Психология жертва преследователь спасатель треугольник: Треугольник Карпмана: преследователь, спасатель, жертва. Консультация психолога

Треугольник Карпмана: преследователь, спасатель, жертва. Консультация психолога

 Гость: Елена Туманова, доцент кафедры Психологии человека Института психологии, к.п.н.

Роли, которые мы «играем» в жизни, бывают самыми разными. Всё зависит от ситуации. Это даже не столько роли, сколько ролевые позиции. С возрастом или сменой социального статуса, например, мы добровольно и  непроизвольно или сознательно оказываемся в одной из них.

В психологии даже есть такое понятие Треугольник Карпмана. Этот учёный считал, что основных ролей у человека в жизни три: преследователь, жертва, спасатель. И самое интересное, что с развитием ситуации, мы меняем одну роль на другую. То есть жертвой становится тот, кто её спасал. Сама жертва превращается в преследователя, и спасать жертву уже должен тот, кто преследовал. Чередоваться в этом треугольнике можно до бесконечности, если он, допустим, существует в вашей семье, на работе, в близком окружении.

Ролевое распределение может быть навязано. Например, так всегда получается с жертвой. Это роль, в которой человек оказывается несостоятельным. Ему кажется, что с ним что-то не так, и он нуждается в спасении. Роль жертвы легко можно навязать как несмышлёному ребёнку, так и вполне взрослому человеку.

Чрезмерно заботливые или контролирующие своего ребёнка родители- спасатели —  могут превратить его последующую жизнь в череду ситуаций, где непривыкший к самостоятельности и не ставший взрослым ребёнок часто будет исполнять роль жертвы обстоятельств или конкретных людей.

Преследователь – это не тот родитель, который чрезмерно заботится о ребёнке, а тот, кто всё время его в чём-то обвиняет. В том, что ребёнок неумелый, неорганизованный, ленивый, безответственный, толстый, худой, косолапый и так далее. Это тиран, который считает, что таким вот образом он может направить ребёнка на правильный путь. Это агрессор, которому в силу своего возраста, а потом и развившихся комплексов ребёнок не в силах оказать сопротивление.

Когда в роли преследователя выступает отец, то спасателем становится мать, она защищает своего ребёнка.

И растит несамостоятельного, как говорилось выше, малыша. И этот малыш со временем обвинит в этом своего спасателя, то есть сам начнёт преследовать его. И спасать жену придётся уже бывшему преследователю.

Такие же ситуации складываются между начальником и подчинёнными. Между друзьями, приятелями, соседями и коллегами. Слова и действия людей по отношению друг к другу могут нести как конструктивный — созидающий – характер, так и деструктивный – разрушающий. И даже зрелый неглупый человек не всегда может признаться самому себе в том, что он преследователь, агрессор, что он причиняет вред своему ребёнку, другу, коллеге, подчинённому.

Треугольник, как мы знаем из геометрии, фигура очень устойчивая. Ещё именно поэтому из него так трудно выйти.

Но парадокс в том, что есть люди, которые и не стремятся покинуть его границы. Одного  вполне устраивает позиция жертвы, другой наслаждается своей тиранией, третьему безумно нравится спасать. И если эти трое — одна семья, то они могут так жить годами или даже всю жизнь.

Время от времени по законам психологии они меняются ролями, но ненадолго и скорее игры или шутки ради. Потом снова возвращаются к своей излюбленной позиции.

Причинить людям добро насильно нельзя. Если им так нравится, убедить их во вредности ситуации почти невозможно.

От человека, который действительно хочет вырваться из этого треугольника, должен поступить определённый запрос, просьба о помощи. Не спешите помогать человеку, который не ищет её. Так вы не станете помощником и ничем не поможете. Вы превратитесь в того самого спасателя, которого не просили спасать, который из лучших побуждений заботы и беспокойства за ближнего превращает его в немощную жертву.

Есть хорошая новость. Считается, что рано или поздно жертва должна проявить своё раздражение по отношению к агрессору, взбунтоваться. Вот тогда у неё и появляется шанс перестать мириться со своим положением, осознать происходящее, попробовать справиться самому или попросить о помощи.

Жертва может перестать быть ею, только осознав, что с ней происходит. Только когда избавляется от зависимости и от агрессора, и от спасателя.

У человека, осознавшего, что с ним происходит, больше шансов перестать быть жертвой, чем у того, кто будет пребывать в счастливом или несчастном неведении. Он даже может избавиться от роли жертвы навсегда. Конечно, для этого потребуются усилия: и для осознания, и для избавления.

Также Елена Туманова ответила на следующие вопросы телезрителей:

— Может ли Треугольник Карпмана быть запущен между двумя, а не тремя людьми?

— Есть ситуации, например, на работе, когда ты прекрасно понимая, что ты- жертва, должен терпеть. Ты не хочешь потерять работу, а начальник, зная или не зная, что он тиран, преследует, обвиняет, делает твою жизнь невыносимой. Есть какая-то возможность изменить такую ситуацию, кроме увольнения, конечно?

Оставляйте комментарии на страницах:

Вконтакте http://vk.com/topspb_tv
FB https://www.facebook.com/topspb.tv

Пишите с хэштегом #topspb_tv и #полезнаяконсультация

Присоединяйтесь к беседе с нашими ведущими с понедельника по пятницу на телеканале «Санкт-Петербург».

Спасатель-Жертва-Преследователь

Что стоит за ролями Спасателя, Жертвы и Преследователя? Почему так легко попасть в этот треугольник и как из него выйти?

Автор данной концепции Стефан Карпман. Он, развивая идеи Эрика Берна, основателя транзактного анализа, предположил, что все многообразие ролей, лежащих в основе игр, в которые играют люди (концепция Э.Берна) укладывается в три основные роли: Спасатель, Жертва и Преследователь. Взаимодействие этих ролей получило название «Треугольник Карпмана»

Этот треугольник так же называют магическим, так как стоит попасть в одну из ролей, как система начнем «выбирать за Вас» Ваши действия, реакции и даже эмоции.

Итак, чем же характеризуются эти роли?

  1. Жертва. Человек, которому безумно нужна помощь. Он не может справиться со своими проблемами и ищет спасателя, на которого можно удобно переложить всю ответственность за происходящее. Жертва по умолчанию несчастна и беспомощна.
    И, как правило, поиски спасателя оканчиваются успехом – всегда найдется добрый человек, готовый взвалить на себя тяжелую ношу чужих бед.
  2. Спасатель. Человек, который сознательно или бессознательно берет на себя ответственность за Жертву. Он чувствует свою вину перед ней и считает, что обязан помочь. При этом он не требует от Жертвы, чтобы та принимала участие в решении собственных проблем. Спасатель придет на помощь в любое время дня и ночи, стоит только Жертве щелкнуть пальцами. Спасатель очень любит чувствовать себя нужным и не просто нужным, а даже необходимым человеком, тем, без которого ничего не получится.
  3. Преследователь. Человек, который так же не заставляет себя долго ждать, если образуется коалиция Жертва-Спасатель. Преследователь считает виноватой во всех смертных грехах Жертву. Причины тому могут быть самые разные, это может быть как реальная ситуация, когда Жертва сначала создала Преследователю большие проблемы, а потом встала в позицию бедного-несчастного человека, а может быть субъективное восприятие Преследователя.
    В любом случае, Преследователь обвиняет и наказывает жертву.

Итак, если создается данный треугольник, все его участники автоматически занимают нужные роли и начинают себя вести в соответствии с ними. Но даже не это самое интересное в треугольнике. Дело в том, что роли постоянно меняются и на самом деле в нем не обязательно должно участвовать три человека, это так же может быть пара.

Например:  Жанна уличила в измене своего молодого человека, Петра. Она идет к своей подруге, Светлане, и начинает жаловаться на своего парня, занимая при этом позицию Жертвы: «Он такой козел! Я ему столько времени посвятила. Готовила, прибирала, рубашки ему гладила и вот это – благодарность?!». Подруга в ответ встает в позицию Спасателя и, беря на себя полностью ответственность за жизнь Жертвы, начинает давать море советов:  «Бросай этого недоумка, если он не ценит тебя, то скатертью дорожка, я вообще давно считала, что он тебе не пара и т.д.». При этом она так же занимает позицию Преследователя по отношению к Петру.

Как действия разворачиваются дальше? Петр искренне сожалеет о своем поступке, не находит себе места и не знает как загладить вину. Она рассыпается в извинениях перед Жанной, но она непреклонна. Теперь в позиции Жертвы оказывается Петр, а Жанна – Преследователь. После долгих уговоров Петра, Жанна дает ему шанс на прощение и теперь злится на свою подругу за то что та чуть не разрушила их отношения. Теперь Жертва – подруга, а Жанна – Преследователь.

Итак, роли постоянно меняются в зависимости от ситуации и это может продолжаться годами.

Как выйти из этого треугольника?

Сама суть треугольника заключается в том, что в нем вопрос ответственности запутался так, что сам черт ногу сломит. Жертва сбрасывает с себя всю ответственность за ситуацию, Спасатель подбирает ее и делает своей, а Преследователь отдает всю ответственность Жертве.

Чтобы разорвать этот треугольник, первое, что нужно сделать: это осознать, что Вы в нем находитесь – и, поверьте, это самое трудное.

Второе – это вернуть свою ответственность и отдать чужую. Никогда не берите на себя больше 50% ответственности за ситуацию: не бывает хлопка одной ладонью.

Остальные фигуранты в треугольнике будут всеми возможными силами пытаться Вас вернуть в столь увлекательную игру. Здесь важно хорошо проанализировать свои мотивы: зачем Вам вообще было нужно участвовать в треугольнике? В зависимости от роли, выгоды могут быть разными. Важно понять потребность, которая лежала за Вашей ролью, и удовлетворить ее более конструктивными способами.

Драматический треугольник Карпмана на работе и в обществе – как его избежать?

Драматический треугольник Карпмана на работе и в обществе – как его избежать?

Вы когда-нибудь слышали о драматическом треугольнике Карпмана? Знаете ли вы людей, которые отдают больше, чем могут получить? Или вы сами чувствуете себя «спасителем»? Спаситель — одна из трех ключевых ролей в драматическом треугольнике, концепции, иллюстрирующей роли, которые берут на себя люди. Это касается не только отношений в семье или между друзьями, но такая психологическая игра заметна и в сфере работы. Что такое драматический треугольник Карпмана и как его избежать на работе и в обществе?

Что такое драматический треугольник?

Создателем драматического треугольника является Стивен Карпман. Цель его концепции — поразмышлять над одним из способов, которыми люди играют роли в отношениях. Изначально драматический треугольник был разработан для обсуждения личных отношений, но его можно использовать и для описания отношений на рабочем месте. Три ключевые роли, описанные Карпманом: Спаситель, Преследователь и Жертва. Передвижение по построенному треугольнику заключается в поочередном входе в каждую из трех его ролей.

ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ

Преследователь в драматическом треугольнике эгоцентричен и действует таким образом, чтобы получить выгоду в первую очередь для себя. Мы различаем здесь Активного Сталкера, сознательно удовлетворяющего свои потребности за счет других, и Пассивного Сталкера, снижающего значимость других людей посредством различных видов пренебрежения. Есть еще и карательный преследователь, который намеревается кого-то наказать. Преследователь в драматическом треугольнике строит свое положение, преследуя, нападая, унижая и принижая других людей.

Сталкер на рабочем месте – Сталкер на рабочем месте – это человек, который бескомпромиссно и жестко критикует все решения и компетенции других сотрудников, а также решения начальника и компании.

ЖЕРТВА

Жертва — самый пассивный человек в драматическом треугольнике, который очень часто только начинает в него ввязываться. У нее нет навыков решения проблем, она даже надеется, что кто-то решит проблему за нее. Сама она не верит ни в какие свои способности. Жертва очень легко поддается реальности и часто громко проявляет свои обиды, вызывая чувство вины у других людей. Страдания жертвы реальны или потенциальны. У нее есть склонность вступать и сохраняться в трудных отношениях с другими людьми, даже склонными к насилию, и считать, что она не может быть счастлива, пока кто-то другой не сделает что-то, не изменится (например, бросит пить).

Жертва на рабочем месте . Жертвой может быть человек, который постоянно жалуется на своего начальника, на то, как трудно с ним ладить, или на то, сколько обязанностей ему приходится брать на себя. Он видит только негативы и не может решить проблему.

SAVOR

Знаете ли вы людей, которые ставят потребности других людей выше своих собственных? Именно этим людям выпадает роль Спасителя, склонного к жертвам в драматическом треугольнике. Спаситель спасает других, чтобы возвысить себя, хотя они часто искренне обеспокоены положением Жертвы. Именно эта роль в драматическом треугольнике отвечает за решение проблем, на которые не способна Жертва. Спасатель часто подменяет других в различных ситуациях, принимает решения за других людей, иногда отдает приказы. Таким образом он доказывает беспомощность и неэффективность жертвы, а тем самым – ставит ее в зависимость от себя.

Спасатель на рабочем месте – Спасатель на рабочем месте хочет представить себя наилучшим образом со всех сторон. Он боится напористости и установления ограничений. Со всеми задачами справляется как нельзя лучше и часто берется за самые трудоемкие проекты. Это «удобно» для остальных сотрудников, ведь на него всегда можно рассчитывать и отдать дополнительную работу на аутсорсинг.

ИЗБЕГАЙТЕ ТРЕУГОЛЬНИКОВ! – ИЛИ КАК ЭТО СДЕЛАТЬ НА ПРАКТИКЕ?

Драматический треугольник Карпмана оказывает огромное влияние на отношения и таит в себе массу опасностей. Можете ли вы вспомнить случаи, когда кто-то напоминал вам о сделанном вами одолжении? Или когда вы принесли жертву ради дела, и это никак не было оценено? Возможно, вы сами попали в тот период в драматический треугольник, а может, кто-то пытался вас в него втянуть.

Выбраться из драматического треугольника — дело непростое, потому что редко кто осознает, что попал в схему — преследователь — жертва — спаситель, сменяясь ролями.

Первый шаг к выходу из треугольника – это осознание того, что вы в нем находитесь и какую роль вы в данный момент играете, чтобы иметь возможность выбрать наилучшее для вас решение.

шесть сотрудников в рабочем пространстве открытой планировки

Сталкер — Для того, чтобы Преследователь перестал быть палачом и вышел из драматического треугольника, ему необходимо развить напористость, которая также направлена ​​на достижение его потребностей и целей, но не за счет других. На работе это означает начать открыто говорить о своих потребностях, говорить «нет», когда вы с чем-то не согласны, договариваться о различных решениях с остальной командой.

Жертва . Ключом к успешному выходу Жертвы из драматического треугольника является умение решать проблемы и просить о помощи (и искать альтернативы, если кто-то отказывается это делать). На рабочем месте хорошим решением является мозговой штурм, который облегчает сбор идей и поиск наилучшего решения вместе. Жертве также важно консультироваться со своими эмоциями, чтобы научиться их контролировать.

Спаситель — Чтобы Спаситель смог выйти из драматического треугольника, ему следует научиться каждый раз избегать помощи, даже если Жертва могла принять решение или решить проблему для себя. В здоровых отношениях оказываемая помощь является взаимной, а в описываемом треугольнике она исходит только от одной из сторон, Спасителя. Спаситель должен установить границы оказываемой поддержки, т. е. не делать этого, когда он или она этого не хочет, предложить решить проблему самому, не помогать напрямую, а предлагать решение данной проблемы.

Иногда люди настолько захвачены драматическим треугольником, что не могут выйти из него самостоятельно. В этом случае может помочь психотерапевт или коуч. Чувствуете ли вы, что повторяете схемы драматического треугольника в своей профессиональной жизни? Вы не очень напористы по отношению к начальнику, выполняете больше обязанностей, чем остальная команда, тем самым допуская эксплуатацию, а может, хотите добиться профессиональных целей любой ценой, не обращая внимания на потребности других людей? Возможно, вы копируете описанные здесь образцы для подражания не только в своей профессиональной, но и в личной жизни. Чтобы успешно выйти из этой психологической игры, необходимо заглянуть внутрь себя и осознать, когда такие ситуации случались – возможно, вы с детства вступили в такие отношения с другими людьми.

5 мифов о треугольнике Карпмана – Здоровая еда рядом со мной

Хищник, насильник, агрессор… Как только не называют эту роль из знаменитого Драматического Треугольника Карпмана. Популярную диаграмму упоминают все кому не лень: от любителей поп-психологии до профессиональных психологов. Однако Россия настолько перефразировала первоначальную концепцию, что теперь это может не помочь, а, наоборот, навредить. Психолог Людмила Шегольм рассказывает, какие существуют мифы о треугольнике.

Драматический треугольник Кармпана (так его называют) стал особенно часто упоминаться в России в последние 10-15 лет. Жертва, Спасатель, Преследователь — знакомые имена для тех, кто интересуется психологией. В Драматическом Треугольнике все три роли не подлинны, то есть воспитаны, а не даны от рождения. Находясь в одной из ролей, люди реагируют исходя из прошлого, а не из реальности «здесь и сейчас». При этом используются старые сценарные стратегии.

В левом углу диаграммы Треугольника Драмы находится Преследователь. Он общается с позиции «я в порядке — ты не в порядке». В то же время он принижает и унижает людей, вызывает у них чувство вины. Преследователь игнорирует ценность и достоинство других, в крайних случаях даже обесценивает право человека на жизнь и физическое здоровье.

В правом углу схемы находится Спасатель. Он общается с той же позиции «я в порядке — ты не в порядке», но не унижает, а просто обесценивает другого. Он использует свое более высокое положение или сильную позицию, чтобы предлагать помощь другим людям, думать за них и решать их проблемы.

Внизу жертва. Она сама чувствует свое униженное положение и общается с позиции: «Я не в порядке — ты в порядке». Жертва обесценивает свои способности.

«Иногда она сама ищет Преследователя, чтобы унизить ее и поставить на место. В этом случае Жертва получает возможность подтвердить свое сценарное убеждение: «Со мной не все в порядке. Другие люди меня не любят». Часто Жертва ищет Спасателя, который поможет и подтвердит сценарное убеждение: «Я не могу решить проблемы самостоятельно». Треугольник нужно начертить равнобедренным», — говорит психолог Людмила Шехольм.

Миф №1. Какое амплуа — такая личность

Стивен Карпман, уроженец России, познакомил мир с Драматическим Треугольником в 1968 году. Он создал схему, по которой можно анализировать психологические игры, жизненный сценарий обоих один человек и семья или другая социальная система.

«Часто роль Спасителя, Жертвы, Преследователя ошибочно приписывается целостной личности. Но это неправда, — комментирует Людмила Шехольм. — Треугольник показывает только ту роль, которую играет человек в той или иной психологической игре. Особенность игры в том, чтобы сделать людей предсказуемыми. Игра — это структурирование времени, обмен поглаживаниями (на языке транзакционного анализа это единица узнавания. — Прим. ред.), поддержание жизненной позиции «я не в порядке — ты в порядке» , «я в порядке — ты не в порядке» кей», «я не в порядке — ты не в порядке» и продвижение сценария.

Миф №2. Треугольник вершиной вверх

Треугольник Карпмана всегда и обязательно равнобедренный. «В России его любят крутить верхом Жертвы вверх, а Преследователя называют агрессором, хищником, насильником, тираном, даже фашистом. Но это неправда, — объясняет психолог. — Классический треугольник расположен основанием вверх: слева вершина Преследователя, справа Спасатель, вершина Жертвы смотрит вниз. Роли принадлежат разным людям. Есть только одна версия треугольника, когда вверху мы видим не основание, а вершину — это так называемый Айсберг. То есть один человек играет роль Жертвы, но на самом деле неосознанно он может быть Спасателем и Преследователем. И это важно знать, чтобы понять основные принципы «действия» треугольника.

Миф №3. Существует только один треугольник Карпмана.

Вариантов переключения ролей в треугольнике может быть много. Один треугольник помогает анализировать психологические игры в семье или даже всей семейной системе в разных поколениях. А другие (как в версии с Айсбергом) показывают, как один и тот же человек может переходить из роли в роль.

«Например, всем известный сказочный Бармалей: то он Преследователь, то вдруг попадает в живот и становится Жертвой. Или еще одна известная сказка — про Красную Шапочку. Главная героиня выступает в роли Спасателя, когда едет к больной бабушке. Но быстро переключается на Жертву. Волк сначала Преследователь, потом сам становится Жертвой Преследователей-охотников. И становятся Спасителями девочки и бабушки».

Смена ролей иногда происходит очень быстро и, как правило, неосознанно. Потерпевший только удивляется: «Как я мог опять, в пятый раз, одолжить ему денег, ведь он их опять не отдаст!»

Миф №4: Треугольник Карпмана работает без зазора

Это неправда. Треугольник Карпмана актуален в психологических играх. Но как узнать, что происходит в игре?

«Только тогда имеет место игра, когда в ней присутствует читерство, переключение ролей с непременным отрицательным возмездием. По формуле Эрика Берна в психологической игре обязательно выстраивается алгоритм: крючок + укус = реакция — переключение — смущение — возмездие», — объясняет Людмила Сьокхольм.

Эйси Чой описал эффективную противоположность диаграмме Карпмана — Треугольник Победителя

Допустим, мужчина пригласил девушку на поздний ужин ( крючок ). Она согласилась и пошла укус и реакция ). Но «как будто» она не понимала, с какой целью ее позвали, а он открыто не говорил, а имел в виду продолжить после ресторана. Оба делают вид, что все идет по плану.

Во время ужина девушка после внутреннего диалога решила, что продолжения ужина не будет. Когда они договаривались, девушка была в роли Спасателя, а мужчина – Жертвы. Потом случилось переключение: она стала Жертвой, а он стал Преследователем.

Мужчина рассчитывал на продолжение — ради этого он и организовал свидание. Отказ пойти к нему удивил его ( смущение ). Словно между строк, оба это понимают, но не произносят, общаясь полунамеками. И вот она заявляет, что ей пора домой, а расплачивается с , взяв такси самостоятельно. Дома, проанализировав случившееся, она понимает, что вечер снова не удался и она снова наделала глупостей.

Еще один пример всеми любимой игры «Почему бы тебе…? «Да, но…»

Крючок : клиент (Жертва) приходит к психологу и говорит: «У меня проблема, я не могу устроиться на работу».

+ Откусывать (слабость). Психолог (Спасатель): «Чем могу помочь?»

= Реакция . Психолог: «Почему вы не идете на биржу труда?»

Клиент: «Да, но… позор».

Психолог: «Вы пробовали расспросить друзей?»

Клиент: «Да, но» «

Переключение : Психолог: «Ну, я не знаю, что еще вам посоветовать».

Клиент: «Все равно спасибо за попытку».

Смущение : Они оба в замешательстве.

Психолог (Жертва): «Я плохой помощник».

Плата : Клиент (Сталкер): «Я знал, что она не поможет».

Миф №5. Из треугольника Карпмана нет выхода.

«Опасность» психологических игр в том, что они повторяются по одному и тому же сценарию. Часто именно это и вещают некоторые авторы статей: мол, выхода из треугольника Карпмана нет. Это, пожалуй, самый главный и самый коварный миф.

Еще в 1990 году в России появился перевод статьи австралийского транзакционного аналитика Эйси Чоя, в которой предлагалось «противоядие». Она описала эффективную противоположность диаграмме Карпмана — треугольник победителя. Это исключает амортизацию и позволяет каждому «уголку» действовать автономно.

«Вместо того, чтобы быть Жертвой, человек учится быть Уязвимым. Уязвимые осознают, что они страдают, что у них есть проблемы. Но они также понимают, что у них достаточно сочувствия, что они сами могут решить свои проблемы. Они готовы открыто просить о помощи, не заводя психологических игр», — говорит Людмила Шехольм.

В Треугольнике Драмы Спасатель часто «делает добро и делает добро» в ущерб собственным желаниям и потребностям, помогает и решает чужие проблемы без спроса, навязывая свое видение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *