Психология ресурсы человека: Ресурс — Психологос

Содержание

Внутренние ресурсы человека — что это и как их сохранить

Статья

Внутренние ресурсы человека

Что такое внутренние ресурсы человека

Ресурсы в психологии — это то, на что мы можем опереться в сложных жизненных ситуациях. Эта та внутренняя сила, которая нас поддерживает в период усталости и спада жизненной энергии. Внутренние ресурсы наполняют нас в период отчаянья.

Психологические ресурсы личности бывают внутренние и внешние.

Внешние ресурсы– это то, что нас окружает, и чем мы можем воспользоваться для поддержки себя. Это разговор по душам с друзьями, приятное времяпровождение с родственниками, информация, деньги т.п.

Внутренние ресурсы личности – это все то, что есть «во мне», то, чем я могу воспользоваться в любое время и в любом месте. Это самоподдержка, опыт, положительные эмоции, способности и умение управлять собой, настрой и «фишки» в восприятии событий вокруг.

Внутренние и внешние ресурсы объединяются для нашей Психики в один общий психологический ресурс личности – важное топливо для движения по жизни.

Из его количества определяется наша самооценка, настроение, мотивация и конкретные действия в движении к своим целям.

Кто умеет восстанавливать ресурс и пользоваться им – тот владеет ценнейшей информацией для быстрого улучшения собственной жизни.


Как копятся внутренние ресурсы человека

У каждого есть свои источники силы – для кого-то это приятный вечер в кругу друзей, а для кого-то – уединение с природой. Но это про внешнее, то, что мы всегда можем дополучить, а вот с внутренним ресурсом все сложнее. Чем Взрослее личность, тем больше у нее внутреннего ресурса, потому что она:

  • Выдерживает свои границы;
  • Не обращает внимание на неконструктивную критику в свою сторону;
  • Умеет контролировать свои эмоции;
  • Понимает, чего хочет от жизни и строит реалистичные планы;
  • В отношениях разделяет принцип 50/50;
  • Знает, как получать желаемое в общении без конфликтов и обид и т.
    д.

Список можно продолжать еще долго. Благодаря этим навыкам, ресурс Взрослого расходуется постепенно, и он так же постепенно его восстанавливает через самопознание и приятные события, вещи.

Обратная ситуация складывается у людей в ролях треугольника Карпмана – У Жертвы, Спасателя и Преследователя. Они расходуют свой ресурс просто титаническими дозами и из-за этого им тяжело чувствовать себя стабильно, привести в порядок все сферы жизни.

Давайте подробнее поговорим о том, как каждая из ролей в психологии поддерживает свой ресурс.

Роль Жертвы

Человек в позиции Жертвы кажется беспомощным – у него ничего не получается и он не верит в свои силы. Он часто жалуется на жизнь, обижается, выглядит недовольным и уставшим. Кажется, что ресурса у него нет вообще.

Но это не так:

в роли Жертвы скрыт огромный ресурс, который человек просто не реализовывает, потому что не умеет с ним обращаться. Из-за того, что он не понимает, что с ним делать – он его просто сливает. Сливает в негативные мысли о мире и партнере, на пустые переживания и эмоции, жалобы и обиды.

Конечно, если так сливать энергию, то нужно ее и пополнять: Жертва делает это с помощью окружающих. Она черпает силы из общения со Спасателем: сетует на жизнь, плачется, а он включается в эту игру и делится ресурсом. Если Жертва нашла Спасателя – то тот будет стараться всячески ее утешить, помочь решить все проблемы, возьмет весь негатив на себя. Тогда Жертва «воспрянет духом» и на некоторое время отойдет в сторону, пока ей снова не понадобится энергия.

Частая ситуация: две подруги в разных ролях – Жертва и Спасатель. Жертва постоянно звонит Спасателю с просьбой помочь советом или делом, рассказывает о проблемах и хочет утешения. Спасатель в свою очередь не может отказать и «спешит» поделиться с ней ресурсом – дать ей выговорится, поднять настроение и поддержать. При этом, звонки всегда односторонние, а как только Жертва заканчивает свой рассказ – заканчивается и разговор.

А о чем еще говорить? Ресурс получен.

Немного по-другому складываются отношения Жертвы и Преследователя: обычно он «нападает» на Жертву и забирает у нее силы. Это необходимо для запуска следующего витка цикла, когда Жертва идет обратно к Спасателю.

Роль Спасателя

Спасатель – самая нересурсная роль. Она одновременно и «самая героическая» и самая болезненная, потому что Спасатель не копит свой ресурс – он все отдает другим. Так как он постоянно находится в проблемах окружающих, то ему некогда обратить внимание на себя: что ему нравится, чего хочет именно он. Он мало отдыхает, и единственный источник восстановления в данном случае – гордость за себя (я всем помог, я хороший) и те мелкие благодарности, которые он нет-нет да получает со стороны.

Помните пример с подругой-Жертвой выше? Вот так, к сожалению, Спасатель и теряет постоянно свой ресурс, то с одной «подругой», то с другой.

О том, как выйти из этого замкнутого круга – в конце статьи.

Роль Преследователя

Преследователь кажется самым ресурсным из этой тройки, но и у него есть проблема. Проблема заключается в том, что Преследователь не умеет выдерживать ресурсное состояние – он быстро все получает и так же быстро сливает.

Он «заряжается» на работе, в семье, а также в отношениях с другими ролями – когда нападает на Жертву и Спасателя. После, он не направляет этот ресурс, а сразу же растрачивает его в конфликтах и попытках конкурировать со всеми и вся. Эта конкуренция никому кроме него не сдалась, поэтому он зря «сотрясает воздух» в стремлении быть выше всех. Внутреннего ресурса личности от этого не прибавляется.

Если обобщить все вышесказанное, то можно определить конкретные точки, где мы теряем свой ресурс. Если научиться их видеть, то можно сохранить свои силы для более продуктивных задач.


Где личность теряет свой внутренний ресурс

Итак, вот вам главные пункты, где вы теряете Ресурс (Р):

  • В конфликтах.
  • Когда вы доказываете свою правоту, слышите оскорбления или обесценивание, оправдываетесь. Больше всех теряют Р. люди в ролях Жертвы и Спасателя, но и Преследователи в конфликте также «сливают» часть своего внутреннего ресурса личности.

  • В конкуренции с другими.
  • Это больше история Преследователей. Но еще доказать всем, что «я хорошая девочка», хотят и Спасатели. Отсюда тревога, раздражение, синдром самозванца, которые забирают массу сил и уверенности.

  • В общении с токсичными людьми.
  • Здесь лидерами по отъему неприятными способами Р. у других лидируют Преследователи, но и Жертвы могут сильно забирать внутренние ресурсы человека ― особенно у Спасателей.

  • При несоблюдении режима работа-отдых.
  • Сильнее всего здесь страдают трудоголики-Спасатели: они не организуют свою жизнь и вечно откладывают уют/ путешествия/время отдыха «на когда-нибудь потом». Жертвы теряют Р. от того, что никак не составят даже план жизни: им мешают трудности выбора и неверие в себя.

  • Через самоедство.
  • Когда вы сравниваете себя с другими и считаете себя хуже – история Ж и С. Или наоборот: когда считаете себя лучше, но не имеете того, что есть у «худших» – история П.

  • В зависимых отношениях.
  • Это история всех 3-х ролей треугольника ― в отношениях нет правил и здорового взаимодействия. Американские горки ― сегодня любовь до гроба, а завтра ― расставание/развод, которые сжигают много сил и сажают самооценку.

  • В непонимании чего хочу и как этого достичь.
  • Хаос в мыслях и действиях больше всего у Спасателя. В соотношении 60/40 ― в роли Жертвы и 30/70 ― у Преследователя. Нет четкой траектории движения и человек переключается то на личную жизнь, то на работу, то запоем уходит в отдых. Но силы рано или поздно кончаются, и он опять «сливается» через переживание неопределенности и непонимания.

    Чем больше пунктов откликается ― тем больше у вас точек «сброса» ресурса. Начинать лучше с малого и как я говорю «собирать себя в вазочку».


Как восстановить внутренние ресурсы человека

Иногда мы полностью растворяемся в негативе и не замечаем полезное и приятное вокруг себя. Особенно это актуально для людей в роли Жертвы. Так мы теряем возможность восстановиться, ведь где взять силы идти дальше, если постоянно переживать?

Это не значит, что везде нужно искать позитив: это значит, что на ситуацию нужно смотреть реально. Не бывает так, чтобы в жизни было ТОЛЬКО плохое, это иллюзия. И чтобы получить энергию и силы, нужно научиться эту иллюзию рушить.

Упражнение 1

В психологии есть одно упражнение, которое помогает восстановить свой ресурс:

Каждый день записывайте в блокнот что-то хорошее, что сегодня с вами произошло. При этом важно вспомнить свои эмоции в этот момент – что вы почувствовали: радость, счастье, облегчение? Попробуйте восстановить эти чувства внутри.

Пусть это упражнение не кажется вам глупым: Психике важно находить что-то положительное. И то, что вы запишите, необязательно должно быть великим или очень радостным событием. Это может быть какая-то банальность, мелочь – например, сегодня у вас получились очень вкусные сырники. Порадуйтесь этому, поблагодарите самих себя за то, как здорово вы справились с задачей – и теперь вся семья наслаждается этим.

Упражнение 2

Еще один способ восстановить внутренние ресурсы человека – составить список того, что вас радует, дарит спокойствие и стабильность. Это могут быть какие-то ритуалы вроде выпить чашку ароматного кофе с утра или просмотр любимого сериала. Это также могут быть занятия: поход в бассейн, в лес, общение с друзьями.

Важно понять для себя, что вас радует и что заряжает энергией – после чего вы сразу чувствуете себя лучше?

Дальше – не откладывайте эти вещи, а внедрите их в свой привычный распорядок недели/дня. В жизни должно быть время для отдыха и восстановления, которое позволяет «подзарядиться» и почувствовать себя лучше.

Упражнение 3

И, наконец, еще один способ восстановить внутренние ресурсы человека – проанализировать прошлый опыт в другом ключе.

Вспомните и запишите какое-то негативное событие из вашей жизни. Вспомните, как вы с ним справились – какие эмоции, чувства и мысли помогли вам это пережить? Найдите несколько позитивных моментов в этой истории и завершите выводом – в чем вы стали сильнее, мудрее или лучше благодаря этому событию.

Если вы будете хотя бы время от времени делать эти упражнения, то легко сможете восстанавливать свои внутренние ресурсы личности.

Статью подготовила кандидат психологических наук, практикующий психолог Светлана Михейкина.

Структура и пути укрепления психологических ресурсов человека в ситуации стресса uMEDp

Актуальность вопросов, связанных с негативным влиянием хронического стресса на развитие, лечение и прогноз гастроэнтерологических заболеваний, не вызывает сомнений. В последние годы большое внимание уделяется психическому состоянию самих врачей, в частности синдрому профессионального выгорания. Одним из оптимальных путей выхода из стрессовых ситуаций является активизация психологического ресурса человека. В лекции дается определение психологического ресурса с подробным описанием его составляющих, особое внимание уделяется вопросам его укрепления в ситуации хронического стресса. Обсуждаемые вопросы значимы для гастроэнтерологов как с точки зрения общения с пациентами, так и с позиций регуляции своего собственного психического состояния. 

Одним из значимых путей выхода из хронических стрессовых ситуаций является мобилизация собственных возможностей человека, в частности активизация его психологических ресурсов. Данное психологическое направление стало развиваться относительно недавно, поэтому многие понятия незнакомы широкой аудитории. Ознакомление врачей, в частности гастроэнтерологов, с данной темой важно прежде всего потому, что для многих пациентов ситуация болезни носит характер хронического стресса.

В словаре русского языка [1] слово «ресурс» трактуется двояко: как «имеющиеся в наличии запасы, средства, которые используются при необходимости» и как «средство, к которому можно обратиться в затруднительных обстоятельствах, выход, возможность». Данный термин применяется в разных областях знания. В психологии под ресурсом понимается интегральная характеристика, обеспечивающая личности возможность эффективно преодолевать трудности, разрешать возникающие в процессе жизнедеятельности проблемы и противоречия [2].

Понятие ресурса в психологии употребляется в самых разных сочетаниях: когнитивный ресурс, интеллектуальный ресурс, ресурсы саморегуляции, ресурсные состояния и т.д. [3–5].

В случаях когда ресурсы используются в ситуациях выхода из стрессовой ситуации, они обозначаются как ресурсы совладающего (преодолевающего стресс) поведения [3]. Совладание с трудными жизненными обстоятельствами проходит более успешно и с меньшими затратами при сознательном использовании человеком собственных психологических ресурсов. Такой подход базируется на понимании структуры ресурсов совладающего поведения и возможных путей их укрепления.

Структура психологических ресурсов совладающего поведения

В данной структуре выделяются две основные группы: индивидуальные (условно обозначаемые как внутренние психологические ресурсы) и средовые (внешние психологические ресурсы) [3]. Такое разделение достаточно условно, поскольку эти группы тесно взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии.

В группе индивидуальных психологических ресурсов выделяют две подгруппы: физические и личностные ресурсы.

Физические индивидуальные ресурсы ассоциированы с телом человека в анатомическом и физиологическом смысле. При высоком уровне функционирования они обеспечивают хорошее здоровье, выносливость и силу.

Большое значение имеет конституция человека (астеник, гипостеник, нормостеник), имеющая разную значимость с точки зрения «качества» физического ресурса. Особенно следует отметить вариант астенической конституции, который называется невропатической конституцией [6]. Данный конституциональный тип проявляется такими врожденными качествами, как гипостения, или астения (соматогенно провоцированные астенические реакции, непереносимость длительных физических нагрузок, продолжительный период реконвалесценции после интеркуррентных заболеваний), изначальная неполноценность вегетативных функций (сосудистые кризы, головокружения, ортостатические обмороки, сердцебиения, гипергидроз и др.) и снижение порога переносимости физического дискомфорта. Физической слабости сопутствуют изменения на психических уровнях функционирования организма в виде различных вариантов тревожного реагирования на жизненные события с фиксацией тревоги, то есть постоянного эмоционального напряжения. На основании сказанного данный конституциональный вариант нельзя назвать иначе как проблемным ресурсом. В более узком смысле, важном для гастроэнтерологической практики, следует подчеркнуть, что пациенты данного типа составляют не менее 10% больных с хроническими гастроэнтерологическими заболеваниями. Их характерными чертами являются стойкое персистирование жалоб, отсутствие достаточного эффекта от традиционного гастроэнтерологического лечения. Реального результата лечения можно достичь только при наблюдении данных пациентов с привлечением специалистов службы психического здоровья.

Другие стороны физического ресурса не всегда определяются так явно, как конституциональные черты. Наличие патогенных мутаций в генах, чреватых развитием многих тяжелых заболеваний (в частности, онкологических), до определенного времени никак не проявляет себя. На этом этапе только генетическое тестирование может выявить данный акцент слабости физического ресурса. Результаты проведенных исследований являются основой целенаправленного наблюдения пациентов с целью своевременного выявления возможных заболеваний на ранней стадии, что повышает эффективность лечения. В рамках обсуждаемой проблемы своевременная генетическая диагностика наследственных заболеваний (в том числе в системе органов пищеварения) является профилактикой снижения ресурса здоровья вследствие тяжелой болезни.

Психологические ресурсы являются системной, интегральной характеристикой человека, включающей много аспектов [7, 8]. Это особенно заметно при описании личностных индивидуальных ресурсов, которые рассматриваются с разных позиций, из них наиболее часто употребляемыми являются эмоциональные, когнитивные и волевые ресурсы. При этом сочетание ресурсов имеет сугубо индивидуальный характер, существенно отличаясь по их соотношению у разных людей [2]. Разграничение отдельных уровней затруднительно, так как многие характеристики носят обобщающий характер.

Различия личностного ресурса зависят от темперамента человека (совокупности динамических особенностей психической деятельности) и его характера (совокупности индивидуальных устойчивых стереотипов поведения, эмоциональных реакций и стиля мышления). К позитивному ресурсу можно отнести черты характера, способствующие гармонизации межличностных взаимоотношений и возможности избегать межличностных и внутриличностных конфликтов. К ним относятся такие черты, как адаптивность, зрелость, здравомыслие, гибкость, реализм в оценке окружающих, реальность самооценки, самостоятельность, автономность, разумное сочетание эгоистических и альтруистических целей [9].

Проблемными с точки зрения ресурса можно считать акцентуации характера [10] – варианты с чрезмерным развитием каких-либо черт (истерический, психастенический и др.). Понятно, что чрезмерность (а иногда и непредсказуемость) проявлений создает проблемы в общении с другими людьми, что подрывает их ресурсную значимость.

Темперамент и характер являются устойчивыми структурами, не склонными существенно изменяться в процессе жизни. В отличие от них личность, характеризующая человека как члена общества, является лишь относительно устойчивой и может подвергаться в течение жизни существенным изменениям [11]. Максимально эффективной с точки зрения ресурса является так называемая гармоничная личность, что означает человека [9], обладающего ответственностью за свою судьбу, самостоятельностью и автономностью в принятии решений, руководствующегося в жизни нравственными законами.

Гастроэнтеролог не обязан знать тонкости устройства психики человека, но ориентироваться в таких понятиях, как темперамент, характер, личность пациента, в общих чертах крайне необходимо. От этого зависит эмоциональный контакт врача с пациентом, который проявляется не только отношением пациента к врачу, но зачастую и его отношением к лечению.

В современном мире особое значение придается успешности функционирования в сферах информации. К когнитивному ресурсу можно отнести такие особенности мышления, как позитивность и рациональность мышления, возможности когнитивного структурирования, способности к обучению, открытость новому, интерес к знаниям. Перечисленные характеристики могут быть врожденными, однако большая часть из них, без сомнения, развивается и совершенствуется в процессе жизни.

От когнитивных способностей в значительной мере зависит эффективность коммуникации – важной части успешного функционирования человека в социуме. Такие качества, как когнитивная оценка себя в ситуации, умение четко выражать свои мысли и прислушиваться к мнению собеседника, умение вести диалог, находятся на одном из первых мест в коммуникациях сотрудничества, в том числе врача и пациента. Ресурсные когнитивные качества врача должны быть высокими по определению, но стоит подчеркнуть, что при общении с пациентом врач должен учитывать уровень интеллектуальных возможностей пациента, особенно степень понимания им передаваемой ему информации. Только понятная и принятая пациентом информация о болезни, особенно при необходимости длительного лечения (в гастроэнтерологии – воспалительные заболевания кишечника, болезни печени, злокачественные заболевания органов пищеварения), могут способствовать укреплению его когнитивного ресурса в преодолении заболевания. И наоборот, отсутствие ясности, неопределенность лечения, сформированное самим пациентом представление о негативном прогнозе создают ментальную фиксацию на болезни, напрягающее состояние неуверенности и тем самым еще более ухудшают ситуацию.

Есть еще один важнейший критерий личности – ее интегрированная часть, которую можно обозначить как стержень личности, ядро личности, самость. Это волевые и энергетические характеристики человека, проявляющиеся во внутреннем мире как уверенность в себе и своих способностях, самоуважение, ощущение собственной незаменимости, самодостаточность. Позитивная самооценка – важнейший психологический ресурс человека, так как формирует активную оптимистичную жизненную позицию, настрой на самореализацию, способностью к лидерству. Среди важных характеристик следует особо отметить такие параметры успеха преодоления сложных ситуаций, как самоэффективность, основанную на внутреннем убеждении о собственной способности совладания со стрессовой ситуацией, ощущение личной ответственности и возможности влияния на обстоятельства своей жизни. Данные энергетические характеристики являются лучшим средством для достижения значимых целей. В трудных жизненных обстоятельствах они становятся необходимыми для выживания.

Такая характеристика ресурса пациента также важна для понимания врачом. Пациент с сильным ресурсом описанного плана нуждается только в информации о болезни и лечении, так как привык брать ответственность за происходящее на себя. Пациент со слабыми волевыми характеристиками требует особой эмоциональной поддержки и зачастую нуждается в помощи психолога/психотерапевта.

Подводя итог обсуждению индивидуальных ресурсов, следует подчеркнуть, что развитые внутренние ресурсы создают состояние, когда человек ощущает себя целостно и уверенно с помощью достигнутого баланса духовной и физической энергии. Это состояние позволяет человеку жить полноценной жизнью и добиваться поставленных целей. В стрессовой ситуации человек с развитыми ресурсами осознает реальное положение дел, но выдерживает стрессовую нагрузку, постепенно возвращаясь к нормальному функционированию.

Ситуация болезни по своей сути является стрессовой ситуацией, при длительном течении заболевания – хронической стрессовой ситуацией. Это в полной мере относится к хроническим гастроэнтерологическим заболеваниям. Активизация индивидуальных психологических ресурсов пациента – один из реальных путей помощи в совладании с болезнью с точки зрения минимизации ее стрессовой составляющей.

Средовые ресурсы делятся на две подгруппы: ресурсы физической среды и ресурсы социальной среды.

К ресурсам физической среды относятся природные ресурсы: земля (леса, поля, луга), вода (реки, озера, моря), воздух и солнце как источник энергии. Для рационального использования природных ресурсов человеку необходимо уметь «видеть и ощущать» богатства природы и осознавать смысл оздоровительной функции этих ресурсов.

Условно к этой же категории можно отнести материальное обеспечение человека, в частности наличие жилья с необходимыми удобствами, наличие транспортных средств, достаточный уровень дохода членов семьи. Очень важно восприятие дома как жизненной опоры, фундамента личности человека, принятие пространства дома как места, где можно набраться сил для пре­одоления жизненных трудностей. Еще более значимыми являются гармоничные внутрисемейные отношения между людьми, живущими в одном доме. Для создания ресурсных отношений важно участие самого человека в виде стремления к укреплению внутрисемейных отношений, соблюдения баланса оказания помощи членам семьи и умения принимать их поддержку, способности к урегулированию внутрисемейных конфликтов. Дисгармоничная семья со сложными внутрисемейными отношениями не только не дает, но даже отнимает душевные силы человека. Особое место в семейной жизни человека занимают отношения с родителями. Поддержка со стороны родителей важна в течение всей жизни, даже после ухода их из жизни она может реализоваться через воспоминания, мысленное обращение, опосредованное через их фотографии или вещи. Ресурсная роль дома не всегда дается сама собой по праву рождения. Ее надо взращивать и укреплять. Если человек смог создать для себя такой ресурс, как «мой дом», это сторицей вернется ему в сложных жизненных ситуациях ресурсным состоянием опоры и поддержки. Оценка вышеперечисленных «материальных» параметров входит в обязанности врача при сборе анамнеза жизни пациента. Врач вряд ли оценивает это с позиций термина «ресурс», однако представление о степени трудности жизни человека имеет всегда. Чаще всего при сборе анамнеза становятся понятными и трудности в социальной жизни человека, то есть имеющиеся или отсутствующие у него ресурсы социальной среды.

Ресурс социальной среды чаще всего ассоциирован с работой и профессиональной деятельностью человека и включает в себя широкий спектр характеристик: наличие работы и стабильности зарплаты, статус/положение в коллективе, позитивная оценка заслуг руководством, возможность общения с коллегами и обмена с ними опытом, увлеченность какой-либо областью научной или практической деятельности.

Качество использования данного ресурса повышается при наличии определенных личностных качеств, непосредственно связанных с характером данной работы: высокий уровень профессионализма, широкий кругозор в профессиональных вопросах, отношение к работе, трудолюбие, способность к творческому подходу в профессиональной деятельности, умение строить отношения, позволяющие достигать личных и коллективных целей.

Ресурсные отношения с другими людьми выходят далеко за рамки рабочих отношений. Социализация понимается в гораздо более широком смысле – как причастность к жизни в целом, взаимодействие с другими людьми, завоевание признания и уважения.

Межличностные контакты являются важнейшей частью психологического ресурса человека. Особенно стоит отметить ресурсную роль отношений «с особенной ценностью», к которым можно отнести единомышленников и соратников, наставника в профессиональной деятельности, духовника в мире религиозных убеждений. Без преувеличения можно сказать, что в таком качестве многие пациенты с тяжелыми хроническими заболеваниями воспринимают своего врача в случае длительного и успешного лечения. Эффективность оказания помощи пациентам в преодолении болезни повышается при понимании врачами психологических особенностей больных разного возраста. В большей мере это относится к лицам пожилого и старческого возраста с ослабленными возможностями совладания со стрессовой ситуацией, которой в данном случае является болезнь.

У людей пожилого (и особенно старческого) возраста закономерно снижается физический ресурс здоровья, включая запас энергии, и ухудшается самочувствие. Они вынуждены чаще обращаться за медицинской помощью. К сожалению, взаимодействие с врачом во многих случаях ограничивается рекомендациями в рамках профессии. Однако важно помнить, какое значение имеют любые слова врача для больного. В частности, всего лишь несколько слов позитивной оценки усилий больного по поддержанию здоровья (например, регулярные прогулки на свежем воздухе, у гастроэнтерологических пациентов с этой точки зрения значимым является соблюдение рекомендаций по диетическим ограничениям) могут мотивировать его в отношении других, самостоятельно осуществляемых способов укрепления здоровья (дыхательной гимнастики, утренней зарядки, для гастроэнтерологических пациентов – курсового приема растительных препаратов, эффективность действия которых резко возрастает при самостоятельном приготовлении настоев и отваров за счет усиления психотерапевтического эффекта). Все эти действия способствуют укреплению и физического, и личностного индивидуального ресурса.

Слово врача еще более значимо для другой категории пациентов – тех, кто обозначает свой возраст не иначе как старостью с приближающимся уходом из жизни. Такая позиция приводит к ощущению бесперспективности лечения как одному из проявлений депрессии на фоне общего ухудшения самочувствия вследствие возрастных изменений в сосудах головного мозга.

Психическое здоровье пациентов данной возрастной группы зависит от того, насколько высоко они оценивают результат прожитой жизни. При положительной оценке, подкрепляемой хорошими отношениями с родственниками, друзьями и бывшими коллегами, ресурсом могут быть просто воспоминания о прошлом. Эту тенденцию можно закрепить упорядочиванием фотографий семейного архива или, что еще более значимо для некоторых пациентов, автобиографическим описанием собственной жизни. Даже если ценность проведенной работы ограничится рамками семьи, ее роль как отличного психологического ресурса трудно переоценить.

Если же оценка жизни отрицательная, старение может сопровождаться целой гаммой негативных эмоций – ощущением никчемности, чувством вины за свои не­удачи, ментальной фиксацией на ошибках, которые уже нельзя исправить.

Больной темой этого возраста является одиночество по ситуации (уход из жизни супруга или супруги, близких друзей) или по восприятию, когда присутствие родственников фактически является формальным на фоне общей возрастной тенденции к эмоциональному охлаждению. В этом возрасте снижается уверенность в себе и способность прямо выражать свои чувства и желания, что создает дополнительные трудности во взаимодействии с людьми.

Укреплению социального ресурса пожилых людей может способствовать общение в рамках программы «Московское долголетие» (аналогичные программы есть в некоторых других городах). В настоящее время общение возможно в режиме онлайн (что важно в случае серьезных проблем со здоровьем). Огромную помощь в укреплении психологического ресурса могло бы оказать психологическое консультирование, что, к сожалению, для данной категории пациентов не всегда доступно.

Для пациентов молодого возраста и доступность, и эффективность психологического консультирования с целью укрепления психологического ресурса значительно выше. Здесь важно отметить возросший в последние годы интерес к психологии, что реализуется как в рамках индивидуального консультирования, так и в групповой психотерапевтической работе. Перспективной темой с точки зрения практической значимости данного направления является укрепление психологического ресурса с целью его осознанного применения при трудных жизненных обстоятельствах.

Взаимосвязь и взаимодействие внутренних и внешних ресурсов

Как уже было отмечено выше, психологические ресурсы – сложная, многоуровневая система. Разделение ее на внутренние и внешние ресурсы достаточно условно вследствие их постоянного динамического взаимодействия.

Изменение внешних ресурсов обязательно приводит к внутренним переменам, а ослабление по какой-то причине внутреннего ресурса неизбежно сказывается на внешних ресурсах функционирования человека.

Степень выраженности зависит не только от качественной, но в значительной степени и от количественной характеристики изменений. Так, при существенной утрате внешних ресурсов внутренний ресурс ослабевает, что может привести к неуверенности и снижению эффективности внутренних ресурсов. При мобилизации внутренних ресурсов они могут быть направлены на восстановление внешних ресурсов, насколько это возможно.

Чем эффективнее и устойчивее внутренний ресурс и способность человека к адаптации, тем выше его возможности в восстановлении утраченных внешних ресурсов. Даже самые сильные внутренние ресурсы не могут полностью заменить внешние, однако они позволяют какое-то время существовать без них, иными словами, позволяют адаптироваться к изменившимся условиям, что облегчает процессы восстановления внешних ресурсов первоначально по мере возможности, а в последующем и в полном объеме.

Заключение

Понимание структуры психологических ресурсов позволяет каждому человеку провести анализ собственных ресурсов. Их осмысление и при необходимости укрепление способствуют поддержанию физического, психического и социального здоровья – необходимых факторов для преодоления длительной стрессовой ситуации.

Сознательное использование ресурсов позволяет человеку выстоять в условиях трудной жизненной ситуации. Для понимания способов преодоления стресса достаточно вновь обратиться к структуре ресурсов и их описанию. Анализ показывает, что есть два пути: укрепление индивидуального ресурса и по возможности социального аспекта средового ресурса.

Как обсуждалось ранее, индивидуальный ресурс включает физический и личностный аспекты. Соответственно, противодействие должно включать два направления. Самым доступным является вектор максимального использования физического компонента индивидуального ресурса, что включает в себя все возможные варианты укрепления здоровья (лечение имеющихся заболеваний, профилактика возможных обострений), в том числе через усиление взаимодействия с природным ресурсом среды (прогулки, дыхательные упражнения). Сознательное использование данного ресурса усиливается при наличии личной ответственности за состояние своего здоровья.

В плане усиления личностной составляющей внутреннего ресурса можно рекомендовать следующее: по возможности снизить уровень восприятия стрессогенности ситуации путем изменения смысла восприятия происходящего, постоянно поддерживать самомотивацию к внутренним переменам, уделять внимание укреплению индивидуальных ресурсов, всячески развивать социальные аспекты средовых ресурсов (оказывать помощь людям, нуждающимся в поддержке, и при необходимости самим обращаться за социальной поддержкой). В трудноразрешимых ситуациях стоит обращаться за помощью к специалистам службы психического здоровья.

Обсуждаемые вопросы значимы для гастроэнтерологов как с точки зрения общения с пациентами, так и с позиций регуляции своего собственного психического состояния.

Могу ли я устроиться на работу в отдел кадров со степенью психолога?

Могу ли я устроиться на работу в отдел кадров со степенью психолога? Кристен 2021-05-19T00:39:35+00:00

Степень бакалавра в области психологии является обязательной специальностью для тех, кто планирует продолжить карьеру в области профессиональной психологии или консультирования. Тем не менее, многие студенты выбирают эту захватывающую специальность каждый год, не собираясь становиться психологом или консультантом. Одним из наиболее распространенных результатов карьеры для тех, кто получает степень бакалавра психологии, являются человеческие ресурсы. Карьера в области управления персоналом может быть легко связана со степенью бакалавра психологии. Студенты, получившие степень в области психологии, подготовлены с информацией и навыками, которые им понадобятся для успешного взаимодействия в сфере бизнеса.

Что включает в себя карьера в отделе кадров?

Управление персоналом — это область делового мира, в которой обученный специалист отвечает за наем, увольнение и управление сотрудниками. Обычно они участвуют в процессе найма, проводят собеседования с кандидатами и просматривают резюме, чтобы выбрать подходящих кандидатов. Они также несут ответственность за управление сотрудниками после их найма. Это может включать планирование, льготы, такие как страхование, рассмотрение жалоб и многие другие текущие задачи. Когда сотрудник перестает быть благом для компании, специалист по кадрам либо работает над улучшением ситуации, либо расторгает трудовой договор.

Как степень психологии применима к карьере в области управления персоналом?

В то время как некоторые колледжи и университеты предлагают специальность в области управления персоналом, многие этого не делают. Специальность, к которой обращаются многие студенты, — психология. Поскольку изучение психологии включает в себя интенсивное изучение того, как и почему люди думают и действуют, это отличный курс подготовки к работе в области человеческих ресурсов. Понимая, как люди мотивированы и как они функционируют, эту информацию можно применять на рабочем месте.

Дополнительное образование в области психологии, применяемое в области управления персоналом

Еще одним отличным вариантом для изучения области управления персоналом является двойная специальность в области психологии и управления персоналом или дополнительное образование в области психологии в сочетании со специализацией в области психологии. Некоторые школы могут даже предлагать несовершеннолетние человеческие ресурсы или концентрацию, которые можно сочетать со степенью психологии. Эта комбинация позволяет вам понять детали и нюансы работы в бизнесе, а также лучше понять человеческое функционирование. Каждый из этих вариантов — отличный способ получить навыки и информацию, необходимые для работы в отделе кадров.

Степени психолога всех уровней могут применяться для профессиональной карьеры в области управления персоналом. Многие школы не предлагают отдельную специальность по кадрам, в то время как большинство школ предлагают специальность по психологии. Независимо от того, совмещаете ли вы степень по управлению персоналом с двойной специализацией или дополнительной специальностью в области психологии, или вы получаете ученую степень, специально предназначенную для применения в деловом мире, степень психологии является определенным стимулом для тех, кто работает в области человеческих ресурсов.

Что такое психолог отдела кадров? Обзор психолога отдела кадров

Когда дело доходит до работы психологом отдела кадров, это больше, чем кажется на первый взгляд. Например, знаете ли вы, что они зарабатывают в среднем 45,42 доллара в час? Это 94 465 долларов в год! Ожидается, что в период с 2018 по 2028 год карьера вырастет на 14% и создаст 26 100 вакансий в США. Просматривая резюме, мы смогли сузить наиболее распространенные навыки для человека на этой должности. Мы обнаружили, что во многих резюме указаны аналитические способности, коммуникативные навыки и честность.

Как стать психологом отдела кадров

Если вы заинтересованы в том, чтобы стать психологом отдела кадров, первое, на что следует обратить внимание, — это уровень образования, который вам необходим. Мы определили, что 77,3% психологов отдела кадров имеют степень бакалавра. Что касается уровня высшего образования, мы обнаружили, что 9,1% психологов по кадрам имеют степень магистра. Несмотря на то, что большинство психологов по кадрам имеют высшее образование, невозможно стать таковым, имея только диплом средней школы или GED.

Лучшие вакансии психолога отдела кадров рядом с вами

Психологи отдела кадров в Америке получают в среднем 94 465 долларов в год или 45 долларов в час. Верхние 10 процентов зарабатывают более 140 000 долларов в год, а нижние 10 процентов — менее 63 000 долларов в год.

Средняя зарплата психолога отдела кадров

94 465 долларов США Год

45,42 долларов США в час

63 000010 % 0,00090%

Чего я стою?

Роли и типы психолога отдела кадров

Существует несколько типов психологов отдела кадров, в том числе:

Психолог

Роль:

Психологи могут работать в различных условиях, от клиник до школ, на рабочих местах, в организациях или частных практиках. Их работа, по сути, состоит в том, чтобы оценивать и диагностировать психические или эмоциональные расстройства у своих пациентов.

Однако после постановки диагноза они не останавливаются. Лечение пациентов с помощью терапии или выбор из множества альтернативных вариантов и методов также является их работой. Если кажется, что у них нет доступа к соответствующим инструментам, они направят своих пациентов к специализированным терапевтам или в другие лечебные учреждения.

Чтобы стать практикующим психологом, вам потребуется длительное образование и опыт. Путь к этому нелегок, и должность требует многих уровней, но способность помогать людям всегда чрезвычайно эффективна и приносит удовлетворение.

  • Средняя зарплата: $97,803
  • Степень: Степень бакалавра

ОбзорКак статьОписание работыВакансии

Государства с Вакансии психолога с наибольшим количеством кадров

Количество должностей психолога отдела кадров по штатам

9009 6 90 099 Вирджиния 90 099 Индиана 90 098 90 095 9009 5 900 99 92 665 долларов 90 099 Небраска 90 095
Должность Штат Количество рабочих мест Средняя заработная плата
1 Калифорния 2 596 91 807
2 Техас 1 189 97 136
3 Нью-Йорк 1 032 1 доллар 04 461
4 Иллинойс 988 110 577
5 Флорида 810 73 доллара, 056
6 Пенсильвания 740 74 871
7 Северная Каролина 9 0100 664 $70 297
8 Грузия 655 $89 319
9 621 73 914 долларов
10 Массачусетс 615 82 164 долларов
11 Огайо 614 81 688
12 Вашингтон 585 110 531 9010 0
13 Аризона 489 76 032
14 Мичиган 459 100 368 долларов
15 Нью-Джерси 458 100 962 $
16 Миннесота 421 68 279 $
17 Колорадо 418 $77 125
18 Мэриленд 409 84 363 долл. США
19 Висконсин 402 98 164 долл. США
20 347 98 280 долларов США
21 Теннесси 326 $91 269
22 Орегон 901 00 323 95 161
23 Миссури 310 74 247 долларов
24 Юг Каролина 279 74 789 долларов
25 Коннектикут 221 84 132 долларов
26 Кентукки 195 77 557 долларов
27 Оклахома 192 94 320 долларов
28 Алабама 185 64 241 $
29 Айова 18 4 90 919 долларов
30 Юта 182 85 713 $
31 Канзас 18 1 103 224 долл. США
32 Луизиана 150 76 384 $
33 Невада 144
34 Арканзас 141 90 877 долларов
35 137 74 233 долл. США
36 Нью-Гэмпшир 124 80 418 долл. США
37 Делавэр 123 $84 740
38 Миссисипи 103 $74 338
39 9010 0 Нью-Мексико 91 105 041
40 Айдахо 79 104 828 долларов 9 0100
41 Мэн 79 $96,089
42 Монтана 77 $78,29 4
43Западная Вирджиния 74 82 025 долларов
44 Гавайи 70 48 411 долларов
45 Род-Айленд 67 $83 427
46 Северная Дакота 60 74 900 долл. США
47 Аляска 58 80 477 долл. США
48 Вермонт 56 77 708 долл. США
49 Южная Дакота 54 $75 944
50 Вайоминг 901 00 45 $67,291

Психолог отдела кадров Образование

Психолог отдела кадров Специальности

Психология

66,7 %

Клиническая психология

Маркетинг

Психолог отдела кадров

Бакалавриат

77,3 %

Магистр

Диплом

Лучшие колледжи психологов управления персоналом

1.
Северо-Западный университет

Эванстон, Иллинойс • Частный

Обучение в штате

54 долл. США ,568

Регистрация

8,451

2. Пенсильванский университет

Philadelphia, PA • Частный

Обучение в штате

$55 584

Регистрация

10 764

3. University of Maryland – College Park

College Park, MD • Частный

Обучение в штате

$10 595

Регистрация

30 184

4. Нью-Йоркский университет

Нью-Йорк, Нью-Йорк • Частный

Обучение в штате

51 828 долларов США

Регистрация

26 339

5. Университет Южной Калифорнии

Лос-Анджелес, Калифорния • Частный

Обучение в штате

$56 225

Регистрация

1 9 548

6. Бостонский университет

Бостон, Массачусетс • Частный

Обучение в штате

$53 948

Регистрация

17 238

7. Университет Вирджинии

Шарлоттс ville, VA • Частный

Обучение в штате

$17 653

Регистрация

16,405

8.
Университет штата Калифорния – Лонг-Бич

Лонг-Бич, Калифорния • Частный

Обучение в штате

6,798 долларов США

Регистрация

31,503

9. Университет Миннесоты – Города-побратимы

Миннеаполис, Миннесота • Частный

Обучение в штате

14 760 долл. США

Регистрация

31 451

10. Университет Джонса Хопкинса

Балтимор, Мэриленд • Частный

В штате Стоимость обучения

$53,740

Зачисление

5,567

Психолог отдела кадров Разнообразие

Психолог отдела кадров Гендерное распределение

Женщины

После экстенсивного обучения исследований и анализа, команда Zippia по обработке и анализу данных обнаружила, что:

  • Среди психологов по кадрам 77,3% составляют женщины, а 22,7% — мужчины.
  • Самая распространенная раса/этническая принадлежность среди психологов отдела кадров — белые, что составляет 81,2% всех психологов отдела кадров.
  • Самым распространенным иностранным языком среди психологов по кадрам является испанский (80,0%).

Онлайн-курсы для психолога по кадрам, которые могут вам понравиться

Раскрытие рекламы  Перечисленные ниже курсы являются партнерскими ссылками. Это означает, что если вы нажмете на ссылку и купите курс, мы можем получить комиссию.

1. Подготовка к управлению персоналом

Так или иначе, все сотрудники управляемы. Но подходы к управлению сотрудниками варьируются от сотрудника к сотруднику, от работы к работе, от менеджера к менеджеру, от организации к организации и от страны к стране. Этот курс обеспечивает основу для разработки вашего собственного подхода к умелому управлению сотрудниками, иллюстрируя альтернативные стратегии управления человеческими ресурсами (HRM), рассказывая о важности правового контекста и размышляя о том, что мотивирует сотрудников. Это даст вам…

2. Эффективное управление человеческими ресурсами

(

1,818

)

Эффективное управление человеческими ресурсами. ..

3. HR — Agile HR Fundamentals (Human Resources)

9000 2 (

1 027

)

Human Resources — Paradigm Shift Agile Movement in Human Resources HR Курсы Сертификация HR…

Показать больше Онлайн-курсы для психолога отдела кадров

Тип работы, который вы хотите

Полный рабочий день

Неполный рабочий день

Стажировка

Временная занятость

Как психологи отдела кадров оценивают свою работу?

Лучшие работодатели психолога отдела кадров

Наиболее распространенные работодатели психолога отдела кадров

908 19 Почасовая ставка
Должность Компания Средняя зарплата Вакансии
1 SITEL 78 226 долл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *