Публицистический стиль речи таблица: Публицистический стиль: черты и примеры

Содержание

таблица. Какие бывают типы и стили речи?

Речь — это необходимое средство коммуникации человека. Сфера его применения обуславливает разделение на разновидности, которые называют функциональными стилями. Всего их насчитывают пять: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный и художественный. Каждый из стилей реализуется как в устной, так и письменной формах, имеет свои лексические, синтаксические, морфологические особенности.

Отдельно выделяют также и типы речи. Таблица, представленная в данной статье, поможет разобраться в этом вопросе.

Функциональные стили речи находят свою реализацию в разнообразных жанрах — формах речи, которым свойственны определенные способы изложения мысли. Такие способы изложения разделяют на типы речи. Таблица будет представлена ниже. Стоит отметить, что отдельные подвиды могут пересекаться в практике.

Перейдем к детализации темы «Стили и типы речи в русском языке».

Функциональные формы изложения информации

Какие бывают типы, стили речи? Как мы уже говорили, в русском языке определяют пять функциональных видов изложения информации. Рассмотрим каждый.

Научный стиль речи

Это функциональная разновидность речи, основной сферой применения которой является наука. Основное назначение — сообщение информации и подтверждение ее истинности, выявление причинно-следственных связей и их изучение. Типы, стили, жанры речи научного направления достаточно широко используются в высших учебных заведениях.

Главной особенностью лексики является наличие терминов и отсутствие образных средств речи. В морфологическом аспекте особенностью рассматриваемого стиля является использование большого количества отглагольных существительных, служебных глаголов в сочетании с существительными, глаголов настоящего времени несовершенного вида, существительных единственного числа в значении множественного, местоимений I-го лица множественного числа. Для синтаксиса характерно наличие вводных слов, однородных членов предложения, сложноподчиненных, обобщенно- личных, безличных и неопределенно-личных предложений.

Реализация научного стиля осуществляется в следующих жанрах: научных статьях, монографиях, лекциях, диссертациях, учебниках.

Ниже будут описаны другие типы речи. Схема-таблица поможет подробнее разобраться в этом вопросе.

Официально-деловой стиль речи

Этот вид используется в сфере государственного менеджмента и права. Его функцией является упорядочение, стандартизация информации, целью – регулирование отношений. Ключевым словом при рассмотрении официально-делового стиля служит «стандартизация», то есть определенные формы, присущие лексике, морфологии и синтаксису.

Особенностями лексики официально-делового стиля является наличие профессиональной лексики, фразеологизмов, архаизмов, историзмов, канцеляризмов, аббревиатур.

Морфологическими особенностями этой разновидности речи можно считать наличие глаголов неопределенной формы (инфинитива), модальных слов, преобладание относительных прилагательных над качественными, использование существительных мужского рода вместо существительных женского рода, использование существительных, называющих признак человека по действию, производных предлогов, отглагольных существительных с частицей «не», сложных слов, образованных от нескольких основ.

Синтаксические особенности: употребление существительных в родительном падеже по нарастающей конструкции, преобладание сложных предложений, наличие простых предложений с однородными членами.

Разнообразие жанров официально-делового стиля обусловлено его подразделением на официально-документальный и обиходно-деловой подстили. Первый регламентирует государственную сферу управления, а второй – деловое общение. Виды документов официально-документального подстиля: законы, постановления, соглашения, указы, коммюнике. Виды документов обиходно-делового подстиля: протоколы, заявления, докладные записки, акты, доверенности.

Публицистический стиль речи

Этот вид присущ средствам массовой информации, основной целью которого является оценочное информирование и воздействие на эмоционально-волевую сферу человека.

Лексическими особенностями публицистического стиля можно считать компиляцию речевых средств: использование терминологии, неологизмов, синонимов, канцеляризмов, что обусловлено первоочередными задачами данного стиля, направленными на воздействие читателя, зрителя. В журналистике могут использоваться публицистические типы и стили речи. Таблица, представленная ниже, опишет особенности этого вида изложения информации.

Особенности грамматических форм в публицистическом стиле проявляются в использовании сложных слов, субстантивации прилагательных и причастий. Синтаксис публицистического стиля отличается использованием односоставных предложений, вопросительных и восклицательных предложений.

Широта жанров публицистического вида речи возможна благодаря его функциям: информирования и воздействия. Дополнительно можно выделить такие подстили: информационный, аналитический и художественно-публицистический. Жанрами информационного вида речи считают заметку, репортаж, интервью; аналитического — рецензия, обзор; художественно-публицистического – очерк, эссе.

Разговорный стиль

Это вид изложения информации охватывает сферу бытового общения людей, что откладывает отпечаток на его особенностях. Наиболее широко используются именно разговорные типы и стили речи. Таблица, представленная ниже, опишет их отличие от других видов.

Особенности морфологии разговорного стиля: преобладание глаголов многократного, однократного действия, широкое использование местоимений, минимальное использование причастий и деепричастий.

Художественный стиль речи

Этот вид используется для написания произведений. Лексические особенности этого типа: синонимия, окказионализмы, фразеологизмы, тропы, использование слов в переносном значении.

Морфологические особенности художественного стиля заключаются в широком использовании прилагательных, наречий, глаголов, преобладании женского и среднего рода у существительных.

Синтаксически художественная речь использует все многообразие конструкций русского языка. Жанрами этого стиля являются: рассказ, роман, повесть, ода, поэма.

Типы речи. Таблица

Содержательную сторону речи характеризуют коммуникативные способы изложения мысли, которые определяют как типы речи. К ним относят повествование, описание и рассуждение. Рассмотрим подробнее типы речи. Таблица поможет более глубокому пониманию.

Итак, повествование — речевой способ изложения мысли в динамическом развитии. Для повествования присуща следующая композиция: завязка — развитие — кульминация — развязка. Для повествования характерно использование глаголов и наречий. Этот способ изложения наиболее характерен для публицистического, разговорного и художественных стилей речи.

Описание – это тип изложения информации, который «изображает» предметы, явления природы, передает их оценку. Композиционно этот вид речи строится таким образом: общее представление о предмете – отдельные признаки предмета – выводы, авторские суждения. Для описания характерно использование глаголов несовершенного вида, простые, неполные, назывные предложения.

Рассуждение – это такой тип речи, в котором представлены причинно-следственные связи, что обуславливает следующую структуру: тезис – аргумент – вывод. Для рассуждений характерно использование вводных слов, сложных синтаксических конструкций.

Основные данные, описывающие типы речи, будут представлены в таблице ниже.

Тип речи

Композиция

Особенности

повествование

завязка — развитие — кульминация — развязка

преимущественное использование глаголов и наречий

описание

общее представление о предмете – отдельные признаки предмета – выводы, авторские суждения

использование глаголов несовершенного вида, простые, неполные, назывные предложения

рассуждение

тезис – аргумент – вывод

использование вводных слов, сложных синтаксических конструкций

Подведем итог

Рассмотренные нами стили и типы речи в русском языке не являются статичными. Люди самостоятельно для себя выбирают форму общения. Нередко пограничные стили изложения информации смешиваются. Это обусловлено социальной функцией речи.

Урок по русскому языку Стили речи

Тема урока “Стили речи»

Гордиенко Валентина Ильинична,

учитель русского языка и литературы

КГУ «Береговая средняя школа отдела образования акимата Тарановского района»,

с. Береговое, Тарановский район, Костанайская область

Русский язык 10 класс

Цели урока:

-актуализировать знания учащихся о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков

каждого из стилей;

-формировать умения определять стиль речи, тип речи;

-продолжить работу над умениями и навыками устного и письменного высказывания учащихся ;

-развивать речевую культуру учащихся;

-воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, культуры умственного труда на основе таких

мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.

Задачи урока:

-расширение и систематизация знаний о стилях речи, их признаках;

-развитие способностей к полноценному восприятию текстов;

-развитие образного мышления и выразительной устной, письменной речи учащихся

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы работы: работа в микрогруппах, самостоятельная работа.

Оборудование: учебник, интерактивное оборудование, презентация, тексты для анализа, раздаточный материал (опорная схема), тестовые задания, оценочная карта урока.

План урока:

Организационный момент. Мотивация.

Актуализация знаний.

Частичный стилистический анализ текстов разных стилей.

Практические задания.

Тестовые задания.

Рефлексия. Оценочная карта знаний.

Ход урока:

1. Организационный момент:

— Здравствуйте! –

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

— Здравствуйте! –

Что особо тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

(В. Солоухин)

Определите основную мысль этого стихотворения. Установите этимологию слова «Здравствуйте», каково его первоначальное значение?

2. Актуализация знаний: (Слайд 1)

Учитель:Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о русском литературном языке как высшей форме национального языка, обработанного и нормированного, повторим стили речи, их специфические особенности и характерные черты, сделаем стилистический анализ текста.

Эпиграфом урока послужат слова лингвиста В. Виноградова (слайд 2)

Высокая культура разговорной и письменной речи,

умение пользоваться его выразительными средствами –

самая надежная рекомендация каждого человека

в его общественной жизни.

Литературный язык имеет свои признаки: нормированность, стилистическая неоднородность, наличие двух форм (устной и письменной)

Нормированность. Что же является нормой в языке? (Учебник страница 257) (слайд 3,4)

Где зафиксированы литературные нормы? (слайд4 )

Послушайте стихотворение о стилях речи и скажите, для чего нужно определять правильно стиль речи?

Нужно ясно понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать —
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила делема, —
Нужно стили речи знать!

Ученики:Главная мысль стихотворения заключается в том, что в нашей повседневной жизни необходимо знать, к какому стилю относится какой-либо текст.

Учитель: Правильно. А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи?

Ученики: Для того, чтобы написать заявление или научную работу, нужно знать, в каком стиле его оформлять.

Учитель:Верно, у каждого стиля речи свои специфические особенности, закономерности, правила употребления, характерные черты, которые необходимо уметь определять и учитывать при работе с каким-либо текстом. Ребята, посмотрите на доску. Вы видите таблицу «Стили речи», которую мы будем заполнять на протяжении всего урока.

Стиль речи

С какой целью говорим

В какой обстановке говорим

Речевые жанры

Языковые средства

выражения

Стилевые черты

речи

Итак, в зависимости от цели общения (общение с кем-нибудь, сообщение чего-нибудь, воздействие на кого-нибудь), в нём выделяются две основные разновидности – разговорная речь и литературная речь.

Ребята, вспомните, какие стили речи вы знаете?
Ученики: Разговорный, научный, художественный, официально – деловой, публицистический.

3. Частичный стилистический анализ текстов разных стилей (по группам).
Задания первой группы:

1.Опираясь на известный материал о стилях речи, определить стиль текста, спроецированного на экране (Разговорный стиль).

При выполнении этого задания используется опорная схема:

Сфера употребления стиля.

Цель употребления стиля.

Лексические особенности стиля.

Характерные черты стиля.

2.Выявить структурные особенности «жанра» ссоры в диалоге, описанном психологом М. Гинзбург: сопоставьте реплики, определите цель каждой; проследите, как реплика-ответ зависит от содержательного и формального наполнения реплики-стимула; выявите стандартные блоки, употребляемые в «жанре» ссоры.
Мальчишка опустил голову, а мужчина и женщина с двух сторон развернулись к нему. Первой начала женщина.
— Опять ты являешься домой в час ночи! Что же это такое! И когда это кончится!
— А чего тут особенного? — пробурчал парень. — Ну, гуляли, ну, задержался немного!
— Нет, вы только послушайте, — ничего особенного! Мы ночами не спим, места себе не находим, не знаем, где он, что с ним, а он — ничего особенного!
— А чего вы не спите? Спали бы себе. Что со мной такого может случиться!
Тут в разговор вступил отец. Для начала он бухнул кулаком по столу.
— Как ты разговариваешь! Посмотри, до чего мать довел! Шляешься где-то со своими дружками! Это надо еще выяснить, чем вы там занимаетесь!
— Не с дружками, а с друзьями, — огрызнулся мальчишка. — И ничего особенного мы не делаем.
— Знаю я твоих друзей! Один другого чище.
— Да что ты о моих друзьях знаешь? — обиделся парень.
— Ничего не знаю и знать не желаю. И вообще, я тебе с ними дружить запрещаю.
— Подумаешь, запретитель какой нашелся. У самого-то какие друзья…
— Ты что себе позволяешь! Мал еще меня обсуждать. Кончено, с этого момента без моего разрешения — ни шагу. Из дома — в школу, из школы — домой. По часам проверять буду.
— Ну и проверяй. А я вообще из дома убегу.
— Ничего, — с угрозой в голосе пообещал отец. — Милиция разыщет. А мы с тобой тогда иначе поговорим.

Ученики (читают текст и определяют стиль): Это текст разговорного стиля!

Учитель: Верно. А как вы определили, что это текст именно разговорного стиля? По каким признакам?

Ученики: Разговорный стиль используется в повседневной жизни: люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам. Например, это может быть телефонный звонок, дружеская беседа, письма. В непринуждённой обстановке мы используем разговорную и просторечную лексику. Для этого стиля характерны эмоциональность, образность.

Учитель: Вы правильно охарактеризовали разговорный стиль речи. Рассмотрим речевую ситуацию, компонентами которой являются. (слайд 7 )

Обстановка — где?

Цель общения – с какой целью?

Собеседник – с кем?

После того, как стиль определён, заполним графу таблицы. Разговорная речь представлена разговорным стилем. Значит, все остальные стили будут относиться к литературной речи.

Итак, внимание на доску!

Задания второй группы:

1.Прочитайтестихотворение, определите стиль, назовите характерные особенности его и сферу употребления:

Утро туманное, утро седое,
            Нивы печальные, снегом покрытые,
            Нехотя вспомнишь и время былое,
            Вспомнишь и лица, давно позабытые.
            Вспомнишь обильные страстные речи,
            Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
            Первые встречи, последние встречи,
            Тихого голоса звуки любимые.
            Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
            Многое вспомнишь родное, далекое,
            Слушая ропот колес непрестанный,
            Глядя задумчиво в небо широкое. (И. С. Тургенев)

Ученики:Это текст художественного стиля, которым пользуются писатели и поэты при написании своих произведений для достижения определенной цели — воздействия на читателя. У каждого писателя свой индивидуальный стиль, который включает разговорную, высокую лексику, нейтральные слова. Главной особенностью этого стиля является широкое употребление тропов и фигур. Этому стилю присуща также эмоциональность.

Учитель:Ребята, вы правильно отметили, что многостильность – характерная черта художественного стиля. От других стилей речи он отличается единством коммуникативной и эстетической функций.

Задания третьей группы:

1.Определите, о каком стиле речи говорится в приведенном тексте,назовите характерные особенности его и сферу употребления:

Стиль логичный, объективный,
В нём – прямое слов значенье.
Применять нам эффективно
В описании явленья.

Образности в стиле нет,
Тропы – не в участии.
В центре не один предмет,
А общее понятие.

Можем мы всегда узнать
Стиль сухой, немного скучный.
«Термин!» — стоит лишь сказать, —
Перед нами стиль -..

Ученики: Научный! Логичность, объективность, использование слов в прямом значении, отсутствие образности (тропов и фигур), неэмоциональность текста – это характерные черты научного стиля. Для описания общего понятия или явления используются термины.

Учитель: Ребята, в какой сфере употребляется данный стиль? (слайд 10)Речевая ситуация (слайд 11)

Ученики: В учебниках, словарях, научных работах и докладах.

Задания четвертой группе:

1. Подумайте, какую задачу ставит автор статьи? Назовите характерные особенности и сферу употребления.

Сенсация! Найдено средство вечной молодости! Сегодня в деревне Петухова местным участковым был обнаружен склад молодильных яблок. Тайна, над которой бились не одно столетие, оказалось, была спрятана в недрах старого сарая деда Савелия. Местные жители утверждают, что  дед Савелий, делает из молодильных яблок чудодейственный самогон, который излечивает все болезни.  Пока комментариев от хозяина участка не поступало, в данный момент он находится в нетрезвом состоянии после дегустации алкогольного средства собственного производства. Однако уже сейчас можно с уверенностью сказать, что находка позволит стабилизировать экономику страны, занять лидирующие позиции на мировой арене в индустрии красоты и косметологии и обеспечить население здоровьем и красотой на десятилетия вперед.

Ученики: Авторская задача состоит в том, чтобы убедить читателя, что молодильные яблоки обеспечат население здоровьем и красотой на десятилетия вперед.

Учитель:Вы правильно заметили, что целью публицистического стиля является воздействие на читателя.

Какие стилевые черты вы можете проиллюстрировать на примере данной статьи? (слайд 13). Заполните таблицу.

Ученики: Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

Учитель: Верно, ребята, этот стиль также используется в официальной обстановке, на митингах и на собраниях. Для публицистического стиля характерна общественно-политическая лексика (слайд 14).

Тексты какого стиля используются для создания документов, в деловом общении?

Ученики: Для делового общения используется официально-деловой стиль речи.

Задание пятой группе:

1.Определите стиль речи, его особенности и сферу употребления (слайд 15).

Документ в законную силу вступает.
В установленном порядке оформлен кредит.
Банк гарантию предоставляет.
Приговор обжалованию не подлежит.

Ученики:Текст представляет собой перечень устойчивых, стандартизированных оборотов речи, которые употребляются в таких сферах, как: законодательная («Документ в законную силу вступает»), делопроизводства («Банк гарантию предоставляет»), административно-правовая («Приговор обжалованию не подлежит»).

Учитель: Ребята, назовите основные черты официально-делового стиля (слайд 16).

Ученики: Краткость, точность, шаблонность, монотонность и сухость изложения.

Речевая ситуация (слайд 17)

4.Практические задания.

1.Составьте по образцу официально-деловые бумаги: заявления, характеристики, заявки, доверенности, объяснительной записки, автобиогрофии.

Расписка.
Я, Елена Тихонова, ученица 9 класса «Б» школы № 65, получила в школьной библиотеке 5 (пять) экземпляров «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой для проведения урока русского языка. Книги обязуюсь вернуть в этот же день.

Автобиография.
Я, Петров Пётр Петрович, родился 1 января 1983 году в селе N Вол-ой области в семье рабочего.
В 1989 году поступил в первый класс школы № 444 города N.
В настоящее время закончил 9 класс школы № 444 г. N.
Мой отец, Петров Пётр Петрович, 1955 года рождения, работает в школе. Моя мать, Петрова Зинаида Ивановна, 1955 года рождения, работает воспитательницей в детском саду.
II. Характеристика.

В характеристике отмечаются деловые качества человека, а индивидуальные качества лишь для того, чтобы их описание помогло полнее раскрыть деловое, общественное лицо человека.

5. Тестовые задания.

Учитель:На протяжении всего урока вы говорили о стилях речи, рассмотрели речевые ситуации.

Думаю, что теперь несложно вам будет выполнить тестовые задания (тематическое тестирование по трем вариантам).

Учитель: Подведём итоги. Итак, таблица «Стили речи» заполнена!

Самопроверка.(Приложение 1)

6. Рефлексия.

Учитель:Я думаю, что каждый из вас теперь чётко понимает, насколько важно знать стили речи, уметь определять их по характерным признакам.

А теперь попрошу вас оценить урок, используя высказывания различных стилей речи (от каждой группы) и заполнить оценочную карту урока (Приложение 2).

7. Домашнее задание. Повторить материал о функциональных стилях речи (таблица). Выполнить творческую работу, используя один из видов стиля (сочинение – эссе, научная статья, деловые бумаги (объяснительная записка, доверенность, резюме), заметка в газету).

Приложение 1

Вариант №3

1. Уместен в неофициальной обстановке при общении с хорошо знакомыми людьми:

А) разговорный стиль; В) художественный стиль; С)публицистический;

Д) официально – деловой стиль; Е) научный стиль

2. Определите, какая из характеристик соответствует разговорному стилю:

А) Сфера применения – делопроизводство;

В) Сфера применения – общение в быту;

С) Сфера применения – радио, телевидение, газеты;

Д) Сфера применения – учебники, учебные пособия, статьи;

Е) Сфера применения – художественная литература

3. Определите, какой стиль используется в устной форме:

А) публицистический; В) научный; С) официально – деловой;

Д) разговорный; Е) художественный

4. Стиль, который используется для написания статей конституции государства, законов, указов о назначении на государственные посты:

А) официально – деловой; В) научный; С) публицистический;

Д) художественный; Е) разговорный

5. Публицистический стиль используется для

А) романов, эссе; В) инструкции; С) выступлений в печати, на телевидении;

Д) научных отчётов; Е) разговорной речи непринуждённого характера

6. Воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей – цель:

А) разговорного стиля; В) художественного стиля;

С) публицистического стиля; Д) официально – делового стиля;

Е) научного стиля

7. Научный стиль употребляется в:

А) общении граждан с учреждениями и учреждений между собой;

В) научных трудах учёных для выражения результатов исследовательской

деятельности;

С) словесно – художественном творчестве;

Д) обыденной речи, в беседах;

Е) агитационно – массовой деятельности

8. Воздействие на слушателей и читателей для пропаганды общественно – политических идей, цель:

А) публицистического стиля; В) официально – делового стиля;

С) разговорного стиля; Д) художественного стиля; Е) научного стиля

9. Определите стиль текста:

Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах

между облаками и земной поверхностью. Эти разряды – молнии

сопровождаются сильными осадками.

А) публицистический; В) официально – деловой;

С) разговорный; Д) художественный; Е) научный

10. Укажите, какой стиль используется для написания учебников, учебных пособий:

А) художественный; В) научный; С) разговорный;

Д) официально – деловой; Е) публицистически

Приложение 2

Таблица «Стили речи»

Стиль речи

С какой целью говорим

В какой обстановке говорим

Речевые жанры

Языковые средства

выражения

Стилевые черты

речи

Разговорный

Для непосредствен

ного повседневного общения; делимся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваемся информацией по бытовым вопросам

В непринуждённой неофициальной обстановке

Дружеская беседа, частный разговор, записки, частные письма

Разговорная и просторечная лексика

Эмоциональность, образность, конкретность, простота речи

Научный

Сообщение научных сведений, научное объяснение фактов

В официальной обстановке

Научная статья, научный доклад, учебная литература, диссертация

Терминологическая и профессиональная лексика

Логичность, объективность,

смысловая точность, отвлечённость и обобщённость

Официально-деловой

Сообщение, информирование

В официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности)

Законы, приказы, постановления, резолюции, протоколы, акты, справки, инструкции, объявления

Официально-деловая лексика, устойчивые, стандартизированные обороты речи

Точность, не допускающая иного толкования

Публицистический

Функция воздействия через средства массовой коммуникации

В официальной обстановке; выступления в газетах и журналах, по радио и телевидению, на митингах и собраниях

Статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь

Общественно-политическая лексика

Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность

Художествен

ный

Изображение и воздействие на читателя

Роман, повесть, рассказ, стихотворение, басня, поэма, драма, комедия,

Использование всех богатств лексики

Образность, эмоциональность, экспрессивность, использование возможностей других стилей

Приложение 3

Оценочная карта урока

Этап урока

Самооценка

1.

Домашнее задание

2.

Терминологический диктант.

3.

Работа по теории, сообщение (подчеркнуть)

4.

Тест

5.

Практическое задание (определение стиля текста)

6.

Творческое задание ( составление текста определённого стиля)

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/43659-urok-po-russkomu-jazyku-stili-rechi

Действующие части речи (часть 1)

Части речи можно разделить на две категории:

Слова-изображения

  • Существительные
  • Глаголы
  • Прилагательные
  • Наречия

Служебные слова

Местоимения

Предлоги

Союзы

Междометия

Что такое существительное?

Существительное — это слово, используемое для идентификации или имени:

человека, (Джек, Андерсон)

животное, (Лев, Обезьяна)

место, (Венера, Париж)

вещь, (Веер, Стекло)

и абстрактная идея. (Рассказ, Время)

Существительные обычно являются первыми словами, которые нужно выучить в английской грамматике. Подчеркнутые слов в следующих предложениях являются существительными:

  • Поздний последний год мой брат
    купил
  • козу.
  • Портия Белая был оперным певцом .
  • Инспектор автобуса просмотрел все пропуска пассажиров .
  • Согласно Плутарха библиотека в Александрия была разрушена в 48 г. до н.э.
  • Философия мало комфорт к голодание .

Существительное в предложении может быть

подлежащим,

прямым дополнением,

косвенным дополнением,

дополнением подлежащего,

дополнением дополнения,

прилагательным, 9007 40004 прилагательным,

9000 наречие.

 

Род существительного

Род существительного — это система классификации существительных. Гендерная классификация делится на две:

Мужской род (существительные мужского рода для мужчин)

Женский род (существительные женского рода для женщин)

 

Многие нарицательные существительные, такие как «инженер» или «учитель», могут относиться как к мужскому, так и к женскому полу.

 

Множественное число существительных

Большинство существительных изменяют свою форму, чтобы указать число, добавляя «-s» или «-es». Например: мальчик и мальчики; коробка и коробки и т. д.

 

Притяжательные существительные

В притяжательном падеже существительное или местоимение изменяет свою форму, чтобы показать, что оно владеет чем-то или обладает чем-то, или тесно связано с чем-то другим. Обычно существительные становятся притяжательными, добавляя комбинацию апострофа и буквы «s».

Красная кукла Кассандры .

Единственным потерянным в самолете багажом был премьер-министра .

детских варежек были разбросаны по полу крыльца.

 

Типы существительных

Существует множество различных типов существительных. Если вас интересуют детали этих различных типов существительных, вы можете прочитать о них в следующих разделах.

Имена собственные

имя конкретного человека, места или предмета. Названия дней недели (воскресенье), месяцев декабрь), учреждений (Университет Говарда), организаций (Красный Полумесяц) и т. д. являются именами собственными. Вы должны написать имя собственное с заглавной буквы. Имя собственное противоположно имени нарицательному:

Посмотрите на следующие примеры:

Maroons были перевезены с Ямайки и вынуждены строить укрепления в Галифаксе .

Многие боятся понедельника утра.

Авраам появляется в Талмуде и в Коране .

Нарицательные существительные

A нарицательное существительное является существительным, обозначающим человека, место или вещь в общем смысле –

Давайте рассмотрим несколько примеров:

находится на расстоянии 60 миль .

 

Дорога Экипаж был поражен видом трех больших лосей , пересекающих дорогу .

 

Конкретные существительные

Конкретное существительное — это существительное, которое называет любую осязаемую или умопостигаемую вещь (или кого-либо), которую вы можете воспринимать с помощью ваших пяти физических чувств, таких как осязание, зрение, вкус, слух или обоняние. Конкретное существительное противоположно абстрактному существительному.

выделенных слов в следующих предложениях являются примерами конкретных существительных:

Судья передал файлов клерку .

Всякий раз, когда они берут собаку на пляж , она проводит часов в погоне за волнами .

Переплетчик заменил тонкую бумажную обложку на прочную обтянутую тканью доску .

Абстрактные существительные

Абстрактное существительное — это существительное, которое называет все, что вы можете , а не воспринимают через ваши пять физических чувств, и это противоположно конкретному существительному. выделил слов в следующих предложениях, все они являются абстрактными существительными:

Покупка огнетушителя была запоздалой мыслью .

Тилли забавляют люди, ностальгирующие по детству .

Правосудие часто ускользает от нас.

Некоторые ученые считают, что шизофрения передается генетически.

Исчисляемые существительные

исчисляемое существительное (или исчисляемое существительное ) — это существительное как в единственном, так и во множественном числе, и оно называет что-либо (или кого-либо), что можно посчитать . В каждом из следующих предложений выделенных слов являются исчисляемыми существительными:

Мы покрасили стол в красный цвет и стульев в синий цвет.

Мириам нашла шесть серебряных долларов в носке носка .

Дуб дерево потерял три ветви во время урагана .

 

Неисчисляемые существительные

неисчисляемое существительное (или массовое существительное ) — это существительное, которое не имеет формы множественного числа и которое относится к чему-то, что вы обычно не можете сосчитать.

Джозеф Пристли открыл кислород .

Мы решили продать мебель .

 

Собирательные существительные

Собирательное существительное — это существительное, обозначающее группу вещей, животных или людей. Вы можете сосчитать отдельных членов группы, но обычно вы думаете о группе в целом или вообще как о единой единице. В каждом из следующих предложений выделенное слово является собирательным существительным:

стадо гусей большую часть времени проводит на пастбище.

жюри сегодня ужинает курицей.

Руководящий комитет собирается каждую среду днем.

 

класс испугался лопнувшей лампочки.

Язык и стиль — грамматика

Изображение PDPics с Pixabay

В этом третьем модуле из серии о языке и стиле из The News Manual мы рассмотрим некоторые из наиболее важных грамматических правил написания новостей, а также некоторые распространенные ошибки. и как их исправить.

В предыдущих двух модулях мы обсудили основы правильного построения историй и использования правильных слов. Третий элемент хорошего письма — грамматика — правила, по которым слова вписываются в структуру.

Так как многие люди используют такой сложный язык, как английский, существует множество возможностей для совершения ошибок. Мы не можем перечислить их все здесь. Мы, однако, отметим некоторые из наиболее распространенных ошибок, допускаемых журналистами.

Собирательные существительные

Некоторые существительные, состоящие из отдельных частей, рассматриваются как множественное число, а другие — как единственное число. Это во многом зависит от того, какой стиль использует ваша конкретная газета или радиостанция, но есть общее правило. Если отдельные лица в группе действуют или принимают решения как единое целое, используйте глагол в единственном числе.

СПРАВА: Правительство заявило, что собирается отменить подоходный налог.
НЕПРАВИЛЬНО: Правительство заявило, что собирается отменить подоходный налог.

Однако, если коллективная группа более известна своими отдельными частями, рассматривайте ее как множественное число. Это обычно делается для спортивных команд.

СПРАВА: Менеджер команды сказал, что они собираются победить.
НЕПРАВИЛЬНО: Менеджер команды сказал, что она выиграет.

Существительное в единственном числе следует рассматривать как единственное число, даже если оно содержит несколько элементов. Например, мы говорим, что:

На столе лежит мешок с кокосами.
В поле пасется отара овец.
Автобус с медсестрами ждет снаружи.

Это потому, что подлежащим в предложении является «мешок», а не «кокосы»; «стадо», а не «овцы»; и «автобус», а не «медсестры».

Ни один, ни один, каждый и каждый

Слова ни один, ни один, каждый и каждый рассматриваются как единственное число, когда они являются подлежащим глагола, даже если они относятся к более чем одной вещи или человек. Это потому, что слова означают ни один, ни один, каждый и каждый .

СПРАВА: Ни мужчина, ни женщина не могут говорить.
НЕПРАВИЛЬНО: Ни мужчина, ни женщина не могут говорить.

Слово none рассматривается как единственное число (поскольку оно является сокращением от not one ), хотя обычно за ним следует существительное во множественном числе. Субъект предложения none (т. е. not one ) и, следовательно, нуждается в глаголе в единственном числе. Субъект следующего предложения не мужчины , это нет :

ПРАВИЛЬНО: Никто из мужчин не захотел давать показания в суде.
НЕПРАВИЛЬНО: Никто из мужчин не захотел давать показания в суде.

Слова каждое и каждое рассматриваются как единственное число, даже если за ними может следовать длинный список вещей, к которым они относятся.

СПРАВА: Каждый автомобиль, автобус, велосипед и рикша в городе должны иметь лицензию.
НЕПРАВИЛЬНО: Каждый автомобиль, автобус, велосипед и рикша в городе должны иметь лицензию.

Неуместные модификаторы

Когда вы используете фразу для изменения или описания части предложения, убедитесь, что она описывает правильную часть. Правило состоит в том, что модификатор присоединяется к ближайшему к нему существительному. Ошибки иногда могут быть очень забавными. В этом примере модификатор выделен курсивом.

СПРАВА: Самолет остановился перед главой клана , который был одет в травяную юбку.
НЕПРАВИЛЬНО: Одетый в травяную юбку , самолет остановился перед главой клана.

I , me , we и us

Это становится проблемой, когда вы превращаете чьи-то цитаты в репортаж. Правильно использовать I , me , my , we , us и our в кавычках, но как только вы уберете кавычки и напишете в сообщаемой речи, вы должны внесите следующие изменения:

I становится он или она ,
я становится его или ее ,
мой становится его или ее .
Мы становятся они ,
мы становятся они ,
наши становятся их .
ты становится его , ее или они ,
твой становится его , ее или их .

Многие журналисты не забывают менять I , me и my в отчетной речи, но забудьте об остальных изменениях, которые необходимо внести. В следующем примере мы показываем правильные и неправильные способы превращения предложения из кавычек в сообщенную речь. Первоначальное предложение в кавычках было:

Премьер-министр Фиджи сказал солдатам в Суве: «Я сделаю все возможное, чтобы защитить нашу страну».

Превратившись в репортажную речь, получится:

СПРАВА: Премьер-министр Фиджи сказал солдатам в Суве, что сделает все возможное, чтобы защитить их страну.
НЕПРАВИЛЬНО: Премьер-министр Фиджи сказал солдатам в Суве, что сделает все возможное, чтобы защитить нашу страну.

В приведенной выше неправильной версии оставление слова «наш» в предложении означает, что мы, журналисты, включены в историю.

Иногда недостаточно просто изменить несколько слов. Иногда вам придется добавить слова объяснения. В правильных предложениях выше ясно, кто с кем говорит. Однако при замене цитаты на репортажную речь она иногда становится менее понятной, особенно в более поздних абзацах рассказа. Предположим, что затем премьер-министр сказал солдатам:

«Я так много могу сделать, но мне также нужна твоя помощь».

В отчетной речи вам нужно будет написать:

Премьер-министр Фиджи сказал солдатам в Суве, что сделает все возможное, чтобы защитить их страну. Он сказал, что может сделать так много, но ему также нужна помощь армии.

Это было бы приемлемым решением в письменной форме для радио и телевидения, где не следует использовать прямые кавычки в сценариях. Если вы пишете для печатных изданий, лучшее решение — давать сами цитаты.

Это и это

Эти два слова часто путают. Правило простое. Используйте вместо , когда речь идет о чем-то принадлежащем ему. Используйте , это в качестве краткой формы. Например:

Раненое животное вернулось в свое логово.
Охотник сказал: «Непонятно, что сейчас происходит».

Пунктуация

Вот некоторые основные правила пунктуации, используемые в большинстве книг по стилю. Однако золотое правило любой письменной речи состоит в том, чтобы она была простой и ясной.

Заглавные буквы

Они используются в начале предложений и для имен людей и мест. Заглавные буквы также используются в начале слов, которые являются названиями, а не описаниями. Например, мы пишем о «правительстве Шри-Ланки», потому что это название одного конкретного органа, но мы пишем о «соглашениях между правительствами», потому что говорим о правительствах в целом. Следующий пример демонстрирует разницу:

Во встрече, организованной премьер-министром Индии, приняли участие восемь премьер-министров.

Заглавные буквы также следует использовать для торговых наименований продуктов и компаний. Например:

Компания Universal Cement производит цемент Cemebond.

Точки

Точки, называемые в Америке точками, используются в конце предложений, в качестве десятичных точек и с некоторыми стандартными сокращенными названиями мест. Например, в Америке кал. для Калифорнии или NY для Нью-Йорка; в Австралии WA . для Западной Австралии или Вик. для Виктории., хотя в неформальном использовании точка становится все более распространенной. Однако, если аббревиатура не известна вашей аудитории, пишите название полностью. Журналисты, работающие на радио или телевидение, обычно называют имена полностью.

При использовании в конце цитаты точка ставится в закрывающих кавычках:

Он сказал: «Это не то, что мы хотели».

Не во всех сокращениях используются точки. Большинство газет сегодня не используют их для сокращения 9. 0284 Mr , Mrs , Ms , Dr , Rev и аналогичные общие названия.

Раньше в аббревиатурах названий использовались точки. Редакторы все чаще предпочитают опускать их, как в США, Папуа-Новой Гвинее или ООН.

Запятые

Запятая в письменном английском языке очень похожа на паузу в разговорной речи. Он используется в предложениях для разделения фраз или списков слов, как в следующем примере:

Компания, которая была создана только в прошлом году, теперь производит ряд товаров, включая шины, рулевые колеса, выхлопные системы и ветровые стекла.

Обратите внимание, что перед и в конце списка нет запятой.

Запятые следует ставить только для облегчения чтения или прослушивания. Если вы обнаружите, что в вашем предложении несколько запятых, вероятно, оно слишком длинное и его следует разделить на отдельные предложения.

Точки с запятой (;)

В основном они используются для разделения фраз, которые уже содержат запятые, особенно в списках:

Победителями стали: Багу Лаги, геология; Джим Хо, физик; Питер Грэм, Доро Мини и Фаафо Токала, экономика; и Нга Нганда, история.

Двоеточие (:)

Существует два основных способа использования двоеточия в новостях. Один находится в начале списка, как в примере выше. Второй — при переходе от атрибуции к цитате:

Судья сказал: «Мне не в первый раз приходится иметь дело с такого рода делами».

Апострофы (‘)

Апострофы можно использовать по-разному. Наиболее распространенным является демонстрация владения. Обычно используется перед s. В этом примере типография принадлежит компании:

Пожар прошлой ночью уничтожил главную типографию компании.

Однако, когда существительное во множественном числе оканчивается на s, за апострофом обычно не следует еще одно s:

Шутки Фрэнка имели большой успех на юбилейной вечеринке его родителей.

В приведенном выше предложении шутки принадлежали Фрэнку, поэтому мы добавляем ‘s. Однако слово parent уже оканчивается на s, поэтому мы просто добавляем апостроф. Апострофы также используются в сокращениях вместо пропущенных букв или цифр:

«Во время золотой лихорадки 34 года горняки не могли добраться до Булоло достаточно быстро», — сказал он.

Кавычки (» «)

В основном их следует использовать для различения произносимых слов, хотя некоторые журналисты используют их при цитировании письменных сообщений.

Дефисы (-) и тире (-)

Дефисы используются для объединения слов, а тире используются для разделения фраз, обычно для драматического эффекта.

Дефисы используются для соединения двух или более слов в одну идею, например: несогласие , благонамеренность , вице-канцлер , теща . Они также используются в некоторых словах, чтобы избежать двусмысленного значения. Например, дефис различает re-cover (покрыть снова) и восстановить (вернуть что-то).

Тире (которому отведено больше места, чем дефису) используется для обозначения резкого перехода или неожиданной фразы, как в следующем примере вступления.

Дэвид Паро вчера вернулся домой с работы и обнаружил на своей веранде нежданный подарок – три тонны навоза.

Не используйте тире без необходимости; это может утомить читателей.

Вопросительные знаки (?)

Их следует использовать только после прямого вопроса, что означает, что они обычно заключаются в кавычки. Изучите следующие комбинации, чтобы увидеть правильное и неправильное употребление вопросительных знаков:

ПРАВИЛЬНО: Доктор спросил Мэри: «Когда вы в последний раз сдавали кровь?»
СПРАВА: Врач спросил Мэри, когда она в последний раз сдавала кровь.

НЕПРАВИЛЬНО: Врач спросил Мэри: «Когда вы в последний раз сдавали кровь».
НЕПРАВИЛЬНО: Врач спросил Мэри, когда она в последний раз сдавала кровь?

Журналисты иногда ошибочно задают своим читателям вопросы, особенно при написании статей. Работа журналиста состоит в том, чтобы отвечать на вопросы читателей, а не заставлять их гадать, поэтому избегайте задавать вопросы.

Восклицательные знаки (!)

В новостях они не нужны. В романах они вставляются для обозначения драмы. Если вы хороший репортер, ваша история должна сделать это за вас. Вы должны использовать их только в конце цитаты, которая является восклицательным знаком или приказом, например:

Мистер Паро взглянул на свою веранду и сказал: «Черт!»

Многоточие (…)

Это ряд из трех точек, взятых в кавычки, чтобы показать, что что-то было упущено:

«Автомобиль ударился о несколько объектов… прежде чем остановиться на дереве».

Вы должны стараться избегать этого, если это вообще возможно, так как читателю кажется, что вы что-то скрываете.

Многоточие часто используется вместо тире в новостях на радио и телевидении. Читатель знает, что перед тем, как закончить предложение, нужно сделать выжидательную паузу. Итак, в радио мы могли бы переписать пример с навозом:

Вчера Дэвид Паро вернулся домой и обнаружил на своей веранде нежданный подарок… три тонны навоза.

Скобки ()

Вы также должны избегать квадратных скобок в новостях. Они предназначены для того, чтобы содержать дополнительные детали в предложении, но чаще используются ленивыми журналистами, чтобы не переписывать предложения правильно. Некоторые газеты допускают их использование при объяснении сокращений, например:

Хирург, страдающий синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД), уволен с работы в главной больнице страны.

Подводя итоги

  • Говорите ясно и просто, чтобы ваши читатели или слушатели могли понять.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *