Психология социальных групп: 2. Психология социальных групп. Социальная психология. Курс лекций

Содержание

Понятие социальной группы

2.01.2012

Социальная группа – социально организованная общность людей, объединенных общими интересами, целями и совместной деятельностью. Социальная группа – субъект социально организованной и социально значимой деятельности. Социальные группы делятся на большие, средние и малые.


Большая социальная группа – количественно неограниченная общность людей, выделяемая на основе различных социальных признаков – демографических, классовых, национальных, партийных. В больших группах формируются культурные ценности, вырабатываются традиции, базовые ценности – идеология. Социальная связь в больших социальных группах осуществляется средствами массовой коммуникации.

Средние социальные группы, обладая некоторыми признаками больших социальных групп, отличаются территориальной локализацией, возможностью непосредственного общения (коллектив большого завода, института, школы, войсковой части).

Малая социальная группа – группа непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими интересами, целями и групповыми нормами поведения. Малая группа имеет определенный количественный состав, структурную организацию, социально-психологические механизмы жизнедеятельности, групповую динамику.

В малой социальной группе существует управляющее звено – руководитель, реализующий общие интересы, ставящий цели деятельности и организующий совместную деятельность членов группы. Формальные руководители или общепризнанные лидеры, а также сублидеры образуют «мозговой центр» группы; основная масса группы – исполнители с различным групповым статусом. Возможно существование и низкостатусных членов группы, не нашедших в ней своего места. Существенное значение в малой группе имеют межличностные отношения, непосредственные межличностные контакты. Наиболее сплоченное ядро малой группы образует первичную группу.

Непосредственно окружающая человека социальная среда – микросреда – совокупность различных малых групп. Они – один из основных факторов формирования поведения человека, как социально адаптированного, так и отклоняющегося от социальных требований – девиантного.

Ключевые слова: Группа, Социум

Источник: Еникеев М.И., Общая и социальная психология

Материалы по теме

Социальные общности и группы

Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр….

Природа социальных групп в организациях

Фролов С.С., Социология организаций

Конформизм и групповое давление

Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии

Формирование и развитие социальных групп в организации

Фролов С. С., Социология организаций

Цели ГРЭ

А.С.Булатов, Экономика

Классификация групп в организации

Евтихов О.В., Управление персоналом организации: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 297 с…

Группы умений

Осипова А.А., Общая психокоррекция

Типология социальных отклонений

Фролов С.С., Основы социологии

Что такое социальная группа. Структура и психологические особенности группы людей

Говоря о своей принадлежности к какому-то сообществу, мы чаще всего имеем в виду профессиональный коллектив, семью или этнос. Но человек одновременно является членом множества разнообразных социальных образований, которые принято называть группами. И общество – это сложная система групп, связанных между собой многочисленными связями. Поэтому группа считается одним из важнейших объектов социальной психологии.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Группа как общность людей
  • 2 Социальная группа как система отношений
    • 2.1 Роль совместной деятельности в формировании и развитии группы
    • 2.2 Признаки социальной группы
  • 3 Виды групп
    • 3.1 Большие и малые группы
    • 3.2 Формальные и неформальные
    • 3.3 Первичные и вторичные
    • 3.4 Референтные группы
  • 4 Структура малой группы на основании социометрии

Группа как общность людей

Учитывая разнообразие групп и функций, которые они выполняют в обществе, дать точное определение этому социально-психологическому объекту непросто. В современной науке есть несколько подходов к пониманию сущности группы. Один из них – максимально широкий – оценивает как группу любую совокупность людей, объединенных чем-то общим. Это может быть одинаковая деятельность, в том числе профессиональная, общие интересы, цель, верования, и даже просто нахождение в одном месте. При этом люди могут не знать друг друга лично, а то даже и не задумываться о своей принадлежности к этой группе.

В таком случае понятие «группа» равнозначно понятию «общность», и к нему принадлежа:

  • семья и этнос;
  • профессиональный коллектив и очередь в киоск;
  • студенческая группа и студенчество как особая категория людей.

Хотя такое определение группы не предполагает обязательных межличностных отношений между ее членами, но все же принадлежность к общности накладывает отпечаток на людей, на их поведение и мировоззрение. Им присущи общие психологические качества, характерные черты, взгляды и приемы профессиональной деятельности. Нередко схожей бывает манера речи и лексики, например, профессиональный или студенческий сленг. Поэтому мы можем создать обобщенный портрет, допустим, студента, футбольного болельщика, врача, ученого и т. д.

Социальные группы, как простые общности, в большей степени изучает социология. А в социальной психологии совокупности людей, в которых отсутствуют межличностные связи и представление об общих целях и задачах, называют условными группами, в отличие от реальных, предполагающих сложную систему отношений.

Социальная группа как система отношений

Каждый человек – это уникальная, неповторимая личность, обладающая своими индивидуальными качествами, особенностями характера, интересами, взглядами. Но несмотря на всю уникальность, человек нуждается в других людях для достижения целей, развития, да и просто выживания. Эта потребность во взаимодействии, в общении и считается основой реальных социальных групп, тех, что изучает психология.

Процесс взаимодействия предполагает, с одной стороны, наличие общей цели и согласованных усилий по ее достижению. Например, несколько деловых партнеров хотят открыть спортивный клуб. Они все заинтересованы в этом и все вносят свой вклад в общую деятельность. Или поклонники, увлеченные творчеством музыкальной группы, организуют сообщество фанатов. С другой стороны, в процессе взаимодействия раскрываются личные качества людей и рождаются межличностные отношения. А это, пожалуй, самое важное и ценное, что есть в нашей жизни.

Роль совместной деятельности в формировании и развитии группы

Любая реально существующая и устойчивая группа предполагает наличие общей цели и согласованных усилий по ее достижению.

Понятие «общегрупповая цель» иногда путают с одинаковой для всех членов группы целью. Например, получение диплома о высшем образовании – общая цель для всех студентов вуза, но она не требует согласованных усилий для ее достижения, то есть совместной деятельности. Каждый студент учится сам по себе. Значит, эта цель не может быть основой существования группы. А вот организация спортивного клуба, включающая в себя аренду и ремонт зала, приобретение оборудования, поиск хороших тренеров и т. д., — это общегрупповая цель.

С групповой целью связаны и общие интересы. Это вовсе не значит, что у членов группы нет личных интересов, не совпадающих с общими. Но на этапе достижения цели они имеют меньшее значение, чем групповые, или подчиняются им.

По сути дела, все общегрупповые явления складываются в процессе совместной деятельности людей:

  • сплоченность группы, растущая по мере осознания людьми важности общей цели и потребности в ее достижении;
  • структура, которая проявляется в распределении функций и установлении иерархии;
  • психологический климат, как особая эмоциональная атмосфера, окрашивающая отношения людей;
  • культура группы – то, что отличает ее от других сообществ: традиции, нормы, ценности, сленг, нравственные принципы и приоритеты;
  • общественное мнение – оценка происходящих событий, разделяемая большинством членов группы;
  • социальные статусы членов группы, которые отражают и включенность людей в совместную деятельность, и отношение к ним одногруппников.

Чем более серьезная и важная цель стоит перед группой, тем выше зависимость людей друг от друга и более прочные отношения между ними. Конечно, важным условием является принятие общегрупповой цели и осознание ее важности всеми членами группы. И вот здесь нередко возникает серьезная психологическая проблема.

А если в группе нет представления о единой цели и отсутствует потребность в совместной деятельности? Такое случается в формальных группах, образованных на основании какого-то официального документа (приказа, постановления, решения и т. д.). По сути, эти группы представляют просто людей, собранных в одном месте, их еще называют диффузными, так как они не связаны межличностными отношениями. Примером такой группы можно считать первый класс в школе. Какую деятельность в этом случае можно считать общегрупповой? Учебу? Нет, она не требует согласованных усилий и не связана с общегрупповой целью.

Чтобы решить эту проблему и сплотить группу, не связанную общими целями, опытные педагоги выдумывают их – устраивают соревнования, конкурсы, походы, общешкольные мероприятия, к которым класс должен готовиться сообща.

С такой же проблемой сталкиваются супруги, которые после нескольких лет совместной жизни обнаруживают, что страстная любовь прошла и их ничего больше не связывает, кроме общей жилплощади. Проблему могут решить дети, да и то не всегда. Именно отсутствие общей цели и утрата общих интересов часто становится причиной распада семьи.

Признаки социальной группы

Несмотря на разнообразие, социальные группы имеют ряд общих признаков. Анализируя их содержание, психологи могут дать развернутую характеристику группе, описать существующие в ней отношения и прогнозировать дальнейшее развитие. Кроме основного показателя – наличия взаимодействия для достижения общей цели – можно назвать следующие признаки группы:

  • Интегральные характеристики, которые, с одной стороны, формируются в процессе взаимодействия, а с другой, словно цемент, скрепляют отношения в группе. К ним относятся групповые интересы, нормы, традиции, ценности, общественное мнение, психологический климат.
  • Структура группы, включающая в себя основные функции и роли, иерархию статусов и микрогруппы, входящие в социум.
  • Композиция – это комплекс индивидуально-личностных особенностей членов группы, важных для успеха совместной деятельности. Для разных групп они могут быть различны: пол, возраст, национальность, профессиональная принадлежность, качество образования и социальное положение.
  • Уровень социальной активности членов группы, согласованность их усилий, заинтересованность в достижении цели и поддержании отношений друг с другом.

Есть еще один значимый показатель, который хоть и не принадлежит к общегрупповым признакам, играет важную роль в отношениях людей. Это чувство аффилиации – ощущение единения с группой. Оно переживается не просто как желание быть частью сообщества, а как потребность в позитивных взаимоотношениях с людьми, стремление завоевать их доверие и симпатию, готовность самому доверять членам группы и уважать их.

Виды групп

Социальные группы составляют сложную структуру общества и выполняют в нем различные функции. Поэтому существует множество классификаций групп: по количеству, способу образования, характеру взаимодействия и т. д. Вот основные их типы.

Большие и малые группы

Различия между этими двумя видами количественные, но четкую границу между ними провести сложно. Традиционно к большим относят группы, численность которых превышает 30-40 человек. Но есть и другой, более удобный критерий. Малой группой считается такая, в которой возможны личные контакты между всеми членами группы. Тогда как в больших это затруднительно, и значительная часть входящих в них людей даже не знакомы друг с другом. Поэтому малые группы еще называют контактными. К ним можно отнести семьи, сообщества друзей, небольшие трудовые коллективы, школьные классы, студенческие группы и др.

Иногда наряду с большими (этносами, религиозными конфессиями, политическими партиями, классами и др.) выделяют средние группы: коллективы крупных предприятий, учебных заведений, фан-клубы и т. д. Средние группы по количественному признаку ближе к большим, а по общим интересам и целям – к малым.

Большие группы в свою очередь разделяются на организованные (классы, партии, политические союзы и др. ) и неорганизованные или стихийные: масса, толпа и публика.

Формальные и неформальные

Эти два вида групп относятся к малым или средним, но отличаются по характеру образования или по причине возникновения. Основной причиной образования неформальных групп является взаимная симпатия (друзья, семья) или общие интересы. Уже на самом первом этапе развития представители этих групп проявляют заинтересованность друг в друге, желание общаться.

Формальные группы – это часть более крупных социальных образований, и создаются они на основании формального решения или какого-то официального документа. Как правило, цель и задачи этих групп заданы извне, например, назначенными руководителями или педагогами. Поэтому взаимная заинтересованность и межличностные отношения формируются в этом случае постепенно.

Первичные и вторичные

Данная классификация стоит особняком, так как многие характеристики этих групп совпадают с неформальными и формальными. Критерием для различения первичных и вторичных групп служит степень эмоциональности контактов. Первичные возникают на основе взаимной симпатии, как, например, семейные пары или сообщества друзей. А основа вторичных – формальная, поэтому отношения между людьми, в том числе симпатия и взаимная привязанность, если и складываются, то носят вторичный характер.

Референтные группы

Это особый вид групп, которые не всегда имеются в реальности и нередко существуют только в воображении индивида. Но тем не менее они играют важную роль в социальной самоидентификации человека. Референтная группа – это своеобразный эталон, с которым человек сравнивает свои действия, поступки, решения. Нормы, принятые в этой группе, становятся обязательными для него, а установки и ценности формируют его личность. Индивид не всегда принадлежит к референтной группе. Так, для подростка в качестве референтной группы может выступать и компания более старших ребят, и своя спортивная команда, и отряд наемных воинов из любимого телесериала.

Структура малой группы на основании социометрии

Когда речь идет о структуре, то имеют в виду главным образом малую группу, где отношения людей и их статусы на виду, а лидеры и отверженные заметны, можно сказать, невооруженным глазом. В социальной психологии есть специальная методика для изучения структуры малой группы, которая называется «социометрия».

Социометрические исследования построены на принципе выбора: каждый член группы должен выбрать трех наиболее предпочитаемых (симпатичных, надежных и т. д.) одногруппников и трех отвергаемых. После анализа полученных данных можно выделить следующие элементы структуры группы:

  • социометрические «звезды» – люди, получившие наибольшее число выборов; они не обязательно являются лидерами и часто к этому не стремятся, но «звезды», определенно, самые уважаемые в группе;
  • предпочитаемые – те, кто получил довольно много выборов, но меньше «звезд»;
  • «середнячки» – количество выборов небольшое, но они есть;
  • пренебрегаемые – те, кто не получил положительных выборов;
  • отверженные – люди, набравшие большое количество отрицательных выборов;
  • микрогруппы – 3-4 человека, связанные взаимными выборами.

Такое исследование дает полную картину структуры малой группы и очень полезно для работы руководителя с коллективом или педагога с классом.

Система групп, составляющих общество, напоминает одновременно и запутанную головоломку взаимосвязей и взаимозависимостей, и четкую, упорядоченную структуру и иерархию, в которой одни группы (малые) являются частью больших и сами включают в себя микрогруппы.

Связи между социальными группами – это не только следствие межгруппового взаимодействия. Они осуществляются через отдельных людей, одновременно входящих в разные группы. Проблемы, конфликты, динамические процессы в одной группе находят отражение во многих других. Например, человек, озабоченный проблемами с начальством, нередко срывает дурное настроение на своей семье, друзьях, членах спортивного клуба и т. д. И напротив, хорошая, крепкая семья, позитивные отношения с друзьями – это залог благоприятного психологического климата в профессиональном коллективе.

социальных групп в психологии | Практическая психология

Практическая психология

Психология изучает индивидуальный разум, но взаимодействие нескольких разумов в социальных группах также важно для психологов и поведения людей. Давайте определим, что такое «социальная группа» и с какими типами социальных групп вы можете взаимодействовать каждый день.

Что такое социальная группа?

Некоторые важные факторы, делающие группу «социальной группой», включают:

  • содержит по меньшей мере два человека
  • , связаны вместе с некоторым сходством
  • . Общие цели
  • . Облегчение принадлежности (это иногда называют «целеустремленностью»
  • 777777777777777777777777777777 гг. в определенное время и в определенном месте 
  • Взаимодействуйте между участниками 
  • Придерживайтесь набора письменных или неписаных правил поведения 
  • Взаимная осведомленность друг о друге

Группа против совокупности против категории

Допустим, вы в баре. В баре тоже около 100 человек. Вы социальная группа?

Не совсем так. Хотя вы все присутствуете в баре одновременно, вы не работаете для достижения общей цели. Не каждый посетитель чувствует себя причастным, когда входит в бар. Если один из завсегдатаев бара попытался повлиять на ваше поведение, вас может не убедить только то, что он находится в том же баре, что и вы.

Совокупность людей, существующих вместе в одном и том же месте в одно и то же время, называется совокупностью.

Хорошо, а как насчет людей, которые считают себя принадлежащими к группе людей на основе определенных характеристик? Все ли женщины, мужчины, ЛГБТК или евреи являются членами социальных групп?

Не совсем так. Не все женщины существуют вместе в одном времени и пространстве. Женщины из разных стран, разных профессий и разных возрастных групп преследуют разные цели и могут не чувствовать себя принадлежащими друг другу.

Люди, которые просто имеют набор схожих характеристик, относятся к категории людей.

Какие социальные группы существуют сегодня?

Сегодня психологи и социологи изучают много типов социальных групп, в том числе:

  • Семейства
  • Друзья
  • Компании и организации
  • Братства и Соукра мы определили группу, давайте посмотрим на различные примеры групп.

    Первичная и вторичная

    Во-первых, я хочу отметить, что есть первичные и вторичные группы. Первичные группы, такие как ваши ближайшие родственники или сестры из женского общества, — это группы, которые разделяют личные отношения. Часто люди в первичной группе любят друг друга. Они выбирают быть в группе друг с другом.

    Второстепенные группы крупнее. Хотя все в группе могут не иметь тесных эмоциональных связей, все участники работают для достижения общей цели. Ваши коллеги или группа волонтеров в приюте для животных могут считаться вторичной группой.

    Формальный и неформальный Давайте посмотрим на пример, который я использовал в категории «основная группа».

    Ваши ближайшие родственники функционируют совсем иначе, чем глава вашего женского общества. В то время как одна из этих групп считается формальной группой, другая является неформальной.

    Формальные группы придерживаются определенного набора правил и политик. Женское общество можно считать формальной группой. Студенты в университете, которые придерживаются руководящих принципов университета, также входят в формальную группу. Семьи, политические партии и ваша группа карточных игр в пятницу вечером считаются неформальными группами.

    Внутренние и чужие группы 

    Есть члены вашей ближайшей семьи, а есть люди, которые не входят в вашу ближайшую семью. Это различие столь же важно, как и различие между кем-то в формальной группе и кем-то в неформальной группе.

    Группа, к которой вы (или субъект) принадлежите, является «своей группой». Ваша ближайшая семья — это ваша группа. Если вы принадлежите к Phi Sigma Pi, ваше братство является «своей группой». Если вы принадлежите к политической партии, эта партия для вас является «своей группой».

    Группы, не входящие в ваши группы, называются «чужими». Другие семьи являются аутгруппами. Студенты, которые учатся в других университетах или принадлежат к другим греческим общественным организациям, являются частью чужих групп. Люди в политических партиях, не входящих в ту, к которой вы принадлежите, относятся к «чужим группам».

    Это различие часто встречается в социальной психологии. Почему? Мы склонны относиться к людям в своих и чужих группах немного по-разному.

    Почему важны социальные группы?

    Без социальных групп не было бы социальной психологии. Опять же, без социальных групп мы, вероятно, не продвинулись бы далеко как вид.

    Одно дело изучать, как работает индивидуальный разум. Ваши индивидуальные черты обусловлены вашей генетикой или вашим опытом? Стоит ли смотреть на свою психику в целом или разбивать ее на отдельные части?

    Но когда участвуют группы, на вопросы становится намного сложнее ответить. Мы все можем вспомнить время, когда группа заставила нас сделать что-то, чего мы не хотели делать. Сам по себе ты бы так себя не вел, но чтобы вписаться в группу, ты все равно это сделал. Иногда такое поведение полезно, например, участие в акции протеста или пребывание дома во время глобальной пандемии. Иногда такое поведение не очень хорошо. Иногда это немыслимо.

    Как социальные группы влияют на вас и других

    В 2017 году продажи классической книги «1984» резко выросли. Хотя книга была написана в 1949 году, она попала в список бестселлеров. Люди считали, что антиутопия романа не так уж далека от того, что стране предстоит пережить в ближайшие четыре года.

    Если вы еще не читали «1984», самое время внести его в свой список для чтения. Конечно, это художественная литература, но она оказала глубокое влияние на литературу и даже на психологию.

    Через несколько лет после 1984, психолог Ирвинг Дженис начал изучать «групповое мышление». Групповое мышление — это новый термин, заимствованный из лексикона 1984 года. Групповое мышление возникает, когда группа людей собирается вместе и с целью достижения гармонии внутри группы оставляет рациональность и логику за дверью.

    Каждый вечер в новостях можно увидеть групповое мышление. Примеры группового мышления на протяжении всей истории варьируются от глупых до пугающих и ужасно жестоких. Легко сидеть вне группы, «пьющей Kool-Aid» и осуждать их за их иррациональность. Но психологи, изучающие социальные группы и социальную психологию, знают, что пребывание в группе может быстро и опасно затуманить чьи-то суждения.

    Почему люди совершают злодеяния? Почему они совершают насилие? Какое отношение к этому имеет принадлежность к группе? На эти вопросы надеются ответить исследования социальных групп и социальной психологии.

    [ссылка на статью]

    Практическая психология

    Практическая психология начиналась как сборник учебных материалов для студентов-психологов в 2016 году, созданный студентом в этой области. С тех пор он превратился в онлайн-блог и канал на YouTube, предоставляющий советы, инструменты и академическую поддержку людям из всех слоев общества в области психического здоровья. С более чем 2 миллионами подписчиков на YouTube, более 500 статей и ежегодным охватом почти 12 миллионов студентов, он стал одним из самых популярных источников психологической информации.

    Группа: определение, типы и динамика

    РЕКЛАМА:

    В этой статье мы обсудим: 1. Значение и определение группы или класса 2. Типы группы 3. Групповое руководство 4. Программы группового руководства 5. Лидерство 6 . Групповая динамика.

    Совокупность индивидуумов образует группу независимо от того, взаимодействуют ли ее члены или нет. Без взаимодействия группа является почти агрегатом. Функциональные группы характеризуются общими целями и взаимопобуждением и реакцией между членами, которые служат средством удовлетворения индивидуальных потребностей, и в которых индивиды вступают во взаимные отношения с другими членами группы, идентифицируют себя с группой, изменяются через членство в группе.

    Значение и определение группы или класса
    :

    Класс или группа — это совокупность отдельных лиц. Класс можно рассматривать в основном как собрание индивидуумов, каждого из которых нужно обучать. Это также социальная группа, имеющая структуру и организацию сил, которые придают ей определенную степень единства и согласованности. Класс может иметь собственного персонажа. В классе есть свои нормы поведения или исполнения. В классе спланировано и хорошо организовано взаимодействие. У него есть свой бывший лидер, т. е. учитель. Класс как таковой может иметь заметное влияние на своих членов.

    РЕКЛАМА:

    Группа определена следующим образом:

    i. «Группа — это социальная единица, состоящая из ряда индивидов, находящихся в роли и статусе отношения друг к другу, в какой-то степени стабилизирующихся в данное время и перерабатывающих набор ценностей или норм собственного поведения, по крайней мере, в вопросы, имеющие значение для группы». – Sherif and Sherif

    Человек присоединяется к группе, которая удовлетворяет его потребности, и членство может быть вознаграждено для человека.

    «Группа — это организованная система, состоящая из большего числа индивидуумов, которые связаны друг с другом таким образом, что выполняют некоторые функции; у него есть стандарт ролевых отношений и набор норм, регулирующих функции группы». – Mc David

    РЕКЛАМА:

    Термин «группа» был определен различными социальными психологами, подчеркивающими его различные аспекты.

    Эти определения подчеркивают следующие характеристики:

    1. Это совокупность индивидуумов.

    2. Имеет собственную структуру и организацию сил.

    3. Имеет свой стандарт и нормы поведения производительности.

    4. Он стоит в роли и статусе отношения друг к другу.

    5. Выполняет определенные функции.

    6. Обеспечивает мотивацию и удовлетворение потребностей членов.

    7. Обеспечивает информированность участников в процессе взаимодействия.

    РЕКЛАМА:

    8. Имеет свои цели и задачи.

    9. Имеет динамичный процесс социального и эмоционального развития члена.

    10. Имеет общую судьбу или будущее. Члены взаимозависимы.

    11. Имеет собственного лидера, может быть формальным, т.е. учителем, или неформальным.

    Учитель всегда имеет дело с каким-то реальным классом учеников; у него есть несколько возможностей помочь учащимся развить навыки работы с классом. Опыт такой групповой работы неизбежен. Учитель может убедиться, давая небольшое руководство, что групповой опыт очень полезен. Цель, такая как развитие желаемого отношения, ценностей или достижение социальной зрелости.

    Типы групп:

    Группы, характеризующиеся более или менее постоянными близкими личным общением и сотрудничеством, являются первичной группой, например, семья; детские игровые группы, подростковая группа, соседская группа.

    1. Второстепенные группы:

    Второстепенные группы представляют собой группы с особыми интересами, такие как национальные, политические, религиозные, братские и профессиональные группы. Они не зависят от личного контакта, хотя между участниками может быть прямое взаимодействие.

    2. Социально-психологические группы:

    В социальных группах цель в значительной степени безлична, члены объединяются для работы над какой-то общей целью или проблемой. Профсоюз, редакция школьного ежегодника. Психогруппа более индивидуальна по своей природе, и ее члены собираются вместе по собственному желанию в первую очередь для целей межчленской ассоциации. Девушки, которые регулярно встречаются под деревом в нише.

    3. Организованные и неорганизованные группы:

    В организованной группе члены играют разные роли в отношении общих целей. Степень организации может быть от очень свободной, неформальной организации до очень сложной, формальной. Но если у группы есть лидер, то это организация.

    В неорганизованной группе каждый член действует более или менее независимо от других. Он очень гибкий, участники могут свободно развивать свои роли по своему усмотрению.

    4. В группах и вне групп:

    Группы, к которым принадлежит индивидуум и к которым он чувствует лояльность, являются внутренними группами.

    Те, к которым он не испытывает ни лояльности, ни симпатии и к которым он может испытывать неприязнь, подозрение, неприятие, страх или даже ненависть, являются чужими группами. Нация, раса, религиозная секта или соседская группа, которая рассматривается как низшая по сравнению с собственной и воспринимается с предубеждением или враждебностью. СЭС, домашние и региональные влияния играют важную роль в происхождении и распространении таких предубеждений.

    Групповое руководство:

    Индивидуальное или групповое руководство включает в себя все те услуги, которые способствуют индивидуальному пониманию самого себя — его взглядов, интересов, способностей, его физической, умственной и социальной зрелости, а также его личных качеств. и социальные потребности в оптимальном развитии, достижениях и приспособлении к жизни. Он включает в себя услуги, которые помогают каждому человеку не только обрести самопонимание, но и развить навыки самоуправления-

    (a) в установлении подходящих личных, образовательных и профессиональных целей,

    (b) в планировании желаемых способов достижения этих целей и

    (c) в разработке стандартов ценности, соответствующих его жизненным целям, чтобы он мог быть снабжены критериями выбора опыта.

    Групповое руководство относится к любой фазе персональной программы руководства, проводимой с группами отдельных лиц, а не между консультантом и консультируемым или клиницистом и клиентом при личном интервью. Это может включать обучение в классе, содержание которого связано с проблемами самооценки, образовательной или профессиональной ориентации, личностной адаптации и межличностных отношений. Он включает в себя множество типов неформальных игр или дискуссионных групп, которые часто преследуют двойную цель: изучение людей в их взаимодействии с другими, а также помощь им в преодолении определенных трудностей и достижении новых уровней приспособления.

    Программы группового консультирования :

    Программы группового консультирования были направлены на помощь в адаптации к новой школе или колледжу; совершенствование методов обучения и обучения; находить новых друзей; улучшение социальных навыков; научиться лучше ладить с другими; решать проблемы, связанные с интересами и способностями, и составлять подходящие образовательные и профессиональные планы, полностью отвечающие разочарованиям; и разработка действенной философии жизненных ценностей, чтобы предоставить критерии для выбора жизненного опыта.

    Цель группового консультирования :

    1. Предоставить возможности для изучения основ самоконтроля в отношении образовательных, профессиональных и личностно-социальных аспектов жизни посредством:

    (a) Помощь в оказании помощи ориентация в новых школьных ситуациях и в наилучшем использовании школьных возможностей.

    (b) Групповое изучение проблем межличностных отношений и помощь в выборе группового опыта в школьной жизни, который может изменить как индивидуальное, так и групповое поведение социально приемлемым образом.

    (c) Групповое изучение проблем взросления, адаптации к взрослому и применения психологической гигиены в жизни.

    (d) Групповое изучение и применение надежных методов самооценки взглядов, интересов, способностей, тенденций и черт личности и характера и личностно-социальной адаптации.

    (e) Групповое обучение и применение эффективных методов обучения.

    (f) Групповое изучение случайной жизни и проблем временной адаптации и прогресса.

    (g) Помощь через группы в обучении тому, как проектировать подходящие долгосрочные профессиональные планы.

    (h) Помощь через группы в обучении составлению подходящих долгосрочных образовательных планов.

    (i) Помощь в разработке проницательных стандартов ценности для выбора опыта в различных сферах жизни и развития растущей жизненной философии.

    2. Обеспечить возможность терапевтического эффекта групповых процедур посредством:

    (a) Перспективы, полученные в результате изучения общей человеческой проблемы.

    (b) Снятие эмоционального напряжения, углубление понимания динамики личности и творческое перенаправление энергии посредством группового изучения этих общих человеческих проблем в атмосфере вседозволенности.

    3. Достичь некоторых целей руководства более экономично, а некоторых более эффективно, чем это было бы возможно при полностью индивидуализированном подходе.

    4. Внедрить индивидуальное консультирование, чтобы сделать его более эффективным за счет фонового изучения общих аспектов проблем и уменьшения или устранения многих эмоциональных барьеров на пути обсуждения уникальных аспектов общих человеческих проблем.

    Консультирование — это процесс обучения как для специалиста по консультированию, так и для отдельного человека, и это обучение для обеих сторон происходит как посредством консультирования, так и групповых процедур.

    Лидерство в группе :

    Эффективное лидерство зависит не столько от конкретных качеств личности, сколько от рабочих отношений индивидуума в рамках групповой структуры, в которых он приобретает статус посредством активного участия и демонстрации своей способности помогать группе выполнять совместные задачи. Важными личностными аспектами этой способности являются интеллект, внимательность к нуждам и мотивам других и понимание ситуации, дополнительно подкрепляемые такими качествами, как ответственность, инициативность, настойчивость и уверенность в себе.

    Новое определение лидерства подразумевает, что оно может быть не столько атрибутом личности, сколько аспектом организации, подобно авторитету, лидерство, по-видимому, определяется системой взаимосвязей и предполагает разную степень влияния и ответственности . Таким образом, за исключением полностью авторитарной группы, у членов будет разная степень влияния и ответственности и, следовательно, разная степень и виды лидерства внутри группы.

    Одной из обязанностей проводника является работа над использованием группой своего лидерского потенциала и помощь всем людям в том, чтобы действительно принадлежать группе и расти, внося свой лучший вклад в группу, на который способен каждый член группы. помочь эффективно оплачивать обе роли, то есть лидера и последователя.

    Конечно, некоторые люди будут оказывать большее влияние на группу, чем другие. Любой член группы проявляет лидерство в той мере, в какой синтальность группы изменяется его присутствием. По его мнению, все действия членов, которые помогают группе в достижении ее целей, в той или иной степени являются функциями лидерства, и было бы непоследовательно говорить о лидере группы. Сочувствующий человек, способный помочь участникам на практике, умный по сравнению с другими членами группы; и кто последователен в выполнении своих руководящих функций.

    Обладания определенными качествами недостаточно, чтобы сделать человека лидером. Он должен находиться в ситуации, которая позволяет ему внести необходимый вклад и восприниматься группой как необходимый, и он должен восприниматься как способный внести такой вклад.

    Групповая динамика :

    В области групповой динамики термин «синтальность» используется для описания для группы того, что называется индивидуальностью личности. Синтальность относится ко всем взаимосвязанным атрибутам или независимым переменным, с помощью которых может быть определена группа. Для описания этой синтальности группы используются следующие термины: «общие способности», «установки», «производительность» и «моральный дух». Под моралью мы находим такие термины, как «синергия», обозначающие общую сумму энергии, которой может распоряжаться любая группа; «упрямство» при встрече с различными ситуациями и «нравственность» и «честность».

    Синергия имеет два аспекта: «поддерживающая синергия» или энергия, необходимая для сохранения целостности группы; и «эффективная синергия» или энергия, доступная для продвижения к достижению групповых целей. «Групповая структура» относится ко всем поведенческим отношениям внутри группы, таким как градиенты статуса в зависимости от различных ролей отдельных членов * групповые отношения.

    Согласно Рэймонду Кеттеллу, «группа — это совокупность организмов, в которых существование всех (в их заданных отношениях) необходимо для удовлетворения определенных индивидуальных потребностей в каждом». Термин «динамика» применительно к группам относится ко всем взаимодействующим силам внутри групп, поскольку они организуются и действуют для достижения своих целей, которые охватывают всю область социометрии и природу лидерства.

    Проблема первостепенной важности для лидера руководства состоит в том, чтобы изучить группу с целью понимания ее синтальности и структуры. Это будет включать изучение манер группы как индивидуально, так и коллективно. Для ответа на многие вопросы, а также для тщательного наблюдения и изучения отдельных действий внутри группы и всей группы в действии можно искать личные записи отдельных членов группы на большом расстоянии.

    Чтобы получить такую ​​информацию, учитель или гид должны запланировать время для изучения личных дел и индивидуальных бесед. Чтобы изучить личность и группу в действии, лидер должен планировать и инициировать подходящие действия с самого начала или быть готовым к подходящей групповой инициативе. Эти первоначальные действия служат двойной цели: коллективному изучению индивидуумов и помощи в создании реальной группы с общими интересами и целями и эффективной структурой взаимоотношений.

    Во многих школьных программах учебная программа может предусматривать частичные области обучения в области руководства на определенных уровнях обучения или по конкретному предмету, например, образовательное или профессиональное планирование, самооценка, понимание человеческого поведения, совершенствование навыков обучения, общение с другими или школьное гражданство.

    Презентация тематических исследований в кино, рассказывание историй, индивидуальное или групповое исследование, отчеты по конкретным проблемам, инсценировки, лекции, неформальные дискуссии и шумные сессии — это лишь некоторые из множества возможностей, доступных руководителю группы. Такая ориентировочная деятельность, умело спланированная и выполненная, создаст возможности для взаимодействия людей таким образом, что позволит им познакомиться друг с другом и будет стимулировать развитие групповой структуры взаимоотношений, которая может проложить путь к реальным отношениям. групповая организация и лидерство.

    После этих начальных этапов гид должен стремиться быть неотъемлемой частью сплоченной группы с общими интересами, в которой каждый член чувствует, что он занимает уважаемое место и играет уникальную роль в помощи группе в достижении ее собственных групповых целей. .

    Поведение учащихся в классе или в группах является областью социальной психологии. Эта область психологии занимается поведением человека в группе. Понятие личности существует в контексте группы социальных норм. Интерпретация поведения индивида в зависимости от норм. Нормами являются средние показатели группы. Стандартизация психолого-педагогических тестов осуществляется путем разработки норм соответствующей группы.

    Социальную психологию можно определить как:

    i. «Социальная психология — это научная область, которая стремится исследовать то, как поведение, чувства или мысли человека находятся под влиянием или определяются путем сравнения с групповым поведением или характеристиками». -Барон и Бирн

    ii. «Психология образования ограничивается реакциями учащихся или поведением учащихся в классе в результате взаимодействия с учителем и между учениками».

    Социальная психология занимается обоими типами группового поведения — позитивным или желательным поведением и негативным или нежелательным поведением индивидуума. Педагогическая психология занимается взаимодействием учителя и учеников в основном с положительным или желательным поведением, а не с нежелательным поведением. Нежелательное поведение учащихся не поощряется, а желательное поведение подкрепляется или поощряется. Целью является развитие индивидуальной личности.

    Стандарт или нормы являются развитием желаемого поведения группы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *