Самостоятельный ребенок: хорошо или плохо?
Детский психолог Елена Макаренко сегодня расскажет о том, стоит ли поощрять самостоятельность ребенка.
Говоря о самостоятельности ребенка, отмечу, что каждый понимает значение этого слова очень индивидуально. Для кого-то — это возможность или способность действовать без чьего-либо вмешательства, а для кого-то самостоятельность – это умение самостоятельно кушать ложкой, застегивать пуговицы и ходить на горшок.
Самостоятельность – это не только возможность действовать без чьей-либо помощи, это еще и умение брать на себя ответственность, узнавать, открывать для себя что-то новое, неизведанное, знакомиться с чем-то непонятным, поступать по-другому.
Основная задача родителей — помочь своим детям стать самостоятельными. Дать детям возможность быть самостоятельным –это основной показатель проявления заботы и любви. Очень важно понять, насколько мы, родители, даем своим детям действовать и поступать так, как они хотят. Родителям, нужно научиться не перегружать малыша своей опекой и контролем.
Важно понимать, что для каждого возраста есть свои этапы взросления и обретения независимости.
Дети делают первые шаги самостоятельности в тот момент, когда начинают без чьей-либо помощи держать предметы, ползать, вставать, ходить.
В годик мы радуемся и хвалим малыша за то, что он проявляет интерес к еде, сам берет ложку и попадает в ротик. В полтора — малыш самостоятельно просится на горшочек, и это не может не вызвать восторг и гордость. В три годика мы гордимся, когда ребенок одевает правый ботинок на правую ногу, а левый — на левую, сам застегивает пуговицы и складывает игрушки. И так, взрослея, малыш каждый день будет осваивать новое умение, новое действие, то, которое он хочет выполнить сам, без подсказки и посторонней помощи.
Нужно вовремя, остановиться и перестать делать за ребенка то, что он может сделать сам (кушать, одеваться, убирать игрушки, застилать кровать, складывать портфель, делать уроки и т.д.). Не нужно недооценивать возможности своих детей. Чаще говорите им: ты можешь, ты умеешь, ты сделаешь это сама, тебе это под силу, у тебя получится.
Насколько самостоятельным и ответственным вырастет ребенок, зависит от того, каких принципов воспитания будут придерживаться родители. Рассмотрим несколько жизненных примеров.
Читай также: Стоит ли делать из ребенка лидера?
www.uaua.info
Может ли самостоятельность быть отрицательным качеством, в каких случаях и почему?
Самостоятельность – это способность человека действовать и принимать решения вне зависимости от внешних факторов, посторонней помощи или чьего-либо влияния. Это качество является незаменимым практически в любой сфере жизни. Все привыкли считать его положительной чертой человека. Однако может ли самостоятельность быть отрицательным качеством и стать помехой на пути к личному счастью и построению блестящей карьеры?
Самостоятельность у детей
Прививать самостоятельность человеку, безусловно, нужно с самого детства. Многие родители, чрезмерно опекая своего ребенка, не дают ему полноценно развиваться и познавать мир. Им проще сделать все самим, нежели ждать, пока малыш сам покушает, при этом замарав всю одежду, или будет очень долго складывать свои игрушки. Между тем подобные действия со стороны взрослых могут подавить всяческую активность и проявление инициативы у ребенка, сделать его навсегда психологически зависимым от родителей.
Во взрослой жизни это выльется в неспособность человека самостоятельно принимать решения. Ни одно действие не будет выполнено без совета родителей, супруга или начальника на работе. Инфантильность приносит самому человеку и его близким большое количество проблем и неприятностей.
Многие родители задаются вопросом, может ли самостоятельность быть отрицательным качеством, если она развита у ребенка чрезмерно, не перейдет ли она в неуправляемость и полное непослушание? Чтобы такого не произошло, свобода действий детей должна быть ограничена жесткими рамками, находиться под контролем и проявляться только в определенных делах, порученных ребенку. Со временем дети осознают, когда и как необходимо проявлять самостоятельность.
Минусы женской самостоятельности
В современном мире женщины стремятся обрести все большую независимость и свободу. Многие представительницы прекрасной половины человечества берут на себя главенствующую роль в семье, в одиночку принимают все ответственные решения, стараются заработать больше мужа. Может ли самостоятельность быть отрицательным качеством в этом случае?
Излишняя женская самостоятельность может привести к серьезным проблемам в семье. Жена будет постоянно срывать негатив на муже, жаловаться и укорять его в ничегонеделании. Супруг при этом начинает ощущать себя совершенно ненужным и бесполезным. Мужчина начинает на стороне искать девушку, с которой он сможет почувствовать свою значимость. Как правило, дело заканчивается разводом. Для таких семей ответ на вопрос, может ли самостоятельность быть отрицательным качеством и почему, является очевидным.
Помеха успешной карьере
Устраиваясь на работу, многие люди отмечают в анкете самостоятельность как свою положительную черту. Это, безусловно, так. Как правило, никто даже не задумывается, может ли самостоятельность быть отрицательным качеством. Однако тут очень многое зависит от должности, на которую претендует кандидат. Для руководящих позиций самостоятельность является просто незаменимым качеством, без которого успешная работа совершенно невозможна. Рядовые сотрудники, от решений которых не зависит напрямую успешная деятельность компании, также должны обладать самостоятельностью для выполнения мелких задач, поставленных перед ними.
Тем не менее, бывают ситуации, когда излишняя самостоятельность вредит карьере человека. Так, например, если сотрудник, не посоветовавшись с руководителем, примет ответственное решение, оказавшееся неправильным, он вряд ли заслужит одобрение начальства и коллектива. Если такая ситуация повторится неоднократно, карьера человека может оказаться под угрозой. В этом случае важно знать, может ли самостоятельность быть отрицательным качеством, почему и когда не стоит решать вопросы в одиночку.
fb.ru
Самостоятельность это хорошо или плохо?
ДОКУМЕНТРазмышления об особенностях российской школы экономической мысли академика РАН Л. И. Абалкина (из доклада на научной конференции Института экономики РАН и Вольного экономического общества России).
Глобализация, ставшая ведущей тенденцией мирового развития, отнюдь не снимает, а во многом и обостряет проблемы экономического, социального и политического прогресса. Она снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. У каждой из них есть свои достоинства и преимущества, своя система ценностей и свое понимание прогресса. .. В связи с этим предстоит еще раз вернуться к осмыслению особой роли и места в науке российской школы экономической мысли. .. Огромное влияние на самоопределение российской школы экономической мысли, как в отечественной, так и в мировой науке, оказали самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации. Ни одна другая цивилизация, если исключить плохо пока изученную специфику азиатской цивилизации, не обладала столь отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем. Это не могло не отразиться на культуре и на науке, особенно гуманитарной. То, что признано на Западе как непреложная истина, снимающая все ограничения как несущественные, совсем иначе и часто принципиально по-иному воспринимается в российской экономической мысли.
Мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих свое благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления. .. Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха.
Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ
1. Почему автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли? Чем определяется самобытность этой научной школы?
3. Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны?
4. Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия, приведите примеры, подтверждающие вывод ученого о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учеными-экономистами, привело к неудачам.
schoolmaks.ru
Как стать взрослым и самостоятельным человеком
Главный признак самостоятельности – способность принимать взвешенные решения и нести ответственность за из последствия. Паспортные данные далеко не всегда соответствуют уровню личностной зрелости человека. Учитесь полагаться на собственные силы.
Как стать взрослым и самостоятельным человеком
Это раньше самостоятельный человек был синоним к взрослому. Сейчас, когда мальчики уже практически не уходят в армию, а девочки не обременены домашним хозяйством, встретить по-настоящему самостоятельного человека сложно.
Хорошо это или плохо? Ответить на этот вопрос можно в дипломатическом стиле, не сказав ни да, ни нет. Потому что, плюсы, как и минусы наблюдаются до поры до времени.
Поэтому не стоит в погони за самостоятельностью сметать все на своем пути, но все-же по возможности старайтесь оторваться от маминой юбки как можно раньше.
Какими же чертами обладает самостоятельный человек? Прежде всего, самостоятельность включает в себе понятие самодостаточности, когда человек может сам себя обеспечить.
Также она подразумевает ответственность за других, более слабых людей. Такие люди всегда готовы подставить свое сильное плечо в трудную минуту. Ведь они не понаслышке знают, как тяжело бывает порой. Какие трудности кроет в себе самостоятельная жизнь.
Конечно, самостоятельные люди никогда не выставляют на показ свои достижение в этом плане. Не стоит путать юношеские бунтарские проявления с самостоятельностью. Что хочет бунтарь? Показать, что он уже взрослый, заставить остальных считаться со своим не всегда правильным мнением.
Тем самим тинэйджер только выставляет себя на посмешище. Помните, что признаком самостоятельности скорее станет рассудительность и ответственность за свои поступки, а не показное хамское отношение и грубость. Наверное, вам кажется, что эти вещи никак не вяжутся вместе. Но это совсем не так.
Научившись принимать решение, видеть, что стоит за тем или иным поступком. Вы стане более ответственно смотреть на свои поступки. Также сможете определить, что такое хорошо, а что такое плохо. Тем самым показав, что вы готовы к самостоятельной жизни, поскольку знаете ответ на главные вопросы, умеете разбираться в вещах и не поддаетесь пагубному влиянию со стороны.
Поверьте, научится обладать такими чертами вполне реально. Просто нужно пересмотреть свое поведение. Скорее всего вы отдаете себе отчет, где вы (а может быть сердобольная мама) перегибаете палку. Нужно приучить себя в одиночку справляться с проблемами.
А не бежать из-за каждого недоразумения или конфликта плакаться. Конечно, речь не идет о действительно серьезных проблемах, где на кон поставлена жизнь и здоровье человека. Но все-же, знайте грани допустимого.
И на последок откроем маленькую тайну. Чтобы стать самостоятельным, нужно взять под свою опеку кого-то, кто нуждается в вашей опеке. Заведите себе маленького щенка. Ежедневная забота о нем. Слежение, чтобы он не был голодным. Был по возрасту привит от болезней. Гулял на улице. Не прыгал грязным на постель. Все это поможет научиться быть самостоятельным гораздо быстрее, чем долгие тренинги.
К слову, домашний питомец отлично поможет как взрослым, так и детям. Стремление стать самостоятельным – это первый шаг на пути к успеху. Не отступайте от своей цели. Не сдавайтесь под гнетом общественности в лице близких и знакомых. Ваши родственники просто не хотят отпускать вас с домашнего уютного гнездышка, они по-своему проявляют заботу о вас.
Решив стать самостоятельным не рубите с плеча. Постарайтесь найти «золотую середину», когда никто не будет ограничивать вашу личную свободу, но в тоже время вы будете находиться в достаточно близком контакте с другими людьми. Взаимодействие с другими помогают нам еще больше почувствовать, что вы чего-то научились. Пусть похвала с их уст станет для вас лучшей наградой.
К слову, заслужить ее очень просто. Нужно придумать и сделать что-то приятное и одновременно неожиданное. То, что вам не характерно. Например, если перед выходом в школу вы никогда не застилали постель, то сделайте это своей привычкой. Да и вам же самим будет приятней возвращаться домой в прибранную утром комнату, и ваши родители заметят, что вы выросли.
Самостоятельный человек не только делает то, что хочет. Он также имеет некоторые обязательства перед семьей, обществом. Подумайте, что можете сделать вы. Быть может вы возьмете на себя обязанность мыть посуду после ужина?
Или посчитаете правильным хорошо учится, ежедневно ходить на работу? Помогать ухаживать за младшей сестренкой? выбор широк. И за что бы вы не взяли, это будет просто замечательным решением. Оно поможет вам приобрести самостоятельность и уважение от других людей.
© София, BBF.RU
bbf.ru
Мой ребенок должен быть самостоятельным. Как этого добиться?
Об этом знают практически все родители, при этом частенько пренебрегают этим правилом. Почему? Мы взрослые часто спешим, не хватает времени, а иногда и терпения: «Ну что ты копошишься?! Давай я быстро тебя одену, обую, а то опаздываем!» Знакомо? И вот ребенок растет, возможно, он уже одевается сам, но за него решают родители задачку по математики, потому что давно пора уже ложиться спать. Готовят портфель на завтра и одежду, потому что обязательно он что-то забудет.
В результате такой «помощи» ребенок трудно адаптируется к школе, а еще трудней к изменяющимся ситуациям. Можно застраховаться заранее от таких нежелательных последствий? Конечно, если с раннего детства (1,5 – 3 года) следовать определенным правилам:
Даже если ребенок трудно справляется сам в какой-то ситуации, но имеет уже определенные навыки, спокойно даем ему время для решения своей задачи. Споткнулся и упал, реакция родителей, не — о, ужас! Какой плохой ковер, давай его побьем, а мудрая.
— Давай, поднимайся малыш. Ты уже можешь сам.
Если вам не нравится, что делает ребенок, вместо поучительного «ну что ты натворил!» стоит вовлекаться в процесс и сменить деятельность ребенка незаметно, играючи.
Самостоятельность развивается, когда пробуждается интерес к окружающему миру методом «посмотри», «потрогай», «пощупай», «погладь».
И самый главный момент, научитесь доверять своему ребенку. С ранних лет даем установку: «Ты у меня молодец!», «Хорошо справляешься!», «Классно, оригинально у тебя получилось!»
Самостоятелен ребенок тот, кто способен сам ставить свои цели и сам их достигать, способный решать свои проблемы за свой счет: понятно, в соответствии со своим возрастом.
Две главные стороны самостоятельности — это свобода собственного выбора и способность оплачивать эту свою свободу.
В 3 года самостоятельный ребенок сам завязывает себе шнурки, в 7 лет может сам сделать себе завтрак и постирать свои вещи, в 8 лет самостоятельно может качественно делать свои уроки.
Первое и самое простое в воспитании самостоятельности — это не воспитывать несамостоятельность. Да, к сожалению, многие родители, и чаще мамы, делают это весьма настойчиво. Несамостоятельность воспитывается так же, как и любое другое умение и черта характера: в первую очередь с помощью внушений и подкрепления несамостоятельного поведения.
«Не ходи! Не бегай! Да кто тебя спрашивает, бестолочь! Тебе ничего нельзя доверить» — ну и что ждать после такого?
Если мама всего боится, ее ребенок самостоятельным не вырастет. И что делать? Признать, что мужское воспитание более продуктивно, перестать ему препятствовать и, напротив, поддерживать воспитательную активность мужа.
Рассказ участницы летних тренингов в Синтоне. Рядом с нами в палатке живет мальчик Данила, ему 6 лет, всегда живой, энергичный и самостоятельный. Я его спрашиваю: «- Слушай, Данила, а ты можешь дров нарубить? — Конечно, могу. — А сестру Настю накормить? — Я и так ее кормлю. — А палатку поставить? — И палатку поставить могу, мне папа уже доверял. — Данила, почему же ты все можешь? — Ну, я же мужчина!
Данила уверен в себе и самодостаточен. Спрашиваю маму, как она этого добилась? Она говорит: «Я отношусь уже не к проблемным родителям, но еще и не к продвинутым. Данилу воспитывает в первую очередь мой муж, за что ему большое уважение с моей стороны. Моя задача – не саботировать, просто идти за ним, не мешать». А что такого делает с ребенком муж? «Он делает две вещи, которые трудно делать мне: он не боится давать ребенку большую свободу и одновремено учит его беспрекословному послушанию. Я боюсь разрешать Даниле играть большим острым ножом или рубить дрова для костра, а Костя ему разрешает. С другой стороны, Данила меня слушает не всегда, а команды Кости он выполняет сразу, и это меня успокаивает».
Важный момент самостоятельности — привычка и способность принимать самостоятельные решения. Да, но вместе с этим родителям нужно, чтобы ребенок принимал нужные решения. Как это совместить?
Я росла самостоятельной. Сейчас понимаю, что самостоятельность, конечно, была подконтрольной. И тем не менее, меня с детства приучали все делать самой. А еще всегда давали выбор, создавая иллюзию того, что я сама принимаю решение. Да, выбор часто был безальтернативным и я, освоив это на уровне подсознания, сейчас пользуюсь таким выбором со своими детьми: «Катя, ты будешь рисовую кашу или гречневую?», «Катя, мы идем гулять в парк или в лес?», «Катя, ты пойдешь кататься на коньках или на лыжах?».
«Учить плавать, бросая ребенка в воду» — тактика ошибочная. Этапы становление навыка самостоятельности: 1. Ребенок участвует в деле, которое делают старшие, помогая им и под полным контролем старших. 2. Ребенок делает новое дело совместно с родителями. 3. Ребенок делает дело, родители ему помогают. 4. Ребенок делает все самостоятельно!
Важнейший вопрос — разделение ответственности: в каких ситуациях родители должны помогать ребенку, а в каких — ставить его перед фактом необходимости самому решать свои проблемы?
Чтобы ребенок привыкал действовать самостоятельно, нужно позаботиться о трех условиях: 1. Собственное желание ребенка. 2. Препятствие на пути к предмету желания, которое ребенок может преодолеть. 3. Длящееся вознаграждение! Эта идея гениальна, но как ее осуществить в жизни, не всегда понятно сразу.
Чтобы наши дети (а иногда уже и совсем взрослые) переставали быть детьми и становились самостоятельными, важно:
- Приучить детей к послушанию. Это звучит парадоксально, но это именно так: надежнее всего вы вырастите своего ребенка самостоятельным, если вначале приучите его вас слушаться. См.→
- Увлекать самостоятельностью. Если перед глазами ребенка будут красивые и яркие примеры самостоятельных, успешных детей, ребенок захочет быть на них похожим.
- Создавать ситуации, когда самостоятельность возможна и им по силам. Отдайте ребенку на откуп какие-то области, в которых он может осваивать незнакомые непривычные для него действия. Как будем эти области намечать, например, для ребенка пяти лет? Записываете, что ваш ребенок должен уметь делать самостоятельно и хорошо в шесть лет. Например, накрывать на стол, содержать в порядке игрушки и так далее… Тем самым вы создаете ему возможность самостоятельно это делать изо дня в день и оттачивать умение до состояния, когда эту область новых для него действий ребенок сможет контролировать полностью сам.
- Создавать ситуации, когда самостоятельность и взрослость престижна и становится привлекательной,
- Создавать ситуации, когда самостоятельность обязательна и просто вынуждена. Детей нужно просто приучать ко взрослой жизни, ответственности и самостоятельности, включая во взрослую жизнь, дела и заботы. В Африке дети пасут скот с 3 лет, как только научаются хорошо ходить. В деревне дети имеют взрослые обязанности лет с 5-7. «Какой тебе годик? — Седьмой миновал…» (Некрасов, Мужичок с ноготок).
Основные меры коррекции — лишение психологического инфантила привычных для него уютных удобств, помещение его в ситуацию реальных трудностей, выставление к нему все нарастающих требований. Прекратить (или последовательно уменьшать) денежное содержание, потребовать (обязать) учиться и работать, обслуживать себя (сходить в магазин, приготовить себе еду, прибирать за собой вещи). Заботиться о близких и родных. — Все это вещи предельно простые, житейские, но именно из этого и состоит взрослая жизнь и именно выполнение этих дел начинает превращать инфантила во взрослого человека.
Как помочь ребенку стать самостоятельным
Что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий? См. →
Свободное воспитание и воспитание самостоятельности
Вопреки распространенному мнению, свободное воспитание, предоставление ребенку полной самостоятельности вовсе не приводит к развитию самостоятельности. Ребенок, которому вы предоставили полную самостоятельность — это просто ребенок, предоставленный для любых других влияний. А кто отвечает за то, какими они будут?
Армейский стиль воспитания и воспитание самостоятельности
Одним из отработанных в культуре путей воспитания самостоятельности является армейский стиль воспитания. См.→
Освоение дома: план дел самостоятельному мужчине
Письмо молодому человеку, решившему начать учиться самостоятельной жизни: «Я шлю тебе план того, что тебе, по моему мнению, нужно выполнять каждый день. Ты можешь скорректировать его с учетом других своих обстоятельств. После этого твоя задача – каждый день выполнять все пункты. И каждый день в письменном виде подводить итоги: что сделал, что не сделал…» См.→
www.psychologos.ru