Что такое Психология восприятия? Психология восприятия — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру
Психология восприятия — это краеугольный камень, на котором покоятся наши представления об окружающем мире. После того, как мы соприкасаемся с окружающей реальностью и получаем через ощущения информацию о том, что происходит вокруг нас, восприятие позволяет классифицировать и упорядочивать данные знания. А заодно вплетать их в единую канву человеческой психики вместе с мышлением, речью, волей, и чувствами.
Воспринимать и чувствовать
Восприятие окружающего мира традиционно считается перцептивной деятельностью. На базе восприятия и ощущения формируются представления об окружающем мире, которые ставят целью закрепить и сохранить в мозге те или иные ассоциативные связи. Именно благодаря ним мы всегда можем представить грохот водопада или же падение снега. Источником представлений служит объективный материальный мир.
Психология восприятия подразумевает наличие у восприятия нескольких характеристик. В частности, это константность — постоянство восприятия величины, формы, и цвета предметов. Когда мы держим взгляд на том или ином предмете, и удаляемся от него, тем не менее, размер предмета остаётся для нас одинаковым. То же самое и с цветом: чёрный и белый цвета мы видим таковыми как в яркий солнечный день, так и в сумерки.
Во-вторых, это осмысленность — наделение того или иного объекта восприятия смысловой оценкой, словесное обозначение его признаков и связей с другими объектами. Осмысленность связана с наличием определённых знаний — ведь одна и та же книга может быть по-разному оценена литературоведом и человеком, далёким от литературы. Она проявляется через узнавание — через сопоставление полученного стимула с уже имеющимися в сознании эталонами и представлениями.
Почему люди воспринимают окружающий мир по-разному, что влияет на разницу в восприятии?
- Во-первых, разным индивидуумам присущ разный склад ума: аналитический и синтетический. В первом случае для людей характерно внимание к деталям, во втором — внимание к целому.
- Во-вторых, на восприятие того или иного предмета влияют чувства, испытываемые индивидуумом: личные переживания, персональные симпатии и антипатии.
Мир такой разный
Психология восприятия заявляет, что существует несколько типов восприятия окружающего мира. Ещё давным-давно Аристотель выделял пять чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Позднее наука установила, что всего у человека их десять (в том числе типы кожной чувствительности — тактильная, болевая, чувство холода и чувство тепла), а также кинестетическое и вестибулярное чувства. В соответствии с этим спектром чувств выделяется несколько типов восприятия (
Существует несколько других видов восприятия, отражающих различные реакции психики человека на реальность. Восприятие пространства связано с возможностью практически ориентироваться в окружающем мире. Восприятие времени отражает способность личности соизмерять длительность, скорость, и последовательность явлений действительности. Восприятие движения даёт шанс оценить перемещение предметов в пространстве. Благодаря восприятию запаха мы получаем возможность распознавать и идентифицировать запахи.
Также восприятие бывает произвольным или непроизвольным (наблюдение). Это связано с тем, прикладываем ли мы усилия для удержания восприятия на каком-либо предмете, или же нет. Это зависит от такого важной особенности человеческой психики, как избирательность восприятия. На неё оказывают влияние такие факторы, как наши привычки, убеждения, склонности, и потребности.
Ведь каждый из нас уникален и обладает огромным личностным потенциалом, развить который можно, внимательно воспринимая окружающий мир. Психология восприятия позволяет нам расширить горизонты познания относительно тех или иных личностных особенностей человека, стать путеводным ориентиром в море непознанных тайн психики.
samopoznanie.ru
Психология восприятия — это… Что такое Психология восприятия?
Психология восприятия — раздел психологии, изучающий процесс формирования субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия (отражении в субъективном плане реальных предметов или их свойств, с которыми взаимодействует деятельный субъект
В воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной. В соответствии с этим различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие.
Восприятие запаха
Психология восприятия запаха — процессы, связанные со способностью человека воспринимать и идентифицировать запахи.
Восприятие цвета
Психология восприятия цвета — способность человека воспринимать, идентифицировать и называть цвета.
Восприятие звука
Психоаку́стика — научная дисциплина, изучающая психологические и физиологические особенности восприятия звука человеком.
Восприятие пространства
Восприятие пространства — способность человека воспринимать пространственные характеристики окружающего мира: величину и форму предметов, а также их взаимное расположение.
Восприятие рекламы[3]
Психологическое воздействие рекламы осуществляется по этапам:
- привлечение внимания;
- возбуждение интереса;
- убеждения;
- принятия решения.
Каждый этап воздействия между собой взаимосвязан, и нарушение последовательности этапов или исключение какого-либо из них приводит к тому, что человек не воспринимает рекламу, и она не достигает цели.
На восприятие рекламы может повлиять множество факторов, причем как позитивно, так и негативно. Например:
- голос диктора в радиорекламе может снизить общее впечатление о сообщении, хотя содержание рекламной информации для радиослушателей представляет интерес;
- рекламное объявление в газете может остаться незамеченным среди прочих объявлений из-за небольшого размера, хотя с точки зрения графического изображения и подачи текста оно выполнено на высоком профессиональном уровне.
В зависимости от психологии каждого человека и восприятие рекламы будет происходить по-разному. Насколько будет воспринята реклама зависит от:
- круга интересов предполагаемого покупателя;
- его потребностей;
- социального и материального положения;
- профессии;
- образования;
- возраста.
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru
ВОСПРИЯТИЕ • Большая российская энциклопедия
ВОСПРИЯ́ТИЕ, перцепция (лат. perceptio), непосредственно-чувственное отражение окружающего мира человеком и животными. Под В. понимается как сам процесс (или совокупность психофизиологич. процессов), так и его результат (образ). В. – одно из центр. междисциплинарных понятий филос. теории познания, психологии, когнитивной науки, нейрофизиологии и сенсорной физиологии, эстетики, эргономики и некоторых разделов информатики.
Восприятие в истории философии и психологии
В. трактовалось в философии как вид познания, отличный от ощущений («атомов» В., отображающих лишь отд. качества воспринимаемого мира, такие как «холодно», «светло» и т. п.) и мышления. В центре филос. рассмотрения В. были вопросы о специфике В. и об истинности получаемых с помощью органов чувств знаний. Иллюзии восприятия и псевдовосприятие (сновидения, галлюцинации) послужили основой для критики чувственного познания представителями рационализма. Г. В. Лейбниц описал В. (перцепцию) как состояние неясного сознания, постепенно переходящего под влиянием внимания (апперцепции) в состояние отчётливого и осмысленного осознания предмета. И. Кант показал, что нами всегда воспринимается нерасчленимое далее единство чувственных данных и категорий рассудка; всякому акту В. предшествуют, как минимум, априорные категории пространства и времени. В философии эмпиризма отграничение В. от ощущений и от представлений проводилось на базе предположения об объединении ощущений в В. и В. в представления на основе принципа ассоциации (Т. Гоббс, Дж. Локк).
Для эксперим. исследований В. большое значение имело создание в сер. 19 в. методов измерения интенсивности сенсорных впечатлений Э. Г. Вебером и Г. Фехнером (см. Психофизика), а также измерение скорости проведения нервного раздражения Г. Гельмгольцем и хронометрич. опыты голл. офтальмолога Ф. К. Дондерса. Одновременно происходило уточнение анатомо-физиологич. строения органов чувств и центр. мозговых механизмов анализа сенсорных данных разл. модальностей, выявившее, напр., роль затылочных отделов коры для процессов зрения и верхних височных структур для слуха (К. Бродман).
Доминирующей теорией В. во 2-й пол. 19 в. стала теория бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца, согласно которой В. строится по схеме решения силлогистич. задач: на основе знания типичного соотношения параметров стимула и свойств предметов (большая посылка силлогизма) и знания параметров сенсорного стимула (ощущения – малая посылка) делается очень быстрый, недоступный для осознания вывод о свойствах предметов. Первые науч. наблюдения двигательной активности (движений рук, ощупывающих предмет, и движений глаз), сопровождающей процессы В., послужили основой для ранних гипотез о сенсомоторной основе В., внимания и сознания (Н. Н. Ланге, Т. Рибо, И. М. Сеченов).
Восприятие в современной психологии
Новый этап изучения В., начатый представителями гештальтпсихологии, определялся двумя поставленными К. Коффкой вопросами: «Почему мы воспринимаем мир именно таким?» и «Почему мы воспринимаем предметы, а не промежутки между ними?». Гештальтпсихологи обнаружили зависимость отд. частей воспринимаемой картины от целого. При устранении общего контекста В. трудности вызывает даже простейшая задача зрительной локализации: неподвижный объект в темноте или в гомогенном поле начинает казаться хаотически движущимся (иллюзия автокинетич. движения). Напротив, если при изменении всех частей сохраняются их структурные отношения, то сохраняется и В. (так, мелодия, проигрываемая в другой тональности, легко узнаётся). При этом мы не только не замечаем, но чаще всего просто не можем определить изменения отд. ощущений.
Инвариантность соотношения воспринимаемых удалённости и величины.
Наряду с целостностью для В. характерна константность – относит. независимость свойств воспринимаемых предметов от параметров стимуляции органов
чувств. Напр., при удалении видимого объекта вдвое размеры его проекции на сетчатке также уменьшаются в два раза, однако мы продолжаем видеть его величину неизменной. Согласно гештальттеории, механизмом этой и др. видов константности (направления, цвета, формы и т. д.) служат инвариантные отношения между воспринимаемыми вещами и их окружением, выполняющим функцию системы отсчёта.
М. Вертхаймер выделил 6 законов «перцептивной организации», позже объединённые в единый «закон прегнантности». Объекты, которые (1) расположены близко друг к другу, (2) имеют сходные характеристики яркости и цвета, (3) ограничивают небольшую замкнутую и (4) симметричную область, (5) естественно продолжают друг друга, (6) движутся примерно с равной скоростью в одном направлении, скорее будут восприняты как единое целое, или как фигура, а не как разрозненные элементы фона.
Критика попыток выведения В. из локальных ощущений была продолжена во 2-й пол. 20 в. Дж. Гибсоном и его последователями. Гибсон описал комплексные переменные стимуляции, специфицирующие для подвижного организма объективные свойства среды, предметов и событий. Напр., на рис. присутствует т. н. градиент величины и плотности (узор брусчатки и колонн по бокам прохода), который в любом естеств. окружении специфицирует глубину оптич. пространства и обычно предоставляет возможность для движения вперёд. В процессе такого продвижения возникает динамический градиент, специфицирующий скорость и направление, в частности, неподвижная центр. точка (фокус градиента) соответствует направлению движения. Для обработки открытых Гибсоном градиентов не требуется умозаключений или памяти, достаточно простой рецепции соответствующей информации.
Идея активного обследования окружения содержится в предложенном Дж. Гибсоном понятии «перцептивных систем», под которыми понимаются не только сенсорные механизмы той или иной модальности, но и всевозможные движения органов чувств и организма, направленные на В. внешнего мира. Роль движений в В. подчёркивается и в теории перцептивных действий, развитой рос. психологами А. В. Запорожцем, В. П. Зинченко, Б. Ф. Ломовым. Так, перцептивные действия с использованием кожной и суставно-мышечной чувствительности предполагают разл. виды движений: при восприятии свойств текстуры поверхности предмета это скользящие движения пальцев, твёрдости – давление на поверхность, температуры – статичный контакт, веса – поддержка в ладони без опоры, объёма – охват, формы – сочетание охватывающей поддержки одной рукой и ощупывания контуров другой.
Согласно У. Найссеру, В. – это активный процесс извлечения информации из окружающего мира, который управляется схемами В., иерархически увязанными друг с другом (напр., схема комнаты, дома, улицы, города, мира). А. Н. Леонтьев разработал представление о целостной схеме реальности – образе мира и о его взаимодействии со схемой тела субъекта как о необходимом условии восприятия.
В ряде направлений психологии 2-й пол. 20 в. вслед за Г. Гельмгольцем В. рассматривалось как процесс, подобный решению интеллектуальных задач и зависящий от развития структур интеллекта (Ж. Пиаже) или особенностей языковых структур (Лингвистической относительности гипотеза). Согласно Дж. Брунеру, В. возможно благодаря процессу категоризации, неосознаваемого осмысления и принятия решения об отнесении воспринимаемого к тому или иному классу объектов или процессов, на основании соотнесения с «перцептивными эталонами», или категориями.
В когнитивной психологии было показано, что В. включает множество внутр. компонентов и этапов переработки информации, среди которых есть как эксплицитные, доступные сознанию, так и имплицитные, бессознательные (см. Подпороговое восприятие). К числу внутр. компонентов В. относятся перцептивные ожидания и внимание к определённым аспектам ситуации. Внимание, как ранее апперцепция, часто считается фактором, который обеспечивает интеграцию отд. признаков в образ целостного предмета. Каждый акт В. оставляет изменения в разл. звеньях процессов переработки информации. Эти изменения имплицитно влияют на В. следующей порции сведений («эффекты прайминга»). Исследования зависимости В. от памяти и перцептивного обучения показали, что адаптация к искажённым условиям В., как правило, оказывается возможной только в условиях собств. двигательной активности наблюдателя.
Изучение онтогенеза человека и животных позволило установить для многих форм В. (напр., для В. речи) наличие сензитивных периодов в первые годы жизни, во время которых повышается чувствительность к определённым факторам среды и происходит интенсивное перцептивное научение. Отсутствие взаимодействия с определёнными факторами среды (напр., отсутствие фонем /р/ и /л/ в япон. яз.) ведёт к выпадению соответствующих перцептивных возможностей. Исследования познават. способностей в дифференциальной психологии показали, что параметры В. и интеллекта относительно независимы друг от друга, но их корреляция существенно усиливается в начале и в конце жизни.
Восприятие в нейрофизиологии и нейропсихологии
Нейрокогнитивные исследования В. проводятся на разл. уровнях организации: от молекулярных и нейронных механизмов до целостного поведения и личности. Первичные, вторичные и ассоциативные (интермодальные) зоны каждой из сенсорных систем включают множество нейроанатомич. подсистем, число которых только в случае кортикальных механизмов зрительной системы превышает 30. Выяснены нейронные механизмы зрения и слуха, обеспечивающие В. разнообразных сенсорных признаков, таких как высота тона, ориентация, цвет и т. п. Иерархич. объединение информации о признаках позволяет выделять и идентифицировать предметы и события (категоризация), включать их в контекст эмоционального состояния, наличных потребностей и задач. В случае зрения такое объединение связано с т. н. вентральным потоком переработки информации, который ведёт от первичных и вторичных зон зрительного анализа в затылочных областях коры к её нижневисочным структурам. Другой, дорзальный поток ведёт от затылочных долей (и, возможно, субкортикальных структур) к задним отделам теменных долей и далее в лобные области коры и обеспечивает быструю пространственную локализацию объектов, а также регулирует сенсомоторные взаимодействия с ними. Аналогичные данные об анатомо-функциональном разделении процессов локализации и идентификации получены и в отношении механизмов слухового восприятия.
Важным моментом совр. исследований является математич. моделирование функций В. и реализация таких моделей с помощью компьютерных систем распознавания образов. Распространённым средством моделирования В. служат т. н. искусственные нейронные сети, демонстрирующие возможность обучения и постепенной оптимизации своей работы.
Прикладное значение исследований восприятия
Знание закономерностей В. играет решающую роль для таких областей человеческой деятельности, как искусство, архитектура, дизайн, реклама, пищевая и парфюмерная пром-сть, кино и индустрия звукозаписи и др. Важное значение имеет исследование закономерностей формирования эстетич. В. детей и подростков. Детальное изучение механизмов нарушений В. в результате заболеваний и локальных поражений мозга, ведущих к агнозии, афазии, глухоте, слепоте, помогает в разработке методов коррекции, усиления и протезирования сенсорных и перцептивных возможностей человека. К большому классу прикладных исследований В. относятся работы по моделированию индивидуальных особенностей В., распознаванию лиц и эмоций. Большое практич. значение имеет создание мультимедийных информац. систем (напр., для индустрии развлечений) и систем виртуальной реальности (напр., разработка тренажёров, имитирующих условия В. и действия в спец. видах проф. деятельности).
bigenc.ru
Восприятие — Психологос
Восприятие — психический процесс формирования образа предметов и явлений внешнего мира.
В отличие от ощущений, которые отражают только отдельные свойства и качества предметов, восприятие целостно и предметно. Немного метафорически можно сказать, что восприятие — это свернутое мышление. Иногда восприятием называют не процесс, а результат этого процесса — сам образ предмета или явления.
Образ, картина ситуации создается на основе первичных ощущений, с приложением знаний, ожиданий, желаний, настроений и фантазии.
Восприятие бывает первичным и вторичным, произвольным (управляемым) и нет, личным и социальным. Есть и много других различений, характеризующих процесс восприятия: субъективность восприятия, модальности восприятия (визуал, аудиал, кинестетик, дигитал) и пр. См.→
Своим восприятием можно управлять. Нужно ли это делать ежесекундно? Едва ли. А вот в трудных и конфликтных ситуациях об этом помнить полезно.
Восприятий очень много, и они очень переменчивы. Если вы обладаете одними знаниями, а ваш друг, коллега, напарник другими, то и смотреть на мир вы будете разными глазами. Поэтому, даже если вам что-то кажется очевидным – проговорите это, споров будет меньше. А не проговорили – кто виноват?
Восприятие связано с эмоциональным реагированием, причем влияния идут в обе стороны: как ваши эмоции определяют ваше восприятие, так и способ вашего восприятия во многом определяет ваши эмоции. Какое восприятие вы себе сделаете, с какой позиции восприятия посмотрите – такая вам эмоция и будет.
В развитии восприятия огромна роль врожденного: ребенок с рождения знает о мире уже очень много. При этом дальнейшее развитие восприятия — не спокойное разворачивание того, что уже заложено изнутри, и не формирование нового извне. Это в первую очередь результат собственной активности ребенка. Сколько наактивничал — настолько и развился. Впрочем, способствовать развитию активности ребенка взрослые вполне могут.
www.psychologos.ru
Восприятие
Общее понятие о восприятииВосприятием называется отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном…
Физиологические основы восприятияСложные нервные процессы в коре головного мозга, лежащие в основе восприятия, характеризуются тем, что они вызываются комплексными раздражителями, действующими одновременно на разные рецепторы…
Классификация восприятийКлассификация восприятий по виду анализаторов представляет значительно большие трудности по сравнению с соответствующей классификацией ощущений…
Восприятие предметов внешнего мираНа наши органы чувств всегда воздействуют многочисленные и разнообразные предметы и явления. Между тем в каждый отдельный момент мы воспринимаем их не все и не с одинаковой ясностью и отчетливостью. Только некоторые из них становятся объектами восприятия.
Восприятие пространстваВсе предметы и явления окружающей действительности находятся в пространстве и протекают во времени. Поэтому восприятие пространственных и временных отношений между предметами является необходимой составной частью всякого процесса восприятия…
Зрительные иллюзииСложный характер восприятия пространственных свойств и отношений предметов, в котором участвуют как непосредственные зрительные и мышечно-двигательные ощущения, так и временные связи между ними, приводит иногда к зрительным иллюзиям…
Восприятие времениВсе явления окружающего нас мира представляют собой процессы, закономерно развивающиеся и изменяющиеся во времени. Восприятие временных отношений объективных явлений состоит в отражении их последовательности и длительности…
Восприятие движенийВсякое движение представляет собой совершающийся во времени процесс перемещения движущегося тела в пространстве…
АпперцепцияАпперцепцией называется обусловленность содержания и направленности восприятия знаниями и предшествующим…
НаблюдениеНаблюдением называется целенаправленное восприятие, осуществляемое по определенному плану…
Развитие восприятийУже в первые недели после рождения ребенок не только ощущает, но и воспринимает окружающую действительность…
Целостность восприятияОдной из характерных особенностей восприятий является их целостность: объект восприятия, будучи комплексным раздражителем, обладающим разными признаками и состоящим из разных частей, воспринимается все же как единое целое…
Осмысленность восприятия. Узнавание.Характерной особенностью восприятий у человека является их осмысленность. Воспринимая предметы и явления действительности, человек истолковывает их в соответствии с полученными ранее знаниями и своим практическим опытом…
Избирательность восприятияИзбирательность восприятия заключается в преимущественном выделении одних объектов (или одних свойств, признаков, качеств предметов) по сравнению с другими…
Индивидуальные различия в восприятииРазличия в жизненном опыте, в знаниях, взглядах, интересах, в эмоциональном отношении людей к предметам и явлениям действительности порождают значительные индивидуальные различия в восприятии…
Развитие восприятия у детейЭлементарные формы восприятия начинают развиваться очень рано, в первые месяцы жизни ребенка, по мере образования у него условных рефлексов на комплексные раздражители…
Роль моторных компонентов в восприятииВосприятие не только включается в действиях людей и регулирует их. Оно становится особой перцептивной действием, направленным на создание образа нужному человеку объекта…
Общие особенности восприятияВажнейшими особенностями восприятия являются: предметность, целостность, структурность, константность, апперцепция, осмысленность, избирательность, иллюзия…
Разновидности восприятийВ чувственного познании ощущения и восприятия проявляются в единстве. Восприятия вне ощущения не бывает…
Свойства восприятияВажным условием успешного восприятия объектов действительности является его избирательность. Избирательность предмета восприятия обусловливается потребностями и интересами человека, необходимостью в знаниях, профессиональной направленностью и т.д…
psyznaiyka.net
Восприятие
Общая характеристика восприятия
Отражение предметов, ситуаций, явлений, которые возникают при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств, получило название восприятие. Восприятие связано с ощущением, но между ними есть и коренные различия. Содержание ощущений не выходит за пределы элементарных форм отражения. Суть процессов ощущения заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего мира. Но, реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы элементарных форм.
Человек живет в мире вещей, предметов, форм, живет в мире сложных ситуаций и все, чтобы он ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов, отражение которых выходит за пределы изолированных ощущений. В результате совместной работы органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Синтез может протекать в пределах одной и нескольких модальностей, например, в апельсине фактически объединяются зрительные, осязательные, вкусовые ощущения. Изолированные ощущения в результате такого объединения превращаются в целостное восприятие, от отражения отдельных признаков переходят к отражению целых предметов.
Таким образом, основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на человека, т.е. целостное отображение предмета. Получается, что восприятие включает в себя ощущение и на нем основывается. В процессе восприятия, помимо ощущений, задействован предыдущий опыт, т.е. включаются психические процессы более высокого уровня – память, мышление, поэтому его часто называют перцептивной системой человека.
Существуют различные теории процесса распознавания образов. Основное внимание в этих теориях отводится вопросу воздействия внешних сил на органы чувств и, преобразование в осмысленные перцептивные образы. Создается впечатление, что операции, связанные с распознаванием, просты и непосредственны, потому что человек опознает окружающие его предметы и события легко и быстро. Но, это не совсем так. Пока заканчиваются неудачей попытки инженеров создать машины, которые были бы способны распознавать обычные для окружающей среды символы и звуки. Система восприятия самых примитивных животных по своим возможностям далеко опережает такие машины.
Восприятие, как показывают исследования психофизиологов, является очень сложным процессом и требует аналитико-синтетической работы. Информация, которую человек получает из окружающего его мира, не есть результат простого раздражения органов чувств и доведение возбуждения до коры мозга. В процесс восприятия включены двигательные компоненты – ощупывание предмета, проговаривание соответствующих звуков, движение глаз и др.
Наверное, правильнее всего восприятие обозначить как воспринимающую деятельность субъекта, результатом которой является целостное представление о предмете. Целостное отражение предмета, в свою очередь, требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков – цвет, форма, вес, вкус – основных ведущих. Можно предположить, что на данном этапе восприятия в формировании перцептивного образа участвует мышление.
Следующий этап восприятия требует объединения основных существенных признаков и сопоставления признаков с прежними знаниями о предмете, а это говорит об участии в процессе восприятия памяти. Если гипотеза о предполагаемом предмете совпадает с поступающей информацией, то происходит узнавание предмета и его восприятие.
Восприятие знакомых человеку предметов и их узнавание происходит очень быстро. Скорость отражения или узнавания объекта реального мира определяется тем, насколько активно идет отражение этого объекта. Значит, в восприятии большую роль играет желание человека воспринимать тот или иной предмет, значит, в восприятии предмета реального мира будут задействованы внимание и желание, т.е. направленность. Интересный предмет, как правило, воспринимается более активно, безразличный предмет можно и не заметить.
Вывод
Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что восприятие является сложным и единым процессом, направленным на познание того, что в данный момент воздействует на человека.
Факторы, влияющие на восприятие
Связанная картина реальности формируется благодаря факторам, влияющим на восприятие. К этим факторам относится:
- Ограничения, связанные с органами чувств;
- Состояние сознания;
- Предшествующий опыт;
- «Культурное моделирование».
В любой момент окружающая среда посылает тысячи сигналов, из числа которых можно уловить только небольшую их часть.
Фотография, сделанная в инфракрасных лучах, отражает совершенно другой образ окружающего.
У различных культур наблюдаются различия в восприятии мира, жизни, смерти и др. У каждого человека способ классификации воспринимаемого связан с предварительным жизненным опытом, Благодаря этому опыту и практике, мозг человека способен структурировать и организовывать элементы внешнего мира, чтобы придать им точное значение.
Теория ассоциативной психологии
Данная теория первая, основанная на научных наблюдениях, достигшая наибольшего влияния во второй половине XIX века. Представителями этой теории были немецкие ученые И. Мюллер (1826), Э. Мах (1865), Г. Гельмгольц (1867), Э. Геринг (1897), В. Вундт (1887), американский психолог Э.Б. Титченер (1898).
Все они придерживались общих взглядов на природу восприятия, несмотря на значительные различия в объяснении частных проблем. Они считали, что образ, который воспринимает человек, является сложным объединением первичных элементов сознания – ощущений. Само же ощущение понималось как осознанное состояние органа чувств, которое подверглось воздействию изолированного внешнего раздражителя.
Центральной проблемой для ассоциативной психологии была проблема восприятия пространства, трудность которой заключалась в определении первичных ощущений, из которых строится это восприятие и способов этого объединения.
Для объяснения одних субъективных данных ассоциативная теория привлекала другие, пытаясь вывести сознание из самого себя, в этом была их основная ошибка. Раз восприятие является комплексом ощущений, считали структуралисты, то задача психолога в том, чтобы в своем субъективном опыте путем самонаблюдения найти элементарные ощущения, изолировать и описать их. Данный метод получил название аналитической интроспекции. При такой постановке вопроса подлинные проблемы восприятия оставались вне поля психологического исследования.
В начале XX века ассоциативная психология восприятия утратила свое влияние, так и не сумев объяснить сколь-нибудь значительные проблемы восприятия.
Гештальт-теория
Согласно этой теории, гештальты – целостные формы, структурируют перцептивное восприятие и другие ментальные процессы. То, что происходит с элементами целого, отмечал М. Вертгеймер, определяется внутренними законами, присущими этому целому. Представителями этой теории было собрано большое количество экспериментальных данных, которые позволили установить основные закономерности возникновения структур при восприятии. В зависимости от таких отношений, как близость, сходство, замкнутость элементы поля объединяются в структуру.
Перцептивные процессы гештальтпсихологии считали врожденными и объясняли их особенностями организации мозга на уровне коры. Новым вариантом физиологического идеализма, стало представление о том, что психические процессы отражают состояние мозга, а не внешний мир.
Гештальтпсихологи поставили такие важные проблемы, как восприятие отношений, природа целостности восприятия, физиологические модели перцептивных процессов, но решить их не смогли. Причина заключалась в том, что им свойственны были все основные недостатки ассоциативной психологии. Преодоление этих сложностей возможно только с позиций диалектического материализма.
Концепция Д. Гибсона
В концепции американского психолога Д. Гибсона восприятие трактуется как процесс добывания информации о среде, в результате чего неопределенность положения организма в ней уменьшается. Гибсон выступает против ассоцианистской теории восприятия. Только организованные системы раздражителей содержат информацию о внешнем мире. По мнению ученого восприятие является активным процессом, потому что нет изначального изоморфизма между объектами внешнего мира и их восприятием. Информационное богатство среды не дано организму непосредственно и, его надо добыть.
В теории восприятия Гибсона основное ударение сделано на то, что должно быть выделено в потоке стимуляции с целью наилучшего ориентирования в окружающей среде. Вопрос, каким образом восприятие осуществляется, разработан слабо. Слабая разработка этого центрального для понимания теории восприятия момента как раз объясняет тот факт, что в ней почти отсутствует анализ развития восприятия и не вскрыты причины этот процесс обуславливающие.
Теория восприятия Ж. Пиаже
Наиболее полно развитие восприятия представлено в теории швейцарского психолога Ж. Пиаже (1961). Есть и другая возможность формирования восприятия, помимо изначальной его сформировнности. Суть заключается в рассмотрении развития восприятия как постепенной организации деятельности по установлению отношений между отдельными деталями сенсорного поля. Как показывают экспериментальные данные, полученные сотрудниками Ж. Пиаже, первые месяцы жизни ребенка еще не фиксируют подлинного восприятия предметов в пространстве. Ребенок не дифференцирует объекты и себя, не различает изменения вида предметов.
Формирование пространственного поля происходит в связи с координацией движений ребенка.
В теории восприятия Ж. Пиаже большое место отводится анализу различий между восприятием и интеллектом. Если при помощи интеллекта сравнить два объекта друг с другом, то ни сравниваемое, ни сравнивающее не деформируется самим процессом сравнения. Грубые и приблизительные сведения о предмете дают чисто перцептивные оценки. Ошибки заключаются в законе относительных центраций – обращение внимания на какую-либо деталь объекта приводит к её переоценке. Для адекватного отражения объекта должны учитываться все его стороны, потому что при восприятии как вероятностном процессе всегда выделяются одни стороны в ущерб другим. Путем привлечения моторной активности субъекта подобная децентрация возможна, и в результате восприятие становится целостным и стабильным.
Концепция Ж. Пиаже наиболее близка к представлениям советской психологии. Принципиальное различие заключается в понимании движущих сил перцептивного развития. Развитие у него является спонтанным адаптивным процессом, в советской же психологии развитие трактуется как активное усвоение общественно-исторического опыта.
spravochnick.ru
Восприятие | Мир Психологии
ВОСПРИЯТИЕ
Восприятие (англ. perception)
- Субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (употребляются также термины «образ восприятия», «перцептивный образ»).
- Сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа (употребляются также термины «перцепция», «перцептивный процесс»). Иногда термином Восприятие обозначается система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т.е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения (см. Перцептивное действие).
Как образ восприятие есть непосредственное отражение предмета (явления, процесса) в совокупности его свойств, в его объективной целостности. Это отличает В. от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на анализаторы.
При рассмотрении гносеологических вопросов (в философии) значения терминов «Восприятие» и «ощущение» совпадают. Для психологии указанное их различие является принципиально важным. В некоторых направлениях психологии, напр. гештальт-психологии, В. рассматривается как исходная форма чувственного познания (и познания вообще), а ощущение — как абстракция, как результат «препарирования» В. сознанием (см. Отражение чувственное). Однако большинство психологов рассматривают ощущение (напр., тепла, солености, боли) как исходную форму познания, а В. — как синтез ощущений, формирующийся в процессе активного отражения объективно существующего целостного предмета. В филогенезе переход от ощущения к В. был обусловлен переходом живых существ от жизни в гомогенной, вещно (предметно) неоформленной среде к жизни в среде, вещно оформленной (А.Н. Леонтьев).
Поскольку любой предмет как раздражитель (см. Стимул, Дистальный стимул) является сложным, обладает рядом свойств, то в формировании его образа участвует обычно несколько анализаторов; т. о., Восприятие формируется на основе ощущений разных модальностей.
В зависимости от того, какой из анализаторов ведущий в данном акте В., различают зрительное восприятие, слуховое (см. слух), осязательное (см. Осязание), вкусовое (см. Вкус) и обонятельное В. (см. Обоняние). Важную роль во всех видах В. играют двигательные (кинестезические) ощущения, хотя последние и не всегда отчетливо осознаются человеком. Так, зрительное Восприятие, помимо собственно зрительных ощущений (цвета, света и т.д.), включает также кинестезические ощущения, возникающие при движениях глаз (аккомодация глаз, конвергенция и дивергенция глаз и т.д.). Особенно велика роль кинестезических ощущений в осязательном В. Большую роль во вкусовом В. играют движения языка, а в обонятельном — движения органов дыхания. В процессе слухового В. активное участие могут принимать слабые движения артикуляционного аппарата. Движения, включенные в акт восприятия, имеют значение в процессе анализа воздействующих раздражителей, уточнении ощущений, их синтезе в целостный образ предмета и его пространственно-временной локализации.
У человека, владеющего речью, последняя опосредствует В., обеспечивая его осмысленность, осознанность, преднамеренность (произвольность). Участие речи в В. создает возможность абстракции и обобщения свойств предметов и явлений путем их словесного обозначения (называния) (см. Лингвистической относительности гипотеза).
Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность, категориальность, избирательность. Восприятие зависит от прошлого опыта, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, индивидуально-психологических различий людей (потребностей, склонностей, интересов, мотивов, эмоционального состояния и т.д.). Под влиянием этих факторов создается характерная для каждого человека апперцепция, обусловливающая значительные различия при восприятии одних и тех же предметов разными людьми или же одним и тем же человеком в разное время.
Формирование перцептивного образа представляет собой процесс, включающий ряд фаз (переходов): от нерасчленного В. («что-то мелькнуло», «что-то коснулось кожной поверхности», «появился какой-то звук», «чем-то пахнет» и т.д.) к формированию дифференцированного целостного образа предмета (или явления), адекватного оригиналу (см. Микрогенез восприятия). Динамика формирования перцептивного образа определяется пространственно-временными условиями процесса В. Это отчетливо обнаруживается при изменении времени воздействия стимулов на анализатор, их дистанции и положения в сенсорном поле.
В. м. б. преднамеренным и непреднамеренным. 1-е в отличие от 2-го связано с постановкой определенной перцептивной задачи; оно характеризуется целенаправленностью, плановостью и систематичностью. В этом случае В. выступает как познавательная перцептивная деятельность (наблюдение). Непреднамеренное В. выступает как компонент к.-л. др. деятельности, либо является неуправляемым и случайным процессом, целиком зависимым от колебаний непроизвольного внимания (ср. «пустой взор»). Преднамеренное восприятие более эффективно, чем непреднамеренное.
В поведении и деятельности человека В. — необходимое условие ориентировки в окружающей среде. Перцептивный образ выполняет функцию регулятора действий. Вместе с тем деятельность — основное условие развития В. Что и как воспринимает человек, зависит от того, что и как он делает. В практической деятельности Восприятие становится активным, целенаправленным процессом познания действительности. См. Орган чувств, Отражение чувственное, Сенсорная система. (В.П. Зинченко)
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности (см. Рецептор) органов чувств. Вместе с процессами ощущения В. обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску (см. Аффект, Эмоции).
Следует различать Восприятие, адекватное реальности, и иллюзии. Решающее значение для проверки и коррекции перцептивного образа (от лат. perceptio — восприятие) является включенность В. в процессы практической деятельности, общения и научного исследования.
Возникновение первых гипотез о природе В. относится к античности. В целом ранние теории В. соответствовали положениям традиционной ассоциативной психологии. Решающий шаг в преодолении ассоцианизма в трактовке В. был сделан, с одной стороны, благодаря развитию И.М. Сеченовым рефлекторной концепции психики, а с другой — благодаря работам представителей гештальтпсихологии, показавших обусловленность наиболее важных феноменов В. (таких, как константность) неизменными отношениями между компонентами перцептивного образа.
Изучение рефлекторного строения В. привело к созданию теоретических моделей В., в которых важная роль отводится эфферентным (центробежным), в том числе двигательным, процессам, подстраивающим работу перцептивной системы к характеристикам объекта (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев). Примерами могут служить движения руки, ощупывающей предмет, движения глаз, прослеживающих видимый контур, напряжение мышц гортани, воспроизводящих слышимый звук. Динамика процесса опознания в большинстве случаев адекватно описывается так называемым «законом перцепции» (Н.Н. Ланге): первоначально выделяется лишь общее и диффузное представление о предмете, которое затем сменяется более определенным и детальным В. Происходящее на основе выделения обобщенных, иногда социально фиксированных, систем признаков опознание осуществляется за значительно более короткое время (порядка долей секунды), чем процессы первоначального перцептивного научения, на к-рые в отдельных случаях могут уходить месяцы и годы (например, формирование навыков чтения). Осуществляемая при опознании благодаря взаимодействию В. и памяти категоризация предметов, событий и ситуаций близка, а иногда идентична понятийной категоризации.
С процессами мышления В. сближает также возможность трансформации образа с целью приведения его к виду, пригодному для принятия решения. Подобные преобразования, часто неосознаваемые, могут способствовать решению стоящих перед субъектом задач. Таким образом, восприятие — не пассивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания.
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
Восприятие — психический процесс, одна из стадий познавательной деятельности, приводящая к созданию образа объекта на основе анализа и синтеза отдельных его качеств, выделения при этом существенных признаков предмета или явления и отвлечений от несущественных и неактуальных. К расстройствам восприятия относятся иллюзии и галлюцинации.
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
Восприятие — психический процесс отражения в сознании действительности, способствующий формированию субъективного образа объективного мира. Восприятия интегрируются, слагаются из ощущений (см.). Большинство восприятий имеет комплексный характер и закрепляется в сознании посредством ассоциаций (см.). Объем и полнота восприятий зависят от имеющихся жизненного опыта и знаний. К тому же они и обогащают этот опыт, оставаясь в памяти в виде представлений, постепенно преобразуемых в понятия. Восприятие – вторая ступень познания (после ощущений).
Оксфордский толковый словарь по психологии
Восприятие
- Собирательно – те процессы, которые дают связность и единство сенсорному входу. Это наиболее общее значение термина, охватывающее всю последовательность событий – от представления физического стимула до феноменологического его переживания. Сюда входят физические, физиологические, неврологические, сенсорные, когнитивные и эмоциональные компоненты. Поэтому этот способ употребления термина должен рассматриваться как включающий многие более специализированные и ограниченные значения, которые приводятся ниже.
- осознание органического процесса. Это значение разработано для того, чтобы обратить внимание на восприятие как сознательное событие; фактическое переживание цепи (органических) процессов, задействованной некоторым внешним или внутренним стимулом
- Синтез или слияние элементов ощущения. Это использование встречается в структуралистском (1) подходе.
- Промежуточная переменная, гипотетическое внутреннее событие, которое возникает непосредственно в результате стимуляции сенсорных рецепторов и на которое оказывают влияние уровень влечения и привычки. Это значение, конечно, принадлежит бихевиоризму.
- осознание истинности чего-либо. Этот смысл в значительной степени неспециальный и означает своего рода неявное, интуитивное осознание.
- Обозначение области психологии, которая исследует все процессы, обозначенные в вышеупомянутых значениях.
Не удивительно, что полный диапазон коннотаций этого термина охватывает почти каждый аспект психологии, и существующие теории восприятия являются действительно перспективными. В сущности, изучение восприятия всегда начинается с осознания того факта, что то, что воспринимается, не определяется однозначно физической стимуляцией, но, скорее, организованным комплексом, зависящим от множества других факторов. В то время как нет сомнений, что входящий стимул является существенным элементом того, что, в конечном счете, воспринимается, старый структуралистский аргумент, что восприятие строится совершенно независимо от ощущений, сейчас фактически ни кем не признается.
Ниже приводится беглый обзор факторов, определяющих то, что воспринимается; более важные термины подробнее рассматриваются в других статьях этого словаря.
- а) Внимание. Для того чтобы событие было воспринято, на нем должно быть сосредоточено внимание или оно должно быть замечено. Кроме того, само внимание избирательно, так что обращение внимания на один стимул имеет тенденцию тормозить или подавлять обработку других. См. внимание, феномен вечеринки, обработка информации.
- б) Константность. Перцептивный мир имеет тенденцию остаться таким же, несмотря на значительные изменения входящей сенсорной информации, Книга, на которую смотрят под каким-то углом, все же воспринимается как прямоугольная, хотя сетчаточное изображение отчетливо трапециевидно. См константность, бессознательный вывод.
- в) Мотивация. На то, что воспринимается, оказывает влияние мотиваонное состояние; голодные люди видят в неоднозначных стимулах пище; продукты, которых не видят там сытые люди. См. Новый взгляд, перцептивная защита, перцептивная вигильность.
- г) Организация. Восприятие – не простое соединение сенсорных элементов, оно особым образом организовано в связное целое. См. гештальт и связанные с ним статьи.
- д) Установка. Когнитивная и/или эмоциональная позиция, имеющаяся по отношению к массиву стимула, сильно воздействует на то, что будет воспринято. См. здесь отношение, установка (2).
- е) Научение. Здесь имеются две проблемы. Одна связана с вопросом о том, что в восприятии является врожденным, а что приобретенным через опыт; см. дискуссия о наследственности – среда и нативизм. Другая связана: вопросом о том, каким образом научение изменяет восприятие; см. перцептивное научение.
- ж) Искажение и галлюцинация. Сильные эмоциональные чувства могут значительно искажать восприятие, и галлюцинации могут быть вызваны рядом причин, включая наркотики, недосыпание, сенсорную депривацию, эмоциональный стресс, психоз и т.д. Эти «неправильные восприятия» представляют собой очень интригующую проблему, потому что восприятие, в основном, кажется, исходит скорее «из головы», чем из окружающей среды. См. Галлюцинация.
- з) Иллюзия. Имеется много обстоятельств, при которых то, что воспринимается, не может быть легко предсказано в результате анализа массива физического стимула. См. Иллюзия.
Имеются, конечно, и другие элементы, входящие в изучение восприятия и оказывающие влияние на перцептивные исследования в других областях психологии. Многие из них обсуждаются в следующих статьях. Другие можно найти по алфавитному порядку определяющего термина.
предметная область термина
ОТДАЛЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ — восприятие стимульного объекта через не-которыи посреднический прибор, обычно не используемый для получения такой стимульнои информации, например, восприятие формы объекта исследуемого при помощи палочки с завязанными глазами.
ПРОСТРАНСТВО: ВОСПРИЯТИЕ — образное отражение пространственных характеристик внешнего мира — восприятие величины и формы предметов, их взаимного расположения. Особенно существенное участие принимают анализаторы зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный. В основе восприятия пространства лежат измерения расстояний и углов, реализуемые активными движениями при контроле посредством органов чувств. Для чувственного различения направлений вверх-вниз, вперед-назад, вправо-влево, по-видимому, необходима асимметрия человеческого тела, ибо в роли отправной точки при восприятии пространства выступает тело самого индивида. В частности, ощущения, поступающие от аппарата равновесия, формируют восприятие направления вверх-вниз, свидетельствуя об отклонении тела от вертикального положения. За счет работы механизмов зрения пространственного формируется восприятие глубины и дали пространства. Механизмы восприятия пространства более поздни филогенетически по сравнении с механизмами восприятия зрительного, они интегрируют соответственную информацию о пространстве, полученную также от слуховой, вестибулярной и кожно-мышечной систем сенсорных. В основном пространственное восприятие обеспечивается врожденными операциями, но их окончательное оформление происходит за счет обретаемого в ходе жизни опыта практических действий с предметами и практического передвижения в пространстве. Восприятия пространства служит основой восприятия движения, тоже выполняемого за счет врожденных механизмов, обеспечивающих детекцию (обнаружение, выявление) движения.
ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ: МИКРОГЕНЕЗ (микрогенез зрительного восприятия) — последовательные фазы построения образа зрительного объекта, начиная с пространственной и временной локализации предмета восприятия до выделения в нем частных особенностей.
АЛЬБЕДО, ВОСПРИЯТИЕ — использование коэффициента отраженного света по отношению к падающему как первичный сигнал для восприятия яркости стимулов. Так можно сказать, что альбедо кусочка мела и кусочка угля будут одинаковыми, независимо оттого, усиливается освещение или уменьшается, воспринимаемая яркость обоих предметов останется постоянной. Следовательно, восприятие альбедо – основа константности яркости.
Двойственное ВОСПРИЯТИЕ — феномен, заключающийся в том, что при определенных условиях один и тот же физический стимул одновременно может восприниматься и неречевой (психоакустической), и фонетической (речевой) модальностями.
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
www.persev.ru