Психология воображение: его разновидности, функции и механизмы, физиологические основы работы воображения

Содержание

виды, функции и способы развития

Воображение является сферой психики человека, которую часто недооценивают, но именно она может оказать значительное влияние на реальную жизнь — обогатить ее, истощить, подменить бесплодной фантазией.

Сущность и механизм

Воображение — это продуктивная деятельность психики, при которой новые образы создаются на основе преобразования реалистических представлений, полученных ранее в опыте человека. Он не видел живых динозавров или машину времени, мог не слышать морской прибой и не вдыхать аромат пустыни, но он может вообразить это, оперируя знакомыми образами.

Восприятие выступает материалом для фантазии. Исходные образы перерабатываются. В них выделяются элементы, которые могут трансформироваться — становиться больше или меньше реальных, соединяться в невероятных сочетаниях, меняться местами, представать в нереальных количествах.

Так появляются фантазийные образы объектов, которые не могли быть восприняты: Гулливер в стране лилипутов или великанов, избушка на курьих ножках, Пегас, многорукое божество Шива, трехглавый дракон, восьминогий конь Одина Слейпнир. Воображение может заострить определенные черты — так возникает карикатура, гротеск.

Образы могут стать схемами, когда несущественные различия стираются, а главные свойства выявляются очень четко. Смайлики — яркий пример схематической переработки образа.

Воображение типизирует — человеческие характеры, места, события. Эльфы, гномы, орки — это типы. Тургеневские барышни и «крепкие орешки» блокбастеров — тоже типы.

Затем и образы воображения преобразуются, что порождает очень сложные фантазии.

Эмоциональный компонент образов воображения приводит к неожиданным, логически непостижимым ассоциациям. Оригинальные комбинации частей тела человека, пространств, технических устройств поражают зрителей в произведениях сюрреалистов, полагающихся на фантазию (С.Дали, Р.Магритт и др.).

Итог деятельности воображения — кристаллизация образа в зримом, осязаемом продукте — картине, изобретении, художественном тексте, модели, программе. Не всегда воображение проходит полный цикл.

Мечтатели переходят от фантазии к фантазии, так и не воплотив в жизнь ни одной идеи.

Функции

  1. Побуждение деятельности при помощи яркого, привлекательного образа ее результата, средств и способов осуществления, обобщенных замыслов и конкретных планов.
  2. Регуляция поведения в неопределенной, проблемной ситуации при помощи образов альтернативных поступков и их последствий.
  3. Эмоциональная саморегуляция, аутопсихотерапия, иллюзорное удовлетворение потребностей. С этой функцией связан риск уйти от реальности. Замещение реальности игровыми образами — одно из следствий игромании.
  4. Организация познания — воссоздание объекта по описанию, достраивание недостающих элементов, моделирование.

Виды

Активное воображение усиливает мотивацию деятельности и человек преобразует реальность — изобретает, воплощает художественный замысел, приближает будущее, о котором мечтает.

  • Активное воссоздающее строит образ по описанию.
  • Активное творческое строит образ того, чего еще не существовало.

Вся культура создана творческим воображением.

Пассивное воображение подрывает мотивацию реального поведения, образы воспроизводят сами себя. Мечты и прожекты множатся и не становятся реальностью. Тайм-аут необходим, но пауза может затянуться, и жизнь пройдет как во сне.

  • Пассивное преднамеренное управляется человеком, который сам вызывает воспоминания, грезы, фантазии.
  • Пассивное непреднамеренное управляет человеком, когда он принимает за реальность бредовые, сновидные образы.

Воображение и стремление к достижению

Первые три года жизни ребенок пребывает под воздействием непосредственных впечатлений от предметов, доступных восприятию. Затем формируется воображение — возможность мысленно видеть отсутствующие предметы и ситуации манипуляций с ними, преобразовывать их, желать или пугаться.

С этого момента возникают две тенденции. Одна — упорно овладевать предметами, представленными в воображении — получить вожделенную игрушку, поход в зоопарк, любимое занятие. Другая — отказаться от достижения и обойтись воображением. Равновесие их зависит от семейной среды и уже сложившихся качеств личности малыша.

Способы развития воображения

  1. Обогащение опыта восприятия, т.к. воображение оперирует материалом, полученным при восприятии реальных объектов.
  2. Развитие речи, т.к. она позволяет поименовать элементы образа, переставить их, поменять местами, увеличить, умножить, оформить замысел, обмениваться идеями. Играя словами, ребенок создает новые образы.
  3. Поддержка спонтанного и организованного детского творчества — рисования, простейшего музицирования, придумывания сказок, небылиц.
  4. Поддержка и обогащение детской игры, т.к. игра занимает промежуточное положение между реальностью и воображением, дает опыт для построения адаптивной связи воображения и реальности.
  5. Методические приемы — словесные игры, дорисовывание картинок, сочинение сюжетов, применение и сочетание необычных техник, материалов рукоделия и т. д.

Воображение поможет планировать, предвидеть риски, воодушевляться на действия, находить нетривиальные решения (см. репродуктивное воображение), сопереживать, созидать. Главное, чтобы не подменяло подлинную жизнь.

2.7. Воображение и его виды.

Воображение — психический познавательный процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Это специфическое преобразование прошлого опыта человека. В этом отношении воображение связано с чувственным познанием мира, которое обеспечивают процессы ощущения и восприятия.

Процесс воображения неразрывно связан и с другими познавательными процессами (памятью, мышлением).

В психологической литературе понятия «воображение» и «фантазия» часто рассматриваются как синонимы. В житейском понимании эти термины разграничиваются: «воображение» рассматривается как реальный осуществимый процесс, а «фантазия» — как нечто несбыточное, нереальное.

Выделяют следующие функции воображения:

Познавательная (воображение способствует расширению и углублению знаний; благодаря созданию новых образов происходят открытия и изобретения).

Антиципирующая (функция предвосхищения) (образы воображения предваряют восприятие и действия).

Регулирующая (образы воображения позволяют человеку управлять своим восприятием, высказываниями, способствует активности человека).

Эмоционального воздействия (образы воображения влияют на эмоциональную сферу личности, повышают или снижают настроение).

Контрольная (воображение позволяет исправлять ошибки и недочеты выполняемой работы).

В зависимости от участия воли выделяют следующие виды воображения:

1. Активное (произвольное) воображение, «рисующее» образы по желанию субъекта, протекающее при активной деятельности мышления и подчиненное определенной осознаваемой задаче (научной, учебной или художественной).

2. Пассивное (непроизвольное) воображение, формирующее образы спонтанно, помимо воли и желания человека.

Активное воображение может быть творческим и воссоздающим. Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, имеющих личную или общественную ценность. Воссоздающее воображение основано на создании образов, соответствующих описанию.

Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Пассивное преднамеренное воображение представляет собой создание образов, которые изначально воспринимаются человеком как нереальные, неосуществимые. Преднамеренное воображение осознается человеком как его собственное и формируется при его осознанном воздействии. Пассивное непреднамеренное воображение создает образы при особых состояниях личности, когда человек не управляет процессом создания этих образов. Разновидностями пассивного непреднамеренного воображения являются сновидения и галлюцинации. Сновидение представляет собой создание новых образов в результате сочетания образов, извлеченных из долговременной памяти, и образов восприятия, полученных в течение предшествующего дня. Галлюцинации — это феномен, при котором кажущийся образ возникает при отсутствии реального внешнего раздражителя вне помрачения сознания.

Воображение проявляется в различных формах:

> Мечта — продукт воображения, имеющего под собой слабо обоснованную возможность, реализация которой отложена на неопределенное время.

> Сновидения — пассивный вид воображения, вызываемый эмоциональным отношением человека к пережитому.

> Грезы — фантазии, устремленные в очень далекое будущее.

> Галлюцинации — фантастическое видение, не имеющее связи с действительностью.

Воображение создает новые образы путем преобразования известных образов предметов и явлений. К основным приемам и способам воображения относятся:

> Агглютинация — «склеивание», соединение в единый образ, казалось бы, несовместимых элементов (например, русалка).

> Акцентирование — искусственное выделение части из целого и придание ей ведущей роли в образуемом образе.

> Типизация — формирование образа, который впитывает в себя черты, характерные для многих обобщаемых объектов, становится их «полномочным представителем».

> Гиперболизация — преувеличение объекта или его частей.

> Миниатюризация (преуменьшение) — преуменьшение целостных образов объекта или его отдельных свойств и качеств.

Вопросы для самоконтроля

1.Какова роль биологического и социального в природе человека?

2.Назовите и охарактеризуйте познавательные процессы?

3.Определите, что первично ощущение или восприятие? Почему?

4.Возможна ли разумная деятельность без внимания?

5.Какие виды и процессы памяти вы знаете?

6.Какие мыслительные процессы необходимы для познавательной деятельности?

7.Зачем человеку нужно воображение?

Воображение в психологии, виды, развитие воображения у детей

Воображение – это свойство психики создавать образы в сознании. Все процессы, которые протекают в образах, называются воображениями. Воображение как психический процесс составляет наглядно-образное мышление, благодаря которому человек может ориентироваться, искать решение задач без прямого вмешательства практических действий. Этот процесс очень существенен, особенно, в случаях, когда неисполнимо или затруднительно осуществить нужное практическое действие, или оно просто нецелесообразное.

Данный процесс отображает окружающий мир человека на высших психических уровнях. Самое популярное определение воображения – психический процесс, суть которого заключается в создании новых уникальных образов, через переработку воспринятого материала представлений, которые поступили с предшествующим опытом. Также оно рассматривается, как явление, как способность и как специфичная деятельность субъекта. Данный процесс имеет сложную функциональную структуру, поэтому Выготский определял его, как психологическую систему.

Функция воображения свойственна только человеку и имеет определенное значение в специфической профессиональной деятельности человека. Перед тем как приняться к исполнению определенной деятельности, он, воображает, какой вид будет в этого предмета и мысленно создает алгоритм действий. Таким образом, человек заранее конструирует образ будущего предмета или конечный результат деятельности. Развитое творческое представление играет великую роль в творческих профессиях. Благодаря, своим развитым творческим способностям люди зарабатывают большие деньги.

Существует несколько видов воображения: активное (произвольное), пассивное (непроизвольное), воссоздающее, творческое.

Воображение в психологии

Воображение является процессом познания окружающего мира. Внешний мир как будто отпечатывается в подсознании человека. Благодаря этому человек способен вспоминать давние и недавние события, программировать, представлять будущее. Часто данный процесс называют способностью представить себе в мыслях отсутствующие предметы, удержать их образ, манипулировать им в сознании. Иногда его смешивают с восприятием, но действительно это два разных психических процесса.

Воображение имеет свойство создавать образы, основываясь на памяти, а не на информации внешнего мира. Оно менее реальное, потому что имеет в себе компонент фантазии и мечты. Даже у самых прагматичных, скептических, занудных людей присутствует воображение. Человека, совершенно лишившегося такой функции приставить себе невозможно. Поведение этих людей управляется их принципами, логикой, фактами, они всегда делают все по правилам. Но сказать, что у них напрочь отсутствует творческое мышление или они никогда не мечтают, очень неправильно. Просто это такой тип людей, в которых эти процессы недостаточно развиты или они ими не пользуются, или не умеют пользоваться. Часто такие люди имеют монотонную типичную жизнь, которая каждый день повторяется одинаково и они действуют по определенному алгоритму, считая, что на большее у них нет времени. Таких людей, на самом деле, очень жаль, поскольку, их жизнь скучна, они не используют те способности, которые даны им природой. Творческое воображение делает из людей индивидуальных, неповторяющихся личностей.

Воображение как психический процесс имеет определенные функции, которые помогают человеку стать особенным.

Познавательная функция содержится в расширении кругозора человека, получении им знаний, конструировании поведения человека в неопределенной ситуации, руководясь догадками и соображениями.

Функция прогнозирования предполагает, что свойства воображения помогают человеку представить конечный результат при незавершенном действии. Именно эта функция способствует формированию у людей мечтаний и грез.

Функция понимания отображается в возможности человека предположить, что сейчас переживает человек, какие эмоции его переполняют, какие чувства испытывает. Сходной к этой функции есть состояние эмпатии, когда человек способен проникнуть в мир другого и понять, что того волнует.

Функция защиты предполагает, что прогнозируя будущие события, раздумывая над ходом действий и следствий этих действий, человек может предупредить неприятности, оградить себя от возможных проблем.

Функция саморазвития отображается в способности человека к фантазированию, придумыванию и творению.

Функция воспоминания выражается в способности человека вспомнить минувшие события, воссоздать в голове кадры прошлого. Оно сохраняется в виде образов и представлений.

Вышеперечисленные функции не всегда выражаются в полной мере у всех людей. У каждой личности доминирует определенная функция, которая часто определяет характер и поведение человека. Чтобы понять, как создаются образы и представления, необходимо проследить основные пути их создания. Каждый путь – это сложный многоуровневый психический процесс.

Агглютинация – это создание нереальных, совершенно новых, сказочных объектов или явлений, что появляются под воздействием свойств и внешнего вида какого-то существующего предмета, оценивая и анализируя свойства которого человек создает предмет ему подобный. То есть существует исходный предмет, на основе которого формируется прототип. Такой прием очень популярен в создании сказок или мифов.

Акцентирование – это процесс фиксирования на одной доминирующей характеристике, выделенной в каком-то объекте (человек, предмет, деятельность, явление) и ее гиперболизация. Акцентирование часто применяют в своих работах художники в создании шаржей и карикатур.

Типизация – это процесс выделения основных характеристик в нескольких объектах, и сотворении из них образа, совершенно нового, но имеющего в себе частичку каждого из них. С помощью такого приема создаются литературные герои, персонажи.

Все вышеперечисленные приемы воображения активно применяются в психологии, творчестве, даже научной деятельности. Например, в медицине, создают новые лекарства на основе уже имеющихся. Также современная техника, электроника, гаджеты, изобретения разрабатывались на базе существующих ранее знаний, схем, теорий и умений. Собрав из них самую главную информацию, переработав ее, ученые получают совершенно новый продукт. Если бы у людей отсутствовало воображение, человечество ни смогло бы прогрессировать во всех сферах и видах деятельности.

Воображение как психический процесс предполагает создание новых образов, основываясь на имеющемся существующем опыте. Идеи, проявляемые в изображениях в голове человека пока не начали воплощаться в жизнь, не существуют, но есть вероятность, что в будущем они смогут быть воплощены в жизнь. Данный процесс основывается на переформулировке сведений и впечатлений субъекта. Чем больше ситуация кажется непонятной и сложной, тем больше задействуется процесс воображения. Этот процесс обладает немалым значением в профессиональной деятельности человека. Также оно очень влияет на чувства и эмоции, и играет большую роль в развитии личности.

В творческом и рабочем процессе воображение дает возможность личности регулировать и управлять ее деятельностью, также контролировать свою речь, эмоции, внимание и память. Помогает создавать и использовать образы действительности. Оно улучшает психологическое состояние человека, предотвращает стрессы и состояния депрессии. С помощью воображения индивид способен планировать свою будущую деятельность в уме, манипулируя образами. Воображение и индивидуальность являются критериями в оценке таланта и способностей человека, что немаловажно в трудовой деятельности.

Человек отражает окружающую реальность в основном образным способом. Образ — нестатическое явление, оно имеет свойство постоянно меняться. Данный процесс имеет динамичную связь с объектами окружающей действительности. Следовательно, воображение – это не какая-то абстракция, а конкретный процесс, связанный с реальной психической деятельностью субъекта. Эта деятельность по своей природе также динамическая.

Воображение является процессом самопознания человека, раскрытия своих способностей, других людей и окружающий мир, происходящие события. Это особенная форма человеческой психики, занимающая место между восприятием, памятью и процессами мышления. Наглядно-образное мышление и воображение дополняют друг друга, воображение является его основой и дает возможность проявлять находчивость в незнакомой ситуации, находить решение задачи, не применяя при этом никаких действий.

Виды воображения

Данный процесс, как сложный психический процесс бывает также несколько видов. Относительно особенностей процесса выделяют: непроизвольное, произвольное, воссоздающее, творческое, и мечтания.

Непроизвольное воображение также называется пассивным. Это самый простой вид и он заключается в создании и комбинировании представлений, их компонентов в новый образ, когда человек не имеет прямого намерения это делать, когда сознание слабое, и контроль над течением представлений небольшой.

Пассивное воображение встречается у детей младшего возраста. Оно проявляется чаще всего, когда человек пребывает в дремотном, полусонном состоянии, тогда образы возникают сами по себе (поэтому произвольное), одни меняются на другие, они соединяются, принимают самые нереальные формы и виды.

Не только в сонливом состоянии действует такое воображение, оно проявляется и в состоянии бодрствования. Не всегда новые представления появляются, когда человек целеустремленно направляет свое сознание на творение. Особенностью созданных образов есть их изменчивость в результате нестабильности следовых возбуждений мозга и легкости их взаимосвязи с процессами возбуждений в смежных мозговых центрах. Поскольку траектория возбуждения не фиксирована, от этого воображение становится таким легким. Особенно легкое оно у детей, в которых к тому же отсутствует критическое мышление, которое действует, как механизм фильтрации у взрослых, поэтому ребенок выдает иногда самые нереальные нафантазированные образы. Только приобретая жизненный опыт и формируя критическое отношение, постепенно приводится в порядок такое непреднамеренное воображение и руководит сознанием, поэтому формируется преднамеренное активное представление.

Произвольное воображение, также называемое активным, представляет собой намеренное построение представлений соответственно поставленной задачи в определенной деятельности. Активное воображение развивается, когда дети начинают играть в роли (врача, продавца, учителя). Когда они стараются отобразить свою роль, как можно точнее им приходится напрячь свой мозг, таким образом, задействовав воображение. Далее развитие этого процесса совершается, когда человек начинает действовать самостоятельно, проявляет инициативу и творческие усилия в процессе труда, требующих четких и точных представлений предмета, которые будут созданы из операций и которые должны быть выполненными.

Активное воображение больше всего проявляется в творческой деятельности человека. В этом процессе человек ставит перед собой задание, которое есть исходным для развития процесса воображения. Так как продукт этой деятельности – это предметы искусства, воображение управляется требованиями, которые следуют из специфических особенностей искусства.

Воссоздающий вид данного процесса содержится в том, что человек должен создать образ предмета, который никогда не видел, на основании определенных описаний.

Воссоздающее воображение по психологической структуре является переведением второсигнального раздражителя в перевосигнальный образ.

Воссоздающее воображение охватывает то, что создается то, что уже существует, и то, как оно существует. Оно не отдельное от реальности, а если от него немного отойти, то воображение не будет соответствовать целям познания – расширять область знаний человека, сводя описания к наглядным образам.

Воссоздающее воображение помогает человеку переноситься в другие страны, в космос, видеть исторические события и предметы, которые он никогда в жизни прежде не видел, но по воссозданию может себе представить. Данный процесс позволяет людям, читающим художественные произведения воссоздавать картины, события и персонажей в своей голове.

Творческое воображение также причисляется к активному воображению, оно задействуется в формировании новых образов в творческой деятельности, искусстве, науке, технической деятельности. Композиторы, писатели, художники прибегают к такому процессу, чтобы отображать жизнь в образах в своем искусстве. Они творят художественные образы, через которые отражают жизнь максимально правдиво, а не фотографически копировать события жизни. В этих образах также отражается индивидуальность творческой личности, его подход к жизни, художественный стиль.

Творческое воображение также применяется в научной деятельности, которую нельзя трактовать, как обычное механическое познание явлений. Построение гипотез – это творческий процесс, который потом подтверждается практикой.

Существует еще один своеобразный вид данного процесса – это мечта, как представление желанного в будущем. Она создается осмысленно, в отличие от непреднамеренных грез. Человек осознанно направляет свои мысли на образование желанных целей, планирование стратегий в достижении этих целей и воплощение их в реальную жизнь.

Мечтание может быть полезным, но и вредным тоже. Когда мечта является запредельной, нереальной, не связанной с жизнью, она расслабляет волю человека, снижает его активность и замедляет психологическое развитие. Такие мечты пусты, бессмысленны, они называются грезами. Когда же мечта связана с действительностью, и потенциально реальная, она помогает человеку мобилизоваться, объединить усилия и ресурсы для достижения цели. Такая мечта стимул к активным действиям и быстрому развитию самых лучших качеств индивида.

Воображение и творчество

Творчество – это процесс создания принципиально новых или усовершенствованных методов решения заданий и проблем. Становится очевидным, что воображение и творческий процесс очень взаимосвязаны.

Воображение здесь определяется, как преобразование представлений о действительности и произведении на этом основании новых образов. Оно работает каждый раз, когда человек думает о каком-то предмете или явлении, даже не вступая с ним в прямой контакт. Благодаря творческому воображению осуществляется преобразование этого представления.

Творческое мышление и воображение имеет собственные специфические особенности. С помощью этого процесса существует возможность создавать совершенно новые уникальные представления на основании собственных идей и мыслей субъекта, в которых выражается индивидуальность создателя. Оно может быть произвольным и непроизвольным. В большей степени творческое представление или склонность к нему обусловливается с рождения, но его можно также развивать.

Развитие творческого воображения происходит в три этапа. На первом возникает творческая идея. В сознании создателя появляется сначала нечеткий образ, первоначальный замысел, который может, создаться произвольно, без целенаправленного осмысления идеи. Второй этап предполагает вынашивание замысла. Человек размышляет о стратегиях воплощения идеи в действительность, мысленно усовершенствует ее. Третий этап завершает вынашивание идеи и воплощает ее в жизни.

Развитие творческого воображения осуществляется в процессе перехода от непроизвольного к произвольному, от воссоздающего к творческому. В период детства и юности творческое воображение имеет характерные признаки, оно особенное своей волшебностью, фантастическими суждениями о мире и отсутствием критического компонента мышления и рациональности. В период юности происходят сложные изменения в организме, соответственно в сознании также. Вырабатывается объективность, восприятие становится более критическим. Рациональность восприятия появляется еще немного позже, когда человек становится взрослым. Взрослый рассудок начинает управлять воображением, часто слишком большая критичность и практичность ослабевает процессы фантазирования, слишком переполняя их смыслом, нагружая их какой-то ненужной, на самом деле, информацией.

Существуют определенные методы развития творческого мышления. Самым практическим методом является чтение литературы и просмотр научных фильмов, расширение круга своих знаний, черпать знания из разных областей жизнедеятельности, запоминать и анализировать информацию. В таком случае появляется большое количество материалов для творческих процессов.

Представлять себе воображаемые объекты, пробивать проводить различные манипуляции с ними. Например, представить себе море, услышать звук бьющихся волн, почувствовать дуновение морской свежести, представить себе вхождение в воду, ощутить ее температуру и так далее. Или другой пример, вообразить себе грушу. Представить ее форму, размер, цвет. Задействовать тактильное восприятие, представить, ее, когда она в руке, ощутить ее поверхность, аромат. Можно мысленно откусить ее кусочек, представить вкус.

Чтобы воображение было произвольным, над ним необходимо работать, регулярно проводя тренировки. Чтобы эффект был еще больше, нужно поискать источники вдохновения, попросить помощь у знакомых, расспросить об их идеях. Попробовать групповые работы над созданием идей, иногда результаты получаются очень уникальными, и человек становится более активным, если процесс воображения происходит в кругу других творческих личностей.

Развитие воображения

Развитие мышления – это целенаправленный процесс, основной задачей которого является развитие красочности и эффектности, оригинальности и глубины, и также продуктивность воображаемых образов. В своем развитии воображение как психический процесс, подчинен тем же законам, что и другие онтогенетические преобразования психических процессов.

Воображение дошкольника развивается очень быстро, оно представлено в двух формах: порождение идеи и стратегия ее реализации. Также воображение дошкольника выполняет, кроме познавательно-интеллектуальной функции, еще и аффективно-защитную, которая выражается в защите слабой личности ребенка от слишком тяжелых душевных переживаний.

Познавательная функция помогает лучше узнавать мир, взаимодействовать с ним, решать поставленные задачи.

Развитие воображения у детей имеет зависимость от процесса опредмечивания образа действием. В ходе этого процесса ребенок пробует управлять созданными им образами, изменять их, совершенствовать, то есть брать под свой контроль. Но планировать воображение он еще не в состоянии, подобная способность вырабатывается к четырем или пяти годам.

Аффективное развитие воображения у детей происходит в возрасте 2,5 – 4 или 5 годам. Отрицательные переживания детей символически отображаются в персонажах, вследствие чего, ребенок начинает воображать ситуации, в которых снимается угроза. После чего появляется способность снимать эмоциональное напряжение, с помощью механизма проекции, когда отрицательные качества, которые действительно есть в ребенка, начинают приписываться другим объектам.

Развитие воображения у детей шести-семи лет, достигает такого уровня, на котором многие дети уже научились представлять себя и воображать жизнь в собственном мире.

Развитие воображения совершается в процессе онтогенеза человека, под влиянием жизненного опыта, в котором хранится накопленный запас представлений, как материал для создания новых образов. Развитие данного процесса тесно связано с индивидуальностью личности, ее воспитанием и остальными психическими процессами, и степенью их развития (мышления, памяти, воли). Очень трудно определить возрастные границы, которыми характеризуется динамика развития воображения. В истории известны случаи раннего развития воображения. Моцарт сочинил свою первую музыку, когда ему было четыре года. Но в таком развитии существует обратная сторона. Даже если развитие воображения будет запоздалым, это не будет значить, что в зрелые годы оно будет недостаточно развитым. Известным примером такого развития, есть пример Эйнштейна, который в детстве не отличался сильно развитым воображением, но со временем он его развил и стал признанным во всем мире гением.

В формировании воображения выделяются определенные закономерности, хотя сложно определить сами этапы его развития. Поскольку в каждого человека оно может происходить индивидуально. Первые проявления процесса воображения очень связаны с процессами восприятия. Хорошо приводить примеры на детях, поскольку в них процесс развития происходить более активно и ярче. Дети, которым полтора года не умеют концентрировать свое внимание на сказке или простых рассказов, когда взрослые читают им, они постоянно отвлекаются, засыпают, переключаются на другую деятельность, но любят слышать длинные рассказы о нем самом. Ребенок любит слушать рассказы о себе, своих переживаниях, поскольку четко может представить себе, о чем рассказывается в истории. Отношение восприятия и воображения также наблюдается и на следующих уровнях развития. Это заметно, когда ребенок в игре перерабатывает свои впечатления, изменяя в воображении предметы, которые были ранее воспринятыми. Например, коробка в игре становится домом, стол стает пещерой. Первые образы ребенка всегда имеют связь с его деятельностью. Ребенок воплощает созданный и переработанный образ в деятельность, даже если эта деятельность – это игра.

Развитие данного процесса также имеет связь с возрастом ребенка, в котором он овладевает речью. С помощью нового образования ребенок способен включать в воображение, как конкретные образы, так и более абстрактные представления. Речь дает возможность ребенку переключаться с представления образов к деятельности и выражению этих образов с помощью речи.

Когда ребенок овладевает речью, его практический опыт расширяется, более развивается внимание, это в свою очередь доставляет ребенку возможность с меньшим усердием выделять отдельные элементы предметов, которые воспринимаются ребенком, как самостоятельные и именно ими оперирует чаще всего в своем представлении. Синтез происходит с существенными искривлениями действительности. Не имея нужного опыта и достаточно развитого уровня критичности мышления, ребенок все еще не способен создать такой образ, который был бы достаточно близким к реальности. В ребенка появляется непроизвольное возникновение образов и представлений. Подобные образы чаще формируются соответственно к ситуации, в которой он перебывает.

На следующем этапе воображение дополняется активными формами и становится произвольным. Такие активные формы этого процесса возникли в связи с активной инициативой всех взрослых, участвующих в развитии ребенка. Например, если взрослые (родители, воспитатели, учителя) просят ребенка сделать какое-то действие, что-то нарисовать, сложить, изобразить, они побуждают его к конкретному действию, тем самым активизируя воображение. Чтобы сделать то, что попросил взрослый, ребенку первоначально необходимо создать в воображении образ того, что должно выйти в итоге. Этот процесс является уже произвольным, потому что ребенок способен его контролировать. Немного позже он начинает пользоваться произвольным воображением без участия взрослых. Такой прорыв в развитии воображения заключается в самом характере игры ребенка, которая становится более целенаправленной и сюжетной. Предметы, которые окружают ребенка, становятся для него уже непросто стимулами к предметной деятельности, а становятся материалом в воплощении образов воображения.

Когда ребенку ближе до пяти лет, он начинает строить, рисовать, комбинировать вещи в соответствии его замысла. Еще один яркий сдвиг в процессе формирования воображения проявляется в школьном возрасте. Способствует этому воспринимаемая информация, необходимость усваивать учебный материал. Чтобы успевать за одноклассниками, ребенку приходится активизировать свое воображение, это в свою очередь, способствует прогрессу развития способностей в переработке воспринятых образов в образы воображения.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Воображение | Psychology Today

Альберт Эйнштейн сказал: «Воображение важнее знаний. Ибо знание ограничено всем, что мы теперь знаем и понимаем, тогда как воображение охватывает весь мир и все, что когда-либо будет знать и понимать». С помощью воображения люди могут исследовать идеи вещей, которых нет физически, начиная от знакомых (например, толстый кусок шоколадного торта) и заканчивая никогда ранее не испытанными (например, инопланетный космический корабль, появляющийся в небе).

Содержимое
  • Какова цель воображения?
  • Воображение и психология
  • Детское воображение

Какова цель воображения?

В отличие от восприятия, воображение не зависит от внешней сенсорной информации, полученной из того, что человек может видеть, слышать, чувствовать, пробовать на вкус или осязать в данный момент. Скорее, оно генерируется изнутри и часто неосознанно зависит от воспоминаний и чувств. Люди используют воображение по разным причинам: чтобы приобрести опыт и знания о мире, лучше понять точку зрения другого человека, решить проблемы, создать художественные произведения и взаимодействовать с ними и многое другое. Воображение, как правило, идет рука об руку с творчеством и играет ключевую роль на разных этапах развития.

Является ли воображение признаком интеллекта?

Мечты (или блуждания ума) — это состояние обработки информации, которое сочетает в себе знание и воображение, динамичный дуэт. Более развитое воображение позволяет человеку делать творческие выводы и выводы, используя свой прошлый опыт и базу знаний. В результате исследования показывают, что более сильные мечтания связаны с превосходным интеллектом.

Всегда ли воображение опасно?

По большей части наличие воображения очень полезно для вашей жизни, оно дает вам больше перспективы и помогает достигать высоких целей. Однако воображение может быть вредным в тех редких случаях, когда воображение ошибочно принимается за восприятие. Это может происходить всякий раз, когда кто-то борется с ментализацией или способностью различать то, что реально, и то, что выдумано в его уме. Отсутствие ментализации может привести к тому, что человек будет реагировать на воображаемый страх (например, на то, что самолет, в котором он находится, разобьется), как на реальный, что часто приводит к сильному стрессу, беспокойству, страху и травме.

Как дать волю своему воображению?

Ваше воображение полно потенциала, который только и ждет, чтобы его использовали. Есть много способов дать толчок вашему воображению. Сознательно измените свое восприятие себя с помощью таких инструментов, как позитивные утверждения. Наденьте шляпу наблюдателя и используйте все свои чувства, чтобы обратить внимание на то, что происходит вокруг вас. Попробуйте закрыть глаза на несколько минут и заново пережить приятное воспоминание. Откройте себя возможности, спросив себя, что произойдет, если вы скажете «да» возможности вместо «нет». Будьте любопытны и игривы. Проводите больше времени на природе.

Воображение и психология

Воображение может быть мощным инструментом в психологии. Многие люди намеренно используют мысленные образы, чтобы визуализировать желаемые результаты (например, победу в соревновании), обработать прошлый опыт, справиться с трудными эмоциями или расслабить ум и тело (как в медитации). Существует сильная, хотя и не до конца понятная связь между разумом и телом. Обученные специалисты в области психического здоровья могут использовать воображение в форме управляемых терапевтических образов, чтобы помочь пациентам справиться с рядом проблем, включая горе, депрессию, стресс и тревогу, проблемы с употреблением психоактивных веществ, проблемы в отношениях, проблемы семьи и родителей, а также посттравматическое стрессовое расстройство.

Почему люди мечтают?

Мечтания часто считают бесполезной тратой времени, но мечты о славе на самом деле могут повысить творческий потенциал и самоконтроль. Это происходит, когда сеть исполнительного внимания и сеть режима по умолчанию взаимодействуют друг с другом. Мечтательность позволяет людям отгородиться от внешней среды и прояснить позитивные долгосрочные цели, ради которых они затем могут работать. Визуализация своего будущего «я» может мотивировать их предпринять необходимые шаги для оттачивания своих навыков и достижения успеха.

Как воображение помогает нам преодолеть страх?

Многие люди страдают от парализующего страха, который негативно влияет на их повседневную деятельность. С 1950-х годов экспозиционная терапия была предписана, чтобы подвергать этих людей их страхам в управляемых дозах, пока они не обретут контроль над реакцией своего тела на страх. В некоторых случаях экспозиционная терапия невозможна (например, из-за слишком высокой стоимости или других практических ограничений) или нежелательна, и воображаемое воздействие на самом деле может принести многие из тех же преимуществ, что и реальное воздействие угрожающего раздражителя. В сущности, живое воображение может помочь людям отучиться от страха.

Как воображение может помочь при травме?

После травматического опыта легко застрять в негативе, снова и снова размышляя над болезненными воспоминаниями о том, что произошло. Воображение может обеспечить побег — способ заглянуть за пределы того, что есть, к тому, что могло бы быть. Воображение новых историй, особенно с помощью специалиста в области психического здоровья, может помочь человеку уйти от страданий и направиться к исцелению. С помощью воображения они могут восстановить чувство личной свободы действий и почувствовать себя более сильными после жизненного кризиса.

Как воображение влияет на память?

Факты показывают, что наши воспоминания не являются статическими записями реальных событий; на самом деле доказано, что они меняются с каждым пересказом. Это может быть либо адаптивным, как в случае личной травмы, либо опасным, как в случае с законом и преступностью. Например, воображение очевидца может изменять воспоминания — чаще всего бессознательно — в сторону личных убеждений, и этому факту следует уделять больше внимания в ходе судебного разбирательства.

Детское воображение

Дети могут извлечь большую пользу из яркого воображения, особенно при поддержке ключевых взрослых фигур в их жизни, таких как родители и учителя. Воображение играет решающую роль в раннем развитии, повышая когнитивные, творческие и социальные навыки детей. Дети с богатым воображением могут более глубоко исследовать свои мысли и чувства и научиться творчески решать проблемы. Они могут с пользой использовать эти уроки, строя дружеские отношения и преследуя личные цели.

Что такое воображаемая игра?

Притворная игра или понарошку состоит из нескольких ключевых компонентов. Одним из них является замена объекта, которая может включать в себя либо притворство объекта чем-то другим (например, банан становится телефоном), либо использование воображаемого объекта. Ребенок также может приписывать объекту притворные свойства (например, заставить мягкую игрушку «говорить»). Воображаемая игра может включать в себя социальные взаимодействия со сверстниками или взрослыми. Ребенок также может играть в ролевую игру или действовать так, как если бы он был кем-то другим (например, знаменитостью), с реквизитом или без него. Воображаемая игра часто включает в себя метакоммуникацию, например обсуждение того, кто какую роль будет играть и как будет развиваться история.

Почему игра с воображением важна для развития ребенка?

Притворная игра крайне необходима для развития ребенка. Фантазии и притворство могут научить детей важным социальным навыкам, таким как общение, сопереживание, способность оценивать ситуацию и решать проблемы. Творческая игра может стимулировать любопытство и творчество, что часто приводит к большим успехам в школе. Родители могут способствовать развитию воображения своего ребенка, читая ему перед сном и регулярно обсуждая такие темы, как природа и социальные проблемы.

Нормально ли, что у ребенка есть воображаемый друг?

Многие здоровые дети создают себе воображаемых друзей, из которых со временем вырастают. Дети, которые более склонны к фантазиям, как правило, общительны, креативны и умеют смотреть на вещи с точки зрения других людей. Дети также могут выражать свои мысли и чувства через воображаемого друга, что дает родителям возможность лучше понять их внутренний мир. Воображаемые друзья могут многое рассказать детям о возможностях художественной литературы, которые могут быть полезны им во взрослом возрасте.

Essential Reads

Психология и философия воображения

Источник: intographics/Pixabay

[Статья обновлена ​​17 июня 2019 г.]

Эйнштейн считал, что воображение важнее знания: «Я достаточно художник, чтобы рисовать свободно в моем воображении. Знания ограничены. Воображение окружает мир».

Я определяю воображение как способность ума, которая формирует и манипулирует образами, предложениями, понятиями, эмоциями и ощущениями сверх и вне, а иногда и независимо от поступающих стимулов, чтобы открыть сферы абстрактного, фигуративного, возможное, гипотетическое, парадигматическое или универсальное.

Воображение проявляется во многих формах и на многих степенях, начиная от научных рассуждений и заканчивая музыкальным восприятием; и перекрывается с рядом других когнитивных конструкций, включая убеждение, желание, эмоцию, память, предположение и фантазию. Вера, как и восприятие, направлена ​​на соответствие реальности, а желание направлено на изменение реальности. Как и вера, эмоция также стремится соответствовать реальности, но, в частности, отражению значимости своего объекта или класса объектов для субъекта — аспект, который она разделяет со многими формами воображения. Подобно воображению, память может включать отдаленные образы. Но, в отличие от воображения, память укоренена (или стремится быть) в реальности и служит в первую очередь для формирования убеждений и управления ежеминутными действиями. Воспоминания часто более живы, чем представления, которые, в свою очередь, более живы, чем простые предположения. Предположения, как правило, холодны и познавательны, лишены эмоционального и экзистенциального измерения воображения и его живости. Наконец, фантазию можно понимать как тип воображения, а именно воображение невероятного.

Я говорю скорее о невероятном, чем о невозможном, потому что существует теория, согласно которой так же, как восприятие обосновывает убеждения о реальности, так и воображение обосновывает убеждения о возможности (или, по крайней мере, метафизической, а не естественной возможности). Цитируя Юма, «в метафизике установлено, что все, что разум ясно представляет, включает в себя идею возможного существования, или, другими словами, что ничто из того, что мы воображаем, не является абсолютно невозможным». а другие воображаемые вещи действительно возможны? Я думаю, что непостижимость может быть лучшим проводником к невозможности, чем представимость к возможности. Но что значит быть мыслимым или немыслимым и кем? Легко представить вместо кислорода что-то иное, чем кислород, если ничего не знать о кислороде. В этом знание и наука ограничивают воображение, хотя, без сомнения, также помогают его сфокусировать. Взаимодействие между знанием и воображением наиболее проблематично, когда «знание» ошибочно.

В любом случае, до самого недавнего времени в большинстве человеческих обществ не проводилось четкого разделения между воображением и верой, вымыслом и реальностью, когда одно дополняло и обогащало другое. На самом деле можно утверждать, что во многих важных отношениях вымысел превосходил реальность — и даже что это было и, без сомнения, остается одной из отличительных черт homo sapiens . Сегодня есть таблетки для людей, которые путают воображение и убеждения, но в те времена никто никогда не думал, что жизнь, несмотря на ее гораздо более тяжелые трудности, может быть бессмысленной — что, я думаю, многое говорит нам о воображении и его использовании, и также, кстати, о душевном заболевании и его причинах.

Существует множество применений воображения, больше, чем я могу перечислить. Большинство детей начинают играть в ролевые игры примерно в 15-месячном возрасте. Что делают дети, когда изображают игру? И почему они так поглощены произведениями воображения? Когда мне было семь лет, я поглощал книгу за книгой и умолял родителей за те, которых еще нет в книжном шкафу. Разыгрывая сценарии и выходя за пределы своего ограниченного опыта, дети стремятся осмыслить мир и найти в нем свое место. Это осмысление полно эмоций — радости, волнения, благоговения — и находит отклик в каждом последующем акте творчества.

Всякий раз, когда мы смотрим на такой объект, как Мона Лиза, мы видим гораздо больше, чем просто рамку и мазки. На самом деле мы едва видим мазки. В воображении, как и в наших снах, мы приписываем вещам форму, структуру и значение, а затем отражаем их обратно в эти вещи. Без этой работы по интерпретации и ассимиляции мир был бы не более чем бесконечным потоком чувственных впечатлений, как это может иногда казаться людям с недостатком воображения, без надежды на спасение или передышку.

Более того, с помощью воображения мы можем дополнить мир или наш мир, придумав недостающие части, и даже заселить совершенно другие миры, такие как Средиземье или Семь Королевств. Воображение остается очень активным на протяжении всей взрослой жизни, а что такое цыпочка или даже порнография, как не помощь взрослому воображению? За один год (2018) Pornhub зафиксировал 33,5 миллиарда посещений, что более чем в четыре раза превышает население мира, и это только на одном сайте.

Если воображение позволяет нам чувствовать себя в этом мире как дома, оно также позволяет нам делать что-то в этом мире. Наука развивается благодаря гипотезе, которая является функцией воображения, а философия часто использует мысленные эксперименты, такие как мозг в бочке, проблема тележки и платоновская республика. Более того, воображение позволяет нам формировать ассоциации и связи и тем самым применять наши знания в реальных жизненных ситуациях. Он открывает альтернативы и возможности и направляет наши решения, проигрывая их в уме. Очень многие из наших неудач — и, осмелюсь сказать, некоторые из наших успехов — на самом деле провалы воображения.

Воображение также позволяет нам разговаривать друг с другом, понимать друг друга и работать вместе. Без него не было бы ни метафоры, ни иронии, ни юмора, ни прошедшего, ни будущего времени, ни условности. В самом деле, языка могло бы и не быть вовсе, ибо что такое слова, как не символы и представления? С помощью воображения мы можем поставить себя на место других людей, думать, что они думают, чувствовать то, что они чувствуют, и проецировать их и наши отношения в будущее. Проблемы при аутизме, которые можно понимать как расстройство воображения, включают аномалии в паттернах общения, нарушения социальных взаимодействий и ограниченный репертуар поведения, интересов и действий.

Как я утверждаю в своей новой книге Сверхразумность: мышление за пределами мышления , воображение — это высшая форма мысли, почти божественная в своих возможностях. Имея достаточно воображения, мы могли бы определить и решить все наши проблемы. При достаточном воображении нам никогда больше не пришлось бы работать — или, по крайней мере, не за деньги. При достаточном воображении мы могли бы завоевать или победить любого, кого захотим. Но наше воображение настолько бедно, что мы даже не представляем, каково это иметь такое воображение.

Мне повезло, что я получил приличное образование, но чего оно мне точно не дало, так это развития моего воображения. На самом деле, медицинская школа в частности сделала все, чтобы уничтожить его. В последние годы я пытался восстановить яркое и яркое воображение, которое я оставил в начальной школе. Для этого я делал всего три вещи, и все они были очень простыми — или, по крайней мере, очень простыми для объяснения.

  • Осознание важности воображения.
  • Находить время для сна и безделья.
  • Черпая вдохновение из мира природы.

Я закончу кратко этими несколькими словами Уильяма Блейка, которые указывают на значение мира природы и непревзойденную силу воображения: зеленая вещь, которая стоит на пути. Кто-то видит природу сплошь смехотворной и уродливой… а кто-то вообще ее не видит. Но для человека с воображением природа и есть само воображение.

Семантическая память как корень воображения

«Воображение — это то, что делает наш сенсорный опыт значимым, позволяя нам интерпретировать и понимать его, будь то с общепринятой точки зрения или с новой, оригинальной, индивидуальной точки зрения. Это то, что делает восприятие чем-то большим, чем простая физическая стимуляция органов чувств. Он также производит ментальные образы, визуальные и другие, что позволяет нам мыслить вне границ нашей нынешней перцептивной реальности, рассматривать воспоминания о прошлом и возможности для будущего и сопоставлять альтернативы друг с другом. Таким образом, воображение делает возможным все наши размышления о том, что есть, что было и, что, возможно, важнее всего, что может быть» (Найджел Дж. Т. Томас (2004, цит. по Manu, 2006, стр. 47) 9).0120 1 .

Исследования механизмов обработки информации, которые лежат в основе образного мышления, обычно сосредоточены на одной ветви воображения, такой как проекция, мысленные образы или творчество, и часто обобщаются как полезные для понимания работы воображения в целом. В действительности, однако, между научными сообществами, проводящими исследования в различных областях воображения, существует очень мало теоретических или эмпирических обменов. В результате исследовательский импульс в каждой из подобластей может быть направлен на поиск гипотез, которые не особенно жизнеспособны с точки зрения понимания воображения в целом. Примером этого является связывание корней воображения с процессами эпизодической памяти — разумное предположение, основанное на исследованиях эпизодической проспективности. Однако соответствующие выводы и теоретические выводы, которые следуют, не полностью согласуются с литературой о механизмах, лежащих в основе творчества (Bubić and Abraham, 2014), которое является еще одной ключевой областью воображения.

Стремясь способствовать обмену через границы воображения, в этой статье мы выдвинули идею о том, что все аспекты воображения возникают из семантической памяти с более высокими уровнями обработки воображаемой информации, исходящей из существующих систем и взаимодействующей с ними. в конечном итоге расширяясь за их пределы, чтобы сформировать новые системы (рис. 1). Мы сравниваем связанные нейрокогнитивные открытия и предположения с точки зрения их соответствия текущим знаниям в других областях воображения и обсуждаем их последствия для переформулирования гипотез, касающихся воображения в целом.

Рисунок 1. Неформальная иллюстрация того, как процессы воображения возникают и выходят за пределы операций семантической памяти .

Что?

Наше концептуальное знание мира является основой, из которой возникает всякое образное мышление, и как таковая образует «что-систему» ​​в центре обработки информации. Исследования способов приобретения, представления, хранения и доступа к понятиям относятся к области семантического познания. Сети мозга, лежащие в основе системы «что», включают сенсорные и моторные системы, специфичные для модальности, а также мультимодальные или супрамодальные области в нижней теменной доле, средней и нижней височных извилинах, веретенообразной и парагиппокампальной извилинах, нижней лобной извилине, дорсомедиальной и вентромедиальной префронтальной коре. и задняя поясная извилина (Binder et al., 2009).; Биндер и Десаи, 2011 г.; Кифер и Пулвермюллер, 2012). Такие идеи появились в результате нейробиологических исследований мозговой основы семантической памяти, семантических аспектов обработки речи и организации концептуальных знаний в мозгу.

Что-Где?

Определение местоположения любого объекта или человека относительно себя, другого человека или объекта возможно только путем доступа к представлениям пространственной информации, такой как направление, ориентация, расстояние и положение этого объекта или человека. Такая информация кодируется с помощью систем отсчета относительно наблюдателя (эгоцентрическая) и независимой от наблюдателя (аллоцентрическая) (Burgess, 2006). Задачи пространственной памяти и навигации показали, что медиальные структуры височной доли, такие как гиппокампальная формация, парагиппокампальная извилина, энторинальная и периринальная кора, а также медиальные теменные области, такие как ретросплениальная и задняя поясная кора (Burgess, 2008; Chrastil, 2013; Ekstrom et al., 2014), играют важную роль в обработке пространственной информации. Другие задачи пространственного познания, такие как определение перспективы, указывают на вовлечение дополнительных областей задней теменной коры, особенно нижней теменной и височно-теменной областей (Byrne and Becker, 2007; Dhindsa et al., 2014).

Что-Где-Когда?

Событие определяется как конкретное событие (что), которое происходит в определенном месте (где) и в данное время (когда). Во время ретроспекции мы получаем доступ к событиям из нашего личного прошлого (эпизодическая память, автобиографическая память), тогда как во время проспекции мы созерцаем события, которые могут развернуться в нашем личном будущем (эпизодическое мышление о будущем). Оба подпадают под общую концепцию мысленного путешествия во времени (Tulving, 1985). Нейробиологические данные постоянно показывают, что сеть мозга, которая задействуется, когда мы представляем личные события в ближайшем или отдаленном будущем, значительно перекрывается с сетью, которая активируется, когда мы размышляем о нашем эпизодическом или автобиографическом прошлом (Schacter et al., 2007, 2012; Mullally). и Магуайр, 2013 г.). Области, которые составляют эту мозговую сеть, включают вентральную и дорсальную медиальную префронтальную кору, ретросплениальную и заднюю поясную области в медиальной теменной коре, переднюю латеральную височную кору, нижнюю теменную кору и медиальные структуры височной доли, такие как гиппокамп. Примечательно, что области мысленной сети мозга, путешествующей во времени, также близко соответствуют областям сети мозга по умолчанию (DMN). DMN активен в условиях отдыха и низкой рабочей нагрузки и отражает потребности в обработке, связанные с блужданием ума, внутренним мышлением и независимым от стимулов мышлением (Andrews-Hanna et al. , 2014). Области DMN мозга также участвуют в других аспектах познания более высокого порядка, таких как рассуждения о психическом состоянии или теория разума, моральное познание и самореференциальное мышление (Buckner et al., 2008; Spreng et al., 2009).) все они включают рассуждения о себе и/или других.

Что, если?

Наша способность воображать возможности практически ничем не ограничена. Исследования цепей обработки информации, задействованных в разведке, затрагивают вопрос «что, если?» или «что может быть?» в определенном временном контексте нашей личной жизни (который охватывает вышеупомянутую эпизодическую перспективу системы «что-когда-где»). Однако наша когнитивная способность исследовать пространства гипотетических возможностей не ограничивается ни нашей личной жизнью, ни каким-либо временным фактором (прошлое/настоящее/будущее). Другие операции, которые подпадают под категорию когнитивных процессов, основанных на «что, если» или гипотетических рассуждений, включают семантическое исследование, семантическое или эпизодическое контрфактическое рассуждение и творчество. В дополнение к частичному концептуальному совпадению между системой «что, если» и ранее обсуждавшейся системой «что, где и когда», у них также есть общие базовые нейронные механизмы. Хотя лишь несколько нейробиологических исследований изучали семантическую проекцию или склонность думать о неличном будущем, ограниченные данные указывают на то, что семантическая проспектива зависит от сходных частей мозговой сети эпизодических мысленных путешествий во времени, особенно в отношении участия передняя и дорсальная медиальная префронтальные области, нижняя теменная кора, гиппокамп и родственные медиальные структуры височной доли (Abraham et al., 2008; Race et al., 2013).

В отличие от семантического исследования, которое относительно не ограничено в отношении типов воображаемых альтернатив, контрфактическое мышление в первую очередь включает в себя исследование возможностей, которые противоречат тому, что уже произошло. Исследования мозговых коррелятов контрфактических сравнений и эмоций, которые часто сопровождают такое познание, таких как сожаление, указывают на ключевую роль орбитофронтальной и вентромедиальной префронтальной коры (Camille et al. , 2004). Эпизодическое контрфактическое мышление сообщает об общей мозговой сети, включающей формирование гиппокампа, структуры височной доли, латеральные теменные области, а также медиальные и латеральные префронтальные области. В области эпизодического познания контрфактическое мышление задействует некоторые из этих областей сильнее, чем мышление о прошлом и будущем, а также дополнительно задействует билатеральную нижнюю теменную долю и заднюю медиальную лобную кору (Van Hoeck et al., 2013).

Семантическая перспектива и контрфактическое рассуждение связаны с гипотетическими рассуждениями, связанными с будущим и прошлым, соответственно. Однако можно также заниматься гипотетическими рассуждениями в неспецифических во времени контекстах, таких как рассуждения о моральных и психических состояниях, которые, как указывалось ранее, сильно перекрываются с точки зрения вовлеченной в них мозговой сети с системой «что-когда-где» (Buckner et al. др., 2008). В то время как контексты, задействованные в таких гипотетических логических рассуждениях, определенно являются социальными по своей природе, несоциальное направление, в рамках которого мы обязательно реализуем нашу способность мыслить гипотетически, — это творчество.

Наша способность к творчеству исследуется путем оценки того, насколько мы способны генерировать оригинальные и релевантные ответы для достижения определенной цели (Stein, 1953; Runco and Jaeger, 2012). Лежащие в мозгу механизмы творческого познания очень сложны (Abraham, 2014). Области мозга, такие как дорсальная и вентральная медиальная префронтальная кора, ретросплениальная и задняя поясная кора, а также медиальные структуры височной доли, сильно задействованы во время дивергентного мышления или генерации множественных ответов в ситуации с открытым концом (Abraham et al., 2012). ) Это указывает на значительное совпадение нейронных коррелятов дивергентного мышления и нейронных коррелятов сети «что-когда-где». Хотя дивергентное мышление, безусловно, включает в себя гипотетические рассуждения и исследование абстрактного пространства возможностей, оно не обязательно приводит к творческому мышлению. Наличие ограничений на дивергентное мышление подталкивает систему обработки информации к обязательному творчеству (как оригинальному, так и актуальному), и это приводит к дополнительной активации сетей семантического познания и когнитивного контроля, при этом основной вклад вносят такие области мозга, как нижняя лобная извилина. , височный полюс, лобно-полярную кору и базальные ганглии. Таким образом, нейронные корреляты системы творческого познания лишь частично перекрываются с теми, которые связаны с другими аспектами системы воображения, с общими активациями, наблюдаемыми в дорсомедиальной префронтальной коре и нижней теменной доле (система «что-когда-где»), а также в нижней лобной извилине. (что-система).

Интеграция разрозненных систем воображения

В этой статье мы рассмотрели мнение о том, что процессы воображения — «где» пространственного познания, «что-когда-где» эпизодической ретроспективы и проекции, а также «что -if» семантического исследования, контрфактического рассуждения и творческого мышления — возникают на основании, обеспечиваемом «что» операций семантической памяти. Имеющиеся к настоящему моменту данные ясно указывают на то, что многие процессы воображения, которые в основном систематически исследовались изолированно друг от друга, реализуются нейронами в существенно перекрывающихся сетях мозга, а также сходны в отношении лежащих в их основе когнитивных алгоритмов и механизмов. Это перекликается с другими предположениями, в которых подчеркивается, что семантические и эпизодические когнитивные операции и связанные с ними мозговые системы динамически взаимосвязаны (Squire and Zola, 19).98; Greenberg and Verfaellie, 2010), а также с недавними призывами к уменьшению акцента на эпизодических или аутоноэтических аспектах ориентированного на будущее познания и отстаиванию центральной роли, которую в нем играет семантическая память (Stocker, 2012; Irish and Piguet, 2013).

Это не означает, что все процессы воображения следует считать «вневременными» по определению. Многие формы мысленных путешествий во времени, а также контрфактическое мышление явно предполагают рассмотрение временных факторов как основного аспекта процесса воображения. Сделав еще один шаг вперед, можно даже утверждать, что такие процессы обязательно связаны с прогностическими системами мозга из-за того, что они включают в себя генерацию оценок, касающихся событий, которые достоверно разворачиваются в течение определенного периода времени, хотя и на разных уровнях. достоверности (Bubic et al., 2010). Эта позиция редко рассматривалась в литературе по связанным с воображением операциям, но она согласуется с рядом предположений, которые постулируют предсказание как фундаментальный механизм, модулирующий наши общие нейронные и когнитивные процессы (Friston and Stephan, 2007; Pezzulo, 2008).

Итак, хотя вопрос о темпоральности, несомненно, актуален, более фундаментальной основой, лежащей в основе всех вышеупомянутых процессов, является опора на наш опыт взаимодействия с миром, его объектами и событиями. Поэтому мы предлагаем, чтобы, если цель состоит в том, чтобы разработать всеобъемлющую модель обработки информации воображения, основные элементы следует обсуждать с точки зрения операций семантической памяти. Поскольку семантическая память включает в себя абстрагирование содержания от переживаний, специфичных для сенсорных, моторных или аффективных модальностей, концептуализация процессов воображения как производных от семантических операций позволяет более органично интегрировать ее теоретические модели с моделями более широкой исследовательской области. восприятие, действие и познание, где такие понятия, как воплощенное познание и прогнозирующая обработка, революционизируют наше понимание психологии.

Мы надеемся, что эти идеи будут стимулировать будущие исследования и разработку новых парадигм, а также критический научный обмен между исследовательскими сообществами, вовлеченными в понимание различных аспектов воображения. Некоторые вопросы можно уже предвосхитить, например проблему «курицы и яйца», в рамках которой кажется невозможным четко обосновать, что было первым, или опасения по поводу того, как достичь консенсуса в отношении того, что можно считать основополагающим основополагающим элементом. Тем не менее, мы надеемся, что в процессе этого обсуждения будут обнаружены строительные блоки и основные рамки, которые проведут нас через невероятно богатый мир человеческого воображения. 9http://archive.today/www.imagery-imagination.com или http://www.co-bw.com/BrainConciousness%20Update%20index.htm

Ссылки

Абрахам А. (2014). Креативное мышление, управляемое семантической обработкой, и сети мозга, управляющие когнитивным контролем. Перед. Гум. Нейроски . 8:95. doi: 10.3389/fnhum.2014.00095

PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Абрахам А., Пьеритц К., Тибуш К., Руттер Б., Крегер С., Швекендик Дж. и др. (2012). Творчество и мозг: раскрытие нейронной сигнатуры концептуального расширения. Нейропсихология 50, 1906–1917. doi: 10.1016/j.neuropsychologia.2012.04.015

PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Абрахам А., Шуботц Р. И. и фон Крамон Д. Ю. (2008). Размышление о будущем в сравнении с прошлым в личном и неличном контекстах. Мозг Res . 1233, 106–119. doi: 10.1016/j.brainres.2008.07.084

PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Эндрюс-Ханна, Дж. Р., Смоллвуд, Дж., и Спренг, Р. Н. (2014). Сеть по умолчанию и самогенерируемая мысль: составные процессы, динамический контроль и клиническая значимость. Энн. Академик Нью-Йорка наука . 1316, 29–52. doi: 10.1111/nyas.12360

PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Биндер, Дж. Р., и Десаи, Р. Х. (2011). Нейробиология семантической памяти. Тенденции Cogn. наука . 15, 527–536. doi: 10.1016/j.tics.2011.10.001

PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Биндер Дж. Р., Десаи Р. Х., Грейвс У. В. и Конант Л. Л. (2009). Где семантическая система? Критический обзор и метаанализ 120 исследований функциональной нейровизуализации. Церебр. Кора 19, 2767–2796. doi: 10.1093/cercor/bhp055

PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Бубич А. и Абрахам А. (2014). Нейрокогнитивные основы ориентированного на будущее познания. Rev. Psychol . 21, 3–15. doi: 10.3389/fnhum.2010.00025

Полный текст CrossRef | Google Scholar

Bubic, A., von Cramon, D. Y., and Schubotz, R.I. (2010). Предсказание, познание и мозг. Перед. Гум. Нейроски . 4:25. doi: 10.3389/fnhum.2010.00025

PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Бакнер, Р. Л., Эндрюс-Ханна, Дж. Р., и Шактер, Д. Л. (2008). Сеть мозга по умолчанию: анатомия, функции и отношение к болезни. Энн. Академик Нью-Йорка наука . 1124, 1–38. doi: 10.1196/annals.1440.011

PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Берджесс, Н. (2006). Пространственная память: как сочетаются эгоцентризм и аллоцентризм. Познание тенденций. наука . 10, 551–557. doi: 10.1016/j.tics.2006.10.005

PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Берджесс, Н. (2008). Пространственное познание и мозг. Энн. Академик Нью-Йорка наука . 1124, 77–97. doi: 10.1196/annals.1440.002

PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Бирн П. и Беккер С. (2007). Вспоминая прошлое и представляя будущее. Психология. Версия . 114, 340–375. дои: 10.1037/0033-295X.114.2.340

Реферат PubMed | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Камилла Н., Коричелли Г., Саллет Дж., Прадат-Диль П., Дюамель Дж.-Р. и Сиригу А. (2004). Участие орбитофронтальной коры в переживании сожаления. Наука 304, 1167–1170. doi: 10.1126/science.1094550

PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Chrastil, ER (2013). Нейронные данные поддерживают новую основу для пространственной навигации. Психон. Бык. Версия . 20, 208–227. doi: 10.3758/s13423-012-0351-6

PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Дхиндса К., Дробинин В., Кинг Дж., Холл Г. Б., Берджесс Н. и Беккер С. (2014). Изучение роли височно-теменной сети в памяти, образах и трансформации точки зрения. Перед. Гум. Нейроски . 8:709. doi: 10.3389/fnhum.2014.00709

PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Академия Google

Экстром, А. Д., Арнольд, А. Э. Г. Ф., и Иария, Г. (2014). Критический обзор аллоцентрического пространственного представления и его нейронной основы: к сетевой перспективе. Перед. Гум. Нейроски . 8:803. doi: 10.3389/fnhum.2014.00803

PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Фристон, К. Дж., и Стефан, К. Э. (2007). Свободная энергия и мозг. Синтез 159, 417–458. doi: 10.1007/s11229-007-9237-y

Резюме PubMed | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Гринберг, Д. Л., и Верфаэлли, М. (2010). Взаимозависимость эпизодической и семантической памяти: данные нейропсихологии. Дж. Междунар. Нейропсихология. Соц . 16, 748–753. doi: 10.1017/S1355617710000676

PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Айриш, М. , и Пиге, О. (2013). Ключевая роль семантической памяти в воспоминании прошлого и воображении будущего. Фронт. Поведение Нейроски . 7:27. doi: 10.3389/fnbeh.2013.00027

PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Кифер М. и Пулвермюллер Ф. (2012). Концептуальные представления в уме и мозге: теоретические разработки, текущие данные и будущие направления. Кортекс 48, 805–825. doi: 10.1016/j.cortex.2011.04.006

PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Левенс С. М., Ларсен Дж. Т., Брасс Дж., Транел Д., Бечара А. и Меллерс Б. А. (2014). Что могло быть? Роль вентромедиальной префронтальной коры и латеральной орбитофронтальной коры в контрфактических эмоциях и выборе. Нейропсихология 54, 77–86. doi: 10.1016/j.neuropsychologia.2013.10.026

PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Ману, А. (2006). Вызов воображению: стратегическое предвидение и инновации в мировой экономике . Беркли, Калифорния: Новые всадники.

Google Scholar

Маллалли С.Л. и Магуайр Э.А. (2013). Память, воображение и предсказание будущего: общий механизм мозга? Нейробиолог 20, 220–234. doi: 10.1177/1073858413495091

PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Пеццуло, Г. (2008). Согласование с будущим: предвосхищающий характер представления. Mind Machines 18, 179–225. doi: 10.1007/s11023-008-9095-5

CrossRef Полный текст | Google Scholar

Рэйс Э., Кин М. М. и Верфаэлли М. (2013). Потеря взгляда на будущее: нарушение семантической проекции после медиальных поражений височной доли. Гиппокамп 23, 268–277. doi: 10.1002/hipo.22084

PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Ранко, Массачусетс, и Джагер, Г.Дж. (2012). Стандартное определение творчества. Творчество. Рез. Дж . 24, 92–96. doi: 10.1080/10400419.2012.650092

CrossRef Полный текст | Google Scholar

Шактер Д. Л., Аддис Д.Р. и Бакнер Р.Л. (2007). Вспоминая прошлое, чтобы представить будущее: перспективный мозг. Нац. Преподобный Невроски . 8, 657–661. doi: 10.1038/nrn2213

PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Шактер Д. Л., Аддис Д. Р., Хассабис Д., Мартин В. К., Шпренг Р. Н. и Шпунар К. К. (2012). Будущее памяти: память, воображение и мозг. Нейрон 76, 677–694. doi: 10.1016/j.neuron.2012.11.001

PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Спренг Р. Н., Мар Р. А. и Ким А. С. Н. (2009 г.)). Общая нейронная основа автобиографической памяти, разведки, навигации, теории разума и режима по умолчанию: количественный метаанализ. Дж. Когн. Нейроски . 21, 489–510. doi: 10.1162/jocn.2008.21029

PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Сквайр Л. Р. и Зола С. М. (1998). Эпизодическая память, семантическая память и амнезия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *