Релятивизм это в философии: Что такое Релятивизм — Узнай Что Такое

Содержание

Российский государственный гуманитарный университет — О пожарной безопасности и ограничении курения в РГГУ

ПОСТУПЛЕНИЕ НА БАКАЛАВРИАТ И СПЕЦИАЛИТЕТ
20 июня 2023 г.

начинается прием документов подробнее

ПОСТУПЛЕНИЕ В МАГИСТРАТУРУ
26 июня 2023 г.

начинается прием документов подробнее

Институт дополнительного образования
Открыт набор студентов, магистрантов, аспирантов

на программы повышения квалификации
в весеннем семестре 2023 года подробнее

Прими участие в опросе «Твой Ход»!
подробнее

Институт дополнительного образования РГГУ
Летние курсы подготовки к вступительным испытаниям РГГУ.

Старт обучения — 13 июня 2023 г. подробнее

Бизнес-школа РГГУ приглашает на программы профессиональной переподготовки
Старт обучения: май — июнь 2023

подробнее

Центр помощи #МЫВМЕСТЕ
Помощь членам семей военнослужащих и мобилизованным гражданам,

а также гражданам, испытывающим тревогу подробнее

Предуниверсарий РГГУ
Открыт набор на прием документов 2-ой волны набора для поступающих в 10-е классы!
подробнее

Институт дополнительного образования РГГУ
приглашает на подготовительные курсы в магистратуру.

Старт обучения — июнь-июль 2023 г. подробнее

Институт дополнительного образования РГГУ
приглашает на подготовительные курсы к ЕГЭ.

старт обучения — 02 октября 2023 г. подробнее

Международный учебно-научный центр русского языка
приглашает иностранных граждан

на обучение по программам русского языка подробнее

Психологическая служба РГГУ
Психологическая помощь и бесплатные консультации для сотрудников и студентов
подробнее

Релятивизм (этический) — определение термина

способ интерпретации морали, основанный на абсолютизации условности, относительности, изменчивости нравственных представлений и, соответственно,этических понятий.

Научные статьи на тему «Релятивизм (этический)»

Определение 1 Релятивизм – это философская концепция полной относительности любых истин, знаний…
Понятие релятивизма и его роль в философии Релятивизм как философская методология, возник в противовес…
догматизму, т.е. стремлению абсолютизировать определенные знания, представления, морально-этические
Наконец релятивизм распространился на область морально-этических взаимоотношений, поставив под вопрос…

абстрактных категорий, с помощью которых выражены положения философских и этических учений, в которых

Статья от экспертов

В статье выявляется сущность этического релятивизма как социорегулятивной парадигмы. Рассматриваются основные виды этического релятивизма. Выявляется трактовка феноменов добра и зла в различных разновидностях релятивизма. Показано, что проповедь ценностной парадигмы, основанной на толерантности и плюрализме, влечет за собою реальную опасность стирания грани между добром и злом. Противопоставляются «высокий» и «низкий» релятивизм. Выявляются основные аспекты понимания этического релятивизма в русской религиозной философии.

Creative Commons

Научный журнал

считается основателем эволюционной психологии и является разработчиком концепции развития морально-этических
Одновременно с этим он создает развития морально-этических качеств (теорию нравственного развития)….
На сегодняшний день теория морально-этического развития Пиаже на практике не применяется….
Преморальное (взрослое) давление; Солидарность между моральным и равным реализмом; Автономный моральный релятивизм
Стадия автономного морального релятивизма проявляется примерно с 10 лет.

Статья от экспертов

В статье выявляется взаимосвязи этического релятивизма и толерантности. Выявляются различия между типами толерантности, проповедующими релятивизм, то есть отрицание абсолютных ценностей, и толерантностью, опирающейся на метафизическое понимание природы этих ценностей. Противопоставляются «высокий» и «низкий» релятивизм. Дается обоснование идеи «естественной морали». Рассмотрены некоторые аспекты понимания толерантности и релятивизма в русской религиозной философии.

Creative Commons

Научный журнал

Еще термины по предмету «Этика»

Взаимодоверие

норма педагогической морали, определяющая характер взаимоотношений «педагог — учащийся»: с одной стороны, доверие воспитанника основано на убеждении в правоте педагога и свидетельствует о высоком профессионализме и нравственных качествах педагога, с друго й — доверие педагога апеллирует к лучшим качествам воспитуемого и стимулирует его самосовершенствование.

Воспитание нравственное

составная часть единого процесса общественного воспитания.

Идеал нравственный

понятие морального сознания, в котором предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе все наиболее высокие моральные качества (добродетели).

  • Релятивизм
  • Культурный релятивизм
  • Релятивизм культурный
  • Этический
  • Релятивизма морального стадия
  • Абсолютизм (этический)
  • Кодекс этический
  • Этические нормы
  • Этическая дилемма
  • Этический туризм
  • Этические нормативы
  • Этическая экспертиза
  • Этический комитет
  • Скептицизм (этический)
  • Корпоративный этический кодекс
  • Культурно-этические факторы
  • Комитеты этические (биоэтические)
  • Педиатрии этические проблемы
  • Профессионально-этическая конвенциональность
  • Профессионально-этический кодекс
Смотреть больше терминов

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек

Этический релятивизм | Philosophy Talk

«Что заставляет человека становиться нейтральным? Жажда золота? Власть? Или вы просто родились с сердцем, полным нейтралитета?» — «Капитан Зэпп Бранниган»,  Футурама

Существует множество философских аргументов в пользу и против этического релятивизма. Однако у меня есть подозрение, что эта аргументация не имеет отношения к тому, что делает людей этическими релятивистами или антирелятивистами. (У нас нет действительно удовлетворительного термина для обозначения отрицания релятивизма. «Реализм» имеет неверный оттенок для нефилософов. «Что такого «реалистичного» в вашей точке зрения? Релятивизм кажется мне более «реалистичным»!» Я думаю: « «реализм» также создает ошибочное впечатление, что для того, чтобы быть антирелятивистом, нужно быть платоником. «Объективизм» был бы как раз подходящим термином, за исключением того, что его присвоили рандианцы, этот культ псевдофилософов.) Впрочем, вернемся к основной теме. Если философская аргументация мало влияет на веру в релятивизм или реализм, то что?

Когда я приступаю к подробному обсуждению этого вопроса, мне становится ясно, что этические релятивисты обычно считают релятивизм более открытым взглядом. Они думают, что реализм — это точка зрения осуждающих и недалеких людей. Реалисты, с другой стороны, кажется, думают, что релятивисты слабы в моральном отношении. «Как вы можете действительно верить в то, что нацизм ошибочен, если вы релятивист? А если вы на самом деле не верите в то, что нацизм ошибочен, как вы будете ему противостоять?»

Мой опыт подсказывает, что философские реалисты и релятивисты откажутся от этих обязательств… по крайней мере, номинально. (Реалист признает: «Ну, я полагаю, вы действительно выступаешь против Гитлера по-своему субъективно». они признают, что нет никакой связи между, скажем, реализмом и догматизмом, а затем слушают, как они выдвигают это утверждение позже в том же разговоре в качестве явного или неявного предположения.

связь между приверженностью этическому релятивизму и непредубежденностью.0003 много методологических проблем с исследованием, однако. Во-первых, автор отметил корреляцию между гибкостью в решении математических задач и склонностью верить этическому релятивизму и попытался сделать из этого вывод. Однако только потому, что кто-то является гибким, творческим и «непредубежденным» в математическом контексте, это не означает, что он или она этически непредубежден. (Уильям Шокли, один из изобретателей транзистора, был печально известным расистом и сторонником расовой евгеники.) Тем не менее, я думаю, интересно, что автор исследования использовал в качестве своей рабочей гипотезы утверждение о том, что этические релятивисты быть более открытым.

Мой собственный опыт показывает, что люди, которые громче всего выступают за этический релятивизм, как правило, непредубеждены. Действительно, за годы моего преподавания студенты-релятивисты с яростью отвергали все, что бросало вызов их взглядам.

А как насчет утверждения, что реалисты склонны к догматизму? По моему опыту, если люди постоянно используют риторику «фактов», «доказательств» и «доказательств» в обсуждениях, они, как правило, крайне догматичны. Проблемный актер Дастин Даймонд («Визг» из сериала Спасенные звонком ) участвовал в реалити-шоу о похудении, где сообщил своему врачу, что его взгляды не могут быть опровергнуты, поскольку они основаны на непоколебимой силе рациональных доказательств: среди «рациональных» убеждений Скрича было то, что он не нужно меньше есть или больше заниматься спортом, чтобы похудеть. Может быть, именно часть «доказательства» и является корнем проблемы. «Доказательство» — ласковое слово в философии, которое обычно больше сбивает с толку, чем проясняет. На самом деле нет никаких доказательств вне математики и формальной логики, и некоторые утверждают, что мы не находим абсолютной уверенности даже там. В любом случае, я не считаю большинство реалистов догматиками. С другой стороны, я могу быть подвержен предвзятости подтверждения, поскольку, как и большинству людей, мне легче сочувствовать людям, с которыми я согласен.

Возможно, нам нужно подойти к вопросу более прагматично. Может быть, стоит просто сосредоточиться на пороках, которые нас действительно беспокоят (догматизм и апатия), и стараться избегать их.

Релятивизм и философия религиозного образования

Религиозное образование преподается по закону во всех государственных школах Соединенного Королевства. Чему он должен учить? Стоит ли этому вообще учить? Это было предметом многочисленных дискуссий в течение последних нескольких десятилетий. Пожилые люди, скорее всего, помнят, как их учили «Священному Писанию» или «Религиозным наставлениям», явной целью которых было помочь детям стать хорошими христианами. В течение шестидесятых и семидесятых годов во многих государственных школах наряду с христианством начали преподавать и другие религии, и предметом стало «Религиозное образование». В ответ на все более светское общество, в котором лишь меньшинство посещает церковь, начались различные эксперименты, направленные на то, чтобы сделать религиозное образование более подходящим для детей с их собственным разнообразным происхождением и опытом. Это вызвало негативную реакцию в восьмидесятых годах, когда консервативное правительство попыталось сделать так, чтобы христианство занимало почетное место (даже несмотря на то, что другие религии также должны преподаваться) в XIX веке.88 Закон об образовании.

На первый взгляд может показаться, что споры о религиозном образовании основаны на споре между христианскими и нехристианскими интересами, борющимися за влияние в образовании. На самом деле это скорее философский спор, чем спор о вере, и я утверждаю, что он может быть решен только философски. Однако прежде чем сделать это, необходимо уточнить, каковы конкурирующие философские позиции.

Конкурирующие философии религиозного образования

1. Конфессионализм

Это традиционная точка зрения, которая до сих пор господствует в римско-католических школах. Согласно конфессионализму, целью религиозного образования является обучение детей определенному набору религиозных верований. Конфессионалисты утверждают, что вы не можете правильно понять ни одну религию, кроме как исходя из ее убеждений, и дети должны сначала принять убеждения, чтобы понять ценности.

Конфессионализм держится на  Фундаменталистский взгляд на знания и Абсолютистский взгляд на этику. Есть некоторые абсолютно достоверные истины, известные в данном случае через откровение от Бога через авторитетное писание или человека. Как только вы примете эти истины, вы сможете на их основе выработать другие вещи, которые являются истинными или ложными, правильными или неправильными. Другие взгляды преподаются только для того, чтобы показать, что они ошибочны.

Очевидная проблема с конфессионализмом заключается в том, что мы можем не разделять его фундаментальные религиозные убеждения или соглашаться с тем, что тот или иной источник откровения является авторитетным. Конфессионализм утратил свою власть над государственными школами в шестидесятые годы, потому что многие люди больше не воспринимали христианскую веру как истину, а также в Великобритании росло число людей, исповедующих другие религии.0007

2. Секуляризм

Одним из ответов на недостатки конфессионализма является вывод о том, что религиозное образование вообще не должно преподаваться в государственных школах. Такова государственная политика в светских государствах, таких как США. Религия рассматривается как частное дело, и родители, которые хотят религиозного образования для своих детей, должны организовать его в частном порядке. Считается, что привнести его в государственные школы — это только путь к конфликту.

Секуляризм на самом деле разделяет фундаментальное положение конфессионализма: преподавать религию можно только в контексте, когда все разделяют одни и те же убеждения. Если у людей разные религиозные убеждения, они совершенно непримиримы, поэтому их следует держать подальше от государственного образования.

Однако секуляризм создает дополнительные трудности. Не вызывает ли разногласий то, что религия полностью находится в частной сфере? Дети не воспитываются так, чтобы обсуждать и понимать свои религиозные различия, поэтому религиозные убеждения с меньшей вероятностью поддаются логике. Секуляристская политика могла бы стать питательной средой для фундаментализма и нетерпимости между разделенными группами в обществе, как это, кажется, произошло в Соединенных Штатах.

3. Неконфессиональность

В Великобритании был выбран третий путь, который не является ни конфессиональным, ни секуляристским, и его можно условно назвать «неконфессионализмом». Религиозное образование преподается в государственных школах и считается важным для того, чтобы помочь детям понять религию и усвоить ценности. Однако преподается несколько религий, и ни одна религия не представляется истинной. Я выделю две подпозиции, представляющие крайности спектра взглядов внутри неконфессионализма: Учебный неконфессионализм  (термин, который я придумал) и  Экспериментализм .

Педагогический неконфессионализм  соглашается с секуляризмом в том, что в обществе, где нет четко выраженных религиозных убеждений, государственная школа не должна просто продвигать одну религиозную точку зрения. С другой стороны, религию по-прежнему необходимо преподавать в государственных школах, чтобы дети имели некоторое представление о религиозных точках зрения и могли при желании выбрать одну из доступных религий. Преподаватели-неконфессионалисты также согласны с тем, что вы можете полностью понять религию, только приняв ее основополагающие убеждения. Он/она решает эту проблему, утверждая, что религиозное образование должно обучать детей о  различных религиозных верованиях с совершенно объективной точки зрения. Утверждается, что как только дети поймут достаточно фактов о религиях, они смогут сами выбирать, в какую религию верить или не верить.

Такой подход поднимает ряд проблем. Дети лучше всего учатся по всем предметам через деятельность, но эта философия религиозного образования эффективно исключает любую «религиозную» деятельность из-за опасений, что это приведет к несправедливой рекламе одной религиозной веры по сравнению с другими. Только обучение о  религия, скорее всего, приведет к сухому, безличному уроку. Этот подход также предполагает, что учитель может быть полностью объективным, что невозможно, учитывая, что у учителя будет свой собственный опыт и способ понимания вещей, как бы искренне он или она ни пытался быть объективным. Дети также войдут в класс со своими собственными взглядами и опытом: «выбор», который они сделают в конце, предположительно основанный на всех предоставленных им фактах, с гораздо большей вероятностью будет основан на этих влияниях. Просто учитывая множество фактов о религиях, почему ребенок должен ценить одну, а не другую? Если ребенок получает какую-то пользу от такого обучения, то, скорее всего, он будет исходить из того, что есть  – это  никаких абсолютных значений, и все религии одинаково хороши или плохи: точка зрения, известная как релятивизм .

Экспериментализм  является альтернативным взглядом на другом конце неконфессионального спектра, который развивался в восьмидесятые годы. Основная идея здесь заключается в том, что религиозное образование должно основываться на опыте ребенка и соотноситься с ним. Вместо того, чтобы изучать о  религиях на их собственных условиях, дети должны узнать, какой вклад вносит религия в целом, чтобы помочь им понять свой собственный опыт. Экспериментальное религиозное образование особенно использует практические упражнения, такие как медитация, воспроизведение религиозных ритуалов, драматургия, создание символического искусства и т. д.

Философия, лежащая в основе эмпириализма, радикально отличается от философии трех других философий религиозного образования. Она не предполагает, что дети не могут активно понимать религию, не приняв сначала набор верований. Он также рассматривает «религию» как единое целое, а не предполагает, что разные «религии» совершенно непримиримы. Она ставит под сомнение фундаменталистскую теорию познания всех остальных теорий и заменяет ее конструктивистской: ребенок активно конструирует  картину того, что он/она считает истиной с точки зрения убеждений и ценностей, вместо того, чтобы получать уверенность свыше.

Хотя эмпирики представили свои идеи с уважением к религиозным традициям, я думаю, что существует фундаментальный философский конфликт между эмпириалистским конструктивизмом и эпистемологией откровения. Теистические религии, такие как христианство, иудаизм и ислам, строго фундаменталистские, основанные на откровениях от Бога, и любая попытка выбрать из их верований и практик и построить что-то новое неизбежно противоречит этому.

Религия и образование

Все эти различные философии религиозного образования указывают на фундаментальную трудность примирения того, что обычно считается «религией», с образованием. Цели образования в широком смысле состоят в том, чтобы помочь людям (особенно детям) понять окружающий их мир и приобрести навыки и ценности, которые помогут им вносить положительный вклад в жизнь общества. «Религия», с другой стороны, обычно понимается как имеющая цель привести людей к определенному набору верований, которые они затем могут применять для служения воле Бога, высшему благу.

Я утверждаю, что эти два набора целей, как сказано, просто несовместимы. Чтобы избежать секуляризма и получить религиозное образование, которое могло бы играть положительную роль в обществе, одна из этих целей должна измениться. Должны измениться не общепризнанные цели образования, а цели религии, которые следует рассматривать по-другому, по крайней мере, когда речь идет о религиозном образовании. Я бы сказал, что нам нужно рассматривать религию в первую очередь не как убеждения, а как практики: чтобы опробовать такую ​​практику, как нравственное поведение или медитация, вам не нужны никакие другие убеждения, кроме того, что эта практика имеет ценность и шанс сработать. Даже те, кто в конечном итоге не рассматривает религию в этих терминах (включая большинство христиан), должны прагматично принять этот взгляд, чтобы создать эффективное религиозное образование 9. 0007

Проблема примирения образования с откровением логична. Предположим, у нас есть три разных предполагаемых откровения от Бога, которые мы назовем a , b и c . Эти откровения основаны на разных источниках, которые претендуют на исключительные права (например, на разных писаниях), так что, даже если они пересекаются по содержанию, вы не можете принять одно, не отвергнув другие. Таким образом, в образовании есть две альтернативы: (1) учить тому, что одно откровение, скажем, а, истинно, а другие ложны (конфессионализм), (2) не учить ничему или учить содержанию откровений, не заявляя, что какие-либо из них истинны или ложны (секуляризм/инструктивный неконфессионализм). Вариант 1 отталкивает любого, кто верит в откровения б или в, или вообще любого, кто не верит в истинность а. Однако вариант 2 учит четвертому предложению d, а именно что a, b и c не являются ни истинными, ни ложными . Таким образом, вариант 2 не позволяет избежать взгляда на предмет: вместо этого он принимает релятивистский взгляд.

Мудрость и релятивизм

Релятивизм — это философский взгляд, отвергающий все утверждения об абсолютной истине на том основании, что любое утверждение об истине может быть подвергнуто сомнению. Но, как я уже отмечал, эта позиция предполагает еще одно заявление об истине, так что избежать заявлений об истине невозможно. В случае религиозного образования справедливость этого возражения против релятивизма легко увидеть на практике: учитель в классе не может не занять позицию просто через способ  в котором он/она преподает. Какую бы позицию он или она ни занял, ученики будут зависеть от того, что они считают истинным.

Релятивизм не только логически противоречив в этом смысле, но и вреден для людей, придерживающихся этой точки зрения. Без четких ценностей люди не принимают четких мотивов, поэтому они склонны действовать сбивчиво, непоследовательно колеблясь между мотивами, следуя за толпой или прибегая только к удовлетворению своих непосредственных желаний. Таким образом, релятивизм в современном обществе обычно сопровождается нигилизмом и потребительством, чувством пустоты, пока мы не сможем получить следующую дозу. Если человеческое счастье имеет ценность, релятивизм работает против него.

Я утверждаю, что большая часть религиозного образования, которое практиковалось в школах до относительно недавнего времени, на самом деле работало против своей цели — помочь привить детям чувство ценностей. Конфессионализм породил релятивистов, потому что дети не верили тому, чему их учили, и в результате были отчуждены от идеи истины. Секуляризм породил релятивизм, потому что оставил детей в неведении даже об истинной вере, проверенной опытом. Наконец, педагогический неконфессионализм, возможно, сделал больше всего для создания релятивизма, обучая в соответствии с имплицитным релятивистским взглядом. Этот релятивизм является косвенным результатом влияния теистических и богооткровенных взглядов на религию на религиозное образование.0007

Альтернативная точка зрения состоит в том, чтобы рассматривать религию как  мудрость , как это делает опыт. Это означает, что религиозная традиция рассматривается как хранилище представлений людей об истине, ценности и позитивном преобразовании жизни. Содержимое этого хранилища нужно открыть и использовать для себя. Следовательно, хотя некоторые утверждения, сделанные религиозными традициями, могут оказаться истинными, мы обнаружим их истинность (или ложность) только путем их предварительной проверки.

Этот подход не является релятивистским, потому что он не исключает возможности истины — более того, он активно ее ищет. По сути, это буддийский подход, но он также находится в гармонии с древнегреческим подходом к философии, где философия рассматривалась как образ жизни, а не просто интеллектуальное упражнение. Тем не менее, я выдвинул его здесь просто как средство для решения трудностей в поиске успешной философии религиозного образования. Если «буддизм» или любой другой ярлык, наложенный на эту точку зрения, превратит ее в другую веру, которая будет преждевременно принята или отвергнута, тогда никакого дальнейшего прогресса не будет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *