Рационально-эмотивная терапия
Рационально-эмотивная терапия — Направление в когнитивной психотерапии (Альберт Эллис), основанное на устранении иррациональных суждений пациента, страдающего неврозом. Ключевой является так называемая АВС-теория, в соответствии с которой, определенное негативное проявления эмоций (фрустрация, разочарование) или поведения (С) пробуждается к жизни не непосредственно каким-либо событием (А), а лишь опосредствованно, через систему интерпретаций или верований (В). Целью психотерапевтической работы является обнаружение и устранение системы патогенетических интерпретаций, приводящих к нарушению эмоциональных и поведенческих реакций.
Эллис подчеркивал, что у людей нет прямых реакций на большинство ситуаций, что эмоциональные реакции зависят от способа восприятия событий. Так, это не события волнуют, огорчают, раздражают или злят нас, но способ, с помощью которого человек интерпретирует и осмысляет их.
Иллюстрация: ребёнок слышит, когда отец кричит на него, расстраивается при этом; однако сосед по дому, который слышит точно те же «объективные стимулы», на эту родительскую вспышку совершенно не реагирует (или реагирует иначе: злится, например).
Эллис основывается на том, что у людей могут быть и есть неадаптивные и иррациональные способы интерпретации событий, вызывающие эмоциональные расстройства такой интенсивности, которая никак не может быть оправдана реальной рациональной оценкой события.
Эллис моделирует эмоциональное поведение в последовательности, легко запоминаемой как простая мнемоника АВС:
Соотношение между А и С непредсказуемо, если мы не знаем В. То есть, если мы знаем, что такой-то индивид попал в такую-то ситуацию (например ему отдавили ногу в общественном транспорте), но не знаем при этом модель мира человека (хотя бы в ключевых моментах), то последствия его действий сложно предугадать (человек с отдавленной ногой может устроить скандал, может заплакать, может начать читать нотации, может проигнорировать, может сразу полезть в драку…).
Виды иррациональных суждений
Эллис разделил иррациональные суждения на четыре вида:
1. «Долженствовательные» указывают на то, что кто-то (или что-то) должно быть не таким, каково оно есть («Я должен выиграть игру», «Он должен быть любезным по отношению ко мне», «Все должны быть честными со мной»). В основе таких суждений лежит какое-то навязчивое целеполагание.
2. «Ужасания» суждения строятся на том, что всё ужасно, жутко и кошмарно, потому что все не так, как следовало бы быть («Будет ужасно, если я не закончу уборку до прихода мужа», «Это ужасно, что мой замысел разгадали, теперь мне конец»). Подобные суждения строятся, опираясь на сильно негативные эмоции, при этом имеет место «страх ужаса».
3. Суждения «надлежания» отражают неспособность человека выдержать или вытерпеть мир, если он отличается от того, каким ему «надлежит» или «следует» быть («Я не вытерплю, если окажется, что мой лучший друг — обманщик», «Все вокруг оказались враги, и я это не смогу перенести»).
4. «Порицающие» суждения принижают личность (собственную или того человека, из-за которого ситуация стала не такой, какой ей «надлежит» или «следует» быть). В основе таких суждений лежит инфантильная модель мира, в которой люди делятся на хороших и плохих, добрых и злых, и также инфантильное представление о долге каждого человека поощрять или наказывать хороших или плохих. Примеры: «Он ужасный человек, должен быть наказан за опоздание», «Если он скажет мне ещё одно плохое слово, я пойму, что он — негодяй, и тогда я ему отомщу».
Двенадцать основных иррациональных идей по Эллису
Конкретизируя, Эллис выявил наиболее типичные, «сердцевинные» иррациональные идеи, которые явно или неявно лежат в основе большинства эмоциональных расстройств.1. Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих.
2. Есть поступки порочные, скверные, и повинных в них следует строго наказывать.
3. Это катастрофа, когда все идет не так, как хотелось бы.
4. Все беды навязаны нам извне — людьми или обстоятельствами.
5. Если что-то пугает или вызывает опасение — надо быть начеку.
6. Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать.
7. Каждый нуждается в чем-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе.
8. Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным. Нужно все знать, все уметь, все понимать и во всем добиваться успеха.
9. То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на нее потом.
10. На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать все, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.
11. Плыть по течению и ничего не предпринимать — вот путь к счастью.
12. Мы не властны над своими эмоциями и не можем не испытывать их.
Типовая схема работы в РЭТ
1. Доказать клиенту состоятельность рационально-эмотивной терапии. Доступным языком изложить теоретические основы РЭТ. Рассмотреть примеры из жизни. Введите модель АВС и раскройте клиенту основную идею терапии. Дайте пример иррациональных и рациональных мыслей, обусловленных таким социальным событием, которое было бы понятным и близким клиенту. Обсудите, к каким рациональным или иррациональным последствиям поведенческого и эмоционального плана могут эти суждения привести.
2. Добиться согласия клиента рассмотреть его собственные иррациональные суждения, пользуясь аппаратом РЭТ.
3. Терапевт обсуждает и оспаривает иррациональные суждения клиента. Предъявите перечень выявленных иррациональных утверждений и обсудите с клиентом, почему эти утверждения иррациональны и какими рациональными утверждениями их можно заменить. Хорошей идеей будет записать эти рациональные утверждения.
4. Клиента стимулируют к тому, чтобы он разработал свои собственные аргументы против иррациональных суждений, поупражнялся с ними и заменил иррациональные суждения более подходящими оценками активизирующих событий. Предложите клиенту определить свою собственную ситуацию. Обсудите с ним, какие иррациональные мысли приходят ему в голову в такой ситуации и к каким последствиям эта ситуация чаще всего приводит. Запишите эти мыслимые последствия и предложите клиенту произвести на свет и записать более рациональные мысли.
5. Развитие новых рациональных и реалистических суждений о событиях, об актуальных и возможных. На этом завершающем этапе важно развить и укрепить «отремонтированную» модель мира клиента.
6. Поощрение клиента к выявлению иррациональных мыслей, чувств и действий, возникающих в определенных проблемных ситуациях. Ситуации должны быть конкретными, вызывающими определенные трудности. Предпочтительнее, например, высказывание: «Когда я вижу привлекательную девушку, я думаю … А что, если я не найду, что сказать… И вот я буду стоять, уставившись как дурак, с открытым ртом…» (к этому высказыванию могут быть применены иррациональные мысли №3 и №8 из списка иррациональных идей).
Менее предпочтительны общие утверждения типа «Когда я среди людей, у меня нет уверенности в себе». Для того, чтобы помочь клиентам охватить все коллизии проблемных ситуаций, мы использовали простую методику воображения. Клиентов просят закрыть глаза, расслабиться и представить себе недавно случившиеся проблемные ситуации, а затем рассказать о мыслях и чувствах, возникших у них в этих конкретных ситуациях.7. После выявления нескольких ситуаций нужно упорядочить их по критерию трудности (опираться можно на степень стрессогенности ситуации). Если возможно, ситуации выстраиваются в иерархии.
8. Терапевт предъявляет каждую из проблемных ситуаций, начиная с самой легкой. Ситуации предъявляются в дискуссии, в воображении, в реальной жизни. Клиент получает инструкцию во время каждого предъявления описывать свои чувства и мысли. Цель упражнения — добиться того, чтобы определенное эмоциональное состояние стало сигналом к поиску у себя иррациональных мыслей. На этой стадии мысли будут появляться не столь тщательно упакованными и обозначенными.
9. По мере предъявления каждой иррациональной идеи она оспаривается терапевтом. Затем терапевт постепенно поощряет клиента к тому, чтобы он сам взял на себя роль оспаривающего. Этот процесс носит характер полемики. Клиента спрашивают, на все ли 100% его суждения истинны, неизбежны и основаны на неопровержимых фактах. Предъявляются контр-примеры, и клиента подводят к тому, чтобы он сам сформулировал более рациональные суждения об активизирующем событии и представил себе, к каким результатам могут привести эти рациональные суждения.
10. Клиенту предъявляют активизирующие события (в воображении, в ролевой игре или в реальной жизни) и предлагают ему в присутствии терапевта поупражняться с рациональными альтернативами. Терапевт обучает клиента тому, как контролировать свою эмоциональную реакцию (здесь наиболее удобен метод «термометра страха» с делениями от 0 до 100 баллов). На начальных стадиях терапевт действует также как суфлер и составитель репетируемых рациональных суждений. Контроль и упражнения продолжаются до тех пор, пока данное активизирующее событие не перестает вызывать интенсивной эмоции.
Домашние задания
На разных стадиях терапии можно давать клиенту домашние задания, о выполнении которых клиент рассказывает на последующих встречах. Вот примеры домашних заданий:
1. Попросите клиента определить (помимо обсуждаемых на сеансах) еще две свои реальные жизненные проблемы и выявить в них последовательность АВС. Пусть постарается отыскать более рациональные суждения и изучить последствия, к которым они могут привести.
2. Психотерапевт просит клиента в реальных жизненных ситуациях попробовать технику превращения иррациональных суждений в рациональные. Записи об этой практике и о достигнутых улучшениях заносятся в дневник.
Читать онлайн «Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии» — Эллис Альберт — RuLit
От авторов
По рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ) опубликовано немало превосходных специальных работ, включая и несколько наших собственных (Bernard, 1991; Bernard & Wolfe, 1993; Dryden, 1994a, 1994b, 1995a, 1995b; Dryden & DiGiuseppe, 1990; Dryden & Hill, 1993; Dryden &Neenan, 1995; Ellis, 1985c, 1994c, 1996a; Ellis & Crieger, 1986; Walen, DiGiuseppe, & Dryden, 1992; Yankura & Dryden, 1990,1994). Однако ни в одной из этих книг нет систематического описания клинического применения РЭПТ, например, ее использования в индивидуальной, супружеской, семейной, групповой и интенсивной терапии. Таким образом, работы, в которой бы систематически обобщался порядок проведения РЭПТ, до сих пор не было.
Ранее мы публиковали статьи и монографии, охватывающие важные аспекты практики РЭПТ (Dryden, 1985b; Ellis, 1971а, 1985с, 1993b), однако некоторые из этих работ уже устарели и более не издаются. Поэтому в данной работе мы пересмотрели и модернизировали материал прошлых лет и добавили несколько глав по новым разработкам РЭПТ — в общем, попытались создать книгу, которая бы предоставляла всеобъемлющую картину по проведению РЭПТ. Такое изложение принципов РЭПТ позволило бы любому заинтересованному психотерапевту эффективнее использовать ее основные клинические приемы.
Эта книга не раскрывает всех аспектов РЭПТ. В некоторых из уже упомянутых публикаций те или иные способы применения РЭПТ описываются более подробно, здесь же о них говорится лишь вскользь. То же самое можно сказать и об использовании РЭПТ в психологической просветительской практике, например, на курсах, семинарах и интенсивных рационально-эмоциональных поведенческих тренингах. Однако специалисты, желающие использовать наиболее популярные клинические методы РЭПТ, найдут в этой книге их самое детальное описание Мы не ждем, что данная работа заменит собой все другие публикации по РЭПТ, но в то же время надеемся, что она станет существенным и полезным дополнением к ним.
Альберт Эллис, PhD
УиндиДрайден, PhD
Предисловие
Предлагаемая вашему вниманию книга является результатом более чем 50-летней истории развития когнитивно-эмоциональной поведенческой психотерапии. Безусловно, главная роль в развитии этого метода немедицинской психотерапии принадлежит Альберту Эллису. Созданный им и разработанный в деталях новый метод психотерапии получил широкое распространение в мире и пользуется на сегодняшний момент заслуженным признанием как психотерапевтов, так и их клиентов, о чем свидетельствует успех института Эллиса и написанных им книг.
Альберт Эллис родился в Питтсбурге в 1913 году и вырос в Нью- Йорке. Так или иначе, вся профессиональная деятельность Эллиса связана с этим городом, доставившим ему много неприятностей. Лишь высокая степень уверенности в себе и умение извлекать пользу из жизненных трудностей путем их рациональной проработки и решения проблем позволили Эллису найти способ помощи в преодоление трудностей другим людям. Проблемы со здоровьем еще в раннем детстве заставили Эллиса сменить занятия спортом на чтение, конфликты в семье (родители Эллиса развелись, когда ему было 12 лет) научили Эллиса внимательно относиться к внутреннему миру человека и стремиться к пониманию других людей.
Первоначально Эллис планировал заняться литературной деятельностью. Он хотел получить специальность экономиста, чтобы к 30 годам заработать достаточно денег для спокойного литературного творчества. В 1934 году Эллис окончил университет Нью-Йорка и получил степень магистра деловою администрирования. Вместе с братом они основали первое предприятие. В 1938 году Эллис получил должность начальника службы персонала в небольшой фирме. Параллельно с работой в сфере бизнеса Эллис занимался литературным трудом, к 28 годам у него было уже более двух десятков рукописей, которые он нигде не мог опубликовать. Желая как-то повысить привлекательность своих рукописей для издателей, Эллис решил написать несколько работ о сексуальных проблемах и стал собирать материалы для книги о сексуальной свободе. Поскольку собранные материалы Эллис широко обсуждал с друзьями, его стали считать чем-то вроде эксперта по этому предмету. Многие из его друзей стали обращаться к Эллису за советом и он обнаружил, что консультирование нравится ему не меньше, чем литературное творчество. Эллис вновь занялся своим образованием. В 1943 году он получил степень магистра по курсу клинической психологии Университета Колумбии (Нью-Йорк). Уже в это время он открывает частную психотерапевтическую практику по семейным и сексуальным проблемам. В 1947 году Эллис поступает в аспирантуру и решает начать учебный анализ, чтобы через несколько лет стать психоаналитиком. Это оказалось не простым делом, поскольку большинство психоаналитических институтов ориентировалось на психологов с докторскими степенями. Все же Эллису удается найти аналитика из группы Карен Хорни, который соглашается работать с ним. Эллис прошел полный анализ и начал практику классического психоаналитика. В 40-е года Эллис работал психоаналитиком в учебных учреждениях и клиниках, но его вера в психоанализ быстро разрушилась. Используя опыт своей консультативной деятельности, Эллис стал экспериментировать с более директивными вмешательствами, чем это было принято в психоанализе. К1955 году Эллис полностью отошел от психоанализа и стал разрабатывать свой собственный стиль психотерапии, основанный на анализе и изменении верований и убеждений клиентов, их представлений о должном и нужном. В 1957 году вышла книга Эллиса «Как жить с невротиком». Двумя годами позже Эллис основал свой Институт рационально-эмоциональной терапии, в котором стал проводить консультации и семинары для психотерапевтов. В 1960-м году вышла его книга «Искусство и наука любви», которая пользовалась большим успехом.
Читать онлайн «Рационально-эмотивно-поведенческая терапия», Кристин Дойл – ЛитРес
© Oxford University Press, 2014
© Перевод на русский язык ООО Издательство «Питер», 2022
© Издание на русском языке ООО Издательство «Питер», 2022
© Серия «Когнитивно-поведенческая психотерапия», 2022
© Д. Ковпак, предисловие, 2020
Предисловие к русскому изданию
Данная книга – одна из базовых для обучения когнитивно-поведенческого терапевта и тем более специалиста в рационально-эмотивноповеденческой терапии (РЭПТ). В ней скрупулезно собраны и наглядно представлены ключевые теоретические концепты и детально описаны практические инструменты РЭПТ, разработанные Альбертом Эллисом и его учениками, к числу которых относятся и авторы данной книги.
Мне очень повезло иметь возможность переписываться с Альбертом Эллисом в конце 1990-х во время написания моей диссертации, посвященной когнитивно-поведенческому направлению психотерапии тревожных расстройств. Один из учеников Эллиса, профессор Говард Кассинов, у которого я проходил обучение в 1998 году, рекомендовал ряд тестов для моей научной работы, и я решил уточнить у самого Альберта Эллиса некоторые нюансы. Конечно, это был хороший повод и отличная возможность взаимодействия с этим известнейшим специалистом и сооснователем одного из ведущих направлений современной психотерапии. Это было незабываемое общение, и не только по тестам и материалам по тревожным расстройствам, но и по широкому кругу вопросов, ответами на которые так щедро и бескорыстно делился Эллис. Могу сказать, что это был очень отзывчивый и проницательный человек, с богатым опытом и глубоким знанием психики и ее механизмов, психологии и философии. Он помогал понять очень многие вещи буквально несколькими строчками своих ответов. Мне также посчастливилось непосредственно учиться у авторов этой книги, как в Институте Эллиса в Нью-Йорке, так и на различных конгрессах и конференциях. Это не просто одни из самых талантливых и выдающихся учеников и последователей Эллиса, но и наиболее активные продолжатели его дела – люди, на протяжении всей своей жизни активно развивающие тактику и стратегию, техники, технологию и саму философию РЭПТ. Они бережно сохраняют традиции Института Эллиса и его наработки, а также вносят свежее дыхание в РЭПТ за счет современного понимания развития психотерапии в целом и когнитивно-поведенческого направления в частности. Но самое важное, на мой взгляд, это тот юмор и легкость бытия, которые вы сможете почувствовать даже через текст этой книги и в полной мере ощутить, поучаствовав в их семинарах или личном общении. Их высочайший профессионализм создает удивительно располагающую и доброжелательную атмосферу как на учебных мероприятиях, так и в терапии. Они переняли от Эллиса его потрясающие способности элегантно воплощать направляемое открытие, помогать клиенту увидеть суть вещей, своих ошибок, предубеждений и умело конфронтировать с его иррациональными убеждениями.
Это наиболее полное руководство для понимания современной РЭПТ, написанное высокопрофессиональным, но в то же время легким языком, наглядно и одновременно глубоко раскрывающим суть и философию этой наиболее опытной и старейшей школы когнитивно-поведенческого направления терапии. Эта книга была популярна у отечественных специалистов с первых дней ее появления на английском языке. В издании, переведенном на русский язык, которое мне посчастливилось редактировать, посвятив шлифовке каждого предложения, термина и понятия немало времени, найдут для себя много ценной и полезной информации не только начинающие специалисты, но и опытные коллеги, и не только когнитивно-поведенческие терапевты, но и профессионалы любого направления психотерапии и психологического консультирования. Важные аспекты теории поданы емко и с точным разъяснением для использования в практике. Практические аспекты введения в терапию, формирования рабочего альянса и выстраивания терапевтических отношений представлены как четкий алгоритм действий. Разъяснение каждого аспекта диагностической формулы АВС и ее терапевтического продолжения DEF раскрыты уникально глубоко и компетентно для наиболее полного их понимания и качественного использования в работе с клиентами и пациентами с самым широким спектром проблем. Все аспекты, которые могут пригодиться психотерапевту в его работе, структура сессии и курса терапии в целом, его ведение и завершение раскрыты наиболее полно, доступно и качественно. Ведение диспутов и их стили представлены в этом издании с виртуозным мастерством и искрометным юмором. Это именно тот случай, когда психотерапию по праву сравнивают с искусством благодаря неисчерпаемому креативу ее опытных мастеров.
Уверен, что для многих эта книга станет настольной, раскроет немало секретов психотерапии, подарит ценные алгоритмы мастерства и позволит стать профессионалом своего дела, квалифицированно и качественно помогающего людям решать свои проблемы и достигать баланса в жизни. Приятного погружения в чтение и удовольствия от классического когнитивно-поведенческого психотерапевтического руководства-шедевра.
Дмитрий Викторович Ковпак,врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова, председатель Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, вице-президент Российской психотерапевтической ассоциации, член исполнительного совета Международной ассоциации когнитивной психотерапии (IACP board member), член Международного консультативного комитета Института Бека (Member of the Beck Institute International Advisory Committee)
Нашему учителю и наставнику Альберту Эллису посвящается
Предисловие ко второму изданию
После выхода в свет в 1980 году первого издания «Практического руководства по рационально-эмотивной терапии» оно стало новаторским учебным пособием для практиков РЭТ, особенно начинающих. С тех пор руководство являлось прекрасной возможностью познакомить тысячи слушателей с РЭТ и основным документом программы на получение сертификата, а также более продвинутых учебных программ Института рационально-эмотивной терапии в Соединенных Штатах, Канаде, Мексике, Австралии и ряде стран Европы, Ближнего Востока, Азии. Будучи лектором и наставником большинства из них, я неоднократно поражался тому, что некоторые участники с самого начала проводят удивительно хорошие психотерапевтические сессии – благодаря усердному изучению и четкому следованию формулировкам этой превосходной книги.
Второе издание сохранило все достоинства своего предшественника 1980 года и, кроме того, достаточно серьезно актуализирует теорию и практику РЭТ. Создавая данную форму терапии в 1955 году, я уделял большое внимание ее когнитивной и философской составляющей, так как методы лечения в то время, особенно психоанализ и личностно-ориентированная терапия, к сожалению, пренебрегали аспектами, помогающими клиентам стать более эмоционально устойчивыми. Но даже в самом начале рационально-эмотивная терапия была высокоэмоциональной и поведенческой: за много лет до обучения на клинического психолога, в 1942 году, я использовал десенсибилизацию in vivo[1](заимствованную у Джона Б. Уотсона) и упражнения на избавление от чувства стыда (в основном созданные мною) для преодоления собственной социальной робости и огромного страха перед публичными выступлениями. С 1943 по 1947 год я также занимался активно-директивной сексуальной терапией, пока, к моему сожалению, не отвлекся (до 1953 года) на обучение и занятия психоанализом. После разочарования в психоанализе и создания РЭТ, в 1955 году, я вернулся к методам активно-директивной психотерапии, включив ряд эмоциональных и поведенческих техник в мою первую методику РЭТ. Почему? Дело в том, что, как скоро выяснилось, сочетание рационально-эмоциональных и поведенческих методов работает лучше, чем использование акцента исключительно на когнитивную реструктуризацию.
Теория обычно ведет к практике, но порой происходит и обратное. Чем больше я практиковал РЭТ в 1950-х годах способом, который Арнольд Лазарус впоследствии назвал мультимодальной терапией, тем сильнее развивал эмоционально-экспрессивную теорию. Я увидел в своих клиентах иррациональные убеждения (Ellis, 1958, 1962) и тем самым вывел себя из состояния душевного равновесия как в эмоциональном, так и в поведенческом плане. Кроме того, я обнаружил, что их главными схемами или принципами были иеговистские, абсолютистские долженствования и команды, а также что они зачастую неукоснительно и строго их придерживались, безусловно ощущали и включали в свои психосоматические реакции, явно привыкли поступать согласно своим дисфункциональным убеждениям и что они комплексно интегрировали собственные сознательные и бессознательные требования, команды, императивы и настояния почти во все мысли, чувства и поступки.
К началу 1960-х годов я осознал, что дети, подростки и взрослые узнают многие свои (будущие) цели, желания и ценности от родителей и благодаря культуре, потому что рождаются доверчивыми, обучаемыми и восприимчивыми. Следовательно, их «нормальная» личность, как отмечали Сэмпсон (Sampson, 1989) и другие социальные психологи, неразрывно связана с социальностью. Соответственно они являются уникальными личностями и весьма социальными существами. Однако, как заметил полвека назад Келли[2] и как недавно отмечали вновь многие социальные мыслители (Mahoney, 1991), люди активно конструируют и реконструируют свои идеи и поведение, а не просто слепо перенимают их из семей и общества.
Хотя Гуидано (Guidano, 1988), Махони (1991) и другие ошибочно обвиняли РЭТ в приверженности сенсуализму и рационализму, на самом деле она более конструктивистская, чем большинство прочих когнитивных и некогнитивных терапий. Позвольте мне вкратце перечислить некоторые, пусть не все, конструктивистские теории и практики.
1. РЭТ считает, что почти все люди имеют стойкую, в значительной степени врожденную предрасположенность к научению или принятию семейных и культурных стандартов и предпочтений, а затем – к созданию и конструированию жестких долженствований и требований относительно них. Таким образом, люди зачастую догматично убеждают себя: «Поскольку мне очень нравятся успех и одобрение, я обязательно должен иметь их практически всегда, почти при любых условиях» (Ellis, Harper, 1975).
2. Основные, вызывающие нарушения «я» долженствования и требования не только поверхностны или сознательны, но и зачастую скрыты, имплицитны, бессознательны и сильно привязаны к «глубинным» структурам разума и тела.
3. Как показал Боулби,[3] дети обычно рождаются чрезвычайно привязанными к родителям и другим значимым для них людям, но они также часто создают тяжелую «необходимость» быть любимыми и сами (а не опосредованно) приводят себя к серьезным нарушениям, если эмоциональные предпочтения удовлетворяются не полностью.
4. РЭТ считает, что детей (и взрослых) преимущественно учат оценивать свое поведение как «хорошее» и «плохое», но они в основном конструируют (вместо того, чтобы просто научиться учитывать) свое «я», личность или существо. Поступая «хорошо», они естественным образом склонны «идеализировать», а поступая «плохо», легко «демонизируют» или проклинают не только свое поведение, но и свое «я» целиком.
5. РЭТ теоретически предполагает, что почти все люди, как бы они ни были воспитаны, имеют две противоположные креативные тенденции: а) проклинать и идеализировать себя и других (как отмечалось выше), загоняя себя в эмоциональное нарушение; б) изменять и реализовывать себя, делаясь здоровыми и менее тревожными. РЭТ пытается научить людей использовать способность к самореализации для снижения беспокоящих тенденций и конструирования и, таким образом, более приятной жизни.
6. РЭТ противостоит ригидности, «должнонанизму», односторонности, статичности и решительно поддерживает открытость, поиск альтернатив, отсутствие догматизма и гибкость. Она поддерживает научное, недогматическое мировоззрение и теоретически предполагает, что при достаточно последовательном принятии философии подобного рода люди имеют нарушения гораздо реже, чем в случае искренней антинаучности.
7. РЭТ пытается помочь людям достичь того, что называется «глубоким философским изменением» или «изменением установок», а не просто изменить нереалистичные атрибуции и выводы, к чему склонны некоторые другие виды когнитивно-поведенческой терапии.
8. Махони (1991) утверждает, что, по мнению когнитивных конструктивистов, поступки, чувства и знания являются неотъемлемой частью адаптации и развития. РЭТ соглашается с данным утверждением. Однако, как я отмечал в моей первой статье о РЭТ, представленной на съезде Американской психологической ассоциации в Чикаго в 1956 году, и повторно заявлял в статье «Разум и эмоции в психотерапии» (Ellis, 1962), «теоретические основы РЭТ базируются на допущении, что человеческое мышление и эмоция – не два разрозненных, а два существенно перекрывающих друг друга процесса, которые в некоторых отношениях для всех практических целей являются по сути одним и тем же. Как и два других главных жизненных процесса – ощущения и движения, – они неразрывно связаны и не могут рассматриваться полностью изолированно».
9. Гуидано и Махони вместе с Фрейдом (1965) и Роджерсом (Rogers, 1951) подчеркивают важность психотерапевтических отношений для изменения личности. Но, как ясно указывает недавно вышедшая книга Уэйлена, Диджузеппе и Драйдена, РЭТ подчеркивает важность сотрудничества психотерапевта и клиента и, в частности, то, что терапевтам всегда лучше безусловно принимать клиентов и не просто говорить им о своем приятии, а показывать его независимо от того, насколько адекватно они поступают, являются милыми и вызывающими симпатию или нет. В дополнение к показу и моделированию безусловного принятия практики РЭТ учат клиентов философскому принятию себя не вследствие, а независимо от их принятия психотерапевтом (Эллис,[4] 1977a, 1988; Ellis and Harper, 1975). Такой двоякий подход подчеркивает способность людей выбирать и конструировать собственное принятие себя, поэтому он более конструктивистский, чем большинство других когнитивно-поведенческих и некогнитивных подходов. По этой причине РЭТ необычайно конструктивистская и интегративная (Ellis, 1987c).
В данной редакции «Практического руководства по рационально-эмотивной терапии» мне нравится то, что оно выходит за рамки первого издания и подчеркивает интегративные, конструктивистские, эмоциональные и поведенческие аспекты РЭТ. Обсуждение когнитивного диспутирования иррациональных убеждений в РЭТ настолько хорошо, что его легко назвать превосходным. Но оно также показывает, что «готовый» практик РЭТ активно и совместно, точно и эмоционально, с интеллектуальной и поведенческой точки зрения оспаривает дисфункциональные выводы, атрибуции и основную философию клиентов. Как показывает данная книга, специфичная (избирательная) РЭТ имеет свою неповторимую «изюминку» и отличается от терапии Бека (Beck, 1976), Молтсби (Maultsby, 1975), Мейхенбаума (Meichenbaum, 1985) и других когнитивных бихевиористов. Однако в целом РЭТ, бесспорно, пересекается с прочими основными когнитивными терапиями, адаптирует и использует многие из их методов.
РЭТ также имеет сильную гуманистическую и экзистенциальную составляющую (Ellis, 1990b, 1991c), и, вероятно, она эмоциональнее любой из популярных когнитивно-поведенческих терапий. В данной книге четко представлены ее целостные, интегративные и эмоциональные аспекты. Тот, кто поставит перед собой цель понять неповторимость и контекст рационально-эмотивной терапии 1990-х годов, найдет их здесь в полном объеме.
Альберт Эллис, доктор философии, президент Института рационально-эмотивной психотерапии в Нью-Йорке
Предисловие
Прошло тридцать два года с момента выхода первого издания «Практического руководства по РЭТ» и двадцать лет с момента публикации второго. По прошествии этого времени цель данной книги остается прежней – предоставить текст, который научит впервые знакомящихся с моделью РЭПТ психотерапевтов применять на практике элегантную теорию, предложенную Альбертом Эллисом. Книга предназначена для плохо знакомых с РЭПТ специалистов. Однако, поскольку она представляет собой обширную когнитивно-научающую терапию, мы предполагаем, что читатель владеет некоторыми знаниями о базовых психологических принципах, психопатологии, модификации поведения и поведенческой терапии, а также главными навыками и умениями для проведения интервью и формирования терапевтического альянса. Не имея такой основы, новоиспеченный РЭПТ-терапевт рискует проводить терапию механистически. Мы также ожидаем, что наши читатели прочли другие основные книги по теории РЭПТ: «Разум и эмоции в психотерапии» (Ellis, 1994), «Преодоление сопротивления» (Ellis, 2002), «Рационально-эмотивно-поведенческая терапия с трудными клиентами» (Ellis, 2002), «Практика рационально-эмотивно-поведенческой терапии»[5] или «Рационально-эмотивно-поведенческая терапия: руководство для терапевта». [6]
Понять основные принципы РЭПТ не составляет особого труда. Формат прост, а формулировки, как объяснял доктор Эллис, привлекают внимание (например, «должнонанизм ведет к самоизнасилованию»). Изучив «Новое руководство по рациональному образу жизни» (Ellis and Harper, 1975), легко прочитать занятную лекцию на эту тему. В действительности многие клиенты способны читать лекции, хотя могут оказаться не в состоянии последовательно применять данные принципы к решению своих проблем. Эффективно руководить клиентом, поставив себе цель принять такие решения с применением РЭПТ, гораздо труднее. За годы подготовки терапевтов мы обнаружили, что многие практики заявляют о владении РЭПТ, однако прослушивание записей сессий показало: зная теорию, они не могли реализовать ее на практике.
При подготовке первого издания книги мы записывали образцовые сессии в Институте Альберта Эллиса, вычленяли представленные рекомендации и разбивали их на категории, впоследствии ставшие структурой книги. В новой редакции эта структура сохранена и добавлены рекомендации, которые мы давали слушателям на протяжении многих лет, поскольку теория расширялась, а знания (мы надеемся) увеличивались.
После выхода второго издания Альберт Эллис скончался, в мире больше нет энергичного, преданного и неутомимого защитника рационального мышления, который мог противостоять тенденции человечества к эмоциональным нарушениям. Он был замечательно одаренным теоретиком, терапевтом и учителем. Мы чувствуем себя обязанными внести свой вклад в представление и расширение его трудов, обучая терапевтов во всем мире реализовывать на практике теоретические идеи и клиническую мудрость Эллиса. Надеемся, что это издание достигнет поставленных целей и станет частью наследия великого мыслителя и целителя.
С момента выхода второго издания также произошел ряд изменений в РЭПТ, мы постарались отразить их в данной книге. Во-первых, Эллис изменил название терапии с рационально-эмотивной на рационально-эмотивно-поведенческую – чтобы отразить использование поведенческих вмешательств и домашних заданий, всегда являвшихся частью данной психотерапии. Мы подчеркиваем, что когнитивное и философское изменение является средством, с помощью которого РЭПТ пытается помочь клиентам, но отработка новых идей и практическая реализация изменений поведения являются наиболее важными аспектами РЭПТ, как любой терапии.
Кроме того, к моменту выхода первого издания книги теория рассматривала тринадцать иррациональных убеждений, каждое из которых считалось независимо влияющим на эмоциональное нарушение. Некоторые иррациональные убеждения рассматривались как оценочные. Искажения реальности не относились к иррациональным убеждениям и являлись менее важными для изменения, чем оценочные иррациональные убеждения. Граница между когнитивными искажениями реальности и иррациональными убеждениями была не столь четкой. Второе издание книги продолжило рассмотрение большинства иррациональных убеждений в качестве оценочных.
Эллис изменил свою теорию в «Разуме и эмоциях в психотерапии» (Ellis, 1994). Он поместил требовательность (то, что «следует» делать, «должен» и «обязан» делать человек) в центр эмоционального нарушения и постулировал, что прочие иррациональные убеждения и когнитивные искажения порождены требованиями к реальности. С этого момента читателей второго издания могло запутать несоответствие между тем, как рассматривались иррациональные убеждения во втором издании, и тем, что писал Эллис в более поздних работах. В этом издании представлена более современная версия теории Эллиса. Хотя исследования отстают от теории, мы поощряем терапевтов судить и вмешиваться на уровне требований, оценивать влияние других иррациональных убеждений и воздействовать на них при необходимости.
За эти годы многие терапевты прошли обучение РЭПТ. Даже во время краткого, но интенсивного базового практикума, предлагаемого Институтом Альберта Эллиса и его учебными центрами, значительный прогресс в поведении терапевта происходит, когда во время практической терапии участники делают записи и разбирают их с наставником. Благодаря такому наставничеству каждый слушатель ощущает мощную устную традицию РЭПТ. Наставники дают студентам (которые, в свою очередь, могут стать наставниками) множество полезных подсказок по использованию РЭПТ. Как происходит в устной традиции, первоначальный источник подсказки может быть забыт, но полезная информация продолжает распространяться.
Большая часть клинической мудрости и рекомендаций настоящего издания – наследие выдающихся терапевтов, работавших в Институте Альберта Эллиса или бывших частью сообщества РЭПТ. Мы хотим выразить глубокую признательность тем, кто его создавал. Это бывшие директора и члены совета Института, например Билл Кнаус, Эд Гарсия, Джон Гайс, Джанет Вулф, Ричард Уэсслер, Дом Диматтиа, Майкл Броудер, Катарина Макларен, Энн Вернон и Джим Макмахон. Список включает многих прекрасных ученых, продвинувших наши познания в РЭПТ: Эммет Велтен (покойный), Майкл Бернард, Дэниел Дэвид, Аврора Сентаготаи, Говард Кассинов, Майкл Нинан, Мишлер Бишоп, Дон Бил, Лен Рорер (покойный) и Марк Терьесен. Также есть немало выдающихся наставников в Нью-Йорке и наших зарубежных филиалах: Пол Хок, Роберт Мур, Вирджиния Уотерс, Роуз Оливер (покойная), Джон Витерито, Моника О’Келли, Рут Малкинсон, Хулио Обст Камерини, Тео Ийзерманс (покойный), Дидье Плё, Чезаре Де Сильвестри (покойный), Стивен Палмер, Хрисула Костоджаннис, Стив Нильсон, Хэнк Робб, Майк Абрамс, А. Г. Ахмед и множество других.
С момента выхода первого издания когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) превратилась из убежища небольшой группы изгоев в основное теоретическое направление данной области. Ее успех стал благословением и проклятием. Многие психотерапевты говорят, что практикуют КПТ, но не могут сказать, какие мысли они выбирают в качестве мишеней в своем лечении. Кроме того, некоторые терапевты путают негативные искаженные мысли, атрибуции, иррациональные производные, требовательные иррациональные убеждения и не в состоянии дифференцировать понятия. Мысли о существовании негативных жизненных событий – это лишь мысли. Однако в модели ABC Эллиса они входили в часть A, а не в часть B (иррациональные убеждения). Для решения данной проблемы мы создали расширенную модель ABC, чтобы разделить считающиеся частью A в РЭПТ мысли и иррациональные убеждения. Мы также рассмотрели характерные особенности РЭПТ, ее отличия от типичной КПТ и случаи, когда терапевты могут объединить прочие вмешательства КПТ с уникальными особенностями РЭПТ.
За последнее десятилетие проведено значительное количество исследований общих (неспецифических) особенностей РЭПТ. Теперь мы знаем гораздо больше о роли терапевтического альянса и о том, как отношения между клиентом и терапевтом влияют на результаты психотерапии. Мы расширили охват этих областей и объяснили, как РЭПТ-терапевты могут общаться в активно-директивном стиле, при этом сохраняя хороший альянс и демонстрируя безусловное принятие своих клиентов.
За два последних десятилетия РЭПТ сильно расширилась. В настоящее время программы по ее обучению существуют на всех континентах и во многих странах. Четверка авторов вела обучающие тренинги РЭПТ в разных государствах, и каждый год половина участников программ профессионального обучения в Институте Альберта Эллиса в Нью-Йорке приезжает из-за рубежа. РЭПТ стала более глобальной. Мы многому научились, применяя РЭПТ к разным культурам, и понимаем, что люди будут использовать данную книгу в качестве руководства для проведения терапии у себя дома. Мир превратился в большую деревню, поэтому мы дополнили эту работу мультикультурной составляющей. И умышленно использовали примеры, собранные нами во время наставничества терапевтов с разных концов света. Надеемся, что поставленная цель достигнута.
Второе издание включало главы о прохождении обучения и рекомендуемый список книг по самопомощи. Однако рост Интернета и расширение РЭПТ снизили актуальность этих глав. Для получения самой свежей информации на данную тему читатель может зайти на веб-страницу Института Альберта Эллиса (www.albertellis.org).
Нью-Йорк (США) – Рэймонд ДиджузеппеНью-Йорк (США) – Кристин ДойлЛондон (Великобритания) – Уинди ДрайденГарлем (Нидерланды) – Уотер Баккс
Рационально-эмоциональная поведенческая терапия: принципы, методы, эффективность
Что такое рационально-эмоциональная терапия?
Рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ) — это тип терапии, введенный Альбертом Эллисом в 1950-х годах. Это подход, который помогает вам выявить иррациональные убеждения и негативные модели мышления, которые могут привести к эмоциональным или поведенческим проблемам.
После того, как вы определите эти паттерны, терапевт поможет вам разработать стратегии по их замене более рациональными паттернами мышления.
РЭПТ может быть особенно полезна для людей, живущих с различными проблемами, включая:
- депрессию
- тревогу
- аддиктивное поведение
- фобии
- непреодолимое чувство гнева, вины или ярости
- 2 112090 расстройство пищевого поведения привычки
- агрессия
- проблемы со сном
Читайте дальше, чтобы узнать больше о РЭПТ, включая ее основные принципы и эффективность.
REBT основан на идее, что люди обычно хотят преуспеть в жизни. Например, вы, вероятно, хотите достичь своих целей и обрести счастье. Но иногда иррациональные мысли и чувства мешают. Эти убеждения могут влиять на то, как вы воспринимаете обстоятельства и события — обычно не в лучшую сторону.
Представьте, что вы написали сообщение человеку, с которым встречаетесь уже месяц. Вы видите, что они прочитали сообщение, но прошло несколько часов, а ответа нет. На следующий день так и не ответили. Вы можете начать думать, что они игнорируют вас, потому что не хотят вас видеть.
Вы также можете сказать себе, что сделали что-то не так, когда видели их в последний раз, затем вы можете сказать себе, что отношения никогда не складываются и что вы будете одиноки до конца своей жизни.
Вот как этот пример иллюстрирует основные принципы REBT, называемые Азбукой:
- A относится к (a) активирующему событию или ситуации, которая вызывает негативную реакцию или реакцию. В этом примере A — это отсутствие ответа.
- B относится к (b) убеждениям или иррациональным мыслям, которые могут возникнуть у вас по поводу события или ситуации. Буква Б в этом примере — это убеждение, что они больше не хотят вас видеть или что вы сделали что-то не так и что вы будете одиноки до конца своей жизни.
- C относится к последствиям (c) , часто к мучительным эмоциям, возникающим в результате иррациональных мыслей или убеждений. В этом примере это может включать в себя чувство бесполезности или недостаточно хорошего поведения.
В этом сценарии РЭПТ сосредоточится на том, чтобы помочь вам переосмыслить свое отношение к тому, почему человек не ответил. Возможно, они были заняты или просто забыли ответить. Или, может быть, они не заинтересованы в новой встрече с вами; если это так, это не значит, что с вами что-то не так или что вы проведете остаток своей жизни в одиночестве.
РЭПТ использует три основных типа методов, которые соответствуют Азбуке. Каждый терапевт может использовать немного отличающуюся комбинацию техник в зависимости как от своего прошлого клинического опыта, так и от ваших симптомов.
Методы решения проблем
Эти стратегии могут помочь справиться с активирующим событием (А).
Они часто включают работу по развитию:
- навыков решения проблем
- уверенности в себе
- социальных навыков
- навыки принятия решений
- навыки разрешения конфликтов
Методы когнитивной реструктуризации
Эти стратегии помогут вам изменить иррациональные убеждения (B).
Они могут включать:
- логические или рационализирующие приемы
- управляемые образы и визуализацию
- рефрейминг или взгляд на события по-другому0012
Методы преодоления стресса
Методы преодоления стресса могут помочь вам лучше справляться с эмоциональными последствиями (С) иррациональных мыслей.
Эти методы преодоления могут включать:
- релаксацию
- гипноз
- медитацию
Независимо от методов, которые они используют, ваш терапевт также, вероятно, даст вам некоторую работу, чтобы вы могли выполнять ее самостоятельно между сеансами. Это дает вам возможность применить навыки, которым вы научились на сеансе, в своей повседневной лжи. Например, они могут попросить вас записать, как вы себя чувствуете после того, как испытали что-то, что обычно вызывает у вас беспокойство, и подумать о том, какие чувства вызвала у вас ваша реакция.
Среди экспертов ведутся споры о взаимосвязи между РЭПТ и когнитивно-поведенческой терапией (КПТ). Некоторые считают РЭПТ разновидностью когнитивно-поведенческой терапии, в то время как другие утверждают, что это два совершенно разных подхода.
Хотя КПТ и РЭПТ основаны на схожих принципах, они имеют несколько ключевых отличий. Оба подхода работают, чтобы помочь вам принять и изменить иррациональные мысли, которые вызывают дистресс. Но REBT уделяет немного больше внимания части принятия.
Создатель РЭПТ называет этот элемент лечения безусловным принятием себя. Это включает в себя попытку избежать самоосуждения и признать, что люди, включая вас, могут и будут делать ошибки.
РЭПТ также уникален тем, что иногда юмор используется в качестве терапевтического средства, помогающего вам относиться к вещам менее серьезно или иначе смотреть на вещи. Это могут быть мультфильмы, юмористические песни или ирония.
РЭПТ также уделяет особое внимание устранению вторичных симптомов, таких как тревога из-за беспокойства или депрессия из-за депрессии.
РЭПТ общепризнан как эффективный вид терапии. Обзор 84 опубликованных статей о РЭПТ, проведенный в 2017 году, пришел к выводу, что это эффективное лечение, которое может помочь при обсессивно-компульсивном расстройстве, социальной тревожности, депрессии и деструктивном поведении. Но обзор указывает на необходимость большего количества рандомизированных испытаний, чтобы понять, как ДЭПТ может помочь в лечении более широкого спектра состояний.
В небольшом исследовании 2016 года изучалась польза регулярных сеансов РЭПТ с социальным работником при затяжной депрессии. Через год участники стали реже обращаться к своему лечащему врачу. Использование рецептурных лекарств также уменьшилось. Исследование 2014 года также показало, что РЭПТ может быть эффективным средством лечения депрессии у молодых девушек.
Имейте в виду, что люди по-разному реагируют на все виды терапии. То, что работает для одного человека, может не работать для вас.
Поиск терапевта может оказаться непростой задачей. Чтобы упростить процесс, начните с заметок о конкретных вещах, которые вы хотели бы затронуть в терапии. Есть ли какие-то конкретные черты, которые вы ищете в терапевте? Вы предпочитаете мужчину или женщину?
Это также может помочь определить, сколько вы реально можете потратить за сеанс. Некоторые терапевты могут не брать страховку, но многие предлагают скользящую плату или недорогие варианты. Это обычный разговор терапевта с потенциальным клиентом, поэтому не стесняйтесь спрашивать о стоимости. Узнайте больше о доступной терапии.
Если вы живете в Соединенных Штатах, вы можете найти психологов в вашем районе здесь. Когда вы звоните потенциальным терапевтам, дайте им краткое представление о том, что вы хотите получить от терапии, и спросите, есть ли у них опыт РЭПТ. Если они звучат многообещающе, назначьте встречу.
Не расстраивайтесь, если обнаружите, что они вам не подходят во время первого сеанса. Некоторым людям нужно посетить нескольких терапевтов, прежде чем они найдут подходящего.
Вот еще шесть вопросов, которые нужно задать себе после первой встречи.
РЭПТ — это тип терапии, который может помочь при ряде психических расстройств. Это похоже на CBT, но между ними есть некоторые ключевые различия. Если вы хотите переосмыслить некоторые из своих моделей мышления, РЭПТ может быть хорошим подходом.
Рационально-эмоциональная поведенческая терапия: принципы, методы, эффективность
Что такое рационально-эмоциональная терапия?
Рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ) — это тип терапии, введенный Альбертом Эллисом в 1950-х годах. Это подход, который помогает вам выявить иррациональные убеждения и негативные модели мышления, которые могут привести к эмоциональным или поведенческим проблемам.
После того, как вы определите эти паттерны, терапевт поможет вам разработать стратегии по их замене более рациональными паттернами мышления.
РЭПТ может быть особенно полезна для людей, живущих с различными проблемами, включая:
- депрессию
- тревогу
- аддиктивное поведение
- фобии
- непреодолимое чувство гнева, вины или ярости
- 2 112090 расстройство пищевого поведения привычки
- агрессия
- проблемы со сном
Читайте дальше, чтобы узнать больше о РЭПТ, включая ее основные принципы и эффективность.
REBT основан на идее, что люди обычно хотят преуспеть в жизни. Например, вы, вероятно, хотите достичь своих целей и обрести счастье. Но иногда иррациональные мысли и чувства мешают. Эти убеждения могут влиять на то, как вы воспринимаете обстоятельства и события — обычно не в лучшую сторону.
Представьте, что вы написали сообщение человеку, с которым встречаетесь уже месяц. Вы видите, что они прочитали сообщение, но прошло несколько часов, а ответа нет. На следующий день так и не ответили. Вы можете начать думать, что они игнорируют вас, потому что не хотят вас видеть.
Вы также можете сказать себе, что сделали что-то не так, когда видели их в последний раз, затем вы можете сказать себе, что отношения никогда не складываются и что вы будете одиноки до конца своей жизни.
Вот как этот пример иллюстрирует основные принципы REBT, называемые Азбукой:
- A относится к (a) активирующему событию или ситуации, которая вызывает негативную реакцию или реакцию. В этом примере A — это отсутствие ответа.
- B относится к (b) убеждениям или иррациональным мыслям, которые могут возникнуть у вас по поводу события или ситуации. Буква Б в этом примере — это убеждение, что они больше не хотят вас видеть или что вы сделали что-то не так и что вы будете одиноки до конца своей жизни.
- C относится к последствиям (c) , часто к мучительным эмоциям, возникающим в результате иррациональных мыслей или убеждений. В этом примере это может включать в себя чувство бесполезности или недостаточно хорошего поведения.
В этом сценарии РЭПТ сосредоточится на том, чтобы помочь вам переосмыслить свое отношение к тому, почему человек не ответил. Возможно, они были заняты или просто забыли ответить. Или, может быть, они не заинтересованы в новой встрече с вами; если это так, это не значит, что с вами что-то не так или что вы проведете остаток своей жизни в одиночестве.
РЭПТ использует три основных типа методов, которые соответствуют Азбуке. Каждый терапевт может использовать немного отличающуюся комбинацию техник в зависимости как от своего прошлого клинического опыта, так и от ваших симптомов.
Методы решения проблем
Эти стратегии могут помочь справиться с активирующим событием (А).
Они часто включают работу по развитию:
- навыков решения проблем
- уверенности в себе
- социальных навыков
- навыки принятия решений
- навыки разрешения конфликтов
Методы когнитивной реструктуризации
Эти стратегии помогут вам изменить иррациональные убеждения (B).
Они могут включать:
- логические или рационализирующие приемы
- управляемые образы и визуализацию
- рефрейминг или взгляд на события по-другому0012
Методы преодоления стресса
Методы преодоления стресса могут помочь вам лучше справляться с эмоциональными последствиями (С) иррациональных мыслей.
Эти методы преодоления могут включать:
- релаксацию
- гипноз
- медитацию
Независимо от методов, которые они используют, ваш терапевт также, вероятно, даст вам некоторую работу, чтобы вы могли выполнять ее самостоятельно между сеансами. Это дает вам возможность применить навыки, которым вы научились на сеансе, в своей повседневной лжи. Например, они могут попросить вас записать, как вы себя чувствуете после того, как испытали что-то, что обычно вызывает у вас беспокойство, и подумать о том, какие чувства вызвала у вас ваша реакция.
Среди экспертов ведутся споры о взаимосвязи между РЭПТ и когнитивно-поведенческой терапией (КПТ). Некоторые считают РЭПТ разновидностью когнитивно-поведенческой терапии, в то время как другие утверждают, что это два совершенно разных подхода.
Хотя КПТ и РЭПТ основаны на схожих принципах, они имеют несколько ключевых отличий. Оба подхода работают, чтобы помочь вам принять и изменить иррациональные мысли, которые вызывают дистресс. Но REBT уделяет немного больше внимания части принятия.
Создатель РЭПТ называет этот элемент лечения безусловным принятием себя. Это включает в себя попытку избежать самоосуждения и признать, что люди, включая вас, могут и будут делать ошибки.
РЭПТ также уникален тем, что иногда юмор используется в качестве терапевтического средства, помогающего вам относиться к вещам менее серьезно или иначе смотреть на вещи. Это могут быть мультфильмы, юмористические песни или ирония.
РЭПТ также уделяет особое внимание устранению вторичных симптомов, таких как тревога из-за беспокойства или депрессия из-за депрессии.
РЭПТ общепризнан как эффективный вид терапии. Обзор 84 опубликованных статей о РЭПТ, проведенный в 2017 году, пришел к выводу, что это эффективное лечение, которое может помочь при обсессивно-компульсивном расстройстве, социальной тревожности, депрессии и деструктивном поведении. Но обзор указывает на необходимость большего количества рандомизированных испытаний, чтобы понять, как ДЭПТ может помочь в лечении более широкого спектра состояний.
В небольшом исследовании 2016 года изучалась польза регулярных сеансов РЭПТ с социальным работником при затяжной депрессии. Через год участники стали реже обращаться к своему лечащему врачу. Использование рецептурных лекарств также уменьшилось. Исследование 2014 года также показало, что РЭПТ может быть эффективным средством лечения депрессии у молодых девушек.
Имейте в виду, что люди по-разному реагируют на все виды терапии. То, что работает для одного человека, может не работать для вас.
Поиск терапевта может оказаться непростой задачей. Чтобы упростить процесс, начните с заметок о конкретных вещах, которые вы хотели бы затронуть в терапии. Есть ли какие-то конкретные черты, которые вы ищете в терапевте? Вы предпочитаете мужчину или женщину?
Это также может помочь определить, сколько вы реально можете потратить за сеанс. Некоторые терапевты могут не брать страховку, но многие предлагают скользящую плату или недорогие варианты. Это обычный разговор терапевта с потенциальным клиентом, поэтому не стесняйтесь спрашивать о стоимости. Узнайте больше о доступной терапии.
Если вы живете в Соединенных Штатах, вы можете найти психологов в вашем районе здесь. Когда вы звоните потенциальным терапевтам, дайте им краткое представление о том, что вы хотите получить от терапии, и спросите, есть ли у них опыт РЭПТ. Если они звучат многообещающе, назначьте встречу.
Не расстраивайтесь, если обнаружите, что они вам не подходят во время первого сеанса. Некоторым людям нужно посетить нескольких терапевтов, прежде чем они найдут подходящего.
Вот еще шесть вопросов, которые нужно задать себе после первой встречи.
РЭПТ — это тип терапии, который может помочь при ряде психических расстройств. Это похоже на CBT, но между ними есть некоторые ключевые различия. Если вы хотите переосмыслить некоторые из своих моделей мышления, РЭПТ может быть хорошим подходом.
Рационально-эмоциональная поведенческая терапия: принципы, методы, эффективность
Что такое рационально-эмоциональная терапия?
Рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ) — это тип терапии, введенный Альбертом Эллисом в 1950-х годах. Это подход, который помогает вам выявить иррациональные убеждения и негативные модели мышления, которые могут привести к эмоциональным или поведенческим проблемам.
После того, как вы определите эти паттерны, терапевт поможет вам разработать стратегии по их замене более рациональными паттернами мышления.
РЭПТ может быть особенно полезна для людей, живущих с различными проблемами, включая:
- депрессию
- тревогу
- аддиктивное поведение
- фобии
- непреодолимое чувство гнева, вины или ярости
- 2 112090 расстройство пищевого поведения привычки
- агрессия
- проблемы со сном
Читайте дальше, чтобы узнать больше о РЭПТ, включая ее основные принципы и эффективность.
REBT основан на идее, что люди обычно хотят преуспеть в жизни. Например, вы, вероятно, хотите достичь своих целей и обрести счастье. Но иногда иррациональные мысли и чувства мешают. Эти убеждения могут влиять на то, как вы воспринимаете обстоятельства и события — обычно не в лучшую сторону.
Представьте, что вы написали сообщение человеку, с которым встречаетесь уже месяц. Вы видите, что они прочитали сообщение, но прошло несколько часов, а ответа нет. На следующий день так и не ответили. Вы можете начать думать, что они игнорируют вас, потому что не хотят вас видеть.
Вы также можете сказать себе, что сделали что-то не так, когда видели их в последний раз, затем вы можете сказать себе, что отношения никогда не складываются и что вы будете одиноки до конца своей жизни.
Вот как этот пример иллюстрирует основные принципы REBT, называемые Азбукой:
- A относится к (a) активирующему событию или ситуации, которая вызывает негативную реакцию или реакцию. В этом примере A — это отсутствие ответа.
- B относится к (b) убеждениям или иррациональным мыслям, которые могут возникнуть у вас по поводу события или ситуации. Буква Б в этом примере — это убеждение, что они больше не хотят вас видеть или что вы сделали что-то не так и что вы будете одиноки до конца своей жизни.
- C относится к последствиям (c) , часто к мучительным эмоциям, возникающим в результате иррациональных мыслей или убеждений. В этом примере это может включать в себя чувство бесполезности или недостаточно хорошего поведения.
В этом сценарии РЭПТ сосредоточится на том, чтобы помочь вам переосмыслить свое отношение к тому, почему человек не ответил. Возможно, они были заняты или просто забыли ответить. Или, может быть, они не заинтересованы в новой встрече с вами; если это так, это не значит, что с вами что-то не так или что вы проведете остаток своей жизни в одиночестве.
РЭПТ использует три основных типа методов, которые соответствуют Азбуке. Каждый терапевт может использовать немного отличающуюся комбинацию техник в зависимости как от своего прошлого клинического опыта, так и от ваших симптомов.
Методы решения проблем
Эти стратегии могут помочь справиться с активирующим событием (А).
Они часто включают работу по развитию:
- навыков решения проблем
- уверенности в себе
- социальных навыков
- навыки принятия решений
- навыки разрешения конфликтов
Методы когнитивной реструктуризации
Эти стратегии помогут вам изменить иррациональные убеждения (B).
Они могут включать:
- логические или рационализирующие приемы
- управляемые образы и визуализацию
- рефрейминг или взгляд на события по-другому0012
Методы преодоления стресса
Методы преодоления стресса могут помочь вам лучше справляться с эмоциональными последствиями (С) иррациональных мыслей.
Эти методы преодоления могут включать:
- релаксацию
- гипноз
- медитацию
Независимо от методов, которые они используют, ваш терапевт также, вероятно, даст вам некоторую работу, чтобы вы могли выполнять ее самостоятельно между сеансами. Это дает вам возможность применить навыки, которым вы научились на сеансе, в своей повседневной лжи. Например, они могут попросить вас записать, как вы себя чувствуете после того, как испытали что-то, что обычно вызывает у вас беспокойство, и подумать о том, какие чувства вызвала у вас ваша реакция.
Среди экспертов ведутся споры о взаимосвязи между РЭПТ и когнитивно-поведенческой терапией (КПТ). Некоторые считают РЭПТ разновидностью когнитивно-поведенческой терапии, в то время как другие утверждают, что это два совершенно разных подхода.
Хотя КПТ и РЭПТ основаны на схожих принципах, они имеют несколько ключевых отличий. Оба подхода работают, чтобы помочь вам принять и изменить иррациональные мысли, которые вызывают дистресс. Но REBT уделяет немного больше внимания части принятия.
Создатель РЭПТ называет этот элемент лечения безусловным принятием себя. Это включает в себя попытку избежать самоосуждения и признать, что люди, включая вас, могут и будут делать ошибки.
РЭПТ также уникален тем, что иногда юмор используется в качестве терапевтического средства, помогающего вам относиться к вещам менее серьезно или иначе смотреть на вещи. Это могут быть мультфильмы, юмористические песни или ирония.
РЭПТ также уделяет особое внимание устранению вторичных симптомов, таких как тревога из-за беспокойства или депрессия из-за депрессии.
РЭПТ общепризнан как эффективный вид терапии. Обзор 84 опубликованных статей о РЭПТ, проведенный в 2017 году, пришел к выводу, что это эффективное лечение, которое может помочь при обсессивно-компульсивном расстройстве, социальной тревожности, депрессии и деструктивном поведении. Но обзор указывает на необходимость большего количества рандомизированных испытаний, чтобы понять, как ДЭПТ может помочь в лечении более широкого спектра состояний.
В небольшом исследовании 2016 года изучалась польза регулярных сеансов РЭПТ с социальным работником при затяжной депрессии. Через год участники стали реже обращаться к своему лечащему врачу. Использование рецептурных лекарств также уменьшилось. Исследование 2014 года также показало, что РЭПТ может быть эффективным средством лечения депрессии у молодых девушек.
Имейте в виду, что люди по-разному реагируют на все виды терапии. То, что работает для одного человека, может не работать для вас.
Поиск терапевта может оказаться непростой задачей. Чтобы упростить процесс, начните с заметок о конкретных вещах, которые вы хотели бы затронуть в терапии. Есть ли какие-то конкретные черты, которые вы ищете в терапевте? Вы предпочитаете мужчину или женщину?
Это также может помочь определить, сколько вы реально можете потратить за сеанс. Некоторые терапевты могут не брать страховку, но многие предлагают скользящую плату или недорогие варианты. Это обычный разговор терапевта с потенциальным клиентом, поэтому не стесняйтесь спрашивать о стоимости. Узнайте больше о доступной терапии.
Если вы живете в Соединенных Штатах, вы можете найти психологов в вашем районе здесь. Когда вы звоните потенциальным терапевтам, дайте им краткое представление о том, что вы хотите получить от терапии, и спросите, есть ли у них опыт РЭПТ. Если они звучат многообещающе, назначьте встречу.
Не расстраивайтесь, если обнаружите, что они вам не подходят во время первого сеанса. Некоторым людям нужно посетить нескольких терапевтов, прежде чем они найдут подходящего.
Вот еще шесть вопросов, которые нужно задать себе после первой встречи.