8. Развитие высших психических функция у человека.
По Л. С. Выготскому, необходимо выделять две линии психического развития ребенка — натуральное и культурное развитие. Натуральные (исходные) психические функции индивида по своему характеру являются непосредственными и непроизвольными, обусловленными прежде всего биологическими, или природными (впоследствии в школе А. Н.Леонтьева стали говорить — органическими), факторами (органическим созреванием и функционированием мозга). В процессе овладения субъектом системами знаков (линия «культурного развития») натуральные психические функции превращаются в новые — высшие психические функции (ВПФ), которые характеризуются тремя основными свойствами:
социальностью (по происхождению),
опосредствованностью (по строению),
произвольностью (по характеру регуляции).
Тем не менее, натуральное развитие продолжается, но «в снятом виде», т.
В процессе культурного развития изменяются не только отдельные функции — возникают новые системы высших психических функций, качественно отличные друг от друга на разных стадиях онтогенеза. Так, по мере развития восприятие ребенка освобождается от своей первоначальной зависимости от аффективно-потребностной сферы человека и начинает вступать в тесные связи с памятью, а впоследствии и с мышлением. Таким образом, первичные связи между функциями, сложившиеся в ходе эволюции, заменяются вторичными связями, построенными искусственно — в результате овладения человеком знаковыми средствами, в том числе языком как главной знаковой системой.
Важнейшим принципом психологии, по Л.С. Выготскому, является принцип историзма, или принцип развития (невозможно понять «ставшие» психологические функции, не проследив детально историю их развития), а главным методом исследования высших психических функций — метод их формирования.
Частным следствием культурно-исторической теории является важное для теории обучения положение о «зоне ближайшего развития» — периоде времени, в котором происходит переструктурирование психической функции ребенка под влиянием интериоризации структуры совместной со взрослым, знаково-опосредствованной деятельности.
Л. С. Выготский показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные Л. С. Выготским высшими психическими функциями, составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием. И формируются они в ходе социальных взаимодействий. Высшие психические функции человека, или сознание, имеют социальную природу. Для того чтобы четко обозначить проблему, автор сближает три фундаментальных понятия, ранее рассматривавшихся как раздельные — понятие высшей психической функции, понятие культурного развития поведения и понятие овладения процессами собственного поведения.
В соответствии с этим свойства сознания (как специфически человеческой формы психики) следует объяснять особенностями образа жизни человека в его человеческом мире. Системообразующим фактором этой жизни является, прежде всего, трудовая деятельность, опосредствованная орудиями различного рода.
Основным признаком высших психических функций является их опосредствованность определенными «психологическими орудиями», знаками, возникшими в результате длительного общественно-исторического развития человечества, к которым относится, прежде всего, речь. Первоначально высшая психическая функция реализуется как форма взаимодействия между людьми, между взрослым и ребенком, как интерпсихологический процесс, и лишь затем — как внутренний, интрапсихологический.
При этом внешние средства, опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние, т.е. происходит их интериоризация. Если на первых этапах формирования высшей психической функции она представляет собой развернутую форму предметной деятельности, опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы, то в дальнейшем действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями.
Высшие психические функции имеют специфические признаки и формируются на основе биологических предпосылок. Они складываются прижизненно во взаимодействии ребенка с взрослым и окружающим миром в целом, а потому они социально обусловлены и несут в себе отпечаток той культурно-исторической среды, в которой развивается ребенок. Кроме того, такие функции по своей природе инструментальны: они осуществляются с использованием различных средств, способов, «психологических орудий». Используя эти орудия, человек овладевает возможностями регуляции своих отношений с предметным миром, другими людьми, овладевает собственным поведением. Диапазон спектра доступных индивиду способов опосредования высших психических функций является важным критерием степени развития личности. В этом контексте одной из задач психокоррекционной и психотерапевтической работы является расширение опыта человека в отношении развития арсенала способов опосредования собственной деятельности. И, наконец, высшие психические функции осознаваемы субъектом и доступны произвольной (волевой и целенаправленной) регуляции и самоконтролю.
Развитию высших психических функций свойственна определенная динамика, более новые и сложные функции надстраиваются над более ранними и простыми, «вбирая» их в себя. Генезис высших психических функций идет по пути преобразования развернутых наглядно-действенных форм в сокращенные, автоматизированные, выполняемые во внутреннем плане в виде так называемых умственных действий.
Опосредованность развития человеческой психики «психологическими орудиями» характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда имеет форму внешней деятельности.
Это превращение проходит несколько стадий. Начальная связана с тем, что человек (взрослый) с помощью определённого средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо «натуральной», непроизвольной функции.
На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное психологическое орудие, направляет поведение другого (полагая его объектом).
На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, и он — к ним. Таким образом, пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды — сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими двумя «выходами» лежит процесс интериоризации, «вращивания» функции вовнутрь.
Интериоризуясь, «натуральные» психические функции трансформируются и «сворачиваются», приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность.
Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутренних преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс — процесс экстериоризации — вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане.
Гениальная догадка Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.
В воззрениях Выготского личность есть понятие социальное, в нем представлено надприродное, историческое в человеке. Оно не охватывает все признаки индивидуальности, но ставит знак равенства между личностным ребенка и его культурным, развитием. Личность «не врожденна, но возникает в результате культур, развития» и «в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций». Развиваясь, человек осваивает собственное поведение. Однако необходимой предпосылкой этого процесса является образование личности, ибо «развитие той или иной функции всегда производно от развития личности в целом и обусловлено им».
В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу. Более или менее стабильные процессы развития сменяются критичными периодами в жизни личности, во время которых идет бурное формирование психологических новообразований. Кризисы характеризуются единством негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития ребенка.
Высшие психические функции: теория, чем характеризуются, признаки
Содержание:
- Высшие психические функции
-
Что относится к ВПФ
- Восприятие
- Память
- Мышление
- Речь
- Признаки
-
Факторы, влияющие на развитие ВПФ
- Биологический
- Социальный
- Как происходит формирование ВПФ
- Основные свойства ВПФ
- Формирование высших психических функций у ребенка
Содержание
- Высшие психические функции
-
Что относится к ВПФ
- Восприятие
- Память
- Мышление
- Речь
- Признаки
-
Факторы, влияющие на развитие ВПФ
- Биологический
- Социальный
- Как происходит формирование ВПФ
- Основные свойства ВПФ
-
Примеры формирования высших психических функций
- Формирование высших психических функций у ребенка
Высшие психические функции
Высшие психические функции — это особые психологические системы, сформированные по принципу многослойности. Внутри такой системы находится ядро, являющееся старым образованием. Его обволакивает следующий слой в виде нового образования, который в свою очередь находится внутри более нового образования. При этом внутренние слои подчиняются внешним.
Понятие высших психических функций (ВПФ) в русскоязычную психологию было введено советским психологом Львом Семеновичем Выготским. Они описывают сложные психические процессы, свойственные только человеку.
Особенности высших психических функций:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
- Формируются при жизни человека под влиянием социальной среды, культуры и по происхождению являются социальными.
- Способ осуществления функций — произвольный, связан с мыслительной деятельностью человека, способного ими управлять.
- По своему психологическому строению эти процессы являются опосредствованными, возникшими из натуральных психических функций с помощью специальных средств — культурных знаков (в первую очередь речи) и других психологических орудий.
Что относится к ВПФ
В научном мире общепринято относят к высшим психическим функциям:
- восприятие;
- память;
- мышление;
- речь.
Остальные виды психических функций (такие как внимание, воля, социальные эмоции, внутренние мотивация и чувства) остаются под вопросом в силу своей неоднозначности.
Восприятие
Окружающая действительность, воздействуя на органы чувств человека, отпечатывается в его сознании. Эта особенность человеческого мозга называется восприятием. Не секрет, что каждый человек по своему воспринимает окружающий мир и на основе своих впечатлений рисует собственную картину бытия.
Восприятие может быть непреднамеренным, когда внешний фактор является раздражающим и невольно вызывает к себе интерес.
Преднамеренное же восприятие обусловлено поставленной индивидом перед собой задачей изучить какой-то предмет или явление, получить о нем определенные знания.
Память
Память выполняет поочередно три функции: запоминание, хранение и извлечение информации.
Запоминание является следствием восприятия, и точно так же может быть непроизвольным и произвольным. Восприятие оставляет отпечатки в коре головного мозга и формирует представление о том или ином событии, явлении, предмете.
Полученные сведения попадают на хранение в определенную ячейку памяти, которая может быть как кратковременной, так и долговременной.
В подходящий момент, когда это необходимо, данные извлекаются из своих ячеек, происходит процесс узнавания либо воспроизведения.
В процессе запоминания формируются устойчивые связи между образами предметов или явлений. Помимо этого память устанавливает связь между прошлым, настоящим и подготовительным состояниями психики, обеспечивая непрерывность и взаимосвязанность жизненного опыта. Этот процесс способствует осознанию человеком своей индивидуальности и формированию личности.
Мышление
Мышление в качестве высшей психической функции является познавательным процессом, происходящим на основе сбора, анализа, сопоставления фактов окружающего мира. Это своего рода обобщенное и опосредованное отражение действительности человеческим мозгом.
Мышление помогает индивиду постичь внешнюю и внутреннюю сущность и содержание предметов, явлений, событий.
Речь
Речь является уникальной психической функцией, свойственной только человеку, главным орудием в социализации личности, незаменимым средством общения.
Именно речь, в том числе письменная, обеспечивает поступление и хранение в памяти основного количества информации. С помощью речи можно передать мысли, чувства, абстрактные понятия, сохранить исторические факты и события.
Благодаря речи человек способен усваивать опыт других людей и обогащать им свое сознание. В определенных ситуациях передача знаний через речь гораздо эффективнее неречевых процессов познания (наблюдения, восприятия, воображения, мышления).
Признаки
К признакам ВПФ принято относить следующие характеристики:
- Социальность. Высшие психические функции способны возникнуть и развиваться только в процессе интериоризации, когда человек в результате внешнего социального взаимодействия с другими субъектами усваивает социальные формы поведения и переносит их во внутренний план, тем самым формируя внутреннюю структуру психики.
- Опосредованность. ВПФ работают благодаря развитию способности индивида распознавать и воспроизводить символы и знаки. Такие средства как слова, образы, числа, иероглифы помогают постигнуть смысл сущности предметов и явлений на абстрактном и конкретном уровнях, связать их воедино.
- Произвольный характер. Высшие психические функции — произвольные по способу саморегуляции. Это значит, что индивид может осознавать их, регулировать и управлять ими самостоятельно, ставя перед собой задачи и цели. Человек осуществляет деятельность целенаправленно, основываясь на анализе предыдущего опыта и корректируя в нужную сторону свои действия и поведение.
- Системность. ВПФ являются иерархической системой — одни ее части подчиняются другим. При этом она представляет собой динамичное образование. На протяжении всей жизни каждого индивида меняются как ее части, так и взаимоотношения между ними. Все вышеприведенные характеристики (социальность, опосредованность, произвольный характер) являются качествами этой системы.
Факторы, влияющие на развитие ВПФ
Высшие психические функции формируются по совершенно отличному от органического развития пути. Поэтому совершенствование психики человека состоит не в органическом ее развитии, а в функциональном.
Можно выделить два фактора, влияющих на развитие ВПФ: биологический и социальный.
Биологический
Одним из условий процесса культурного развития является физиологическая способность человеческого мозга развиваться, то есть обладать определенной пластичностью. Эта особенность обеспечивает биологическую составляющую развития человеческой психики. Но одного этого условия недостаточно, потому что сам процесс провоцируется внешними воздействиями.
Социальный
Эти внешние воздействия обусловлены наличием особой культурной среды, находясь в которой, человек способен усваивать определенные психические приемы.
Вначале любая из высших психических функций проявляется как интерпсихологический процесс в виде взаимодействия между собой двух или более индивидов. Этот процесс завязан на сенсорных и моторных функциях, воспроизводимых во время деятельности субъектов. В дальнейшем средства взаимодействия переходят из внешних во внутренние, и сам процесс также превращается в интрапсихический (то есть внутренний). Внешние действия преобразуются в умственные, производимые автоматически.
Как происходит формирование ВПФ
Особенностями формирования ВПФ являются два последовательных процесса:
- Интерпсихологический — как форма взаимодействия индивидов между собой.
- Интрапсихический — как внутренний процесс, происходящий в коре головного мозга отдельного индивида.
Таким образом, при постепенном формировании этих функций осуществляется интериоризация — преобразование внешних средств во внутренние. Вначале осуществляется предметная деятельность, основанная на простейших сенсорных и моторных процессах. Затем, по мере накопления опыта, происходит переход от элементарных внешних психических процессов к автоматизированным умственным действиям.
Высшие психические функции завязаны на физиологических особенностях структуры мозга человека. Психические функции имеют под собой физиологическую основу в виде способных к развитию и взаимной замене звеньев, образующих вместе функциональную систему. Каждое звено является частью структуры мозга и связано с ним определенным образом. Одно и то же звено может быть частью нескольких функциональных систем. А одна и та же система может участвовать в различных психических функциях.
В теории, если одно из звеньев будет повреждено, то произойдет нарушение нейронных связей между ними, что может привести к сбою в работе психических функций с проявлением нейропсихологического синдрома.
Функциональные системы имеют два вида организации: вертикальную и горизонтальную. В первом случае идет взаимодействие между коркой и подкоркой человеческого мозга, во втором — между корками. Каждая из высших функций образуется в результате работы всей системы мозга, а не какого-то определенного его центра.
Основные свойства ВПФ
Высшие психические функции по своему существу являются социальными. Они формируются исключительно как результат общения нескольких субъектов и разделяются между отдельными личностями. Отдельному индивиду они не нужны, он не сможет ими воспользоваться вне социума. Таким примером является речь.
По своему характеру эти функции опосредованы, то есть используют внешние средства — символы, знаки, интегрируя полученную с их помощью информацию во внутренний процесс, осуществляя интериоризацию. Такими средствами, как в устной, так и в письменной речи служат слова.
По процессу своего формирования функции являются произвольными, то есть зависящими от воли субъекта. Произвольность возникает как результат внутренней обработки, осмысления информации, полученной в процессе опосредованности.
Человек, стремясь прийти к определенному итогу, ставит перед собой задачи и, и принимая во внимание приобретенный опыт, вносит коррективы в свои действия. Таким образом он регулирует психические процессы.
Все высшие функции психики по своему строению являются системными. Их происхождение основывается на комплексе натуральных функций. Они не возникают по отдельности и вне зависимости друг от друга. Системные образования на основе ВПФ являются более сложными, на порядок выше, чем другие психические явления.
Примеры формирования высших психических функций
Л.С. Выготский в своих работах объясняет как формируются ВПФ на примере новорожденного. Младенец пытается произвести определенное действие с предметом, привлекающим его внимание, в результате у него непроизвольно получается указательный жест. Он не является осознанным, но если взрослые отреагируют на этот жест нужным образом и закрепят его своими действиями, то впоследствии ребенок может начать использовать его целенаправленно, когда хочет получить желаемый предмет.
Как работает интериоризация, можно увидеть на таком примере:
- 1 этап — взрослый использует речевые знаки, указывая ребенку, что надо сделать.
- 2 этап — ребенок усваивает эти знаки и с их помощью обращается к взрослому.
- 3 этап — ребенок обращается сам к себе, используя речевые знаки.
- 4 этап — ребенок переводит внешний процесс во внутренний, мыслительный.
Формирование высших психических функций у ребенка
Рассмотрим процесс формирования высших психических функций у ребенка. На первой, примитивной стадии, ребенок воспринимает знак как простой образ. Он может запомнить, как называется тот или иной символ, обозначающий букву или цифру, но пользоваться ими еще не умеет.
Затем наступает вторая стадия, неадекватного использования знака: ребенок пытается его применять, но скорее наугад, чем используя логическое мышление.
На третьей стадии происходит внешнее использование знака. Это может быть счет на пальцах или воспроизведение сложенных из печатных букв простейших звуковых конструкций. На этой стадии речь ребенка может быть адресована самому себе — он проговаривает вслух, что надо сделать.
Четвертая стадия характеризуется счетом в уме, чтением «про себя» и развитием логической памяти. Таким образом, на стадии «вращивания» происходит процесс перехода внешней операции внутрь сознания. Здесь же мы наблюдаем, как речь из функции передачи информации трансформируется в интеллектуальную, мыслительную.
Насколько полезной была для вас статья?
Рейтинг: 5.00 (Голосов: 4)
Wertsch (1985) «Социальные истоки высших психических функций» — Группа чтения по культуре и познанию
В этой главе обсуждается подход Льва Выготского к процессам развития; исторические корни его творчества; и его влияние на современную психологию. В этом обзоре я хотел бы сосредоточиться на трех концепциях, которые Верч выделяет в своем обсуждении и которые, как мне кажется, имеют решающее значение для понимания взаимодействия культуры и познания: [1] интерпсихологическое предшествует интрапсихологическому; [2] интернализация как трансформация; и [3] зона ближайшего развития. Хотя внимание Выготского было сосредоточено на очень специфической стадии развития детей, я думаю, что следующие три концепции важны для рассмотрения инкультурации как непрерывного процесса на протяжении всей жизни человека.
1. Интерпсихологические до интрапсихологических
Выготский утверждал, что некоторые человеческие когнитивные способности начинаются как то, что он называет интерпсихологическими, прежде чем они становятся интрапсихологическими. Под интерпсихологическим он подразумевает, что когнитивный процесс не принадлежит всецело индивидууму, а скорее имеет место в социальных взаимодействиях (обычно диадных) между экспертом и новичком. Выготский утверждает, что в траектории развития человека наши высшие когнитивные способности проявляются дважды: один раз как социальное взаимодействие с другими в культурной нише; а затем, когда человек овладевает этими когнитивными способностями, они интернализируются (см. ниже) и становятся интрапсихологическими, т. е. они могут быть развернуты агентом самостоятельно без присутствия эксперта по строительным лесам.
Интер-внутренняя ось Выготского является отличной основой для рассмотрения дебатов об инкультурированном и распределенном познании по ряду причин (см. также Menary 2007, ch7). Во-первых, , Верч перечисляет «логическую память», «произвольное внимание» и «мышление» как интерпсихологические свойства, которые можно «правильно отнести как к группам, так и к индивидуумам» (1985, стр. 61). Я считаю эти архаичные термины разумным эквивалентом современных дискуссий о «распределенной памяти»; «совместное внимание» и/или «возможности»; и «рассуждения» — в частности, как эти когнитивные способности могут быть распределены по группам, а также как пути развития. Я думаю, что акцент на этом процессе обучения — или «инкультурации» (Menary 2014) — жизненно важен для понимания того, как могут распространяться эти когнитивные свойства. Этот акцент на онтогенезе часто упускается из виду в дебатах о распределенном познании. Это затмевает важность того, как человеческие агенты встроены в свою культурную нишу и вылеплены из нее.
Во-вторых, наряду с подчеркиванием важности онтогенеза, внутри-между осью также подчеркивается важность множественных уровней анализа , поскольку она включает в себя фокус не только на групповом или системном уровне, но и на отношении этого уровня к индивидууму (см. также Norman 1991; Menary & Gillett 2017). Важно то, что это различие в когнитивном свойстве, поскольку оно реализуется на этих различных уровнях — как я сейчас обсужу.
2. Интернализация как трансформация
Интернализация – это процесс, посредством которого когнитивная способность, реализованная извне на интерпсихологическом уровне, становится способной выполняться внутренне на интрапсихологическом уровне. Например, интернализация речи.
Важно подчеркнуть, что процесс, посредством которого когнитивная способность «переходит» из интерпсихологической в интрапсихологическую, не следует характеризовать как простой механизм копирования; вместо этого преобразующее : «интернализация трансформирует сам процесс и изменяет его структуру и функции» (Выготский 1981, с. 163). Далее Менари (2014) уточняет, что мы должны понимать это не только как преобразование когнитивных способностей агента, но также и как его неврологический профиль. каннибализированы культурными моделями для выполнения новых функций (см. Dehaene & Cohen 2007).
3. Зона ближайшего развития
Одной из ключевых теоретических схем Выготского для изучения процессов развития является «зона ближайшего развития», которая представляет собой меру между реальными способностями новичка и его потенциальными способностями в присутствии помощник эксперта. Это форма строительных лесов. Вертч отмечает, что эта концепция отмечает ключевое различие между историями российской и американской психологии развития: последняя изучает, что такое дети; в то время как первый пытается исследовать, кем может стать ребенок (1985, с. 67). Это теоретическое различие имеет серьезные практические последствия. В аккуратной серии экспериментов с IQ экспериментаторы обнаружили, что измерение только фактических способностей ребенка было не столь эффективным, как измерение так называемого «индекса скорости» (который измеряет, сколько подсказок требуется новичку для достижения иначе недостижимой цели). для прогнозирования и понимания развития этого новичка (см. Wertsch 1985, стр. 68-70). Я думаю, что это очень важно, потому что это показывает, что у нас есть чрезвычайно практическая и важная причина принять к сведению надындивидуальные когнитивные свойства для правильного понимания когнитивных способностей на индивидуальном уровне.
Ура,
Алекс
Библиография
Менари (2007) Когнитивная интеграция: Разум и познание. Хэмпшир: Пэлгрейв Макмиллан.
Менари (2014) Нейронная пластичность, переработка нейронов и строительство ниши. Разум и язык 29 (3), 286-303.
Выготский (1981) Генезис высших психических функций. (стр. 144-189) в Wertsch (ред.) Понятие деятельности в советской психологии . Нью-Йорк: ME Sharpe, Inc.
Wertsch (1985) Выготский и социальное формирование сознания. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
Нравится:
Нравится Загрузка. ..
Posted in Еженедельное чтениеTagged Развитие, Распределенное познание, Инкультурация, Интернализация, Интерпсихологический-интрапсихологический, Лев Выготский, Ричард Менари, Строительные леса, Зона ближайшего развития3 комментарияИстория развития высших психических функций
- title={История развития высших психических функций},
автор={Л. С. Выготский и Роберт В. Рибер},
год = {1997}
}
- Выготский Л.С., Рибер Р.
- Опубликовано в 1997 г.
- Образование
Проблема развития высших психических функций. Метод исследования. Анализ высших психических функций. Структура высших психических функций. Генезис высших психических функций. Развитие речи. Предыстория развития письменности. Развитие арифметических операций. Овладение вниманием. Развитие мнемонических и мнемотехнических функций. Развитие речи и мышления. Самоконтроль. Развитие высших форм поведения. Проблема…
Взгляд через издатель
Разница Виготского между более низкими и более высокими психическими функциями и недавними исследованиями по младенческому когнитивному развитию
- Eugene Subbotsky
Психология
- 1996
Перспективы развития Л.С. Идеи Выготского в клинической психологии
- Тхостов А.
Психология
- 2016
Работа посвящена развитию Л.С. Выготского в клинической психологии и уточнение некоторых основных положений культурно-исторической концепции. В статье представлена диссертация…
Когда все новое становится хорошо забытым старым: взгляды Выготского/Лурия на развитие исполнительных функций.
Авторы исследуют эволюцию представлений о внекортикальной организации высших психических функций от ее истоков до недавних открытий о нейропсихологических траекториях развития управляющих функций.
Исследование внутренней речи и высших психических функций через речевые профили
- Верани А.
Психология
- 2012
включены – имеют социальный генезис. Способность говорить и все…
Интегральная периодизация общего психологического развития
- Слободчиков В., Цукерман Г.
Психология
- 2003
Стремление обобщить современные знания о поэтапной структуре психологического развития человека в единую последовательность, охватывающую различные этапы процесса развития, а также его…
Защитные механизмы поведения и концептуальные Комплексы социально-психологической адаптации детей с ограниченными интеллектуальными возможностями
- Лебедева А.В.
Психология, медицина
- 2013
Автор анализирует социально-психологическую адаптацию детей с ограниченными интеллектуальными возможностями на основе психодинамического подхода к изучению личности – основных показателей детерминант поведения – защитных механизмов и смысловых установок личности, выделяя основные закономерности социально-психологической адаптации детей с нормальным и патологическим развитием.
Компетентностный подход: предпосылки и перспективы изучения механизмов управления эмоциональным реагированием школьников
- .. Л. Харрис, А. О., Шаграева
Психология
- 2021
. Эмоциональные процессы являются важнейшим классом психических проявлений в жизни человека, от состояния которых во многом зависит физическое и социальное благополучие, психическое и соматическое здоровье, а также…
Научные подходы к изучению психологического сопровождения у ребенка с синдромом Дауна синдром
В период масштабных изменений в области специального образования возрастает необходимость создания оптимальных условий обучения и воспитания детей с учетом специальных образовательных требований…
Компетентностный подход: предпосылки и перспективы изучения механизмов управления эмоциональным реагированием школьников
Эмоциональные процессы — важнейший класс психических проявлений в жизни человека, состояние которых во многом определяет физическое и социальное благополучие, психическое и соматическое здоровье, а также…
Формирование способности к децентрации в дошкольном возрасте
- Андреева А.
Психология
- 2018
В статье представлены результаты экспериментального исследования, посвященного развитию децентрационной способности в дошкольном возрасте. The phenomenon of decentration is considered as a cognitive ability to…
SHOWING 1-6 OF 6 REFERENCES
The Vygotsky Reader
- R. Veer, J. Valsiner, F. Wetenschappen
Psychology
- 1994
Предисловие. Введение. 1. Введение в русский перевод Фрейды «По ту сторону принципа удовольствия»: Лев Выготский и Александр Лурина. 2. Принципы социального воспитания глухонемых…
Голоса разума. Социокультурный подход к опосредованному действию встраивается в культурные, исторические и социальные процессы. Этот тезис противопоставляется…
Понимание Выготского: поиски синтеза
- Р.