Психология установки узнадзе д н: Теория установки Узнадзе | Понятия и категории

УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ биография

Дмитрий Николаевич Узнадзе родился в 1888 г. в селе Сакара Кутаисской губернии в крестьянской семье. В 1896 он поступил в Кутаисскую гимназию, где проявил себя как способный и прилежный ученик. Но несмотря на это, он был исключен из последнего класса за активное участие в революционном движении. Для продолжения учебы Узнадзе уехал в Швейцарию, а затем в Германию, где поступил на философский факультет Лейпцигско-го университета. В то время там работал один из основоположников экспериментальной психологии Вильгельм Вундт, который не только читал лекции по философии и психологии, но и работал в собственной лаборатории. И в этом учебном заведении Узнадзе был одним из лучших. Подтверждением этому служит премия, полученная им за работу, посвященную философии Лейбница, которую он написал, учась на третьем курсе. В 1909 г. он окончил университет и в том же году получил звание доктора философии в университете города Галль.

Его диссертация была посвящена исследованию творчества Владимира Соловьева, его теории познания и метафизике. После окончания учебы Дмитрий Николаевич вернулся в Кутаиси, где работал одновременно в различных гимназиях, преподавал историю, психологию, историю педагогики и логику. Европейский диплом не считался действительным в Грузии, а потому ему пришлось экстерном сдавать экзамены на факультете истории философии Харьковского университета, в 1913 г. он получил диплом первой степени. В это время Узнадзе много печатался, его статьи были посвящены в основном проблемам педагогики, философии, эстетики. В 1917 г. Д.Н. Узнадзе переехал в Тбилиси, где сразу же активно включился в работу по организации тбилисского университета. По его инициативе в 1918 г. в созданном университете открылась кафедра психологии и педагогики, а в 1920 г. — психологическая лаборатория. Кроме этого, Узнадзе еще руководил педагогическим институтом. Для обучения психологов нужны были учебники, которых в то время в Грузии не существовато.
Решение этой проблемы он тоже берет на себя и выпускает несколько учебных пособий. В 1919 г. выходит в свет первая книга Д.Н. Узнадзе, посвященная исследованию творчества Лейбница, а в 1920-м — его первая монография «Анри Бергсон», в которой он критически рассматривает интуитивизм Бергсона. Мистические и интуитивные представления, по мнению Узнадзе, не подходят для понимания сущности познавательной и психической активности человека. Должна быть создана система научных понятий, с помощью которой могут быть поняты и объяснены даже мистические и интуитивные представления человека. Д.Н. Узнадзе пытается решить эту проблему, создав такую систему, чтобы не объяснять психические процессы через психическое или физическое, а установить иную детерминацию психики. В его работах, издаваемых в это время, появляются такие понятия, как «биосфера», «ситуация» и «подпсихическое». Они имеют у него сходное значение, описывают особую реальность, которая является де-терминантой целесообразности поведения. Биосфера — это особый вид отражения действительности, а ситуация — положение, вызываемое в биосфере, т.
е., по сути, ее частный случай. Биосферу можно назвать и подпсихическим, поскольку речь идет об исследовании сознания. Таким образом, подпсихическое — это особая сфера действительности, и если процессы человеческого сознания определяются законами объекта, то к подпсихическому неприменимы понятия как субъекта, так и объекта. Именно оно определяет содержание сознания, психики, и отсюда Узнадзе делает вывод, что «бессознательное» Фрейда по своей природе является подпсихическим, не принадлежащим к психике. В 1923 г. издаются такие работы Д.Н. Узнадзе, как «Имперсона-лия» и «Психологические основы наименования». Основанием для создания последней послужили исследования, проведенные в его психологической лаборатории. Они показали, что наименование предмета или явления происходит не случайно и имеет под собой психологическую основу. Испытуемые видели сходство между предлагаемым им бессмысленным рисунком и набором звуков, причем для каждого рисунка разные люди подбирали строго определенные звуковые комплексы.
В 1924 г. вышла еще одна книга Д.Н. Узнадзе — «Мотивы интереса к учебным предметам», посвященная проблемам педагогики. В это время, в 1920-е гг., происходит формирование одного из фундаментальных понятий теории Узнадзе — понятия установки. Это понятие подразумевает реальное психическое состояние человека, выражающее его готовность к определенному поведению. Установка не только определяет отношение человека к какому-либо событию, мнению, лицу, но и показывает, в каком виде эти последние реализуются в мире его восприятий. Помимо разработки самого понятия, Узнадзе работает над созданием метода исследования указанного состояния. В результате возникает теория установки, предполагающая возможность познания психической активности человека с помощью системы научных понятий. Тот смысл, который Д.Н. Узнадзе вкладывал в понятие установки, несколько отличается от обычного, принятого в психологии того времени. Установка у него — это не психический процесс и не поведенческий акт, а особый вид отражения действительности.
Ее возникновение обусловлено как объектом, так и субъектом: с одной стороны, установка возникает как реакция на определенную ситуацию, а с другой — в результате удовлетворения определенной потребности. В этой концепции психология переживания соотносится с психологией поведения. Перед осуществлением любой деятельности, считает Д.Н. Узнадзе, человек психологически готовится к ее осуществлению, причем этот процесс может им даже не осознаваться. Этот факт подготовки Узнадзе и назвал установкой. В лаборатории при Тбилисском университете он провел эксперименты, в ходе которых было определено, что установка, созданная в какой-либо одной сфере, проявляется не только в ней, но и в других сферах жизни. Кроме того, Узнадзе выяснил, что установка также свойственна и животным. Это открытие стало для него очень важным, поскольку послужило основой для создания в дальнейшем двухуровневой модели психики. Основываясь на результатах опытов, ученый сделал вывод о том, что установка является первичным свойством организма, т.
е. это самая примитивная реакция на внешние раздражения. Естественно, что в этом случае должен существовать еще один, более высокий уровень организации психики. На основании этого Д.Н. Узнадзе впервые ввел в психологию принцип иерархиии, рассмотрев два уровня психической активности: уровень установки и уровень объективации. На первом уровне поведение определяется воздействием ситуации, происходит удовлетворение непосредственных и актуальных потребностей. Что касается уровня объективации, то здесь деятельность приобретает уже более обобщенный, не зависящий от ситуации характер. Человек же в своих действиях учитывает потребности других людей, а также социальные требования. В 1940 г. вышла «Общая психология» Узнадзе, которая стала, по сути, обобщением его взглядов и теорий. Эта книга стала значимой для создания грузинской психологической школы, т.к. послужила основой для обучения нового поколения психологов. Во время Второй мировой войны он несколько приостановил педагогическую деятельность и, подобно многим психологам в Европе и России, открыл кабинет патопсихологии, где руководил работой по восстановлению нарушенных психических функций воинов.
В 1941 :. в Грузинской ССР создается Академия наук, и Д.Н. Узнадзе становится ее действительным членом, возглавляет сектор психологии. Это время можно считать началом второго этапа развития теории установки, поскольку теперь ученый уделял много внимания не самому явлению установки, уже тщательно разработанному, а эффектам и иллюзиям, сопровождающим ее возникновение. В 1947 г. были изданы сразу несколько работ, посвященных этой теме («К проблеме сущности внимания», «Внутренняя форма языка», «Проблемы объективации»). В лаборатории Д.Н. Узнадзе проводил исследования, связанные со сравнениями количественных характеристик предметов. Вот пример одного из таких опытов. Человеку несколько раз показывали два шара, совершенно одинаковых по цвету и материалу, из которого они были изготовлены, и отличавшихся только размерами. Каждый раз испытуемому предлагалось выбрать тот шар, который, по его мнению, больше. Когда наконец ему показывали два совершенно одинаковых шара, он тем не менее выбирал один из них.
Установка, возникшая у него во время опыта, создала зрительную иллюзию различия. Таким же образом были исследованы и многие другие иллюзии: слуховые, вкусовые, тактильные. Исследования Д.Н. Узнадзе вызвали огромный интерес в европейском научном мире. Жан Пиаже даже назвал явление иллюзии, выявленное им в зрительной сфере с помощью установки, эффектом Узнадзе. В 1949 г. вышла в свет книга «Экспериментальные основы психологии установки», в которой были собраны и обобщены экспериментальные данные. Узнадзе охарактеризовал психические особенности человека в зависимости от скорости возникновения установки, ее сохранности во времени, силы воздействия и скорости смены. На основании этого он выделил три основных типа личности: — динамический, к которому относятся уравновешенные, гармоничные люди, легко приспосабливающиеся к окружающим; — статичный, к нему можно отнести тех людей, чье поведение не импульсивно, а опирается на объективацию, для них характерно проявление неуверенности; — вариабельный, к которому относятся люди дела, люди сильных стремлений, но с конфликтной структурой характера.
Дмитрий Николаевич Узнадзе стал основателем грузинской школы психологии, многие его ученики впоследствии развивали и критиковали его идеи, создавая на этой основе собственные теории. В Европе его взгляды также привлекали к себе внимание многих психологов и психоаналитиков. Сейчас теория установки используется в социальной, медицинской психологии, психологии труда и в психоанализе. Дмитрий Николаевич Узнадзе скончался 12 октября 1950 г.

Нейропсихологический потенциал метода «фиксированной установки» Д.Н. Узнадзе — Экспериментальная психология — 2016. Том 9. № 3

Аннотация

Представлены отечественные нейропсихологические исследования с использованием методики фиксированной установки в гаптической сфере Д.Н. Узнадзе, демонстрирующие гибкость экспериментальной процедуры и возможности метода «фиксированной установки» в решении нейропсихологических проблем. Показано, что модификация экспериментальной процедуры методики фиксированной установки в гаптической сфере позволяет использовать ее в анализе как минимум двух составляющих психической деятельности человека – мнестической и регуляторной.

Описаны общие результаты экспериментов, показывающие возможности метода в исследованиях проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия у здоровых людей и пациентов с патологией головного мозга. Подчеркивается большой потенциал метода «фиксированной установки» в изучении нейропсихологических синдромов патологии белого вещества головного мозга.

* Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ «Комплексная оценка и анализ особенностей профессиональных деформаций в различных видах спортивной деятельности» № 16-06-00312.

Ключевые слова: нейропсихология, метод, методика, фиксированная установка в гаптической сфере , межполушарная асимметрия, межполушарное взаимодействие

Рубрика издания: Клиническая психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi. org/10.17759/exppsy.2016090308

Для цитаты: Ковязина М.С., Фомина К.А. Нейропсихологический потенциал метода «фиксированной установки» Д.Н. Узнадзе // Экспериментальная психология. 2016. Том 9. № 3. С. 91–102. DOI: 10.17759/exppsy.2016090308

Фрагмент статьи

Концептуальное оформление одного из фундаментальных понятий отечественной психологии – понятия об установке – относится к 20-м гг. прошлого века. Дмитрий Николаевич Узнадзе определяет установку как реальное целостное психофизиологическое состояние, предваряющее активность человека (выражающее его готовность к определенному поведению), возникшее в результате закрепления предшествующего опыта и влияющее на выполняемую индивидом деятельность (Узнадзе, 1958). Сформированное у индивида состояние не просто определяет его отношение к ситуации, но и разворачивается в его восприятии. Установка представляет собой особый вид отражения действительности.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 339 с.
  2. Анохин П.К. Особенности афферентного аппарата условного рефлекса и их значение для психоло- гии // Вопросы психологии. 1955. № 6. С. 16–38.
  3. Бекоева Д.Д. Нейропсихологический анализ фиксированной установки: дис. … канд. психол. наук. М., 1978. 123 с.
  4. Бекоева Д.Д., Киященко Н.К. О нейропсихологическом аспекте исследования фиксированной уста- новки // Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования: в 4 т. Т. 1 / Под ред. А.С. Пран- гишвили. Тбилиси: Мецниереба, 1978. С. 760–765.
  5. Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. 254 с.
  6. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 349 с.
  7. Бжалава И.Т., Лурия А.Р. Нарушение фиксированной установки при локальных поражениях моз- га // Неврология военного времени / Под ред. Н.И. Гращенкова. М.: Ин-т неврологии АМН СССР, 1947. С. 247–264.
  8. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Л.С. Собрание со- чинений: в 6 т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. С. 291–436.
  9. Киященко Н.К. К нейродинамическим механизмам установки при амнестическом синдроме // По- нятие установки и отношения в медицинской психологии / Под ред. И.Т. Бжалавы. Тбилиси: Мецни- ереба, 1970. С. 38–42.
  10. Киященко Н.К., Московичюте Л.И., Симетницкая Э.Г., Фаллер Т.О., Филиппычева Н.А. Мозг и па- мять: (Нарушение произвольного и непроизвольного запоминания при локальных поражениях моз- га) // Нейропсихологические исследования / Под ред. А.Р. Лурия. М.: Изд-во Моск. ун-та, Вып. 8, 1975. 80 с.
  11. Ковязина М.С., Бабенко А.Е. Апробация методики фиксированной установки в гаптической сфере для исследования межполушарного взаимодействия // Клиническая психология: теория, практика и обучение: Материалы международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 30 сен- тября – 1 октября 2010 г. ). СПб.: ООО «СЕНСОР», 2010. С. 69–72.
  12. Ковязина М.С., Кузнецова Д.А. Регуляторные механизмы фиксированной установки при наруше- ниях межполушарного взаимодействия // Вопросы психологии. 2012а. № 4. С. 138–146.
  13. Ковязина М.С., Кузнецова Д.А. Мнестические механизмы фиксированной установки при наруше- ниях межполушарного взаимодействия // Вопросы психологии. 2012б. № 5. С. 153–161.
  14. Ковязина М.С.,  Кузнецова  Д.А.,  Бабенко  А.Е.  Применение  методики  фиксированной  установки в гаптической сфере для исследования межполушарного взаимодействия // Вопросы психологии. 2013. № 6. С. 125–128.
  15. Кравков С.В. Взаимодействие органов чувств. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1948. 128 с.
  16. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях моз- га. М.: Изд-во МГУ, 1962. 433 с.
  17. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1973. 374 с.
  18. Лурия А.Р. Природа человеческих конфликтов: объективное изучение дезорганизации поведения человека / Под общ. ред. В.И. Белопольского. М.: Когито-Центр, 2002. 527 с.
  19. Надирашвили Ш.А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси: Мицниере- ба, 1974, 170 с.
  20. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности. Тбилиси: Мецниереба, 1989. 304 с.
  21. Прангишвили А.С. Исследования по психологии установки. Тбилиси: Мецниереба, 1967. 340 с.
  22. Прангишвили А.С., Шерозия А.Е., Бассина Ф.В. Бессознательное. Природа. Функции. Методы ис- следования. Т. I. Тбилиси: Мецниереба, 1978. 788 с.
  23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. 704 с.
  24. Симерницкая Э.Г. О перспективах исследования процессов памяти при локальных поражениях мозга // Мозг и память: (нарушение произвольного и непроизвольного запоминания при локальных поражениях мозга) / Под ред. А.Р. Лурии. М.: Изд-во МГУ, 1975. С. 66–78.
  25. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. М.: Изд-во МГУ, 1978. 98 с.
  26. Трауготт Н. Н. Межполушарное взаимодействие при локальных поражениях головного мозга // Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга / Под ред. Е.Д. Хомской. М.: На- ука, 1986. С. 14–22.
  27. Узнадзе Д.Н. К вопросу об основном законе смены установки // Психология. 1930. Т. III. Вып. 3. С. 316–335.
  28. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки // Экспериментальные исследо- вания по психологии установки / Под ред. А.С. Прангишвили, З.И. Ходжава. Тбилиси: Изд-во Гру- зинской АН, 1958. С. 5–126.
  29. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. 451 с.
  30. Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. 416 с. (Серия «Психология. Классика»).
  31. Фейгенберг И.М. Вероятностное прогнозирование в деятельности мозга // Вопросы психологии. 1963. № 2. С. 59–67.
  32. Фейгенберг И.М. Мозг. Психика. Здоровье. М.: Наука, 1972. 52 с.
  33. Фейгенберг И. М. Клинические нарушения взаимодействия анализаторов. М.: Медицина, 1975. 168 с.
  34. Хомская Е.Д., Привалова Н.Н., Ениколопова Е.В., Ефимова И.В., Степанова О.Б., Горина И.С. Мето- ды оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия: учеб. пособие. М.: Изд- во МГУ, 1995. 78 с.
  35. Catani M. Thiebaut de Schotten M. Atlas of Human Brain Connections. N.Y.: Oxford University Press, 2012. 519 p.

Ковязина Мария Станиславовна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» (ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломоносова), член-корреспондент РАО; старший научный сотрудник, ФГБНУ «Научный центр неврологии», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1795-6645, e-mail: [email protected]

Фомина К.А., Студентка, кафедра нейро- и патопсихологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, e-mail: [email protected]

Механизм преступления по неосторожности (на примере дорожно-транспортных правонарушений)

Рекомендации

[1] Антонян, Ю.М. 1974. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении неосторожных преступлений. Советская юстиция, 10: 14.
. [2] Анденес, И. 1979. Наказания и предупреждения преступлений. [Наказание и предупреждение преступлений]. Москва: 33.
[3] Бакишев А. и соавт. 2017. Анализ и прогноз состояния дорожно-транспортных происшествий и дорожно-транспортных преступлений в Республике Казахстан. Журнал перспективных исследований в области права и экономики, том VIII, осень, 5 (27): 1456–1466. DOI: 10.14505/jarle.v8.5(27).08. Доступно по адресу: http://journals. aserspublishing.eu/ jarle/index
[4] Дагель, П.С. 1977. Неосторожность: уголовно-правовые и криминологические проблемы. Москва: 32.
[5] Дагель, П.С. 1981. Специфика механизма неосторожного преступления. Специфика механизма неосторожного преступления. Механизм преступного поведения. Москва: 190.
[6] Дагель, П.С. 1981. Причинная связь в преступлениях, совершаемых по неосторожности. Причинная связь в преступлениях, совершенных по неосторожности. Москва: 31-34.
[7] Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. 2002. Основы инженерной психологии. [Основы инженерной психологии]. Москва: 4.
[8] Эминов В.Е. 1989. Проблемы взаимодействия ситуации и личности в механизме преступных нарушений правил безопасности и эксплуатации воздушного транспорта. Проблемы уголовно-правовой борьбы с преступностью. Москва: 13.
[9] Филановский, И.Г. 1970. Социально-политическое отношение субъекта к преступлению. [Социально-политическое отношение субъекта к преступлению]. Ленинград: 104.
[10] Гринберг, М.С. 1987. Техника, издержки научно-технического процесса и уголовное парво. Технологии, издержки научно-технического процесса и уголовное право. Вопросы борьбы с преступностью. Вып.45: 57.
[11] Гринберг, М.С. 1986. Специальная вменяемость. [Особая ответственность]. Вопросы совершенствования уголовно-правовых норм в настоящее время. Свердловск: 34.
[12] Кудрявцев, В.Н. 1998. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. Москва: 19.
[13] Кудрявцев, В.Н. 1981. Природа преступного поведения и его механизм. «Природа преступного поведения и его механизм». Механизм преступного поведения. Москва: 19.
[14] Квашис, В.Ю. 1981. Профилактика неосторожных нарушений. [Предупреждение преступлений по неосторожности]. Киев: 25.
[15] Клочков, В.В. 1982. Субъект и ситуация преступления. Предмет и ситуация преступления. Проблемы борьбы с неосторожными преступлениями. Москва: 18.
[16] Коробеев, А.И. 2003. Транспортные преступления. [Транспортные преступления]. Санкт-Петербург: 325.
[17] Коробеев, А.И. 1982. Виктимологические аспекты предупреждения неосторожных преступлений в сфере взаимодействия человека и техники. Виктимологические аспекты профилактики неосторожных преступлений в сфере взаимодействия человека и техники. Иркутск: 80.
[18] Корчагин А.Г. 1981. О субъекте неосторожных преступлений, связанных с использованием техники. [К вопросу о преступлениях по неосторожности, связанных с использованием техники]. Проблемы борьбы с преступной неосторожностью. Владивосток: 274,
[19] Квашис, В.Ю. 1999. Основы виктимологии. [Основы виктимологии]. Москва: 9.
[20] Лунеев, В.В. 1991. Мотивация преступного поведения. [Мотивация преступного поведения]. Москва: 275.
[21] Лановенко, И.П. 1975. Охрана трудовых прав. [Защита трудовых прав]. Киев: 253.
[22] Мур, М.С., и Херд, Х.М. 2011. Наказание неуклюжих, глупых, слабых и эгоистичных: вина за халатность. Уголовное право и философия, 5 (2): 147–19.8.
[23] Михеев Р.И., Номоконов В.А. 1976. Социально-правовые и психологические аспекты ответственности за неосторожность в условиях научно-технической революции. Социально-правовые и психологические аспекты ответственности за халатность в условиях научно-технической революции. Проблемы борьбы с преступной неосторожностью. Владивосток: 191.
[24] Меле, А.Р. 2012. Преступления по халатности: попытка и успех. Уголовное право и философия, 6 (3): 387-398.
[25] Нуртаев, Р.Т. 1990. Борьба с неосторожными видами преступлений. [Борьба с преступлениями по неосторожности]. Алма-Ата: 179.
[26] Немов Р.С. 1999. Психология. Москва: 463.
[27] Номоконов, В.А. 1974. Потерпевший как элемент ситуации совершения преступления. Потерпевший как элемент ситуации совершения преступления. Жертва преступления. Владивосток: 160-169.
[28] Nuttin, J. 1975. Мотивазия. [Мотивация]. Экспериментальная психология. Москва: Прогресс.18-20.
[29] Панкратов В.В., Самольянова М.В. 1980. Ситуация неосторожного преступления. Структурный анализ. [Ситуация неосторожного преступления. Структурный анализ]. Вопросы о преступности, (33). 61.
[30] Полубинский В.И. 2001. Правовые основы криминальной виктимологии. Правовые основы уголовной виктимологии. Российское Парво, 4: 59.
[31] Рубинштейн, С.Л. 2000. Основы общей психологии. [Основы общей психологии]. Санкт-Петербург: 467.
[32] Ривман Д.В. 2002. Криминальная виктимология. [Криминальная виктимология]. Санкт-Петербург.
[33] Рарог, А.И. 2003. Квалификация преступлений по субъективным признакам. Квалификация преступлений по субъективным признакам. Санкт-Петербург: 138.
[34] Сидоренко Е.Л. 2003. Отрицательное поведение потерпевшего и уголовный закон. Негативное поведение потерпевшего и уголовное право. Санкт-Петербург: 14.
[35] Шишкин С. 2003. Источник повышенной опасности и его вида. Источник повышенной опасности и его виды. Российская юстиция; 12:21.
[36] Саймонс, К.В. 2011. Когда виновна небрежность по неосторожности? Уголовное право и философия, 5 (2): 97–114.
[37] Ситковская О.Д., Андриянов М.С., Кроз М.В., Ратинова Н.А. 2016. Криминальная психология. [Криминальная психология]. Москва: 144.
[38] Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. «Экспериментальные основы психологии установки». Тбилиси: 18.
[39] Вандышев В.В., Ривман Д.В. 1981. Виктимологические аспекты профилактики автотранспортных преступлений. Проблемы борьбы с преступной халатностью. Владивосток: 135,
[40] Еникеев, М.И. 2005. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии. [Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии. Москва, Норма: 640.

Оплетин А.А. Теории и концепции саморазвития в работах зарубежных и отечественных психологов. -4683.2014.06.112.p135-140


Теории и концепции саморазвития в работах иностранных и местных психологов
Анатолия Александрович Opletin , кандидат на педагогические науки, старший преподаватель
9 Национальные исследования. Национальные исследования. Аннотация
В статье рассматриваются подходы к феномену и сущности саморазвития человека в классической и постклассической теориях. Содержит выявленные подходы к изучению психологических понятий, связанных с феноменом самореализации, в основе которого лежат потребности роста, развития и самосовершенствования. В системе психологических понятий изучения структуры личности завершающим этапом является самопознание. Саморазвитие понимается как целостное явление. В статье рассмотрены культурологические аспекты саморазвития, основные направления изучения феномена саморазвития в психологическом аспекте в конце XX века и в начале XXI века, а также прогресс в развитии человека. и образование через непрерывное обучение, которое является главным рычагом роста не только отдельного человека, но и человечества в целом.
Ключевые слова: личность, самосознание, саморазвитие, самоактуализация, психологическая концепция, теория, самосовершенствование.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Адлер А. (1926), Индивидуальная психология как путь к самопознанию и познанию человека , Москва.
  2. Албуханова-Славская К. А. (2009), «Проблема идентичности в психологии / Психология личности: новые модели и концепции», Коллективная монография под ред. Е. Н. Старовойтенко, В. Д. Шадрикова , изд-во МПСИ, Москва, стр. 14-63.
  3. Ананьев Б.Г. (2008), Личность, предмет деятельности, личность , Директ-медиа, Москва.
  4. Выготский Л.С. (2002), История развития психических функций , Психология, Москва, стр. 512–755.
  5. Гельмгольц, К. (1923), Скорость распространения нервного возбуждения , Политиздат, Москва.
  6. Зинченко В.П. (2005), «Психология на качелях между душой и телом», Знание. Понимание. Навык , №3, стр. 151-169.
  7. Келли, К. (2003), «Еще раз «новый историзм», Проблемы литературы , часть 4, стр. 48-60.
  8. Клизовский А.И. (2001), Основы понимания мира новой эры , Москва.
  9. Ковалев Г.А. (1991), Теория и практика психологического воздействия , №1. С.120-125.
  10. Кон, И.С. (2009), «Половое воспитание – глобальная проблема 21 века», Социология: теория, методы, маркетинг , № 1, стр. 94-114.
  11. Корнилов Т. В., Смирнов С.Д. (2008), Методологические основы психологии , Питер, Санкт-Петербург.
  12. Ломов Б.Ф., Беляева А.В. и Коул, М. (1988), Познание и общение , Наука, Москва.
  13. Маслоу А. (2008), Мотивация и личность , Питер, Санкт-Петербург.
  14. Перлз Ф. (2007), Гештальт-семинары , Перевод с английского, Институт гуманитарных исследований, Москва
  15. Петровский В.А., Бороденко М.В., Кулагина И.Ю. (2007), Антология «Консультативная психология» , Москва.
  16. Петровский В.А. (2007), Основы практической психологии консультирования , МГППУ, Москва.
  17. Прангишвили А.С. (1973), «Проблема установки на современном уровне своего развития Грузинская психологическая школа», Психол. посвящено исследование. 85 лет со дня его рождения. Д. Н. Узнадзе , Тбилиси, стр. 10-24.
  18. Роджерс, К.Р. (1994), Взгляд на психотерапию, становление человека , Прогресс, Москва.
  19. Рубинштейн, С. Л. (1973), Человек и мир , Педагогика, Москва.
  20. Рубинштейн С.Л. (1957), Бытие и сознание: место психического во всеобщем соотношении явлений материального мира , Педагогика, Москва.
  21. Слободчиков В.И., Исаев Э.И. (2013), Психология развития личности: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие , издательство ПСТГУ, Москва.
  22. Флоренский П.А., (2006), Общество памяти игумении Таис , Санкт-Петербург.
  23. Франкл В. (2009), Скажи жизни «Да»: психолог в концлагере , Альпина Нехудожественная литература, Москва
  24. Фромм, Э. (2011), Побег от свободы , Die Furcht vor der Freiheit, перевод Г.Ф. Швейник, АСТ, Москва.
  25. Хорни К. (2009), Новые пути в психоанализе , Академический проект, Москва.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 04.06.2014.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *