для развития позитивного мышления

Позитивное мышление – это дорога к свободе, к новому уровню жизни, к успеху и личностному росту. Каждый человек может стать успешным творцом своего будущего. Ведь наше будущее- это только мысленный образ, идея, которая пока не имеет реализации и формы в материальном мире. Каждый человек изначально обладает всем необходимым, чтобы быть счастливым, любимым и успешным.

Наше будущее – это результат нашего мышления сегодня. Поэтому практика позитивного мышления – это тот самый инструмент формирования реальности, который способен изменить нашу жизнь к лучшему.

Почему позитивное отношение к жизни так важно?

Позитивное мышление вызывает позитивные чувства и эмоции:
•    счастье, радость, удовлетворенность собой, умиротворение, в то в время как негативное мышление вызывает в основном, негативные эмоции: страх гнев, ревность, разочарование, уныние;
•    положительные эмоции влияют не только на психологическое здоровье, они укрепляют иммунитет, повышая устойчивость к болезням;
•    практикуя упражнения позитивного мышления, вы сможете избавиться от ряда заболеваний, вызванных негативными установками и переживаниями;
•    оптимизм заразителен – вы сумеете легче привлекать в свою жизнь нужных и более позитивно настроенных людей, что приблизит вас к достижению целей;

•    позитивный настрой повышает вашу энергетику и приближает к осуществлению ваших желаний, в том время как негативное мышление запускает противоположные процессы.

Позитивное мышление: самые эффективные упражнения

Тут важно понимать, что негативные мысли – это наш выбор, наша вредная привычка, которую можно заменить на полезную. Упражнения на формирование позитивного мышления действуют по тому же принципу, что и физические упражнения. Для того чтобы быть в хорошей физической форме – важны регулярные, желательно ежедневные тренировки. Точно также обстоят дела и мышлением.

Позитивное мышление – результат ежедневной работы над собой. По разным данным на формирование новой привычки нашему мозгу требуется от 21 до 60 дней. Практикуя упражнения, направленные на формирование позитивного мироощущения ежедневно в течение не менее месяца, позитивный настрой станет для вас привычкой.

1. Избавляемся от негативных слов

Проследите за своим и мыслями и высказываниями. Если вы часто повторяете вслух, или про себя фразы: «…я не сомневаюсь», «…у меня не получиться», «мне не везет» – это явный признак преобладания негативных установок. Старайтесь менять каждое негативное утверждение на позитивное.

2. Будьте благодарны!

Это, пожалуй, одно из самых мощных и эффективных упражнений.  Благодарность обладает коло сальной силой. Благодарите абсолютно за все что, есть в вашей жизни, даже за трудности и разочарования, ведь они делают вас сильнее, обогащают ваш жизненный опыт. Посмотрите на свою жизнь с точки зрения того, что у вас уже есть, а не с точки зрения того, что чего не хватает. Ежедневно находите и записывайте 5 положительных моментов своей жизни, за которые вы испытываете благодарность. Такое простое упражнение научит вас держать фокус на положительных сторонах происходящего.

3. Упражнение «Мой идеальный день»

Эта методика была предложена Мартином Селигманом, американским психологом, основателем позитивной психологии. Чаще всего это техника используется при постановке целей. В то же время она отлично помогает удерживать фокус внимания на позитиве, на том, что вы хотите, а не на том, чего не хотите.
Выделите время и опишите в подробностях свой идеальный день. Уделите особое внимание вашим личным предпочтениям и жизненным ценностям, определите, что важно лично для вас, например:
— провести время с близкими;
— найти время для любимого хобби;
— отдохнуть на природе;
— поработать над интересным проектом;
— побездельничать, ничего не делать, полистать журнал.
Таким образом, это может быть любой вид деятельности, который приносит вам радость и удовольствие.
Следующий этап – воплощение в жизнь, т.е. нужно просто прожить ваш «идеальный день» и отметить для себя что получилось, а что нет. Какие эмоции вы при этом испытали? Радость, удовлетворение, умиротворение…? Если что-то не вышло, просто нужно написать новый «идеальный день» и опять прожить его в реальной жизни. Упражнение выполняется до тех пор, пока вы не почувствуете удовлетворение от происходящих изменений в вашей жизни.

4. Упражнение «+5»

Суть этого упражнения очень проста: необходимо сделать ревизию всех негативных событий, который занимают ваш разум. Для каждого негативного события нужно найти 5 положительных сторон конкретной проблемы, например, вас уволили с работы (тьфу-тьфу). Выгоды от сложившейся ситуации:
— появилась прекрасная возможность отдохнуть немного;
— работа все равно не приносила удовлетворения, поэтому появилась возможность найти что-то более интересное;
— можно отоспаться;
— отличный шанс устроится более высокооплачиваемую должность, и добиться успеха на новой работе;
— отсутствие денег (зарплаты, стипендии) – замечательный повод научиться более рационально вести личный бюджет.

5. Упражнение «Мирный договор с прошлым»

Вы когда-нибудь замечали, сколько времени вы тратите на переживание негативных событий прошлого, постоянно прокручивая их в вашей голове. Это просто огромный поглотитель жизненной энергии и драгоценного времени. Вместо того, что созидать свое будущее, ваша энергия уходит на переживание минувшего, которого уже не существует. Негативные образы прошлого вызывают негативные эмоции в настоящем, а те, в свою очередь вызывают новые неприятные воспоминания. Помните, что эмоции всегда генерируются мыслями, и только вы можете изменить ваши модели мышления. Для этого нужно:
— простить ваших обидчиков, как в прошлом, так и в настоящем;
— концентрировать внимание на текущем моменте, находить радость в том, что вы делаете сейчас в данную минуту времени.

6. Визуализация

Несмотря на то, что про визуализацию уже очень много написано, от этого её эффективность ни капельки не снижается. Не секрет, что наш разум работает и мыслит посредством образов. Образы влияют на все, что нас окружает: на то, что чувствуем, что мы делаем, как достигаем своих целей, как строим отношения с окружающими людьми.
«Воображение важнее знания» – слова Эйнштейна. Чем более позитивные картины вы будете рисовать в своем воображении, тем больше хорошего ста нет проявляться в вашей жизни. Сначала идея, потом воплощение. Секрет визуализации прост – создавая в своем уме позитивные образы своей жизни и самих себя, мы влияем на свое сознание.
Есть еще одно условие – только регулярные, ежедневные занятия визуализацией дают ощутимый эффект, помогают настроиться на позитивное мышление в будущем и навсегда. Правда в том, что визуализация не работает только у тех, кто делает ее от случая, к случаю, и ждет мгновенных результатов: сегодня помедитировал – завтра стал миллионером.

7. Медитация

Техника медитации – отличное средство для концентрации и успокоении ума. Регулярная медитативная практика способствует духовному и физическому здоровью, учит ментальному самообладанию. Преимуществ медитации много, и одно из них — это развитие позитивного мироощущения. В медитативном состоянии легче избавиться от большого количества негатива, который вас беспокоит. Медитацию можно сочетать с визуализацией и аффирмациями – так эффект получиться еще сильнее. Изменить негативное отношения к деньгам поможет денежная медитация.
Итак, как только вы станете хозяином своего сознания, и сможете превращать каждое событие жизни в положительный, вдохновляющий опыт, вы навсегда избавитесь от волнений, сомнений, разочарований. Вы больше не будете заложником своего прошлого – вы станете творцом своего прекрасного будущего.

Жесик Н.Б. педагог-психолог
ГБУПК «ЦППМСП» Кунгурского филиала

Есть ли сила в позитивном мышлении?

Идея о том, что позитивное мышление ведет к позитивным результатам, очень старая. Она восходит к 1950-м годам и к бестселлеру Нормана Винсента Пила « Сила позитивного мышления ». Основная идея заключается в том, что оптимистичный настрой и позитивные мысли могут привести к лучшим результатам и большей удовлетворенности жизнью.

Перенесемся в 2006 год и книгу Ронды Бирнс « Секрет », популяризированную Опрой Уинфри, в которой утверждается, что только позитивное мышление может привести к положительным результатам в жизни. Бирнс предполагает, что простое размышление о положительных результатах приведет к ним (пожелайте удачи достаточно сильно, и она сбудется!). Но может ли позитивное мышление сделать нашу жизнь лучше? Что говорят психологические исследования?

Психолог Барбара Фредриксон и другие исследовали роль положительных эмоций не только в улучшении настроения, но и в обеспечении здоровых физических и психологических результатов.

Как это работает?

Фредриксон называет это теорией «расширяй и строй». Положительные эмоции побуждают людей быть более активными — вести более социальное поведение, думать о положительных возможностях, пробовать новые вещи и быть более творческими. Это приводит к тому, что человек развивает лучшие навыки — социальные навыки, творческие навыки, и, если ваши положительные эмоции заставляют вас ходить в походы или заниматься активным отдыхом, вы можете развивать физические навыки, связанные с хорошим здоровьем. По словам Фредриксона, именно эти навыки приводят к положительным результатам, а не сами положительные мысли и эмоции.

Вот еще один способ, которым позитивное мышление может привести к положительным результатам, но в данном случае речь идет о том, как позитивные мысли о других людях могут привести ИХ к достижению положительных результатов.

Работа психолога Роберта Розенталя на протяжении всей жизни привела к так называемому «Эффекту Пигмалиона». Короче говоря, если у вас есть положительные ожидания в отношении другого человека, вы действительно можете добиться положительных изменений в его поведении. В своем знаменитом исследовании учащихся начальных школ Розенталь заставил учителей поверить в то, что некоторые из их учеников продемонстрируют интеллектуальный «всплеск роста» в течение учебного года. На самом деле, эти студенты были выбраны случайным образом. В конце года учащиеся, идентифицированные как «умные интеллектуалы», на самом деле набрали более высокие баллы в тестах на академические навыки. Дело было не в том, что только позитивное мышление/ожидания учителей привели к положительному результату. Так учителя относились к своим интеллектуальным шароварам. Учителя проводили с ними больше времени и бросали им больше вызовов, чем другим ученикам.

Какие выводы мы можем сделать из этого исследования о роли позитивных мыслей и эмоций в достижении благоприятных результатов?

Во-первых, важно быть позитивным и реалистично оптимистичным – верить, что мы добьемся успеха. Но это также требует усилий и конструктивного поведения для достижения положительных результатов. Более того, недостаточно верить в себя, но наличие поддержки со стороны других, которые подбадривают нас и верят, что «вы можете это сделать», также имеет большое значение для достижения успеха.

Следите за мной в Твиттере.

Может ли позитивное мышление принести больше вреда, чем пользы?

Погоня за счастьем может быть похожа на погоню за неуловимым призраком, и некоторые говорят, что знают, как добиться его с помощью позитивного мышления.

Норман Винсент Пил популяризировал позитивное мышление в своем бестселлере «Сила позитивного мышления», опубликованном в 1952 году. Кто-то скажет, что идеи книги легли в основу движения самопомощи и теперь прочно вошли в нашу культуру.

Но что, если состояние неослабевающего счастья не является естественным? Согласно моей книге «Вы не созданы для счастья, так что перестаньте пытаться», наша генетическая структура вместо этого препятствует удовлетворенности, поскольку снижает нашу защиту от возможных угроз нашему выживанию. Нам нужны как негативные, так и позитивные эмоции, чтобы успешно прожить жизнь.

Прошлые исследования, а также наш собственный жизненный опыт могут помочь нам понять, что оптимизм и позитивное мышление — не лучшая психологическая стратегия. Вместо этого гибкий оптимистичный прогноз является лучшей альтернативой и более прагматичным вариантом. Как и большинство вещей в жизни, позитив может быть полезен в меру.

Психология, стоящая за позитивным мышлением

До 1998 года психология и психологическая медицина непропорционально сосредоточивались на том, как лечить негативные психические расстройства. Но видный психолог М.Э.П. Селигман сместил этот акцент с появлением позитивной психологии. Вместо лечения психических заболеваний позитивная психология будет способствовать психическому здоровью, сосредоточив внимание на том, как помочь людям процветать.

Благодаря позитивной психологии и недавнему росту оптимизма в обществе, пропагандируемому профессионалами и пользователями социальных сетей, позитивное мышление превратилось во влиятельное социальное явление.

Большинство считают оптимизм хорошей вещью, поскольку это позитивная концепция. Некоторые исследования показали, что оптимизм может быть связан с лучшими жизненными результатами, хотя причинно-следственную связь в этой связи трудно доказать. Вполне возможно, что во многих случаях оптимизм может быть следствием хороших жизненных результатов, а не наоборот.

Позитивное мышление — это когда люди думают, что могут улучшить свою жизнь независимо от внешних обстоятельств, поощряя оптимистическое отношение и внутренний «локус контроля» (чувство контроля над своей жизнью).

Но, настаивая на том, что счастье — это личная ответственность, позитивное мышление может игнорировать важнейшие социальные аспекты нашего благополучия. Он также может отрицать, что никто из нас никогда не полностью контролирует свою жизнь.

Некоторые могут возразить, что терапевтический подход или философия, претендующая на универсальное решение проблемы пессимизма, косвенно возлагает вину за страдания на человека. Если позитивное состояние ума всегда достижимо, то любая психологическая боль должна быть результатом врожденной неадекватности человека. Но печаль — это не неудача; это естественная и необходимая эмоция, которая имеет адаптивную функцию, когда мы переживаем значительную потерю или жизненный вызов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *