Психология шизофрении: ФГБНУ НЦПЗ. ‹‹Эндогенные психические заболевания››

ФГБНУ НЦПЗ. ‹‹Эндогенные психические заболевания››

Со времени E. Kretschmer шизофрению было принято связывать с шизоидным складом личности, который в наиболее типичных случаях характеризуется интравертированностью, склонностью к абстрактному мышлению, эмоциональной холодностью и сдержанностью в проявлениях чувств в сочетании с одержимостью в осуществлении тех или иных доминирующих стремлений и увлечений. Но по мере изучения различных форм течения шизофрении психиатры отошли от столь обобщенных характеристик преморбида больных, которые оказались весьма различными при разных клинических формах заболевания [Наджаров Р. А., 1983].

Различают 7 типов доболезненных личностных особенностей больных шизофренией: 1) гипертимные личности с чертами незрелости в эмоциональной сфере и склонностью к мечтательности и фантазированию; 2) стеничные шизоиды; 3) сенситивные шизоиды; 4) диссоциированные, или мозаичные, шизоиды; 5) возбудимые личности; 6) «образцовые « личности; 7) дефицитарные личности.

Преморбидный склад личности типа гипертимного описан у больных с приступообразной формой шизофрении. Стеничные шизоиды встречаются при различных ее формах. Сенситивные шизоиды описаны как при приступообразно протекающих формах шизофрении, так и при вялом ее течении. Склад личности типа диссоциированных шизоидов характерен для вялотекущей шизофрении. Личности типа возбудимых встречаются при разных формах заболевания (при приступообразной, параноидной и вялотекущей). Типы «образцовых» и дефицитарных личностей особенно характерны для форм злокачественной юношеской шизофрении.

Существенный прогресс в изучении преморбида был достигнут после установления психологических особенностей пациентов, в частности, при выявлении структуры шизофренического дефекта.

Интерес к психологии больных шизофренией возник давно в связи со своеобразием психических нарушений при этом заболевании, в частности в связи с необычностью познавательных процессов и невозможностью оценить их в соответствии с известными критериями слабоумия.

Отмечалось, что мышление, речь и восприятие больных отличаются необычностью и парадоксальностью, не имеющими аналогии среди других известных видов соответствующей психической патологии. Большинство авторов обращают внимание на особую диссоциацию, характеризующую не только познавательную, но и всю психическую деятельность и поведение больных. Так, больные шизофренией могут выполнять сложные виды интеллектуальной деятельности, но часто испытывают затруднения при решении простых задач Нередко парадоксальными являются также способы их действий, склонности и увлечения.

Психологические исследования показали, что нарушения познавательной деятельности при шизофрении происходят на всех ее уровнях, начиная от непосредственного чувственного отражения действительности, т. е. восприятия. Разные свойства окружающего мира выделяются больными несколько иначе, чем здоровыми: они по-разному «акцентируются», что приводит к снижению эффективности и «экономичности» процесса восприятия. Однако при этом отмечается повышение «перцептивной точности» восприятия образа.

Наиболее четко отмеченные особенности познавательных процессов выступают в мышлении больных. Было установлено, что при шизофрении выявляются тенденция к актуализации практически малозначимых признаков предметов и снижение уровня избирательности, обусловленной регулирующим влиянием прошлого опыта на мыслительную деятельность. При этом указанная патология мыслительной, а также речевой деятельности и зрительного восприятия, обозначающаяся как диссоциация, выступает особенно отчетливо в тех видах деятельности, реализация которых существенно детерминирована социальными факторами, т. е. предполагает опору на прошлый социальный опыт. В тех же видах деятельности, где роль социального опосредования незначительна, нарушений не обнаруживается.

Деятельность больных шизофренией вследствие снижения социальной направленности и уровня социальной регуляции характеризуется ухудшением избирательности, но больные шизофренией в связи с этим могут получить в некоторых случаях «выигрыш», испытывая меньшие трудности, чем здоровые, при необходимости обнаружить «латентные» знания или открыть в предмете новые свойства. Однако «проигрыш» неизмеримо больше, так как в подавляющем большинстве повседневных ситуаций снижение избирательности уменьшает эффективность деятельности пациентов. Снижение избирательности составляет одновременно фундамент «оригинального» и необычного мышления и восприятия больных, позволяющего им рассматривать явления и предметы с разных сторон, сопоставлять несопоставимое, отойти от шаблонов. Имеется много фактов, подтверждающих наличие у лиц шизоидного круга и больных шизофренией особых способностей и склонностей, позволяющих им достигать успехов в отдельных областях творчества. Именно эти особенности породили проблему «гениальности и помешательства».

Снижением избирательной актуализации знаний достоверно отличаются от здоровых больные, которые относятся по преморбидным особенностям к стеничным, мозаичным, а также к гипертимным шизоидам. Промежуточное положение в указанном отношении занимают сенситивные и возбудимые шизоиды. Эти изменения нехарактерны для больных, относимых в преморбиде к дефицитарным и «образцовым» личностям.

Особенности избирательности познавательной деятельности в речи выступают следующим образом: у больных шизофренией имеют место ослабление социальной детерминации процесса восприятия речи и снижение актуализации речевых связей на основе прошлого опыта.

В литературе относительно давно существуют данные о сходстве «общего познавательного стиля» мышления и речи больных шизофренией и их родственников, в частности родителей [Lidz Т., 1962; Wynne L. S., Singer M., 1965, 1972; Ciare D. D. et al., 1967; Shopler E., Loflin J., 1969]. Данные, полученные Ю. Ф. Поляковым и соавт. (1983, 1991) при экспериментально-психологических исследованиях, проведенных в Научном центре психического здоровья РАМН, свидетельствуют о том, что среди родственников психически здоровых больных шизофренией имеется существенное накопление лиц с разной степенью выраженности аномалий познавательной деятельности, особенно в тех случаях, если они характеризуются сходными с пробандами личностными особенностями. В свете этих данных по-иному выглядит и проблема «гениальности и помешательства», которая должна рассматриваться как выражение конституциональной природы выявленных изменений мышления (и восприятия), способствующих творческому процессу.

В ряде последних работ некоторые психологические характеристики рассматриваются как факторы предрасположенности («уязвимости»), на основе которых вследствие стрессов могут возникать шизофренические эпизоды. В качестве таких факторов сотрудники нью-йоркской группы L. Erlenmeyer-Kimung, занимающиеся в течение многих лет изучением детей высокого риска по шизофрении, выделяют дефицит информационных процессов, дисфункцию внимания, нарушение коммуникативности и межперсонального функционирования, низкую академическую и социальную «компетенцию» [Walt N. J. et al., 1982; Ott S. L. et al., 1998].

Общим итогом таких исследований является вывод о том, что дефицит ряда психических процессов и поведенческих реакций характеризует как самих больных шизофренией, так и лиц с повышенным риском развития этого заболевания, т.

 е. соответствующие особенности могут рассматриваться как предикторы шизофрении.

Выявленная у больных шизофренией особенность познавательной деятельности, заключающаяся в снижении избирательной актуализации знаний, не. является следствием развития заболевания. Она формируется до манифестации последнего, предиспозиционно. Об этом свидетельствуют отсутствие прямой связи между выраженностью этой аномалии и основными показателями движения шизофренического процесса, в первую очередь его прогредиентностью.

Заметим, в ходе болезненного процесса ряд характеристик познавательной деятельности претерпевает изменения. Так, снижаются продуктивность и обобщенность мыслительной деятельности, контекстуальная обусловленность речевых процессов, распадается смысловая структура слов и т. д. Однако такая особенность, как снижение избирательности, с прогредиентностью болезненного процесса не связана. В связи со сказанным в последние годы особенно большое внимание привлекает к себе психологическая структура шизофренического дефекта — патопсихологический синдром шизофренического дефекта.

В формировании последнего выделяют две тенденции — формирование парциального, или диссоциированного, с одной стороны, и тотального, или псевдоорганического дефекта, с другой [Критская В. П., Мелешко Т. К., Поляков Ю. Ф., 1991]..

Ведущим компонентом в формировании парциального, диссоциированного типа дефекта является снижение потребностно-мотивационных характеристик социальной регуляции деятельности и поведения. Недостаточность этого компонента психической деятельности приводит к снижению социальной направленности и активности личности, к дефициту общения, социальных эмоций, ограничивает опору на социальные нормативы и снижает уровень деятельности преимущественно в тех областях, которые требуют опоры на прошлый социальный опыт и социальные критерии. Уровень регуляции остается у этих больных достаточно высоким в тех видах деятельности и в ситуациях, где роль социального фактора относительно невелика. Это и создает картину диссоциации и парциальности проявления нарушений психической деятельности у этих больных.

При формировании же такого типа дефекта, который обозначается как тотальный, псевдоорганический, на первый план выступает снижение потребностно-мотивационного компонента психической активности, проявляющееся глобально и охватывающее все или большинство видов психической деятельности, что характеризует поведение больного в целом. Такой тотальный дефицит психической активности приводит в первую очередь к резкому снижению инициативы во всех сферах психической деятельности, сужению круга интересов, снижению уровня ее произвольной регуляции и творческой активности. Наряду с этим ухудшаются и формально-динамические показатели деятельности, снижается уровень обобщения. Следует подчеркнуть, что ряд специфических характеристик шизофренического дефекта, столь ярко выступающих при диссоциированном типе последнего, имеет тенденцию к сглаживанию вследствие глобального снижения психической активности. Знаменательно, что это снижение не является следствием истощаемости, а обусловлено недостаточностью потребностно-мотивационных факторов в детерминации психической деятельности.

В патопсихологических синдромах, характеризующих разные типы дефекта можно выделить и общие, и различные черты. Общей их чертой является снижение потребностно-мотивационных компонентов социальной регуляции психической деятельности. Эта недостаточность проявляется нарушениями основных составляющих ведущего компонента психологического синдрома: в снижении уровня общения социальных эмоций, уровня самосознания, избирательности познавательной деятельности. Наиболее выражены эти особенности при дефекте парциального типа — возникает своеобразная диссоциация нарушений психической деятельности. Ведущим компонентом второго типа дефекта, псевдоорганического, является нарушение потребностно-мотивационных характеристик психической активности, приводящее к тотальному снижению преимущественно всех видов и параметров психической деятельности. В этой картине общего снижения уровня психической деятельности можно отметить лишь отдельные «островки» сохранной психической активности связанной с интересами больных. Такое тотальное снижение сглаживает проявления диссоциации психической деятельности.

У больных прослеживается тесная связь негативных изменений, характеризующих парциальный дефект, с конституционально обусловленными, преморбидными личностными особенностями. В течение болезненного процесса эти особенности видоизменяются: часть из них еще более углубляется, а некоторые сглаживаются. Не случайно, что у ряда авторов этот тип дефекта получил название дефекта шизоидной структуры. В формировании второго типа дефекта с преобладанием псевдоорганических расстройств наряду с влиянием конституциональных факторов выявляется более выраженная связь с факторами движения болезненного процесса, в первую очередь с его прогредиентностью.

Анализ шизофренического дефекта с позиций патопсихологического синдрома позволяет обосновать главные принципы коррекционных воздействий в целях социально-трудовой адаптации и реабилитации больных, согласно которым недостаточность одних компонентов синдрома частично восполняется за счет других, относительно более сохранных. Так, дефицит эмоциональной и социальной регуляции деятельности и поведения может в определенной степени компенсироваться сознательным путем на основе произвольной и волевой регуляции деятельности. Дефицит потребностно-мотивационных характеристик общения может быть в какой-то мере преодолен включением больных в специально организованную совместную деятельность с четко обозначенной целью. Мотивирующая стимуляция, применяемая в этих условиях, не апеллирует непосредственно к чувствам больного, а предполагает осознание необходимости ориентировки на партнера, без которой задача вообще не может быть решена, т. е. компенсация достигается в этих случаях также за счет интеллектуальных и волевых усилий больного. Одной из задач коррекции является обобщение и закрепление положительных мотиваций, создаваемых в конкретных ситуациях, способствующих их переходу в устойчивые личностные характеристики.

Шизофрения, 5 ч. Психология заболевания

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер».


Сегодня я хотел бы затронуть важный аспект, касающийся не только самих пациентов, страдающих этим заболеванием, но и их окружение, их семьи, – это аспект психологии болезни, которая затрагивает всех, кто в большей или в меньшей степени имеет какое-то отношение к пациенту и для кого этот пациент небезразличен.

Прежде чем начать говорить на эту тему, лишний раз подчеркну, что болезнь в своей основе имеет биологическое происхождение, что это заболевание возникает в результате физиологических сдвигов в функционировании и в анатомии головного мозга.

По сути, мы имеем дело с неким микроневрологическим процессом в нейронах головного мозга, который детерминирован генетически и до конца еще не изучен, и который нужно лечить, прежде всего, такими же биологическими средствами, то есть преимущественно лекарственными препаратами.

Так как эта болезнь проявляет себя, в отличие от заболеваний другого профиля, прежде всего, в жизни, в поведении, мы не можем не касаться и вопросов психологии этого заболевания. И, прежде всего, двух аспектов.

Во-первых, это характерологический, личностный аспект. Как эта болезнь проходит через личность человека, как искажает её в фактическом виде и в ее проявлениях, в поведении.

Второй аспект – это реакция на болезнь самого заболевшего, и как это может сказываться в дальнейшем на клинической картине и на том, будет или не будет пациент лечиться. Это очень важный момент.

Начнём с вопросов личностных, характерологических

Врачи-психиатры, собирая анамнез у пациентов с шизофренией, много внимания уделяют периоду жизни, который называют преморбидом. Это слово состоит из двух частей: morbus – болезнь, «пре» – «до». Соответственно преморбид – это период до начала болезни, когда человек ещё был здоров, когда он рос, развивался, учился в школе, поступал в институт, женился, выходил замуж и так далее, когда внешне в его проявлениях не было никаких болезненных, психопатологических проявлений.

Однако мы, изучая этот период жизни человека, стараемся определить, какой тип личности, темперамент, волевой ресурс был характерен для этой индивидуальности. Для чего нам это нужно? Чтобы понять, как болезнь повлияла на эту личность, на её структуру и динамику, как она её исказила или не исказила, понимать, в какую сторону нам нужно эту личность возвращать. Это непростой, но чрезвычайно важный, с реабилитационной точки зрения, процесс психологической коррекции.

Если видим, что эта личность, например, в своих преморбидных проявлениях была истерической, если в ней было много ярких, демонстративных форм поведения, то болезнь в значительной степени остужает эту эмоциональную экспрессию. Мы видим, что демонстративность так или иначе остаётся, и именно с такой демонстративностью наш пациент описывает свои переживания, которые на самом деле уже связаны с болезнью и так далее. Но эта былая яркость, театральность тускнеет и становится стереотипной, однообразной, маловыразительной.

Или мы видим, например, личность с преобладанием эпилептоидных, эксплозивных черт характера. Человек отличался гиперответственностью, брутальностью в своих делах, любил командовать, руководить, управлять и демонстрировал высокий волевой потенциал, шёл прямо, не сворачивая со своего пути и не замечая препятствий. Заболев шизофренией, такой человек начинает терять уверенность в своих силах, становится тревожным, нерешительным, робким, застенчивым, в нём проявляются черты прямо противоположные тем, которые были у него когда-то. Утрачивается мотивация, садятся батарейки, снижается энергия в его аккумуляторах, и он становится все более пассивным, вялым, адинамичным.

Например, преморбид психастеника, тревожно-мнительного, склонного к различным обсессиям, навязчивостям, повторениям, неуверенного в себе, нерешительного и так далее. Психастеник заболевает шизофренией, и у него развивается параноидный синдром, в центре переживаний которого какая-нибудь идея фикс. Например, идея преследования.

Пациент начинает бороться со своими преследователями. Вдруг, откуда ни возьмись, у него появляется невероятная, недюжинная энергия, он проявляет себя прямо противоположным образом, начинает преследовать своих преследователей, он устанавливает большое количество каких-то защитных экранов и так далее. Он становится сутяжным, много пишет, открывает двери чиновников ногой. То есть мы видим изменения личности, которые болезнь производит с человеком.

В связи с таким изменением личности, безусловно, очень важным для реабилитолога в области ментального здоровья является как раз выстраивание реабилитационного маршрута. Для каждого человека он должен быть индивидуален, так как каждый человек по-своему реагирует на болезнь, и вот это второй аспект – реакция личности на болезнь, как раз и оказывается ключевым, с точки зрения так называемого комплаенса.

Комплаенс

Комплаенс – этот термин мы используем, чтобы определить насколько пациент осознает необходимость выполнения врачебных рекомендаций, насколько он их выполняет, не нарушает ли их.

Мы часто сталкиваемся как раз с несоблюдением режима терапии. Пациент, формально согласившись с необходимостью пить лекарства, тут же, выйдя из кабинета, выбрасывает эти лекарства в урну, считает себя здоровым и не видит в своей болезни ничего патологического. Это и есть та самая реакция той самой личности, которая сформировалась из-за этой болезни на эту болезнь, и её отрицание – по-другому анозогнозия.

В этой ситуации приходится для достижения каких-то эффектов не просто уговаривать, заставлять или принуждать больного принимать те или иные лекарственные препараты, но и попытаться всё-таки скорректировать этот нон-комплаенс, а это иначе, чем через какие-то личностно-ориентированные психотерапевтические воздействия, сделать просто невозможно.

Мы пытаемся установить с таким пациентом определённый психотерапевтический альянс, выйти на его волну, получить в этом альянсе определенное доверие пациента, почувствовать в этом содружестве аффективный резонанс, и тогда всё-таки удается выстроить доверительные, партнерские отношения с пациентом, в структуре его личности, его психологической драмы, в которых мы добиваемся комплаентных отношений.

Семейное окружение

Оно играет колоссальное значение для того, чтобы лечение стало эффективным. Давно замечено, что отсутствие семейного окружения или наличие негативного отношения к пациенту в кругу семьи в большей степени и чаще приводит к плохому исходу заболевания.

Понимание того, что это болезнь, а не какой-нибудь каприз, который нужно выбивать плеткой, искреннее сочувствие к пациенту, а не формальная, холодная опека, сдерживание каких-то собственных негативных эмоций, раздражения, недовольства тем, что активный, любознательный, доброжелательный, эмоциональный в прошлом человек, вдруг становится холодным, безынициативным, вялым и пассивным.

Всё это достигается, прежде всего, благодаря определенным настойчивым, трудоемким психологическим воздействием – это мы называем психологической коррекцией шизофрении, и не только самой болезни, но и, прежде всего, личности больного шизофренией. Мы ни в коем случае не должны говорить об этом заболевании, как о каком-то ластике, который полностью стирает лицо человека и делает его безличностным, лишенным каких-то нюансов и специфики.

Как болезнь накладывает отпечаток на личность

Наша задача найти личность под этим отпечатком, вытащить её самые сильные стороны и использовать их в психотерапевтической работе, направить их на борьбу с болезнью, настроить пациента на то, что эта болезнь что-то чуждое для него, от которой его должен избавить не только врач, но и он сам. Он сам должен работать с симптомами этой болезни, выгоняя из головы ненужные мысли, устраивая в своей душе определённую чистку, понимая, что это невозможно без медицинской помощи и лекарственных препаратов и так далее.

Этот настрой, мотивация на выход из состояния, связанного с последствиями психоза, – это и есть психологическая работа, которой занимаются психологи и психиатры в рамках своей психотерапевтической деятельности. Не забывайте про это.

Шизофрения | Psychology Today

Лечение шизофрении направлено на устранение симптомов заболевания. Лечение включает антипсихотические препараты и психотерапию.

Госпитализация

Госпитализация может потребоваться в острой фазе болезни, если человек представляет опасность для себя или окружающих или не в состоянии позаботиться о себе. Часто рекомендуется госпитализация, чтобы убедиться, что человек принимает необходимые лекарства.

Лекарства

Нейролептики значительно улучшили прогноз для отдельных пациентов, поскольку они уменьшают психотические симптомы и обычно позволяют пациенту функционировать более эффективно и надлежащим образом. Антипсихотические препараты в настоящее время являются лучшим доступным лечением, но они не излечивают шизофрению и не гарантируют, что больше не будет психотических эпизодов.

Людей с шизофренией можно лечить нейролептиками первого или второго поколения (атипичными). Клиницисты и пациенты обычно предпочитают лекарства второго поколения, поскольку они имеют меньший риск серьезных побочных эффектов.

Антипсихотические препараты часто очень эффективны при лечении положительных симптомов шизофрении, особенно галлюцинаций и бреда. Однако они, как правило, не так полезны из-за негативных симптомов, таких как снижение мотивации и эмоциональной выразительности. Старые нейролептики (нейролептики), такие как галоперидол или хлорпромазин, могут вызывать побочные эффекты, которые напоминают симптомы, которые труднее поддаются лечению, такие как тупость и двигательные расстройства. Часто снижение дозы или переход на другое лекарство может уменьшить эти побочные эффекты. Более новые лекарства, в том числе оланзапин, кветиапин, рисперидон, зипразидон, арипипразол и палиперидон, менее вероятно, будут иметь эту проблему. Иногда, когда люди с этим заболеванием впадают в депрессию, другие симптомы могут ухудшаться. Симптомы могут улучшиться при добавлении антидепрессантов.

Реакция на лечение

Нейролептики обычно выпускаются в виде таблеток или жидкости. Некоторые нейролептики выпускаются в форме инъекций, которые вводят один или два раза в месяц.

Симптомы шизофрении, такие как чувство возбуждения и галлюцинации, обычно проходят в течение нескольких дней. Такие симптомы, как бред, обычно проходят в течение нескольких недель. Примерно через шесть недель многие люди заметят значительное улучшение.

Побочные эффекты лекарств

Антипсихотические препараты имеют много нежелательных побочных эффектов. Побочные эффекты включают сонливость, беспокойство, мышечные спазмы, сухость во рту, тремор, нечеткость зрения, учащенное сердцебиение, чувствительность к солнцу, кожную сыпь или проблемы с менструальным циклом у женщин. Атипичные антипсихотические препараты могут вызвать значительное увеличение веса и изменения метаболизма человека. Это может увеличить риск развития диабета и высокого уровня холестерина. Врач должен регулярно контролировать массу тела, уровень глюкозы и липидов во время приема атипичных антипсихотических препаратов. Типичные нейролептики могут вызывать побочные эффекты, связанные с физическими движениями, такие как ригидность, стойкие мышечные спазмы, тремор или беспокойство. Большинство побочных эффектов исчезают через несколько дней, и часто их можно успешно контролировать, регулируя дозировку или используя другие лекарства.

Один долговременный побочный эффект может создать более серьезную проблему. Поздняя дискинезия (ПД) представляет собой расстройство, характеризующееся непроизвольными движениями, чаще всего поражающими рот, губы и язык, а иногда и другие части тела. TD менее распространен среди тех, кто принимает атипичные нейролептики, но у некоторых людей все же может развиться TD. Люди, которые думают, что у них может быть ТД, должны проконсультироваться со своим врачом, прежде чем прекращать прием лекарств.

Психотерапевтическое лечение

Терапевтическое лечение может помочь людям с шизофренией, состояние которых уже стабилизировалось с помощью антипсихотических препаратов. Эти методы лечения помогают людям справляться с повседневными проблемами, связанными с их болезнью, такими как трудности с общением, уходом за собой, работой, а также формированием и поддержанием отношений. Изучение и использование механизмов выживания для решения этих проблем позволяет людям с шизофренией общаться, посещать школу и работать.

Пациенты, получающие регулярное лечение, также с большей вероятностью будут продолжать принимать свои лекарства, и у них будет меньше шансов на рецидив или госпитализацию. Терапевт может помочь пациентам лучше понять и приспособиться к жизни с шизофренией. Терапевт может рассказать о расстройстве, общих симптомах или проблемах, с которыми могут столкнуться пациенты, а также о важности продолжения приема лекарств.

Навыки ведения болезни

Больные шизофренией могут играть активную роль в управлении собственной болезнью. Как только пациенты узнают основные факты о шизофрении и ее лечении, они могут принимать информированные решения о своем лечении. Если они знают, как следить за ранними предупреждающими признаками рецидива и составлять план реагирования, пациенты могут научиться предотвращать рецидивы. Пациенты также могут использовать навыки совладания с постоянными симптомами.

Комплексное лечение сопутствующих расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ

Расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ, является наиболее распространенным сопутствующим расстройством у людей с шизофренией. Однако многие программы лечения не учитывают особые потребности людей, страдающих шизофренией.

Реабилитация

Реабилитация включает широкий спектр немедицинских вмешательств с упором на социальную и профессиональную подготовку, чтобы помочь пациентам и бывшим пациентам преодолеть трудности. Поскольку шизофрения обычно развивается у людей в критические для формирования карьеры годы жизни (в возрасте от 18 до 35 лет) и поскольку болезнь затрудняет нормальное мышление и функционирование, большинство пациентов не проходят обучение навыкам, необходимым для работы. Реабилитационные программы работают хорошо, когда они включают как профессиональную подготовку, так и специальную терапию, направленную на улучшение когнитивных или мыслительных навыков. Программы могут включать профессиональное консультирование, профессиональное обучение, решение проблем, навыки управления денежными средствами, пользование общественным транспортом и обучение социальным навыкам. Подобные программы помогают пациентам сохранять работу, запоминать важные детали и улучшать свою повседневную деятельность.

Индивидуальная психотерапия

Индивидуальная психотерапия включает в себя регулярные плановые беседы между пациентом и специалистом в области психического здоровья. Сеансы могут быть сосредоточены на текущих или прошлых проблемах, переживаниях, мыслях, чувствах или отношениях. Позитивные отношения с терапевтом дают пациенту надежный источник информации, сочувствия, ободрения и надежды, которые необходимы для лечения болезни. Терапевт может помочь пациентам лучше понять и приспособиться к жизни с шизофренией, рассказывая им о причинах, симптомах или проблемах, которые у них могут быть. Однако психотерапия не заменяет антипсихотические препараты.

Когнитивно-поведенческая терапия

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) при шизофрении помогает людям проверить реальность своих мыслей и восприятий, в том числе узнать, как «не слушать» их голоса и как в целом справляться со своими симптомами. КПТ может помочь уменьшить тяжесть симптомов и снизить риск рецидива.

Семейное образование

Людей с шизофренией часто выписывают из больницы на попечение семьи, поэтому важно, чтобы члены семьи понимали трудности, связанные с болезнью. С помощью терапевта они могут узнать, как свести к минимуму вероятность рецидива у человека, имея арсенал стратегий выживания и навыков решения проблем, чтобы поддержать своего больного родственника. Таким образом, семья может помочь убедиться, что их любимый человек продолжает лечение и продолжает принимать лекарства. Кроме того, семьи должны узнать, где найти амбулаторные и семейные услуги.

Группы взаимной поддержки

Группы взаимной поддержки для больных шизофренией и членов их семей становятся все более распространенными. Хотя эти группы не возглавляются профессиональным терапевтом, они могут быть терапевтическими, потому что члены обеспечивают постоянную поддержку, а также утешают, зная, что они не одиноки. Эти группы самопомощи могут выполнять и другие важные функции. Семьи, работающие вместе, могут более эффективно выступать в качестве сторонников исследований и большего количества больничных и общественных программ лечения. Кроме того, группы могут привлечь внимание общественности к дискриминации, с которой сталкиваются многие люди с психическими заболеваниями.

Причины — шизофрения — NHS

Точные причины шизофрении неизвестны. Исследования показывают, что сочетание физических, генетических, психологических факторов и факторов окружающей среды может сделать человека более склонным к развитию этого заболевания.

Некоторые люди могут быть склонны к шизофрении, а стрессовое или эмоциональное событие в жизни может спровоцировать психотический эпизод. Однако неизвестно, почему у одних людей появляются симптомы, а у других нет.

Повышенный риск

Генетика

Шизофрения, как правило, передается по наследству, но считается, что за нее не отвечает ни один ген.

Более вероятно, что различные комбинации генов делают людей более уязвимыми к этому заболеванию. Однако наличие этих генов не обязательно означает, что у вас разовьется шизофрения.

Доказательства того, что расстройство частично передается по наследству, получены в результате исследований близнецов. Однояйцевые близнецы имеют одинаковые гены.

У однояйцовых близнецов, если у одного из близнецов развивается шизофрения, у другого близнеца также есть шанс заболеть ею 1 к 2. Это верно, даже если они воспитываются отдельно.

У разнояйцевых близнецов с разным генетическим строением, когда у одного из близнецов развивается шизофрения, вероятность развития этого заболевания у другого составляет 1 из 8.

Хотя это выше, чем в общей популяции, где вероятность составляет примерно 1 к 100, это предполагает, что гены не являются единственным фактором, влияющим на развитие шизофрении.

Различия в развитии мозга

Исследования людей, страдающих шизофренией, показали наличие тонких различий в структуре их мозга.

Эти изменения наблюдаются не у всех больных шизофренией и могут возникать у людей, не страдающих психическим заболеванием. Но они предполагают, что шизофрения может быть частично расстройством мозга.

Нейротрансмиттеры

Нейротрансмиттеры — это химические вещества, передающие сообщения между клетками мозга.

Считается, что у людей с шизофренией может быть различное количество определенных нейротрансмиттеров в мозгу.

Лекарства, помогающие снизить количество определенных нейротрансмиттеров, таких как дофамин, могут помочь при симптомах шизофрении у некоторых людей.

Это предполагает, что нейротрансмиттеры играют роль в развитии шизофрении.

Осложнения беременности и родов

Исследования показали, что люди, у которых развивается шизофрения, чаще испытывают осложнения до и во время родов, такие как:

  • низкий вес при рождении
  • преждевременные роды
  • недостаток кислорода (асфиксия) во время рождения

Возможно, эти вещи имеют тонкое влияние на развитие мозга.

Триггеры

Триггеры — это факторы, которые могут вызвать развитие шизофрении у людей, входящих в группу риска.

К ним относятся:

Стресс

Основными психологическими триггерами шизофрении являются стрессовые жизненные события, такие как:

  • тяжелая утрата
  • потеря работы или дома
  • развод
  • конец отношений
  • физический, сексуальный или эмоциональное насилие

Эти виды переживаний, хотя и вызывают стресс, не вызывают шизофрению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *