Верность, измена и свободные отношения — Психология PRO
В недавней статье об идеалах я уже говорил о том, что верность в обществе идеализируется, и без всякого критического анализа принимается как несомненная ценность. Измена, напротив, демонизируется – ее воспринимают, как грешное зло. Как показывает психологическая практика, большая часть всех проблем в наших головах возникает как раз на почве убеждений, которые принимаются за очевидные истины. Иногда, прежде, чем заглатывать блюдо, целесообразно ознакомиться с его ингредиентами. Сегодня разберем «рецептуру» измены и верности. Если тема для вас лично не актуальна, можете рассматривать статью, как наглядный пример критического анализа «божественных» псевдоистин.
Я здесь не призываю к неверности и свободному сексу. В статье, напротив, для верности рассматриваются реальные основания, чтобы верить в нее, словно в рождественское чудо, не приходилось.
В нашем обществе всем вроде бы ясно, что измена – это «плохо», а верность – «хорошо». В психологии такая слепая морализация рассматривается как механизм психологической защиты – способ, которым личные притязания прикрываются «несомненными» ценностями. То есть нам попросту удобно, чтобы партнер верил в свои обязательства, как в святые законы жизни, не подвергая их «грешным» сомнениям.
Когда страшно потерять свое счастье, почувствовать себя обманутым, ненужным и брошенным, когда ясно, что партнера в отношениях удерживать нечем, тогда то и выгодно верить в долг верности именно слепо, как в несомненный, божественный закон. Мы держимся за свои ценности, потому что они оправдывают и прикрывают наши невротичные страхи.
Если отступить от слепой морализации, картинка уже не кажется такой уж однозначной. Измена не может быть чем-то безусловно «плохим», а верность «хорошим». Все зависит от условий и взглядов.
Условия и взгляды
Можно было бы сильно упростить и сказать, что измена – это «плохо» просто потому, что причиняет боль. Но такая логика непоследовательна, врачебные процедуры тоже бывают болезненными, и «плохими» от этого не становятся. К тому же больно здесь только пострадавшей стороне; изменщик, напротив, получает радость «запретных» удовольствий.
Можно было бы сказать, что измена «плоха», потому что рушит отношения. Но с таким же успехом измена становится благом, потому что избавляет от изначально ненадежного партнерства.
Можно для примера взять ситуацию посложней, где с изменой отношения не заканчиваются, а продолжаются, отравленные виной, обидой и ревностью. Но и здесь, сказать, что нарушенная верность является чем-то однозначно «плохим» нельзя. Ведь отношения сохраняются, а измена всего-то вытаскивает на поверхность правду – реальное отношение изменившего партнера, страх и зависимость пострадавшей стороны. А на правду обижаться бесполезно. Остается лишь признавать наивность собственных ожиданий и выносить конструктивные выводы.
А что же верность? Так ли она хороша? Можно привести множество примеров обратного. Когда, например, человек финансово и психологически несамостоятелен, ему, конечно, чтобы уберечь свои инфантильные качества, крайне необходима верность партнера. Измена в таком положении становится исцеляющим пинком из болотца зоны комфорта.
Другой пример – когда люди, будучи несовместимыми, каким-то чудесным образом сходятся, а чтобы разойтись, им решительности не хватает; и в таком случае верность понапрасну сохраняет бесперспективные и никчемные отношения.
Самый распространенный обман, который верность поддерживает, уже недавно был разобран на progressman.ru в статье о чувстве собственности. Нет такой реальности, где партнер становится нашей собственностью. И если измена эту жадную иллюзию рушит, то выступает на стороне истины. Отношения – не обязанность и не данность, а возможность, которой партнеры вольны пользоваться, исходя из личного усмотрения.
Еще один случай поддержания верности – слепое соблюдение моральной или духовной добродетели. Измена в таком ключе рассматривается как грех, от которого изменщик каким-то образом делается «плохим» человеком. Но только вдумайтесь, что же хорошего и святого в добродетели, которую соблюдают исключительно из страха понести наказание, или корыстной надежды получить награду? Не является ли в таком случае меркантильным лжецом сам «праведник»? Как я это вижу, не бывает праведной верности. Зато бывает простое, искреннее и естественное желание сохранять и поддерживать отношения, которыми дорожишь.
Во всех вышеприведенных примерах измена – не какая-то трагедия, а что-то вроде холодного, отрезвляющего душа, после которого продолжать практику самообмана становится все сложней. Порой ложь так мила, что реальности, говоря метафорически, ничего больше не остается, кроме как прямолинейно ткнуть человека носом в его собственный самообман.
Зачем, вообще, блюсти верность?
Для начала приведу пару не самых конструктивных примеров.
Никому не нравится чувствовать себя обманутым, нелюбимым и ненужным. А все мы это очень даже умеем. Можно сказать, что верность по большей части – что-то вроде негласного социального договора о непричинении друг другу этой невротичной боли.
И прекрасно, когда партнерам удается договориться и друг другу довериться. Но если страх быть обманутым возникает без всякой почвы и побуждает мучить партнера пустой ревностью и вымогательством доказательств большой и чистой любви, тут-то и надо бы суметь признать наличие личной проблемы, которую по хорошему надо решать не за счет партнера, а вместе с ним в конструктивном сотрудничестве, или уже самостоятельно. Если по итогу успокоиться не получается – психолог вам в помощь.
Другая причина для воздержания от измены – вышеупомянутые добродетели. Даже самые рациональные и трезвомыслящие люди в глубине души очень боятся быть «плохими» и «неправильными», а потому – не заслуживающими любви и одобрения. Часто этот страх подкрепляется неясной, но твердой верой в существование высших сил, которые за нами неустанно шпионят с целью выявить возможные поводы для мести за наши «неправильные» поступки. Хранение верности в таком ключе практикуется, как вынужденная мера спасения от мистической кары.
Немного о «каре».
На практическом уровне измена наказывается простым и очевидным путем – предателей осуждают, лишают доверия, а их легковесный подход не позволяет создать надежных, доверительных отношений с глубоким взаимопониманием. Так действует «мистическая кара» на стороне изменника.
На стороне «жертвы» измена обычно воспринимается как подлое предательство, словно изменник кайфует за счет страданий своего партнера. На деле пострадавшая сторона точно так же наказывает себя самостоятельно своим неровным восприятием ситуации. Склонность к ревности, чувству собственности, привязанности, нереалистичным ожиданиям, – все это и есть реальная карма, которая спонтанно приводит к очевидным, закономерным последствиям без всякой мистики.
То есть, измена как предательское «зло» – это не поступок, а отношение к ситуации. Для одних – сплошное наказание, трагикомедия и драма, для других – спокойная констатация фактов – дескать, «Ну, да, отношения прекратились, потому что партнер увлекся кем-то другим. С кем не бывает? Будем жить дальше».
Кормление неврозов и моральных идеалов – не единственные причины для сохранения супружеской верности. Здоровая верность хорошо выражается в отношениях надежных бизнес партнеров. Они друг другу могут доверять и партнерство укрепляют для общего блага.
Взять, например, такой совместный «проект», как деторождение. Женщине мужская верность в период беременности и грудного вскармливания необходима как гарант поддержки в этом незащищенном положении. Мужчине, если он хочет свою семью с ребенком, портить отношения с матерью тоже неразумно. Ведь она ребенка не только воспитывает и кормит, но с большой вероятностью становится для него самым близким человеком и неизбежно влияет на его взгляды – в том числе и на мнение об отце.
Другая причина для здоровой верности, как бы простосердечно ни прозвучало, – это доверие и близость. В одной из давних статей я уже говорил о таком трудноописуемом чувстве, когда между близкими, симпатизирующими друг другу людьми возникает переживание особого психического пространства, где двое обретают единство. Это такое чувство, когда на душе светло лишь от того, что где-то рядом есть вот этот близкий и родной человек. Можно просто молчать и заниматься своими делами – и этот теплый, расширяющий границы ума свет будет держаться. По личному опыту могу сказать, что ничего общего с зависимой привязанностью такое переживание не имеет.
Еще один интересный повод для верности – углубленное самопознание через душевную связь с партнером. Двое могут не просто обмениваться опытом, а по мере готовности изучать персональные глубины через планомерное раскрытие друг другу самых интимных, «нехоженых» территорий собственной души.
Выше я говорил о «пользе» измены, разрушающей иллюзию владения любимым человеком. Здесь на самом деле не все так однозначно. В той же статье о чувстве собственности я говорил и том, что обладание с большой оговоркой все-таки можно считать чем-то реальным как раз в том случае, когда партнерам удается в течение длительного времени поддерживать надежные, крепкие отношения. При таких условиях на их стороне банальная статистика. Отношения длящиеся годы, с огромной вероятностью продолжатся и на следующий день.
По мере развития взаимодоверия в надежных отношениях могут расти выгодные стороны отношений как таковых: эмоциональная и материальная взаимовыручка, обмен знаниями, возможность действовать слаженно удвоенными силами, удобное разделение обязанностей и разграничение сфер контроля, рассмотрение и решение проблем с разных опорных точек и многое-многое другое. Вообще, схожие принципы партнерства работают во всех сферах.
Свободные отношения
Свободные отношения практикуют, чтобы не обременяться обязательствами. Свободные отношения избавляют не только от обязательств, ответственности, прав, они, если разобраться, освобождают партнеров друг от друга вообще. В такой некрепкой и неустойчивой связи чувствовать и прогнозировать взаимную поддержку почти нереально, а одиночество может стать постоянным спутником.
В свободных отношениях партнеры – это по сути дистанцировавшиеся любовники, практикующие разновидность секса без повода для глубокой близости. И это – вполне себе здоровый подход.
Иногда исповедующим свободные отношения приписывают зрелость и независимость, потому что они, вроде как, «свободны» от ревности и привязанности. На деле в таких вот «зрелых» отношениях может оказаться любой, иногда просто от безвыходности, потому что любимому человеку ничего «серьезного» не хочется, а изредка встречаться без всяких обязательств вполне устраивает.
К стабильным отношениям больше склонны интроверты – слишком уж хлопотно им каждый раз искать новых партнеров. Экстраверты в свободных отношениях могут гнаться за переменами и новыми впечатлениями. Независимо от темперамента такой стиль отношений может стать единственной альтернативой контакта с противоположным полом из-за неспособности ужиться с кем-то на серьезной основе, или в таких редких случаях, когда одиночество действительно радует.
Свободные отношения постоянно подвергаются угрозе полного прекращения, в них нет никакой определенности, и партнер, проверяя себя в близости с другими, в любой момент может почувствовать, что «там» на стороне ему интересней.
Иногда искатели впечатлений надолго подвисают в такой вот «свободе», потому что увлекаются новизной первой близости, или надеются, перебрав максимум партнеров, выбрать «идеального». Что-то логичное в этой идее присутствует, но по факту любые новые отношения – это такая «короткометражка» с сюжетом, который заранее никому не известен. Все может закончиться быстро и печально, может обратиться в продолжительную драму, или действительно – во что-то прекрасное.
Свободные отношения сами по себе не являются чем-то дурным, но есть в них одна душевная угроза, с которой готов столкнуться не каждый. Как я это вижу, отношения без обязательств в сознании отдельного человека обесценивают идеал любви, не предлагая ничего взамен. По итогу в душе остается мрачная, бессмысленная пустота, на месте которой когда-то теплилась надежда обрести свое счастье в близости с партнером. Секс в свободных отношениях может отдавать оттенком грязи как раз потому, что ломает идеалы любви и верности.
Казалось бы, зачем, вообще, партнерам сковывать друг друга какими-то искусственными рамками и обязательствами? Ведь если они хотят быть вместе и друг друга узнавать, им не нужно подписывать никаких договоров и навешивать друг на друга право собственности. Все – искренне и естественно. Но дело в том, что мы ведь не можем знать наверняка о серьезности намерений партнера, – хочет ли он строить совместно с нами дом, или просто погулять вышел. Озвучивание собственного настроя на что-то серьезное и надежное, может подстегнуть аналогичный настрой естественным образом и в сознании партнера. Вроде как, «давай вместе осуществим этот масштабный проект?» Возвращаясь к аналогии бизнес партнеров, обязательства необходимы, чтобы «проект» отношений развивался не хаотично, а в конструктивном русле.
Выводы
Непростая штука – отношения – заковыристая. Вроде бы все ясно, а копнешь – куча вопросов и сомнений – иллюзия на иллюзии. Ожидают любовь, гармонию и счастье, а получают жгучую драму и пожизненные мытарства. Но продолжают верить и надеяться, что все дело в «правильном человеке» – надо «просто» перевоспитать партнера, или найти «того самого» единственного и тогда будет «счастье».
Такой подход справедлив лишь отчасти. Разумеется, как и в дружбе, в отношениях у нас не с каждым может сложиться. Но подходящий партнер – это лишь часть успеха. Грубо – процентов тридцать. Оставшиеся проценты зависят от нашей персоны. Какой бы партнер рядом с нами ни был, отношения с ним отражают нашу собственную персону со всеми ее реальными качествами. И если ум напряженно кипит от страхов и общего недовольства жизнью, все это неизбежно будет окрашивать и отношения.
Поэтому нет особого смысла идеализировать верность и осуждать измену. Пока мы не знаем себя, не понимаем, чего хотим и толком не осознаем, о чем переживаем, нестабильность в отношениях – это закономерное следствие, от которого никак не отвертеться. И никакие искусственные ориентиры делу не помогут. Лучшее, что можно сделать – перестать гоняться за красивыми идеалами и честно принять, что отношениям мы еще учимся, буквально на ходу в «боевых» условиях, и поэтому ошибки и просчеты – не какой-то личный крах, а необходимый для душевного взросления практический опыт.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
- Привязанность под маской любви
- Серьезные отношения
- Грехи, карма и общественная мораль
- Суть любви
Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman. ru!
Верность в отношениях — что это такое и зачем она нужна
Верность в отношениях – это их основа. Под верностью, как правило, подразумевается нравственно-этическое понятие, характеризующее добродетель, выражающуюся в стойкости и постоянстве чувств. Верным называют человека, сделавшего осознанный и свободный выбор в пользу постоянства. Рассматриваемое понятие характеризует личность, как цельную и ответственную. Верность принято считать важнейшей составляющей здоровых отношений, как семейных, так и дружеских. Залогом верности, прежде всего, является удовлетворённость взаимоотношениями и бытием в целом. Лишь при соблюдении этих условий возможно сохранение верности в отношениях.
Что это такое
Каждый человек грезит о безусловной любви, которой сопутствует бескорыстная верность. При этом многие не совсем правильно трактуют верность в отношениях людей.
Прежде всего, верностью называется морально-нравственная категория, которая отражает жизненные ориентиры индивида. Она характеризуется несокрушимостью, устойчивостью, твердостью и является основополагающим качеством на земле. Одновременно с этим измена трактуется в качестве подлого проявления натуры индивида. Предательство губительно отражается на личности. При этом верность не бывает наполовину.
Рассматриваемое слово происходит от понятия «вера». Верное действие или дело удостоверяет в своей основательности и надёжности. Отталкиваясь от таких представлений, можно заключить, что верный индивид – это правильный человек, надёжный соратник, преданный товарищ. Верный субъект не склонен отступать от собственных принципов. Постоянство избирает лишь зрелая личность, имеющая сильный характер и внутренний стержень. Такой человек постоянен, устойчив соблазнам и стойко переносит трудности. Он достойно справляется с преградами.
Так что такое верность в отношениях между людьми? Верность считается залогом чистых, открытых, доверительных взаимоотношений, где нет места недоверчивости, ярости, злости, ревности. Истинно близкие, тесные, гармоничные взаимоотношения возможны лишь при сохранении верности партнёру.
Верность во взаимоотношениях – это когда в них нет места зависти, обману, где участники этих отношений не ищут знакомств в социальных сетях, барах, транспорте, где проблемы обсуждаются открыто. В таких взаимоотношениях между партнёрами царит честность. При этом доверие и верность в отношениях являются осознанном выбором зрелой личности, а не вынужденной мерой. Непоколебимость выбранного пути открывает человеку светлую дорогу в будущее.
Верность считается основой любви. Без нее любви не существует. Где царит предательство, ложь, там просто не остается места любви. Супружеская измена разрушает узы Гименея, рушит семейные отношения.
Счастье в семейной связи возможно лишь при условии соблюдении верности в отношениях. Даже при появлении мимолетной мысли об адюльтере у одного из партнеров, семейный очаг начинает разъедать недопонимание. Утрачивается духовная связь между супругами. Зарождается страх, появляются зачатки ревности, злоба, гнев. Все это уничтожает счастье.
Предательство (измена) и верность являются антагонистичными понятиями, словно добро и зло. Сегодня современный гомо сапиенс, к сожалению, во многом перестал руководствоваться ценностями прошлого, однако верность и любовь в отношениях – это всё то, что каждый хочет иметь.
Никого не оставит равнодушным предательство. Любая измена отдаётся болью в душе и оставляет неизгладимый отпечаток. Обманутый однажды индивид перестает доверять, становится замкнутым, а порой, начинает мстить, сводить счёты, оправдывая себя тем, что имеет на это право, ведь его обманули, предали доверие.
Выбор между преданностью и изменой возникает по множеству причин, но чаще всего он продиктован отчаяньем, болью, страхом.
Как правило, когда партнёры влюблены, то вопрос соблюдения верности отпадает за ненадобностью. Постоянство в любви априори есть. Когда человек влюблён, то для него другие объекты противоположного гендера словно перестают существовать. Однако такой период не длится вечно. У одних пар влюблённость трансформируется в нечто большее, глубокое, всеобъемлющее, постоянное и безусловное, у других – приводит к желанию доказать партнёру, что он популярен, что сможет прожить без него. Любовь – это дар, который нужно уметь сохранить и пронести всю жизнь. А верность главное в отношениях, образованных на фундаменте взаимной любви, взаимоуважении, взаимопонимании.
Верность является выбором, осознанным выбором зрелой личности. Измена – это предательство себя, прежде всего, своих принципов, идеалов. Это банальное бегство от существующих проблем, себя. Это слабость и попытка что-то доказать. Но добродетель не нуждается в доказательствах и оправданиях. Оправдания нужны порокам.
Неизменность важна не только в любовных взаимоотношениях. Она также является фундаментом дружеского взаимодействия. Дружба и предательство несовместимы. Верность в дружбе – это взаимоподдержка, рука помощи в сложный период, честность, конструктивная критика, взаимовыручка, отсутствие чёрной зависти, активное участие, искренность.
Зачем нужна верность в отношениях
Современным парам сегодня дарован выбор модели взаимоотношений, устраивающей обоих. Гомо сапиенс больше не ограничены строгими канонами, регламентирующими интимные взаимоотношения. Однако при всей свободе взглядов, нравов, раскрепощённости и некоторой распущенности, большинство все же предпочитает постоянство.
Верность в отношениях людей нужна для:
– обретения доверия, душевного тепла, любви в семейном и дружеском взаимодействии;
– долговечности и стабильности брачных уз;
– отсутствие ревности и соответственно досужих ссор, обид;
– ощущение рядом надёжной поддержки.
Если один из участников семейных либо дружеских взаимоотношений воспринимает постоянство в качестве обузы, то такое взаимодействие бесперспективно. Измены и предательство приводят к холодности во взаимоотношениях, порождают отстранение, чрезмерную подозрительность, обиду и недоверие.
Человечество за годы собственного существования перепробовало практически все варианты семейного взаимодействия – от промискуитета до гостевого брака, моногамии до полиамории.
Неизменность не является врождённым качеством. До неё личность должна дорасти. Способность индивида хранить верность себе, собственным ценностям, Родине, семье, партнёру, другу является следствием саморазвития и работы над собственной личностью.
В каждом взрослом гомо сапиенсе внутри живет ребёнок, для которого собственное «хочу» важнее, нежели «надо». И если личность незрелая, инфантильная, то в семейных отношениях человек не будет работать над брачными взаимоотношениями. Он выберет более простой путь – путь удовлетворения собственных низменных желаний.
Порой за стремлением вступить в свободные взаимоотношения стоят отнюдь не принципы и убеждения, а банальный страх. Люди боятся предательства, боли, опасаются сильной привязанности. Свободные отношения – это либо отсутствие любви, либо стремление избежать боли, которая неизменно возникнет в случае предательства.
Сохранять верность в отношениях – это не только осознанный выбор, это ещё и усилие. Для зрелой личности верность – это не обуза, это удовольствие от сотворения собственного мира, где царит любовь, гармония, где человеку комфортно жить и развиваться.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Физическая и психологическая верность при использовании тренажера силы —
Опубликовано 8 октября 2019 г. автором Ники Нельсон
Тренеры-симуляторы правоохранительных органов несут ответственность за создание наиболее реалистичных сценариев для своих стажеров. Это требует создания реалистичной среды, вплоть до используемого оружия и слышимых звуков. В то время как эти аспекты позволяют учащимся заниматься физически, как они будут заниматься умственно? Создание идеальной тренировочной среды с высокой точностью — это больше, чем имитация обстановки, это баланс воссоздания как физического, так и психологического состояния ситуации.
Физическая верность в обучении сотрудников правоохранительных органов
Физическая верность — это степень, в которой условия программы обучения, такие как оборудование, задачи и окружение, отражают условия в рабочих ситуациях (Werner & DeSimone, 2012). Например, рассмотрим тренажер V-300. Создать среду с физической точностью так же просто, как загрузить сценарий, а затем снабдить стажеров настоящим ремнем, пистолетом (со встроенным лазерным комплектом отдачи для взаимодействия с симом), OC и реквизитом. Еще большего реализма можно добиться с помощью Threat-Fire®, удар электрическим током которого вызывает болевые ощущения у стажеров.
Добавление физической точности к учебным занятиям обеспечивает неизмеримую ценность для студентов, поскольку они учатся ориентироваться в ситуациях, прежде чем отправиться в поле. Тем не менее, идеальная физическая точность во время тренировок обходится дорого, поскольку затраты растут вместе с реалистичностью окружающей среды.
Психологическая верность в обучении сотрудников правоохранительных органов
Как известно инструкторам, обучение требует большего, чем реалистичная обстановка. Здесь в игру вступает психологическая верность. Известная как умственная сторона обучения, психологическая верность относится к тому, насколько ситуация вовлекает студентов в те же мыслительные процессы, что и в полевых условиях.
Один из самых эффективных способов создать мощную психологическую среду — стресс. Работа офицера требовательна и вызывает повышение уровня стресса в критические моменты. Этот стресс приводит к химическим изменениям с реакцией на адреналин, которые влияют на физические и когнитивные способности человека, а именно на мышление, решение проблем и эффективную речь.
Помещая стажеров правоохранительных органов в такие ситуации, как смоделированные события, которые успешно имитируют стрессовую психологическую верность, студенты быстро узнают, как стресс и другие сильные эмоции влияют на них, и могут прививать эти реакции перед выходом на поле.
Инструкторы могут максимизировать свое обучение, сочетая физическую и психологическую точность. Воспользуйтесь всеми преимуществами времени и ресурсов обучения, тренируясь на наших тренажерах. Соответствующие сценарии обеспечивают психологическую достоверность в эмоциональных и стрессовых ситуациях, а также обеспечивают психологическую достоверность с помощью реалистичного оружия и инструментов. Для получения дополнительной информации о том, как тренироваться эффективнее с помощью симуляции, свяжитесь с нами.
Усердно тренируйтесь, берегите себя и соблюдайте последовательность.
Последние публикации
Точность и гибкость в применении психотерапии: время двигаться дальше используемые) и компетентность (навык, с которым они реализуются).
Обычно предполагается, что верность лечению положительно связана с исходом. Это допущение основано на метафоре лекарства — что существует положительная связь между «дозой» «активных ингредиентов» в любом конкретном лечении и результатом. Например, степень, в которой терапевты используют определенные теоретические методы и вмешательства, такие как вызов автоматическим мыслям в когнитивно-поведенческой терапии или работа с переносом в психодинамической психотерапии, должна быть напрямую связана с лучшими результатами.
Тем не менее, наиболее полный метаанализ на сегодняшний день предполагает, что точность может играть очень небольшую роль, если вообще играет, в объяснении результатов при различных методах лечения1. В защиту гипотезы верности этот метаанализ также обнаружил значительную неоднородность в исследованиях взаимосвязи между верностью и терапевтическим результатом. Более поздние исследования и метаанализы также неубедительны.
Ненадежность оценок верности и ограниченный диапазон оценок верности, поскольку терапевты, как правило, тщательно отбираются, обучаются и находятся под наблюдением в клинических испытаниях, предостерегают от преждевременных выводов. Кроме того, известно, что терапевтический альянс и характеристики пациента являются важными модераторами отношения «верность-результат»1. Тем не менее, отсутствие прочной связи между достоверностью и результатом ставит под сомнение основное предположение доминирующего подхода к развитию психотерапии, основанной на доказательствах, а именно, что использование конкретных методов жизненно важно для хорошего результата2, 3.
В ответ на это были разработаны более гибкие, трансдиагностические и модульные подходы, которые могут быть, по крайней мере, столь же эффективными, как и «специализированные» методы лечения, сосредоточенные на меньшем количестве проблемно-специфических методов и вмешательств4, 5. подход к разработке психотерапии, основанной на доказательствах, путем тщательного изучения психотерапии по мере ее проведения и уделения особого внимания таким факторам, как создание терапевтического альянса и обеспечение убедительного обоснования лечения3.
Тем не менее, есть драматические демонстрации важности точности на уровне системной реализации. Было показано, что точность реализации программ на уровне организаций по охране психического здоровья (таких как программа «Улучшение доступа к психологической терапии» в Великобритании) повышает эффективность и объясняет 11-42% дисперсии результатов6. Было показано, что долгосрочная психотерапия пограничного расстройства личности в три раза менее эффективна, если она плохо реализована, чем оптимальное лечение7.
Такие выводы подчеркивают важность верности не только на уровне терапевта, но и на уровне терапевтической команды, руководства и в более широком социокультурном контексте8.Неоднозначные результаты, касающиеся соблюдения протоколов лечения, выдвигают на первый план важные проблемы для научного развития психотерапии. Ключевая проблема с исследованиями верности заключается в том, что пациенты не сразу вписываются в клинические категории, для которых предназначены психотерапевтические методы, основанные на доказательствах. Сопутствующая патология является нормой и требует гибкости для эффективного применения специализированной терапии.
Кроме того, большинство специализированных методов лечения сосредотачиваются лишь на ограниченном числе механизмов изменения в условиях значительной гетерогенности внутри диагностических категорий. Появляется все больше свидетельств того, что фактор общей психопатологии (или «р») может представлять собой еще не определенный аспект все психические расстройства8.
С этих точек зрения трансдиагностические, модульные подходы и подходы на основе общих факторов, вероятно, имеют большое преимущество по сравнению с моделями, которые подчеркивают ограниченное количество конкретных факторов. Недавние исследования действительно предполагают, что гибкость приверженности (способность терапевта гибко адаптировать лечение к пациенту, что может включать использование вмешательств из других подходов и методов лечения) может быть связана с лучшими результатами9.
Напротив, терапевты, использующие специализированное лечение, могут на самом деле стать более «приверженными» конкретной модели лечения с пациентами, которые демонстрируют более слабую реакцию. Это может объяснить отрицательную связь между верностью и результатом, о которой сообщалось в некоторых исследованиях, поскольку эти терапевты, становясь более «приверженными» своей модели лечения, могут не решать конкретные проблемы пациента просто потому, что эта модель не нацелена на них1.
В отсутствие четких рекомендаций по адаптации лечения к конкретным особенностям пациента терапевты склонны адаптировать лечение к своим пациентам в значительной степени интуитивно, используя общие и специфические терапевтические вмешательства, «заимствованные» из различных протоколов лечения.
Все эффективные методы лечения могут включать элементы, открывающие человека для социального обучения, которое зависит от доверия к человеку, передающему информацию. Терапевтический альянс может быть важным модератором отношений «верность-результат», поскольку терапевт устанавливает эпистемическое доверие, которое запускает процесс открытости для адаптивного обучения в условиях лечения и за его пределами.
Текущее положение дел отражает отсутствие у нас знаний о том, как формировать протоколы лечения с учетом конкретных социальных и психологических факторов, характерных для истории каждого конкретного пациента. Помимо этого, разработка инновационных психосоциальных методов лечения требует лучшего понимания биопсихосоциальных механизмов, лежащих в основе психических расстройств. В отличие от соматических заболеваний, общая распространенность психических заболеваний не изменилась за последние 30-40 лет. Терапия может уменьшить дистресс, но она не может вылечить, и отсутствуют установленные профилактические вмешательства.
В заключение отметим, что необходимость гибкого подхода к конкретным лежащим в основе психологическим механизмам у данного пациента может быть ключевым фактором, объясняющим слабую связь между достоверностью и результатом в доказательной психотерапии. Такой гибкий подход в идеале должен быть встроен в последовательный, последовательный и непрерывный организационный контекст.
Необходимы дополнительные исследования для выявления трансдиагностических и транстеоретических механизмов, которые участвуют в возникновении и поддержании психопатологии. Кроме того, необходимы переводческие усилия для разработки методов лечения, основанных на новых знаниях об этих механизмах.
Наконец, подготовка терапевтов должна включать больший акцент на гибкость соблюдения режима лечения и адаптацию лечения к индивидуальным особенностям пациента.