Психология воля и характер – —

Характер и воля

1. Психология характера

2. Волевые процессы

 

     Характер - индивидуально-психическое свойство личности, складывающаяся в процессе взросления и обусловливающая типичные для индивида способы поведения. 

Характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.

Среди множества черт характера индивида некоторые выступают как ведущие, другие  - как второстепенные. Второстепенные могут гармонировать с ведущими, тогда образуется цельная, гармоничная личность. Но также второстепенные могут резко контрастировать с ведущими, в этом случае индивид будет обладать сложным, противоречивым характером, что будет отражаться в его поведении.

Характер человека определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поэтому характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Если человек, к примеру, недостаточно вежлив в стрессовой ситуации, то это еще не означает, что грубость и несдержанность — свойство его характера. Порой даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами.

Связь характера с другими психическими свойствами. В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения.

В своем формировании, развитии и функционировании характер человека тесным образом связан с темпераментом. Последний представляет собой динамическую сторону характера. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым.

Свойства характера. От других свойств личности характер отличается прежде всего своей устойчивостью и ранним формированием. Если, например, потребности, интересы, склонности, социальные установки, мировоззрение человека в целом могут меняться практически в течение всей жизни человека, то его характер, более устойчив. Некоторые изменения характера могут происходить в период жизненных кризисов.

Черты характера. Особенности, выделяемые в поведении человека, называют чертами характера. Любая черта есть некоторый устойчивый стереотип поведения — устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного поведения ситуациями.

Перечислим основные черты личности, которые составляют структуру характера человека.

- свойства личности, которые определяют выбор целей деятельности (более или менее трудных): рациональность, расчетливость или противоположные им качества.

- черты, которые способствуют достижению поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.

- инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность.

Сферы проявления характера. Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, им нравится преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути. Для одних существенно, с какими результатами они выполнили работу, удалось ли при этом превзойти других людей. Другие довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества.

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием. Содержание характера составляет жизненную направленность личности.

Среди множества черт характера индивида некоторые выступают как ведущие, другие  - как второстепенные. Второстепенные могут гармонировать с ведущими, тогда образуется цельная, гармоничная личность. Но также второстепенные могут резко контрастировать с ведущими, в этом случае индивид будет обладать сложным, противоречивым характером, что будет отражаться в его поведении. 

 Характер проявляет себя в ряде отношений:

* в отношениях к другим людям - как честность, открытость, общительность, тактичность или лживость, замкнутость, подозрительность, нелюдимость, грубость и т.д.;

* в отношении к себе - как уверенность, реалистическая самооценка, чувство собственного достоинства или неуверенность в себе, низкая самооценка, себялюбие и эгоцентризм;

* в отношении к делу - как целеустремленность, исполнительность, добросовестность или ленность, недобросовестность и т.д.;

* в отношении к вещам, животным, природе и т.д.

studfiles.net

Воля и характер требуют постоянного укрепления. Как воспитать волю и характер

Характер закаляется трудом

Только производительный труд придает нашей жизни смысл, полное ощущение бытия, которого праздные люди никогда не испытали в полной мере. «Когда я жил в Мае-ре, — вспоминал Дарвин, — мое здоровье было плохое и я лентяйничал скандальнейшим образом, у меня осталось от времени такое впечатление, что на свете нет ничего мучительнее праздности».

Физическая и умственная праздность порождают тяжелую гнетущую скуку. Когда у человека нет возвышенных целей, его умом неизбежно овладевают мелкие интересы. У кого нет серьезного дела, тот всегда хватается за бесконечное пережевывание мелочных обид, а это унижает человека и убивает его. Воля атрофируется у таких людей.

Труд — превосходное средство воспитания воли и характера. Так как секрет человеческого счастья заключается в умении управлять своими мыслями и чувствами, то труд как раз способствует  этому.

С наступлением старости для человека, занятого продуктивной, целенаправленной деятельностью, жизнь не только не теряет своей привлекательности, но становится полноценнее. Труд закаляет волю — источник всякого прочного счастья — и дарит счастливую, окруженную почетом и уважением старость. Лень, стремление к праздной жизни разлагают человека. Отсюда начинаются многие другие пороки. В то же время труд — источник радости и вдохновенья. Об этом очень ярко и убедительно пишет известная дагестанская поэтесса Фазу Алиева в своем стихотворении «Разговор с сыном». (Перевод В. Туркина.)

Ты, сын мой, должен помнить:

Оттого

Ржавеет даже новый лист железа,

Что в сырости лежит он бесполезно

И не находят дела для него

... ...

Убийца всех достоинств в человеке — 

Безделье. 

И позорнее — вовеки 

Порока в людях не было и нет 

Не в праздном воздыханье на диване,

А в празднике полезного труда

Ищи свой смысл...

И разочарованье

Не потревожит ум твой никогда

Вспомним мудрый совет древнегреческого философа Эпиктета: «Каждый знает, что всякая привычка от упражнения усиливается и укрепляется. Например, чтобы сделаться хорошим ходоком, надо часто и много ходить; чтобы сделаться хорошим бегуном, надо много бегать... То же самое бывает и со способностями нашей души: когда ты сердишься, то знай, что ты делаешь не одно это зло, но что вместе с тем ты усиливаешь в себе привычку к гневу,— ты подкладываешь дрова в огонь... А потому, если ты не хочешь приучать себя к гневу, то всячески сдерживай свой гнев и не давай привычке нарастать... Прими также в соображение то удовольствие, которое будешь испытывать, если воздержишься».

Помни и то, что трудно будет воздерживаться, если однажды преступил меру.

Как бы ни было незначительно произведенное действие, но, повторяясь продолжительное время и складываясь, оно представляет значительную силу, превращаясь в привычку. Упрочившаяся привычка незаметно, но постоянно влияет на нас. Каждый из нас из собственного опыта знает, что любое действие в первый раз выполняется с трудом, второй раз легче и чем дальше, тем все с меньшими и меньшими усилиями. Отдельные действия, которые вначале мы выполняли с волевым напряжением, выполняются затем полуавтоматически, освобождая сознание и волевые усилия для деятельности в целом, делая наш труд более производительным.

Постоянное регулярное занятие чем-либо вначале может представляться даже тягостным и неприятным, но потом, по мере освоения, оно становится менее обременительным, а затем может превратиться в привычку и потребность, неудовлетворение которой теперь уже вызывает  неудовольствие.

Систематически повторяющиеся действия, переходящие в привычку, ведут к скромному, но верному успеху. Пусть каждый день делается немногое, но делаться оно должно ежедневно. Ежедневные волевые усилия над собой исподволь, медленно готовят нас к свершению больших дел. Без такого регулярного, ежедневного, кропотливого труда не делалось ни одного открытия. Надо ежедневно трудиться, чтобы не поддаваться лени. Вас прервали во время работы, и это вызвало в вас досаду — заставьте себя без проявления недовольства исполнить то, о чем вас попросили. Такими небольшими победами над собой вы закалите свою волю и характер, приучите себя быть всегда деятельным.

Важность маленьких усилий состоит в том, что каждое вносит свою лепту в укрепление привычки, воли и характера. Каждое предыдущее усилие облегчает трудность последующего.

Регулярно совершаемое действие может поддерживать бодрость мысли, развивать внимание. К тому же полезная деятельность приносит радость, так как дает нам ощущение собственной силы и сознание того, что мы живем полноценной и активной жизнью.

Главным условием плодотворности труда является его непрерывность. Все великое в мире достигнуто благодаря настойчивости и терпению Даже гениальный ум не помог бы Ньютону открыть и доказать закон всемирного тяготения, если бы он не думал о нем постоянно. Кстати, сам Ньютон всегда говорил о себе, что он отличается не силой своих способностей,  а силой терпения.

В природе медленные, непрерывные, самые ничтожные действия в союзе со временем производят огромные изменения, перед которыми бледнеют даже страшные бури и смерчи. Медленные движения ледников сдвигают целые горы и заполняют целые долины громадной массой земли. Созданная человечеством грандиозная культура — результат миллионов маленьких действий, из которых каждое в отдельности взятое является совершенно незначительным.

Эту мысль неоднократно высказывал известный в прошлом психолог Джемс, который для укрепления воли и характера давал следующие советы: «Сохраняй в себе способность к усилию небольшим добровольным ежедневным упражнением. То есть, проявляй аскетизм и героизм в мелочах, не необходимых для тебя, делая каждый день или каждые два дня что-нибудь такое, что ты предпочел бы не делать, чтобы при наступлении настоящей тяжелой нужды ты чувствовал бы себя готовым мужественно выдержать испытание. Такого рода аскетизм есть как бы страхование, которое мы платим за свой дом и имущество. Деньги, тратимые на страховку, не приносят нам никакой пользы и могут никогда ее не принести. Но если произойдет у нас пожар, плата страховки избавит нас от разорения...»

Если человек будет следовать указанным советам, то, по выражению Джемса, «среди всеобщего разрушения он будет выситься, подобно несокрушимой башне, когда более изнеженные люди рассеются как мякина по ветру».

До сих пор мы подчеркивали пользу привычек. По как часто нам приходится слышать о губительных последствиях многих наших привычек? Так, может быть, привычки вовсе не полезны, а вредны? Ответ не может быть однозначным.

Привычки могут быть вредными и полезными. Все зависит от того, как мы сами к ним относимся. Привычки вредны для тех, кто становится их рабом, кто не может освободиться от них. Привычка наносит нам ущерб и в том случае, если мы ограничиваем наше поведение небольшим количеством привычек, за предел которых не можем выйти. Тем самым мы становимся врагами всего нового, превращаемся  в рутинеров.

Если же мы будем рассматривать привычку как средство, освобождающее наш ум и волю для решения более сложных задач, то они окажут нам неоценимую помощь.

О пользе и вреде привычек очень метко сказал К. Д. Ушинский: «Как машины дают человеку возможность, при одинаковом количестве употребленных им усилий, достигать громадных результатов, так привычка дает человеку возможность необозримо обширной психофизической деятельности при одном и том же количестве душевных усилий». Но если человек ищет в привычке не ступени для расширения своей психофизической деятельности, а уклонения от трудностей труда, то ложность этого направления обнаруживается сама собою. Действие повторяющееся становится действительно все легче и легче, но вместе с тем все менее и менее занимает. Жизнь, вращающаяся в привычках, делается рутинною, и деятельность душевная суживается все более и более.

Но давайте задумаемся над тем, как важно и полезно выработать у себя полезные привычки, которые становятся чертами нашего характера К этим привычкам можно отнести дисциплинированность, аккуратность, исполнительность, решительность, настойчивость, выдержку, самостоятельность, активность, принципиальность, общительность, деловитость, трудолюбие и многие другие.

Вы, конечно, согласитесь, что все эти полезные привычки вырабатываются наиболее эффективно в деятельности, путем многократного повторения. Пустые мечты и рассуждения едва ли здесь помогут нам.

Вспомним А. С. Макаренко: «Вообще нужно стремиться к тому, чтобы у детей как можно крепче складывались хорошие привычки, а для этой цели наиболее важным является постоянное упражнение в правильном поступке. Постоянные же рассуждения и разглагольствования о правильном поведении могут испортить какой угодно хороший опыт».

Таким образом, взаимодействуя между собой, воля и полезная привычка помогают нам идти вперед по пути самосовершенствования. «Воля, — пишет философ В. И. Селиванов, — прокладывает новые пути в деятельности личности, привычка закрепляет эти приобретения и создает новые, более благоприятные предпосылки для дальнейшего  развития  воли».

* * *

Кто в молодости не связал себя прочными связями с великим и прекрасным делом или по крайней мере с простым, но честным и полезным трудом, тот может считать свою молодость бесследно потерянной, как бы весело она не прошла и сколько бы приятных воспоминаний она не оставила!

Д. И. Писарев

Праздность больше всех пороков ослабляет мужество.

Ш. Монтескье

Природа не знает остановки в своем движении и казнит всякую  бездеятельность.

В. Гёте

Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды.

Ф. Вольтер

Счастье достается тому,  кто  много трудится.

Леонардо да Винчи

Трудитесь; находите покой в труде, ни в чем другом не найти! Удовольствие пролетит — оно себе; труд оставит след  долгой   радости — он   другим.

Л. И. Менделеев

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Характер и темперамент. Связь характера и воли.

Связь характера и темперамента заключается в том, что в некоторых случаях их отождествляют. Например, Э.Кречмер и А.Ружицкий. Противопоставление характера и темперамента можно найти в исследованиях П.Викторова и В.Вирениуса. Признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью – мы наблюдаем у С.Л.Рубинштейна и С.Городецкого. Темперамент как природная основа характера изучается в работах Л.С.Выготского, Б.Г.Ананьева.

Основываясь на диалектико-материалистическом понимании психических явлений, важно помнить, что общим для характера и темперамента является зависимость физиологических особенностей человека от свойств нервной системы.

Характер и воля связаны постольку, поскольку в воле отражена сила характера, его твердость, напористость, решительность, целеустремленность. Безвольный и бесхарактерный понимается как зависимость поступков человека от внешних обстоятельств в большей степени, чем от него самого, его решительности и устремленности.

Характер так или иначе связан с особенностью протекания чувств человека. Именно чувства, по мнению К.Д.Ушинского характеризуют особенности каждого человека, его о ношение к миру, в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя.

К.Юнг предложил классифицировать характеры в зависимости от принадлежности к экстравертированному или интровертированному типу. Если говорить о числе черт характера, то важно помнить, что их более 1500, как утверждает С.И.Ожегов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:

- к себе;

- к другим людям;

-к порученному делу;

- в характере отражаются волевые качества (готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, дисциплинированности, решительности).

Как характер связан с темпераментом? Это сплав биологических, врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Так, например, правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Поэтому недопустимо оправдывать дефекты своего характера тем или иным типом темперамента.

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт (особенностей личности человека, которые систематически проявляются в той или иной деятельности, поведении, общении и пр.). К первой относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели). Ко второй – интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

hr-portal.ru

Психология воли

Введение.

Очень часто, когда необходимо принять какое-либо решение, человек понимает, что необходимость действовать, но не спешит. Многие из нас, зная, что наступил период сессии, откладывают все дела на потом, думают, что еще достаточно времени...

Так почему же люди иногда ничего не предпринимают для осуществления своих планов, удовлетворения даже остро необходимых потребностей? Почему люди всегда с разной интенсивностью приступают к решению стоящей перед ними проблемы? Почему при столкновении с трудностями одни сразу же все бросают, а другие действуют с двойной силой?

На эти вопросы отвечает такая особенность психики как воля.

Воля (англ. volition ,will ) способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели ,преодолевая при этом внутренние препятствия (т. е. свои непосредственные желания и стремления).

Цель данной работы – охарактеризовать понятие воля и описать волевые качества личности.

Понятие воли.

Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это - способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.

Задача воли – управление нашим поведением, сознательная саморегуляция

нашей активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для

нормальной жизни.

Функция волевой регуляции – повышение эффективности соответствующей

деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное

действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью

волевых усилий.

В традиционной психологии воля либо рассматривалась как самодовлеющий источник человеческой активности, обусловливающий независимость поведения от объективных причин, либо отрицалась вовсе путем сведения ее к др. психическим процессам.

В современной психологии утверждается объективная детерминированность волевых действий, подчиненность волевых (как и всех других) процессов собственным специфическим закономерностям.

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли,

энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как

первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют

поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше

свойств.

Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание,

уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе несколько

позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве

с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как

характерологические. Назовем эти качества вторичными.

Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека,

связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями.

Это — ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те в

которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду:

деловитость, инициативность. Такие качества личности обычно формируются

только к подростковому возрасту.

Волевые акты.

В основе волевого поведения лежит сложный психологический механизм. Он включает в себя специфические и общие для любой целенаправленной деятельности компоненты. Общим является опосредствованность поведения (в отличие от импульсивного, ситуативного) внутренним интеллектуальным планом, выполняющим функцию сознательной регуляции деятельности. При этом внутренний интеллектуальный план направлен на поиск тех действий, которые при данных конкретных условиях могут привести к достижению поставленной цели. Однако такая форма регуляции еще не характеризует собственно волевое поведение. Специфичным для него является наличие внутреннего интеллектуального плана, организующего все имеющиеся у человека в данный момент побуждения в направлении такой их иерархизации, при которой ведущим мотивом становится сознательно поставленная цель.

Волевой акт включает в себя борьбу разнонаправленных мотивационных тенденций. Если в этой борьбе берут верх непосредственные побуждения (в т. ч. и нравственного порядка), деятельность осуществляется помимо ее волевой регуляции. В отличие от этого волевое поведение предполагает наличие таких психических процессов, посредством которых человек усиливает мотивационные тенденции, идущие от сознательно поставленной цели, и подавляет др. Решающая роль в этом процессе принадлежит мысленному построению будущей ситуации. В этом случае человек отчетливо представляет себе положительные последствия тех действий, которые он совершит, следуя сознательно поставленной цели, и отрицательные последствия действий, продиктованных непосредственным желанием .Если в результате такого предвидения будущих последствий возникнут положительные эмоции, связанные с достижением сознательно поставленной цели, и они окажутся сильнее имеющихся у человека переживаний, порождаемых непосредственным побуждением, то эти переживания и выступят в качестве дополнительной мотивации, обеспечивающей перевес побуждения со стороны сознательно поставленной цели. Таким образом, активность во внутреннем интеллектуальном плане выступает как условие, порождающее новые мотивационные тенденции. Именно во внутреннем интеллектуальном плане настоящая ситуация, отражаясь в свете будущей, обретает иной смысл ,что и определяет завершение борьбы мотивов и принятие решения в пользу волевого поступка, а в тех случаях, когда человек намечает и способы достижения поставленной цели, — и создание намерения .

Волевое действие, необходимость в нем возникает тогда, когда на пути

осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт

связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать,

осмыслить суть возникшей проблемы.

Включение воли в состав деятельности начинается с постановки человеком перед

собой вопроса: «Что случилось?» Уже сам по себе характер данного вопроса

свидетельствует о том, что воля тесным образом связана с осознанием действия,

хода деятельности и ситуации. Первичный акт включения воли в действие

фактически заключается в произвольном вовлечении сознания в процесс

осуществления деятельности.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени

удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек,

поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции

практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия,

воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных

процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого

контроля над ними.

Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с

процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться

научение чему-либо и волевой характер приобретают действия, связанные с

учением.

Энергия и источник волевых действий всегда так или иначе связаны с

актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает

сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые

действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с

сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей.

Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее

осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее

выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля

исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент

осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно

отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и

реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного

способа решения

mirznanii.com

37. Воля и ее основные признаки в психологии и по­ведении человека.

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с умением преодолевать внешние и внутренние трудности на пути поставленной цели.

Проявление воли находит свое отражение в следующих свойствах (качествах):

- сила воли – степень необходимого волевого усилия для достижения цели;

- настойчивость – умение человека мобилизоваться для длительного преодоления трудностей;

- выдержка – умение сдерживать чувства, мысли, действия;

- решительность – умение быстро и твердо претворять в жизнь решения;

- смелость – умение быстро и твердо претворять в жизнь решения;

- самообладание – умение контролировать себя, подчинять свое поведение решению поставленных задач;

- дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку;

- обязательность – умение вовремя выполнять возложенные обязанности;

- организованность – рациональное планирование и упорядочение своего труда и др.

Воля присутствует во многих актах человеческого поведения, помогая преодолевать сопротивление, а также другие желания и потребности на пути к намеченной цели. Чаще всего человек проявляет свою волю в следующих типичных ситуациях:

- необходимо сделать выбор между двумя или несколькими одинаково привлекательными, но требующими противоположных действий мыслями, целями, чувствами, несовместимыми друг с другом;

- несмотря ни на что, необходимо целенаправленно продвигаться по пути к намеченной цели;

- на пути практической деятельности человека возникают внутренние (боязнь, неуверенность, сомнения) или внешние (объективные обстоятельства) препятствия, которые необходимо преодолеть.

Иными словами, воля (ее наличие или отсутствие) проявляется во всех ситуациях, связанных с выбором и принятием решения.

38. Этапы становления способностей, процесс их формирования и дальнейшего развития.

Способности – индивидуально психологическое свойство личности определяющие успешность и быстроту освоения знаний, умений и навыков в определенной области деятельности, но к знаниям, умениям и навыкам не сводимые.

В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов.

Начальный этап в развитии любой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Функциональные органы - это прижизненно складывающиеся нервно-мышечные системы, анатомически и физиологически обеспечивающие функционирование и совершенствование соответствующих способностей. Первичный этап обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6—7 лет.

Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, т. е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя.

Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи следует обсудить основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека. Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.

Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. 

Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей.  Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

Что касается нужного эмоционального настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающей способности человека, при котором за неудачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следуют эмоционально подкрепляемые успехи, причем их количество в целом является большим, чем число неудач.

studfiles.net

Глава 8 Воля. Общая психология

Практически все принимаемые и реализуемые человеком решения или достигнутые цели не обходятся без использования воли. Сложно представить себе успех в какой-либо деятельности, достигнутый без приложения волевых усилий.

Воля – способность человека сознательно управлять своей деятельностью, поступками, достигать поставленных целей и преодолевать препятствия, изменять окружающую действительность в соответствии со своими потребностями.

Волевые действия являются намеренными, человек осуществляет их целенаправленно, сознательно. Усилия воли, как правило, имеют четко выраженные внутренние или внешние причины.

Волевые процессы выполняют три основные функции.

1. Побудительная функция заключается в том, чтобы заставить человека начать то или иное действие, преодолевая существующие объективные и субъективные препятствия.

2. Стабилизирующая функция связана с усилиями воли, направленными на поддержание необходимого уровня активности при влиянии внешних и внутренних помех.

3. Тормозная функция состоит в сознательном торможении альтернативных мотивов и желаний, которые отличаются от главных целей и задач деятельности на данный момент времени.

Волевое усилие – особая форма психического напряжения, мобилизующая физические, интеллектуальные силы человека и создающая дополнительные мотивы к действию. Волевые процессы являются достаточно сложными образованиями, состоящими из ряда этапов, образующих целостный волевой акт.

Составляющими волевого акта являются следующие основные этапы:

– осознание цели действия. Для того чтобы достигнуть какой-либо цели, человек должен ее четко осознавать, точно знать, чего именно хочет;

– осознание возможностей достижения цели. Достигнуть необходимого результата можно разными способами. Зачастую человек вынужден прилагать значительные волевые усилия для решения своих задач. Необходимо избрать такие средства, при которых человек потеряет меньше всего сил;

– наличие нескольких мотивов, определение приоритетов исходя из их интенсивности и значимости;

– «борьба мотивов», столкновение желаний и побуждений. Когда сталкиваются два сильных мотивирующих фактора, человеку бывает сложно сделать между ними выбор. Если же один из таких факторов более значим, то человек сделает выбор в его пользу. Частая борьба мотивов может привести к тому, что человек станет нерешительным в силу конфликтов между основными мотивами;

– принятие решения, выбор одного из мотивов, способов поведения. Данный этап характеризуется либо уменьшением напряжения, вызванным удачным разрешением ситуации, либо возникновением беспокойства в силу неуверенности в правильности принятого решения;

– практическая реализация принятого решения, воплощение выбранного варианта действия в своем поведении. С помощью воли человек организует свою деятельность по выполнению стоящих перед ним задач.

Среди основных функций воли можно выделить:

– выбор главных мотивов и целей;

– побуждение к действию при недостаточной мотивации;

– мобилизация физиологических и психических возможностей человека для достижения поставленной цели и преодоления существующих препятствий.

Волевая сфера человека характеризуется следующими параметрами.

– Сила воли – умение сдержать свои импульсивные действия и чувства, преодолеть затруднения на пути к поставленной цели. Проявлениями силы воли можно считать выдержку и самообладание, которые выражаются в умении сдерживать свои чувства, владеть собой, воздерживаться от неразумных поступков.

– Целеустремленность – сознательная направленность личности на достижение определенного результата деятельности. Сходным понятием является настойчивость – стремление человека достигнуть поставленной цели, несмотря на ряд сложных условий.

Еще одним понятием является упрямство (оно, как правило, употребляется в отрицательном смысле). Упрямый человек основывает свои действия не на логических доводах, а на личных желаниях и потребностях, не умея управлять собственной волей.

– Инициативность – умение строить планы, выдвигать новые идеи, предпринимать попытки их реализации.

– Самостоятельность – умение не поддаваться влиянию внешних факторов, а действовать на основе собственных взглядов и побуждений. Самостоятельный человек способен вносить в свои действия коррективы, в одиночку решая поставленные задачи. Крайней формой самостоятельности можно считать негативизм – необоснованную склонность действовать наперекор другим людям.

– Выдержка – умение затормозить, ограничить свои действия.

– Решительность – умение принимать решения и способность переходить от решения к деятельности. Решительность заключается в отсутствии сомнений при борьбе мотивов. Решительный человек четко знает, какое решение он примет, и без промедления приступает к реализации своих планов. От решительности необходимо отличать такое качество, как импульсивность. Импульсивность характерна для людей, которые торопятся в принятии решений, совершают необдуманные поступки.

– Энергичность – концентрация сил на достижении своих целей.

Литература

1.  Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. – Т. 2: Вопросы общей психологии / Гл. ред. А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1982.

2. Зимин П.П. Воля и ее воспитание у подростков. – Ташкент, 1985.

3. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М.: Изд-во УРАО, 1998.

4. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2000.

5. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. – Киев, 1971.

6. Ладанов И.Д. Управление стрессом. – М.: Просвещение, 1989.

7. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. – Т. 3. Кн. 2. – М.: Изд. АН СССР, 1952.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.

9. Экспериментальные исследования волевой активности. – Рязань, 1986.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Психология характера и воли — контрольная работа

      ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ. Целеустремлённость выражается  в подчинении поведения человека  устойчивой цели или каким-то  частным целям и задачам, исходящим  из цели перспективной. Примеры  целеустремлённости можно найти  в биографиях многих известных  учёных: Ломоносова, Мичурина, Павлова, Циолковского, Королёва…

      РЕШИТЕЛЬНОСТЬ. Решительность характеризуется умением человека принимать ответственные, обоснованные решения в особых случаях и выполнять их, если требуют обстоятельства, немедленно.

      НАСТОЙЧИВОСТЬ. Умение до конца выполнять  принятые решения, преодолевая различные препятствия, характеризует человека как настойчивого. Настойчивость позволяет двигаться неуклонно к цели: «Начать, выдержать и устоять»!

      ВЫДЕРЖКА И САМООБЛАДАНИЕ. Умение человека контролировать своё поведение, сдерживая свои чувства, не допуская необдуманных действий, сохраняя хладнокровие, владея своим настроением, определяет его выдержку и самообладание. Выдержанный человек умеет подавлять развязность в разговоре и жестикуляции, избегать грубых выражений и ругательств, не поддаваться панике…

      СМЕЛОСТЬ И МУЖЕСТВО. Общим для смелых и мужественных людей является умение преодолевать страх, осторожность, боязнь, умение быть готовым к рискованным поступкам ради достижения цели. Мужество предполагает наличие у человека не только смелости, но и выдержки, хладнокровия, настойчивости даже перед лицом смертельных угроз. Показное лихачество, рисовка удальством и отчаянностью ничего общего не имеют с волевой смелостью. Настоящие смелость и мужество, как правило, связаны с обдуманностью, хладнокровием и осторожностью. Поучительно изречение Александра Васильевича Суворова: «Смелость и осторожность на одном коне ездят».

      Все волевые  черты характера вырабатываются  в ходе самой жизни, в неустанном  труде. Очень важны цели, которые ставит перед собой человек и при достижении которых формируются его волевые качества и твёрдый характер: это могут быть профессиональное мастерство, научная деятельность, изобретения, высокие спортивные результаты и др. Любая учёба, как правило, представляет отличные возможности для упражнений волевых усилий.

 

 

  1. Заключение

      Слово «характер»  пришло в русский язык из  греческого, в переводе оно означает: признак, особенность. Если Вы убедились, что без воли и твёрдого  характера добиться в жизни  ничего не сумеете, и решили  себя перевоспитывать, то, возможно, некоторые советы помогут реализовать  задуманное.

      Для воспитания  характера существенное значение  имеют цели и задачи, которые  Вы перед собой ставите. Но, поставив  цель, нужно уметь претворить  её в жизнь, преодолевая различные  трудности, а для этого требуется  сильная воля – она-то и  является основой твёрдого характера.

      В зависимости  от существующих у человека  волевых качеств формируется  или сильный, или слабый характер, поэтому воспитание воли и  характера тесно между собой  связано. Кого можно считать волевым  человеком с твёрдым характером? Конечно же, того, кто, согласуя свои  личные интересы с общественными, добивается поставленной цели, преодолевая  различные препятствия, и, чем они  значительнее, тем сильнее воля  человека. Самовоспитание является одним из важнейших условий формирования сильной воли и воспитания твёрдого характера. Под самовоспитанием понимают сознательную, самостоятельную работу человека над формированием сильных волевых качеств и искоренением нежелательных черт своего характера или нехороших привычек. Одним из важнейших условий самовоспитания является обязательное исполнение принятых решений. Верность своему слову является лучшим показателем твёрдого характера и сильной воли. Следует отметить, что все волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности человека. Кроме того, воля оказывает влияние на трудовую деятельность человека. Неожиданные изменения в экономике страны, реорганизация производства, ухудшение настроения, переутомление, конфликты и другие ситуации показывают, что без преодоления внешних и внутренних трудностей деятельность не может быть успешной. Ведь существует много профессий, когда человек силой воли управляет своим настроением: преподаватели, врачи, работники торговли и сферы обслуживания.

 

 

  1. Список используемой литературы:
  1. Немов Р. С. Психология. В 3 кн.: 5-е. изд. Книга I. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2007.
  1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988.
  2.   Общая психология: Учебник. / Под ред. Р. Х. Тугушева Р. Х. и Е. И. Гарбера. - М.: Изд-во Эксмо, 2006.
  3. http://all-psychology.ru/lichnost/volya-i-harakter.html
  4. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov1/07.php

 

Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий. — М:. 1982. - С. 238-349.

 Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий: Тексты. — М, 1982. — С. 290.

 

 


myunivercity.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о