Развить мозг: Апгрейд мозга: как развить интеллект и обмануть старость

Как сохранить память и мышление до конца жизни. Шесть упражнений ко Всемирному дню мозга

22 июля – Всемирный день мозга. Его учредили в Брюсселе в 2014 году, чтобы напомнить об опасности заболеваний мозга и популяризировать знания о нервной системе человека. Корреспондент ДЖ побеседовала с руководителем центра сохранения и укрепления ментального здоровья «Вместе» Екатериной Паташан. В центре проходят бесплатные майнд-тренинги для людей старшего возраста. Какие упражнения помогут сохранить мозг как можно дольше, читайте в ДЖ.

Когда пора?

Начинать тренировать мозг стоит до того, как начнутся проблемы, считает Екатерина. После 45 лет функции организма снижаются, если ничего не делать. Заметите вы изменения в 50 или 65, зависит не только от генетики, но и от образа жизни.

У человека с возрастом ухудшается сенсорика: падает слух, зрение, тактильная чувствительность. Когнитивные функции напрямую связаны с нашими чувствами. Поэтому после 55 лет тренировать мозг обязательно, считает Екатерина.

«Нарушения памяти – уже последний крик. Первым нарушается внимание. Не все взрослые люди, у которых все хорошо с памятью и мышлением, обладают сильным вниманием – одной из самых сложных когнитивных функций. Сегодня дефицит внимания есть у многих молодых людей.

При этом не стоит сдаваться или паниковать, если у кого-то из ваших близких появились нарушения внимания или памяти. Мозг пластичен. Регулярные 15-25 минут упражнений три раза в неделю способны за два месяца улучшить результат в два раза» – отмечает руководитель фонда.

Упражнение первое. Восстановить концентрацию внимания

Даже у внимательных людей бывают периоды, когда из-за усталости, гормональных сбоев, недосыпов сложно сосредоточиться. Если стресс повторяется часто, концентрация внимания падает. Чтобы этой проблемы не возникало, Екатерина рекомендует три раза в неделю заниматься по таблице Шульте.

Таблица Шульте – квадрат пять на пять с цифрами от 1 до 25, которые расположены в случайном порядке. Они помогают тренировать концентрацию внимания. Есть много модификаций этих таблиц, чтобы не привыкнуть, где находятся цифры. Новые задачи позволяют мозгу работать. 

Попробуйте глазами водить по цифрам от 1 до 25. Если успели за 23 секунды, у вас высокая концентрация внимания.

Упражнение делаем так: водим глазами по цифрам от 1 до 25. Важно: нельзя помогать себе пальцем или карандашом. Сначала от 1 до 25. Засекаем время и тренируемся. Если успели за 23 секунды – у вас хороший результат, пора усложнить задачу: считать с 25 до 1. Если делаете медленнее, ничего страшного, продолжайте тренироваться.

«Когда пришли к хорошему результату в счете назад, попробуйте считать через один: 1,3,5,7 или 2,4,6, 8 и так далее. Когда освоите и это, рекомендую работать с двумя табличками одновременно: на левой начинаете от 1 до 25, на правой таблице – наоборот. И вот так вот движетесь в разных направлениях. Обычно на счете «13, 11» человек может потерять ход мыслей. Усложнит задачу также таблица с разным цветом и размером цифр», – рассказывает руководитель фонда.  

Упражнение второе. Сосредоточиться

Екатерина рассказала: перестать отвлекаться на телефон во время работы и перестать забывать, что хотели взять из другой комнаты, возможно всего за минуту в день. Понадобится только секундомер, карандаш и лист бумаги.

Засекаете минуту, кладете перед собой лист бумаги, берете карандаш и ведете линию, проговаривая про себя: «Я сейчас ни о чем не думаю, я думаю только о том, что я веду эту линию». Как только мы понимаем, что подумали о чем-то другом, делаем на линии перпендикулярную черту и идем дальше. Получится своеобразная кардиограмма.

«В первый раз у вас, скорее всего, будет 20 пометок за минуту, где вы «улетели» в мыслях. Со временем придете к результату, когда не отвлечетесь ни разу. Особенно важно в этом упражнении быть честным с самим собой. 

Это простое упражнение тренирует самоконтроль, помогает успокоиться и развить уверенность в себе и дарит чувство удовлетворения», – рассказывает Екатерина.

Упражнение третье. Научиться мультизадачности

В последние десятилетия люди перегружены информацией, отмечает Екатерина. Мозгу постоянно нужно фильтровать информацию, но он не всегда с этим справляется. Кроме того, пояти во всех вакансиях есть требование «многозадачность». Избавиться от «мешанины» в голове поможет тест Струпа, или словесно-цветовая интерференция.

Перед вами десять рядов слов, которые обозначают цвета. Синий, красный, зеленый, желтый, серый, черный. Слова написаны разным цветом, который не всегда совпадает с тем, что обозначает слово. «Красный» может быть написан красным цветом, а может – зеленым. Ваша задача — сначала называть цвета, которыми написаны слова. Потом – наоборот. На выполнение дается минута. 

Попробуйте правильно назвать цвета слов за минуту

«Навык чтения у нас автоматический, поэтому сложно сфокусировать внимание на цвете и не читать. Это фокусировка внимания полезна, чтобы легко фильтровать информацию. Тренировка по этим словесно-цветовым интерференциям помогает быть спокойными, без нервов фильтровать ненужную информацию, не отвлекаться на раздражающие факторы», – рассказывает Екатерина.

Упражнение четвертое. Натренировать избирательность внимания

Регулярны стресс пагубно влияет на мозг и мышление. Снизить переживания поможет расставление приоритетов. В этом поможет такое свойство мозга, как избирательность внимания. Чтобы научиться вовремя реагировать на важные вызовы и игнорировать пустые поводы для переживаний, Екатерина рекомендует тест Мюнценберга.

«Перед вами десять строк. В хаотичном наборе букв вам нужно найти слова. Это упражнение тренирует избирательность внимания. Его применяют как для работы с детьми, так и со взрослыми, если есть проблемы с внимательностью. 

Тест Мюнстерберга

Для старшего поколения тест особенно важен: по опыту центра сохранения и укрепления ментального здоровья «Вместе» не всегда пожилой человек может отфильтровывать логическую цепочку от хаотической массы», – рассказывает Екатерина.

Упражнение пятое. Развить долгосрочную память в игре

Когнитивные способности эффективно развиваются во время командной работы. Екатерина рассказала о двух игровых упражнениях для работы в паре, которые помогут развить память.

В первом упражнении разложите перед партнером по игре предметы: ложка, ручка, брелочек, маленькая игрушечка, брошка – все, что будет под рукой. Кто-то положил для вас. Дайте посмотреть на эти предметы минуту и попросите отвернуться. В это время поменяйте предметы местами. Задача партнера – вернуть, как было.

«Начинайте от 6 предметов, а дальше постарайтесь дойти до 16. Мы на тренингах начинали с пяти, и за три месяца пришли к 11. Нашим подопечным нравится смотреть за прогрессом и радоваться динамике. Пять-шесть предметов – базовый уровень. Если вы положили 4 предмета, но партнер не смог правильно вернуть их на места – это повод обратиться к неврологу. Возможно, потребуется дополнительная медикаментозная терапия» – рассказывает Екатерина.

Во втором упражнении в течение минуты нужно составлять из длинного как можно больше самостоятельных слов поменьше. Екатерина отмечает, что стоит стремится, чтобы они не были односложными. Это упражнение работает с комбинаторикой и развивает долгосрочную память. 

Упражнение шестое. Провести «встряску для мозга»

По мнению Екатерины, эффективнее всего развивают мозг двигательные упражнения – нейрогимнастика. Перекрестные ассиметричные движение тела активизируют оба полушария мозга, улучшают координацию, чувство баланса, пространственное мышление, внимание и память. Всего в центре «Вместе» проводят около 35 таких упражнений, Екатерина поделилась двумя.

«Первое упражнение: правой рукой коснитесь кончика носа, а левой рукой перекрестно возьмитесь за мочку уха. А потом быстро поменяйте: левая рука – на кончик носа, а правая – на мочку уха. Так делайте много раз. Вы обратите внимание, что это очень сложное упражнение. 

 Второе упражнение называется «Бабочка»: вы стоите, поднимаете правую руку, отставляете в сторону. Потом так же – правую ногу. Затем повторяете движение для левой стороны. И так несколько раз. Дальше делаем асимметричные движения: правая рука и левая нога. Если делаем сначала «бабочку» симметричную, затем асимметричную, а потом опять симметричную – это будет прекрасная «встряска» для мозга», – рассказывает Екатерина.

Для долгосрочного эффекта руководитель фонда рекомендует заниматься три раза в неделю по 25 минут: несколько минут на каждое упражнение.

Как убедить старших родственников и знакомых заниматься фитнесом для мозга

Если вы хотите, чтобы ваши родители, бабушки-дедушки и просто знакомые как можно дольше сохранили память, внимание и мышление, не заставляйте их корпеть над таблицами, уверяет Екатерина. Мотивировать других поможет личный пример и элемент игры: «я делаю, ты повторяешь». «Как и ребенка, пожилого человека главное раскачать, чтобы он почувствовал интерес. Важно убрать установку, что тренировать мозг – муторная работа. К нам в центр часто приходят люди со скепсисом. Они вовлекаются, и потом делятся впечатлениями, что они просто не ожидали такого результата.

По-другому с пожилыми не получится. Начните приучать к ментальной когнитивной тренировке через упражнения, которые вы даже можете с ними делать на дистанте. Если хотите помочь бабушке, скажите ей: «Бабуль, вот запиши слово «гладиолус». Сколько ты слов придумаешь из него за минуту? Я тоже буду придумывать, посмотрим, у кого больше получится».

Благодаря таким тренировкам люди старшего поколения становятся уверенными в себе. Для них счастье – не быть обузой, быть самодостаточными. Уверенность в своих силах окрыляет. От ментального здоровья качество жизни повышается: мы меньше грустим, раздражаемся, меньше срываемся на близких. Часто пожилые люди ворчат именно из-за того, что становятся неуверенными в себе и ранимыми, начинают бояться будущего» – отмечает Екатерина.

Центр сохранения и укрепления ментального здоровья «Вместе» с марта 2020 года помог около 160 благополучателям сохранить и развить интеллектуальные навыки. Центр майнд-тренингов работает по авторской программе под руководством психологов и майнд-фитнес тренеров. Подопечным старшего возраста центр помогает бесплатно. 

Как ваши результаты? Будете применять упражнения для себя и близких? Присылайте комментарии в наши сообщества.

ВКонтакте — vk.com/dobro.press

Телеграм — t.me/dobrojournal

Читайте нас, комментируйте и делитесь новостями!

Обложка: Марина Орлова

Фото: Центр сохранения и укрепления ментального здоровья «Вместе» 

Оренбургская областная клиническая больница

Мы рады приветствовать вас на страницах официального сайта нашей больницы!

Государственное автономное учреждение здравоохранения «Оренбургская областная клиническая больница имени В.И.Войнова» (ГАУЗ «ООКБ ИМ.В.И.Войнова») свыше 140 лет занимает лидирующее место в здравоохранении области. Благодаря деятельности сотрудников нашего учреждения и бережному отношению к традициям, заложенным нашими предшественниками, мы продолжаем повышать качество и эффективность медицинской помощи. Мощная материально-техническая база, высокий кадровый потенциал, использование эффективных методов диагностики и лечения дают возможность оказывать специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь населению Оренбургской области и других регионов.

Мощность стационара 933 койки. С 2007 года ГАУЗ «ООКБ ИМ.В.И.Войнова» входит в перечень учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь по федеральным квотам. С 10 января 2013 в нашей больнице работает региональный сосудистый центр на 120 коек, а 1 января 2014 года на базе нефрологического отделения начал работать областной нефрологический центр.

Мощность консультативной поликлиники 600 посещений в смену, приём ведется по 28 специальностям.

Ежегодно в стационарных отделениях больницы лечатся свыше 24 тысяч пациентов.

Кроме того, ежедневно с выездом на места автомобильным и санитарно-авиационным транспортом специалистами отделения экстренной консультативной медицинской помощи оказывается экстренная помощь при осложнённых заболеваниях, травмах, при необходимости производятся оперативные вмешательства.

Из 404 врачей, работающих в больнице, 4 имеют учёную степень доктора медицинских наук, 33 являются кандидатами медицинских наук, высшая квалификационная категория у 159 врачей. Из 719 средних медицинских работников — у 249 высшая квалификационная категории, 26 медицинских сестёр имеют высшее сестринское образование. 7 врачей нашей больницы носят почётное звание «Заслуженный врач Российской Федерации», 6 – почётное звание «Заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации». Нагрудным знаком «Отличник здравоохранения» награждены 31 врач и 6 средних медицинских работников. Почётную грамоту Министерства здравоохранения Российской Федерации имеют 32, почётную грамоту Министерства здравоохранения Оренбургской области – 94 работника больницы.

Совместная работа областной клинической больницы и Оренбургского государственного медицинского университета (института, академии) по подготовке медицинских кадров высшего звена имеет более чем 70-летнюю историю. В настоящее время на нашей базе работают пять кафедр ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет».

Для подготовки кадров среднего звена на базе учреждения функционируют вечернее отделение и отделение последипломной подготовки специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием областного медицинского колледжа.

Наше учреждение имеет лицензию на все осуществляемые виды медицинской деятельности, в том числе на работы и услуги при оказании высокотехнологичной медицинской помощи по 14 специальностям.

Мы надеемся, что наш сайт не только поможет вам найти необходимую информацию, но и оставит у вас самые приятные впечатления.

Главный  врач

ГАУЗ «Оренбургская областная клиническая больница имени В.И.Войнова»

 

 

 

 

 

А. В. Редюков


Развитие мозга в раннем детстве | Ранние подключения

В первые пять лет жизни опыт и отношения стимулируют развитие детей, создавая миллионы связей в их мозгу. В первые пять лет их мозг развивает связи быстрее, чем в любой другой период их жизни.

Младенцы рождаются готовыми к обучению, и их мозг развивается благодаря повторяющимся, последовательным и знакомым повседневным действиям и практикам. Стимулирующая и заботливая среда с множеством различных занятий дает детям множество способов играть, развиваться и учиться. Кроме того, детям нужно много возможностей практиковать то, что они изучают.

Взаимоотношения детей формируют их мировоззрение и влияют на все сферы и этапы их развития. Теплые и полные любви отношения между опекунами и специалистами помогают ребенку развить уверенность, устойчивость и коммуникативные навыки. Эти навыки необходимы в более позднем возрасте при решении проблем, преодолении стресса и формировании здоровых отношений с другими людьми в подростковом и взрослом возрасте.

 

Раннее развитие мозга и здоровье

Мозг формируется и развивается благодаря осязанию, разговору, зрению и звуку в раннем детстве. Это эмпирическое обучение начинается задолго до того, как ребенок переступит порог детского сада, и укрепляется за счет регулярного взаимодействия и стимуляции дома и в качественных условиях раннего обучения.

Чтобы узнать больше о раннем развитии мозга и здоровье, посетите Центр контроля и профилактики заболеваний (CDC).

 

Посетите Центр по контролю и профилактике заболеваний (CDC)

Заботливые отношения: сердце раннего развития мозга

Ранний опыт ребенка в отношениях, будь то дома или в среде раннего образования, закладывает основу для будущего функционирования мозга.

Чтобы узнать больше о том, как заботливые отношения влияют на развитие мозга, посетите веб-сайт Национальной ассоциации образования детей младшего возраста (NAEYC).

 

Посетите NAEYC

Развитие мозга

Чтобы узнать больше о решающей роли специалистов по уходу и образованию в развитии мозга ребенка, посетите веб-сайт Zero to Three.


Посещение с нуля до трех

Фонд «Первые пять лет»: Создатели мозга: почему здоровое развитие детей так важно

В течение первых пяти лет мозг ребенка наиболее гибок, что делает этот период критическим для обучения и роста. Наука говорит нам, что дети, которые в первые годы жизни сталкиваются с невзгодами, часто связанными с проживанием в бедности, больше подвержены риску испытать пожизненные последствия токсического стресса. Длительный стресс в детстве может нанести ущерб архитектуре мозга ребенка, что может привести к пожизненным проблемам в обучении, поведении, физическому и психическому здоровью. Чтобы узнать больше о том, почему здоровое развитие так важно, посмотрите это видео.

 

Смотреть видео первых пяти лет

 

Практическое руководство по развитию устойчивых учащихся

То, что мы узнали о процессе развития мозга, помогает нам лучше понять роль генетики и окружающей среды в нашем развитии. Похоже, что генетика предрасполагает нас к определенному развитию, но наш опыт, в том числе наше взаимодействие с другими людьми, оказывает значительное влияние на то, как наши предрасположенности выражаются. Нынешние исследования показывают, что многие способности, которые, как считается, заложены при рождении, на самом деле зависят от последовательности переживаний в сочетании с наследственностью. Оба фактора необходимы для оптимального развития человеческого мозга (Shonkoff & Phillips, 2000).

Раннее развитие мозга

Сырьем для мозга является нервная клетка, называемая нейроном. Во время развития плода нейроны создаются и мигрируют, образуя различные части мозга. По мере миграции нейроны также дифференцируются или специализируются на управлении определенными функциями в организме в ответ на химические сигналы (Perry, 2002). Этот процесс развития происходит последовательно «снизу вверх», то есть от областей мозга, контролирующих самые примитивные функции организма (например, частоту сердечных сокращений, дыхание), к наиболее сложным функциям (например, сложному мышлению) (Перри , 2000). Первыми полностью развившимися областями мозга являются ствол и средний мозг; они управляют телесными функциями, необходимыми для жизни, называемыми вегетативными функциями. При рождении эти низшие отделы нервной системы очень хорошо развиты, тогда как высшие отделы (лимбическая система и кора головного мозга) еще довольно примитивны. Области мозга с более высокими функциями, участвующие в регуляции эмоций, речи и абстрактного мышления, быстро растут в первые три года жизни (от нуля до трех, 2012).

 

Рисунок 3.1: Изображение предоставлено терапевтической службой Beacon House и командой травматологов | 2020 | www. beaconhouse.org.uk Эта диаграмма не может быть воспроизведена без предварительного разрешения Beacon House.

Развитие мозга в детстве

Развитие мозга или обучение на самом деле представляет собой процесс создания, укрепления и разрыва связей между нейронами. Эти связи называются синапсами. Синапсы организуют мозг, образуя пути, которые соединяют части мозга, управляющие всем, что мы делаем — от дыхания и сна до мышления и чувств. В этом суть постнатального развития мозга, потому что при рождении синапсов сформировано очень мало. Синапсы, присутствующие при рождении, в основном управляют функциями нашего организма, такими как частота сердечных сокращений, дыхание, прием пищи и сон. Развитие синапсов происходит с поразительной скоростью в первые годы жизни ребенка в ответ на переживания этого ребенка. На пике своего развития кора головного мозга здорового малыша может создавать два миллиона синапсов в секунду (от нуля до трех, 2012). К тому времени, когда детям исполняется два года, их мозг имеет примерно 100 триллионов синапсов, намного больше, чем им когда-либо понадобится.
Судя по опыту ребенка, некоторые синапсы укрепляются и остаются интактными, но многие постепенно отбрасываются. Этот процесс элиминации синапсов — или сокращения — является нормальной частью развития (Shonkoff & Phillips, 2000). К тому времени, когда дети достигают подросткового возраста, около половины их синапсов отбрасываются, и их количество останется на всю оставшуюся жизнь.

Другим важным процессом, происходящим в развивающемся мозге, является миелинизация. Миелин представляет собой белую жировую ткань, образующую оболочку для изоляции зрелых клеток мозга, что обеспечивает четкую передачу нейротрансмиттеров через синапсы. Маленькие дети медленно обрабатывают информацию, потому что в клетках их мозга отсутствует миелин, необходимый для быстрой и четкой передачи нервных импульсов (Zero to Three, 2012). Как и другие процессы роста нейронов, миелинизация начинается в первичных двигательных и сенсорных областях (ствол мозга и кора) и постепенно распространяется на области более высокого порядка, которые контролируют мысли, воспоминания и чувства. Кроме того, как и другие процессы роста нейронов, переживания ребенка влияют на скорость и рост миелинизации, которая продолжается в молодом возрасте (Shonkoff & Phillips, 2000). К трем годам мозг ребенка достигает почти 90% от его взрослого размера. Рост в каждой области мозга во многом зависит от получения стимуляции, которая стимулирует активность в этой области. Эта стимуляция обеспечивает основу для обучения.

Развитие мозга в подростковом возрасте

Технологии визуализации мозга предоставили доказательства того, что мозг продолжает расти и развиваться в молодом возрасте, а текущие исследования указывают на то, что мозг продолжает расти и развиваться до тридцатилетних (Lebel & Beaulieu, 2011). Непосредственно перед половым созреванием мозг подростка испытывает всплеск роста, который происходит в основном в лобной доле, которая является областью, которая управляет планированием, контролем импульсов и рассуждениями. В подростковом возрасте мозг проходит через процесс сокращения синапсов — что-то вроде мозга младенцев и малышей — а также наблюдается увеличение белого вещества и изменения в нейротрансмиттерных системах (Konrad, Firk, & Uhlhaas, 2013).

По мере того, как подросток становится взрослым, мозг вырабатывает больше миелина для изоляции нервных волокон и ускорения нейронной обработки, и эта миелинизация происходит в последнюю очередь в лобной доле. Сравнение изображений мозга подростков и мозга молодых людей показало, что большинство областей мозга были одинаковыми, то есть подростковый мозг достиг зрелости в областях, которые управляют такими способностями, как речь и сенсорные способности. Основным отличием была незрелость подросткового мозга в лобной доле и в миелинизации этой области (Национальный институт психического здоровья, 2001). Нормальное половое созревание и подростковый возраст приводят к созреванию физического тела, но мозг отстает в развитии, особенно в тех областях, которые позволяют подросткам рассуждать и логически мыслить. Большинство подростков временами действуют импульсивно, используя нижнюю часть своего мозга — свою «внутреннюю реакцию», — потому что их лобные доли еще не созрели. Импульсивное поведение, неверные решения и повышенный риск — все это часть нормального подросткового опыта. Учитывая динамичный характер развития мозга в подростковом возрасте, принятие решений на этом этапе развития, по-видимому, находится под сильным влиянием повышенных эмоций с ограничениями способности к когнитивным процессам, связанным с префронтальной корой (Chamberlain, 2009).).

Пластичность — влияние окружающей среды

Исследователи ввели термин «пластичность» для описания изменений в мозге в ответ на изменения в окружающей среде и связанных с этим паттернов активации в мозге (Perry, 2006). Было обнаружено, что скорость и типы изменений нейронных путей различаются на каждой стадии развития (Perry, 2006). Например, было обнаружено, что нижние части мозга, контролирующие основные функции, такие как дыхание и частота сердечных сокращений, менее гибки или пластичны, чем высоко функционирующая кора, которая контролирует когнитивные функции более высокого уровня. В то время как пластичность областей мозга, таких как префронтальная кора, снижается по мере взросления ребенка, некоторая степень пластичности сохраняется в мозге (Perry, 2006). Исследования продолжают информировать нас об обучении на протяжении всей жизни, преодолении трудностей и устойчивости перед лицом неблагоприятных событий. Текущая адаптация развивающегося мозга является результатом как генетики, так и опыта. Наш мозг подготавливает нас к ожиданиям определенных переживаний, формируя пути, необходимые для реагирования на эти переживания. Например, наш мозг «запрограммирован» реагировать на звук речи; когда дети слышат, как люди говорят, нервные системы в их мозгу, отвечающие за речь и язык, получают необходимую стимуляцию для организации и функционирования (Perry, 2006).

Было обнаружено, что активация соответствующих путей развития важна. Например, исследования показали, что чем больше младенцы знакомятся с речью в виде разговоров опекунов и взрослых, тем сильнее их нервные пути, связанные с речью и языком. Этот принцип нейроразвития называют «используй или потеряй» (Шор, 2015), когда благодаря процессам создания, укрепления и отказа от синапсов наш мозг адаптируется к вызовам и возможностям среды своего развития. Несмотря на это, все дети нуждаются в стимуляции и заботе для здорового развития. Когда их не хватает в случаях жестокого обращения или лишения, это может повлиять на развитие мозга ребенка. Пластичность мозга к окружающей среде означает, что он меняется в ответ на негативную среду так же легко, как адаптируется к позитивной.

Тем не менее, вне зависимости от общего окружения, все дети нуждаются в стимуляции и заботе для здорового развития. Если они отсутствуют (например, если опекуны ребенка безразличны, враждебны, подавлены или имеют когнитивные нарушения), развитие мозга ребенка может быть нарушено. Поскольку мозг приспосабливается к окружающей среде, он адаптируется к негативной среде так же легко, как и к позитивной.

Чувствительные периоды

Текущие исследования развития мозга показывают, что существуют чувствительные периоды для развития определенных способностей. Их называют «окнами ближайшего развития» — периодом в процессе развития, когда определенные части мозга могут быть наиболее восприимчивы к определенному опыту (Siegal, 2015). Исследования на животных пролили свет на сенситивные периоды, показав, например, что животные, искусственно ослепленные в сенситивный период для развития зрения, могут никогда не развить способность видеть, даже если механизм ослепления впоследствии будет устранен.

Изучать периоды чувствительности у человека сложнее, но мы знаем, что если определенные синапсы и нейронные пути не активируются повторно, они могут быть отброшены, а их возможности могут уменьшиться. Например, младенцы имеют генетическую предрасположенность к формированию сильной привязанности к своим основным опекунам, но они могут быть не в состоянии достичь сильной привязанности или доверительных, прочных связей, если они находятся в крайне запущенной ситуации с небольшим личным контактом с опекуном. . У детей из румынских детских учреждений, которыми серьезно пренебрегали, реакция привязанности была намного лучше, если они были помещены в приемную семью и, таким образом, получали более стабильное воспитание до того, как им исполнилось 24 месяца (Smyke, Zeanah, Fox, Nelson, & Guthrie, 2010). . Это указывает на то, что существует чувствительный период для привязанности, но вполне вероятно, что существует общий чувствительный период, а не истинная точка отсечки для восстановления (Zeanah, Gunnar, McCall, Kreppner, & Fox, 2011).

В то время как чувствительные периоды существуют для развития и обучения, мы также знаем, что пластичность мозга часто позволяет детям восстанавливаться после пропуска определенных событий. И дети, и взрослые могут наверстать упущенный опыт в более позднем возрасте, но это, вероятно, будет труднее. Это особенно верно, если маленький ребенок был лишен определенной стимуляции, что привело к сокращению синапсов (нейронных связей), имеющих отношение к этой стимуляции, и потере нейронных путей. По мере того, как дети проходят каждую стадию развития, они будут легче учиться и осваивать каждый шаг, если их мозг выстроит эффективную сеть путей для поддержки оптимального функционирования.

Воспоминания

Организационная структура детского развития основана на создании воспоминаний. Когда повторяющиеся переживания укрепляют нейронный путь, этот путь кодируется и в конечном итоге становится воспоминанием. Дети учатся ставить одну ногу перед другой, чтобы ходить. Они учат слова, чтобы выразить себя. И они узнают, что улыбка обычно вызывает улыбку в ответ. В какой-то момент
им больше не нужно много думать об этих процессах — их мозг справляется с этими переживаниями без особых усилий, потому что созданные воспоминания обеспечивают плавный и эффективный поток информации.

Создание воспоминаний является частью нашей адаптации к окружающей среде. Наш мозг пытается понять мир вокруг нас и сформировать наше взаимодействие с этим миром таким образом, чтобы способствовать нашему выживанию и, надеюсь, нашему росту, но если раннее окружение было жестоким или пренебрежительным, наш мозг может создавать воспоминания об этих переживаниях, которые неблагоприятно влияют на нас. окрашивают наше представление о мире на протяжении всей нашей жизни.

Младенцы рождаются со способностью имплицитной памяти, что означает, что они могут воспринимать окружающую среду и вспоминать ее определенными бессознательными способами (Applegate & Shapiro, 2005). Например, они узнают голос своей матери по бессознательному воспоминанию. Эти ранние имплицитные воспоминания могут оказать значительное влияние на последующие отношения привязанности ребенка. Напротив, эксплицитная память, которая развивается в возрасте около двух лет, относится к сознательным воспоминаниям и связана с развитием речи. Эксплицитная память позволяет детям говорить о себе в прошлом и будущем или в разных местах или обстоятельствах посредством процесса сознательного припоминания (Applegate & Shapiro, 2005).

Иногда дети, которые подверглись жестокому обращению или получили другие травмы, могут не сохранять или не иметь доступа к явным воспоминаниям о своем опыте. Однако они могут сохранять имплицитные воспоминания о физических или эмоциональных ощущениях, и эти имплицитные воспоминания могут вызывать воспоминания, ночные кошмары или другие неконтролируемые реакции (Applegate & Shapiro, 2005). Это может иметь место с маленькими детьми или младенцами, которые страдают от жестокого обращения или пренебрежения.

Реакция на стресс

Все мы в течение жизни испытываем разные виды стресса. Тип стресса и время его возникновения определяют, оказывает ли и каким образом воздействие на мозг. Национальный научный совет по развитию ребенка (2014 г.) выделяет три классификации стресса:

  • Положительный стресс умеренный, кратковременный и обычно является нормальной частью жизни (например, переход в новое учреждение по уходу за детьми). Умение приспосабливаться к этому типу стресса является важным компонентом здорового развития.
  • Переносимый стресс включает события, которые могут негативно повлиять на развивающийся мозг, но которые происходят нечасто и дают мозгу время на восстановление (например, смерть близкого человека).
  • Токсический стресс включает сильную, частую и длительную активацию системы реакции организма на стресс (например, хроническое пренебрежение).

Здоровые реакции на типичные жизненные стрессоры (т. е. положительные и переносимые стрессовые события) сложны и могут меняться в зависимости от индивидуальных и экологических характеристик, таких как генетика, наличие чуткого и отзывчивого опекуна и прошлого опыта. Здоровая реакция на стресс включает различные гормональные и нейрохимические системы по всему телу, в том числе симпатико-адреномедуллярную (SAM) систему, которая вырабатывает адреналин, и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую систему (HPA), которая вырабатывает кортизол (Национальный совет по развитию). Ребенок, 2014). Повышение уровня адреналина помогает организму задействовать запасы энергии и изменить кровоток. Повышение уровня кортизола также помогает организму задействовать запасы энергии, а также может улучшать определенные типы памяти и активировать иммунные реакции. При здоровой реакции на стресс гормональный уровень возвращается к норме после того, как стресс прошел.

Обратите внимание, что приведенная выше информация о трех типах стресса воспроизводится с разрешения Национального научного совета по развитию ребенка. (2014). Чрезмерный стресс нарушает архитектуру развивающегося мозга (Рабочий документ 3). Получено с http://developingchild.harvard.edu/resources/reports_and_working_papers/working_papers/w p3/. Дополнительное воспроизведение этой информации не допускается без предварительного разрешения Национального научного совета по развитию ребенка.

Эпплгейт, Дж. С., и Шапиро, Дж. Р. (2005). Нейробиология для клинической теории и практики социальной работы . Нью-Йорк: WW Norton & Company.

Чемберлен, LB (2009). Удивительный мозг подростка: что должен знать каждый защитник прав детей. Детская юридическая практика , 28 (2), 1–2, 22–24.

Конрад, К., Фирк, К., и Улхас, П.Дж. (2013). Развитие мозга в подростковом возрасте: нейробиологический взгляд на этот период развития. Deutsches Arzteblatt International , 110 (25), 425–431.

Лебель, К., и Больё, К. (2011). Продольное развитие проводки человеческого мозга продолжается с детства во взрослую жизнь. Journal of Neuroscience , 31 , 10937–10947.

Национальный институт психического здоровья. (2001). Подростковый мозг: незавершенная работа . Получено с
https://public.health.oregon.gov/HealthyPeopleFamilies/Youth/AdolescentGrowthDevelopment/Documents/teenbrain.pdf

Национальный научный совет по развитию ребенка. (2014). Чрезмерный стресс нарушает архитектуру развивающегося мозга (Рабочий документ 3). Получено с http://developingchild.harvard.edu/resources/reports_and_working_papers/working_papers/w
p3/

Перри, Б. Д. (2000). Нейроархеология жестокого обращения с детьми: стоимость неблагоприятных событий в детстве для развития нервной системы. Академия детской травмы. Получено с http://www.juconicomparte.org/recursos/Neuroarcheology%20of%20childhood%20maltreatm
ent_zmH8.pdf

Перри, Б. Д. (2002). Детский опыт и выражение генетического потенциала: Что детское пренебрежение говорит нам о природе и воспитании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *