Речевое поведение включает в себя: речевое поведение | это… Что такое речевое поведение?

Содержание

Исследование речевого поведения студента в конфликтной ситуации

Социальная психология | Мир педагогики и психологии №09 (50) Сентябрь 2020

УДК 378.4

Дата публикации 08.09.2020

Попадько Яна Игоревна
Преподаватель, Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского, Россия, г. Санкт-Петербург, [email protected]

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности речевого поведения студента в конфликтной ситуации. Актуализируются понятия «речевое поведение», «конфликтная ситуация», а также описываются этапы процессов восприятия и порождения речи. Автором приводятся результаты эмпирического исследования, в результате которого выявляются превалирующие стратегии речевого поведения студента в конфликте и возможные причины их использования.
Ключевые слова: исследование, конфликт, конфликтная ситуация, речевое поведение, речь, стратегия

Student verbal Behaviour research in conflict situations

Popad’ko Jana Igorevna
Teacher, A. F. Mozhaisky Military space Academy, Saint Petersburg, Russia

Abstract: The article describes the features of student verbal behavior in a conflict situation. The concepts of “speech behavior”, “conflict situation” are actualized, as well as the stages of speech perception and generation processes are described. The author presents the results of empirical study, which identifies the prevailing strategies of student verbal behavior in a conflict and their possible reasons.
Keywords: research, conflict, conflict situation, verbal behaviour, speaking, strategy.

Правильная ссылка на статью

Попадько Я.И. Исследование речевого поведения студента в конфликтной ситуации // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 09 (50). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/issledovanie-rechevogo-povedeniya-studenta-v-konfliktnoj-situatsii.html (Дата обращения: 08.09.2020)

С каждым годом мы наблюдаем всё большее количество изменений, касающихся любой сферы нашей жизни. Происходит стремительное развитие современных технологий, изменение образовательных программ, совершаются новые открытия [1]. Вместе с этим, развивается, совершенствуется и меняется человек. Он приобретает новые знания, навыки, пополняет свой словарный запас, меняет восприятие происходящего, образ жизни. Вследствие этого, проводятся всевозможные исследования речевых особенностей различных социальных групп.

Понятие «речевое поведение» имеет множество различных толкований. По мнению А. Е. Супруна, речевое поведение включает в себя весь комплекс взаимоотношений, представленных в коммуникативном акте, – все речевые поступки человека, совершающиеся им в типовых ситуациях, которые отображают специфику языкового сознания того или иного социума. В. И. Карасик отмечает, что под речевым поведением следует понимать осознанную и неосознанную систему поступков, способных раскрыть характер и образ жизни человека. И. А. Стернин утверждает, что речевое (или коммуникативное) поведение – это вся совокупность реализуемых в коммуникативных процессах правил и традиций общения определенной лингвокультурной общности [2].

По мнению Е. Д. Павлычевой, понятие «речевое поведение» связано с процессом выбора языка либо языкового варианта для построения социально корректного высказывания [3].

В данной статье мы рассматриваем речевое поведение человека, как сложное явление, связанное с особенностями его воспитания, местом рождения и обучения, со средой, в которой он привычно общается, со всеми свойственными ему особенностями, как личности, представителю социальной группы и национальной общности. Речевое поведение, в целом, служит индикатором общей эрудиции говорящего, особенностей его интеллекта, мотивации поведения и эмоционального состояния. Речевая деятельность, как и всякая другая деятельность человека, характеризуется определенной структурной организацией, которая включает уровни или этапы процессов восприятия и порождения речи:

  • Мотивационно-побудительный уровень;
  • Формирование и формулирование мысли;
  • Внутреннее программирование или формирование способов речевого воплощения мысли;
  • Исполнительный уровень (Л. С. Выготский, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, С.Д. Кацнельсон и др.) [4].

Речевая деятельность имеет сознательный характер. Схематично её можно представить следующим образом (рис. 1):

Можно утверждать, что речевая деятельность человека в любой ситуации общения (диалог на рабочем месте, выступление с докладом, инициирование беседы с малознакомым человеком и т.д.) представляет собой процесс, объединяющий все стадии восприятия и порождения речи [4].

Человеческое общение имеет как позитивную, так и деструктивную природу. Зачастую, людям приходится отстаивать свои интересы в ситуациях, которые носят эмоциональную окраску и имеют достаточно напряжённый характер. Такие ситуации носят название «конфликтные» и определяются как противоречивые позиции сторон по какому-либо вопросу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний [5]. А сам конфликт является взаимодействием между людьми, которое характеризуется возникновением и столкновением противоречий в их отношениях [6].

Если ситуация названа конфликтной, то в ней принимают участие, как минимум, два субъекта. Из этого следует, что свои эмоции, своё мнение, точку зрения они выражают в словесной форме. Конфликтная ситуация возникает в том случае, когда мнения её участников частично или полностью не совпадают. Каждый из субъектов, разумеется, пытается отстоять свою точку зрения, приводя большое количество аргументов. Чаще всего, напряженная обстановка складывается не сразу, а нарастает по мере поступления тех самых аргументов и оспаривания их.

Речь является важным информативным сигнализатором при оценке эмоционального состояния лица, в частности, его эмоциональной напряженности, проявляющейся в особенности выбора слов, специфике стилистического построения высказывания [7].

Речевой конфликт представляется как состояние сопротивления противоборствующих сторон, в процессе которого обе стороны сознательно и активно действуют во вред враждебной стороне, выражая при этом свои действия с помощью вербальных и прагматических средств. В речевом конфликте, как коммуникативном событии, протекающем во времени, выделяются различные стадии: назревание, созревание, пик, спад и разрешение, однако, именно исход конфликта является наиболее важным компонентом конфликтного коммуникативного акта [4].

Психологи выделяют следующие пять типовых стратегий поведения в конфликтных ситуациях (рис. 2):

1. Приспособление — изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий в ущерб своим интересам [8].

2. Компромисс — урегулирование разногласий путем взаимных уступок [8].

3. Сотрудничество — совместная выработка решения, удовлетворяющего интересы всех сторон: пусть длительная и состоящая из нескольких этапов, но идущая на пользу делу [8].

4. Игнорирование — стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее [8].

5. Соперничество — открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции [8].

В.С. Третьякова, в свою очередь, классифицирует речевые стратегии на «кооперативные» стратегии и стратегии «конфронтации» [9].

Стратегии «кооперации» включают в себя следующие стратегии: стратегия вежливости, искренности, доверия, близости, сотрудничества. Для реализации кооперативных стратегий используются тактики кооперации: предложения, согласия, уступки, одобрения, похвалы, комплимента и др. [10].

Стратегии «конфронтации» включают в себя следующие средства:

  1. Средства выражения негативных эмоций по отношению к собеседнику
  2. Средства получения представления о точке зрения говорящего
  3. Средства, выражающие волю по отношению к собеседнику (ироничные замечания)
  4. Контактоустанавливающие средства (захват и удержание роли говорящего) [10].

Для определения особенностей речевого поведения студента в конфликтной ситуации, было проведено исследование, состоящее из трёх этапов. Нами были выбраны тесты, составленные на основе описания способов регулирования конфликтов Кеннета Томаса, которые позволили выявить возможные стратегии, тактики и модели речевого поведения студентов в конфликтной ситуации.

В качестве респондентов выступили студентки Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого и Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова в возрасте от 19-ти до 21-го года, обучающиеся на факультетах иностранных языков в количестве тридцати человек.

Данный анализ включал в себя три этапа:

  • Выявление стратегий регулирования конфликтов;
  • Выявление стратегий и тактик речевого поведения студента;
  • Корреляционный анализ.

Для изучения возможных моделей речевого поведения студента в конфликтной ситуации, следует выявить некоторые особенности поведения студента, которые могут повлиять на ситуацию, как с положительной, так и с отрицательной стороны [11]. Например, способность студента находить компромисс, учитывать интересы оппонента и идти на контакт.

К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет упомянутые ранее способы регулирования конфликтов: соперничество — открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции, приспособление — изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий в ущерб своим интересам, компромисс — урегулирование разногласий путем взаимных уступок, избегание — стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, сотрудничество -совместная выработка решения, удовлетворяющего интересы всех сторон [12].

На первом этапе нами был выбран тест, состоящий из 30 вопросов, в каждом из которых имеются два утверждения. Каждое утверждение соответствует определённой стратегии поведения, описанной К. Томасом.  

Полученные результаты позволили определить, что у большинства опрошенных студентов превалирует стратегия приспособление, что говорит о том, что эта группа респондентов нацелена на поиск наиболее быстрого способа выхода из конфликта (табл. 1). Для таких людей в человеческих взаимоотношениях является важным отсутствие напряжённой обстановки, ссор и конфликтов, даже если ради этого необходимо жертвовать своими интересами.

Таблица 1. Результаты теста К.Томаса

                  Стратегия

         Частота употребления (%)

Соперничество

                     13,3%

Сотрудничество

                     17,3%

Компромисс

                     20%

Избегание

                     16%

Приспособление

                     33,4%

Однако данные стратегии не полностью описывают вербальное поведение личности в конфликтной ситуации, поэтому на следующем этапе на основе результатов личного опросника, нами были выявлены превалирующие стратегии и тактики речевого поведения по классификации В. С. Третьяковой, которая классифицирует речевые стратегии на «кооперативные» стратегии и стратегии «конфронтации» [9].

Таким образом, если соотнести данные стратегии, мы получаем, что кооперативные стратегии соответствуют стратегиям «сотрудничество» и «компромисс», стратегиям конфронтации соответствует стратегия «соперничество» и конформистским стратегиям соответствуют стратегии «избегание» и «приспособление».

Нами был разработан опросник, в состав которого входят 10 вопросов с тремя вариантами ответов (табл. 2).

В каждом из 10 вопросов, представленных в авторском опроснике, нами смоделирована определенная конфликтная ситуация, с которой может столкнуться студент в повседневной жизни. В качестве вариантов ответа студентам предложены приблизительные фразы и модели поведения, соответствующие одной из трёх моделей поведения в конфликте: конструктивной, деструктивной и конформистской.

Конструктивная модель поведения характеризуется стремлением уладить конфликт и соответствует стратегии кооперации [13].

При деструктивной модели индивид постоянно стремится к расширению и обострению конфликта. Соответствует стратегии конфронтации [13].

Конформистская модель поведения характеризуется тем, что личность ведёт себя пассивно, легко соглашается с точкой зрения соперника. Выступает как самостоятельная стратегия поведения [13].

Таблица 2. Авторский опросник

Вопрос

Вариант А

Вариант Б

Вариант В

1.      Вы не согласны с комментарием экзаменатора по поводу Вашего ответа и считаете, что Ваша оценка занижена. Вы отреагируете фразой:

«Спасибо! Всего доброго!»

«Я не согласен со своей оценкой. Предыдущие студенты отвечали хуже, чем я. Либо я отвечаю другому экзаменатору, либо Вы меняете мою оценку!»

«Извините, что в этот раз я недостаточно готов! В следующий раз такого не повторится!»

2.   В университетской столовой Вам подали холодное первое блюдо. Ваша реакция:

Вы спокойно скажете, что блюдо холодное и попросите его заменить.

Вы, оскорбив работников столовой, обвините их в некомпетентности и потребуете вернуть Вам деньги.

Вы заберете блюдо и съедите.

3. В университетском гардеробе Вам вернули Ваше пальто с оторванной пуговицей. Вы:

Сказав с улыбкой «Ну что ж Вы так?», возьмете и уйдете.

«Женщина, я отдавал Вам пальто с пятью пуговицами. Вы мне вернули с четырьмя. Вы считаете, это нормально?»

«Ничего страшного! Всё бывает!»

4. В Вашей группе собирают деньги на подарок преподавателю. Вы считаете, что сумма слишком большая. Ваша реакция:

С фразой: «Не многовато ли?» протянете всю сумму.

«Я не миллиардер. Сдавать такие деньги я не буду»

«Если нужно, то нужно! Проверьте, всю ли сумму я отдал!»

5. В медпункте Вашего университета Вам отказали в освобождении, несмотря на наличие у Вас справки от врача. Ваша реакция:

«Посоветуйте, что мне делать!»

«Я буду разбираться в деканате и собираюсь на вас жаловаться!»

Заберете справку и уйдёте с фразой «До свидания, спасибо!»

6. Вы забыли пропуск, и охранник не пускает Вас в университет. Вы отреагируете фразой:

«Пропустите меня, пожалуйста! Если Вы сомневаетесь, позвоните в деканат»

«Что за глупости? Немедленно откройте дверь! Я всё равно пройду!»

«А что мне делать?»

7. На межуниверситетских соревнованиях по баскетболу Вашей команде не засчитали 1 очко. Вы:

Подойдёте к судье и спокойным тоном скажете: «Нашей команде не засчитали очко. Проверьте, пожалуйста, результаты!»

Кинув мяч, Вы закричите: «Вы не засчитали нам балл. В чём дело?»

Скажете: «Ничего страшного! Возможно, мы ещё забьём!»

8. В университете Вам сделали замечание касательно Вашего внешнего вида. Как Вы отреагируете?

«Я всё понял! Завтра мой внешний вид будет соответствовать требованиям!»

«С чего Вы взяли, что мой внешний вид не соответствует Вашим требованиям?»

Опустив глаза, скажете: «Извините, пожалуйста! Я не знал, что одеваться надо по-другому!»

9. Вы приходите в деканат по причине того, что в студенческом билете допущена ошибка в написании Вашей фамилии. Вы воспользуетесь следующей фразой:

«Здравствуйте! Я обнаружил ошибку: моя фамилия пишется через «о», а в документе написана буква «а». Исправьте, пожалуйста!»

«Моя фамилия пишется совершенно по-другому! Неужели нельзя повнимательнее?!»

«Извините, пожалуйста! А нельзя ли исправить ошибку в моей фамилии?»

10. Преподаватель сделал Вам замечание по поводу того, что Вы заснули на занятии. Вы ответите:

«Прошу прощения!»

«Из-за того, что Вы много задаёте, я не высыпаюсь! Я, между прочим, тоже человек!»

Покраснев, промолчите.

При обработке результатов было обращено внимание на частоту использования каждой из трёх моделей поведения студента в конфликте, так как нам было необходимо выявить, какой модели большинство студентов отдаёт предпочтение. Полученные результаты в процентном соотношении представлены в таблице (табл. 3).

Таким образом, мы можем соотнести отмеченные ранее модели поведения личности в конфликте со стратегиями, выявленными В. С. Третьяковой. Конструктивная модель поведения соответствует стратегии «кооперации». При применении данной стратегии личность свободно идёт на контакт с целью скорейшего выхода из конфликта. Деструктивная модель поведения, в свою очередь, соответствует стратегии «конфронтации», используя которую личность настроена крайне негативно по отношению к своему оппоненту и готова пойти на всё ради того, чтобы выйти из конфликта победителем.

Варианты ответов представленного нами теста содержат три модели поведения личности в конфликте, две из которых соответствуют выделенным В. С. Третьяковой стратегиям. Однако третья модель (вариант ответа – В), конформистская, не соответствует ни одной из данных стратегий речевого поведения. Исходя из этого конформистская модель поведения личности в конфликте была определена нами как самостоятельная стратегия, в ходе которой индивид отличается пассивным поведением и готовностью соглашаться с любой точкой зрения своего соперника.

Полученные результаты позволили выявить, что лидирующей стратегией у данной группы респондентов является стратегия кооперации (табл. 3). Следующая стратегия, которой студенты отдают предпочтение, это стратегия конфронтации. Последней стратегией является конформистская стратегия.

Таблица 3. Результаты теста

                Стратегия

    Частота употребления (%)

Кооперативная стратегия

                    67,8%

Стратегия конфронтации

                    16,6%

Конформистская стратегия

                    15,6%

В ходе третьего этапа данного исследования мы провели корреляционный анализ, который позволил сравнить результаты по двум упомянутым выше тестам и определить их значимость.

Необходимо отметить, что некоторые виды коэффициентов корреляции могут быть положительными или отрицательными [14].

Для данного исследования нами был использован коэффициент корреляции Спирмена.

Мы рассчитали коэффициент корреляции для трёх видов стратегий (табл.4).

Таблица 4. Коэффициент корреляции

                   Стратегия

        Коэффициент корреляции

Стратегия кооперации

                         0,780

Стратегия конфронтации

                         0,764

Конформистская стратегия

                         0,351

Далее мы провели проверку коэффициента корреляции по каждой стратегии на значимость. И получили, что по стратегиям кооперации и конфронтации корреляция является значимой.

Согласно полученным результатам, можно сделать вывод, что наиболее сильно выраженная связь существует у стратегии кооперации со стратегиями «сотрудничество» и «компромисс». Это говорит о том, что чаще всего речевое поведение данной группы респондентов, в случае выбора стратегии кооперации, будет наиболее приближённым к действиям.

Корреляционный коэффициент конформистской стратегии, в данном случае, является приближённым к 0. Это означает, что в конфликтной ситуации, при выборе данных стратегий поведения, речевое поведение студента будет расходиться с действиями.

Отметим, что тест К. Томаса определяет конкретные действия участников конфликта, в то время как авторский опросник даёт нам представление о словах и фразах, сказанных участником конфликта в адрес своего оппонента. Часто возникают подобные ситуации, в которых слова расходятся с действиями, поэтому такие расхождения в результатах вполне объяснимы.

Заключение. Тест К. Томаса даёт возможность респонденту обдумать своё дальнейшее поведение. Тем самым, он помогает сделать выбор: вступать в конфликт или выбрать такую модель поведения, которая поможет избежать напряжённой обстановки. Однако в авторском опроснике смоделированы конкретные конфликтные ситуации, в которые человек уже попал. Респондент уже не может избежать конфликта, у него есть возможность только найти наиболее подходящий для себя способ выхода из него. И большее количество студентов предпочли действовать, нежели отступать. Таким образом, они показывают, что не готовы дать возможность оппоненту унижать или оскорблять себя. Тем не менее, большинство студентов, которые приняли участие в данном исследовании, предпочли бы избежать конфликтной ситуации, если бы им была предоставлена такая возможность.

 


Список литературы

1. Воронцова Е.В., Гришина А.С., Педагогический чат как средство обучения английскому языку в неязыковом вузе (на примере СПбПУ) // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Лингводидактика в неязыковом вузе: традиционные и инновационные подходы». Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2019. С. 191-197.
2. Багдасарян Т.М., Речевое поведение личности как элемент сложной системы поступков и действий // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2018. № 4. Ч. 1. С. 57-61.
3. Павлычева Е.Д., Характеристика особенностей понятия речевой портрет // Вестник МГОУ. Серия: Лингвистика. 2015. №6. С. 110-115.
4. Баранова Т.А., Ольховик Н.Г. Человек говорящий : Учебное пособие, 2013 130 с.
5. Баранова Т.А., Конфликтология. От конфликта к гармоничному общению. Практикум, 2010 120 с.
6. Красноперова Н.А., Поведение студентов в конфликтных ситуациях // Научный журнал Дискурс. 2016. №2. С.101-106.
7. Пашук Н.С., Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010 137 с.
8. Багаева В.В., Стратегии поведения в конфликте // Сибирский торгово-экономический журнал. 2015. №1. С. 91-92.
9. Третьякова В.С., Речевой конфликт и гармонизация общения : Дис. … д-ра филологических наук : 10.02.01 : СПб: РГБ, 2003 301 с.
10. Асташина О. В., Коммуникативные стратегии в организации // Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2015. С. 151-156.
11. Баранова Т.А., Воронцова Е.В., Гришина А.С., Опыт использования технологии чат-бот при обучении иноязычной лексике студентов младших курсов неязыковых специальностей (на примере СПбПУ) // Вопросы современной филологии и проблемы методики обучения языкам: Материалы VII Международной научно-практической конференции. Брянск: БГИТУ, 2019. С. 266-271.
12. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте : Учебное пособие. 2 – е изд. СПб. : Питер, 2004.
13. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – 2 — изд., перераб. – СПб. : Питер, 2001. С. 94-95.
14. Темукуева Ж.К., Корреляционно-регрессионный анализ как индикатор отбора показателей при проведении факторного экономического анализа // Проблемы современной науки и образования. 2016. №19. С. 67-69.

← Предыдущая статьяСовершенствование техники легкоатлетических упражнений средствами мультипликации

Следующая статья →Реализация обучения основам анатомии в дистанционном формате в Вятском государственном университете

Расскажите о нас своим друзьям:

ПРОБЛЕМА РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ — NovaUm.

Ru

УДК 37

ПРОБЛЕМА РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

№16,

Педагогические науки

Анджиева Любовь Валерьевна
Мальчевская Марина Леонидовна (Кандидат педагогических наук, доцент)

Ключевые слова: РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ; МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК; АГРЕССИЯ; ПАССИВНОСТЬ; РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ; КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД; SPEECH BEHAVIOR; JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENT; AGGRESSION; PASSIVITY; SPEECH ETIQUETTE; COMMUNICATIVE UUD.


Аннотация: В статье описаны проблемы речевого поведения младших школьников в начальной школе.

Сегодня одним из результатов образования провозглашается высокий уровень сформированности коммуникативной культуры. При этом эта задача ставится перед учителями начальной школы, что вполне обосновано особым возрастным этапом детей в этот период. Именно с младшего школьного возраста начинается целенаправленный процесс овладения различными продуктивным опытом повседневной коммуникации что отмечалось в исследованиях JI. M. Фридмана, А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина и ряда других. При этом важной составляющей эффективной коммуникации во всех этих работах выделяется речевое поведение.

В исследованиях Т.Г. Винокура речевое поведение рассматривается как сложное явление, связанное с «особенностями воспитания, с местом рождения и обучения, со средой, в которой человек привычно общается, со всеми особенностями, свойственными ему как личности, как представителю социальной группы, а также и национальной общности» [1]. При этом, по его мнению, «в речевом поведении проявляется языковая личность, принадлежащая данному возрасту и времени, данной стране, данному региону, данной социальной (в том числе и профессиональной) группе, данной семье» [1]. Из анализа этого определения можно утверждать, что речевое поведение не только связано с поведением человека в обществе, но и напрямую характеризует его.

Вопросы формирования речевой культуры и речевого поведения всегда достаточно тщательно и разносторонне изучались как в психолого-педагогической литературе (А. А. Ворожбитова, Н.И. Формановская, Н.Е. Щуркова, О.М. Казарцева, и др.), а также в методической (Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов). Однако изменения, происходящие в современном обществе, вновь заставляют поднимать эти вопросы и рассматривать их с точки зрения сегодняшних реалий, ведь «результатом речевого поведения выступают отношения между людьми (доброжелательные, недоброжелательные и др.) и эмоции, вызываемые тем или иным речевым поведением собеседника» [2, с. 496]. Ведь как показывает анализ практики, уровень речевого поведения младших школьников, в некоторой мере не соответствует запросам современного образования и общества в совокупности. Многие исследования по данной проблеме констатируют тот факт, что современное положение речевой культуры младших школьников можно рассматривать как кризисное. При этом отмечается, что недостатки проявляются как и в рамках речевого поведения подрастающего поколения, так и в рамках речевого этикета. Кроме того, выделяется такая характеристика речи детей, как бедность лексического запаса, неумение связно, точно и логично выразить свою мысль. Эти выводы подтверждаются и нашими исследованиями, так на основе анализа результатов диагностики изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников М. И. Рожковой, проводимые нами на базе третьих классов одной из школ г. Абакана Республики Хакасия, было выявлено, что не все дети могут легко найти общий язык со своими одноклассниками и с взрослыми, особенно учителями, так как не всегда могут подобрать нужные слова. Многие опрашиваемые сказали, что общение со своими друзьями и одноклассниками у них часто вызывает утомление 20%, либо приводит к ссорам 15%. Дети испытывают трудности в формулировании слов прощения 43%, часто не могут подобрать слова, чтобы попросить прощение или помощь в каком-либо деле 65%, а в результате не очень уверенно чувствуют себя в окружении большой группы своих товарищей 42%, предпочитая проводить время с компьютером или другими гаджетами.

Обобщенный анализ результатов данной диагностики показал, что в целом уровень коммуникации у учащихся третьих классов достаточно низок. (48%) и лишь 3 % от общего количества испытуемых показали высокий уровень сформированности коммуникации как общения.

Следующим шагом нашей работы стало изучение активного словарного запаса учащихся и уровень развития связной устной речи. При этом мы изучали частоту употребления разных частей речи: существительных, глаголов, причастий, деепричастий, прилагательных в начальной форме, в сравнительной степени, в превосходной степени. Кроме того, нас интересовало точное и уместное употребление служебных частей речи (союзов, предлогов, частиц). При этом учитывалось умение построения и употребление в речи ребенка разных типов предложений, а также вводных конструкций, начинающиеся со слов «во-первых», «по моему мнению», «я думаю», «мне кажется» и т.п. Результаты этого исследования показали, что у 61% учащихся низкий уровень активного словарного запаса, а также устной связной речи. Лишь 3% детей продемонстрировали высокий уровень.

Качественный анализ речи детей говорит, что в большинстве своем при описании ученики используют в речи существительные (100%) и глаголы (100%). Гораздо реже при выполнении задания в рассказах ребят встречались прилагательные (42%)и союзы (38%). При этом часть третьеклассников (36%) в своей речи все же используют сложные предложения с союзами. Также следует отметить, что небольшая часть учеников включает в свою речь наречия (15%) и прилагательные в сравнительной форме (10%).

Анализ текстов, составленных испытуемыми, показал недостатки в умении логично выстаивать свое высказывание (80%), бедность в использовании различных словесных конструкций (86%), нарушения ясности и точности (89%), а также отдельные ошибки в правильности употребления языковых средств (90%).

В целом же, высказывания детей в большинстве своем не отвечали требованиям построения монологического устного текста, которые предъявляются учащимся в данном возрасте, что как раз и свидетельствует о недостаточном уровне сформированности речевого поведения младших школьников.

Однако, как уже было указано выше, речевое поведение включает и этическую составляющую. При этом анализ научной и методической литературы показал, что этой части речевого поведения уделяется недостаточно внимания. Однако, по утверждению Садиловой О.П., именно чувство этической ответственности выступает регулятором речевого поведения. При этом она отмечает, что именно в начальной школе процессу воспитания этической ответственности детей в речевом поведении необходимо уделять особое внимание, так как оно играет «ключевую роль в плане формирования их коммуникативной и общей культуры» [3]. Именно поэтому нами было проведено анкетирование учащихся, направленное на выявление форсированности их речевого поведения.

Обработка результатов анкетирования показала, что третьеклассники достаточно полно владеют нормами речевого этикета в ситуации общения со сверстниками и взрослыми. Они хорошо знают правила приветствия знакомых и незнакомых людей, используют в общении со взрослыми вежливые фразы (почти 100%), но при этом не всегда включают их в речь при общении с одноклассниками (только 80%). Настораживает и тот факт, что не всегда дети готовы извиниться за свои поступки (45%), а также не считают нужным использовать правила речевого этикета в местах общего пользования, н-р, в столовой (41%).

В целом, анкетирование показало, что 18 % опрошенных имеют средний уровень сформированности речевого этикета. Большинство же детей (82%) продемонстрировали высокий уровень. Однако, следует отметить, что анкетирование в этом возврате уже не может носить вполне объективный характер, так как дети начальной школы ориентированы на социально одобряемые ответы. Именно поэтому мы анализировали и результаты наблюдения за поведением учеников в учебное и внеучебное время. При этом наблюдалась достаточна большая разница между поведением ребят на уроке и в неформальном общении со сверстниками. К сожалению, следует отметить, что в процессе наблюдения мы выделили проявления физической агрессии (38%). Причем часть детей могут позволить ее проявить даже на уроке во время спора. Большинство же детей в своем общении используют вербальную агрессию (38%), проявляющуюся через крики, использование кличек и т. п.

Таким образом, можно сказать, что результаты нашего исследования подтверждают актуальность обозначенной проблемы. При этом именно учитель начальной школы закладывает основы коммуникативной культуры человека. Все это заставляет задуматься об изменениях в организации образовательного процесса таким образом, чтобы его органической частью стала работа по эффективному развитию речевого поведения детей. Это уже отражено в требованиях Федеральных Государственных стандартов начального общего образования. Задача педагога состоит в поиске средств, методов и приемов по реализации данного направления работы. Но при этом следует помнить, что речевое поведение младшего школьника полностью зависит от обучающей среды как в школе, так и дома, а также от включения в учебный и воспитательный процесс активных методов работы, ведь нельзя научить общению без практики речевого поведения. Именно поэтому дальнейшим направлением нашей работы и будет включение интерактивных форм работы, направленных на достижение эффективных результатов в формировании речевого поведения младших школьников.


Список литературы

  1. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения // М.: Наука, 1993. — 172 с. — ISBN 5-02-011563-0.
  2. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учебное пособие / О.М. Казарцева — М.: Флинта, Наука, — 1998. — С. 496.
  3. О.П. Садилова, Формирование этически ответственного речевого поведения младших школьников : диссертация … кандидата педагогических наук : 13.00.01. — Сочи, 2000. — 230 с.
  4. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы, М., Изд.: Академ А, 1999.
  5. Капинос В.И. Активизация методов работы по развитию речи. В кн.: Совершенствование методов обучения русскому языку: Пособие для учителя. Москва, 1984.
  6. Психологические проблемы массовой коммуникации / Под ред. А.А. Леонтьева. М., 1974.
  7. Граудина Л.К., Дмитриева О.Л., Новикова Н.В., Ширяев Е.Н. Мы сохраним тебя, русская речь! – М.: Наука, 1995
  8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Русский язык – Медиа, 2003
  9. Крысин Л.П. О лексике русского языка наших дней. – Русский язык в школе и дома. – №1, 2002
  10. Рожанский Ф.И. Сленг хиппи. – Санкт-Петербург – Париж: Европейский Дом, 1992
  11. Скворцов Л.И. Язык общения и культура (экология и язык). – М.: Просвещение, 2009

Развитие речи и языка – Библиотека медицинской информации

Обзор

Что такое речь и развитие языка?

Речь и язык — это навыки, которые мы используем для общения с другими людьми. Эти навыки мы формируем в течение первых лет жизни. К 6 годам большинство детей изучают основы. Старайтесь чаще разговаривать с ребенком и читать ему, чтобы развивать эти навыки.

Речь — это создание звуков, которые становятся словами — физический акт разговора.

Язык — это наша система использования слов для общения. Это включает в себя использование слов и жестов, чтобы сказать то, что мы имеем в виду, и понимание того, что говорят другие.

Когда речь и началось развитие речи?

Младенцы начинают учиться в утробе матери, где они слышат знакомые голоса и реагируют на них. Наиболее быстрое обучение происходит в возрасте от 2 до 5 лет.

Речевые и языковые вехи помогают определить, развивается ли ребенок так, как ожидается. Вехи — это определенные навыки, такие как лепетание, произнесение «мама» или «папа» или сложение двух слов. Обычно ребенку необходимо освоить одну веху, прежде чем перейти к следующей.

Младенцы обычно начинают ворковать примерно в 2 месяца, а лепетать — примерно в 6 месяцев. Большинство детей уже к году говорят, но понять, о чем они говорят, все еще может быть трудно. В возрасте от 15 до 18 месяцев типичный малыш понимает гораздо больше, чем может выразить словами. Начиная примерно с 18 месяцев у многих детей начинается вспышка речи. К 24 месяцам дети, как правило, используют не менее 50 слов, а также начинают использовать фразы из двух слов.

Имейте в виду, что возраст, в котором дети достигают вех, варьируется от ребенка к ребенку. Некоторые дети развиты. Другие развиваются медленнее.

Почему речь и языковые проблемы развиваются у некоторых детей?

Речевые и языковые проблемы означают, что у вашего ребенка проблемы с речью или произношением слов. Или ему или ей может быть трудно понять или объяснить идеи.

Проблемы со слухом могут вызвать задержку речи и языка у детей. Все дети с задержкой речи и языка должны пройти проверку слуха. Некоторые расстройства, такие как расстройство аутистического спектра, также могут вызывать задержку. Речевые и языковые проблемы также могут передаваться по наследству.

Ребенок может преодолеть многие речевые и языковые проблемы с помощью такого лечения, как логопед. Лечение работает лучше всего, когда проблемы обнаруживаются на ранней стадии. Логопедия помогает вашему ребенку овладеть речью и языковыми навыками.

Чего ожидать

От рождения до возраста 1

Вот некоторые действия, которые дети могут делать на каждом возрастном этапе.

Возраст менее 1 месяца

  • Слушайте ритм и мелодии речи.
  • Узнай голос их матери.
  • Изучите ритм двух языков, когда дома говорят на обоих.
  • Используйте плач, который звучит одинаково, независимо от того, что им нужно.

Возраст от 1 до 4 месяцев

  • Предпочитает детский лепет и высокие голоса.
  • Моргайте или расширяйте глаза, когда замечаете звуки.
  • Испугаться или повернуться на звук, чтобы найти его источник.
  • Замолчать под голос матери.
  • Издавать воркующие звуки, такие как «а-а-а» или «о-о-о-о». Младенцы также могут издавать воркующие звуки тому, кто с ними разговаривает.

Возраст от 5 до 6 месяцев

  • Узнают свое имя.
  • Издавать звуки, похожие на «слизь», и одновременно пускать пузыри.
  • Начните бормотать или повторять звуки, такие как «ма-ма-ма» или «ба-ба-ба», чтобы привлечь внимание или выразить чувства.
  • Варьируйте их крики, чтобы сигнализировать о конкретных потребностях.

Для детей от 7 до 9 месяцев

  • Слушайте слова как отдельные звуки.
  • Распознавать значение некоторых выражений лица и тона голоса, например, когда родитель говорит «Нет!»
  • Повторять звуки, которые они слышат.
  • Имитируйте ритм речи других.
  • Может произносить такие слова, как «мама» и «папа».
  • Май помашет рукой «до свидания», когда его спросят.

Возраст от 10 до 12 месяцев

  • Начните выполнять простые команды, такие как «Дай мне игрушку».
  • Обычно понимают «мама» и «папа».
  • Правильно обращайтесь к каждому родителю «мама» или «папа».
  • Укажите на вещи, которые они хотят или в которых нуждаются.
  • Скажите несколько отдельных слов, кроме «мама» или «папа».

Возраст от 1 до 3

Вот некоторые вещи, которые дети могут делать в каждом возрасте.

Возраст от 1 до 2 лет

  • Поймите, что слова имеют значение.
  • Знать имена членов семьи и знакомые предметы. Начните узнавать имена других людей, части тела и предметы.
  • Делайте простые заявления и понимайте простые просьбы, такие как «Все пропало» и «Отдай папочке мяч».
  • Используйте жесты, например указывание.
  • Издавать одно- или двухсложные звуки, обозначающие предметы, которые они хотят, например, «баба» для «бутылки».
  • Использовать свой собственный язык, представляющий собой смесь выдуманных слов и настоящих слов.
  • Произнесите от 20 до 50 слов, понятных семье.

Возраст от 2 до 3 лет

  • Узнает названия не менее семи частей тела и может назвать некоторые из них.
  • Повысить их понимание названий вещей.
  • Выполняйте простые просьбы, такие как «Положи книгу на стол».
  • Когда вас спросят, укажите на картинку с названием, например «Где корова?»
  • Продолжайте учиться и использовать жесты.
  • Разработайте способ общения с помощью жестов и мимики, если они тихие и мало разговаривают.
  • Назови любимые игрушки и знакомые предметы.
  • Используйте такие местоимения, как «я» и «ты», но вы можете их перепутать.
  • Составьте фразы, такие как «Бутылочки нет» или «Хочу печенье».
  • Говорить от 150 до 200 слов к 3 годам. Незнакомцы могут понимать их примерно в 75% случаев.

Возраст от 3 до 5

Вот некоторые из вещей, которые дети могут делать на каждом этапе возраста.

Возраст 3 года

  • Выполняйте просьбы, состоящие из двух частей, например: «Положи пижаму в корзину, а тапочки в шкаф».
  • Быстро учить новые слова.
  • Знать названия самых распространенных предметов.
  • Поймите понятие «два».
  • Понять разницу между девочками и мальчиками.
  • Знать свое полное имя.
  • Начните правильно использовать множественное число, местоимения и предлоги более последовательно.
  • Часто спрашивают «почему» и «что».
  • Часто используйте полные предложения из 3-4 слов.

Возраст 4 года

  • Знать названия цветов.
  • Понимать разницу между одинаковыми и разными вещами, например, разницу между детьми и взрослыми.
  • Следуйте трехэтапным инструкциям, таким как «Подойдите к раковине, вымойте руки и вытрите их полотенцем».
  • Используйте прошедшее время слов.
  • Используйте предложения из 5-6 слов.
  • Опишите, что с ними произошло, или расскажите историю.
  • Говорите достаточно четко, чтобы незнакомые люди почти все время могли их понять.

Возраст 5 лет

  • Понимать отношения между вещами, такими как «девочка, играющая в мяч» и «мальчик, прыгающий через скакалку».
  • Продолжайте разговор с другим человеком.
  • Называйте людей или предметы по их отношению к другим, например, «мама Бобби» вместо «миссис Смит».
  • Дайте определение таким словам, как «ложка» и «кошка».

Подробнее

Общие вопросы

Родители часто задают вопросы о развитии речи и языка своего ребенка.

Речевые и языковые задержки

У некоторых детей могут возникать легкие и временные задержки речи.

Некоторые дети учат новые слова быстрее, чем другие. Если ваш ребенок не говорит ни слова к 18 месяцам или может сказать менее 50 слов к 24 месяцам, поговорите со своим врачом. Все дети с задержкой речи должны пройти проверку слуха.

Имейте в виду, что на развитие речи ребенка влияет много разных факторов. Помните о распространенных мифах о причинах задержки речи и языка, таких как лень или различия в развитии между мальчиками и девочками. Некоторые из этих вещей могут способствовать тому, что ребенок заговорит немного позже, чем другие дети того же возраста. Но они не являются причиной значительных задержек речи. Истинные задержки связаны с проблемами развития или здоровья, такими как некоторые виды потери слуха или семейная история задержки речи и языка.

Настораживающие признаки задержек речи и языка обычно основаны на установленных вехах развития речи и языка. Поговорите с врачом вашего ребенка в любое время, когда у вас возникнут проблемы. Важно вовремя обнаружить задержку речи и языка и исключить другие состояния, такие как проблемы со слухом. Ранняя диагностика позволяет врачу рекомендовать лечение, которое может помочь предотвратить долгосрочные проблемы.

Проблемы с поведением

Пока они изучают и осваивают новые языковые навыки, дети иногда говорят требовательно или невежливо. Например, ребенок может сказать: «Дай!» когда они хотят игрушку. Часто такое поведение связано с тем, что дети не могут найти слова, соответствующие их чувствам. Или они могут просто повторять то, что говорят вокруг них. Мягко напомните ребенку использовать соответствующий голос и манеры. И всегда моделируйте вежливую речь и поведение.

Некоторые родители думают, что их ребенок постоянно разговаривает или болтает. Это детский способ тренировки. Родители не обязаны слушать и реагировать на все, что говорит болтливый ребенок. Но и полностью не отключайте болтуна. Пение и танцы с вашим ребенком, игра на музыкальных инструментах или чтение историй, предназначенных для детей, помогут вашему ребенку научиться слушать и выражать свои мысли.

Обычные ошибки

Большинство детей совершают «ошибки», когда впервые учатся говорить. Это часть нормального развития. Например, дети часто неправильно произносят слова, например, говоря «пасгетти» вместо «спагетти». Когда дети слушают других людей, они часто исправляют свои ошибки. Они учатся четко произносить слова и правильно использовать грамматику на практике.

Подробнее

Плановые осмотры

Регулярные плановые осмотры начинаются вскоре после рождения и продолжаются в подростковом возрасте. Их часто называют посещениями здорового ребенка.

Эти визиты позволяют вашему врачу внимательно следить за общим состоянием здоровья и развитием вашего ребенка. Выявление возможных проблем на ранней стадии дает вашему ребенку наилучшие шансы на правильное и успешное лечение. Кроме того, во время этих посещений можно обсудить любые опасения, которые у вас есть в отношении вашего ребенка.

Во время визитов врач осматривает вашего ребенка. Врач также задает вам вопросы о развитии и поведении вашего ребенка. И прививки и скрининги либо проводятся, либо планируются в это время.

Врач вашего ребенка порекомендует график осмотров ребенка.

Проверка речи и задержки речи

Возможны легкие и временные задержки речи. И некоторые дети учатся общаться быстрее, чем другие.

Ваш врач проверит речевые и языковые навыки вашего ребенка во время регулярных осмотров ребенка. Но звоните своему врачу в любое время, когда у вас есть опасения по поводу развития вашего ребенка. Ребенок может преодолеть многие речевые и языковые проблемы с помощью лечения, особенно если вы обнаруживаете проблемы на ранней стадии.

Проверка слуха проблемы

Почти все 50 штатов требуют проверки слуха новорожденных для всех детей, рожденных в больницах. Слух должен проверяться врачом при каждом визите здорового ребенка и в любое время, когда вы или ваш ребенок можете заметить изменения. Некоторые проблемы со слухом могут задержать развитие речи и языка вашего ребенка. Убедитесь, что ваш ребенок регулярно проходит проверку слуха.

Узнать больше

Часы

  • Визиты здорового ребенка к врачу

Когда следует звонить врачу

Звоните своему врачу в любое время, когда у вас или у другого лица, осуществляющего уход, возникают проблемы с речью и языковым развитием вашего ребенка. Обратите внимание на признаки, указывающие на возможную задержку развития, например, когда ваш ребенок не издает звуки, ожидаемые для его возраста.

Ваш врач проведет медицинский осмотр и задаст вопросы об истории болезни вашего ребенка. Эта информация может помочь вашему врачу определить модели развития и оценить, мешают ли какие-либо другие состояния, такие как потеря слуха, развитию.

Ваш врач может также порекомендовать другие анализы, чтобы:

  • Исключить другие состояния. Например, для исключения потери слуха может быть рекомендована проверка слуха у аудиолога.
  • Оценка прогресса в развитии речи и языка. Анкеты и оценки логопеда могут помочь определить, каковы способности вашего ребенка по сравнению с другими детьми того же возраста.
  • Узнайте, возникают ли другие проблемы, такие как поведенческие трудности или задержки развития в других областях.

Развитие навыков дома

Чтобы помочь ребенку развить речевые и языковые навыки, обязательно разговаривайте с ним и читайте ему. Позже поощряйте разговор с ребенком. Размер словарного запаса 2-летнего ребенка напрямую зависит от того, как много родители и другие опекуны говорили с этим ребенком с момента его рождения.

Новорожденные запрограммированы на обучение. А родители, естественно, отличные учителя языка. Типы взаимодействий и разговоров, которые родители обычно ведут со своими детьми, от детского лепета до повторения слов, являются идеальными уроками языка. Говорить, читать, слушать и отвечать на вопросы младенцев и маленьких детей — это, как правило, все, что им нужно, чтобы научиться говорить.

Обучение языку жестов детей в возрасте 6 месяцев и старше также может помочь им несколькими способами. Жесты дают детям возможность выразить свои желания и потребности, когда они не могут говорить. И это дает вам еще один способ связи с вашим ребенком.

Начните читать своему ребенку до того, как ему исполнится 6 месяцев. Читайте своему ребенку каждый день. Чтение вашему маленькому ребенку является очень важным учебным занятием по нескольким причинам. Во время чтения вы и ваш ребенок чувствуете утешительную близость. Вы также оба фокусируетесь на одной и той же картинке и одной и той же концепции. Ваш ребенок может задавать вам вопросы, а вы можете подкреплять его или ее наблюдения. Чтение дает детям возможность выучить новые слова, которые они обычно не услышат в повседневном разговоре. Если вы часто читаете своему ребенку, вы можете помочь в развитии его речи. Это также может помочь вашему ребенку развить способности к чтению и успеваемость в школе.

Если вы беспокоитесь о своих навыках чтения, поищите программу чтения для взрослых в местной библиотеке или государственной школе. Вы также можете зайти в America’s Literacy Directory по адресу www.literacydirectory.org, чтобы найти программы чтения в вашем регионе.

Помощь ребенку от рождения до 1 года

Вы можете помочь своему ребенку развить речь и язык.

  • Разговаривайте, читайте, пойте и играйте со своим малышом.

    Общение с малышом и любящее окружение помогут ребенку стать более любознательным, развить уверенность в себе и помочь малышу освоить язык. Эти черты обеспечат прочную основу для развития речи и языка.

  • Выключите телевизор.

    Когда вы играете или читаете с ребенком, выключайте телевизор. Даже фоновое шоу может отвлечь вас и вашего ребенка.

Помощь вашему ребенку, для детей в возрасте от 1 до 2 лет

Есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы поощрить и поддержать развитие речи и языка вашего ребенка.

  • Вовлекайте ребенка в беседы.
  • Поговорите о названиях любимых игрушек и других предметов в доме.
  • Говорите медленно и четко и хвалите ребенка за попытки говорить.
  • Играйте или читайте вместе.

    Чтобы помочь развитию мозга вашего ребенка, играйте и читайте вместе, а не позволяйте ребенку смотреть телевизор, смотреть фильмы или играть в игры на экране.

  • Оставьте телевизор выключенным.

    Когда вы играете или читаете с ребенком, выключайте телевизор. Даже фоновое шоу может отвлечь вас и вашего ребенка. Детям младше 18 месяцев Американская академия педиатрии советует родителям избегать экранного времени.

Помощь вашему ребенку, для детей от 2 до 4 лет

Вот несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь вашему ребенку в возрасте от 2 до 4 лет выучить новые слова и произнести предложения.

  • Поощряйте вашего ребенка разговаривать с другими.

    Когда можете, мягко поощряйте ребенка к общению с другими, в том числе с другими детьми того же возраста.

  • Корректируйте речь вашего ребенка положительным образом.

    Когда ваш ребенок делает языковую ошибку, аккуратно перефразируйте, повторите или переименуйте.

  • Читайте своему ребенку каждый день.
  • Установить ограничения на просмотр ТВ и видео.

    Американская академия педиатрии советует родителям ограничивать время просмотра высококачественных программ до часа или меньше в день.

Помощь вашему ребенку, для детей от 3 до 5 лет

Лучший способ помочь вашему ребенку учиться — это разговаривать с ним и читать ему. Выполнение этих действий поможет вашему ребенку быстрее освоить языковые навыки. Попробуйте эти идеи:

  • Читайте ребенку книги, в которых рассказываются истории с началом, серединой и концом.
  • Выберите истории об интересах вашего ребенка. Истории о столкновении со страхами и решении проблем тоже хороши.
  • Во время чтения поговорите с ребенком об этой истории. Задавайте вопросы типа «Что будет дальше?» и «Как вы думаете, почему персонаж сделал это?»
  • Слушайте и разговаривайте со своим ребенком каждый день.
  • Играйте в игры, требующие прослушивания и следования инструкциям.
  • Говорите четко и правильно. Избегайте «детского лепета».

Узнать больше

Кредиты

  • Начало страницы
  • Следующий раздел:

    Что вы можете ожидать

 

Библиотека медицинской информации

ABA и логопедия: сравнение двух терапевтических концепций

Прикладной анализ поведения (ABA) и логопедия — это два уникальных подхода к лечению проблем речи, языка и общения. Хотя эти стратегии имеют свои различия, они также могут дополнять друг друга.

Будущие прикладные поведенческие аналитики могут улучшить свое обучение, совершенствуя свои навыки в области логопедии. Они могут получить эти знания в рамках программы повышения квалификации, такой как онлайн-программа магистра наук в области прикладного анализа поведения.

Прикладные поведенческие аналитики и речевые патологи (SLP) могут работать вместе, чтобы обеспечить более эффективное лечение пациентов.

Сравнение ABA-терапии и логопедии

ABA — это форма терапии, которая фокусируется на изучении человеческого поведения. Он обычно используется для лечения расстройств аутистического спектра и нарушений развития у детей, но его также можно использовать для развития ряда двигательных, социальных и обучающих навыков у людей всех возрастов.

Оценка поведения в ABA разбита на три этапа:

  • Предпосылка. Это стимул, который побуждает к действию, например к команде.
  • Поведение. Это результирующее поведение.
  • Последствия. Это реакция на поведение, например вознаграждение.

Терапевты АВА используют эти шаги, чтобы лучше понять причины определенного поведения и помочь пациентам вести себя позитивно, за что они получают поощрение, например награду. Со временем цель состоит в том, чтобы научить пациентов тому, что участие в позитивном поведении приносит пользу, что, как мы надеемся, приведет к успешному принятию поведенческих изменений, которые они в конечном итоге используют независимо от терапии.

Логопедия, с другой стороны, используется SLP, чтобы помочь людям улучшить языковые и коммуникативные навыки. Например, пациенты могут быть людьми в спектре аутизма или людьми, которые перенесли травмы, влияющие на их речь. SLP оценивают проблемы человека с общением и разрабатывают цели, над достижением которых человек может работать на индивидуальных или групповых занятиях. Эти цели могут включать в себя укрепление мышц челюсти, реагирование на социальные сигналы и обучение использованию электронного голосового помощника. Логопеды обычно используют творческие инструменты, такие как песни, доски с картинками и игры, для развития и укрепления коммуникативных навыков.

АВА и логопедия схожи в том, что их можно использовать для лечения людей с нарушениями речи и языка. У них также есть схожие цели: помочь людям стать автономными и успешными в общении вне терапии. Однако они отличаются тем, что ABA использует строгие поведенческие техники для улучшения определенного поведения, в то время как логопедия может включать более эклектичный подход. Логопедия также используется для лечения языковых и коммуникативных навыков, в то время как АВА-терапия также может использоваться для развития любых поведенческих, моторных или обучающих навыков.

Интеграция концепций

Терапевты ABA и логопеды могут работать вместе, чтобы разработать комплексные терапевтические стратегии, направленные на улучшение способностей человека к вербальному общению. Как написала д-р Барбара Эш в колонке «Клинический уголок» на веб-сайте Ассоциации научных исследований в области лечения аутизма, отвечая на вопросы читателей о важности ролей: «Логопеды — идеальные профессионалы для включения в команду ABA. поскольку его члены сосредоточены на обеспечении эффективного и действенного обучения, большая часть которого направлена ​​на овладение речью и языком».

SLP, например, могут помочь терапевтам ABA использовать альтернативные способы общения, такие как изображения и язык жестов, для развития определенного поведения. Терапевты АВА также могут научиться создавать стратегии для лечения поведенческих проблем, влияющих на речь и язык. Терапевты ABA могут помочь SLP интерпретировать данные, связанные с определенным поведением, и принимать более количественные решения для развития рецептивных и выразительных языковых навыков. Терапевты ABA также могут помочь SLP понять подходящие и эффективные стимулы для побуждения к определенному поведению у людей с проблемами общения.

Как Regis College готовит студентов к практической деятельности

Онлайн-программа Regis College для получения степени магистра наук в области прикладного анализа поведения предназначена для дальнейшего развития знаний учащихся по фундаментальным аспектам АВА-терапии. Студенты узнают о науке о поведении, получают клинический опыт в профессиональной среде и создают свои сети в отрасли. Такие курсы, как «Концепции и принципы I: Введение в АВА», а также «Обучение и супервизия АВА» учат студентов оценивать поведение человека и применять АВА-терапию с соблюдением этических норм.

Специальные курсы также могут помочь развить навыки, необходимые для проведения логопедической терапии и работы с SLP для определения стратегии лечения. Ключевые курсы, такие как «Вербальное поведение» и «Вмешательство в поведение», помогают подготовить студентов к интеграции ABA и логопедической терапии в обеспечение расширенного ухода за пациентами.

Построить карьеру в области прикладного анализа поведения

Онлайн-программа Regis College для получения степени магистра наук в области прикладного анализа поведения может помочь студентам получить знания, необходимые для продолжения карьеры в области ABA.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *