| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
© 2006-2023 Издательство ГРАМОТА разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru |
Релятивизм (Relativisme). Философский словарь
Релятивизм (Relativisme)
Учение, утверждающее невозможность абсолютного учения. В широком смысле слова это, конечно, не более чем трюизм. Разве конечный разум способен получить абсолютный доступ к абсолюту, если абсолют есть бесконечный разум или вообще не есть разум? Подлинный смысл понятие релятивизма обретает только в специальном значении, выступающем в двух основных формах. Действительно, необходимо различать, с одной стороны, эпистемический, или гносеологический, релятивизм и, с другой стороны, этический, или нормативный, релятивизм. Обе эти формы могут выступать как слитые воедино (например, у Монтеня), так и разделенные (например, у Спинозы – вторая форма, у Канта – первая).
Эпистемический или гносеологический релятивизм утверждает относительность всякого знания и говорит, что мы не имеем доступа ни к одной абсолютной истине. Он противостоит теоретическому догматизму. Может быть, это одна из форм скептицизма? Не совсем, поскольку относительное знание все-таки является знанием и даже может в рамках своего порядка считаться твердо установленным. В этом смысле безусловными релятивистами являются Монтень и Юм, но также и Кант, который вовсе не был скептиком, как и большинство нынешних ученых. В этом и состоит один из парадоксов квантовой физики: чем больше мы познаем мир, тем слабее в нас ощущение приближения к абсолютному знанию.
Что касается этического или нормативного релятивизма, то он утверждает относительность ценностей.



Тот факт, что всякая ценность относительна, ни в коей мере не доказывает, что на свете нет ничего стоящего. Мало того, последнее предположение выглядит в этом свете весьма маловероятным – разве небытие может быть относительным? Нигилизм – утрированный, уплощенный релятивизм. И наоборот, релятивизм – онтологический нигилизм (по отношению к ценностям, которые не являются ни сущностями, ни идеями в себе) и вместе с тем практический реализм (ценности реально существуют, во всяком случае для нас, потому что они заставляют нас действовать, вернее, потому, что мы действуем ради них). Ценность не есть истина, она – объект желания, а не познания; она принадлежит сфере действия, а не созерцания.


Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Часть вторая. РЕЛЯТИВИЗМ
Часть вторая. РЕЛЯТИВИЗМ Тема смерти метафизики вошла в философию с Кантом. Выдающаяся фигура в философии XX века Людвиг Витгенштейн возвестил эту тему мощным и уникально личностным путем. Он, не колеблясь, соединил эпистемологию и метафизику. (Согласно некоторым
3. Релятивизм, фанатизм, беспочвенность.
3. Релятивизм, фанатизм, беспочвенность. — Сегодня рассмотрение добилось таких успехов, что осознало себя в виде универсального релятивизма: Все имеет силу с некоторой точки зрения; эту точку зрения можно строго обозначить; я могу занять эту точку зрения, и поменять ее;
[а) Поверхностный релятивизм в трактовке категории стоимости у автора «observations on certain verbal disputes… и у Бейли.

[а) Поверхностный релятивизм в трактовке категории стоимости у автора «observations on certain verbal disputes… и у Бейли. Проблема эквивалента. Отказ от трудовой теории стоимости как основы политической экономии] [Bailey, Samuel.] A Critical Dissertation on the Nature, Measures, and Causes of Value; chiefly in reference to the Writings of Mr.
Глава седьмая. Психологизм как скептический релятивизм
Глава седьмая. Психологизм как скептический релятивизм § 32. Идеальные условия возможности теории вообще. Строгое понятие скептицизмаСамый тяжелый упрек, который можно высказать какой-либо теории, в особенности теории логики, состоит в том, что она противоречит
§ 38. Психологизм во всех своих формах есть релятивизм
§ 38. Психологизм во всех своих формах есть релятивизм
Борясь с релятивизмом, мы, конечно, имеем в виду психологизм. И действительно, психологизм во всех своих подвидах и индивидуальных проявлениях есть не что иное, как релятивизм, но не всегда распознанный и открыто
1. Релятивизм, субъект, суждение
1. Релятивизм, субъект, суждение У Гуссерля впервые тема субъективизма возникает в I томе Логических исследований (далее – ЛИ) (§ 34) в связи с критикой психологизма. Гуссерль отождествляет субъективизм с релятивизмом и подвергает его критике, оценивая субъективизм
4. «Внутренний реализм» и релятивизм
4. «Внутренний реализм» и релятивизм
В этом параграфе мы рассмотрим, во-первых, обоснование Патнэмом нетождествественности внутреннего реализма релятивизму, и, во-вторых, его критические аргументы против релятивизма. Итак, согласно Патнэму, «интернализм не является
4. Интермеццо: когнитивный релятивизм в философии науки
4. Интермеццо: когнитивный релятивизм в философии науки Я провел эту работу не только для того, чтобы прояснить определенный круг проблем. В общем, я имею в виду тех из моих современников, которые, принимая подчас свои желания за действительность, усвоили определенные
6 . Революции и релятивизм
6. Революции и релятивизм Одно из следствий моей только что изложенной позиции вызвало особое беспокойство ряда моих критиков[180]. Они находят мою точку зрения релятивистской, в особенности в том виде, в каком она развёрнута в последнем разделе книги. Мои замечания
2.4. Правовой релятивизм
2.4. Правовой релятивизм
Релятивизм как методологический ориентир постмодернизма был подготовлен ходом эволюции науки и мировоззрения XX в. В научном плане он был обусловлен признанием невозможности существования единственного способа описания действительности,
Культурный релятивизм | Совет Карнеги по этике в международных отношениях
Определение и введение
Культурный релятивизм — это точка зрения, согласно которой этические и социальные стандарты отражают культурный контекст, из которого они выведены.
Культурные релятивисты утверждают, что культуры коренным образом отличаются друг от друга, как и моральные рамки, которые структурируют отношения в разных обществах. В международных отношениях культурные релятивисты определяют, является ли действие «правильным» или «неправильным», оценивая его в соответствии с этическими стандартами общества, в котором происходит действие. В этой области ведутся споры о том, можно ли делать ценностные суждения в разных культурах. Культурный релятивизм не следует путать с моральным релятивизмом, согласно которому моральные абсолюты, определяющие поведение индивидуума, не существуют в принципе.
Избранное Чтение
Стэнфордская энциклопедия философии: релятивизм
«Грубо говоря, релятивизм — это точка зрения, согласно которой истина и ложь, правильное и неправильное, стандарты рассуждений и процедуры обоснования являются продуктами различных условностей и рамок оценки…»
Прочитай сейчас
Релятивизм: познавательный и моральный
Этот сборник эссе включает исследования как когнитивного, так и этического релятивизма. Выборки были отобраны, чтобы продемонстрировать сложность и важность релятивистских доктрин и многих фундаментальных проблем, которые они поднимают.
Узнать больше
Некоторые критические замечания культурного релятивизма
Опубликованная в The Journal of Philosophy в 1955 году, Шмидт анализирует некоторые ключевые идеи и неясности культурного релятивизма. Он считал, что этот термин был «удобным ярлыком» для его времени, «прикрывающим некоторые положительные идеи», но также и некоторые «откровенные ошибки».
Доступ через JSTOR
Культурный релятивизм и всеобщие права человека
Статья Доннелли 1984 года пытается ответить на вопрос: как можно примирить конкурирующие утверждения культурного релятивизма и универсальных прав человека? Он подробно описывает отношения между релятивизмом и универсализмом, предлагая подход к устранению их противоречий.
Доступ через JSTOR
Вопросы для обсуждения
1. Можете ли вы привести примеры универсальных ценностей, которые преобладают над особенностями культур? Какие проблемы связаны с определением международных стандартов морали в рамках культурного релятивизма?
2. Общества и аспекты их моральных устоев меняются со временем. Как возможен социальный прогресс в рамках теории культурного релятивизма? Кто агенты перемен?
3. Каков основной вклад культурного релятивизма в изучение международных отношений? Каковы его недостатки или опасности, если таковые имеются?
4. Рассмотрите различные интерпретации брака в статье «Когда обряды — это права: культурные вызовы законам о браке». По вашему мнению, следует ли охранять обряды как культурные права? Объяснять.
5. Прочитайте «Этот лес наш». Правительство Кении рассматривает лес Мукогодо как стратегический национальный ресурс, достойный защиты, в то время как коренные народы йааку рассматривают мукогодо как культурное наследие, неотделимое от жизни йааку. По вашему мнению, кто должен иметь доступ в лес?
Моральный релятивизм и китайская философия
Под редакцией Ян Сяо и Юн Хуан
Темы:
Сравнительная философия,
философия,
азиатские исследования,
Религия,
азиатская религия и философия,
Этика 9Серия 0059:
Серия SUNY по китайской философии и культуре
Мягкая обложка
: 9781438450940,
293 страницы,
Январь 2015
Твердый переплет
: 9781438450957,
293 страницы,
Март 2014 г.
Альтернативные форматы доступны по адресу:
Прочитать отрывок Посмотреть оглавление
Служба запросов или копия для экзамена
Запрос копии для обзора СМИ
Предисловие
1. Введение
Юн Хуан и Ян Сяо
Часть I: Критические очерки
2. Человеческая мораль, натурализм и приспособление
Лоуренс Блюм Лоуренс Блюм
Брук Дж. Сэдлер
4. Принцип человечности против принципа милосердия
Чад Хансен
5. Натурализм, релятивизм и власть морали
Кристофер В. Гованс
6. Метафизика и семантика морального релятивизма
Пол Блумфилд и Дэниел Мэсси
5
5
7. К доброкачественному моральному релятивизму: от агента/оценщика к пациентуYong Huang
Часть II: Ответы Дэвида Вонга критикам
0059 10.

11. Ответ Gowans
12. Ответ Bloomfield and Massey
13. Ответ Huang
Contributors
Index
Широкий обзор работ современного специалиста по этике Дэвида Вонга.
Оригинальный, влиятельный и часто противоречивый специалист по этике Дэвид Вонг защищает формы морального релятивизма. Его 1984 Моральная относительность был исследованием этой концепции, и его Естественная мораль 2006 года представила новое и сложное описание этого. Видение Вонга — плюралистический моральный релятивизм; он не защищает все формы релятивизма, а оценивает, какие морали могут быть истинными. Его уникальная философия отражает его глубокое знание конфуцианской и даосской мысли.
В этой книге философы-моралисты и исследователи китайской мысли обсуждают идеи, лежащие в основе творчества Вонга, и Вонг отвечает на них.