Упражнения на развитие внимания у младших школьников: фото
Задания на развитие внимания у младших школьников
Упражнения на развитие внимания у младших школьников – важная составляющая полноценного развития для любого ребенка. В настоящий момент заметно возросло количество детей с так называемым синдромом дефицита внимания. Нередко данное явление встречается в комплексе с гиперактивностью.
Интересно! Логические задачи по математике для 1 класса
Многие дети не могут усидеть на месте – им все время нужно что-то делать, причем часто они пытаются охватить несколько дел одновременно. Как следствие:
•потеря концентрации;
•невозможность сосредоточиться на том, что нужно;
•ошибки, допущенные ребенком по причине невнимательности.
Предлагаем вашему вниманию комплекс различных упражнений, направленных на развитие внимания у детей младшего школьного возраста.
Коллективное упражнение «Моя любимая еда»
Для выполнения данного упражнения, направленного на развитие внимательности, потребуется группа из нескольких незнакомых друг с другом детей. Например, это могут быть ребята, которые только поступили в первый класс школы.
Суть упражнения заключается в том, что дети становятся в круг или рассаживаются в каком-то порядке. Затем первый ребенок объявляет, как его зовут, и при этом называет свое любимое блюдо. Второй ребенок должен запомнить, то, что только что говорили перед ним, повторить и затем представиться и назвать свою любимую еду. Третий ребенок повторяет то, что говорили перед ним, а потом говорит о себе.
Выглядит это следующим образом.
Первый ребенок говорит: «Привет, меня зовут Маша, я люблю шоколад».
Второй ребенок: «Эту девочку зовут Маша, и она любит шоколад. А меня зовут Олег, мне нравится печенье с молоком».
Третий ребенок произносит: «Это девочка Маша и она любит шоколад. Это Олег и ему нравится печенье с молоком. А я – Женя, и я люблю пиццу».
Цепочка может продолжаться сколько угодно. Но для начала рекомендуется делить группы из 3-5 человек, чтобы слишком сильно не усложнять задачу. В следующий раз размер групп можно увеличить, а детей переставить местами.
Такое упражнение-игру очень уместно проводить именно у младших школьников, так как помимо тренировки внимания, оно помогает детям знакомиться в интересной, непринужденной обстановке.
Упражнение «Наблюдательность»
Из названия несложно догадаться, что данное упражнение направлено на развитие наблюдательности и зрительной памяти у детей.
Итак, ребенку предлагается в максимальных подробностях описать какой-либо предмет, который он не раз видел. Например, можно спросить, какие деревья растут в школьном дворе, какое оборудование имеется на спортивной площадке, в какой цвет окрашен турник или напольное покрытие в актовом зале. Вариантов – множество. Человеку, работающему с детьми, необходимо включить фантазию и позадавать различные вопросы такого характера. Главное, быть уверенным в том, что ребенок действительно видел то, о чем идет речь, не один раз.
Выполнять это упражнение можно и немного в другом ключе. Детей можно заранее предупредить, чтобы они максимально внимательно рассмотрели какое-либо помещение. Например, тот же актовый зал. Пусть дети постараются обратить внимание на всевозможные мелочи. А уже затем им нужно будет задавать соответствующие вопросы. К примеру, какого цвета шторы, или что-то в этом роде.
Коллективное упражнение «Съедобное и несъедобное»
Это задание очень хорошо тренирует у малышей способность резко переключать внимание с одной темы на другую, реагировать на резкую смену ситуации и при этом не терять концентрацию.
Многие в детстве играли в забавную игру «съедобное-несъедобное», когда ребенку кидали мячик и одновременно называли какой-либо предмет. Если названное было съедобным, мяч нужно было поймать, а если нет – отбить мяч в сторону.
Данное упражнение очень похоже на вышеописанную игру, и проводится следующим образом. Дети становятся в круг и готовят свои ручки. Ведущий каждые 3-4 секунды говорит название какого-то предмета. Если это можно скушать, дети должны поднять руки, если названный предмет несъедобен, то руки поднимать нельзя.
Интересно! Интересные кроссворды для детей 7-8
Игра кажется легкой только по началу. С течением времени ведущий наращивает темп, что не только усложняет игровой процесс, но и добавляет ему азарта.
Упражнение «Самое короткое слово»
Это задание направлено на развитие слухового внимания у детей. Проводится упражнение очень просто и не требует абсолютно никакого специального инвентаря. Ребенку зачитывают пять-десять слов, состоящих из разного количества букв, и просят на слух определить самое короткое и самое длинное слово.
Упражнение «Расставь все по местам»
Отлично развивает память и зрительное внимание. Проводить данное упражнение можно как с одним ребенком, так и с группой детей. Выполняется оно следующим образом.
Ребенку предлагают рассмотреть несколько карточек (количество подбирается индивидуально), на которых нарисованы определенные предметы, и запомнить, в каком порядке они лежат. Время для запоминания дается из расчета 1-2 секунды на одну карточку. Это значит, что если перед ребенком лежит 5 карточек, то ему лучше отвести не более 10 секунд. Но здесь, снова же, все очень индивидуально. По истечении времени ребенок должен отвернуться, а ведущий должен перемешать карточки и попросить малыша расставить их в таком порядке, в котором он запомнил.
При выполнении упражнения с группой детей, вместо компактных карточек можно использовать рисунки, распечатанные на листах бумаги, которые будут крепиться к доске.
Это одно из лучших упражнений для развития зрительной памяти.
Упражнение «Перевернутые слова»
Решение таких задачек помогает детям развивать в себе умение сосредотачиваться на конкретном деле.
Итак, ребенку предлагаются наборы букв, из которых необходимо составить слова. Для учеников младших классов следует использовать простые слова, с которыми они часто сталкиваются. Тогда упражнение будет максимально эффективно.
На практике это будет выглядеть примерно так.
Набор букв:
•омолко;
•акша;
•абаксо;
•налеп;
•мета.
Соответственно, ребенок должен будет составить слова: молоко, каша, собака, пенал, тема.
В более простом варианте этого упражнения рядом с буквами имеется рисунок, помогающий ребенку сообразить, о чем идет речь.
Упражнение «Найди отличия»
Существуют множество упражнений на игровой манер, используемых с целью развития внимания у младших школьников. Приведем одно из них. Большинство ребят любят рассматривать картинки, поэтому приятное вполне можно сочетать с полезным. Все, что нам понадобится – это картинки, на которых имеется несколько отличий.
Изображено на рисунках может быть все что угодно. Например, аквариум с рыбками, какой-нибудь мультяшный персонаж или что-то в этом роде.
Задание ребенка будет заключаться в том, чтобы отыскать различия между картинками и обвести их ручкой или карандашом.
Интересно! Поделки из ватных дисков
Такие упражнения обычно вызывают у детей младших классов большой интерес, поэтому они с удовольствием выполняют подобные задания.
Упражнение «Воспроизведи увиденное»
Это еще одно упражнение, связанное с картинками, и направленное на развитие концентрации внимания ребенка. Проводится оно элементарно – нужно распечатать две одинаковые нераскрашенные картинки. Одну из них человек, работающий с ребенком, раскрашивает заранее, используя несколько разных цветов. Их количество подбирают индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, для которого это задание готовится.
Малышу дают некоторое время, чтобы он рассмотрел рисунок и попытался запомнить, каким цветом закрашен каждый элемент картинки. Потом ему выдают черно-белый рисунок и просят раскрасить по памяти.
Надеемся, что упражнения на развитие внимания у младших школьников, приведенные в нашей статье, окажутся вам полезными и помогут вашим детям полноценно развиваться.
Рекомендации по развитию внимания – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Перейти к содержимому- B каждое занятие включайте упражнения, игры на развитие внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей.
- Включайте в занятия задания, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т. п.
- Почаще предлагайте детям следующее упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не про¬пускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчерк¬нуть все буквы «о»).
- Используйте дидактические игры с четко выраженными правилами.
- Регулярно включайте детей в выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму ко¬торых вы задаете словесно или с помощью схемы.
- Тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.
- Предлагайте детям: повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами; неоконченные фразы, которые нужно закончить; вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, кто старается чаще отвечать на них.
- Учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чу¬жой работы, находить и исправлять ошибки.
- На уроках в школе от детей потребуется быстрое переключение вни¬мания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т. п.
- Периодическое переключение с одного вида работы на другой, многогранная структура занятия, активная познавательная деятельность, фор¬мирование операций контроля и самоконтроля – такой подход сделает занятие интересным для детей, что само по себе будет способствовать организации их внимания.
Увеличение объема внимания
Игры основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд. По мере овладения упражнениями число предметов постепенно увеличивается.
«Ищи безостановочно»: В течение короткого промежутка времени (10-15 с) увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). Затем ребенок их перечисляет, а взрослый его дополняет. Можно проводить в форме соревнования между взрослым и ребенком.
Развитие устойчивости внимания
Это любые задания, требующие продолжительного сосредоточения на одном занятии. Заданий такого типа достаточно много в детских развлекательных журналах.
«Найди отличия»: для сравнения детям могут быть предложены какие-либо предметы, их изображения, картинки, различающиеся определенным числом деталей.
«Перепутанные линии»: Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца. Для выполнения этого задания необходимы карточки размером 12 х 7 см с нарисованными перепутанными линиями одного цвета. По мере овладения игрой можно предлагать новые карточки с более запутанными линиями.
Тренировка распределения внимания
Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий. По окончании упражнения (через 10-15 мин) определяется эффективность выполнения каждого задания.
«Каждой руке – свое дело»: Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или записывать решения несложных примеров.
You missed
Мозг: Внимание | Энциклопедия раннего развития детей
1Келли С. Рот, доктор философии, 2Стефания Конте, доктор философии,
1 Факультет психологии, Университет Теннесси, США
2 Факультет психологии, Университет Южной Каролины, США
, испр. ред.
Введение
Внимание выполняет несколько функций, связанных с обработкой информации. Он выбирает определенные события или объекты в окружающей среде, на которых нужно сосредоточиться, и поддерживает фокус на интересующем объекте, пока обрабатывается информация, предоставленная этим объектом. Кроме того, пока внимание сосредоточено на одном объекте, переключение внимания на отвлекающие факторы подавляется. Эти аспекты внимания демонстрируют серьезные изменения в развитии на протяжении всего младенчества.
Субъект
Считается, что у младенцев внимание меняется с возрастом одновременно с изменениями в работе мозга. Модели внимания в раннем развитии основаны на поведенческих данных у младенцев человека, объединенных с данными об изменениях в функции мозга взрослых людей, не являющихся людьми и людьми, или клинических популяций. 1-7 На многие из этих моделей повлияло исследование Шиллера 8 , посвященное системам движения глаз у нечеловеческих приматов. Предполагается, что у младенцев от рождения до двухмесячного возраста движения глаз в основном управляются «рефлекторной системой», в значительной степени находящейся под влиянием примитивных областей мозга, расположенных под корой головного мозга (т. е. подкорковых). Таким образом, движения глаз и зрительное внимание обычно рефлекторны в раннем младенчестве. В возрасте от трех до шести месяцев добровольная ориентировочная сеть становится функционально зрелой. Эта сеть включает области теменной и височной коры, а также лобные поля глаза и участвует в способности произвольно переключать зрительное внимание с одного стимула на другой.
Проблемы
Традиционно зрительное внимание и развитие мозга младенцев измеряли с помощью показателей времени взгляда и отслеживания взгляда во время «задач с маркерами». Это поведенческие задачи, для которых четко определены задействованные области мозга, поэтому их можно использовать для косвенного изучения развития мозга у младенцев и детей. 12 Вместо этого Ричардс и его коллеги 13,14 предполагают, что интеграция прямых физиологических показателей мозговой активности дает более полную картину развития внимания. Большинство основных подходов к прямому измерению активности коры головного мозга (например, позитронно-эмиссионная томография, функциональная магнитно-резонансная томография) не могут быть использованы с участием младенцев из-за этических и/или практических соображений. Как спектроскопия ближнего инфракрасного диапазона (NIRS), так и электроэнцефалография (ЭЭГ) могут измерять нейронные реакции во время когнитивных задач у детей.
Контекст исследования
Внимание младенцев измеряется в лаборатории с использованием времени взгляда, частоты сердечных сокращений и электроэнцефалограммы (ЭЭГ). 15-18 Частота сердечных сокращений младенцев устойчиво снижается в периоды концентрации внимания, что вызвано активностью ствола головного мозга. 19 ЭЭГ измеряет электрическую активность, которая генерируется в головном мозге с помощью электродов на коже головы. Потенциалы, связанные с событием (ERP), — это зафиксированные во времени изменения в ЭЭГ, возникающие в ответ на определенное событие или задачу. Алгоритмы локализации источника можно использовать для определения того, какие области мозга являются вероятными источниками электрической активности ЭЭГ/ВП или ответа, зависящего от уровня кислорода в крови (ЖИРНЫЙ) NIRS, измеренного на коже головы.
16-18,20 Этот подход может обеспечить более прямое измерение активности мозга младенцев, связанной с вниманием.Ключевые вопросы исследования
Ключевые вопросы исследования, решаемые в рамках этого направления работы, заключаются в том, какие области мозга участвуют в контроле внимания у младенцев, изменяются ли области, участвующие в контроле внимания, в ходе развития младенца, и определяются ли электрофизиологические показатели внимания согласуются с поведенческими показателями внимания. В конечном счете, все эти вопросы связаны с необходимостью узнать больше об отношениях между мозгом и поведением в младенчестве, сосредоточив внимание на растущем поле прямых нейрофизиологических измерений.
Недавние результаты исследований
В исследованиях ERP младенцев компонент, помеченный как Negative Central (Nc), более активен после характерных стимулов и, вероятно, связан с вниманием. 15,21,22 Reynolds and Richards 16 Обнаруженные области мозга, вовлеченные в компонент Nc, расположены в пределах префронтальной коры и передней поясной извилины. Помните, что это области, связанные с исполнительной системой внимания. Амплитуда компонента Nc увеличивается с возрастом, что указывает на повышенную активность префронтальной коры, связанную с вниманием, в младенчестве. 15,23,24 Это соответствует усилению произвольного контроля внимания, демонстрируя, что компонент Nc можно использовать для индексации вовлечения внимания в мозг. 25 Младенцы, как правило, предпочитают новые стимулы, 26 показывают увеличенную продолжительность взгляда и повороты головы на новые лица по сравнению со знакомыми лицами. 27 При повторении стимула компонент Nc показывает снижение амплитуды. 28 Например, младенцы, привыкшие к одной категории лиц, проявляют большую амплитуду Nc к новым лицам по сравнению со знакомыми лицами. 29 Эта чувствительность к лицам связана с состояниями внимания, определяемыми частотой сердечных сокращений. Младенцы демонстрируют большую амплитуду Nc во время периодов внимания, определяемых частотой сердечных сокращений, при просмотре лиц по сравнению с объектами, и они демонстрируют большую амплитуду Nc в целом во время состояний внимания по сравнению с состояниями невнимательности.
Пробелы в исследованиях
Хотя применение анализа источника к данным ERP младенцев представляет собой важный шаг в измерении активности мозга младенцев, связанной с вниманием, еще многое предстоит сделать. Модели анализа источников для педиатрических популяций становятся более точными благодаря реалистичному описанию анатомии головы, обеспечиваемому структурной МРТ. Шаблоны МРТ, соответствующие возрасту, необходимые для точного исследования источника 36 доступны в базе данных МРТ нейроразвития. 37 Эти шаблоны были успешно использованы для реконструкции нейронных генераторов сигналов ЭЭГ и БИКС во время задач на внимание. 16,18,31–33,38 Дальнейшее применение этого подхода необходимо для лучшего понимания изменений внимания, связанных с развитием. Кроме того, необходимо добиться дальнейшего прогресса в разработке новых процедур для одновременного измерения поведенческих и нейронных коррелятов внимания младенцев. До тех пор, пока эти пробелы в исследованиях не будут устранены, наши знания об активности мозга младенцев и отношениях между мозгом и поведением будут ограничены методологическими ограничениями.
Выводы
Существует богатая история поведенческих исследований развития внимания в младенчестве. Кроме того, несколько ученых, работающих в этой области, предложили модели развития мозга младенцев, объединив поведенческие результаты исследований младенцев с исследованиями развития мозга у животных и взрослых. 1-7 Хотя многие из моделей могут точно описывать ход развития мозга младенцев по отношению к вниманию, в настоящее время модели остаются непроверенными из-за методологических ограничений. Однако был достигнут значительный прогресс, и теперь мы знаем, что существует согласованность между обычно используемыми поведенческими, сердечными и электрофизиологическими коррелятами внимания младенцев. 15,17 Мы сделали первый шаг в выявлении областей мозга, связанных с когнитивным развитием, продемонстрировав, что области префронтальной коры и передней части поясной извилины участвуют во внимании младенцев. 16-18,30,31,33 Также были разработаны шаблоны для младенцев, что позволило нам перейти от использования шаблонов для взрослых к интерпретации данных по младенцам. 37 Новые исследования могут быть сосредоточены на таких особенностях, как индивидуальная изменчивость и нейродивергентные популяции, теперь, когда у нас есть прочная основа. 39 Мы уверены, что исследования развития мозга и внимания младенцев будут продолжаться.
Выводы
Одно из основных следствий исследований детского внимания связано с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В настоящее время считается, что СДВГ затрагивает примерно 10% детей школьного возраста. 40 Симптомы СДВГ включают плохой контроль внимания, невнимательность, гиперактивность, плохой контроль импульсов и проблемы с управлением поведением. Имеющиеся данные указывают на то, что невнимательный аспект СДВГ может быть связан с дефицитом произвольной сети ориентации, тогда как гиперактивный аспект СДВГ может быть связан с плохо функционирующей исполнительной системой внимания. 41,42 У детей с СДВГ наблюдается задержка развития толщины коры 42 в префронтальной коре, а также измененное функционирование исполнительного внимания и сетей пассивного режима. 43 Эти системы включают в себя префронтальную кору и переднюю часть поясной извилины, области, определенные в наших исследованиях внимания младенцев как источники корковой активности, связанной с вниманием. 16,17 СДВГ обычно не проявляется у больных детей до школьного возраста. Этих детей могут направить к специалистам в области здравоохранения в связи с проблемами, связанными с контролем своего поведения в классе. Было бы идеально иметь более ранний метод выявления детей с риском развития СДВГ. Перспективой фундаментальных исследований детского внимания и развития мозга является потенциальная идентификация атипичных паттернов развития младенцев, которые могут предсказать более позднее начало СДВГ.
Ссылки
- Бронсон Г.В. Рост зрительных способностей: данные по моделям сканирования младенцев. Достижения в исследованиях младенчества . 1997; 11:109-142.
- Коломбо Дж. О нервных механизмах, лежащих в основе развития и индивидуальных различий в зрительной фиксации в младенчестве: две гипотезы. Обзор развития . 1995;15(2):97-135. doi:10.1006/древ.1995.1005
- Капюшон БМ. Сдвиги зрительного внимания у младенцев: нейробиологический подход. В: Rovee-Collier C, Lipsitt LP. Успехи в исследованиях младенчества . Том 9. Норвуд, Нью-Джерси: ABLEX Pub. Корп.; 1995:163-216.
- Джонсон М.Х. Созревание коры и развитие зрительного внимания в раннем детстве. Журнал когнитивной неврологии . 1990;2(2):81-95. doi:10.1162/jocn.1990.2.2.81
- Маурер Д., Льюис Т.Л. Открытая ориентация на периферические раздражители: нормальное развитие и основные механизмы. В: Ричардс Дж. Э., изд. Когнитивная неврология внимания: перспектива развития . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум Пресс; 1998: 51-102.
- Познер М.И. Ориентация внимания. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии . 1980;32(1):3-25. дои: 10.1080/00335558008248231
- Ричардс Дж. Э. Развитие систем внимания. В: Де Хаан М., Джонсон М., ред. Когнитивная неврология развития. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Psychology Press; 2002.
- Шиллер PH. Модель для генерации визуально управляемых саккадических движений глаз. В: Роуз Д., Добсон В.Г., ред. Модели зрительной коры. Чичестер, Нью-Йорк: Джон Уайли; 1985: 62-70.
- Познер М.И. Внимание в когнитивной нейробиологии: обзор. В: Газзанига М.С., изд. Когнитивные нейронауки. Кембридж, Массачусетс: MIT Press; 1995:615-624.
- Познер М.И., Петерсен С.Е. Система внимания человеческого мозга. Ежегодный обзор неврологии . 1990;13(1):25-42. doi:10.1146/annurev.ne.13.030190.000325
- Петерсен С.Э., Познер М.И. Система внимания человеческого мозга: 20 лет спустя. Ежегодный обзор неврологии. 2012;35(1):73-89. doi:10.1146/annurev-neuro-062111-150525
- Ричардс Дж. Э. Развитие зрительного внимания и головного мозга. В: де Хаан М., Джонсон М.Х., ред. Когнитивная нейронаука развития. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Psychology Press; 2003:73-98.
- Ричардс Дж. Э. Внимание в мозгу и раннем младенчестве. В: Джонсон С.П., изд. Неоконструктивист: новая наука о когнитивном развитии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета; 2010:3-31.
- Ричардс Дж. Э., Хантер СК. Тестирование нейронных моделей развития зрительного внимания у младенцев. Психобиология развития. 2002;40(3):226-236. дои: 10.1002/dev.10029
- Ричардс Дж. Э. Внимание влияет на распознавание кратко представленных визуальных стимулов у младенцев: исследование ERP. Развитие науки . 2003;6(3):312-328. дои: 10.1111/1467-7687.00287
- Рейнольдс Г.Д., Ричардс Дж.Э. Ознакомление, внимание и память узнавания в младенчестве: связанный с событием потенциал и исследование локализации коркового источника. Психология развития. 2005;41(4):598-615. дои: 10.1037/0012-1649.41.4.598
- Рейнольдс Г.Д., Кураж М.Л., Ричардс Дж.Э. Внимание младенцев и зрительные предпочтения: сходящиеся свидетельства поведения, потенциалы, связанные с событиями, и локализация коркового источника. Психология развития . 2010;46(4):886-904. дои: 10.1037/a0019670
- Рейнольдс Г.Д., Ричардс Дж.Э. Локализация коркового источника младенческого познания. Нейропсихология развития . 2009;34(3):312-329. дои: 10.1080/87565640 1890
- Ричардс Дж. Э., Кейси Б. Дж. Развитие устойчивого зрительного внимания у младенцев. В: Кэмпбелл Б.А., Хейн Х., Ричардсон Р., ред. Внимание и обработка информации у младенцев и взрослых: перспективы исследований на людях и животных. Хиллсдейл, штат Нью-Джерси, Лоуренс Эрлбаум; 1992:30-60.
- Ллойд-Фокс С., Ричардс Дж. Э., Блази А., Мерфи Д. Г. М., Элвелл К. Э., Джонсон М. Х. Совместная регистрация функциональной спектроскопии в ближней инфракрасной области с нижележащими областями коры у младенцев. Нейрофотоника . 2014;1(2):025006. doi:10.1117/1.nph.1.2.025006
- Courchesne E, Ganz L, Norcia A. Потенциалы мозга, связанные с событиями, для человеческих лиц у младенцев. Развитие ребенка . 1981;52(3):804-811. дои: 10.2307/1129080
- Де Хаан М., Нельсон, Калифорния. Распознавание лица матери шестимесячными младенцами: нейроповеденческое исследование. Развитие ребенка . 1997;68(2):187-210. doi:10.1111/j.1467-8624.1997.tb01935.x
- Уэбб С.Дж. , Лонг Д.Д., Нельсон, Калифорния. Продольное исследование потенциалов, связанных со зрительными событиями, на первом году жизни. Развитие науки . 2005;8(6):605-616. doi:10.1111/j.1467-7687.2005.00452.x
- Конте С., Ричардс Дж. Э., Гай М. В., Се В., Робертс Дж. Э. Реакции головного мозга, чувствительные к лицу, в первый год жизни. Нейроизображение . 2020;211:116602. doi:10.1016/j.neuroimage.2020.116602
- Мужество М.Л., Рейнольдс Г.Д., Ричардс Дж.Э. Внимание младенцев к шаблонным стимулам: изменение развития от 3 до 12 месяцев. Развитие ребенка . 2006;77(3):680-695. doi:10.1111/j.1467-8624.2006.00897.х
- Фантц РЛ. Визуальный опыт у младенцев: снижение внимания к знакомым образцам по сравнению с новыми. Наука . 1964; 146(3644):668-670. doi:10.1126/наука.146.3644.668
- Рейнольдс Г.Д., Рот К.С. Развитие искажений внимания к лицам в младенчестве: перспектива систем развития. Границы психологии. 2018;9:222. doi:10.3389/fpsyg.2018.00222
- Рейнольдс Г.Д., Ричардс Дж.Э. Визуальное внимание младенцев и повторение стимулов влияют на распознавание объектов. Развитие ребенка . 2019;90(4):1027-1042. дои: 10.1111/cdev.12982
- Диксон К.С., Рейнольдс Г.Д., Романо А.С., Рот К.С., Штумпе А.Л., Гай М.В., Мостеллер С.М. Нейронные корреляты индивидуации и категоризации лиц других видов в младенчестве. Нейропсихология . 2019;126:27-35. doi:10.1016/j.neuropsychologia.2017.09.037
- Гай М.В., Зибер Н., Ричардс Дж.Э. Корковое развитие специализированной обработки лица в младенчестве. Развитие ребенка . 2016;87(5):1581-1600. doi:10.1111/cdev.12543
- Се В., Маллин Б.М., Ричардс Дж.Е. Развитие функциональной связности мозга и ее связь с устойчивым вниманием младенцев в первый год жизни. Развитие науки . 2019;22(1):e12703. дои: 10.1111/указ.12703
- Се В., Ричардс Дж. Э. Взаимосвязь между скрытой ориентацией младенцев, устойчивым вниманием и мозговой активностью. Топография мозга. 2017;30(2):198-219. дои: 10.1007/s10548-016-0505-3
- Се В., Маллин Б.М., Ричардс Дж.Е. Развитие устойчивого внимания младенцев и его связь с колебаниями ЭЭГ: исследование анализа ЭЭГ и коркового источника. Развитие науки . 2018;21(3):e12562. дои: 10.1111/указ.12562
- Хямяляйнен Й.А., Ортис-Мантилла С., Бенасич А.А. Локализация источника потенциалов, связанных с событием, для изменения высоты тона, нанесенная на карту МРТ, соответствующей возрасту, в возрасте 6 месяцев. Нейроизображение . 2011;54(3):1910-1918. doi:10.1016/j.neuroimage.2010.10.016
- Ортис-Мантилла С., Хямяляйнен Ю.А., Бенасич А.А. Преобразование генераторов ERP во времени в слоги у младенцев: исследование локализации источника с использованием соответствующих возрасту шаблонов мозга. Нейроизображение . 2012;59(4):3275-3287. doi:10.1016/j.neuroimage.2011.11.048
- Ричардс Дж. Э. Реалистичные модели корковых источников ERP . Неопубликованная рукопись. 2006.
- Ричардс Дж. Э., Се В. Мозг для всех возрастов: структурное развитие нервной системы у младенцев и детей с точки зрения всей жизни. Успехи в развитии и поведении детей . 2015;48::1-52. doi:10.1016/bs.acdb.2014.11.001
- Bulgarelli C, de Klerk CCJM, Richards JE, Southgate V, Hamilton A, Blasi A. Траектория развития лобно-височно-теменной связи как показатель сети режима по умолчанию: продольное исследование fNIRS. Картирование человеческого мозга. 2020;41(10):2717-2740. дои: 10.1002/hbm.24974
- Норейка В., Георгиева С., Васс С., Леонг В. 14 проблем и их решения для проведения социальной нейробиологии и продольных исследований ЭЭГ у младенцев. Поведение и развитие младенцев. 2020;58:101393. doi:10.1016/j.infbeh.2019.101393
- Даниэльсон М.Л., Битско Р.Х., Гандур Р.М., Холбрук Дж.Р., Коган М.Д., Блумберг С.Дж. Распространенность диагноза СДВГ по сообщениям родителей и связанного с ним лечения среди детей и подростков в США, 2016 г. Журнал клинической детской и подростковой психологии . 2018;47(2):199-212. дои: 10.1080/15374416.2017.1417860
- Аман С.Дж., Робертс Р.Дж., Пеннингтон Б.Ф. Нейропсихологическое исследование основного дефицита при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью: теории лобной доли против правой теменной доли. Психология развития . 1998;34(5):956-969. дои: 10.1037/0012-1649.34.5.956
- Шоу П., Экстранд К., Шарп В., Блюменталь Дж., Лерх Дж. П., Гринштейн Д., Класен Л., Эванс А., Гидд Дж., Рапопорт Дж. Л. Синдром дефицита внимания/гиперактивности характеризуется задержкой созревания коры головного мозга. Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки. 2007;104(49):19649-19654. doi:10.1073/pnas.0707741104
- Познер Дж., Парк С., Ван З. Соединение точек: обзор МРТ-исследований связи в состоянии покоя при синдроме дефицита внимания/гиперактивности. Нейропсихологический обзор. 2014;24(1):3-15. doi: 10.1007/s11065-014-9251-z
Как цитировать эту статью:
Roth KC, Conte S, Reynolds GD, Richards JE . Внимание и раннее развитие мозга. В: Tremblay RE, Boivin M, Peters RDeV, ред. Энциклопедия раннего развития детей [онлайн]. https://www.child-encyclopedia.com/brain/according-experts/attention-and-early-brain-development. Обновлено: сентябрь 2020 г. По состоянию на 25 июня 2023 г.
Текст скопирован в буфер обмена ✓Внимание!: что это такое, как оно развивается и как улучшить его у детей
Внимание — это то, что дает нам возможность сосредоточиться на чем-то одном, несмотря на все другие вещи, которые могут вас отвлекать. Это то, что позволяет нам идти по улице, не натыкаясь на фонарные столбы, написать сообщение в блоге, даже если в другой комнате ревет телевизор. Для детей внимание очень важно для обучения и достижения успехов как в учебе, так и в общении в школе. Если ребенок не обращает внимания на учителя, ему может быть трудно, например, научиться читать.
Как развивается внимание? У новорожденных очень ранняя форма внимания называется «ориентация на стимул». Если младенец слышит шум, он смотрит или поворачивает голову в его сторону. Такое внимание довольно непроизвольно. Он контролируется областью мозга, называемой теменной областью.
По мере того, как дети становятся старше, они начинают сознательно сосредотачиваться на вещах в течение более продолжительных периодов времени. Это называется устойчивым вниманием. Развитие и постоянное совершенствование устойчивого внимания продолжается на протяжении всего детства.
Наиболее произвольная часть внимания называется исполнительной функцией. Эти процессы позволяют детям сосредоточиться на задачах, сделать что-то менее веселое, даже если они на самом деле этого не хотят, планировать и контролировать импульсы. Эти процессы внимания контролируются в основном префронтальной корой головного мозга. Для их полного развития требуется много времени, и они все еще меняются по мере того, как дети переходят в поздний подростковый возраст.
Глядя на эти разные уровни развития, вы можете думать о внимании как о мышце. Все начинается с малого и не совсем под контролем ребенка. Со временем оно «крепнет», и ребенок может лучше контролировать собственное внимание. Подобно мышце, ребенок также может укрепить свое внимание, «упражняя» его, например, тренируя фокусировку на задачах.
Итак, как вы можете помочь детям развить способность концентрировать внимание? Вот несколько советов:
- Читать книги . Чтение полезно для многих вещей, включая внимание. Когда дети младенцы и малыши, вы можете читать им, указывая на интересные вещи в картинках. Это помогает им развивать свои способности добровольно сосредотачиваться на страницах. По мере того, как дети становятся старше, они могут начать читать вам и развивать свою способность концентрировать внимание на все более и более длительные периоды времени. Вы хотите начать с небольшого количества времени для младенцев и детей ясельного возраста и удлинить время, когда дети становятся старше. Одно эмпирическое правило для дошкольников заключается в том, что они должны быть в состоянии сконцентрироваться на одном задании в течение двух-пяти минут в год. Таким образом, средний 4-летний ребенок может концентрироваться от 8 до 20 минут. Но здесь есть большие различия, и дети развиваются с разной скоростью. Также количество времени, которое дошкольник может уделить внимание, будет зависеть от того, насколько сложная задача. Так что не беспокойтесь, если вашему ребенку 4 года, и он сосредотачивается всего 5 минут. Вы можете помочь им тренировать эту мышцу внимания.
- Сделайте занятия интересными . Если вы хотите, чтобы ваш ребенок сосредоточился на задаче, полезно, если она интересна. Даже младенцы устают смотреть на одно и то же снова и снова. Они «привыкают» и отводят взгляд. Это не означает, что вам обязательно нужны клоуны и фейерверки, чтобы поддерживать интерес вашего ребенка. Но, особенно если то, что вы хотите, чтобы они сделали, сложно, например, уборка их комнаты, смешивание вещей может облегчить им дальнейшую работу. Таким образом, для уборки комнаты они могут устраивать «гонки», чтобы убрать все блоки и посмотреть, как быстро они это сделают. Затем посмотрим, смогут ли они убрать лего быстрее. И помните, когда ваш ребенок хорошо справляется с концентрацией внимания на чем-то сложном, вы хотите подкрепить его!
- Минимизируйте отвлекающие факторы . Если вы хотите, чтобы ваш ребенок сосредоточился или попрактиковался в сосредоточении внимания на задаче, вы должны убедиться, что вокруг него не происходит много других вещей, которые будут конкурировать за его внимание. Опять же, чем сложнее или сложнее то, на что вы хотите, чтобы они обратили внимание, тем меньше отвлекающих факторов они смогут игнорировать. Думайте о внимании как о кувшине, полном воды: все, что находится вокруг кувшина, может истощить немного воды, а самые простые, самые громкие или самые красочные предметы будут истощать больше всего. Поэтому, если вы пытаетесь научить свою дочь писать свое имя, а на заднем плане работает телевизор, это, скорее всего, отнимет у нее больше внимания, чем более сложная задача письма.
- Играть в игры . Многие детские игры хороши для развития внимания. Хорошим примером является игра «Память». Дети должны сосредоточиться на карточках, чтобы выяснить, где находятся пары. Или попробуйте что-то вроде Red Light/Green Light. Лидер поворачивается спиной к другим детям и говорит: «Зеленый свет!» Дети могут двигаться к ведущему, пока он не повернется и не скажет «Красный свет!» Тот, кто не останавливается, когда ведущий говорит «красный свет», выбывает из игры. Ребенок, который первым доберется до ведущего, становится новым ведущим. Это помогает с вниманием, потому что дети, которые двигаются, должны смотреть, чтобы увидеть, когда ведущий собирается повернуться.
- Объясните , как выглядит . Иногда мы предполагаем, что дети понимают, что мы имеем в виду, когда просим их быть внимательными. Но они могут быть не уверены, КАК обращать внимание. Один из способов объяснить, как обращать внимание, звучит так: « Чтобы обратить внимание, нужно пять вещей (покажи 5 пальцев): твои глаза смотрят на меня, твой рот тих, твое тело спокойно, твои уши слушают, а твой нос дышит.