ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА, семин. занятия | DocumentSite.net: сайт обмен документами
ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
Тема 1. Психология человека как наука
План
Психика как предмет психологии. Житейская и научная психология о человеке.
Научный предмет психологии: факты, механизмы, закономерности функционирования психики.
Содержание психического: процессы, состояния, свойства.
Терминологический тезаурус:
Активность. Интроспекция. Лонгитюдное исследование Отражение Психические процессы Психические свойства Психические состояния.
Задания на выявление сформированности компетенций:
Задание 1. Составить схему «Основные этапы становления психологии как науки»
Задание 2. Что из приведенного списка относится к психологическим фактам, что – к психологическим явлениям, а что не является ни тем, ни другим и почему?
Мышление, эмоциональное переживание, память, поведение, вера, низкая адаптация к темноте, колики в желудке, бессонница, галлюцинации, творчество, любовь к чтению, дыхание, эмпатия, зубная боль, способности, обучаемость, идеалы, озноб, бесстрашие, потливость, голод, иллюзия, сон, некоммуникабельность, смерть, отчаяние, рефлексия, трудолюбие, одиночество, нетерпение, нравственность, многодетность, религиозность, представление, бедность, обида, счастье, общение, воинственность.
Бихевиоризм выдвинул на первый план категорию мотивации, изучая движущие силы человеческого поведения, гештальтпсихологии – категорию образного мышления, а в центре внимания психоанализа оказались категория действия, анализ бессознательных действий человека. Продолживший психоанализ экзистенциализм постулировал ценность самой человеческой личности, введя в психологию понятие «self» («Я»).
Задание 4. Определите, к какой группе психических явлений — психическим процессам, свойствам личности или психическим состояниям — относятся каждое явление, описанное ниже.
А. Учитель информатики не раз замечал, что некоторые ребята с большим трудом усваивают материал непосредственно после уроков физкультуры и значительно лучше, если урокам информатики предшествует другая учебная деятельность.
Б. Ученик Вова Ч. испытывал всегда большое удовольствие, если его товарищи плохо
documentsite.net
II. О каких методах психологического исследования идет речь в следующих фрагментах?
1.Психолог стремится собрать как можно больше информации по конкретному «случаю» для ответа на главный вопрос о генезисе и прогнозе психологических свойств, для определения статуса личности. Данный метод строится на основе ранее выдвигаемых гипотез.
2.Данный метод широко применяется в психологии личности. В качестве экспертов могут выступать лица, хорошо знающие испытуемых. Главная особенность метода заключается в том, что его используют не в виде описания количественных проявлений свойств, а в виде количественных оценок их проявления, а также выраженности тех или иных элементов поведения. Результаты данного метода фиксируют выраженность более или менее дробных частных элементов поведения, понятных и однозначных. Обобщение зафиксированных результатов осуществляет профессиональный психолог.
3.Специализированные методы психологического исследования, с помощью которых можно получить количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования эти методы отличаются тем, что предполагают стандартизированную выверенную процедуру сбора и обработки данных, а также их интерпретацию.
4.Одна из разновидностей предыдущего метода основана на системе заранее отобранных и проверенных, сточки зрения их валидности и надежности, вопросов, по ответам на которые судят о психологических качествах испытуемых.
5.Другая разновидность метода предполагает оценку психики и поведения людей не на основе вербальных ответов, а на базе выполненных заданий. С этой целью испытуемому предъявляется серия специальных заданий, по итогам выполнения которых делают вывод об изучаемом качестве.
III. Прокомментируйте, о чем идет речь в следующих цитатах. В чем плюсы и минусы экспериментального метода?
1.Душевные явления реальны, и их реальные величины могут быть определены с такой же точностью, как и физические.
2.Недостаточно обоснованные и проверенные психологические тесты могут стать причиной серьезных ошибок, которые способны причинить значительный ущерб в педагогической практике, в области профотбора, при диагностике дефектов и временных задержек психического развития.
3.Исследователь создает условия, в которых психологический факт может отчетливо выявиться, может быть изменен в направлении, желательном для него, может быть неоднократно повторен для всестороннею рассмотрения.
IV. Проанализируйте следующий текст и ответьте на поставленный в нем вопрос.
Чем объяснить, что между мыслью и действием не всегда есть однозначное соответствие? В чем ценность метода наблюдения и в чем его недостатки?
Психика человека – не замкнутый в себе мир. Наши мысли, чувства, мечты и стремления проявляются в делах и поступках. А они доступны внешнему объективному наблюдению. Их можно записывать, снимать на пленку и т. д. Значит, к изучению психики человека можно применить наблюдение – могучий метод естествознания. И его широко используют, но… Скажите, одинаково ли вы ведете себя наедине с самим собой и когда знаете, что вас изучают, наблюдают за вами?
V. Допишите продолжение следующих утверждений.
1. Важнейшим принципом отечественной психологии является принцип детерминизма, признающий…
2. Принцип единства сознания и деятельности означает…
3. Психика может быть правильно понята, только если она рассматривается…
4. Констатирующий эксперимент выявляет…
5. Формирующий эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого с тем, чтобы…
6. Интерпретация данных эксперимента и формулирование выводов зависят от…
7.Научный метод психологии должен быть…
VI. Используя приведенный текст, укажите, родоначальником каких методов в психологии можно считать Ф. Гальтона? Согласны ли вы, что результаты тестов сенсорного различения могут помочь в оценке интеллекта?
В 1884 г. на Всемирной выставке в Лондоне Френсис Гальтон организовал антропометрическую лабораторию, где за плату в 3 пенса посетителям предлагалось проверить остроту зрения, слуха, мышечную силу и измерить некоторые физические характеристики. Ф. Гальтон сам разработал стандартные процедуры, многими из которых психологи пользуются и сейчас, – линейка Гальтона для зрительного различения длины, свисток для определения предела восприятия высоты звука, разновесы для измерения кинестетического различения. Ф. Гальтон считал, что тесты сенсорного различения могут служить средством оценки интеллекта (в частности, он обнаружил, что при идиотии нарушается способность различать тепло, холод, боль). Ему же принадлежит разработка первых методов математической статистики для анализа данных по индивидуальным различиям.
VII. Расклассифицируйте методики следующего списка по трем основаниям: а) по цели применения; б) по процедуре проведения; в) по содержанию.
Тесты профессионального отбора, действенные тесты, тесты-достижения, социометрические методики, групповые тесты, тесты профпригодности, вербальные тесты, графические тесты, тесты межличностных отношений, тесты интересов, тесты установок, тесты способностей, личностные тесты, тесты эмоциональной регуляции, аппаратурные методики, проективные тесты, диагностика готовности к школе, клинические тесты, индивидуальные тесты, тесты конформности, тесты психологической совместимости, опросники, тесты «карандаш — бумага», интеллектуальные тесты, экспертные оценки, диагностика темперамента.
cyberpedia.su
темы и задачи по псих. чел. 1 курс
2.3. ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙТема 1. Психология человека как наука
Терминологический тезаурус:
Активность. Интроспекция. Лонгитюдное исследование Отражение Психические процессы Психические свойства Психические состояния.
Задания на выявление сформированности компетенций:
Задание 1. Составить схему «Основные этапы становления психологии как науки»
Задание 2. Что из приведенного списка относится к психологическим фактам, что – к психологическим явлениям, а что не является ни тем, ни другим и почему?
Мышление, эмоциональное переживание, память, поведение, вера, низкая адаптация к темноте, колики в желудке, бессонница, галлюцинации, творчество, любовь к чтению, дыхание, эмпатия, зубная боль, способности, обучаемость, идеалы, озноб, бесстрашие, потливость, голод, иллюзия, сон, некоммуникабельность, смерть, отчаяние, рефлексия, трудолюбие, одиночество, нетерпение, нравственность, многодетность, религиозность, представление, бедность, обида, счастье, общение, воинственность.
Бихевиоризм выдвинул на первый план категорию мотивации, изучая движущие силы человеческого поведения, гештальтпсихологии – категорию образного мышления, а в центре внимания психоанализа оказались категория действия, анализ бессознательных действий человека. Продолживший психоанализ экзистенциализм постулировал ценность самой человеческой личности, введя в психологию понятие «self» («Я»).
Задание 4. Определите, к какой группе психических явлений — психическим процессам, свойствам личности или психическим состояниям — относятся каждое явление, описанное ниже.
А. Учитель информатики не раз замечал, что некоторые ребята с большим трудом усваивают материал непосредственно после уроков физкультуры и значительно лучше, если урокам информатики предшествует другая учебная деятельность.
Б. Ученик Вова Ч. испытывал всегда большое удовольствие, если его товарищи плохо отвечали по изучаемым предметам.
В. Таня К. всегда прямо осуждала товарищей за недобросовестное отношение к уборке класса.
Г. Витя Г. регулярно посещает кружок кораблестроения.
Д. Рассматривая картин
documentsite.net
Задача № 16
Задача № 16О каких методах психологического исследования идет речь в следующих фрагментах?
1. Психолог стремится собрать как можно больше информации по конкретному «случаю» для ответа на главный вопрос о генезисе и прогнозе психологических свойств, для определения статуса личности. Данный метод строится на основе ранее выдвигаемых гипотез.
2. Данный метод широко применяется в психологии личности. В качестве экспертов могут выступать лица, хорошо знающие испытуемых. Главная особенность метода заключается в том, что его используют не в виде описания количественных проявлений свойств, а в виде количественных оценок их проявления, а также выраженности тех или иных элементов поведения. Результаты данного метода фиксируют выраженность более или менее дробных частных элементов поведения, понятных и однозначных. Обобщение зафиксированных результатов осуществляет профессиональный психолог.
3. Специализированные методы психологического исследования, с помощью которых можно получить количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования эти методы отличаются тем, что предполагают стандартизированную выверенную процедуру сбора и обработки данных, а также их интерпретацию.
4. Одна из разновидностей предыдущего метода основана на системе заранее отобранных и проверенных, с точки зрения их валидности и надежности, вопросов, по ответам испытуемых на которые судят об их психологических качествах.
5. Другая разновидность метода предполагает оценку психики и поведения людей не на основе вербальных ответов, а на базе выполненных заданий. С этой целью испытуемому предъявляется серия специальных заданий, по итогам выполнения которых делают вывод об изучаемом качестве.
Дата добавления: 2015-08-02; просмотров: 142 | Нарушение авторских прав
ВВЕДЕНИЕ | ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ | Распределение часов курса дисциплины по предметам, видам работ и модулям (очная форма обучения) | Методические указания | Задача №5 | Методические указания | Задача № 8 | Методические указания | Практические задания. |
mybiblioteka.su — 2015-2019 год. (0.004 сек.)
mybiblioteka.su