Работа над кантиленой в классе фортепиано: Работа над кантиленой в классе фортепиано

Особенности работы над кантиленой в классе фортепиано

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас со Cвешниковой Татьяной Викторовной, преподавателем МОУДОД «Снегиревская ДШИ» п. Снегири Московской области. Сегодня Татьяна Викторовна предлагает вашему вниманию методическую разработку об особенностях работы над кантиленой в классе фортепиано. Данный материал предназначен для педагогов ДМШ и музыкальных отделений ДШИ при работе с детьми младшего и среднего возраста

Краткий комментарий к статье от Татьяны Викторовны:

«Методика разработана в помощь педагогам по классу фортепиано, работающим с произведениями кантиленного характера, чтобы глубоко проникнуть в содержание произведения и затем воссоздать его возможно более правдиво и тонко воспроизвести аналоги фраз для предания целостности мелодического развития темы».

Профессионального чтения…

Особенности работы над кантиленой в классе фортепиано

Фортепиано (рояль) в современном понимании самодостаточный и универсальный музыкальный акустический инструмент.

«Фортепиано для меня – самый любимый инструмент, потому что оно представляет собой нечто в музыкальном отношении целое; каждый же другой инструмент, не исключая и человеческого голоса, в музыкальном отношении – только половина».

Антон Рубинштейн

Именно универсальность фортепиано дает возможность пианисту исполнять музыку соло, музыку с оркестром, музыку в фортепианном ансамбле, а также играть музыку в камерном ансамбле с любыми музыкальными инструментами и, наконец, поддерживать аккомпанементом сольные выступления инструменталистов и вокалистов.

Задача начального музыкального образования дать ученику – пианисту не только теоретические знания о возможностях фортепиано, как музыкального инструмента, но и практически научить пианиста.

Одним из важнейших условий достижения успеха в фортепианном исполнительстве является владение искусством вокального интонирования, поскольку только выразительная, певучая игра способна найти настоящий отклик в душе у слушателя.

«Кантилена» (итал. Cantilena, от лат. Cantilena — пение) – напевная мелодия, как вокальная, так и инструментальная. На фортепианном языке это означает — умение «петь» на инструменте.

«Пение – это главный закон музыкального исполнения, жизненная основа музыки»

К.Н. Игумнов.

Прекрасные примеры кантилены есть в операх Глинки, Чайковского, в операх и ораториях Прокофьева и Шостаковича, в произведениях итальянских композиторов, в многих русских народных песнях.

«Учитывая тончайшие особенности и звучания и восприятия, пианист может создать фортепианную кантилену как волшебство, раскрывающееся перед слушателем.»

С.Е. Фейнберг.

В педагогической деятельности каждый преподаватель ставит и решает задачи по воспитанию юного музыканта с учетом своих педагогических принципов и индивидуальных возможностей ученика. В зависимости от его возрастных и психологических особенностей, уровня развития и готовности к обучению выбирается уровень сложности музыкального материала и его объём. Основным в работе над кантиленными пьесами является активное и заинтересованное отношение к исполняемому музыкальному произведению, понимание его основных характеристик и особенностей. Практический показ педагогом особенностей исполнения произведений кантиленного характера является основным при обучении детей в классе фортепиано. Наглядное сопровождение позволяет доходчиво объяснить ребенку содержание и авторский замысел исполняемого музыкального произведения, постепенно вводить музыкальные термины

Работа над кантиленой – кропотливый, продолжительный, достаточно сложный процесс, но в тоже время увлекательный и творческий. Работая над кантиленой, мы прежде всего работаем над мелодией, над звуком. При работе над мелодией очень важно, чтобы ученик слышал интонационность музыкальной речи, ее смысл, выразительность, характер.

Работа над кантиленой занимает значительное место в обучении и воспитании ученика — пианиста. Произведения кантиленного характера всегда входят в программные требования обучения.

В младших классах обучение начинающих пианистов основывается прежде всего на работе над звуком, звукоизвлечением, мелодическим мотивом, музыкальной фразой. Ребенок знакомится с элементами музыкальной формы от простейших мотивов до музыкальных предложений, динамикой; приобретает опыт эмоционального сопереживания музыке. Работа строится на использовании песенного материала и изучением наиболее простых пьес. В младших классах для работы с кантиленой прекрасной возможностью будет обучение игре легатного аккомпанемента в форме арпеджио и мелодических подголосков.

В средних классах педагог подбирает в работу более сложный музыкальный материал для своего ученика, но музыка для изучения по — прежнему детская, хрестоматийная: детские альбомы П. Чайковского, Р. Шумана, С. Прокофьева. Мелодическая линия кантилены, её гармония и сама фортепианная фактура усложняются, музыкальная форма становится более объемной и сложной.

В старших классах пианист изучает сложные по фактуре и форме, яркие по выразительности и эмоционально наполненные пьесы кантиленного характера таких композиторов как В. А. Моцарт, Ф. Шопен, П. И. Чайковский до Д. Шостакович, С. Прокофьев.

«Музыка – искусство звука. Она не дает видимых образов, не говорит словами и понятиями. Она говорит только звуками… Раз музыка есть звук, то главной заботой, первой и важнейшей обязанностью любого исполнителя является работа над звуком.»

«Работать над звуком можно реально, только работая над произведением, над музыкой и её элементами. И эта работа, в свою очередь, неотделима от работы над техникой вообще. Нужно уметь «петь» на фортепиано, чтобы сыграть певучую мелодическую пьесу.».

Г.Г. Нейгауз

Для того чтобы научить слушать звук, научить приёмам звукоизвлечения, ведению фразы и т.д., желательно давать кантиленные пьесы с яркой звуковой окраской, разнообразные по характеру и настроению, близкие и понятные ученику. В работе над ними следует добиваться выразительного исполнения и показывать игровые движения, которые облегчают звуковую задачу, помогают выражению музыкального смысла. В воспроизведении кантиленой мелодии на фортепиано важно, внутренне услышав её выразительные особенности, избрать соответствующее ей тактильное ощущение прикосновения к клавиатуре. Педагог должен передать ребенку ощущение прикосновения к клавиатуре при исполнении кантилены путем сравнений и ассоциаций. Примером могут послужить высказывания Нейгауза, Тальберга, Игумного, Корто. Нейгауз говорил о «прорастании пальца в клавиатуру до дна», А. Корто писал о «погружении пальца в клубнику», К. Н. Игумнов и С. Тальберг ассоциировали исполнение кантилены с «замешиванием теста» пальцами.

Работа над кантиленой, как работа над любым видом произведения, должна в особенности заставить ученика слушать себя «со стороны». Ученик должен стремиться, во-первых, «к полному, мягкому, певучему звуку», во-вторых, — к максимальному разнообразию звуковых красок.

Как правило, в основе кантиленных пьес лежит красивая мелодия. А мелодия предполагает исполнениеlegato. Это основной прием игры на фортепиано, и работе над ним необходимо уделять внимание на протяжении всего периода обучения в музыкальной школе. При игре произведений кантиленного характера существует большая проблема в связности звуков (легатной игре). Необходимо связать без толчка один звук с другим, переступая с пальца на палец или «передавая эстафету» от одного пальца другому. Переступающие пальцы ведут руку, которая подкрепляет их и в то же время сохраняет общее плавное движение. Взаимодействие пальцев и руки придаёт звукам глубину, а мелодии — связность.

«При исполнении кантилены пальцы следует держать как можно ближе к клавишам и стараться по возможности больше играть “подушечкой”, то есть стремиться к максимальному слиянию пальцев с клавиатурой»

К.Н. Игумнов.

Руки пианиста-исполнителя в кантилене должны быть сильными и точно направленными в клавиатуру, но в тоже время должны оставаться мягкими и пластичными. Каждому ребенку необходимо объяснить, что при звукоизвлечении рука должна быть полностью освобождена, особенно в запястье. Ладонь лучше располагать над нажимаемой клавишей, а не сбоку от нее. Пальцы следует держать по возможности собранными вместе, готовыми к игре в любую секунду. В кончиках пальцев необходимо ощущение крепости, цепкости. В исполнении кантилены основным является использование веса руки, опоры на клавиатуру, а вернее правильно рассчитанное давление руки на клавиатуру. Важно объяснить детям ощущение переноса части веса руки в клавиатуру плавно, без толчков и в то же время надо не растерять его, адресовав в конец пальца. Ведь бывают случаи, когда у учащихся в кантилене устает рука, то есть эмоциональное напряжение (естественное при исполнении многих мелодий) переходит в напряжение физическое. При этом давление руки, не доходя до конца пальца, задерживается в кисти или локте. Рука зажимается и устает, а звук оказывается лишенным полноты и интенсивности.

В процессе обучения педагог объясняет ребенку значение подготавливающих движений пальцев, кисти, круговых движений локтей и предплечий. Педагогу необходимо дать представление ребенку об игре независимыми друг от друга, самостоятельными пальцами. Важно научить обучающегося умению распределять внимание, распределять вес руки и пальцев, обращать внимание на игру «приготовленными» руками и пальцами, сформировать умение диктовать ощущениям в руке применять ту силу звука, которая необходима, уравновешивать звучание. Если, например, требуется извлечь теплый и проникновенный звук, то к клавиатуре лучше прикасаться ближе к клавишам, а для яркого и открытого звука следует использовать полную амплитуду размаха пальцев. В случае, если кантилена звучит в октавном исполнении – более слабый из пяти пальцев мизинец берется активнее и увереннее, а первый палец – аккуратнее. Пальцы в кантилене могут двигаться с большим или меньшим размахом. Однако, безусловно, целесообразным является такое их положение, при котором с клавишей соприкасается вся подушечка пальца, то есть положение вытянутое, мягкое. Конечно, бывают случаи, когда палец приходится закруглять в силу особенности фактуры, но это исключение, которому мастера пения на рояле прибегают только при крайней необходимости.

При разучивании музыкальных произведений педагогу следует помочь ребенку выбрать наиболее удобную аппликатуру. В старших классах эту работу могут выполнять сами обучающиеся.Аппликатура – способ расположения и порядок чередования пальцев в процессе игры на музыкальном инструменте, а также обозначение этого способа в нотах. Подбор удобной и целесообразной аппликатуры очень важен для исполнительного искусства. Именно от грамотного выбора аппликатуры зависит целостность исполнения музыкальной фразы у начинающих пианистов. Обычно в кантилене используются 3, 4, 5 пальцы, реже 2, а 1 палец считается «непевучим». Однако бывают и исключения.

Огромную роль в достижении правильного звукоизвлечения играет искусство пения.Те из пианистов, у кого лишь общее, поверхностное представление о хорошем пении, гораздо реже владеют и хорошим выразительным исполнением. Глюк, Гайдн, Моцарт и другие знаменитости всех времён пели в юности. Пропевание голосом, выразительное и певучее исполнение одно- и двухголосных песен и пьес является основой для развития навыков исполнения произведений кантиленного характера.

«В особенности не следует упускать возможности послушать искусных певцов, так как от них выучишься мыслить спетым. Затем очень полезно для правильного исполнения фразы пропеть её себе самому. Этим путём всегда большему научишься, чем из книг и рассуждений».

Ф.Э.Бах

Нельзя исключить влияние педали на правильное и красивое звучание кантиленных произведений. В кантиленных пьесах основное значение имеет запаздывающая, продлевающая педаль. Несложные певучие пьесы на ранних этапах следует учить без педали. Так красивый звук, плавное легато, выразительность фразировки будут чувствоваться в первую очередь пальцами. Затем можно начинать работу над педализацией. Как один из первых образцов можно предложить педализацию кульминационных звуков музыкальных фраз, или просто относительно более длинных звуков мелодии. В медленных напевных пьесах педаль можно брать на каждый длинный звук мелодии, вслушиваясь в чистое звучание и снимать на коротких.

Таким образом, изучение кантиленных произведений помогает активно развивать различные стороны музыкального мышления ученика, помогает приобрести навыки выразительной певучей игры. Формирование и совершенствование умения напевно и мелодично исполнять музыкальные произведения кантиленного характера является одним из основополагающих приемов воспитания музыкальной культуры обучающихся в классе фортепиано. Приобщение к искусству исполнения кантилены посредством развития умения внимательно вслушиваться в музыкальную речь, проникать в ее смысл и строение, работать над качеством звучания благотворно сказывается на развитии творческих музыкальных способностей, исполнительской инициативы ребенка.

Список использованной литературы

1. Браудо И.А. Артикуляция. (О произношении мелодии). – Л.: «Музыка»,1961.

2. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры.– М.: «Музыка», 1988.

3. Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. – М.: «Классика – XXI», 2001.

4. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. – М.: «Классика – XXI», 2003. 

5. Рубинштейн А. Г. Литературное наследие. В трех томах. Том 1. Статьи. Книги. Докладные записки. Речи. М.: «Музыка», 1983.

6. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве / под общ. ред. С.М. Хентовой. – М.-Л.: «Музыка», 1966.

7. Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано.- М.: «Музыка», 1978.

8. Коган Г. М. О работе музыканта- педагога.- М.: « Музыка», 1979.

9. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано.- М.: «Просвещение», 1984.

Методическая разработка на тему ««Работа над кантиленой в классе фортепиано»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 1»

Красносулинского района

 

 

Методическая разработка на тему

«Работа над кантиленой в классе фортепиано»

Подготовила: Преподаватель класса фортепиано: 

Непойда Л. С.

2019

 

 

Содержание.

 

1.Введение.

2.Основная часть.

2.1 Работа над мелодией.

2.1.1. Объединяющие движения руки.

2.1.2. Соединение долгих звуков с последующими короткими.

2.1.3. Интонационный анализ мелодии

2.1.4 Работа над фразировкой.

2.1.5 Дыхание.

2.1.6 Агогика.

2.1.7 Педализация.

2.2 Работа над аккомпанементом.

2.3 Соединение мелодии и аккомпанемента.

2.4 Выстраивание драматургии произведения.

2.5 Работа над кантиленой В.А.Зиринга “Сказание” (репертуар 5 класса)

3. Заключение.

4. Список литературы.

1.    Введение

Кантилена – (от лат.cantilena-пение) это напевная мелодия, как вокальная, так и инструментальная. Владение кантиленой – это владение искусством “пения на фортепиано”. “Пение – это главнейший закон музыкального исполнения, жизненная основа музыки”- писал К. Н. Игумнов. Кантилена в фортепианном учебном репертуаре является очень важным и значительным жанром.

Цель изучения кантиленных произведений – воспитание у пианиста ценных исполнительских качеств:

1.    Умение “петь” на фортепиано, которое имеет ударную природу.

2.    Умение исполнять одновременно вокальную мелодию и сопровождение (часто многоплановое).

3.    Развитие лирической стороны юного пианиста.

Работу над звуком необходимо начинать с первых уроков, одновременно с постановкой рук и посадкой за инструментом. Ученика необходимо учить слушать звук, развивать умение слушать музыкальную речь, проникать в её смысл и строение.

Работу над кантиленой следует строить с двух сторон:

-Воспитание слуховых представлений,

-Обучение двигательной культуре.

Ученика необходимо научить слушать и вести звук, а пальцы и руки создавать необходимую звучность.

Задачи процесса овладения кантиленой:

1.    Освоение мелодии вокального типа.

2.    Работа над различными типами аккомпанемента.

3.    Изучение особенностей соединения мелодии и сопровождения.

Основная часть.


Работа над мелодией


“Главная роль в музыкальном произведении принадлежит мелодии, а все остальное лишь дополняет мелодическую мысль” (М.Глинка).

Мелодия — это не ряд обособленных звуков, а определенная ритмическая и высотная последовательность звуков, связанных между собой в единое целое.

В работе над мелодией стоит задача добиться “хорошей исполнительской дикции” (Л. Оборин), певучего и ясного звука, который зависит от контакта с клавиатурой, опоры и цепкости пальцев.

Трудность в работе над мелодией – умение извлечения певучего звука. С учеником необходимо освоить два основных приема звукоизвлечения: “от себя” (внедрение в клавиатуру) и “к себе” (зацеп клавиши).

“Внедрение”- палец закругленный, как бы преодолевая сопротивление, продвигается весом руки вглубь клавиши “движение от себя”. Характер движения зависит от динамики. Чем громче звук, тем активнее, быстрее движение, тем большая часть руки в нем участвует — кисть, предплечье, вся рука.

Тихой звучности соответствуют медленные плавные движения. После достижения пальцами дна клавиши рука не перестает движение “от себя”. звук извлеченный весом руки отличается плотностью, глубиной, насыщенностью звучания. Этот прием звукоизвлечения используется для кантилены, для тянущихся звуков и медленных аккордов.

“Зацеп” – кончик вытянутого пальца в момент прикосновения к клавише закругляется, будто мягко зацепляет воображаемую петлю или воображаемое углубление (движение “к себе”), становясь надежной опорой для свободно подвешенной, гибкой, “дышащей” руки. Палец не скользит по клавише, а “прилипает” ко дну клавиши. Запястье делает небольшое движение вверх. Этот прием полезен для певучих мелодических пассажей, изображает тембры скрипки, виолончели. Звук легкий, прозрачный, ясный.

Когда оба приема звукоизвлечения освоены, можно приступить к дальнейшей работе над мелодией.


Объединяющие движения руки.

Для использования певучего легато важны объединяющие движения руки.

Рука, устремляясь к очередному звуку, обязана двигаться, передавая опору от пальца к пальцу, как смычек, который плавно передвигается по струне. “Рука должна находиться напротив пальца” (Л. Николаев). Внешние движения руки, огибающие контуры мелодической фразы, должны быть незначительными. “Вихляние кисти и руки ничего путного не достигают, а лишь создают тощую кантилену” (К. Игумнов). Кисть должна быть подвижной, не зажатой.

“Рука – пароход, идущий по волнам, кисть вздымается и опускается. Эти движения небольшие, волнообразные и плавные ” (В. Разумовская). “Рука поет, пальцы разговаривают”, “Рука ходит на пальцах”, “Рука дышит” – крылатые выражения Г. Нейгауза.


Соединение долгих звуков с последующими короткими.

Следует научить ученика слушать затухающий звук до конца и ощущать (“вести”) его кончиком пальца, пока он длится. Короткие звуки, следующие после долгих следует играть с той силой звучности, с какой звучали долгие звуки к моменту взятия короткого. Часто ученики этого не слушают и получаются “выкрики” и этим нарушается связность звучания.

Каждый следующий звук мелодии не берется заново, а выливается из предыдущего. В дальнейшем умение слушать звук в сочетании с ощущением движения музыки помогает добиться певучего легато, музыкальной цельности.

После звуко-двигательного освоения партии правой и левой руки приступаем к интонационному анализу мелодии.

Пение на фортепиано – это не столько способ извлечения каждого звука мелодии, сколько умения слить их в интонации, фразы, предложения.


Интонационный анализ мелодии.

Ребенку необходимо рассказать, что такое интонация.

Интонация – это самая мелкая смысловая единица в музыке, как слово в разговорном языке.

Каждая интонация, как слово, имеет свой смысл. В разных музыкальных произведениях одна и та же интонация может приобретать разное значение.

Например:

1.    Два звука, соединенные лигой в медленном темпе, получили название “интонация вздоха”.

2.    Восходящие интонации чаще символизируют активность, яркие сильные чувства, радость, страх, торжество, отчаяние.

-Постепенное движение менее активно, интервальное более активно.

-Интонации, движущиеся по тонам, звучат менее напряженно, полутоновые движения более напряженно.

-Диссонантные интервалы – тритон, септима звучат более напряженно, чем пустая квинта, мягкая чистая кварта или секста.

3. Нисходящее движение часто символизирует пассивность, бессилие, опадающие листья, человека, павшего духом.

Существуют восходящие интонации, лишенные силы, активности, а нисходящие интонации могут привести к кульминации. При разборе каждая интонация должна быть наполнена смыслом, логически выстроена.

Работа над фразировкой.

Работа над фразировкой – это объединение коротких, а затем более протяженных мелодических линий по горизонтали с помощью динамических и ритмических устремлений к опорным точкам и уход от них с помощью динамических и ритмических спадов.

В пьесах кантиленного характера очень часто звучат фразы, предложения с повтором. Чтобы не было однообразия в исполнении, каждое повторение необходимо исполнить по-новому, разными звуковыми красками. Часто при повторах мелодического материала композитор изменяет фактуру, гармонию. Если сначала мелодия звучала одноголосно, затем звучит в интервальной или аккордовой фактуре. Фактура может обогащаться динамикой, если звучит кульминационный момент. Фактурное обогащение может возникать при углубленном звучании басов в сопровождении.

Мелодия может быть украшена фигурациями, украшениями. Меняют характер мелодии новые гармонические краски.

Часто полифонические элементы в виде имитации появляются в изложении мелодического материала.

Все изменения мелодии окрашивают её живыми красками.

Педагог должен научить ученика слышать всё до мельчайших деталей. Чтобы ученику легче было сделать фразировку, можно сделать подтекстовку.

 

 

 Дыхание.

Дыхание в музыке является важнейшим условием живой и выразительной музыкальной речи.

Музыка без дыхания мертва. В игровом процессе дыхание связано с движением рук. “Дышать” нужно вовремя, в соответствии с фразировкой и с характером звуковых задач. Дыхание помогает ярче выразить характер музыки. Правильное дыхание связано с дослушиванием звука или пауз.

 Агогика.

Агогика – учение о незначительных отклонениях от темпа в исполнении музыкального произведения. В нотном тексте часто нет обозначений отклонения темпа, скорости движения мелодии. Эти отклонения часто очень незначительные, но они вносят красочную структуру, новизну в “жизнь” мелодии. Темповые отклонения часто применяются в кульминациях. Убыстрение или замедление динамизирует изложение. Для подчеркивания интонационных точек следует использовать агогику. Ученики, стремясь подчеркнуть эти звуки, часто играют их прямолинейно, точно по времени и, вместо небольшого выделения этих звуков, получаются “выкрики”. С этой целью можно применять легкое смещение некоторых звуков мелодии во времени, беря их чуть позже или раньше. Главное в исполнении агогики – чувство меры.

Педализация.

Очень большое значение для певучести фортепианного звука имеет правая педаль. Пианист лишен возможности долго держать звук, как это могут делать певцы, исполнители на духовых, струнных инструментах. Фортепианный звук быстро угасает. Если после того, как звук зазвучал нажать на педаль, то тем самым мы “вдохнем новую жизнь” в этот звук. Получив поддержку в резонировании освобожденных демпферов струн, звук становится ярче и “жизнь” его продолжается. В этом одно из назначений “запаздывающей” педали. Умело пользуясь педалью, исполнитель находит тембр, колорит звучания, создает гармонический фон мелодии.

Работа над аккомпанементом

Кантилена относится к гомофонному складу музыки. Зародилась она в народной музыке – пение с музыкальным аккомпанементом.

Аккомпанемент – это гармоническая и ритмическая опора мелодии. Включает в себя многообразные выразительные функции и исполнительские задачи.

Аккомпанемент можно разделить на следующие виды гомофонно-гармонического сопровождения:

1.    Гармония в тесном расположении – аккорды.

2.    Гармония в широком расположении (собирание гармонии в аккорды с помощью педали).

3.    Различные фигурации.

Аккорды в сопровождении следует исполнять звукоизвлечением “зацеп” – движение пальца “на себя”. Звук должен быть ясным и тихим. Необходимо добиться одновременности звучания всех звуков аккорда.

Гармония в широком расположении представляет собой бас и различное количество аккордов, гармонического заполнения.

Бас – основа гармонии, исполняется весовым движением “внедрение”, когда свободная рука тяжело кладется на бас, происходит мягкое и глубокое погружение руки. Звук глубокий, протяжный.

Другой вид туше извлечения баса – пятый палец левой руки приготовлен, касается клавиши, рука движется от клавиатуры к корпусу. Создается скользящее – цепляющее движение, напоминающее стирание пыли с клавиши. Звук легкий, тихий, но ясный.

Бас, извлекаемый толчком. Вся рука от плечевого сустава пружинистым движением, толчком от себя извлекается бас. От активности толчка зависит сила звука.

Гармоническое заполнение – аккорды должны звучать легко и ясно. Все звуки аккорда берутся одновременно. Верхний звук аккорда необходимо выделить, так как звучание гармонии определяет бас и вершина.

Для соединения баса и аккордов необходимо освоить объединяющее движение руки. Бас берется с весом руки, затем облегченная рука скользит по клавиатуре к аккорду. На последнем аккорде локоть готовится к движению на бас.

Фигурации гармонические – гармония изложена отдельными звуками, которые объединяются педалью.

Фигурации мелодические – мелодия в аккомпанементе, звуки которой опевают, связывают мелодически опорные тоны гармонии, либо мелодия в виде подголосочной полифонии.

Нижний звук фигурации – бас, исполняется весовым движением “внедрение”, а остальные звуки для достижения тихого звучания нужно исполнить цепкими кончиками пальцев “зацеп”, когда полувыпрямленный палец начинает движение без замаха с поверхности клавиши, в ладонь, и активной последней фалангой нащупывает звук “на дне” клавиши. Звуки все текут к басу, к сильной доле, чтобы не было статичности.

Аккомпанемент в пьесах кантиленного характера отличается сложностью исполнения и требует отдельной от мелодии работы. Все движения необходимо отрабатывать до “автоматизма”, добиться правильного туше, звуковой выразительности.

 

 Соединение мелодии и аккомпанемента.

Соединяя мелодию и аккомпанемент воедино, не следует выделять мелодию искусственным образом. Надо добиваться расслоения двупланной фактуры (мелодия и аккомпанемент) с помощью разного уровня звучности. Между мелодией и аккомпанементом должна быть “звуковая дистанция”, “воздушный простор” и мелодия свободно, без усилий “парила в воздухе”. “Мелодия не должна тонуть в звуковой давке и не должна работать локтями, чтобы выбраться из неё” (Г. Коган).

Звуки аккомпанемента не должны “топтаться” на месте, а, следуя за развитием мелодии, помогать связанности звуков мелодии, способствовать усилению звучности и удержанию её уровня в кульминационных моментах, а так же ослаблению звучания в концах фраз целого предложения.

 Выстраивание драматургии исполнения произведения.

Драматургию произведения определяет форма. Форма собирается из деталей – интонаций, фраз, предложений.

Кантиленные пьесы чаще всего пишутся в двухчастных или трёхчастных формах. Встречаются миниатюры в форме периода.

Драматургию, форму произведения выстраиваем с помощью выразительных средств – динамики, гармонии, темпа. Эта работа развивает музыкальное мышление ученика.

Ученику необходимо рассказать о двух видах формы: контрастная и последовательная драматургии. Контрастная строится на сопоставлении музыкальных образов, последовательная предполагает сквозное развитие с главной кульминацией в конце.

В работе над произведением залогом успеха является заинтересованное, активное отношение к музыкальному произведению, понимание художественной и звуковой специфики музыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1. Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М.Музыка, 1971.-287 с.

2. Щапов, А.П. Фортепианная педагогика. -М.Советская Россия, 1960.

3. Бейлина, С.З. В классе профессора В.Х. Разумовской. -Л. Музыка ,1982.

4. Коган, Г.М. Работа пианиста. -М.Музгиз, 1963.

5. Либерман, Е. Работа над фортепианной техникой. -М.Икар-МП,1996.

6. Москаленко, Л.А. Методика изучения фортепианной кантилены. — Н.НГКимГлинки,1999

7. Тимакин, Е.М. Навыки координации в развитии пианиста. — М.Сов.Композитор,1987.

 

 

 

 

Эндрю Марринер — Кларнет — Публикации — Кларнет Кантилена

CLARINET CANTILENA

Десять пьес для кларнета и фортепиано

произведения ГАЛЛО, МОЦАРТ, ШУБЕРТ, РАХМАНИНОВ, ВЕРДИ и БАРЛОУ

составлено и организовано

ЭНДРЮ МАРРИНЕР И СТИВЕН БАРЛОУ


Сейчас доступно как в виде для загрузки в цифровом виде, так и в виде печатной книги (см. ниже)

красивая, музыкальная и музыкальная,
и во все стоит поиграть или попытаться сыграть.

Произведения Шуберта сияют невинностью, Рахманинов удивительно романтичен,
а «Вариации Барлоу» — бесстыдная демонстрация технического волшебства».

Андре Превин


О мероприятиях

Кларнет Cantilena представляет новый музыкальный альбом, который я разработал для кларнетистов с любым уровнем игры. Выборы являются личным выбором, сделанным почти полностью из вокальных произведений, которые, я считаю, особенно подходят для характеристик кларнета в сольном концерте. Хотя транскрипции в основном просты, я заручился помощью Стивена Барлоу в фортепианной обработке оркестрового материала и в создании оригинального набора вариаций на три темы из 9 Верди.0014 Сила судьбы .

La Colomba реконструирует оригинальную лютневую работу семнадцатого века Жака де Галло, которая позже была использована Респиги в его оркестровой сюите The Birds . Арии сопрано из опер Моцарта « Заида » и « Волшебная флейта » , как и две песни Шуберта, предлагают очевидные возможности для инструментального выражения. Дополнительным вызовом является передача содержания исходного текста. Балетная музыка «Розамунды» Шуберта уже благоприятствовала кларнету: в этой обработке я добавил к ее распределению мелодическое содержание.

Аранжировка медленной части Второй симфонии Рахманинова для использования кларнета си-бемоль (с последующей транспозицией аккомпанемента фортепиано) позволяет исполнителю, не имеющему доступа к ля-кларнету, сыграть эту музыку. Vocalise композитора — естественный выбор для транскрипции. Написав ее для голоса и фортепиано, Рахманинов дал певцу возможность выбрать гласный звук для пения. Неудивительно, что «Вокализ» был расшифрован как средство практически для любого инструмента, типа голоса и их комбинации, а также как вызов мастерству и вкусу солиста.

Также перенесены из ля кларнета в си-бемоль отрывки из оперы Верди La forza del destino . Среди них два выдающихся соло на кларнете в увертюре к опере, а также соло в оркестровом вступлении в третьем акте к арии тенора «O tu che in seno agli angeli». Я попросил Стивена Барлоу написать фантазию на тему трех отрывков из партитуры Верди. Он свободно переделывал их, возвращаясь к тому блестящему сольному инструментальному «попурри», которое популяризировало оперные мелодии во времена Верди.

Крышки
1. Жак де Галло: Ла Коломба
2. Вольфганг Амадей Моцарт: Zaïde — «Ruhe Sanft, mein holdes Leben»
3. Вольфганг Амадей Моцарт: Волшебная флейта — «Ach ich fühl’s»
4. Франц Шуберт: Музыка D. 547
5. Франц Шуберт: Ständchen D.957
6. Франц Шуберт: Розамунда Д.797
7. Сергей Рахманинов: Вокализ соч. 34, № 14
8. Сергей Рахманинов: Адажио из Симфонии № 2 ми минор
9. Джузеппе Верди: La forza del destino — Введение и Entr’acte
10. Стивен Барлоу: Три вариации на тему La forza del destino — Вариация I
11. Стивен Барлоу: Три вариации на тему La forza del destino — Вариация II
12. Стивен Барлоу: Три вариации на тему La forza del destino — Вариация III
Информация о цифровом издании
Кларнет Кантилена, Десять пьес для кларнета и фортепиано

2 PDF-файла:
Партия кларнета Кларнет Кантилена (2MB)
Кларнет Кантилена Партитура для фортепиано (3MB)

ПРИОБРЕТЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ВЕРСИИ
Информация о печатном издании
Кларнет Кантилена, Десять пьес для кларнета и фортепиано
Партия фортепиано 44 стр. , кларнета 20 стр., включая вступления
Отпечатано в формате Concert (230×305)
Бумага Olin Rough Cream, 120 г/м²
Ламинированная обложка 250 г/м²
Седельный шов
ИСМН 979-0-

00-1-0

Покупка через PayPal

ПОЖАЛУЙСТА, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ :

Все платежи и счета производятся в фунтах стерлингов.
Ваш банк или эмитент платежной карты конвертирует платеж в вашу собственную валюту.
Заказы в пределах Великобритании отправляются почтой первого класса Royal Mail.
Заказы за границу отправляются обычной авиапочтой.

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ :

Купить Кларнет Cantilena , Эндрю Марринер и Стивен Барлоу.

Цена: £16,99 + почтовые расходы

Пожалуйста, убедитесь, что вы выбрали правильную зону доставки из списка.

ВТОРОЙ ВАРИАНТ :

Купить Кларнет Cantilena , Эндрю Марринер и Стивен Барлоу.

Цена: £25,99 + почтовые расходы

Пожалуйста, убедитесь, что вы выбрали правильную зону доставки из списка.

Преподавание и мастер-классы   Контакт   Ссылки  

Уроки игры на фортепиано в Юте | The Piano Place

Научитесь играть на фортепиано

Если вы всю жизнь мечтали научиться играть на фортепиано или эта идея пришла к вам недавно, сейчас самое время записаться на уроки игры на фортепиано. Преданные преподаватели The Piano Place в Фармингтоне, Солт-Лейк-Сити, Южном Джордане, Дрейпере и Лехи хотят привить вам пожизненную любовь к этому универсальному инструменту, который является неотъемлемой частью их жизни.

Кто берет уроки игры на фортепиано?

Некоторые люди откладывают запись на уроки игры на фортепиано, потому что боятся, что это будет слишком сложно, но наши талантливые преподаватели хотят, чтобы вы знали, что каждый может учиться.

В The Piano Place у нас есть ученики из всех слоев общества, от начальной школы до взрослой жизни. Никогда не поздно научиться играть на фортепиано.

Кроме того, наши преподаватели превращают уроки игры на фортепиано в удовольствие. Мы делаем это, адаптируя наши уроки к каждому отдельному ученику. Мы не заставляем вас играть Моцарта, если вам действительно нравится Леди Гага. Используя музыку, которую вы любите, чтобы научить вас играть на фортепиано, мы делаем обучение проще и веселее.

Чем хороши уроки игры на фортепиано?

Фортепиано — отличный выбор, если вы хотите научиться играть на музыкальном инструменте. Это потому, что он такой универсальный. Как только вы освоите основы, вы сможете играть множество своих любимых песен.

Вы всегда будете востребованы на вечеринках и тусовках, ведь вы можете просто сесть и наиграть мелодию на пианино в любом доме. Вы не можете этого сделать, когда решите научиться играть на тромбоне или флейте. Вы даже можете часами развлекать себя, играя любимые песни или разучивая новые.

Воспитание любви к музыке

Независимо от того, хотите ли вы сами брать уроки игры на фортепиано или планируете записать своего ребенка на уроки игры на фортепиано, знайте, что независимо от того, насколько далеко вы продвинетесь в своих уроках, вы получите пользу от полученного опыта. всю свою жизнь. Применение дисциплины обучения игре на инструменте в других ситуациях помогает вам учиться и расти.

Наши преподаватели неустанно работают, чтобы вдохновлять своих учеников, и вы быстро увидите результаты своей самоотверженности и упорного труда. Многие из наших учеников продолжают изучать музыку в школе и становятся профессиональными музыкантами, но даже те, кто не оглядывается на свое время в The Piano Place с любовью и вспоминают его как место приветствия и поддержки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *