Развитие в онтогенезе ощущений: 1.5. Развитие ощущений в онтогенезе

Содержание

1.5. Развитие ощущений в онтогенезе

Ощущения начинают развиваться сразу после рождения ребенка. Однако в степени зрелости отдельных чувств и в этапах их развития существуют различия. Сразу после рождения у ребенка более развитой оказывается кожная чувствительность. Он реагирует на различие температуры сразу после рождения, на прикосновения, причем наиболее чувствительны у него губы и вся область рта. Кроме этого, новорожденный способен ощущать и боль. Уже к моменту рождения у ребенка достаточно высоко развита вкусовая и обонятельная чувствительность. Однако обонятельные ощущения, не связанные с питанием, развиваются достаточно долго. Они мало развиты у большинства детей даже в четырех-пятилетнем возрасте.

Более сложный путь развития проходят зрение и слух, что объясняется сложностью строения и организации функционирования данных органов чувств и меньшей зрелостью их к моменту рождения. В первые дни после рождения ребенок не реагирует на звуки, даже очень громкие.

Это объясняется тем, что слуховой проход новорожденного заполнен околоплодной жидкостью, которая рассасывается только через несколько дней. Обычно ребенок начинает реагировать на звуки в течение первой недели, иногда этот срок затягивается до двух-трех недель.

Первые реакции ребенка на звук имеют характер общего двигательного возбуждения. Чувствительность к звуку первоначально низка, но возрастает в первые недели жизни. Через два-три месяца ребенок начинает воспринимать направление звука, поворачивает голову в сторону источника звука. На третьем-четвертом месяце некоторые дети начинают реагировать на пение и музыку.

Развитие речевого слуха заключается в том, что ребенок прежде всего начинает реагировать на интонацию речи. Это наблюдается на втором месяце жизни, когда ласковый тон действует на ребенка успокаивающе. Затем ребенок начинает воспринимать ритмическую сторону речи и общий звуковой рисунок слов. Однако различение звуков речи наступает к концу первого года жизни.

С этого момента и начинается развитие собственно речевого слуха. Сначала у ребенка возникает способность различать гласные, а на последующей стадии он начинает различать согласные.

Наиболее медленно у ребенка развивается зрение. Абсолютная чувствительность к свету у новорожденных низка, но заметно возрастает в первые дни жизни. С момента появления зрительных ощущений ребенок реагирует на свет различными двигательными реакциями. Различение цветов растет медленно. Установлено, что ребенок начинает различать цвет на пятом месяце, после чего он начинает проявлять интерес к ярким предметам.

Однако, ощущая свет, ребенок в первое время не может «видеть» предметы. Это объясняется тем, что движения глаз ребенка не согласованы. Управлять движением глаз ребенок может только к концу второго месяца жизни. С этого момента начинается длительное развитие восприятия пространства, формы предмета, его величины и удаления.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Определите понятие ощущения. Какова физиологическая основа ощущений?

  2. Перечислите основные классификации ощущений.

  3. Раскройте свойства ощущений.

  4. Дайте характеристику феноменам ощущений.

  5. Как развиваются ощущения в ходе онтогенеза?

📖 18. Закономерности развития ощущений в онтогенезе. Общая психология: Ответы на экзаменационные билеты. Маклаков А. Г. Страница 19. Читать онлайн

Ощущение начинает развиваться сразу после рождения ребенка. Спустя непродолжительное время после рождения ребенок начинает реагировать на раздражители всех видов. Однако существуют различия в степени зрелости отдельных чувств и в этапности их развития.

Сразу после рождения у ребенка более развитой оказывается кожная чувствительность. При появлении на свет ребенок дрожит из-за различия температуры тела матери и температуры воздуха. Реагирует новорожденный ребенок и на прикосновения, причем наиболее чувствительны у него губы и вся область рта. Вполне вероятно, что новорожденный может ощущать не только тепло и прикосновение, но и боль.

Уже к моменту рождения у ребенка достаточно высоко развита вкусовая чувствительность. Новорожденные дети по-разному реагируют на введение им в рот раствора хинина или сахара. Через несколько дней после рождения ребенок отличает молоко матери от подслащенной воды, а последнюю — от простой воды.

С момента рождения у ребенка уже достаточно развита обонятельная чувствительность. Новорожденный ребенок по запаху материнского молока определяет, есть в комнате мать или нет. Если ребенок первую неделю питался материнским молоком, то он будет отворачиваться от коровьего, лишь почувствовав его запах. Однако обонятельные ощущения, не связанные с питанием, развиваются достаточно долго. Они мало развиты у большинства детей даже в четырех-, пятилетнем возрасте.

Более сложный путь развития проходят зрение и слух, что объясняется сложностью строения и организации функционирования данных органов чувств и меньшей зрелостью их к моменту рождения. В первые дни после рождения ребенок не реагирует на звуки, даже очень громкие. Это объясняется тем, что слуховой проход новорожденного заполнен околоплодной жидкостью, которая рассасывается лишь через несколько дней. Обычно ребенок начинает реагировать на звуки в течение первой недели, иногда этот срок затягивается до двух-трех недель.

Первые реакции ребенка на звук имеют характер общего двигательного возбуждения: ребенок вскидывает ручки, шевелит ножками, издает громкий крик. Чувствительность к звуку первоначально низка, но возрастает в первые недели жизни. Через два-три месяца ребенок начинает воспринимать направление звука, поворачивает голову в сторону источника звука. На третьем-четвертом месяце некоторые дети начинают реагировать на пение и музыку.

Что касается развития речевого слуха, то ребенок прежде всего начинает реагировать на интонацию речи. Это наблюдается на втором месяце жизни, когда ласковый тон действует на ребенка успокаивающе. Затем ребенок начинает воспринимать ритмическую сторону речи и общий звуковой рисунок слов. Однако различение звуков речи наступает к концу первого года жизни. С этого момента и начинается развитие собственно речевого слуха. Сначала у ребенка возникает способность различать гласные, а на последующей стадии он начинает различать согласные.

Наиболее медленно у ребенка развивается зрение. Абсолютная чувствительность к свету у новорожденных низка, но заметно возрастает в первые дни жизни. С момента появления зрительных ощущений ребенок реагирует на свет различными двигательными реакциями. Различение цветов растет медленно. Установлено, что ребенок различает цвет уже на пятом месяце, после чего он начинает проявлять интерес ко всякого рода ярким предметам.

Ребенок, начиная ощущать свет, в первое время не может видеть предметы. Это объясняется тем, что движения глаз ребенка не согласованы: один глаз может смотреть в одну сторону, другой — в другую или вообще может быть закрытым. Ребенок начинает управлять движением глаз лишь к концу второго месяца жизни. Предметы и лица он начинает различать лишь на третьем месяце. С этого момента начинается длительное развитие восприятия пространства, формы предмета, его величины и удаления.

Психология bookap

По отношению ко всем видам чувствительности следует отметить, что абсолютная чувствительность достигает высокого уровня развития уже в первый год жизни. Несколько медленнее развивается способность различать ощущения. У ребенка дошкольного возраста эта способность развита несравненно ниже, чем у взрослого человека. Бурное развитие этой способности отмечается в школьные годы.

Следует также отметить, что уровень развития ощущений у различных людей неодинаков. Это во многом объясняется генетическими особенностями человека.

Психотерапия и неврология » Онтогенетическое развитие

Все родители наблюдают изменения в поведении своих детей в процессе их развития. Поведенческие реакции младенцев в течение первых трех месяцев носят рефлекторный характер, т. е. рефлексы Моро, плавательный, шагательный, ладонно-хватательный, рефлексы Бабинского. Это рефлекторное поведение отражает созревание областей мозга, которые специализируются на опосредовании этого поведения, таких как подкорковые (таламические и стволовые) и спинные области. По мере того, как младенцы взрослеют и приближаются к первому возрасту, они приобретают моторные навыки, различают способности воспринимать все больше и больше деталей восприятия, увеличивают продолжительность концентрации внимания и улучшают способности создавать множественные ассоциации между непредвиденными обстоятельствами (сенсорными, мотивационными, двигательными и т. д.) и сообщать о своих потребностях. мысли и поведение.

Поведенческое созревание также связано с возрастным региональным созреванием головного мозга. Области мозга, активно развивающиеся в течение первых двух-трех лет онтогенетического развития, концентрируются в корково-подкорковых и корково-лимбических областях. Эти области не только активно участвуют в развитии двигательного поведения, но и эмоций, самооценки, оценок себя во время социальных взаимодействий и самоощущения во время межличностного развития. Если определенные области мозга, отвечающие за двигательное развитие, недостаточно стимулируются, а поведенческая автономия не поощряется в достаточной мере, двигательные реакции младенцев, вероятно, будут отсрочены. Определенные области мозга также положительно стимулируются во время привязанности и вознаграждения за социальные межличностные взаимодействия. Если это ожидание удовлетворения социальных потребностей нарушено, младенцы, вероятно, будут стимулировать стрессовую нейроцепь. Это сопровождается негативными эмоциями (характеризующимися младенческим плачем), воспринимаемым дистрессом, негативной самооценкой и т. д. Как указывалось ранее, исследования Майкла Дж. Мини на животных продемонстрировали, что оптимальное обращение с младенцем и его воспитание снижают реакцию организма на стресс на протяжении всей жизни организма. . Таким образом, первые три года можно считать критическим периодом для развития положительных эмоций и Я-концепции, которые будут характеризовать самоощущение человека на протяжении всей его земной жизни и определять состояние будущей стрессоустойчивости.

В зависимости от регионарного созревания малыши и маленькие дети не нуждаются в раннем обучении алфавиту или арифметике, им нужны отношения любви и привязанности, чтобы способствовать положительному самоощущению во время социальных межличностных взаимодействий. Время, посвященное раннему обучению детей младшего возраста, не только стимулирует интеллектуальные способности, но и поддерживает их эмоциональное развитие в ответ на позитивное социальное взаимодействие с родителем или значимым взрослым. Дети, вероятно, извлекают процессы социального взаимодействия из взаимодействий с родителями, независимо от их характера.

Таким образом, график развития для приобретения навыков и способностей заранее запрограммирован и является проявлением созревания областей мозга. Ожидания родителей в отношении реакций ребенка в раннем возрасте должны быть чувствительны к этому графику онтогенетического развития. Родитель не должен ожидать от ребенка реакции, не соответствующей этому расписанию, так как это может быть воспринято ребенком как стресс. Это может подготовить почву для повышенной стрессоустойчивости и повысить уязвимость для последующего проявления психических и аутоиммунных симптомов во взрослом возрасте.

11 – Онтогенез обоняния: реципрокные роли ощущений и поведения в развитии восприятия

  • Идентификатор корпуса: 148208909
  •  @inproceedings{Alberts198111O,
      title={11 – Онтогенез обоняния: взаимные роли ощущений и поведения в развитии восприятия},
      автор = {Джеффри Р.
    Альбертс}, год = {1981} }
    • J. Alberts
    • Опубликовано в 1981 г.
    • Биология

    Просмотр через издателя

    Приобретение и ослабление влечения к неестественному запаху у крысят.

    В настоящих экспериментах исследуется приобретение и ослабление влечения к неестественному запаху, вызванного воздействием, у крысят. Я обнаружил, что (1) приобретение влечения, вызванное ощущением запаха…

    Дифференциальное влияние взрослых и молодых особей на питание крысят-отъемышей (Rattus norvegicus): объяснение, связанное с размером.

    Отъемыши не обладают специализацией, что делает их более чувствительными к взрослым особям, чем к детенышам в качестве моделей для выбора рациона, и, реагируя на величину стимула, отъемыши с большей вероятностью будут питаться взрослыми сородичами, выбирать пищу, которую они используют, и извлекать пользу коррелирует с успешными пищевыми привычками взрослых особей.

    Осень 2004 г.

    Хемосенсорное поведение и развитие самцов африканских слонов ( Loxodonta Africana )
    • Кэтрин Р. Бэгли
    • 2019

    Ontogeny of Communicative Behipors

    • D. Chiszar
    • Психология

    • 2018

    Химические сигналы ‘Выбранные для новорожденных

    9002
  • 3. B.S.S.23. Bial Biol, S.233. B.S.S.233. B. 2009 года233. B. 2009 года233. B. 2009 года233. B.S.GAL.

  • 2014
  • Дифференциальное созревание молекулярного часового механизма в обонятельной луковице и супрахиазматическом ядре кролика0016

  • Биология

    Неврология

  • 2012
  • Наблюдение, упрощение, титрование, моделирование и синтез: парадигма для анализа поведения молоко.

    Половой диморфизм, социальное развитие и внутриполовая химическая сигнализация самок африканских слонов (Loxodonta africana)

    • Джордана М. Мейер
    • Психология

    • 2006

    Было высказано предположение, что поведение самцов и самок слонов в возрасте до 11 лет будет различаться в процессе подготовки к изменениям в социальной среде и репродуктивных возможностях, с которыми сталкиваются половозрелые слоны.

    Контекстуальное обусловливание у младенцев, но не у животных более старшего возраста, облегчается с помощью CS-обусловливания0033

    • Д. Лерман
    • Философия

    • 1970

    Заметки о психическом развитии молодой белой крысы.

    • W. S. Small
    • Psychology

    • 1899

    The Roles of Experience in the Development of Behavior and the Nervous System

    • G. Gottlieb
    • Psychology

    • 1976

    Confort du contact et терморегуляция

    • Э. Джедди
    • Искусство

    • 1970

    Онтогенез поведенческого возбуждения: роль средовых стимулов.

    • Campbell Ra, Raskin La
    • Психология, биология

    • 1978

    Сделан вывод, что последовательное увеличение и уменьшение локомоторной активности, происходящее в онтогенезе, не может быть использовано для подтверждения принципа каудально-рострального развития центры возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *