особенности развития ребенка 3 – 6 лет
Воспитание
По статистике rosbalt.ru в 2017 году 5 из 17 млн семей в России составляют матери-одиночки с детьми. С каждым годом число неполных семей
Воспитание
На приём к психологу многие приходят с такими запросами, как: «Хочу построить гармоничные отношения», «Никому не могу доверять», «Не хочу общаться с семьёй,
Воспитание
Задача детского кризиса 3-х лет заключается в сепарации – обретении своего «я». Ребенок ощупывает
Воспитание
У большинства родителей возникает вопрос, что можно, а что не стоит запрещать ребёнку. Давайте
ВоспитаниеМожно ли воспитать ребёнка без криков? Разумеется, можно. Используйте для этого идеи знаменитой теории
Иногда, если ребенок озорничает, не слушается маму, папу и бабушку, — с родительских уст срываются не очень приятные,
mamafm.ru
правила воспитания ребенка от 3 до 6 лет
В 3 года ребенка, как подменили — такую жалобу часто можно услышать от родителей. Кризис трех лет никто не отменял. И главное в этот момент родителям проявить гибкость и вовремя скорректировать свои взаимоотношения с сыном или дочкой.
Психолог Мария Фабричева рассказала об особенностях детского развития и воспитания детей на стадии идентичности и силы.
Именно так психологи называют возраст от 3 до 6 лет.
«Задачи этой стадии — установить идентичность собственной личности, обучиться необходимым в обществе навыкам и выяснить роли и власть в отношениях с другими», — говорит психолог.
Воспитание ребенка 3 лет
ЗАДАЧИ РЕБЕНКА (ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ)
- Утверждать себя как отдельную личность
- Собирать информацию о мире, о самом себе, о своем теле, о своей роли. связанной с полом
- Понять, что поведение имеет последствия
- Исследовать свое влияние на других и свое место в группе
- Научиться проявлять силу, чтобы повлиять на взаимоотношения
- Научиться приемлемому в обществе поведению
- Отделять фантазии от реальности
- Понять над чем он имеет власть и над чем не имеет
- Продолжать решать задачи развития предыдущих стадий
ТИПИЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА 3-6 лет
- Устраивает игры — фантазии, возможно с воображаемыми партнерами
- Собирает информацию: как, почему, когда, как долго и т.д.
- Пробует различные роли в ролевых играх
- Начинает учиться отношениям власти, наблюдая и устраивая борьбу за власть
- Предпринимает действия для определения роли, связанной с полом
- Начинает совместные игры
- Учится приемлемому в обществе поведению
- Начинает интересоваться играми по правилам
ПОЛЕЗНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
- Поддерживать детей в выполнении задач развития
- Продолжать создавать атмосферу любви, безопасности и обеспечивать защиту
- Поддерживать детей в исследовании мира вещей, людей, идей, чувств
- Поощрять ребенка радоваться тому, что он мальчик или девочка, учить, что оба пола хороши
- Ожидать, что ребенок будет выражать чувства и соединять чувства с мышлением
- Давать ребенку информацию о мире и корректировать ложную информацию
- Отвечать на вопросы
- Обеспечивать приемлемые позитивные и негативные последствия действий ребенка
- Использовать такой язык, чтобы было ясно, кто за что отвечает
- Поощрять использование фантазии и разделение фантазии и реальности
- Хвалить за хорошее поведение
- Аккуратно реагировать по мере проявления детского любопытства к человеческому телу и разнице между мальчиками и девочками
- Сохранять контакт с людьми, которые помогают родителям заботиться о себе
- Разрешать собственные проблемы, возникшие на этой стадии, по мере их проявления
ВРЕДНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
- Дразнить
- Проявлять непоследовательность
- Не ожидать, что дети будут думать самостоятельно
- Не желать отвечать на вопросы
- Высмеивать ролевые игры или фантазии
- Реагировать на фантазии ребенка как на реальность
- Использовать фантазии, чтобы пугать или смущать ребенка
- Вступать в споры кто прав, а кто не прав и кто или что лучше или хуже
- Игнорировать ребенка
ПРОБЛЕМЫ В ДЕТСТВЕ
- Чрезмерный страх, тревожность
- Социально неприемлемое поведение
- Ритуалы вокруг пищи
- Ночное недержание мочи, кошмары
- Сверхадаптивность
- Проблемы с обучением
- Застенчивость, угрозы или агрессивность
- Игнорирование своих чувств и потребностей
ПРОБЛЕМЫ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ
- Мечты о Добром Волшебнике: «Надеюсь…», «Хотел бы я….», «Когда все будет хорошо…»
- Страхи: «Мне нельзя», «Я не должен»
- Манипуляция другими, чтобы они взяли ответственность, соблазнение
- Проблемы с идентификацией пола
- Проблемы с обменом веществ и кровообращением, боли в груди, учащенное сердцебиение, судороги.
Детство, стиль воспитания, отношения в семье оказывают влияние на всю последующую жизнь человека. Поэтому родителям важно учитывать возрастные изменения своего ребенка. И знать, как правильно на них реагировать.
mamawow.com.ua
Дети с 3 до 6 лет. Развитие, воспитание и игры для детей
Возраст от трех до шести лет – особенный период. Начинается он с кризиса негативизма, когда вчерашние пай-мальчики и чудо-девочки вдруг становятся настоящими бунтарями. А завершается, как порой кажется родителям, очень быстро: своенравный карапуз, устраивающий бурные истерики из-за некупленной шоколадки, вдруг превращается в серьезного сосредоточенного дошколенка. При этом заботы остаются те же самые: развивающие занятия, правильное питание, детские недомогания и прививки.
Неудивительно, что именно этот первый «трудный» возраст особенно заботит родителей, ведь чаще всего они слышат от крохи «не хочу», «не буду», «оставь» и «я сам». Как не сломать эту хрупкое «я» новой личности и как добиться послушания? Статьи этого раздела научат вас тактично противостоять детскому упрямству, помогут развить и воспитать у своего чада навыки аккуратности и самостоятельности, научить его одеваться и раздеваться, прибирать за собой вещи и убирать посуду.
А вы знаете, что должен уметь делать трехлетка? В каком возрасте ребенок начнет застегивать пуговицы, а в каком – завязывать шнурки? Когда он сможет определять время, посмотрев на часы? И не рано ли учить его считать? С помощью экспертов, которые приняли участие в написании текстов данного раздела, мы будем развивать у ребенка мелкую моторику, пытаться читать, осваивать основные навыки самообслуживания (прощаться с горшком, чистить зубы, орудовать вилкой и ножом и т. д.).
Развитие – вот основной лейтмотив этого возрастного периода. Что и как читать ребенку от года до шести? В какие игры играть? Какие стихи учить? Стимулируем воображение и устанавливаем доверительный контакт с собственным чадом. Пора задуматься и собрать в одну корзину все, что вы знаете о нем: экстраверт он или интроверт, какие книжки любит читать, с какими персонажами и героями себя идентифицирует? Отталкиваясь от этого, мы будем выбирать развивающие кружки и секции, а также подготовительные занятия: фигурное катание или рисование восковыми мелками, астрономия или цирковое искусство. В подразделах, посвященных здоровью ребенка от 3 до 6 лет, вы узнаете, каким должен быть суточный рацион дошкольника, и с помощью каких продуктов он обеспечивается; какие заболевания наиболее характерны для этого возраста, какие прививки необходимо сделать и как укрепить иммунитет в предшкольный год.
Рисуем с ребенком осень: 5 интересных способов Сколько прекрасных стихов написано об осени! А сколько музыкальных произведений и живописных полотен посвящено этой поре. Давайте и мы попробуем вместе с ребенком изобразить это время года разными художественными средствами.Показать еще статьи
www.parents.ru
Воспитание ребенка от 3 до 6 лет
Обучающий курс «Воспитание ребенка от 3 до 6 лет»
Курс «Воспитание ребенка от 3 до 6 лет»- результат моей психотерапевтической работы с семьями и проведения занятий для родителей. Раньше эти курсы существовали в очной форме, и только позже, собрав обратную связь, дополнив курсы практическим материалом, мы превратили их в дистанционный проект.
Курс «Воспитание ребенка от 3 до 6 лет» — это специально отобранный теоретический материал по психологии и воспитанию детей, тесты и практические задания, которые помогают лучше усваивать теорию. Материал курса позволяет увидеть мир глазами ребенка, по настоящему осознать, различия между взрослым и малышом.
Значительная часть курса посвящена психологическим законам построения отношений. Этот материал подается на примере взаимодействия с детьми, но наиболее внимательные слушатели курса заметили, что это универсальные законы, которые можно успешно использовать и с более старшими детьми, и со взрослыми людьми, и даже с самим собой.
Отдельная часть курса – практические примеры и способы решения конкретных задач в общении с детьми. Эту часть любят слушатели больше всего, она позволяет сопоставить свои затруднения с предложенными методами и попробовать конкретные алгоритмы для решения задач. И это работает! Поскольку курс опирается на мою практику психотерапевтической помощи семьям, в нем вы не найдете пустых, общих рекомендаций, не прошедших испытание в реальных условиях жизни. Это не опыт одной — двух семей, стремящихся поделиться личными успехами, а научно обоснованные и опробованные на множестве самых разных семей методы.
ЗАПИСАТЬСЯ НА КУРС «ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА ОТ 3 ДО 6 ЛЕТ»
Слушатели могут быть уверены, что методы, предложенные в курсе, опробованы на семьях, состоящих из людей с разным культурным опытом, менталитетом и образом жизни. Никакой метод не может быть универсален, подходить абсолютно всем семьям. Но важно, чтобы методы проходили «статистический контроль», то есть работали у большинства людей. Именно такие методы я отбираю для курса, стараясь передать наиболее полезные знания.
Программа курса «Воспитание ребенка от 3 до 6 лет»
Часть 1. Развитие ребенка от 3 до 6 лет.
Урок 1. Как развивается ребенок от 3 до 6 лет и что ему нужно успеть за это время
– Главные задачи возраста 3–6 лет
– Какие качества должны сформироваться у ребенка
– Что такое ведущая деятельность для ребенка 3– 6 лет
– Игра и обучение: как найти баланс
– Вредные игрушки
Урок 2. Физическое развитие ребенка
– Главные задачи возраста 3–6 лет
– Какие качества должны сформироваться у ребенка
– Что такое ведущая деятельность для ребенка 3–6 лет
– Игра и обучение: как найти баланс
– Вредные игрушки
Урок 3. Психосексуальное развитие ребенка
– Понимание ребенка своей половой принадлежности
– Как привить правильное отношение к своему полу.
– Как реагировать на интерес ребенка к сексуальным вопросам
– Деструктивные послания родителей
– Здоровые тактики в общении с ребенком на тему отношения полов
Урок 4. Социальное развитие ребенка
Урок 5. Психоэмоциональное развитие ребенка, качества характера
Урок 6. Творческое развитие ребенка
Урок 7. Интеллектуальное развитие ребенка
Часть 2. Влияние на ребенка
Урок 8 Психологические установки родителей
Урок 9. Как создать желательное поведение у ребенка
Урок 10. Типичные воспитательные стратегии родителей: работа над ошибками
Часть 3. Решение затруднений в воспитании ребенка
Урок 11. Привыкание к детскому саду
Урок 12. Ребенок начал обманывать
Урок 13. Рождение второго ребенка
Урок 14. Ребенок и компьютер
Урок 15. Ребенок грубит старшим
Урок 16 Ребенок постоянно капризничает и ноет
Урок 17 Когда ребенок ничего не ест (дополнительный).
Читать отзывы прошедших обучение
ЗАПИСАТЬСЯ НА КУРС «ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА ОТ 3 ДО 6 ЛЕТ»
mama-papa-help.ru
Воспитание и развитие ребенка в 3-4 года
Воспитание ребенка, которому 3 или 4 года значительно отличается от более раннего возраста. Он становится старше, начинает копировать поведение родителей, становится рассудительным, формирует и выражает мысли. Существует целый раздел психологии по воспитанию детей 3-4 лет. Он помогает понять, как правильно вести себя родителям и спокойно перенести этап взросления крохи.
Содержание:
- Особенность возраста у детей
- Кризис 3-летнего возраста: из ангела в непослушного сорванца
- Воспитание ребенка в 3-4 года и психология
- Воспитание ребенка в 3 или 4 года, если у вас девочка
- Воспитание ребенка в 3-4 года, когда у вас мальчик
- Правильно-неправильно. 7 советов родителям, по воспитанию детей 3 лет
Особенность возраста у детей
Немецкий психолог и физиолог Вильгельм Прейер, первый обратил внимание на отличие психологии человека по возрастам. Книга «Душа ребенка», изданная в 1882 г., изменила понимание явления. Даже у маленького ребенка в организме протекает множество процессов, способные повлиять на его поведение, настроение.
Зачастую, у детей одного возраста есть совпадающие черты. В этот период дитя начинает проверять рамки дозволенного, пробуется на роль старшего, активно общается, выражает потребности. Жизнь изменяется: он социализируется, обретает больше навыков общения с разными людьми. Многое, определяет посещение детского сада и прогулки во дворе. Общение со сверстниками может протекать трудно: крики, слезы, драка за игрушки. Но это предсказуемые и неизбежные трудности. Задача родителей ― контролировать, как будет проходить контакт с другими детьми, направлять, учить нормам.
Уже сейчас с ребенком нужно вести взрослый диалог. Общайтесь, как со взрослым. В этом возрасте дети становятся любопытны ― тело позволяет изучать мир, не как наблюдатель, а активный участник. Сложность в том, что ребенок плохо понимает, что представляет опасность. Задача родителей ― стать бдительнее, уберите в помещении возможные угрозы. Конечно, исключить все невозможно. Объясняете малышу, почему какие-то предметы нельзя трогать.
Кризис 3-летнего возраста: из ангела в непослушного сорванца
Родитель облегченно вздохнул, ведь бессонные ночи и смена подгузников осталась позади. Но у ребенка остались в запасе еще фокусы. Расслабляться рано. Этот возраст сопровождается истериками и капризами. Обычно, причины непослушания мало отличаются по полу. Будь то мальчик или девочка, кроха одинаково проверяет границы дозволенности. Относитесь к этому, как к элементарному любопытству. Ребенок испытывает, что ему можно, а не ваше терпение. Пытается выяснить, почему нельзя поступать так, как хочется. Отчего не получится купить, что нравится. Он не знает, что нельзя иметь все и сразу.
Простая таблица, поможет вам понять, почему ребенок закатывает истерики и что делать взрослым.
Причины плохого поведения | Советы по воспитанию ребенка в 3 года, основываясь на психологии |
Нехватка родительского внимания. Ребенок понимает: когда он ведет себя хорошо, к этому относятся, как к должному и не обращают внимание. А вот истерика, точно заставит маму и папу его заметить. | Уделяйте ребенку больше времени. Конечно, для многих работающих родителей задача кажется невыполнимой. Но для малыша даже чтение сказки на ночь, ужин вместе, прогулки на выходных уже будут поводом для счастья. Неправильно, «замещать» любовь игрушками. Они неодушевленные предметы, а малышу нужна ваша ласка и забота. |
Берет пример с других детей. Часто авторитетами в глазах малышей становятся дети постарше или счастливые обладатели множества игрушек. Малыш обращает внимание, как ребенок получает столько новых вещей. Начинает требовать их от мам и пап в такой же манере. | Воспитание ребенка, которому 3-4 года, должно включать установку авторитетов. Образом для подражания должны быть не только родители. Ими могут стать персонажи мультфильмов, детского кино, сказок. Помогите ребенку понять с детства, какие черты характера и поступки хорошие. Выделяйте их на фоне остальных. Комментируйте мультик малышу, акцентируя, на что обратить внимание. Привитые «здоровые» ценности, откладываются в памяти. Ребенок их сможет обнаруживать у друзей. Тогда, образцом для подражания будет человек с хорошими качествами. |
Наперекор взрослым. Реакцию неправильно называть «местью». Это своеобразный ответ на действия взрослых, которые не устраивают малыша. Он пытается дать аналогичный отклик. Пример: отобрали соску, не хотят идти гулять, заставляют принять лекарство. Противодействие: объявляет «голодовку», отказывается спать, разбрасывает игрушки. | Аргументируйте, почему так нужно сделать. Если ребенок остался без объяснения причин, то ему кажется, что плохие в ситуации ― родители. Будто просто так придираются, запрещают, ругают. Не забывайте, хоть чадо уже понимает многое, но еще остается маленьким. Ему сложно справляться с эмоциями. Постарайтесь отвлечь внимание, переключить на другой предмет. Не купили игрушку в магазине? Предложите побыстрее выйти и покормить голубей хлебом, семечками ― они голодные нас ждут! |
Самоутверждение и стремление к самостоятельности. Дети в этом возрасте понимают, что теперь могут делать многое сами. Они рады продемонстрировать навыки, да только родители не дают. Обычно, папы и мамы делают это из лучших побуждений: они лучше знают как сделать правильно, пытаются обезопасить ребенка. Поэтому многое не позволяют, что вызывает «акции протеста» у ребенка. | Позвольте ребенку проявить себя и дать чуть свободы. Пример: есть самому ложкой, хоть одежда и все вокруг станет грязным. Наденьте на чадо детский нагрудник или полотенце. Если он хочет помочь вам навести порядок, то объясните как это делается и поиграйте в игру «повтори за мной». Пусть непоседа выполняет в точности ваши действия: складывает носочки по цветам. Запрещайте делать то, что действительно может быть для маленького ребенка опасно. Объясните причину. |
Захват власти. Ребенок начинает пробовать свои силы на роль лидера. Он задумывается, а почему только взрослые могут говорить что делать? Может и я смогу диктовать свои правила. | В этой области никаких поблажек. Обдумывайте свои решения и не изменяйте их. Малыш с детства должен знать ― ваше решение неоспоримо. Поэтому он не будет видеть смысла в спорах. |
Родитель хорошо знает свое чадо. Обратите внимание, почему ребенок себя так ведет, прежде чем отчитывать. Возможно, он просто устал, болен, сонный. Тогда лучше успокоить малыша, попытаться облегчить самочувствие. Главное, не избаловать в этот период: грани дозволенного по-прежнему должны быть четко обозначены.
Воспитание ребенка в 3-4 года и психология
Основной ошибкой считается «шаблонная педагогика». Уже с трех лет нужно учитывать тип темперамента ребенка. Наблюдайте за реакциями, интересами, поведением. Определите психотип чадо. Универсальных способов воспитания нет. Находите индивидуальный метод, подстраиваясь под особенности. Тогда, в отношениях будет понимание. Для молчаливого, закрытого, активного, вспыльчивого, нетерпеливого ― нужен разный подход. Психология развития детей 3-4 лет, в воспитании имеет весомое значение. Зная, происходящие изменения, родителю проще понимать ребенка.
Основы:
- Теперь у малыша появляется множество вопросов, не игнорируйте их. Отвечайте на понятном языке. Если правда слишком сложная для восприятия, то упростите ответ, раскрыв поверхностно.
- Занимайтесь обучением, обогащайте словарный запас. Плохо заставлять упражняться насильно, когда нет настроения, болеет, переутомился в детском саду. Информация тогда плохо запоминается, а значит пользы нет. Желание развиваться пропадает.
- Сложные жизненные ситуации объясняйте через сказки или в игрушечных спектаклях. Это виды арт-терапии. На примере плюшевых персонажей проще передать реалии жизни.
- Научите просить о помощи. Если плохо получается, он должен знать ― родные готовы помочь. Не будьте строги, не высмеивайте: «Ты надеть носок не можешь сам». Сказав это в шутку, нельзя знать точно, как воспринимает фразу малыш.
- Важно, привить любовь к окружающему миру, людям, животным. Хорошо, если кроха научится бережно обращаться с растениями, питомцами, птицами. Такие дети более спокойны, добры, легче переносят стрессы, знакомство с новыми людьми. Они не агрессивны, эмоциональный фон стабилен.
- Поощряйте вежливость. Научите малыша здороваться, прощаться, говорить спасибо. Напоминайте, если забывает, но не ругайте.
Дочки и сыночки. Принципы развития
Вне зависимости от пола, есть схожие основы развития.
- Развиваем мелкую моторику. Она положительно влияет н работу мозга, внимательность и речь. Пример: выкладывать из камушков или семян фигурки, играем в ладушки, массируем ладони с присказкой «сорока-ворона». Разыгрывайте сюжеты сказок с помощью пальчиковых игрушек.
- Разрабатываем артикуляционный аппарат. Протяжно поем по слогам, делаем упражнения для губ, языка.
- Делаем зарядку, массажи. Детям бывает скучно делать разминку в одиночку ― присоединяйтесь. Включите заводное звуковое сопровождение. Найдите подходящие видеоролики. Есть специальные программы, посвященные детской зарядке. Ребенку нужно будет повторять движения за ведущим, аниматорами, мульт-героями.
- Развивать ребенка будет правильно в форме игры. Это непринужденный способ получить новые знания. Главное, чтобы непоседе было весело. Вам помогут «умные» игрушки, книги, альбомы с заданиями, игры на логику. Обращайте внимание, чтобы они соответствовали возрасту. Слишком сложные упражнения поставят в тупик ― игра уже не будет интересной.
- Улучшаем память. Просим пересказывать что видел на детской площадке, как зовут друзей, героев мультика.
- Приучаем к труду и помощи. Некоторые дети сами проявляют стремление помочь. Если этот момент еще не наступил, то проявите первые инициативу. Начинайте с малых заданий. Всегда благодарите за помощь.
- Прививаем «здоровые» привычки: потягушки, чистить зубы.
- Учим самостоятельно кушать, одеваться, обуваться.
- Приучаем к горшку, если еще актуально.
- Чадо начинает воспринимать себя в соответствии с полом. Поэтому, чтобы не нарушить развитие, покупайте подходящие вещи.
Воспитание ребенка в 3 или 4 года, если у вас девочка
- Развивайте полезные навыки, которые понадобятся в жизни. Разрешайте помогать на кухне. Пусть это будет банальное складывание чашек по размеру, цвету, вытирать насухо небьющуюся посуду. Позволяйте убираться в доме, поливать цветы.
- Приобретите полезные игрушки, которые облегчат и вашу жизнь. Не придется «воевать» двум хозяйкам за общие предметы. Пример: детская гладильная доска, игрушечный пылесос, набор посуды, кухонный гарнитур.
- Дочка начинает повторять за мамой. Если она до истерики хочет повторить макияж, о пресекайте тактично эти попытки. Разрешайте посмотреть аккуратно содержимое косметички, чтобы удовлетворить любопытство. Объясните: этим пользуются взрослые, для маленьких это вредно. Предложите проявиться творчество на нарисованном лице принцессы, сделать макияж смываемыми маркерами на кукле. Поощряйте желание выглядеть ухоженно: расчесывать волосы, делать прически, носить красивые заколки. Это станет альтернативным решением проблемы с макияжем, который пока под запретом.
Воспитание ребенка в 3-4 года, когда у вас мальчик
- Прививайте интересы, которые пригодятся мальчику в будущем. Инструменты, названия машинок, активные спортивные игры, солдатики. Прислушивайтесь к мнению сына. Если ему больше интересны мягкие игрушки, это не должно возбраняться или высмеиваться.
- Не заставляйте играть в то, что ему не интересно. Если мальчика привлекает игра в детскую кухню, нравится приготовление блюд, то возможно он будущий шеф-повар. Может он станет примерным семьянином, готовый вкусно накормить близких.
- Берегите мужское начало. Обычно, мальчики хотят проявить себя и продемонстрировать самостоятельность, упорнее, чем девочки. Они не любят, ограничение свободы и выражают ярко протест. Предоставьте больше возможностей проявить себя.
- Не переусердствуйте с безопасностью. Счесанные коленки, падения, ссадины ― неизбежны. Невозможно оградить сына от всех угроз. Такие моменты могут быть больными, но дают бесценный опыт. Мальчик начинает понимать, отчего так произошло. В следующий раз, лучше послушаться взрослых.
Правильно-неправильно. 7 советов родителям, по воспитанию детей 3 лет
Психология изучила основы воспитания ребенка, которому 3 года, и дает советы:
- Не бейте чадо, не шлепайте и откажитесь от подзатыльников. Даже если чаша терпения переполнена. Это самый худший способ наказания. Такие действия наносят моральный и физический вред.
- Любовь ― лучший помощник в воспитании ребенка. Говорите о своих чувствах, обнимайте, проводите время вместе. Кроха должен знать, что он любим и вам нужен.
- Подавайте пример. Ребенок сейчас тщательно вас изучает и повторяет за вами. Ряд проблем в его поведении, можно обнаружить у членов семьи. Поэтому контролируйте себя, избавьтесь от вредных привычек.
- Искореняйте вредные привычки у малыша, пока он еще маленький. Потом справиться с ними будет труднее. Не прибегайте к жестким мерам. Действуйте постепенно, хоть это и займет больше времени. Зато ребенок не будет испытывать стресс.
- Не сравнивайте ребенка с остальными детьми. Он уже выделяет себя, как отдельную личность. Это наносит удар по самооценке и уверенности. Такие дети замыкаются, становятся робкими и безынициативными.
Некоторые родители задумываются, правильно ли запрещать что-либо ребенку. Запрет ― важный воспитательный элемент. Без него малыш вырастет недисциплинированным, ему будет трудно в обществе. Многие запреты накладываются в целях безопасности.
- Не позволяйте ребенку все на свете. Такое бывает у родителей, которым в детстве много чего не разрешали. Они пытаются компенсировать трудность из детства, давая все возможное своим детям. В итоге, ребенок становится капризным и избалованным. В будущем, его ожидает разочарование. Оказывается не все получается так, как хочется. Им трудно перенести такую «новость», ведь раньше не сталкивались со словом «нет».
- Не создавайте 1000 запретов. Такие малыши часто становятся закомплексованными, беспомощными, бояться нового, самостоятельности. Они остро нуждаются в мнении со стороны и оценке окружающих. Пока ребенку только 3 годика, это не кажется катастрофой, но постепенно, от этого будут страдать и родители.
imom.me
психология, советы. Особенности воспитания и развития детей 3-4 лет. Основные задачи воспитания детей 3-4 лет
Для каждого любящего родителя появление ребенка в семье – огромная радость и безграничное счастье. С каждым годом ребенок растёт, развивается, познает новое, у него вырабатывается характер, происходят другие возрастные изменения. Однако радость родителей порой сменяется недоумением и даже замешательством, которые они испытывают во время неизбежных конфликтов поколений. Избежать их не удастся, а вот сгладить – вполне реально. Особое внимание психологи и педагоги призывают обратить на воспитание и развитие ребенка 3-4 года жизни.
Вопрос, над решением которого работают десятки специалистов
Формирование личности и созревание характера происходит с самого момента появления человека на свет. Ежедневно кроха познает мир вокруг себя, формирует отношения с окружающими, осознает свое значение и место, и параллельно с этим у него возникают вполне естественные желания и потребности. Это развитие не проходит гладко, а критические ситуации и конфликты происходят с определенной периодичностью и имеют схожие моменты в каждом возрасте. Именно это позволило психологам сформировать такое понятие, как возрастные кризисы. Не только молодым родителям, но и считающим себя опытными бабушкам и дедушкам не помешает узнать, в чем заключается воспитание ребенка (3-4 года). Психология, советы специалистов и рекомендации испытавших на себе эти советы помогут сгладить столкновения крохи с представителями взрослого мира.
Проверка родителей на крепость
В возрасте трех и четырех лет маленький человечек – это уже не делающий все по указке взрослых объект, а вполне сформированная отдельная личность, со своими эмоциями и желаниями. Порой эти желания совершенно не совпадают с установленными взрослыми правилами, и, пытаясь добиться своей цели, ребенок начинает проявлять характер, или, как говорят взрослые, капризничать. Повод может быть любой: не та ложка для еды, не тот сок, который хотел минуту назад, некупленная игрушка и прочее. Для родителей эти причины кажутся ничтожными, и единственный выход, который они видят — перебороть желание крохи, заставить его сделать так, как хотят и привыкли делать они. Воспитание детей 3-4 лет порой требует просто невероятного терпения окружающих.
Вашему ребенку три года? Запасайтесь терпением
Осознание себя частью мира не проходит для ребенка гладко, и это вполне нормально. Понимая, что он тоже человек, малыш пытается понять, что же ему в этом мире можно и как ему поступать в каждом отдельном случае. И пробы эти начинаются с проверки на крепость родителей. Ведь если они говорят, что нужно делать, так почему ему, самому главному в семье, не покомандовать? А вдруг послушаются! Он начинает меняться, меняется его мировоззрение, привычки. В это время родители замечают, что их малыш уже не только слушает и плачет, а уже командует ими, требует тот или иной предмет. Этот период называют кризисом трёх лет. Что же делать? Как совладать с самым любимым маленьким человечком и не обидеть его? Особенности воспитания детей 3-4 лет непосредственно зависят от возрастных особенностей развития.
Причины возникновения конфликтов, или Как сгладить кризис
В настоящее время взрослые мало уделяют внимания своим детям: плотный график работы, быт, проблемы, кредиты, важные дела не оставляют возможности просто поиграть. Поэтому ребенок пытается обратить на себя внимание. После нескольких попыток поговорить с мамой или папой он остается незамеченным и, следовательно, начинает баловаться, кричать, устраивать истерики. Ребенок ведь не знает, как правильно построить диалог, и начинает вести себя так, как умеет, чтобы на него быстрее обратили внимание. Именно в понимании потребностей крохи во многом заключается воспитание ребенка (3-4 года). Психология, советы и рекомендации специалистов помогут понять, а соответственно и решить, проблемы, связанные с недостатком внимания.
Так же, как взрослый
Часто родители, сами не желая того, вызывают у ребенка негативные эмоции: заставляют спать, когда хочется играть, кушать «не очень вкусный» суп, убирать любимые игрушки, уходить с прогулки домой. Тем самым у малыша возникает желание навредить взрослым и высказать свой протест. Нравственное воспитание детей 3-4 лет должно проходить при постоянном положительном примере со стороны взрослых.
Терпение – залог успеха
В этот период родители осознают, что их ребенок уже повзрослел, но всё ещё остаётся маленьким и не может сам справиться со всеми задачами. И когда малыш стремится быть самостоятельным, родители то и дело поправляют его, одергивают, поучают. Конечно, он воспринимает критику в штыки и протестует всеми возможными способами. Маме и папе нужно запастись терпением и быть как можно мягче в отношении к ребенку. Воспитание детей 3-4 лет закладывает основу взаимоотношений малышей с окружающими на всю жизнь. Именно от родителей зависит, какими эти отношения будут.
Воспитание детей 3-4 лет
Психология поведения – целая наука, но в отношении детей необходимо изучить хотя бы ее основные принципы.
- Ребенок подражает поведению окружающих его взрослых. Естественно, что в первую очередь он берет пример со своих родителей. Можно сказать, что в этом возрасте кроха все впитывает, как губка. У него еще не сформированы собственные понятия хорошо-плохо. Хорошо так, как ведут себя родители. Если в семье все общаются без криков и скандалов, ребенок тоже выбирает для своего поведения спокойный тон и пытается копировать родителей. Находить общий язык с детьми 3-х и 4-х лет нужно в мягкой манере, ненавязчиво, без повышенных тонов.
- Как можно чаще нужно проявлять свою любовь к ребенку, ведь дети очень чувствительные и ранимые существа. Их капризы, проступки, плохое поведение не должны влиять на степень любви родителей – просто любите и не требуйте ничего взамен. Задачи воспитания ребенка 3-4 лет – это только памятка для родителей, опыт предшественников. Своего ребенка нужно чувствовать сердцем, а не воспитывать так, как написано в книге.
- Не сравнивайте поведение своего ребенка с поведением других детей и тем более не говорите, что он хуже кого-то. При таком подходе может развиться неуверенность в себе, комплексы и замкнутость.
- Ребенок пытается быть самостоятельным, всё чаще от него можно слышать фразу «я сам», в то же время он ждёт поддержки от взрослых и похвалы. Следовательно, родителям нужно одобрять детскую самостоятельность (хвалить за убранные игрушки, за то, что он сам надел одежду, и прочее), но ни в коем случае не идти на поводу у ребенка и вовремя определить границы дозволенного.
- Во время становления характера и взросления ребенка родителям самим важно соблюдать определенные правила, режим дня. Мамам и папам совместно с бабушками и дедушками нужно договориться об одинаковых методах воспитания и не отступать от такой тактики. В итоге чадо будет понимать, что можно ему не всё — нужно подчиняться общим правилам. Основные задачи воспитания детей 3-4 лет определяют их родители, только нужно помнить о важности этого возрастного периода.
- Разговаривайте с маленьким человеком на равных и ведите себя так, как ведете со взрослыми. Не ущемляйте его права, прислушивайтесь к его интересам. Если ребенок провинился, осуждайте его проступок, а не самого ребенка.
- Обнимайте своих детей как можно чаще. По поводу и без повода — так они будут чувствовать себя в безопасности, вырастут уверенными в себе. Ребенок будет знать, что мама и папа любят его, несмотря ни на что.
Будьте готовы к экспериментам
Родителям стоит понять, что воспитание ребенка (3-4 года), психология, советы и рекомендации специалистов – это все очень важно, но также следует определить для самого себя те грани, которые будут дозволены малышу. В возрасте 3-4 лет маленького исследователя все интересует: он может сам включить телевизор или газовую плиту, попробовать на вкус землю из цветочного горшка, залезть на стол. Этот перечень можно продолжать очень долго, трехлетки и четырехлетки достаточно любопытны, и это абсолютно нормально. Насторожиться, наоборот, стоит тогда, когда ребенок не проявляет подобного интереса к окружающему. Однако нужно определить, что ребенок может испытать на себе, а на что будет поставлен категорический запрет.
Хотите что-то запретить? Сделайте это корректно
Сообщать об этих запретах детям надо корректно, без лишней травмы для них. Ребенок должен понимать, когда он переходит границы дозволенного, что ему можно и что нельзя, как вести себя со сверстниками и в обществе. Не устанавливать запреты нельзя, так как милое дитя вырастет эгоистичным и неуправляемым. Но всё должно быть в меру, огромное количество запретов на всё может привести к нерешительности и замкнутости. Необходимо стараться не провоцировать конфликтные ситуации, если малыш видит конфеты, он, конечно, захочет их попробовать. Вывод – уберите их дальше в шкафчик. Или же он хочет взять хрустальную вазу, аналогично – спрячьте. На определенное время уберите особо желанные ребенком предметы, и он со временем забудет про них. Много сил и терпения требует в этот период воспитание ребенка (3-4 года).
Психология, советы и практические рекомендации
Все запреты родителей обязательно должны быть обоснованными, ребенку нужно четко понимать, почему нельзя делать так или иначе.
Можно сказать, что после преодоления кризиса трех лет у детей происходят заметные положительные изменения в характере. Они становятся более самостоятельными, сосредоточенными на деталях, активными, имеют свою точку зрения. Также на новый уровень переходят отношения с родителями, беседы становятся более осмысленными, проявляется интерес к познавательной и предметной деятельности.
Пополняйте запасы знаний
Вопросы, которые задает малыш, порой способны поставить в тупик даже уверенного в своей образованности взрослого. Однако этого малышу показывать нельзя ни в коем случае. Даже самые «неудобные» вопросы нужно воспринимать как нечто само собой разумеющееся и быть готовыми в доступной ребенку форме объяснить все, что его интересует.
Воспитать ребенка – важная и основная задача родителей, нужно суметь вовремя заметить изменения в характере, поведении малыша и правильно отреагировать на них. Любите своих детей, находите время для ответов на все их «почему» и «зачем», проявляйте заботу, и тогда они будут прислушиваться к вам. Ведь от воспитания ребенка в этом возрасте зависит вся его взрослая жизнь. И запомните: сдать практический экзамен на тему «Психология воспитания детей 3-4 лет» без ошибок невозможно, но сократить их до минимума – это в ваших руках.
fb.ru
Особенности психического развития детей от 3х до 7 лет.
Дошкольное детство — период познания мира человеческих отношений, творчества, период первоначального становления личности.
У ребенка, достигшего 7-летнего возраста, язык становиться средством мышления и общения, а так же средством изучения, т.к. в дошкольном периоде родители начинают обучать его чтению и письму. Завершается процесс фонематического развития, развивается звуковая сторона речи, т.е. к 7 годам дети слышат и говорят правильно. Все сугубо индивидуально: если родители уделяли общению с ребенком много времени, то речь его будет соответствовать нормам развития данного периода. Например, к 1,5 годам дети активно используют в своей речи около 100 слов, к 3-м годам — чуть более 1000, а к 6 — до 3000 слов.
Они не только строят фразы, но и способны к самостоятельному словообразованию (словотворчеству). Например: «Пойдем в лес заблуждаться», «Дым трубиться», «Снова дождь налужил», «Отскорлупай мне яйцо», «Я непокушанный пойду гулять» и т.д. (советую прочитать книгу К. И. Чуковского «От двух до пяти»). На самом деле, к концу дошкольного возраста дети овладевают всеми формами взрослой речи: умеют составлять монологи, рассказы, указывая на собственные мысли и переживания. Очень важно в этот период полноценное общение с другими детьми и близкими — это пополняет их словарный запас, учит рассуждать вслух, ставить вопросы и давать ответы, строить диалоги.
В дошкольном периоде активно развивается память: с 3 до 7 лет дети запоминают с легкостью самый разнообразный материал (в другие возрастные периоды легкого запоминания не происходит). Если словесный материал вызывает у ребенка эмоциональный отклик, он легко его запомнит (например, переживает за убегающего зайца и ругает волка, чтобы не догнал). Чем осмысленнее материал, тем лучше запоминание. Смысловая память развивается параллельно механической. До 4 лет развита только непроизвольная память, а к 5 годам начинает формироваться произвольная. Сознательное запоминание и припоминания появляются эпизодически. Обычно они проявляются, когда родители дают кокие-либо поручения, или в игре, или во время занятий по подготовке к школе.
(Для справки: непроизвольная память — это память без установки на запоминание в обычной деятельности, а произвольная — это запоминание в форме сознательной деятельности, включающая специальные установки на запоминание)
В дошкольном возрасте восприятие окружающего мира становиться более многоплановым, т.к. появляется опора на еще маленький, прошлый, но все-таки уже жизненный опыт, т.е. предметы, явления и связи между ними разнообразнее, т.к. ранее ребенок с ними уже был знаком. Развивается апперцепция — т.е. зависимость восприятия чего-либо от предшествующего опыта. Чем старше становиться ребенок, тем больше повышается роль апперцепции (вот почему взрослые люди имея разные условия своего развития и разный жизненный опыт одни и те же вещи воспринимают по-разному). Поэтому родители должны постоянно объяснять дошкольнику содержание рассматриваемых им картинок, обращать внимание на детели, помогать делать правильные выводы об увиденном (дети пока мыслят образно, они еще не овладели взрослой логикой рассуждения).
Говоря о развитии мышления данного периода, следует отметить, что наблюдается переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, а к 7 годам — к словесному мышлению. Дети обладают своей детской логикой )например, на вопрос: «Почему идет дождь?» – ребенок ответит: «Небо плачет»), но могут решать и довольно сложные задачи, рассуждая при этом правильно. Если вы хотите получить правильные рассуждения, то постарайтесь четко сформулировать свой вопрос, дайте возможность ребенку его запомнить и понять, а так же представить его себе. Например: «Что быстрее утонет: надувной шарик или кусок мыла?». Ребенок скажет шарик (т.к. он больше размером). Проделайте опыт и он поймет, что размер предмета здесь не причем. Если ребенок, решая поставленную вами задачу, понимает ее и наблюдает за ее решением, он сможет логически правильно рассуждать.
В дошкольном возрасте дети начинают осваивать понятия «живой» и «неживой» предмет, «день» и «час» и т.д. Например, если вашему ребенку 3-4 года и вы сказали уходя, что прийду через полчаса – это ему ни о чем не говорит, а если ребенку 6-7 лет, он будет четко понимать, через какое время вы вернетесь.
В дошкольном периоде развития начинает формироваться самосознание, эмоциональная и мотивационная сферы, первоначальный склад личности.
sherbakova.com