Психософия типы – Описание типов в психософии

Содержание

Психософия — Циклопедия

Психософия — теория описания личности, основанная А. Ю. Афанасьевым (4.12.1950 — 1.7.2005). Изначально была названа психо-йогой. Автор был вдохновлен положениями соционики, которые видоизменил. По утверждению автора, система предназначена в первую очередь для анализа и прогноза совместимости парных отношений.

Хотя автор и считал, что психософия берет свое начало на идеях Аристотеля, Гегеля, Гиппократа, Юнга, Павлова и других признанных авторитетах, на основе исследований которых родилась психология в ее современном виде, но он не считал ее частью психологии, как не считают и современные исследователи психософии. Таким образом статус психософии неопределен.

Согласно учению А. Ю. Афанасьева личность человека можно условно разделить на четыре составляющих — модуля психики — Физика, Логика, Эмоция и Воля. В основе этих понятий лежат представления, накопленные человечеством о «теле», «уме», «душе» и «духе» соответственно, с той разницей, что речь идет не о собственно наполнении этих представлений, а о неотделимой части психики человека, рождающей эти представления.

Совокупность типов Психософии образуется путем перестановки всех модулей, а в качестве названий взяты имена исторических личностей — ярких представителей данных типов.

Александр Афанасьев в книге «Синтаксис любви» на примерах сотен известных людей показал, что есть 24 типа личности, кратко обозначаемые так:

  • ВЛЭФ, ВЛФЭ, ВЭЛФ, ВЭФЛ, ВФЭЛ, ВФЛЭ,
  • ЛВЭФ, ЛВФЭ, ЛЭВФ, ЛЭФВ, ЛФВЭ, ЛФЭВ,
  • ЭВЛФ, ЭВФЛ, ЭЛВФ, ЭЛФВ, ЭФВЛ, ЭФЛВ,
  • ФВЛЭ, ФВЭЛ, ФЛВЭ, ФЛЭВ, ФЭВЛ, ФЭЛВ,

в этих обозначениях

  • первая буква — наиболее субъективно важная для человека функция, реализованная с переизбытком, через эту функцию человек самовыражается, не заботясь об окружении
  • 2-я функция (и буква) — вторая по субъективной важности функция, развитая нормально, без избытков и недостатков. Это коммуникативная функция, по которой человек общается с окружением
  • 3-я функция (и буква) — функция, которая составляет для человека проблему. Он ощущает в ней свою недостаточность и всё время обеспокоен этим. Это самая трудная функция.
  • 4-я — самая незначимая для человека функция, которую он может отбросить как несущественную.

Также приняты обозначения: 1Э (читается: первая Эмоция), 3Ф, 2Л, 4В и т. п.

Афанасьевым предложены 24 псевдонима для типов, и 16 псевдонимов для пар «позиция функция», например: 1Э — Романтик, 1Л — Догматик, 2Ф — Труженик, 2В — Дворянин.

[править] Основное явление, изучаемое в современной психософии

  • 1 и 2 функции — верхние, сильные, 3 и 4 — нижние, слабые;

Человек более ориентирован на верхние функции, чем на нижние. Есть склонность противопоставлять верхние нижним с «победой» верхних, преувеличивая значимость верха и преуменьшая значимость низа. Так же верхние функции в противовес низу характеризуются уверенностью в себе.

  • 1 и 4 функции — результативные, то есть ориентированные больше на результат, чем на процесс,

2 и 3 функции — диалоговые, процессионные, то есть ориентированные больше на процесс, чем на результат. Процессионные как ориентированные на процесс, то есть на изменения так же отличаются большей тонкостью восприятия, результативные же оказываются более грубыми и менее чувствительными.

  • 1 и 3 функции — доминирующие, 2 и 4 функции — подстраивающиеся.

Доминирующие функции действуют самостоятельно, преследуют собственный интерес, подстраивающиеся ищут согласования с окружающими людьми либо иными источниками сил.

Существуют также различные локальные расширяющие трактовки этих 3х признаков.

Только начинают изучаться квадры, клубы и другие малые группы, подобные соционическим, интертипные отношения, возможности применения тестов и других методов для определения психотипа.

[править] О психологической совместимости

Основателем теории Александром Афанасьевым к книге «Синтаксис любви» подробно рассмотрены (со множеством примеров из жизней известных людей прошлого) четыре типа интертипных отношений:

  • Филия — тип-1 тождественен тип-2;
  • Псевдофилия — перекрестье первых и вторых функций, а также третьих и четвертых, например ВЛЭФ и ЛВФЭ;
  • Эрос — перекрестье первых и третьих функций, например, ВЛЭФ и ЭЛВФ;
  • Агапе — перекрестье вторых и третьих функций, например ВЛЭФ и ВЭЛФ, также выделяют Полное Агапе, как частный вид агапе с перекрестьем также по первым и четвертым функциям ВЛЭФ и ФЭЛВ;

Эрос, не исключая перекрестья первых и третьих функций, делится на 2 подвида:

  • Полный эрос — перекрестье вторых и четвертых функций, например ВЛЭФ и ЭФВЛ;
  • Полуэрос (он же полуфилия) — совпадение вторых и четвертых функций, например ВЛЭФ и ЭЛВФ;

При этом Александр Афанасьев полагал, что только отношения Агапе, неважно полного или нет, наиболее плодотворны для брака.

[править] Гипотезы-ответвления, дальнейшее развитие теории

1. Предполагается, что полнота набора функций (Воля, Логика, Эмоция, Физика

) обеспечивается тем, что

  • Воля «отвечает за» иррациональную информацию о внешней (для человека) реальности
  • Логика — за рациональную информацию о внешней реальности
  • Эмоция — за рациональную информацию о внутренней реальности
  • Физика — за иррациональную информацию о внутренней реальности

Здесь иррациональная информация — это информация, не прошедшая обработку сознанием
( ≈ количественная информация — результаты измерений каких-либо величин),
а рациональная информация — это информация, прошедшая обработку сознанием
( ≈ качественная информация — знаки или символы в некоторой символической системе).

2. Предполагается, что свойства функций, описанные в пункте «Основное явление, изучаемое в современной психософии», объясняются тем что

  • 1-я функция влияет на остальные три функции активно и по форме, и по сути проявлений: существенно больше/чаще транслирует информацию и энергию остальным трём функциям, чем воспринимает от них
  • 2-я функция несколько больше транслирует, чем воспринимает; активна по сути, адаптивна по форме
  • 3-я функция заметно больше воспринимает, чем транслирует; адаптивна по сути, активна по форме
  • 4-я функция влияет на остальные три функции адаптивно и по сути, и по форме проявлений: существенно больше/чаще воспринимает информацию и энергию от остальных трёх функций, чем транслирует им

3. 16-компонентная модель

Согласно этой модели, каждая психософская функция имеет 4 компонента оценки своих проявлений (также называемыми областями проявления): оценка по достижению цели/результата (G) оценка по изменению приближения к цели/результату (s) оценка по изменению ресурсов (у Мика это называлось градиентом по ресурсам) (m) оценка по ресурсам (R)

  • Афанасьев А. Синтаксис любви. — Книга издавалась: 1997г., издательство «Aleafan»; 1998 г., там же; 2000 г., издательство «Остожье» Москва; 2007 г., издательская группа «Черная Белка», Москва.

cyclowiki.org

Психософия | Соционика

Р. К. Коваленко

Как уже сообщалось ранее в наших статьях, соционика – это психологическая теория об информационном метаболизме. Соционика позволяет нам понять, как человек воспринимает и обрабатывает ту или иную информацию. Проще говоря, соционика пытается дать ответ на вопрос: «как крутятся шестеренки в голове у человека, как он мыслит?» Создатель соционики Аушра Аугустинавичуте при рассмотрении аспектов, функций и типов ИМ оперировала словом «способности». Например, если функция сильная, то у человека есть определенные способности в обработке информации определенного аспекта. Если функция слабая, то способности не ярко выражены и человек оперирует в основном своим опытом, шаблонами и знаниями. Т.е. соционика определяет то, как человек мыслит и, прежде всего, оценивает качество обработки информации человеком.

Сталкиваясь с ситуацией, когда два человека с одинаковым ТИМом действуют по-разному, некоторые люди задаются вопросом: «Почему это так? Соционика не работает?». Но этому есть простое объяснение – далеко не всегда то, как человек воспринимает информацию, отражается на его поведении. Ведь на поведение человека, помимо ТИМа, оказывает влияние опыт человека, его воспитание и т.д. Рассматривая данный вопрос, мы вплотную приблизились к области определения данной теории, т.е. к тому, что такое психософия и чем она занимается.

Психософия (психейога, пй, типология Афанасьева) – это психологическая теория, созданная А.Ю.Афанасьевым на базе соционики, которую он по-своему интерпретировал. В отличие от соционики, исследующей структуру человеческой психики, психософия изучает сферу приоритетов человека, его собственные представления о своем внутреннем мире и своих возможностях. Говоря более простым языком, психософия рассматривает метод и способ выдачи человеком информации в мир, отношение к той или иной информации и приоритетность тех или иных аспектов, т.е. количественные характеристики информации.

Далее в статьях мы будем обозначать психософский тип – пй-тип.

Если схематично изобразить области определения соционики и психософии, то получается следующая картина:

Получаемая информация из внешней среды сначала проходит через сферу приоритетов человека (пй-тип), затем происходит восприятие и обработка полученной информации (ТИМ) и, наконец, происходит выбор метода выдачи обработанной информации во внешнюю среду в зависимости от степени ее приоритетности (пй-тип). Из этого можно сделать вывод о том, что психософский тип (пй-тип) является своего рода фильтром для информации на входе и выходе из человека.

Теперь рассмотрим различные комбинации соционических и психософских функций одного аспекта.
Про аспекты в психософии и их соотношение с соционическими, а также про функции в психософии вы можете прочитать в статьях нашего клуба.

При сочетаниях сильной психософской функции (1, 2 функции) и сильной соционической (четырех, трехмерные, см. Модель «А») человек получает из мира много информации, отлично ее обрабатывает, т.к. у него есть способности и затем также много выдает в мир информации по данному аспекту. Т.е. очень гармоничная картина, когда человек работает по своим способностям.
Сочетание слабой психософской функции (3, 4 функции) и слабой соционической (двух-, однономерные) тоже достаточно гармонично. Человек мало воспринимает информации по тем функциям, где он испытает проблемы с ее обработкой и также мало выдает информацию по данным аспектам в мир. Как говориться в пословице: «Если ты лишен ума и знанья, лучший способ для тебя – молчанье».

Наибольший интерес представляют собой два других сочетания, которые в жизни встречаются не реже, чем первые два.
Сильная психософская функция и слабая соционическая. Сочетание этих функций дает очень странный эффект. Человек воспринимает из внешнего мира много информации по аспекту, но слабая соционическая функция не дает ему способностей к качественной обработке данной информации. Как следствие человек, благодаря сильной психософской функции, уверен в своих не совсем корректных выводах и выдает много информации в мир.

Также интересным является сочетание сильной соционической функции и слабой психософской. Данное сочетание значит, что человек будет из внешней среды воспринимать мало информации, обработка информации будет на очень качественном уровне, но т.к. психософская функция низкая, то он будет не уверен в своих достаточно компетентных выводах и оценках. И вследствие этого обратно в мир будет выдавать очень мало информации.

Напоследок скажем, что даже самые комфортные отношения с точки зрения соционики – дуальные – могут складываться далеко не гладко из-за конфликтности пй-типов. Например, человек с 1Э по пй и ТИМом ЭСЭ (гюго) выдает много адекватной информации по аспекту черной этики (ЧЭ), но его собеседник – дуал с ТИМом ЛИИ (робеспьер) с 3Э. В таком случае информация по ЧЭ даже не дойдет до внушаемой функции робеспьера, т.к. «фильтр» из 3Э по пй не пропустит эту информацию из-за неправильной ее подачи.

Если рассмотреть вопрос взаимодействия людей, пользуясь введенной нами ранее схемой, то процесс будет напоминать деление клетки в обратном порядке, т.е. прежде чем начнут взаимодействовать ТИМы, информация должна пройти через фильтры психософского типа. В быту этот процесс обычно называют притиркой в отношениях.

Список используемых источников:

  1. Аугустинавичюте А. Соционика. – М.:Черная белка, 2008. – 568 с.
  2. Коваленко Р. К., Звонарёва Н. А. Соционика и психософия: взаимовыгодный симбиоз // доклад на XXXII Международной конференции по соционике «Психоинформационные технологии, кадровый менеджмент и психология личности»
  3. Афанасьев А. Ю. Синтаксис любви. Типология личности и прогноз парных отношений. – М.: Черная белка, 2007. – 352 с.
  4. Чурюмов С.И. Улыбка Чеширского Кота, или Возможное и невозможное в соционике: Книга 1. – М.: Чёрная белка, 2011. – 408 с.
  5. Ермак В. Д. Классическая соционика: Системная концепция теории информационного метаболизма психики. – М.: Черная белка, 2009. – 472 с.
  6. Прокофьева Т. Н. Методика диагностики типов информационного метаболизма.// Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология, №9, 2006.

sibsocionic.ru

Психософия — Викизнание… Это Вам НЕ Википедия!

Психософия, ранее психе-йога — психологическая теория; в более узком прикладном смысле — типология личности, развитие типологии Юнга, подобно соционике и типологии Майерс-Бриггс. Основана А. Ю. Афанасьевым (4.12.1950 — 1.7.2005), изначально была названа психе-йогой. Сведения, содержащиеся в статье, не проходили проверку научными методами.

Определения[править]

Если обозначим словом психика всю информацию, содержащуюся в человеке, а словом сознание — центр обработки информации и принятия решений, то с точки зрения сознания, есть такие 4 основные части психики:

  • a. информация о внешней (для человека) реальности, не прошедшая обработку сознанием;
  • b. информация о внешней реальности, прошедшая обработку сознанием;
  • c. информация о внутренней реальности, прошедшая обработку сознанием;
  • d. информация о внутренней реальности, не прошедшая обработку сознанием.

Поскольку психика неизбежно функционирует, в отличие от информации на компакт-диске или на бумаге, то возникает понятие «психическая функция», и в психософии приняты такие обозначения:

Воля, Логика, Эмоция и Физика — психические функции, использующие соответственно a, b, c, и d

(cоответствующие признаки Юнга: Intuitive, Thinking, Feeling, Sensing, а в соционике им соответствуют Интуиция, Логика, Этика и Сенсорика).

Карл Густав Юнг показал, что есть люди, в целом предпочитающие заметно больше Логику, чем Эмоцию, и есть люди, предпочитающие больше Эмоцию, чем Логику; и то же самое для пары Воля и Физика. Причем такие предпочтения обычно не меняются в течение жизни, поэтому можно говорить о 8 типах личности, задаваемых дихотомиями Thinking-Feeling (в обозначениях Юнга), Intuitive-Sensing, и Extraverted-Introverted (об этой дихотомии см. ниже).

Александр Афанасьев в книге «Синтаксис любви» на примерах сотен известных людей показал, что есть 24 типа личности, кратко обозначаемые так:

  • ВЛЭФ, ВЛФЭ, ВЭЛФ, ВЭФЛ, ВФЭЛ, ВФЛЭ,
  • ЛВЭФ, ЛВФЭ, ЛЭВФ, ЛЭФВ, ЛФВЭ, ЛФЭВ,
  • ЭВЛФ, ЭВФЛ, ЭЛВФ, ЭЛФВ, ЭФВЛ, ЭФЛВ,
  • ФВЛЭ, ФВЭЛ, ФЛВЭ, ФЛЭВ, ФЭВЛ, ФЭЛВ,

в этих обозначениях

  • первая буква — наиболее субъективно важная для человека функция,
  • последняя буква — наименее субъективно важная для человека функция,
  • 2-ая функция (и буква) — важнее чем 3, но менее важна чем 1,
  • 3-я функция — субъективно важнее чем 4, но менее важна чем 2.

(визуально это можно представлять себе так: 1-я функция — самая большая по размеру и/или весу из четырёх функций, 2-ая меньше, 3-я ещё меньше, и 4-я — самая маленькая из всех четырёх функций, рассматриваемых в психософии).

Также приняты обозначения: 1Э (читается: первая Эмоция), 3Ф, 2Л, 4В и т. п.

Афанасьевым предложены 24 псевдонима для типов, и 16 псевдонимов для пар «позиция функция», например: 1Э — Романтик, 1Л — Догматик, 2Ф — Труженик, 2В — Дворянин.

Дихотомиии, не используемые в психософии. Отличия от соционики и ТМБ.[править]

Есть (1) взаимообмен информацией и энергией между 4-мя вышеобозначенными психическими функциями. И есть (2) взаимообмен информацией и энергией между этими функциями и внешней по отношению к ним реальностью: процессы получения информации, и процессы отправки информации в эту внешнюю реальность, включающаю и физическое тело обладателя психики; например, человек может улыбаться или хмуриться, смеяться или плакать (Эмоция → в.р.), проголодаться или устать (в.р. → Физика), поднять пудовую гирю (Физика → в.р.) или же не справиться с этой задачей.

В процессе сна происходит в основном (1), а в процессе бодрствования в основном (2).

В настоящее время психософия в основном изучает и описывает процессы и явления, возникающие при (1), а соционика и типология Майерс-Бриггс — возникающие при (2), поэтому в ТМБ используется, как и у Юнга, дихотомия Extraverted-Introverted (соответствуют отправка-получение информации), а в соционике есть экстравертный и интровертный варианты каждой из функций, то есть всего функций 8.

Дихотомии «прошедшая/не прошедшая обработку сознанием информация» соответствует дихотомия рациональность/иррациональность в соционике, а в типологии Майерс-Бриггс — Judging/Perceiving (Судящие/Воспринимающие).

Информация, не прошедшая обработку сознанием, соответствует количественной информации,

а информация, прошедшая обработку сознанием, соответствует качественной информации,

например, 2-мерный массив 800 на 600 элементов с данными, полученными при оцифровке фотографии — это количественная информация, а надпись на ней «Это мы в Париже на набережной Сены» — это качественная информация, то есть последовательность символов, а не результатов измерений некоторой величины.

Предполагается, что при (1) происходит в основном обмен количественной информацией, при (2) доля качественной информации заметно больше.

Основное явление, изучаемое в современной психософии[править]

  • 1 и 2 функции — верхние, сильные, 3 и 4 — нижние, слабые;
  • 1 и 4 функции — монологовые, результативные, то есть ориентированные больше на результат, чем на процесс,

2 и 3 функции — диалоговые, процессионные, то есть ориентированные больше на процесс, чем на результат;

  • 1 и 3 функции — доминирующие, 2 и 4 функции — подстраивающиеся.


Предполагается, что это следствие такого явления:

по отношению к остальным трём психическим функциям — чаще всего

  • 1-я функция — активная модальность, активная субмодальность — существенно больше/чаще транслирует информацию и энергию остальным трём функциям, чем воспринимает от них; активна и по сути, и по форме действия;
  • 2-я — активная модальность, пассивная субмодальность ↔ активна по сути, пассивна по форме;
  • 3-я — пассивная модальность, активная субмодальность ↔ пассивна по сути, активна по форме;
  • 4-я — пассивная модальность, пассивная субмодальность — существенно больше/чаще воспринимает информацию и энергию от остальных трёх функций, чем транслирует им; пассивна и по сути, и по форме проявлений.

Таким образом,

  • 1 и 2 — верхние, сильные — активная модальность,
  • 3 и 4 — нижние, слабые — пассивная модальность;
  • 1 и 3 — доминирующие — активная субмодальность,
  • 2 и 4 — подстраивающиеся — пассивная субмодальность;
  • 1 и 4 — монологовые — субмодальность такая же, как базовая модальность,
  • 2 и 3 — диалоговые — субмодальность не совпадает с базовой модальностью.

Только начинают изучаться квадры, клубы и другие малые группы, подобные соционическим, интертипные отношения‎, возможности применения тестов и других методов для определения психотипа.

О психологической совместимости[править]

Основателем теории Александром Афанасьевым к книге «Синтаксис любви» подробно рассмотрены (со множеством примеров из жизней известных людей прошлого) четыре типа интертипных отношений:

  • Филия — тип-1 тождественен тип-2;
  • Эрос — перекрестье первых и третьих функций, например, ВЛЭФ и ЭЛВФ;
  • Агапе — перекрестье вторых и третьих функций, например ВЛЭФ и ВЭЛФ;
  • Полное Агапе — перекрестье вторых и третьих функций, а также первых и четвертых, например ВЛЭФ и ФЭЛВ.

Акцентуации функций в психософии[править]

В 2018 году Надеждой Рудницкой была предложена концепция акцентуаций психософских функций, обьясняющая различия между проявлениями одной и той же функции у разных людей. Из данной концепции исходит, что у каждой функции в модели усилено и наиболее выражено одно из её свойств — высокая/низкая, процесс/результат, доминирование/подстройка, из-за чего её можно принять за другую функцию с совпадающим свойством. Например, 1Ф с акцентуированной результативностью может быть принята за 4Ф при поверхностном анализе.

В заключение[править]

можно заметить, что используемые во многих религиозных и философских текстах понятия: дух, разум, душа, тело — соответствуют психическим функциям Воля, Логика, Эмоция, Физика.

В бытовом языке интуиция — это способность получать иррациональную информацию из внешней реальности, воля — способность транслировать иррациональные убеждения во внешнюю реальность, а также (второе значение слова воля) результат такой трансляции.

Из некоторых эзотерических учений можно заметить такие соответствия:

  • Физическое тело человека — Физика экстравертирующая
  • Эфирное тело — Физика интровертирующая
  • Астральное тело — Эмоция экстравертирующая
  • Ментальное тело — Эмоция интровертирующая, Логика интровертирующая
  • Каузальное тело — Логика экстравертирующая
  • Буддхиальное тело — Воля интровертирующая, ↔ интуиция
  • Атманическое тело человека — Воля экстравертирующая

Интернет[править]

Литература[править]

  • Афанасьев А. Синтаксис любви. — М.: Остожье. 2000.
  • Саенко В. В., Трехов А.В. Возможная корреляция типологий: соционика и психе-йога (психософия) * Афанасьева А. Журнал «Соционика, ментология и психология личности». ¦ 1, 2002 г.
  • Кутолин С. А. Мир как Труд и Рефлексия. — Новосибирск.: МАН ЦНЗ, 2001.- 260с. — ISBN 5-02-029077-7.
  • Кутолин С. А. Феномен Ноосферы (Метахимия псиэргетки). — Новосибирск.: МАН ЦНЗ, 2009. — 260с. — ISBN-5-02-029077-10
  • Кутолин С. А. Философия интеллекта реального идеализма. — Новосибирск.: СГУПС, 1996. — 116с. — ASIN: B0000EFHEM
  • Ладенко И. С. Модели рефлексии. — Новосибирск.: Изд-во «Институт философии и права СО РАН», 1992. — 80 с. — ISBN 5-85618-043-7
  • Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. — М.: «Когито-Центр», 2010. — 304 с. — ISBN 978-5-89353-271-5.
  • Семенов И. Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности

www.wikiznanie.ru

Что такое психософия

Психософия, или психейога —  эта типология, разработанная А. Ю. Афанасьевым, который интерпретировал другую распространенную классификацию, соционику. Принципиальное отличие состоит в том, что психософия исследует структуру приоритетов человека, представление личности о собственном внутреннем мире и возможностях.

Человек может принимать или не принимать чужое мнение, больше доверять своим взглядам или уметь со вниманием относиться к чужой точке зрения. В разных ситуациях человек ведет себя по-разному, но в определенных областях жизни преобладает тот или иной вариант реакции. Можно разделить их на четыре типа:

  • первый, самый сильный (я доверяю только своему мнению, ваше мне безразлично),
  • второй (имею свое мнение и учитываю ваше),
  • третий (свое мнение считаю неверным, как и ваше),
  • четвертый (выбираю ваше мнение).

Есть также четыре аспекта, на которые с точки зрения психософии делится жизнь:

  • физика (материальные объекты, их характеристики и свойства, манипуляции ими),
  • логика (идеи, знания и процесс оперирования абстрактными понятиями),
  • эмоция (чувства, эмоции, предчувствия и переживания человека),
  • воля (сила духа и желание, способное привести в действие другие аспекты).

В зависимости от силы развитости того или иного аспекта можно отнести любого человека к одной из этих групп. Хотя каждый аспект присутствует в характерах людей, но все же выражены эти аспекты в разной степени, и приоритет определись достаточно легко.

Физика

Первая: люди этой группы делят мир на «свое» и «чужое», прекрасно умеют обращаться со своими предметами, а их привычки развиты так сильно, что другим приходится под них подстраиваться.

Вторая: умеют помогать окружающим во взаимодействии с внешним миром предметов и получать от этого удовольствие. Часто дают советы по материальной стороне жизни, умеют делать комфортно себе и окружающим.

Третья: такие люди достаточно мнительны в вопросах здоровья и материального благосостояния, с трудом определяют область «своих» ресурсов и требуют поддержки окружающих в этой сфере, желая знать, все ли удобно обустроено и правильно сделано.

Четвертая: обходясь минимумом, им желательно, чтобы кто-то заранее определил уровень обеспеченности и комфорта в доме, а с их стороны будет точное выполнение этих указаний и поддержка. Типичный представитель этой группы принимает мнение авторитетных для него людей, если они не противоречат его другим представлениям о жизни.

Логика

Первая: мнение таких людей пошатнуть невозможно: обычно оно строится после тщательного отбора и переработки информации. Не спорят ради доказательства своей правоты, выражаются лаконично и предпочитают говорить о своей сфере знаний.

Вторая: если они и спорят, то ради спора. Они умеют доказать все что угодно, поэтому догма их смешит. Порой они способны подтвердить и чуждую им точку зрения, подсказывая собеседнику аргументы.

Третья: если мнение не обосновывается логично и стройного, они могут его не принять, каким бы верным оно ни казалось. Им важны именно доказательства. Сами они умеют разбить логическими доводами противника, но им требуется авторитетное подтверждение их мыслей, с подробным разбором и доказательствами.

Четвертая: обычно склонны верить тем, кто для них является авторитетом, соглашаться с ними и только после этого проверять сказанное на практике, находя подтверждение чужой модели или опровержение, что может способствовать и смене авторитета.

Эмоция

Первая: эмоции и чувства проявляются очень ярко. Считают, что любая реакция естественна, поэтому порой не оценивают их адекватность. Если чем-то загорелись, то не отойдут, пока не доведут чувства до пика развития.

Вторая: умеют не просто проявлять эмоции: они нацелены на окружающих. Способны незаметно корректировать настроение других и всегда знают, как проявлять свои чувства и в какой ситуации.

Третья: желают контролировать и свои, и чужие эмоции, но делать этого не умеют. Если оказались под эмоциональной атакой, могут впасть в истерику или замкнуться. В любом случае эмоциональная реакция не совсем адекватна. Поэтому нуждаются в поддержке со стороны: в людях, которые ненавязчиво подскажут, как проявить эмоции.

Четвертая: не уверены вообще, что эмоции существуют. Умеют подстроиться под общее настроение и в течение жизни нарабатывают определенные шаблоны проявления эмоций. Не любят, когда в эмоциональном плане человек рядом подстраивается.

Воля

Первая: четко различают, где у него реальные желания, а где — мелочь. Желания других рассматривают исключительно как нечто дополнительное. Уверены, что любое желание достижимо и имеет право существовать.

Вторая: умеют реализовывать собственные желания и четко их понимают, при этом могут учесть и желания другого человека. В разумных пределах уступают и готовы к компромиссу. Свои желания не навязывают.

Третья: собственные стремления осознают плохо, поэтому часто не предпринимают действий для их исполнения. Окружающие могут путем попыток согласовать с ними свои желания.

Четвертая: собственные желания могут оказаться не принципиальными. Людям этой группы удобнее, когда кто-то из ближних озвучивает свои желания, чтобы присоединится в их исполнении, если это не противоречит им во взглядах.

Таким образом, по аспектам психософии можно составить портрет человека. Предположим, у человека сильнее всего развита Физика, чуть слабее — Воля, не очень сильна Логика а самым неразвитым аспектом оказалась Эмоция. Получается: ФВЛЭ. Это и есть портрет личности. Если же расставить буквы в обратном порядке, то получится портрет человека с наиболее комфортным сочетанием качеств для общения и любви.

Вы и сами можете использовать психософию. Попробуйте протипировать себя или своего партнера, оцените совместимость, поищите те точки соприкосновения, которые между вами будут работать лучше всего. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

На нашем канале в Яндекс.Дзен всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно подпишитесь!

19.04.2016 00:10

gurutest.ru

Существуют ли соционические тожды с разными подтипами и одинаковыми типами по психософии?

Ответ на вопрос

Теоретически они должны быть, но для этого необходимо исследовать более двух тысяч человек. Почему теоретически? Потому что эти типы независимы. Это не соционика, где, заменив базовый аспект, изменятся другие аспекты функций (следовательно изменится и тип).

Поскольку я отталкиваюсь от гипотезы, что соционический тип врождённый, а психософский приобретается при воспитании, я верю, что может существовать некая зависимость ПЙ-типа от соционического типа. То есть если родится Гамлет, то вероятность того, что у него будет психософский тип ЭЛВФ выше, чем вероятность формирования какого-то другого типа, например, ФВЛЭ.

Гипотеза заключается в том, что у этого Гамлета при одинаковом воздействии может сформироваться как 1Э, так и 3Э, а при другом воздействии или 2Э, или 4Э. И в первом случае чтобы сформировалась 3Э, необходимо приложить больше усилий, чем для того, чтобы сформировалась 1Э. Поэтому и Гамлетов мы чаще встречаем как представителей 1Э, а не 3Э.

Таким образом существует вероятность, что у одного конкретного социотипа будет какой-то определённый психософский тип. И есть вероятность, что этот тип сформируется у другого соционического типа. Общая их вероятность – вероятность того, что у них двоих сформируется один психософский тип.

При условии, что это у этих людей один соционический тип, вероятность того, что у них появится один ПЙ-тип ещё больше (если это более вероятный ПЙ-тип для социотипа). То есть найти двух Гамлетов ЭЛВФ (согласитесь, их много в интернете) не так и сложно.

При этом то, какой у этих типов подтип, не зависит ни от воспитания, ни от ПЙ-типа. Подтип формируется самим человеком как удовлетворяющая его модель поведения, способствующая достигать целей, которые ставит перед собой человек. В детстве мы адаптируемся под одну из поведенческих ролей, которая становится нашим подтипом. Когда способ достижения необходимо сменить, когда жизнь ломает человека, он меняет свой подтип на другой. Это процесс самосовершенствования и самосохранения. Например, человек попал в армию и его нормирующего характера (Дост, к примеру) не достаточно для того, чтобы защититься. Единственный выход – перестроиться или в креативного, который начнёт брать на себя роль командующего, волевого, либо роль доминантного, который прокачает навык играть эмоциями людей, подстраиваться под них, условно говоря и руководить ими.

Так вот всегда есть вероятность встретить двух людей одного социотипа. И всегда есть вероятность, что у этих людей будет одинаковый психософский тип. А то, какой у них подтип зависит уже от того, какой жизненный путь они прошли. Вполне вероятно, что они будут являться представителями одного подтипа. Но более вероятно, что подтипы у них разные, поскольку каждый выработал подтип под свои цели, свои задачи. То, что у это тожды с одинаковыми психософскими типами, не значит, что и задачи в жизни у них разные. Одного могло занести на войну, а другой мог стать одиноким отцом, к примеру, выполнять совсем другие функции. И типы то не изменить. Остаётся только приобрести подходящий подтип.

Читайте также “Чем отличаются конфликтные отношения между социотипами и между подтипами?” и “Зачем нужны подтипы, если есть психософия?”.

bestsocionics.com

расшифровка ФЛВЭ, типы, особенности восприятия психотипов, контактные блоки, плюсы и минусы применения психософии

Психософия – это типология людей, которая базируется на оценке важности приоритетов индивида. В отличие от других типологий, психософия может претерпевать изменения, например, если человек в свое время пережил какие-либо потрясения. То есть если соционический тип индивид получается с самого рождения, то психософский формируется в течение всей жизни. Чаще всего глобальных изменений не происходит, так как формируется он с самого детства. Это мелкие обиды на друзей и родителей, непонимание и недомолвки, похвала близких и так далее.

Учения А. Ю. Афанасьева

Психософия Афанасьева — одна из самых знаменитых топологий. Он выделил четыре области жизни каждого человека, которые распределяются в приоритетном порядке. Называются они так:

  • логика;
  • эмоция;
  • физика;
  • воля.

Каждый тип формируется в зависимости от определенного сочетания этих четырех областей. Чтобы разобраться было проще, название каждый тип получает в зависимости от первых букв этих параметров. Соответственно Л-логика, Э-эмоция, Ф-физика, В-воля. Распределяются они в приоритетном порядке. Читается это следующим образом: например, вы видите, что ваш тип ЛВФЭ, значит, на первое место ставится логика, на второе — воля, на третье — физика, а на четвертое – эмоции.

Описание в психософии Аристиппа (ФЛВЭ)

У Аристиппа тандем из первостепенной физики и последней эмоции ставит в приоритет материальные блага, а не этические и моральные ценности. Если расшифровывать описания Аристиппа ФЛВЭ, то мы видим, что здесь первая – физика, вторая – логика, третья – воля, четвертая – эмоция. Главное стремление типа ФЛВЭ – накапливать материальные ресурсы. Но это вовсе не значит, что они трудолюбивы и готовы работать сутками напролет. Упорно трудиться для того, чтобы накапливать материальные блага, они способны не всегда. Представители Аристиппа равнодушно относятся к вопросам питания, неприхотливы в бытовых вопросах. Возможно, есть они не очень любят, но пищи им хочется иметь в запасе как можно больше. В этом также проявляется зависимость от материального. В повседневной жизни люди типа ФЛВЭ довольствуются только самыми необходимыми вещами, живут без изысков. Однако с привычками расставаться им достаточно сложно. Люди данного типа имеют свое четкое мнение и твердо стоят на своих убеждения, касающихся любых вопросов по поводу домашних дел, вещей, личной жизни, ценностей и комфортной жизни. Для них важно, чтобы близкие люди, с которыми ФЛВЭ проводят большую часть времени, разделяли их взгляды или хотя бы не стояли на пути в их реализации. Газали-Аристипп — это дуальное сочетание.

Интеллектуальная деятельность

Представители типа в психософии Аристипп (дуал — Газали) тянутся к знаниям, им по душе процесс познания, изучения чего-то нового. Они любят читать, размышлять, анализировать, разрабатывать концепции и создавать теории. Им близка такая сфера, как преподавание. Ведь именно обучение других, объяснение чего-то уже известного может дать возможность разобраться в каких-то процессах и предметах, которые до недавних пор еще были совсем непонятны типу Аристипп (по психософии). Как раз из-за того, что данный тип характеризуется первой физикой, они желают получать как можно больше информации, чтобы в дальнейшем анализировать ее. Тип ФЛВЭ зачастую имеют пристрастие к фантастике и не представляет своего существования без новой информации.

Взаимодействие с окружающими

На третьем месте стоит воля, которая в тандеме со второй логикой предполагает неумышленное стремление вводить окружающих в заблуждение. Они любители поспорить со своими собеседниками, которые так же, как они, вовлечены в дискуссию. В то же время представители данного типа любят помогать другим разбираться в темах, в которых они как рыба в воде. Здесь проявляется интерес к преподаванию. В своих разговорах они обычно уверены и решительны, легко вовлекаются в любой диалог. А увлечь их занимательной беседой проще простого. А вот чтобы стимулировать деятельность представителей типа ФЛВЭ, например, чтобы получить публикацию, придется их мотивировать в первую очередь материально. Люди типа в психософии Аристипп не идут напролом, а предпочитают добиваться своих целей чужими руками. Они не чувствуют себя виноватыми, используя в своих интересах слабости других людей. Но это не делает из них последних циников, так как прибегают они к таким манипуляциям только в том случае, если сделать это самостоятельно не получается и принцип «просто взять и купить» не работает. Третья воля характеризует представителей типа ФЛВЭ боязнью конфликтов и соперничества, поэтому они любыми способами пытаются избежать подобных ситуаций. Из-за низкой воли они также часто испытывают чувство зависти к тем людям, которые более состоятельны в материальном плане.

Реализация целей

Отличаются Аристиппы целеустремленностью и упорством, но они слабы к неудачам, каждая их них тяжело переживается. Если ФЛВЭ сталкивается с человеком с высокой волей, то отстаивание собственных интересов и идей становится для него сложнейшей задачей. Поэтому приходится действовать через свою сильную сторону, через физику. Зачастую это угрозы, которые носят негативный окрас. Также в спорах они использую логику, которая стоит на втором месте, и с легкостью могут направить разговор в удобное для них русло. Обычно Аристиппы чувствуют себя некомфортно при знакомстве с новыми людьми, особенно если их много. Также им непросто найти общий язык с малознакомыми людьми, что нередко приводит к такому нелюбимому неловкому молчанию. Друзей у типа в психософии Аристипп обычно немного, они твердо уверены в том, что самых родных и близких не может быть много, а счастье любит тишину.

Эмоциональная составляющая

Как мы видим, эмоции у Аристиппа находятся на последнем месте, это значит, что эмоциональная составляющая жизни не имеет для них большого значения. Они редко действуют импульсивно, поддаваясь мимолетным эмоциям. А также они редко вовлекаются в эмоциональные процессы. Максимально комфортно представители данного типа чувствуют себя в компании таких людей, которые, как и они, находятся в стабильной эмоциональной норме. ФЛВЭ любители депрессивной музыки, а окружающие и внешние события могут достаточно мощно влиять на перепады настроения данного типа.

Отношения ЭВЛФ (Газали) — ФЛВЭ (Аристипп)

Начинается характеристика с соотношения первой и четвертой эмоции. Это значит, что партнеры могут полностью раскрыться и быть самими собой, не бояться осуждения или стеснения. Чтобы поддерживать хорошие отношения, нужно быть самим собой и не пытаться стать кем-то другим. Газали обычно могут легко влиять в эмоциональном плане на Аристиппов, ведь последние зависят от настроения других. И обычно ЭВЛФ руководят эмоционально составляющей отношений. Будь то любовные или дружеские взаимодействия. Что касается воли, то на первых порах большое влияние имеет опыт предыдущих отношений. Поэтому поведение обычно зависит от того, какими были отношения ранее. Например, если в паре присутствовало недоверие друг к другу, то в новых отношениях они будут действовать точно так же. Со временем кредит доверия возрастет и отношения будут выходить на новый положительный виток. Важная рекомендация от психологов – быть терпеливыми друг к другу.

Логика и эмоции

Далее идет логика. Здесь ФЛВЭ берут все в свои руки. Они могут в любой ситуации помочь вам разобраться в каких-либо проблемах, детализировать ваше мнение и поддержать его, а также помочь порассуждать. Это вселяет уверенность в себе представителям типа ЭВЛФ. Не забывайте доверять мнению друг друга. ФЛВЭ всегда поддержит и поможет в случае чего найти правильный выход из той или иной ситуации.

В заключение идет физика, в первую очередь ЭВЛФ привлекает в Аристиппе его влечение и уверенность в материальном аспекте жизни, он четко осознает свои материальные потребности и как их обеспечить. Поэтому низкий уровень физики у Газали, сопровождаемый высоким уровнем физики Аристиппа, дает уверенность первому в надежности своего партнера, в успешном будущем и независимости в материальном плане. Главное, не препятствовать ФЛВЭ в его привычках, ведь он авторитет для ЭВЛФ в материальном вопросе.

Тип в психософии Эйнштейн (ЛВЭФ)

К данному типу относятся спокойные, умеющие размышлять индивиды, которые сильны и духом, и умом. Удивительное сочетания логики и воли позволяет представителям данного типа добиваться потрясающих высот в профессиональной сфере. Их жизнь – постоянное мышление, получение новой информации и анализ. Для других людей они видятся как будто не от мира сего, им не до развлечений. Четвертая физика означает, что им не интересен процесс удовлетворения материальных потребностей. Из-за низкой эмоции Энштейны в основном зажаты, стеснительны и не любят больших компаний и общения. Обычно самые большие проблемы в плане общения случаются в подростковом периоде, так как они предпочитают закрываться в себе. И только в период взросления Энштейны начинают медленно, но верно раскрываться и участвовать в социальной жизни. Они отличаются вспыльчивостью и истеричностью в поступках. В то же время они быстро отходят, но редко извиняются. Типу в психософии ЛВЭФ рутинная работа не интересна, эти люди быстро устают от общества и шумным компаниям предпочитают дом и книгу. А также из них получаются замечательные руководители, мудрые и добрые.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *