Урок «Репортаж как жанр публицистического стиля»
Тема: Репортаж как жанр публицистического стиля
Цель: Научить пользоваться жанром репортажа в речи.
Задачи:
Формировать умение доказывать принадлежность текста репортажа к публицистическому стилю (определять речевую ситуацию, условия общения, функции общения).
Формировать умение определять неязыковые признаки репортажа.
Формировать умение выявлять языковые средства и устанавливать их зависимость от неязыковых средств.
Формировать умение отличать репортаж от заметки.
Развёрнутый план урока
Вступительное слово учителя (цель – создать положительную мотивацию, показать значимость и актуальность изучаемой темы).
Что? Где? Когда? Вся жизнь нашей страны, вся жизнь нашей планеты на этих листах. События, различные по характеру, неравноценные по значению, находят своё отражение на страницах газет, журналов. Только ли на страницах газет, журналов отражается жизнь страны и мира?
У: Жизнь страны и мира представлена и на телевидении.
П: Конечно, телевидение активно и оперативно реагирует на жизнь страны и жизнь мира. Какой стиль оказывается востребованным на страницах газет, журналов и телевидении?
У: Публицистический стиль.
П: Откройте свои тетради с опорными конспектами, напомните особенности речевой ситуации, общение в которой предполагает использование публицистического стиля.
У: Это ситуация, в которой пишущий адресует информацию широкой аудитории читателя, т.к. она информирует читателя, представляет общественную значимость. Она касается всей страны и жизни каждого человека.
П: Верно. Какие две функции выполняет публицистический стиль?
У: Публицистический стиль выполняет 2 функции: информативную – сообщить объективную, проверенную информацию и воздействующую – вызвать определённое отношение к обсуждаемой проблеме, теме.
Постановка цели урока.
Вы уже умеете писать информационную заметку. Теперь перед вами другая цель – научиться составлять текст репортажа.
Репортаж – один из самых ярких, самых востребованных жанров публицистики, так как помогает читателю «пережить» ситуацию, в нём отражающуюся, наглядно представить себе произошедшее.
Объяснение нового материала.
Вводная беседа (цель – подготовить к восприятию нового материала).
П: Вам, наверно, приходилось слышать слово «репортаж». Как вы думаете, о чём сообщается в репортаже?
П: В каких ситуациях может быть использован жанр репортажа?
П: При просмотре каких телепередач вы встречали жанр репортажа?
Лингвостилистический анализ текста-образца (цель – определить неязыковые и языковые признаки).
П: В.А. Гиляровский, автор книг «Москва и москвичи», «Москва газетная» и многих других, В.А. Гиляровский был общепризнанным «королём» газетного репортажа. В любое время дня и ночи, в дождь и в стужу готов был «дядя Гиляй» мчаться к месту происшествия, чтоб в следующем номере газеты появился его интересный и правдивый репортаж. Вот как, например, рассказывает Гиляровский в репортаже «Ураган» о буре, разразившейся над Сокольниками в 1904 году и причинившей страшные разрушения:
«… Мне посчастливилось быть в центре урагана. Я видел его начало и конец: потемнело небо, налетели бронзовые тучи, мелкий дождь сменился крупным градом, тучи стали чёрными… Наступивший мрак сменился сразу зловеще жёлтым цветом. Грянула буря, и стало холодно.
Над Сокольниками спустилась чёрная туча – она росла снизу, а сверху над ней опускалась такая же другая. Вдруг всё закрутилось. Внутри этой крутящейся чёрной массы засверкали молнии. Совсем картина разрушения Помпеи по Плинию! Вдобавок среди зигзагов молний вспыхивали тяжёлые огни, и багрово-огненный жёлтый столб крутился посередине. через минуту этот ужас оглушающее промчался, руша всё на своём пути» (избр. произв. в 3-х т. М., 1960, т. 2, с. 220).
П: Итак, вы познакомились с образцовым репортажем. Чтобы научиться писать репортаж, необходимо знать признаки репортажа как жанра публицистического стиля. С этой целью проанализируем текст репортажа.
П: Что описывается в этом фрагменте репортажа? Найдите предложения, в которых бы описывалось что, где, когда произошло?
У: Даётся описание урагана над Сокольниками.
П: Кому адресован текст?
У: Текст адресован массовому адресату.
П: Каковы условия общения?
У: Текст может быть использован в официальной обстановке.
П: От чьего лица ведётся изложение?
У: От 1 лица
П: Найдите слова, в которых доказывается, что автор был на месте происшествия.
У: Мне посчастливилось быть в центре урагана.
П: Присутствие автора выражается и в том, что мы воспринимаем описываемое и происходящее его глазами. Как автору удаётся создать наглядный образ произошедшего ранее, придать картинность событию?
У: 1. Автор использует слова, называющие цвет: потемнело, бронзовые, чёрный, жёлтый, багрово-огненный.
2. Метафоры – зигзаги молний.
П: Какие слова не выражают отношение, состояние автора, но «воздействуют» на читателя?
У: Чёрный, зловеще, багрово-огненный, тяжёлые.
П: Что можно сказать о впечатлении В.А. Гиляровского от увиденного явления природы?
У: Гроза вызывает чувство страха, тревоги.
П: Какой приём, используемый автором, усиливает проявление чувств и переживаний?
У: Инверсия: грянула буря, спустилась туча, засверкали молнии, вспыхивали огни и т.д.
П: Какими средствами автор создаёт динамичную картину?
У: 4 простых предложения, связанные бессоюзной связью придают динамизм повествованию. (потемнело небо), (налетели бронзовые тучи), (мелкий дождь сменился крупным градом), (тучи стали чёрными).
П: Обратите внимание на вид глаголов, используемых в предложениях. Глаголы какого вида передают динамику, стремительность действий?
У: Глаголы совершенного вида передают стремительность действий.
П: Перечитайте начало 2 абзаца. Какое слово подчёркивает резкую смену событий?
У: Резкую смену событий передаёт наречие вдруг.
П: В каком предложении содержится авторское отношение?
У: Совсем картина разрушения Помпеи.
Сообщение учителя об основных признаках текста репортажа.
Репортажу присущи следующие неязыковые признаки: документальность (точное указание места, времени, участников событий), логичность. В репортаже всегда присутствует личность автора («эффект присутствия»), раскрывается его отношение к событию (радость, гордость, сочувствие и т.д.). Такие неязыковые признаки репортажа, как экспрессивность, эмоциональность, побудительность, оценочность приводят к широкому использованию лексико-фразеологических и синтаксических средств выразительности (тропов и стилистических фигур).
Заполнение таблицы «Репортаж» (цель – систематизировать полученные знания).
П: Продолжаем заполнять таблицу. Откройте тетради с опорными конспектами. С какой целью создаётся репортаж?
П: Присутствует ли автор, выражает ли своё отношение к событию?
П: В какой обстановке может быть использован текст репортажа?
П: Каким типом речи следует воспользоваться при составлении текста репортажа?
П: Сжато или развёрнуто передаётся информация в репортаже?
П: Какие вопросы можно задать к тексту репортажа?
Изложение материала
Репортаж
Цель
Сообщить о новом, воздействовать, дать оценку событию
Автор
Автор присутствует, даёт оценку события
Адресат
Рассчитан на определённый круг людей
Условия общения
Официальная обстановка
Тип речи
Сочетание типов речи: повествование, описание, рассуждение
Требования к передаче информации
Развёрнутость:
(Что? Где? Как? Когда? Какой?
Что? Где? Как? Когда? Почему?)
Этап закрепительных упражнений (цель – применить полученные знания при выполнении упражнений).
Упражнение № 1. Лингвистический анализ текста-репортажа (цель – определить языковые признаки в тексте репортажа).
П: Докажем, что данный текст является репортажем.
П: Найдите предложения, в которых указывалось бы что, где, когда произошло.
Текст
Со скоростью, близкой ко второй космической, мчится домой спускаемый аппарат.
Его уже ждут. Вот шар с драгоценной ношей врезается в плотные слои атмосферы, рвётся к Земле сквозь бушующее пламя. Где-то в поднебесье повисает на парашюте. И окунается в снежную круговерть.
В 22 часа 12 минут по московскому времени 25 февраля возвращаемый аппарат совершил мягкую посадку в 40 километрах северо-западнее Джезказгана. Исключительная, поистине снайперская точность!
П: Как автор создаёт наглядный образ произошедшего ранее?
У: В тексте используются выразительные средства речи: олицетворения – шар врезается, окунается, рвётся; эпитет – бушующее пламя.
П: Какова роль инверсии в 1 предложении?
У: Инверсия переводит высказывание из нейтрального плана в экспрессивно-эмоциональный.
П: Какая временная форма преобладает в репортаже?
У: Глаголы настоящего времени несовершенного вида.
П: Замените глаголы настоящего времени глаголами прошедшего времени. Какой текст вам кажется динамичнее – данный или преобразованный?
У: Данный текст динамичнее.
П: С какой целью автор прибегает к членению предложения «Вот шар с драгоценной ношей врезается в плотные слои атмосферы, рвётся к Земле сквозь бушующее пламя. Где-то в поднебесье повисает на парашюте. И окунается в снежную круговерть.»
У: Данный приём усиливает выразительность текста.
П: Ощущаем ли мы присутствие автора – участника событий? Какая частица указывает на это?
У: Да, поскольку автор передаёт нам подробности события, оценивает действия. Частица вот.
П: Каково отношение автора к событию? В каком предложении содержится авторское отношение?
У: Исключительная, поистине снайперская точность!
Упражнение № 2. Определение жанра текста (цель – определить отличия репортажа от заметки).
Пользуясь таблицей, определите какой из текстов относится к жанру заметки, какой – к репортажу.
Текст № 1
Ледовый поход завершён
Мурманск, 22 ноября.
Сегодня в Мурманский порт из плавания в высокие широты Полярного бассейна возвратился атомный ледокол.
Беспримерный в истории освоения Арктики поход завершён. В беседе с корреспондентом капитан атомного ледокола Борис Макарович Соколов рассказал:
– В тяжёлых условиях полярной зимы, полярной ночи атомный ледокол прошёл боле восьми тысяч миль, из них свыше пяти тысяч – в тяжёлых льдах. Никогда раньше ледоколы в этих широтах не плавали. Атомная установка работала безукоризненно, корабль продемонстрировал замечательные ходовые качества.
Все задания выполнены.
Текст № 2
Льды за кормой
Атомный ледокол завершил экспедицию.
На мостике атомохода, вцепившись в дубовые поручни, – качка – стоит вахтенный штурман и напевает тихонько песню, которая полюбилась на судне:
«Корабль несётся на крыльях короткого слова «Вперёд!». Но теперь последнее слово в ней звучит иначе: вместо «вперёд» штурман поёт «домой».
Вчера утром в кромешной полярной ночи мы обогнули с севера Новую Землю. По левому берегу в двенадцати милях скрывались Оранский остров и полярная станция мыса Желания. В шестнадцать часов судового времени минута в минуту на смене вахт, когда отзвенели склянки, корабль пересёк ледовую кромку.
Конечно! Льды за кормой!
Впереди – до самого Мурманска – море Баренца катит волны в космах бурлящей пены… Моряки, полярники атомохода, скоро ступят на родную землю. Им бы сейчас накрахмалить рубашки, отутюжить кители… Но шторм – нелёгкое дело, даже когда он попутный. Порою судно кренится так, что волны одна за одной перекатываются через нос и гуляют студёной рекой по палубам. В каютах идёт «война» с настольными лампами, креслами, книгами – со всеми предметами обихода, не желающими стоять на местах…
Шторм осложняется снегом. Сплошная его завеса временами скрывает море. Постоянно включен локатор. Идём, подавая гудком сигналы. На баке – вперёдсмотрящий. Он возвращается с вахты в бушлате, промокшем, блестящем корочкой льда от замёрзших брызг и солёной пены…
П: Чем отличается информация, содержащаяся в заметке, от информации в репортаже?
У: В заметке информация представлена сжато, в репортаже – развёрнуто. Из репортажа читатель узнаёт не только о маршруте, длительности похода, но и получает представление об обстановке, в которой проходило плавание.
П: При помощи каких средств достигается «эффект присутствия» читателя на корабле?
У: Употребление местоимений: мы обогнули; форма глагола: идём.
П: По каким деталям в тексте репортажа мы можем сделать вывод о прямом участии автора в экспедиции?
У: Порой судно кренится так, что волны одна за одной перекатываются через нос и гуляют студёной рекой по палубам; вперёдсмотрящий возвращается с вахты в бушлате, блестящем корочкой льда.
П: Репортаж, в отличии от заметки, как бы переносит читателя на борт корабля, мы словно видим людей, слышим их голоса, ощущаем качку корабля и брызги ледяной воды.
Упражнение № 3. Конструирование предложений (цель – подготовить к созданию собственных текстов).
П: Кроме обычного, «текстового» репортажа, в газетах и журналах можно встретить фоторепортажи. Основное содержание выражается в фотографиях, а подписи к ним имеют пояснительный характер. Перед вами несколько спортивных фоторепортажей.
Постройте предложения, поясняющие содержание фотографий.
Предложения должны образовать связный текст.
Выразите своё отношение к изображённому на фотографиях.
П: Какие языковые средства помогут вам передать своё отношение к происходящему?
У: Слова оценочные, выражающие эмоциональность, восклицательные предложения, вводные слова и предложения, обращения.
Упражнение № 4. Составление текстов репортажей (цель – формировать умение строить текст репортажа).
П: Работаем в группах. Ваша задача – смоделировать речевую ситуацию по 1 – 2 фотографиям. Используя составленные предложения, придумать текст репортажа.
Итог урока (цель – проверить усвоение учащимися теоретических сведений о репортаже).
П: Что вы узнали о репортаже?
П: Чему вы учились на этом уроке?
П: Какая работа на уроке была самой интересной?
П: В каких ситуациях, по-вашему, знания, полученные на данном уроке, будут востребованы?
Домашнее задание.
П: Выдающимся спортивным комментатором в нашей стране был Николай Николаевич Озеров. Дома вам нужно будет, прочитав текст упр. 361, в котором Н.Н. Озеров обращается к начинающим журналистам, составить памятку для пишущего репортаж. Не забудьте употребить слова «соблюдайте», «не забывайте», «старайтесь».
П: Каким типом и стилем речи вы воспользуетесь, составляя заметку?
П: Найдите в последних газетах репортажи, укажите характерные признаки одного из них.
infourok.ru
Сочинение публицистического стиля в жанре репортажа
Урок развития речи в 8 классе
по теме «Сочинение публицистического стиля в жанре репортажа»
Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать – и не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решить все трудные задачи.
Человек рождается на свет.
Для чего? Ищите свой ответ.
Внимание! Очередное включение! Наш телеобъектив «Зоркий глаз» установлен на 1-ом этаже школьного здания. Сегодня, 9 декабря, здесь, в кабинете №114, пройдет урок русского языка в 8 «В» классе по теме «Сочинение публицистического стиля в жанре репортажа» Итак, сегодня мы с вами дадим определение данному жанру публицистики, рассмотрим его композицию, примеры профессионального репортажа.
Откройте тетради, запишите дату, классная работа, тема урока «Репортаж как жанр публицистики».
Вызов
Репортаж – это глаза и уши читателя. Солганик Григорий Яковлевич
— Как вы понимаете высказывание об этом жанре известного лингвиста?
— Какая задача стоит перед автором репортажа?
(Рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели увидели его на самом деле.)
Словарь иностранных слов
Если мы обратимся к этимологии, т.е. к происхождению слова, то узнаем, что слово «репортаж» — это русское написание французского слова reportage, которое в свою очередь произошло от английского report – сообщать, докладывать.
1) работа репортёра;
2) сообщение о событиях дня, оперативная информация.
— А кто такой репортер?
Репортёр –доставляющий сведения о текущих событиях и происшествиях.
Подберите синонимы к этому слову: корреспондент, комментатор, журналист.
— Скажите, пожалуйста, а каких спортивных комментаторов знаете вы?
Дмитрий Губерниев – это один из самых известных спортивных комментаторов в современной истории России. Его голос сопровождает все крупнейшие соревнования, а потому журналист остается настоящим символом российского спорта.
Уже 11 лет работы в эфире Губерниев за словом в карман не лезет. Да и как иначе? Ведь во время прямой трансляции или торжества случиться может всякое…
«Заполню любую паузу!» — этот слоган легко мог бы стать профессиональным девизом Дмитрия.
Сделаем вывод о характерных особенностях репортажа:
1. Изложение от автора (репортера), а не от постороннего лица
2. Ярко выраженное отношение автора к происходящему
3. Передача всего хода события, а не одного его момента
Репортаж – это рассказ о ходе события, переданный автором непосредственно с места события. Задача репортера – так описать событие, чтобы зрителям, читателям или слушателям показалось, что они все видели своими глазами.
1. Зачин ( место и время события)
2. Основная часть (ход события)
3. Концовка (авторская оценка события)
Зачин – короткий, динамичный, указание на время и место событий.
Основная часть – собственно описание события. Для передачи хода события используются глаголы и краткие страдательные причастия.
Концовка – авторская оценка события, вывод. Как правило, является самой эмоциональной частью репортажа. Можно использовать восклицательные предложения или риторические вопросы.
Вы знаете, раньше, во времена моего пионерского детства, одними из самых интересных заметок в школьных стенгазетах были репортажи – с уроков, из столовой, со школьных соревнований и т.п. У вас сейчас тоже появится возможность почувствовать себя в роли школьного репортера. Ваша задача – продолжить, дописать этот репортаж. Давайте обсудим зачин репортажа и подумаем, как его можно продолжить.
Какова тема репортажа? (Урок литературы)
Откуда ведется репортаж? (Из школы)
С помощью каких языковых средств автор старается сделать текст живым, динамичным? (С помощью односоставных предложений)
Внимание! Я, …, веду репортаж с урока литературы в 8 классе. Это открытый урок. На нём присутствуют гости. В классе необычная тишина. Ребята слегка стесняются гостей и поэтому чувствуют себя скованно. Их можно понять: они защищают честь своего класса. Но опасения напрасны. Гости настроены доброжелательно. Смотрите, они улыбаются ребятам. И вот блаженная тишина. Все замерли в ожидании. Ведь сегодня предстоит «творить» на уроке. Итак, урок начинается…
Попробуйте устно продолжить рассказ. Представьте, что вы пишете о нашем уроке, о своих школьных друзьях. Как они ведут себя на литературе?
Помните, что ваш репортаж не о выдуманном событии, а о реальном. Поэтому не бойтесь включать в свой рассказ имена ребят, о которых идет речь. Любой ученик или учитель, который прочитает ваш репортаж, сразу представит себе эту картину с конкретными персонажами, и участники этих событий сразу себя узнают.
Какой будет концовка вашего репортажа? Помните, что она должна быть по возможности эмоциональной. Лучше всего использовать восклицательные предложения. Например: Интересно, весело у нас в школе на уроках! Или: Ох, как жаль, что закончился урок!
3) Завершающая часть урока. Подведение итогов, запись домашнего задания, выставление оценок.
Домашнее задание: дописать сочинение-репортаж.
kopilkaurokov.ru
«Репортаж как информационный жанр публицистического стиля»
Кружок « Юный журналист
Тема занятия для членов кружка
«Репортаж как информационный жанр
публицистического стиля»
Слушатели – ученики 6-9 классов
Учитель Чумакова З.В.
Тема занятия: « Репортаж как информационный жанр
публицистического стиля»
Цель: ознакомить учащихся с особенностями построения репортажа как информационного жанра публицистического стиля; готовить к созданию собственного репортажа с соблюдением основных требований к нему; развивать логическое мышление, связную речь; воспитывать сознательное отношение к языку как основному средству общения.
Оборудование: раздаточный материал с разными репортажами в газетах, карточки «Информационные жанры», Памятки « Требования к репортажу»
Тип занятия: усвоение новых знаний, формирование и совершенствование речевых навыков и умений; речевой практикум.
Эпиграф Репортаж – это глаза и уши читателя.
Г.Я. Солганик
Ход занятия
Организационный момент.
Постановка целей и задач занятия.
Проблемно-объяснительная беседа
Мы живем в информационном мире. Информация может предназначаться конкретному человеку, она передается при устном или письменном общении. А может предназначаться всем, такую информацию мы привыкли получать из газет, журналов, из передач по радио, телевидению, из сети Интернет.
— Какие же информационные жанры наиболее характерны для газет, журналов, радио и телевидения? ( Ответы учеников: чаще всего это хроника, заметка, интервью, репортаж)
— Авторами информации могут быть не только журналисты, которые являются профессионалами. Но и люди, владеющие какими-либо знаниями в этой области.
— Вспомните, какие информационные жанры мы с вами изучили. Ознакомьтесь с таблицами, которые лежат перед вами на столе
Информационные жанры
Хроника.
Информация только о факте
Заметка
Сообщение о событии
Репортаж
Сообщение с места события и отношение автора к этому событию
Интервью
Диалог, отношение автора к событию
Учитель. Сегодня мы познакомимся с новым для вас информационным жанром- репортажем. Узнаем его особенности и принципы. Давайте запишем эпиграф к нашему занятию. К нему мы вернемся позже. А сейчас вспомните, пожалуйста, где вы встречались с этим словом? ( Ответы учащихся: телевизионные новостные программы, репортаж с футбольного матча, репортаж с форума и т.д.) Репортажи можно услышать по радио, или прочитать в газете.
Термин «репортаж» происходит от латинского – передавать, сообщать. Задача репортажа рассказать о событии глазами очевидца. Еще лучше, если автор сам участник события. Тогда он сможет сильнее воздействовать на своего читателя, полнее, ярче, рассказать ему об этом.
Чтобы журналист смог помочь читателю как бы « присутствовать» на месте события,(эффект присутствия), он должен рассказать об увиденном нестандартно, ярко, образно, то есть при написании репортажа важен интеллектуальный уровень автора, его эрудиция, грамотность. Обратите внимание на эпиграф « Репортаж – это глаза и уши читателя»
Каким же должен быть репортаж? Обратимся к памятке « Требования к репортажу»
П/№
Требования к репортажу
Вопросы.
1.
Репортаж пишется с места динамичного события
Получился ли репортаж?
2
События, отраженные в репортаже, должны иметь элемент новизны
3
Репортер должен лично присутствовать на событии, о котором пишет
Что понравилось?
4
Репортаж пронизан авторским «я», хотя само местоимение можно не употреблять
5
Репортажу свойственны сюжеты с показом героизма, мужества, смелости людей, наиболее ярких эпизодов и явлений, которые имеют познавательное значение
Какие недостатки можно отметить?
6
Интересные репортажи содержат диалоги
Учитель. Итак, репортаж – это рассказ о событии, очевидцем которого был сам автор. Это событие может быть международного или государственного значения, а может представлять интерес только на местном уровне. Репортер может рассказать даже о том, что случилось лично с ним, если он считает, что его рассказ будет представлять интерес для читателя или зрителя. В этом случае темой репортажа может быть рассказ о поездке в театр или об экскурсии по городу. Главное условие – репортер должен сам все увидеть и услышать, лично встретиться с непосредственными участниками событий, беседовать с ними . Главная цель репортера – просто, доступно, конкретно и в то же время интересно, выразительно донести до нас информацию о событии, не углубляясь в рассуждения.
Сделаем вывод о характерных особенностях репортажа:
Изложение от автора ( репортера), а не от постороннего лица
Ярко выраженное отношение автора к происходящему
Передача всего хода события, а не одного его момента
Запишем это в тетради. Виды репортажа: телерепортаж, радиорепортаж, фоторепортаж, газетный (текстовый) репортаж.
Практическая работа с газетными текстами.
В 2014 году в городе Сочи проходила зимняя Олимпиада. Журналисты всего мира освещали это событие. Яркие репортажи появились сразу во всех СМИ.
Работа в группах.
Я предлагаю вам для анализа фрагменты из репортажа, напечатанного в газете « Известия», и репортажа из спортивной газеты. Прочтите и выскажите свое мнение. 1 группа – газета «Известия», вторая группа – « Спорт».
! группа. Репортер Жукова дает информацию о выносе олимпийского флага на главном стадионе Сочи. Репортаж очень интересный, чувствуется эффект присутствия автора. Знамя выносили известные люди страны. Каждому из них она дала краткую характеристику. Репортаж построен краткими динамичными предложениями. .Большая часть предложений носит описательный характер, В них много прилагательных-эпитетов, помогающих понять великолепие происходящего события. Прямо мы не видим авторского «я», но через лексику, стиль повествования чувствуем восхищение автора, ее гордость.
В начале текста автор указывает на дату – сегодня, указывает место действия и значение события; последовательность рассказа соответствует последовательности событий.
2 группа. Алла Михеева, репортер газеты «Спорт», многословно делает экскурсы в прошлое. Это затягивает динамику действия. Фрагмент репортажа состоит в основном из сложноподчиненных предложений. Создается впечатление, что вынос олимпийского флага для нее -заурядное событие.
Композиция репортажа.
Учитель. Как и в любом тексте, в сочинении- репортаже выделяются три части ( вступление, главная часть, заключение). Надо помнить, что вступление и заключение меньше по объему, чем изложение основной части. Вступление в репортаже может быть посвящено:
Описанию места, с которого ведется репортаж;
Описанию события ( праздника)
Обозначению темы
В главной части – описание события, действие с необходимыми подробностями, содержащими элементы новизны, показ хода события. В заключении делаются выводы о том, как автор оценил и понял увиденное.
Учитель. Ребята, а какие черты характера должен иметь репортер?
( ответы учеников)
— Быть отважным, горячо любить свое дело, целеустремленным.
— Репортеры часто сталкиваются с различными трудностями, поэтому они должны быть смелыми, выносливыми, мужественными.
— Репортер должен владеть правильной литературной речью.
— Журналист должен знать тот вопрос, который он освещает.
А сейчас отдохнем. Тренинг « Давай с тобой поговорим…»
Ведущий или один из участников игры выходит в центр классной комнаты. Задача других участников игры разговорить его, получить как можно больше информации по интересующему вопросу и услышать в ходе разговора то, что никто из других собеседников не заметил. По итогам разговора игроки пишут материалы, жанр которых не регламентируются ведущим. Побеждает тот, чей материал полнее отразит личность интервьюируемого.
Подведение итогов занятия.
Что вы узнали о репортаже?
В чем сила его воздействия?
Какие виды репортажа вы можете назвать?
Какие события обычно отражают в репортаже?
Какова цель репортажа?
Что такое эффект присутствия? Какими средствами он создается?
Учитель. Репортаж пишут с места события, в него включают точные сведения и детали интересного и важного события; в нем с документальной точностью передано все происходящее и выражено авторское отношение к этому событию.
Конец занятия. Ну, вот и все на сегодня., дорогие ребята. Мы только приступили к изучению такого жанра как репортаж. На следующем занятии мы продолжим работу над этой темой.
Домашнее задание. 10 марта вы присутствовали в литературной гостиной, посвященной Дню памяти А.С.Пушкина. Попробуйте написать репортаж об этом событии.
.
infourok.ru
Публицистический стиль
Публицистический стиль
Цели: закрепить представления о причастии как части речи; ознакомить учеников с основными признаками публицистического стиля, показать его значение; развивать навыки анализа текста.
Методические приемы: лингвистическая игра, выразительное чтение, объяснение учителя, наблюдения над текстом, словарная работа, самостоятельная работа.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Игра «Прилагательное или причастие?»
Если учитель называет прилагательное, ученики поднимают левую руку, если причастие — правую.
Лучший шахматист, мощный мотор, волнующее событие, необходимая поддержка, предусмотренный правилами, случайно встреченный, встретившийся по пути, кипучая энергия, кипящая вода, купленный на рынке, отраженные в воде, могучий дуб, напечатанный в газете, взволновавшая людей речь, опубликованное интервью.
II. Проверка домашнего задания
1. Беседа по вопросам.
— Что такое причастие?
— С какими частями речи у причастия общие признаки? Какие?
— Каковы морфологические признаки причастия?
— Как изменяются причастия?
— Какую роль причастия играют в предложении?
2. Упражнение 57: проверка по цепочке; в это время двое учеников выполняют у доски морфологический и синтаксический разбор.
III. Объяснение темы «Публицистический стиль»
1. Слово учителя.
Последние несколько словосочетаний, если вы заметили, относятся к одной теме, той, о которой пойдет сегодня речь. Напечатанные в газете материалы, опубликованное интервью, взволновавшая людей речь — это факты, относящиеся к публицистическому стилю.
Заглянем в словарь иностранных слов. Слово публицистический происходит от латинского — publicus — общественный. Таким образом, становится понятно общественное назначение текстов (устных и письменных), созданных в публицистическом стиле. Задача этого стиля — воздействовать на слушателей, читателей, на их чувства, поведение, поступки. Эти задачи выполняют газеты, журналы, выступления по радио и телевидению, выступления непосредственно перед аудиторией.
2. Работа с прессой.
Раскроем принесенные вами газеты и журналы. Найдите в них примеры текстов, написанные в публицистическом стиле. Это могут быть заметки, очерки, репортажи, интервью, посвященные актуальным, злободневным темам.
3. Обсуждение текстов. Беседа по вопросам.
— Определим приметы публицистического стиля.
— Какова тема текста?
— Какую задачу ставит перед собой автор текста? (Привлечь внимание читателей к определенной проблеме, призвать к чему-либо, вызвать читательский отклик, сформировать читательское мнение и т. д.)
— Какие лексические средства автор использует для воздействия на читателей?
— Какие стандартные фразы вы заметили?
— Приметы каких других стилей попались вам в тексте?
IV. Работа с учебником
1. Слово учителя.
Публицистический стиль имеет древнюю историю. Он зародился еще в античные времена. До сих пор студенты и ученые, юристы, политологи пользуются образцами публицистического стиля, созданными ораторами Древней Греции и Рима. Познакомимся с фрагментом ораторской речи, записанной почти две с половиной тысячи лет назад.
2. Упражнение 59: выразительное чтение (читает учитель), обсуждение вопросов.
3. Упражнение 60: выразительное чтение, определение примет публицистического стиля.
4. Упражнение 61.
Пояснение учителя.
Произведения публицистического стиля ставят не только проблемы войны и мира, проблемы прав и свобод человека, но и проблемы патриотизма, защиты природы, гуманизма; призывают к добру, терпимости, взаимопониманию. Бывает, что публицистические тексты выполняют сиюминутные задачи: например, привлечь потенциальных избирателей к выбору определенного кандидата; пользуются не совсем честными приемами: утаивают негативные факты, преувеличивают заслуги человека, стремящегося к власти. Нас же интересует, прежде всего, честная публицистика, ставящая перед обществом важнейшие проблемы, привлекающая внимание к процессам, происходящим в обществе.
Текст упражнения 61 принадлежит перу писателя Соколова-Микитова. Приметы художественного стиля сочетаются в тексте с публицистической направленностью.
Найдем приметы публицистического стиля. (Обсуждение.)
Выполним упражнение письменно:
V. Итог урока
— Выводы записываем в справочные тетради.
Основные черты публицистического стиля — информативность, устная и письменная форма, эмоциональность, оценочность, взаимодействие с другими стилями, использование общественно-политической лексики, риторические фигуры (обращения, восклицательные предложения), побудительные предложения.
Основные жанры публицистического стиля — статья, очерк, репортаж, интервью, публичные выступления, речи.
Домашнее задание
1. § 10.
2. Упражнение 62 (подготовка устно выступления).
3. Подготовиться к свободному диктанту (устно): упражнение 63.
videouroki.net