Что такое жизненные ценности? Как определить свои ориентиры по жизни и как расставить приоритеты?
10 июня 2022
10.06
7 минут
7 мин.
35103
36
1
Обновлено: 10 июня 2022
Обновлено 10.06
Жить гармоничной жизнью современному человеку помогают базовые ценности и ориентиры. Этот «внутренний компас» держит человека в определенных «рамках», позволяет быстрее принимать решения, расставлять приоритеты и личные границы.
В этой статье мы дадим определение системе ценностей человека с точки зрения психологии, приведем таблицу с примерами и дадим несколько советов, как определить основные ценности в жизни.
Содержание статьи
- Человеческие ценности.
- Виды жизненных ценностей
- От чего зависит выбор жизненных ценностей
- Как определить свои жизненные ценности?
- Частые вопросы
- Заключение эксперта
Человеческие ценности.
Что это такоеВ понятие системы человеческих ценностей входят жизненные принципы, идеалы, приоритеты, убеждения, которые формируются у нас благодаря моральным и духовным качествам, складу характера, социуму. Мы обретаем ориентиры в процессе становления личности и взросления, с определенным жизненным опытом.
Если говорить кратко, то ценности человека — это «кодекс правил», которым мы руководствуемся при определении целей и принятии решений.
Главные жизненные ориентиры начинают формироваться еще в детстве, но это не значит, что они остаются неизменными на всю жизнь. В подростковом возрасте важным может быть один «набор» внутренних принципов, а во взрослом мы по-другому смотрим на жизнь, ставим иные приоритеты на первое место, поэтому и принципы могут меняться.
Ключевые ценности влияют на выбор нашего окружения (кто будет нашим другом, с кем мы создадим семью), на выбор профессии, на внутрисемейные отношения, на наши желания и на выбор главных целей в жизни.
Пример из практики:
К психологу обратилась молодая девушка Елена 27 лет. Она рассказала, что с самого детства мечтала о большой семье, детях и видела себя в роли «хранительницы очага». Познакомившись со своим будущим мужем Олегом, Елена была очарована его мужественными качествами — умом, начитанностью, физической силой, стремлением зарабатывать. ЧЕрез некоторое время в семье начались конфликты и недопонимание. Для решения этой проблемы Елена и обратилась к психологу. Очевидно, что в приоритете Елены — семья, забота о близких, муже и детях. Проявлять заботу и стремиться к уюту — это ее главные ценности, она в силах отказаться от работы в угоду семье. Но у ее мужа ориентиры в жизни другие — он нацелен на деньги, и семью он поставит на второе место. Из-за несовпадения истинных ценностей и стали возникать конфликты. Но так как другого человека изменить нельзя, и «передать» ему свою «систему» принципов не получиться, нужно уметь договариваться, идти на компромисс и слышать партнера.
Иногда система «координат» у человека меняется на противоположную. Так происходит под влиянием сильного эмоционального потрясения или из-за иной ситуации, которая выбивает из «привычного русла» и заставляет по-другому взглянуть на жизнь. Например, если человек внезапно узнает о тяжелой болезни, он пересмотрит систему приоритетов.
Если система мировоззрения и принципов будет «подорвана», то у человека неизбежно возникнет эмоциональный конфликт, состояние угнетения, подавленности и беспомощности. Чтобы это состояние не привело к депрессии, человеку потребуется помощь психолога.
Виды жизненных ценностей
Как мы уже сказали, у каждого человека в жизни формируется собственный «набор» личностных ориентиров. У всех людей разный опыт, разный характер, разные желания.
Но в общем понятии существуют 2 разных направления человеческих приоритетов:
- Материальная сфера — деньги, материальные блага, достаток, хобби, имущество (квартиры, дома, машины) и т. д.
- Духовная сфера — самореализация, социальный статус, уважение, понимание, любовь, отношения, семья, друзья, здоровье, красота и пр.
Приведем примерный список жизненных ориентиров для взрослой личности:
Что относится к ценностям |
Комментарий |
Любовь |
Сюда входят и романтические чувства и отношение к окружающим и животным. Доброта, сострадание и эмпатия также включается в это понятие. |
Уважение |
Умение признавать достоинства и недостатки другого человека — важная ценность, которая становится ориентиром в жизни для многих людей. Признавать свои недостатки еще сложнее, чем чужие. Но, уважая другого, мы без проблем замечаем что-то негативное в нас и мы в силах это изменить. |
Оптимизм |
Сюда можно включить юмор, самоиронию, умение видеть хорошие и позитивные стороны даже в отрицательных действиях или событиях. Оптимизм во многом помогает человеку, особенно в решении трудных ситуаций и проблем. |
Терпение |
Важная ценность, пожалуй, для каждого человека, которая помогает принимать людей и их поступки такими, какие они есть, не оценивать, не критиковать, не возвышаться над ними. Терпение зависит от эмоционального состояния человека. |
Самодисциплина |
Навык, который «тренируется» с детства и закладывается нашими родителями. Быть дисциплинированным, значит, иметь силу воли и характер, чтобы совершать определенные действия для достижения своих целей. |
Честность |
Если человек остается верен самому себе, он честен и с другими, он никогда не сделает выбор, который будет противоречить его внутренним установкам и ориентирам. |
Здоровье |
Когда человек ставит в приоритет здоровье, он начинает по-другому относиться к себе — он проявляет заботу, занимается спортом, правильно питается и т.д. |
Дружба |
Дружеские отношения для человека — это не просто провести весело время по выходным, это понимание, сочувствие, поддержка. |
Благодарность |
Если вы умеете благодарить и принимать благодарность, то вы окружаете себя положительными эмоциями, а, значит, вы «программируете» себя на восприятие хороших событий. Что-то негативное уже не будет так сильно вас задевать. |
Этот перечень можно продолжать, вы можете добавить что-то свое, руководствуясь личными мотивами, окружением, моральными и нравственными качествами, поставленными целями и способами их достижения.
Важно! Цели и ценности должны быть взаимосвязаны. Если цели «оторваны» от ценностей, то человек становится на «дорогу» вечного стремления к совершенству и достигаторства. Цели будут достигаться, но удовлетворения и понимания, зачем они достигнуты не будет.
От чего зависит выбор жизненных ценностей
Как мы уже сказали, многие из жизненных ориентиров закладываются в нас с детства. Мы копируем поведение родителей, нас учат в школе, мы постоянно находимся под общественным влиянием.
Дети меняют свои убеждения легко, а вот взрослые, наоборот, и это является показателей осознанности.
Что же в реальности формирует наши ценности?
- Воспитание. Родители оказывают непосредственное участие в формирование жизненных ориентиров ребенка. Как правило, ребенок копирует модели поведения, а, значит, и принципы.
- Образование. Детский сад, школа, техникум, ВУЗ, дополнительное образование — новые навыки и знания помогают понять систему «координат», что важнее, а что — нет.
- Окружение. Человек — существо социальное, так или иначе, он находится в окружении других людей, а, значит, должен соблюдать определенные правила поведения, которые влияют на его собственные ориентиры в жизни.
- Самосовершенствование. Развиваясь, как личность, индивид не зависит от навязанного мнения, стереотипов, а думает своей головой. Таким образом, он формирует собственную систему ценностей.
Как определить свои жизненные ценности?
Самый простой вариант для определения личных жизненных ориентиров не потребует от вас больших финансовых затрат. Вам понадобится ручка, бумага (если удобно, делайте записи в электронном виде) и время.
- Для начала выпишите все, что для вас имеет наибольшую ценность, то, без чего вы бы не смогли жить. Напишите эти требования во всех сферах жизни — отношение, карьера, семья, отдых, забота о себе, развлечение. Не пропускайте ничего. Список будет большой, но не пугайтесь.
- На втором этапе честно спросите у себя по каждому выписанному пункту : «Это действительно то, без чего я не смогу жить? Это настолько влияет на мою жизнь, что если этого не будет, то я буду несчастен»? Если вы начали сомневаться, вычеркивайте его из перечня.
- Из оставшегося списка снова уберите то, без чего вы сможете жить и будете себя чувствовать комфортно. Сократите список до 10 наиболее важных пунктов — это и будут ваши самые главные ценности.
Вы можете возразить, что вычеркнули очень много важного и нужного. Но на самом деле, основное значение имеют именно те 10 пунктов, которые вы оставили путем «естественного отбора». Они — основа, на которую вы можете опираться. Остальные (вычеркнутые) могут со временем меняться, но основные, скорее всего, останутся неизменными.
Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы запутались в определении своих жизненных ценностей. Наши психологи круглосуточно с вами на связи и они помогут вам провести оценку вашей личности, выявить ваши преимущества и составить «карту» приоритетов.
Частые вопросы
Что такое главные жизненные ценности простыми словами?
+
Жизненные ценности — это то, что помогает человеку формировать приоритеты, принципы и ориентиры. Взрослый человек, как и ребенок, может менять свои ценности и на этот процесс влияет много факторов.
Можно ли передать другому свои ценности?
+
К сожалению, нет. Каждая личность обладает определенным «набором» ценностей. Они могут быть схожи и тогда люди могут сказать, что они похожи и разделяют общие ценности. Но научить другого или передать свои ценности не получится.
Какие ценности бывают?
+
В общем понимании их можно разделить на материальные и духовные. Материальные связаны с благами, которые можно ощутить и потрогать — деньги, имущество, развлечение и т.д. А духовные нематериальны — уважение, любовь, самореализация, терпение, здоровье и пр.
Может ли отсутствие ориентиров в жизни привести к депрессии?
+
Да, конечно. Если вы не можете ответить себе на вопрос, кто вы и чего вы хотите, значит, вы не можете себя идентифицировать. Из-за этого вы не можете двигаться вперед, потому что вы не знаете, куда вы идете, вы не поймете себя, потому что не слышите своих желаний. От такого состояния рождается чувство неуверенности, тревоги, апатии. А до депрессии уже рукой подать.
Заключение эксперта
Если у человека отсутствуют жизненные ценности, он будет сомневаться во всем — в поступках, действиях, желаниях, стремлениях. Психоэмоциональное состояние будет «расшатано», а следовательно, это скажется и на физическом здоровье.
Знать свои приоритеты и принципы — значит обрести опору. Да, ценности могут меняться, но основные из них остаются незыблемы на всю жизнь.
Публикуем только проверенную информацию
Автор статьи
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Стаж 17 лет
Консультаций 1439
Статей 292
Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.
- 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
- 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
- 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
- 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
- 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
- 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог
Источники
- … Михаил Лабковский «Хочу и буду: Принять себя, полюбить жизнь и стать счастливым». Эксмо. 2017
- . .. Карпов А.В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры — Юрайт, 2019
- … Джен Синсеро НИ СЫ. Будь уверен в своих силах и не позволяй сомнениям мешать тебе двигаться вперед — Бомбора, 2013
Поделиться:
Категория: Психология
Про здоровье Беременность и роды Про детей ЗОЖ Психология Неврология Гастроэнтерология Уход за собой Лекарства и БАДПредыдущая статья
Проблема выбора
Следующая статья
Как перестать думать о смерти
Другие статьи по теме
Монахова Альбина Петровна
15. 04.22
Как перестать зависеть от чужого мнения
Психология
Агишев Дамир Адгемович
27.07.22
Вегетативное состояние
Неврология
Монахова Альбина Петровна
15.04.22
Тревожное расстройство
Психология
Что такое жизненные ценности? Как определить свои ориентиры по жизни и как расставить приоритеты?
10 июня 2022
10.06
7 минут
7 мин.
35104
36
1
Обновлено: 10 июня 2022
Обновлено 10. 06
Жить гармоничной жизнью современному человеку помогают базовые ценности и ориентиры. Этот «внутренний компас» держит человека в определенных «рамках», позволяет быстрее принимать решения, расставлять приоритеты и личные границы.
В этой статье мы дадим определение системе ценностей человека с точки зрения психологии, приведем таблицу с примерами и дадим несколько советов, как определить основные ценности в жизни.
Содержание статьи
- Человеческие ценности. Что это такое
- Виды жизненных ценностей
- От чего зависит выбор жизненных ценностей
- Как определить свои жизненные ценности?
- Частые вопросы
- Заключение эксперта
Человеческие ценности.
Что это такоеВ понятие системы человеческих ценностей входят жизненные принципы, идеалы, приоритеты, убеждения, которые формируются у нас благодаря моральным и духовным качествам, складу характера, социуму. Мы обретаем ориентиры в процессе становления личности и взросления, с определенным жизненным опытом.
Если говорить кратко, то ценности человека — это «кодекс правил», которым мы руководствуемся при определении целей и принятии решений.
Главные жизненные ориентиры начинают формироваться еще в детстве, но это не значит, что они остаются неизменными на всю жизнь. В подростковом возрасте важным может быть один «набор» внутренних принципов, а во взрослом мы по-другому смотрим на жизнь, ставим иные приоритеты на первое место, поэтому и принципы могут меняться.
Ключевые ценности влияют на выбор нашего окружения (кто будет нашим другом, с кем мы создадим семью), на выбор профессии, на внутрисемейные отношения, на наши желания и на выбор главных целей в жизни.
Пример из практики:
К психологу обратилась молодая девушка Елена 27 лет. Она рассказала, что с самого детства мечтала о большой семье, детях и видела себя в роли «хранительницы очага». Познакомившись со своим будущим мужем Олегом, Елена была очарована его мужественными качествами — умом, начитанностью, физической силой, стремлением зарабатывать. ЧЕрез некоторое время в семье начались конфликты и недопонимание. Для решения этой проблемы Елена и обратилась к психологу. Очевидно, что в приоритете Елены — семья, забота о близких, муже и детях. Проявлять заботу и стремиться к уюту — это ее главные ценности, она в силах отказаться от работы в угоду семье. Но у ее мужа ориентиры в жизни другие — он нацелен на деньги, и семью он поставит на второе место. Из-за несовпадения истинных ценностей и стали возникать конфликты. Но так как другого человека изменить нельзя, и «передать» ему свою «систему» принципов не получиться, нужно уметь договариваться, идти на компромисс и слышать партнера.
Иногда система «координат» у человека меняется на противоположную. Так происходит под влиянием сильного эмоционального потрясения или из-за иной ситуации, которая выбивает из «привычного русла» и заставляет по-другому взглянуть на жизнь. Например, если человек внезапно узнает о тяжелой болезни, он пересмотрит систему приоритетов.
Если система мировоззрения и принципов будет «подорвана», то у человека неизбежно возникнет эмоциональный конфликт, состояние угнетения, подавленности и беспомощности. Чтобы это состояние не привело к депрессии, человеку потребуется помощь психолога.
Виды жизненных ценностей
Как мы уже сказали, у каждого человека в жизни формируется собственный «набор» личностных ориентиров. У всех людей разный опыт, разный характер, разные желания.
Но в общем понятии существуют 2 разных направления человеческих приоритетов:
- Материальная сфера — деньги, материальные блага, достаток, хобби, имущество (квартиры, дома, машины) и т. д.
- Духовная сфера — самореализация, социальный статус, уважение, понимание, любовь, отношения, семья, друзья, здоровье, красота и пр.
Приведем примерный список жизненных ориентиров для взрослой личности:
Что относится к ценностям |
Комментарий |
Любовь |
Сюда входят и романтические чувства и отношение к окружающим и животным. Доброта, сострадание и эмпатия также включается в это понятие. |
Уважение |
Умение признавать достоинства и недостатки другого человека — важная ценность, которая становится ориентиром в жизни для многих людей. Признавать свои недостатки еще сложнее, чем чужие. Но, уважая другого, мы без проблем замечаем что-то негативное в нас и мы в силах это изменить. |
Оптимизм |
Сюда можно включить юмор, самоиронию, умение видеть хорошие и позитивные стороны даже в отрицательных действиях или событиях. Оптимизм во многом помогает человеку, особенно в решении трудных ситуаций и проблем. |
Терпение |
Важная ценность, пожалуй, для каждого человека, которая помогает принимать людей и их поступки такими, какие они есть, не оценивать, не критиковать, не возвышаться над ними. Терпение зависит от эмоционального состояния человека. |
Самодисциплина |
Навык, который «тренируется» с детства и закладывается нашими родителями. Быть дисциплинированным, значит, иметь силу воли и характер, чтобы совершать определенные действия для достижения своих целей. |
Честность |
Если человек остается верен самому себе, он честен и с другими, он никогда не сделает выбор, который будет противоречить его внутренним установкам и ориентирам. |
Здоровье |
Когда человек ставит в приоритет здоровье, он начинает по-другому относиться к себе — он проявляет заботу, занимается спортом, правильно питается и т.д. |
Дружба |
Дружеские отношения для человека — это не просто провести весело время по выходным, это понимание, сочувствие, поддержка. |
Благодарность |
Если вы умеете благодарить и принимать благодарность, то вы окружаете себя положительными эмоциями, а, значит, вы «программируете» себя на восприятие хороших событий. Что-то негативное уже не будет так сильно вас задевать. |
Этот перечень можно продолжать, вы можете добавить что-то свое, руководствуясь личными мотивами, окружением, моральными и нравственными качествами, поставленными целями и способами их достижения.
Важно! Цели и ценности должны быть взаимосвязаны. Если цели «оторваны» от ценностей, то человек становится на «дорогу» вечного стремления к совершенству и достигаторства. Цели будут достигаться, но удовлетворения и понимания, зачем они достигнуты не будет.
От чего зависит выбор жизненных ценностей
Как мы уже сказали, многие из жизненных ориентиров закладываются в нас с детства. Мы копируем поведение родителей, нас учат в школе, мы постоянно находимся под общественным влиянием.
Дети меняют свои убеждения легко, а вот взрослые, наоборот, и это является показателей осознанности.
Что же в реальности формирует наши ценности?
- Воспитание. Родители оказывают непосредственное участие в формирование жизненных ориентиров ребенка. Как правило, ребенок копирует модели поведения, а, значит, и принципы.
- Образование. Детский сад, школа, техникум, ВУЗ, дополнительное образование — новые навыки и знания помогают понять систему «координат», что важнее, а что — нет.
- Окружение. Человек — существо социальное, так или иначе, он находится в окружении других людей, а, значит, должен соблюдать определенные правила поведения, которые влияют на его собственные ориентиры в жизни.
- Самосовершенствование. Развиваясь, как личность, индивид не зависит от навязанного мнения, стереотипов, а думает своей головой. Таким образом, он формирует собственную систему ценностей.
Как определить свои жизненные ценности?
Самый простой вариант для определения личных жизненных ориентиров не потребует от вас больших финансовых затрат. Вам понадобится ручка, бумага (если удобно, делайте записи в электронном виде) и время.
- Для начала выпишите все, что для вас имеет наибольшую ценность, то, без чего вы бы не смогли жить. Напишите эти требования во всех сферах жизни — отношение, карьера, семья, отдых, забота о себе, развлечение. Не пропускайте ничего. Список будет большой, но не пугайтесь.
- На втором этапе честно спросите у себя по каждому выписанному пункту : «Это действительно то, без чего я не смогу жить? Это настолько влияет на мою жизнь, что если этого не будет, то я буду несчастен»? Если вы начали сомневаться, вычеркивайте его из перечня.
- Из оставшегося списка снова уберите то, без чего вы сможете жить и будете себя чувствовать комфортно. Сократите список до 10 наиболее важных пунктов — это и будут ваши самые главные ценности.
Вы можете возразить, что вычеркнули очень много важного и нужного. Но на самом деле, основное значение имеют именно те 10 пунктов, которые вы оставили путем «естественного отбора». Они — основа, на которую вы можете опираться. Остальные (вычеркнутые) могут со временем меняться, но основные, скорее всего, останутся неизменными.
Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы запутались в определении своих жизненных ценностей. Наши психологи круглосуточно с вами на связи и они помогут вам провести оценку вашей личности, выявить ваши преимущества и составить «карту» приоритетов.
Частые вопросы
Что такое главные жизненные ценности простыми словами?
+
Жизненные ценности — это то, что помогает человеку формировать приоритеты, принципы и ориентиры. Взрослый человек, как и ребенок, может менять свои ценности и на этот процесс влияет много факторов.
Можно ли передать другому свои ценности?
+
К сожалению, нет. Каждая личность обладает определенным «набором» ценностей. Они могут быть схожи и тогда люди могут сказать, что они похожи и разделяют общие ценности. Но научить другого или передать свои ценности не получится.
Какие ценности бывают?
+
В общем понимании их можно разделить на материальные и духовные. Материальные связаны с благами, которые можно ощутить и потрогать — деньги, имущество, развлечение и т.д. А духовные нематериальны — уважение, любовь, самореализация, терпение, здоровье и пр.
Может ли отсутствие ориентиров в жизни привести к депрессии?
+
Да, конечно. Если вы не можете ответить себе на вопрос, кто вы и чего вы хотите, значит, вы не можете себя идентифицировать. Из-за этого вы не можете двигаться вперед, потому что вы не знаете, куда вы идете, вы не поймете себя, потому что не слышите своих желаний. От такого состояния рождается чувство неуверенности, тревоги, апатии. А до депрессии уже рукой подать.
Заключение эксперта
Если у человека отсутствуют жизненные ценности, он будет сомневаться во всем — в поступках, действиях, желаниях, стремлениях. Психоэмоциональное состояние будет «расшатано», а следовательно, это скажется и на физическом здоровье.
Знать свои приоритеты и принципы — значит обрести опору. Да, ценности могут меняться, но основные из них остаются незыблемы на всю жизнь.
Публикуем только проверенную информацию
Автор статьи
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Стаж 17 лет
Консультаций 1439
Статей 292
Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.
- 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
- 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
- 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
- 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
- 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
- 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог
Источники
- … Михаил Лабковский «Хочу и буду: Принять себя, полюбить жизнь и стать счастливым». Эксмо. 2017
- . .. Карпов А.В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры — Юрайт, 2019
- … Джен Синсеро НИ СЫ. Будь уверен в своих силах и не позволяй сомнениям мешать тебе двигаться вперед — Бомбора, 2013
Поделиться:
Категория: Психология
Про здоровье Беременность и роды Про детей ЗОЖ Психология Неврология Гастроэнтерология Уход за собой Лекарства и БАДПредыдущая статья
Проблема выбора
Следующая статья
Как перестать думать о смерти
Другие статьи по теме
Монахова Альбина Петровна
15. 04.22
Страх будущего
Психология
Монахова Альбина Петровна
29.08.22
Произвольное внимание. Сущность, развитие, особенности
Психология
Монахова Альбина Петровна
26.09.22
Мужчина интроверт. Характеристика типа личности
Психология
Системы ценностей | Психология Вики
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков
Система ценностей относится к порядку и приоритету, который человек или общество отдает этическим и идеологическим ценностям.
Хотя два человека или группы могут разделять набор общих ценностей, они могут не придавать им одинакового веса или предпочтения. Говорят, что два человека или группы имеют разные системы ценностей , даже если у них может быть много общих ценностей, если их приоритеты ценностей различаются или если к этим ценностям они прикрепляют разные исключения. Группы и отдельные лица, разделяющие множество ценностей, все же могут оказаться в конфликте, идеологическом или физическом, друг с другом из-за различий в их системах ценностей. Таким образом, люди с разными системами ценностей будут расходиться во мнениях относительно правильности или неправильности тех или иных действий как в абстрактном плане, так и в конкретных обстоятельствах. По сути, система ценностей (если она достаточно четко определена) представляет собой формализацию морального кодекса.
Предпосылка, стоящая за дисциплиной строгого изучения систем ценностей и различий между ними (данное условное название этономика ), заключается в том, что понимание этих различий в приоритизации ценностей может привести к лучшему пониманию политики (и мотивации) личности и группы.
Содержание
- 1 Значения
- 2 Характеристики систем ценностей
- 2.1 Персональный и общий
- 2.2 Исключения
- 2.3 Консистенция
- 2.4 Идеализированный и реализованный
- 3 Определение значений
- 4 Примеры противоречивых систем ценностей
- 4.1 Индивидуализм против коллективизма
- 5 См. также
- 6 Каталожные номера
- 7 Дополнительная литература
Ценности
Чтобы определить системы ценностей , сначала необходимо определить характеристики ценностей, которые могут быть представлены в системе ценностей. Ценности, которых придерживается группа или человек, могут относиться к нескольким различным категориям. В области систем ценностей нас обычно интересуют этические и идеологические.
- Этические ценности можно рассматривать как те ценности, которые служат для различения добра и зла, правильного и неправильного, морального и безнравственного. На социальном уровне эти ценности часто формируют основу того, что разрешено и что запрещено.
- Идеологические ценности связаны с политикой, религией, экономикой и общественными нравами. Теоретически идеологические ценности должны логически вытекать из частностей фундаментальных этических ценностей и их приоритетов. Но хотя в идеале система ценностей должна быть последовательной, довольно часто это не так.
Характеристики систем ценностей
Системы ценностей можно классифицировать по нескольким осям:
- Они могут быть личными , принадлежащими физическому лицу и применимыми только к физическому лицу, или они могут быть коммунальными или общественными , определенными и применимыми к сообществу или обществу. Системы общинных ценностей могут быть правовыми кодексами или приобретать силу закона во многих обществах.
- Они могут быть внутренне непротиворечивыми , где более широкие идеологические ценности вытекают логически как естественные следствия частностей фундаментальных этических ценностей, и где ценности не противоречат друг другу или могут быть непоследовательными . Хотя в идеале система ценностей должна быть последовательной, на практике это часто не так. Обратите внимание, что оценка согласованности системы ценностей сама по себе является своего рода «метаценностью», которая может присутствовать или отсутствовать в данной системе ценностей.
- Их может быть идеализированные системы ценностей (идеальные представления индивидуальных или групповых ценностных приоритетов) или реализованные системы ценностей (как такая система ценностей проявляется в действительности, в действиях и решениях человека или группы). Идеализированные системы ценностей имеют тенденцию быть абсолютными , поскольку они систематизированы как строгий набор запретов на поведение, в то время как реализованные системы ценностей содержат условные исключения , которые являются правилами для разрешения коллизий между ценностями в практических обстоятельствах.
Согласно модели спиральной динамики, созданной Клэр У. Грейвс, альтернативный культурный взгляд на системы ценностей состоит в том, что они эволюционны. Таким образом, доминирующие системы ценностей в обществе зависят от экзистенциальных проблем, с которыми справляются люди в этом обществе.
Личное и общественное
Система ценностей может принадлежать группе людей, сообществу или обществу, или может принадлежать отдельному человеку. Система ценностей отдельного человека может быть совместима с системой ценностей сообщества или эквивалентна ей. Однако согласованность не означает эквивалентности. Индивидуальная система ценностей может даже требовать от человека более высоких стандартов, и все же быть соответствует системе ценностей сообщества. (Соответствие в рамках системы ценностей, описанное ниже, относится к степени, в которой в этой системе ценностей отсутствуют противоречия и явные ситуационные исключения; согласованность между системами ценностей означает, что любое действие, которое может быть предпринято в одной системе ценностей, не будет противоречат правилам, связанным с другим. )
Исключения
Один из способов взглянуть на различия между системами ценностей — подумать о исключения из «правил», связанных со значениями. Это могут быть абстрактные исключения (которые достаточно обобщены в том смысле, как они определены, чтобы действовать во всех ситуациях) и ситуационные исключения (о которых можно сказать, что они применяются только в очень специфических ситуациях). Чем более обобщено исключение, тем полезнее оно в более широком контексте для определения непротиворечивой системы ценностей. В общем, абстрактные исключения служат для усиления приоритетности ценностей, например: ложь неправильна, но ложь для спасения чьей-то жизни приемлема, потому что сохранение человеческой жизни более ценно (более высоко ценится), чем следование принципу, что ложь неправильно. В формальная система значений (идеальная или реализованная), предполагается, что исключение по умолчанию, связанное с каждым значением, равно , «пока не нарушается значение с более высоким приоритетом» . Однако на практике эта иерархическая структура может быть слишком упрощенной, и может потребоваться указать явные исключения.
Примеры исключений на практике:
- Мы можем согласиться с тем, что говорить правду — это важная положительная ценность, и что, наоборот, обман по своей сути неправильный. Но мы делаем как абстрактные, так и ситуативные исключения для обстоятельств, когда мы можем утверждать, что ложь является приемлемым поведением. Таким образом, ложь, чтобы не причинять боль другому человеку, как общее правило, будет считаться абстрактным исключением, а ложь в конкретной ситуации, потому что конкретный человек, если ему солгут, может сделать определенную вещь в определенное время, будет считаться ситуативным исключением.
- Люди могут согласиться с тем, что воровать нехорошо, но некоторые люди могут считать, что воровать, если вы голодаете и хотите прокормить себя и своих близких, более приемлемо, чем воровать, если вы закоренелый вор, зарабатывающий на жизнь воровством у людей , или если вы уже состоятельный человек, чья жадность заставляет вас красть у ваших партнеров, ваших инвесторов или тех, с кем вы ведете бизнес. Другие могут не видеть ничего плохого в краже у безликих корпораций и деловых учреждений, но могут не одобрять кражи у частных лиц. Некоторые могут определить определенные действия, чтобы квалифицировать их как , а не , если они подпадают под некоторые из этих категорий.
- Люди, считающие убийство неправильным, могут сделать исключение для тех, кто действует в целях самообороны, придавая большее значение сохранению собственной жизни, чем принципу «не убий». Кто-то в армии может согласиться с тем, что убийство другого человека является неправильным, но может не видеть ничего плохого в том, чтобы убить кого-то (в целях самообороны или нет) в ходе или по приказу военного командира (предполагается, что у него есть веская причина для этого). приказ об убийстве), придавая большее значение дисциплине / лояльности и «защите своей страны». И наоборот, человек, отказывающийся от военной службы по соображениям совести, может отдать предпочтение тому, что убийство является неправильным, не только военным действиям, но даже самообороне.
- Многие люди в деловом мире могут включать Золотое правило (которое гласит: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой») в свою систему ценностей, но на практике они могут отдавать более высокий приоритет таким ценностям, как « Каждый сам за себя» или «Пусть покупатель остерегается». И наоборот, другой человек может счесть такую расстановку приоритетов морально отвратительной и обвинить бизнесмена в неэтичном поведении (или даже в воровстве), если он продает заведомо некачественные товары или обманывает тех, с кем пытается вести дела.
Непротиворечивость
Система ценностей, чьи исключения являются абстрактными, достаточно обобщенными, чтобы их можно было использовать во всех ситуациях, называется внутренне согласованной системой ценностей. С другой стороны, система ценностей, исключения которой сильно ситуативны или исключения которых применяются непоследовательно, называется внутренне непоследовательной.
Последовательность системы ценностей (или ее отсутствие) не обязательно говорит о том, насколько она «хороша» или «плоха». Система ценностей, провозглашающая, что ложь и убийство приемлемы, которая, по сути, поддерживает мораль «сильный делает правое», могла бы быть внутренне последовательной в своем подходе. Точно так же внутренне непоследовательная система ценностей, нагруженная непоследовательно применяемыми ситуационными исключениями, может считаться вполне приемлемой, если «метаценность» последовательное применение значений не является частью системы ценностей. (Парадокс здесь заключается в том, что отсутствие этого значения в системе ценностей делает его непротиворечивым, потому что нет ограничения, говорящего, что оно должно быть непротиворечивым. Можно утверждать, что те, кто явно опускает это метазначение из своей системы ценностей, неявное подтверждение согласованности как ценности в этом акте преднамеренного упущения.)
Идеализированное и реализованное
Эти исключения, особенно когда они определены неявно, а не явно, часто приводят к различию между идеализированная система ценностей и реализованная система ценностей . Идеализированная система ценностей представляет собой простой список ценностей (в порядке приоритета), которые человек или общество могли бы использовать для определения того, что правильно, а что неправильно. Реализованная система ценностей — это та, которую они фактически используют в повседневной жизни. Хотя люди, утверждающие, что используют определенную систему ценностей, могут сказать, что они придают большее значение x , чем y , на практике чаще всего имеют место отклонения от этого. Религия может перечислить сильный набор положительных ценностей, но ее приверженцы и даже те, кто являются лидерами религии, могут отклоняться от них на практике. Идеализированные системы ценностей часто перечисляют строгие правила (возможно, без какого-либо порядка приоритетности), но не дают четкого определения исключений, абстрактных или ситуационных. Реализованные системы ценностей на практике часто имеют ряд связанных с ними исключений, но они могут не быть четко определены или последовательно применяться. Абсолютисты придерживаются своей идеализированной системы ценностей и не требуют никаких исключений, кроме значения по умолчанию.
Определяющие ценности
Некоторые фундаментальные ценности, которые кажется, разделяют большинство людей, по крайней мере теоретически, следующие:
- «Нельзя причинять боль, причинять вред или тем более убивать другого человека.»
- «Нехорошо воровать у другого человека.»
- «Лгать нехорошо.»
На практике реализованные примеры этих значений были бы намного сложнее, с уже встроенными в них исключениями.
- «Неправильно причинять боль другому человеку, кроме как в целях самообороны, чтобы удержать его от причинения вреда вам, или если это согласовано с другим человеком как шаг к взаимоприемлемому большему благу (например, врач дает пациенту болезненная инъекция для лечения болезни)».
- «Неправильно брать что-то у кого-то без согласия, без открытых переговоров с другим человеком и согласия на взаимоприемлемую передачу или обмен».
- «Неправильно обманывать другого человека сознательно ради собственной выгоды.»
- «Неправильно предпринимать преднамеренные открытые действия, чтобы помешать другому человеку осуществлять свою волю, если это действие не мешает осуществлению вашей собственной воли, за исключением случаев, когда воля другого человека служит нарушению вышеупомянутых принципов.»
В общем, эти ценности заявляют, что «неправильно вмешиваться в жизнь другого человека, если только он не вмешивается в вашу».0016 «[Пока это] никому не вредит, делай что хочешь» . Хотя это может показаться элегантным моральным принципом, на практике он сталкивается с проблемами из-за разных приоритетов, которые люди придают конкретным индивидуальным ценностям, из-за того, как разные системы ценностей определяют, что является «вредом», а что нет, и, возможно, больше всего. из-за различных исключений, неявно или явно определенных в системе ценностей.
Примеры конфликтующих систем ценностей
Этот раздел посвящен процессу использования рационального анализа для разрешения конфликтов между системами ценностей.
Индивидуализм против коллективизма
При индивидуализме потребности и желания личности имеют приоритет над потребностями и желаниями общества или сообщества. Неявное исключение, присущее индивидуализму, обычно «до тех пор, пока действия индивидуума не причиняют вреда другим индивидуумам». Абсолютисты могут утверждать, что даже это исключение не имеет места.
При коллективизме потребности и желания общества или общины имеют приоритет над потребностями и желаниями отдельного человека. Редко делается исключение, что это верно, «пока действия общества не ограничивают отдельных лиц».
Можно утверждать, что рациональная система ценностей придает значение потребностям и желаниям общества или общественной структуры, но не придает им большей ценности, чем потребности и желания отдельных лиц в ней. Относительно легко обосновать эту расстановку приоритетов: при коллективизме сообщество может решить (какими бы решениями оно ни принималось), что оно будет работать лучше, если в нем не будет людей, способных вмешиваться в нормальное функционирование общества. Хотя это могло бы быть правдой, поскольку люди склонны «усложнять» нормальное функционирование любого социального порядка, это привело бы к созданию общества без людей, что явно противоречит интересам людей в этом обществе — будем ли мы рационально отстаивать наши собственные интересы? вымирание, если оно заставит «систему» общества работать лучше?
Рациональное разрешение конфликта между индивидуализмом и коллективизмом может структурировать эти ценности следующим образом:
- Право отдельных лиц действовать так, как они хотят, не ограничено, если только их действия не наносят вред другим или не мешают свободному осуществлению другими людьми своих индивидуальных прав, и пока их действия не мешают функциям общества, от которых зависят другие лица , при условии, что эти функции сами по себе не нарушают эти запрещенные права личности и были одобрены большинством людей.
- Общество (или, точнее, система порядка, обеспечивающая работу общества) существует с целью обеспечения жизни людей, являющихся членами этого общества. Функции общества по предоставлению таких благ должны быть согласованы с большинством индивидуумов в обществе.
- Общество может требовать взносов от своих членов, чтобы они могли пользоваться услугами, предоставляемыми обществом. Неспособность отдельных лиц внести такие требуемые взносы может рассматриваться как причина для отказа им в этих льготах, хотя общество может предпочесть учитывать трудные ситуации при определении размера взноса.
- Общество может ограничивать поведение лиц, являющихся членами общества, только в целях выполнения назначенных ему функций, согласованных большинством лиц в обществе, только в той мере, в какой они нарушают вышеупомянутые ценности. Это означает, что общество может аннулировать права любого из своих членов, который не поддерживает вышеупомянутые ценности.
По необходимости, как вы можете видеть здесь, исключения, связанные с такими значениями, могут стать рекурсивными и часто запутанными.
Название, предложенное для дисциплины, которая пытается выполнить эту задачу — отображение и формализацию приоритизации систем ценностей и разрешение конфликтов между несопоставимыми системами ценностей посредством рационального анализа — этономика .
См. также
- Анализ актеров
- Прикладная этика
- Внутренняя ценность (этика)
- Моральный кодекс
- Мораль
- Моральные ценности
- Антропоцентризм/видизм
- Социальные ценности
- Оценочное суждение
- Ценностный плюрализм
- Значения
Ссылки
<ссылки>
Дополнительная литература
- Wenstøp, F. and A. Myrmel (2006). «Структурирование заявлений об организационной ценности» Management Research News 29(11): 673 — 683.
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов). |
Системы ценностей | Психология Вики
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков
Система ценностей относится к порядку и приоритету, который человек или общество отдает этическим и идеологическим ценностям.
Хотя два человека или группы могут разделять набор общих ценностей, они могут не придавать им одинакового веса или предпочтения. Говорят, что два человека или группы имеют разные системы ценностей , даже если у них может быть много общих ценностей, если их приоритеты ценностей различаются или если к этим ценностям они прикрепляют разные исключения. Группы и отдельные лица, разделяющие множество ценностей, все же могут оказаться в конфликте, идеологическом или физическом, друг с другом из-за различий в их системах ценностей. Таким образом, люди с разными системами ценностей будут расходиться во мнениях относительно правильности или неправильности тех или иных действий как в абстрактном плане, так и в конкретных обстоятельствах. По сути, система ценностей (если она достаточно четко определена) представляет собой формализацию морального кодекса.
Предпосылка, стоящая за дисциплиной строгого изучения систем ценностей и различий между ними (данное условное название этономика ), заключается в том, что понимание этих различий в приоритизации ценностей может привести к лучшему пониманию политики (и мотивации) личности и группы.
Содержание
- 1 Значения
- 2 Характеристики систем ценностей
- 2.1 Персональный и общий
- 2.2 Исключения
- 2.3 Консистенция
- 2.4 Идеализированный и реализованный
- 3 Определение значений
- 4 Примеры противоречивых систем ценностей
- 4.1 Индивидуализм против коллективизма
- 5 См. также
- 6 Каталожные номера
- 7 Дополнительная литература
Ценности
Чтобы определить системы ценностей , сначала необходимо определить характеристики ценностей, которые могут быть представлены в системе ценностей. Ценности, которых придерживается группа или человек, могут относиться к нескольким различным категориям. В области систем ценностей нас обычно интересуют этические и идеологические.
- Этические ценности можно рассматривать как те ценности, которые служат для различения добра и зла, правильного и неправильного, морального и безнравственного. На социальном уровне эти ценности часто формируют основу того, что разрешено и что запрещено.
- Идеологические ценности связаны с политикой, религией, экономикой и общественными нравами. Теоретически идеологические ценности должны логически вытекать из частностей фундаментальных этических ценностей и их приоритетов. Но хотя в идеале система ценностей должна быть последовательной, довольно часто это не так.
Характеристики систем ценностей
Системы ценностей можно классифицировать по нескольким осям:
- Они могут быть личными , принадлежащими физическому лицу и применимыми только к физическому лицу, или они могут быть коммунальными или общественными , определенными и применимыми к сообществу или обществу. Системы общинных ценностей могут быть правовыми кодексами или приобретать силу закона во многих обществах.
- Они могут быть внутренне непротиворечивыми , где более широкие идеологические ценности вытекают логически как естественные следствия частностей фундаментальных этических ценностей, и где ценности не противоречат друг другу или могут быть непоследовательными . Хотя в идеале система ценностей должна быть последовательной, на практике это часто не так. Обратите внимание, что оценка согласованности системы ценностей сама по себе является своего рода «метаценностью», которая может присутствовать или отсутствовать в данной системе ценностей.
- Их может быть идеализированные системы ценностей (идеальные представления индивидуальных или групповых ценностных приоритетов) или реализованные системы ценностей (как такая система ценностей проявляется в действительности, в действиях и решениях человека или группы). Идеализированные системы ценностей имеют тенденцию быть абсолютными , поскольку они систематизированы как строгий набор запретов на поведение, в то время как реализованные системы ценностей содержат условные исключения , которые являются правилами для разрешения коллизий между ценностями в практических обстоятельствах.
Согласно модели спиральной динамики, созданной Клэр У. Грейвс, альтернативный культурный взгляд на системы ценностей состоит в том, что они эволюционны. Таким образом, доминирующие системы ценностей в обществе зависят от экзистенциальных проблем, с которыми справляются люди в этом обществе.
Личное и общественное
Система ценностей может принадлежать группе людей, сообществу или обществу, или может принадлежать отдельному человеку. Система ценностей отдельного человека может быть совместима с системой ценностей сообщества или эквивалентна ей. Однако согласованность не означает эквивалентности. Индивидуальная система ценностей может даже требовать от человека более высоких стандартов, и все же быть соответствует системе ценностей сообщества. (Соответствие в рамках системы ценностей, описанное ниже, относится к степени, в которой в этой системе ценностей отсутствуют противоречия и явные ситуационные исключения; согласованность между системами ценностей означает, что любое действие, которое может быть предпринято в одной системе ценностей, не будет противоречат правилам, связанным с другим. )
Исключения
Один из способов взглянуть на различия между системами ценностей — подумать о исключения из «правил», связанных со значениями. Это могут быть абстрактные исключения (которые достаточно обобщены в том смысле, как они определены, чтобы действовать во всех ситуациях) и ситуационные исключения (о которых можно сказать, что они применяются только в очень специфических ситуациях). Чем более обобщено исключение, тем полезнее оно в более широком контексте для определения непротиворечивой системы ценностей. В общем, абстрактные исключения служат для усиления приоритетности ценностей, например: ложь неправильна, но ложь для спасения чьей-то жизни приемлема, потому что сохранение человеческой жизни более ценно (более высоко ценится), чем следование принципу, что ложь неправильно. В формальная система значений (идеальная или реализованная), предполагается, что исключение по умолчанию, связанное с каждым значением, равно , «пока не нарушается значение с более высоким приоритетом» . Однако на практике эта иерархическая структура может быть слишком упрощенной, и может потребоваться указать явные исключения.
Примеры исключений на практике:
- Мы можем согласиться с тем, что говорить правду — это важная положительная ценность, и что, наоборот, обман по своей сути неправильный. Но мы делаем как абстрактные, так и ситуативные исключения для обстоятельств, когда мы можем утверждать, что ложь является приемлемым поведением. Таким образом, ложь, чтобы не причинять боль другому человеку, как общее правило, будет считаться абстрактным исключением, а ложь в конкретной ситуации, потому что конкретный человек, если ему солгут, может сделать определенную вещь в определенное время, будет считаться ситуативным исключением.
- Люди могут согласиться с тем, что воровать нехорошо, но некоторые люди могут считать, что воровать, если вы голодаете и хотите прокормить себя и своих близких, более приемлемо, чем воровать, если вы закоренелый вор, зарабатывающий на жизнь воровством у людей , или если вы уже состоятельный человек, чья жадность заставляет вас красть у ваших партнеров, ваших инвесторов или тех, с кем вы ведете бизнес. Другие могут не видеть ничего плохого в краже у безликих корпораций и деловых учреждений, но могут не одобрять кражи у частных лиц. Некоторые могут определить определенные действия, чтобы квалифицировать их как , а не , если они подпадают под некоторые из этих категорий.
- Люди, считающие убийство неправильным, могут сделать исключение для тех, кто действует в целях самообороны, придавая большее значение сохранению собственной жизни, чем принципу «не убий». Кто-то в армии может согласиться с тем, что убийство другого человека является неправильным, но может не видеть ничего плохого в том, чтобы убить кого-то (в целях самообороны или нет) в ходе или по приказу военного командира (предполагается, что у него есть веская причина для этого). приказ об убийстве), придавая большее значение дисциплине / лояльности и «защите своей страны». И наоборот, человек, отказывающийся от военной службы по соображениям совести, может отдать предпочтение тому, что убийство является неправильным, не только военным действиям, но даже самообороне.
- Многие люди в деловом мире могут включать Золотое правило (которое гласит: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой») в свою систему ценностей, но на практике они могут отдавать более высокий приоритет таким ценностям, как « Каждый сам за себя» или «Пусть покупатель остерегается». И наоборот, другой человек может счесть такую расстановку приоритетов морально отвратительной и обвинить бизнесмена в неэтичном поведении (или даже в воровстве), если он продает заведомо некачественные товары или обманывает тех, с кем пытается вести дела.
Непротиворечивость
Система ценностей, чьи исключения являются абстрактными, достаточно обобщенными, чтобы их можно было использовать во всех ситуациях, называется внутренне согласованной системой ценностей. С другой стороны, система ценностей, исключения которой сильно ситуативны или исключения которых применяются непоследовательно, называется внутренне непоследовательной.
Последовательность системы ценностей (или ее отсутствие) не обязательно говорит о том, насколько она «хороша» или «плоха». Система ценностей, провозглашающая, что ложь и убийство приемлемы, которая, по сути, поддерживает мораль «сильный делает правое», могла бы быть внутренне последовательной в своем подходе. Точно так же внутренне непоследовательная система ценностей, нагруженная непоследовательно применяемыми ситуационными исключениями, может считаться вполне приемлемой, если «метаценность» последовательное применение значений не является частью системы ценностей. (Парадокс здесь заключается в том, что отсутствие этого значения в системе ценностей делает его непротиворечивым, потому что нет ограничения, говорящего, что оно должно быть непротиворечивым. Можно утверждать, что те, кто явно опускает это метазначение из своей системы ценностей, неявное подтверждение согласованности как ценности в этом акте преднамеренного упущения.)
Идеализированное и реализованное
Эти исключения, особенно когда они определены неявно, а не явно, часто приводят к различию между идеализированная система ценностей и реализованная система ценностей . Идеализированная система ценностей представляет собой простой список ценностей (в порядке приоритета), которые человек или общество могли бы использовать для определения того, что правильно, а что неправильно. Реализованная система ценностей — это та, которую они фактически используют в повседневной жизни. Хотя люди, утверждающие, что используют определенную систему ценностей, могут сказать, что они придают большее значение x , чем y , на практике чаще всего имеют место отклонения от этого. Религия может перечислить сильный набор положительных ценностей, но ее приверженцы и даже те, кто являются лидерами религии, могут отклоняться от них на практике. Идеализированные системы ценностей часто перечисляют строгие правила (возможно, без какого-либо порядка приоритетности), но не дают четкого определения исключений, абстрактных или ситуационных. Реализованные системы ценностей на практике часто имеют ряд связанных с ними исключений, но они могут не быть четко определены или последовательно применяться. Абсолютисты придерживаются своей идеализированной системы ценностей и не требуют никаких исключений, кроме значения по умолчанию.
Определяющие ценности
Некоторые фундаментальные ценности, которые кажется, разделяют большинство людей, по крайней мере теоретически, следующие:
- «Нельзя причинять боль, причинять вред или тем более убивать другого человека.»
- «Нехорошо воровать у другого человека.»
- «Лгать нехорошо.»
На практике реализованные примеры этих значений были бы намного сложнее, с уже встроенными в них исключениями.
- «Неправильно причинять боль другому человеку, кроме как в целях самообороны, чтобы удержать его от причинения вреда вам, или если это согласовано с другим человеком как шаг к взаимоприемлемому большему благу (например, врач дает пациенту болезненная инъекция для лечения болезни)».
- «Неправильно брать что-то у кого-то без согласия, без открытых переговоров с другим человеком и согласия на взаимоприемлемую передачу или обмен».
- «Неправильно обманывать другого человека сознательно ради собственной выгоды.»
- «Неправильно предпринимать преднамеренные открытые действия, чтобы помешать другому человеку осуществлять свою волю, если это действие не мешает осуществлению вашей собственной воли, за исключением случаев, когда воля другого человека служит нарушению вышеупомянутых принципов.»
В общем, эти ценности заявляют, что «неправильно вмешиваться в жизнь другого человека, если только он не вмешивается в вашу».0016 «[Пока это] никому не вредит, делай что хочешь» . Хотя это может показаться элегантным моральным принципом, на практике он сталкивается с проблемами из-за разных приоритетов, которые люди придают конкретным индивидуальным ценностям, из-за того, как разные системы ценностей определяют, что является «вредом», а что нет, и, возможно, больше всего. из-за различных исключений, неявно или явно определенных в системе ценностей.
Примеры конфликтующих систем ценностей
Этот раздел посвящен процессу использования рационального анализа для разрешения конфликтов между системами ценностей.
Индивидуализм против коллективизма
При индивидуализме потребности и желания личности имеют приоритет над потребностями и желаниями общества или сообщества. Неявное исключение, присущее индивидуализму, обычно «до тех пор, пока действия индивидуума не причиняют вреда другим индивидуумам». Абсолютисты могут утверждать, что даже это исключение не имеет места.
При коллективизме потребности и желания общества или общины имеют приоритет над потребностями и желаниями отдельного человека. Редко делается исключение, что это верно, «пока действия общества не ограничивают отдельных лиц».
Можно утверждать, что рациональная система ценностей придает значение потребностям и желаниям общества или общественной структуры, но не придает им большей ценности, чем потребности и желания отдельных лиц в ней. Относительно легко обосновать эту расстановку приоритетов: при коллективизме сообщество может решить (какими бы решениями оно ни принималось), что оно будет работать лучше, если в нем не будет людей, способных вмешиваться в нормальное функционирование общества. Хотя это могло бы быть правдой, поскольку люди склонны «усложнять» нормальное функционирование любого социального порядка, это привело бы к созданию общества без людей, что явно противоречит интересам людей в этом обществе — будем ли мы рационально отстаивать наши собственные интересы? вымирание, если оно заставит «систему» общества работать лучше?
Рациональное разрешение конфликта между индивидуализмом и коллективизмом может структурировать эти ценности следующим образом:
- Право отдельных лиц действовать так, как они хотят, не ограничено, если только их действия не наносят вред другим или не мешают свободному осуществлению другими людьми своих индивидуальных прав, и пока их действия не мешают функциям общества, от которых зависят другие лица , при условии, что эти функции сами по себе не нарушают эти запрещенные права личности и были одобрены большинством людей.
- Общество (или, точнее, система порядка, обеспечивающая работу общества) существует с целью обеспечения жизни людей, являющихся членами этого общества. Функции общества по предоставлению таких благ должны быть согласованы с большинством индивидуумов в обществе.
- Общество может требовать взносов от своих членов, чтобы они могли пользоваться услугами, предоставляемыми обществом. Неспособность отдельных лиц внести такие требуемые взносы может рассматриваться как причина для отказа им в этих льготах, хотя общество может предпочесть учитывать трудные ситуации при определении размера взноса.
- Общество может ограничивать поведение лиц, являющихся членами общества, только в целях выполнения назначенных ему функций, согласованных большинством лиц в обществе, только в той мере, в какой они нарушают вышеупомянутые ценности. Это означает, что общество может аннулировать права любого из своих членов, который не поддерживает вышеупомянутые ценности.
По необходимости, как вы можете видеть здесь, исключения, связанные с такими значениями, могут стать рекурсивными и часто запутанными.
Название, предложенное для дисциплины, которая пытается выполнить эту задачу — отображение и формализацию приоритизации систем ценностей и разрешение конфликтов между несопоставимыми системами ценностей посредством рационального анализа — этономика .