Психология ранней юности: психологические особенности ранней юности

Тема 7. Ранняя юность (15 – 17 лет)

7.1 Общая характеристика возраста

В отечественной возрастной психологии возраст старшего школьника (10-11 классы, 15-17 лет) принято относить к ранней юности. Содержание ранней юности как этапа развития личности определяется в первую очередь социальными условиями. Именно от социальных условий зависят положение молодежи в обществе, объем знаний, которыми ей надлежит овладеть и т.д.

В этом возрасте обретает значимость для личности старшеклассников неоднородность их социального положения. С одной стороны, продолжают волновать проблемы, унаследованные от подросткового этапа, – право на автономию от старших, сегодняшние проблемы взаимоотношений – отметок, различных мероприятий и т.п. С другой стороны, перед ними стоят задачи жизненного самоопределения. Таким образом, юношеский возраст выступает как своеобразная черта между детством и взрослостью.

Социальная ситуация развития в старшем школьном возрасте определяется тем, что школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь.

Л.И.Божович и многие другие исследователи этого возраста (И.С.Кон, В.А.Крутецкий, Е.А.Шумилин) связывают переход от подросткового к раннему юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции. Смена внутренней позиции заключается в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора будущей профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания, интересов, планов юноши.

Существенным моментом внутренней позиции старшеклассника становится новый характер потребностей: из непосредственных они превращаются в опосредованные, приобретая сознательный и произвольный характер. Возникновение опосредованных потребностей – такой этап в развитии мотивационной сферы, который делает возможным сознательное управление школьником своими потребностями и стремлениями, овладение своим внутренним миром, формирование жизненных планов и перспектив, что должно означать достаточно высокий уровень личностного развития. Ведь для ранней юности характерна устремленность в будущее.

Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась, и старший подросток остался в школе, он тем самым отсрочил выход во взрослую жизнь. Следовательно, за эти два года необходимо составить себе жизненный план, который включает в себя вопросы кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Этот жизненный план уже должен существенно отличаться от того туманного, что представлялся в 9 классе. Соответственно и личность старшеклассника имеет новые характеристики и новообразования.

7.2 Условия психического развития в ранней юности

Условия психического развития в ранней юности связаны с поиском смысла жизни и могут иметь несколько вариантов (И.А. Кулагина, 1996):

Развитие носит бурный характер поиска и сомнений. Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которых затруднено. Поиск идеала и невозможность его найти приводит к внутренним конфликтам и трудностям в отношениях с окружающими. Несмотря на то, что данный вариант развития имеет острую форму протекания, прохождение по данному пути способствует формированию у личности независимости, гибкости мышления, творческому подходу к делам.

Это позволяет в дальнейшем принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях.

Развитие носит плавный характер, старшеклассник постепенно продвигается к переломному моменту своей жизни, а затем относительно легко включается в новую систему отношений. Такие старшеклассники конформны, т.е. ориентируются на общепринятые ценности, оценку и авторитет окружающих, у них, как правило, хорошие отношения с

родителями и учителями. При таком, казалось бы благополучном протекании ранней юности существуют и некоторые минусы в личностном развитии: дети менее самостоятельны, пассивны, иногда поверхностны в своих привязанностях и увлечениях.

Быстрое, скачкообразное развитие. Такие старшеклассники рано определяют свои жизненные цели и настойчиво стремятся к их осуществлению. У них высокий уровень саморегуляции, который в ситуациях неуспеха позволяет личности быстро адаптироваться без резких эмоциональных срывов. Однако, при высокой произвольности и самодисциплине у такой личности слабее развиты рефлексия и эмоциональная сфера.

Импульсивное, застревающее развитие. Такие старшеклассники не уверены в себе и плохо себя понимают, у них недостаточно развита рефлексия и низкая саморегуляция. Они импульсивны, непоследовательны в поступках и отношениях, недостаточно ответственны, часто отвергают ценности родителей, но своего вместо этого предложить не в состоянии. Во взрослой жизни такие люди продолжают метаться и остаются неприкаянными.

7.3 Общение как основа психосоциального развития в ранней юности

По данным А.В.Мудрик, самым основным в психологическом развитии старшеклассников в период ранней юности является потребность в общении, потребность в афилиации. В силу этого в ранней юности так остро переживаются неудачи в общении (А.В.Мудрик). Старшеклассники проявляют повышенный интерес к поведенческим и характерологическим особенностям, как взрослых, так и своих сверстников, пытаясь понять, какие же черты других людей их привлекают или отталкивают, проявляя, подчас, неадекватную оценку своего ближнего окружения, находясь в ожидании оценки своего «Я» родителями, учителями, одноклассниками.

Складывающаяся «система отношений» оказывает влияние на поведение старшеклассников (В.Н.Мясищев). Особое значение имеют особенности взаимоотношений старшеклассников с учителями, их положение в классе, психологическая атмосфера в школе, отношение учащихся к обучению, к классу, к самой школе, к своим сверстникам, к своему будущему, жизненным целям (А.Е.Личко).

Основные характеристики общения в ранней юности:

Общение со взрослыми. При всем своем стремлении к самостоятельности дети нуждаются в жизненном опыте и помощи старших.

При благоприятном стиле отношений в семье после подросткового возраста восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне: с родителями обсуждаются жизненные перспективы, анализируются трудности, связанные с учебой, намечаются способы достижения поставленных целей.

Жизненные планы могут обсуждаться и с учителями, и с другими взрослыми, чье мнение важно для старшеклассника.

Идет постоянный поиск идеальных черт и качеств у взрослых, которые для личности старшеклассника выступают эталонами в разных сферах – в области человеческих отношений, моральных норм, в разных видах деятельности.

Несмотря на то, что отношения со взрослыми становятся более доверительными, в них сохраняется определенная дистанция: старшеклассники прибегают к ним, в основном, в проблемных ситуациях, когда сами затрудняются принять решение.

Общение со сверстниками остаются интимно-личностными, как и в подростковом возрасте. Содержание общения с друзьями (лучшим другом) реальная жизнь с ее переживаниями, разочарованиями, анализом отношений как со взрослыми и сверстниками, так и с объектами влюбленности. Потребность в интимности в это время практически не насыщаема, удовлетворить ее крайне трудно – старшеклассники считают, что настоящая дружба среди сверстников встречается редко.

Общение с объектом влюбленности. После наигранных увлечений в подростковом возрасте, может появиться первая настоящая влюбленность. Функции свидания в отрочестве и юности согласно исследованиям Брюса Роско:

Развлечение – возможность повеселиться со сверстником противоположного пола.

Социализация – возможность для представителей противоположного пола узнать друг друга и развить подходящие способы взаимодействия.

Статус – возможность поднять свой статус в группе сверстников, появившись среди них с достойным «парнем» или желательной «подружкой».

Выбор брачного партнера – возможность завязывать отношения с представителями другого пола с целью выбора мужа или жены.

Секс – возможность приобрести сексуальный опыт или получить сексуальное удовлетворение.

Товарищеские отношения – возможность приобрести друга противоположного пола, с которым можно общаться и вести общие дела.

Интимность – возможность установить тесные, много значащие отношения с человеком противоположного пола.

Б.Г.Ананьев подчеркивал, что, как правило, с накоплением и обобщением опыта общения повышается уровень социальной перцепции и саморегуляции поведения, так как «общая закономерность характерообразования – формирование рефлексивных свойств личности на основе коммуникативных».

7.4 Личность старшеклассника

По данным И.С.Кона и А.В.Мудрик, типичными чертами личности старшеклассника является стремление к новизне, к оригинальности поведения (иногда отклоняющегося), желание понимать, достигать, бороться, утверждаться, пытаться изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в среде ближайшего окружения.

Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости.

Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой Я? К чему я стремлюсь?», молодой человек формирует:

Самосознание – целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;

Собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно- теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;

Стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и др.

Юношеский возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью, т.к. биологически физиологическое и половое созревание завершено (уже не ребенок), но в социальном отношении еще не самостоятельная взрослая личность. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения и жизненной позиции, выбор спутника жизни, создание своей семьи.

Важнейший психологический процесс юношеского возраста – становления самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я».

Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:

Открытие своего внутреннего мира – юноша начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется чувство собственной особенности, непохожести на других, порой появляется и чувство одиночества;

Появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования.

Постепенно формируется жизненный план. Жизненный план охватывает всю сферу личного самоопределения: моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний, выбор профессии и своего места в жизни. Осознание своих целей, жизненных стремлений, выработка жизненного плана – важный элемент самосознания.

Формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности своего тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические, интеллектуальные, волевые свои качества.

Происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувственности.

Основные характеристики личности в ранней юности (Сапогова Е.Е, 2001):

1. Повышенная эмоциональная возбудимость, реактивность. Это проявляется в неуравновешенности, раздражительности, вспышках то хорошего, то плохого настроения. Причины этого, по мнению большинства психологов, — противоречивость уровня притязаний и самооценки, противоречивость образа «Я», противоречивость внутреннего мира:

Максимум эмоциональных реакций (в том числе и тревожности) юноши проявляют в отношении сверстников, близких, друзей и минимум – в отношении с посторонними взрослыми и преподавателями.

Возраст 17-18 лет является критическим для появления психопатий. Кроме того, в юношеском возрасте особенно остро акцентуируются некоторые свойства характера (повышенная активность, возбудимость, подозрительность, педантичность, замкнутость), которые могут закрепляться и повышать возможность психических травм и девиаций.

Тем не менее, в юношестве заканчивается формирование механизмов внутреннего эмоционального торможения и способности избирательного реагирования на внешние воздействия. Низкий уровень эмоционального реагирования (раздражительность, повышенное беспокойство, неустойчивость, однотипность или неадекватность эмоционального реагирования) в юношестве – признак психологически неблагоприятный.

2. Становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, новой стадией развития интеллекта. Изменение самосознания включает в себя:

тенденцию подчеркнуть собственную индивидуальность,

непохожесть на других,

открытие своего внутреннего мира,

осознание чувства одиночества и страха одиночества,

осознание конечности жизни.

Изменение образа «Я»:

некоторые собственные качества осознаются легче, четче, иначе;

меняется уровень и критерии самооценки;

изменяется степень сложности представлений о себе;

возрастают цельность и стабильность личности;

возрастает уровень самоуважения

снижается чувствительность к особенностям своего тела (соответствие идеальным стандартам)

на первый план постепенно выходят умственные способности, волевые и моральные качества.

Опасностью этой стадии, по Э.Эриксону, является ролевое смешение, диффузия (спутанность) «Я»-идентичности. Это может быть связано с исходной неуверенностью в сексуальной идентичности, но чаще – с неспособностью разрешить вопросы профессиональной идентичности.

7.5 Самоопределение в ранней юности

Готовность старшеклассника к профессиональному и личностному самоопределению включает систему ценностных ориентаций, явно выражение профессиональную ориентацию и профессиональные интересы, развитые формы теоретического мышления, овладение методами научного познания, умение самовоспитания. Эта завершающий этап созревания и формирования личности, когда наиболее полно выявляется ценностно-ориентационная деятельность школьника. В этом возрасте на основе стремления школьника к автономии у него формируется полная структура самосознания, развивается личностная рефлексия, осознаются жизненные планы, перспективы, формируется уровень притязания.

Самоопределение предполагает формирование следующих компонентов личности:

Новое восприятие времени – соотнесение прошлого и будущего, восприятие настоящего с точки зрения будущего. В плане личностного развития это означает постепенное установление связи между «мной как ребенком» и «тем взрослым, которым я стану». Устремленность в будущее только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим.

Стабилизация самооценки. Колебание самооценки и уровня тревожности, связанные с пониманием ответственности за выбранный жизненный план, постепенно стабилизируются. Старшеклассники в большей степени принимают себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше.

Саморегуляция. Повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16-17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в 11-15.

Нравственная устойчивость личности. В своем поведении старшеклассник все больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и собственного жизненного опыта.

Мировоззрение личности. Мировоззрение – система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем. Не смотря на то, что мировоззренческие позиции личностью в последствии пересматриваются и во взрослой жизни корректируются в зависимости от кризисов и жизненных поворотов, юношеское мировоззрение – основа, необходимая для психического здоровья личности. Отсутствие мировоззренческого выбора в юношеском возрасте, по мнению Э.Эриксона, не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений.

Сознательное отношение к основной деятельности – учебе или работе. Учеба начинает рассматриваться как необходимая база для дальнейшей учебы. Старшеклассников снова начинает волновать успеваемость, но теперь уже, главным образом, по тем предметам, которые будут необходимы в дальнейшем.

7.6 Учебная деятельность старшеклассников

Старшеклассник как субъект учебной деятельности в силу специфики социальной ситуации развития, в которой он находится, характеризуется качественно другим содержанием этой деятельности. Во-первых, наряду с внутренними познавательными мотивами освоения знаний в имеющих личностную смысловую ценность учебных предметах, появляются широкие социальные и узколичные внешние мотивы, среди которых мотивы достижения занимают большое место. Учебная мотивация качественно меняется по структуре, ибо сама учебная деятельность является для старшеклассника средством реализации жизненных планов будущего. Учение как деятельность, направленная на освоение знаний, характеризуют не многих, основным внутренним мотивом для большинства обучающихся является ориентация на результат.

Основным предметом учебной деятельности старшеклассника, т.е. тем, на что она направлена, является структурная организация, систематизация индивидуального опыта за счет его расширения, дополнения, внесения новой информации. Развитие самостоятельности, творческого подхода к решениям, умения принимать такие решения, анализировать существующие и критически конструктивно их осмысливать также составляет содержание учебной деятельности старшеклассника.

У старшеклассника складывается «особая форма учебной деятельности». Она включает элементы анализа, исследования, в контексте уже осознанной либо осознаваемой как необходимости профессиональной направленности, личностного самоопределения. «Важнейшее психологическое новообразование данного возраста — умение школьника составлять жизненные планы, искать средства их реализации» (Д.И. Фельдштейн, 1999) определяет специфику содержания учебной деятельности старшеклассника.

Специфика учебной деятельности старшеклассника:

Учеба становится средством реализации жизненных планов, все более уходя от положения ведущей деятельности.

Если для подростков авторитет учителя и родителей как бы уравновешивался, дополняясь авторитетом сверстников, то для старшеклассника авторитет отдельного учителя — предметника дифференцируется от авторитета Школы.

Возрастает авторитет родителей, которые участвуют в личностном самоопределении старшеклассника.

Старшеклассник включается в новый тип ведущей деятельности – учебно-профессиональную, правильная организация которой во многом определяет его становление как субъекта последующей трудовой деятельности, его отношение к труду.

Таким образом, ранняя юность – период стабилизации личности. В это время складывается мировоззрение. Поэтому для данного возраста характерны максимализм в оценках, упрямство и страстность в отстаивании своей точки зрения. С другой стороны это период установления первоначальных жизненных планов, целей, стратегий будущего.

Центральными новообразованием периода становится профессиональное и личностное самоопределение.

7. 7 Кризис юношеского возраста

Кризис юношеского возраста напоминает кризисы одного года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а, следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.

У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей).

Литература по теме 7

Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия /сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. — М.: «Академия», 1999.

Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4 — М. , 1984.

Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. — 2-е изд., — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 464 с.

Дубровина И.В. Психологическое здоровье школьников. Практическая психология образования. – М., 1998.

Карандашев Ю.Н. Психология развития. Введение. – Минск, 1997.

Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие).- М., 1991.

Кон И.С. Введение в сексологию. – М.,1990.

Кон И.С. Психология ранней юности.- М., 1989.

Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер. 1999.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – М., 1996.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения, — М., 1986.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.- М., 1983.

Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики: Пер. с англ. – СПб.,1997.

Мотков О.И. Психология самопознания личности: Практическое пособие. М.,1993.

Мухина В.С. Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М., 1998.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1999

Психология. Учебник./ Под ред. А.А. Крылова. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1999.

Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. — М., 1994.

Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2000.

Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности. /Архетип — 1995 — №1.

Эриксон Э.Г. Идентичность: юность и кризис. (Пер с англ.) – М., 1996.

Психология и психопатология ранней юности

Как можно заметить, объектами изучения детской психологии являются психическое развитие, душевная жизнь ребенка, причем мальчик это или девочка — не столь важно, и лишь в подростковом периоде, а более явно в периоде ранней юности начинают проявляться половые психологические различия. Очень четко эти различия выявляются в процессе формирования самосознания и образа «Я», поэтому логичным будет параллельный разбор этих психологических феноменов юношеского возраста.

Центральным психологическим процессом развития самосознания в периоде ранней юности является формирование личной идентичности — чувства индивидуальной самотождественности, преемственности и единства. К настоящему времени в психологии принято выделять четыре этапа развития идентичности, измеряемые степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения молодого человека:

  1. «Неопределенная, размытая идентичность» характеризуется тем, что индивид еще не выработал четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности.
  2. «Досрочная, преждевременная идентификация» имеет место, если индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пережитого кризиса, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру и авторитету.
  3. Для этапа «моратория» характерно то, что индивид находится в процессе кризиса самоопределения, выбирая свой, единственный вариант развития.
  4. Этап «зрелой идентичности» характеризуется завершением кризиса; индивид переходит от поиска себя к самореализации.

Психологические половые различия проявляются у юношей и девушек именно в сфере самосознания. Если судить по самоописаниям, то девушки гораздо чаще юношей озабочены тем, что о них думают другие, значительно более ранимы, чувствительны к критике, насмешкам и т.д.

Девушки раньше, чем юноши, начинают вести дневники, чаще делают записи, и, самое главное, девичьи дневники отличаются большой интимностью — это описание и анализ чувств и переживаний, особенно любовных, и постоянный разговор с собой и о себе. Юношеские дневники более разнообразны и предметны, в них отражаются прежде всего интеллектуальные увлечения и интересы авторов, их практическая деятельность. Эмоциональные переживания описаны гораздо более сдержанно.

Самосознание и самооценка юношей и девушек зависят от стереотипных представлений о том, какими должны быть мужчины и женщины, а эти стереотипы, в свою очередь, производны от исторически сложившихся в том или ином обществе дифференциаций половых ролей. Согласно словесным самоотчетам, женщины обычно выглядят более тревожными и чаще испытывающими страх, чем мужчины. В то же время объективные (с помощью электрофизиологических приборов) исследования эмоциональных реакций в стрессовых ситуациях показывают, что половые различия невелики. Вероятно, здесь имеет место влияние традиционной мужской роли, запрещающей мальчику испытывать страх, в связи с чем юноши подавляют или утаивают часть своих чувств, не соответствующих идеалу мужественности, тогда как девушки говорят о них открыто.

Юноши склонны считать себя более сильными, энергичными, властными и деловыми, чем девушки, при этом они нередко переоценивают свои способности и положение среди сверстников, не любят признавать свои слабости. Девушки более самокритичны и чувствительны. Характерно, что юноши, притворяясь, в отличие от девушек, безразличными к реакции окружающих, в то же время значительно больше хвастаются и рисуются ради внешнего эффекта.

Вышеприведенные различия психической деятельности юношей и девушек далеко не полны, но в то же время они составляют основные психологические механизмы полоролевого поведения, знание которых, несомненно, способно помочь врачу и клиническому психологу в работе с подростками и молодыми людьми.

Еще одной очень важной чертой юношеского возраста является появление и развитие очень интенсивных эмоциональных отношений, крайне необходимых для формирования полноценной личности. К этим феноменам эмоционального развития в первую очередь следует отнести дружбу и любовь.

Проблеме юношеской дружбы посвящены многочисленные психологические исследования, в которых безоговорочно признается, что наряду с развитием товарищеских отношений юношеский возраст характеризуется напряженным поиском дружбы как избирательной, прочной и глубокой эмоциональной привязанности.

Потребность в общении, втором «Я», вероятно, самая важная потребность в ранней юности. «Первое чувство, к которому восприимчив заботливо воспитанный юноша, — это не любовь, а дружба», — писал Руссо. Желание иметь верных друзей неизменно открывает список важнейших жизненных ценностей 15-17-летних, часто опережая любовь. В основе юношеской тяги к дружбе — страстная потребность в понимании другого и себя другими, потребность в самораскрытии. Эта потребность, тесно связанная с ростом самосознания, появляется уже у подростков и резко усиливается в юношеском возрасте.

В основе юношеской дружбы лежат общие духовные интересы и потребность в понимании в отличие от подростковой, где основными являются потребность во взаимопомощи и увлеченность каким-то видом труда. К особенностям юношеской дружбы следует отнести ориентацию на ровесника. Желание иметь старшего или младшего друга встречается у юношей реже.

Для юности типична идеализация друзей и самой дружбы. Представление о друге в этом возрасте значительно ближе к идеальному «Я» испытуемого, к его нравственному и человеческому идеалу, нежели к его представлению о собственном «Я».

В юности дружба занимает первое место в ряду других межличностных отношений, опережая по степени психологической близости отношения с родителями. Друг является единственным человеком, от которого юноша ждет оценок более высоких, чем его собственная самооценка. Это можно считать косвенным указанием на то, что одна из главных функций юношеской дружбы — поддержание самоуважения личности.

Следует отметить, что в юношеской дружбе, так же как и в процессе развития самосознания, отчетливо проявляются половые особенности. Потребность в интимной дружбе возникает у девушек на полтора-два года раньше, чем у юношей, да и сама девичья дружба более эмоциональна. Критерии дружбы у девушек тоньше, девушки чаще испытывают дефицит интимности. Мотив понимания в определении дружбы выражен у девушек во всех возрастах сильнее, чем у юношей. Девочки имеют в среднем меньше друзей своего пола, чем мальчики, а те, у кого несколько близких подруг, предпочитают встречаться не сразу со всеми, а порознь. В общении с подругами у девушек сильнее звучат интимные темы.

Эти различия являются не просто половыми, а половозрастными. Дело в том, что девушки раньше созревают, у них раньше появляются сложные формы самосознания, а, следовательно, и потребность в интимной дружбе. Для юноши-старшеклассника важнейшей референтной группой еще остаются сверстники своего пола. У девушек же этот тип общения уже позади — в качестве идеального друга они все чаще выбирают юношу, и в их круге общения значительно больше юношей, причем более старшего возраста.

Следует признать, что смешанная, разнополая дружба в юности существенно отличается от однополой, а слово «дружба» часто является лишь замаскированным названием зарождающейся любви. В юности дружба занимает столь важное положение потому, что она складывается, когда у человека нет еще ни собственной семьи, ни профессии, ни любимой. С появлением новых, «взрослых» привязанностей дружба постепенно утрачивает свое привилегированное положение. Если в начале юности дружба оттесняет родительское влияние, то затем ей самой приходится потесниться, чтобы дать место новым привязанностям.

Таким образом, в развитии личностных отношений есть свои закономерности. Один вид отношений подготавливает другой, более сложный и постепенно уступает ему место. Именно юношеская дружба, казавшаяся вечной, пронизанная высочайшим эмоциональным напряжением, через год-другой начинает слабеть, потребность юноши искать в друге не столько собеседника, сколько свое психологическое зеркало или двойника, снижается, и друзья расходятся согласно собственным влечениям, каждый своим неповторимым жизненным путем.

Юношеская любовь имеет свои особенности, среди которых, в первую очередь, отмечается разобщенность чувственно-эротического и нежного влечений, отмеченная Фрейдом. Потребности в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротического желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты.

По образному выражению одного ученого, мальчик не любит женщину, к которой его влечет, и его не влечет к женщине, которую он любит. Эта разобщенность особенно типична для мальчиков. У многих из них бурный темп полового созревания опережает развитие тонких коммуникативных чувств, включая способность к сопереживанию. Здесь также сказывается влияние традиционного стереотипа маскулинности, согласно которому мужчина подходит к женщине с «позиции силы».

Девочки, которым «сила» не предписана, озабочены тем, что вынуждены скрывать свои увлечения, оберегая свои достоинство и репутацию. Разрешение этих внутренних противоречий во многом зависит от того, как складываются взаимоотношения подростков в более широком кругу общения. Психологическая близость вначале легче достигается с человеком своего пола, хотя в целом девушки чувствуют себя в общении с юношами более свободно и уверенно. Это связано, видимо, не только с разницей в темпах созревания, но и с тем, что юноши строже, чем девушки, разграничивают любовь и дружбу.

Крайне важным в развитии психики человека является становление морального самосознания. На сегодняшний день наиболее общей, подвергавшейся экспериментальной проверке во многих странах, является когнитивно-генетическая теория морального развития личности американского психолога Лоренса Колберга. Развивая идеи Ж. Пиаже и Л.С.Выготского о том, что развитие морального сознания ребенка идет параллельно с его умственным развитием, Колберг выделяет в нем несколько фаз:

  1. «Доморальному уровню» соответствуют следующие стадии:
    1. когда ребенок слушается, чтобы избежать наказания,
    2. когда ребенок руководствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды (послушание в обмен на какие-то блага и поощрения).
  2. «Конвенциональной морали» соответствуют стадии:
    1. модель хорошего ребенка, движимого желанием одобрения со стороны значимых других и стыдом перед их осуждением,
    2. установка на поддержание существующих порядка и правил (хорошо то, что соответствует правилам).
  3. «Автономная мораль» переносит моральное решение внутрь личности. Она открывается стадией:
    1. когда подросток осознает относительность и неустановленность нравственных правил, требует их логического обоснования, усматривая таковое в принципе полезности.
    2. На стадии релятивизм сменяется признанием существования некоторого высшего закона, выражающего интересы большинства.
    3. Лишь после этого формируются устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью, безотносительно к внешним обстоятельствам и рассудочным соображениям.

Таким образом, следует отметить, что знание особенностей становления морального сознания ребенка в значительной степени способствует построению правильного педагогического и лечебного процессов и позволяет избегать возникновения детских и подростковых психогенных нарушений.

Ранний подростковый возраст (9–13 лет) = изменение к худшему

Как более подробно описано в моей книге о подростковом возрасте «Выживание вашего ребенка в подростковом возрасте» , начальный этап подросткового возраста, ранний подростковый возраст, может оказаться трудной адаптацией для родителей, поскольку они внезапно увидеть, как их ребенок меняется к худшему.

Нежелательная трансформация обычно начинается в конце начальной школы, а практически у всех молодых людей — в средней школе. Какая потеря! Родители никогда больше не будут иметь своего сына или дочь как милого, обожающего и очаровательного «ребенка».

Сначала приходит дезорганизация с разочаровывающей (для родителей) потерей внимания; затем отрицательное отношение с его перечислением критических замечаний и жалоб; затем идет бунт с его активным и пассивным сопротивлением; а затем начинается раннее экспериментирование с его проверкой пределов, чтобы увидеть, что может сойти с рук.

Родители не должны принимать эти нежелательные изменения на свой счет. Эти изменения в поведении не отражают действий, которые ребенок предпринимает, чтобы намеренно расстроить родителей. Это действия, которые ребенок совершает для себя, чтобы отделиться от детства и начать путь к большей свободе и независимости. Поставьте других родителей на свое место, и ваш ребенок в той или иной степени все равно будет проходить ту же трансформацию. Рассмотрим эти фазы по очереди.

Фаза первая: Дезорганизация

Первое, что родители обычно замечают, так это снижение умственных способностей у ребенка. Теперь молодой человек становится более неорганизованным, рассеянным, забывчивым, неряшливым, склонным к блужданию внимания и к потере и утере вещей.

Как однажды папа поэтично описал это: «Как будто у грузовика оторвались колеса». Ребенок, который раньше был компетентен, когда дело доходило до выполнения обязанностей и сохранения постоянного внимания и направления, кажется, все больше теряет эффективный самоконтроль, отклоняясь на всем жизненном пути.

Что происходит? «У нашего ребенка СДВГ или СДВГ?» — спросила мать, обеспокоенная этим всплеском импульсивности и сниженной способностью долго концентрироваться на чем-то одном. В большинстве случаев ответ «Нет». Оставив детство позади, девочка или мальчик обнаруживает, что старая система самоуправления, которая работала в то более простое, защищенное время, недостаточна для того, чтобы справиться с более сложным миром подросткового возраста, который сейчас начался. Вот почему средняя школа кажется такой сложной и пугающей по сравнению с начальной школой. Для родителей сейчас не время расстраиваться, раздражаться, злиться, критиковать или наказывать молодого человека за все эти промахи; настало время научить подростка развивать новые навыки самоуправления, чтобы справиться с требованиями следующей фазы роста.

Они должны помочь молодому человеку создать умственную и физическую организационную систему для управления этой новой сложностью. Они должны напоминать, проверять и контролировать, обучая раннего подростка управлять собой так, как это работает. Это требует практики, и чем терпеливее, настойчивее и последовательнее родители, тем быстрее будут усвоены необходимые новые навыки.

Вторая фаза: «Плохое отношение»

Примерно в это же время родители замечают следующее негативное отношение — рождение «плохого отношения», как его часто называют родители. Что случилось с ребенком, который все время был полон положительной энергии и с которым было приятно жить? Теперь, кажется, произошел поворот к худшему. Это похоже на то, как будто кто-то отключил молодого человека, и вся его или ее положительная энергия, необходимая для каких-либо действий, была высосана.

Он вступил в стадию того, что один из родителей поэтично назвал «неуклюжестью развития». Кажется, что все, чего хочет ранний подросток, это лежать и жаловаться на то, что ему нечего делать. Но когда родители предлагают какую-нибудь работу по месту, которое нужно сделать, подросток просто сердится: «Ой, оставьте меня в покое, вы не понимаете, я слишком устал!» Потом звонит друг, и он выходит за дверь.

Устали от чего? Ничегонеделания, скуки, разочарования, незнания, что с собой делать. Он знает, чего он не хочет делать, но у него нет четкого представления о том, что он хочет делать. Когда дело доходит до мотивации и направления, он едет впустую, и ему это не нравится.

Теперь, когда положительная энергия уходит, отрицательная энергия начинает накапливаться. Внезапно, это как иметь критика в семье. Он критически относится к позитивным предложениям, к семейным мероприятиям, к другим членам семьи и к тому, что родители часто не замечают, — к самому себе: «Я ненавижу быть просто ребенком!»

Кажется, он настроен отвергнуть все и всех. Почему? Из-за того, что он отвергает ребенка, которым был, отвергая самого себя и злясь на это неприятие, он превращает гнев по поводу самоотречения в критику окружающих. Что особенно привлекает его гнев, так это родительские требования и ограничения, правила и запреты, которые теперь стоят на пути увеличения свободы, к которой он стремится. Так развивается чувство обиды, щепка на плече: «Что дает тебе право указывать мне, что я могу и не могу делать? Ты не хозяин мира!»

Но родители — хозяева его мира, и теперь ему это не нравится. В детстве он не особо возражал против их авторитета, но как ранний подросток, желающий больше свободы для роста и возможности стать другим, но еще не зная, как достичь этих целей, он возмущается их направлением и противодействием.

Рождение «плохого отношения» начинается в раннем подростковом возрасте, потому что люди не меняются, если они недовольны тем, кто они и какие они. И ранний подросток неудовлетворен развитием. Он больше не хочет, чтобы его определяли и относились к нему как к ребенку.

Это изменение отношения, которое обеспечивает мотивацию для начала подросткового возраста, может совпадать с половым созреванием, но не обязательно. Когда это происходит, высвобождение гормонов роста только делает процесс более эмоционально интенсивным и неотложным. В раннем подростковом возрасте начинается отрыв от детства и желание действовать по-взрослому. Половое созревание, развитие половой зрелости, которое обычно начинается в раннем подростковом возрасте, усложняет поиск более старой идентичности, поскольку также начинается путешествие к юношеской зрелости и юной женственности.

Фаза третья: Восстание

Люди не бунтуют без уважительной причины, и теперь негативное отношение вызвало у подростка адекватную обиду. Теперь возмущение по поводу «слишком опекающих» ограничений и «несправедливого» обращения со стороны родителей используется для оправдания возражений против их требований.

Восстание в первую очередь не против родителей. На самом деле она направлена ​​против старого уступчивого и зависимого определения ребенка. Чтобы перерасти это определение, подросток восстает из детства. Ранний подростковый бунт — это оппозиция старому самоопределению, разыгрываемая против родителей ради трансформации.

Бунт принимает две формы в раннем подростковом возрасте: пассивное и активное сопротивление. Активное сопротивление связано с дебатами и неповиновением. Пассивное сопротивление связано с прокрастинацией и задержкой. Чем более волевой ваш ребенок, тем больше сопротивления каждого типа вы, вероятно, получите. В конечном счете, оба вида сопротивления служат одной и той же потребности роста: помочь подростку собраться с силами, чтобы измениться.

И сопротивление работает. В какой-то степени в некоторых случаях родители будут слишком рассеяны или слишком утомлены, чтобы выполнять требования. Они позволят сопротивлению подростка оттолкнуть их на какое-то время или полностью. Тогда «больше свободы» становится названием обретенной подростковой силы.

Активно сопротивляясь, ранний подросток выражает больше несогласия и жалоб на родительские требования, ставит под сомнение правильность правил и родительское право устанавливать правила и бесконечно спорит почти обо всем ради спора. «Это похоже на то, что мы обучаем судебного адвоката», — жалуются родители, уставшие от непрекращающихся устных вызовов их авторитету.

Пассивно сопротивляясь, ранний подросток будет откладывать обязательства и просьбы до тех пор, пока ему не потребуются повторные напоминания, чтобы молодой человек делал то, что от него требовалось или велели. «Я буду, через минуту!» она обещает. Но к настоящему времени родители знают, что подростковая минута может растянуться на час с лишним. — Мойте посуду сейчас же! — раздраженно командуют они. — Ну, не надо об этом расстраиваться! — возражает подросток и, наконец, делает то, о чем его просили, но не полностью. Она не пользуется мылом. И родитель возвращается к исходной точке.

Что происходит? Это компромисс, называемый задержкой. Это похоже на то, как подросток говорит: «Вы можете сказать мне, что, а я скажу вам, когда. Когда я наберусь достаточно «когда», я сделаю то, что вы хотите — частично». Требуется сила родительской настойчивости (надзор или ворчание), чтобы сломить это сопротивление: «Я буду следить за тобой, и за тобой, и за тобой, пока не будет выполнено то, о чем я просил».

Фаза четвертая: Ранние эксперименты

С новой свободой, полученной благодаря бунту, у раннего подростка теперь есть возможность экспериментировать с большим риском, узнавать о запретном и проверять пределы, чтобы увидеть, что ему сойдет с рук . В то время как негативное отношение было связано с накоплением мотивации к изменению, а бунт — с накоплением силы для изменения, раннее экспериментирование — с накоплением опыта для изменения, опыта, лежащего вне запретов, установленных родителями и другими социальными властями. прописали.

«Какие правила тверды, а какие нет?» Вот вопрос, на который хочет ответить ранний подросток. Единственный способ выяснить это — провести некоторые тесты на предельные значения, чтобы увидеть, что ему сойдет с рук. Там, где не происходит неблагоприятных последствий, это место, где, по-видимому, допускается больше социальной свободы. Чем больше незаконной свободы позволяется раннему подростку, тем более невнимательным он становится к социальным правилам.

Это возраст, когда можно начинать экспериментировать с пробными веществами, особенно ингалянтами, табаком и алкоголем. Это возраст, когда можно начинать экспериментировать с невыполнением домашних заданий — «забыл», «делал в школе», «сделаю утром», «не было». И это возраст, когда могут произойти три распространенных вида социальных нарушений: розыгрыш, вандализм и магазинная кража. Воровство в магазине не связано в первую очередь с получением желаемого; речь идет о том, чтобы увидеть, что может сойти с рук — риск, как правило, в компании друзей.

Некоторые родители списывают это раннее экспериментирование как невинное озорство и на этом заканчивают, но такая вседозволенность — плохая идея. Для родителей лучше замкнуть петлю ответственности, заставив своего раннего подростка столкнуться с последствиями того, что он сделал, — встретиться с жертвой и признаться, услышать эмоциональную реакцию жертвы на то, что было сделано, устранить любой нанесенный ущерб и сделать что-то вроде реституции. Пусть нарушения исчезнут, и, скорее всего, последуют худшие ограничения и нарушения правил.

Родители, не теряйте веру в фундамент семейных ценностей, заложенных вами в детстве, только потому, что ваш младший подросток, кажется, отвергает их сейчас через невнимание, критику, бунт и экспериментирование, веря и ведя себя не так, как вы учили. Эти различия носят скорее пробный характер, чем конечный, временно принятый для экспериментального и развивающего использования. Держитесь своих правил и ценностей. Во взрослом возрасте ваш сын или дочь вернут себе большую часть этих ранних знаний и в конечном итоге будут больше похожи на вас, чем отличаться от них.

Дополнительную информацию о воспитании подростков см. в моей книге «Выживание вашего ребенка в подростковом возрасте » (информация здесь).

Запись на следующей неделе: Подростковый возраст (13-15 лет): Стремление к свободе.

Ранний подростковый возраст | MU Extension

Lynn Blinn Pike

Human Development and Family Studies Extension

Посмотрите на карикатуру и подумайте над этими вопросами. Вы когда-нибудь чувствовали себя как эти родители? Что чувствуют родители в мультфильме? Подросток? Что это на самом деле говорит о подростках в нашем обществе?
 

Все родители переживают решающий момент, когда их любящий, милый, ласковый ребенок за одну ночь превращается в капризный сгусток бушующих гормонов. Родители, готовые к этим изменениям, с большей вероятностью расслабятся и признают, что ребенок перешел в ранний подростковый возраст.

Хотя этот переход индивидуален для каждого ребенка, ранний подростковый возраст обычно определяется как период между 10 и 15 годами. Ранний подростковый возраст — это время между детством и юностью, а подростковый возраст — это время между детством и взрослой жизнью.

С одной ногой в детстве, а другой с подростковым возрастом, ранний подросток сталкивается с набором изменений, которые могут быть пугающими и сбивающими с толку. Ни в какой другой период жизни человека, кроме младенчества, не происходит столько изменений за столь короткий промежуток времени. Изменения происходят в физическом росте и силе, мышлении и рассуждениях, чувствах и эмоциях, а также в отношениях с семьей и друзьями раннего подростка. Когда родители понимают, почему ранние подростки ведут себя так, как они себя ведут, им легче расслабиться и сохранить чувство юмора в этот критический для их ребенка переходный период.

Рост

Несмотря на то, что девочки начинают взрослеть примерно на год раньше, чем мальчики, обе они испытывают два связанных типа физических изменений в раннем подростковом возрасте: резкий всплеск роста и половое развитие. У девочек скачок роста обычно начинается в 10 лет, достигает пика в 11 лет и завершается к 15 годам. У мальчиков скачок роста обычно начинается в 11 лет, достигает пика в 13 лет и завершается к 15 годам. у младших подростков даже меняются размеры и функции глаз! Что касается полового созревания, у ранних подростков развиваются так называемые вторичные половые признаки. Для девочек к ним относятся менструация, развитие груди и рост волос на теле. У мальчиков к ним относятся развитие яичек, изменение размера голосовых связок, приводящее к огрублению голоса, и оволосение тела.

Несмотря на то, что в раннем подростковом возрасте есть несколько очень легко узнаваемых стадий, каждый человек проходит уникальный путь к взрослой физической зрелости. Некоторых называют ранними разработчиками, а некоторых — поздними разработчиками. Раннее или опоздание может быть стрессом для подростков по сравнению со временем развития их друзей. Взрослые должны напоминать младшим подросткам, что к 16–17 годам различия в развитии, связанные со сроками, нивелируются.

Мышление

По мере того, как люди переходят от детства к юности, они переходят от конкретного к абстрактному мышлению. Конкретные мыслители видят проблемы только как «да» или «нет», или «черное» и «белое». Они разочаровываются, когда сталкиваются с проблемами или моральными дилеммами с несколькими решениями или без единого правильного ответа. Те, кто мыслит абстрактно, могут видеть несколько способов решения проблемы, с удовольствием рассматривают вопросы «что, если» и могут представить результаты в будущем.

Чувства

Ранние подростки испытывают сильные и неустойчивые чувства. По крайней мере, отчасти из-за изменений в гормонах они превращаются из глупых, счастливых и жизнерадостных в замкнутых, ворчливых и грустных. Они очень легко смущаются и чрезмерно озабочены тем, как они выглядят. Больше всего их волнует вес, кожа, рост и общая форма тела.

Взрослые предполагают, что ранние подростки чувствуют себя хорошо, когда они одни в своих комнатах, слушают музыку или просто мечтают. Однако, когда исследователи попросили подростков описать свои чувства, когда они одни, результаты показали, что они чувствуют себя грустными, подавленными, подавленными и одинокими. Они могут быть одни, но они прокручивают в уме многие события дня и критически относятся к тому, как они действовали и что говорили. Они могут снова и снова повторять то, что они сказали милому мальчику или девочке, которые сидят рядом с ними в классе. Или они могут пытаться определить, почему друг сказал им конкретное предложение или фразу. Чем больше они переживают из-за этих событий, тем более депрессивными они становятся. У них не развита толстая кожа, которая позволяет взрослым игнорировать тривиальные и менее значимые события в их жизни.

Взаимоотношения

Вышеперечисленные темы (рост, мышление и чувства) связаны с тем, как подростки относятся к себе и к тем отношениям, которые у них складываются с окружающими людьми. Отношения с друзьями становятся чрезвычайно важными для раннего подростка, потому что друзья обеспечивают поддержку от других людей, переживающих тот же жизненный этап. К друзьям прислушиваются, чтобы получить совет о родителях, одежде, занятиях, музыке, парнях или девушках. Дружба может быть развита через участие в школах, сообществах или церковных мероприятиях. Спорт может служить способом познакомиться и завоевать уважение друзей.

Ранние подростки часто нервничают и беспокоятся из-за вновь обретенного интереса к противоположному полу и предпочитают проводить время в группах. Хотя ранние подростки могут заявлять о своей независимости в выборе друзей, одежды, музыки и т. д., им все же необходимо чувствовать, что их родители любят, поддерживают и готовы поговорить с ними. Одна мать написала:

«Мой 12-летний сын находится в стадии противоречий. Он говорит: «Отведите меня в торговый центр, но не позволяйте никому из моих друзей видеть, как вы меня подвозите»… «Я очень хочу отправиться в семейное путешествие, но я буду очень скучать по своим друзьям»… «Мне нужны объятия мамы и папы, но только тогда, когда никого нет рядом».

Исследования показали, что больше всего подростки боятся потерять родителей. Когда младших подростков попросили написать о том, что они думают о своих матерях, результаты показали, что:

  • Матери по-прежнему были самыми важными людьми в их жизни
  • Споры с матерями считались «нормальными» для подростков и быстро забывались
  • Матери считались источником утешения и поддержки

Следующие цитаты показывают сложные, но положительные чувства, которые эти девятиклассники испытывали к своим матерям.

  • «Я люблю свою маму больше всего на свете.»
  • «Мы с мамой неплохо ладим. Иногда мы ссоримся, но кто не ссорится со своей мамой.»
  • «Не знаю, что бы я делал без мамы.»
  • «Я очень люблю свою маму — в субботу мы ходили по магазинам, и она купила мне новую одежду.»
  • «Я все еще люблю свою маму. Даже несмотря на то, что она не хочет, чтобы я получал права на мотоцикл до 16 лет.»
  • «Хотя мы с мамой иногда ссоримся, вчера она помогла мне пережить мою болезнь, и я рад, что она у меня есть.»
  • «В некоторые дни моя мама была бы довольно крутой, в другие дни она была бы ужасна. Сейчас она в порядке.»
  • «Она хорошо ко мне относится, но сильно меня бесит, так что я не знаю точно, что я чувствую, но знаю, что это хорошо.»
  • «Моя мама в последнее время много занимается моим делом. Я люблю ее, но хочу, чтобы она успокоилась.»

Посмотрите на карикатуру и подумайте о том, как она показывает рост, мышление, чувства и отношения подростка.
 

Советы родителям

Даже когда кажется, что растить раннего подростка становится все труднее — когда споры об одежде, друзьях, музыке и т. д. усиливаются — родители должны помнить несколько простых фактов.

  • Ваш ребенок может не признавать этого, но вы самый важный человек в его или ее жизни ранний подростковый возраст
  • Раздражающее или разочаровывающее поведение вашего ребенка является нормальным явлением и пройдет, потому что под волосами с шипами, мешковатыми брюками или необычными украшениями скрывается личность, которая расцветет и станет зрелым, заботливым взрослым
  • Ваш дом может быть «безопасным местом» для ребенка, где он или она чувствует себя комфортно, спокойно, принимается и может свободно выражать свое мнение.
  • Ваш ребенок быстро вырастет. Извлеките максимальную пользу из раннего подросткового возраста, признав, что ваш ребенок никогда больше не будет в этом возрасте

Джуди Форд написала книгу о том, как любить своего подростка, даже когда это кажется невозможным. Она разделила свою книгу на три темы: безмятежность, дух и безопасность. В главе о безмятежности она рекомендует:

  • Смеяться над непоследовательностью в поведении вашего подростка
  • Молчать и улыбаться
  • Охотно мириться… решить простить вашего подростка, когда он или она причинили вам боль

В главе о духе она рекомендует: возможность пообщаться вместе

  • Попробуйте играть в игровой форме… знайте, когда можно развеселиться
  • Проявите искренний интерес, не беря на себя ответственность
  • В главе о безопасности она рекомендует:

    • Верьте в них полностью
    • Договаривайтесь… договаривайтесь… договаривайтесь
    • Смело отпускайте

    Ссылки

    • Ames, N.L. (1994). Изменение средних школ: как заставить школы работать для молодых подростков, Джосси-Басс: Сан-Франциско.
    • Бенсон, П.Л. (1997). Все дети — наши дети: что должны сделать сообщества, чтобы воспитать заботливых и ответственных детей и подростков, Джосси-Басс: Сан-Франциско.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *