Зачем инженеру нужна философия: Зачем инженеру нужна философия — Эссе

Содержание

Роль философии в подготовке студентов инженерных специальностей

Автор: Черепкова Олеся Олеговна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (376) август 2021 г.

Дата публикации: 19.08.2021 2021-08-19

Статья просмотрена: 367 раз

Скачать электронную версию

Скачать Часть 2 (pdf)

Библиографическое описание:

Черепкова, О. О. Роль философии в подготовке студентов инженерных специальностей / О. О. Черепкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 34 (376). — С. 172-175. — URL: https://moluch.ru/archive/376/83686/ (дата обращения: 17.07.2023).



В статье формулируется роль философии как учебной дисциплины в подготовке студентов инженерных специальностей.

Основной задачей высшего образования является подготовка высококвалифицированных специалистов различного профиля. В свою очередь, цель высшего учебного заведения состоит в «удовлетворении потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии» [5]. Система высшего образования позволяет выпускнику адаптироваться к политическим, экономическим и социальным изменениям в мире, развиваться как профессионалу, быть ориентированным на решение профессиональных задач [2].

По окончании обучения в высшем учебном заведении молодой специалист должен быть способен ориентироваться в сфере своей профессиональной деятельности, а также быть готовым работать в коллективе (осуществлять социальное взаимодействие), творчески и критически мыслить, оценивать результаты своей деятельности и быть способным принять ответственность за результат своего труда.

Кроме того, выпускник высшего учебного заведения должен быть готов к тому, что ему постоянно необходимо совершенствоваться, повышать собственную квалификацию, развиваться как личность и как профессионал.

Для того, чтобы выпускник высшего учебного заведения, обучающийся на технических (инженерных) специальностях, был конкурентоспособен на современном рынке труда, требуется не только практическая, профильная подготовка, то есть подготовка в рамках его будущей профессиональной деятельности, но и всесторонняя подготовка как личности, способной к культуротворческой деятельности, которая была бы полезна как личности, так и обществу в целом [6].

Выпускник высшего учебного заведения — это одновременно и личность, и работник, профессионал. Как квалифицированного работника его могут охарактеризовать профессиональные знания, умения, навыки, которые позволяют ему выполнять возложенные на него профессиональные обязанности. Как личность выпускника высшего учебного заведения характеризует система жизненных ценностей, мотивация к деятельности, интересы, цели, которые находятся за пределами профессиональной деятельности и не являются необходимыми для выполнения трудовых обязанностей. Связывает в единое целое «работника» и «личность» система гуманитарных знаний, которая позволяет видеть общество как единую систему, а также определить роль техники, технических достижений в развитии и жизни всего человечества [1].

Система гуманитарных знаний расширяется в рамках предметов гуманитарного цикла. В данный цикл входит и философия как учебная дисциплина. Философия как наука обращена к проблемам смысла жизни, смысла деятельности человека, осознания им своих возможностей и их воплощения в жизнь. Как теоретическое знание она открывает человеку путь к самостоятельному разумному и нравственному решению экзистенциальных проблем [6]. Цель решения всех проблем, которые находятся в поле философии как науки, состоит в способствовании совершенствованию человека, развитии его духовно-нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, идеалов, которые позволят сохранить себя как личность в постоянно меняющейся социально-политической реальности, а также добиться своих целей.

Итак, философия как учебная дисциплина имеет высокое значение для подготовки студентов технических (инженерных) специальностей по ряду причин.

Во-первых, философия как гуманитарная наука способствует тому, что развивается способность студента видеть себя не как узкий специалист в рамках одной профессии, а воспринимать себя как разносторонняя личность в определенном культурно-историческом контексте. Человек живет не в вакууме, а в обществе, которое развивалось, менялось, в котором уже сформировались и действуют определенные правила и законы.

На занятиях по истории философии студент, обучающийся на инженерных (технических) специальностях, может составить общее представление о том, как в течение длительного промежутка времени развивались логика и математика как базовые языки науки, а также как изменялась роль техники в жизни общества, как технический прогресс влиял на личность [3].

Важно отметить, что изучение философии позволяет студенту научиться правильно строить речь и грамотно вести спор, находить аргументы для отстаивания собственной позиции в дискуссии.

Знания в области философии способствуют формированию у студента стратегического мышления, то есть мышления «на перспективу», развивают навыки критического анализа, а также расширяют возможности будущего специалиста в его профессиональной деятельности. Это происходит за счет того, что он учится осознавать и понимать свои способности и возможности, анализировать возможности для их развития, а также искать возможные способы их применения. Студент учится понимать сам себя, свои цели.

Оценочная деятельность связана с этическими аспектами деятельности человека, что проявляется и в технической сфере. Важно, чтобы выпускник умел оценивать возможные последствия своей деятельности для общества в целом не только с позиции выгоды для предприятия, науки, но и с позиции полезности для общества и отдельных личностей [4].

Философия соединяет в себе гуманитарное и естественнонаучное знание. Единство философских и естественнонаучных знаний в преподавании философии создает дополнительные возможности интеграции гуманитарного и технического образования.

Особенность философии как учебной дисциплины состоит в том, что студент должен постоянно анализировать не только учебный материал, но и себя и окружающую его действительность. Студент должен стремиться осмыслить, понять, изменить себя или свое отношение к миру [7].

С окончанием учебного курса философия остается в жизни студента, она не уходит, а продолжает формировать его мировоззрение. Важно только стремиться к саморазвитию. Освоение философских знаний способствует тому, что студент будет способен и подготовлен к постоянному расширению своего кругозора, развитию своей духовной культуры, применению творческого подхода в своей профессиональной деятельности.

Итак, современное высшее техническое (инженерное) образование не ограничивается только профильной подготовкой, а должно обеспечивать духовную, нравственную подготовку, воспитывать гражданскую позицию, способствовать эстетическому и культурному развитию. Выпускник высшего учебного заведения должен быть способен осознавать и понимать себя как личность и профессионала, а также окружающий его мир.

Философия, являясь предметом гуманитарного цикла, является той учебной дисциплиной, которая способствует подготовке студента к профессиональной деятельности в глобализированной системы мирового хозяйства, позволяет ставить перед собой более реалистичные жизненные цели, выбирать пути их достижения с учетом нравственных, этических ценностей. Развитие навыков критического анализа, стратегического мышления, умения дискутировать и аргументировать свою позицию способствует повышению конкурентоспособности молодого специалиста на рынке труда.

Литература:

1 Бабкин, В. Ф. Гуманизм как ценностное основание современного высшего технического образования / В. Ф. Бабкин, Л. С. Перевозчикова // Воронеж.: Издательство Государственного архитектурно-строительного университета, 2001. — 219 с.

2 Зеленков, М. Ю. О проблемах совершенствования преподавания общественных наук в высшем учебном заведении и путях их решения / М. Ю. Зеленков // Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. (Москва, 19–20 ноября 2008г.). — М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2008. — С. 84–93

3 Кавинова, И. П. Особенности преподавания в техническом вузе, или нужна ли философия инженерам / И. П. Кавинова // Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Москва, 19–20 ноября 2008г. — М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2008. — С. 100–103.

4 Малькова, Т. П. Зачем инженеру нужна философия / Т. П. Малькова, В. В. Каплунов // Гуманитарный вестник. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/hum/phil/257.html.

5 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрании законодательства Российской Федерации. — 2012. — № 53 (часть I). — ст. 7598.

6 Федотова, Л. Ф. Роль философии в качественной подготовке специалистов технического профиля / Л. Ф. Федотова // Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации». — [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://web.snauka.ru/issues/2015/05/53022.

7 Черемных, Н. М. Философия в техническом вузе: единство знания и понимания / Н. М. Черемных // Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Москва, 19–20 ноября 2008г. — М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2008. — С. 297–301.

Основные термины (генерируются автоматически): высшее учебное заведение, профессиональная деятельность, учебная дисциплина, личность, высшее образование, гуманитарный цикл, критический анализ, молодой специалист, профильная подготовка, стратегическое мышление.

Похожие статьи

Качество

подготовки специалиста в системе высшего

Профессиональная подготовка будущего специалиста социально-культурной сферы формируется через участие в различных видах деятельности, что предполагает воспитание его как профессионала, становление личности, обладающей знаниями, умениями и навыками. Перед специалистами таких профилей профессиональной деятельности ставятся задачи, которые не всегда можно решить традиционными путями, а требуется креативный подход. Раскрытию творческого потенциала способствует внеучебная деятельность, которая реализуется посредством привлечения студентов к участию в фестивалях, концертах…

Особенности

профессионального обучения студентов-психологов

Пятилетняя модель подготовки специалистов в России является традиционной. В 90-х годах в российское образование была внедрена многоуровневая система подготовки психологов, аналогичная американской.

3. Непрерывное обоснование высокой социальной значимости и востребованности будущей профессиональной деятельности студентов — включение в учебную деятельность задачи личностного роста молодых

Учебнопрофессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств. ..

О повышении роли общеобразовательных

дисциплин

целью подготовки учащихся в учебных заведениях профессионального образования» [2]. В настоящее время накоплен богатый и разнообразный материал по классификации межпредметных связей по различным признакам: — по составу научных знаний различают теоретические и понятийные межпредметные связи

профессиональное образование, связь, предмет, будущий специалист, учебный процесс, будущая профессиональная деятельность, качество образования, дисциплина, знание… Проектирование содержания общеобразовательных предметов… умение, профессиональное образование, будущая…

Мотивация

учебнопрофессиональной деятельности и её. ..

Учебнопрофессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств личности профессионала и профессиональных способностей [4, с.12].

В основе положительного отношения нескольких учащихся к одной и той же профессии могут лежать различные потребности и стремления. Только путём анализа системы мотивов, лежащих в основе субъективного отношения, можно судить о реальном психологическом содержании [5, с.27].

Педагогическое проектирование

обучения гуманитарным

Одной из задач модернизации высшего образования сегодня является усиление роли гуманитарных дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию студентов, предполагающей ориентацию обучения не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных способностей. В связи с этим изменились и функции современного педагога. На первый план, кроме научно-профессиональной подготовки, выдвинулись задачи организации и управления образовательной деятельностью студентов, формирования их познавательной активности и…

Профессиональная направленность дисциплин

Общеобразовательная подготовка в средних специальных учебных заведениях — это фундамент для освоения профессиональной образовательной программы. В совокупности они обеспечивают целостную теоретическую подготовку выпускника и формирование его общих и профессиональных компетенций. В учреждениях системы СПО общеобразовательная подготовка осуществляется в основном на первом курсе, хотя изучение отдельных дисциплин продолжается и на последующих курсах среднего профессионального образования. Между тем в ходе наблюдения за учебной деятельностью студентов первых курсов и анализа

Задачи

профессионального воспитания в современной высшей

Основная стратегическая задача профессионального воспитания в высшем учебном заведениипрофессиональное становление личности молодого специалиста.

Воспитательная функция собственно учебного заведения состоит в создании условий, при которых процесс образования (включающий воспитание, обучение, развитие) превращается в процесс самообучения, самовоспитания, саморазвития.

Учебнопрофессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств. ..

Проектирование содержания общеобразовательных предметов…

Важной составляющей подготовки специалистов среднего профессионального образования, базовой площадкой для формирования личности будущего специалиста являются общеобразовательные

Рубрика: Высшее профессиональное образование. Вуз должен научить будущих юристов лучшим образцам профессионального поведения. Специфика дисциплины «Академический рисунок» в системе

связь, профессиональное образование, будущая профессиональная деятельность, предмет, дисциплина, учебный процесс, общеобразовательный цикл, знание, будущий специалист, учебный материал.

Персонализированное

обучение студентов старших курсов…

2. проанализировать личность и профессиональную деятельность преподавателя высшего учебного заведения; 3. сформировать у студентов представления о процессах обучения; 4. создать предпосылки для выбора старшекурсников педагогической позиции.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая деятельность, высшее учебное заведение, высшая школа, персонализированное обучение, профессиональная деятельность, общая педагогика, специальный курс, студент, индивидуальная работа, Социологический опрос.

Похожие статьи

Качество

подготовки специалиста в системе высшего. ..

Профессиональная подготовка будущего специалиста социально-культурной сферы формируется через участие в различных видах деятельности, что предполагает воспитание его как профессионала, становление личности, обладающей знаниями, умениями и навыками. Перед специалистами таких профилей профессиональной деятельности ставятся задачи, которые не всегда можно решить традиционными путями, а требуется креативный подход. Раскрытию творческого потенциала способствует внеучебная деятельность, которая реализуется посредством привлечения студентов к участию в фестивалях, концертах…

Особенности

профессионального обучения студентов-психологов

Пятилетняя модель подготовки специалистов в России является традиционной. В 90-х годах в российское образование была внедрена многоуровневая система подготовки психологов, аналогичная американской.

3. Непрерывное обоснование высокой социальной значимости и востребованности будущей профессиональной деятельности студентов — включение в учебную деятельность задачи личностного роста молодых

Учебнопрофессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств…

О повышении роли общеобразовательных

дисциплин

целью подготовки учащихся в учебных заведениях профессионального образования» [2]. В настоящее время накоплен богатый и разнообразный материал по классификации межпредметных связей по различным признакам: — по составу научных знаний различают теоретические и понятийные межпредметные связи

профессиональное образование, связь, предмет, будущий специалист, учебный процесс, будущая профессиональная деятельность, качество образования, дисциплина, знание… Проектирование содержания общеобразовательных предметов… умение, профессиональное образование, будущая…

Мотивация

учебнопрофессиональной деятельности и её…

Учебнопрофессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств личности профессионала и профессиональных способностей [4, с. 12].

В основе положительного отношения нескольких учащихся к одной и той же профессии могут лежать различные потребности и стремления. Только путём анализа системы мотивов, лежащих в основе субъективного отношения, можно судить о реальном психологическом содержании [5, с.27].

Педагогическое проектирование

обучения гуманитарным

Одной из задач модернизации высшего образования сегодня является усиление роли гуманитарных дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию студентов, предполагающей ориентацию обучения не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных способностей. В связи с этим изменились и функции современного педагога. На первый план, кроме научно-профессиональной подготовки, выдвинулись задачи организации и управления образовательной деятельностью студентов, формирования их познавательной активности и. ..

Профессиональная направленность дисциплин

Общеобразовательная подготовка в средних специальных учебных заведениях — это фундамент для освоения профессиональной образовательной программы. В совокупности они обеспечивают целостную теоретическую подготовку выпускника и формирование его общих и профессиональных компетенций. В учреждениях системы СПО общеобразовательная подготовка осуществляется в основном на первом курсе, хотя изучение отдельных дисциплин продолжается и на последующих курсах среднего профессионального образования. Между тем в ходе наблюдения за учебной деятельностью студентов первых курсов и анализа

Задачи

профессионального воспитания в современной высшей. ..

Основная стратегическая задача профессионального воспитания в высшем учебном заведениипрофессиональное становление личности молодого специалиста.

Воспитательная функция собственно учебного заведения состоит в создании условий, при которых процесс образования (включающий воспитание, обучение, развитие) превращается в процесс самообучения, самовоспитания, саморазвития.

Учебнопрофессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств…

Проектирование содержания общеобразовательных предметов.

..

Важной составляющей подготовки специалистов среднего профессионального образования, базовой площадкой для формирования личности будущего специалиста являются общеобразовательные

Рубрика: Высшее профессиональное образование. Вуз должен научить будущих юристов лучшим образцам профессионального поведения. Специфика дисциплины «Академический рисунок» в системе

связь, профессиональное образование, будущая профессиональная деятельность, предмет, дисциплина, учебный процесс, общеобразовательный цикл, знание, будущий специалист, учебный материал.

Персонализированное

обучение студентов старших курсов. ..

2. проанализировать личность и профессиональную деятельность преподавателя высшего учебного заведения; 3. сформировать у студентов представления о процессах обучения; 4. создать предпосылки для выбора старшекурсников педагогической позиции.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая деятельность, высшее учебное заведение, высшая школа, персонализированное обучение, профессиональная деятельность, общая педагогика, специальный курс, студент, индивидуальная работа, Социологический опрос.

Профессор Александр Нестеров: «Вся наша субъективность — это набор предрассудков»

Директор Социально-гуманитарного института Самарского университета, заведующий кафедрой философии профессор Александр Нестеров ответил Волга Ньюс на два фундаментальных вопроса — как обычным людям взаимодействовать с системами, использующими искусственный интеллект, и нужна ли философия современному инженеру.

— Американский философ Ричард Рорти недавно написал: «Философия не является наукой, понимаемой как последовательное преумножение нерушимых истин». Скажите, в чем предназначение философии и зачем ее нужно изучать будущим инженерам?

— Мы используем более конкретные определения философии. Это ни в коей мере не преумножение нерушимых истин: если в двух словах, это предельное вопрошание, в одном слове — методология, а если в трех — рефлексивная метамировоззренческая теория, создающая основание для науки и возможность научного мышления как такового.

Можно сказать, что наука возникла благодаря философии. Отсюда интерес инженеров к философии и философов к инженерам. Поэтому философия должна преподаваться в вузах, и эту традицию ни в коем случае нельзя терять.

Философия достойна того, чтобы ею заниматься, вкладывать в нее деньги, сохранять и развивать ее достижения. Тем более что ей самой присущи самые важные характеристики науки — способность к прогрессу, к генерации более сложных форм знания, которые снимают или включают в себя старые формы. И способность к прогнозу, конечно.

— И еще одна цитата из Рорти: «Подобно инженеру и юристу, философ полезен в решении определенных проблем, возникающих в определенных ситуациях — когда язык прошлого пришел в конфликт с потребностями будущего».

— Работа философа начинается, когда речь заходит о методологии. По сути, вся физика и большая часть химии ХХ века — это решение философских вопросов: прежде чем описывать мир как он есть в категориях пространства и времени, исследователи должны были ответить на вопрос, что такое «пространство» и «время».

По факту огромное количество научных дисциплин (например, теоретическая физика и высшая математика) являются философскими, поскольку они описывают не саму действительность, а те способы, с помощью которых человек эту действительность учитывает, осваивает или преобразует.

Философия — единственная дисциплина, которая создает системную картину мира, выражая наиболее общую метамировоззренческую рефлексию.

— В буквальном переводе слово «философия» означает «любовь к мудрости». А что такое мудрость?

— Со времен Пифагора известно, что люди не мудры: мудрость — состояние нечеловеческое, и обычный человек не может к нему приблизиться. Отсюда такие формулировки, как «философом нужно родиться», и спекуляции мистического плана. Когда я в своих лекциях для студентов комментирую этот вопрос, обычно привожу пример из Карлоса Кастанеды.

Человек видит мир определенным образом, использует для его интерпретации определенный язык и определенные схемы, связывающие язык с внутренней жизнью данного субъекта. И этот комплекс человеческого ограничен, он не изменяется. Человек как был человеком пять тысяч лет назад, так и остается таким же человеком. Условно говоря, существом двуногим без перьев, которое может воспроизводить звуки некого языка.

Профессор Михаил Перепелкин: «Гуманитарное знание необходимо естественнонаучному, чтобы оно не съело само себя»

2021 год объявлен в России Годом науки и технологий. Портал «Волга Ньюс» запустил серию интервью с учеными и «технарями», в которых они рассказывают о своих изысканиях и их значении. Пока героями этих материалов становились исключительно «физики». Мы решили обратиться к представителю «лириков» и, помимо прочего, расспросить о значении гуманитарного знания для науки в целом. На предложение побеседовать на эту непростую тему откликнулся Михаил Перепелкин, профессор филфака Самарского университета, научный сотрудник Самарского литературно-мемориального музея им. М.Горького, автор сотен научных и краеведческих публикаций. А чтобы уравновесить текст, мы взяли комментарии у профессора Владислава Блатова, заведующего кафедрой «Общая и неорганическая химия» СамГТУ, и специалиста по теории информатики Германа Дьяконова.

А вот если я, глядя на вас, вижу не двуногое без перьев, а, по выражению Кастанеды, «клубок светящихся нитей», тогда я не человек. Отсюда первое условие мудрости — быть не человеком. Второе условие мудрости — способность с помощью этого иного взгляда на своего собеседника, на мир, на самого себя увеличить количество и качество знания о собеседнике в рамках общечеловеческого взгляда.

С XVII века фигура мудрости заменяется фигурой объективного знания, и это социальный прогресс, потому что каноническую функцию мудреца, жреца, шамана (словом, того, кто видит иначе и за счет этого видения может изменить жизнь человека и сообщества) берет на себя ученый. А если понятие «мудрость» вывести за пределы мистики, становится ясно: мудрец — это не тот, кто выражается афоризмами, но тот, кто преумножает знания.

— Тот, кто сам выходит на некий метауровень и старается вывести на него других?

— Да, это принадлежащая Платону метафора выхода из пещеры. Платон полагал: чтобы выйти из пещеры, нужно изучать математику, исследовать математические структуры и объекты. После Галилея к фундаментальным характеристикам мудрости добавилась способность спрашивать природу, вести с ней диалог. Математика и диалог с природой — это западная форма медитации на пути к тому, что индусы называют просветлением или приближением к реальности, а мы — увеличением количества объективного знания о мире.

Возвращаясь к предназначению философии, замечу, что она проясняет способы познания и деятельности, направленные на создание нового, будь то материальные объекты или структуры разума. И инженерная деятельность — это квинтэссенция философской рефлексии.

— Поясните эту мысль.

— Всякая деятельность проходит три этапа — построение идеи, построение конструкции и построение нового объекта. И деятельность по созданию нового — инженерная деятельность — это высшая форма выражения рефлексивного самопознания субъекта. Отдельного индивида и человечества в целом. Кроме того, создание чего-то из ничего — это высшее проявление человечности, данное нам Богом или природой. Ведь ни одно животное нового не производит.

— А те, к кому вы обращаетесь, эту мысль понимают, и она помогает им проектировать, скажем, новый авиадвигатель?

— Я надеюсь, понимают. И потом мир меняется, задачи просто построить какой-нибудь двигатель не стоит, требования к изделию чрезвычайно высоки, а чтобы качественно изменить его конструкцию, нужно мыслить не так, как мыслили инженеры полвека назад. Но чтобы изменить мышление, нужно понимать, как строится структура мысли. Я понимаю функцию философии как функцию обслуживания: мы помогаем людям понять, кто они такие в их труде.

Я в основном работаю с аспирантами, и все они читают «Теорию творчества» Петра Энгельмейера и «Спор о технике» Фридриха Дессауэра. Это классические монографии о том, что такое творчество, техника и кто такой инженер. Может быть, им что-то остается непонятным, но основополагающие идеи, я надеюсь, они запоминают.

— В конце нынешнего апреля вы проводили международную конференцию «Человек в информационном обществе». Как человеку взаимодействовать с искусственным интеллектом (ИИ), чтобы, с одной стороны, развивать его к своему благу, а с другой, оставлять за собой контролирующие функции?

— Это очень сложный вопрос, потому что понятие информационного общества до сих пор не до конца прояснено. Есть три типа искусственной среды, в которой жил и сейчас живет человек, они определяются уровнем развития техники.

Примерно до 1945 года доминирующее влияние на человека оказывали машины по производству энергии. До появления кибернетики и информационно-вычислительной техники люди жили и работали так, как будто они были божественными существами, доступа к рассудку и разуму которых не имел никто, кроме них самих.

С распространением ЭВМ складывается второй тип искусственной среды, где главенствуют машины по переработке информации. Эту мысль отчетливо сформулировал Готтхард Гюнтер. Человеку уже не нужно тратить силы на выполнение таких рутинных процессов, как сложные вычисления или перевод текстов с одного языка на другой. И это радикальным образом изменило способ его жизнедеятельности.

Владимир Богатырев: «Мы идем к университету новой формации»

Ректор Самарского университета им. С.П.Королева Владимир Богатырев в развернутом интервью Волга Ньюс раскрыл стратегию развития вуза на ближайшие годы, видение его роли в социально-экономическом развитии области, формулу взаимодействия трех его составляющих — инженерно-технической, естественнонаучной и социально-гуманитарной, — а также поделился своей оценкой итогов участия университета в программе повышения конкурентоспособности «5-100».

А в данный момент человечество находится на пороге формирования третьего типа искусственной среды, когда все шире распространяются действующие независимо от человека машины, которые производят информацию. Это другой мир с новым уровнем самопознания, ответственности и прозрачности, мир, который регулируется агентами не человеческой и даже не антропоморфной природы. Так, мы уже не удивляемся, когда нас штрафуют камеры автоматического видеонаблюдения, и с удовольствием пользуемся интернетом вещей.

Давать оценки этому миру пока рано: для этого еще нет ни нормативного регулирования, ни этических принципов. В такой ситуации человечество живет уже лет 70 (с момента появления машин по производству информации), и именно отсутствие этики информационного общества, нравственных регламентов второй искусственной природы является причиной идеологического кризиса во всем мире, когда нет никаких нравственных ориентиров и никаких критериев успеха, кроме финансово-экономических.

Сейчас, как никогда, важна сформулированная Кантом максима эпохи Просвещения: осмелься знать. Человеку необходимо развивать собственные системы обоснованных истинных убеждений, знать, как работают машины, производящие информацию.

— Для иллюстрации этого посыла нужен пример.

— Когда вы садитесь за руль автомобиля с автоматической коробкой передач и множеством гаджетов, якобы помогающих водителю, вы обязаны — хотя бы на уровне пользователя — знать, как эти гаджеты работают. Иначе при изменении внешних условий (например, погоды) вы не сможете понять, какие алгоритмы включаются в работу и как именно они адаптируют ваше авто к новой дорожной ситуации. А тут уже недалеко до аварии.

Незнание того, как работают технические системы, частью которых вы в данный момент являетесь, смертельно опасно, и такого рода риски возрастают с каждым днем. Получается, что нам придется освоить симбиоз с машинами, сформировать гибридную сеть, включающую и человеческий, и машинный интеллект. Это новый мир, который требует внятно построенных теорий сознания и познания.

И судя по нынешним темпам прогресса в этих областях, можно надеяться, что уже в этом веке мы — в рамках материалистической теории информации — получим ответы на вопросы, как человек вписан в окружающий мир, как эту вписанность можно расширить, на каких уровнях и куда мы можем дописывать информацию, а куда не можем. Это вопросы уже не философские, а научные. Они изучаются, в частности, в Курчатовском институте, у академика Анохина. В эти исследования за последние десять лет вложены миллиарды.

— При взаимодействии с ИИ важно обеспечить прозрачность его работы для человека.

— Полную прозрачность обеспечить невозможно. Мы не видим, каким образом принимается решение, и нужны дополнительные языки, чтобы понять, что именно происходит внутри черного ящика, как там весовые коэффициенты изменяются. Но прозрачность научная достижима: мы знаем физические принципы, которые определяют принципы функционирования той или иной системы ИИ.

— Совместно с Институтом искусственного интеллекта Самарского университета под руководством профессора Артема Никонорова вы занимаетесь разработкой цифровых моделей в эстетике. В чем вы, философ, видите практический смысл этого весьма амбициозного проекта?

— В XX веке были попытки дать если не математическое, то алгоритмическое выражение для чувства прекрасного. К примеру, Юрий Лотман в работе «Анализ поэтического текста» очень удачно иллюстрирует возможности применения математического аппарата для интерпретации эффекта художественности текста.

Амбициозность этой задачи в том, что искусство — это первая форма, в которой абсолютный дух узнает себя. За искусством следует религия, за религией — философия. Это мысль Гегеля. И выразить то, что позволяет нам назвать закат на Волге прекрасным, в терминах математики означает дать возможность духу реализоваться в математизированном (формализованном) искусстве.

Здесь мы включаемся в контекст вычислительной эстетики, которая сейчас бурно развивается в России и в мире. Мы с профессором Никоноровым изучаем, могут ли современные нейросети, анализируя, скажем, симметрию данной картины и число точек в ней, что-то сказать нам о ее восприятии людьми, о причинах ее популярности, а также удостоверить ее принадлежность данному художнику.

Артем Никоноров: Искусственный интеллект можно наделить художественным вкусом

Директор Института искусственного интеллекта Самарского университета, профессор Артем Никоноров рассказал Волга Ньюс о технических системах, которые способны выполнять ряд функций, присущих человеку. Сейчас они носят в основном рутинный характер, но в обозримом будущем ученые научат компьютерные программы решать и творческие задачи — такие, например, как оценка произведений искусства. Артем Никоноров объяснил, зачем это нужно и какие этические проблемы при этом возникают.

Мы видим свою задачу в том, чтобы научиться формализовывать эстетическое содержание живописных произведений классической эпохи. И таким образом ответить на вопрос, что делает их значимыми для человеческой культуры. При этом мы понимаем, что для этого, возможно, требуется метаязык такого уровня, до которого математика пока не добралась.

— А как быть с субъективным фактором? То, что кажется красивым одному, может не впечатлить другого, и наоборот.

— Я не склонен переоценивать субъективный фактор. Вся наша субъективность, как писал век назад Эдвард Бернейс, — это всего лишь набор предрассудков, заложенных в нас извне посредством самых разных языков и схем манипулирования ими. В терминах постмарксизма это ложное сознание. Как только мы проанализируем нормы той или иной эпохи и личный опыт конкретного человека, от субъективности останется очень мало. Тогда мы поймем, где границы этого опыта можно нарушить, где может родиться новый синтез. Между прочим, так работает вся система продаж, а искусство, особенно современное, — это не что иное, как специфическая сфера продаж.

Вся разность человеческих вкусов сводима к нескольким образцам. А то, что в обиходе называют субъективностью, есть наложение множества внешних и внутренних структур опыта и языков, которые в принципе формализуемы.

Сложности возникают с формализацией только тех образов (фантазмов), которые порождены биологическими и физиологическими особенностями конкретной личности и которые эстетикой (да и другими науками) пока недостаточно изучены.

— В конце октября в Москве пройдет международный форум «Этика ИИ: начало доверия». Основной вопрос его повестки — обсуждение этических принципов разработки и применения ИИ. Так что же такое этика ИИ?

— Это открытая проблема. Исторически у нас есть законы Хаммурапи, заповеди Ветхого Завета, то есть архаическая этика, которая требует поступать с другим так, как он с тобой поступает. Иными словами, око за око, зуб за зуб. Для первой искусственной природы работает уже другой принцип, зафиксированный в аврамических религиях: относись к другому так, как ты хочешь, чтобы он относился к тебе: «кто любит, тот любим, кто светел, тот и свят».

А вот в мире, где важнейшую роль играют машины по переработке информации, этического кодекса нет, есть лишь предварительные версии. Одна из них — этика содействия (кооперации) человека и созданных им (но зачастую уже не зависящих от него) автономных машин, способных принимать в той или иной мере самостоятельные решения. И хотя эта этическая доктрина возникла еще до появления ИИ, именно сейчас она оказалась работоспособна: технология применения систем с ИИ должна исключать ситуации, где нужно выбирать, кому и за чей счет нанести вред.

Я бы еще напомнил, что этика — это системный ответ на вопрос, как в целях выживания следует поступать тому, кто называет себя «я». Этот ответ зависит от того, поступаю ли я относительно самого себя (в единственном и множественном числе), относительно другого (в единственном и множественном числе) и относительного чужого (он, она, оно в единственном и множественном числе). И я не думаю, что этика ИИ, как и любой другой кодекс профессиональной этики, скажет нам что-то принципиально новое. Впрочем, обсуждать эту тему пока рано.

— Стало быть, вы пока не собираетесь читать курс этики на естественнонаучных факультетах?

— Я не думаю, что в настоящий момент это осмысленное занятие. Курс этики должен читаться там, где обучают гуманитариев. Для инженера этика прошита в самом способе его деятельности, в профессии. В конце концов, это же просто навыки поведения в сообществе: курс такого рода будет важен тогда, когда инженеры будут участвовать в проектировании и исполнении искусственных социальных структур так, как они сейчас участвуют в создании технических объектов физического плана.

— Но есть же множество видов деятельности, которые снабжены некими регламентами.

— Если речь идет о переднем крае науки и техники, где трудятся разработчики систем ИИ, там этического кодекса нет — мы ждем его появления. Я надеюсь, что он будет базироваться на категориях содействия и взаимопомощи.

7 причин, почему инженерам действительно следует изучать философию

Какое отношение философия имеет к технике? Как оказывается все.

На самом деле, многие ранние великие инженеры также были философами.

Здесь мы обсудим, почему философия важна во многих аспектах инженерного дела и вашей жизни в целом. Возможно, вам самим пора «встать на плечи гигантов».

СВЯЗАННЫЕ: 30 ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ КНИГИ

Зачем изучать инженерную этику?

Прежде всего, возможно, стоит изучить, что на самом деле подразумевается под этикой.

Согласно словарю Merriam Webster, этика определяется как: —

«Дисциплина, касающаяся того, что хорошо и что плохо, а также морального долга и обязательства».

В этом смысле он пытается предоставить людям основу, чтобы помочь им сделать лучший моральный выбор при общении с другими людьми. Заимствуя фразу, сильная личная этика «поступает правильно, даже когда никто не смотрит». — К. С. Льюис.

Этические (и моральные) принципы являются основой доверия во многих отраслях, особенно в инженерии. Для инженеров, как и для многих других профессий, этика определяет приемлемые правила и стандарты, которые определяют, как мы должны вести себя как профессионалы.

Они помогают инженерам «поступать правильно» на основе набора согласованных принципов и методов. В этом смысле этика позволит инженерам общаться с коллегами, клиентами, сотрудниками, «пользователями» и общественностью на протяжении всей своей карьеры.

Изучая и интегрируя этику в свой набор навыков, вы сможете достичь как минимум пяти полезных результатов: —

1. Вы повысите общую этическую чувствительность как личность,

2. Вы получите повышенную знание соответствующих стандартов поведения,

3. Ваши этические суждения будут значительно улучшены,

4. Вы повысите свою этическую силу воли, и;

5. Это значительно повысит доверие между людьми в рамках рабочих отношений. Будь то коллега или клиент. Больше доверия означает больше работы и улучшение репутации в долгосрочной перспективе.

Многие инженеры в какой-то момент своей карьеры столкнутся с этическими решениями. Скорее всего, вы столкнетесь с моральными дилеммами в таких областях, как: —

  • Общественная безопасность.
  • Взяточничество и мошенничество.
  • Охрана окружающей среды.
  • Справедливость.
  • Честность в исследованиях и испытаниях.
  • Конфликт интересов.

По этим и многим другим причинам важно, чтобы инженеры были морально готовы «делать то, что правильно» в долгосрочной перспективе, а не то, что целесообразно в данный момент.

Особенно, когда жизни и благополучию людей угрожает опасность.

Какое значение имеет философия в бизнесе?

Каждый день философия лежит в основе многих аспектов нашей жизни. Осознаете вы это или нет, но философия определяет многие способы нашего взаимодействия, даже не замечая этого.

Но знание философии также может принести много пользы в жизни человека. Это также может помочь вам укрепить себя перед испытаниями и невзгодами жизни.

Особенно это касается бизнеса. В идеале у бизнеса должен быть продукт или услуга, которые настолько хороши, что люди охотно вкладывают в них деньги.

Но когда среди конкурентов все равны, философия может дать вам серьезное конкурентное преимущество. Именно здесь сильные основные ценности компании могут дать преимущество над ее конкурентами.

«Эти основные ценности становятся бизнес-философией вашей команды и ваших клиентов. Основные бизнес-ценности руководителя бизнеса начинаются с 9 0075 ваши основных ценностей.

Когда вы интегрируете свои ценности в философию бизнеса, ваши ценности становятся частью культуры компании. Компания с позитивной культурой, как правило, более эффективна и продуктивна», — хрон. . В долгосрочной перспективе эти факторы значительно улучшат успех и долговечность компании. 

Почему философия актуальна сегодня?

Философия всегда была и будет актуальной. Проще говоря, это то, что лежит в основе многих аспектов нашей жизни, от того, как мы относимся друг к другу как к частным лицам, до макрокультуры нации.

Хотя вы можете считать философию «мягким» предметом, важно понимать, что такие вещи, как естественные науки, не могут дать осмысленных ответов о том, как жить. Они также не являются полезными инструментами для определения того, что является «хорошим» и «плохим» — как говорят о некоторых злодеяниях 20-го века. 

Но, как говорится, они не исключают друг друга. Также важно понимать, что STEM и философия неразрывно связаны друг с другом.

Когда вы начнете изучать философию, вы быстро научитесь ценить, как мало на самом деле изменилась жизнь людей. Наша сегодняшняя борьба хоть и отличается, но невероятно похожа на борьбу наших предков.

«В чем смысл жизни?», «Как прожить хорошую жизнь?», «Какова цель моей жизни?». Эти и многие другие распространенные вопросы, которые вы, вероятно, задаете себе в уединении собственного дома, задавались уже много раз на протяжении тысячелетий.

«Философия не устарела. Философия ставит перед собой важные вопросы и работает над ответом. Это побуждает нас критически относиться к миру; это основа всех знаний, и при правильном использовании они могут принести нам огромную пользу». — Александр Лейвсли.

Многие великие философы прошлого бились над этими самыми вопросами. Интегрируя некоторые из их учений, вы можете научиться «взламывать» жизнь.

В конце концов, вам не нужно заново изобретать велосипед.

Но очень важное замечание. Философию следует использовать только как руководство, а не как догму.

Вы и только вы можете научиться мыслить критически и ясно, чтобы найти наилучший план действий в своей жизни.

7 причин, по которым инженерам следует изучать философию

Таким образом, вот 7 реальных причин, по которым инженеры должны изучать философию и интегрировать ее в свою жизнь.

1. Это сделает вас лучшим инженером

Интеграция этики и философии в вашу жизнь сделает вас лучшим инженером в целом. Это обеспечит вас улучшенной системной методологией и большей концептуальной ясностью.

Самое главное, это поможет вам развить навыки критического мышления.

2. Вы уже философ

Каждое мгновение бодрствования вы практикующий философ, знаете ли вы это или нет. Вы постоянно делаете оценочные суждения и другие решения, основанные на каком-то обосновании.

Возможно, вы даже задаете себе важные вопросы или сожалеете о своей судьбе. Интеграция некоторого понимания философии или учений великих мыслителей прошлого улучшит ваш взгляд на жизнь.

Источник: 905513/Pixabay

Это может даже позволить вам увидеть путь через трудные времена, о которых вы даже не подозревали.

3. Это поможет вам понять точку зрения других

Понимание философии улучшит вашу способность взаимодействовать с другими. Это заземлит вас в интеллектуальной традиции, которая больше, чем вы сами.

Это поможет вам понять или хотя бы оценить точку зрения других. Это сделает вас лучшим слушателем и поможет вам лучше взаимодействовать с клиентами, коллегами и широкой публикой.

4. Философия поможет вам ориентироваться в мутной воде

Философия даст вам необходимые навыки, чтобы принимать более обоснованные решения, когда дела в вашей личной и профессиональной жизни идут не совсем по плану. Вы сможете лучше реагировать на время дезориентации.

Источник:  Stock Catalog/Flickr

Это также поможет вам повысить уверенность в себе и лучше понять себя. Понимание того, что вы и только вы можете изменить ситуацию в своей жизни, придаст вам уверенности, необходимой для движения вперед.

Подписаться

5. Это поможет вам лучше общаться

Философия даст вам возможность лучше формулировать свои мысли и ценности. Это также поможет вам проанализировать, почему вы считаете что-то правдой или нет.

Философия заставит вас защищать свои предположения и заставит вас лучше выражать свои идеи и мысли.

«Другими словами, начать собирать воедино самые веские аргументы в пользу того, что вас волнует — научных, моральных, политических или любых других.» — thinkcatalog.ru.

6. Философия научит вас терпению

Некоторые философские принципы могут быть сложными для понимания. Они не всегда, черные или белые, правильные или неправильные.

Пытаясь изучить некоторых гигантов прошлого, от Аристотеля до Локка, вы начнете ценить тщательное и вдумчивое обдумывание вещей.

Источник:  Tumisu/Pixabay

Такой навык очень важен для многих других аспектов вашей жизни. Профессионально это не позволит вам торопиться, например, без планирования заранее.

Но вы, конечно, уже это делаете. Вы все-таки инженер.

7. Это сделает вас более счастливым, сильным и разносторонним человеком.

Философия по своей сути является попыткой понять состояние человека. У вас может возникнуть соблазн выдать это за чепуху, но будьте осторожны, вы смертное существо.

Когда-нибудь в будущем ты умрешь. Ваши дни сочтены, часы тикают.

Разобравшись с этим, вы сможете сделать каждый день на счету. Вы получите представление о том, что действительно важно в жизни — друзья, семья и смысл.

Это поможет вам стать более заземленным и счастливым в долгосрочной перспективе. Вы научитесь ценить лучшее, что может предложить жизнь, и еще больше дорожить своим коротким временем на этой планете.

Кто знает, может быть, он даже откроет дверь, чтобы помочь вам обрести ту страсть, которую вы так долго искали! Удачи путник!

More Stories

наука Благодаря находке геолога, возраст которой составляет 462 миллиона лет, были обнаружены древние «морские» креты Земли

Сад Агард| 16.05.2023

наукаРасцвет «мокрого ПО»: странный мир грибов-компьютеров

Кристофер Макфадден| 22.03.2023

инновацииКосмическая пушка может выводить полезные нагрузки на орбиту за 10 минут со скоростью 20 Маха

Крис Янг| 02.02.2023

Философ Инженер. Почему мы должны переосмыслить инженерное дело… | by Onur Turk

Чтение: 13 мин.

·

5 февраля 2019 г.

ETH Zurich

Резюме

Скорость и масштабы технологических разработок достигли тревожного уровня. Нам необходимо переосмыслить наши системы, чтобы лучше подготовиться к вызовам новых технологий и, в свою очередь, изменить эти технологии так, чтобы они лучше служили на благо общества. В этой статье дается краткий литературный обзор понимания технологий, на примерах показывается, почему социальное конструирование технологий очень актуально перед лицом новой технологической революции, а затем показано, как SCOT помогает нам концептуализировать наши ответы на социальные и моральные вызовы новых технологий. технологии. Статья продолжает объяснять важность ценностей и этики в развитии новых технологий и обсуждать некоторые теоретические подходы к внедрению этики в технологии. Я утверждаю, что наиболее эффективный способ реагирования на социальные вызовы проходит через образовательные реформы. Вдохновленный платоническим понятием «Король-философ», я утверждаю, , что модернизация систем инженерного образования путем активного включения в учебные планы гуманитарных курсов позволит будущей рабочей силе иметь необходимые физические и социальные навыки для решения всех социально-технических проблем. Статья заканчивается обсуждением потенциальных преимуществ такого подхода и приводит примеры из параллельных приложений.

Мы живем в эпоху стремительного развития технологий. Быстрое появление киберфизических систем, таких как искусственный интеллект, робототехника, автономные транспортные средства, 3D-печать, биотехнологии, нанотехнологии и т. д., меняет не только то, как мы выполняем свою работу, но и нас как людей. То, как мы воспринимаем наш мир, ведем наши социальные взаимодействия, то, как мы думаем и действуем, формируются этими технологиями. И будущее технологий таит в себе много возможностей и вызовов для человечества. Если оставить в стороне антиутопические сценарии будущего, в которых роботы заменят людей и захватят миры, мы уже сталкиваемся с невидимой силой технологий, принимающих решения вместо людей. Автономные транспортные средства уже возят людей, алгоритмы искусственного интеллекта уже решают, кого нанимать и увольнять в некоторых фирмах, компании, работающие в социальных сетях, могут отображать наши психографы и показывать нам то, о чем мы, вероятно, будем думать и что нам «нравится». Эти технологии уже способны увеличить социальное неравенство, спровоцировать социальную дезинтеграцию и повлиять на глобальную политику. Хотя никто не осознал опасные социальные последствия этих технологий, понимание морали и этики технологии быстро растет.

Киберфизические системы 21-го века являются прекрасными примерами социального конструктивистского понимания технологических систем. Вся культура, ценности, мировоззрение и восприятие разработчиков формируют эти технологии и, в свою очередь, те же самые технологии формируют общество. Таким образом, как никогда важно убедиться, что технологии, которые мы разрабатываем, отражают общие ценности человечества и позволяют нам иметь значимое будущее. Таким образом, я утверждаю, что нам нужно выйти за рамки наших нынешних образовательных парадигм, чтобы создать новые программы и переработать наши традиционные инженерные программы, чтобы вооружить будущих разработчиков и производителей технологий соответствующими социальными и философскими инструментами, чтобы гарантировать, что технологии будущего будут служить благополучию общества. и природа. Заимствуя платоновское понятие «Король-философ», я называю этот новый тип инженеров инженером-философом, это те, кто обладает необходимыми техническими знаниями для разработки продуктов и социальными/философскими знаниями, чтобы убедиться, что эти продукты будут служить на благо общества. общество.

2. Актуальность социального конструктивизма в новую технологическую эпоху

Когда дело доходит до понимания технологии и общества, существует несколько точек зрения, которые определяли полемику на протяжении десятилетий. Одним из видных представлений является технологический детерминизм, который утверждает, что технология определяет и формирует структуру нашей культуры и общества. Это явно не исключает роли изобретателей и разработчиков, однако, независимо от них, технологии определяют то, как мы ведем свою жизнь (Dusek, 2006). Идея автономной технологии продвигает дебаты о технологическом детерминизме на шаг дальше. Дусек объясняет в своей книге «Философия технологии: введение», что автономная технология относится к независимости технологии от любого типа человеческого контроля или человеческого решения (2006). Наиболее видным сторонником этого понимания является французский писатель Жак Эллюль. В своей книге «Технологическое общество» он утверждает, что разработчики технологий обычно не знают о влиянии вещей, которые они создают. Он приводит примеры выдающихся физиков 20-го века, таких как Оппенгеймер и Эйнштейн, чьи работы непреднамеренно привели к созданию ядерного оружия (Dusek, 2006).

Большое количество критических замечаний по поводу технологического детерминизма возникло в рамках работы над SCOT — социальной конструкцией технологии. В своей книге «Социальное формирование технологии», Дональд Маккензи и Джуди Вайцман утверждают, что направление инноваций и их социальные эффекты определяются культурой, политической системой, экономической структурой, в рамках которой они возникают (1999). Наиболее заметные работы, появившиеся в результате SCOT, вероятно, принадлежат Бийкеру и Пинчу с их работой над . Социальное конструирование фактов и артефактов 9.0076, в котором они пытаются понять, почему выбран определенный тип дизайна продукта, а не другие альтернативы. Они утверждают, что необходимо осмыслить процесс описания проблемы и процесс выбора решения. То, как создатели определяют проблему и как они выбирают решение как лучшее, определяется социальными группами, которые участвовали в процессе. Они также утверждают, что без предварительного анализа социального окружения и контекста технологии трудно понять, как она используется (Pinch & Bijker, 19).84). Одним из ярких примеров идей Бийкера и Пинча может быть появление автомобиля. В начале 20 века у конных транспортных средств было три одинаково сильных альтернативы: паровые двигатели, электрические двигатели и двигатели внутреннего сгорания. Но двигатель внутреннего сгорания достиг социально-экономического преобразовательного положения с появлением бензина, и все социальные, экономические и политические преобразования были преобразованы, чтобы стимулировать разработку и производство автомобилей с таким двигателем. И именно этот выбор, в свою очередь, сформировал наш образ жизни и повлиял на состояние нашего климата (Philbeck, Davis, & Larsen, 2018). Социальный конструктивистский подход в целом пытается понять технологии в системах или сетях, из которых они возникают. Такой подход может быть полезен, особенно перед лицом этой новой технологической революции.

Текущие проблемы, с которыми мы сталкиваемся в связи с внедрением новых технологий, таких как ИИ, распознавание лиц и автономные транспортные средства, доказывают правоту социальных конструктивистов. Алгоритм распознавания лиц, используемый полицией, может ошибочно идентифицировать чернокожего мужчину как преступника, поскольку этот алгоритм был разработан и обучен инженерами-белыми мужчинами (Breland, 2017). HR-алгоритм искусственного интеллекта может дискриминировать кандидатов-женщин, потому что этот алгоритм был обучен на данных о рабочем месте, исторически несбалансированных по гендерному признаку (Weissmann, 2018). Возможно, одним из наиболее ярких примеров может быть скандал с Cambridge Analytica в Facebook, который подорвал демократические выборы в суверенных странах (The New York Times, 2018). Хотя на слушаниях в Конгрессе основатель Facebook Марк Цукерберг попытался занять позицию в духе Эллула, заявив, что он не сможет представить себе, чем Facebook стал сегодня, пока он разрабатывал его в своей комнате в общежитии Гарвардского университета, позже отчеты показали, что скандал произошел из-за сознательно принятых управленческих решений (The New York Times, 2018). Социально созданные новые технологии оказывают огромное влияние на наши общества. Тяжесть и масштаб этих эффектов требуют от нас принятия необходимых мер предосторожности, чтобы лучше подготовиться к новым вызовам. Понимание новой технологической эры с точки зрения SCOT позволит нам найти соответствующие решения.

3. Кто ценит технологии?

Если технологии, которые мы используем, созданы обществом, как мы можем убедиться, что они соответствуют правильным ценностям, нормам и этическим кодексам? Один из подходов называется чувствительный к стоимости дизайн (VSD) , разработанный Фридманом и Каном. VSD — это теоретический подход, который утверждает, что технологический дизайн должен всесторонне соответствовать человеческим ценностям (2006). Он использует структурированный анализ концептуального, эмпирического и технологического уровней и предлагает повторяющиеся схемы до тех пор, пока не будут приняты во внимание ценности всех соответствующих заинтересованных сторон и не возникнет конфликт ценностей (Friedman & Kahn, 2006). Другой, более практичный подход, предложен Всемирным экономическим форумом в их документе под названием 9.0075 Ценности, этика и инновации. Переосмысление технологического развития в условиях четвертой промышленной революции. В этой статье авторы признают социальное конструирование технологического подхода и предлагают принять подход, ориентированный на человека, максимально активно взаимодействовать со всеми соответствующими заинтересованными сторонами и работать вне организационных границ (Philbeck, Davis, & Larsen, 2018). Они утверждают, что этот подход приведет к созданию добавленной экономической стоимости для продуктов и услуг, поэтому бизнес-сообщество выиграет от адаптации этого подхода. Хотя в идеальном мире было бы здорово собрать вместе все соответствующие заинтересованные стороны для формирования технологий инклюзивным образом, я утверждаю, что подход к проблеме с точки зрения экономической выгоды подрывает социальные ценности.

На мой взгляд, суть этого вопроса вращается вокруг одной ключевой проблемы: кто разрабатывает эти технологии? Если мы можем идентифицировать этих людей, как мы можем убедиться, что они будут учитывать и смогут учитывать социальные последствия технологий, которые они производят? Бывший генеральный директор Google Эрик Шмидт, обращаясь к группе, посвященной потенциальному влиянию технологии блокчейн на государственные услуги, сказал: «Основная проблема заключается в том, что люди, которые создают эти технологии, являются разработчиками, которые даже не верят, что правительство должно существуют» (Всемирный экономический форум, 2010 г.). Подрывные технологии нашего века развиваются с огромной скоростью и во всех уголках мира с минимально возможными ресурсами. Группа инженеров может создать продукт, который встряхнет многовековые отрасли промышленности. Я считаю, что убедиться, что эти инженеры оснащены соответствующими знаниями и пониманием этики, ценностей и общества, имеет решающее значение для смягчения возможных негативных последствий новых технологий. Таким образом, мой аргумент сосредоточен на реформировании систем образования, но особенно инженерных программ, чтобы в них были встроены обширные философские и социологические модули.

4. Новые системы образования для новой технологической эры

Появление новых технологий обещает экспоненциальные возможности развития для стран, которые позволят им догнать остальной мир. Они также оказывают давление на развитые страны, чтобы они сохранили свою конкурентоспособность в этой глобальной гонке. Китаю, например, потребовалось 150 лет, чтобы сократить разрыв с промышленно развитыми странами (Schwab, 2016). Теперь Китай активно следует планам развития, особенно в области автоматизации и искусственного интеллекта, чтобы стать мировым лидером в этих областях. Китай опубликовал план развития под названием «План развития искусственного интеллекта следующего поколения» в 2017 году, в котором они изложили свое видение стать мировым лидером в области ИИ к 2030 году (Lee & Triolo, 2017). Другие страны имеют параллельные программы реагирования на новую технологическую революцию, немецкая «Промышленность 4.0», японское «Общество 5.0» — другие хорошие примеры.

Одной из общих тем почти каждого плана развития является упор на образование в области естественных наук, технологий, инженерии и математики (STEM). Страны стремятся наращивать потенциал STEM-образования, чтобы восполнить пробелы в навыках и стимулировать инновации. Поскольку мы живем в век технологий, важность STEM неоспорима. Государственные и частные усилия направлены на повышение интереса к областям STEM, и это необходимо. Однако то, как мы реализуем эти намерения, может быть предметом споров.

Если прогнозируется, что к 2050 году большую часть работы, выполняемой сегодня, будут выполнять роботы, какова цель нашего образования? Чтобы подготовить молодых людей к будущей работе, страны принимают несколько реакционные меры, такие как активное введение курсов кодирования в школах. Это факт, что наши классы не изменились за 300 лет, и образовательные системы нуждаются в комплексном пересмотре, но вместо того, чтобы сосредоточиться только на профессиональных навыках и отдать им приоритет над гибкими навыками, страны не смогут полностью подготовить своих детей к будущему (Sikka, 2016) .

Лауреат Нобелевской премии Эдмунд Фелпс из Колумбийского университета утверждает, что подход стран к STEM в корне ошибочен. Он критикует страны за то, что они относятся к экономике как к строгому уравнению и думают, что добавление большего количества выпускников STEM каким-то образом приведет к экономическому процветанию. Он приписывает технологические разработки и инновации больше тому, что он называет динамизмом общества. Подобно акторно-сетевой теории Латура, он утверждает, что первая промышленная революция началась в Англии не только из-за совокупных научных знаний Англии, но из-за динамизма общества: готовности идти на риск, изощренности финансовой системы, желания и способности создавать (Фелпс, 2013). Хотя адекватные выпускники STEM необходимы, он утверждает, что сосредоточение внимания на динамизме более важно как для развивающихся, так и для развитых стран. Поскольку только увеличение потенциала STEM не помогает национальной экономике и , он не решает проблем, связанных с ценностями и этикой технологий, как мы можем разработать наше образование STEM, которое повысило бы динамизм?

5. Выход за пределы STEM

В Книге VI Республики Платон утверждает, что наиболее идеальное управление городом (полисом) может быть достигнуто только философами. Он утверждает, что справедливость может проявиться в присутствии короля, который обладает любовью к знаниям и разуму, а также готов жить простой любовью. Он говорит, что для достижения этого видения «философы должны стать королями… или те, кого сейчас называют королями, должны… искренне и адекватно философствовать» (Plato & Bloom, 1968). Вдохновленный этой идеей Платона, я утверждаю, что для достижения устойчивого развития и обеспечения того, чтобы наши артефакты воплощали гуманитарные ценности, либо инженеры должны быть философами, либо, по крайней мере, они должны адекватно философствовать. Так ценности и мораль проявятся в присутствии такого инженера, и эти ценности можно будет направить в новые технологии.

В большинстве инженерных программ по всему миру студенты должны пройти как минимум курс инженерной этики. В зависимости от университета студенты инженерных специальностей могут по желанию посещать дополнительные курсы по искусству и гуманитарным наукам в зависимости от своих предпочтений. Если философия, литература, гуманитарные науки выходят за рамки их интересов, учащиеся могут окончить школу, не подозревая о потенциальном интеллектуальном богатстве, от которого в противном случае они получили бы огромную пользу. Мое предложение состоит в том, чтобы сделать искусство и гуманитарные науки более доступными и обязательными для студентов инженерных специальностей, по крайней мере, в течение одного учебного года, и дать им возможность получить степень магистра. В дополнение к этому важно отметить, что определение и спектр инженерии постоянно развиваются. С древних времен до первой промышленной революции, когда люди говорят «инженер», большинство людей воспринимают то, что мы сегодня называем инженером-механиком или инженером-строителем (Hill, 19). 96). Инженеры создавали простые механические инструменты и управляли строительными проектами до 18 века. С появлением новых областей, таких как химия, пароходство, автомобилестроение, авиация и компьютеры, появились новые типы специализированных инженерных изданий. Мы увидели четкое различие между областями и серьезное отклонение от исходной точки инженерии (Промышленная революция, 2016). Однако с появлением новых технологий эти области сближаются быстрее, чем когда-либо. Киберфизические системы постоянно стирают границы между дисциплинами, и профильная структура инженерного образования вполне может перейти в сторону более обобщенной системы.

6. Заключение: могут ли гуманитарные и технические науки работать вместе?

Попытка совместить гуманитарное и инженерное образование звучит почти как анахронизм. Например, в большинстве дискуссий по моральной философии очень редко можно найти один строгий ответ. В инженерии инженеры стремятся найти точный и конкретный ответ. Фелпс утверждает, что нам нужно вернуть искусство и гуманитарные науки в школьные и университетские программы. Знакомство с философией, социологией, литературой может значительно расширить кругозор студентов инженерных специальностей. Это взаимодействие приведет к творчеству, которое необходимо для решения сложных проблем новых технологий и повышения социального динамизма, который будет стимулировать инновации (Phelps, 2013).

Курсы по ценностям и этике уже начали внедряться в инженерные и бизнес-программы. Роб Райх из Стэнфордского университета подходит к этому вопросу со стороны политологии и предлагает сосредоточиться на учебной программе по философии, политике и инженерии (PPE) для студентов, изучающих искусство и гуманитарные науки (Philbeck, Davis, & Larsen, 2018). Пожалуй, самая амбициозная программа была объявлена ​​Массачусетским технологическим институтом (MIT) в октябре 2018 года. MIT объявил об инвестициях в размере 1 миллиарда долларов в изучение глобальных возможностей и задач ИИ. Он направлен на разработку новой учебной программы, объединяющей исследования искусственного интеллекта с другими дисциплинами, проведение форумов для объединения всех соответствующих заинтересованных сторон из бизнеса, гражданского общества, правительства и академических кругов для формирования этики и политики в отношении ИИ (пресс-служба MIT, 2018). Они стремятся побудить студентов-инженеров к сотрудничеству с социологами посредством стипендий и программ стартовых грантов. Это единственная пара примеров. В ближайшем будущем важность гуманитарных исследований в области инженерии станет более заметной, и аналогичные меры будут приняты и другими учреждениями.

Бреланд, А. (2017, 4 декабря). Как белые инженеры создали расистский код и почему он опасен для чернокожих . Получено из The Guardian: https://www.theguardian.com/technology/2017/dec/04/racist-facial-recognition-white-coders-black-people-police

Dusek, V. (2006). Технологический детерминизм. В В. Дусек, Философия технологии: Введение (стр. 85–95). Оксфорд: Издательство Блэквелл.

Фридман Б. и Кан П. Х. (2 мая 2006 г.). Наблюдатель и наблюдаемое: социальные суждения о неприкосновенности частной жизни в общественном месте. Взаимодействие человека и компьютера , стр. 235–272.

Хилл, Д. (1996). История инженерии в классические и средневековые времена. Нью-Йорк: Рутледж.

Ли, К.-Ф., и Триоло, П. (2017). Китай внедряет ИИ: пристальный взгляд и долгосрочный взгляд. Вашингтон: Евразийская группа.

Маккензи, Д., и Вайцман, Дж. (1999). Социальное формирование технологии. Букингем: Издательство Открытого университета.

Пресс-служба Массачусетского технологического института. (2018, 15 октября). Массачусетский технологический институт перестраивается, чтобы сформировать будущее . Получено из Массачусетского технологического института: http://news.mit.edu/2018/mit-reshapes-itself-stephen-schwarzman-college-of-computing-1015

Фелпс, Э. (2013). Массовое процветание: как массовые инновации создали рабочие места, вызовы и перемены. Принстон: Издательство Принстонского университета.

Филбек, Т., Дэвис, Н., и Ларсен, А. М. (2018). Ценности, этика и инновации Переосмысление технологического развития в условиях четвертой промышленной революции. Женева: Всемирный экономический форум.

Пинч, Т.Дж., и Бийкер, В.Е. (1984). Социальное конструирование фактов и артефактов: или как социология науки и социология технологий могут принести пользу друг другу. Социальные науки , 399–441.

Платон и Блум А. (1968). Республика Платона. Харпер Коллинз.

Шваб, К. (2016). Четвертая промышленная революция. Женева: Всемирный экономический форум.

Сикка, В. (2016, 23 января). Какое образование нам нужно в будущем? . Блог повестки дня ВЭФ: https://www.weforum.org/agenda/2016/01/amplifying-our-human-potential-a-new-context-for-the-fourth-industrial-revolution/adresinden alındı ​​

The Industrial Революция.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *