Рефлексивное слушание это: РЕФЛЕКСИВНОЕ слушание | это… Что такое РЕФЛЕКСИВНОЕ слушание?

Активный нерефлексивный вид слушания и его суть с примерами техники

Что тебе дается проще: говорить или слушать? Если думаешь, что искусство говорить дается не каждому, но каждый умеет слушать, то заблуждаешься. В прошлом веке люди предполагали, что все рождаются на этот свет с врожденным умением слушать. Раз слышишь, значит слушаешь.

Но как выяснили ученые это — не одно и то же. И проблемы в межличностных отношениях, спорные конфликты, как между близкими людьми, так и сослуживцами на работе, возникают из-за неумения слушать.

В этой статье:

Основная причина неэффективного общенияВиды слушанияНерефлексивное слушание и его приемыКогда уместно нерефлексивное слушание и чем оно отличается от рефлексивного

Новости СМИ2

Основная причина неэффективного общения

Фото автора Timur Weber: Pexels

Согласно заявлению Мадэлин Беркли-Ален, доктора философии, 45% своего времени человек проводит в состоянии «слушания».

Несмотря на такое количество времени, многие из нас используют его неэффективно, отвлекаются, когда скучно или когда рассеяны.

Как сказал в своей книге «Я вас слушаю» Иствуд Атватер, профессор психологии в муниципальном колледже округа Монтгомери: «Неумение слушать является основной причиной неэффективного общения, поскольку именно оно приводит к недоразумениям, ошибкам и проблемам».

Виды слушания

Психологи квалифицировали слушание на следующие виды:

  • критическое;
  • рефлексивное;
  • нерефлексивное;
  • эмпатическое.

Критическое слушание используется для подробного анализа информации, когда требуется принять быстрое решение, высказать свое представление о проблеме и отбросить несущественные детали, например, при обсуждении проектов на производстве.

Рефлексивное слушание считается наиболее перспективным при установке межличностных отношений, формирующим взаимопонимание при общении. Суть рефлексивного слушания — в установлении обратной связи говорящего с собеседником. Слушатель реагирует на сказанное, задает уточняющие вопросы, давая понять говорящему, удалось ли осмыслить содержание сообщения.

Нерефлексивное слушание — это прием сохранения заинтересованности и внимания, без вмешательства в речь собеседника. Понимание и одобрение выражаются взглядом и позой слушателя.

Эмпатическое слушание основано на способности сочувствовать, сопереживать собеседнику. Слушатель отождествляет себя с говорящим, переживает те же эмоциональные состояния.

Техника активного слушания

Нерефлексивное слушание и его приемы

Суть нерефлексивного слушания состоит в следующем:

  • эффективное восприятие информации без выражения своих эмоций;
  • установление визуального контакта для проявления поощрительного отношения, способствующего продолжению общения;
  • отсутствие непосредственного вмешательства в речь говорящего.

С точки зрения Мадэлин Беркли-Ален процесс слушания, описанный в книге: «Забытое искусство слушать», состоит из трех уровней, характеризующихся определенными моделями поведения слушателей.

На первом уровне слушатель предельно внимателен к собеседнику, сосредоточен, концентрирован, внимает каждому слову, игнорируя свои собственные мысли и чувства. Происходит «слушание — сопереживание».

Для второго уровня эмоциональной составляющей не существует, слушатель пытается вникнуть в суть речи логически, не понимая глубины сказанного. Слышит говорящего, но не слушает.

На третьем уровне слушатель сосредоточен на себе, на своих мыслях. Слушает, но не вникает, часто теряет нить повествования, в дальнейшем его додумывает.

Основная задача при нерефлексивном слушании заключается в сосредоточении, как в средстве восприятия речи собеседника. Требуется умение выдерживать паузы оратора, не перебивая его и давая возможность продолжить развитие его рассказа.

Нерефлексивное слушание осуществляется с помощью следующих приемов:

  • Взгляда и мимики.

Заинтересованный, открытый взгляд вдохновляет собеседника, возникает визуальный контакт между говорящим и слушателем, вдохновляя первого — продолжать речь, а второго — внимательно слушать. С помощью мимики можно передать собеседнику, что нам приятно его присутствие.

  • Позы и жестов.

Излишне расслабленная поза, скрещенные на груди руки могут говорить о пренебрежении к говорящему. Открытая поза, прямая, ненапряженная спина, руки, свободно лежащие на коленях, сигнализируют собеседнику, что он может рассчитывать на понимание.

Когда уместно нерефлексивное слушание и чем оно отличается от рефлексивного

Самый распространенный вид нерефлексивного слушания происходит у работников сферы услуг. Ты неоднократно могла наблюдать, как внимают своим клиентам парикмахеры, маникюрши и косметологи. Они четко выполняют свою работу, но при этом очень внимательны к рассказам своих посетителей, поддерживают беседу с ними кивком головы, улыбкой, внимательным взглядом.

Если ты являешься работодателем, то при собеседовании с соискателем, по отношению к его интервью ты применяешь нерефлексивное слушание. Поощряя собеседника к рассказу о себе, узнаешь много необходимой информации о работнике.

Если ты участвуешь в коммерческих переговорах своей компании, нерефлексивное слушание помогает правильно понять цели и намерения партнеров по бизнесу.

Если ты религиозна и присутствуешь на проповеди в церкви, проявление нерефлексивного слушания будет самым уместным.

Когда твоему собеседнику необходимо высказать свою точку зрения, при этом он испытывает отрицательные эмоции и ему «надо выпустить пар», твое нерефлексивное слушание поможет ему самовыразиться, а тебе — понять суть происходящего.

Если ты — студентка, то сталкиваешься с нерефлексивным слушанием — на лекциях, которые читает преподаватель. Ты, наверное, не раз замечала, что чем сосредоточеннее ты внимаешь педагогу, тем проще тебе готовиться к зачету или экзамену. Когда «отсиживаешь» пару, то потом долго приходится разбираться по учебникам.

Когда же у тебя практика по предмету, то вступает в силу рефлексивное слушание, ты задаешь вопросы по рассматриваемой теме, уточняешь детали заданий. За счет рефлексивного слушания ты лучше вникаешь в предмет.

Основное отличие рефлексивного слушания от нерефлексивного состоит в том, что:

  • В первом случае создается активная обратная связь говорящего со слушателем, собеседники проверяют и уточняют свое понимание беседы, сообщение корректируется. Рефлексивное слушание помогает добиться большей точности восприятия информации.
  • Во втором случае показать свою включенность в разговор возможно лишь кивком или взглядом. Требуется максимально сосредоточиться на получении информации при минимальном вмешательстве.

Поскольку нерефлексивное слушание в какой то мере является способом поддержки и поощрения говорящего собеседника, то, некоторые разговорчивые люди могут злоупотреблять твоим вниманием.

В нашем бурно развивающемся мире объем информации, необходимой для изучения, постоянно растет. Различные приемы слушания помогают развить сосредоточенность и продуктивно запоминать изложенный материал. Эффективное слушание не только содействует обмену информации, но служит основой для полноценного общения, способствует улучшению межличностных взаимоотношений.

Рефлексивное слушание

15.02.2012

По своему содержанию рефлексивное слушание включает способность реагирования на другого человека возникновением эмпатии. Роджерсом (Rogers С. R.) и другими авторами эмпатия рассматривается как важный элемент психотерапевтического взаимодействия, как сложнейший способ восприятия того, что один человек находится рядом с другим, как человеческая способность, базирующаяся на наиболее поздно вовлекаемой части мозга и действующая как сила, уравновешивающая выраженные эгоцентрические стремления. Подход к изучению эмпатии основывается на анализе или учете вербальной экспрессии, и нет прямого способа измерения того, насколько глубоко человек чувствует переживания другого. При всей важности возникающих при этом телесных ощущений они, однако, трудноизмеримы. Отмечено некоторое сходство между эмпатическими взаимоотношениями и теми состояниями, которые возникают во время медитации.

Роджерс приводит свидетельства того, что способность к эмпатии не связана с профессиональной академической или практической подготовкой.


Рефлексивное слушание изучалось и преподавалось не только в контексте психотерапии. Родители обучались этому как средству поддержания открытых и доверительных отношений с собственными детьми. Отмечено, что у более эмпатичного учителя студенты в большей степени вовлечены в учебный процесс. Слушание всегда включает в себя переживание особого отношения к говорящему, принятие того содержания, которое пытается постичь, осознать говорящий. Слушающий поддерживает говорящего в его стремлении со всех сторон рассмотреть, проанализировать ситуацию и принять решение, но сам при этом не торопится с советами и предложениями, как и что сделать в определенных положениях и ситуациях. Как неоднократно высказывался Роджерс, слушающий не диагностирует и не оценивает.

Цель рефлексивного слушания  — находиться в мире чувств другого, а не вовлекать его в свой собственный мир.

Иными словами, это такой способ пребывания с другим человеком, который приносит пользу последнему. В чем она заключается? Предполагается, что чувства и мысли говорящего в процессе слушания могут изменяться таким образом, что он сможет решить свои проблемы, пережить инсайт, снять внутренне напряжение, найти ответы на свои вопросы и преодолеть собственную противоречивость.

Концепция изменения личности Гендлина (Gendlin E. Т.) дает определенную основу для таких ожиданий и предположений и разъясняет характер процесса слушания подобного рода. Его работы проливают свет на «объект» слушания, но не на то, что именно прослушал индивид, а на природу тех личностных процессов, которые стимулируются подобным способом.

Согласно Гендлину, «bodily felt sense» (телесное чувствование) является основным материалом личности. Это телесное чувствование является более полным, чем то, что человек воспринимает сознательно. Оно включает в себя все то, что ощущает человек в данный момент, даже если это неясно и сублимировано.

«Bodily felt sense» говорящего является постоянно изменяющимся, а не статичным объектом, которому внимает слушающий. Р. с. включает перспективу взаимодействия, позволяющего другому собеседнику испытать и почувствовать свою способность решать проблемы, идентифицируя собственную часть вклада, вносимую им в создание межличностных трудностей, укрепляя при этом самоуважение и не преуменьшая значения собственных переживаний и потребностей. Взаимоотношения, которые включают компоненты оценки, диагностики и совета, продуцируют, как правило, противоположный эффект, т. е. останавливают описанные выше процессы. Работы Гендлина содержат гипотезу, согласно которой слушающий помогает другому в личностном плане, позволяет эмоционально раскрыться в сторону приобретения дальнейшего внутреннего опыта и таким образом стимулирует процессы изменения, а не фиксации опыта.

Термин «Рефлексивное слушание» является не самой удачной метафорой, поскольку в полной мере не описывает процесса понимания и вхождения в контакт с другим человеком. Если в процессе взаимодействия возникает эмпатия, то это следует рассматривать в качестве события, в центре которого находится зарождение интимных взаимоотношений.

Ключевые слова: Слушание

Источник: Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия

Материалы по теме

Виды слушания

Как слушать собеседника: 15 правил

Ладанов И.Д., Практический менеджмент

Профессиональное слушание

Панкратов В.Н., Манипуляции в общении и их нейтрализация

Слушание как вид речевой деятельности

Зимняя И.А., Лингвопсихология речевой деятельности

Виды и техника слушания

Самыгин С. И., Психология управления

Навыки активного слушания

Викулина О.В., Теория и практика психологии управления

Как говорить, чтобы нас услышали?

Козлов В.В., Козлова А.А., Убеждение — минные поля переговоров

Говорящий и слушающий

Языкознание: От Аристотеля до компьютерной лингвистики: Альпина Нон-фикшн; Москва; 2018,…

Важность рефлексивного слушания — терапия Sage House

Сезон праздников может привести к вам людей, которых вы не видите регулярно в течение года, например, большую семью. И как бы ни было это благословением, это также может привести к конфликту с различными мнениями. В условиях пандемии, неспокойной политической обстановки и бурной экономики в США сейчас нет недостатка во мнениях.

Встречи с далекими близкими могут вызвать нежелательный стресс и разговорный конфликт. Вы не хотите, чтобы ваш отпуск был испорчен политикой, так как же эффективно общаться с членами семьи, с которыми вы не согласны, не обостряя разговор?

Ответ: рефлексивное слушание. Звучит просто, не так ли? Все, что вам нужно сделать, это просто слушать с размышлением. Иногда да, легко. Но в большинстве случаев это намного труднее сказать, чем сделать.

Вдумчивое слушание очень важно. Это помогает говорящим понять, что их понимают, а слушателям понять их сообщение и убедиться, что обе стороны согласны друг с другом. Это может укрепить позитивные отношения, полностью понимая, что ваши близкие пытаются сообщить.

 Вот несколько советов, как включить рефлексивное слушание в ваши разговоры:

1. Прослушайте сообщение

Это звучит интуитивно, не так ли? Но большую часть времени мы слушаем других в разговоре, чтобы ответить. Итак, пока они объясняют свою точку зрения, мы размышляем, как мы собираемся реагировать на нее или что мы об этом думаем, вместо того, чтобы понимать, что они говорят. Кроме того, во время разговора легко отвлечься. Наши мысли блуждают, пока мы думаем о том, что будем есть сегодня на ужин или какой фильм хотим посмотреть. Со всем этим становится трудно вести эффективные разговоры.

Здесь на помощь приходит рефлексивное слушание. Чтобы быть рефлексивным слушателем, по-настоящему вступайте в диалог с человеком, с которым разговариваете. Подумайте о том, что они говорят и почему они это говорят. Старайтесь не думать о том, как вы будете реагировать или отвлекаться, и вы сможете лучше общаться с другими.

 

2. Проанализируйте сообщение

Во время разговора важно действительно сделать шаг назад и понять, что говорящий пытается донести до вас. Если их сообщение наполнено эмоциями и интенсивностью, возможно, лучше всего будет вставить в него булавку и вернуться к разговору, когда они успокоятся и когда вы полностью поймете, что они пытались донести. Старайтесь не позволять собственным мнениям и эмоциям влиять на ваш анализ.

Анализ — важная часть рефлексивного слушания. Понимание сообщения говорящего может помочь в разговоре избежать эскалации и обиды.

 

3. Обдумайте сообщение

После периода размышлений в разговоре и когда вы полностью понимаете, что говорящий пытается передать, вы можете затем подтвердить у говорящего, что вы понимаете его сообщение. Повторяйте им в ответ то, что имел в виду говорящий, и поэтому говорящий будет чувствовать себя понятым и услышанным. И не будет разногласий по поводу цели разговора, и ничего не потеряется при переводе.

Отражение предполагаемого сообщения говорящему является важной частью рефлексивного слушания. Оставаясь на той же странице, вы поможете цели разговора расцвести. Если вы не правильно поняли сообщение говорящего, он может объяснить свою точку зрения дальше и уточнить свое сообщение.

 

После того, как вы поймете этапы рефлексивного слушания, вы также можете практиковать эти советы, которые помогут вам стать лучшим собеседником:

•  Не выносите суждений во время разговора — вместо этого попробуйте сосредоточиться на сообщении говорящего.

•  Следите за невербальными сигналами. Невербальные сигналы почти так же важны в разговоре, как и вербальные: если вы видите, что голос говорящего повышается или он выглядит расстроенным, вы можете попытаться снизить эскалацию разговора.

•  Не советуйтесь. Если кто-то конкретно не попросит вашего совета или решения, не стесняйтесь держать его при себе. Рефлексивное слушание — это понимание говорящего, а не решение его проблем.

 

Теперь, когда у вас есть инструменты, чтобы стать внимательным слушателем, попробуйте применить их на праздниках, когда вы ведете не очень веселые беседы с большой семьей. Не позволяйте жарким разговорам испортить праздничный ужин в этом году.

 

Если вы хотите узнать больше об рефлексивном слушании и о том, как оно может положительно повлиять на ваши отношения,  свяжитесь с нами по телефону . Наша команда терапевтов здесь, чтобы обеспечить поддержку и руководство. Мы с нетерпением ждем возможности связаться с вами.

Рефлексивное слушание – навыки эффективного общения

Если вы родитель и испытываете трудности в общении с подростком, вам могут пригодиться многие терапевтические методы. Одним из самых простых и эффективных является рефлексивное слушание.

Ключевые моменты Reflective Listening заключены в самом названии. Цель состоит в том, чтобы искренне слушать, а затем размышлять над тем, что вы услышали.

В основе рефлексивного слушания лежит идея о том, что вам нужно сначала попытаться понять, прежде чем пытаться быть понятым. Этот простой принцип может оказать глубокое влияние на общение.

Сосредоточив внимание на улучшении собственного понимания, вы снижаете вероятность того, что ваш подросток почувствует необходимость действовать. Вы также улучшите свое собственное понимание проблем, с которыми сталкивается ваш подросток, и повысите вероятность того, что ваш подросток будет готов выслушать вас в ответ.

Чтобы быть хорошим слушателем, вам нужно понимать не только содержание сказанного. Вы также должны понимать значение слов и выраженных чувств. В этой статье будут описаны методы, которые помогут вам сделать именно это.

Что такое рефлексивное слушание?

Когда вы практикуете рефлексивное слушание, вы помогаете кому-то лучше понять свои мысли и чувства. Вы достигаете этого, выражая свое понимание их мыслей и чувств, а затем проверяя подтверждение. Это не означает, что вы представляете свои собственные идеи или ведете беседу. Есть две основные части рефлексивного листинга. Первый шаг — просто слушать. Второй шаг — обдумать услышанное, переложив мысли говорящего своими словами. В процессе размышления вы можете задавать уточняющие вопросы спикеру, а также учитывать собственные мотивы и влияние, которое они оказывают на разговор.

Три основных типа отражений

Есть три распространенных способа показать говорящему, что вы внимательно его слушаете.

Краткое содержание

Изучение принципов рефлексивного слушания предоставит вам инструменты, которые помогут вам вести трудные разговоры.

Если вы новичок в рефлексивном слушании, рекомендуется начать практиковаться в спокойных ситуациях в ситуациях с низким риском. Практикуя эти навыки заранее, вы будете лучше подготовлены к тому, чтобы использовать их, когда они вам понадобятся.

В процессе рефлексивного слушания есть вопросы, которые вы хотите задать себе, и вопросы, которые вы хотите задать другим.

Вопросы, которые вы задаете себе, — это способ проверить себя, чтобы убедиться, что вы действительно слушаете.

Когда вы задаете вопросы докладчику, помните, что цель состоит в том, чтобы проверить, правильно ли вы их поняли. Вы не пытаетесь представить свои собственные чувства или идеи. Цель состоит в том, чтобы отразить мысли и чувства говорящего.

Три основных типа размышлений: повторение и перефразирование, подведение итогов и предположение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *