Психология векторная система: Системно-векторная психология

Содержание

Юрий Бурлан и системно-векторная психология (СВП) — Psy8

Написать эту статью меня побудило множество вопросов от людей, интересующихся векторной психологией и ее основателями. Поэтому страничка оформлена в виде ответов на вопросы.

 

Кто такой Юрий Бурлан?

Юрий Бурлан — один из самых ярких учеников основателя векторной психологии Виктора Толкачева.

В 2000 году ВиктОр рассказывал мне и нашим питерским коллегам о своей поездке в Нью-Йорк и о его встрече с харизматичным предприимчивым американцем родом из России. Юрий участвовал в первых тренингах Толкачева в Америке, а затем стал проводить аналогичные курсы сам.

Спустя несколько лет в интернете появился проект «Системно-векторная психология»® Юрия Бурлана»*, который сегодня является крупнейшим интернет-ресурсом по векторной психологии.

Несмотря на очень разные пути, которыми мы развиваем систему векторов, могу сказать, что именно благодаря Юрию Бурлану векторная психология стала столь популярной в рунете в последние годы.

 

Кто придумал название «СВП» и другие его аналоги?

Виктор Толкачев называл свою теорию «Прикладной системно-векторный психоанализ». С 1993 года, когда я прошел первый тренинг у Толкачева, я ни разу не слышал от него словосочетание «Системно-векторная психология»®; автор этого названия — Юрий Бурлан.

Для четкого разделения моей методики с другими направлениями я использую собственное название — «Система психологических векторов», а говоря вообще обо всех направлениях в этом методе — «векторная психология».

 

В чем отличие «Системно-векторной психологии»

®* Юрия Бурлана от Системы психологических векторов Михаила Бородянского?

Похоже, мы оба взяли из теории Толкачева очень разные части. Хотя описания самих векторов во многом схожи (но не во всем!), в наших направлениях есть заметные отличия. Например:

  • На тренингах Юрия Бурлана векторная психология дается с упором на архетипы в стае, а моя система строится на чувствительности отверстий и принятии векторов в себе и окружающих.
    (Кстати, именно с чувствительных отверстий Зигмунд Фрейд в 1908 году начинал описывать анальный и уретральный типы характера.)
  • В «Системно-векторной психологии»® Юрия Бурлана не принято использовать тесты на определение векторов, а в моей методике применяется тест Виктора Толкачева, который мне удалось дополнить важными параметрами.
  • «Системно-векторная психология»® Юрия Бурлана утверждает, что «нижние» векторы (соответствующие отверстиям на туловище) присутствуют у всех людей, а «верхние» векторы — не у всех. Я же убежден, что все векторы есть у всех нас — как и все 8 отверстий, но заложены и приняты они в разной степени.
  • При более детальном рассмотрении можно заметить, что некоторые качества характера мы приписываем разным векторам.

 

У кого лучше учиться векторной психологии?

Учитесь у лучших — у тех, кто получил знания непосредственно из первых рук — от Виктора Толкачева. Векторная психология — настолько широкое направление, что один ведущий, каким бы гениальным он ни был, не может охватить все его стороны.

И у меня, и у Юрия Бурлана векторная психология преподается на бесплатных и платных вебинарах и тренингах. Смотрите, соотносите, что вам ближе, чей стиль больше откликается в вашей душе, и начинайте учиться. А затем расширяйте свой кругозор — везде, где возможно.

Тот, кого интересует не конкретный ведущий — Бородянский или Бурлан, а векторная психология, обязательно найдет много ценного в обоих направлениях.

 

Действительно ли векторная психология позволяет решить большинство психологических проблем?

Четверть века назад мне хотелось верить, что это так. Сегодня, имея 27-летний опыт работы психотерапевтом в разных методах, я понимаю, что векторы — это лишь один слой в нашей психике. Очень важный слой, но лишь один из многих. И даже при полном понимании и принятии векторов мы порой не в состоянии решить некоторые проблемы.
Это связано не с тем, что мы плохо изучили векторы, а с другими пластами самих проблем, например, с нашими семейными (родовыми) переплетениями, детскими травмами и т.д. Все эти пласты не решаются с помощью векторов, но для них в современной психологии есть другие эффективные методы работы.

На тренингах и вебинарах мне очень важно донести до участников понимание того, где находятся границы векторной психологии и что можно делать там, где векторы «не работают».

 

Согласны ли вы с критикой Бурлана и его «Системно-векторной психологии»

® (СВП)?

Как у любого великого учения, у системы векторов есть много сторонников и противников.

Кто-то не мог терпеть Толкачева и его стиль общения с учениками, кого-то воротит от лекций Бурлана, а кто-то уходит с моих тренингов, не выдержав глубины темы или манеры ведущего. 

Что касается критики векторной психологии как идеи о 8 векторах, то хочу заметить, что подобный взгляд на человека существует с древнейших времен. «Системно-векторный психоанализ» Виктора Толкачева, «Системно-векторная психология»® Юрия Бурлана, моя «Система психологических векторов» — все эти теории во многом повторяют древнекитайскую систему восьми направлений в психологии (Ба-гуа), которой насчитывается более 5 тыс. лет.

Когда-то я потратил немало времени, сопоставляя векторы и триграммы ба-гуа. В результате оказалось, что описания шести триграмм в точности соответствуют описаниям шести векторов. Седьмая триграмма совпала с соответствующим вектором лишь наполовину, а восьмая — не совпала совсем. Но это только начало исследования.

 

Бурлан и векторная психология — это секта?

Хотя я развиваю векторную теорию в другом направлении, должен признать, что «Системно-векторная психология»®  Юрия Бурлана — это успешный бизнес-проект, который позволил десяткам тысяч людей прикоснуться к удивительным открытиям Виктора Толкачева.

Многие из этих людей — профессионалы в своих сферах (врачи, психологи, учителя и другие), они смогли увидеть систему векторов очень глубоко, построить на ее основе системный подход в своей работе и добиться потрясающих результатов.

Но немало и тех, кто «взял» эти знания на очень примитивном уровне. Пребывая в иллюзии своей «исключительности», такие люди создают у окружающих скептическое отношение к самому методу и учителям, несущим эти знания в массы. Отсюда и появляются невежественные высказывания типа «Бурлан — секта».

 

* Название «Системно-векторная психология»® является зарегистрированным товарным знаком, владелец которого ООО «Системно-векторная психология», принадлежащее Юрию Бурлану.

 

Смотрите также:

  • Путеводитель по векторной психологии
  • Онлайн-тренинг «Практикум по векторной психологии»

Расскажи друзьям — получи бонусы!

Системно-векторная психология Юрия Бурлана – безошибочные методы воспитания детей

Проблема воспитания — одна из самых острых в современной России.  Родители, воспитатели и педагоги часто бессильны в том, чтобы найти подход к ребенку, считая, что дети нового поколения своенравны и неуправляемы. С чем это связано и что можно сделать? На массовый запрос общества отвечает Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология». Эта методика математически точно выявляет причины любых отклонений и проблем, связанных с детьми, в том числе агрессии среди школьников, наркотической зависимости, подростковых суицидов, страхов и многих других.

Точное знание причины каждой проблемы позволяет решать ее и на глобальном (государственном) уровне, и на уровне каждой отдельно взятой семьи. Рассмотрим, как работает метод «Системно-векторной психологии» Юрия Бурлана.

Семейное воспитание: как избежать ошибок

Базовое воспитание ребенка закладывается в семье. От того, каким оно будет, зависит дальнейшая способность малыша строить отношения с людьми, найти свое место в коллективе, успешно учиться и развивать природные таланты.

Однако сегодня многие родители попадают в тупик. Старые методы, доставшиеся нам от прежних поколений, не работают. А попытки действовать вслепую приводят к огромным проблемам, которые наглядно видны на уровне целого общества.


Выходом из тупика становится психологическая грамотность родителей. На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана раскрывается, что при внешней похожести ребенка на родителей его психика может совершенно не совпадать с родительской.


Психологические особенности и свойства заданы малышу с рождения. Без их учета воспитание может нанести ребенку непоправимый ущерб. Те воздействия, которые могут быть полезны и необходимы одному ребенку, другому способны принести непоправимый вред, потому что психически дети разные.

Кроме того, современное поколение обладает несравнимо большим объемом психики, чем предыдущие. Его восприятие тоньше, поэтому наши дети уязвимы даже при минимальных ошибочных воздействиях. Чтобы воспитание было только во благо, нужно точно понимать, какими качествами наделила ребенка природа.

«Системно-векторная психология» поможет вам в полном объеме понять потенциал вашего ребенка, и вы в любой ситуации будете знать, как и в каком направлении его развивать.

Восемь векторов, которые рассматриваются на тренинге «Системно-векторная психология», являются тем, что определяет нашу психику. Каждый вектор задает своему обладателю уникальные свойства и желания. Каждый из нас от рождения несет в себе свойства в среднем от двух до пяти векторов. Именно они определяют, какими склонностями мы обладаем, наши устремления, ценности, поведенческие особенности. Развитие заложенных в векторах свойств происходит до конца пубертата. Во взрослой жизни мы реализуем ту часть потенциала, которую сумели развить. Поэтому воспитание во многом определяет всю дальнейшую жизнь ребенка.

Без знаний о психике не обойтись не только родителям, но и любому воспитателю дошкольного учреждения. Школьные педагоги, которые помимо обучения решают также и воспитательные задачи, тоже нуждаются в точном понимании психики каждого ребенка. Рассмотрим подробнее на примерах.

Воспитание амбициозного и предприимчивого лидера

Например, ребенка, который с ранних лет наделен высокими амбициями, стремится конкурировать и добиваться превосходства, «Системно-векторная психология» определяет как носителя кожного вектора. Метод Юрия Бурлана раскрывает, что наиболее восприимчивой зоной тела у таких детей является кожа. Она требует позитивной стимуляции: объятий, поглаживаний, массажей.

Развитию такого ребенка с ранних лет способствует то, что приносит позитивные тактильные ощущения. Например, игры с водой и песком, лепка или творческие поделки из круп. Малыш с кожным вектором подвижный и шустрый, ему нужно много двигаться. Занятия спортом или танцы помогут восполнить эту нехватку.

Что касается психологических особенностей, маленький кожник ориентируется на пользу и выгоду, рациональную логику и прагматизм. Ему хорошо удаются логические задачи, он легко осваивает навыки счета. Однако в силу высокой подвижности добиваться усидчивости от такого малыша бесполезно. Он не может долго сосредотачивать внимание на одном и том же: его психика требует быстрой переключаемости и новизны, смены впечатлений.

Чтобы ребенок с такими свойствами рос организованным и целеустремленным, с ранних лет при его воспитании нужно сформировать правила и разумные ограничения. Режим и распорядок дня очень важны. Так малыш научится организовывать самого себя. В дальнейшем это позволит ему состояться как лидеру, быть способным организовать целый коллектив.


Юрий Бурлан подчеркивает: при воспитании такого ребенка любые физические наказания могут обернуться трагичными последствиями. Высокочувствительная кожа реагирует сверхстрессом даже на малейшие шлепки. В результате физических наказаний у детей с кожным вектором формируется мазохизм, склонность к воровству и даже проституции. Подробности смотрите в видеофрагменте тренинга «Системно-векторная психология»:


 

Серьезный ущерб возникает и в том случае, когда родитель наносит психологический удар по амбициозности маленького кожника. Для него слова «из тебя ничего не выйдет», «дворником вырастешь» звучат как приговор. Ведь такой малыш стремится к высокому социальному статусу.

Получив такой «якорь» еще в детстве, человек сознательно стремится к успеху, а бессознательные установки мешают его достичь. Метод Юрия Бурлана раскрывает, что именно так формируется жизненный сценарий на неудачу. Для мальчиков он проявлен в первую очередь в неспособности состояться в работе, карьере. Для девочек — в неспособности построить счастливые парные отношения.

Воспитание природного вождя

Родители, не знакомые с «Системно-векторной психологией», часто рискуют спутать амбициозного обладателя кожного вектора с природным «вождем», обладателем уретрального вектора. Внешне они действительно могут быть похожи: подвижные, неусидчивые. Однако психологические различия между ними огромны.

Амбициозный кожник стремится к лидерству, хочет быть первым. При этом он нуждается в адекватных ограничениях, дисциплине, чтобы вырасти способным подчиняться и подчинять (менеджер среднего звена).

Ребенок же с уретральным вектором — вождь от самой природы. Он ни с кем не конкурирует — в этом нет нужды. Вокруг него дети сами объединяются, испытывая невероятное притяжение к нему.

Юрий Бурлан раскрывает на тренинге, почему попытки ограничить уретрального ребенка и подчинить правилам неизбежно потерпят крах. На попытку обращаться к нему «сверху вниз», как к младшему, маленький царь реагирует вспышкой гнева. Часто родители теряются: что же делать?

От природы обладатель уретрального вектора милосерден и великодушен. Ему предстоит вести за собой многих, он устремлен в будущее и поэтому ничем не ограничен. Он осмысливает свою жизнь не в собственных достижениях, а в благополучии тех, кого он за собой ведет. Лучшим стимулом для него будет призыв к его природному великодушию и милосердию: «Нам без тебя не обойтись, только ты можешь в этом помочь».

Воспитание скрупулезного аналитика

Если малыш с уретральным вектором устремлен в будущее, то для маленького обладателя анального вектора ценностью, наоборот, является прошлое. Нередко такие дети увлекаются историей или археологией. Еще в детстве могут расспрашивать, какими они были во младенчестве. Изучают историю своего рода — ведь семья для них огромная ценность.

Такой ребенок — приверженец консервативности и постоянства. Резкие перемены вызывают у него стресс. Любые действия он стремится делать неторопливо и взвешенно, качественно и тщательно. У него задатки природного аналитика: он обращает внимание на мельчайшие детали и подробности.


Юрий Бурлан объясняет: категорически нельзя сбивать такого малыша с его природного ритма. Если его постоянно обрывают и торопят, подгоняют и не дают завершить начатые дела, то формируется целый каскад психологических и физиологических проблем.


От природы такие малыши наиболее лояльны и к родителям, и к обществу. Они послушны и ведомы, стремятся быть лучшими. Помнят все хорошее, что для них делают, и отвечают благодарностью. Если такому ребенку дают достаточно времени на выполнение любой задачи, то он стремится достичь идеального результата.

Однако при неблагоприятном воспитании психика ребенка формируется с точностью до наоборот. Он начинает упрямиться и сопротивляться по малейшему поводу, становится обидчивым. Природная феноменальная память выливается в злопамятность. Постепенно нарастают агрессивные тенденции: поначалу к животным, затем к другим людям. От детей с анальным вектором исходит большая часть вербальной и физической агрессии в школе.


Конечно, никакого спроса с детей нет. Это нам, взрослым, необходимо овладеть психологической грамотностью, чтобы создавать ребенку безошибочные условия воспитания. «Системно-векторная психология» подчеркивает: для носителя анального вектора ключевой фигурой является мать. От того, как она взаимодействует с малышом, зависит весь сценарий его будущей жизни. Подробнее об особенностях кожного и анального векторов, о том, как решать связанные с ними проблемы, вы сможете узнать на бесплатных онлайн-тренингах Юрия Бурлана.


Воспитание чувственного эстета

А что делать, если малыш эмоционально восприимчив к любой мелочи, боится всего на свете, не может постоять за себя? Особенно беспокоятся родители, когда такими свойствами наделен мальчик.

Поводов для беспокойства нет — важно создать такому ребенку оптимальные условия воспитания. «Системно-векторная психология» объясняет, что особой эмоциональностью наделены и мальчики и девочки со зрительным вектором. В корне их широкого эмоционального диапазона лежит природный страх смерти.

Если родители закрепляют этот страх (пугают, читают страшные сказки, оставляют в темноте, чтобы «побороть страх»), ребенок растет плаксивым, истеричным. Его страхи только множатся. В более старшем возрасте это выливается в склонность к фобиям и паническим атакам. Может сформироваться и устойчивый комплекс жертвы. Человек, который боится, «пахнет страхом» и буквально притягивает насильника.

Юрий Бурлан подсказывает, как воспитывать зрительных детей, чтобы этого не произошло. Смотрите видео.

Воспитание маленького гения

По сравнению с экспрессивными зрительными людьми, обладатели звукового вектора выглядят их абсолютными антиподами. Они сосредоточены на своих мыслях, молчаливые, со слабовыраженной мимикой. Чтобы установить контакт с окружающими, такому ребенку требуется время — вынырнуть из глубины своих мыслей. Даже ответ они порой дают не сразу, а спустя время.


Юрий Бурлан объясняет, почему главное условие воспитания такого ребенка — звуковая экология. Связано это с тем, что наиболее чувствительной зоной звуковика является ухо. Оно улавливает даже еле различимые звуки, а также нюансы речи. Громкая музыка и шумы любого происхождения, крики и ссоры в семье, оскорбительные смыслы в разговоре способны нанести непоправимый ущерб такому ребенку.


В этом случае он бессознательно пытается отгородиться от невыносимого мира снаружи и погружается в свой собственный мир, ограничиваясь поначалу избирательным контактом, а затем и вовсе перестает воспринимать информацию через ухо. Так формируются расстройства аутистического спектра или возникают «голоса в голове», появляются предпосылки для шизофрении.

В пубертате звуковой ребенок нередко пытается «сбежать» от стрессового воздействия в компьютерную игру (формируется игровая зависимость). Тяжелая депрессия, которой страдают только обладатели звукового вектора, может толкать ребят к наркотикам или попыткам суицида.

Чтобы избежать трагичных последствий, помимо обязательной звуковой экологии, Юрий Бурлан предлагает:

— использовать негромкую фоновую музыку (классическую) во время свободной игры ребенка;
— предоставлять малышу в разумных пределах возможность побыть одному;
— общаться с ним тихо и спокойно, на пониженных тонах;
— предоставить ребенку возможность учиться в музыкальной школе (у таких детей прекрасный, а зачастую и абсолютный слух).

Когда с ранних лет малыш имеет такие условия развития, в будущем он может проявить себя как крупный ученый с мировым именем или гениальный программист. Этому способствует абстрактный интеллект, который задан ему с рождения, но требует адекватного развития и благоприятных условий воспитания.

Психосоматические проблемы детей

«Системно-векторная психология» объясняет, что психическими болезнями страдают только носители звукового вектора. Носители остальных семи векторов при неблагоприятных для себя условиях страдают различными психосоматическими заболеваниями, связанными с их сверхчувствительными зонами.

Например, дети с кожным вектором в условиях психологического дискомфорта могут страдать различными кожными заболеваниями, тиками и тремором конечностей. У носителей анального вектора формируются гастриты и язвы, проблемы со стулом, заикание. Сильный стресс у ребенка со зрительным вектором способен привести к существенному снижению зрения.

Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана дает множественные результаты по избавлению детей от различных психосоматических и даже психических заболеваний. Как это возможно, ведь малыш пока не способен сознательно пройти тренинг сам?

Влияние матери на состояние ребенка

Свои результаты дети получают опосредованно, через мать. Юрий Бурлан показывает, что с ней ребенок продолжает быть связан психологически вплоть до окончания пубертатного периода. Причем влияние матери на малыша двоякое: чувственное и сознательное.

— Чувственно ребенок нуждается в ощущении защищенности и безопасности от матери. Он способен получить его только когда мать испытывает психологический комфорт, равновесие. Если же она нервничает, испытывает стресс, находится в депрессии, малыш утрачивает ощущение защищенности и безопасности. Даже если мама внешне идеально себя контролирует, ребенок улавливает это бессознательно. Теряя чувство защищенности, ребенок не может нормально развиваться.

— Сознательно мать создает определенные условия воспитания. Они должны полностью соответствовать природным свойствам малыша. Не понимая устройства его психики, мама видит ребенка «через себя» и может нанести ущерб, сама того не желая. Например, подвижная мама с кожным вектором не осознает, почему ее малыш такой «копуша». У него другие свойства — анального вектора. Не зная об этом, мама пытается подгонять и торопить его, поскольку такая медлительность не кажется для нее естественной. А ребенок получает серьезный ущерб, так как не может развиваться в своих свойствах, отличных от маминых.

С помощью тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана дети через маму получают двойной эффект:

— Мать сама избавляется от любых психотравм и негативных состояний. Обретая психологическое равновесие, она способна дать и ребенку чувство защищенности и безопасности.
— Сознательно мама научается точно определять психику ребенка и применять именно такую воспитательную модель, которая будет ему на пользу.

Благодаря этому уходят психосоматические заболевания детей, нормализуются их отношения с учителями и ровесниками, уходят игровые и наркотические зависимости у подростков. Послушайте, что говорят мамы после тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана:

Воспитание  и обучение для родителей и педагогов

Мы живем в эпоху колоссальных информационных нагрузок. Поэтому стараемся пораньше дать ребенку возможность усвоить максимум знаний. Повсеместно создаются клубы раннего развития. Но обучение — это далеко не все, что необходимо ребенку для будущей успешной жизни.

Для полноценного развития ребенка важно:

— Научить ребенка преодолевать природную лень через принцип удовольствия, то есть опираясь на его врожденные желания и свойства.
— Ни в коем случае не кормить ребенка насильно.
— Развить способности малыша адаптироваться в коллективе, устанавливать эмоциональные связи с людьми. Это достигается через чтение литературы на сопереживание и формирование навыка делиться пищей.

Знания, раскрытые на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, позволяют решать воспитательные задачи на любом уровне: и отдельной семьи, и любых образовательных учреждений. Не только родители, но и специалисты, работающие в детских садах, школах и вузах, оставили свои отзывы о результатах.

Точный ответ на любые вопросы о воспитании уже ждет вас.

 

Автор Евгения Астреинова
Корректор Галина Ржанникова

 

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
 

 

Вектор психология

ИГНОУ СЕРВИС 01 августа 2021 г.

Следуйте за нами в Новостях Google – IGNOU SERVICE

 Эта часть системы Левина включала концепции, которые были связаны с мотивационными аспектами человеческого поведения и, таким образом, играют важную роль в полном понимании человеческого поведения. По Левину, человек представляет собой сложную энергетическую систему. Психическая энергия используется для выполнения психологической работы.

Состояние неравновесности может возникнуть из-за увеличения напряжения в той или иной части системы. Когда человек хочет достичь равновесия, что приводит к созданию психической энергии, и когда напряжение выравнивается, система останавливается. Потребность описывается либо как физиологическое состояние (например, голод, жажда, секс), либо как психологическое состояние (например, желание разбогатеть).

Также проводилось различие между потребностью и квазипотребностью. Квази-потребность — это потребность со специфическими намерениями, сформированными социальными факторами (Lewin, 19).51).

Например, нужно съесть определенную пиццу в определенном ресторане. Левин также считал, что потребности тесно связаны с системами напряжения и рассеивание напряжения возможно только при удовлетворении конкретной потребности. Напряжение описывается как состояние неравновесия между двумя или более состояниями внутриличностной области. Эту идею проверил Блюма Зейгарник. Испытуемым в этом исследовании дали ряд простых заданий.

В некоторых случаях они были прерваны до завершения задания, а в других случаях им разрешалось закончить задание до конца. Было высказано предположение, что напряжение рассеивается, когда задача выполнена, но напряжение сохраняется дольше, если задача прерывается. Это предположение было проверено, когда испытуемых просили вспомнить различные задачи, которые они выполняли.

Было предсказано, что прерванные задачи будут лучше вспоминаться по сравнению с завершенными.

Результаты подтвердили это предсказание, и это явление было названо эффектом Зейгарник. Объяснение, предложенное для этого, заключалось в том, что напряжение, сохраняющееся из-за незавершенного задания, может быть причиной для испытуемых репетировать материал, связанный с этим заданием. Позже было найдено больше доказательств этого эффекта (Alper, 1948; Deutsch, 1954). Другой важной концепцией, которую обсуждал Левин, был вектор. Это относится к психологическим силам, влияющим на человека до такой степени, что он движется в определенном направлении.

Выделены три свойства векторов. Это — направление (может быть к целевому объекту или от него), сила (вектор, как говорят, соотносится с валентностью объекта — притяжение или отталкивание, определяющее его силу) и точка соприкосновения. Вектор представлен стрелкой, когда он связан с человеком (P). Чем длиннее линия стрелки, тем больше сила вектора.

Подпишитесь на Youtube — IGNOU SERVICE

Для PDF копии Решаемой задачи

WhatsApp — 9113311883

Юрий Бурлан, векторно-системная психология. Системно-векторная психология, Vector Test / Paulturner-Mitchell.com

Системно-векторная психология Юрия Бурлана, книги которого в последнее время стали довольно популярными, основана на концепции З. Фрейда о психосексуальности. Рассмотрим его более подробно.

общая характеристика

В качестве одного из ключевых условий правильного воспитания автор теории называет понимание врожденных свойств и способностей каждого ребенка. Необходимые знания в этой области также помогают освоить системно-векторную психологию. Векторы являются типами «направленности». Они указывают на то, что нравится человеку, доставляет ему удовольствие. Самореализация в этом случае осуществляется через определенную роль в обществе. Концепция, которую предлагает автор, является прикладной наукой. Он способствует быстрому развитию механизмов функционирования бессознательного, его проявлений у каждого индивидуума, на уровне пары, группы, общества. В результате усвоения знаний мышление взрослого трансформируется в объективный взгляд на происходящее. Происходит принятие и полное понимание поведения других и их жизненных приоритетов. Векторно-системная психология позволяет родителю лучше понять своего ребенка и воспитать его так, чтобы его потенциал был максимально реализован.

Суть концепции

На чем основана системно-векторная психология? Толкачев (соавтор создателя теории) и другие исследователи проблемы воспитания развивают мысль о том, что каждый человек рождается с определенными заданными свойствами. Они определяют жизненный сценарий человека, его поведение и характер. Эти свойства разделены на 8 групп. В каждом из них сочетаются характеристики в зависимости от роли, которую они играют в обществе. Она, в свою очередь, выражает цель человечества, состоящую в выживании. Каждая группа (вектор) имеет связь с определенной чувствительной зоной. Она определяет способ получения или вывода информации человеком о себе и об окружающем его мире. Врожденные особенности индивидуума не меняют своего характера на протяжении всей жизни. Однако они могут проявляться в различных формах.

Основные положения

Векторно-системная психология включает представления о формировании и последующей реализации особенностей направления, от которых зависит поведение самого носителя. Человек, свойства которого неразвиты, будет действовать по обратному сценарию по сравнению с развитой личностью. В соответствии с этим развивается жизненный сценарий. Человек может стать вором или судьей, гением или шизофреником, насильником или прекрасным семьянином и так далее. Свойства развиваются до полового созревания включительно. После этого характеристики могут быть либо заполнены/реализованы, либо нет. В первом случае векторно-системная психология предполагает использование врожденных свойств, благодаря которым человек получает удовлетворение и находится в состоянии гармонии. Все это говорит о том, что ключевые характеристики закладываются с раннего возраста и совершенствуются к полному половому созреванию. Основная роль в этом процессе принадлежит родителям. Они формируют условия окружающего ребенка мира в этот период.

Ознакомьтесь с функциями.

Выявление свойств начинается с описания их проявления во время первобытной стаи. Это позволяет понять первичное, исходное состояние, которое задано от рождения. Так можно проследить развитие ментальных характеристик, происходившее в ходе усложнения мира за последние несколько тысяч лет.

Нюансы понимания

Вопрос грамотного воспитания детей в классической психологии спровоцировал появление многих методик развития ребенка. Однако некоторые из них явно противоречат друг другу. Их неэффективность и возникающие ошибки связаны с тем, что в них нет устоявшегося определения «нормальности» ребенка. Не существует абсолютных признаков, по которым человек считается психически здоровым в раннем возрасте, а его поведение признается адекватным, как и наоборот. В связи с этим на протяжении последних полувека в категорию приемлемости входят как ранняя половая жизнь, так и неприятие врожденного пола. Что в этом случае предлагает У. Бурлан? Системно-векторная психология определяет понятие нормы дифференцированно, в соответствии с присущими ребенку особенностями. Это предотвращает вред, который родители могут нанести развитию своих детей, а также позволяет выявить наиболее эффективные методы воспитания на раннем этапе.

Тезисы

С чего рекомендует начинать Дж. Бурлан? Системно-векторная психология, по его мнению, базируется на следующих тезисах:

  1. Ребенок не наследует признаков от родителей и может иметь совершенно другие свойства.
  2. Основная задача взрослых – обеспечить детям безопасную среду, состояние защищенности. В противном случае происходит замедление, искажение или остановка развития.
  3. Методы воспитания и дрессировки должны соответствовать врожденным характеристикам.
  4. Последствия психической травмы, полученной до полового созревания, можно смягчить или облегчить за счет системного взаимодействия.
  5. Дети — следующее поколение. Это означает, что врожденная сила желания и их потенциал значительно выше родительского.
  6. В повседневном общении, обучении и развитии ключевым является системное мышление старших членов семьи. Особенно это касается матери, так как она является главным человеком в жизни до окончания периода полового созревания.

Рассмотрим некоторые из групп, которые выделяют системную векторную психологию. Тест на определение вектора содержит определенные вопросы. По ответам на них устанавливается принадлежность к тому или иному типу.

«Дерматолог»

Особая роль такого ребенка — создание и хранение пищевых запасов. У него логический тип мышления. В качестве врожденных свойств такого ребенка системно-векторная психология определяет подвижность и активность. У него чувствительная кожа, гибкое тело, что определяет выбор танцев и спорта. Такой ребенок довольно скуп на эмоции и слова. Ему присущи короткие емкие фразы. Родителям важно научить его правилам и показать границы.

Жизненные ценности

Что характеризует их системно-векторная психология Юрия Бурлана? Тест показывает, что с развитием врожденных свойств «кожи» из ребенка вырастает и инженер, и законодатель, и успешный менеджер. Он умеет подчиняться и подчиняться, дисциплинирует себя и других. Если ребенка наказывать битьем, то у него сформируется тяга к мазохизму. Если его свойства не развиты, он становится вором, алкоголиком, девушки вырастают проститутками.

Необходимые условия

Векторно-системная психология формулирует ряд правил для нормального развития «кожи» ребенка. В первую очередь его следует приучать к режиму и дисциплине. Спорт будет иметь ключевое значение. В процессе воспитания автор концепции рекомендует родителям договариваться о поощрении ребенка за выполнение определенных действий. Наиболее подходящим наказанием могут быть временные и пространственные ограничения.

Уретральное направление

Дети этого типа склонны нести ответственность за жизнь, стремятся расширить жизненное пространство. Именно такое описание дает системно-векторная психология. Тест на определение вектора показывает нестандартное тактическое мышление. Такие дети — сгустки энергии и желания жить. У них властный взгляд, у них всегда горящие глаза. Температура тела всегда повышена. Такие дети не признают авторитета, они неуправляемы. В то же время, если родители выберут правильный подход, из них вырастет очень ответственный человек. Такие дети молниеносно реагируют как умственно, так и физически. Они не чувствуют ограничений, а значит, не чувствуют опасности. Это, в свою очередь, приводит к высокой смертности из-за халатности. Человек этого типа с развитыми врожденными способностями способен вести за собой людей. Довольно часто из таких детей вырастают директора крупных предприятий. Если врожденные особенности неразвиты, ребенок в детстве испытывает давление или насилие со стороны взрослых, убегает из дома. Такие дети часто становятся главарями преступных сообществ. Акцент на ответственности – главное условие развития, которое предполагает для них системно-векторная психология. Книги с описанием концепции содержат подробные комментарии и рекомендации для родителей таких детей. Авторы считают, что взрослые не должны настаивать на требовании послушания, необходимо лишь направлять действия ребенка.

Мышечное направление

Физический труд является основным ориентиром, формирующим системно-векторную психологию у таких детей. Тест направления указывает на два основных состояния: ярость или однообразие. В последнем случае человек имеет склонность к трудолюбию. Он может делать одну и ту же работу каждый день, каждый год. У таких людей нет своего мнения, они будут делать так, как их учили. Выбор в жизни будет зависеть от того, кто влияет на развитие ребенка. Мышление таких детей характеризуется как ярко выраженное результативное. Они делают именно так, как им было показано. Это свойство необходимо учитывать в процессе обучения. Этих детей нельзя назвать глупыми. У них конкретное мышление. Именно благодаря ему только они могут выполнять такую ​​стабильную работу. С развитыми врожденными свойствами из таких детей вырастают очень трудолюбивые специалисты. Они строят, пашут землю, работают в шахтах. У них нет высоких требований, им просто нужно то, что они смогли получить, работая руками. Если ребенок не приучен к труду, то из него может вырасти опасный криминальный авторитет. Он легко попадет в преступную группировку, где проявит свою физическую силу.

Впечатлительные дети

Для них характерен зрительный вектор. В системно-векторной психологии такие дети относятся к ярким экстравертам. Для них быстрая смена настроения считается обычным явлением. У этих детей очень развит страх смерти. При неграмотном воспитании он трансформируется в устойчивые фобии. Многие из этих детей боятся темноты и отказываются спать при выключенном свете. Это связано с тем, что их визуальный анализатор не может отличить угрозу от обеспечения безопасности. У таких детей хорошо развита фантазия. Они легко придумывают разные истории, оживляют неодушевленные предметы. Главной задачей в жизни является познание мира. Именно поэтому основной зоной восприятия являются глаза. Как правило, они крупные и выразительные. Этим детям нравится все красивое, они склонны к кокетству. Важнейшим аспектом для них является установление эмоциональных связей. Его можно создавать и с неодушевленными предметами, и с людьми, и с животными. Иммунная система этих детей слабая, поэтому они первыми подхватывают вирусные заболевания. С развитыми врожденными характеристиками из них вырастают глубоко чувствительные, любящие и искренние люди. Запугивание на них осуществляется издевательствами, чтением страшных сказок. Зафиксировавшись на таких эмоциях, человек начинает сам выбирать фильмы ужасов, ходит ночью на кладбище, читает мрачные книги и так далее.

Направление звука

Дети этого вектора мыслят абстрактно. Они достаточно рано начинают интересоваться смыслом жизни, существованием людей, целью. Впоследствии такого рода вопросы могут быть отодвинуты на бессознательный уровень. Однако особенно остро они проявляются в период полового созревания. Здоровые дети малообщительны и задумчивы. Они предпочитают одиночество. Их лица часто не отражают никаких эмоций, но это вовсе не значит, что их нет. В течение первой половины дня такие дети обычно вялые и несколько заторможенные. Им довольно сложно сосредоточиться на первых уроках. В связи с этим у них есть риск стать неуспевающими в учебной программе, несмотря на достаточно сильный ум. При нормальном развитии дети обладают хорошими интеллектуальными способностями. Им легко даются точные науки, языки. При развитых врожденных характеристиках из них вырастают гении. Такие люди становятся выдающимися физиками, учеными, писателями, философами. Шум и крик тормозят их развитие. Дети воспринимают их очень болезненно. В результате они уходят в себя, дистанцируются от внешнего мира. Их состояние становится напряженным, появляется депрессия. Возможна наркомания, часты головные боли. Эти дети находятся в группе риска по аутизму и шизофрении.

Устное направление

Такие дети веселые люди и болтуны. Они всегда на подъеме, могут войти в любой коллектив. Им важно найти слушателей. Если их кто-то прерывает, то они стремятся сжать информацию, чтобы успеть выдать всю ее до того, как их прервут. Поэтому их речь становится бессвязной, быстрой. У таких детей повышена чувствительность рта и губ. Им нравится прикасаться к ним. Могут придумать историю на ходу, легко обмануть. Все это нужно им для привлечения внимания. Дети с развитыми свойствами становятся актерами, телеведущими, ораторами. Они хорошо разбираются в еде. В случае неразвитого интеллекта дети становятся шутами, не молчащими ни на минуту. Они разговаривают даже с едой.

Системно-векторная психология: обзоры

Следует отметить, что понятие получило достаточно широкое распространение в России. Его автор проводит семинары, лекции, курсы. Создал большое количество видеоуроков. Также проходят онлайн-тренировки. Семинары и лекции посещают как обычные люди, совершенно не разбирающиеся в психологии, так и специалисты, врачи, психиатры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *