Пустота в сердце: что это и как ее заполнить? 7 способов

Содержание

Пустота в сердце. — zihuatanexo — LiveJournal

?
Пустота в сердце.
zihuatanexo
January 30th, 20:20

На вечеринке людей, которых я знаю уже много лет, внезапно слышу хорошо знакомую мне фамилию. Мол, Павла помнишь, так вот его подруга по жизни скоро придет. И верно, в какой-то момент нашей компании за столом становится больше. В паузе, когда народ куда-то рассеялся, подошел к А., представился, мол вы меня не знаете, но вот Павел, он точно меня вспомнит.
В ответ лицо женщины мрачнее.
—Извините, я не хочу ничего об этом, о нём говорить…Эта глава жизни закрыта..——
Я буквально немею от такого ответа.
Как? И как давно разбежались?
В конце вечеринки опять короткий диалог, который еще больше ввел меня в удивление. Оказывается, развелись год назад.

——Дети выросли, вступили в брак. Уже внуки есть. Дети живут отдельно. Все…Все. .. Нас больше ничего не связывало…Мы стали неинтересны друг другу..Пустота в сердце. И вот…развелись——
Однако.
Знаете, когда был молодым, не раз слышал от родителей
—-Не торопись вступать в брак…Поторопишься, быстро разбежитесь!——
Собственно все это правильно. Да и со мной нечто подобное было. Но то — далекое прошлое.
Но вот когда люди живут десятилетия, а потом расходятся»ты налево. я направо, ну и до свидания…» Нет, и понимаю и…не понимаю.
Если честно подумал о своем браке…Нет, вроде поводов бежать куда-либо нет.

Tags: личное, любовь, люди

  • Студенты.

    Был накануне в своем вузе. Повод — проведение научных чтений по краеведению. Но это отдельная тема. А так, было приятно очутиться в аудитории, где…

  • Эхо войны на сельских помойках.

    Познакомился с преподавателем истории. Сергей, работает в колледже в одном из райцентров нашего региона. Разговорились. Собеседник стал меня…

  • Древности в столе.

    Листаю отчеты об археологических находках сделанных в регионе в разные годы и наткнулся на любопытный эпизод. Суть такова. Вторая половина 60-х…

  • А у них во дворе.

    Эпоха металлических заборов лишила нас зананий о жизни соседей. Что у них растет?, сделан ли ремонт крыльца?, и наконецкак выглядят хозяин и…

  • Как-то раз пошли мы в поле —из песни.

    Общался недавно с давними товарищами по археологическим экспедициям еще вузовских времен. Вот, вновь позвали в экспедицию, в начале июня. А что не…

  • С прибором на рыбалку.

    фото из сети —Я поведу тебя в музей, сказала мне сестра!— Помните эти строчки из детского стихотворения? Так вот я его в воскресенье утром…

  • Не снимать.

    Еду в маршрутном такси. Как водится кто молчит, кто в телефон уткнулся. А впереди меня женщины степенного возраста разговор ведут. И сын одной из…

  • Сохранить тепло сердца….

    —Нет, ты заметил? Ты заметил как быстро летит жизнь? Год за годом, год за годом. Вот только мы в вузе учились, а вот уже и 50 стукнуло!? Как же…

  • О пользе пословиц.

    Иду сегодня утром на работу. Миновал район частного сектора, приближаюсь к высоткам и вижу вот эту самую картину. Нет, я знаю, что на подобную…

ВМЕСТО СЕРДЦА ПУСТОТА | Петербургский театральный журнал (Официальный сайт)

В воскресенье, 27 февраля, на малой сцене театра имени Ленсовета состоялся показ спектакля Евгении Богинской «Морфий» по одноимённому произведению М.А. Булгакова.

Что чувствует зависимый человек? Эйфорию? Страх? Счастье? И да, и нет. Есть нечто более глобальное, что будет кружиться у него в голове, перетекать по венам, и, наконец, отдавать в сердце. Что слышит зависимый человек? Обычный мир? Шум? Музыку? И да, и нет. Звук пульсирует в его ушах, он становится громче, чтоб вскоре оборваться, но позже возникнуть вновь. «Морфий» — произведение о вреде наркотиков? И да, и нет. Зависимость не так проста, как кажется.

Главный герой булгаковского «Морфия» — Поляков. Врач, ставший морфинистом, чей дневник публикует его друг и бывший однокурсник Бомгард. Именно образ Полякова встаёт в головах даже тех людей, которые весьма поверхностно знакомы с произведением. В спектакле Евгении Богинской главных героев куда больше — можно даже сказать, что они практически равноправны. Судьбы Бомгарда и Полякова раскрываются параллельно, чтоб позже сойтись в одной точке и слиться воедино. На самом деле, они сливаются с самого начала. Их объединяет даже не одна профессия, даже не то, что оба они работали в сёлах. Всё куда проще. Оба врача, которых вы увидите на сцене, — один человек. Иван Шевченко играет и Бомгарда, и Полякова. Различать их зрителю помогает табло в глубине сцены, на котором загорается имя героя и дата записи в дневнике Полякова. Ещё одна деталь, позволяющая различать врачей, — очки. Бомгард носит их для солидности, а его коллеге они не нужны. Но в действиях принимают участие и другие герои. Один из них регулярно просачивается и в наши жизни — голос. Внутренний голос.

Согласитесь, он очень красив? Даже когда насмехается над нами, играет на наших нервах и с нашими чувствами, заставляет паниковать… Но всё же остаётся красив. Вкрадчивый грубоватый голос. Не очень громкий, но и не тихий, идеального тембра, тягучий, плавный, но легко превращающийся в резкий и отрывистый… Его эхо раскатывается по черепной коробке. Но нельзя сказать, что он является нашей частью.

«Голос» Бомгарда и Полякова действительно красив во всех смыслах. И тоже заключён в одном человеке. Владислава Пащенко также играет второстепенных внесценических персонажей, но играет лишь голосом — в отличие от Ивана, показывающего различия в образах, поведении, мыслях врачей. Её тембр и звуковой диапазон позволяет девушке изобразить даже хриплый мужской бас. И всё-таки внутреннее «я» является её главной ролью. Лицо Владиславы остаётся строгим и спокойным, холодный взгляд направлен прямо. Она может в этот момент быть страдающей и корящей себя фельдшером Анной, но сохранять образ циничного внутреннего голоса.

«Морфий» пропускает зрителя за кулисы человеческого разума, туда, где бьётся сознание, силясь справиться с зависимостью. Он позволяет взглянуть, что представляет собой это мучение, рассмотреть его во всех подробностях. Конечно, дело не просто в познавательной информации — в круговороте чувств и эмоций люди могут узнать себя. Ведь каждый по-своему зависим. Не обязательно эти маленькие слабости бьют по физическому здоровью, часто они даже не бросаются в глаза. Первую «дозу» можно получить случайно, но после уже будет поздно. Однажды избавившись от боли и заменив её пустотой, уже не захочется возвращаться из сладкого мира. Да, у каждого свой «божок», вот только легче от этого не становится. Поляков стал морфинистом из-за боли в животе, она лишь послужила предлогом. В первую, очередь наркотик помогал ему забыть, как же мучительно жить с разбитым сердцем. А когда вместо сердца у тебя пустота, то кажется, будто существование становится гораздо приятнее. Но лишь на мгновение.

Что же чувствует зависимый человек? Ту самую приятную пустоту и лёгкость в груди, эйфорию, которая вскоре сменится страхом и злостью. Но главное звено в этом вечном круге — боль. Она иногда отступает, лишь на пару мгновений, омерзительно шепча при этом на ухо: «Я ещё вернусь». Её присутствие можно ощутить даже в самые приятные моменты. И она возвращается. Страх, стыд, отвращение, смешиваясь с ней, вынуждают искать пути избавления от такого мучения, толкая жертву на новый круг. Но ведь выход есть всегда…

Что слышит зависимый человек? Плавные звуки растекаются внутри головы, шум смешивается с ними, унося с собой все мысли, оставляя их где-то далеко в сплетении вен. Поляков слышит такую музыку. Звук живой электрогитары в этом потоке ощущается будто капли на воде. Владислав Амелин идеально подгадывает, когда новая «капля» должна сорваться с его струны. Эта музыка погружает нас вместе с врачом всё глубже в мир безумия. Вот уже картины на стенах расплываются, неужели на них бывают помехи? Морфинист недоумённо снимает картину с гвоздя, но изображение всё так же остаётся на стене.

Такой эффект, вероятно, создаётся с помощью проектора, но, возможно, есть некая хитрость. В любом случае, сценическое оформление весьма технологично и необычно. Два блока в металлических рамках проворачиваются, демонстрируя комнату врача или его больничный кабинет. Одна их сторона оклеена обоями, другая же покрыта кафелем, что служит прекрасным экраном. Такое устройство позволяет изменять место действия, не затрачивая при этом много времени и сил на перестановку и смену декораций. Зеркало с секретом закрывает список технологичных сценических решений, но о нём чуть позже.

Так неужели «Морфий» несёт в себе лишь простую мораль о вреде наркотиков? Может быть и так, но в первую очередь спектакль демонстрирует прекрасный психологический портрет зависимого человека. Боль будет преследовать каждого, кто хоть немного привязан к чему-либо. Порой бороться с ней становится совсем невыносимо. Совсем скоро Поляков, чьё изображение зеленовато-чёрными разводами загадочным образом расплывается в зеркале, словно пятно бензина, найдёт выход. «И как я сразу не догадался о таком методе лечения…» Скоро музыка в его голове исчезнет. Скоро прозвучит выстрел. Скоро записки молодого врача с пустотой вместо сердца окажутся у другого молодого врача. Скоро голос навсегда замолкнет. Скоро…

Полнота пустоты — Тик Нат Хан – Львиный рык

Пустота – это не то, чего стоит бояться, говорит Тик Нат Хан. Сутра Сердца
учит нас, что форма может быть пустой от себя, но она полна всего остального.

Фото Ашима Д’Сильва.

Если вы поэт, то ясно увидите, что на этом листе бумаги плывет облако. Без облака не будет дождя; без дождя деревья не могут расти; а без деревьев мы не можем сделать бумагу. Облако необходимо для существования бумаги. Если облака здесь нет, то и листа бумаги здесь быть не может. Можно сказать, что облако и бумага взаимодействуют. «Интербытие» — это слово, которого еще нет в словаре, но если мы соединим приставку «меж-» с глаголом «быть», мы получим новый глагол «меж-быть».

Если мы посмотрим на этот лист бумаги еще глубже, то увидим в нем солнечный свет. Если нет солнечного света, лес не может расти. На самом деле ничего не может расти. Даже мы не можем расти без солнечного света. Итак, мы знаем, что солнечный свет есть и на этом листе бумаги. Бумага и солнечный свет взаимосвязаны. И если мы продолжим смотреть, то увидим лесоруба, который срубил дерево и принес его на мельницу, чтобы превратить в бумагу. И мы видим пшеницу. Мы знаем, что лесоруб не может существовать без своего хлеба насущного, и поэтому пшеница, ставшая его хлебом, находится и на этом листе бумаги. И отец и мать лесоруба тоже в нем. Когда мы смотрим таким образом, мы видим, что без всех этих вещей этот лист бумаги не может существовать.

Глядя еще глубже, мы видим, что и мы в нем. Это нетрудно увидеть, потому что, когда мы смотрим на лист бумаги, лист бумаги является частью нашего восприятия. Ваш разум здесь, и мой тоже, так что мы можем сказать, что все находится здесь, на этом листе бумаги. Вы не можете указать ни на одну вещь, которой нет здесь: на время, пространство, землю, дождь, минералы в почве, солнечный свет, облако, реку, тепло. Все сосуществует с этим листом бумаги. Вот почему я думаю, что слово «интер-быть» должно быть в словаре. Быть — значит быть между собой. Вы не можете просто побыть наедине с собой. Вы должны взаимодействовать со всеми остальными вещами. Этот лист бумаги есть, потому что есть все остальное. Предположим, мы пытаемся вернуть один из элементов в его источник.

Слово «пустота» не должно нас пугать. Это прекрасное слово.

Предположим, мы вернем солнечный свет солнцу. Как вы думаете, возможен ли этот лист бумаги? Нет, без солнца ничего не может быть. А если мы вернем лесоруба его матери, то и листа бумаги у нас нет. Дело в том, что этот лист бумаги состоит только из «небумажных элементов». А если вернуть эти небумажные элементы к их истокам, то бумаги может и вовсе не быть. Без небумажных элементов, таких как разум, лесоруб, солнечный свет и так далее, не будет бумаги. Каким бы тонким ни был этот лист бумаги, он содержит в себе все во Вселенной.

Но Сутра Сердца , кажется, говорит обратное. Авалокитешвара говорит нам, что вещи пусты. Давайте посмотрим внимательнее.

Бодхисаттва Авалокита,
двигаясь по глубокому курсу
Совершенного Понимания,
пролил свет на пять скандх и
нашел их одинаково пустыми.

Бодхи означает бодрствование, а саттва означает живое существо, поэтому бодхисаттва означает пробужденное существо. Все мы иногда бодхисаттвы, а иногда нет. Авалокита — это более короткое имя бодхисаттвы Авалокитешвары. Авалокита не является ни мужчиной, ни женщиной и иногда появляется как мужчина, а иногда как женщина. На китайском, вьетнамском, корейском и японском языках имя этого бодхисаттвы иногда переводится как Гуаньинь, Куан Ам, Гванеум и Каннон, что означает «тот, кто слушает и слышит крики мира, чтобы прийти и помочь». Авалокитешвара также воплощает в себе дух бесстрашия, поскольку сам преодолел страх. Сутра Сердца Праджняпарамиты — его замечательный подарок нам.

Согласно Авалокитешваре, этот лист бумаги пуст; но по нашему анализу в ней полно всего. Кажется, что между нашим наблюдением и его наблюдением есть противоречие. Авалокита обнаружил, что пять скандх пусты. Но пусто от чего? Ключевое слово пустое . Быть пустым — значит быть пустым от чего-то.

Если я держу чашку с водой и спрашиваю вас: «Эта чашка пуста?» вы скажете: «Нет, он полон воды». Но если я вылью воду и снова спрошу вас, вы можете сказать: «Да, она пуста». Но пусто от чего? Пустой означает пустой от чего-то. Чаша не может быть пуста ни от чего. «Пустой» ничего не значит, если вы не знаете «пустой от чего?» Моя чаша пуста от воды, но не пуста от воздуха. Быть пустым значит быть пусто от чего-то . Это настоящее открытие. Когда Авалокита говорит, что пять скандх одинаково пусты, чтобы помочь ему быть точным, мы должны спросить: Авалокита, пусто от чего?

Пять скандх, которые можно перевести на английский язык как пять куч или пять совокупностей, — это пять элементов, из которых состоит человеческое существо. Эти пять элементов текут рекой в ​​каждом из нас. На самом деле это действительно пять рек, стекающихся в нас вместе: река формы, то есть наши тела; река чувств; река восприятий; река ментальных образований; и река сознания. Они всегда текут в нас. Итак, согласно Авалоките, когда он глубоко вгляделся в природу этих пяти рек, он вдруг увидел, что все пять пусты.

Если мы спросим: «Пустой от чего?» он должен ответить. И вот что он сказал: «Они пусты от отдельного «я». Это означает, что ни одна из этих пяти рек не может существовать сама по себе. Каждая из пяти рек должна быть создана четырьмя другими. Он должен сосуществовать; она должна быть между всеми остальными.

«Пустота» означает отсутствие отдельного «я». Он полон всего.

В нашем организме есть легкие, сердце, почки, желудок и кровь. Ни один из них не может существовать независимо. Они могут сосуществовать только с другими. Ваши легкие и ваша кровь — две вещи, но ни одна из них не может существовать отдельно.

Легкие набирают воздух и обогащают кровь, а кровь, в свою очередь, питает легкие. Без крови легкие не могут быть живыми, а без легких кровь не может быть очищена. Легкие и кровь взаимосвязаны. То же самое и с почками и кровью, почками и желудком, легкими и сердцем, кровью и сердцем и так далее.

Когда Авалокита говорит, что наш лист бумаги пуст, он имеет в виду, что он пуст от отдельного, независимого существования. Это не может быть само по себе. Он должен находиться между солнечным светом, облаком, лесом, лесорубом, умом и всем остальным. Оно пусто от отдельного «я». Но отсутствие отдельного «я» означает полное всего. Так что кажется, что наше наблюдение и наблюдение Авалокиты в конце концов не противоречат друг другу. Авалокита глубоко заглянул в пять скандх формы, чувств, восприятий, ментальных образований и сознания и обнаружил, что ни одна из них не может существовать сама по себе. Каждый может быть только между всеми остальными. Итак, он говорит нам, что форма пуста. Форма пуста от отдельного «я», но она полна всего в космосе.

То же самое верно и для чувств, восприятий, умственных образований и сознания.

Да здравствует пустота

Слушай, Шарипутра,
форма есть пустота, а пустота есть форма.
Форма есть не что иное, как пустота, пустота
есть не что иное, как форма.
То же самое и с чувствами, восприятиями,
умственными образованиями и сознанием.

Форма — это волна, а пустота — это вода. Чтобы понять это, мы должны думать иначе, чем многие из нас, выросших на Западе, привыкли думать. На Западе, когда мы рисуем круг, мы считаем его нулем, ничтожеством. Но в Индии и многих других азиатских странах круг означает совокупность, цельность. Смысл в обратном. Итак, «форма — это пустота, а пустота — это форма» подобно тому, как волна — это вода, вода — это волна. «Форма есть не что иное, как пустота, пустота есть не что иное, как форма. То же самое и с чувствами, восприятиями, умственными образованиями и сознанием», потому что они содержат друг друга.

Поскольку существует один, существует все.

Во вьетнамском литературном каноне есть две строки стихов мастера дзэн двенадцатого века из династии Ли, в которых говорится:

Если космос существует, то существует и
мельчайшая пылинка.
Если не существует мельчайшей пылинки,
то не существует и весь космос.

Поэт имеет в виду, что понятия существования и небытия просто созданы нашим разумом. Он также сказал, что «всю вселенную можно уместить на кончике волоса», а «солнце и луну можно увидеть в горчичном зерне». Эти образы показывают нам, что в одном содержится все, и все едино.

Поскольку форма — это пустота, форма возможна. В форме мы находим все остальное — чувства, восприятия, умственные образования и сознание. «Пустота» означает отсутствие отдельного «я». Он полон всего, полон жизни. Слово «пустота» не должно нас пугать. Это прекрасное слово. Быть пустым не значит быть несуществующим. Если лист бумаги не пуст, то как могли попасть на него солнечный свет, лесоруб и лес? Как это может быть лист бумаги? Чаша, чтобы быть пустой, должна быть здесь. Форма, чувства, восприятия, ментальные образования и сознание, чтобы быть свободными от отдельного я, должны быть там.

Пустота — основа всего. «Благодаря пустоте возможно все». Это заявление Нагарджуны, буддийского философа второго века. Пустота — довольно оптимистичная концепция. Если я не пуст, я не могу быть здесь. И если вы не пусты, вы не можете быть там. Поскольку ты здесь, я могу быть здесь. Это истинное значение пустоты. Форма не имеет отдельного существования. Авалокита хочет, чтобы мы поняли этот момент.

Счастливое продолжение

Послушай, Шарипутра, все дхармы отмечены
пустотой.
Они не производятся и не уничтожаются.

Дхармы в этой строке означает «вещи». Человек — это дхарма. Дерево — это дхарма. Облако — это дхарма. Солнечный свет — это дхарма. Все, что можно постичь, есть дхарма. Поэтому, когда мы говорим: «Все дхармы отмечены пустотой», мы говорим: «Все имеет пустоту как собственную природу». И поэтому все может быть. В этом утверждении много радости. Это означает, что ничто не может родиться, ничто не может умереть. Авалокита сказал что-то чрезвычайно важное.

Каждый день в нашей жизни мы видим рождение и смерть. Когда человек рождается, ему печатается свидетельство о рождении. После их смерти составляется свидетельство о смерти. Эти свидетельства подтверждают существование рождения и смерти. Но Авалокита сказал: «Нет, нет ни рождения, ни смерти». Мы должны заглянуть глубже, чтобы увидеть, верно ли его утверждение. Какова дата вашего рождения, дата вашего рождения? До этой даты вы уже существовали? Были ли вы уже там до того, как родились? Давай я тебе помогу. Родиться означает из ничего стать чем-то. Мой вопрос в том, прежде чем вы родились, вы уже были там?

Предположим, курица собирается снести яйцо. Прежде чем она родит, как вы думаете, яйцеклетка уже есть? Да, конечно. Это внутри. Вы также были внутри до того, как оказались снаружи. Это означает, что до того, как вы родились, вы уже существовали — внутри вашей матери. Дело в том, что если что-то уже есть, ему не нужно рождаться. Родиться означает из ничего стать чем-то. Если ты уже что-то, какой смысл рождаться?

Итак, твой так называемый день рождения на самом деле твой день продолжения. В следующий раз, когда вы будете праздновать, вы можете сказать: «Счастливого дня продолжения». Я думаю, что у нас может быть лучшее представление о том, когда мы родились. Если мы вернемся на девять месяцев назад ко времени нашего зачатия, у нас будет лучшая дата, чтобы поставить наши свидетельства о рождении. В Китае, а также во Вьетнаме, когда ты рождаешься, тебе уже исполнился год. Итак, мы говорим, что начинаем находиться в момент зачатия в утробе матери, и записываем эту дату в свое свидетельство о рождении.

Но остается вопрос: существовали вы еще до этой даты или нет? Если вы скажете «да», я думаю, вы правы. До вашего зачатия вы уже были там, может быть, наполовину в своем отце, наполовину в своей матери. Потому что из ничего мы никогда не сможем стать чем-то. Можете ли вы назвать одну вещь, которая когда-то была ничем? Облако? Как вы думаете, может ли облако родиться из ничего? Прежде чем стать облаком, оно было водой, может быть, текущей рекой. Это было не что иное. Вы согласны?

Мы не можем представить себе рождение чего бы то ни было. Есть только продолжение. Пожалуйста, оглянитесь еще дальше, и вы увидите, что вы существуете не только в своем отце и матери, но и в своих дедушках и бабушках, а также в своих прадедушках и прадедушках. Когда я смотрю глубже, я вижу, что в прошлой жизни я был облаком. Это не поэзия; это наука. Почему я говорю, что в прежней жизни был облаком? Потому что я все еще облако. Без облака я не могу быть здесь. Я облако, река и воздух в этот самый момент, поэтому я знаю, что в прошлом я был облаком, рекой и воздухом. А я был скалой. Я был минералами в воде. Это не вопрос веры в реинкарнацию. Это история жизни на Земле. Мы были газом, солнечным светом, водой, грибами и растениями. Мы были одноклеточными существами. Будда сказал, что в одной из своих прошлых жизней он был деревом. Он был рыбой; он был оленем. Это не суеверия. Каждый из нас был облаком, оленем, птицей, рыбой, и мы остаемся ими, и не только в прошлых жизнях.

Это касается не только рождения. Ничто не может родиться, и также ничто не может умереть. Так сказал Авалокита. Как вы думаете, может ли облако умереть? Умереть означает, что из чего-то вы становитесь ничем. Вы думаете, что мы можем превратить что-то в ничто? Вернемся к нашему листу бумаги. У нас может быть иллюзия, что для его уничтожения достаточно зажечь спичку и поджечь ее. Но если мы сожжем лист бумаги, часть его станет дымом, и дым поднимется и будет продолжаться. Тепло, вызванное горящей бумагой, войдет в космос и проникнет в другие вещи. Жара — это следующая жизнь бумаги. Пепел, который образуется, станет частью почвы, а лист бумаги в его или ее следующей жизни может быть облаком и розой одновременно. Мы должны быть очень осторожными и внимательными, чтобы понять, что этот лист бумаги никогда не рождался и никогда не умрет. Он может принимать другие формы бытия, но мы не способны превратить лист бумаги в ничто. Все так, даже ты и я. Мы не подвластны рождению и смерти.

Однажды осенним днем ​​я был в парке, поглощенный созерцанием очень маленького, но красивого листочка в форме сердца. Его цвет был почти красным, и он едва повис на ветке, почти готовый упасть. Я провел с ним много времени и задал листу много вопросов. Я узнал, что лист был матерью дерева. Обычно мы думаем, что дерево — это мать, а листья — просто дети, но когда я посмотрел на лист, я увидел, что лист также является матерью для дерева. Сок, который поглощают корни, состоит только из воды и минералов, недостаточно хороших для питания дерева, поэтому дерево распределяет этот сок по листьям. Листья берут на себя ответственность превратить этот грубый сок в очищенный сок и с помощью солнца и газа отправить его обратно, чтобы питать дерево. Следовательно, листья также являются матерью дерева. А так как лист связан с деревом стеблем, связь между ними легко увидеть.

У нас больше нет стержня, связывающего нас с нашей матерью, но когда мы были в ее утробе, у нас был очень длинный стержень, пуповина. Через этот ствол к нам поступали кислород и необходимое питание. К сожалению, в день, который мы называем своим днем ​​рождения, его обрезали, и мы получили иллюзию, что мы независимы. Это ошибка. Мы продолжаем полагаться на нашу мать в течение очень долгого времени, и у нас также есть несколько других матерей. Земля – наша мать. У нас очень много стеблей, связывающих нас с нашей матерью-Землей. Есть стебель, связывающий нас с облаком. Если нет облака, нам нечего пить. Мы сделаны по крайней мере из семидесяти процентов воды; стебель между облаком и нами действительно существует. Это также относится к реке, лесу, лесорубу и фермеру. Есть сотни тысяч стеблей, связывающих нас со всем в космосе, и поэтому мы можем быть. Ты видишь связь между тобой и мной? Если тебя там нет, меня здесь нет; это точно. Если вы еще этого не видите, посмотрите глубже, и я уверен, что вы увидите. Это не философия. Вы действительно должны видеть.

Я спросил листик, не испугался ли он, потому что была осень и другие листья падали. Лист сказал мне: «Нет. Всю весну и лето я был очень жив. Я много работал и помогал питать дерево, и большая часть меня находится в дереве. Пожалуйста, не говорите, что я всего лишь эта форма, потому что эта листовая форма — лишь крошечная часть меня. Я целое дерево. Я знаю, что я уже внутри дерева, и когда я вернусь в землю, я продолжу питать дерево. Вот почему я не беспокоюсь. Когда я покину эту ветку и спущусь на землю, я помашу дереву и скажу ей: «Очень скоро я снова увижу тебя».

Если волна увидит только свою форму, свое начало и конец, она будет бояться рождения и смерти. Но если волна увидит, что она вода, и отождествит себя с водой, тогда она освободится от рождения и смерти. Каждая волна рождается и умирает, но вода свободна от рождения и смерти.

Внезапно я увидел мудрость, очень похожую на мудрость, содержащуюся в Сутре Сердца . Вам предстоит увидеть жизни. Не надо говорить, жизнь из лист, но жизнь в листе, а жизнь в дереве. Моя жизнь — это просто Жизнь, и ты можешь видеть это во мне и в дереве. В тот день дул ветер, и через некоторое время я увидел, как лист отделился от ветки и поплыл к земле, радостно танцуя, потому что, пока он плыл, он уже видел себя там, на дереве. Это было так счастливо. Я склонил голову и понял, что нам есть чему поучиться у листа, потому что он не боялся — он знал, что ничто не может родиться и ничто не может умереть.

Облаку в небе тоже не страшно. Когда придет время, облако превратится в дождь. Забавно становиться дождем, падать, петь и становиться частью реки Миссисипи, или реки Амазонки, или реки Меконг, или падать на овощи, а затем становиться частью человека. Это очень захватывающее приключение. Облако знает, что если оно упадет на землю, оно может стать частью океана. Так что облако не боится. Боятся только люди.

Волна в океане имеет начало и конец, рождение и смерть. Но Авалокитешвара говорит нам, что волна пуста. Волна полна воды, но в ней нет отдельного «я». Волна — это форма, которая стала возможной благодаря существованию ветра и воды. Если волна видит только свою форму, свое начало и конец, она будет бояться рождения и смерти. Но если волна увидит, что она вода, и отождествит себя с водой, тогда она освободится от рождения и смерти. Каждая волна рождается и умирает, но вода свободна от рождения и смерти.

Как видите, мы можем извлечь много уроков из облака, воды, волны, листа и всего остального в космосе. Если вы посмотрите на что-нибудь внимательно и достаточно глубоко, вы откроете тайну межбытия, и, увидев ее, вы уже не будете подвержены страху — страху рождения или страху смерти. Рождение и смерть — это только идеи, которые есть в нашем уме, и эти идеи нельзя применить к реальности. Это точно так же, как идея верха и низа. Мы совершенно уверены, что когда мы указываем вверх, оно находится вверху, а когда мы указываем в противоположном направлении, оно находится внизу. Небеса вверху, а ад внизу. Но люди, сидящие прямо сейчас на другой стороне планеты, должны не согласиться, потому что идея верха и низа не применима к космосу, равно как и идея рождения и смерти.

Так что, пожалуйста, продолжайте оглядываться назад, и вы увидите, что всегда были здесь. Давайте посмотрим вместе и проникнем в жизнь листа, чтобы мы могли быть единым целым с листом. Давайте проникнем и станем единым целым с облаком или волной, чтобы осознать нашу собственную природу как воду и освободиться от нашего страха. Если мы посмотрим очень глубоко, мы превзойдем рождение и смерть.

Завтра я по-прежнему буду. Но вам нужно быть очень внимательным, чтобы увидеть меня. Я буду цветком или листиком. Я буду в этих формах и передам вам привет. Если вы достаточно внимательны, вы узнаете меня и сможете поприветствовать меня. Я буду очень счастлив.

 

Из книги «Пробуждение сердца: основные буддийские сутры и комментарии» Тич Нат Хана. ©2012 Перепечатано с разрешения Parallax Press

49 Цитаты о пустоте сердца

Работа с чувством пустоты может привести вас в замешательство и растерянность. Вот несколько замечательных цитат о пустоте сердца и о том, как бороться с этой трудной борьбой.

«Зависимость начинается с надежды, что что-то «снаружи» мгновенно заполнит внутреннюю пустоту».

«Все безмолвие. Все пустота. А теперь: Рассвет».

«Анестезия, это одна техника: если больно, придумай другую боль».

«Поскольку местом жизни будет скорее холодная пустота космоса, чем теплая, плотная атмосфера планет, преимущество полного отсутствия органического материала, чтобы быть независимым от обоих этих условий, будет все более ощущаться».

«К тому времени я знал, что все хорошее и плохое оставляет после себя пустоту. Но если было плохо, пустота заполнялась сама собой. Если бы это было хорошо, вы могли бы заполнить его, только найдя что-то лучше».

«Пустота — это симптом того, что вы не живете творчески».

«Пустота начальная точка. — Чтобы попробовать мою чашку воды, ты должен сначала опорожнить свою чашку. Мой друг, отбрось все свои предвзятые и навязчивые идеи и будь нейтрален. Вы знаете, почему эта чашка полезна? Потому что он пустой».

«Форма — это пустота, пустота — это форма».

«Если бы у меня был выбор между болью и ничем, я бы выбрал боль».

«Все его будущее вдруг развернулось перед ним; и, проходя по его бесконечной пустоте, он увидел уменьшающуюся фигуру человека, с которым ничего не должно было случиться».

«Откуда у тебя такая пустота? Кто берет это из тебя?»

«Человеческие дела подобны игре в шахматы: хорошими игроками могут называться только те, кто не относится к ней серьезно. Жизнь подобна глиняному горшку: только когда он разбивается, он обнаруживает свою пустоту».

«Я почти сказал, ты не сломлен, ты просто что-то переживаешь. Но я не мог. Она знала. С ней было что-то ужасно не так, все внутри».

«Я не могу точно описать, что со мной; то и дело бывают ужасные приступы тревоги, по-видимому, беспричинной, или иначе ощущение пустоты и усталости в голове».

«Я снова могу вести разговор сам с собой, а не смотреть так в полную пустоту. Только так у меня есть возможность исправиться».

«Раньше я знал одиночество и пустоту на болоте, но я никогда не был НИЧТО, ничто, плывущее по ничему, ничем не ведомое, более одинокое и холодное, чем пространство между звездами».

«Некоторое время я ничего не говорил, просто провел кончиками пальцев по краю человеческой пустоты, оставшейся внутри меня».

«Я страдаю от жизни и от других людей. Я не могу смотреть на реальность лицом к лицу. Даже солнце обескураживает и угнетает меня».

«Я был таким же пустым и пустым, как пространство между звездами».

«Если я посмотрю на свои старые тексты, они кажутся полными ярости, но пустыми. В моей жизни была пустота».

«Иллюзия нужна, чтобы скрыть внутреннюю пустоту».

«В полном сердце есть место для всего, а в пустом сердце нет места ни для чего».

«Мне кажется, что все зло в жизни происходит от праздности, скуки и душевной пустоты, но все это неизбежно, когда привыкаешь жить за чужой счет».

«Мне было так нужно не чувство полноты, а чувство непустоты».

«Я пришел к пониманию, что лучшее, на что человек может надеяться, — это иметь отношения с этой пустотой, где Бог был бы, если бы Бог был доступен, но Бога нет».

«Я уже говорил, что каждый ремесленник ищет то, чего нет, чтобы заниматься своим ремеслом».

«Любовь может дорого стоить, но нелюбовь всегда стоит дороже».

«Человек не находит ничего невыносимее, чем находиться в состоянии полного покоя, без страстей, без занятий, без развлечений, без усилий».

«Потребность мужчин доминировать над женщинами может быть основана на их собственном чувстве маргинальности или пустоты; мы не знаем его корня, и люди не прилагают никаких усилий, чтобы открыть его».

«Ничто не есть ничто, ничто есть пустота».

«Нельзя долго оставаться настолько поглощенным созерцанием пустоты, не испытывая к ней все большего влечения. Напрасно его называют бесконечностью; это не меняет его природы».

«Отчасти проблема со словом «инвалидность» заключается в том, что оно сразу предполагает неспособность видеть, слышать, ходить или делать другие вещи, которые многие из нас считают само собой разумеющимися».

«Молитва начинается на краю пустоты».

«Религия — мечта человеческого разума. Но и во сне мы оказываемся не в пустоте и не на небе, а на земле, в царстве действительности».

«Почести этого мира, что они, как не пыхтение, и пустота, и опасность падения?»

«Полезность чашки в ее пустоте».

«Это разочарование, потому что я все еще чувствую, что в моей карьере есть пустота, которая просто не была заполнена».

«Есть что-то очевидное в пустоте, даже когда ты пытаешься убедить себя в обратном».

«Говорят, ты не сможешь забыть кого-то, пока не найдешь кого-то или что-то лучше. Как люди, мы плохо справляемся с пустотой. Любое пустое место должно быть заполнено. Немедленно.»

«Быть ​​полным вещей — значит быть пустым от Бога. Быть пустым от вещей — значит быть полным Бога».

«Мы не можем впустить другого человека в свое сердце или разум, пока не опустошим себя. Мы можем по-настоящему слушать его или по-настоящему слышать ее только из пустоты».

«Когда я смотрю за пределы разума, я вижу свидетеля. За пределами свидетеля есть бесконечная интенсивность пустоты и тишины».

«Когда я разговариваю с некоторыми молодыми кинематографистами, они так беспокоятся о своих фильмах, что, в конце концов, это состояние беспокойства отражается и помогает финальной работе».

«Когда человек начинает целенаправленно совершать добрые дела, меняется дух, и вскоре добрые дела становятся средоточием нашей жизни; Делать добро начинает то же самое, что чувствовать себя хорошо».

«Когда вы достигли состояния спокойствия и готовности, тогда вы готовы узнать, готовы глубоко понять танец между пустотой и видимостью».

«Почему ощущение пустоты занимает так много места?»

«Беспокойство не избавляет завтра от печали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *