Психология восприятие виды и свойства: Восприятие, его виды и свойства

📖 20. Основные свойства и виды восприятия. Общая психология: Ответы на экзаменационные билеты. Маклаков А. Г. Страница 21. Читать онлайн

К основным свойствам восприятия следует отнести следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.

Предметность восприятия — это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Следует отметить, что предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза начиная с первого года жизни ребенка.

Другим свойством восприятия является целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Этот образ возникает условно-рефлекторно вследствие связи между различными ощущениями. Или, говоря другими словами, целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.

С целостностью восприятия связана и его структурность. Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Человек воспринимает фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания — в сознании слушающего продолжает звучать вся мелодия с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Таким образом, восприятие доводит до сознания человека структуру предмета или явления, с которым он столкнулся в реальном мире.

Следующим свойством восприятия является константность. Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет восприниматься человеком по-прежнему как большой объект, несмотря на то что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда он стоит возле него.

Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, человек воспринимает окружающие его предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Следует отметить, что восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимает не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от общего содержания психической жизни называется апперцепцией.

Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика. Например, если человеку предъявить ряд незнакомых фигур, то уже на первых фазах восприятия он постарается найти какие-то эталоны, с помощью которых можно было бы охарактеризовать воспринимаемый объект. Таким образом, при восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.

Знания и опыт оказывают значительное влияние на точность и ясность восприятия. Например, не узнавая при восприятии иностранного языка малознакомые слова, человек тем не менее безошибочно разбирает родную речь даже тогда, когда слова произносятся невнятно.

Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью. Например, тот, кто мало интересуется техникой, чаще всего видит только грубые различия в автомобилях разных конструкций и не замечает многих других особенностей.

Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Например, контролер ОТК на производстве легко находит бракованные детали не только потому, что хорошо умеет это делать, а потому что в результате профессиональной деятельности у него выработалась установка на восприятие проверяемых им изделий именно с этой стороны. Аналогичная картина характерна и для эмоциональной окраски воспринимаемой информации. Так, мать спящего ребенка может не слышать шума улицы, но мгновенно реагирует на любой звук, доносящийся со стороны ребенка.

Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия. Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительного, слухового и др.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т.  п., но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др.

Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета человек пытается установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.

Восприятие как психический познавательный процесс обладает и таким свойством, как активность (или избирательность). Оно заключается в том, что в любой момент времени человек воспринимает только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном восприятия, т.  е. не отражаются в сознании наблюдателя.

Таким образом, можно полагать, что природа активности восприятия обусловлена самой природой человеческого сознания.

Познакомившись с основными свойствами восприятия, давайте ответим на вопрос, какие основные виды восприятия существуют. Опираясь на современную психологическую литературу, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия (рис. 8). В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.


Рис. 8. Классификация основных видов восприятия

Обычно восприятие — результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестетический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятии также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.

Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

ВОСПРИЯТИЕ, ЕГО ВИДЫ И СВОЙСТВА

Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.
В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним).

Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией.
Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.
Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы — рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о

свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора — зрительный, слуховой, кожный и мышечный. — чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.
Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений.

Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.
Предметность, целостность, константность и категориалъностъ (осмысленность и означенность) — это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия. Предметность — это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения. Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются. Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия.
Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.
Описанные свойства предметности, целостности, константности и категориальности восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте, частично являясь естественным следствием работы анализаторов, синтетической деятельности мозга.
Чаще и больше всего свойства восприятия изучались на примере зрения — ведущего органа чувств у человека. Существенный вклад в понимание того, как из отдельных зрительно вос-

принимаемых деталей предметов складывается их целостная картина — образ, внесли представители гешталыппсихологии — направления научных исследований, сложившегося в начале XX в. в Германии. Одним из первых классификацию факторов, влияющих на организацию зрительных ощущений в образы в русле гештальтпсихологии предложил М.Вертгеймер. Выделенные им факторы следующие:
1. Близость друг к другу элементов зрительного поля, вызвавших соответствующие ощущения. Чем ближе друг к другу пространственно в зрительном поле располагаются соответствующие элементы, тем с большей вероятностью они объединяются друг с другом и создают единый образ.
2. Сходство элементов друг с другом. Это свойство проявляется в том, что похожие элементы обнаруживают тенденцию к объединению.

3. Фактор «естественного продолжения». Он проявляется в том, что элементы, выступающие как части знакомых нам фигур, контуров и форм, с большей вероятностью в нашем сознании объединяются именно в эти фигуры, форму и контуры, чем в другие.
4. Замкнутость. Данное свойство зрительного восприятия выступает как стремление элементов зрительного поля создавать целостные, замкнутые изображения.
Принципы перцептивной организации зрительного восприятия иллюстрируются рис. 36. Ближе друг к другу расположенные линии в ряду А скорее объединяются друг с другом в нашем восприятии, чем далеко расставленные. Добавление горизонтальных, разнонаправленных отрезков к отдельным, стоящим далеко друг от друга вертикальным линиям в ряду Б побуждает нас, напротив, видеть целостные фигуры в них, а не в близко расположенных линиях. В данном случае это квадраты. Соответствующее впечатление усиливается еще больше (ряд В), становится необратимым, если контуры оказываются замкнутыми.
Выяснилось, что восприятие человеком более сложных, осмысленных изображений происходит по-иному. Здесь в первую очередь срабатывает механизм влияния прошлого опыта и мышления, выделяющий в воспринимаемом изображении наиболее информативные места, на основе которых, соотнеся полученную информацию с памятью, можно о нем составить целостное представление. Анализ записей движений глаз, проведенный АЛ.Ярбусом1, показал, что элементы плоскостных изображе-
‘Ярбус А. Л. Движения глаз при восприятии сложных объектов // Хрестоматия по ощущению и восприятию. — М., 1975.

ний, привлекающих внимание человека, содержат участки, несущие в себе наиболее интересную и полезную для воспринимающего информацию. При внимательном изучении таких элементов, на которых более всего останавливается взор в процессе рассматривания картин, обнаруживается, что движения глаз фактически отражают процесс человеческого мышления. Установлено, что при рассматривании человеческого лица наблюдатель больше всего внимания уделяет глазам, губам и носу (рис. 37, 38). Глаза и губы человека действительно являются наиболее выразительными и подвижными элементами лица, по характеру и движениям которых мы судим о психологии человека и его состоянии. Они многое могут сказать наблюдателю о настроении человека, о его характере, отношении к окружающим людям и многом другом.

Рис. 36. Действие различных факторов на формирование образа контурной фигуры. А — фактор близости предрасполагает наблюдателя организовать линии в группы по две в каждой. Б — фактор продолжения побуждает видеть в трех средних скобках просто пары линий, как в первом случае. В — замкнутость исключает возможность какой-либо иной группировки линий

Рис. 37, 38. Запись движения глаз при рассматривании фотографии в течение 1 мин

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Главная страница =>библиотека=>оглавление

Восприятие в психологии

Восприятие в психологии

Реклама

1 из 29

Верхний вырезанный слайд

Скачать для чтения офлайн

Образование

Реклама

9000 2 Реклама

Восприятие в психологии

  1.  ощущение  процесс, посредством которого органы чувств улавливают визуальные, слуховые и другие сенсорные раздражители и передают их в мозг;  Сенсорная информация, зарегистрированная в мозгу но не интерпретировался называется сенсация  Восприятие  процесс, посредством которого сенсорная информация активно организуется и интерпретируется мозгом  Процесс выбора, организации и интерпретации необработанные сенсорные данные в полезные мысленные представления мира.
  2.  Глаза, уши, кожа, нос и язык и содержат рецепторные клетки  Эти рецепторные клетки получают и обрабатывают сенсорная информация из окружающей среды
  3.  Трансдукция: сенсорные рецепторы (глаза, уши, нос, кожа, язык) преобразуют раздражитель в нервные импульсы, посылаемые в головной мозг
  4.  К перцептивным процессам относятся:  Отбор означает выбор того, какой из многих стимулов который будет обработан. Организация включает в себя сбор информации в какой-то узор.  Интерпретация предполагает понимание закономерности.
  5.  1. 2. Ниже представлена ​​группа факторов Объективные факторы Субъективные факторы
  6. Существует ряд характеристик стимулы, воздействующие на наше восприятие. 1. Интенсивность 2. Размер 3. Отличительный и яркий 4. Движение 5. Новинка 6. Продолжительность 7. Повторение 8. Резкое изменение 
  7. 1. 2. 3. 4. интенсивность; Чем громче звук, тем больше вероятность человек должен это воспринимать. Чем ярче свет, тем скорее всего, он должен быть в фокусе восприятия.
    Размер; Полностраничная реклама с большей вероятностью заметнее, чем полустолбик. Отличительный и яркий; яркие и яркие вещи воспринимаются раньше, чем скучно и неясно вещи. Движение; Когда вещи внезапно останавливаются и неподвижная среда, это быстро воспринимается птицы тихо сидят на дереве не быстро воспринимается по сравнению с собирается лететь.
  8. 5. 6. 7. 8. Новинка; Воспринимается новая и новая вещь раньше, чем старая и подержанная вещь. Продолжительность; Телевидение и радио посещаются рекламные объявления большой продолжительности больше, чем краткосрочные. Повторение; Повторение заставляет нас приспосабливаться к повторный раздражитель. Резкое изменение; Любое изменение стимула условия, такие как усиление шума, часто привлекает внимание.
  9. Иногда восприятие определяется не только по физическим характеристикам раздражителей а по характеристикам воспринимающего. Это 1. Мотивы или потребности 2. Интересы и ценности 3. Прошлый опыт 4. Возраст 5. Подготовительный набор 6. Социальные и культурные факторы 
  10. 1. Мотивы или потребности; когда люди мотивированные, они склонны видеть и слышать то, что они хотят слышать. Другими словами, мы можем настроиться на то, чтобы воспринимать мир так, как соглашаться с нашими мотивами и соответствовать нашим целям. 2. Интересы и ценности; мы обслуживаем тех аспекты мира, которые относятся к нашим интересам. 3. Прошлый опыт; Большая часть нашей повседневной деятельности зависит от прошлого опыта. у нас есть научился реагировать на сигналы и символы. например, на видя на небе движущуюся линию, мы угадываем ее быть самолетом.
  11. 4. Возраст; Возраст приносит изменения в восприятии как хорошо. Ребенок воспринимает вещи по-разному пути по сравнению с молодым человеком. 5.Подготовительный набор; Это относится к человеку готовность реагировать на один вид сенсорных ввод, но не к другим видам. 6. Социальное и культурное влияние; Нормальный перцептивные переживания культуры могут привести к у его членов развиваются искажения восприятия, предложения и предубеждения.
  12. Мы воспринимаем объекты по-разному, как по сравнению с их положением в среда. Объекты могут двигаться или статический, когда мы должны воспринимать движение. Мы возможно, придется локализовать звуки и голоса в пространство вокруг нас. 1. Восприятие формы 2. Восприятие размера 3. Восприятие глубины 4. Восприятие движения 5. Восприятие времени 
  13.  Гештальтисты предложили законы организации, которые указать, как люди воспринимают форму.  Фигура и фон являются основными организационными темы для восприятия.  Рисунок воспринимается как отличное от фон.  Фигура ближе к зрителю, чем фон.  Двусторонние фигуры: фигуру и фон можно переключился
  14.  Формирование фигуры: Есть некоторые факторы что бы внести некий порядок в восприятие 1. Близость: стимулы, которые находятся рядом друг с другом, склонны группироваться 2. Сходство: стимулы, сходные по размеру, форме, цвет или форма, как правило, группируются вместе 3. Продолжение или непрерывность: восприятие стремится к простоте и непрерывности 4. Закрытие: относится к тенденции завершить фигура, так что она имеет последовательную общую форму
  15.  Объясняются три типа постоянства кратко здесь: 1. Размер Постоянство 2. Постоянство формы 3. Постоянство цвета
  16. 1. Постоянство размера:     Постоянство размеров – это тенденция воспринимать объекты в последовательным образом, несмотря на меняющиеся ощущения, которые воспринимается нашими органами чувств. визуальное постоянство играет важную роль роль в том, чтобы помочь нам успешно адаптироваться к окружающей среде. Обучение играет важную роль в развитии постоянство. Как только мы узнаем, что некоторые объекты в нашем окружающая среда имеет определенные характеристики, мы склонны воспринимать одинаково, независимо от условий, в которых которые они воспринимают. Когда мы знаем, что объект имеет определенный размер, мы склонны воспринимать его как один и тот же размер, независимо от того, насколько далеко он это от наших глаз. В постоянстве размера воспринимающий имеет возможность судить истинный или измеренный размер, независимо от вовлеченного расстояния.
  17. 2. Постоянство формы; Когда мы знаем, что объект имеет определенную форму, мы склонны воспринимать его как одну и ту же форму, независимо от угла обзора. Мы научились внести коррективы в наше восприятие зависит от того, под каким углом мы наблюдать. 3. постоянство цвета; Цвета предметов имеют тенденцию оставаться постоянным в восприятии, когда мы знать их истинный цвет. Визуальные объекты также кажутся постоянными в своей степени белизна, серость и чернота.
  18. Возможность смотреть на мир втроем размеры и воспринимать расстояние известный как восприятие глубины. «Эта способность помогает воспринимать трехмерные пространство и точно судить о расстоянии».
  19. Когда вы едете в движущемся транспортном средстве и смотрите из бокового окна, объекты, которые вы видите снаружи кажутся движущимися в противоположном направлении направление Объекты очень далеко, такие как луна и солнце, кажется, движется в одном и том же направление как зритель
  20. Восприятие движения; Движение или движение есть воспринимается, следуя за прогрессивным изменением положение объекта в пространстве во времени. В нем есть Два типа. 1. Реальное движение; Восприятие действительности движение объектов в мире называется «реальное движение/восприятие движения». 2. Видимое движение; Это движение воспринимается при отсутствии физического перемещения изображения по сетчатке. Это может быть произведено с помощью быстрая последовательность неподвижных раздражителей, свести к минимуму изменения, происходящие в реальном движение. Существует несколько видов видимых движение/движение: 
  21.    1. 2. Мы воспринимаем время в секундах, минутах и часы, которые переходят в дни недели месяцы и в годы и даже в века. Время воспринимается с точки зрения прошлого, настоящего и Будущее Восприятие времени у детей хуже, чем старейшины На восприятие времени влияют несколько факторов: Субъективные (возраст, активность, мотивация, интеллект ) Цель:

Реклама

Удивительная связь между двумя типами восприятия — Ассоциация психологических наук — APS

Мозг постоянно меняется по мере того, как он воспринимает внешний мир, обрабатывает и изучает все, с чем сталкивается. В новом исследовании, которое будет опубликовано в ближайшем выпуске Psychological Science , журнала Ассоциации психологических наук, ученые обнаружили удивительную связь между двумя типами восприятия: если вы смотрите на группу объектов и получив общее представление о них, вашему мозгу трудно изучить отношения между объектами.

Неизвестно, как связаны эти два способа восприятия, — говорит Николас Терк-Браун, доцент Принстонского университета. Он написал новую статью в соавторстве с аспирантом Принстона Цзяинг Чжао, а также научными сотрудниками Нхи Нго и Райаном Маккендриком. Но оба имеют отношение к статистике. В «статистическом сводном восприятии» ваш мозг вычисляет общие свойства на основе беглого взгляда. «Если я смотрю на комнату, полную лиц, насколько счастливы люди в среднем?» Или, выглянув в окно, можно было определить, какое сейчас время года, по общему цвету и наличию листьев на деревьях.

Другой называется «статистическим обучением» — поиск закономерностей в мире с течением времени. «Увидев фасад здания психологии в Принстоне, вы скорее увидите мое лицо, чем лицо вашего любимого актера», — говорит Терк-Браун. Образцы повсюду, и изучение их помогает овладеть языком, предсказать траекторию теннисного мяча или обнаружить планировку здания. «Несмотря на то, что эти два когнитивных процесса различны, они оба по своей сути статистические», — говорит Терк-Браун.

Терк-Браун и его коллеги разработали исследование, чтобы выяснить, как переплелись эти два способа видения. Они показывали людям сетки, содержащие линии, наклоненные в разной степени. Некоторых людей попросили провести суммарное восприятие — решить, наклонены ли линии в целом влево или вправо. Других просили ответить на другой вопрос или просто посмотреть на строки. В конце эксперимента люди, проводившие суммарное восприятие, не продемонстрировали статистического обучения — они не смогли распознать пары линий, которые неоднократно скрывались в сетке.

Это показывает, что когда вы извлекаете общие свойства набора объектов, вы не можете узнать об их взаимосвязях, говорит Терк-Браун.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *