Явления сознания как предмет психологии.
Первушина О. Н.
Общая психология.
Оглавление
Предмет и методы психологии. 3
Необходимость обсуждения предмета психологии. 3
Традиционные представления о предмете психологии. 4
Душа как предмет изучения. 4
Явления сознания как предмет психологии. 4
Непосредственный опыт как предмет психологии. 5
Интенциональные акты сознания как предмет психологии. 5
Происхождение психических деятельностей как предмет психологии. 5
Поведение как предмет психологии. 5
Бессознательное как предмет психологии. 5
Процессы переработки информации и результаты этих процессов как предмет психологии. 6
Личный опыт человека как предмет психологии. 6
Развитие взглядов на предмет психологии отечественных авторов.
Выводы. 7
Литература. 7
Структура и функции психики. 7
Литература. 9
Методы психологии. 10
Познавательные процессы, их место и роль в психике человека. 11
Ощущение как начальная ступень познания. 11
Общие свойства анализаторов. 12
Восприятие. 13
Воспрятие пространства. 13
Восприятие движения. 14
Восприятие времени. 14
Иллюзии восприятия. 14
Развитие восприятия. 14
Основные подходы к анализу восприятия: 14
Представление. 15
Характеристики представлений. 15
Литература. 16
Воображение. 16
Виды воображения. 16
Функции воображения: 16
Способы создания образов воображения. 17
Литература. 17
Мышление. 17
Мышление как процесс. 17
Литература. 18
Мыслительные операции. 18
Формирование умственных действий. 18
Характеристики мысли как результата мыслительного процесса. 18
Стадии развития мышления. 19
Подробнее о видах мышления см.: 19
Творческое мышление. 19
Препятствия на пути творческого мышления. 20
Литература. 20
Память. 20
Процессы памяти. 21
О процессах памяти см.: 22
О видах памяти см.: 22
Внимание. 22
Виды внимания. 22
Характеристики внимания. 23
Литература. 23
Интеллект. 23
Литература. 24
Речь и язык. 24
Происхождение и развитие слова. 25
Семантическая структура и функция слова. 25
Некоторые теории речевого развития. 25
Литература. 26
Процессы психического регулирования. 26
Эмоции. 26
Литература. 27
Эмоциональные явления. 27
Эмоции и познание. 27
Факторы возникновения эмоций. 28
Об информационной теории эмоций см.: 28
Функции эмоций. 28
Подробнее о функциях эмоций см.: 28
Теории эмоций. 28
Воля. 29
Специфика волевого регулирования. 29
Литература. 30
Сознание. 30
Определение сознания. 30
Основные подходы к проблеме. 30
Литература. 31
Свойства сознания. 32
Свойства сознания как функционального органа: 32
Функции сознания. 32
Литература. 32
Принцип единства сознания и деятельности. 32
О спонтанности сознания см.: 33
Структура сознания. 33
Литература. 34
Сознание и самосознание. 34
Литература. 34
Сознание и бессознательное. 34
Литература. 35
Проблема установки. 35
Поведение и деятельность. 36
Литература. 36
Основы теории деятельности. 36
Литература. 38
Потребности и мотивы. 38
Определение потребностей. 38
К вопросу о происхождении потребностей. 39
Литература. 39
Определение мотива. 39
Иерархия фундаментальных потребностей (по А. Маслоу). 40
Концепции мотивации. 41
Литература. 41
Личность. 41
К вопросу о структуре личности. 41
О попытках классификации личности, выделении типов личности см.: 42
Нейротипические (нейродинамические) свойства человека. 42
Уровни рассмотрения нейродинамических свойств. 43
Общие и парциальные (частные) свойства нервной системы. 43
Темперамент. 43
Способности. 43
Общие и специальные способности. 44
Литература. 44
Характер. 44
Структура характера. 45
Литература. 45
Литература по курсу. 45
Темы рефератов. 46
Библиографический указатель. 46
Новосибирский государственный университет
Научно-учебный центр психологии
Ответственный редактор: П. Е. Рыженков
ББК Ю-93
Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.
© Первушина Ольга Николаевна 1994, 1996
© Научно-учебный центр психологии НГУ 1996
Предмет и методы психологии.
Необходимость обсуждения предмета психологии.
Представления о предмете психологии весьма расплывчаты. Зачастую психологи просто указывают на психические процессы (мышление, память, чувства и т.д.) как на предмет своего изучения. В других случаях говорится о человеке, о личности как предмете психологии. Но и первый, и второй подходы к предмету психологии явно неудовлетворительны, так как все выше названное изучается не только психологией, но и многими другими науками. Нужен четкий критерий, чтобы ясно различать, что подлежит ведению психологии, а что лежит вне ее сферы. Это позволит лучше понимать задачи, которые может и должен решать психолог.
Без четкого представления о предмете затруднительными становятся экспериментальные исследования. Для успешной практической работы психологов также необходимо понимание предмета психологии. Иначе невозможно понять, что существенно иное делают психологи по сравнению с другими специалистами: медиками, педагогами и т.д.
Вопрос о предмете важен и для изучения механизмов психических явлений. Одни исследователи ищут эти механизмы в физиологии мозга. Другие изучают законы, управляющие отношениями между объектами.
Если допустить правильность такой ориентации психологических исследований, то это будет означать, что психические явления не имеют собственно психологических механизмов и что психология ограничена одними «явлениями».
Но тогда исчезает предмет психологии и ее притязания на самостоятельную сферу человеческого знания.В силу вышеизложенного представляется крайне важным определить собственно предмет психологии.
Традиционные представления о предмете психологии.
Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения людей, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку (например, «тень», обитающая в теле и покидающая его после смерти, или боги). Греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни.
В истории психологии сложились различные представления об ее предмете.
Душа как предмет изучения.
Душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVIII века, до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа.
Явления сознания как предмет психологии.
В XVIII веке место души заняли явления сознания, то есть явления, которые человек фактически наблюдает, находит в «себе», оборачиваясь на свою «внутреннюю душевную деятельность». Это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Джона Локка, который считал, что, в отличие от души, явления сознания суть не нечто предполагаемое, а фактически данное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками.
В начале XVIII века вся душевная жизнь сначала в познавательной сфере, а затем и в сферах чувств и воли была представлена как процесс образования и смены (по законам ассоциаций) все более сложных образов и их сочетаний с действиями.
В середине XVIII века сложилась первая наукообразная форма психологии – английская эмпирическая ассоцианистская психология (Д. Гартли).
Особого расцвета ассоциативная психология достигает в середине XIX века. К этому времени относятся работы Дж. Ст. Милля, А. Бэна, Г. Спенсера.
Дж.Ст.Милль рассматривает сознание сквозь призму ассоционистской схемы, но указывает на его зависимость в конкретном психологическом функционировании от логики. По мнению Дж. Ст. Милля, существуют законы ума, отличные от законов материи, но сходные с ними в отношении однообразия, повторяемости, необходимости следования одного явления за другим. Эти явления могут быть открыты с помощью опытных методов – наблюдения и эксперимента. Таким образом,
Александр Бэн переносит акцент с внутренних состояний сознания на двигательную, объективно наблюдаемую активность организма. Принцип отбора двигательных ответов, адекватных внешним условиям, становится у Бэна общим объяснительным принципом всех психических явлений. Построение адекватных ответов осуществляется с помощью механизма «конструктивной ассоциации» на основе проб и ошибок. Таким образом, используется вероятностный принцип «проб и ошибок», утвержденный в биологии, и тем самым деятельность сознания сближается с деятельностью организма.
Для Г.Спенсера предметом психологии является взаимодействие организма со средой. Но при этом объективная психология должна заимствовать свои данные у субъективной психологии, орудие которой – «заглядывающее внутрь себя сознание». Приоритетным методом исследования остается интроспекция.
Стержнем ассоционистской концепции явился закон частоты, гласивший, что упрочение связи есть функция ее повторения. Это во многом определило взгляды И. П. Павлова, И. М. Сеченова, Э. Торндайка, У. Джеймса.
Зинченко В.
П. Сознание как предмет и дело психологии- Файлы
- Академическая и специальная литература
- Психологические дисциплины
- Общая психология
- Сознание и подсознание
- Сознание
Сознание и подсознание
Подсознание
Сознание
- формат doc
- размер 42,98 КБ
- добавлен 22 ноября 2016 г.
1. – С. 207-231. В статье рассматривается возможная структура сознания, включающая 3 слоя: бытийный, рефлексивный и духовный. Бытийный слой образуют взаимодействующие биодинамическая ткань действия и чувственная ткань образа; рефлексивный — взаимодействующие значения и смыслы; духовный —взаимодействующие Я-Ты (Другой). Анализируются взаимоотношения слоев и их образующих в целом сознании. Рассматриваемые на каждом из слоев виды взаимодействий представляют собой противоположно направленные процессы субъективации объективного и объективации субъективного. Подобная трактовка дает дополнительные основания для расширения понятия объективного и включения в него субъективного. Автор считает, что давняя мечта П.Я. Гальперина о том, чтобы психология стала объективной наукой о субъективном мире человека, медленно, но верно приобретает вполне реальные очертания. Развитие сознания благодаря наличию разных образующих рассматривается не линейно, а как гетерогенез, не последовательно, а как единый синхронистический акт.
[Решено] Кто отверг идеи разума и сознания как субъекта
- Джон Ватсон
- Уильям Джеймс
- Вильгельм Вундт
- С. Фрейд
Вариант 1 : Джон Ватсон 900 13
Бесплатно
Общий научный пробный тест
12,4 тыс. пользователей 10 вопросов 10 баллов 12 минутЭволюция психологии
Самоанализ:
- Вундт интересовался изучал сознательный опыт и хотел проанализировать составляющие или строительные блоки разума.
- Психологи во времена Вундта анализировали структуру психики путем интроспекции и поэтому назывались структуралистами.
- Интроспекция — это процедура, в ходе которой индивидуумов или испытуемых в психологических экспериментах просили подробно описать свои собственные психические процессы или переживания.
- Однако интроспекция как метод не удовлетворяла многих других психологов. Это считалось менее научным, потому что интроспективные отчеты не могли быть проверены внешними наблюдателями. Это привело к развитию новых направлений в психологии.
Функционалист:
- Американский психолог, Уильям Джеймс, , который открыл психологическую лабораторию в Кембридже, штат Массачусетс, вскоре после создания лаборатории в Лейпциге, , разработал функционалистский подход к изучению человеческого разума.
- Уильям Джеймс считал, что вместо того, чтобы сосредотачиваться на структуре разума, психология должна вместо этого изучать, что делает разум и как функционирует поведение, заставляя людей взаимодействовать с окружающей средой.
- Например, функционалисты сосредоточились на том, как поведение помогает людям удовлетворять свои потребности.
- Согласно Уильяму Джеймсу, сознание как непрерывный поток психических процессов, взаимодействующих с окружающей средой, составляет основу психологии.
- Джон Дьюи, очень влиятельный мыслитель в области образования того времени, использовал функционализм, чтобы доказать, что люди стремятся эффективно функционировать, адаптируясь к окружающей среде.
Бихевиорист:
- Другая реакция на структурализм пришла в форме бихевиоризма.
- Около 1910 г. Джон Ватсон отверг идеи разума и сознания как предмета психологии. На него большое влияние оказала работа таких физиологов, как Иван Павлов, по классической условной обусловленности.
- Для Уотсона ум не поддается наблюдению, а самоанализ субъективен, поскольку его не может проверить другой наблюдатель.
- По его словам, научная психология должна сосредоточиться на том, что можно наблюдать и проверять.
- Он определил психологию как изучение поведения или реакций (на стимулы), которые можно измерить и изучить объективно.
- Бихевиоризм Уотсона получил дальнейшее развитие у многих влиятельных психологов, известных как бихевиористы. Наиболее известным среди них был Скиннер, который применил бихевиоризм к широкому кругу ситуаций и популяризировал этот подход.
Фрейдист:
- Один человек, потрясший мир своим радикальным взглядом на человеческую природу, был 9 лет.0029 Зигмунд Фрейд.
- Фрейд рассматривал человеческое поведение как динамическое проявление бессознательных желаний и конфликтов.
- Он основал психоанализ как систему для понимания и лечения психологических расстройств.
Следовательно, из указанных четырех психологов Джон Ватсон отверг идеи разума и сознания как предметы психологии .
Скачать решение PDF Поделиться в WhatsApp Последние обновления армейской государственной школы AWESПоследнее обновление: 29 марта 2023 г.
Уведомление армейской государственной школы AWES скоро будет опубликовано. Результаты предыдущего цикла AWES для армейских государственных школ были опубликованы 22 ноября 2022 года. Армейское общество социального обеспечения, известное как AWES, опубликовало Уведомление AWES о наборе в армейские государственные школы в 2022 году. В рамках этого процесса набора учителей будут набирать для 136 армейских Государственные школы, расположенные в различных военных районах и районах расквартирования по всей Индии. Кандидаты могут подать заявку на эту должность онлайн с 25 августа 2022 года по 5 октября 2022 года. Экзамен запланирован на 5 и 6 ноября 2022 года. Желающие кандидаты должны ознакомиться с советами по подготовке к армейским государственным школам AWES, чтобы иметь преимущество перед другими на экзамене. .
Субъекты и Сознание | Я и самопознание
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЯ и самопознаниеЭпистемологияМетафизикаФилософия разумаОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЯ и самопознаниеЭпистемологияМетафизикаФилософия разумаОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Фейсбук
- Твиттер
- Электронная почта
Укажите
Пикок, Кристофер, «Субъекты и сознание», в Аннализе Колива (изд. ), The Self and Self-Knowledge ( Oxford , 2012; онлайн-издание, Oxford Academic, 24 мая 2012 г.), https://doi. org/10.1093/acprof:oso/9780199590650.003.0004, по состоянию на 26 мая 2023 г.Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЯ и самопознаниеЭпистемологияМетафизикаФилософия разумаОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЯ и самопознаниеЭпистемологияМетафизикаФилософия разумаОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
В первой части статьи предлагается положительная оценка de se интенционального содержания. Де Се содержание индивидуализируется при условии, что оно отсылает де-юре к владельцу психического состояния или события, в содержании которого оно представлено. Существует соответствующий отчет об особом способе обновления информации с течением времени. Выделяют три степени вовлеченности представления о себе в мировоззрение субъекта. Вторая часть описывает онтологию субъектов как метафизически взаимозависимую с сознательными ментальными состояниями и событиями. Субъекты сознания индивидуализируются по идентичности аппарата, который интегрирует информацию для создания единых состояний сознания. Теория применяется в критическом обсуждении классических взглядов Юма, Канта и раннего Витгенштейна на личность.
Ключевые слова: самость, первое лицо, de se, субъект, сознание, Юм, Кант, Витгенштейн, ментальный файл, взгляд «без собственности»
Субъект
Эпистемология, метафизика, философия разумаКоллекция: Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступомПолучить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Войти через личный кабинет
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.