что это за понятие, и что оно изучает
Личностная психология – это раздел психологии, изучающий личность человека, а также его индивидуальные процессы. Изучать человека, как личность, значит, как минимум, пытаться найти в нём уникальные качества, выявить индивидуальность и особенность. Это помогает найти себя в жизни, узнать о себе новое, помочь себе измениться или выявить сильные качества, которые помогут в жизни, станут ресурсами, но не только.
В этой статье:
Для чего необходимо изучать психологию личностиЭтапы становления личностиЗачем изучать личностную психологию
Для чего необходимо изучать психологию личности
Фото автора SHVETS production: Pexels
Изучение личности, то есть своего «Я» – очень интересный процесс. В ходе которого можно многое выяснить про себя, открыть новые стороны.
Как ты взаимодействуешь с окружением, с внешним миром – это один из показателей сформированных процессов, изучить который ты можешь при познании своей личности.
Личность – это совокупность особенностей человека: темперамент, способности, сформированные привычки, навыки, качества. Изучение личности поможет познать себя, определить свои особенности.
Если ты стремишься к автономии, то познание своего «Я» будет необходимой частью твоего становления. Самостоятельная личность несëт ответственность за себя, за свои поступки, за свою жизнь. Она чётко знает о своих потребностях и не ущемляет их, вне зависимости от внешних факторов.
Очень важно прислушиваться к себе, к своим чувствам и желаниям. Тогда потребности будут удовлетворяться, а не подавляться, будет меньше травмирующих факторов и стрессовых ситуаций.
Психология личности: характер
Этапы становления личности
Иногда, чтобы понять, откуда появились какие-то установки, мешающие полноценной жизни или даже страхи, нужно знать этапы становления личности.
Этапы формирования личности по Э. Эриксону:
- Оральная стадия. Первый год жизни.
Идёт развитие социального взаимодействия. Формируется доверие или недоверие к внешнему миру. От того, сколько заботы и внимания получает ребенок в первый год жизни, зависит его последующее доверительное отношение к миру, ну или наоборот. Малыш живёт потребностями, ему важно, чтобы они быстро и качественно удовлетворялись. Если этого не происходит, то в малыше начинает формироваться некая подозрительность, недоверчивость.
- Анальная стадия. Второй и третий год жизни.
Идёт развитие моторных и психических функций, а так формируется самостоятельность. В эти годы дети, словно исследователи, познают мир. Они пробуют что-то новое, трогают, хватают, открывают, карабкаются. Период «я сам» характеризуется отказом от помощи.
Детям важно всё делать самостоятельно. Если родители не предоставляют ребенку самостоятельно выполнять действия, торопят его, перехватывают инициативу, пытаются сделать всё за него, то ребенок подавляет в себе самостоятельность и вырастает нерешительным.
- От четырёх до пяти лет.
Эта стадия характеризуется безграничной фантазией ребёнка. Он сам планирует свою деятельность, организует игры. От того, насколько родители поддерживают идеи ребёнка, зависит развитие его предприимчивости. В худшем случае при подавление этих идей, ребёнок может испытывать чувства вины. Он начинает думать, что его действия неправильны, глупы, а его инициатива не нужна.
- Латентная фаза. От шести до одиннадцати лет.
Напротив, те родители, которые не позволяют ребенку развивать навыки, называя это баловством, развивают в нём чувство неполноценности. Это сказывается и на общении со сверстниками, и на учебной деятельности. Дети, чувствующие себя неполноценными, сложнее осваиваются в коллективе и сформировывают навыки, им очень трудно идти к намеченной цели.
- Подростковый возраст.
Физическое развитие даёт резкий скачок, появляются новые потребности и интересы. Подростки формируют представление о семье, о ценностях. Они стремятся к идеалам, которые рисуют в своих же фантазиях. Часто фантазия и реальность пытаются стереть границы между собой. Подросток в этот период нетерпелив, поэтому старается преуспеть везде и сразу, требуя от жизни по максимуму. Он пытается понять кто он, зачем он здесь и в чём его роль.
На то как у него это выйдет, влияют пройденные им стадии, сформированность тех или иных качеств. Подросток может становиться самостоятельной личностью, если он сформировал необходимые навыки, в ином случае, он может стать зависимым от кого-то или причислить себя к какой-то уже сформированной группе.
Фото автора KoolShooters: Pexels- Зрелость.
На этой стадии устанавливаются связи с людьми, строятся отношения. Насколько успешно это выйдет, зависит от сформированности навыков и личностных качеств человека. На этой стадии люди учатся слышать не только себя, но и окружающих. Они учатся брать на себя новые обязательства, нести ответственность за себя и других.
В этот период могут появляться страхи, неудовлетворенность жизнью или отдельными её аспектами. Если у человека сформировалось недоверие к миру, чувство неполноценности, то он может избегать всяких контактов с людьми, стать остранëнным, чувствовать себя чужим.
- Старость.
Стадия, когда человек пытается внести какой-то вклад в эту жизнь, оставить за собой память. Он оглядывается назад, пытается осознать, что успел сделать, а чего так и не смог достичь. Появляется чувство удовлетворенности своей жизнью или наоборот. Может появиться страх смерти, страх не успеть что-либо сделать. На этой стадии человек либо принимает себя таким, либо отвергает это. В результате второго может произойти конфликт.
Зачем изучать личностную психологию
Психология личности очень интересный раздел психологии. Зная этапы становления, можно определить из-за чего возникает та или иная проблема, где её истоки, и как её можно устранить.
Фото автора Ike louie Natividad: PexelsПомимо сформированных или несформированных навыков взаимодействия с окружающим миром, изучение личностной психологии, даëт возможность познать себя, познакомиться со своим «Я».
Ведь в основе лежит темперамент, та часть личности, которая не поддаётся глобальным изменением. Зная о его особенностях, можно контролировать и корректировать процессы. Именно темперамент определяет особенности работы нервной системы, скорость её реагирования.
Изучая психологию личности, можно понять не только себя, но и близких людей. Мир как будто откроется с новой стороны, станут понятны действия и поступки окружающих тебя людей. Станет проще выстраивать отношения, принимать людей с их особенностями. Можно даже определить, почему они реагируют именно так в той или иной ситуации.
Также и с детьми. Зная об особенностях каждого этапа, можно приложить усилие, чтобы избавить ребëнка от проблем в будущем. Помочь ему вырасти гармоничной личностью, овладеть необходимыми навыками. Стать опорой и поддержкой, не перехватывать инициативу, а сопровождать на пути к новым открытиям.
Психология в жизни человека
Психология – это особая наука, она изучает нематериальные субстанции, которые невозможно рассмотреть и пощупать, оценить визуально. Это исследование особой материи человека, его души, эмоций, переживаний. Особое поведение человека, его взаимодействие с людьми, особенности поведения в той или иной ситуации – все это подвергается тщательному анализу и осмыслению.
Зачем нужна психология?
Мы с вами знаем, что наши переживания, эмоции, чувства могут сильно влиять на состояние здоровья, поэтому, важно, чтобы психологическое состояние оставалось стабильным, особенно в отдельные, критические периоды жизни. В виду многогранности человеческой личности психология получила массу различных направлений. Есть психология детей и подростков, женщин и мужчин, больных и здоровых, пожилых и тд. Сегодня профессии психологов востребованы, их готовят на протяжении нескольких лет профильные ВУЗы, и специалисты имеют различную специализацию – медицинский, социальный психолог, есть даже криминальные подразделения. Все они имеют свои цели и задачи, помогают человеку понять суть происходящих с ним изменений, объясняют его поступки, мысли или чувства, помогают в решении сложных жизненных проблем, ситуаций.
Психология человека
Каждый из нас – это уникальная личность со своим набором чувств, переживания, особенностей характера, манерой поведения и отношением к другим людям. Именно особенности человеческой личности, влияние на нее многих внешних и внутренних аспектов жизни изучает психология человека. Хотя многие не относятся к профессии психологов серьезно, считая это чем-то не особо важным, но в реальности, это очень глубокая, сложная и не до конца еще изученная отрасль науки. Психология человека относится к сложным, интересным и важным для изучения предметом, в ней есть множество направлений и разделов, в каждом из которых можно найти много полезного для себя и окружающих. При желании, определенные аспекты этой психологии можно познавать самостоятельно, либо изучать их на особых тренингах и курсах. Это даст вам ключ к поминанию самого себя и поможет в саморазвитии, улучшит ваши отношения с внешним миром и близкими людьми, станет стимулом для достижения в жизни чего-либо нового. Познание самого себя снимет внутренние блоки и комплексы, поможет достичь большего успеха в жизни.
Социальная психология
Наш мир – это постоянное взаимодействие людей, их взаимоотношения, особые социальные связи, проблемы и тд. Поэтому, одной из важнейших тем психологии, которая активно изучается и совершенствуется, является тема отношений между людьми. Кроме того, что человек – это целостная личность, он еще и часть общества, если только он не живет отшельников с условиях строгой изоляции, он неизменно контактирует с окружающими его знакомыми и незнакомыми людьми, выполняет определенные, возложенные на него обществом функции. Социальная психология занимается как раз вопросами взаимоотношений между индивидуумами, помогает им правильно выстраивать отношения внутри одной группы или семьи, при взаимодействии разных групп людей или целых сообществ. В социальной психологии детальному изучению подвергаются процессы взаимодействия людей, выстраивание между ними определенных отношений, процессы общения, и даже разного рода трения, конфликтные ситуации и тд.
Зачастую, психологи, обладающие знаниям и опытом, могут помочь людям по-новому взглянуть на себя и свои поступи, свою жизнь, они гут помочь преодолении сложных ситуаций в жизни, конфликтов и проблем. Нередко к психологам обращаются при нарушении взаимоотношений в семье или с детьми, внутри коллектива или среди привычного круга общения. Специалист приводит человека к пониманию сути проблем и подсказывает пути их решения.
Всё о психологии Вы можете прочитать на сайте MedAboutMe — https://medaboutme.ru/obraz-zhizni/publikacii/stati/psikhologiya_i_otnosheniya/
Что значит быть человеком
Начиная с Дарвина ученые пытались дать определение нашему виду. Есть две ведущие теории, но ни одна из них не кажется работоспособной. Считается, что человеческая психология сформирована эволюцией и застряла в прошлом. Другой определяет нас как культурный вид, который учится быть человеком с нуля.
Подход эволюционной психологии
Эволюционные психологи утверждают, что люди, живущие во всех обществах, ведут себя одинаково, и подчеркивают генетические причины этого. Мужчины больше заинтересованы в случайном сексе, более физически агрессивны и более склонны к риску по сравнению с женщинами, например. Точно так же ревность является основной причиной супружеских убийств во всем мире, и молодые люди воспринимаются как наиболее сексуально привлекательные.
С точки зрения наблюдения, такие утверждения кажутся правдой. Учет их более проблематичен. Психологи-эволюционисты утверждали, что за нашу более чем двухмиллионную историю мы приспособились к образу жизни охотников-собирателей, который благоприятствовал таким поведенческим и психологическим качествам. Гены, которые предрасполагали нас к таким чертам, были одобрены естественным отбором.
Но генетика развития этого не подтверждает: гены не могут кодировать поведенческие или психологические программы (1).
Мы также должны помнить, что за последние два миллиона лет окружающая среда много раз резко менялась с точки зрения климата, натурального хозяйства и социальной структуры. Более того, предки людей сильно различались по размеру тела, размеру мозга, анатомии и тепловой физиологии, не говоря уже о системе размножения и социальной сложности.
Люди включали в себя множество различных видов, в том числе австралопитеков (т. е. «людей-обезьян», таких как ископаемая Люси), Homo habilis, Homo erectus, Homo sapiens и множество тупиковых видов, которые все еще обнаруживаются. «Среда эволюционной адаптации» — это небылица, потому что каждый вид сталкивался с разнообразной средой.
Если эволюционные психологи сосредотачиваются на предполагаемых адаптациях к прошлым условиям, то культурные детерминисты определяют людей с точки зрения информации, полученной посредством социального обучения в течение жизни человека.
Общекультурный (чистый лист) подход
Для культурного детерминиста нас определяет не наше генетическое наследие, а то, чему мы учимся как члены сообщества. Примеры включают языки, религии, методы существования и производство инструментов. Такой подход к определению человечества также проблематичен.
Если социально усвоенная информация определяет нас, то что такое информация? Является ли это устным ответом на какой-либо пункт анкеты, например, «Я одобряю добрачный секс»? Или. состоит ли она в изменениях в клетках нашего мозга, происходящих при получении такой информации? Или это пакет информации, который можно воспроизвести? Теоретики не смогли дать определения, которое вызвало бы широкое согласие.
На самом деле социальное обучение не свойственно людям. В самом деле, социальное обучение, вероятно, характерно для всех социальных позвоночных (2).
Возможно, по этой причине антропологи настаивают на кумулятивном качестве человеческого социального обучения как на нашей определяющей черте.
Аргумент состоит в том, что человеческие общества содержат гораздо больше информации, чем может усвоить один человек (3). Этот момент подчеркивается информационным веком, когда объем данных увеличивается с феноменальной скоростью, но так было не всегда.
В более простых обществах люди могут фактически овладеть большей частью технологических знаний и других передаваемых знаний в своем обществе. Более того, историческое изучение артефактов, таких как наконечники стрел, показывает, что их рисунки передаются из поколения в поколение, а не распространяются горизонтально среди населения (или «рассеиваются» 4). Это означает, что накопление социальных знаний произошло совсем недавно и, скорее всего, возникло после аграрной революции.
Итак, если мы хотим определить людей как уникальных людей, обладающих накопленной социальной информацией, нам придется исключить большинство охотников-собирателей из категории человечества.
Основная научная проблема подхода культурных видов заключается в том, что он отделяет людей от мира природы, утверждая, что мы сформированы определенным обществом, а не естественным отбором. Психологи-эволюционисты утверждают, что, хотя мы и не приспособлены к нашей нынешней среде, мы адаптированы к (фиктивно однородной) среде наших предков.
Имея две плохие альтернативы для определения нашего места в мире природы, разумно искать лучшую альтернативу, а именно то, что люди, как и все другие биологические виды, приспособлены к своей текущей среде.
Вид, хорошо приспособленный к современным условиям?
Существует множество различных способов адаптации животных к окружающей среде, но эволюционисты придают слишком большое значение генетике, потому что она лучше всего согласуется с теорией Дарвина. Исследования показывают, что генетический детерминизм имеет мало общего со сложным поведением, хотя генетические эффекты, безусловно, влияют на темперамент и личность.
Даже простое адаптивное поведение не передается генетически. Лоси не приходят в мир, боясь волков, их естественного хищника – они должны научиться этому у своих матерей и на собственном опыте (4).
Даже если ограничиться генами, люди (и другие виды) могут с поразительной быстротой адаптироваться к различным местным условиям. Один интригующий пример связан с непереносимостью алкоголя у людей из рисоводческих регионов Азии. При выращивании риса было слишком легко производить большое количество алкоголя, что представляло значительный риск алкоголизма, которому лучше сопротивлялись люди с непереносимостью алкоголя и, следовательно, оставляли больше потомства (5). Затем происходит эволюция толерантных к лактозе взрослых особей в местах, где широко практиковалось молочное животноводство. Такие изменения произошли в течение последних 5000 лет или около того.
Скорость адаптации человека стала еще выше после промышленной революции. Некоторые очевидные различия включают увеличение роста (до 20 %), рост показателей IQ (около 30 баллов в развитых странах), увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении (примерно на 100 %), повышение уровня жизни с точки зрения часов работы, необходимых для существования. , а снижение как брачности, так и рождаемости — примерно до трети земледельческого уровня (6). Такие изменения, конечно, не связаны с отбором генов. Не все они полезны (увеличение аллергических заболеваний, ожирения, диабета и т. д.). Тем не менее, все они являются реакцией на изменение окружающей среды.
То, что значит быть человеком, очень похоже на движущуюся мишень. Оба основных повествования настолько далеки от реальности, что выглядят как научно-фантастические фильмы с плохим сценарием. Нам нужно исследовать адаптацию к современным условиям — и выйти за рамки культурного или генетического детерминизма, который мало что объясняет в отношении того, что значит быть человеком.
Источники
1 Кэрролл. СБ (2005). Бесконечные формы прекраснейших: Новая наука evo devo и создание животного мира. Нью-Йорк: WW Norton.
2 Ричерсон П.Дж. и Бойд Р. (2004). Не только генами: как культура изменила эволюцию человека. Чикаго: Издательство Чикагского университета.
3 Месуди, А. (2011). Культурная эволюция: как теория Дарвина может объяснить человеческую культуру и синтезировать социальные науки. Чикаго: Издательство Чикагского университета.
4 Бергер, Дж., Свенсон, Дж. Э., и Перссон, И. Л. (2001). Реколонизация плотоядных и наивной добычи: уроки сохранения плейстоценовых вымираний. Науки, 291, 1036-1039.
5 Хенрих, Дж. (2015). Секрет нашего успеха: как культура движет человеческой эволюцией, приручая наш вид и делая нас умнее. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
6 Флауд Р., Фогель Р. В., Харрис Б. и Хонг С. К. (2011). Меняющееся тело: здоровье, питание и развитие человека в западном мире с 1700 года. Кембридж, Англия: NBER/Cambridge University Press.
Развитие человека в психологии | Мэривилл Онлайн
Почему мы такие, какие есть? Это один из старейших вопросов в истории человечества. В конце концов, люди — это не что иное, как 46 хромосом, их генетические инструкции продублированы в триллионах клеток. Несмотря на то, что 99,9% нашей ДНК идентичны, все 7,5 миллиарда человек на Земле уникальны. У нас разные характеры, желания, потребности и симпатии. Как это возможно?
Психология развития — это наука о том, как и почему люди становятся такими, какие они есть. Эта дисциплина исследует рост и изменения на протяжении всей жизни человека, изучая факторы, влияющие на привычки, личность, предпочтения и здоровье. Преданные своему делу профессионалы посвящают свою карьеру расширению нашего понимания того, как мы развиваемся как личности. Некоторые из их теорий даже привели к дебатам, выходящим далеко за пределы области. Продолжайте читать, чтобы узнать больше о развитии человека в психологии, нескольких основных дискуссиях и о том, как принять участие в этой области.
История психологии развития
Хотя ученые размышляли о природе человеческого существования на протяжении тысячелетий, область психологии развития была формализована за последние 150 лет. Ученые конца 19 и начала 20 веков, в том числе биолог Чарльз Дарвин, в основном сосредоточили свои исследования на развитии детей. Важным ранним текстом был «Разум ребенка» немецкого физиолога Вильгельма Прейера 1882 года, в котором он описал развитие своей дочери от рождения до детства.
Только в середине 20-го века внимание психологии развития переместилось за пределы детей и подростков. Исследователи поняли, что развитие продолжается на протяжении всей жизни, и начали изучать взрослых и пожилых людей. В этот период многие из самых влиятельных ученых в области психологии развития опубликовали свои теории, в том числе Жан Пиаже (1896–1980), Эрик Эриксон (1902–1994) и Джон Боулби (1907–1990). Их исследования и идеи продолжают влиять на современных специалистов в этой области и на их взгляды на развитие человека в психологии.
Природа против воспитания
Одной из основных дискуссий и тем исследований в психологии развития является природа против воспитания. Ученые, изучающие психологию развития, часто задаются вопросом о причинах поведения. Генетика, окружающая среда или их комбинация? Ученые, которые считают, что природа ответственна за то, кем мы становимся, известны как «нативисты». Противоположная точка зрения состоит в том, что наша среда отвечает за наше развитие; его сторонники известны как «эмпирики».
Хотя фраза «природа против воспитания» стала общепринятой, немногие современные ученые придерживаются этой точки зрения. Вместо этого современные психологи развития пытаются выяснить, в какой степени эти элементы влияют на то, кто мы есть, понимая, что каждый из них играет важную роль.
По мере того, как исследователи узнают больше о геноме человека и получают больше возможностей для изучения частей генов отдельных людей, ученые могут лучше понять континуум природа-воспитание. В статье New York Times 2018 года цитируется шведское исследование 4000 пар близнецов, которое показало, что генетика сильнее влияет на некоторые факторы у мужчин, чем у женщин, включая сексуальную ориентацию. Ученые разработали слово «эпигенетика» для описания признаков, которые имеют генетическую основу, но чье выражение зависит от факторов окружающей среды.
Преемственность или прерывистость
Нет сомнения, что каждый из нас меняется и растет физически и умственно с возрастом, но как происходит этот рост? Это происходит поэтапно, или это постепенный наклон? Это основа дискуссии между теориями непрерывности и разрыва. Непрерывность — это идея о том, что психологическое развитие человека постоянно прогрессирует без каких-либо четких шагов на этом пути. В модели непрерывности развитие похоже на навык, и люди развивают его так же, как мы изучаем другие навыки — практикуясь и постоянно совершенствуясь.
Модель прерывистости фокусируется на постепенных изменениях посредством шагов и предполагает, что люди проходят их с разной скоростью. Восемь стадий развития по Эриксону, которые варьируются от младенческого до взрослого, включают психосоциальные атрибуты, потенциальные расстройства и значимые отношения как часть развития на разных стадиях. Его модель является одним из примеров модели разрыва. Многие другие психологи, занимающиеся вопросами развития, выдвинули свои собственные теории прерывистости фаз человеческого развития.
Как стать психологом развития
Чтобы стать практикующим психологом развития, требуется ученая степень, например доктор психологии (PsyD) или доктор философии (PhD), степень бакалавра открывает несколько дверей.