Психические явления
Психика проявляется в психических явлениях и представляет собой системное свойство высокоорганизованной материи. Это свойство заключается в активном отражении субъектом объективного мира.
Ряд ученых отмечают, что психика это есть функция мозга, а его изучением занимаются различные науки. Так, например, анатомия исследует его строение, а сложную деятельность мозга изучают нейрофизиология, биофизика, биохимия, медицина, нейрокибернетика.
Психология занимается изучением того свойства мозга, которое заключено в психическом отражении материальной действительности, в результате чего формируются идеальные (психические) образы этой действительности. Они необходимы для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. У разных людей эти образы возникают по-разному и зависят от опыта прошлого, знаний, потребностей, психического состояния, интересов и др.
Данное определение позволяет выделить ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики:
- Психика является свойством только высокоорганизованной живой материи. Это значит, что не всякая живая материя наделена этим свойством, а только та, которая обладает специфическими органами, обуславливающими возможность её существования;
- Способность отражать объективный мир является главной особенностью психики. Это означает, что обладающая психикой высокоорганизованная живая материя располагает способностью получения информации об окружающем её мире. С другой стороны получение самой информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей субъективного по своей природе и идеалистического по своей сути образа;
- Информация об окружающем мире, которую получает живое существо служит основой для регуляции внутренней среды живого организма. Она формирует его поведение и в постоянно меняющихся условиях среды обитания определяет возможность длительного существования этого организма. Это значит, что обладающая психикой живая материя способна реагировать на изменение внешней среды.
Как отражательная способность психика есть и у животных, но высшей её формой является сознание, возникшее в процессе общественно-трудовой практики и неразрывно связанное с языком и речью. Человек, благодаря сознанию может произвольно регулировать свое поведение, но понятие «психика», включающее в себя сферу подсознания и надсознания («сверх-Я»), значительно шире.
Таким образом, психика есть субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых происходит регулирование взаимодействий человека с внешней средой обитания.
Понятие «психический образ»
Понятие психического образа является основным понятием психологии и представляет собой целостное, интегративное отражение самостоятельной, дискретной части действительности. Говоря другими словами, это есть информационная модель действительности, которая используется человеком и высшими животными для регуляции своей жизнедеятельности.
Психические образы имеют свои свойства, а наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности. Всеобщая их функция – регуляция деятельности. Психические образы могут быть:
- Первичные, к ним относятся образы ощущений, восприятия, в них представлена совокупность качеств, присущих отражаемому объекту – форма, цвет, фактура и др.
- Вторичные психические образы – образы памяти, мышления, воображения. Психические образы пластичны и, как реальные объекты, дают возможность совершать определенные действия, т.е. «проигрывать» варианты возможного развития действительности. Имея большую информационную емкость, психический образ сам по себе может служить источником разнообразной информации, обеспечивая достижение определенных целей.
Мир в сознании человека представлен общезначимыми, идеальными формами, поэтому психические образы идеальны. От психической активности и психической организации человека зависит то, что находится перед ним, что он воспринимает. Многие элементы объекта отражения могут отсутствовать в психическом образе и, наоборот, могут быть те элементы, которых нет в конкретном отражаемом объекте.
Моделируя различные отношения между объектами, что происходит благодаря способности действовать в уме, человек может предвидеть результаты своих действий, осуществлять психическую саморегуляцию поведения.
Основные виды психических явлений
Психическими явлениями называют все психические процессы, которые происходят в психике человека.
Они выступают как единое целое и взаимно переходят друг в друга:
- Мотивационные состояния, проявляющиеся в желаниях, стремлениях, в интересах, влечениях и др.
- Эмоциональные состояния. К ним можно отнести стресс, конфликт, эмоциональный отклик на какие-либо явления действительности и др.
- Волевые состояния, проявляющиеся в целеустремленности, решительности, инициативности. Их классификация связана со структурой сложного волевого действия.
Как правило, эти особенности сопровождают его на протяжении всей жизни или достаточно длительный период. Данные психические свойства включают:
- Направленность или иерархию потребностей и устойчивых мотивов поведения, стремление человека к чему-либо;
- Характер – обобщенный способ поведения и тип адаптации к среде, а также темперамент человека;
- Способности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности.
В сжатом варианте психические явления показаны на схеме «Виды психических явлений».
spravochnick.ru
психические явления — это… Что такое психические явления?
- психические явления
все многообразные психики.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
- Психические состояия
- Психическиерасстройства при открытых черепномозговых травмах
Смотреть что такое «психические явления» в других словарях:
психические явления — 3.1.24 психические явления: То, в чем проявляется психическое. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ — любые проявления психики человека. Различают три вида П. я.: см. Психические процессы, Психические свойства, Психические состояния, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены … Психомоторика: cловарь-справочник
массовидные психические явления — психические явления, характерные для групп людей: общественное мнение, межличностные отношения, традиции, настроение, соревнование, психический климат, слухи, подражание, мода, паника, массовые психические реакции, установки, стереотипы и т.д … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
МАССОВИДНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ — – психические явления, характерные для групп людей: общественное мнение, межличностные отношения, традиции, настроение, соревнование, психологический климат, слухи, подражание, мода, паника, массовые психические реакции, установки, стереотипы и т … Педагогический словарь
Семантизированные информационно-психические явления в деятельности оператора — Семантизированные информационно психические явления (в деятельности оператора): информационно психические явления (базовые, периферийные), возникающие в мышлении оператора под воздействием семантических информационно обменных процессов,… … Официальная терминология
семантизированные информационно-психические явления — 3.39 семантизированные информационно психические явления: (В деятельности оператора.) Информационно психические явления (базовые, периферийные), возникающие в мышлении оператора под воздействием семантических информационно обменных процессов,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Память как психические явления — этим понятием обозначаются весьма сложные психические явления; обыкновенно под П. разумеют лишь воспроизведение прежде бывших в сознании образов, причем воспроизводящее лицо сознает, что оно имеет дело с вторичными состояниями, имеющими сходство… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Массовидные психические явления — (присущи только группам и коллективам) проявления группового сознания, такие как, соревнование, конкуренция, взаимоотношения, психологический климат, групповые настроения, переживания, подражание, слухи и т.п … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Психические процессы — процессы, условно выделенные в целостной структуре психики. Выделение психических процессов сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных психологов в… … Википедия
ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ — ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ, такое состояние человека, при к ром нарушается планомерность его поведения вследствие того, что его эмоциональное настроение или мышление перестает являться отражением действительности. Псих, функции являются продуктом… … Большая медицинская энциклопедия
Книги
- Общая психология. Основные психические явления. Учебник и практикум для академического бакалавриата, Панферов В.Н.. В учебнике дана характеристика основных психических явлений. Сделано это в рамках интегративного подхода к психологии человека, предложенного доктором психологических наук, профессором В. Н.… Подробнее Купить за 1638 грн (только Украина)
- Общая психология. Основные психические явления. Учебник и практикум для академического бакалавриата, Панферов В.Н.. В учебнике дана характеристика основных психических явлений. Сделано это в рамках интегративного подхода к психологии человека, предложенного доктором психологических наук, профессором В. Н.… Подробнее Купить за 1266 руб
- Общая психология. Основные психические явления. Учебник и практикум, В. Н. Панферов, А. В. Микляева, М. С. Волохонская, П. В. Румянцева. В учебнике дана характеристика основных психических явлений в рамках интегративного подхода к психологии человека, предложенного доктором психологических наук, профессором В. Н. Панферовым.… Подробнее Купить за 1187 руб
psychology_pedagogy.academic.ru
Понятие психики. Психические явления — МегаЛекции
Психика— способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность. Работа психики осуществляется только в процессе активной деятельности человека, животного. Активная деятельность — важнейшее условие развития психики, т.е. ее совершенствования, усложнения, Углубления.
Активное отражение действительности — важнейшее свойство дифференцированного, обладающего многоуровневыми связями между различными отделами — высокоорганизованного мозга. Оно присуще и животным, и человеку. Чем сложнее, чем сформированней мозг, тем большими способностями обладает психика, тем более она развита. Наиболее высокого, полного уровня развития психика достигает у человека.
Психика человекавключает все, что он ощущает, воспринимает, думает, помнит, чувствует, все его привычки, его индивидуальность, то, как,с помощью каких средств, каких, по выражению психологов, механизмов он это делает.
Психика дает возможность не только достаточно точно отражать особенности окружающего мира, она позволяет предвидеть, предугадывать то, что будет в дальнейшем. Такая опережающая функция психической деятельности, конечно, в наибольшей степени характерна для человека. Благодаря этому мы можем представить то, что случится через некоторое время, можем строить планы, ставить цели, мечтать. Она позволяет нам, например, заранее подготовиться к какому-либо сложному событию. Например, если вам не хочется делать уроки или готовиться к экзамену, очень полезно представить себе свое будущее эмоциональное состояние. Что вы будете чувствовать, когда вас вызовут, а вы не сможете сказать ни слова. Что будете испытывать, когда вас будут спрашивать о результатах экзамена. Такое «эмоциональное предвосхищение», как правило, позволяет преодолеть лень и начать заниматься.
Психика имеет индивидуальный характер. Психические особенности образуют индивидуальность, и все воздействия преломляются через индивидуальные особенности.
Психология изучает психические явления:психические процессы, психические состояния и психические свойства.
Психические процессыописывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. Соответственно в психических процессах выделяются познавательные процессы, чувства и воля. К познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых мы узнаем, постигаем мир и самого себя. Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, которое присутствует во всех процессах и позволяет сконцентрироваться, сосредоточиться на чем-либо.
Чувства, эмоции отражают переживание человеком своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, определяют то, насколько они важны именно для него, для его жизни, т.е. устанавливают личностную значимость того или иного события.
Воля, произвольность обеспечивает сознательную регуляцию поведения, возможность действовать по сознательно поставленной цели, принятому намерению.
В понятии «психические процессы» подчеркиваются прежде всего динамичность, пластичность, изменчивость, непрерывность психической деятельности.
Психические состояния— относительно устойчивые психические явления. К психическим состояниям относятся бодрость, утомление, скука, радость, тревога, апатия и др. Хотя психические состояния, как и другие явления психики, отражают воздействие на человека определенных событий внешней и внутренней жизни, он, как правило, осознает лишь само это состояние, а то, что его вызвало, либо вообще не представляет, либо представляет неотчетливо.
Психические свойства— наиболее устойчивые и существенные особенности, отличающие человека или группу людей от других. К психическим свойствам относятся особенности личности человека, его направленность, качества личности, черты характера, темперамент, способности.
Психические процессы, психические состояния и психические свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют и могут переходить друг в друга. Например, любопытство как выражение познавательного процесса, может переходить в состояние интереса и закрепляться в таком качестве личности, как любознательность.
2. Место психологии в системе наук
Современная психология находится на стыке ряда наук. Она занимает промежуточное положение между общественными науками, с одной стороны, естественными — с другой, техническими — с третьей. Близость ее к этим наукам, даже наличие отраслей, разрабатываемых совместно с некоторыми из них, ни в коей мере не лишает ее самостоятельности. Во всех своих отраслях психология сохраняет свой предмет исследования, свои теоретические принципы, свои пути изучения этого предмета. Что же касается многогранности психологических проблем, столь значимых не только для психологии, но и для смежных с нею наук, то это объясняется тем, что в центре внимания психологов всегда остается человек — главное действующее лицо мирового прогресса. Все науки и отрасли знаний имеют смысл и значение только в связи с тем, что они служат человеку, вооружают его, творятся им, возникают и развиваются как человеческая теория и практика. Все дальнейшее развитие психологических знаний мыслится как максимальное расширение связей психологии со смежными науками при сохранении ею самостоятельного предмета исследования.
Отрасли психологииможно различать по нескольким критериям. Во-первых, по сферам деятельности (в частности, профессиональной), нужды которых они обслуживают, т.е. по тому, что делает человек: психология труда, инженерная, педагогическая и др. Во-вторых, потому, кто именно эту деятельность выполняем, является ее субъектом и вместе с тем объектом психологического анализа: человек определенного возраста (детская и возрастная психология), группы людей (социальная психология), представитель той или иной национальности (этнопсихология), пациент психиатра (патопсихология) и т.д. Наконец, отрасли психологии могут определяться по конкретным научным проблемам: проблема связи нарушений психики с мозговыми поражениями (нейропсихология), психических и физиологических процессов (психофизиология).
В реальной работе психолога научные отрасли широко взаимодействуют. Например, психолог на производстве должен обладать знаниями как инженерной психологии (или же психологии труда), так и социальной. Психологическая сторона работы школьного психолога относится одновременно к сферам возрастной и педагогической психологии. Разработка практических приложений нейропсихологии — прежде всего проблемы реабилитации больных с мозговыми поражениями, полученными в различных видах профессиональной деятельности, — требует знания психологии труда.
. Основные отрасли психологии Современная психологическая наука представляет собой многоотраслевую сферу знаний и включает в себя более 40 относительно самостоятельных отраслей. Их возникновение обусловлено: — во-первых, широким внедрением психологии во все сферы научной и практической деятельности, — во-вторых, появлением новых психологических знаний. Одни отрасли психологии отличаются от других, прежде всего, комплексом проблем и задач, которые решает то или иное научное направление. Вместе с тем все отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные (общие, или базовые) и прикладные (специальные). 1) Фундаментальные отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений. Это тот базис, который не только объединяет все отрасли психологической науки, но и служит основой для их развития. Фундаментальные отрасли, как правило, объединяют термином «общая психология». Общая психология –отрасль психологической науки, включающая в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории. Общая психология –изучает закономерности развития психики в максимально обобщенном и отвлеченном виде. Это психика взрослого (среднего возраста) нормального (не больного) человека (не важно мужчины или женщины), в постоянных условиях жизни и деятельности. Основными понятиями общей психологии являются: — психические процессы; — психические свойства; — психические состояния. Возникновение общей психологии как самостоятельной и фундаментальной отрасли психологической науки связано с именем С.Л. Рубинштейна, подготовившего и опубликовавшего в 1942 г. капитальный обобщающий труд «Основы общей психологии», в который вошли передовые достижения как отечественной, так и мировой науки. 2) Прикладными называют отрасли психологии, достижения которых используют в практической деятельности. В большинстве случаев с помощью прикладных отраслей психологической науки решают конкретные задачи в рамках определенного направления. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает психологические проблемы, закономерности развития психики и личности в процессе обучения и воспитания. Возрастная психология изучает онтогенез психики, то есть ее развитие от зачатия человека до его смерти; закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психологию старости). Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности. Психология труда рассматривает психику в условиях трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, происходящие во время болезней психические изменения, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. В рамки клинической психологии, изучающей проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения, как более частное входит патопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология –индивидуальные различия в психике людей. Юридическая психология изучает психологические особенности юридической деятельности (например, особенности поведения участников уголовного процесса, психические проблемы формирования личности преступника, особенности его поведения и так далее). Дифференциальная психология изучает различия между индивидами, между группами индивидов, а также причины и следствия этих различий. Политическая психология изучает психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т. п. Психология искусства изучает свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность как отдельной личности, так и общества в целом. Помимо названных существуют и другие, не менее интересные для научных исследований и не менее значимые для практической деятельности человека отрасли психологии, в том числе: военная психология, психология рекламы, экологическая психология, зоопсихология, спортивная психология, космическая психология и др. Военная психология изучает психологию личности воина, психологию воинского коллектива и психологические особенности их профессиональной деятельности в ее разных формах и видах. Патопсихология уделяет основное внимание особенностям нарушений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма, в частности у детей. Парапсихология исследует аномальные индивидуально- и социально-психологические явления. Психология религии изучает психологические факторы религиозного сознания. Экологическая психология изучает психологические аспекты взаимодействия человека и окружающей среды. Зоопсихология (или сравнительная психология) раскрывает особенности и закономерности психики животных на разных этапах развития животного мира. Психодиагностика нацелена на разработку методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Психология спорта занимается исследованием психологических особенностей спортивной деятельности. Космическая психология включает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния невесомости. Кроме того, эта отрасль психологии выясняет особенности работоспособности во время полета, в частности при необходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени и т. д. В последние годы ускоряющий импульс получает виртуальная психология, изучающая психологические виртуальные реальности и строящаяся на специфическом философском базисе. Каждое из этих направлений использует теоретико-методическое наследие общей психологии, но богато собственными методами, подходами и приемами. Отметим, что прикладные отрасли не являются изолированными друг от друга. Чаще всего в одной отрасли психологии используются знания или методы других ее отраслей. Например, космическая психология, занимающаяся проблемами психологического обеспечения деятельности человека в космосе, тесно связана с инженерной психологией, медицинской и др. Все отрасли психологической науки возникли и развивались как результат расширения сфер человеческой деятельности, ее рационализации и усовершенствования. Однако нельзя рассматривать различные отрасли психологии как простое практическое применение психологических закономерностей (полученных в результате исследований, например, по общей психологии или социальной психологии) к тем или другим случаям жизни. Только в процессе разрешения конкретных практических задач, выдвигаемых жизнью, практикой людей, могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы психологии и раскрыты общие и частные психологические закономерности. Поэтому в каждой из указанных отраслей психологии большое место отводится теоретическим исследованиям. Научное психологическое исследование может быть успешным лишь тогда, когда оно строится не абстрактно, а с учетом практических задач. Изучая закономерности психики человека, психология делает это не в отрыве от тех или иных видов человеческой деятельности, а в связи с ними и со специальной целью: использовать результаты исследований для совершенствования этих видов деятельности. В Приложении представлены некоторые отрасли современной психологии, в настоящее время их насчитывается свыше 40. Из всего сказанного выше можно представить, насколько широк спектр практического применения психологии. Психология является одной из фундаментальных, системообразующих научных дисциплин, будущее которой лежит на стыке наук, на первый взгляд кажущихся далекими от нее.
Стадии развития психики
Гипотезу о стадиях и уровнях развития психики у животных, начиная от простейших и заканчивая человекообразными обезьянами, предложил А.Н. Леонтьев. Далее она была уточнена и доработана К.Э. Фабри на основе новейших зоопсихологических данных. Фабри также добавил к описанию психического отражения, сделанного А.Н. Леонтьевым, характеристику эволюции поведения и органов манипулирования у животных, находящихся на разных стадиях и уровнях психического развития.
Согласно гипотезе Леонтьева, уточненной Фабри, развитие психики животных прошло через три стадии и шесть уровней (табл. 1).
Таблица 1. — Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри)
Стадии и уровень развития психики | Характеристика психики и поведения | Виды живых существ, находящихся на данной стадии (данном уровне) развития | |
Стадия элементарной сенсорной психики | |||
А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление челюстей как важнейшего органа манипулирования. Способность к формированию элементарных условных рефлексов | А. Наличие раздражимости: четкие реакции на биологически значимые раздражители через изменение направления и скорости движений. Отсутствие сформированной способности реагировать на биологически нейтральные раздражители (чувствительности). Слабая, нецеленаправленная двигательная активность Б. Развитая чувствительность: наличие четких реакций на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность: ползание, рытье в грунте, плавание с выходом на сушу. Способность избегать вредные воздействия среды, вести активный поиск положительных биологически значимых раздражителей. Главное значение имеют жесткие, врожденные программы поведения, а индивидуальный опыт, приобретаемый в процессе жизни, играет несущественную роль | А. Простейшие одноклеточные организмы. Многие низшие многоклеточные организмы, обитающие в водной среде Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные | |
Стадия перцептивной психики | |||
А. Низший уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов Б. Высший уровень. Складывание определенной «картины мира» | А. Образование двигательных навыков. В поведении преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные навыки сложны и разнообразны: ныряние, ползание, ходьба, бег, лазание, прыжки, полет и др. Активный поиск положительных раздражителей в окружающей среде и умелое избегание вредных воздействий. Развитое защитное поведение Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Наличие способности к научению | А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие) | |
Стадия интеллекта | |||
А. Низший уровень. Способность решать задачи, ориентируясь на отношения, существующие между предметами. Хорошо развитая способность кнаучению. Перенос вновь приобретенного опыта в новые условия и ситуации Б. Высший уровень. Наличие двухфазного интеллекта. Выделение в интеллектуальной деятельности особой, ориентировочно-исследовательской фазы | А. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенного опыта. Выделение специализированных органов манипулированияпредметами: лап, рук Б. Способность решать задачи разными способами. Создание и исползование в своей деятельности примитивных орудий. Непосредственное усмотрение причинно-следственных связей и отношений между предметами и явлениями (инсайт). Наличие хорошо развитого языка как средства внутривидового общения | А. Высшиемлекопитающие. Хищники (кошки, собаки). Низшие обезьяны Б. Высшие, человекообразные обезьяны. Дельфины | |
Стадия интеллекта человекоподобных обезьян представляет собой верхнюю границу развития психики животных. Далее начинается качественно новый этап в истории развития психики — сложный и длительный процесс историко-эволюционного развития Homo sapiens, или «Человека разумного».
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru
Психические явления (классификация и виды)
Классификация психических явлений существует в простом, классическом варианте. Именно она применяется в современной психологии.
Выделяют обычно три основные категории:
- Психические процессы.
- Психические свойства.
- Психические состояния.
Чтобы детально понять, что же представляет собой психическое явление, нужно рассмотреть каждую из выделенных групп более подробно.
Коротко о главном
Под психическим процессом в психологии принято понимать подвижное протекание психического явления. У него обязательно имеется три основных стадии: начало, развитие и окончание. Стоит обратить внимание на то, что как только заканчивается одно психическое явление, то обязательно тут же следом начинается второе.
Получается, что когда человек не спит, у него отмечается непрерывная психическая активность. Все психические процессы можно разделить на три вида: эмоциональные, познавательные и волевые. Каждая категория играет в жизни индивида определенную роль, оказывая при этом весьма серьезное влияние на все его существование.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Если кратко говорить о том, что представляют собой психические свойства человека, то это устойчивые образования, которые обеспечивают тот или иной тип поведения, присущий каждому конкретному человеку. Психические свойства людей очень многообразны, формируются они постепенно на протяжении жизни и фиксируются практикой.
Рекомендуем: Что такое подражание в психологии?
Под психическими состояниями понимается конкретный уровень психической деятельности, при этом он может проявляться в понижении или повышении личностной активности. Любой индивид в течение дня может испытывать разные психические явления, в зависимости от этого его деятельность может быть более или менее продуктивной.
А теперь стоит более подробно рассмотреть каждую из описанных выше групп психических явлений.
Процессы
Для людей любой познавательный психический процесс – это канал для общения с окружающим миром. Любая информация, которая попадает к нам, преобразовывается мозгом именно с помощью познавательных процессов. В психологии к ним относят несколько явлений.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Самым простейшим является ощущение. Через него люди могут познавать свойства окружающего пространства, а также устанавливать связи между предметами и явлениями. Принято также считать, что ощущение – это источник наших знаний как о себе самих, так и об окружающем мире. Стоит отметить, что ощущения могут осознавать только те живые организмы, которые имеют головной мозг.
Ощущения в организм «попадают» посредством органов чувств, и они весьма разнообразны. Бывают актуальные и неактуальные ощущения, экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные. У любого ощущения имеют три основных характеристики – качество, интенсивность и продолжительность.
Рекомендуем: Понятие психического отражения
Психическим явлением является также восприятие. Оно представляет собой целостное отражение процессов, происходящих в мире, в то время как они воздействуют на органы чувств человека. Восприятие присуще только человеку и еще некоторым высшим видам животных.
Восприятие – это очень сложный процесс, поскольку благодаря ему у человека в голове складывается целостный образ того или иного явления или объекта. Приведем простой пример: у человека в руках карандаш, он его осязает и видит; благодаря этому, а также имеющемуся жизненному опыту он представляет не только его внешний облик, но и то, что у него внутри есть грифель.
Основными свойствами восприятия являются целостность, обобщенность, предметность, осмысленность, константность и избирательность. Развитие этого психического явления играет важную роль в процессе обучения.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Немаловажным психологическим процессом можно назвать представление. Оно заключается в своего рода отражении какого-то объекта, который в настоящее время не видишь, но понимаешь на основе предыдущих знаний, как он выглядит. Представление обладает рядом свойств: неустойчивость, изменчивость, фрагментарность.
Нельзя обойти вниманием такое свойство психики, как воображение. Оно представляет собой процесс создания в голове человека новых образов, которые не всегда могут соответствовать действительности. Воображение очень важно для представителей творческих профессий. Кстати, одной из разновидностей воображения в психологии считается мечта.
Высшим познавательным процессом принято называть мышление. Его суть состоит в том, что человек на основе преобразования окружающей действительности может порождать новые знания. Основной функцией этого явления выступает индивидуальность, а главный источник мышления – практический опыт. Кстати, мышление неразрывно связано с речью, потому что человек мыслит не картинками или образами, а именно словами.
Рекомендуем: Что такое аггравация?
Отдельные виды психических явлений – мнемические процессы, которые по-другому принято называть памятью. Они изучаются, кстати, не только в психологии, но и в других науках. Память представляет собой закрепление и сохранение, а при необходимости – воспроизведение накопленного в процессе жизни опыта. К мнемическим процессам относят способность человека запоминать, сохранять, воспроизводить и забывать.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Классификация психических явлений содержит еще и такое понятие, как внимание. Под ним принято понимать сосредоточенность психики на каком-либо объекте или явлении. Основные формы внимания – сознательная и бессознательная. Кстати, относительно этого психического явления точного мнения у ученых нет. Одни его считают отдельным процессом, а ряд исследователей рассматривают его только в совокупности с какими-то другими психическими явлениями.
Эмоции и чувства
Человек отличается от других живых существ тем, что он умеет переживать, т.е. имеет чувства и эмоции. Структура психических явлений такого плана весьма сложна и неоднозначна. Под эмоцией принято понимать переживание человека, которое связано с тем, удовлетворил или нет он свои потребности.
Чувство – это явление более сложное. Оно обычно представляет собой целый комплекс разных эмоций. Кстати, чувства может испытывать только человек, и в разных обстоятельствах он по-разному их выражает.
Стоит отметить, что как эмоции, так и чувства очень тесно связаны с состоянием человеческого организма. В том или ином состоянии индивид может чувствовать по-разному. Из простейших чувств можно назвать удовольствие от удовлетворения органических потребностей, а из сложнейших – любовь, патриотизм и т.д.
Рекомендуем: Высшие психические функции
Кстати, явления психики могут человеком осознаваться или быть неосознанными. Неосознаваемые психические явления встречаются не так уж и часто, но все же они существуют. Например, человек может испытывать внезапное и непонятно откуда появившееся чувство тревоги. Бессознательные психические явления, кстати, присущи только человеку и ни одному другому живому существу, кроме него.
Отдельно стоит поговорить о таком феномене, как массовые психические явления. Они характерны только для какой-либо социальной группы. Причем это может быть как огромная толпа, так и относительно небольшая группа людей. Массовое настроение проявляется в жизни каждого человека, и тому есть не один пример.
Допустим, мода – это то, что принято считать красивым и актуальным в тот или иной период времени в той или иной группе. Примерно из этого же ряда такое явление, как слухи – недостоверная или официально не подтвержденная информация, которая распространяется в том или ином обществе.
Еще одно массовое явление – паника. Под ней принято понимать эмоциональное состояние людей в какой-либо опасной ситуации. Самым простым примером можно считать пожар в здании – в большинстве случае люди, даже зная о правилах эвакуации, начинают паниковать и бегут к выходу в произвольном порядке. Если в это время у толпы появится лидер, то он сможет быстро уладить ситуацию и предотвратить неблагоприятные последствия. Автор: Елена Рагозина
Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:
www.grc-eka.ru
Психические явления и их классификация.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 16Следующая ⇒Под психическими явлениями понимаются элементы внутреннего опыта субъекта. Под психологическими фактами подразумевается широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики – ее свойств, функций, закономерностей.
Классификация психических явлений производится по ряду оснований.
К.К. Платонов делит психические явления по их длительности на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.
Психические процессы обычно имеют длительность от долей секунд до нескольких минут. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые.
1. К познавательным психическим процессамотносятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе.
Эмоциональные психические процессыотражают значимость для человека познаваемых им объектов и явлений. В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс.
Волевые психические процессысвязанны с принятием решений, управлением своим поведением в ситуациях, требующих преодоления трудностей для достижения поставленных целей.
2. Психические процессы различаются по осознаваемости и делятся на осознаваемые и неосознаваемые.
1. Осознаваемые психические процессы отличаются тем, что человек отдает себе отчет в процессе их протекания и могут в той или иной степени регулировать этот процесс. Фундаментальное свойство осознаваемых психических явлений – их непосредственная представленность субъекту. Это означает, что мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим.
2. Неосознаваемые психические процессы характеризуются тем, что человек не отдает себе отчет в их протекании и не может контролировать их протекание. Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса: 1) неосознаваемые механизмы сознательных действий (неосознаваемые автоматизмы, явления неосознаваемой установки, неосознаваемые сопровождения сознательных действий; 2) неосознаваемые побудители сознательных действий; 3) «надсознательные» процессы (процессы творческого мышления, процессы переживания большого горя или больших жизненных событий, кризисы чувств, личностные кризисы).
Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний человека.
Психические состоянияхарактеризуют состояние психики в целом и длятся обычно от нескольких минут до нескольких часов (например, состояние тревоги или страха). В патологических случаях длятся несколько месяцев (например, затянувшаяся депрессия). Здесь требуется лечение. Психические состояния могут относиться к познавательной сфере (сомнение, сосредоточенность, рассеянность), эмоциональной сфере (страх, уныние), волевой сфере (уверенность, неуверенность). Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, но обладают большей длительностью и устойчивостью. Психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или мешать осуществлению деятельности.
Психические свойства личности — характеризуется большей устойчивостью и большим постоянством. Под психическими свойствамиличности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. Они могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные свойства передаются по наследству или формируются в период внутриутробного развития и присущи человеку в течение всей жизни (темперамент). Приобретенные свойства формируются в течение жизни человека и изменяются со временем (способности и характер). Уровень развития свойств личности, а также особенности развития психических процессов и наиболее характерные для человека психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальность.
3. Психические явления могут быть не только индивидуальными, но и групповыми, то есть связанными с жизнедеятельностью групп и коллективов. Эти явления изучаются в рамках социальной психологии. Все групповые психические явления могут быть также разделены на психические процессы, психические состояния и психические свойства.
К коллективным психическим процессам, выступающим в качестве первичного фактора регуляции существования коллектива или группы, относят общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм, межгрупповые взаимоотношения и др. К психическим состояниям группы относятся конфликт, сплоченность, психологический климат, открытость или закрытость группы, паника и др. К числу наиболее значимых психических свойств группы относят организованность, стиль руководства, эффективность деятельности.
Таким образом, объектом психологии выступают психические явления как одного конкретного человека, так и наблюдаемые в группах и коллективах.
Отрасли психологии
В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. При этом система психологических наук продолжает активно развиваться за счет появления новых направлений.
Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные отрасли психологии имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология». Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике.
Общиеотрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные — выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.
К фундаментальным отраслям психологии относится общая психология, которая исследует психику человека, выделяя в ней познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. К сфере личности относятся эмоции и воля, способности, темперамент, характер, диспозиции, установки, мотивация.
Специальные отрасли психологии включают генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию.
Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа. Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования. Возрастная психология изучает психологические особенности, характерные для разных возрастных этапов развития, а также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой. Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые являются научной основой для понимания законов развития психики.
Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания.
Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.
Три следующие отрасли психологии — медицинская и патопсихология, а также психотерапия — имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки — объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там, где педагог имеет дело с так называемыми трудными, в том числе педагогически запущенными, детьми или людьми, нуждающимися в психологической помощи.
Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна для воспитания.
Психодиагностика ставит и решает проблемы конструирования и применения средств измерения уровня развития психических функций и свойств.
infopedia.su
Виды психических явлений и их взаимосвязь — Мегаобучалка
Будучи идеальной, психика обнаруживает себя в особой группе явлений, называемых психическими, которые представляют собой основные формы существования психического. В современной психологической литературе выделяют четыре основные вида психических явлений (или четыре основные формы существования психического), это: психические процессы, психические состояния, психические свойства и психические образования.
Психические процессы – это основной способ существования психического. Они обеспечивают первичное отражение и осознание человеком окружающей действительности, являются предельно пластичными и динамичными, имеют четное начало, определенное течение и ярко выраженный конец. Исходя из функциональной необходимости обеспечения деятельности человека, выделяют познавательные (обеспечение предметности деятельности), эмоциональные (обеспечение субъективности деятельности) и волевые(обеспечение активности деятельности) процессы.
Психические процессы – это элементарные психические явления, включенные в более сложные виды психической деятельности. Они наиболее кратковременны, их продолжительность от долей секунд до десятков минут. Это те «кирпичики» (или элементы), из которых состоит процесс психического отражения или процесс функционирования психики человека.
Психические состояния – это целостная характеристика психической активности людей в определенных условиях, при выполнении ими конкретных задач. Каждый компонент психики (познавательный, эмоциональный, волевой) по-разному представлен в том или ином состоянии. Свое название «психическое состояние» получает от ведущего компонента: познавательное состояние (размышление, сосредоточенность и т.д.), эмоциональное (радость, печаль и т.д.), волевое (решительность, настойчивость и т.д.). Человеку свойственны самые разнообразные психические состояния, их общее число насчитывает несколько сотен. Можно сказать, что собственно жизнь человека и есть смена одного состояния другим.
Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.
Психические свойства выступают в виде системных качеств человека, они формируются и проявляют себя в деятельности. Синтез свойств психики приводит к формированию обобщенных макрохарактеристик человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности.
Каждая из этих макрохарактеристик, взаимодействуя с другими, отражает включенность человека в приоритетные сферы жизнедеятельности, в которой целенаправленная активность обеспечивает получение вполне определенных результатов.
В макрохарактеристике «индивид» отражена вся совокупная психофизиологическая основа человека, «личность» выражает его социализацию, иначе говоря, освоение социального опыта.
Деятельностная активность человека представлена в макрохарактеристике «субъект деятельности». И, наконец, на неповторимую самобытность человека как целостного феномена указывает интегративная макрохарактеристика «индивидуальность».
Все эти макрохарактеристики человека образуют его целостный психологический портрет, качественные признаки которого возникают, формируются, развиваются и появляются во взаимодействии с другими людьми, предметным миром, собственным «Я». К психическим свойствам человека относятся: направленности («Что хочет человек?»), способности («Что может человек?»), темперамент и характер («Как проявляется человек?»).
Психические образования – это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта. К ним относятся знания, умения, навыки, а также различные психологические качества (интересы, стремления, установки, жизненные позиции и т.п.).
Психические явления– это постоянные регуляторы деятельности и поведения, возникающие в ответ на воздействия (раздражители), которые имеют место сейчас (ощущения, восприятия) или когда-то были в прошлом опыте (память, представления), обобщающие эти воздействия и предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение), усиливающие или ослабляющие деятельность (чувства, воля), обнаруживающие различия в поведении людей (темперамент, характер, направленность личности, способности, знания, умения).
Все психические явления у человека связаны друг с другом и влияют друг на друга, так как они представляют собой различные стороны (аспекты) функционирования единой целостной системы – сознания человека. Кроме того одни виды психических явлений могут порождать другие, становясь их причиной. Например, индивидуальные особенности какого-нибудь психического процесса у ребенка нередко вызывают негативную реакцию окружающих, что может привести к часто повторяющимся у него состояниям огорчения и разочарования, а это, в свою очередь, может превратиться в психическое свойство, например, в неадекватную самооценку.
Рис. 2.5 Основные виды психических явлений.
Сознание человека
Сознание– высший уровень развития психики, это высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.
Сознание человека обеспечивает:
а) знание об окружающем мире через познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение и внимание;
б) различение субъекта и объекта (выделение «Я» и «НЕ-Я») – самосознание;
в) осуществление целеполагающей деятельности;
г) появление определенных отношений (чувств, эмоциональных отношений).
Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык.
Сознание – это высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми, это единство всех психических процессов, состояний и свойств человека как личности. Можно сказать, что сознание человека рождается в бытии, отражает бытие и творит бытие.
Сознание человека имеет следующие особенности:
— категорийность – отражение мира через призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на основе концептуальных схем;
— отражение существенных взаимосвязей, наиболее значимых в данной ситуации;
— осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений;
— обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания;
— сознание – концептуальная модельсобственной личностии построения взаимодействий с действительностью на этой основе.
Рассматривая соотношение понятий «психика», «психическое» и «сознание», «сознательное», следует иметь ввиду, что психическое шире, чем сознательное. Сознательное – это высший уровень психического, но кроме него есть другой уровень – бессознательное.
Оно включает в себя два уровня:
1) подсознательное – те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом прийти в сознание;
2) собственно бессознательное – такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным. К проявлениям бессознательного относятся сны, галлюцинации, ответные реакции, которые вызываются реально существующими, но не осознаваемыми раздражителями; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели.
Низший и высший уровни психики (бессознательное и сознательное) всегда и обязательно присутствуют в процессе психического отражения окружающей действительности у каждого человека.
megaobuchalka.ru
Психические явления — Психология Дома Солнца
Психические состояния Психические свойства текущее своеобразие психической типичное для индивида своеобразие деятельности (псих. процессов) , его психической деятельности обусловленное содер. (объектом) Темперамент деят. и его личностной значим. —индивидуальные особенности псих. деятельности, обусл. врожденнымМотивационные типом высшей нервной деятельности, актуализированные потребности динамика реал. психических процессов и их модификации: установки, (сангвиники, холерики, флегматики, интересы, желания, стремления. меланхолики) влечения, страсти Направленность
Эмоциональные —иерархия потребностей и устойчивых эмоциональный тон ощущений, мотивов повед., ценностных ориентаций эмоциональный отклик, настроение, и установок стресс, аффект, фрустрация Характер
Волевые —обобщенные способы поведения, инициативность, решительность, тип адаптации к среде целеустремлен., настойч. и др. Способности
Уровни организованности —психофизиологические регуляционные психической деятельности возможности, проявляющиеся (внимание) в конкретных видах деятельности
Регуляция деятельности
Психические свойства личности —типичные для данного человека особенности его психики.
К психическим свойствам личности относятся:
1) темперамент; 2) направленность; 3) способности и 4) характер.
Личность —индивид, включенный в общественные отношения, это социальное качество человека, тогда как индивид —это отдельный представитель биологического рода homo sapiens (таковым является новорожденный).
Каждая личность имеет неповторимые сочетания психических особенностей —психический склад; это и составляет ее индивидуальность.
Понятие “человек” более широкое, чем понятие “личность”. Оно включает в себя и понятие “индивид”, и понятие “личность”.
Психические процессы, состояния и свойства человека —это единое проявление его психики.
И исходным психическим образованием, проявляющимся и в свойствах личности, и в различных психических состояниях, являются психические процессы.
Возникновение и развитие психики
Развитие психики в процессе эволюции
Психика возникла на определенном этапе развития жизни как механизм активного взаимодействия живых существ с окружающей средой.
По мере эволюционного развития у животных формируется специальный орган психики —нервная система, обеспечивающая отражение окружающего мира и регуляцию поведения.
Первоначальной формой психического отражения и регуляции поведения являются инстинкты.
Инстинкты —комплекс врожденных реакций, стимулом для которых являются отдельные биологически значимые свойства окружающей среды. Этот этап развития психики называется еще и этапом элементарного анализа.
Паук, сидящий в паутине, набрасывается на запутавшуюся в ней муху.
Сигналом, вызывающим реализацию этой программы действия, является вибрация. Достаточно приложить к паутине вибрирующий камертон, чтобы паук высунулся из гнезда и бросился на него. Лягушка, подстерегая свою жертву, набрасывается лишь на летающую мошку —сигналом к ее действию является мелькание.
С развитием коры головного мозга появились новые, индивидуально-изменчивые формы поведения, основанные на образно-концептуальном отражении окружающего мира.
Поведение высокоорганизованного животного регулируется психическим образом конкретных условий среды.
У высокоорганизованных животных наряду с инстинктами возникает способность ситуативного, предметного отражения действительности, способность отражения отношений, связей между элементами данной ситуации, на основе чего вырабатывается гибкая программа поведения. Эти животные приобретают индивидуальные навыки (закрепленные в идивидуальном опыте действия, которые дают положительный эффект в определенных ситуациях).
Наиболее высокоразвитые животные (приматы, собаки, дельфины и др.) способны даже на отдельные интеллектуальные действия.
www.sunhome.ru