Тренинг это метод обучения – Тренинг как интерактивный метод обучения

Урок-тренинг как метод интерактивного обучения и деятельностная форма организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС

Новые цели образования требуют обновления содержания образования и поиска форм обучения, которые дадут возможность их оптимальной реализации. Вся совокупность информации должна быть подчинена ориентации на жизнь, на умение действовать в любых ситуациях, на выход из кризисных, конфликтных ситуаций, к которым относятся и поиск знаний. Ученик в школе учится не только решать математические задачи, но через них и жизненные задачи; не только правилам орфографии, но и правилам социального общежития; не только восприятию культуры, но и ее созданию. Этим требованиям отвечает тренинговый подход, который становится все более и более популярным, в том числе и в системе школьного образования.

Урок-тренинг как метод интерактивного обучения и деятельностная форма организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС

 

Новые цели образования требуют обновления содержания образования и поиска форм обучения, которые дадут возможность их оптимальной реализации. Вся совокупность информации должна быть подчинена ориентации на жизнь, на умение действовать в любых ситуациях, на выход из кризисных, конфликтных ситуаций, к которым относятся и поиск знаний. Ученик в школе учится не только решать математические задачи, но через них и жизненные задачи; не только правилам орфографии, но и правилам социального общежития; не только восприятию культуры, но и ее созданию. Этим требованиям отвечает тренинговый подход, который становится все более и более популярным, в том числе и в системе школьного образования.

Развитие личности в системе образования должно обеспечиваться формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного процесса, что соответствует деятельностному подходу, разработанному Л. Выготским, А. Леонтьевым, П. Гальпериным, Д. Элькониным. Основной формой организации учебно-познавательной деятельности обучающихся в деятельностном подходе является коллективный диалог, организованный в рамках тренинга. Именно через тренинговую форму работы осуществляется общение «учитель-ученик», «ученик-ученик», при котором происходит усвоение учебного материала на уровне личностной адаптации. Диалог может реализовываться в парах, в группах и в целом классе под руководством учителя. Данная организационная форма урока, разработанная сегодня в практике обучения, может эффективно использоваться в рамках деятельностного подхода.

Интерактивный характер тренингового обучения

Тренинг – это специальная тренировка, обучение чему-либо, термин, при помощи которого обозначают различные методы, направленные на формирование и развитие у индивида полезных привычек, умений и навыков.

Тренинг как особая форма обучения сформировался в начале ХХ века. В частности, в 1912 г. в США автор популярных книг по психологии Дейл Карнеги организовал тренинговый центр, в котором проводились тренинги по развитию уверенности в себе, формированию навыков общения, делового взаимодействия с людьми, публичного выступления.

Различают разные виды тренингов (социально-психологический, тренинг личностного роста и др.), общее, что их объединяет – возможность моделирования разнообразных реальных ситуаций. Другими словами, обучение не ради обучения, а обучение для жизни.

Тренинг и традиционные формы обучения имеют существенные отличия. Традиционное обучение ориентировано по существу на передачу информации и знаний; тренинговое обучение сориентировано на постановку проблемы (вопроса) и поиск ее решения (ответа).

В отличие от традиционных форм обучения, технология тренинга полностью охватывает потенциал обучающегося: уровень и объем его компетентности (социальной, эмоциональной и интеллектуальной), самостоятельность, способность принятия решений, взаимодействие и т.д.

Тренинг, как и любое учебное занятие, имеет определенную цель: информирование и приобретение участниками тренинга новых способов действий; изменение взгляда на проблему и на процесс обучения, повышение способности обучающихся к положительному отношению к себе и жизни.

Тренинг имеет свои атрибуты, к которым относятся:

- тренинговая группа;

- тренинговый круг;

- правила группы;

- атмосфера взаимодействия и общения;

- интерактивные методы обучения;

- структура тренингового занятия;

- оценки эффективности тренинга.

Данные атрибуты могут быть направлены на приобретение общекультурных навыков и умений, формирование навыков сотрудничества, анализа первоисточников и дополнительной литературы, навыков логического мышления, анализа, подготовки презентации как самостоятельной работы; овладение новыми формами учебной деятельности, формирование положительного отношения к себе и к окружающим, поиск эффективных путей решения поставленных проблем. Различают следующие

виды упражнений тренинга: организационные, мотивационные, коммуникативные, креативные, развитие когнитивных процессов, рефлексивные.

При проведении тренинговых упражнений необходимо соблюдение принципов активности, творческой позиции, осознание своего поведения, партнерского общения.

Таким образом, использование тренинга, технологии активного обучения, может способствовать социализации личности обучающегося, формированию умений сотрудничества, приобретению знаний путем коллективной деятельности, способности принимать решение на основе толерантного отношения к противоположной точке зрения, развитие когнитивных творческих процессов, развитие коммуникативной компетенции.

Проведение тренинга − дело непростое. От учителя требуется особое мастерство. На таком уроке учитель − организатор, задача которого умело переключать и концентрировать внимание учащихся. Главным действующим лицом на уроке-тренинге является ученик.

Тренинг ассоциируется не со скучными лекциями, а с интерактивными формами обучения: ролевыми играми, ситуационными задачами, бизнес-симуляциями, групповыми обсуждениями; иными словами, формами обучения, требующими активного взаимодействия участников между собой и с тренером. В западной и российской литературе, посвященной технологиям проектирования и проведения тренингов, такой подход называется интерактивным.

Не совсем правильным будет понимание интерактивного подхода в обучении просто как использование активных методов обучения, в которых высока вовлеченность участников (дискуссии, игры и т.д.). Основу концепции интерактивного подхода составляет акцент на потребности обучающихся: тренинг – это решение их задач, он ориентируется на ученика, а не на учителя. Учителю нужно сосредоточиться на том, чему хочет научиться ученик, какие навыки он желает развивать, а не на том, чему он хочет научить. Такой подход требует от педагога постоянного внимания к участникам, их ситуации и потребностям, постоянной рефлексии, направленной на то, чтобы увидеть происходящее глазами участников.

Еще одна принципиально важная характеристика интерактивного подхода – вовлечение участника тренинга как партнера в процесс поиска решения его задач. Участник тренинга не пассивный созерцатель, которому все дают, − он ставит задачи и решает их с помощью ресурсов, которые предоставляет ему учитель.

Малкольм Ноулз, один из известных американских экспертов по андрагогике, подчеркивает, что при интерактивном обучении тренеру важно создать ситуацию, когда ответственность лежит, прежде всего, на обучающихся и тренер не учит, а помогает им учиться самим.

При этом педагог также может реализовать в своей деятельности собственные ценности и основанные на них цели и задачи. Иначе возможна потеря мотивации к постоянному саморазвитию, формирование отношения к своей деятельности просто как к способу зарабатывания денег.

Структура уроков-тренингов

1. Постановка цели

Учитель вместе с учащимися определяет основные цели урока, включая и социокультурную позицию, которая неразрывно связана с «раскрытием тайны слов». Как правило, урок имеет эпиграф, слова которого раскрывают свой особый смысл для каждого только в конце урока. Чтобы понять их, нужно «прожить» урок.

Мотивация на работу подкрепляется в ресурсном круге. Дети встают в круг, берутся за руки. Задача учителя, чтобы каждый ребенок почувствовал поддержку, доброе отношение к нему. Чувство единения с классом. Учитель помогает создать атмосферу доверия, взаимопонимания. Если это начало учебного дня, предлагаем обратиться друг к другу с теплым приветствием, комплиментом, пожеланием и т.д.

2. Самостоятельная работа. Принятие собственного решения

Каждый ученик получает карточку с заданием. В задании вопрос и три варианта ответов. Правильным может быть один, два, а могут быть и все три варианта. Выбор скрывает возможные типичные ошибки учащихся.

Перед тем как приступить к выполнению заданий, дети проговаривают «правила» работы, которые помогут им организовать диалог. В каждом классе они могут быть разными. Например, «Каждый должен высказаться и выслушать каждого». Проговаривание этих правил в громкой речи помогает создать установку на участие в диалоге всех детей группы.

На этапе самостоятельной работы ученик должен рассмотреть все три варианта ответов, сравнивая, сопоставляя их, сделать выбор и подготовиться к объяснению своего выбора товарищу: почему он считает так, а не иначе. Для этого каждому необходимо покопаться в багаже своих знаний. Знания, полученные учащимися на уроках, выстраиваются в систему и становятся средством для доказательного выбора. Ребенок учится осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их, находить оптимальный вариант.

В процессе этой работы происходит не только систематизация, но и обобщение знаний, так как изученный материал выделяется в отдельные темы, блоки, происходит укрупнение дидактических единиц.

3. Работа в парах (четверках)

При работе в группе каждый ученик должен объяснить, какой вариант ответа он выбрал и почему. Таким образом, работа в парах (четверках) требует от каждого ребенка активной речевой деятельности, развивает умение слушать и слышать. Психологи утверждают: учащиеся удерживают в памяти 90% от того, что проговаривают вслух, и 95% от того, чему обучают сами. В процессе тренинга ребенок и проговаривает, и объясняет. Знания, полученные учащимися на уроках, становятся востребованными.

В момент логического осмысления, структурирования речи происходит корректировка понятий, структурирование знаний.

Важным моментом этого этапа является принятие группового решения. Сам процесс принятия такого решения способствует корректировке личностных качеств, создает условия для развития личности и группы.

4. Выслушивание классом различных мнений

Предоставляя слово для высказывания различным группам учащихся, учитель имеет прекрасную возможность отследить, насколько верно сформированы понятия, прочны знания, насколько хорошо дети овладели терминологией, включают ли ее в свою речь.

Важно так организовать работу, чтобы учащиеся сами смогли услышать и выделить образец наиболее доказательной речи.

5. Экспертная оценка

После обсуждения учитель или учащиеся озвучивают верный вариант выбора.

6. Самооценка

Ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности. Этому способствует система вопросов:

- Внимательно ли ты слушал товарища?

- Смог ли доказать правильность своего выбора?

- Если нет, то почему?

- Что получилось, что было трудно? Почему?

- Что нужно сделать, чтобы работа была успешной?

Таким образом, ребенок учится оценивать свои действия, планировать их, осознавать свое понимание или непонимание, свое продвижение вперед.

Учащиеся открывают новую карточку с заданием, и работа вновь идет по этапам − от 2 к 6.

Всего тренинги включают от 4 до 7 заданий.

7. Подведение итогов

Подведение итогов проходит в ресурсном круге. Каждый имеет возможность высказать (или не высказать) свое отношение к эпиграфу, как он его понял. На этом этапе происходит раскрытие «тайны слов» эпиграфа. Этот прием позволяет учителю выйти на проблемы нравственности, взаимосвязи учебной деятельности с реальными проблемами окружающего мира, позволяет учащимся воспринять учебную деятельность как свой социальный опыт.

Тренинги не надо путать с уроками-практикумами, где за счет множества тренировочных упражнений происходит формирование прочных умений и навыков. Отличаются они и от тестирования, хотя также предусматривают выбор ответа. Однако при тестировании учителю трудно проследить, насколько обосновано был сделан выбор учеником, не исключается выбор наугад, так как рассуждения ученика остаются на уровне внутренней речи.

Суть уроков-тренингов − в выработке единого понятийного аппарата, в осознании учащимися своих достижений и проблем.

Успешность и эффективность этой технологии возможны при высокой организации урока, необходимыми условиями которой являются продуманность рабочих пар (четверок), опыт совместной работы учащихся. Пары или четверки должны формироваться из детей с различным типом восприятия (зрительный, слуховой, моторный), с учетом их активности. В этом случае совместная деятельность будет способствовать целостному восприятию материала и саморазвитию каждого ребенка.

Технология создания структуры тренинга «Три П» («3 Р»)

Технология создания − это:

- Процесс (Process)

- Проблема (Problem)

- Программа (Program)

Рассмотрим первый компонент технологии – процесс. Классическая школа тренинга на данном этапе советует создать декомпозицию тех людей, с которыми тренер собрался работать. В рамках процесса обучения этот этап следует интерпретировать несколько по-другому.

Шаг 1. Изучение класса (группы) и учебного материала, с которым придется работать на занятии.

Изучение класса (группы) возможно посредством наблюдения, беседы с коллегами, классным руководителем, что позволяет акцентировать внимание на формировании тех компетенций в рамках тренинга, которые необходимы именно этим обучающимся. Если учитель давно работает с детьми, этап изучения класса можно пропустить и сфокусироваться только на учебном материале. Обычно опытные учителя говорят: «Это сильный класс, с ними можно работать вот так…» или наоборот.

Работа с содержанием учебного материала предполагает его отбор в соответствии со структурой тренинга, возможностями обучающихся.

Вторым компонентом технологии является − проблема.

Шаг 2. Постановка диагноза.

Изучив учебный материал и имея представления об учебной группе, переходим к обозначению ключевых проблем.

 

В частности, по теме урока «Вода и ее свойства», содержательными моментами, которые должны быть изучены обучающимися, будут следующие:

- Основные свойства воды.

- Три состояния воды.

- Роль воды в жизни человека.

- Запасы воды на Земле, экология и т.д.

При этом в процессе работы у второклассников должны быть сформированы:

- умение делать выводы по результатам эксперимента;

- умение вести наблюдение;

- умение работать в команде;

- умение ставить вопрос и искать ответ на него и т.д.

При изучении темы «Карибский кризис» ключевыми проблемами для изучения будут:

- «Да, кажется, зима в этом году будет холодной».

- Кто спровоцировал кризис?

- Симметричный ответ. Кто кого?

- В режиме чрезвычайной секретности.

         В процессе работы у девятиклассников должны быть сформированы следующие умения:

- находить аргументы и контраргументы;

- вести конструктивную дискуссию;

- находить компромисс;

- выделять существенное.

Третий компонент технологии − программа.

Шаг 3. Создание тематических блоков, отвечая на три «волшебных» вопроса «Зачем?», «Что?» и «Как?»

Вопрос «Зачем?»

- Зачем нужен тренинг? Что он должен дать? Его цель? Какие проблемы он должен решить для компании?

- Каков должен быть результат? Каким образом будем мерить результат?

- Что в конце обучения должны понять, знать и уметь участники?

- Как это будет вплетено в процесс их работы?

- Как мы узнаем, что цель тренинга достигнута?

Вопрос «Что?»

- Что я хочу дать участникам?

- Какую конкретно информации я хочу дать в процессе тренинга?

- Каким конкретно навыкам научить?

Вопрос: «Как?» (на этот вопрос отвечаем только после ответа на два предыдущих вопроса)

- В какой последовательности я буду давать материал?

- Как я хочу организовать процесс обучения (форма, стиль и т.д.)?

- Какие инструменты и упражнения я буду использовать для более эффективного обучения? Зачем я буду использовать именно эти инструменты? Что я хочу получить в результате каждого моего действия на тренинге?

- Как буду работать с групповой динамикой?

- Что я буду делать, если возникнут проблемы?

- Как «оживить» тренинговый процесс? Как создать интересный, динамичный процесс обучения?

Отвечая на все эти вопросы, можно создать основную тематическую структуру тренинга. При этом важно, что этот тренинг не будет каким-то общим. Он будет направлен на решение поставленных задач − обучение учащихся тому, что реально может повлиять на эффективность их работы в рамках данной темы, данного занятия.

Тренинг пока еще является инновационной формой обучения, но весьма перспективной, поскольку позволяет создать условия для формирования универсальных практических умений и навыков обучающихся, которые являются основой для компетенций, необходимых в жизни будущим выпускникам.

 

Источники:

1.Азимов, Э.Г. Щукинг А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий [Электронный ресурс]– Режим доступа: http://linguistics-online.narod.ru/olderfiles/1/azimov_e_g_shukin_a_n_novyy_slovar-21338.pdf

2.Захарова, Г.И. Теория и методика психологического тренинга [Электронный ресурс]– Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/019/73019/files/psyrazv19.pdf

3. Овчинникова, И, Кобзева, Н. Тренинг как технология активного обучения «Молодой ученый» № 10 май 2015 [Электронный ресурс]– Режим доступа: https://moluch.ru/archive/90/18587/

4. Немова, А.С. Мащенко М.В. Использование тренинговых технологий при обучении информатики [Электронный ресурс]– Режим доступа: https://scienceforum.ru/2013/article/2013007054

5. Технология "Трёх П" ("3Р") создания структуры тренинга [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.training.com.ua/live/release/Tehnologiya_Treh_P_3R_sozdaniya_struktury_treninga

medianar.ru

Тренинг как метод обучения и инструмент дополнительного образования

«Человеку может повезти с генами, но все равно нужно постоянно учиться и прокачиваться. Везение с генами — это как рояль Steinway, доставшийся по наследству. Хорошо, конечно, но играть-то на нем все равно нужно учиться». Т. Черниговская

Тренинг - термин из английского языка (от англ. — train, training) и имеет ряд значений: воспитание, обучение (на практических занятиях или в приближенных к реальным условиях), подготовка, тренировка, дрессировка. Точного эквивалента в русском языке нет.
В значении «тренировка» тренинг, конечно же, не является каким-то новым изобретением. Однако в качестве метода обучения для взрослых в современном виде тренинг появился относительно недавно. В любом случае, так или иначе, на тренинге мы учимся и тренируемся.
Существует много определений и видов тренингов, и применяются они в разных сферах деятельности: в бизнесе, в социальной сфере, в образовании, в психотерапии. Это и бизнес-тренинги; и личностные тренинги: психологические и эзотерические; и тренинги развития личности; психотерапевтические тренинги; тренинги состояний; исследовательские тренинги; трансформационные тренинги.
Общее в них то, что на тренингах можно изменить некие настройки и программы, модели управления своим поведением и деятельностью, развить уже существующие навыки – профессиональные и личностные, - расширить их диапазон.
Бизнес-тренинги, как метод повышения профессиональной компетентности и отработки эффективных профессиональных навыков, как инструмент развития персонала, стали неотъемлемой частью современной деловой культуры.
При этом, точно также как профессиональные навыки, можно совершенствовать и развивать личностные качества и социальные навыки, так называемые soft skills («софтскилз», англ. soft skills – «мягкие навыки» или «гибкие навыки»). Они важны и в работе, и в жизни, и позволяют быть эффективным и успешным независимо от специфики профессиональной деятельности или конкретной специальности.
К их числу относят: умение убеждать, находить подход к людям, лидировать, умение слушать, умение договариваться, работу в команде, личностное развитие, управление временем, креативность и т.п.
Кроме того, что большинство тренинговых программ и семинаров или курсов опираются на навыки из ряда soft skills, тренинг также является наилучшим средством освоения этих навыков.

Огромный процент того, что мы делаем, мы делаем бессознательно. Ведь те программы, которые наш мозг скачивает и устанавливает в себя всю жизнь, через некоторое время становятся «компьютерным железом» и действуют по умолчанию.


А тренинг кроме всего прочего может помочь распознать свои жизненные стратегии, бессознательные программы поведения; перевести некоторые неосознанные компетенции в область осознанных; преодолеть недоверие к себе; задуматься о своей жизни, миссии, возможностях, потребностях, истинных желаниях.
В ходе тренингов, связанных с личным развитием и эффективностью, нарабатывается практика работы над собой, появляются инструменты перевода проблемы в задачу, использование авторской позиции, появляется возможность посмотреть на себя со стороны, увидеть свои привычные стратегии и научиться произвольно и преднамеренно их изменять, растёт коммуникативная компетентность, появляется импульс к дальнейшему развитию, становится понятнее собственная мотивация, проясняются истинные цели.
Там можно научиться ставить цели так, чтобы выполнять их – хотелось; научиться находить решения и осознанно брать ответственность; управлять своими эмоциями; научиться способности посмотреть на ситуацию не своими глазами, а глазами другого человека. Такая способность является основой коммуникации, обучения, сопереживания и даёт поведенческое преимущество.
Из книг, статей, лекций можно получить информацию или знания. Однако умение или навык сформировать таким способом не получится. Факт присутствия знания не означает его принятия или подкрепления действием – присвоения. Таким вещам имеет смысл учиться на практике. Поэтому эффективность обучения зависит от самого ученика и возрастает, когда он из наблюдателя превращается в активного участника процесса.
Проще говоря тренинг не решает проблемы, а даёт инструменты для их решения, а также выступает в качестве "тренажера", на котором в безопасной обстановке осваиваются новые поведенческие знания и умения.

Таким образом, тренинг можно считать особой формой или методом обучения, который опирается не на знание в результате получения информации, а на реальное знание, основанное на возможности пережить на собственном опыте то, о чем говорит, например, лекция или учебник.
Необходимо помнить, что для закрепления новых привычек в реальной жизни необходимо их внутреннее принятие, присвоение и, конечно, время. Поэтому зачастую тренинговые программы состоят из нескольких блоков, разных по длительности. При этом в линейке тренингов обычно есть основной базовый курс, дающий основные инструменты для дальнейшего самостоятельного применения, но без которого не освоить следующие ступени, так же как в любой другой учебной программе.

Методы

В основе любого тренинга лежат методы практической психологии, групповое взаимодействие, обратная связь, практические упражнения и игры.
Задача тренера заключается в том, чтобы дать участникам возможность сделать свои собственные открытия и попробовать новые практические инструменты для произвольного овладения и управления собственным поведением, чтобы потом самостоятельно применять их в реальной жизни. Ведь именно тогда происходят настоящие изменения.

Кому это нужно

Когда ты найдёшь то, что полюбишь по-настоящему, ты сам удивишься, сколько всего ты сможешь. Можешь ты или не можешь — это всегда тебе решать. Из к/ф «Легенда 17

ü Если вы чувствуете, что не используете все свои возможности и ресурсы; не реализуете весь потенциал; остановились и не находите новых целей;
ü если у вас есть запрос расширить картину мира и стремление к наполненной, осмысленной, внутренне более свободной жизни;
ü если вы хотите научиться лучше понимать людей и себя, видеть связи событий и явлений, свою внутреннюю мотивацию; научиться прощать и принимать (в том числе и себя), добровольно брать на себя ответственность и осознанно делать выбор;
ü если вы хотите найти именно свои цели и место, выработать привычку жить осмысленно, то возможно вам имеет смысл идти на тренинг повышения личной эффективности.

Важно понимать, что такая работа над собой не необходимость, а вопрос личного выбора. И никто кроме вас эту внутреннюю работу не сделает.

***
Так, резюмируя, можно сказать, что тренинг – это метод обучения, который, в отличие от традиционных методов получения знаний, приводит также к практическому освоению нового или изменению старого поведения, приобретению новых более совершенных поведенческих навыков для профессионального и личного развития.
Реальное знание — это знание, полученное в результате собственного опыта, а не информации. При этом полученный опыт остаётся как возможность, право, разрешение произвольно применять (или не применять) освоенные инструменты и произвольно, преднамеренно и целенаправленно изменяться и развиваться.
Эффективность такого обучения зависит от активности принимающего участие в тренинге, и возрастает, когда ученик из пассивного наблюдателя превращается в активного участника процесса.
Настоящие перемены или трансформация происходят тогда, когда изменённые элементы поведения внутренне приняты и присвоены человеком и, следовательно, становятся произвольными и осознанными.
Вопрос повышения личной эффективности и развития – вопрос личного выбора. Это интереснейшая внутренняя работа над собой, приносящая изменения и на внешнем плане.

planetaseminarov.ru

Тренинг - это... Что такое Тренинг?

Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование.

Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (11 мая 2011)

Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат — это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике.

Тренинг может рассматриваться с точки зрения разных парадигм[1]:

  • тренинг как своеобразная форма дрессировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного — «стираются» нежелательные;
  • тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков;
  • тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;
  • тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

История тренингов

История развития тренингов, как и история развития обучения, насчитывает тысячи лет, но начало возникновения тренингов можно отнести к периоду деятельности известного социального психолога Курта Левина[2][3].

В 1946 г. Курт Левин вместе с коллегами основали первые тренинговые группы (Т-группы), направленные на повышение компетентности в общении. Они заметили, что участники групп получают большую пользу от анализа собственных переживаний в группе. Успешная работа учеников К. Левина привела к основанию в США Национальной лаборатории тренинга. В этой лаборатории была создана группа тренинга базовых умений. В Т-группах обучали управленческий персонал, менеджеров, политических лидеров эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять групповую сплоченность. В 1954 г. появляются тренинговые группы ориентированные на выяснение жизненных ценностей человека, усиление чувства его самоидентичности, они получили название групп сензитивности.

В 60-е гг возникает опирающееся на традиции гуманистической психологии Карла Роджерса движение тренинга социальных и жизненных умений (social&life skills training), который применялся для профессиональной подготовки учителей, консультантов, менеджеров в целях психологической поддержки и развития.

Среди жизненных умений выделялись следующие: умения решения проблем, общения, настойчивости, уверенности в себе, критичности мышления, умения самоуправления и развития Я-концепции; межличностное общение, поддержание здоровья, развитие идентичности, решение проблем и принятие решений; эмоционального самоконтроля, межличностных отношений, самопонимания, финансовой самозащиты, самоподдержки и концептуализации опыта.

В 70-е гг. в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга (Vorwerg, Manfred — (* 1933 — † 1989) 1958—1961 Aspirant u. 1974—1989 Prof. am Inst. für Psychologie an d. Univ. Leipzig) был разработан метод, названный социально-психологическим тренингом. Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Практической областью приложения разработанных М. Форвергом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства.

Виды тренингов

Единой и общепризнанной классификации тренингов не существует, деление можно проводить по различным основаниям, но можно выделить основные типы тренингов по критерию направленности воздействия и изменений — навыковый, психотерапевтический, социально-психологический, бизнес-тренинг.

Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определенного навыка (навыков). Большинство бизнес-тренингов включают в себя навыковые тренинги, например, тренинг переговоров, самопрезентации, техники продаж и др.

Психотерапевтический тренинг в Ираке.

Психотерапевтический тренинг (более корректное название — психотерапевтическая группа) направлен на изменение в сознании. Изменения способа, которым человек создает поле реальности, изменение стереотипного способа поведения: как в эту яму больше не попадать; в сторону поддержки. Эти группы соотносятся с существующими направлениями психотерапии — психодраматические, гештальт-группы, группы телесноориентированной, танце-двигательной терапии и др.

Социально-психологический тренинг (СПТ)[4] занимает промежуточное положение, он направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков. СПТ зачастую направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения.

Бизнес-тренинг (и его наиболее характерная разновидность, — корпоративный тренинг) — развитие навыков персонала для успешного выполнения бизнес-задач, повышения эффективности производственной деятельности, управленческих взаимодействий[5]. Бизнес-тренинг это ёмкий и сложный процесс, затрагивающий все аспекты бизнеса (деятельности компании, организации), требующий системного подхода. В структуру бизнес-тренинга могут входить тренинги по продажам и обслуживанию клиентов, тренинги по формированию управленческих навыков, тренинги наставничества на рабочем месте, тренинги командообразования, тренинг тайм-менеджмента, тренинг по внедрению корпоративной культуры, все вышеперечисленные тренинги. Но, не один из перечисленных тренингов не является бизнес-тренингом в частности. Бизнес тренинг — процесс, с системным подходом, позволяющий развивать одновременно знания умения и навыки, необходимые для продуктивного существования бизнеса (деятельности компании, организации) в целом, а не отдельного процесса. Отсюда и название бизнес-тренинг.

Бизнес-тренинги могут разрабатываться и проводиться как корпоративным (внутренним) тренером, так и внешними специалистами. Однако, важно понимать, что бизнес-тренинг не ограничивается тренингом по продажам(sales-тренинг), а тренер по продажам(sales-тренер) отнюдь ещё не является бизнес-тренером. Тренинг по продажам это всего лишь возможная составляющая бизнес-тренинга.

Бизнес-мастерская[6] — новейший вид бизнес-тренинга. Как и в бизнес-тренинге, в ней чередуются формы активности, от мини-лекции до деловых и ролевых игр. Существенное отличие — участники самостоятельно создают программу обучения во время мастерской, действуя в рамках темы, времени и опыта. Обязательными условиями успешного проведения бизнес-мастерской являются:

  • Для 70 % участников опыт работы в любой сфере деятельности должен превышать три года.
  • Бизнес-мастерская более чем на 70 % должна состоять из упражнений, деловых игр, кейсов.
  • Основная роль бизнес-тренера — модерация.

Целью бизнес-мастерских является закрепление или переосмысление имеющихся знаний, а также отработка умений и навыков, необходимых в вопросах получения и приумножения прибыли.

Методы тренинга

На тренинге используются следующие методы: игровые (деловые, ролевые игры), кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм, видеоанализ, модерация и др.

Кейс — проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий.

Деловая игра — имитация различных аспектов профессиональной деятельности, социального взаимодействия.

Ролевая игра — это исполнение участниками определенных ролей с целью решения или проработки определенной ситуации.

Групповая дискуссия — совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (ее течение зависит от участников группового обсуждения).

Мозговой штурм — один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил — сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Игры-разминки — инструмент, используемый для управления групповой динамикой. Игры-разминки представляют собой расслабляющие и позволяющие снять напряжение, групповые задания.

Фасилитация — инструмент, позволяющий стимулировать обмен информацией внутри группы. Фасилитация позволяет ускорить процессы осознания, стимулировать групповую динамику. Тренер в ходе фасилитации помогает процессу группового обсуждения, направляет этот процесс в нужное русло.

Видеоанализ — инструмент, представляющий собой демонстрацию видеороликов, подготовленных тренером, или видеозаписей, на которых участники тренинга демонстрируют разные типы поведения. Видеоанализ позволяет наглядно рассмотреть достоинства и недостатки разных типов поведения.

Посттренинг

Исследования показывают, что до 90 % выученного на тренинге материала постепенно забывается, и сотрудники применяют лишь 10-20 % из полученного[7]. Причины этого различны: оправдались ли ожидания участников, соответствовал ли тренинг реальной потребности в обучении, поддерживаются ли изменения в компании после тренинга и т. д.

Посттренинговое сопровождение — это система работы с персоналом, направленная на поддержание позитивных тренинговых эффектов и обеспечивающая применение знаний, умений, навыков, качеств, полученных участниками на тренинге, в ходе повседневной профессиональной деятельности.

Посттренинг может проводиться в формате семинара, мастерской, повторения фрагментов тренинга, коучинга и наставничества, электронной переписки с тренером, внедрением дистанционного курса.

См. также

Примечания

  1. И. Вачков. Основы технологии группового тренинга. М: Издательство «Ось-89», 1999
  2. Н. Хрящева. Психогимнастика в тренинге. Издательства: Речь, Институт Тренинга, 2006 г. ISBN 5-9268-0065-X
  3. К. Рудестам. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1990 — СПб.: Питер Ком, 1998
  4. Учебно-методическое пособие «Социально-психологический тренинг»
  5. Кларин М. В. Корпоративный тренинг: от А до Я. М.: Дело, 2002
  6. Бизнес-мастерская
  7. Парслоу Эрик, Рэй Моника. Коучинг в обучении: практические методы и техники. СПб, Питер, 2003, ISBN 5-88782-233-3

Ссылки

dic.academic.ru

Тренинг как технология активного обучения

В статье рассматриваются тренинг в качестве технологии активного обучения иностранным языкам.

Ключевые слова: традиционное обучение, тренинг, иноязычная коммуникация, общение.

 

Проблема качества образования является национальным приоритетом в российских вузах, так как именно качественное образование способствует формированию у будущих специалистов систематического мышления, производственную, правовую, информационную, коммуникативную, экологическую культуры, предпринимательскую и творческую активность, умение анализировать, проектировать свою деятельность и предвидеть ее последствия.

В настоящее время процесс обучения иностранным языкам в неязыковом требует поиска, разработки и использования эффективных технологий, направленных на повышение качества иноязычной подготовки будущих специалистов. Особый интерес сотрудников кафедры иностранных языков Института неразрушающего контроля вызывает интерактивное обучение, организация которого предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, выработки совместного решения на основании анализа соответствующей ситуации. Интерактивное обучение, в данном случае английскому языку, эффективно способствует развитию навыков и умений иноязычной коммуникации, созданию атмосферы содружества, взаимодействия на занятиях. Рассмотрим далее педагогические технологии и методы, позволяющие продуктивно реализовать интерактивное обучение.

Опыт работы в группах студентов, обучающихся по направлению «Техносферная безопасность», «Приборостроение» (бакалавр) показывает, что одной из эффективных является технология тренинга, способствующая развитию иноязычной коммуникативной компетенции студентов.

Тренинг (англ. training) — это специальная тренировка, обучение чему-либо; термин, при помощи которого обозначают различные методы, предназначенные для формирования и развития у индивида полезных привычек, умений и навыков [1].

Тренинг как особая форма обучения сформировался в начале XX века. В частности в 1912 году в США автор популярных книг по психологии Дейл Карнеги организовал тренинговый центр, в котором проводились тренинги по развитию уверенности в себе, формированию навыков общения, делового взаимодействия с людьми, публичного выступления [2].

Среди видов тренинга (социально-психологический, тренинг личного роста и др.), следует отметить актуальность тренинга общения в обучении иностранным языкам. Как следует из названия, для данного тренинга подбираются упражнения и задания на развитие коммуникативных умений, а для организации общения моделируются разнообразные ситуации, используются элементы игры и драматизации [2].

В методике обучения тренинг можно рассматривать как запланированный процесс модификации знания, навыков и умений обучающегося, метод активного обучения, целью которого является развитие социальных установок, умений и навыков. Во время тренинга создается неформальное, непринужденное общение, которое открывает перед группой обучающихся множество вариантов развития и решения проблемы, ради которой они собрались. Как правило, технология тренинга делает процесс обучения интересным, не обременительным.

Тренинг и традиционные формы обучения имеют существенные отличия. Традиционное обучение более ориентировано на правильный ответ и, по своей сути, является формой передачи информации и усвоения знаний. В то время как тренинг, прежде всего, ориентирован на постановку вопросов и поиск ответов.

В отличие от традиционных, технология тренинга полностью охватывает потенциал обучающегося: уровень и объем его компетентности (социальной, эмоциональной и интеллектуальной), самостоятельность, способность принятия решений, взаимодействие и т. д. Так же, как и любое учебное занятие, тренинг в процессе обучения иностранному языку имеет определенную цель: информирование и приобретения участниками тренинга новых навыков и умений иноязычной коммуникации; изменение взгляда на проблему и на процесс обучения, повышение способности обучающихся к положительному отношению к себе и жизни.

Тренинг имеет свои атрибуты, к которым относятся:

-        тренинговая группа;

-        тренинговый круг;

-        правила группы;

-        атмосфера взаимодействия и общения;

-        интерактивные методы обучения;

-        структура тренингового занятия;

-        оценки эффективности тренинга.

Данные атрибуты могут быть направлены на приобретение общекультурных навыков и умений, формирование навыков сотрудничества, навыков анализа первоисточников и дополнительной литературы, навыков логического мышления, анализа, подготовки презентации как результата самостоятельной работы; овладение новыми формами учебной деятельности, формирование положительного отношения к себе и к окружающим, поиск эффективных путей решения поставленных проблем. Различают такие виды упражнений тренинга: организационные; мотивационные; коммуникативные; креативные, развития когнитивных процессов; рефлексивные [3].

При проведении тренинговых упражнений необходимо соблюдение принципов активности, творческой позиции, осознание своего поведения, партнерского общения. Например, в коммуникативные тренинги, которые проводятся в группах студентов Института неразрушающего контроля (Томский политехнический университет), включаются следующие задания: сравнить стереотипы поведения россиян с англо-американскими стереотипами поведения; обсудить пословицы и поговорки англоязычных народов, связанные с будущей специальностью обучаемых, а также задания, направленные на развитие умений иноязычной коммуникации в области межличностного и межкультурного взаимодействия в различных социальных средах (написание личных писем однокурсникам о проблемах, хобби, составление правил учебной деятельности и поведения, обязательных для студентов группы и преподавателя) и другие.

Следует отметить, что учебный языковой материал при подготовке заданий тренингов коррелирует с освоением языкового материала базового учебно-методического комплекса, рекомендованных в качестве источников освоения дисциплины, а также соответствуют Рабочей программе дисциплины «Иностранный язык». Системное и последовательное выполнение заданий тренинга в течение академического года обеспечивает развитие лингвистической, социолингвистической, дискурсивной, стратегической, социальной, социокультурной составляющих иноязычной коммуникативной компетенции.

Таким образом, использование тренинга, технологии активного обучения, может способствовать социализации личности обучающегося, формированию умений сотрудничества, приобретению знаний путем коллективной деятельности, способности принимать решение на основе толерантного отношения к противоположной точки зрения; развитию когнитивных творческих процессов и, что очень важно, развитию иноязычной коммуникативной компетенции.

 

Литература:

 

1.                  Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Изд-во ИКАР, 2009. — 448 с.

2.                  Сидоров С. В. Тренинг как форма активного обучения [Электронный ресурс] // Сидоров С. В. Сайт педагога-исследователя. — URL: http://si-sv.com/publ/14–1-0–387 (дата обращения: 05.05.2015).

3.                  Захарова Г. И. Теория и методика психологического тренинга [2008, PDF, RUS]. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://myakushkin.ru/pdf/THEORY_AND_METHODS_OF_PSYCHOLOGICAL_TRAINING.pdf, свободный.

moluch.ru

Методы тренинга

Тренинг – это активная форма обучения. Здесь участник не пассивно слушает преподавателя, как на лекции, а активно трудится, усваивая знания и приёмы.

Какие же методы проведения тренинга бывают?

Ролевая игра (и её разновидность – деловая игра)

Как выглядит: участники делятся на пары или на тройки и отыгрывают ту или иную ситуацию. Например, разговор начальника в подчинённым.

Зачем нужно: ролевые игры используются для двух задач – во-первых, отработать приёмы, изучаемые в ходе тренинга; во-вторых, оценить уровень участников (используется обычно в самом начале тренинга, при чём один человек в паре, как правило, тренер).

Время: от двух минут до часа.

Мозговые штурмы в мини-группах

Как выглядит: большая группа разбивается на мини-группы, и каждая мини-группа выполняет то или иное задание. Например, составить список всех возражений клиентов. Или прописать слабые стороны продукта, который продаёт компания, заказавшая тренинг. Или наоборот – сильные стороны.

Зачем нужно: задача мозгового штурма в мини-группах – создать материал, который потом будет использоваться в дальнейшей работе.

Время: от десяти минут до получаса.

Решение кейсов (правильнее говорить – решение задач, но термин «кейс» уже устоялся)

Как выглядит: кейс – это ситуация, в которой нужно найти эффективное решение. Группа может решать один кейс на всех. Можно разбить группу на мини-группы и дать им разные кейсы. Кейс может быть записан на бумаге, рассказан устно, показан на видео. Главное, чтобы были обозначены важные условия и дана чёткая команда – какой результат обсуждается.

Зачем нужно: решение кейсов – это уже тренировка, попытка применения того материала, который давался на тренинге. Либо – что бывает реже – способ заинтересовать группу материалом. Если дать кейс в начале тренинга и группа не справится, что велик шанс вызвать у них интерес к способам решения такой задачи.

Время: от пятнадцати минут до трёх часов.

Групповые обсуждения

Как выглядит: тренер даёт группе тему для разговора, как правило, через вопрос («Как вы думаете, почему мужчина должен платить за девушку в ресторане?», «Кто решил, что клиент всегда прав?», «Как правильно уволить сотрудника?» и пр.). Если вопрос «попадает» в болевую точку группы, очень быстро разгорается богатейший спор.

Зачем нужно: во-первых, групповые обсуждения позволяют людям высказаться и услышать других (если, конечно, тренер следит за цивилизованностью дискуссии). В результате такой дискуссии люди приходят к общему мнению или, хотя бы, лучше понимают позиции друг друга. Во-вторых, групповое обсуждение используется для обучения приёмам продуктивной дискуссии. Сначала эти приёмы разбираются, потом люди начинают дискутировать, используя приёмы.

Время: от двадцати минут до часа.

Общегрупповая игра

Как выглядит: увлекательный процесс (обычно с правилами и сюжетом), в котором участвуют все члены группы (иногда в командах, иногда индивидуально). Самая известная общегрупповая игра – «Воздушный шар». Вся группа играет роль путешественников, решающих, что нужно выбросить из корзины падающего воздушного шара, чтобы спастись от катастрофы.

Зачем нужно: игры для тренинга позволяют отработать сразу целый комплекс приёмов, изученных на тренинге. Другой вариант применения игры – подведение группы к выводам, нужным тренеру. Достаточно сыграть в тот же «Ворздушный шар», чтобы убедиться воочию – неспособность договориться приводит к краху. Наконец, общегрупповая игра – это просто интересно.

Время: от пятнадцати минут до трёх часов.

Мини-лекция

Как выглядит: обыкновенная лекция, только короткая.

Зачем нужно: всё-таки тренинг – это обучение. Обучение без передачи информации возможно далеко не всегда. В ходе мини-лекции тренер передаёт участникам тренинга самые главные знания по теме.

Время: от пяти до двадцати минут.

Просмотр видео

Как выглядит: тренер показывает отрывок из художественного, документального или учебного фильма и комментирует происходящее на экране.

Зачем нужно: фактически, это мини-лекция, просто формат другой. Просмотр видео чаще интереснее, чем простая мини-лекция, поэтому многие тренера стремятся вставить в тренинги отрывки из разных фильмов. Это всегда обогащает тренинг, делает его ярче.

Время: от пяти до двадцати минут.

Съёмки на видео и анализ поведения

Как выглядит: тренер снимает на видео работу участника или участников (например, во время выступления перед всей группой). Затем видео запускается на большой экран, тренер комментирует поведение участника (участников), указывая на ошибки и находки.

Зачем нужно: увидеть себя на экране – уже интересно. При анализе видео заметно больше, и выводы – ярче. Человек лучше понимает свои ошибки и свои сильные стороны и, как результат, серьёзно изменяет свое поведение. Способ очень эффективный, но по времени – очень затратный. Так что хорошо работает только в маленьких группах.

Время: от двадцати минут до часа. 

Индивидуальная работа

Как выглядит: участники получают какое-либо задание и выполняют его самостоятельно, без сотрудничества с другими участниками. Что может быть индивидуальным заданием – заполнение текста, написание текста, формулировка цели, составление списка и т.п.

Зачем нужно: как правило, это подготовка материала для следующего шага в тренинге. Заполнили тест – что-то узнали про себя, учимся узнавать про других. Составили список – выбираем самое важно и начинаем отрабатывать. И так далее.

Время: от пяти до пятнадцати минут.

В данной статье разобраны только основные методы тренинга. На самом деле, их, конечно, больше. Но для описания всех методов тренинга, тем более, для подробного описания, нужно куда больше места, чем позволяет одна статья. 

Команда профессионального портала TRENERSKAYA.ru разрабатывает качественные тренинги, которые используют самые различные эффективные  методы тренинга. Наши лучшие готовые программы тренингов вы можете приобрести в разделе "Программы тренингов".

Автор статьи: Павел Зыгмантович -  тренер с 2001 года, коуч для тренеров, специалист по созданию уникальных программ.

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

trenerskaya.ru

1.1.2. Тренинг как технология интерактивного обучения. Бизнес-тренинг: как это делается

1.1.2. Тренинг как технология интерактивного обучения

Тренинг ассоциируется не со скучными лекциями, а с активными формами обучения: ролевыми играми, ситуационными задачами, бизнес-симуляциями, групповыми обсуждениями. Иными словами, формами обучения, требующими активного взаимодействия участников между собой и с тренером. В западной и российской литературе, посвященной технологиям проектирования и проведения тренингов, такой подход называется интерактивным.

Интерактивный подход в обучении часто понимается начинающими тренерами просто как использование так называемых активных методов обучения, в которых высока вовлеченность участников (групповые дискуссии, игры и т. д.). Такое формальное понимание приводит к выхолащиванию самой сути интерактивного подхода, а также существенному снижению эффективности тренингов в целом и использования активных методов обучения в частности.

Основа концепции интерактивного подхода в обучении – акцент на потребности обучающихся: тренинг становится решением их задач. Он ориентирован на участника, а не на тренера. Это значит, что тренер сосредоточен на том, чему хочет научиться участник, какие навыки желает развить, а не на том, чему он сам хочет научить. Такой подход требует от тренера постоянного внимания к участникам, их ситуации и потребностям, постоянной рефлексии, направленной на то, чтобы увидеть происходящее глазами участников.

Важно отметить вторую принципиально важную, сущностную характеристику интерактивного подхода в обучении: вовлечение участника тренинга как партнера в процесс поиска решения его задач. Участник не может быть пассивным иждивенцем, которому тренер должен все предоставить. Интерактивный тренинг организован так, что участник ставит свои задачи и решает их с помощью ресурсов, предоставляемых тренером.

Малкольм Ноулз[2], один из известных американских экспертов по андрагогике[3], подчеркивает, что при интерактивном обучении тренеру важно создать ситуацию, когда ответственность лежит прежде всего на обучающихся и тренер не учит, а помогает им учиться самим.

Однако мы говорили выше, что основной смысл бизнес-тренинга – в решении задач развития бизнеса. Так на что должен ориентироваться тренер? На ожидания, задачи участников? Или на задачи, поставленные заказчиком? Как тренинг может одновременно решать и задачи участников, и задачи заказчика?

Выход состоит в том, чтобы участники воспринимали задачи развития компании как свои собственные. Поэтому активное вовлечение участников в тренинг, их мотивация к повышению профессионализма и улучшению личных навыков в целях развития компании, в которой они работают, становится важнейшей задачей тренера.

В связи с этим отметим опасное заблуждение тренеров. На тренингах для тренеров при обсуждении вопроса о том, в чем заключается работа участников, я часто прошу их схематично изобразить, как они понимают суть бизнес-тренинга. Кстати, вы тоже можете прямо сейчас нарисовать свой вариант.

Среди начинающих тренеров очень распространены вот такие рисунки:

Их авторы воспринимают участников как сосуды, которые нужно наполнить знаниями, навыками, представлениями, компетенциями и т. д. При таком подходе, независимо от используемых методов, количества и качества обратной связи, высок риск того, что участники станут пассивными иждивенцами, которые ждут, что тренер решит их проблемы. А если они изначально не мотивированы к обучению, развитию и решению задач компании, поставленных руководством, риск того, что они в лучшем случае только внешне вовлекутся в процесс, возрастает в геометрической прогрессии. И это произойдет потому, что сам тренер ставит их в такую ситуацию, зачастую не осознавая этого, просто следуя своим стереотипам!

Наконец, при интерактивном подходе принципиально важно, чтобы тренер реализовывал в своей деятельности собственные ценности и основанные на них цели и задачи. В противном случае высока вероятность выгорания тренера, утраты мотивации к постоянному саморазвитию, формирования отношения к своей деятельности просто как к способу зарабатывания денег.

Таким образом, интерактивный подход означает, что тренер обязан увязать решение задач бизнеса (заказчика), непосредственных клиентов (участников) и собственное видение, вытекающее из его личной миссии как профессионала.

Схема Боба Пайка[4] представляет эффективный тренинг в виде «табуретки», устойчивость которой придает опора на три «ножки»: задачи заказчика, участников и тренера.

Таким образом, бизнес-тренинг – форма интерактивного обучения, направленная на развитие тех ценностей, установок, мотиваций и компетенций, которые позволяют сотрудникам эффективно решать бизнес-задачи, важные для развития компании.

Опираясь на концепцию интерактивного подхода к обучению и развитию взрослых, в рамках тренинга можно сформулировать набор основных требований к деятельности бизнес-тренера и, соответственно, к тем компетенциям, которыми он должен обладать. Итак, бизнес-тренер при разработке и проведении тренингов должен быть способен:

• совместно с заказчиком и с учетом ситуации участников сформулировать цель и задачи тренинга как инструмента решения бизнес-задач компании;

• спроектировать тренинг как инструмент решения поставленных целей и задач;

• обеспечить мотивацию к активному участию в тренинге, развитию деятельности и решению бизнес-задач компании-заказчика;

• обеспечить образовательный и развивающий эффект, ожидаемый от тренинга, посредством эффективного использования интерактивных методов и технологий обучения;

• применять необходимый набор навыков и способностей, позволяющих ему эффективно использовать интерактивные методы и технологии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

marketing.wikireading.ru

Моделирующий тренинг «Остров Эволюции» ®

Моделирующий тренинг «Остров Эволюции» был создан летом 2011 года основателем Группы “AutoQuest”® Владиславом Резниковым в консультациях с компаньоном Виталием Зориным по просьбе постоянных клиентов компании как новый виток развития бизнес тренингов.

Участие в тренинге приводит к приобретению навыков по следующим направлениям:

  • выявление лидеров
  • обучение вербальным методам коммуникации
  • обучение невербальным методам коммуникации
  • получение навыков распоряжения доступными ресурсами
  • адекватному планированию в быстро меняющихся условиях
  • достижению командных целей в полевых условиях.

Обучение проводиться с использованием популярной техники веревочных упражнений и специальных альпинистских навыков.

Что отличает человека от обезьяны?

Коммуникация –> Труд –> Пламя

Моделирующий тренинг преследует своей целью воссоздание поведения участников бизнес процессов в игровой форме с той или иной степенью вовлеченности. В данном случае целью ставиться максимально возможное вовлечение участников в интерактивный процесс, в результате которого следует ожидать:

ЦЕЛИ ТРЕНИНГА

  • увеличение продуктивности за счет планирования, а не тяжелого труда
  • результативность благодаря оптимальному использованию ресурсов
  • определение приоритетных вариантов возможностей
  • достижение цели единой командой

Правила: На острове живут Обезьяны и Хищники, которые подчиняются соответствующим правилам. Царь Зверей неприкасаем, не подчиняется ни одному правилу и руководит всем островом. Покой всех зверей охраняют Ангелы. Вся жизнь на острове делится на две фазы – Время Охоты и Время Выбора. Время Охоты продолжается 20-50 минут и его сменяет Время Выбора продолжительностью 10-15 минут, после чего цикл повторяется до шести раз на протяжении дня вплоть до наступления Заката. Во Время Охоты Обезьяны живут на ветках и ищут бананы, растущие на деревьях, висящие на лианах или упавшие на землю. Бананы бывают трех видов и разной стоимости соответственно – зеленые, желтые и красные. Кроме того на деревьях растут синие бананы Желаний и дикие бананы, которые ничего не стоят, но их можно есть. Для того чтоб добраться до бананов, обезьянам необходимо использовать все свои знания и соблюдать меры предосторожности при натяжении лиан на деревьях. Если Обезьяна спустилась на землю, за ней могут начать охоту Хищники, которые ловят Обезьяну, обрывают хвост и сажают в Клетку.

Узнайте подробней о тренинге «Остров Эволюции» из презентации:

Пресс-релиз тренинга:

“ОСТРОВ ЭВОЛЮЦИИ” – новый виток в развитии БИЗНЕС-ТРЕНИНГОВ В УКРАИНЕ

На рынке корпоративных тренинговых и консалтинговых услуг появился уникальный инновационный продукт – моделирующий тренинг «Остров эволюции». Тренинг создан основателем группы «AutoQuest», ученым, кандидатом медицинских наук Владиславом Резников в соавторстве с компаньоном, экспертом экстремальных развлечений, Виталием Зориным.

Распознать эффективных лидеров на основе выявленных личностных характеристик – значит получить ценный ресурс для развития бизнеса, найти приоритетные возможности управления людьми, увеличить производительность за счет планирования, а не тяжелой работы, а значит – преуспеть единой командой.

Описание тренинга

Лидерство – это, в первую очередь взаимодействие, совокупность правильно использованных шансов. Участники тренинга попадают в необычную ситуацию, когда каждому выпадает роль или обезьяны, или хищника, и чтобы «выжить» в процессе эволюции необходимо задействовать свои скрытые способности, проявить больше усилий, чем в повседневной жизни. У участников тренинга не все будет получаться сразу, и с каждым неправильным шагом на них подстерегают поражения и срывы, но это все работает на результат, и заставляет переосмыслить стереотипы в построении системы взаимодействия и управления людьми.

Методы

«Остров эволюции» – это новый виток в развитии бизнес-тренингов. Его инновация – в уникальной методике практического применения поведенческой теории лидерства для выявления скрытых качеств членов коллектива. Тренинг дает возможность в игровой форме смоделировать такие условия, в которых они наиболее отчетливо проявляются.

Результат

Высокая интерактивность тренинга заряжает энергетикой процесса, дает шанс практиковать новые навыки успешного межличностного общения и интегрировать их в жизнь после обучения, практиковать умение распоряжаться доступными ресурсами, выявлять потенциальных лидеров в команде, достигать командных целей и успеха. Ведь жизнь не имеет ограничений кроме тех, которые мы создаем сами себе.

Целевая аудитория

Тренинг «Остров эволюции» рассчитан на владельцев бизнеса, руководителей разных уровней, топ-менеджеров, предпринимателей, представителей сферы HR – всех тех, кто заинтересован в профессиональном росте своей команды, повышении эффективности в деятельности, стремится достичь успеха в бизнесе и жизни, а также получить рекомендации от одного из лучших консультантов по развитию успешного бизнеса – В.Резникова.

«Self-made – иногда так говорят о человеке, который сам себя сформировала. В современном деловом лексиконе лидерство определяется как «способность мотивировать других». Исследования психологов показывают, что любая группа людей, которая либо попала на необитаемый остров, или сталкивался с дикими зверями, или просто оказывалась на поле для игры, сама себе выбирает лидера. И выбор лидера не зависит от уровня интеллекта или возраста участников команды. Лидер – это харизма и энергетика. А как известно, больше энергии у того, кому больше нужно от жизни », – так охарактеризовал вопрос проявления лидерства в команде автор моделирующего тренинга «Остров эволюции» Владислав Резников.

quest.events

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о