Результатом самопознания в частности является: Результатом самопознания, в частности, является 1) накопление знаний о человека и природе 2) познание ценностей общества

Итоговая контрольная работа по обществознанию 10 класса

ИТОГОВАЯ  КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА  ПО  ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  10 класс

ВАРИАНТ 1

При выполнении этой части дается 4 ответа, один из которых верный.                                                                   

1.Обществом в широком смысле слова называют

   а)весь окружающий мир                       б)совокупность форм объединения  людей

   в)группы, в которых происходит общение

   г)взаимодействия людей в повседневной жизни

 

2.Отношения общества и природы характеризуются тем, что

   а)общество  оказывает преимущественно отрицательное влияние  на природу

   б)природа полностью определяет  направление развития общества

   в)общество не оказывает существенного влияния на природу

   г)природа и общество воздействуют друг на друга

 

3.Если общество утрачивает способность  к выполнению той или иной значимой функции, то это является признаком

   а)регресса                  б)эволюции               в)революции               г)реформы

 

4. К потребностям человека, обусловленным его биологической организацией, относятся потребности в

   а) самореализации                  б)самосохранении               в)самопознании

   г) самообразовании

 

5.Признаком человеческой деятельности, отличающей  ее от поведения животных, является

а)проявление активности               б) целеполагание             в)приспособление к среде обитания

г)взаимодействие с окружающим миром

 

6.Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие конкретному человеку?

   а)индивид              б)деятель               в)творец              г)индивидуальность

 

7.Результатом самопознания, в частности ,является

   а)накопление знаний о человеке и обществе               б)познание ценностей общества

   в)изучение социальных норм                                    г)представление о своих способностях

 

8.Познание в отличие от общения

   а)является проявлением человеческой активности

   б)допускает использование речи ( словесных форм)

   в)способствует развитию личности

   г)может быть индивидуальным

 

9. И абсолютная ,и относительная истины

   а)всегда находят свое подтверждение в практике

   б)носят объективный характер

   в)дают полное, исчерпывающее знание о предмете

   г)могут быть опровергнуты со временем

 

10.Примером какого вида знания является утверждение: «Задатки- природная основа способностей»?

   а)паранаучного                   б)мифологического             в)научного             г)обыденного

11.Любое государство характеризуется

   а)разделением властей                      б)наличием армии

   в)осуществлением тотального контроля над личностью               г)многопартийностью

 

12.Либеральная политическая идеология предполагает

   а)  уважение к традициям, обычаям, существующим в обществе

   б) борьбу против социального неравенства, социальных контрастов

   в) стремление к созданию социально однородного бесклассового общества

   г) признание в качестве приоритета прав и свобод отдельной личности

 

13. С помощью такого критерия, как совершенствование нравственности людей, можно показать прогрессивный характер

   а) изобретения письменности                   б)успехов в освоении космического пространства

   в) отмирания обычая кровной мести        г)учения о разделении властей

 

14.К духовной жизни общества  относятся:

   а) знания                   б) стремления и цели людей          

в) все указанное выше

 

15.Девиантным поведением считается

   А )алкоголизм             б)убийство             в)кража               г)вымогательство

 

16.Нормы гражданского права применяются при

а) получении патента         б) выборах в органы представительной власти

в) экологических правонарушениях          г)решении трудовых споров

 

17.Племена и народности- это:

а) исторические типы общества          б)социальные страты          в)этнические общности

г) социальные группы

 

18.Экономическое развитие страны  определяется:

а) ее бюджетом           б)ВВП             в)расходами на образование        г)количеством предприятий

 

                                                                    ЧАСТЬ B

При выполнении заданий этой части, ответ необходимо давать в виде слова, последовательности букв или цифр.

 

В1. Ниже приведен перечень понятий. Все они ,за исключением одного ,связаны с понятием «наука».

Закон, теория, культ, понятие, факт.

Найдите и укажите термин не связанный  с понятием «наука».

 

В2. Установите соответствие между формой познания и ее особенностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию  из второго столбца.

    ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ                                                             ОСОБЕННОСТИ

А) миф                                                       1)знание является побочным продуктом

                                                                                     Практической деятельности

Б) наука                                                     2)знание существует в форме художественных

                                                                                     образов

В) обыденное знание                                3)знание раскрывается в процессе повествования

Г) искусство                                              4)знание является результатом целенаправленной

                                                                                     деятельности

 

В3. Найдите в приведенном списке проявления экономической (хозяйственной)деятельности людей и обведите цифры, под которыми они указаны.

А) строительство новой транспортной развязки              

Б) выборы депутатов парламента 

В) изменение ставки банковского процента

Г) оказание парикмахерских услуг                          Д)репетиция новой пьесы в театре

Е) покупка в кредит квартиры

 

В4.Переживаемая и осознаваемая  человеком  нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности – это …………………….

 

В5.Идут сельскохозяйственные работы: прополка, окучивание, полив. Укажите, что из  ниже приведенного списка является объектом данной деятельности:

 1) водители поливочных машин                2) поливочные машины

 3) грядки картофеля                                    4) помидоры и огурцы в теплицах

 5) технические приспособления                6) пшеничное поле

 7) земледельцы

 

В6. Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них  нового суждения называется ………………….

 

В7.Найдите в приведенном ниже списке правовые отношения, регулируемые нормами гражданского права ,и укажите цифры, под которыми они указаны.

1)заключение брачного договора          2)заключение договора о поставке продукции

3)конфискация имущества       4)установление авторства    

5)нарушение дисциплины труда       6)совершение покупки в магазине

 

8.                  Подберите для каждой науки из левой колонки определение, стоящее в правой. Помните: определение науки отвечает на вопрос о том, что изучает данная дисциплина.

Наука

Краткое описание

1.Психология

А. Народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграция, продолжительность жизни.

2.Социология

Б. Бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения и взаимоотношений.

3.Экономика

В. Происхождение и эволюция человека, образование человеческих рас, нормальные вариации физического строения человека.

4.Демография

Г. Прошлое человечества в многообразии конкретных событий и фактов, закономерности развития общества.

5.Этнография

Д. Поведение животных и человека, процессы восприятия, мышления, осознания, запоминания и т.д.

6.Антрополо-гия

Е. Отношения господства и подчинения, государственное устройство и институты власти, режимы правления.

7.История

Ж. Взаимодействие социальных групп, функционирование социальных институтов, социальная структура общества.

8.Политология

З. Производство, обмен, распределение, потребление товаров и услуг, систему рыночных отношений

 

ИТОГОВАЯ  КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА  ПО  ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  10 класс

                                                        ВАРИАНТ 2

При выполнении этой части, дается 4 ответа, один из которых верный.

1. Личность человека –это

а) целостность социальных свойств человека

б) своеобразное сочетание особенностей, отличающих одного человека от другого

в) отдельный представитель социальной общности

г) отдельно взятый человек как представитель человеческого рода

 

2. В наиболее общем виде под культурой понимают

а) сложные формы поведения людей        б) вся преобразовательная деятельность человека

в) производство и  применение орудий труда       г) следование правилам этикета

 

3. Экономическая дифференциация  проявляется в

а) сращивании политической власти и крупного капитала

б) выделении богатых, бедных и средних слоев общества

в) появлении у отдельных групп новых источников дохода

г) создании новых производств

 

4.Верны ли суждения:

А.Политика обладает абсолютной самостоятельностью и не зависит от экономического строя общества.

Б.Политика обладает значительной самостоятельностью, оказывает воздействие на экономику и в то же время зависима от экономики.

1)верно только А              2)верно только Б            3)оба верны           4)оба неверны

 

5.Одним из атрибутов государства является:

а) профсоюз                  б)правящая партия                в)публичная власть           г)церковь

 

6.За ограничение вмешательства государства в экономическую сферу выступают партии:

а) коммунистические              б)социал-демократические             в)консервативные

г) либеральные

 

7. Рациональное познание ,в отличие от чувственного

а) создает  зрительный образ предмета                 

б) выделяет существенные признаки предмета

в) формирует знания и представления о предмете

г) нацелено на постижение истины

 

8. Истинное знание ,в отличие от ложного

а) создается в результате познавательной деятельности

б) требует усилий для понимания

в) соответствует предмету познания               г) является результатом наблюдений

 

9.Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного?

А) действие механизмов наследственности

Б) работа органов чувств                                 

В) способность адаптироваться к окружающей среде

Г) целенаправленная деятельность

 

10.Игра в отличие от труда

а) может носить условный характер                   б) имеет целенаправленный характер

в) предполагает общение                                     г)требует разнообразных средств

 

11. Обществом в широком смысле слова называют

а) исторически сложившуюся систему социальных отношений

б) весь окружающий  человека мир

в) группу, в которой люди взаимодействуют друг с другом

г) непосредственное социальное окружение людей

 

12. Производство- это:

а) разработка новых технологий                  б)отношения между людьми в процессе обмена;

в) процесс взаимодействия  людей с природой и техникой;

г) использование людьми машин  и оборудования

 

13. Принятие законов в РФ, согласно Конституции является функцией:

а) Конституционного собрания                   б) Председателя правительства

в) Федерального собрания                        г) Верховного суда

 

14. Суммарная стоимость всех конечных товаров и услуг ,произведенных на территории страны за год-это

а) национальный доход            б) валовой национальный продукт        в)производительность труда           г)валовой оборот

 

15. Правоспособность человека наступает:

а) в момент рождения               б)после наступления совершеннолетия

в) после вступления в брак                 г)при получении образования

 

16.Верны ли суждения :

А.В современном обществе возможна вертикальная мобильность.

Б.В современном обществе возможна горизонтальная мобильность.

1)верно только А          2)верно только Б            3)оба верны                  4)оба неверны

                                                       

  ЧАСТЬ В

При выполнении заданий этой части, ответ необходимо давать в виде слова, последовательности букв или цифр.

 

В1.Распределите перечисленные ниже позиции следующим образом: три первые  должны быть предметом изучения экономической науки, три последующие -других наук. Цифры в каждой тройке запишите в порядке возрастания:

1)формы взаимодействия государства и политических партий

2)методы рационального хозяйствования

3)пути устранения межнациональных конфликтов

4)способы внедрения ресурсосберегающих технологий

5)особенности научного  познания

6)условия повышения эффективности производства

 

В2. Установите соответствие нормативных систем, приведенных в первом столбце, и конкретных примеров, приведенных во втором.

     НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА                                                     ПРИМЕР

1.Право                                                      А.Уважение к старшим

2.Мораль                                                   Б.Право граждан на участие в голосовании с 18 лет

3.Политические нормы                           В.Соблюдение церковных обрядов

4.Религиозные нормы                              Г.Единство места и времени действия в пьесе

5.Обычаи,традиции                                 Д.Почетное место за столом предоставляется

                                                                             имениннику

6.Эстетические нормы                             Е.Назначение главой правительства лидера

                                                                             партии, победившей на выборах

7. Организационные нормы                     Ж.Продолжительность рабочего дня

 

В3.Найдите в приведенном списке субъекты деятельности  и укажите цифры, под которыми они указаны.

1.ученый                2.ученик                3.писатель            4.учебник           5.наука         6.учение

 

В4.Запишите слово ,пропущенное  в следующей фразе:

«Основой политики является    …………….»

 

В5.Укажите понятие:

«Система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека  к окружающей его действительности и самому себе, а также  обусловленные этими взглядами основные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы, ценностные ориентации- это ……..

 

В6. Запишите слово ,пропущенное в предложении:

Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют _______________   ________________.

 

В7.Найдите  в списке признаки, характеризующие право:

А) определяет границы должного  поведения людей

Б) относится к нормативной системе общества

В) существует как в устной, так и в письменной форме

Г) за нарушение этих норм следует общественное порицание

Д) формируется и поддерживается государством.

 

 

8.Установите соответствие между науками, в том или ином аспекте изучающими человека, и их кратким описанием.

 

Наука

Краткое описание

1.Анатомия

А. Наука о строении организмов

2.Педагогика

Б. Наука, о наиболее общих законах развития природы, общества и сознания.

3.Философия

В. Наука о функциях, отправлениях организма

4.Социология

Г. Наука о биологической природе человека.

5.Физиология

Д. Наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности.

6.Антропология

Е. Наука, изучающая входящие в состав организмов химические вещества.

7.Психология

Ж. Наука об обществе, отношениях людей и групп в нем.

8.Биохимия

З. Наука о воспитании и обучении.

 

 

 

ОТВЕТЫ  К  ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ  РАБОТЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 10 класс

ВАРИАНТ 1:

Тест в форме ОГЭ по разделу: «Человек»

ОГЭ ПО ТЕМЕ: «ЧЕЛОВЕК»

Часть 1

1. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.

Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением других людей о себе.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

2. Древние историки утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Это свидетельствует о его неординарных

  1. умениях

  2. привычках

  3. интересах

  4. способностях

3. Более высокий уровень развития человека по сравнению с животными, в частности, проявляется в

  1. совершенстве руки как производящего орудия

  2. использовании предметов, данных природой

  3. приспособлении к окружающему миру

  4. развитии органов чувств

4. Верны ли следующие суждения о личности?

А. понятие «личность» тесно связано с понятием «общество»

Б. личность – это врождённые, природные качества человека.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. Что характеризует человека как личность?

  1. возраст

  2. особенности строения тела

  3. половая принадлежность

  4. профессиональная деятельность

6. Научные открытия представляют собой результат деятельности

1. материально-производственной

2. социально-преобразовательной

3. практической

4. духовной

7. Игра, учение, труд выступают в качестве

1. критериев истины

2. видов деятельности

3. социальных качеств

4. биологических потребностей

8. Верны ли следующие суждения о личности?

А.Личность – продукт биологической эволюции.

Б.Максимальное влияние на личность оказывает общество.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

9. Результатом самопознания, в частности, является

1. накопление знаний о человеке и природе

2. познание ценностей общества

3. изучение социальных норм

4. представление о своих способностях

10. Признаком человеческой деятельности, отличающей её от поведения животных, является

1. проявление активности

2. целеполагание

3. приспособление к среде обитания

4. взаимодействие с окружающим миром

11. В познавательной деятельности, в отличие от трудовой

1. средства должны соответствовать целям

2. субъектом выступает отдельная личность

3. цель состоит в получении достоверного знания

4. результатом является создание нового продукта

12. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе?

А. В человеке самой природой заложено жить в обществе.

Б. Личность может сформироваться только в человеческом обществе.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

13. Процесс самопознания включает накопление знаний об особенностях

1. собственной внешности

2. различных типов темперамента

3. моральных и правовых норм

4. взаимодействия человека и природы

14. Процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит, называется

  1. адаптацией

  2. образованием

  3. воспитанием

  4. социализацией

15. Что свойственно и человеку, и животному?

1. преобразование мира

2. накопление знаний

3. необходимость отдыха

4. стремление к прекрасному

16. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Главным в характеристике личности является участие человека в общественных отношениях и сознательной деятельности.

Б. Новорождённый человек является личностью.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

17. К практической деятельности относится

1. производство материальных благ

2. познание законов развития природы

3. формирование религиозных представлений о мире

4. сочинение музыки

18. Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего «я»

1. самообразование

2. самопознание

3. самосохранение

4. самолюбование

19. Главным проявлением личности человека является:

  1. участие в жизни общества

  2. характер протекания психических процессов

  3. генетически наследуемые качества

  4. особенности мышления и памяти

20. И человеку, и животному свойственна потребность в

  1. самовыражении

  2. сохранении потомства

  3. общественном признании

  4. трудовой деятельности

21.

22. Установите соответствие: к каждому определению, данному в первом столбце, подберите соответствующее понятие из правого:

А. Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя

1. индивид

Б. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода

2. индивидуальность

В. Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств

3. личность

Запишите в таблицу цифры, соответствующие буквам:

25. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Учёные насчитали несколько десятков научных направлений изучения человека. (Б) Защищено немало диссертаций по этим направлениям. (В) Вряд ли удастся в ближайшее время осуществить прорыв в изучении человека на социальном уровне.

Определите, какие положения текста носят

  1. отражают факты

  2. выражают мнения

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер:

ОТВЕТЫ

1. 1

4. 1

7. 2

10. 2

13. 1

16. 1

19. 1

22. 312

2. 4

5. 4

8. 2

11. 3

14. 4

17. 1

20. 2

23. 134

3. 1

6. 4

9. 4

12. 2

15. 3

18. 2

21. 2413

24. 35

25. 112

26.

29.

27.

30.

28.

31.

прозрачных умов: исследование самопознания | Отзывы | Философские обзоры Нотр-Дама

Немногие работы по интроспективному самопознанию охватывают столько же вопросов, сколько « Прозрачные умы» Хорди Фернандеса . Многие дискуссии об интроспекции прекращаются после решения вопроса о том, как мы интроспецируем наши убеждения; Фернандес идет дальше, чтобы обсудить очень интересный вопрос о том, как мы анализируем наши желания. Он также применяет свою теорию к внедрению мысли и самообману — вопросам, обычно не рассматриваемым в работе над самопознанием. Хотя Фернандес опубликовал довольно много статей по самоанализу, эта книга добавляет дополнительные аргументы, давая еще более четкое и убедительное представление о его взглядах. Он внес приятный, стимулирующий вклад в дебаты о самопознании, которые стоит прочесть.

Несмотря на широту его трактовки интроспекции, его книга   не дает полной картины интроспективного метода .  В каком-то смысле Фернандес не стремится к этому; интроспекция ощущений, эмоций и восприятия явно отмечена как выходящая за рамки его обсуждения. [1]  Однако он оставляет открытыми многие важные вопросы об интроспекции веры и желания. Некоторые аспекты модели нуждаются в большей детализации, и, по-видимому, есть случаи интроспекции этих установок, которые не вписываются в его модель — более того, этого требует его собственное описание вставки мыслей. Хотя я сосредоточусь на этих ограничениях, я думаю, что из его аргументов еще многое можно извлечь.

Представление Фернандеса об интроспекции, как и многие другие, черпает вдохновение из замечаний Гарета Эванса об интроспекции — грубо говоря, чтобы выяснить, верите ли вы в то, что p, вы просто спрашиваете, истинно ли p. [2]  У Фернандеса есть новая интерпретация прозрения Эванса: когда вы спрашиваете, есть ли p, вы ищете, находитесь ли вы в состоянии, которое обычно заставляет  поверить, что p. Нормальную причину М он называет основанием 9.0004 для М. Он называет свою модель интроспекции моделью «обхода»; вы «обходите» поиск ментального состояния напрямую и ищете, находитесь ли вы в состоянии, которое было бы нормальной причиной этого ментального состояния. В случае с убеждением это обычно включает в себя поиск причин для конкретного убеждения; хотя использование Фернандесом термина «основания» не является нормативным, он предполагает, что нормальными причинами веры являются состояния, которые являются причинами для этой веры. В большинстве случаев нормальная причина психического состояния М будет той же, что и нормальная причина интроспективного убеждения, что вы находитесь в М. Интроспективное убеждение — это оправдал , если он был проанализирован на адекватных основаниях. Адекватные основания для убеждения — это основания, которые имеют тенденцию коррелировать с положением дел, которое делает убеждение истинным, поэтому для интроспективных убеждений адекватные основания будут иметь тенденцию коррелировать с вашим психическим состоянием, которое, по вашему мнению, у вас есть. Поскольку нормальные причины, как правило, коррелируют с вещами, для которых они являются нормальными причинами, интроспективные убеждения будут оправданы (хотя и не бесспорно), если они сформированы путем обхода.

В стандартных случаях интроспекции убеждений метод обхода дает те же результаты, что и другие подходы, вдохновленные Эвансом. Интересными случаями для модели Фернандеса являются случаи, когда нормальные причины убеждения не являются рациональными причинами. Рассмотрим человека, чьи расистские убеждения вызваны эмоциями. Фернандес использует этот пример (стр. 136–138), чтобы прояснить, что, хотя в его модели одно и то же состояние (в данном случае расистская эмоция) лежит в основе как расистской веры, так и интроспективного осознания ее, он может приспособиться к интуиции, что, хотя расистское убеждение не оправдано (формируется на неадекватных ему основаниях), интроспективное убеждение оправдано (поскольку эмоция является  адекватным основанием для интроспективного убеждения, поскольку это нормальная причина интроспекции расистского убеждения).

Однако возникает несколько загадок, связанных с тем, как модель справляется с такими случаями. Во-первых, можно беспокоиться о том, как мы группируем убеждения и причины таким образом, что эмоция становится нормальной причиной этого убеждения, даже если эмоции не являются нормальными причинами убеждений этого человека в целом. По-видимому, Фернандес не хочет в конечном итоге индивидуализировать классы интроспективных убеждений настолько тонко, чтобы нормальная причина убеждения в том, что р (и, следовательно, то, на что вы смотрите при интроспекции), всегда была бы той, чем на самом деле является причина. Во-вторых, можно также задаться вопросом о том, как расист мог знать, что нужно смотреть на свои эмоции, а не на причины, когда анализирует свои расистские убеждения. Не может быть, чтобы он делал это, потому что интроспективное убеждение просто всплывает в его голове всякий раз, когда у него возникает эмоция — поскольку Фернандес утверждает, что самоанализ — это когнитивное достижение; нужно на самом деле  сделать что-то, следовать какому-то методу, провести самоанализ (стр. 28-9). Он не может знать, что нужно смотреть на свои эмоции, потому что он наблюдал прошлую корреляцию между конкретными эмоциями и расистскими убеждениями, поскольку эмоция предположительно является его единственным эпистемическим доступом от первого лица к тому факту, что у него есть убеждения. В-третьих, для того чтобы интроспективное убеждение было оправданным, Фернандес требует, чтобы субъект был способен осознавать состояние, которое его обосновывает, и быть способным представить основания в качестве обоснования интроспективного убеждения (стр. 41-3). ). Пока эта тема мог бы  оправдать свои интроспективные убеждения о своем расизме обращением к эмоциям («У меня на самом деле нет никаких причин — я просто  чувствую, что эта расовая группа неполноценна»), он более правдоподобно дал бы постфактум рационализм, ссылаясь на причины своей веры в то, что не являются причинами. Но его интроспективная вера не кажется от этого менее оправданной. Скорее, он, кажется, остро осознает свои расистские взгляды, и это осознание объясняет, почему он выдумывает причины своих расистских убеждений . Более того, может случиться так, что мы все делаем ошибки в определении причин многих наших убеждений, [3]  и это будет иметь контринтуитивное последствие, заключающееся в том, что мы не имеем оснований в нашем интроспективном знании этих убеждений.

Еще один интересный случай — тот, который возникает, когда вы забываете причины своего убеждения. По словам Фернандеса, я все еще могу обоснованно интроспективно полагать, что, например, я считаю, что у кофе Stumptown хорошая репутация (несмотря на то, что я забыл, почему я сформировал это убеждение). Вместо того, чтобы искать мои первоначальные причины, интроспективное убеждение формируется на основе моего опыта кажущегося воспоминания о том, что кофе в Стамптауне имеет хорошую репутацию (см. стр. 55). Но мне не ясно, соответствует ли этот пример общей модели; мое кажущееся припоминание, конечно, не является первоначальной причиной убеждения, и кажется спорным, является ли оно поддерживающей причиной убеждения. Вместо этого, похоже, это вызвано на  вера — кажется, я помню, что Stumptown Coffee имеет хорошую репутацию  потому что  я верю в это. Теперь можно утверждать, что мое воспоминание должно быть причиной моего убеждения, поскольку даже если у меня было убеждение до того, как сформировалось кажущееся воспоминание, теперь , кажущееся воспоминание каузально поддерживает убеждение. Или еще утверждать, что, хотя я и не могу припомнить причин, по которым я так думаю, память в каком-то смысле сохранила диспозиции, связанные с этими основаниями. [4]  Но более правдоподобный ответ, я думаю, состоит в том, чтобы ослабить требование о том, чтобы при интроспекции вы должны обращать внимание на причину ментального состояния — просто требовать, чтобы вы интроспективно смотрели на состояние, которое надежно причинно связано с интроспецируемым психическим состоянием. Возможно, иногда мы формируем обоснованные интроспективные убеждения, обращаясь к причинным следствиям нижестоящих психических состояний. Я думаю, что такой шаг также улучшит точку зрения Фернандеса на интроспекцию желания, сохраняя при этом общие мотивы этой точки зрения.

Фернандес дает параллельный отчет об интроспекции желания (глава  3): для самоанализа, желаете ли вы этого q, вы смотрите, находитесь ли вы в состоянии, которое обычно заставляет вас желать этого q. Он выделяет три типа нормальных причин желания q: оценка q, наличие желания r и вера в то, что r было бы таковым, если бы q имело место, и то, что он называет «побуждением» — наличие опыт не-q как неприятный. Это расширение его объяснения желания более правдоподобно, чем многие другие попытки расширить объяснение, которое было разработано на основе размышлений в основном о вере.

Однако требование интроспекции путем поиска нормальных причин ментального состояния кажется слишком ограничительным; «Побуждения» Фернандеса кажутся иногда вызванными желанием, а не его причиной. Когда мне неприятно, что я не смотрю телешоу, от которого я в настоящее время зависим, эта неприятность, кажется, связана с моим желанием его посмотреть, а также с тем фактом, что я не удовлетворяю это желание. Но если есть желание вызывает переживание неприятности, через которое я интроспекцию желания, то это не интроспекция через обход. Возможно, Фернандес  заявит, что в этом случае мое интроспективное убеждение сформировано на основе желания делать то, что мне нравится, и убеждения, что просмотр телевизора является способом удовлетворения этого желания. Но кажущаяся сила этого конкретного желания лучше соответствует тому, насколько неприятным, по моему мнению, было бы его утаивание, чем тем, насколько приятным, по моему мнению, было бы его удовлетворение, — таким образом, важный факт о желании познается интроспективно в силу чего-то, что каузально ниже по течению. желания.

Глава 5, посвященная внедрению мыслей, также оставляет без внимания важные вопросы. Фернандес утверждает, что центральные особенности внедрения мыслей лучше всего объясняются тем, что интроспективные убеждения субъектов не оказывают того «давления», которое наши обычные интроспективные убеждения оказывают на нас (предположительно, продолжают) занимать психическое состояние, которое кажется интроспективным. Это, по его мнению, объясняет, почему субъекты чувствуют, что мысли, которые они, кажется, осознают, не принадлежат им — существует «осознание без собственности» (стр. 145). Интроспективные убеждения, сформированные посредством обхода, как он утверждает в своей главе о парадоксе Мура (глава 4), предположительно действительно оказывают это давление — в отличие от убеждений о наших психических состояниях, сформированных, например, посредством умозаключений на основе наблюдений за нашим поведением. Но это означает, что история требует некоторого описания того, как эти субъекты узнают об этих вставленных мыслях, поскольку это не происходит через обход.

Мы могли бы также задаться вопросом, не могут ли некоторые из наших обычных интроспективных убеждений быть сформированы с помощью этого другого метода, поскольку, по-видимому, действительно бывают случаи — особенно в отношении желания — когда мы не чувствуем необходимости занимать (или продолжать занимать) ментальное пространство. состояние, в которое мы интроспективно верим, что имеем. Кто-то, кто интроспективно исследует желание, которое вызывает у него отвращение, или стыд, или которое он считает иррациональным — которое, по их мнению, ему не следует иметь, — кажется, не чувствует давления, чтобы продолжать занимать рассматриваемое состояние, когда он интроспектирует. . Почему же тогда они не обязательно чувствуют, что желание «вставлено»? Это правда, что иногда мы думаем о желаниях, подобных этому, как о «охватывающих нас», и, возможно, иногда мы думаем, что они на самом деле не являются нашими собственными. Но такие заявления об отсутствии собственности кажутся гораздо более метафоричными, чем те, которые делаются людьми, испытывающими внедрение мыслей.

Взгляды Фернандеса на самообман (глава 6) кажутся более развитыми. Он утверждает, что человек, который самообманывается, совершает ошибку самопознания. Самообман женоненавистнический философ (стр. 184), утверждающий, что он верит в то, что женщины не хуже в философии, хотя его действия говорят об обратном, сформировал интроспективное убеждение, что он , а не верит, что женщины хуже, хотя он в факт имеет это убеждение. Убеждение первого порядка объясняет его сексистское поведение — например, что он никогда не был сторонником найма женщины, что он пренебрежительно относится к работам, опубликованным людьми с женскими именами, — а убеждение второго порядка объясняет его отчеты. о его вере. Итак, Фернандес утверждает, что его отчет может объяснить, как часто самообманщики могут действовать противоречиво, поскольку иногда их действия предполагают, что у них действительно есть определенное убеждение, а иногда их действия предполагают, что они этого не делают. Эта модель также должна объяснить, почему мы считаем самообманутых виновными в их самообмане.

Мне кажется правильным, что основные случаи самообмана связаны с отсутствием знаний о себе, [5] , и они действительно связаны с некоторой интроспективной слепотой. Однако некоторые из случаев, которые обсуждает Фернандес, явно не связаны с неудачами самоанализа. Возьмем еще раз самообманувшегося женоненавистнического философа. Фернандес утверждает, что у этого философа есть интроспективное убеждение, что он считает, что женщины так же хороши в философии, как и мужчины, потому что он не находит оснований полагать иначе. Но если это то, как мы должны понимать дело, то мне кажется странным утверждать, что этот философ заслуживает порицания за ошибку в 9 раз.0003 самоанализ .

Так вот, есть много причин, по которым этот философ эпистемически достоин порицания — очевидно, главным образом потому, что он не должен иметь сексистского убеждения первого порядка, а также потому, что он не принимает во внимание свидетельство третьего лица (его сексистское поведение), которое является доступным ему. Но если обходная модель верна, поскольку он не находит оснований для сексистской веры, то он эпистемически достоин восхищения в своем обращении с имеющимися у него свидетельствами от первого лица и не совершает интроспективной ошибки. Тем не менее, все еще кажется, что он мог ошибаться в самоанализе — и что именно в этом состоит самообман. Фернандес мог бы сказать, что его ошибка самопознания заключалась в том, что он не находил0003 действительная  причина его сексистских убеждений. Тем не менее, если 1) мы не конкретизируем дело, чтобы заявить, что эта действительная причина является нормальной причиной — основанием — для его женоненавистнической веры, и 2) он совершил некоторую эпистемическую ошибку, не понимая, что действительная причина является нормальной причиной , мы не можем, следуя модели Фернандеса, сказать, что он совершил ошибку в самоанализе.

Несмотря на это, обсуждение и оценка Фернандесом преднамеренной модели самообмана (где предполагается, что самообманчивый субъект намеренно обманывает себя) и модели, мотивированной желанием (где желание самообманутого субъекта, что p вызывает подвергается предвзятому отношению к доказательствам, поэтому она приходит к иррациональному убеждению, что p) хорошо аргументирована, и он, по крайней мере, убедил этого читателя в том, что есть случаи самообмана, с которыми его собственная модель справляется лучше, чем эти другие модели. .

Итак, в нынешнем виде «Прозрачные умы» оставляет много необъясненного. Я думаю, что это лучше всего рассматривать как довод в пользу важности всего одного конкретного способа формирования обоснованных интроспективных убеждений. Но уже одно это является важным вкладом. Настоятельно рекомендую всем, кто интересуется самопознанием.

Фома Аквинский – К более глубокому самоощущению — FifteenEightyFour

24

Январь

2014

Поделись этой статьей сегодня

Твит

 

«Кто я?» Судя по автозаполнению Google, это не один из тех вопросов, которые мы обычно задаем в Интернете (в отличие от других экзистенциальных вопросов, таких как «В чем смысл жизни?» или «Что такое человек?»). Но философы уже давно считают, что «Кто я?» является в некотором роде центральным вопросом человеческой жизни. «Познай самого себя» — надпись, которую древние греки начертали над порогом дельфийского храма Аполлона, бога мудрости. На самом деле, самопознание — это врата к мудрости, как заметил Сократ: «Мудрый человек — это тот, кто знает то, чего он не знает».

Фома Аквинский

Реальность такова, что всем нам в той или иной степени не хватает самопознания, а стремление к самопознанию — поиск на всю жизнь, часто болезненный. Например, распространенным явлением, изучаемым в психологии, является «потеря самоощущения», которое происходит, когда привычный образ мышления о себе (например, как о «здоровом человеке», «человеке, который хорошо зарабатывает», « родитель») внезапно уносится из-за крупной жизненной перемены или трагедии. Вынужденный впервые столкнуться с самим собой без этих защитных ярлыков, чувствуешь себя так, будто земля вдруг выбивается из-под ног: кто я, в самом деле?

Но реальность неведения о себе — это что-то вроде философской загадки. Почему нам нужно работать над получением знаний о себе? В других случаях невежество возникает из-за отсутствия опыта. Неудивительно, что я путаю кенгуру с валлаби: я никогда не видел ни того, ни другого в реальной жизни. Конечно Я не знаю, о каком числе вы думаете: я не могу заглянуть внутрь вашего разума. Но какое у меня оправдание тому, что я не знаю ничего, что касается меня самого? я уже сам ! Я, и только я, могу испытать мой собственный разум изнутри. Это инсайдерское знание делает меня — как постоянно напоминают нам специалисты по коммуникациям — неоспоримым авторитетом в том, «что я чувствую» или «что я думаю». Так почему же для меня это пожизненный проект, направленный на понимание моих собственных мыслей, привычек, импульсов, причин для действий или природы самого ума?

Это называется «проблемой самонепрозрачности», и мы не единственные, кто ломает над ней голову: она также представляла большой интерес для средневекового мыслителя Фомы Аквинского (1225–1274), чья теория самонепрозрачности знания задокументированы в моей новой книге Аквинский о человеческом самопознании . Это распространенный научный миф о том, что ранние современные философы (начиная с Декарта) изобрели идею человека как «я» или «субъекта». Моя книга пытается развеять этот миф, показывая, что, подобно современным философам и нейробиологам, средневековые мыслители были так же заинтересованы в том, почему разум так близко знаком и в то же время так недоступен самому себе. (На самом деле, задолго до Фрейда средневековые латинские и исламские мыслители размышляли о подсознательном, недоступном царстве разума.) Чем больше мы изучаем средневековый период, тем яснее становится, что исследование себя начинается не с Декарта. Я мыслю, следовательно, я существую». Скорее, Декарт принимал сторону в споре о самопознании, который начался уже в тринадцатом веке и раньше.

Для Фомы Аквинского мы не сталкиваемся с собой как с изолированными разумами или самостями, а всегда как с агентами, взаимодействующими с окружающей средой.

Фома Аквинский начинает свою теорию самопознания с утверждения, что все наше самопознание зависит от нашего восприятия окружающего мира. Он отвергает популярную в то время точку зрения, согласно которой разум «всегда включен», никогда не спит, подсознательно осознает себя на заднем плане. Вместо этого, утверждает Аквинский, наше осознание самих себя запускается и формируется нашим опытом объектов в нашей среде . Он изображает ум как своего рода неопределенную ментальную «замазку», которая принимает форму, когда активизируется при познании чего-либо. Сам по себе ум темен и бесформенен; но в момент действия оно «загорается» для себя изнутри и видит себя вовлеченным в это действие. Другими словами, когда я жажду выпить чашечку послеобеденного кофе, я не просто осознаю кофе, но себя как того, кто хочет его . Таким образом, для Фомы Аквинского мы не сталкиваемся с собой как с изолированными разумами или самостями, а скорее всегда как с агентами, взаимодействующими с окружающей средой. Вот почему ярлыки, которые мы навешиваем на себя — «садовник», «терпеливый человек» или «любитель кофе» — всегда основаны на том, что мы делаем, чувствуем или думаем по отношению к другим вещам.

Храм Аполлона в Дельфах, © 2004 David Monniaux

Но если мы «видим» себя изнутри в момент действия, как насчет упомянутой выше «проблемы самонепрозрачности»? Вместо того, чтобы лишиться самопознания, разве мы не должны ясно «видеть» все о себе? Ответ Аквинского заключается в том, что только потому, что мы что-то переживаем, не означает, что мы сразу все об этом понимаем — или, если использовать его терминологию: переживание того, что что-то существует, не говорит нам9.0007 что это . (Для сравнения: если я когда-нибудь встречу валлаби, это не сделает меня экспертом по валлаби.) Изучение природы вещей требует длительного процесса сбора доказательств и выводов, и даже в этом случае мы никогда не сможем полностью понять это. То же самое относится и к уму. Я абсолютно уверен, с точки зрения инсайдера, которой не может быть ни у кого другого, в реальности моего опыта желания еще одной чашки кофе. Но значение этих переживаний — что они из себя представляют, что они говорят мне обо мне самом и о природе ума — требует дальнейшего опыта и рассуждений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *