Структура личности по юнгу схема: По юнгу теория личности: Теория личности Карла Юнга.

Содержание

Что такое архетипы личности в психологии по Юнгу простыми словами

Архетип – одно из понятий в психологии, которое имеет абстрактную форму, но очень конкретное содержание в определении личности каждого человека на Земле. Все мы, не зависимо от наших взглядов, личного опыта, так или иначе подвержены влиянию общечеловеческого опыта: глубинным образам, которые сформировались в процессе эволюции человечества. Звучит сложно, но для четкого понимания термина «архетип», давай разберемся во всём по порядку.

В этой статье:

Карл Юнг и структура личностиОбщая схема личностиБессознательное – вкусно и не оченьСказка ложь, но только от частиДве половинкиПримеры архетиповПрошлое и настоящее

Карл Юнг и структура личности

Фото автора Olya Prutskova: Pexels

Карл Юнг – знаменитый психолог, психотерапевт, ученик Фрейда, который осмелился быть несогласным со взглядами своего учителя. Его имя известно любому человеку, который интересуется психологией. Вклад Юнга в психологию личности человека трудно переоценить.

Ему мы обязаны такими, широко используемыми, и знакомыми понятиями, как «интроверт» и «экстраверт». Если эти понятия легко понимаются на бытовом уровне, в силу своей конкретной привязки к определенному человеку, то «архетип», который имеет прямое отношение общей культуре конкретного общества, вызывает непонимание.

Общая схема личности

Давай рассмотрим самую простую, пусть даже очень обобщенную, схему твоей личность. Согласно Юнгу, личность человека состоит из двух больших частей:

  • сознательной сферы;
  • бессознательной сферы.

С сознательной сферой, вообще всё очень понятно. Самый центр структуры – твоё «Я». Это твои мысли, чувства, ощущения, воспоминания: всё, что ты делаешь осознанно, то есть в «трезвом уме и здравой памяти». К твоему «Я» примыкает структура, которая получила название «Персона». «Персона» важная и незначимая одновременно.

Примеры архетипов

Здесь обитают твои переживания, опыт, который ты посчитала незначительным, и достойным процесса забывания, игнорирования. Нельзя недооценивать эту часть личности, так как между твоим «Я» и «Персоной» существует очень тесное взаимодействие, и, в любой момент, незначимое может поменять свой статус и стать важным. Другими словами, «Персона» – это твой имидж, твой образ, который ты создаешь для себя в обществе других людей.

Бессознательное – вкусно и не очень

Бессознательная сфера более загадочна. Она разделена, в свою очередь, на:

  • личное бессознательное;
  • коллективное бессознательное.

В личном бессознательном живут все твою «тараканы»: комплексы, страхи. Это очень интересная часть личности человека, которая получила название «Тень». Здесь всё, что противоречит «Персоне» и непереносимо для «Я». В «Тени» находится ключи к твоему защитному механизму психики, который запускается, если ты попадаешь в трудные, травмирующие ситуации.

Всё, что находится в твоей «Тени», непосредственно влияет на твое поведение, но это влияние тобой не осознается. Эту тему можно развивать бесконечно потому, что твой разум – благодатная почва для ее развития, но это не тема, которая рассматривается в этой статье.

Сказка ложь, но только от части

Коллективное бессознательное – это, пожалуй, самая вкусная часть, в которой много философии и абстракции, но, которая имеет конкретное влияние на каждого из нас. Именно понимание этой части в структуре личности человека, вызвало наибольшее разногласие между Юнгом и Фрейдом.

Согласно представлениям Юнга, в коллективном бессознательном находятся все образы, всё наследие наших предков, которое передается каждому из нас на генном уровне, и имеет непосредственное влияние на формирование нашей личности. Юнг предавал очень большое значение этой структуре, так же, и в эволюционном развитии человеческого общества в целом.

Giphy

Прямым подтверждением существования коллективного бессознательного, согласно его теории, является наличие общих образов в эпосах, сказаниях, сказках и преданиях, которые встречаются в культурах разных народов. Например, образ «Матери» имеет одинаковое описание у всех народов Мира, и, часто, воплощается в образе богини Плодородия, Верховной Жрицы, Божей Матери и тому подобных персонажах.

Фрейд же утверждал, что главными динамическими механизмами в развитии личности человека являются подавленные сексуальные влечения и агрессия. Кто из них был по-настоящему прав? Мы не будем вдаваться в полемику на эту тему, и перейдем ближе рассмотрению архетипов в структуре коллективного бессознательного.

Две половинки

«Аниме» и «Анимус» – это две половинки единого целого, качества каждой из этих структур тесно переплетаются в каждом из нас. «Аниме» – воплощение женского бессознательного начала у мужчин. «Анимус» – мужское бессознательное у женщин. Из этого следует, что любому человеку присущи чувства, переживания и эмоциональные проявления характерные для обеих полов. В архетипах этих структур живут идеальные представления о мужчинах и женщинах.

В своей теории Юнг не дает окончательной классификации архетипов, причисляя их к числу бессознательных содержаний, которые, в принципе, не осознаются человеком. По его мнению, познать их можно только делая логические выводы из образов, которые проявляются в предсознании каждого из нас. В качестве примеров, приведем несколько женских и мужских архетипов.

Примеры архетипов

Выделим четыре наиболее распространенных архетипа женщин:

  • амазонка – независимая, самодостаточная, не очень принимающая во внимание ценности и чувства других людей;
  • гетера – проявляет себя как идеальный партнер в интеллектуальных, дружеских, любовных взаимодействиях;
  • мама – находит полное удовлетворение, когда делает что-то для других: заботится, помогает, защищает;
  • посредник – для этого архетипа очень важно выявить свои способности: проводник, посредник в мире бессознательного.
Фото автора Anna Tarazevich: Pexels

Аналогично поступим и с мужскими архетипами личности, и приведем четыре примера, которые наиболее часто встречаются в описании:

  • вечный мальчик – вечный поиск себя, своей реализации;
  • воин – борьба и соперничество проявляют лучшие его качества, идет к своим целям, не взирая на интересы окружающих;
  • отец – реализует себя в обеспечении защиты и средств существования других людей, авторитарность и высокомерие характерны для этого типа;
  • мудрец – ориентирован на внутренний смысл, поиск истины, не принимая во внимание конкретных людей или события.

Прошлое и настоящее

Таким образом, архетип – это матрица, структура, которая наполняется посредством абстрактного восприятия общеизвестных образов и символов, или психическая структура, не имеющая конкретного психического содержания. В зависимости от части структуры личности архетипы определяют:

  • «Я» – центр личности, проявление её внутренней гармонии;
  • «Песона» – маска, которая отождествляет роль человека в обществе;
Фото автора cottonbro: Pexels
  • «Тень» – обратная сторона «Персоны», социально неприемлемые стороны личности;
  • «Аниме» и «Анимус» – архетипы коллективного бессознательного, проявляющего мужское и женское начало в обществе.

Согласно утверждению Юнга, культура, утратившая свои архетипы, обречена на вымирание. Наше настоящее напрямую зависит от нашего прошлого. Это ярко проявляется в архетипах, которые каждый из нас бессознательно использует в повседневной жизни, и без которых невозможно гармоничное и полное развитие личности человека.

Коллективное бессознательное — Психологос

01 октября 2022 г., 21:34

Фильм «Телеканал Культура. Программа Михаила Швыдкого Культурная революция»

​​​​​​​Коллективное бессознательное — понятие юнгианского психоанализа. Карл Юнг предложил его для обозначения особого класса психических явлений, которые в отличие от индивидуального (личного) бессознательного являются носителями опыта филогенетического развития человечества, передающегося по наследству через мозговые структуры. Содержанием коллективного бессознательного, по Юнгу, выступают архетипы — всеобщие априорные схемы поведения, которые в реальной жизни человека наполняются конкретным содержанием.

По мнению Юнга, существует не только бессознательное субъекта, но и семейное, родовое, национальное, расовое и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всего общества, в то время как индивидуальное — информацию психического мира конкретного человека. В отличие от психоанализа, юнгианство рассматривает бессознательное как совокупность статичных паттернов, образцов поведения, которые являются врожденными и лишь нуждаются в актуализации. Так же бессознательное делится на латентные, временно неосознаваемые и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики.

Психологи научной ориентации этим представлением К. Юнга не пользуются, поскольку оно не проверяемо: экспериментально ни доказать, ни опровергнуть его невозможно. В него можно либо верить, либо нет — как в Бога или Деда Мороза, в связи с чем к области научной психологии это понятие не относится. По мнению психологов научной ориентации, коллективное бессознательное — скорее красивый миф, придумка. И есть опасение, что придумка скорее вредная, нежели полезная, поскольку практика его использования говорит о том, что с его помощью обычно снимают с людей ответственность за их антисоциальное поведение. Серьезные исследователи вместо коллективного бессознательного говорят о влиянии культуры, внутри которой мы рождаемся и пропитываемся которой каждый день.

История термина

Термин «коллективное бессознательное» был введен в психоаналитическую литературу швейцарским психотерапевтом К.Г. Юнгом, который в работе «Психология бессознательного процесса» уделил внимание рассмотрению не только личностно-человеческих характеристик, но и мифологических фигур, выражающих чувства пациентов. В разделе, названном им «Архетипы коллективного бессознательного», он подчеркнул, что некоторые атрибуты нельзя отнести целиком и полностью к человеческой личности, а следует рассматривать в качестве содержаний «сверхличностного или коллективного бессознательного». Поясняя свою точку зрения, Юнг отметил, что «коллективное бессознательное — нечто вроде осадка опыта и одновременно – образ мира как некая его априорность». В этом образе содержатся определенные черты, так называемые доминанты, или архетипы. В другом разделе данного труда, озаглавленном «Личное, сверхличное, или коллективное бессознательное», он писал о том, что в глубинном слое коллективного бессознательного дремлют изначальные общечеловеческие образы, а само по себе оно представляет объективно-психическое, в отличие от субъективно-психического индивидуального бессознательного.

В понимании Юнга содержание коллективного бессознательного — это не только осадки архаических способов функционирования людей, но и осадки функционирования животного ряда предков. В отличие от индивидуального, личного бессознательного, состоящего из содержаний, которые некогда были сознательными, но в силу вытеснения исчезли из сознания, коллективное бессознательное характеризуется тем, что его содержания никогда не были в сознании, никогда не были приобретены индивидуально, а обязаны своему существованию всеобщему унаследованию.

В докладе «Понятие коллективного бессознательного», прочитанном Юнгом в Обществе Абернети (Англия) в 1936, и в ряде последующих его публикаций в той или иной степени изложены представления о коллективном бессознательном. Согласно этим представлениям, коллективное бессознательное можно охарактеризовать следующим образом:

  • оно развивается не индивидуально, а получено по наследству;
  • состоит из архетипов как неких предсуществующих форм, являющихся моделью и образцом инстинктивного поведения;
  • включает в себя продукты архаической природы, т. е. содержания и образы поведения, которые являются у всех индивидов одними и теми же;
  • идентично у всех людей и тем самым образует всеобщее основание душевной жизни каждого;
  • имеет мифологические по своему характеру содержания;
  • состоит из образов, не имеющих кровной или расовой наследственности, а принадлежащих к человечеству в целом;
  • является хранилищем реликтовых остатков и воспоминаний о прошлом;
  • представляет собой единую для всех подоснову, на которой сохраняется нерасторжимая целостность и фундаментальная идентичность;
  • вбирает в себя такие содержания, которые не могут быть объектом произвольного намерения и не подвластны контролю со стороны воли;
  • может активизироваться в большой социальной группе, в результате чего возникает коллективное помешательство — духовная эпидемия, способная привести к революции, войне, катастрофе.

Вводя в концептуальный остов понятие «коллективное бессознательное», Юнг признавал, что на материале анализа сновидений З. Фрейд первым обратил внимание на факт наличия в сновидениях элементов, которые не являются индивидуальными и не выводятся из личного опыта сновидцев. Основатель психоанализа назвал их «прафантазиями», «архаическими остатками», тем самым подчеркнув их коллективную, а не индивидуальную природу. В более широком плане, выходящем за рамки сновидений, в работе «Тотем и табу» Фрейд говорил об «унаследовании психических предрасположений», а позднее — об «архаическом наследии прошлого» и «унаследованных схемах». В частности, в работе «Человек Моисей и монотеистическая религия» он обращал внимание на то, что «в душевной жизни индивида могут оказаться действенными не только лично пережитые, но и усвоенные при рождении содержания, элементы филогенетического происхождения, архаическое наследие». По его мнению, архаическое наследие человека охватывает как предрасположенности, так и «следы памяти о переживаниях прежних поколений».

Вместе с тем, в отличие от Юнга, Фрейд не использовал в своих работах понятие «коллективное бессознательное», считая, что подобное выражение является ни чем иным, как тавтологией. В связи с этим он подчеркивал, что «содержание бессознательного ведь вообще коллективно, оно общее достояние людей». Поэтому, не прибегая к понятию «коллективное бессознательное», Фрейд предпочитал говорить о филогенетическом происхождении бессознательного, об унаследованном, сокращенном повторении развития, пройденного всем человечеством в течение длительного времени, начиная с первобытных времен, о «психическом конденсате», ставшем неотъемлемым наследием, которое с каждым поколением нуждается только в пробуждении, а не в приобретении. Типичным примером подобного наследия является, по его мнению, «врожденная» символика, доставшаяся людям от эпохи развития языка и одинаковая по смыслу у всех народов, несмотря на различие языков.

  • Аналитическая психология
  • Автор К.Г. Юнг
  • Психологические теории
  • Бессознательное

Комментарии (6):

Гость, 12 декабря 2014 г., 16:57

Существуют ли архетипы — такого вопроса нет. Вопрос в термине — коллективное бессознательное. История развития человека, как вида, его речи, языка — все говорит о том, что целый ряд параметров носит общий надличностный характер. Надо не мыслить в категориях Юнг-Фрейд и научно-непроверяемого, надо понять структуру используемых стереотипов и их корни. А это напрямую связано с праязыками. Вопрос в том, что есть нечто общее для всех человеческих существ, такое, что оно не зависит от воли и вызывает схожие реакции на схожие стимулы вне историй конкретного индивида. Достаточно чтобы это изучать и использовать. Разумеется, что нормативные акты общества не могут и не должны менять природу человека.

1

ответ

Гость, 09 декабря 2018 г., 21:58

А на основе чего вы это поймете? Фрейд и Юнг дали форму этим понятиям. И ничего мы с этим не поделаем. Это основа для дискурсов, полётов мысли, анализа в целом. Они определили бессознательное, как явление. Берем за основу.

1

ответ

Гость, 04 апреля 2019 г. , 16:30

Да, точно, человек – это в первую очередь вид говорящий. Или точнее в первую очередь имеющий сознание, а во вторую говорящий. Но, тем не менее, если мы даже признаем, что коллективное бессознательное существует, и все люди с ним связаны, или его имеют, то все равно на самом деле не ясно, как тело связано с этим бессознательным. Потому что эта тема напрямую упирается в сам феномен восприятия реальности, а также эволюции этого восприятия, которая явно с людьми происходит в тысячелетиях. Интересные мысли на тему коллективного бессознательного высказаны здесь. http://svp-wiki.ru/wiki/Kollektivnoye_bessoznateljnoye

Гость, 08 января 2015 г., 02:37

Если этот феномен так можно назвать, а его так можно назвать, то я лично считаю, что он существует. Особенно яркое выражение он имеет в детстве. Это как видение, которое представляется восхищенному взгляду человека, которое он сам созерцает в качестве полученного откровения.

1

ответ

Гость, 09 декабря 2018 г. , 22:05

Посмотрите на обезьян, муравьев, пчел. Любое социальное животное. Никакого феномена. Сознание имеют только люди. И безуспешно пытаются привести его к гармонии с бессознательным. А причина как раз в коллевтивности, социальности нас, как вида. Разум слишком молод, чтобы организаться в массе. Осознанно. Очень мало коллективного опыта у глобального социума. Коллективного осознанного.

Гость, 23 апреля 2016 г., 14:49

Да уж, если бы я прочитала это раньше.

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Активное воображение

Активное воображение — это особый метод использования силы воображения, разработанный Карлом Густавом Юнгом для того, чтобы описывать грёзы при открытых глазах. Вначале пациент концентрируется на каком-то одном определённом пункте, эмоциональном состоянии, образе или событии, чтобы потом отдаться фантазийной активности, с каждым шагом приобретающей всё более драматический характер.

2Подробнее

01 окт. 2022 г.

Аналитическая психология

Аналитическая психология (англ. analytic psychology) — одно из направлений неофрейдизма, основанное швейцарским психологом и культурологом К. Г. Юнгом. В центре находится учение о бессознательном, которому Юнг отводит ведущее место при объяснении причин возникновения особенностей психики и поведения человека.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Аналитическая теория личности

Философскую основу теории Юнга составляет телеологическое допущение организменной целенаправленности, благодаря которой трансформационные процессы индивидуации разворачиваются в каждом человеке по путям, уже заложенным в уникальном потенциале психологического центра, названному Юнгом Самостью.

0Подробнее

01 янв. 2000 г.

Бессознательное

Бессознательное в широком смысле — область психического, которая не видится сознанием (неосознаваемая область психического) и в отношении которой отсутствует субъективный контроль. Неосознаваемые нами влияния одних элементов нашей психики на другие элементы и наше поведение. Если душевно здоровый, но немного уставший человек закроет глаза и представит себе высокое голубое небо, теплое солнышко, шелест листвы и журчание прозрачного ручья — его состояние обычно становится лучше.

2Подробнее

01 окт. 2022 г.

Личное бессознательное

Личное бессознательное — поверхностный слой психики — содержит личные содержания индивида, принадлежащие непосредственно самому индивиду, который может делать (и часто делает) их осознанными, а значит, интегрированными в сознание, в Эго. Сюда относятся бывшие содержания сознания, слабоэнергизированные восприятия, не доходящие до порога сознания, или подпороговые впечатления, различные комбинации слабых и неясных представлений, не соприкасающихся с сознательной установкой.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Трансцендентная функция

По К.Г. Юнгу — (Transcendent function; Transzendente Funktion) — психическая функция, возникающая в результате напряжения между сознанием и бессознательным и поддерживающая их объединение; функция связи между противоположоностями.

0Подробнее

Type-Wise: Использование Юнговской теории психологических типов в преподавании религиоведения студентам и аспирантам | Обучение Юнга

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicTeaching JungPhilosophy of ReligionPsychology of ReligionРелигия и образованиеРелигиоведениеКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicTeaching JungPhilosophy of ReligionPsychology of ReligionРелигия и образованиеРелигиоведениеКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Cite

Ross, Christopher,

‘Type-Wise: Использование юнговской теории психологических типов в преподавании религиоведения студентам и аспирантам’

,

in Kelly Bulkeley, and Clodagh Weldon 300 90 90 (eds)

Teaching Jung

, Серия AAR Teaching Religious Studies

(

2011;

онлайн-издание,

Oxford Academic

, 22 сентября 2011 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199735426.003.0009,

, по состоянию на 12 декабря 2022 г.

3 Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicTeaching JungPhilosophy of ReligionPsychology of ReligionРелигия и образованиеРелигиоведениеКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicTeaching JungPhilosophy of ReligionPsychology of ReligionРелигия и образованиеРелигиоведениеКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Теория психологических типов Юнга лежит в основе широко используемого личностного теста Майерс-Бриггс, но обычно ей уделяется меньше внимания при изучении религии. В этой главе показана потенциальная ценность психологических типов Юнга для религиозного образования. После обобщения основ восьми личностных категорий Юнга, определяемых тем, является ли человек (а) экстравертом или интровертом и (б) в первую очередь ориентируется на чувства, мышление, интуицию или ощущения, в главе утверждается, что эти идеи о помощи Юнга в академической изучение религиозных аспектов жизненного цикла, психологии религиозных различий и религиозной реакции на горе, потерю и смерть. Признавая ограниченность и потенциальные злоупотребления юнговской теорией психологических типов, глава демонстрирует на примере его собственной педагогической карьеры, как эти идеи могут помочь преподавателям достичь важных педагогических целей и обогатить учебный опыт своих учеников.

Ключевые слова: Юнг, психологические типы, экстраверт, интроверт, чувство, мышление, интуиция, ощущение

Предмет

Религия и образованиеРелигиоведениеПсихология религииФилософия религии

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти с помощью личного кабинета

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

MBTI: Расширение теории личности Юнга…

MBTI: Расширение теории типов личности Юнга

источник: К разнообразию психологических типов в организации. Дж. Фадджек. П. Динкелакер. 1994.

Хотя есть общее знакомство с типологией Майерс-Бриггс люди в целом менее знакомы с исходной юнгианской системы и с различиями между ними. Наш обзор этого материала предназначен для того, чтобы дать читателю понимание некоторых основных прозрений Юнга — прозрений, которые часто лишь молчаливо присутствует в типичных представлениях системы Майерс-Бриггс.

Люди, как правило, более заинтересованы в определениях каждого типа личности и как отдельные типы «подходят» в различных контекстах, чем они определить, какое общество будет эволюционировать от почитания принципиально иного опыта мира которые предлагает каждый отдельный тип.

Хотя теория типов личности Майерс-Бриггс является модификация теории Юнга и считается некоторыми улучшить его, другие придираются к нему. Другие «постюнгианские» альтернативы MBTI существуют, и многие современные юнгианские аналитики продолжают использовать теория в неизмененном виде. Система Майерс-Бриггс имеет два преимущества, которыми мы хотим воспользоваться. себя в этом контексте: 1) многие люди знакомы с системой и терминологией и 2) миллионы людей были типизированы с использованием MBTI (т. Индикатор типа Майерс-Бриггс, инструмент в формате анкеты). А существует ряд интересных демографических исследований, подробно описывающих Распространение типа в популяции в целом.

НАМЕРЕНИЕ ЮНГА

В его попытке разработать теорию, в которой психологический тип описывался с достаточной специфичностью для иллюстрации максимально широкого диапазона человеческого опыта и поведения, и в то же время с достаточной общностью для того, чтобы его психология могла быть полезной на практике , Юнг решил выбрать минимум чисел из «измерения», по которым люди могут различаться, но те, которые допускается максимальная степень качественного различия между лица. Он различал две разные ориентации к миру («экстраверсия» и «интроверсия») и четыре общих «предпочтения» или «стили» восприятия мира связаны с тем, что он назвал четыре «функции» сознания (ощущение, мышление, интуиция и чувство) которыми обладает каждый человек, хотя и различные степени. Каждый человек демонстрирует «предпочтение» одному из четырех функции, которая называется его «доминантной», «высшей» или «первая» функция. Хотя мы говорим здесь о «предпочтении», это не вопрос сознательного выбора , и не считается легко изменяемым. Различные комбинации ориентация предпочтение и функциональное предпочтение приводят к специфическим психологическим типы. Восемь логически возможны перестановки, в результате чего получается восемь конкретных «типов». в исходной системе Юнга

Следуя соглашению Майерс-Бриггс и используя буквы Т (для мышления), F (чувство), S (ощущение), N (для интуиция), а также I и E (для интроверсии и экстраверсии). соответственно), мы могли бы сократить восемь типов личности различаются Юнгом следующим образом: NI (интровертно-интуитивный), SI (интровертное ощущение), FI (интровертное чувство), TI (интровертное ощущение). мышление), NE (экстравертное интуитивное), SE экстравертное ощущение), TE (экстравертное мышление) и ФЭ (экстравертное чувство).

Назвать одну из функций «доминантной» у индивидуума означает, что для этого человека она является первичным «способом организации и страдания жизни», по словам Джеймса Хиллмана, современного юнгианского психолога. Конечно, мы все знаем, что это смотреть «вовне» на мир предметов и мест или на обратить наше внимание «внутрь», и каково это иметь мысли, чувств, интуиции и/или телесных ощущений. Но как личности с конкретные предпочтения и конкретные жизненные истории, мы не знаем, что это это как познать мир в первую очередь через «функцию», отличную от той, которая «доминирует» в нас, или через «ориентацию», противоположную той, которую мы предпочитаем. Если, например, наша основная функция — «мышление», мы не знаем, откуда наш собственный опыт, каково было бы «организовать и терпеть жизнь» прежде всего через «чувство». Мы не должны недооценивать, согласно Юнг, принципиально глубокая природа различия между альтернативные «психологические» способы переживания мира. Действительно, восемь юнгианских «психологических типы» мало чем отличаются от соперничающих «парадигм» в том строгом смысле, в котором философ науки Томас Кун использовал этот термин как подразумевающий «несоизмеримые» рамки. Каждый кадр влечет за собой различия настолько базовые, что мы обнаруживаем, что они проложили себе путь в самые язык рамки-держателя; при внимательном рассмотрении становится очевидным, что разные типы приписывают различный набор значений одному и тому же слову в образом, которые соотносятся именно с психологическим типом. Это, действительно, создает немаловажную метапроблему для самой теории типа, поскольку у таких слов, как «чувство», столько же различных значений, сколько и есть виды. Чувственный человек, например, будет интерпретировать слово как относящееся к телесным ощущениям — и может заключить, как некоторые теоретики предположили, что чувства на самом деле теоретически сводится к мышечным «ощущениям». Другие утверждали, что в таком предположении заключено фундаментальное непонимание. Верно некоторые мыслящие типы, такие как философ Гилберт Райл, отрицали саму существование «чувства», ставя под сомнение всех, кто посмеет использовать это слово. Подобные философские и научные дебаты происходили вокруг каждого из другой ключевой термин в психологии типа — наблюдение предлагая богатые неиспользованные области исследования для распознающего тип социолог, философ науки или историк идей.

Согласно Юнгу, так как это доминирующее функция, на которую обычно в значительной степени полагается индивидуум, это функция, которая становится более высокоразвитой и под осознанный контроль человека. Доминирующей функции может способствовать один из оставшихся трех функций, называемых «второстепенная» (или «вспомогательная») функция. Эта вторичная функция как правило, несколько менее развиты, как и «третичная» функция, еще большей степени. То же самое и с остальными, так называемыми «низшими» функция — которая используется реже всего и, следовательно, может остаться также недоразвиты и недооценены.

Юнг добавил дополнительную морщинку когда он настаивал на том, что четыре функции на самом деле состоят из двух взаимосвязанные пары: 1) Ощущение и Интуиция и 2) Мышление и Чувство. Эта взаимосвязь между функциями часто изображается на схеме. следующим образом:

Юнг постулировал, что когда доминирующей функцией у человека является любая из четырех функций, функция ниже по определению будет ее партнером в этой паре. В других слова — если Ощущение является доминирующей функцией, Интуиция в этом индивидуум будет ниже, и наоборот — если интуиция является доминирующая функция, чувствительность будет ниже. Точно так же, если мышление доминантная функция человека. Чувство, по определению, низшая функция человека и наоборот.

Когда Майерс и Майерс купили систему Юнга, они также купили во все эти лежащие в основе базовые предположения, которые, таким образом, остаются верными в их системе тоже.

Юнг был (и многие современные юнгианцы до сих пор) особенно интересовался низшей функцией, наименее развитой функцией у индивидуума, потому что она функция, которая наименее сознательна. Действительно, юнгианцы понимают низшая функция как погружала в «бессознательное» человека, где он загрязнен бессознательными побуждениями и импульсами. Например, у человека, у которого мышление является доминирующей функцией, чувство (низшая функция этого человека) будет недоразвито, грубый, недифференцированный. Такой человек может быть склонен к тому, чтобы стать увлекся своими чувствами или выразил их неадекватно. Лица этого тип будет склонен к «сентиментальности». Они также склонны к созданию грубые оценочные суждения в терминах «черного и белого» (например, что вещи либо просто «хорошие», либо «плохие»). Они будут игнорировать тонкие оттенков в спектре чувств, доступных человеку, не будет чувствовать нюансов. Аналогичным образом, для человека, доминирующей функцией которого является «чувство», их подчиненная функция (мышление) также может быть описана как неразвитый, недифференцированный, грубый. Их можно «увлечь» чрезмерно упрощенное мышление, выражающее себя в том, что может показаться, к мыслящему типу, быть «банальностью». Такой индивидуум может быть описывается как наличие мыслей, которые имеют более грубую форму, недоразвиты или даже банальны. У «чувствующего» человека мнения кажутся приниматься без особого преднамеренного сознательного рассмотрения альтернативы — такой человек будет действовать по недоработанным или упрощенные системы логики, и могут появиться (при увлечении «бессознательные» побуждения) быть самоуверенным, упрощенным или аналитический навык. [В отдельном В статье мы сформулировали пять уровней развития для каждой из четырех функций.]

В зависимости от индивидуального развития, более одного функция может быть погружена в «бессознательное» человека — например, меньше дифференцированы, менее развиты и менее подвержены сознательному контролю. В целом, люди будут различаться в отношении того, сколько функций они выполняют. стать «сознательным», что мы можем проиллюстрировать, нарисовав горизонтальную линия (представляющая границу между «сознательным» и «бессознательным») в различных положениях на крестообразной диаграмме четырех функций, вот так, например:

Или вот так:

На первой диаграмме показаны три функции, которые более или менее развиты и находятся под «сознательным» контролем индивидуума. в вторая диаграмма, которой индивидууму удалось сознательно овладеть только одна из функций, его «доминирующая», а остальные три сильно недоразвиты.

По-видимому, крайне редко можно найти человека, который преуспел в освоении своей «низшей» функции. Лучшее, что по мнению Марии Луизы Фон, большинство из нас может надеяться на Франц, известный юнгианский аналитик, должен достичь определенной степени контроля над низшей функцией, достаточной для того, чтобы она не достигла наилучшего из нас. Фон Франц дает увлекательный отчет о том, как каждая из четырех функций может проявляться как низшая способность в соответствующие психологические типы (1993, стр. 140-143). Она настаивает на важности подчиненной функции и на том, как она работает в человеке, ибо это самая показательная черта индивидуальный стиль. Мы можем больше узнать о типе мышления, посмотрев, как их функция чувства работает (или не работает!) в них. Фактически, для такие аналитики, как она сама, которые не используют MBTI или другие инструменты с целью типирования ключом к различению типа индивидуума является идентификация низшей функции в индивидууме.

Для Юнга теоретически не имело значения, какая функция в человек играл второстепенную роль, а кто третичную роль. Итак, два букв было бы достаточно для обозначения типа человека — буква для ориентация (E или I) и буква, обозначающая первичная или доминирующая функция человека (S, N, T или F). Если кто-то знает доминирующая функция человека, человек будет, по необходимости, также знать низшую функцию этого человека (полностью противоположную ей, его «партнер» — S и N — одна пара, T и F — другая).

Но в системе Майерс-Бриггс каждый из шестнадцати типов представляет собой четыре -буквы. комбинация. Почему? Первая буква в комбинации либо I, либо E и обозначает предпочтение интроверсии или экстраверсии, в аналогично системе Юнга. Вторая и третья буквы обозначают первичные и вторичные функции человека (но не обязательно в тот порядок). В отличие от Юнга, для системы Майерс-Бриггс равно значимости, какая из двух промежуточных функций определяется как вторичный и который идентифицируется как третичный. Итак, к двум буквам (скажем, E для экстраверта и S для сенсорики), этого было бы достаточно, чтобы определить Юнгианский тип личности (т. е. «ES»), они добавляли третью букву, скажите «Т» для «мышления». Таким образом, мы могли бы говорить о типе «EST».

Со всеми этими юнгианскими предпосылками согласны Майерс-Бриггс. Кроме того, они сделайте еще одно предположение, что если бы первичная «оценочная» функция индивидуума (будь то мышление или чувство) была бы направлена ​​ вовне (в мир), то первичная «функция восприятия» этого человека (либо ощущение, либо интуиция) была бы направлена ​​ вовнутрь . И наоборот, если первичная «воспринимающая» функция (будь то интуиция или сенсорика) была направлена ​​вовне 0014 , первичная «оценочная» функция этого человека должна быть направлена ​​ внутрь .

Как насчет четвертой буквы в четырехбуквенном комбинация? Юнг иногда использовал слово «судить» для описания пара функций мышление-чувство, а слово «восприятие» к описать пару чувственно-интуитивное, хотя это довольно запутанно номенклатура, которая больше не подчеркивается, но живет в «J» и Обозначения «P», которые используются в качестве четвертой буквы в каждом имени MBTI.

Четвертая буква имеет два операционных назначения в системе. Первый , поскольку «P» неявно указывает на второе место в четырех буквах комбинация – которая наполняется одной из «перцептивных» функций (S или N), а буква «J» указывает на третью точку (заполненную F или T — «оценочные» функции), четвертая буква сообщает нам , какие две средние буквы обозначают высшую функцию человека. К сожалению, правило для этого несколько сложное, что затрудняет применять с первого взгляда. Правило таково: для экстравертов, если последнее буква Р, вторая буква обозначает доминирующую функцию, а если последняя буква J, третья буква обозначает доминирующую функция. У интровертов наоборот: если последняя буква П, третья буква является доминирующей функцией человека, а если последняя буква J, то вторая буква является доминирующей функцией.

С помощью «правила» можно определить доминирующую функцию для каждого из 16 типов Майерс-Бриггс. Например: просто глядя на буквы ‘INFP’ и используя указанное выше правило, можно определить, что функция чувства является доминирующей. Мы будем использовать простой альтернативное соглашение в этой статье, позволяющее читателю немедленно увидеть доминирующую функцию: она будет отображаться жирным шрифтом в четырехбуквенная комбинация — например, IN F P. Поскольку доминирующей функцией ВСЕХ ESTJ является мышление, все ESTJ будут ES T J.

Зная, какая из двух средних букв является доминирующей функцией, мы также знаем, какая из двух второстепенная функция , а именно оставшаяся буква. Например, поскольку «T» является доминирующей функцией для ES T J, «S» должна быть второстепенной функцией. И поскольку «F» является низшим функция (поскольку это «противоположность» T в паре F-T), есть только осталась одна функция («N»), которая, следовательно, должна быть «третичной» функция. Все это можно просто «прочитать» из определенных четырех Комбинация букв, из которой состоит имя типа.

Но это еще не все! Поскольку ES T J является экстраверт, он, по-видимому, будет в первую очередь заинтересован в том, чтобы превратить внимание к внешнему миру и, согласно Майерс-Бриггс, будет использовать его доминирующая функция, мышление, сделать это. Насколько он использует свою второстепенная функция (ощущение), она будет прежде всего внутренней, поэтому, когда он обращает внимание внутрь себя, то есть на свои внутренние телесные ощущения. Точно так же, поскольку IN F P является интровертом, ее интерес будет в первую очередь тяготеть к внутренним вопросам, которыми она будет заниматься используя свою доминирующую функцию, чувство. Поскольку она использует свою вторичную функция (интуиция), она будет в первую очередь для внешних встреч.

В дополнение к вышесказанному, система Майерс-Бриггс отводит вторую роль четвертой букве. Это указывает, в дополнение к его ранее описанной роли, предрасположенность человека к активным действиям («суждения») позицию или пассивную («восприимчивую») позицию по отношению к внешнему миру.

Майерс и Майерс (1993) постулируют, что если человек использует «перцептивную» функцию (восприятие или интуиция) как основной способ связи с внешним миром. мира, она будет склонна к пассивности/восприимчивости и черты характера, которые включают в себя «спонтанность, непредубежденность, понимание, терпимость, любознательность, жажда опыта и адаптивность».

Точно так же, если человек в основном использует одно из называемые «судебными» функциями (мышление или чувство) при работе с внешнего мира, он будет склонен хотеть приказывать мир в активной манере и иметь черты характера, которые включают систематический образ действий, порядок в вещах, планомерность жизни, постоянное усилие, решительность, применение власти, устоявшиеся мнения, и принятие рутины».

Это равносильно постулированию дополнительный фактор, помимо двух важных для Юнга. В дополнение к предпочтение в (1) «функции» (чувство, интуиция, ощущение, мышление), в в сочетании с (2) предпочтением в том, как обычно развертывается внимание в мире — к внешнему миру («экстраверсия»), или к внутренним явлениям («интроверсия»), Майерс и Майерс делают явное дополнительное измерение, лишь неявно присутствующее у Юнга. утверждения — (3) предпочтение либо активному/судящему ИЛИ пассивная/восприимчивая позиция по отношению к своему взаимодействию с Мир. Вместе эти три параметра составляют параметры, по которым В этой системе, модифицированной Майерсом, измеряется «психологический тип». и Майерс. Вот почему обычно считается, что система Майерс-Бриггс быть расширением работы Юнга по типологии. Аргумент может быть сделал, что различие между отношением, которое «стремится закрыть» и тот, который «остается открытым», не является основным фактором, на котором можно основывать теории личности, и именно поэтому Юнг не сам вводит это различие как четвертую переменную, определяющую тип.

Чтобы более четко увидеть сложность, посмотрите на «INFP». По правилам игры MBTI обозначение «P» означает, что буква на третьем месте («F») обозначает доминантную функция. INFP, таким образом, является «интровертным чувствующим типом». Но буква «П» также говорит нам, что INFP, как правило, человек, который «остается открытый», и не заинтересован в поиске «закрытия» (как J). вопрос, который следует здесь задать: «Правильно ли делать всех интровертами? чувствующие типы с вспомогательной интуицией ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ не стремящиеся к закрытию (П) типы?» Разве может интровертный чувствующий тип с вспомогательная интуиция не быть ищущим закрытия J? Если да, то как бы мы пошли о «написании» имени такого типа? Это невозможно сделать с помощью актуальная номенклатура MBTI!

Это становится очевидным, когда мы изучаем следующие простое изменение в номенклатуре — изменение, которое разделяет два целей, для которых было создано обозначение «J/P» (но не изменить систему каким-либо другим способом) путем 1) указания, какой функция является доминирующей в буквосочетании не по тому, чем четвертая буква есть, но выделена жирным шрифтом и подчеркнута буква доминирующей функции; и 2) обработка обозначения «J/P» как независимый , просто указывает на то, что человек предпочитает «закрытие» и «открытость» соответственно. Используя эту номенклатуру, мы по-прежнему имели бы IN F Ps. (интровертные чувствующие типы, предпочитающие «остаться открытыми»). Это бы иметь эффект разрешения новых типов в системе — например, I N FP (интуитивные интроверты, не характерно «искание закрытия» — тип, который в нынешних условиях Майерс-Бриггс, такой вещи быть не может, так как все INFP обязательно, ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ , В F Ps!) Это, конечно, изменило бы систему в корне, так как глюк в номенклатура влияет не только на INFP, но и на все 16 типов и 16 логически потребуются новые типы (например, IN F J и т. д. и т. д.).

Мы видим, что предпочтение E/I, предпочтение S/N, предпочтение T/F и предпочтение J/P приводит к четырехбуквенный код (например, ES T J), для которого может быть 16 перестановок: (IS T P, I S TJ, IS F P, I S FJ, IN F P, I N FJ, IN T P, I S TJ 8 E 9019 TP, ES T J, E S FP, ES F J, E N FP, ES F J, E N TP, EN T J). Таким образом, люди, использующие MBTI (индикатор типа Майерс-Бриггс), относится к одной из этих 16 категорий типов личности.

Развивая систему Юнга, Майерс и Майерс намеревались обогащать организации за счет понимания психологического разнообразия. В приложении MBTI мы регулярно слышим утверждения, подобные следующее:

Поэтому любая команда должна включать в себя достаточное разнообразие [психологических] типов для эффективного выполнения требуемой работы и с удовлетворением…. в сбалансированной команде должен быть хотя бы один опытный представитель каждого процесса [ощущения, мышления, интуиции, и чувство]. (Майерс и Майерс, 1993, стр. 163)

Майерс и Майерс и другие, практикующие применение типология личности в работе по организационному развитию, часто настаивать на том, что ни один тип не лучше любого другого, просто другой — утверждение, с которым мы не можем не согласиться. Но реже он заостренный из того, что типы радикально различаются по частоте встречаемости в население в целом, и что это влияет на то, как мы работаем в культурном отношении — виды выбора, который мы делаем как люди о том, как мы организовать себя социально, на рабочем месте, дома, в наших школах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *