Ретрофлексия в психологии это – Ретрофлексия — Википедия

Ретрофлексия — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ретрофлексия (англ. retroflection — обращение назад на себя) — один из защитных механизмов в гештальт-терапии. Вместо воздействия на окружающий мир и изменения обстоятельств, человек изменяет самого себя, совершает по отношению к себе действия, которые он хотел бы направить на другого.

Возникновение и развитие ретрофлексии[править | править код]

Возникновение ретрофлексии связано с недостаточным вниманием к ребёнку, в результате чего у него формируется убеждение, что никто не может позаботиться о нём кроме него самого, и как следствие, меняется направленность эмоций: человек обращает их на себя.[1] Происходит это в ситуациях, когда близкие люди ребёнка враждебны или равнодушны к нему. Его никто не утешает, он лишён ласки и заботы. Он учится сам себя поддерживать и никого об этом не просит больше. В более взрослом возрасте он готовит себе с любовью, покупает себе одежду, машины, тщательно подбирает себе окружение. Но интроективное убеждение, что никто не может о нём позаботиться, мешает осознать, что это не так.

[2] Со временем этот механизм переходит от самокоррекции к сковыванию, сосредоточении всей энергии человека на самом себе. В результате он совершает действия, которые планировал осуществить по отношению к другим людям, по отношению к себе.[1]

Очень подробно этот механизм описал Ф. Перлз. Личность человека, для которого характерна ретрофлексия, разделяется на две составляющие: одна воздействует на другую. В нормальном функционировании психики сдерживание деструктивных импульсов — нормальное явление. При ретрофлексии происходит их обращение на самого себя. Для этого вида психологической защиты характерно применение индивидом местоимения «я», когда имеются в виду «они» и наоборот, а также использование возвратного местоимения «себе» или «себя». Личность как бы состоит не из «Эго» и «Суперэго», а из «я» и «не-я» (себя и образа себя). Человек при этом оказывается неспособным отличить одно от другого. В поведении человека, для которого характерен этот механизм, появляются навязчивые действия, вредные привычки (бить себя, грызть ногти).

[3]

То есть, человек может разделять себя на наблюдателя и наблюдаемого, на созидателя и его дело. Проявляться это может в том, что человек начинает разговаривать сам с собой, в нездоровом чувстве юмора — он как бы смотрит на себя со стороны и понимает всю нелепость своего поведения. Следствием является постоянное чувство стыда или смущения. Расщепление, вызываемое ретрофлексией, провоцирует стресс, потому что вся энергия остаётся внутри и не получает выхода.

Система «должен» якобы знает лучше, что нужно индивиду, но по факту причиняет страдания и сковывает. При этом осуждение себя причиняет боль человеку на протяжении всей его жизни.

Ретрофлексия становится патологической, когда становится хронической. В этом случае она приводит к постоянному подавлению внутренних импульсов. Этот вид защиты может стать причиной многих соматизаций. Паталогической, или особенностью характера она становится когда ступор между противоположными стремлени

ru.wikipedia.org

Ретрофлексия — Психологос

Ретрофлексия – проекция наоборот. Субъект возвращает себе то, что было адресовано окружающей среде. Речь такого человека пестрит возвратными глаголами с частицей «ся», и в поведении обычно есть характерные особенности – навязчивые движения, вредные привычки. Обращая на себя то, что хотел бы сделать другому, человек бьет себя по руке или пинает ногой стул, вместо того чтобы ударить кого-то, грызет ногти вместо того, чтобы укусить. Высшая форма ретрофлексии – самоубийство: человек убивает самого себя вместо того, чтобы уничтожить того или то, что заставляло его страдать.

Из книги Фредерика Перлза «Практика гештальттерапии»

«…Ретрофлексия буквально означает «разворот в противоположную сторону». Ретрофлексия поведения – это делание себе того, что первоначально человек делал, пытался или хотел делать другим людям или с другими людьми или объектами. Различные энергии перестают направляться наружу, где они должны были осуществлять манипулирование в ситуации, изменять среду, удовлетворяя какие-то потребности организма; вместо этого человек обращает деятельность, подставляет себя на место среды в качестве объекта действия или цели поведения. В той мере, в какой он это делает, его личность разделяется на «действующую» и «испытывающую воздействие».

Почему начавшееся в направлении вовне, к среде действие не продолжает развиваться в том же направлении? Потому что человек встретился с препятствием, которое в тот момент было для него непреодолимым. Среда – по больше части другие люди – оказалась враждебной его усилиям, направленным на удовлетворение потребности. Люди фрустрировали его намерения и наказывали его. В таком нервном состоянии ребенок – а как правило это происходит в детстве – не мог не проиграть. Чтобы избежать боли и опасности, связанных с новыми попытками, он сдался. Среда, будучи сильнее, побеждает и навязывает свои желания вопреки его желаниям.

Вместе с тем, как не раз было показано в последние годы, наказание не устраняет потребность в поведении, которое наказывается; ребенок научается лишь сдерживать соответствующие реакции. Импульс или желание остаются такими же сильными, как раньше, и, не будучи удовлетворенными, постоянно организуют двигательный аппарат, – позу, рисунок мышечного тонуса, начинающиеся движения, – в направлении открытого выражения. Но поскольку последнее грозит наказанием, организм начинает вести себя по отношению к импульсу так же, как вела себя среда, – то есть подавлять его. Таким образом энергия разделяется. Часть ее по-прежнему стремится к первоначальной и никогда не достигаемой цели; другая часть ретрофлексируется, чтобы держать эту стремящуюся наружу часть под контролем. Сдерживание достигается напряжением мышц, антагонистичных тем, которые вовлекаются в наказуемое действие. На этой стадии две части человека направлены диаметрально противоположно друг к другу и сходятся в «клинче». То, что первоначально было конфликтом организма и среды, превратилось во «внутренний конфликт» между одной частью личности и другой ее частью – между одним поведением и другим, противоположным.

Не делайте из этого поспешного вывода, что было бы хорошо без дальнейших хлопот «освободить запрещаемое». В некоторых ситуациях сдерживание необходимо, даже спасительно – например, сдерживание дыхания под водой. Вопрос в том, есть ли рациональные основания для того, чтобы сдерживать данное поведение в данных обстоятельствах. Если человек переходит улицу, вряд ли ему стоит доводить до явного поведения импульсы борьбы с приближающейся машиной за право пройти. В социальной ситуации тоже возможны случаи, когда борьба неуместна, – как и противоположные.

Если ретрофлексия находится под сознаваемых контролем, то есть когда человек в данной ситуации подавляет определенную реакцию, выражение которой повредило бы ему, – никто не будет оспаривать нормальность такого поведения. Ретрофлексия патологична, только если она осуществляется по привычке, хронически, без контроля. Тогда она перестает быть чем-то временным, неким способом дождаться более подходящей ситуации, а превращается в «мертвую точку», постоянно удерживаемую в человеке. Больше того, поскольку эта стабилизированная «линия фронта» не меняется, она перестает привлекать внимание. Мы как бы забываем о ее наличии. Это вытеснение – и невроз.

Если ваше социальное окружение действительно оставалось по-прежнему неумолимым и непреодолимым, то есть если бы выражать определенные импульсы для взрослого человека было бы так же опасно и наказуемо, как для ребенка, тогда вытеснение – «забытая» ретрофлексия – было бы эффективным и желательным. Но ситуация меняется! Мы не дети. Мы выросли, стали сильнее, обрели те «права», которых лишены дети. В этих кардинально изменившихся обстоятельствах стоит заново попробовать получить то, что нам нужно от среды.

Когда мы сдерживаем (supress) определенное поведение, мы сознаем как то, что сдерживается, так и сам факт сдерживания. При вытеснении (repression), мы же утеряли сознавание как вытесняемого, так и самого процесса вытеснения. Психоанализ акцентировал восстановление сознавание вытесняемого, то есть блокированного импульса. Мы же стремимся восстановить сознавание самого блокирования, дать человеку почувствовать, что он это делает, и как он делает это. Если человек обнаруживает свое ретрофлексивное действие и вновь обретает контроль над ним, блокированный импульс обнаружится автоматически. Поскольку ничто его не сдерживает, он просто выйдет наружу. Большое преимущество работы с ретрофлектирующей частью личности состоит в том, что она сравнительно легко достижима для сознавания; эту активную часть, осуществляющую подавление, можно непосредственно почувствовать, не полагаясь на догадки и толкования.

Теоретически лечение ретрофлексии просто: нужно вновь обратить направление ретрофлектирующего действия – изнутри наружу. При этом энергии организма, ранее разделенные, вновь соединятся и разрядятся в направлении среды. Блокированный импульс получит возможность по крайней мере выразиться, а может быть и получить удовлетворение. И, как в любом случае, когда подлинная потребность организма удовлетворена, возможен отдых, усвоение и рост.

Практически, однако, обратный поворот ретрофлексии не осуществляется непосредственно. Все части организма выступают на защиту ретрофлексии, как бы в предотвращении катастрофы. Человека охватывает замешательство, страх, чувство вины и потребность обвинить других. Попытка обратить аутоагрессию, разорвать «клинч» двух частей личности, вызывает такую реакцию, как будто осуществляется нападение на тело, на его «природу», на саму его жизнь. Когда находившиеся в «клинче» части начинают освобождаться и разделяться, человек испытывает невыносимое возбуждение, ради уменьшения которого ему может понадобиться временно снова вернуть свой «клинч». Нужно постепенно привыкнуть к этим возрождаемым непривычным чувствам и научиться ими пользоваться. Сначала человек попадает в состояние тревоги и готов отступить в притуплённое несознавание.

Главная причина страха и вины при обращении ретрофлексии состоит в том, что большинство ретрофлектированных импульсов – это разного рода агрессии, от самых мягких, до самых жестоких, от убеждения до мучительства. Одно только сознавание таких импульсов уже пугает. Но агрессия, в широком смысле слова, совершенно необходима для счастья и творчества. Кроме того, обращение ретрофлексии не создает новой агрессии, она уже присутствует. Она есть, но направлена на себя, а не на окружающее. Мы не отрицаем того, что агрессия может быть патологической и «неправильно» употребляемой по отношению к объектам и другим людям, так же как она патологически неправильно применяется, если фиксировано направлена против себя. Но пока человек не начнет сознавать свои агрессивные импульсы и не научится применять их конструктивно, они, разумеется, будут применяться неправильно! Фактически именно их вытеснение – создание и поддержание жесткого «клинча» мускулатуры – делает агрессию столь опустошительной, «антисоциальной» и невыносимой. Если агрессивные импульсы получат возможность спонтанно развиваться в контексте всей личности, а не будут сдавливаться и удушаться в «клинче» ретрофлексии, человек сможет оценить их более полно и разумно…»


От редакции Психологоса:

Ретрофлексия — достаточно редкое явление, характерное более для не очень адекватных, проблемных людей и которое обычно может разглядеть только натренированный гештальт-терапевт. Если вы любите искать у себя проблемы, вы найдете в себе и ретрофлексию, если же вам кажется более перспективным заниматься своим развитием, вместо поиска мешающих вам проблем вы будете ставить перед собой конкретные задачи и их успешно решать. Итого: если вы понимаете, что вы действительно тяжелый (для себя или других людей) человек, вам стоит обратиться к психотерапевту и некоторое время поработать со своими проблемами, в том числе с ретрофлексией. Если вы человек адекватный и ставите задачи развития, ретрофлексия вас волновать не должна, и вам скорее на Дистанцию — систему пошагового развития личности.

www.psychologos.ru

Ретрофлексия — Дима Печкин — психолог — ЖЖ

В позавчерашнем посте, было много недопонимания по поводу значения термина ретрофлексия. Теперь мне придётся всё разжевать, потому, что значения этого термина указанные в других источниках либо ещё более сложны, чем в моём посте, либо написаны людьми явно не разбирающимися в предмете. Итак, разжёвываем для неиспорченного психологией читателя.

Что значит само слово ретрофлексия? Это рефлексия по-старому. То есть когда индивид реагирует на новый раздражитель так, как реагировал на него когда-то в прошлом. Само собой, что этот раздражитель может быть каким-то другим, не несущим старого значения, тем не менее, реакция остаётся старой.

Далее… Что мы знаем о ретрофлексии ещё? То, что это форма или свойство проекции. Что такое проекция? Проекция это когда индивид наделяет внешний предмет значением или смыслом, который является внутренним представлением индивида об этом предмете. Но возможно, не является реальным свойством последнего.


Это перенаправление. Функция которая изначально была направлена от индивида ко внешнему миру, меняет своё направление и обращается на него самого. Как, например подавленный агрессивный импульс, предназначенный некоему человеку, направляется на того, кто подавил свою агрессию.

Ретрофлексия возникает как интерес или желание. Все знают, что нервной системе человека свойственны два качества – возбуждение и торможение. Любой интерес, который индивид испытывает по отношению к чему-либо аффективен, то есть вызывает возбуждение. Нас нечто заинтересовывает или мы испытываем желание, вместе с ним возникает возбуждение, это одновременно и энергия и потенциал к действию, мы реагируем на это возбуждение, достигаем результата и приходим в равновесие. Ретрофлексия это недоведенная до конца триада – интерес/возбуждение — действие — успокоение/равновесие.

Она возникает тогда, когда в момент возникновения интереса/возбуждения или действия во внешней среде возникает торможение. Пример: ребёнок испытывает интерес к шоколадке и тянется к ней. Родитель, видя это, запрещает ему шоколадку. Ребёнок вынужден подавить интерес/возбуждение и затормозить импульс. Тем не мене, они остаются в подавленном состоянии до того момента, пока не будут как-то завершены. Родитель может разрешить съесть шоколадку после обеда, либо вовсе запретить её есть в грубой форме, тогда ребёнок достигнет равновесия с помощью слёз или гневных криков.
В следующий раз, он найдёт другой способ удовлетворения этого интереса, т.к. запрет родителя станет внутренним. Из примера понятно, что ретрофлексия это способ нахождения другого способа взаимодействия с внешней средой. Лучше всего срабатывает ретрофлексия травматического характера, когда внешнее тормозящее воздействие ощутимо для индивида. Например, ребёнок обжёгший руку об угли в дальнейшем будет ретрофлексировать при возможности непосредственного контакта с ними.

Негативный аспект ретрофлексии возникает у тех индивидов, которых в детстве или юности подавляли физически или морально. Он возникает как подавленный импульс интереса/возбуждения, когда ребёнок встречается с физическим или моральным давлением.
Например, в момент возникновения интереса/возбуждения некоему ребёнку родители говорили, что это делать нельзя (не объясняя почему), а кроме того, что он глупый, ни на что не способный и вообще дебил. В тот момент, когда он чувствовал несправедливость и хотел её оспорить, добавляли, чтобы он заткнулся.
Таким образом, оба импульса возникающие у ребёнка, будут подавлены. Если он не найдёт возможности их каким-то образом завершить, то тогда интерес/возбуждение останутся непогашенными, но уже будут сдерживаться самим ребёнком. На физиологическом уровне это осуществляется с помощью мышечного корсета, отсюда возникает большинство психосоматических заболеваний, спазмов и скованности в груди и плечах, головных болей, комков в горле и т.д. Кстати, головные боли часто возникают у тех, кому запрещали в детстве плакать.

Почему проекция обратная? Продолжим вышеприведённый пример с ребёнком. Ситуация с подавлением импульса станет внутренней – сам ребёнок, после внешнего травматического подавления, стал подавлять импульс.
Из физиологии мы знаем, о принципе доминанты, она состоит в том, что если в организме есть незавершённый импульс/возбуждение, то все прочие импульсы, возникающие позже, будут, лишь усиливать первоначальный, как бы устремляя организм к равновесию.
Таким образом, получается зацикленность: с одной стороны в организме есть импульс, который не завершён, с другой его сдерживание, с третьей – стремление к тому, чтобы импульс погасить.
Но! Ситуации, в которой можно этот импульс завершить уже нет. Травматическая коммуникация с родителем в прошлом. Что делать? Правильно – ждать. Индивид переключается в режим «stand by» до того момента, когда во внешней среде начнёт происходить нечто, похожее на первоначальную коммуникацию. Более того, он будет сам отыскивать и создавать такую коммуникацию, т.к. у него всегда будет первоначальное стремление придти в равновесие.
И вроде бы всё хорошо, но когда он отыскивает такую ситуацию, он проигрывает её заново целиком, т.е вместе с торможением.

Ретрофлексия это когда взрослый встречаясь с ситуацией повторяющей некогда незавершённую, становится ребёнком, реагируя на нее избеганием, мрачными мыслями и самоуничижением. Он не может справиться с ситуацией т.к. боится повредить другому или быть повреждённым. Пытаясь сделать свои ошибки не происходившими, он направляет агрессию не на то, чтобы изменить среду, а на изначальный импульс, который мог бы привести к её изменению. Можно сказать, что импульс меняет своё направление – индивид разворачивает его обратно. Направляет на себя.

Ретрофлексия является основой паранойи, когда индивид, сдерживающий свою агрессию, а затем обращающий её на себя, проецирует это на внешнюю среду – за ним следят или желают ему зла.

Страх это ретрофлексия. Неуверенность в себе тоже. Все случаи, в которых мы не имеем возможности контактировать со средой, достигая желаемого, это внутренний диалог в котором мы пугаем или обесцениваем себя так, как это когда-то делали с нами.
Те взрослые, которые были травмированы родителями по примеру подавления ребёнка указанному чуть выше, как правило – низко оценивают свои способности, предпочитают угнетать и пугать себя, а в ситуациях связанных с конфликтами – подавлять свои реакции.

Бессонница это тоже ретрофлексия. В этом случае индивид имеющий возбуждение, не дающее ему заснуть, пытается затормозить это возбуждение. Тогда получается ситуация при которой он действительно не может заснуть. Первоначальный импульс, который мог бы быть доведён до завершения, искусственно принуждается к погашению и влечёт внутреннее противоречие, при котором агрессивное сдерживание направляется на естественный по своей природе импульс, могущий дать разрядку.

Жертва ретрофлексии склонна к проекции внутреннего конфликта на ситуации, которые совсем не являются конфликтными. О ней можно сказать: сама себя обидела. Например, если вы встретились с человеком, который склонен обижаться на очевидную ерунду или когда вы немного повысили на него голос, реагировать так, как будто вы оскорбили его до глубины души, знайте – перед вами ретрофлектор.
Так как ретрофлексии свойственно непогашенное возбуждение, он постоянно отыскивает ситуации или людей, которые смогут дать ему разрядку. Однако, он не может быть эффективен в мелких или средних бытовых ситуациях, он сдерживает импульс, угнетая себя до той поры, пока возбуждение не становится нестерпимым. В этот момент следует взрыв!
Ретрофлектору свойственно скандалить. Он неадекватен т.к. когда ему нужно защищать себя или выражать своё мнение, он подавляет эти импульсы, а когда его ярость так велика, что её уже невозможно сдерживать, он взрывается и не может ей управлять.

Справедливости ради надо сказать, что ретрофлексия свойственна всем людям. То есть тех, кто не ретрофлексирует вовсе, встретить практически невозможно. Во всяком случае, ваш покорный слуга, таких людей не встречал. Чтобы у человека не было ретрофлексии ему надо жить в пробирке или как минимум вовсе не иметь родителей. Для многих это мечта)

Так как ретрофлексия это гештальт терапевтический термин надо объяснить, как с ней работает гештальт терапевт.
Постоянно анализируя вербальную и визуальную информацию, которая поступает от клиента, он отыскивает в ней различные яркие детали, которые могут говорить о незавершённом гештальте — разнице между тем, что клиент хочет и что делает.
Он ищёт в этой информации следы прерывания контакта с внешней средой, либо неадекватного отреагирования.
Как я упоминал выше, ретрофлексия состоит из двух импульсов – возбуждения и торможения, которые создают перенаправление импульса от внешней среды, к самому индивиду.
Гештальт терапевт выделяет эти импульсы и предлагает клиенту, с помощью «психодраматических» техник обыграть эти импульсы, например сильнее затормозить торможение, или наоборот ослабить его. Он может попросить клиента искусственно усилить ослабленный импульс. Короче говоря, в условиях психотерапевтической сессии он помогает клиенту отрепетировать и осознать способ его контактирования с внешней средой. Этими действиями он вызывает у последнего не только более очевидное понимания происходящего, но и осознания (инсайты), которые меняют психику и позволяют клиенту трансформировать своё поведение, чтобы создать контакт со средой.

Вот.

Больше не говорите мне, что вы не поняли что такое ретрофлексия. Зло берёт.

Смотрите новое видео моего проекта «Волшебная таблетка» на Youtube!

🔽 Реальная психотерапия в действии! 🔽

pechkeen.livejournal.com

ретрофлексия — это… Что такое ретрофлексия?

  • ретрофлексия — ретрофлексия …   Орфографический словарь-справочник

  • ретрофлексия — и, ж. (нем. Retroflexion …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ретрофлексия — сущ., кол во синонимов: 1 • смещение (44) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Ретрофлексия — ж. Произношение согласного звука в некоторых языках в таком положении артикуляционных органов, когда язык поднимается к твёрдому нёбу (в лингвистике). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • ретрофлексия — ретрофлексия, ретрофлексии, ретрофлексии, ретрофлексий, ретрофлексии, ретрофлексиям, ретрофлексию, ретрофлексии, ретрофлексией, ретрофлексиею, ретрофлексиями, ретрофлексии, ретрофлексиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А.… …   Формы слов

  • ретрофлексия — ретрофле/ксия, и …   Слитно. Раздельно. Через дефис.

  • РЕТРОФЛЕКСИЯ — (retrofleхюп) смещение кзади како голибо органа или его части, в частности, аномальное смещение кзади верхней части матки (т.е. той ее части, которая наиболее удалена от шейки матки) …   Толковый словарь по медицине

  • ретрофлексия — Один из механизмов избегания. Тенденция обращать мобилизованную энергию во вред самому себе (например, мазохизм или соматизация), или делать самому себе то, что хотелось бы получить от других (например, хвастовство) …   Словарь по гештальт-терапии

  • ретрофлексия — ретро/флекси/я [й/а] …   Морфемно-орфографический словарь

  • ретрофлексия матки — (retroflexio uteri; ретро + лат. flexio сгибание, изгиб; син. загиб матки) аномальный перегиб между телом и шейкой матки, при котором образованный ими тупой угол открыт кзади …   Большой медицинский словарь

  • psychology.academic.ru

    Ретрофлексия. Гештальт-подход и свидетель терапии

    Четвертый невротический механизм может быть назван ретрофлексией, что буквально означает «оборачивание в противоположную сторону». Ретрофлектор умеет проводить границу между собой и средой и проводит ее вполне четко, –только проводит он ее точно посередине себя самого.

    Интроектор поступает так, как хотят от него другие, проектор делает другим то, в чем обвиняет их по отношению к себе, человек в патологическом слиянии не знает, кто кому что делает, а ретрофлектор делает себе то, что хотел бы сделать другим.

    При ретрофлектированном поведении человек обращается с собой так, как первоначально он намеревался обращаться с другими людьми или объектами. Он перестает направлять свою энергию вовне, чтобы произвести в окружающем изменения, которые удовлетворили бы его потребности; вместо этого он направляет свою активность внутрь и делает объектом своих воздействий не среду, а себя самого. В той мере, в какой он это делает, он разделяет свою личность на две части – действующую и испытывающую воздействие. Он буквально становится своим собственным худшим врагом.

    Разумеется, ни один человек не может жить, постоянно давая ход каждому своему импульсу; по крайней мере некоторые из них необходимо сдерживать. Но произвольное останавливание деструктивных импульсов при понимании их деструктивности – это нечто совершенно иное, нежели обращение их на самого себя.

    Представьте себе измотанную женщину в конце тяжелого дня, в течение которого стиральная машина вышла из строя и порвала одежду, пятилетний сын в ярости изрисовал красным фломастером все обои в гостиной, мастер, который должен был починить вытяжную трубу, не появился, а муж пришел к обеду на час позже, чем она ждала. Ее настроение может быть поистине убийственным; вряд ли было бы разумно выразить это состояние, прикончив сына или мужа, но столь же глупо было бы перерезать горло себе самой.

    Как проявляется механизм ретрофлексии? Интроекция проявляется в использовании местоимения «я», когда реально имеются в виду «они»; проекция проявляется в использовании местоимений «оно» или «они», когда реально имеется в виду «я»; слияние проявляется в использовании местоимения «мы», когда реальное значение неизвестно; ретрофлексия проявляется в использовании рефлективного местоимения «самому себе» или «самого себя».

    Ретрофлектор говорит: «Я стыжусь самого себя» – или: «Мне нужно заставить себя сделать эту работу.» – Он делает почти бесконечный ряд утверждений такого рода, и все они основаны на удивительном представлении, что «сам» и «себя» – два разных человека. Наш незадачливый хорист говорит:

    «Я должен контролировать себя.»

    Конфликт между собой и другим, лежащий в основе невроза, проявляется в крайней путанице относительно самого себя. Для невротика «я» может быть зверем или ангелом, но никогда не «мной самим».

    Описывая развитие личности, Фрейд внес определенный вклад в эту путаницу. Он различал Эго («я»). Ид (органические влечения) и Супер-Эго (совесть), и описывал психическую жизнь индивида как постоянный конфликт между ними, –неразрывное объятие, в котором человек борется сам с собой до самой смерти. Ретрофлектор, по-видимому, живет в соответствии с фрейдовским представлением о человеке.

    Но давайте на минуту остановимся и рассмотрим, что такое в действительности Супер-Эго. Если Супер-Эго не является частью самости, или «я», или Эго, оно должно быть набором интроектов – неассимилированных установок и отношений, навязанных индивиду его средой. Фрейд говорит, что Интроекция обеспечивает процесс морального развития. Например, ребенок интроецирует «хорошие» образы родителей и делает их своими Эго-идеалами В таком случае Эго также становится набором интроектов. Но исследование невротиков постоянно показывает, что проблемы вызываются отождествлением ребенка не с «хорошими», а с «плохими» родителями.

    Установки и этику «хороших» родителей ребенок не интроецирует, он их ассимилирует. Он может не осознавать этого в сложных терминах психиатрического языка, но в действительности те установки, которые определяют удовлетворяющее его поведение родителей, он переводит в понятные ему представления, приводит их, так сказать, к общему знаменателю и ассимилирует в такой форме, в какой он может их применять. Он не может таким же образом обойтись с «дурными» установками родителей. У него нет средств справиться с ними, и нет даже изначального желания делать это, так что ему приходится принять их в качестве непереваренных интроектов.

    Здесь и начинаются проблемы. Личность теперь состоит не из Эго и Супер-Эго, а из «я» и «не-я», из себя и образа себя, и человек оказывается в состоянии такого замешательства, что не способен отличить одно от другого.

    Это замешательство в отождествлениях фактически и есть невроз. Выражается ли он первоначально в использовании механизма Интроекции или проекции, ретрофлексии или слияния, его главный признак – дезинтеграция личности и отсутствие координации между мыслью и действием.

    Терапия призвана исправить ложные отождествления. Если невроз создается «дурными» отождествлениями, то здоровье можно считать продуктом «хороших» отождествлений. Это, разумеется, оставляет открытым вопрос о том, какие отождествления хороши, а какие плохи. Простейший и, как мне кажется, наиболее удовлетворительный ответ, основывающийся на наблюдаемой реальности, состоит в том, что «хорошие» отождествления способствуют удовлетворению индивида и его среды и достижению им своих целей, а «дурными» можно назвать те, которые препятствуют его росту и создают для него преграды, или вызывают деструктивное поведение по отношению к среде. Ведь невротик не только страдает сам, но и наказывает своим саморазрушительным поведением всех, кто за ним ухаживает.

    Следовательно, в терапии мы должны восстановить способность невротика к различению. Мы должны помочь ему вновь обнаружить для себя, что является им самим, а что нет; что способствует его развитию, а что препятствует. Мы должны направить его к интеграции. Мы должны помочь ему обрести правильное равновесие и контактную границу между собой и остальным миром.

    Легко сказать «будь собой»; однако невротик встречает тысячи препятствий на этом пути. Понимая теперь механизмы, посредством которых невротик не дает себе быть собой, мы можем заняться последовательным отодвиганием этих препятствий с его пути. Именно это должно происходить в терапии, к описанию которой мы и переходим.

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    psy.wikireading.ru

    Ретрофлексия в гештальт-терапии — FAQ по реальности

    При ретрофлексии человек подобен гермафродиту — он направляет против себя то, что хотел бы сделать другому, или делает сам для себя то, что хотел бы получить от другого. Он может быть мишенью для самого себя, собственным Санта-Клаусом, собственным любовником и т.д. Он сжимает свою «психологическую вселенную» до самого себя, не ожидая ничего от других. При ретрофлексии человек способен разделять себя на наблюдателя и наблюдаемого или на созидателя и его дело. Эта способность имеет разные проявления. Человек может разговаривать сам с собой. Чувство юмора тоже свидетельствует об этом расщеплении, потому что он может посмотреть на себя со стороны и увидеть нелепость и абсурдность своего поведения. Чувство стыда или смущения — тоже проявления самонаблюдения и самооценки. Человек может создавать и собственную мораль.

    Существует множество описаний расщепления человека на самого себя и своего наблюдателя. В рассказе Эдгара По про Уильяма Уилсона и Гетевском «Лесном царе» речь идет о людях, тщетно пытающихся убежать от своего преследователя, который является частью их самих. Тот же феномен отражен в образе недремлющего Ока Божия, знающего все наши помыслы и намерения. Библейская история Моисея, который пытался скрыться от Всевидящего Ока, стала темой ранней картины Мелани Кляйн, где она представила созданный ребенком образ строгого супер-эго, которое является еще более строгим и беспощадным, чем родительское супер-эго.

    Родители могут знать только то, что ребенок разрисовал обои на стене или ущипнул младшего братишку. Ребенок же знает по себя: «Мне хотелось разрисовать стенку» или «Я хотел ущипнуть младшего братишку». Система «должен», претендующая на то, что лучше самого ребенка знает, что ему нужно, причиняет страдание и сковывает. Боль от осуждения самого себя пронизывает всю его жизнь.

    Представьте себе ребенка, который растет в доме, где люди если и не враждебны, то равнодушны и глухи к его детской жизни. Если он плачет, никто не качает его на коленях. Он лишен ласки и заботы. В конце концов он учится утешать и баюкать себя сам и больше никого ни о чем не просит. Потом он учится готовить себе пищу и делает это с любовью. Он покупает себе прекрасные наряды и дорогие автомобили. Он тщательно подбирает для себя окружение. Но при этом у него все равно остается интроективное убеждение: «Мои родители не будут заботиться обо мне». И он не позволит себе понять, что это вовсе не означает «Никто не будет заботиться обо мне». Сохраняя эту интроекцию, он неизбежно приходит к выводу : «Тогда я должен делать это сам».

    В то же время импульс, который был направлен на другого человека, он может повернуть на самого себя. Эта направленность может быть либо враждебной, либо нежной. Вспышки, горячность, крики или драки последовательно искореняются. Снова появляется интроекция: «Я не должен злиться на них», — которая позволяет создать ретрофлективную оборону. Он поворачивает свою злость на себя самого.

    Вот наглядный пример подобного явления. Молодой человек лет тридцати в детстве переболел энцефалитом с осложнениями, что впоследствии привело к задержке умственного развития. Он любил разговаривать с людьми, но не мог долго поддерживать беседу, и когда начинал понимать, что теряет нить, говорил себе в ярости: «Я глупею, я глупею!» Потом он «выгонял» себя на лестницу , садился там, сжавшись в комочек, щипал себя до боли и, раскачиваясь, повторял: «Я глупею, я глупею!»

    Ретрофлективная активность в лучшем случае может выполнять роль гибкой самокоррекции, противодействуя жесткому ограничению и риску собственных спонтанных реакций. На опасной высоте напряжения чувств человек должен остановить себя, как если бы он отплыл слишком далеко от берега. Слишком сильно вовлеченный в ситуацию человек может быть настолько некритичным к себе, что понадобится противодействие его порывам. Например, мать сдерживает себя, чтобы не ударить своего ребенка, и крепко сжимает кулаки.
    етрофлексия становится особенностью характера, только тогда, когда постоянно возникает ступор между противоположными стремлениями человека. Тогда естественная задержка спонтанного поведения, временная и разумная, закрепляется в отказе от действия. Теряется естественный ритм между спонтанным поведением и самоконтролем, и его потеря расщепляет человека на части.

    Когда ретрофлексия повторяется, человек начинает подавлять собственные реакции на внешний мир и остается в тисках своих противоположных, но застывших сил. Например, если ребенок по требованию строгих родителей один раз перестает плакать, он не должен приносить эту «жертву» всю оставшуюся жизнь.

    Главная проблема нормального существования -научиться своевременно сдерживать себя только в соответствии с ситуацией, а не навсегда отказываться от того, что требовало лишь временного ограничения. Возможно, что ребенок из нашего примера только думал, что должен глотать слезы, тогда как на самом деле этого никто не хотел. Главное, что он не должен всегда поступать так и только так.

    Мышление само по себе — это ретрофлективный процесс, тонкий способ разговора с самим собой. Однако ретрофлективное мышление может прерывать или замедлять поведение. Это важно для ориентации человека в тех вопросах его жизни, которые слишком сложны, чтобы решать их спонтанно, например, выбор профессии, будущей жены или мужа, решение сложной математической задачи, проектирование здания и т.п. Такое торможение порой происходит, даже когда человек принимает самые незначительные решения: пойти посмотреть кровавый триллер или при нынешнем настроении остановиться на чем-то приятном.

    К сожалению, расщепление, возникающее при ретрофлексии, часто вызывает стресс, потому что остается внутри и не проявляется в соответствующих действиях. Развиваясь, человек мог бы поменять направление энергии своей внутренней борьбы таким образом, чтобы направить бурлящий внутри «котел» в сторону с чем-то внешним. Освобождение от ретрофлексии состоит в поиске чего-то другого, применимого к жизни.

    Хотя цель состоит в поисках контакта с другими, на первый план сначала все же выходит внутренняя борьба. Когда побуждение к контакту с другими резко перекрывается, взаимодействие между «раздробленными» частями внутри человека должно быть осознано. Один из способов определить, где происходит борьба, — внимательно приглядеться к позам, жестам или движениям человека.

    Представьте себе, что мужчина описывает женщине печальное событие из своей жизни и вдруг замечает, что она все глубже и глубже вжимается в кресло, крепко обнимая себя руками. Он обрывает рассказ, потому что чувствует, как с каждым следующим словом она отдаляется, оставляя его один на один со своей печалью. Однако переживания женщины были совершенно другими. Ее жест выражал одновременно потребность в поддержке и желание поддержать. Но вместо того, чтобы обнять его, она сжимала себя. Ее импульс выразить сочувствие вызвал противоположную мускульную реакцию — удержать импульс под контролем. В результате руки женщины как будто связали две равные по величине, но противоположные по вектору силы. Вся ее энергия ушла только на подавление импульса, которого она боялась.

    У другого человека внутренняя борьба может препятствовать агрессивным побуждениям — желанию оскорбить, ударить, укусить или выказать враждебность. Тогда желание держать себя в рамках и подавить злость можно обнаружить в напряженной, застывшей позе, неподвижной челюсти. Женщина, которая скрещивает ноги, может сдерживать свое возбуждение. Дама, поддерживающая свой затылок, возможно, сдерживает желание поддержать другого. Люди тратят громадное количество энергии на сдерживание подобных порывов.

    Для того, чтобы ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ РЕТРОФЛЕКСИИ, человеку нужно вновь осознать, как он сидит, как держит себя при людях, как скрипит зубами и т. д. Если он знает, что происходит у него внутри, его энергия готова к преобразоваться в реальное действие или фантазию. Он может представить себе, с кем бы ему хотелось посидеть вместе, кого бы хотелось обнять, кому бы он хотел дать в зубы, кого бы — сожрать или покусать.

    И.Польстер

    realfaq.ru

    Ретрофлексия (или «Пара слов о людях сдержанных») ч.3, Психология – Гештальт Клуб

    ВИДЫ, ПРИЗНАКИ И ОСОБЕННОСТИ РЕТРОФЛЕКСИИ

    В предыдущей статье я рассматривал частный случай ретрофлексии, когда индивид останавливает собственную агрессивную энергию, направленную вовне для удовлетворения потребности, а затем обращает её на себя. Это так называемая ретрофлексия катарсиса. Когда я делаю себе то, что хотел бы сделать другим. Пример ретрофлексии катарсиса – когда человек переживает вину, обвиняет себя вместо проживания обиды и обвинения в адрес другого. Но существует ещё четыре описанных в литературе вида ретрофлексии, 2 из которых различные авторы иногда выделяют в качестве отдельных механизмов прерывания контакта.

    Виды ретрофлексии:
    1. Ретрофлексия катарсиса
    2. Зеркальная ретрофлексия (другое название процесса – нарциссическая ретрофлексия или конфлексия (И. Булюбаш «Руководство по гештальт-терапии»)) – вид ретрофлексии, при котором индивид делает себе то, что хотел бы получить от других. При зеркальной ретрофлексии блокируются импульсы, направленные на приближение к избранному объекту: я не жалуюсь (чтобы пожалели), не прошу поддержки, когда трудно, не ищу ласки, когда хочу её, не добиваюсь любви того, кого люблю. «Девизом» является самодостаточность. Следует отметить, что при этом виде ретрофлексии так же происходит расщепление, организованное по тому же принципу, что и ретрофлексия катарсиса, меняется только функция «собаки сверху», она носит более «мягкий» характер, т.е. я обеспечиваю удовлетворение потребности, действуя от имени одной отщепленной части относительно другой отщеплённой части. (П. Филиппсон «Self в отношениях», Лебедева, Иванова «Путешествие в гештальт»)
    3. «Замороженность» — движение, направленное в среду, подавляется в самом начале, не разворачиваясь на себя. Мышечный тонус оппозиционных мышечных групп примерно одинаков, и в этом случае блокируется действие само по себе. Для наблюдателя это выглядит как напряжение и неподвижность мышечных групп – так называемые «замороженные клиенты», малоподвижные напряженные, не ощущающие вкуса к жизни и движению. (И. Булюбаш «Руководство по гештальт-терапии») 
    4. Профлексия – смесь проекции и ретрофлексии. Процесс, который с натяжкой, но всё же можно обозначить как частный случай ретрофлексии. Заключается в том, что индивид делает для других то, что хотел бы получить для себя. В случаях профлексии просьба ретрофлексируется, а потребность проецируется в адрес другого.
    5. Эготизм — особый вид ретрофлексии, при котором индивид поддерживает слишком непроницаемую границу с окружающей средой. Проявляется через торможение, удержание себя в момент, когда, чтобы достигнуть финального контакта, необходимо обратное. При эготизме сложно или невозможно достичь спонтанности, так как не может быть отброшен осмысленный, размеренный, «педантичный» характер работы по ориентации и манипуляции. (Е. Петрова «Мастерская гештальта») Другими словами, эготизм – это невозможность отпустить себя. Что примечательно, для эготизма больше всего характерно определение «феномен жесткой границы», энергия в этом случае не направляется на себя, но останавливается на границе контакта или «пропускается» дозированно. 
    Ретрофлексия может принимать самые различные формы и проявляться в самых разных сферах жизни клиента. Ниже приведены основные формы.

    Формы ретрофлексии:
    1. Мышление — является продуктом ретрофлексии. Весь процесс обдумывания идет «под кожей», внутри моей границы. Все, что требует слов «внутренней речи», связано с «закрытием своей границы», уходом (пусть временным) от контакта с другими. Это может быть здоровая ретрофлексия в той мере, когда она мне позволяет подготовиться к действию или к общению, но если я только думаю и не говорю, то ретрофлексия парализует действие. (Лебедева, Иванова «Путешествие в гештальт», Робин «Гештальт-терапия»).
    2. Психосоматизация. Любая психосоматическая хворь организована с помощью ретрофлексии. Ретрофлекторам в силу привычки легче платить телесным страданием или душевной болью, чем рисковать отношениями или самооценкой.
    3. Сновидения. Рассказать сон своему терапевту – это значит поведать ему что-то такое, чего сам клиент не знает и не сумел бы ему рассказать по-другому. Содержание сна тогда рассматривается как бы построенное в основном из ретрофлексивного материала и в особенности из ретрофлексий, возникших в течение предыдущего сеанса, которые таким образом пытаются проявиться сначала во сне, потом в пересказе сна данному адресату. (Робин «Гештальт-терапия») Так же на это указывает И.Фром, по его мнению, в содержании сна представлены не только проекции, но и ретрофлексии, и особенно ретрофлексии, возникшие в течение пре¬дыдущего сеанса. Сновидение может выступать как некий «аналог» несостоявшегося разговора с психотерапевтом. Соответственно, особое внимание имеет смысл уде¬лять сновидениям, снившимся ночью после терапевтического сеан¬са или накануне его.
    4. Самоконтроль (самодисциплина) – когда я начинаю контролировать себя, то можно говорить о ретрофлексии. При здоровом варианте – я контролирую свои действия и поведение, чтобы не впасть в противоположность ретрофлексии – импульсивность. Нездоровый вариант – неосознанный самоконтроль в любых ситуациях.
    5. Мастурбация – рассматривается как вариант зеркальной ретрофлексии. По мнению Перлза мастурбация – это «вид изнасилования, поскольку само тело не отзывается ни на что другое, кроме другого реального тела в окружающей среде. Удовлетворение достается агрессивной руке, а сексуальное удовольствие – это побочный эффект». (Ф. Перлз Теория «гештальт-терапии») 
    6. Интроспекция (самонаблюдение) — это «глазение» на самого себя. Эта форма ретрофлексии очень распространена в нашей культуре, так что психологическая литература часто принимает как само собой разумеющееся, что любая попытка увеличить самоосознавание обязательно сводится к интроспекции. Хотя это совершенно не так, вместе с тем, по-видимому, каждый, кто будет выполнять эти эксперименты, начнет с интроспекции. Наблюдающий отделен от наблюдаемой части, и пока это разделение не «срастется», человек не почувствует, что возможно самоосознавание, которое не есть интроспекция. (Ф. Перлз «Практикум по гештальт-терапии»)
    7. Самоубийство — высшая форма ретрофлексии, субъект убивает себя самого вместо того, чтобы убить того, кто заставил его страдать. Существует также множество форм проявления ретрофлексии в повседневной жизни любого человека, но в этой работе я хотел бы коснуться тех проявлений, с которыми терапевт может встретиться при работе с клиентом – во время сессии, условно назовём эти проявления признаками. Большая часть работы по систематизации основных признаков проделана в книге Лебедевой и Ивановой «Путешествие в гештальт», в этой работе я рискнул дополнить их список за счёт своего опыта работы и анализа иной литературы на эту тему.

    Признаки ретрофлексии в сообщениях клиента о себе:
    1. Описания того, что человек никак не может сделать в жизни, хотя собирается. 
    2. Хочет, но не может сделать чего-то в сеансе (внутренний саботажник).
    3. Запросы к терапевту, приблизительно звучащие как «Помогите мне справиться с собой, переделать себя». Часто ретрофлексивный клиент приходит уставшим и измождённым, у него более нет сил совершать над собой насилие, и он приходит к терапевту как бы для того, чтобы тот научил его, показал иные способы принудить себя, заставить себя делать что-то.
    4. Клиент может рассказывать о чувстве вины или переживании стыда. Чувство вины обычно считается обращенным на себя гневом или обидой. В то время как стыд – это переживание собственной негодности для другого человека, продукт самооценки и препятствие на пути к сближению. 
    5. Рассказы о симптомах (часто болях или напряжениях) в определенных участках тела, которые возникают в непосредственной связи с эмоционально нагруженными событиями. Нередко клиенты отмечают появление головной боли во время остановки плача или при остановке действия, направленного к терапевту.
    6. Наличие ряда психосоматических болезней.

    Признаки ретрофлексии через невербальные сигналы в процессе сеанса:

    1. Неловкие, неудобные позы или очевидные мышечные блоки, зажимы, напряжения, боли – заметные наблюдателю или декларируемые. Есть вариант «застывшей ретрофлексии», когда действие мышц антагонистов поддерживается в равновесии и человек производит впечатление напряженного и неживого. Все отражается в позе и жестах – скованные руки и опущенные плечи, сжатые челюсти и кривая извиняющаяся улыбка, отсутствие движений во время всей сессии и ноги, будто приросшие к полу. В здоровом организме мышцы не зажаты и не расслаблены – это средний тонус, готовность к выполнению действий и движений.

    2. Зажатое, неровное или поверхностное дыхание (часто одновременно переживается тревога).
    3. Вербальные, но в основном невербальные признаки переживания стыда или смущения (ситуативные — покраснение лица, телесное напряжение, задержки дыхания, опускание глаз) – тоже проявления самонаблюдения и самооценки.
    4. Неспецифические повторяющиеся жесты, когда человек что-то сам себе делает (кручение волос, раскачивание и т.п.). Признаки зеркальной ретрофлексии – поглаживание себя, поддержка себя руками, жалость к себе, в контексте сессии, в тот момент, когда нужна поддержка или утешение от терапевта.
    5. Гримасы, «помогающие» сдерживать, не выражать определенные чувства (сжатые челюсти с катающимися желваками)
    6. Несовпадение жестикуляции с эмоциональным значением речи.
    7. Частые глотательные движения.
    8. Приостановленные или оборванные действия.

    В речи клиента во время сеанса:
    1. Монотонный, мало модулированный голос; высокий, не соответствующий конституции регистровый диапазон; резкие изменения регистра голоса во время эмоционально значимых переживаний.
    2. В речи ретрофлексия проявляется в том, что глагол сопровождается возвратным местоимением. «Я говорю себе», «Я спрашиваю себя», «Я ругаю себя», «Как мне заставить себя это делать?» — всё это лингвистические маркеры ретрофлексии. Воспроизведение вслух внутреннего диалога (с одной стороны…с другой стороны, да…но).
    3. Приостановленные или оборванные слова или фразы.
    4. «Холодные» и отстраненные рассказы об эмоционально травматичных событиях.
    5. «Рассказы о…» (эбаутизмы) – подробные рассказы о прошлом или не относящихся напрямую к делу событиях, всякого рода объяснения, где рассказчик говорит о себе, лишая свою вербальную продукцию всяческой выразительности. По сути, заговаривание своих собственных актуальных переживаний.
    6. Ответы на свои собственные вопросы. Типа: «я хотел спросить, что мне делать, но знаю, что я сам должен это понять». При таком построении диалога теряется значимость присутствия другого человека, в частности – терапевта.
    7. Согласно Польстерам — чувство юмора, насмешки над собственным поведением тоже свидетельствуют о расщеплении клиента на того «кто смеётся» и того, «над кем смеются», в этом смысле клиент может посмотреть на себя со стороны и увидеть нелепость и абсурдность своего поведения.

    При использовании в работе арт-терапевтических методов, для ретрофлексии характерны спирали, возвратные линии в рисунках.

    Помимо представленного многообразия форм, которые ретрофлексия может принимать в поведении человека, в работе с клиентами я наблюдал интересные феномены и особенности, которые стоит изложить отдельно в виде гипотез и предположений, прежде, чем переходить к следующей части работы.

    Некоторые особенности ретрофлексии:
    1. Ретрофлектор – это человек, которого как будто мама не пускает гулять, например, с условным Петровым. Только все ограничения находятся внутри: желание и просьба пойти погулять, а ещё мама, возможно даже Петров, который никогда не узнает о том, что с ним хотели погулять. А реальный Петров, который может сам решить предложить погулять – встретит отказ, а то и тотальное отвержение.
    2. Учитывая, что ретрофлектор удерживает свои импульсы в себе — он находится как бы в защитной позиции. Человек, который желает установить контакт с ретрофлектором, должен удвоить свои усилия, пройдя «линию обороны». Таким образом, ретрофлекторы иногда вступают во взаимоотношения с людьми «энергичными», склонными к нарушению чужих границ. В конечном итоге, они от них и устают, разрывая отношения и закрываясь ещё больше.

    3. Ретрофлексия важна как регулятор дистанции, отвечая за удаление. В этом смысле она противоположна конфлюэнции, которая ориентирована на сближение. Если при конфлюэнции «Я» может исчезнуть вследствие появления «мы», раствориться в «мы», то в случае ретрофлексии «Я» делится на две разнополярные, разнонаправленные части (силы), которые, по сути, аннигилируют (пытаются это сделать) друг друга. 
    4. Там, где я удовлетворяю свою потребность сам при помощи ретрофлексии — одна часть остаётся пассивной, а другая активна, что похоже на насилие. Ретрофлексия появляется там, где изначально не было выбора и возможности отказаться. Хотя подчинение и отказ – суть две полярности, между ними есть ещё договор. (функции выбора) Рассуждая о ситуациях, где родительское принуждение становилось насилием, а ребёнок жертвой — можно задаться вопросом о формировании функции Эго, контакт здесь не прерывается, просто изначально нет опыта успешного прохождения по циклу контакта. Несмотря на утверждение Перлза о том, что при ретрофлексии функция выбора не нарушается, я склонен соглашаться с противоположной точкой зрения, которой придерживаются другие авторы, например П. Гудман. Возможно, нарушается, т.к. при «хронической» ретрофлексии теряется осознавание человеком той потребности, которая не удовлетворяется. С возвращением же осознанности, человек может выбирать – продолжать ли ему ретрофлексировать или попробовать удовлетворить потребность посредством среды.
    5. Выражения «собака сверху» и «собака снизу», относящиеся к процессу расщепления при ретрофлексии, часто сравнивают с «родителем» и «ребёнком» из транзактного анализа. Кроме того, расщепление клиента при ретрофлексии, взаимодействие двух его частей напоминает взаимоотношения «жертвы» и «преследователя» в треугольнике Карпмана, что, кстати, наблюдается при работе с симптомами. На это указывает и Гусев В. в своей книге «Средство от всех болезней». Одна часть «нападает» на другую. При этом, терапевт, как «спасатель», автоматически присоединяется к роли жертвы, поддерживает её. Результат предсказуем. Если брать пример, в котором, «преследователь» подгоняет жертву, а жертва мучается от усталости, то любые интервенции, направленные на поддержку (поддержка может принимать самые разные формы) жертвы, лишь усугубят положение. В коне

    gestaltclub.com

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *