39. Связь мышления и речи.
Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы ее и формируем, т.е. создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается. Таким образом, между речью и мышлением существует не тождество, а единство; в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь; речь и мышление возникает у человека в единстве на основе общественной практики.
Мышление человека органично связано с мышлением и языком, при этом необходимо отличать язык от речи. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь – индивидуальна.
Язык – это система условных символов, с помощью которых передается сочетание звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.
Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующие им система письменных знаков.
Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться независимо от конкретного человека, по законам не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. Связующим звеном между языком и речью выступает значение слова, поскольку оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаются другим людям, сопереживаются.
Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.
Аффекты – это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец.
Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).
www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии
Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.
Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.
Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.
Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.
Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения
Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.
Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.
Специфика конфликтов в образовательных процессах
В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.
Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.
Современная психология: ее задачи и место в системе наук
В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.
Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.
Методы психологии
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.
Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа
Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.
Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.
Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном
Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.
Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.
Проблема психодинамического диагноза
Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.
Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.
Психологическая профилактика конфликтов в коллективе
Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.
Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.
Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.
Четыре элемента процесса убеждения
Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.
Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.
Повышение уровня сознания. Насколько это важно?
Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.
Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.
Можем ли мы думать, не используя язык?
Когда вы покупаете по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает. Что происходит у нас в голове, когда мы думаем? (Изображение предоставлено: цифровое искусство через Getty Images)Люди выражали мысли с помощью языка в течение десятков (или, возможно, сотен) тысяч лет. Это отличительная черта нашего вида — настолько, что ученые однажды предположили, что способность к языку была ключевым отличием между нами и другими животными. И мы интересовались мыслями друг друга столько, сколько могли говорить о них.
«Вопрос типа «пенни за ваши мысли», я думаю, так же стар, как человечество», — сказал Live Science Рассел Херлберт, психолог-исследователь из Университета Невады в Лас-Вегасе, изучающий, как люди формулируют мысли. Но как ученые изучают отношения между мыслью и языком? И можно ли думать без слов?
Ответ, на удивление, да, несколько десятилетий исследований нашли. Исследования Херлберта, например, показали, что у некоторых людей нет внутреннего монолога 9.0010 — это означает, что они не разговаривают сами с собой, как ранее сообщала Live Science. И другие исследования показывают, что люди не используют языковые области своего мозга при работе над бессловесными логическими задачами.
Однако на протяжении десятилетий ученые думали, что ответ отрицательный — разумное мышление тесно связано с нашей способностью составлять предложения.
«Одним из известных утверждений является то, что язык в основном появился, чтобы позволить нам думать более сложные мысли», — сказала Live Science Эвелина Федоренко, нейробиолог и исследователь из Института Макговерна Массачусетского технологического института. Эту идею отстаивали легендарные лингвисты, такие как Ноам Хомский и Джерри Фодор, в середине 20-го века, но в последние годы она начала терять популярность 9.
0009 Сообщено в журнале Scientific American .Новые данные побудили исследователей пересмотреть свои старые предположения о том, как мы думаем и какую роль играет в этом процессе язык.
«Несимволизированное мышление» — это тип познавательного процесса, который происходит без использования слов. Херлберт и его коллега ввели этот термин в 2008 году в журнале Consciousness and Cognition , после проведения десятилетий исследований, чтобы убедиться, что это реальное явление, сказал Херлберт.
Изучение языка и познания общеизвестно сложно, отчасти потому, что это действительно трудно описать. «Люди используют одни и те же слова для описания очень разных внутренних переживаний», — сказал Херлберт. Например, кто-то может использовать похожие слова для описания визуальной мысли о параде розовых слонов, как если бы они описали свой невизуальный внутренний монолог, ориентированный на розовых слонов.
Еще одна проблема заключается в том, что распознать мысль, свободную от языка, бывает непросто. «Большинство людей не знают, что они занимаются несимволическим мышлением, — сказал Херлберт, — даже те, кто часто этим занимается».
А поскольку люди настолько захвачены собственными мыслями и не могут получить прямой доступ к разуму других, может возникнуть соблазн предположить, что мыслительные процессы, происходящие в наших собственных головах, универсальны.
Однако некоторые лаборатории, такие как лаборатория Федоренко, разрабатывают более совершенные способы наблюдения и измерения связи между языком и мышлением. Современные технологии, такие как функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) и микроскопия, дают исследователям довольно хорошее представление о том, какие части человеческого мозга соответствуют различным функциям; например, ученые теперь знают, что мозжечок контролирует равновесие и осанку, а затылочная доля обрабатывает большую часть зрительной обработки. И внутри этих более широких долей нейробиологи смогли аппроксимировать и нанести на карту более конкретные функциональные области, связанные с такими вещами, как долговременная память, пространственное мышление и речь.
Исследование Федоренко учитывает такие карты мозга и добавляет активный компонент.
Родственные загадки
«Если язык имеет решающее значение для рассуждений, то должны быть некоторые совпадения нейронных ресурсов, когда вы участвуете в рассуждениях», — предположила она. Другими словами, если язык необходим для мышления, области мозга, связанные с обработкой речи, должны активироваться всякий раз, когда кто-то использует логику для решения проблемы.
Чтобы проверить это утверждение, она и ее команда провели исследование, в ходе которого участникам дали решить логическую задачу без слов, например решить головоломку судоку или немного по алгебре. Затем исследователи просканировали мозг этих людей с помощью фМРТ-машины, пока решали головоломку. Исследователи обнаружили, что области мозга участников, связанные с речью, не загорались, когда они решали задачи; другими словами, они рассуждали без слов.
Исследования, подобные исследованиям Федоренко, Херлберта и других, показывают, что язык не является существенным для человеческого познания, что является особенно важным открытием для понимания некоторых неврологических состояний, таких как афазия . «Можно как бы убрать языковую систему, и многие рассуждения могут продолжаться нормально», — сказал Федоренко. Однако «это не значит, что с языком не будет проще», — отметила она.
Первоначально опубликовано в Live Science.
Джоанна Томпсон — научный журналист и бегунья из Нью-Йорка. Она имеет B.S. в зоологии и B.A. по творческому письму Университета штата Северная Каролина, а также степень магистра научной журналистики по Программе освещения науки, здравоохранения и окружающей среды Нью-Йоркского университета. Другие ее работы можно найти в журналах Scientific American, The Daily Beast, Atlas Obscura или Audubon Magazine.
Подумай, прежде чем говорить — Зарегистрированные психологи Glenora
Говорить, прежде чем подумать, — это вредная привычка, которая может навлечь на тебя неприятности и причинить вред в самых важных сферах твоей жизни. Отношения пострадают или закончатся, ваша карьера застопорится на уровне намного ниже ваших талантов, и самое главное, у вас будет мало уверенности в себе.
Ваша речь формирует вашу жизнь. Снова и снова вы оказываетесь в ситуациях, когда результат зависит от того, что вы говорите и как вы это говорите. Ваши слова — отражение того, кто вы есть. Если ваши слова доставляют вам неприятности, вы показываете другим самые худшие стороны себя. Вы представляете себя бездумным, небрежным или просто обидчивым.
Ваши слова не только вызывают положительную или отрицательную реакцию в окружающем вас мире; ваша речь влияет на ваше мышление и может изменить ход вашего будущего. Ваши слова — это способ подчеркнуть ваши мысли и укрепить их. Когда ваши слова резкие, негативные, невнимательные или осуждающие, акцент делается именно на этих аспектах вашего опыта. Вскоре у вас выработается привычка всегда сосредотачивать свои мысли на темной стороне жизни. Вы знаете, каким человеком это вас превратит – несчастным, депрессивным и подлым человеком, который видит только плохое, а не хорошее в других или в жизни.
Если вы говорите, прежде чем подумать о том, что собираетесь сказать, вы не тратите время на то, чтобы обдумать, какие слова вы будете использовать, что эти слова будут означать для другого человека или как они отнесутся к тому, что вы хотите сказать. говоря. Вы также не думаете о том, что эти слова говорят о вас как о человеке, или обо всех хороших вещах, на которых вы, возможно, не обращаете внимания.
Чтобы избавиться от привычки говорить, не думая, вы должны сначала принять тот факт, что вы должны контролировать свой язык. Вы несете ответственность за то, что исходит из ваших уст.
Далее, вы должны усердно тренироваться закрывать рот, как только вы его открываете. Я не шучу. Если у вас есть эта проблема, это означает, что вы реагируете на людей и ситуации вокруг вас, открывая рот и говоря. Вы не реагируете, думая. Когда вы закрываете рот, вы ломаете стереотип или привычку и берете ситуацию под свой контроль. Вы даете себе время сознательно ВЫБРАТЬ, что вы хотите сказать.
Третий шаг — сказать, что вы на самом деле имеете в виду. Это очень важно, и вы должны спросить себя, действительно ли вы готовы это сделать. Легко что-то выболтать, а потом сказать: «Ой, извините, я не подумал». К тому времени ущерб будет нанесен. На самом деле вы говорите, что вам слишком лень прикладывать усилия, чтобы обращать внимание на свои слова. Извиняться имеет смысл только в том случае, если впоследствии вы измените свое поведение. Спросите себя, готовы ли вы думать, прежде чем говорить, говорить то, что вы имеете в виду, стоять за своими словами и брать на себя ответственность за них.
Вот еще несколько идей, как придать силу своей речи и избежать неприятностей.
Не болтай слишком много. Чрезмерная бесполезная болтовня обычно является признаком нервозности или глупости. Прежде чем что-то сказать, спросите себя: «Правда ли это? Это любезно? Это необходимо?» Говорите, только если ответ на эти три вопроса ДА.
Избегайте разговоров на плохие, неприятные, деструктивные темы. Большая часть этого — просто форма сплетен, говорите ли вы о своих друзьях или событиях в мире. Вместо этого расскажите о хорошем, что вы видели или хотите испытать. Если вам нужно упомянуть что-то неприятное, используйте такт и мягкость, найдите что-то положительное, чтобы компенсировать отрицательное, и будьте кратки.