| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
© 2006-2023 Издательство ГРАМОТА разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru |
Релятивизм (Relativisme). Философский словарь
Релятивизм (Relativisme)
Учение, утверждающее невозможность абсолютного учения. В широком смысле слова это, конечно, не более чем трюизм. Разве конечный разум способен получить абсолютный доступ к абсолюту, если абсолют есть бесконечный разум или вообще не есть разум? Подлинный смысл понятие релятивизма обретает только в специальном значении, выступающем в двух основных формах. Действительно, необходимо различать, с одной стороны, эпистемический, или гносеологический, релятивизм и, с другой стороны, этический, или нормативный, релятивизм. Обе эти формы могут выступать как слитые воедино (например, у Монтеня), так и разделенные (например, у Спинозы – вторая форма, у Канта – первая).
Эпистемический или гносеологический релятивизм утверждает относительность всякого знания и говорит, что мы не имеем доступа ни к одной абсолютной истине. Он противостоит теоретическому догматизму. Может быть, это одна из форм скептицизма? Не совсем, поскольку относительное знание все-таки является знанием и даже может в рамках своего порядка считаться твердо установленным. В этом смысле безусловными релятивистами являются Монтень и Юм, но также и Кант, который вовсе не был скептиком, как и большинство нынешних ученых. В этом и состоит один из парадоксов квантовой физики: чем больше мы познаем мир, тем слабее в нас ощущение приближения к абсолютному знанию.
Что касается этического или нормативного релятивизма, то он утверждает относительность ценностей.
Мы не имеем доступа ни к одной абсолютной ценности; всякое оценочное суждение относится к тому или иному субъекту (субъективизм), к тем или иным генам (биологизм), к определенной эпохе (историзм), к определенному обществу или культуре (социологизм или культурализм) и даже – точка зрения, которую разделяю и я, – ко всему этому, вместе взятому. В этом смысле релятивизм противостоит практическому догматизму. Равнозначен ли он нигилизму? Не обязательно. Относительная ценность не менее реальна и в силу своей относительности не перестает быть ценностью. Например, тот факт, что стоимость товара не является абсолютной (она зависит от условий его производства, рынка, валюты и т. д.), еще не значит, что этот товар вообще ничего не стоит или что цена на него может быть установлена произвольно. Точно так же тот факт, что сострадание ценится по-разному (в зависимости от культуры, эпохи и отдельных людей), еще не значит, что оно вообще не ценится или ценится наравне с равнодушием или жестокостью. Я бы даже сказал так: ценность может быть относительной лишь при условии, что она существует в качестве ценности той или иной группы людей и является для них тем, чем никогда не станет чистое небытие.Тот факт, что всякая ценность относительна, ни в коей мере не доказывает, что на свете нет ничего стоящего. Мало того, последнее предположение выглядит в этом свете весьма маловероятным – разве небытие может быть относительным? Нигилизм – утрированный, уплощенный релятивизм. И наоборот, релятивизм – онтологический нигилизм (по отношению к ценностям, которые не являются ни сущностями, ни идеями в себе) и вместе с тем практический реализм (ценности реально существуют, во всяком случае для нас, потому что они заставляют нас действовать, вернее, потому, что мы действуем ради них). Ценность не есть истина, она – объект желания, а не познания; она принадлежит сфере действия, а не созерцания.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Часть вторая. РЕЛЯТИВИЗМ
Часть вторая. РЕЛЯТИВИЗМ Тема смерти метафизики вошла в философию с Кантом. Выдающаяся фигура в философии XX века Людвиг Витгенштейн возвестил эту тему мощным и уникально личностным путем. Он, не колеблясь, соединил эпистемологию и метафизику. (Согласно некоторым
3. Релятивизм, фанатизм, беспочвенность.
3. Релятивизм, фанатизм, беспочвенность. — Сегодня рассмотрение добилось таких успехов, что осознало себя в виде универсального релятивизма: Все имеет силу с некоторой точки зрения; эту точку зрения можно строго обозначить; я могу занять эту точку зрения, и поменять ее;
[а) Поверхностный релятивизм в трактовке категории стоимости у автора «observations on certain verbal disputes… и у Бейли.
Проблема эквивалента. Отказ от трудовой теории стоимости как основы политической экономии][а) Поверхностный релятивизм в трактовке категории стоимости у автора «observations on certain verbal disputes… и у Бейли. Проблема эквивалента. Отказ от трудовой теории стоимости как основы политической экономии] [Bailey, Samuel.] A Critical Dissertation on the Nature, Measures, and Causes of Value; chiefly in reference to the Writings of Mr.
Глава седьмая. Психологизм как скептический релятивизм
Глава седьмая. Психологизм как скептический релятивизм § 32. Идеальные условия возможности теории вообще. Строгое понятие скептицизмаСамый тяжелый упрек, который можно высказать какой-либо теории, в особенности теории логики, состоит в том, что она противоречит
§ 38. Психологизм во всех своих формах есть релятивизм
§ 38. Психологизм во всех своих формах есть релятивизм Борясь с релятивизмом, мы, конечно, имеем в виду психологизм. И действительно, психологизм во всех своих подвидах и индивидуальных проявлениях есть не что иное, как релятивизм, но не всегда распознанный и открыто
1. Релятивизм, субъект, суждение
1. Релятивизм, субъект, суждение У Гуссерля впервые тема субъективизма возникает в I томе Логических исследований (далее – ЛИ) (§ 34) в связи с критикой психологизма. Гуссерль отождествляет субъективизм с релятивизмом и подвергает его критике, оценивая субъективизм
4. «Внутренний реализм» и релятивизм
4. «Внутренний реализм» и релятивизм В этом параграфе мы рассмотрим, во-первых, обоснование Патнэмом нетождествественности внутреннего реализма релятивизму, и, во-вторых, его критические аргументы против релятивизма. Итак, согласно Патнэму, «интернализм не является
4. Интермеццо: когнитивный релятивизм в философии науки
4. Интермеццо: когнитивный релятивизм в философии науки Я провел эту работу не только для того, чтобы прояснить определенный круг проблем. В общем, я имею в виду тех из моих современников, которые, принимая подчас свои желания за действительность, усвоили определенные
6 . Революции и релятивизм
6. Революции и релятивизм Одно из следствий моей только что изложенной позиции вызвало особое беспокойство ряда моих критиков[180]. Они находят мою точку зрения релятивистской, в особенности в том виде, в каком она развёрнута в последнем разделе книги. Мои замечания
2.4. Правовой релятивизм
2.4. Правовой релятивизм Релятивизм как методологический ориентир постмодернизма был подготовлен ходом эволюции науки и мировоззрения XX в. В научном плане он был обусловлен признанием невозможности существования единственного способа описания действительности,
Культурный релятивизм | Совет Карнеги по этике в международных отношениях
Определение и введение
Культурный релятивизм — это точка зрения, согласно которой этические и социальные стандарты отражают культурный контекст, из которого они выведены.
Культурные релятивисты утверждают, что культуры коренным образом отличаются друг от друга, как и моральные рамки, которые структурируют отношения в разных обществах. В международных отношениях культурные релятивисты определяют, является ли действие «правильным» или «неправильным», оценивая его в соответствии с этическими стандартами общества, в котором происходит действие. В этой области ведутся споры о том, можно ли делать ценностные суждения в разных культурах. Культурный релятивизм не следует путать с моральным релятивизмом, согласно которому моральные абсолюты, определяющие поведение индивидуума, не существуют в принципе.
Избранное Чтение
Стэнфордская энциклопедия философии: релятивизм
«Грубо говоря, релятивизм — это точка зрения, согласно которой истина и ложь, правильное и неправильное, стандарты рассуждений и процедуры обоснования являются продуктами различных условностей и рамок оценки…»
Прочитай сейчас
Релятивизм: познавательный и моральный
Этот сборник эссе включает исследования как когнитивного, так и этического релятивизма. Выборки были отобраны, чтобы продемонстрировать сложность и важность релятивистских доктрин и многих фундаментальных проблем, которые они поднимают.
Узнать больше
Некоторые критические замечания культурного релятивизма
Опубликованная в The Journal of Philosophy в 1955 году, Шмидт анализирует некоторые ключевые идеи и неясности культурного релятивизма. Он считал, что этот термин был «удобным ярлыком» для его времени, «прикрывающим некоторые положительные идеи», но также и некоторые «откровенные ошибки».
Доступ через JSTOR
Культурный релятивизм и всеобщие права человека
Статья Доннелли 1984 года пытается ответить на вопрос: как можно примирить конкурирующие утверждения культурного релятивизма и универсальных прав человека? Он подробно описывает отношения между релятивизмом и универсализмом, предлагая подход к устранению их противоречий.
Доступ через JSTOR
Вопросы для обсуждения
1. Можете ли вы привести примеры универсальных ценностей, которые преобладают над особенностями культур? Какие проблемы связаны с определением международных стандартов морали в рамках культурного релятивизма?
2. Общества и аспекты их моральных устоев меняются со временем. Как возможен социальный прогресс в рамках теории культурного релятивизма? Кто агенты перемен?
3. Каков основной вклад культурного релятивизма в изучение международных отношений? Каковы его недостатки или опасности, если таковые имеются?
4. Рассмотрите различные интерпретации брака в статье «Когда обряды — это права: культурные вызовы законам о браке». По вашему мнению, следует ли охранять обряды как культурные права? Объяснять.
5. Прочитайте «Этот лес наш». Правительство Кении рассматривает лес Мукогодо как стратегический национальный ресурс, достойный защиты, в то время как коренные народы йааку рассматривают мукогодо как культурное наследие, неотделимое от жизни йааку. По вашему мнению, кто должен иметь доступ в лес?
Моральный релятивизм и китайская философия
Под редакцией Ян Сяо и Юн Хуан
Темы:
Сравнительная философия,
философия,
азиатские исследования,
Религия,
азиатская религия и философия,
Этика 9Серия 0059:
Серия SUNY по китайской философии и культуре
Мягкая обложка
: 9781438450940,
293 страницы,
Январь 2015
Твердый переплет
: 9781438450957,
293 страницы,
Март 2014 г.
Альтернативные форматы доступны по адресу:
Прочитать отрывок Посмотреть оглавление
Служба запросов или копия для экзамена
Запрос копии для обзора СМИ
Предисловие
1. Введение
Юн Хуан и Ян Сяо
Часть I: Критические очерки
2. Человеческая мораль, натурализм и приспособление
Лоуренс Блюм Лоуренс Блюм
Брук Дж. Сэдлер
4. Принцип человечности против принципа милосердия
Чад Хансен
5. Натурализм, релятивизм и власть морали
Кристофер В. Гованс
6. Метафизика и семантика морального релятивизма
Пол Блумфилд и Дэниел Мэсси
5
5
7. К доброкачественному моральному релятивизму: от агента/оценщика к пациентуYong Huang
Часть II: Ответы Дэвида Вонга критикам
0059 10. Ответ Hansen
11. Ответ Gowans
12. Ответ Bloomfield and Massey
13. Ответ Huang
Contributors
Index
Широкий обзор работ современного специалиста по этике Дэвида Вонга.
Оригинальный, влиятельный и часто противоречивый специалист по этике Дэвид Вонг защищает формы морального релятивизма. Его 1984 Моральная относительность был исследованием этой концепции, и его Естественная мораль 2006 года представила новое и сложное описание этого. Видение Вонга — плюралистический моральный релятивизм; он не защищает все формы релятивизма, а оценивает, какие морали могут быть истинными. Его уникальная философия отражает его глубокое знание конфуцианской и даосской мысли.
В этой книге философы-моралисты и исследователи китайской мысли обсуждают идеи, лежащие в основе творчества Вонга, и Вонг отвечает на них.