О вреде принципиальности – Психология без соплей
«У меня есть принципы!» — так восклицают люди, когда жизнь предлагает им что-то соблазнительно-неприемлемое. Принципы — это защитный ров, крепостная стена и отряд лучников с горящими стрелами на ней — последняя линия обороны перед окончательным грехопадением. А мы знаем, что за каждым грехом стоит желание…
Не нужны никакие принципы для того, чтобы не делать то, чего не хочешь делать. Задача принципов в обратном — противостоять своим собственным желаниям, обуздать себя и посадить на золотую цепь, которая, по легенде, украшает ее носителя и уберегает его от ошибок.
Принципиальность восхваляется, четкие жизненные принципы почитаются за большую добродетель, а их отсутствие приравнивается к бесхребетности. Это как одежда, которая может быть красивой, модной, удобной, вычурной или может «неприлично» отсутствовать. Здесь по одежке встречают и по ней же провожают.
Принципы защищают честь — свою личную, честь семьи, страны, всего человечества.
Воинская честь, мужская честь, женская, профессиональная — в каждой сфере, в каждом микросоциуме есть свои принципы, свои представления о достойном и недостойном, о праведном и злом, о возвышенном и низменном.
Принципы — концентрированная форма выражения гордыни, личной или коллективной. Сильнее гордыня — крепче принципы. Крепче принципы — сильнее гордыня.
[[Продолжение — принципы или жизнь?]]((А какие принципы у вас?))
Принципы регламентируют каждый аспект жизни человека — отношения в семье, поведение и социальные контакты, образование и культуру, отношения с противоположным полом, семейные ценности и жизненные цели… даже духовная жизнь регламентирована: вы можете выбрать Бога любой конфессии, при условии, что эта конфессия нами одобрена.
Сколько отношений не сложилось или не состоялось из-за принципиальности партнеров? Сколько детей выросло в несчастных семьях, где принципиальность держит родителей вместе? Сколько пустых жизней прожито из-за того, что принципы установлены еще позапрошлым поколением и с тех пор не подвергаются сомнению?
Принципы говорят, как прожить жизнь «правильно и достойно», как добиться уважения, как достичь признания. Принципиальность — инструмент нравственного самоограничения, делающий человека праведником.
Но чего стоит та праведность, которая обретена в цепях? Распятый на кресте своей принципиальности, человек не может совершить преступления против других людей. Для всеобщей безопасности он с самого детства заперт в камере, посажен на цепь и прибит гвоздями — как он может согрешить? И эта невидимая тюрьма зовется нравственностью и превозносится, как высшее проявление человечности.
Люди верят, что если спустить человека с этой цепи, он превратится в зверя, ополоумеет и начнет творить зло направо и налево. Мораль, принципы, этика — это сдерживающие факторы, которые, как кажется, делают человека человеком.
Но вопрос так и остается без ответа — чем тут гордиться, если нравственность эта насильственная, выжженная каленым железом социального давления? Какая честь в том, чтобы сидеть на цепи и самому бояться ее порвать? О какой человечности или этике можно говорить, если она исходит не из личного свободного и естественного выбора, а из под палки, меча и плетки? Чем тут гордиться?
Принципы — это закостеневший опыт былых поражений, костыль, позволяющий под благовидным предлогом отказаться от ответственности за свою жизнь, за принятие осознанных и, главное, своих решений. Гораздо проще выстроить систему принципов, к которой затем можно будет обращаться за готовыми ответами. А еще проще перенять чужие принципы, которые показались со стороны надежными и достойными. Куда проще быть «как он», чем как «я сам по себе».
Принципы — это защита своих слабых мест и самообман, подмена свободного осознанного и ответственного выбора, готовыми универсальными ответами, на которые потом всегда можно будет свалить вину за свои промахи — «Меня так научили, я такой человек, ничего теперь с этим не поделаешь».
Принципы делают жизнь безопасной, хорошие принципы делают ее сносной, точно выверенные принципы делают жизнь социально и финансово успешной, но никакие принципы не сделают человека счастливым. Чем строже принципы, тем крепче цепи, тем меньше свободы и тем меньше личности и индивидуальности. Принципиальность — это вечный плагиат чужой мудрости или глупости, как их на себя ни натягивай, все равно выглядят инородно и уродливо.
Принципиальность — признак слабости.
p. s.
Пара комментариев по результатам обсуждения.
Принципиальность, как психологическое явление, — это всегда крайность. По крайней мере, я это слово использую именно в таком значении, как слепое следование каким-то установкам вопреки требованиям актуальной ситуации. «Иметь принципы», как это говорится в быту — это и есть такая невротическая принципиальность.
И еще другой аспект… Принцип — это штампованный типовой ответ на типовой вопрос. Способ ускорить и упростить принятие решения или совершение выбора. В определенной мере и в определенной ситуации такие упрощения уместны, как готовые кулинарные рецепты против чистого кулинарного творчества, но когда дело касается вопросов более глубоких, всякое упрощение и попытка подобрать типовой ответ становится чистым злом.
Наша рассылка
БУДЬТЕ В КУРСЕ!
Новости сайта, статьи, видео
с доставкой на дом
БУДЬТЕ В КУРСЕ!
Новости сайта и публикации
с доставкой на дом
Принципиальность
Личностная особенность человека — наличие собственного «начала», которое движет поведением, делая его целостным, систематичным.
Проявляется в том числе в уверенном стремлении соблюдать нормы морали и нравственности, которые интерпретируются личностью не как пустые условности, а как элемент жизненной стратегии.Принципиальные люди окружающими воспринимаются как «обладающие характером» (на самом деле, конечно, характер есть у всех, только разный). Эту черту в человеке очень сложно распознать сразу. Лишь продолжительное наблюдение позволяет нам прийти к определенному выводу, что тот или иной человек беспринципен или же обладает некоторыми своими принципами. Стабильность Я-концепции, повторяемость манер в разных ситуациях (особенно при общении с разными людьми), готовность пожертвовать своим насущным благополучием ради соблюдения принципов — вот что позволяет судить о человеке, как принципиальном.
Принципиальные люди обычно весьма ответственно и педантично относятся к своей работе (иногда вплоть до навязчивости). В делах стремятся к совершенству. Склонны стойко переносить трудности. Уважают правила, при этом сами легко придумывают правила — себе и другим.
Собственные исследования А. Я. Психологии (по материалам онлайн-тестирования)
Стабильность психического состояния человека с высоким уровнем принципиальности это, пожалуй, наиболее характерная особенность. Перепады настроения у него случаются весьма редко. Очень нехарактерны невротические состояния (состояния спутанности психической жизни). Эмоциональность тоже заметно снижена. Больше свойственна настроенность, состояния глубокой фрустрации и экзистенциальные кризисы случаются редко. Тревожные состояния случаются реже.
Однако не все так безоблачно для принципиального человека. У него значительно чаще наблюдаются случаи навязчивых состояний. Очевидно, связь эта двухсторонняя. С одной стороны, люди, обладающие природной склонностью к навязчивым состояниям, легче становятся одержимыми какой-либо идеей. И наоборот: принципиальность побуждает следовать неким неписанным правилам, которые в свою очередь тоже могут обрести характер навязчивости.
Тем не менее принципиальность хорошо коррелирует с психологическим здоровьем. Даже в целом самочувствие, что интересно, у принципиального человека как правило лучше.
В делах и поступках принципиальные люди не отличаются импульсивностью. Они стараются предварительно взвесить все «за» и «против», сверяются со своим «внутренним компасом», потом уже действуют. И в целом они более разумны. В большей степени они ориентируются на достижения, в меньше степени присущ страх ошибиться. В среднем также наблюдается несколько повышенная активность (в делах более энергичен). Немного, но выше уровень креативности.
Хотя принципиальность не всеми одобряется, тем не менее принципиальный человек в среднем заметно приятнее в общении. Также он склонен руководить, испытывает больше потребности в сексе, менее застенчив.
Принципиальность растет с возрастом и чаще наблюдается у мужчин. Иными словами, типичный принципиальный человек — мужчина средних лет или пожилой.
См. также
Психические свойства- А-тип личности
- Абсорбция
- Авторитарность
- Агрессивность
- Актерские способности
- Активность
- Активный словарный запас
- Алкоголизм
- Аналитические способности
- Артистизм
- … и другое
Целостность | Настоящее счастье
от Бена Дина, доктора философии.
Быть верным самому себе, и оно должно следовать, как ночь за днем, тогда ты не можешь быть лживым ни перед кем . — Уильям Шекспир (Гамлет)
Целостность Определение
Слово целостность происходит от латинского integritas, что означает целостность.
Петерсон и Селигман (2004, стр. 250) определили целостность в поведенческих терминах:
- Регулярная модель поведения, которая согласуется с поддерживаемыми ценностями (т. Е. «Практика того, что вы проповедуете»).
- Публичное признание моральных убеждений, даже если эти убеждения непопулярны. (Мужество может быть предпосылкой честности.)
- Бережное отношение к другим, что подтверждается помощью нуждающимся; чувствительность к нуждам других. (До прочтения этой главы «Классификации» я всегда рассматривал честность как личную силу. Однако авторы приводят веские доводы в пользу честности как силы, которая мотивирует социальные действия.)
Подводя итог, честность выходит за рамки того, чтобы говорить правду, и включает в себя принятие ответственности за то, что человек думает, чувствует и делает. Он включает в себя подлинное представление себя другим (искренность), а также внутреннее ощущение того, что человек является морально целостным существом.
Противоположности честности явно отрицательные: лживость и неискренность. Для юмористической иллюстрации противоположности честности вспомните разглагольствования Холдена Колфилда о «фальшивомонетчиках» в «Над пропастью во ржи» Дж. Д. Сэлинджера:
В конце первого акта мы с остальными придурками пошли покурить. Какая это была сделка. Вы никогда в жизни не видели столько фальшивомонетчиков, все прокуривали уши и болтали о спектакле, чтобы все могли услышать, какие они остроумные. — Дж. Д. Сэлинджер (Холден Колфилд)
Преимущества честности
Компонент честности «познание себя» является адаптивным, поскольку позволяет нам изменять свое поведение, чтобы мы были более эффективными в своей жизни. Карл Роджерс (1961) определил «полностью функционирующего человека» как человека, который может настроиться на свои меняющиеся эмоциональные реакции, принять эту информацию и действовать соответственно.
Добросовестность приносит пользу обществу. Исследования показывают, что аутентичных людей любят, и они получают пользу от социальной поддержки и многих других положительных результатов, связанных с близкими отношениями с другими (Hodgins, Koestner, & Duncan, 1996; Robinson, Johnson, & Shields, 1995). Робинсон и др. (1995) обнаружил, что люди, дающие сбалансированное самоописание, признавая как сильные, так и слабые стороны, склонны восприниматься другими как аутентичные.
Неудивительно, что честные действия могут повысить эффективность лидеров. Басман (1992) обнаружил, что, когда руководители образовательных учреждений несут ответственность за свои решения и не манипулируют ими, учителя с большей вероятностью доверяют их решениям и следуют их примеру. В деловом мире отношения на рабочем месте более эффективны, когда менеджерам комфортно «быть теми, кто они есть», а не следовать узко определенным отношениям со своими подчиненными (Герман, 19 лет).71).
Наконец, честное поведение может помочь вам привлечь и удержать вашего романтического партнера. Когда людей просят перечислить желаемые качества романтического партнера, честность почти всегда находится в верхней части списка (Steen, 2003). Мы можем простить друзьям, членам семьи или супругам многое, но особенно трудно простить их за то, что они представили себя в ложном свете.
Какие институты в обществе способствуют порядочности?
Вмешательства и институты, пытающиеся взрастить добросовестность, многочисленны, хотя лишь немногие из них прошли эмпирическую оценку.
У родителей есть одна из самых первых возможностей для поощрения честности в своих детях. Дети рано узнают о важности «говорить правду». Обычная практика воспитания состоит в том, чтобы учить детей тому, что у них будет больше проблем из-за лжи о плохом поведении (отрицания того, что они сделали, или обвинения кого-то другого), чем из-за самого действия (Quinn, 1998).
Конечно, родители могут также непреднамеренно учить своих детей тому, что неискреннее поведение иногда может облегчить жизнь (по крайней мере, на короткое время). Например, ребенок может наблюдать, как родители выражают желание отменить планы ужина с соседями, а затем изображают радость, увидев их, когда они приходят. Точно так же благонамеренный родитель может сказать ребенку притвориться, что ему нравится подарок, даже если он ему или ей не нравится.
Программы развития молодежи, направленные на поощрение честности, включают Бойскаутов Америки, Всемирную ассоциацию девочек-гайдов и девочек-скаутов, Детский фонд защиты и Girls Incorporated. Хотя программы развития молодежи связаны со многими положительными результатами от более высоких оценок до улучшения здоровья, не существует систематических оценок воздействия этих программ на такие качества, как честность или порядочность.
Формальные уроки честности не заканчиваются в подростковом возрасте. Курсы по этике преподаются в медицинских школах, юридических школах, бизнес-школах, школах клинической психологии и других профессиональных программах. Часто эти программы сосредоточены на том, чего не следует делать (и какие санкции вы столкнетесь со своим лицензионным советом, если вы это сделаете). Петерсон и Селигман (стр. 209).) предполагают, что эти программы с большей вероятностью достигли бы заявленных целей, если бы они уделяли больше внимания тому, что нужно делать, чтобы стать этичным практиком, а не тому, чего не следует делать, чтобы избежать неэтичности. (Пример того, как может выглядеть такая программа, см. в Handelsman, Knapp, & Gottlieb, 2002). .
- Воздержитесь от мелкой чистой лжи друзьям (включая неискренние комплименты). Если вы все-таки рассказали об этом, признайтесь в этом и сразу же извинитесь.
- Следите за собой и записывайте каждый раз, когда вы лжете, даже если это незначительная ложь. Старайтесь каждый день сокращать свой ежедневный список.
- В конце каждого дня определяйте случаи, когда вы пытались произвести впечатление на других или казались кем-то, кем вы не являетесь. Примите решение больше так не делать.
Спасибо, что прочитали этот выпуск информационного бюллетеня по коучингу подлинного счастья.
Тепло,
Бен Дин, доктор философии.
Ссылки
Басман, Д. (1992, апрель). Миф о сопротивляющемся учителе: влияние подлинности и участия на доверие преподавателей. Документ представлен на ежегодном собрании Американской ассоциации исследований в области образования в Сан-Франциско. (Служба подготовки документов ERIC № ED249268)
Handelsman, M.M., Knapp, S., & Gottlieb, M.C. (2002). Позитивная этика. В CR Snyder & SJ Lopez (Eds.) Справочник по позитивной психологии (стр. 731-744). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Герман, С. (1971). К более аутентичному менеджеру. Журнал обучения и развития, 25(10), 8-10.
Ходжинс, Х.С., Кестнер, Р. и Дункан, Н. (1996). О совместимости автономии и родства. Бюллетень личности и социальной психологии, 22, 227-237.
Куинн, К. (1998). Дети и обман. В Р. Роджерс (ред.), Клиническая оценка симуляции и обмана (стр. 105-119). Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
Робинсон, доктор медицинских наук, Джонсон, Дж. Т., и Шилдс, С. А. (1991). О преимуществах скромности: Преимущества уравновешенной самопрезентации. Communication Research, 22, 575-591
Rogers, CR (1961). О становлении личностью: взгляд терапевта на психотерапию. Бостон, Массачусетс: Хоутон Миффлин.
Робинсон, доктор медицины, Джонсон, Дж. Т., и Шилдс, С. А. (1991). О преимуществах скромности: Преимущества уравновешенной самопрезентации. Коммуникационные исследования, 22, 575-591.
Стин, Т. А. (2002 г., октябрь). Секс и добродетель: желательность сильных сторон характера. Плакат представлен на Первом международном саммите по позитивной психологии в Вашингтоне, округ Колумбия.
7 признаков честности
Источник: Goodluz/Shutterstock
«Честность» — это слово, которое вы слышите почти каждый день, но это не то слово, над которым люди тратят много времени на размышления. Если вы попытаетесь дать ему определение, что вы скажете? Согласно словарю, честность — это «твердая приверженность кодексу особых моральных или художественных ценностей». Иными словами, корень честности заключается в том, чтобы поступать правильно, даже если это не признается другими или не удобно для вас. Целостный человек — это противоядие от эгоизма. Существует бесчисленное множество примеров честности в повседневной жизни, и все же мы редко видим, чтобы некоторые из приведенных ниже примеров проявлялись в нашей повседневной жизни:
1. Родители извиняются перед своими детьми за чрезмерное наказание или крики на них .
Как и животные, маленькие дети становятся легкой мишенью. Они физически уязвимы из-за размера и роста, и они эмоционально уязвимы, потому что у них еще нет когнитивных способностей, чтобы понять сложности жизни. Когда родители чувствуют себя подавленными, часто следует, что они огрызаются на своих детей или наказывают их слишком сурово. Как родитель, я знаю, как это может быть тяжело, но в то же время я также знаю, что принести извинения вашему ребенку, когда вы зашли слишком далеко, — это то, что он или она заслуживает, и что это абсолютный признак честность. Родители должны отбросить свою гордость и научиться чаще извиняться.
2. Боссы подчеркивают достижения своих сотрудников и преуменьшают собственные .
Как практикующий психолог, я слышу в своем кабинете довольно экстремальные истории. Судя по этим рассказам, процент менеджеров или начальников, которые являются нарциссами, садистами или даже социопатами, кажется зашкаливающим. Везде, где у вас есть власть, вы найдете поблизости того, кто охотится за ней. Тем не менее, честный босс является боссом не потому, что он или она хочет иметь власть над другими, а потому, что он прирожденный лидер, который хорошо поддерживает порядок и ловко справляется со сложными ситуациями. Проще говоря, добросовестным начальникам не нужна власть, потому что они знают, что хороши в том, что делают, и понимают, что получают более высокую финансовую компенсацию, чем другие работники. Хороший начальник прилагает постоянные усилия, чтобы оценить вклад сотрудников и отдать им должное за хорошо выполненную работу. К сожалению, такое здоровое и уместное поведение редко встретишь на рабочем месте. Нам отчаянно нужно больше честности от боссов повсюду.
3. Романтические партнеры, которые бойкотируют брань или другое порочное поведение .
Давайте признаемся: существует бесконечное множество способов плохого отношения к романтическому партнеру. Каждый день в парах старых и новых, богатых и бедных мужчины и женщины ссорятся друг с другом. На самом искаженном конце спектра находятся физические и сексуальные обидчики; на другом конце находятся обзыватели и злые, пассивно-агрессивные типы. (Измены — сложная проблема, подходящая для отдельного анализа.) Никакое психологическое исследование никогда не выявит процент отношений, которые включают в себя непристойное поведение ниже пояса. Тем не менее, есть пары, которые ссорятся, но не всегда несправедливо, которые спорят, но не обзывают друг друга. Те пары, у которых могут быть проблемы друг с другом, но которым все же удается проявить уровень человечности и доброты, состоят из романтических партнеров, которые проявляют честность в повседневной жизни. Давайте все посмотрим и поучимся у них.
4. Водители, которые (почти) никогда не включают звуковой сигнал и не ведут себя агрессивно .
Нам всем приходится ходить по дорогам, как бы ни раздражала эта реальность. То, как вы водите машину, многое о вас говорит: как вы относитесь к незнакомым людям; как вы справляетесь с гневом; и степень, в которой вы страдаете от права. Возможно, вам хотелось бы верить, что кто-то, кто водит машину медленно или неагрессивно, просто менее занят, чем вы, но вождение в кооперативной манере, помня о ваших попутчиках, на самом деле является признаком честности. Давайте все попробуем больше практиковаться, когда мы за рулем.
5. Люди, находящиеся у власти, извиняются за то, что заставили их аудиторию ждать .
Когда кто-то чувствует себя важным, потому что у него больше власти, чем у большинства окружающих его людей, он часто относится к себе довольно серьезно и не думает о чувствах других. Я говорю о руководителях компаний, которые не прилагают сознательных усилий, чтобы извиниться перед кандидатами за долгое ожидание — ни в день собеседования, ни в промежутках между собеседованием и получением ответа о том, получил ли кандидат работа. С тем же успехом я мог бы иметь в виду врачей, которые заполняют приемную, полную людей, ожидающих намного дольше назначенного времени приема. Каждый день люди во власти, смакуя свою власть, не замечают, как они ущемляют время и требования тех, кто от них зависит. Когда в последний раз врач заходил в комнату для осмотра и признавался, как долго вам пришлось ждать? Я никогда не слышал, чтобы доктор говорил: «Извините, что заставил вас ждать» или «Спасибо, что подождали; Я уверен, что вы, вероятно, заняты. В ситуациях, когда существует значительный дисбаланс сил, не заблуждайтесь: тот, у кого есть власть, извиняется перед тем, у кого меньше власти, демонстрирует добросовестную честность.
6. Любой, кто дает другому лицу презумпцию сомнения, когда обстоятельства неясны.
Современная жизнь более обременительна и стремительна, чем когда-либо, и мы постоянно страдаем от стресса. Когда мы в стрессе, мы с большей вероятностью займем оборонительную позицию и будем обвинять других. Но если бы каждый из нас мог научиться давать людям презумпцию сомнений по всем вопросам — будь то в споре, по поводу невыполненной работы или в ответ на отзыв, который предполагает, что кто-то плохо отзывался о вас, — у нас было бы меньше стресса.