Релятивизм философия: Релятивизм в праве

Содержание

ПРИНЦИП РЕЛЯТИВИЗМА В НАУКЕ И ФИЛОСОФИИ

||||||

ИСТОЧНИК:   Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 8. С. 97-99.
РАЗДЕЛ:   Философские науки
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

Кениспаев Жумагельды Кубжасарович, Серова Наталья Степановна, Тобоев Аржан Иванович
Алтайский государственный педагогический университет

Аннотация. Значительное место в философии занимает тема адекватности научных знаний объективной реальности. Уже первые философы сформулировали проблему поиска научных методов познания природы. В Новое время одним из важных этапов познавательной деятельности человека является элиминация субъективных факторов. Наиболее ярко эта тема представлена в философии Ф. Бэкона и его критике идолов человеческого разума. Вместе с тем софисты еще в античности сформулировали идею относительности человеческих знаний. Дискуссия на тему наличия единых законов жизни составляет значительную часть философской культуры. Полагаем, что имеет смысл вновь вернуться к вопросу о месте и роли субъекта в научной картине мира.

Ключевые слова и фразы: человек, наука, философия, релятивизм, пространство, время, принцип дополнительности, human being, science, philosophy, relativism, space, time, principle of complementarity

Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М.: Иностранная литература, 1961. 151 с.
  2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1986. 571 с.
  3. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. 591 с.
  4. Капра Ф. Дао физики. СПб.: Орис, 1994. 304 с.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2023 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru

Релятивизм (Relativisme). Философский словарь

Релятивизм (Relativisme)

Учение, утверждающее невозможность абсолютного учения. В широком смысле слова это, конечно, не более чем трюизм. Разве конечный разум способен получить абсолютный доступ к абсолюту, если абсолют есть бесконечный разум или вообще не есть разум? Подлинный смысл понятие релятивизма обретает только в специальном значении, выступающем в двух основных формах. Действительно, необходимо различать, с одной стороны, эпистемический, или гносеологический, релятивизм и, с другой стороны, этический, или нормативный, релятивизм. Обе эти формы могут выступать как слитые воедино (например, у Монтеня), так и разделенные (например, у Спинозы – вторая форма, у Канта – первая).

Эпистемический или гносеологический релятивизм утверждает относительность всякого знания и говорит, что мы не имеем доступа ни к одной абсолютной истине. Он противостоит теоретическому догматизму. Может быть, это одна из форм скептицизма? Не совсем, поскольку относительное знание все-таки является знанием и даже может в рамках своего порядка считаться твердо установленным. В этом смысле безусловными релятивистами являются Монтень и Юм, но также и Кант, который вовсе не был скептиком, как и большинство нынешних ученых. В этом и состоит один из парадоксов квантовой физики: чем больше мы познаем мир, тем слабее в нас ощущение приближения к абсолютному знанию.

Что касается этического или нормативного релятивизма, то он утверждает относительность ценностей.

Мы не имеем доступа ни к одной абсолютной ценности; всякое оценочное суждение относится к тому или иному субъекту (субъективизм), к тем или иным генам (биологизм), к определенной эпохе (историзм), к определенному обществу или культуре (социологизм или культурализм) и даже – точка зрения, которую разделяю и я, – ко всему этому, вместе взятому. В этом смысле релятивизм противостоит практическому догматизму. Равнозначен ли он нигилизму? Не обязательно. Относительная ценность не менее реальна и в силу своей относительности не перестает быть ценностью. Например, тот факт, что стоимость товара не является абсолютной (она зависит от условий его производства, рынка, валюты и т. д.), еще не значит, что этот товар вообще ничего не стоит или что цена на него может быть установлена произвольно. Точно так же тот факт, что сострадание ценится по-разному (в зависимости от культуры, эпохи и отдельных людей), еще не значит, что оно вообще не ценится или ценится наравне с равнодушием или жестокостью. Я бы даже сказал так: ценность может быть относительной лишь при условии, что она существует в качестве ценности той или иной группы людей и является для них тем, чем никогда не станет чистое небытие.
Релятивизм, вовсе не обязательно приводящий к нигилизму (который является лишь его утрированной формой, как по отношению к гносеологическому релятивизму или умеренному скептицизму такой формой является критикуемый Юмом крайний скептицизм, тогда как умеренный скептицизм он как раз и проповедовал), есть скорее веский довод против него (в интеллектуальном плане) и причина противостоять ему (в моральном плане). По существу, это та же самая причина, по которой релятивизм противостоит и практическому догматизму. Два последних течения сближает между собой общее стремление к признанию исключительно абсолютных ценностей: одни утверждают, что такие ценности существуют (практический догматизм), другие это отрицают (нигилизм), но это расхождение предполагает согласие в чем-то основополагающем, что можно назвать стремлением к абсолютизации. Релятивисты далеко не так требовательны и гораздо более здравомыслящи. Они не ищут абсолют, чтобы в результате обнаружить небытие. Они интересуются реальными условиями рынка (в отношении экономических ценностей), истории, общества и жизни людей (в отношении нравственных, политических и духовных ценностей) и в результате находят достаточно, чтобы с этим можно было жить или в крайнем случае умереть.
Пусть кто-нибудь объяснит мне, какие причины могут заставить нигилиста с опасностью для собственной жизни сражаться против варварства и почему ради этой борьбы так уж необходимо провозглашать себя искателем абсолютных ценностей. Но ведь варвар, не раз приходилось слышать мне, скажет вам, что защищает собственные ценности. Например, нацист будет говорить о чистоте расы, культе вождя, нации и силы, которые для него противостоят вашему уважению к правам человека, выдуманным женщинами и евреями. Что я могу на это ответить? Такое действительно происходит, и мне представляется весьма забавным, что в качестве возражения оппоненты апеллируют к той самой реальности, которая и подтверждает мою правоту. Нацист становится нацистом во имя определенных ценностей, а демократ борется с нацизмом во имя других ценностей. Это установленный факт, и он доказывает, что ценности действительно существуют, во всяком случае, существуют для нас и благодаря нам, и этого вполне достаточно. Если вам, чтобы стать антифашистом, необходимо, чтобы и абсолют разделял эти взгляды, это ваше личное дело.
Но представьте на миг, что нацистом стал Бог и нам это известно. Вы что, тоже обратитесь в нацистскую веру? Или вообразите себе, что никакого абсолюта вообще нет? Что ж теперь, вы перестанете уважать права человека? Странная это мораль, если она зависит от сомнительной метафизики, а любая метафизика сомнительна.

Тот факт, что всякая ценность относительна, ни в коей мере не доказывает, что на свете нет ничего стоящего. Мало того, последнее предположение выглядит в этом свете весьма маловероятным – разве небытие может быть относительным? Нигилизм – утрированный, уплощенный релятивизм. И наоборот, релятивизм – онтологический нигилизм (по отношению к ценностям, которые не являются ни сущностями, ни идеями в себе) и вместе с тем практический реализм (ценности реально существуют, во всяком случае для нас, потому что они заставляют нас действовать, вернее, потому, что мы действуем ради них). Ценность не есть истина, она – объект желания, а не познания; она принадлежит сфере действия, а не созерцания.

В то же самое время она не есть ни чистое небытие, ни простая иллюзия; она действительно имеет значение – по меньшей мере для нас и благодаря нам, потому что она для нас действительно желанна. Иллюзорна в наших ценностях не их ценность; иллюзорно почти всегда возникающее чувство их абсолютного характера. Иными словами, нравственный абсолют существует только в воле и благодаря воле. Именно это я и называю практическим абсолютом, то есть все то, чего я желаю абсолютно, безо всяких условий и торга. Но разве я желаю этого потому, что оно существует в себе? Вовсе нет. Почему же? Потому что это неразрывно связано с моим желанием жить и действовать так, как подобает человеку. Суть всего этого выразил Спиноза в имеющей огромное значение схолии к теореме 9 III книги «Этики»: мы не предпринимаем усилий ради ничто; «мы стремимся к чему-либо, желаем чего-нибудь, чувствуем влечение и хотим не вследствие того, что считаем это добром, а наоборот, мы потому считаем что-либо добром, что стремимся к нему, желаем, чувствуем к нему влечение и хотим его». Тот факт, что всякая ценность относительна к направленному на нее желанию (а значит, и к жизни, истории, отдельному человеку, т. е. биологически, исторически и биографически определенному желанию), еще не повод отказаться от желания или думать, что это желание (которое и само может быть желанным) не имеет ценности. Когда ты любишь, разве тебе необходимо, чтобы Бог или истина любили вместе с тобой? И разве для того, чтобы любить справедливость, необходимо, чтобы она существовала в виде абсолюта? Скорее верно обратное: если бы абсолютная справедливость существовала, она бы в нас не нуждалась, а у нас было бы меньше причин ее любить. Но дело обстоит совсем не так. Справедливость надо любить не потому, что она – добро, а подчиняться ей следует не потому, что она существует. Справедливость – добро потому, что мы ее любим (ее добро – лишний повод к нашей любви, и этим обусловлена ее ценность). И как раз потому, что ее не существует, необходимо, как говорил Ален, ее создать. Нигилизм – философия лени и небытия. Релятивизм – философия желания и действия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Часть вторая. РЕЛЯТИВИЗМ

Часть вторая. РЕЛЯТИВИЗМ Тема смерти метафизики вошла в философию с Кантом. Выдающаяся фигура в философии XX века Людвиг Витгенштейн возвестил эту тему мощным и уникально личностным путем. Он, не колеблясь, соединил эпистемологию и метафизику. (Согласно некоторым

3. Релятивизм, фанатизм, беспочвенность.

3. Релятивизм, фанатизм, беспочвенность. — Сегодня рассмотрение добилось таких успехов, что осознало себя в виде универсального релятивизма: Все имеет силу с некоторой точки зрения; эту точку зрения можно строго обозначить; я могу занять эту точку зрения, и поменять ее;

[а) Поверхностный релятивизм в трактовке категории стоимости у автора «observations on certain verbal disputes… и у Бейли.

Проблема эквивалента. Отказ от трудовой теории стоимости как основы политической экономии]

[а) Поверхностный релятивизм в трактовке категории стоимости у автора «observations on certain verbal disputes… и у Бейли. Проблема эквивалента. Отказ от трудовой теории стоимости как основы политической экономии] [Bailey, Samuel.] A Critical Dissertation on the Nature, Measures, and Causes of Value; chiefly in reference to the Writings of Mr.

Глава седьмая. Психологизм как скептический релятивизм

Глава седьмая. Психологизм как скептический релятивизм § 32. Идеальные условия возможности теории вообще. Строгое понятие скептицизмаСамый тяжелый упрек, который можно высказать какой-либо теории, в особенности теории логики, состоит в том, что она противоречит

§ 38. Психологизм во всех своих формах есть релятивизм

§ 38. Психологизм во всех своих формах есть релятивизм Борясь с релятивизмом, мы, конечно, имеем в виду психологизм. И действительно, психологизм во всех своих подвидах и индивидуальных проявлениях есть не что иное, как релятивизм, но не всегда распознанный и открыто

1. Релятивизм, субъект, суждение

1. Релятивизм, субъект, суждение У Гуссерля впервые тема субъективизма возникает в I томе Логических исследований (далее – ЛИ) (§ 34) в связи с критикой психологизма. Гуссерль отождествляет субъективизм с релятивизмом и подвергает его критике, оценивая субъективизм

4. «Внутренний реализм» и релятивизм

4. «Внутренний реализм» и релятивизм В этом параграфе мы рассмотрим, во-первых, обоснование Патнэмом нетождествественности внутреннего реализма релятивизму, и, во-вторых, его критические аргументы против релятивизма. Итак, согласно Патнэму, «интернализм не является

4. Интермеццо: когнитивный релятивизм в философии науки

4. Интермеццо: когнитивный релятивизм в философии науки Я провел эту работу не только для того, чтобы прояснить определенный круг проблем. В общем, я имею в виду тех из моих современников, которые, принимая подчас свои желания за действительность, усвоили определенные

6 . Революции и релятивизм

6. Революции и релятивизм Одно из следствий моей только что изложенной позиции вызвало особое беспокойство ряда моих критиков[180]. Они находят мою точку зрения релятивистской, в особенности в том виде, в каком она развёрнута в последнем разделе книги. Мои замечания

2.4. Правовой релятивизм

2.4. Правовой релятивизм Релятивизм как методологический ориентир постмодернизма был подготовлен ходом эволюции науки и мировоззрения XX в. В научном плане он был обусловлен признанием невозможности существования единственного способа описания действительности,

Культурный релятивизм | Совет Карнеги по этике в международных отношениях

Определение и введение

Культурный релятивизм — это точка зрения, согласно которой этические и социальные стандарты отражают культурный контекст, из которого они выведены.

Культурные релятивисты утверждают, что культуры коренным образом отличаются друг от друга, как и моральные рамки, которые структурируют отношения в разных обществах. В международных отношениях культурные релятивисты определяют, является ли действие «правильным» или «неправильным», оценивая его в соответствии с этическими стандартами общества, в котором происходит действие. В этой области ведутся споры о том, можно ли делать ценностные суждения в разных культурах. Культурный релятивизм не следует путать с моральным релятивизмом, согласно которому моральные абсолюты, определяющие поведение индивидуума, не существуют в принципе.

Избранное Чтение

Стэнфордская энциклопедия философии: релятивизм

«Грубо говоря, релятивизм — это точка зрения, согласно которой истина и ложь, правильное и неправильное, стандарты рассуждений и процедуры обоснования являются продуктами различных условностей и рамок оценки…»

Прочитай сейчас

Релятивизм: познавательный и моральный

Этот сборник эссе включает исследования как когнитивного, так и этического релятивизма. Выборки были отобраны, чтобы продемонстрировать сложность и важность релятивистских доктрин и многих фундаментальных проблем, которые они поднимают.

Узнать больше

Некоторые критические замечания культурного релятивизма

Опубликованная в The Journal of Philosophy в 1955 году, Шмидт анализирует некоторые ключевые идеи и неясности культурного релятивизма. Он считал, что этот термин был «удобным ярлыком» для его времени, «прикрывающим некоторые положительные идеи», но также и некоторые «откровенные ошибки».

Доступ через JSTOR

Культурный релятивизм и всеобщие права человека

Статья Доннелли 1984 года пытается ответить на вопрос: как можно примирить конкурирующие утверждения культурного релятивизма и универсальных прав человека? Он подробно описывает отношения между релятивизмом и универсализмом, предлагая подход к устранению их противоречий.

Доступ через JSTOR

Вопросы для обсуждения

1. Можете ли вы привести примеры универсальных ценностей, которые преобладают над особенностями культур? Какие проблемы связаны с определением международных стандартов морали в рамках культурного релятивизма?

2. Общества и аспекты их моральных устоев меняются со временем. Как возможен социальный прогресс в рамках теории культурного релятивизма? Кто агенты перемен?

3. Каков основной вклад культурного релятивизма в изучение международных отношений? Каковы его недостатки или опасности, если таковые имеются?

4. Рассмотрите различные интерпретации брака в статье «Когда обряды — это права: культурные вызовы законам о браке». По вашему мнению, следует ли охранять обряды как культурные права? Объяснять.

5. Прочитайте «Этот лес наш». Правительство Кении рассматривает лес Мукогодо как стратегический национальный ресурс, достойный защиты, в то время как коренные народы йааку рассматривают мукогодо как культурное наследие, неотделимое от жизни йааку. По вашему мнению, кто должен иметь доступ в лес?

Моральный релятивизм и китайская философия

Под редакцией Ян Сяо и Юн Хуан

Темы: Сравнительная философия, философия, азиатские исследования, Религия, азиатская религия и философия, Этика 9Серия 0059: Серия SUNY по китайской философии и культуре

Мягкая обложка : 9781438450940, 293 страницы, Январь 2015
Твердый переплет : 9781438450957, 293 страницы, Март 2014 г.

Альтернативные форматы доступны по адресу:

Прочитать отрывок Посмотреть оглавление

Служба запросов или копия для экзамена
Запрос копии для обзора СМИ

Предисловие
1. Введение
Юн Хуан и Ян Сяо
Часть I: Критические очерки
2. Человеческая мораль, натурализм и приспособление
Лоуренс Блюм Лоуренс Блюм
Брук Дж. Сэдлер
4. Принцип человечности против принципа милосердия
Чад Хансен
5. Натурализм, релятивизм и власть морали
Кристофер В. Гованс
6. Метафизика и семантика морального релятивизма
Пол Блумфилд и Дэниел Мэсси

5

5

7. К доброкачественному моральному релятивизму: от агента/оценщика к пациенту
Yong Huang
Часть II: Ответы Дэвида Вонга критикам
0059 10. Ответ Hansen
11. Ответ Gowans
12. Ответ Bloomfield and Massey
13. Ответ Huang
Contributors
Index

Широкий обзор работ современного специалиста по этике Дэвида Вонга.

Оригинальный, влиятельный и часто противоречивый специалист по этике Дэвид Вонг защищает формы морального релятивизма. Его 1984 Моральная относительность был исследованием этой концепции, и его Естественная мораль 2006 года представила новое и сложное описание этого. Видение Вонга — плюралистический моральный релятивизм; он не защищает все формы релятивизма, а оценивает, какие морали могут быть истинными. Его уникальная философия отражает его глубокое знание конфуцианской и даосской мысли.

В этой книге философы-моралисты и исследователи китайской мысли обсуждают идеи, лежащие в основе творчества Вонга, и Вонг отвечает на них.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *